Главная              Рефераты - Разное

2 Сеть образовательных учреждений муниципального образования поселок Заволжский 4 - реферат

Публичный доклад

муниципального общеобразовательного учреждения

«Заволжская средняя общеобразовательная школа»

Калининского района Тверской области

2008 – 2009 учебный год

П. Заволжский, 2009 г.

Содержание

1. Введение. 3

2. Основная часть. 4

2.1. Сеть образовательных учреждений муниципального образования – поселок Заволжский. 4

2.2. Общая характеристика МОУ «Заволжская СОШ». 4

3. Ресурсы общеобразовательного учреждения. 5

3.1. Финансирование и эффективность использования средств. 5

3.2. Материально-техническое и методическое обеспечение. 6

4. Педагогические кадры.. 6

5. Условия обучения. 8

5.1. Географическая доступность. 8

5.2. Социальные аспекты образования. 8

5.3. Организация летнего труда и отдыха. 8

5.4. Состояние здоровья и физического развития обучающихся. 9

5.5. Обеспечение безопасности образовательного процесса. 12

6. Результаты образовательной деятельности МОУ «Заволжская СОШ». 13

6.1. Преемственность между ступенями обучения. 13

6.2. Качество обучения. 16

6.3. Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учению.. 22

6.4. Воспитательная деятельность. 23

7. Инновационная деятельность общеобразовательного учреждения. 31

7.1. Государственное общественное управление (ГОУ) 31

7.2.Предшкольное образование. 33

7.3.Апробация УМК «Перспективная начальная школа». 34

7.4. Предпрофильная и профильная подготовка обучающихся школы.. 35

7.5. Модель «Школа здоровья». 37

7.6. Система работы базовой школы.. 38

8. Заключение. 40

8.1. Основные проблемы.. 40

8.2. Направления деятельности в 2009 – 2010 учебном году. 42


1. Введение

Эффективное решение проблем современного образования на уровне

школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования.

Программа развития МОУ «Заволжская СОШ» Калининского района, которой руководствуется в своей работе педагогический коллектив школы, рассчитана на 2007 – 2010 годы и представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, инновационной и опытно – экспериментальной деятельности, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и основные планируемые конечные результаты, критерии.

Школа обязана как образовательное учреждение выполнять основные цели образования, которых нам хотелось бы добиться, и выявить те недостатки, которые мешают достижению данных целей. Основной целью является формирование многосторонней, нравственно полноценной, творчески ориентированной личности, идущей по пути саморазвития. Педагогический коллектив нашей школы видит свою миссию в том, чтобы выпустить в большую жизнь не просто образованного человека, но человека культурного, разносторонне подготовленного к участию в жизни общества, умеющего разумно строить свою жизнь, принимая ответственность за неё и транслируя гуманистические общечеловеческие ценности.

Реализация модернизации образования возможна лишь при смене идеологии, прежде всего, педагогических кадров, ориентирующихся в настоящее время на смену профессиональных компетенций, творчество в работе, что, в свою очередь, будет стимулировать творчество учащихся. Такие серьезные задачи могут быть решены лишь при функционировании учреждения в рамках инновационной деятельности, направления которой определены всем педагогическим коллективом и стали единой для всех задачей. Для нашей школы в процессе реализации предыдущей программы развития мы отобрали следующие основные направления, ставшие целевыми подпрограммами инновационной работы ОУ: государственно-общественное управление образовательным учреждением, внедрение предпрофильной и профильной подготовки, система работы базовой школы и здоровьесберегающие технологии. Реализация этих направлений позволит нам добиться создания условий для максимального развития личности учащегося, сохранения и укрепления его здоровья и социализации выпускника школы .

Программа развития школы определяет цели воспитания и образования с учетом приоритетов и стратегии государства в образовательной сфере, интересов муниципальных органов власти и социального заказа учащихся и родителей. Программа предполагает наличие концепции развития, вычленения основных проблем и определяет этапы и пути их решения на ближайшие три года.

2. Основная часть

2.1. Сеть образовательных учреждений муниципального образования – поселок Заволжский

На территории поселка находится три образовательных учреждения:

муниципальное общеобразовательное учреждение «Заволжская средняя общеобразовательная школа», дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок»; в помещении школы функционирует учреждение дополнительного образования «Заволжская школа искусств».

Все образовательные учреждения работают в сотрудничестве: осуществляется частичная преемственность между дошкольным и школьным образованием (учителя начальных классов знакомы с программой детского сада, посещают занятия в детском саду, проводят совместные родительские собрания; воспитатели с малышами подготовительной группы приходят на некоторые праздники в начальную школу; воспитанники Заволжской школы искусств выступают в детском саду, на родительских собраниях в школе). Ежегодно составляется план совместных мероприятий, где предусматриваются педсоветы по вопросам воспитания и развития обучающихся, праздники для детей и жителей поселка с участием МОУ «Заволжская СОШ», школы искусств и детского сада.

2.2. Общая характеристика МОУ «Заволжская СОШ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заволжская средняя общеобразовательная школа» Калининского района Тверской области находится в п. Заволжский.

Адрес:170508, Тверская область, Калининский район, Заволжское сельское поселение, поселок Заволжский, дом 10.

Телефон: 379-323, 379-327, 379-423.

Электронная почта: e-mail: s-v-an@yandex.ru

Учредитель: Администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район».

Вышестоящий орган: Управление образованием Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район».

Лицензия на право ведения образовательной деятельности (А №232342, регистрационный № 299 от 05.06.2007 года) разрешает осуществление следующего вида деятельности: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Срок действия лицензии: 21.06.2011года.

Государственная аккредитация АА 065502, регистрационный № 1475 от 27.12.2001года.

Государственная регистрация юридического лица: №1026900579738 от 30.01.2008 года.

МОУ «Заволжская СОШ» находится в поселке городского типа в 3 км от города Твери. Вблизи школы проходит автомагистраль Москва - Санкт-Петербург. На территории поселка находится крупный свиноводческий комплекс ЗАО Племзавод «Заволжское».

Инфраструктура поселка представлена: сельской библиотекой, Домом культуры «Юность», детским садом «Колосок», сетью магазинов, Заволжской сельской врачебной амбулаторией.

Школа находится в центре поселка, здание соответствует требованиям СанПиНа и противопожарной безопасности.

3. Ресурсы общеобразовательного учреждения

3.1. Финансирование и эффективность использования средств

Формирование бюджета школы осуществляется из нескольких источников финансирования.

Реализация основных общеобразовательных программ: закупка учебной литературы, методических материалов, интерактивного оборудования для учебного процесса, мебели для школьников и т.п. осуществляется за счет федеральных субвенций.

Проведение капитальных ремонтных работ, замена оконных блоков, покупка хозяйственных материалов и инвентаря, устранение нарушений по результатам проверок Роспотребнадзора, Государственной пожарной инспекции, оборудование Информационного центра, медицинского кабинета, питание школьников и т.п. осуществляется за счет финансирования из регионального и муниципального бюджета.

Оплата коммунальных услуг производится из средств муниципального образования «Калининский район».

Фонд заработной платы работников школы формируется за счет защищенных статей федерального бюджета, региональных субвенций.

Определенная часть материального обеспечения образовательного процесса осуществляется за счет спонсорских средств.

В 2008-2009 учебном году на капитальный ремонт выделено и освоено более 400 000 тысяч рублей, приобретено основных средств для модернизации общеобразовательного процесса на сумму более 600 000 тысяч рублей.

3.2. Материально-техническое и методическое обеспечение

Учебно-материальная база школы позволяет на со­временном уровне проводить учебно-воспитательную работу с обучающимися. В настоящее время школа функционирует в одном школьном здании с единым составом участников учебно – воспитательного процесса. Проектная мощность школы - 1176 мест. Общеобразовательное учреждение располагается в трехэтажном типовом здании, имеет центральное отопление, полностью люминесцентное освещение, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, столовую, укомплектованную современным кухонным оборудованием, два спортивных зала, тренажерный зал, медицинский кабинет, библиотеку с читальным залом, актовый зал, Народный музей 8 танковой бригады имени П.А. Ротмистрова, оборудованные кабинеты.

В последние 3 года наблюдается существенная динамика использования бюджетных средств на укрепление материально-технической базы школы. В кабинете информатики установлено новое компьютерное оборудование, подключена выделенная линия доступа к сети Интернет, к которой школьники и педагоги имеют свободный доступ. Кабинет физики оформлен таблицами-конспектами, оснащен демонстрационными приборами и современным электронным оборудованием для лабораторных работ по всем разделам курса. Новейшие световые микроскопы, микролаборатории, динамические модели сообществ, генетических законов циклоразвития организмов осваивают ребята в кабинете биологии. Электронная таблица Менделеева, яркие, информационно емкие таблицы веществ, объемные макеты кристаллических решеток, приборы для измерения объема газов и температуры, новая химическая посуда, дистиллятор помогают ребятам постигать химию.

В рамках губернаторской программы «Дорога к школе» школа получила автобус и ежедневно организует подвоз детей на занятия.

