Главная              Рефераты - Разное

Рекомендации учителям, которые хотят использовать в своей работе технологию развития критического мышления через чтение и письмо - реферат

Задворова Людмила Александровна

учитель биологии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13г. Горно-Алтайск» Республики Алтай

«Развитие критического мышления

на уроках биологии через чтение и письмо»

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ

· Актуальность

· Новизна

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Развитие критического мышления на уроках биологии через чтение и письмо.

· Понятие «критическое мышление»

· Теоретическая база технологии развития критического мышления

· Формы (стратегии) применения технологии

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

· Основные педагогические результаты применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

· Рекомендации учителям, которые хотят использовать в своей работе технологию развития критического мышления через чтение и письмо

4. ПРИЛОЖЕНИЕ

5. ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

По данным анализа образовательной деятельности школы за три последних года качество знаний учащихся не превышает 42% в целом по школе. Снижение качества знаний учащихся в среднем и старшем звене, на наш взгляд, имеет свои причины: дегуманизация и меркантилизация сознания подростков влечет за собой нарушение структуры иерархии ценностей, в которой знания не занимают ведущих мест. Уровень развития познавательной и поисковой деятельности учащихся недостаточен для осмысленного усвоения программ общеобразовательной школы, учащиеся не могут размышлять о новой информации и интегрировать ее с предыдущими знаниями и представлениями, они не умеют участвовать в содержательных беседах, излагать свои идеи собственными словами и осваивать новый словарь. А также недостаточная включенность родителей в школьную жизнь ребенка, что влечет за собой определенные сложности в становлении личности ребенка. Ориентация традиционной системы обучения на среднего ученика, где формальные вопросы лишают учащихся возможности разговаривать, а значит, возможности развивать способность выражать собственные мысли - все это не способствует формированию мотива успешного учения, стремления к получению качественных знаний, развитию личности обучающегося.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса. Изменение масштабов событий, происходящих сегодня в мире, а также информационный взрыв, стремительное наращивание информации говорят о том, что в ХХI веке будут нужны новые знания и понимание.

Получение знаний важно, но в настоящее время это не самая главная цель учебного процесса. Главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически. Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.

В связи с этим формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д.), является одной из актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Что же такое «Критическое мышление»?

Термин критическое мышление был одним из ключевых в философии Карла Поппера. Согласно его теории всякий живой организм действует как решатель проблем. При этом данные из окружающего мира используются для подтверждения или опровержения гипотез, которые живой организм предварительно задает. Всякое знание, согласно Попперу является человеческим знанием. Это знание всегда смешано с нашими ошибками, предубеждениями, мечтами и надеждами. Единственное, что может делать человек, это искать истину путем поиска и устранения ошибок. Поиск и устранение ошибок происходит посредством критики теорий и догадок. Человек может критиковать свои собственные идеи или идеи других людей. В любом случае, исходным условием поиска истины является формулирование гипотез и теорий в форме доступной для критики.

Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков.

С.И.Ожегов

Критическое мышление - это самостоятельное мышление, начинающееся с постановки вопроса.Это умение обобщать, сравнивать, анализировать и сопоставлять.

Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

Критическое мышление - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя,

Критическое мышление - “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой,

Критическое мышление - аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Критическое мышление представляет собой сознательный, спланированный процесс интерпретации, анализа и оценивания информации, основанный на имеющихся знаниях и проверке мнений по тому или иному вопросу и ведущий к формированию и утверждению собственного отношения.

•Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Г.К. Селевко

•Критическое мышление – это рефлексивное мышление, сфокусированное на решение того, во что верить и делать. Это поиск здравого смысла и умения отказаться от собственных предубеждений.

Д. Вуд

•Критическое мышление – направленное мышление. Оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью.

Д. Халперн

•Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

С.И. Заир-бек

Признаки критического мышления:

1. Критическое мышление – есть мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем которые нужно решить.

4. Критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.

5. Критическое мышление – есть мышление социальное (всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими).

Образовательная технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», в основе которой лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации (учебные и научно-популярные тексты, лекции учителя, видеофильмы, электронные образовательные ресурсы и др.), позволяет развивать критическое мышление школьников.

Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности. Таким образом, технология критического мышления – один из способов превратить учение в личностно ориентированное

Таким образом, возникают следующие противоречия :

- Между традиционным обучением и созданием условий для развития личностного роста ученика.

- Между усовершенствованными учебно-методическими комплектами и не способностью формировать у учеников самостоятельность мышления.

- Содержательность учебных пособий и неготовность их к подачи информации, востребованной учащимися.

- Планирование урочной деятельности по естественным дисциплинам направлено на самостоятельный поиск информации и не высокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельно получать и перерабатывать информацию.

