Главная              Рефераты - Разное

Российские сми в Интернете - реферат

РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Тема: Российские СМИ в Интернете

Касабабова Р. С.

ЕРЕВАН 2004

Конец XX в. ознаменовался небывалым скачком в развитии гло­бальных информационных и коммуникационных технологий — тре­тьим после открытия каналов передачи аудио- и видеосигналов, который коренным образом повлиял на развитие системы средств массовой информации. Вслед за радио- и телевещанием были изоб­ретены сетевые технологии, основанные на ином, цифровом, спо­собе передачи информации, которые привели к формированию новой среды для распространения потоков информации. Форма организации таковых каналов передачи информации получила на­звание Internet (Интернет).

Интернет — система соединенных компьютерных сетей миро­вого масштаба, которая предоставляет услуги по обмену данными. Другими словами, Интернет — это сеть сетей, которая объединяет национальные, региональные и местные компьютерные сети, в которых происходит свободный обмен информацией.

Основной вклад в становление и развитие Интернета был сде­лан научными и военными организациями США в годы «холод­ной войны». В 1969 г. по заказу Министерства обороны США был осуществлен один из первых проектов стратегической телекомму­никационной системы, способной устойчиво работать в условиях ядерного конфликта. Сеть ARPAnet, созданная для передачи дан­ных, позволяла стране, которая могла испытать ядерный удар, успешно функционировать и при отключении значительной части этой самой сети.

В 1972 г. в Вашингтоне состоялась первая публичная демонстрация работы сети ARPAnet. Способ передачи сообщений через сеть определялся семейством протоколов, названных TCP/IP (Transport Control Protocol / Internet Protocol). Поскольку каждый сетевой ком­пьютер мог независимо передавать и принимать сообщения, отпа­ла необходимость в централизованном управлении узлами сети. От­сутствие жесткой системы приоритетов обеспечивало ее неогра­ниченное расширение. А далее случилось то, что определило будущую судьбу Интернета: руководство ARPAnet приняло реше­ние об открытой и бесплатной публикации протоколов TCP/IP.

В 70-е гг. шел процесс образования и интеграции новых сетей и узлов. В 1979 г. на встрече лидеров сетевого рынка было принято решение о финансировании проекта собственной сети Националь­ного Научного Фонда США (NSF, National Scientific Foundation) и соединении этой сети через шлюз с ARPAnet с помощью прото­колов TCP/IP. Это событие считается рождением Интернета как сообщества независимых сетей. В 80-е гг. NSF создал собственную высокоскоростную сеть, которая соединила суперкомпьютеры крупнейших научных центров США, полностью заместив собой ARPAnet. В последующие годы эту структуру дополнили коммер­ческие, международные и иные сетевые включения, вместе обра­зующие Интернет.

Интернет стал и средством общемирового вещания, механиз­мом распространения информации, а также средой для сотрудни­чества и общения людей, охватывающей весь земной шар. В отли­чие от радио- и телевещания, основной функцией которых стало производство и распространение массовой информации, Интер­нет оказался средой для коммуникации в более широком смысле слова, включающей межличностную и публичную формы обще­ния, как индивидуальную, так и групповую.

Интернет — многофункциональная система. Главными его функциями являются:

- социальная, приводящая к образованию новых форм комму­никативного поведения в среде, где господствуют горизонтальные связи и отсутствуют территориальные, иерархические и времен­ные границы. Эта функция влияет на кросс-культурные процессы, происходящие в обществе, и в конечном итоге, как утверждают эксперты, приведет к смене культурных парадигм. Серьезным ог­раничением для расширения контактов и выхода в иную лингвис­тическую среду является язык;

- информационная, особенность которой заключается в том, что информационные контакты протекают в режиме открытости и общедоступности. Почти каждый может получить доступ в Интер­нет, серьезными ограничениями являются лишь низкий уровень каналов связи и недостаток материальных средств. Информацион­ная функция обеспечивает хранение, механизмы поиска и досту­па к имеющейся информации;

- экономическая, направленная на получение коммерческой прибыли и проявляющаяся в чрезвычайно эффективном воздей­ствии на глобальную информационную инфраструктуру и стиму­лирующая ее дальнейшее развитие.

Функции Интернета осуществляются через наиболее популяр­ные сетевые службы. Ниже описаны основные формы их организа­ции.

- Электронная почта относится к системе индивидуальной ком­муникации. Пересекая национальные границы, электронная по­чта позволяет создавать и пересылать сообщения в считанные се­кунды от источника одному или нескольким получателям. Элект­ронная почта используется также информационными агентствами для пересылки пакетов сообщений по адресной рассылке.