Школьная библиотека оснащена телевизором, копировальным аппаратом, компьютером. Обеспеченность учебной литературой составляет 89,7 %. В 2008 – 2009 учебном году приобретены учебники математики для 5 – 11 классов, учебники для начальной школы по программе «Перспективная начальная школа».

Библиотечный фонд требует пополнения и обновления, причем не только книжного фонда, но и оснащения новой компьютерной техникой, необходимой для создания базы данных, медиатеки.

4. Педагогические кадры

Общеобразовательное учреждение укомплектовано преподавателями согласно штатному расписанию полностью. Вакансий нет.

Административная группа состоит из 6 человек: директор, заместитель директора по УВР, заместитель директора по НМР и ИКТ, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора безопасности, заместитель директора по АХЧ. В школе работает 41 учитель, в том числе 6 учителей дополнительного образования, логопед, педагог-психолог, старшая вожатая.

Описание кадрового ресурса ОУ

Общее количество педагогов образовательного учреждения

41

Количество педагогов, имеющих стаж педагогической работы:

от 2 до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 20 лет

свыше 20 лет

7

5

8

21

Количество работающих пенсионеров

19

Количество педагогов, имеющих

высшую квалификационную категорию

первую квалификационную категорию

вторую квалификационную категорию

не имеющих категорию

12

14

9

6

Общее количество педагогов образовательного учреждения

41

Количество педагогов, имеющих

высшее образование

среднее специальное образование

Аспирант ТГУ

30

11

1

Количество педагогов, имеющие ученые степени и звания

«Отличник народного просвещения»

Награждены

Похвальной грамотой Министерства просвещения РФ

другими правительственными наградами

4

5

6

Необходимо отметить, что коллектив школы стабильный, отсутствует текучесть кадров. В школу идет молодежь – 11 педагогов являются выпускниками нашей школы. Количество педагогов, имеющих высшую и первую категорию, увеличилось на 8 человек. Школа является сельской. Тем не менее, образовательный уровень педагогов достаточно высокий – 30 человек имеют высшее образование, один учится в аспирантуре. Педагоги школы постоянно повышают свое профессиональное мастерство: обучаются на курсах повышения квалификации при ТОИУУ, ФПК ТГУ, принимают участие в работе постоянно действующих семинаров, научно-практических конференциях.

5. Условия обучения

5.1. Географическая доступность

В МОУ «Заволжская СОШ» осуществляется подвоз обучающихся на занятия из населенных пунктов, находящихся на расстоянии от 2 до 18 км от школы.

В подвозе нуждаются 65 обучающихся школы.

С ЗАО ПЗ «Заволжское» заключен договор до конца 2009 года на подвоз детей из д. Новинки, д. Городня, д. Савино;

на школьном автобусе осуществляется подвоз детей из д. Н.Малица, п. Д.Черкассы, д. Дмитровское, д. Брянцево. Сопровождение обучающихся в транспорте осуществляют педагогические работники школы. Водитель школьного автобуса проходит ежедневное медицинское освидетельствование. Выпуск автобуса в рейс производит заместитель директора по безопасности, прошедшая специальные курсы. Ведутся необходимые журналы.

5.2. Социальные аспекты образования

За прошедшие годы, в связи с реорганизацией и ликвидацией основных предприятий поселка, изменился его социальный портрет: большинство родителей учащихся с высшим образованием потеряли работу и вынуждены работать на городских предприятиях или заниматься частным предпринимательством.

Но вместе с тем наметились тенденции к повышению образовательного ценза родителей.

Анализируя семейное положение учащихся, было выяснено, что число неполных семей из года в год растет. Каждая третья семья – неполная. 25 семей многодетные, 5 детей воспитываются в неблагополучных семьях.

Количество малообеспеченных семей увеличилось по сравнению с прошлым годом на 12. Жилищные условия учащихся в поселке относительно неплохие.

5.3. Организация летнего труда и отдыха

Особое место в работе школы занимает организация летнего труда и отдыха. В течение многих лет в период летних каникул в нашей школе существует трудовая бригада. В трудовой бригаде работают все обучающиеся 5-8,10 классов. Они занимаются ремонтом школы, благоустройством школьной территории, работой на пришкольном участке, спортивном поле. Девушки 10 класса обычно работают вожатыми в пришкольном оздоровительном лагере «Солнышко».

Оздоровительный лагерь в этом году работал в три смены. Организовано трехразовое питание, для малышей – дневной сон. Интересно была продумана программа воспитательной деятельности с детьми. Ребята участвовали в разнообразных развивающих играх, музыкальных часах, совершали экскурсии в ботанический сад, в музеи, по местам боевых сражений.

В оздоровительном лагере «Солнышко» в этом году отдохнуло 123 обучающихся 1 - 6 классов, в трудовом лагере 109 человек 5 – 8, 10 классов, из них 10 десятиклассников были трудоустроены через центр занятости, в загородных оздоровительных лагерях – 11 учащихся, в санаториях – 4.

5.4. Состояние здоровья и физического развития обучающихся

Результаты мониторинга здоровья обучающихся МОУ «Заволжская СОШ»

1-4 классы

Наименование патологии

2007-2008

%

2008-2009

%

1

Патология ССС, включая ВСД

7

5,8

4

3,7

2

Нарушения зрения

11

9,2

7

6,1

3

Заболевания ЖКТ и мочеполовой системы

8

6,7

6

5,3

4

Заболевания ОДА (ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА)

22

18,5

19

16,7

5

Заболевания бронхо-легочной системы

1

0,8

2

1,8

6

Заболевания ЛОР- органов

4

3,4

4

3,7

7

Заболевания нервной системы

30

25,2

27

23,6

8

Без патологии

36

30,2

45

39,5

Состояние диспансерного учета

13/119

11

7/114

6,1

Результаты мониторинга здоровья обучающихся МОУ «Заволжская СОШ»

5-7 классы

Наименование патологии

2007-2008

%

2008-2009

%

1

Патология ССС, включая ВСД

4

4,6

3

3,7

2

Нарушения зрения

12

16,1

9

11

3

Заболевания ЖКТ и мочеполовой системы

6

6,9

4

4,8

4

Заболевания ОДА (ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА)

21

24,1

19

23,2

5

Заболевания бронхо-легочной системы

2

2,3

3

3,7

6

Заболевания ЛОР- органов

2

2,3

2

2,4

7

Заболевания нервной системы

24

27,6

21

25,6

8

Без патологии

16

18,4

21

25,6

Состояние диспансерного учета

14/87

16,1

14/82

17

Результаты мониторинга здоровья обучающихся МОУ «Заволжская СОШ»

8-11 классы

Наименование патологии

2007-2008

%

2008-2009

%

1

Патология ССС, включая ВСД

6 4

3,7

6

6,3

2

Нарушения зрения

8

8,2

8

8,4

3

Заболевания ЖКТ и мочеполовой системы

8

8,2

8

8,4

4

Заболевания ОДА (ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА)

22

22,6

13

13,7

5

Заболевания бронхо-легочной системы

1

1

4

4,2

6

Заболевания ЛОР- органов

3

3,1

5

5,3

7

Заболевания нервной системы

30

30,9

26

27,4

8

Без патологии

19

19,6

15

15,8

Состояние диспансерного учета

12/97

12

12/95

12,6

В таблице видно, что первое место по патологии приходится на заболевания нервной системы (неврозы и неврозоподобные состояния);

на втором месте патологии опорно-двигательного аппарата;

на третьем месте нарушения зрения.

Наибольший процент больных детей отмечается в средней и основной школе. Без патологии в среднем всего 18,5 % детей.

Большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении ресурсов организма, повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи им поставить не могут. Однако отсутствие диагноза - еще не свидетельство здоровья.

Нами также было обследовано физическое развитие обучающихся.

Физическое развитие обучающихся 1-4 классов

Показатели

2007-2008

%

Текущ. Год (чел.)

2008-2009

%

Количество учащихся

119

114

Нормальное физическое развитие

76

63,8

90

78,9

Дисгармоничное ФР (дефицит или избыточная масса тела)

43

36,2

24

21,1

Физическое развитие обучающихся 5-7 классов

Показатели

2007-2008

%

2008-2009

%

Количество учащихся

87

82

Нормальное физическое развитие

66

75

54

65

Дисгармоничное ФР (дефицит или избыточная масса тела)

434

21

25

28

25

35

Физическое развитие обучающихся 8-11 классов

Показатели

2007-2008

%

2008-2009

%

Количество учащихся

97

82

Нормальное физическое развитие

71

73

67

81

Дисгармоничное ФР (дефицит или избыточная масса тела)

26

27

15

24

19

Как видно из данных таблиц нормальное физическое развитие составляет у 69%обучающихся, а у 31 % учащихся дисгармоничное развитие.

Анализируя состояние здоровья детей можно сделать вывод, что школа должна обратить внимание на те факторы, которые могут исправить данную ситуацию.

5.5. Обеспечение безопасности образовательного процесса

Важным аспектом деятельности школы является обеспечение условий безопасности всех участников образовательного процесса.