Ведущая педагогическая идея заключается в том, что критическое мышление способствует развитию и формированию новых мыслительных форм, которые способствуют более полному усвоению учебного материала, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создают базу для новых типов человеческой деятельности.

Диапазон применения технологии широк. На каждой ступени обучения в общеобразовательном учреждении имеются дети, которые испытывают особые образовательные потребности к способности к выбору, оценивать свои действия. Формы, приемы и методы, предлагаемые в технологии, приемлемы для использования в работе учителей-предметников гуманитарной направленности. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.

Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы, поиск ее решения.
В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рас­смотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каж­дый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной програм­мы. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнооб­разные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Гуманистический подход в противоположность авторитариз­му предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учит­ся осмысленно, его любознательность поощряется. Если в тра­диционном обществе еще можно было строить обучение пу­тем трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится формирование умения учить­ся самостоятельно. Основным приоритетом развития образо­вания сегодня становится его личностно - ориентированная на­правленность. «Реализация личностно ориентированного обу­чения предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельностью учащихся, которое позволило бы им проявить личностные функции (искать во всем смысл, строить образ и модель своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и т. д.)1 ». П. Е. Решетни­ков в качестве важнейших личностных функций выделяет:

— функцию изобретательности ( способность к выбору);

— функцию рефлексии (способность оценивать свои действия;

— формирующую функцию (формирование образа «Я»);

— функцию ответственности (в соответствии с формули­ровкой «Я отвечаю за все»);

— функцию автономности личности.

Задача учителя заключается не только в необходимости формирования у школьников знаний и умений, но и в обеспе­чении возможностей для становления и развития вышепере­численных функций личности. В этом контексте учебный про­цесс приобретает смысл, отличный от традиционно признан­ного. Можно привести высказывание известного американ­ского

психолога К. Роджерса, который на одной из своих лек­ций для учителей школ сказал о том, что никакие их усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком. Учитель не является транслятором информации, а значит, он должен по­мочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы. Технология развития критического мышления — один из спо­собов превратить учение в личностно- ориентированное, но и этого недостаточно.

Как реализовать на практике гуманистические идеи и принципы?

Для этого учителю необходимо выработать систему новых установок. В частности, К. Роджерс особо выделяет: откры­тость своим мыслям и переживаниям, способность их адек­ватно выражать в общении с другими; принятие ученика как личности, уверенность в его творческом потенциале, педаго­гический оптимизм; эмфатическое понимание, т. е. видение педагогом внутреннего мира ученика (глазами ученика).

В гуманистически ориентированном обучении педагог ста­вит учащегося не в позицию объекта, которым он управляет, а в позицию полноправного субъекта учения, создавая тем самым условия для его творческой самореализации. Это зна­чит, что педагог организует учебную деятельность не тради­ционно, а как процесс решения проблем разного уровня.

Важ­ным становится самостоятельный поиск ученика, а это зави­сит от того, насколько ученик овладевает методологией реше­ния изучаемых проблем.

Традиционно школы знакомили учеников с «продуктами» мышления (то, что в формализованном знании выражено в книгах и лекциях), но редко демонстрировали «процессы», с помощью которых эти «продукты» были получены. Как это сделать? Ведь мышление — процесс, сокрытый от глаз. «Обучение мышлению следует понимать как хождение в подмас­терьях у

мастера познания1 ». Технология предпола­гает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процес­се обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником ин­формации, и, используя приемы технологии, превращает обучение — продвижение от незнания к знанию — в совместный и интересный поиск.

Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Технология КМ позволяет решать задачи:

- Повышение качества образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии КМ при изучении учебного предмета

- Повышение учебной мотивации.

- Повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету.

- Развитие информационной грамотности, способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности.

- Повышение социальной компетентности.

- формирования навыков анализа и синтеза предметных текстов

Существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Так, необходимо:
1.Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
2.Давать возможность учащимся размышлять.
3. Принимать различные идеи и мнения.
4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение.
7. Ценить проявление критического мышления.

При этом учащиеся должны:
1. Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей;
2. Активно участвовать в учебном процессе;
3. С уважением выслушивать различные мнения;
4. Быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.

В основе КМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

Структура построения технологии КМ

1. ВЫЗОВ

"Люди с желанием и эффективно делают то, что сами хотят делать, а не то, что им приказывают".

Задачи:

- актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;

- пробуждение интереса к изучаемой теме;

- обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

- побуждение ученика к активной деятельности.

Значение стадии вызова:

1.Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.

2.Происходит активизация обучаемого. Учение – активная деятельность. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами.

3.Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.

Этап «Вызов» (актуализация субъективного опыта).

Действие учителя

Действие учащихся

1. Нарисуйте в тетрадях познава­тельный объект так, как вы его себе представляете.

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о по­знавательном объекте.

3. В тетради нарисуйте таблицу («маркировочную таблицу») с четырьмя одинаковыми колонками.