- Телеконференции (newsgroups) -— коллективная коммуникаци­онная система, которая служит для оперативного обсуждения ши­рокого круга тем и актуальных проблем. Разделение новостей на тематические группы привело к созданию интерактивных элект­ронных конференций (дискуссионных групп), доступных массо­вому пользователю и позволяющих поддерживать тематическую переписку между участниками. Телеконференции можно прово­дить как в режиме он-лайн, так и в пакетном режиме или режиме уведомления. В настоящее время в Интернете ведутся дискуссии более чем в 10 000 телеконференциях, каждая из которых имеет свое уникальное имя.

- IRC (Internet Relay Chat) — интерактивная система коллектив­ной коммуникации, поддерживающая дискуссии в режиме реаль­ного времени. С помощью IRC в одной дискуссии могут участво­вать одновременно десятки «живых» людей из разных уголков мира, не планируя заранее свое время. Служба IRC часто используется как в развлекательных целях, так и для проведения серьезных меж­дународных дискуссий. Так, например, благодаря IRC мир смог узнать о том, что происходило в районе Персидского залива не только из одного источника — CNN, но и получить альтернатив­ную информацию от очевидцев, простых людей, находящихся под обстрелом. В 1993 г. с помощью IRC был организован прямой ка­нал для трансляции новостей из здания парламента России.

- WWW («World Wide Web») (в пер. с англ. — «всемирная паути­на») — это глобальная гипертекстовая система, которая использу­ет каналы Интернета в качестве среды для пересылки электрон­ных документов. Набор связанных по определенным правилам (протоколам) документов образует гипертекстовое поле данных. В ги­пертекстовой среде можно перемещаться, активизируя ссылки-ги­персвязи между цепочками документов. Самое замечательное при работе с Web — это то, что документ, который вы нашли и видите на экране, может храниться в соседней комнате, а может — в другом полушарии. По подсчетам специалистов, к концу 1998 г. в WWW насчитывалось около 100 млн. документов; предполагается, что к 2000 г. их количество достигнет 800 млн.

Помимо перечисленных служб, Интернет предлагает пользо­вателям и другие возможности по передаче информации (пере­сылку факсимильных сообщений с помощью факс-модема, пере­качку файлов в режиме on-line с помощью FTP-service, перекачку файлов в режиме off-line с помощью FTP-mail), а также on-line gaming — развлекательную игровую службу в режиме реального времени и многие другие.

Профессиональный интерес для журналистов представляют электронная почта, которая помогает установить оперативную интерактивную связь с источником, а также всемирная служба WWW, в которой сосредоточены основные информационные ре­сурсы Интернета. Кроме того, сама «всемирная паутина» является частью системы СМИ благодаря представленным в ней сетевым средствам массовой информации, а также электронным версиям традиционных СМИ.

Доступ пользователей к информационным сетям обеспечива­ют специальные организации — Интернет-провайдеры. Провайде­ры являются основными поставщиками телекоммуникационных услуг, от их политики зависят цена и доступность информацион­ных ресурсов.

По данным Российского общественного центра Интернет-тех­нологий (РОЦИТ), к середине 1997 г. в России действовало около 330 организаций, заявляющих о себе как о провайдерах услуг Ин­тернета. Плотность распределения на российском пространстве организаций, обеспечивающих населению доступ к Интернету, весьма неравномерна: 40% провайдеров России приходится на Москву, 35% — на Петербург, 26% — на Европейскую часть Рос­сии и лишь 23% — на Урал, Сибирь и Дальний Восток. Причем в отдаленных регионах основная часть провайдеров находится в круп­ных городах и университетских центрах. Это связано с неразвитос­тью инфраструктуры коммуникаций, низким уровнем каналов свя­зи, а также с необходимостью использования наукоемких техно­логий, требующих квалифицированных специалистов.

К середине 1997 г. почти 70% всех подключений индивидуаль­ных пользователей Интернета осуществляла так называемая боль­шая тройка провайдеров — РЕЛКОМ, Демос и Россия-он-Лайн. Позже по количеству абонентов выделился еще один лидер — Гласнет, который достиг объема подключений, близкого к показате­лям «большой тройки». В то же время все четыре компании вместе выполняют лишь немногим более половины подключений инди­видуальных пользователей. Другую половину делят между собой менее крупные и локальные провайдеры.

Сегодня российский рынок Интернет-услуг считается одним из самых дорогих в мире. В отличие от многих стран, где Интернет имеет государственные дотации, в России он до сих пор не полу­чает серьезной поддержки от государства и не имеет налоговых льгот, как другие СМИ, поэтому почти все провайдеры занима­ются коммерческой деятельностью и продают свои услуги по весь­ма высоким ценам.