Уровень материально-технического обеспечения по созданию безопасности образовательного пространства в школе соответствует нормам государственного стандарта.

Нормативно-правовая база школы, обеспечивающая безопасность образовательного пространства, соответствует Законам и другим нормативно-правовым актам Российской Федерации по обеспечению безопасности.

В школе ежегодно проводятся практические мероприятия, формирующие способность учащихся и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях: командно-штабные тренировки, «День защиты детей», месячник гражданской обороны, соревнования санитарных постов, месячник «Внимание: дети!», встречи учащихся 1-11 классов с инспекторами пожарной безопасности.

В ежегодном «Дне защиты детей» принимают участие учащиеся 1-11 классов. В ходе его проведения проверяется готовность школы к действиям в экстремальных ситуациях, выработка у руководящего состава навыков проведения мероприятий ГО, а у обучаемых – умения пользоваться приемами и способами защиты.

В план месячника гражданской обороны включаются тренировки с учащимися и постоянным составом по действиям при чрезвычайных ситуациях, выпуск стенгазет, проведение классных часов и тематических бесед с учащимися об истории создания и развития ГО, задачах МЧС, просмотр видеофильмов.

Соревнования санитарных постов включают как один из этапов проверку способностей учащихся действовать в экстремальных ситуациях. Обучению навыкам оказания первой медицинской помощи способствует ролевая игра «Скорая медицинская помощь».

В целях обеспечения общественной безопасности и борьбы с терроризмом составлен и утвержден «План мероприятий по организации информационно-пропагандистского сопровождения работы с учащимися по обеспечению их безопасности».

Приоритетными направлениями в области безопасности, антитеррористической защищенности являются:

- обучение руководящего состава различных уровней школы планированию, практической реализации мероприятий по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности подведомственного учреждения; подготовка педагогического коллектива и обучающихся по вопросам личной и коллективной безопасности;

- совершенствование системы взаимодействия с правоохранительными органами и государственными структурами по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности школы во время образовательного процесса и при проведении массовых мероприятий;

- предупреждение преступлений и проведение профилактических мер среди несовершеннолетних обучающихся;

- целенаправленная работа с родительской общественностью по повышению ответственности и активности их в деле воспитания у детей бдительности, соблюдения норм общественного поведения и требований безопасности;

- повышение степени ответственности руководства школы за обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности школы;

- создание методической базы, необходимой документации по вопросам обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности ОУ;

Благодаря профилактической работе удается избегать травматизма среди детей и взрослых.

6. Результаты образовательной деятельности МОУ «Заволжская СОШ»

6.1. Преемственность между ступенями обучения

МОУ Заволжская СОШ на протяжении нескольких лет создает условия для того, чтобы обучающиеся имели возможность освоить наиболее современные, рекомендованные Министерством образования, образовательные программы. Базовые, адаптированные программы, программы элективных курсов и дополнительного образования обеспечивают успешное развитие обучающихся в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями.

Образовательный процесс в школе состоит из четырех этапов:

1. Предшкольное образование (90 учебных часов)

2. Начальное образование (4 года)

3. Основное образование (5 лет)

4. Среднее образование (2 года)

Функционирование образовательной системы начинается с учета и анализа потенциального контингента учащихся, что позволяется создать системообразующую концепцию будущего развития школы. На основе анализа проводятся два основных мероприятия: подбирается соответствующая возможностям учащихся развивающая программа начальной школы и реализуется 90-часовая программа предшкольной подготовки.

Предшкольное образование необходимо для выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников. В рамках работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием школа сотрудничает с детским садом «Колосок», но этого недостаточно и с 2007 – 2008 учебного года внедрена программа предшкольного образования «Школа будущего первоклассника», которая успешно работает уже два года.

Первая ступень образования позволяет обучать ребенка, как по программам развивающего обучения, так и традиционной системе.

Переход из начальной школы в основную является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5 классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя предметники», появляется кабинетная система.

Учебные предметы

2007 – 2008 уч. год

4 класс

2008-2009 уч. год

5 класс

Оценка динамики

УО

Оценка динамики

КЗ

УО

КЗ

УО

КЗ

Русский язык

100%

54%

100%

44%

стабильная

-

Литература

100%

68%

100%

48%

стабильная

-

Математика

100%

59%

100%

64%

стабильная

+

Сравнительный анализ в разрезе предметов говорит о том, что имеет место уменьшение количества школьников, занимающихся на «4» и «5», при переходе из 4 класса в 5 класс.

Основные причины трудностей:

- это длительный период адаптации при переходе учащихся в основную школу,

- недостатки учебной подготовки за предшествующий период обучения, слабая произвольность поведения и деятельности, т.е. нежелание заставить себя постоянно заниматься,

- кроме того, уровень развития учащихся далеко не одинаков. У одних соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

На этапе перехода детям оказывается психолого-педагогическая поддержка, которая осуществляется на двух основных этапах (доадаптационный период – 4 класс, адаптационный период – 5 класс). Её оказывают учитель начальной ступени, классный руководитель, учителя, воспитатель группы продленного дня, работающие в 5 классе.

На второй и третьей ступенях обучения учащимся предлагаются программы разнообразных элективных курсов, способствующих развитию творческих возможностей учащихся, расширению кругозора. На старшей ступени обучения элективные курсы направлены на подготовку к единому государственному экзамену.

Все программы, реализуемые в школе, согласованы на методических объединениях и утверждены директором.

Доступность образовательных программ обеспечивается выполнением Закона Российской Федерации «Об образовании», гарантирующем ребенку право на получение образования в любом образовательном учреждении. В школу принимаются все подлежащие обучению граждане, имеющие право на получение образования соответствующего уровня. Перевод детей в другую школу производится в следующих случаях: при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья ребёнка, препятст­вующего его дальнейшему пребыванию в школе или по желанию родителей или лиц, их заменяющих.

Школа предоставляет обучающимся качественные образовательные услуги на бесплатной основе, включая дополнительное образование, ориентируясь на федеральный, региональный и школьный компоненты базисного учебного плана.

Учащимся предлагаются программы разнообразных элективных курсов, способствующих развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора. На старшей ступени обучения элективные курсы направлены на подготовку к единому государственному экзамену.

Школа обеспечивает квалифицированное обучение и образование одаренным учащимся и учащимся, имеющим проблемы в состоянии здоровья. С одаренными детьми работа проводится через научное общество учащихся и тьютерское сопровождение обучающихся в период подготовки к конкурсам и олимпиадам. Для работы с детьми, имеющими проблемы в состоянии здоровья, организуется индивидуальное обучение, функционируют специальные физкультурные группы.

Основными направлениями деятельности школы являются:

- совершенствование системы предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста,

- переход на развивающую систему обучения,

- оптимизация нагрузки обучающихся,

- разработка комплексных мер, направленных на обеспечение условий для сохранения здоровья учащихся и воспитание культуры здоровья через введение предметов валеологического цикла,

- введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана с целью реализации их самоопределения.

6.2. Качество обучения

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Результативность выполнения программных задач по реализации учащимися школы действующих требований государственного образовательного стандарта определяется мониторинговыми исследованиями качества обученности учащихся.

В 2008-2009 учебном году в МОУ «Заволжская СОШ»:

- Обучались 284 школьника.

- Закончили год на «4» и «5» - 84 школьника.

- Закончили год с отличными отметками и награждении Похвальным листом Министерства образования и науки Российской Федерации «За отличные успехи в учении» 5 школьников:

1. Сулимова Арина (3 «А» класс);

2. Абраменко Инна (4 «А» класс);

3. Итаев Исмаил (4 «А» класс);

4. Мнацаканян Каринэ (4 «Б» класс);

5. Фатеева Кристина (10 класс).

Итоги 2008-2009 учебного года.

Класс

Успешно завершили учебный год

в том числе успевают на «4» и «5»

Награждены Похвальным листом, медалями «За особые успехи в учении»

всего

%

всего

%

всего

%

1

33

100

-

-

-

-

2

19

100

12

63

-

-

3

22

88

12

48

1

4

4

34

100

14

42

3

9

итого:

108

97%

38

49%

4

5%

5

25

100

6

24

-

-

6

28

100

11

39

-

-

7

28

93

6

20

-

-

8

31

94

9

27

-

-

9

26

100

1

4

-

-

итого:

138

97%

33

23%

-

-

10

12

100

3

25

1

8

11

19

100

9

47

1/2

18

итого:

31

100%

12

39%

1/2

10

всего: (1-11)

277

98%

83

33%

8

3%

Качество и уровень обученности по ступеням.