Рисует на доске таблицу.

4. В левой колонке таблицы запи­шите все, что вы знаете о познава­тельном объекте.

5.Обменяйтесь своими мнениями в паре.

6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о по­знавательном объекте?).

Записывает на доске в левой ко­лонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом «Знаю».

1. Каждый в тетради рисует по­знавательный объект так, как его себе представляет.

2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом.

3.Рисуют маркировочную таблицу.

4.Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познава­тельном объекте.

5. Обмениваются друг с другом своими знаниями.

6.Каждый по очереди информи­рует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте.

Левая колонка таблицы маркиру­ется словом «Знаю». Дополняют записи в левой колонке таблицы.

2. ОСМЫСЛЕНИЕ

"Если хочешь запомнить, забудешь. Если хочешь понять, запомнишь!"

Задачи:

- активное получение новой информации;

- осмысление новой информации;

- соотнесение новой информации с собственными знаниями;

- отслеживание процесса познания и собственного понимания.

Значение стадии осмысления:

1.Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова.

2.Важно поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным.

3. На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализ и синтез.

Этап «Осмысления».

Действие учителя

Действие учащихся

1.Предлагает учащимся классифи­цировать записанные на доске зна­ния по каким-либо основаниям.

2.На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответст­вии с проведенной классификаци­ей).

1.Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.

2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая во­прос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.

3. РАЗМЫШЛЕНИЯ И РЕФЛЕКСИЯ

"Образование - это то, что останется, когда забудется все заученное".

- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

- выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

- выявление еще непознанного;

- анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

- поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

Значение стадии рефлексии:

1.Происходит выведение знания на уровень понимания и применения.

2.Идет рефлексия своего процесса учения.

3.Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями.

4.Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

Все этапы технологии РКМЧП не обязательно имеют место на од­ном уроке, это может быть серия уроков. Но очень важ­но, чтобы цикл «вызов - осмысление содержания ­рефлексия» был завершен и имел выход на следующий «вызов».

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в курсе биологии наиболее эффективно при изучении таких тем, по которым могут быть составлены интересные, познавательные тексты.

Правила, которые необходимо соблюдать при проведении уроков по формированию критического мышления.

- В работу должны быть вовлечены в той или иной степени все учащиеся. С этой целью полезно использовать приемы, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

- Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезны проведение разминок, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

- Учащихся не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в группах. Очень важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

- Для школьников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе.

- Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их.

- Деление учащихся на группы лучше построить на основе добровольности, но обязательно добиться того, чтобы группы были примерно равны по силам.

Формы (стратегии) применения технологии:

1. «Чтение текста с пометками»

2. Заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

3. «Зигзаг»

4. «Продвинутая лекция», прием «Бортовой журнал»

5. «Инсерт» - чтение с отметиной

6. Фишбоун «Рыбья кость»

7. Кластеры

8. Кольца Вена

Сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важ­ность каждого суждения, не авторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт - это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю и в основе всех приемов лежит базовая модель, включающая три стадии: вызов, осмысление, размышление/рефлексия.

Стратегия «Чтение текста с пометками» - инсерт

В ходе урока на стадии вызова с целью актуализировать знания учащихся учитель может давать разнообразные задания или задавать вопросы о познавательном объекте, фиксируя ответы учащихся на доске без оценивания и комментария, или же может предложить учащимся записать ответы в своих рабочих тетрадях. Например, «Нарисуйте в тетради…(познавательный объект) таким, как вы его представляете. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о … (познавательном объекте)», «Что вы знаете (или думаете, что знаете) о …» и т. д.

На стадии осмысления учитель предлагает всем учащимся тексты по теме. Это могут быть текст параграфа школьного учебника, статья из научно – популярного журнала или что – либо другое. Но лучше, чтобы эти тексты были бы составлены самим учителем. Тексты могут быть абсолютно одинаковыми или разными (по глубине содержания). Если учитель предлагает всем школьникам одинаковый текст, желательно, чтобы он был разно-уровневым, так как это позволит реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, учесть его образовательные потребности. Работа с учебными текстами в рамках технологии критического мышления позволяет реализовывать профильное обучение. В данном случае каждый ученик получает такой материал, глубина которого удовлетворяет его образовательным запросам.

На работу с текстом отводится 10-15 минут. В течение этого времени учащимся предлагается внимательно прочитать текст и на полях сделать особые карандашные пометки (интерактивная система разметки текста):

«v» - «это я знаю»;

«+» - «эта информация для меня новая»;

«-» - «»эта информация противоречит моим знаниям; я думал иначе;

«?» - «эта информация требует пояснения; хочу узнать больше; есть вопросы»;

«!» - «это интересно».

Смысл используемых знаков необходимо оговорить заранее. После того, как индивидуальная работа по чтению текста с пометками завершена, учащимся предлагается выписать отмеченную информацию в маркировочную таблицу, состоящую из пяти столбцов (в соответствии с предложенными знаками).

v

+

-

?

!

Эта работа позволяет не только проанализировать текст повторно, но и учит школьников переводить обширную информацию из текстовой в лаконичную табличную форму. Когда эта работа будет закончена, учащимся предлагается в группах обсудить заполненные таблицы. Далее под руководством учителя школьники сравнивают результаты своей работы с текстом со своими предположениями, сделанными на этапе вызова. Здесь особенно важно обратить внимание школьников на информацию, требующую пояснения («?»), так как именно она может инициировать стадию вызова на следующем уроке или домашнее задание.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

С целью обобщения полученной из текста информации на стадии размышления и рефлексии учитель предлагает учащимся, работая индивидуально или в группе, составить графический организатор – кластер по данной теме.

Стратегия «Заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)

То, что степень усвоения школьниками учебной информации напрямую связана с личностной актуальностью этой информации – общеизвестная дидактическая закономерность. Как сделать актуальной новую учебную информацию? Один из возможных путей стимулирования интереса к новому содержанию учебного материала предлагает нам стратегия «Заполнение таблицы «ЗХУ» - он заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях (стадия вызова).

На стадии вызова учитель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Учитель организует фронтальную беседу, предлагая разнообразные задания или задавая вопросы о познавательном объекте, итогом этой фронтальной работы по актуализации знаний должно явиться заполнение каждым учащимся колонки «Знаю» в маркированной таблице, куда учащиеся запишут все, что знают о познавательном объекте. Далее возможна организация парной или групповой работы по обмену своими знаниями – таким образом, каждый ученик может пополнить колонку «Знаю» в своей таблице. На завершающем этапе стадии вызова возможны организация коллективного обсуждения «известного» и окончательная коррекция содержания первой колонки таблицы. В ходе фронтальной работы обозначаются те вопросы, для ответов на которые имеющихся знаний явно недостаточно. Эти вопросы каждый записывает в колонку «Хочу узнать».

На стадии осмысления учащимся предлагается работа с учебным текстом, в ходе которой каждый ученик индивидуально заполняет колонку «Узнал». Очевидно, что, как и в ранее описанной стратегии «Чтение текста с пометками», у школьников формируется навык перевода информации из текстовой формы в табличную. С целью обмена и дополнения собранной информации целесообразна парная и групповая работа, в ходе которой возможна индивидуальная коррекция содержания таблицы каждым учеником. Стадия осмысления заканчивается фронтальной работой, в ходе которой обобщается и корректируется вся «новая» информация.

Одной из особенностей применения технологии в рамках предметов естественнонаучного цикла является возможность проведения лабораторных и практических работ на этапе размышления и рефлексии. Это позволит экспериментально проверить теоретическую информацию, собранную на предыдущем этапе, и сделать выводы. На завершающем этапе стадии размышления и рефлексии учитель организует фронтальную беседу с опорой на те новые знания, которые получены в ходе работы с текстом и проведения лабораторных или практических работ. Осуществляется окончательная коррекция содержания колонки « Узнал» в таблице. Часто на этом этапе возникает необходимость добавить к маркированной таблице еще одну колонку «Еще хотелось бы узнать!», ведь вопросы, которые возникают на этом этапе, могут стать основой организации этапа вызова на следующем уроке.

Завершается урок составлением кластера (графического организатора), который призван продемонстрировать взаимосвязь основных понятий (свойств, характеристик объектов и явлений), которые рассматривались на уроке.

Отличительной особенностью технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является ее универсальный характер, так как упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности – чтение и письмо. Поэтому в данном проекте могут успешно работать школьники различных возрастных групп.

Приемы, используемые на стадии вызова

Прием «Кластер ».

Цель: - вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме;

- обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.

Время выполнения: 7-8 минут.

Описание приема.

Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняю работу индивидуально.

2 этап. 2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

З этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие — не повторять то, что уже было сказано другими.

В результате, на доске формируется кластер (гроздь винограда)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном

порядке в виде грозди, отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока: на стадии вызова– для стимулирования мыслительной деятельности; на стадии осмысления – для структурирования учебного материала; на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен… Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, которые имеют отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Верные и неверные суждения »

Цель: - стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме.

Время выполнения: 7-8 минут

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает учащимся определить верно, оно или неверно.

Тема: «Строение клетки» 10 класс

Верно

Неверно

В митохондриях происходит окисление органических веществ с освобождением энергии;

Хромосомы – носители наследственной информации

.В лизосомах происходит биосинтез белков;

Хромосомы содержатся в комплексе Гольджи

Приемы, используемые при работе с текстом на стадии осмыслении

Цель: развитие у школьников навыков работы с учебными текстами;

достижение оптимального уровня усвоения нового материала школьниками.