Ступень обучения

2006 – 2007

учебный год

2007 -2008

учебный год

2008 -2009

учебный год

УО, %

КЗ, %

УО, %

КЗ, %

УО, %

КЗ, %

1 ступень

100

54

100

49

97

49

2 ступень

99

30

99

30

97

23

3 ступень

100

26

100

39

100

39

Итого:

99

34

99

37

98

33


Доля обучающихся 2-8, 10 классов, окончивших 2008-2009 учебный год на «4» и «5»

Основная школа

Всего обучающихся в 9 классах: 26

Сдавал в «щадящем режиме»: 1

Выпущены: 26

Закончили на «4» и «5»: Грачёв Антон

В этом году впервые все выпускники основной школы проходили государственную (итоговую) аттестацию в новой форме по русскому языку и алгебре. На экзаменах выпускники справились с предложенными заданиями и все успешно прошли аттестацию. Получили средний тестовый балл:

- по алгебре – 5,0, что ниже, чем в среднем по Калининскому району – 6,48;

- по русскому языку – 32,2, что выше, чем в среднем по Калининскому району – 28,45.

-

Результаты ГИА в новой форме в 9 классах:

Количество сдававших

Количество «2», %

Количество «4» и «5», %

Средний балл

Русский язык

26

-

15

3,6

Математика

26

-

1

3,0

Средняя школа

Всего обучающихся в 11 классе: 19

Выпущены: 19

Закончила на «5»: Паремская Елена

Закончили на «4» и «5»:

1. Алексеева Александра

2. Галанова Татьяна

3. Иванова Галина

4. Каменев Степан

5. Костина Анастасия

6. Остроумов Илья

7. Смирнов Станислав

8. Трофимова Татьяна

В этом году выпускники средней школы проходили государственную (итоговую) аттестацию по всем предметам в форме и по материалам ЕГЭ и все успешно справились с этими испытаниями.

Получили средний тестовый балл:

- по математике – 46,7 что выше, чем в среднем по Калининскому району – 37,3 и Тверской области – 42,1;

- по русскому языку – 64,8, что выше, чем в среднем по Калининскому району – 56,3 и Тверской области – 59,05.

Людмила Борисовна Козлова – учитель математики Заволжской школы – кропотливо работая с нынешними выпускниками в течение шести лет, отлично подготовила их к сдаче единого государственного экзамена по математике. Впервые за всю историю сдачи ЕГЭ в нашей школе с 2005 года на экзамене по математике нет двоек. Средний тестовый балл на 25% выше, чем в среднем по Калининскому району, и на 11% выше, чем по Тверской области.

Динамика изменений среднего тестового балла на ЕГЭ по математике

Диаграмма показывает, что средний тестовый балл на ЕГЭ по математике стабильно находится на уровне показателей по Тверской области и обычно выше, чем в среднем по Калининскому району. Следует отметить, что в 2009 году в МОУ «Заволжская СОШ» нет двоек. Средний тестовый балл на 25% выше, чем в среднем по Калининскому району, и на 11% выше, чем по Тверской области. Динамика результатов ЕГЭ по математике за последние 3 года.

Учителя русского языка Валентина Петровна Батулина, Галина Александровна Козицына и Юлия Владимировна Большакова отлично готовят выпускников к сдаче ЕГЭ по русскому языку. На протяжении четырех лет средний тестовый балл выпускников МОУ «Заволжская СОШ» превышает средние показатели по Калининскому району, Тверской области и России.

Динамика изменений среднего тестового балла на ЕГЭ по русскому языку

Диаграмма показывает рост среднего тестового балла на ЕГЭ по русскому языку по годам. Следует отметить, что показатель по МОУ «Заволжская СОШ» стабильно превышает соответствующие показатели по Калининскому району, Тверской области и России.

Результаты ЕГЭ: 2007, 2008, 2009 год.

2007 год

Предметы

Количество сдававших

Количество не сдавших

Средний тестовый балл

Русский язык

21

-

54,9

Математика

8

-

47,1

Физика

1

-

41

Биология

4

-

51

История

1

-

56

География

1

-

64

Обществознание

9

-

48

2008 год

предметы

количество сдававших

количество не сдавших

Средний тестовый балл

Русский язык

27

-

60

Математика

27

5

37,6

Физика

3

-

62,3

Химия

3

-

51

Биология

7

-

50,1

Обществознание

11

-

61

2009 год

предметы

количество сдававших

количество не сдавших

Средний тестовый балл

Русский язык

19

-

64,8

Математика

19

-

46,7

Физика

3

52

Химия

3

-

52,7

Биология

4

-

53,25

История

5

-

67,3

Обществознание

7

-

67,7

Английский язык

3

-

74,7

6.3. Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учению

Работа с детьми, имеющим повышенную мотивацию к учению, ведется по всем направлениям их интересов, развивая в обучающихся статус успешного человека, способного с самореализации в учебно-познавательной, творческой деятельности.

Часть индивидуальной работы с этими учащимися приходится на внеклассную работу: создание обучающимися творческих проектов для научно-практической конференции, участие во Всероссийской предметной олимпиаде школьников (школьный, районный и областной тур), участие в Международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру», Всероссийском конкурсе-игре «КИТ – компьютеры, информатика, технологии», участие в Областной научно-практической конференции педагогов и учащихся «Твое здоровье – дело твоих рук».

В 2008-2009 учебном году в школе была организована и проведена под руководством учителя химии высшей категории Савиновой Ирины Вячеславовны II школьная научно-практическая конференция. На ней были представлены работы 18 обучающихся 5-11 классов. Подготовили школьников для участия в исследовательской деятельности Батулина В.П., Козицына Г.А., Гук В.И., Иванова И.А., Копейкина Е.А., Савинова И.В., Хлобыстова Н.В., Солохина О.А., Новикова В.П.

Победителями конференции в естественно-научной секции в младшей группе стал обучающийся 7 «А» класса Бушманов Антон с работой «Природные индикаторы» (руководитель Савинова И.В.), в старшей группе - обучающаяся 10 класса Фатеева Кристина с работой «Комплексные соединения» (руководитель Савинова И.В.).

Победителями конференции в гуманитарной секции в младшей группе стала обучающаяся 8 «Б» класса Корнева Анастасия с работой «Световые и цветовые прилагательные в «Записках охотника» И.С. Тургенева» (руководитель Батулина В.П.), в старшей группе - обучающаяся 11 класса Паремская Елена с работой «Что в имени твоем…» (руководитель Батулина В.П.).

Школьная конференция стала стартовой площадкой для новых исследовательских работ.

Учащиеся школы принимают участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня и вида:

o Результативность получения призовых мест на предметных районных олимпиадах.

Год

Всего

призовых мест

1 место

2 место

3 место

2006

20

6

9

5

2007

35

9

11

15

2008

36

12

15

9

Наметилось повышение показателей – это результат усиления работы по выявлению одарённых детей и систематизации работы с ними.

6.4. Воспитательная деятельность

В школе сложилась система внеурочной воспитательной работы, направленная на возрождение российской культуры, нравственности и духовности с учетом возрастных особенностей обучающихся.

В центре воспитательного процесса – ребенок (личность, способная строить жизнь достойную человека).

Цели и задачи воспитания на 2008–09 учебный год в школе определялись в соответствии с заданными качествами, направлениям развития личности (модель личности выпускника МОУ «Заволжская СОШ»), задачами образовательного учреждения, с основными направлениями воспитательной деятельности.

Целью воспитательной работы являлось:

· воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности;

· воспитание личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению;

· воспитание личности самопознающей, самоопределяющейся, самоутверждающейся, самореализующейся, саморегулирующей.

Школа помогала ребенку на каждом возрастном этапе через различные формы и виды учебно – воспитательной деятельности реализовать «Я – концепцию», решая задачи в основных сферах жизнедеятельности:

1. Познавательная (знания, информация, учеба).

2. Гражданско – нравственная (формирование у обучающихся гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории своей страны, своей малой родины;

формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону).

3. Художественно – эстетическая (приобщение обучающихся к культурным ценностям, нравственным традициям народа, воспитание носителя культуры; реализация творческих и природных возможностей и способностей детей).

4. Спортивно – оздоровительная (развитие физических возможностей через соревнования, спортивные олимпиады, дни здоровья и т.д.; воспитание потребности в здоровом образе жизни).

5. Трудовая (воспитание положительного отношения к труду как к важнейшей ценности в жизни).

Вся работа была направлена на всестороннее развитие детей, а вместе с тем на учет состояния и, соответственно, на укрепление здоровья ребенка.

Направления внеурочной воспитательной работы

В 2008-2009 учебном году внеурочная воспитательная работа в школьном и классных коллективах проводилась в традиционных для нашей школы формах по направлениям.

Познавательная деятельность.

Педагогический коллектив работал над созданием условий для повышения качества общего образования, оптимизации учебно-воспитательного процесса. В практику школы было продолжено внедрение информационных, здоровье сберегающих технологий, проектно-исследовательской деятельности. В 2008-09 учебном году в данном направлении была спланирована работа предметных кружков («Юный химик», «Познавательная биология»), кружков по интересам (ЮИДД, «Санпостовец», «Умелые руки», «Цветоводство», «Подвиг» и др.), проведение экскурсий, походов в помощь учебным программам. В школе прошли запланированные туры предметных олимпиад, успешно выступали наши учащиеся на районных и областных олимпиадах. Удачно прошла в апреле ставшая традиционной научно-практическая конференция обучающихся 5-11 классов (руководитель Савинова И.В.).