Прием «Анализ текста по предложенной схеме»

Цель: развитие навыков анализа текста

Описание приема:

- Учащиеся получают распечатку текста документа. Текст должен быть доступен для понимания школьниками.

- Учитель предлагает школьникам провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в индивидуальной памятке. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа.

- Школьники производят предварительное ознакомление с текстом документа и списком предложенных вопросов.

- Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов (на все поставленные вопросы давать ответы не обязательно)

- Обсуждение различных вариантов ответов; разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.

Прием «Бортовой дневник»

Цель: развитие мыслительных способностей учащихся, выработка школьниками

собственной позиции по изучаемой теме.

Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.

Описание приема:

- Учитель предлагает изучить определенный текст.

- Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части.

В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, информацию, почерпнутые ими из изученного текста;

во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

Известная информация

Новая информация

Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии)

Цель: формирование у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме;

развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

· Объясняются правила написания синквейна.

· В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

· Задается тема синквейна.

· Фиксируется время на данный вид работы.

· Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Прием «Фишбоу» (рыбья кость)

Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации

факты


Эффективная лекция
Прием «бортовой журнал»

Бортовой журнал

Известная информация, предложения

Новая информация

Стадия вызова по каждой смысловой единице осуществляется известными вам методами: список известной информации, ее систематизация, ответы на вопросы учителя, ключевые слова и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть бортового журнала.

На смысловой стадии ученики работают индивидуально: один в правой графе, другой в левой или учитель предлагает первую часть лекции.

На стадии рефлексии идет сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе.

Тайм – лайн

Линия времени, на которую наносятся все события факты, имеющие цикличность.

--------о--------о---------о----------о----------о-----

Мини – сочинение - краткое изложение темы ,письмо от имени изучаемого объекта)

Чтение с остановкой - условное название стратегии по организации чтения текста, с использованием различных типов вопросов:

- простые - творческие

- уточняющие - оценочные

-объясняющие - практические

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные педагогические результаты применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:

· появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения, так как, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах, а с другой – вся учебная деятельность на уроке строится на субъект – субъектных взаимоотношениях «учитель – ученик», «ученик – группа», «ученик – ученик»;

· повышается ответственность за качество собственного образования;

· формируются навыки работы с информационными источниками разных типов, с большими объемами информации;

· раскрывается творческий потенциал школьников;

· развитие мышления, творческих способностей;

· развитие в учащихся уверенности и понимания своих мнений и идей;

· активное участие в учебном процессе;

· свободное вхождение в информационный мир;

· умение с уважением выслушивать различные мнения

Рекомендации учителям, которые хотят использовать в своей работе технологию развития критического мышления через чтение и письмо

Учителя, которые хотят использовать в своей работе тех­нологию РКМЧП, нередко задают много вопросов. Приве­ду ответы на некоторые из них.

Хватит ли времени на уроке, чтобы успеть реализовать трехстадийную модель технологии РКМЧП?

Все этапы технологии РКМЧП не обязательно имеют место на од­ном уроке, это может быть серия уроков. Но очень важ­но, чтобы цикл «вызов - осмысление содержания ­рефлексия» был завершен и имел выход на следующий«вызов».

Важен ли набор и последовательность приемов?

Нет, можно использовать те приемы, к которым привыкли учи­теля. Главное, чтобы они способствовали достижению ос­новных целей, которые ставите вы и ваши ученики.

А если в конце урока школьники не все уяснили или на этапе рефлексии - отвечают «неправильно» ?

Технология РКМЧП не является единственной панацеей. Если вы ста­вите цель сформировать определенные знания, то имен­но исходя из этой цели и конструируется урок. Но в лю­бом случае было бы замечательно сохранить демокра­тическую атмосферу урока, на котором ученики имеют возможность свободно высказываться.

А сколько всего приемов есть в этой технологии?

Очень и очень много. Все они увязаны с базовой моделью: «вызов – осмысление содержания – рефлексия».

А как оценивать?

Но сра­зу возникает встречный вопрос-а что именно оценивать? Ведь на каждом уроке мы ставим разные цели. Есть не очень корректная точка зрения, что можно оценить пра­вильность работы с помощью приемов. Например, пра­вильность заполнения таблицы. Другая позиция заключа­ется в утверждении, что необходимо оценивать степень развитости критического мышления вообще. Но мы оце­ниваем очень конкретные результаты. Если же говорить о навыках критического мышления, то можно выделить: умение самостоятельно анализировать учебную пробле­му, оценивать предлагаемые решения, соотносить свое решение с возможными вариантами других учеников, выбирать наиболее эффективные для данного типа зада­чи и т. д. И не все навыки возможно оценить с помощью отметки: на­пример, способность ученика отказаться от своего мнения в пользу мнения другого ученика, умение корректно выра­жать свои суждения, умение работать в группе. Но эти умения очень показательны для оценки эффективности работы учителя, сформированности критического мышления

Но ведь оценки нужны.

Конечно, некоторые умения и навыки проверяются и по результатам проверки может быть выстав­лена оценка. Для этого есть традиционные, используемые вами методики.

А есть ли специальные методики?

Для оце­нивания с помощью отметок - нет. Все до­статочно известно. Например, тесты, в ко­торых есть вопросы на воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценку. А для другой «вне отметочной» ди­агностики такие приемы есть. Например, использование «Портфолио» или других приемов.

Как часто необходимо использовать тех­нологию?

Еще один распространенный вопрос, сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важ­ность каждого суждения, неавторитар­ность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт - это не может суще­ствовать отдельно и использоваться от случая к случаю.

А можно ли использовать приемы техно­логии не в системе? Почему бы и нет. Только результаты будут несколько иными. Ведь в этом случае ставятся другие цели, и приемы срабатывают, а порой не срабатывают для этих целей.

Нужно много поработать, прежде, чем ребята смогут развить в себе навыки критического мышления. Смогут анализировать ситуации; разовьют гибкость своего мышления; приобретут исследовательские навыки; разовьют изобретательность и сообразительность; смогут находить нестандартные решения; научатся достигать цели с минимальными трудозатратами, сумеют воплощать в жизнь творческие идеи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.

2. Андреев В. И. Педагогика творческого самообразования ; Инновационный курс. - Казань , 1998.-кн.2.

3.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика. – 1997. - №4.

4. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во "Бонфи", 2002. - 239 с.

5. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии./ Книга для учителя. – Мурманск, 1997. – 228 с.

6. Основы критического мышления : Междисциплинарная программа ; Пособия/Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер.- М.; 1997-1998.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии., М., Народное образование,1998.

8. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.,2000-(сер. «Мастера психологии»).

9.Якиманская И. С. Личностно-ориетированное обучение в современной школе. М., 1996.

Технологический алгоритм урока

Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:

Осмысление содержания

Рефлексия:

актуализация имеющихся знаний;

пробуждение интереса к получению новой информации;

постановка учеником собственных

целей обучения

получение новой информации;

корректировка учеником поставленных целей обучения

размышление, рождение нового знания,

постановка учеником новых целей обучения

Функции трех стадий технологии развития критического мышления

Стадия

Функция

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации)

Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

Информационная (приобретение нового знания).

Мотивационная (побуждение к дальнейшему рас-

.

ширению информационного поля).

Оценочная (соотнесение новой информации и

имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Технология развития критического мышления: стадии и методические приемы

Стадия

Деятельность

Деятельность

Возможные приемы и методы

(фаза)

учителя

учащихся

1. Вызов

Направлена на вызов

у учащихся уже

имеющихся знаний по

изучаемому вопросу,

активизацию их деятель-

ности, мотива-

цию к даль-

нейшей работе.

Ученик «вспоминает»,

что ему известно по изу-

чаемому вопросу (дела-

ет предположения), сис-

тематизирует информа-

цию до изучения нового

материала, задает во-

просы, на которые хочет

получить ответы

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

2.Осмыс-

ление со-

держания

Направлена на сохранение интереса к теме при

Непосредственной работе

с новой информацией,

постenенное продвижение от знания

«старого» к

«новому»

Ученик читает (слушает)

текст, используя пред-

ложенные учителем

активные методы чтения,

делает пометки на полях

или ведет записи по

мере осмысления новой

информации

Методы активного чтения:

маркировка с использованием значков

«V», «+», «-», «?»(по мере чтения их ставят на полях справа);

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в пер-

вой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально и в парах.

3.Реф-

лексия

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначаль-

ным записям;

внести изменения,

дополнения;

дать творческ.,ис-

следовательские или

практические задания

на основе изученной

информации

Учащиеся соотносят

«новую» информацию со

«старой», используя

знания, полученные на

стадии осмысления со-

держания

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных

связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и

неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных

кpуглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

6 класс. Дыхание

В этой теме есть несколько «подводных камней», но самый главный – дети ассоциируют процесс дыхания с процессом газообмена.

Уметь работать с информацией означает умение анализировать и систематизировать ее, находить скрытые составляющие, критически оценивать, обобщать, перерабатывать. Важно, чтобы та информация, которая была новой, в результате стала присвоенной, превратилась в собственное знание. Когда учащиеся выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи, происходит присвоение нового знания. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст. Таким образом, необходимо на уроке не только создать условия для анализа процесса дыхания, но и возможностей неоднократного проговаривания как частей, так и всего материала в целом.

Задание 1: Просмотрите материалы презентации, выделите этапы, обеспечивающие процесс дыхания

Этапы процесса дыхания:

1. Вдох. Поступление кислорода в организм.