Большую работу в данном направлении проводила школьный библиотекарь Куркина Т.Н.. В течение года ею были оформлены выставки книг в помощь изучению школьных предметов, посвященные государственным праздникам, юбилейным датам, предметным неделям. В библиотеке проводились интеллектуальные игры, литературные праздники, часы интересной информации, литературно-музыкальные композиции. Часть мероприятий готовилась и проводилась совместно с библиотекой поселка Заволжский.

В связи с введением предпрофильного обучения классные руководители стали больше уделять внимания ознакомлению учащихся с той или иной профессией, работе ВУЗов, ССУЗов, способствуя тем самым правильному выбору учениками будущей профессии. Классные руководители проводили беседы, лекции по выбору профессии, знакомили с учебными заведениями, в которых в дальнейшем ребята могли бы учиться. Такие тематические лекции и индивидуальные беседы проводились и для родителей. Следует отметить большую работу в данном направлении классных руководителей 9-х, 11 классов ( Булатова Т.В., Солохина О.А., Гук В.И ), 7-х классов (Савинова И.В., Большакова Ю.В.)

Гражданско-нравственное, патриотическое, правовое направление

Особое внимание в воспитательной работе уделяется данному направлению, так как важнейшей педагогической задачей является воспитание гражданина и патриота Отечества.

Коллективом постоянно ведется работа по расширению у обучающихся круга знаний по истории России, ее традиций, культуры, формирование чувства патриотизма, гордости за свою Отчизну, правового сознания и гражданской ответственности.

Классные руководители организуются внеклассные мероприятия по символике и культурным традициям России, Конституции Российской Федерации. Классные часы «Символика России», «Из истории России - Минин и Пожарский», «Геральдика Тверской области», «День народного единства», «Малая моя родина – Калининский район» и другие, творческие конкурсы приобщают учащихся к исследовательской деятельности и способствуют формированию чувства сопричастности к историческим событиям и ответственности за будущее страны. Изучение истории родного края, своей малой родины практикуется классными руководителями во время экскурсий по историческим местам города, района, области.

Большую помощь в этой работе оказывает школьный музей (руководитель Цыбанева Е.М.) При планировании работы которого учитывается социально-педагогическое пространство школы, связанное с краеведением; положения о смотрах, конкурсах, конференциях городского центра патриотического воспитания, Совета ветеранов Афганистана. Проводятся тематические экскурсии в школьном музее 8 ТБ имени П.А.Ротмистрова, Вахты Памяти, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганистана, Чечни, митинги; координируется связь с общественными организациями; конкурсы рисунков, плакатов; осуществляется сотрудничество с городскими и областными краеведческими организациями, музеями; планируется проведение экскурсий различной тематики с учетом возрастных особенностей учащихся.

Классными руководителями ведется работа по воспитанию уважительного отношения к ветеранам войны, труда, пожилым людям. Проводились акции «Милосердие» (к Дню пожилого человека), «Делай людям добро» (май). Классы организуют поздравления с праздниками, выступают с концертами, проводят встречи с ветеранами, которые о многом могут рассказать ребятам. Следует отметить работу классных руководителей Батулиной В.П., Хлобыстовой Н.В., Ивановой И.А., Большаковой Ю.В.

Развитию правовой культуры учащихся способствуют встречи с юристами, работниками инспекции по делам несовершеннолетних, тематические классные часы.

Художественно – эстетическое направление

Данное направление работы призвано формировать актуальность и развитие коммуникативной культуры учащихся, мотивацию познания и творческого самовыражения, являться регулятором общения, способствовать гармонизации обучающихся. Тематические классные часы, посещение музеев, выставок эстетического цикла, экскурсий, концертов, театрализованных представлений способствует формированию нравственно-эстетической личности школьника, позволяет повысить культурный уровень обучающихся.

Художественно-эстетическое воспитание осуществлялось в процессе всей учебно-воспитательной работы в школе в тесном контакте с музыкальной школой, ДКЦ «Юность», библиотекой поселка Заволжский, районным Домом детского творчества.

Интересно и содержательно проходили вечера старшеклассников, огоньки, утренники, фольклорные праздники. Система дополнительного образования играет немаловажную роль в развитии творческих способностей обучающихся. Танцевальная студия «Китеж» при ДКЦ «Юность», фольклорный ансамбль «Забавушка», школьный хор, кружок «Умелые руки» и другие способствуют развитию творчества учащихся, раскрытию индивидуальных возможностей и способностей, позволяют подготовить учащихся к участию в конкурсах, смотрах, фестивалях.

Результат работы в данном направлении – призовые места в зональных и районных смотрах, конкурсах (первое место в конкурсе художественной самодеятельности Заволжского образовательного округа «Весенний перезвон», участие в районном конкурсе « Всенний перезвон» - хор – 1 место, руководитель Шарапова О.Н.; «Забавушка» - 1место, руководители Шутко Е.В., Костерин А.В.; солистка Гущина Анна – лауреат конкурса, руководитель Шкваркина Т.В.; 3 вторых места в районном конкурсе рисунков, посвященном нашей малой родине, учитель Чередеева В.А.; 2 место в районных соревнованиях санпостов; 3 место в районных соревнованиях «Безопасное колесо»).

Спортивно – оздоровительное направление

Это направление работы способствует формированию основ физической культуры, воспитанию потребности в здоровом образе жизни, охране жизни учащихся. Систематически используются здоровье сберегающие технологии, направленные на сохранение и улучшение физического и психического здоровья, регулярно проводятся мероприятия по ПДД, пожарной безопасности, безопасности в быту и на улице, предупреждению детского травматизма. Спланирована и проводится профилактика вредных привычек. Этой работой руководит заместитель директора по безопасности Сафронова Л.И.

Классные руководители, медицинская сестра проводят беседы по охране здоровья, общеоздоровительную работу. Учитель физической культуры Макарова С.А. вместе со спортивной коллегией ШУСа планирует и проводит в течение года дни здоровья; подвижные игры, «веселые старты», «муравейник» для классов среднего звена; внутришкольные соревнования для учащихся 5-11 классов.

Наши обучающиеся непременные участники спортивных соревнований, кроссов, эстафет, которые проводятся в районе, области.

Трудовое направление

Особое внимание в школе уделяется трудовому воспитанию учащихся, которое предусматривает и субботники, и генеральные уборки, и дежурство по школе, и ежедневную влажную уборку кабинетов, и помощь пенсионерам, ветеранам Великой Отечественной войны и труда. Особое место занимает трудовая бригада, которая в течение многих лет существует в нашей школе на период летних каникул. В трудовой бригаде работают все обучающиеся 5-8,10 классов. Они занимаются ремонтом школы, благоустройством школьной территории, работой на пришкольном участке, спортивном поле. Девушки 10 класса обычно работают вожатыми в пришкольном оздоровительном лагере «Солнышко».

Следует особо отметить содержательную, интересную внеурочную воспитательную деятельность во всех классах начальной школы. Строя воспитательную деятельность для параллели, класса или для всех начальных классов (через клуб «Малышок»), учителя начальной школы помогают друг другу. Интересно ведут внутришкольную работу и умеют подготовить и провести каждое общешкольное дело на высоком организационном, содержательном и эстетическом уровне.

Неотъемлемой частью всей воспитательной работы является тесное взаимодействие с семьей. Для родителей начальной школы были проведены родительские собрания, такие как «Организация учебного процесса детей младшего школьного возраста», «Особенности развития младшего школьного возраста», «За здоровый образ жизни», «Питание детей». На первое место классные руководители выносили проблему физического и психического здоровья ребенка. Просвещение родителей и детей классные руководители тесно связывали с проведением мероприятий. Совместно с родителями проводились посиделки, уроки мужества, экскурсии, поездки в театр, походы в осенний и зимний лес, что ведет к сплочению детей в коллективе, к сотрудничеству классного руководителя, родителей, учеников.

В течение года для учащихся 1-5 классов работали 4 группы продленного дня, где они могли и отдохнуть после учебной нагрузки, и выполнить домашние задания, а первоклассники могли поспать. Для ГПД было организовано горячее питание.

Дополнительное образование

Дополнительное образование в школе является логическим продолжением учебного процесса и позволяет расширить поле свободного выбора учащихся в соответствии с их потребностями и интересами. Включение учащихся в дополнительное образование повышает их общекультурный уровень, углубляет знания учащихся в различных областях, способствует задачам предпрофильной и профильной подготовки учащихся в школе.

Дополнительное образование – это студии, кружки, секции, факультативы, работающие по своим планам и программам, содержательно связанными с образовательной программой школы и направленными на решение главной задачи – становление творческой личности, способной к самоактуализации.

В 2008 -09 учебном году обучающиеся занимались в следующих факультативах, кружках, секциях.

Дополнительное образование

1. Адаптация ребенка к школе. Подготовительные курсы для дошкольников «Школа будущего первоклассника»

2. Прикладное творчество учащихся:

кружок «Умелые руки»;

кружок «Вечорка»

3. Спортивно – оздоровительная работа:

секция «Оранжевый мяч» (баскетбол);

секция «Кожаный мяч» (футбол)

ритмика (1 -4 классы);

секция ТХЭКВАНДО

Допрофессиональная подготовка

1. Твоя профессиональная карьера:

кружок «Познавательная биология»

кружок «Юный химик»

кружок «ЮИДД»

кружок «Санпостовец»

кружок «Цветоводство»

кружок «Досуг» (организация вечеров, работа с музыкальной техникой)

2. Обеспечение компьютерной грамотности:

курсы Андреев-СОФТ

курсы «Компьютер И я» (2 класс)

3. Эстетическое развитие личности:

фольклорный ансамбль «Забавушка»

два хора (младший, старший)

танцевальная студия «Китеж» (при ДКЦ «Юность»)

4. Патриотическое воспитание

кружок «Подвиг»

кружок «Летопись»

кружок «Юный экскурсовод»

Работа с детьми «группы риска»

Работа с детьми с девиантным поведением ведется постоянно. Педагогический коллектив старается своевременно предупреждать и преодолевать любые недостатки, отрицательные качества у ребенка, выявлять причины его неадекватного поведения. Все неблагополучные семьи и дети из «группы риска» взяты на учет. Они находятся под контролем и школы, и ПДН. С целью профилактики правонарушений с детьми и подростками «группы риска» неоднократно встречалась и проводила беседы инспектор ПДН Чернова О.Г.

Вопрос о работе с детьми из «группы риска» обсуждался на Управляющем совете, на совещаниях у заместителя директора по учебно-воспитательной работе Новиковой Г.М., где обсуждалось посещение этими обучающимися учебных занятий, их поведение в школе, дома, общественных местах. На педсоветах вырабатывались решения об индивидуальном подходе к таким учащимся с учетом психологических, анкетных данных. Со всеми обучающимися, поставленными на внутришкольный контроль (ВШК) и на учет в ПДН, регулярно проводила индивидуальные беседы заместитель директора по воспитательной работе Козицына Г.А.. В течение года Козицына Г.А., общественный инспектор по охране детства Новикова В.П. неоднократно посещали семьи детей и подростков из «группы риска», обследовали жилищно-бытовые условия, беседовали с родителями.

Классные руководители вели индивидуальную работу с каждой семьей, с детьми, держали ситуацию под контролем. Они изучали личность трудных подростков, их семейное положение. На детей были составлены психолого-педагогические характеристики. С целью предотвращения прогулов учебных занятий, неадекватного поведения с обучающимися проводились индивидуальные беседы, велся своевременный учет пропусков занятий без уважительной причины, посещались семьи этих детей. Велась документация проводимой работы и анализ результатов применения различных форм воздействия на этих учащихся.

Большую работу с детьми «группы риска» проводили Солохина О.А., Кербунова Н.С., Батулина В.П.. Они хорошо знают детей, их характеры, друзей, семейное положение, знают причины отклонения поведения от нормы. Эти классные руководители посещали семьи обучающихся, проводили с родителями индивидуальные беседы(о режиме дня, о правах и обязанностях учащихся, трудовом воспитании, вредных привычках и др.).

Результаты проделанной работы:

На начало 2008-09 учебного года на учете в ПДН стояли 5 обучающихся, на ВШК- 3 обучающихся

1. В мае 2009года снят с учета Кирсанов Кирилл.

2. Обучающиеся - выпускники, стоящие на учете в ПДН (Соколов Максим, Ремизов Ян) и на ВШК (Некрасов Николай, Билошкурская Екатерина), закончили основную школу.

На 1 июля 2009 года на учете в ПДН - 2 обучающихся (Фигурин Алексей, Корчанов Илья),

на ВШК-1 обучающийся (Петров Дмитрий)

Однако надо отметить, что в работе с детьми «группы риска» и их семьями имеются недостатки:

1. Плохая посещаемость родительских собраний родителями этих учащихся.

2. Дети «группы риска» как правило не посещают спортивные секции, кружки по интересам.

3. Часто у этих обучающихся мало оценок.

С целью профилактики правонарушений, алкоголизма и наркомании проводится работа с учащимися и их родителями. Проводятся беседы, классные часы по разъяснению правил поведения, пагубного влияния алкоголизма, табакокурения, наркомании на организм; изучаются государственные и международные документы о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка. Большую работу в данном направлении проводят учитель биологии Хлобыстова Н.В. и заместитель директора по безопасности Сафронова Л.И.

7. Инновационная деятельность общеобразовательного учреждения

7.1. Государственное общественное управление (ГОУ)

МОУ «Заволжская СОШ» - опытно – экспериментальная площадка Департамента образования Тверской области по развитию государственно-общественного управления образованием (приказ №32 Департамента образования Тверской области от 24.01.2002 г.)

Школа работает в инновационном режиме по государственно-общественному управлению образовательного учреждения. Деятельность всех органов соуправления школы регламентируется Уставом школы и локальными актами.

Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, соуправления. Главным органом управления школы является общешкольная конференция.

Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу – Управляющему Совету, преобразованному в 2006 году из Совета школы. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители.

В соответствии со статьей 2 Закона «Об образовании» - «Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении воспитательного процесса. Эта самостоятельность создает благоприятные условия для развития школьного самоуправления, участия учащихся, родителей, педагогов в решении многих вопросов, отнесенных к компетенции школы»

В 2008-09 учебном году на конференции был избран новый состав Управляющего совета. Было проведено четыре заседания Управляющего совета, на которых была проанализирована работа школы и Управляющего совета, составлен план работы, распределены обязанности между членами совета, заслушивался вопрос о работе с детьми «группы риска», о соблюдении здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в школе, об организации летнего отдыха, проведении косметического ремонта кабинетов, о введении новой системы оплаты и стимулирования труда в МОУ «Заволжская СОШ», о подготовке к празднованию 100-летия школы.

Большое внимание уделялось формированию психологического климата в коллективе. Каждую среду проводились совещания педагогического коллектива, где подводились итоги, давалась коллективная оценка проведенным мероприятиям, искались пути решения возникших проблем.

Ученическое самоуправление - это управление делами коллектива, осуществляемое его членами через выборные органы самостоятельно. Члены школьного самоуправления обладают свободой выбора тех видов и направлений деятельности, в которых они хотели бы проявить себя. В течение года работали коллегии ШУСа: права и порядка, СМИ, культурно-массовая, спортивная. Под руководством коллегий организовывалось дежурство по школе, субботники, общешкольные вечера, экскурсии, дни самоуправления, дни здоровья, спортивные праздники, выпускались газеты, организовывались выставки плакатов, рисунков и т.д.. У каждой коллегии был куратор из числа преподавателей школы. Следует особо отметить работу коллегии СМИ (куратор Копейкина Е.А.). Выпуск газет, оформление плакатов, поздравительных открыток, фотоколлажей получил высокую оценку не только со стороны ребят, но и со стороны жителей поселка Заволжский. Для заместителей директоров по ВР Калининского района было проведено открытое занятие коллегии СМИ (Копейкина Е.А.), опытом работы ШУСа делились Паремская Елена (председатель ШУСа). Дружно и слаженно работала спортивная коллегия под руководством Макаровой С.А.

Смысл введения ученического самоуправления заключается не в предоставлении возможности управления одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их владеть собой, управлять своей жизнью в коллективе, найти в нем свое место.

Результаты работы школьного самоуправления были выявлены анкетированием обучающихся: ученики отметили, что в школе они стали чувствовать себя более комфортно, выявились организаторские навыки подростков, жизнь школьного коллектива стала интересней, активность каждого, сопричастность к школьной жизни улучшили общий эмоциональный настрой.

Для успешного развития ГОУ в образовательном учреждении необходимо сотрудничество с другими организациями. Так членом Управляющего совета является заместитель директора ДКЦ «Юность» Мишакова Т.В. Совместная подготовка вечеров, митингов, встреч с интересными людьми, праздничных концертов помогает развивать творческую активность детей, воспитывать уважение к истории родного края, России.

Большое значение имеют совместные мероприятия с Заволжской школой искусств, библиотекой поселка Заволжский. Благодаря руководству ЗАО ПЗ «Заволжское» нет проблем с подвозом обучающихся, проживающих в деревнях Савино, Новинки, Городня.

Заместитель директора по ВР Козицына Г.А. делилась опытом работы на совещаниях заместителей директоров по ВР Калининского района» по следующим вопросам:

« Развитие ГОУ в ОУ», « ШУС в МОУ «Заволжская СОШ», «Роль школы в формировании социокультурного пространства села».

Достигнутые положительные результаты:

· по запросам родителей изменен режим работы школы: был завершен переход на пятидневную учебную неделю с шестым развивающим днем;

· созданы безопасные условия для обучающихся в образовательном учреждении;

· внесены изменения и дополнения в Устав школы;

· избран новый состав Управляющего Совета;

· выработаны и приняты единые требования к внешнему виду обучающихся;

· выработаны и приняты условия привлечения обучающихся на работу по обновлению школьного спортивного городка, уборке территории, при подготовке школы к новому учебному году;

· работает общественная комиссия по определению количества баллов для начисления стимулирующих выплат работникам школы.