2. Перенос кислорода ко всем клеткам тела.

3. Окисление кислородом органических веществ.

4. В результате окисления образуются вода, углекислый газ и выделяется энергия.

5. Углекислый газ и часть образовавшейся воды переносится кровью к легким.

6. Выдох.

Задание 2: Изучение процесса дыхания

(происходит отработка умений свертывать и развертывать информацию, читать схемы)

2.1 Составьте схему процесса дыхания

2.2. Возьмите листок бумаги. Какие действия необходимо выполнить, чтобы продемонстрировать процесс газообмена? (закрыть среднюю часть)

2.3. В каких соотношениях находятся понятия «газообмен» и «дыхание»? (процесс газообмена часть процесса дыхания)

2.4. Используя схему, попробуйте дать определение понятия «дыхание».

2.5. Сравните ваше мнение с научным определением: дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм кислорода, окисления органических веществ в митохондриях клеток с образованием энергии и удаления образовавшихся при этом углекислого газа.

2.6. Расскажите друг другу в парах о процессе дыхания, используя определение и схему.

Развитие мышления

Необходимо способствовать освоению основных логических операций: выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Составление планов, схем помогают выделить главное из второстепенного, не просто прочитать, а понять и осмыслить текст, установить взаимосвязи отдельных частей, что способствует систематизации материала.

Урок в 6 классе. Скелет – опора организма

Задание 1. Составление логических цепочек

Задание 2. На систематизацию и обобщение

1. Рассмотрите рисунки слайда и иллюстрации на с.104 учебника, подберите слова, общие для всех изображенных объектов. Какое обобщающее название можно дать этим рисункам?

2. На каком основании все эти объекты размещены на одном слайде при изучении темы «Скелет – опора организма»?

3. Попробуйте разделить изображения на две группы.

4. Какими общими признаками обладают все эти скелетные образования? Какие функции они выполняют?

5. Какие выводы об опорных образованиях можно сделать, опираясь на рисунки?

Задание 3. На классификацию

На слайдах демонстрируются объекты: кусочек мела, спил дерева, раковина моллюска, панцирь краба, кость, скелет позвоночного, фораминиферы.

1. Выберите основание для классификации.

2. На данном основании предложите классификацию объектов, демонстрируемых на слайде.

Примечание. В дальнейшем учитель выбирает для изучения один из вариантов классификации: наружный и внутренний скелет.

6 класс «Передвижение веществ по стеблю»

1. Ключевое слово сегодняшнего урока – транспорт. Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? В течение 30 секунд учащиеся записывают в тетрадь, затем обсуждают в парах свои записи. По цепочке все учащиеся называют одну ассоциацию, не повторяя предыдущих учащихся.

2. Какие процессы жизнедеятельности зависят от транспорта веществ в организме? В течение 1 минуты обсуждение в четверках, затем обсуждение в классе результатов.

3. Актуализация знаний о строении стебля (индивидуальная, парная или коллективная работа) с использованием тренажера.

.

4. Изучение транспорта веществ в растительном организме:

4.1 Учитель актуализирует знания по теме (какие вещества необходимы растениям, какие вещества перемещаются в растении, какой орган выполняет транспортную функцию и т.д.)

4.2 Самостоятельная работа «Транспорт веществ в растении» (просмотр опытов «Передвижение растворов по стеблю», «Передвижение органических веществ по стеблю»)

- сформулируйте цель опытов, которые вы будете наблюдать (узнать, по каким частям стебля передвигаются различные вещества);

- просмотреть сюжет 1 опыта, затем 2 опыта;

- как были заложены опыты?

- каков результат 1 опыта? Это доказывает что __________________________.

- каков результат 2 опыта? Это доказывает что __________________________.

- сформулируйте общий вывод.

5. Рефлексия. Ответьте на вопросы, на «4» достаточно ответить на один из вопросов, на «5» - на два любых вопроса:

- почему сильное повреждение коры зайцами могут привести к гибели дерева?

- при выращивании томатов для ускорения образования плодов и повышения урожайности применяют пасынкование – удаление боковых побегов. В чем заключается биологический смысл этого приема?

- почему для опыта с кольцеванием рекомендуется брать побеги с листьями?

- в каком направлении передвигается весной по стеблю березовый сок?

6. После окончания индивидуальной работы в отведенное время организуется коллективное обсуждение данных вопросов.

Урок по теме «Вирусы» (9 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

· Сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, особенностях их строения и функционирования, роли вирусов в природе и жизни человека.

· Развивать навыки работы с текстом, обобщать полученную информацию, вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу.

Оборудование: таблица «Вирусы», карточки с текстом для каждого ученика.

Ход урока

Стадия вызова и целеполагания

С целью актуализации знаний проводится фронтальная беседа по следующим вопросам (ответы не оцениваются):

1. Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?