За инновационную деятельность в 2008 году МОУ «Заволжская СОШ» получила диплом Министерства образования и науки.

7.2.Предшкольное образование

В условиях гуманизации, вариативности, демократизации образования всё более актуальной становится проблема обеспечения преемственности на разных ступенях обучения. При переходе на программу 1- 4 и снижения возраста начала обучения – 6,5 лет – наиболее остро проявилась на практике необходимость решения проблемы преемственности дошкольного и начального обучения.

Предшкольная подготовка на протяжении двух лет осуществляется у нас в рамках личностно-коммуникативной модели обучения в «Школе будущего первоклассника». В 2008 – 2009 учебном году 28 человек (77,8%) из 36 подавших заявление в первый класс занимались в течение года в «Школе будущего первоклассника». Занятия велись по 90 часовой программе, разработанной в школе. Программа занятий предшкольной подготовки основана на формах, методах, видах деятельности, соответствующих возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. В то же время программа позволяет детям освоить важные «стартовые» предметные знания, умения и навыки, формирует у них более точное представление о школе и роли ученика в ней. Программа носит ярко выраженный развивающий характер. Новые понятия и представления дети приобретают в различных видах деятельности.

Стратегическая цель программы заключается в том, чтобы способствовать общему развитию ребенка, формировать первичную целостную картину мира.

Родители будущих первоклассников получают индивидуальные консультации логопеда, психолога, педагога, имеют возможность прослушать цикл лекций по подготовке детей к школе, познакомиться с функционированием и возможностями школы.

Благодаря проделанной работе сократился отток потенциальных первоклассников в школы города, в 2008-2009 учебном году в первые классы пришло 33 ученика, в 2009 – 2010 году подали заявление родители 36 детей.

Для изучения потенциального контингента обучающихся проводится диагностика дошкольников: их физического развития, состояния здоровья,

уровня готовности к обучению в школе и социологическое обследование семей.

7.3.Апробация УМК «Перспективная начальная школа»

Проект « Перспективная начальная школа»- результат многолетней работы сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГПУ, а также ряда сотрудников РАО, разделяющих концептуальные основы « Перспективной начальной школы».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Определение главных целей образования всего периода обучения в общеобразовательной школе дает возможность конкретизировать эти цели на каждой ступени образования - начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий - личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и с участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов.

Два года работы по данной программе позволяют сделать вывод, что дети легче переживают адаптационный период, становятся более самостоятельными инициативными при обучении, способны принимать решения, хорошо общаются в коллективе. Проверка их знаний, умений показала, что учебный материал усваивается качественно.

Для распространения опыта работы по данной программе в школе создана творческая группа учителей начальных классов, которая занимается анализом деятельности, учителя проводят открытые занятия, мастер-классы.

7.4. Предпрофильная и профильная подготовка обучающихся школы

Предпрофильное образование имеет две ступени:

1-я ступень - этап «Познай себя».

Цель - диагностика возможностей школьников и создание условий для формирования ключевых компетентностей, позволяющих совершить учащимся осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута.

С этой целью в школе предпринимаются определенные шаги:

- Психолого-педагогическое обследование восьмиклассников по определению уровня интеллектуального развития, индивидуальные консультации для учащихся и их родителей;

- анкетирование, различные виды тестирования учащихся 8-х классов по выявлению профориентационных потребностей;

- вовлечение школьников в творческую, исследовательскую деятельность выбранной образовательной области (факультативные занятия, олимпиады, научно-исследовательские конференции, интеллектуальные марафоны)

2-я ступень – этап «Поле проб».

Цель - определение выбора будущего профиля обучения, развитие индивидуальных потребностей школьника.

Изучается социальный заказ будущих 9-ти-классников и их родителей:

- анкетирование родителей на классных собраниях;

- собеседования с учениками.

Происходит формирование индивидуальных образовательных потребностей через организацию ориентационных и предметных элективных курсов:

- презентация курсов по выбору для девятиклассников проходят в первой декаде сентября, в результате каждый ученик обязан выбрать не менее 2-х спецкурсов;

- по окончании триместра учащиеся имеют право выбора других элективных курсов (количество элективных курсов, предлагаемых школой, является избыточным).

Проводится профориентационная работа по расширению представлений учащихся о рынке труда, о вузах, ССУЗах, о специальностях, по которым готовят в данных учебных заведениях.

В конце предпрофильной подготовки для девятиклассников проводится психолого-педагогическая диагностика по выявлению наклонностей обучающихся. Осуществляется коррекция их желаний в зависимости от возможностей и способностей.

По результатам исследования уточняется выбор профильного направления.

В 2008-2009 учебном году в 9-м классе часы учебного предмета «Технология» используются для организации предпрофильной подготовки обучающихся и делятся на два модуля: «Шаги к успеху» (авторы А.В.Литвинова, Е.В. Меттус), «Профессиональное самоопределение» ( автор Н.Ф. Пряжников). Групповые занятия по выбору обучающихся на ступени основного общего образования ведутся, начиная с 7 класса:

1. «Старт в химию» (автор О.С.Габриэлян ) – в 7 классе.

2. «Мир профессий» ( автор Н.Ф. Пряжников) – в 8 классе.

3. « Математика вокруг нас» (автор Гончарова Г.Т.) – 9 класс.

4. « Коварные знаки препинания» (автор Л.М. Серегина, О.А. Хорт) – 9 класс.

Профильное обучение в 10-х и 11-х классах.

Цель - формирование у обучающегося потребности в самообразовании, создание условия для отработки специальных умений и навыков, воспитание личной ответственности за свой выбор.

В зависимости от выбора учащихся в школе вводится гибкая система элективных курсов, позволяющие учитывать индивидуальные потребности учащихся. Элективные курсы, проводимые в школе, выполняют следующие функции:

- развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ;

- способствуют удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных сфе­рах человеческой деятельности.

Учащиеся 10-х и 11-х классов активно участвуют в работе научно-исследовательских конференциий, добиваются высоких результатов в предметных олимпиадах.

Изучение существующих условий, социального заказа на образовательные услуги, диагностика возможностей обучающихся, анализ результатов работы в прошлом учебном году позволили сделать выводы, которые были учтены при составлении учебного плана.

С учетом запросов выпускников основной школы и их родителей, в соответствии с задачами развития системы образования района на 3-й ступени обучения (в 10 классе) открыт профильный класс (2 группы). Здесь реализуются общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, в т.ч. программы углубленного изучения предметов по химико-биологическому и биолого-географическому профилям. В профильном классе созданы 2 группы учащихся с ориентацией на углубленное изучение следующих предметов:

1 группа - химии, биологии;

2 группа - географии, биологии.

Для развития содержания базовых учебных предметов и для удовлетворения познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности введены следующие элективные курсы:

1. Стилистика и культура речи (автор Н. М. Божко)

2. Мой выбор (автор С.Б.Белогуров)

3. Логика (автор Л.Р. Батяева ).

При организации универсального обучения в 11 классе, школа использует время, отведенное на элективные курсы для развития содержания базовых учебных предметов, на дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ, для удовлетворения познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Введены следующие элективные курсы:

1. Мой выбор (автор С.Б.Белогуров)

2. Глобальный мир в 21 веке (автор Л.В. Поляков )

3. Практическая стилистика русского языка (автор Л.П. Троицкая )

4. Комбинированные задания по математике (авторы: В.А. Буслаева, В.Н. Студенецкая )

5. Интересное из общей биологии (автор И.Н. Пономарева )

6. Методы решения физических задач (автор Н.И. Зорин)

7. Логика (автор Л.Р. Батяева )

8. За страницами учебника химии (автор О.С.Габриэлян)

9. Глобальная география (авторы Ю.Н. Гладких, С.Б. Лавров)

10. Великие реформаторы (автор Н.И.Чеботарев )

На базе школы ежегодно формируются профильные классы «Тверского колледжа имени А.Н. Коняева», МЭСИ. За время обучения в профильном классе слушатели проходят программу 2-го курса и получают возможность в дальнейшем обучаться на очном отделении по сокращенной программе.

7.5. Модель «Школа здоровья»

МОУ «Заволжская СОШ» - инновационная площадка Департамента образования Тверской области для проведения опытно-экспериментальной работы «Построение здоровьесберегающего образовательного процесса в школах региона» (Решение коллегии Департамента образования Тверской области №1 от 14.03.2007 г.)

Создавая модель «Школа здоровья», образовательное учреждение проводит мониторинг состояния здоровья обучающихся, профилактические мероприятия по сохранению здоровья.

В школе работало 2 специальные физкультурные группы, спортивные секции, в начальной школе все ученики занимались ритмикой. Дети имеют возможность заниматься в оборудованном тренажерном зале. Улучшилось материально-техническое оснащение школы спортивным оборудованием. За счет средств, полученных в рамках национального проекта «Образование» пополнилась лыжная база, тренажерный зал оборудован кабинет ритмики. В режим работы начальных классов внесено проведение ежедневной 40 минутной динамической паузы на воздухе.

За победу в Региональном этапе Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья» коллектив награжден дипломом первой степени и ценным подарком. В ноябре мы принимали участие во Всероссийском съезде школ, содействующих укреплению здоровья «Здоровое поколение – здоровая Россия».

7.6. Система работы базовой школы

МОУ «Заволжская СОШ» - базовая школа (Распоряжение Главы администрации МО Тверской области «Калининский район» от 09.03.2006 г. №48-р, Положение о сельском образовательном округе).

Функции базовой школы в настоящее время складываются из трех направлений:

· Базовая школа – методический центр округа;

· Базовая школа – ресурсный центр округа

· Базовая школа – социокультурный центр округа.

Базовая школа – методический центр. Это направление предполагает создание окружной методической службы, работающей по принципам методических кабинетов УО: повышение квалификации педагогов округа, создание базы данных образовательных программ, обеспечение анализа социального заказа и т.д.

В настоящее время педагоги-тьютеры, которых в МОУ «Заволжская СОШ» 5 человек, являются источником методической информации для педагогов округа и района. Педагоги школы высшей и первой категорий участвуют в работе экспертных групп по аттестации педагогических кадров. Творческие группы педагогов, работающие, преимущественно по реализации направлений: информатизация образовательного процесса, профильное обучение, государственно-общественное управление, НИД школьника, апробация учебно-методического комплекта (УМК) «Перспективная начальная школа», проводят методические семинары, мастер-классы.

Базовая школа – ресурсный центр округа. Обеспечение аттестации педагогических кадров, создание объединения педагогов-тьютеров, оказание методической помощи школам с привлечением кадров и оборудования базовой школы и школ округа.

Базовая школа – социокультурный центр округа. Данное направление включает в себя проведение массовых культурно-спортивно-оздоровительных мероприятий для учащихся школ округа, спортивные и другие конкурсы и соревнования, что способствует формированию у детей более эффективных коммуникаций и лучшей социализации личности, а так же включение обучающихся школ округа в образовательное пространство базовой школы.

В 2008-2009 учебном году в МОУ «Заволжская СОШ» апробирована новая для Калининского района форма методической работы - мастер-класс - в соответствии с Положением о мастер-классе Заволжского образовательного округа.

На мастер-классе учителя истории и обществознания высшей категории Гук Валентины Ивановны по теме «Использование в преподавании элективного курса активных методов обучения» присутствовали: 19 человек из 16 школ района. Валентина Ивановна провела открытое занятие элективного курса «Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях».

На мастер-классе учителя информатики высшей категории Андрюшиной Светланы Валентиновны по теме «Алгоритмизация и программирование при изучении различных тем курса информатики» присутствовали 10 человек из 7 школ района. Были проведены практическое занятие и круглый стол «Районная олимпиада по компьютерным технологиям».

На мастер-классе учителя русского языка и литературы высшей категории Батулиной Валентины Петровны присутствовало 26 учителей из 22 школ района. Педагог-мастер познакомила учителей со своей методикой работы с текстом на уроках русского языка в старших классах в связи с подготовкой к написанию сочинения. Рассказала о критериях оценки части С. Провела практикум по проверке работ учащихся на пробном ЕГЭ по русскому языку.

Для педагогических работников района в январе состоялся районный семинар учителей биологии, химии и географии по теме «Организация профильного обучения в школе». Учитель биологии высшей категории Хлобыстова Надежда Викторовна поделилась с коллегами опытом организации профильного обучения в сельской школе с биолого-географической и химико-биологической группами. На семинаре присутствовали 16 педагогов из 9 школ Калининского района.

В апреле 2009 года на базе Заволжской школы прошел районный семинар учителей начальной школы по теме «Концепция УМК «Перспективная начальная школа» в сельском образовательном учреждении». На семинаре собрались 45 педагогов из 18 школ района.

В нашей школе уже два года ведется преподавание по «Перспективной начальной школе». Учитель начальных классов Татьяна Юрьевна Феоктистова рассказала о концепции, содержании, структуре, методике проведения занятий по новому УМК и о требованиях, предъявляемых к качеству обучения в начальной школе, а также о преимуществах нового УМК в обеспечении качественных показателей в обучении.

В 2008-2009 учебном году в районе прошел I фестиваль педагогических идей и инноваций с использованием ИКТ педагогических работников Калининского района Тверской области. В фестивале приняли участие 8 педагогов школы с 10-ю разработками. Дипломы победителей в различных секциях завоевали Копейкина Елена Алексеевна (учитель высшей категории), Моисеенкова Зоя Ивановна (учитель первой категории), Батулина Валентина Петровна (учитель высшей категории), Хлобыстова Надежда Зайнабековна (учитель высшей категории), Булатова Татьяна Викторовна (учитель второй категории).

Андрюшина Светлана Валентиновна – учитель информатики высшей категории - стала победителем конкурса педагогического мастерства «Учитель года - 2009» в Калининском районе. Светлана Валентиновна отлично справилась с защитой педагогической концепции, мастер-классом, конкурсом на лучшее эссе, открытым уроком в другой школе и была лучшей среди своих коллег. В творческих конкурсах Светлану Валентиновну поддержали коллеги из родной школы. Их «Компьютерные приключения в «Просто Заволжском» были самым интересным выступлением на финале конкурса.

Для обучающихся Заволжского образовательного округа проводились пробные экзамены в рамках подготовки к ЕГЭ, спортивные соревнования для начальной школы, заочный тур предметных олимпиад, смотр художественной самодеятельности.

8. Заключение

8.1. Основные проблемы

Проблемы, стоящие в настоящее время перед школой связаны, как с общесоциальными, так и с конкретно-педагогическими проблемами современной действительности, а именно:

· сложность выбора и самоопределения учащихся на рынке труда;

· сложности формирования социального заказа на обучение;

· отсутствие ключевых компетенций у родителей в вопросах обучения и воспитания детей;

· быстро меняющиеся стереотипы педагогической практики и теории;

· снижение уровня индивидуального здоровья и адаптации обучающихся;

· между постоянно растущим объемом содержания образования и соответственно ограниченными возможностями его передачи и усвоения:

· между преимущественно фронтальной передачей знаний и сугубо индивидуальной формой усвоения;

· преимущественно авторитарной основой педагогики, с большим трудом переходящий на диалогово-деятельностные формы.

· недостаточное финансирование и материально-техническое обеспечение образовательного процесса до настоящего времени.

Таким образом, объективная обусловленность модернизации образования в школе предопределяется изменением социального заказа и имеющимися противоречиями.

Исходя из анализа данных фактов, считаем необходимым обозначить следующие проблемы на данном этапе развития школы:

- проблема совершенствования системы вариативного образования и индивидуализации обучения, переход на работу по индивидуальным учебным планам;

- проблема осознанности выбора профиля обучения учениками для самореализации, то есть проблема активного участия самих школьников в составлении индивидуальных учебных планов;

- темпы и полнота внедрения инновационных, информационных и здоровье сберегающих технологий, проектно-исследовательской дея­тельности в практику работы школы отстают от потребностей изменения образовательного процесса в школе;

- введение в практику работы школы портфолио обучающихся и учителей;

- проблема компьютеризации образовательной и управленческой деятельности;

- совершенствование системы психолого-педагогического сопровож­дения образовательного процесса;

- совершенствование воспитательной системы школы, основанной на сохранении традиций и введении инноваций, но, прежде всего, внедрение основ гуманистической педагогики;

- создание целостной системы работы базовой школы Заволжского образовательного округа;

- проблема социализации личности учащихся в связи с проблемностью микросоциальной среды;

- открытость и демократизация школьной жизни за счет привлечения общественности к соуправлению образовательным учреждением;

- необходимость повышения конкурентоспособности школы в связи с близостью областного центра с большим количеством в городе новых инновационных образовательных учреждений;

Решение вышеперечисленных проблем и лежит в основе развития школы, определяя основные направления инновационной программы развития до 2010г.

8.2. Направления деятельности в 2009 – 2010 учебном году

На основании национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предложенной в послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию, школа продолжит работу:

· по обновлению содержания образования (переход начальной школы на программу «Перспективная начальная школа», совершенствование образовательных программ по предметам);

· по постепенному внедрению новых образовательных стандартов;

· по продолжению профильной и предпрофильной подготовки обучающихся;

· по продолжению работы с детьми, имеющими высокую мотивацию к получению знаний (участие во Всероссийской олимпиаде школьников,

международных интеллектуальных играх, конкурсах);

· расширение системы дополнительного образования, элективных курсов, обеспечивающих возможность самореализации обучающихся;

· расширение доступа к информационным ресурсам через работу информационного центра школы, создание медиатеки;

· развитие учительского потенциала (система повышения ИКТ – компетентности для педагогов школы через семинары – практикумы, повышение квалификации через курсовую подготовку, работу методических объединений, творческих групп);

· совершенствование системы моральных и материальных стимулов;

· продолжить тесное взаимодействие школы с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и т.д.;