2. Что вы знаете о вирусах?

3. Что бы хотели узнать об этой форме жизни?

Стадия осмысления

Раздается текст по теме «Вирусы» и предлагается в течение 10 – 15 минут проработать его, используя специальные пометки. Количество и смысл знаков необходимо заранее оговорить с учащимися.

«V» - «это я знаю»;

«+» - «новая информация»;

«-» - «информация, противоречащая моим знаниям»;

«?» - «информация, требующая пояснения»;

«!» - «это интересно».

Текст «Вирусы»

В 1892 году русский ученый Д. И. Ивановский описал необычные свойства возбудителя болезни табака – табачной мозаики. Возбудитель этого заболевания проходил через бактериальные фильтры, заражая здоровые растения. Позже обнаружили, что возбудитель ящура – болезни домашнего скота – также проходит через бактериальные фильтры. Наконец, в 1917 году был открыт вирус , поражающий бактерии. Эти события положили начало новой науке вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни.

Вирусы не имеют клеточного строения, размеры их варьируют от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий, увидеть их можно только в электронный микроскоп. Устроены вирусы очень просто: они состоят из фрагмента генетического материала (либо ДНК, либо РНК), составляющей сердцевину вируса, и защитной белковой оболочки – капсида.

У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще дополнительная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки хозяина. Вирусы – это внутриклеточные паразиты и вне живой клетки они не проявляют никаких свойств живого. У вирусов отсутствует собственная система обмена веществ и энергии, они не потребляют пищу и не размножаются. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Проникнув в живую клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя ее деятельность на синтез вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков, из которых собираются вирусные частицы. В клетке накапливается огромное количество вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается, и вирусы выходят наружу. Иногда вирусы выделяются из клетки постепенно, по одному, и зараженная клетка живет долго.

Каждый вирус обладает специфичностью, он ищет именно «своего»хозяина. Так, вирус гепатита А или В проникает и размножается только в клетках печени, вирус гриппа – в клетках эпителия верхних дыхательных путей. Вирус СПИДа (ВИЧ) связывается с клетками крови – лейкоцитами, отвечающими за иммунитет.

вирус

.

Молекула ДНК вирусов может встраиваться в хромосомы клетки хозяина и существовать в таком виде, являясь как бы дополнительным геном. В таком виде вирус может не проявлять себя неопределенно долгое время. По остроумному определению нобелевского лауреата П. Медавара, вирусы – «это плохие новости в упаковке из белка». В значительной мере это действительно так: ведь попавшие в клетку вирусные гены – «плохие новости» - приводят к нарушению нормальных процессов в клетке, в ряде случаев к ее гибели, а также к заболеванию всего организма. Недаром свое название вирусы получили от латинского слова virus яд . Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний. Например, у растений – мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев картофеля. Появление полосок на цветках некоторых сортов тюльпанов также обусловлено вирусом, а цветоводы продают эти тюльпаны, выдавая их за особый сорт. У животных вирусы вызывают ящур крупного рогатого скота, чуму у птиц, инфекционную анемию у лошадей и др. К наиболее известным вирусным заболеваниям человека относят грипп, оспу, корь, краснуху, свинку, полиомиелит, бешенство, СПИД и др.

Особой группой вирусов являются бактериофаги, или просто фаги, которые поражают бактериальные клетки. Некоторые из них используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, например, с бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.

Происхождение вирусов пока не ясно. Большинство ученых предполагают, что вирусы произошли от клеточных структур, вследствие утраты ими всего, без чего «можно обойтись» при паразитическом образе жизни, оставив только наследственный аппарат в виде нуклеиновой кислоты и защитную белковую оболочку. Таким образом, вирусы не могут рассматриваться как примитивные предшественники клеточных организмов.

Часто задают вопрос: «А являются ли вирусы живыми?» Если живой считать структуру, имеющую генетический материал (ДНК или РНК) и способную воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые. Если же живой считать структуру, имеющую клеточное строение, то ответ должен быть отрицательным. Также вирусы не способны воспроизводить себя вне клетки хозяина. Они находятся на самой границе между живым и неживым, что еще раз напоминает нам о существовании непрерывного спектра все возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и заканчивается сложнейшими замкнутыми системами клеток.

После этого учащиеся составляют таблицу из пяти столбцов и заполняют ее, используя информацию, приведенную в тексте. Это дает им возможность проанализировать текст повторно.

Стадия размышления и рефлексии

Составление графического организатора в группах с последующим его представлением. Например, по данной теме может быть составлен следующий кластер:

В живой клетке размножаются, используя обмен веществ и энергию клетки - хозяина

Домашнее задание : изучить параграф учебника, подготовить сообщение о вирусах, их роли в природе и жизни человека

.