Характерна история РЕЛКОМа, первого и самого крупного российского провайдера Интернета. Выросший из недр Курчатовского института в Москве, РЕЛКОМ из небольшого кооператива, обслуживающего научные интересы вычислительного центра, пре­вратился в акционерное общество, учредителями которого стали несколько организаций. Уставной капитал был внесен поровну го­сударственным предприятием, которым является Институт им. Кур­чатова, и частными структурами — несколькими коммерческими банками. Многие другие провайдеры «вышли» из военных органи­заций «закрытого типа», а потом преобразовались в акционерные общества со смешанным капиталом.

В настоящее время государственная программа реализуется в научных и образовательных учреждениях, однако и там, как пра­вило, требуются дополнительные дотации в виде грантов или це­левых инвестиций. Так, для строительства сети RBNet, обслужива­ющей российские университеты более чем в 20 городах России, часть средств была выделена из госбюджета, а другая часть профи­нансирована Институтом «Открытое общество» (фонд Сороса).

Российский сектор аудитории Интернета. Аудитория Ин­тернета в принципе не ограничена, а услугами сети потенциально могут воспользоваться жители всех регионов, имеющих более или менее развитые рынки услуг связи, в частности телефонную. В ре­альности же количество граждан, имеющих доступ к Интернету в России, ограничено экономическими и технологическими факто­рами.

По результатам исследования, проведенного РОЦИТ на осно­ве опроса провайдеров, в 1996—1997 гг. к различным услугам Ин­тернета прибегали более 600 тыс. россиян. Социологическая ком­пания Комкон-2 в своих исследованиях аудитории Интернета оце­нила численность российских пользователей на начало января 1998 г. в 840 тыс. человек, а уже через месяц их было более 1 млн. человек. Динамика прироста пользователей российским Интернетом, по данным той же компании, весьма существенна: уже через полгода их количество увеличилось до 1 млн. 400 тыс. человек, а к началу сентября 1999 г. — до 1 млн. 700 тыс. человек.

По данным Комкон-2, большинство пользователей сети муж­чины — 53%. Аудитория моложе, чем у потребителей «традицион­ных» СМИ: в возрасте от 16 до 19 лет — 16%; от 20 до 24 лет — 21 %; от 24 до 34 лет — 29%; от 35 до 44 лет — 20%; от 45 до 55 лет — 12%. И лишь 2% пользователей Интернета относятся к возрастной группе людей после 55 лет. На демографическом портрете пользо­вателя Интернета, сконструированном социологами, можно ви­деть молодого человека в возрасте от 20 до 35 лет, имеющего выс­шее образование, работающего специалистом или менеджером среднего звена в коммерческой структуре, связанной с такими от­раслями, как финансы, наука, СМИ и реклама, образование, органы администрации, уровень его дохода выше среднего. Более четверти пользователей Интернета водят личный или служебный автомобиль, 15% пользуются услугами сотовой связи, примерно столько же — пейджерами.

Спектр пользователей в сфере занятости, по оценкам ведущих провайдеров, представляет следующую картину:

- 20% — частные лица, работающие вне сектора компьютер­ных технологий;

- 25% — руководители различного ранга, включая госслужа­щих;

- 10% — деятели культуры и искусства;

- 10% — студенты и учащаяся молодежь.

Остальные 35% по преимуществу могут быть отнесены к миру науки и компьютерных технологий.

Основную массу пользователей Интернета в России составля­ют жители Москвы (75%). Большинство (85%) живет в промыш­ленных городах и научных центрах (вслед за Москвой по числу пользователей выделяются Петербург — 12%, Урал — 12%, По­волжье — 10%, Западная Сибирь — 8%). Однако в 1997 г. наметил­ся перелом, когда российский Интернет вышел за пределы Моск­вы и Санкт-Петербурга, что было связано с использованием кана­лов Ростелекома. Доля больших городов снизилась до 75%, а Москвы — примерно до 60%. В настоящее время услуги Интернета в режиме он-лайн доступны уже почти в 100 городах России. Более 60 узлов по России и СНГ имеют постоянное подключение по выделенным каналам связи, 27 из них — цифровые.

По данным компании Gallup Media, проводившей исследова­ние читательской аудитории Москвы в сентябре 1998 г., в тече­ние недели к Интернет-страницам обращаются в среднем 6,2% москвичей старше 16 лет, что составляет около 440 тыс. человек. Среднесуточная аудитория составляет 3,4% взрослого населения Москвы, соответственно около 240 тыс. человек. При этом в буд­ние дни у Интернета, как правило, больше пользователей, чем в выходные: средняя аудитория рабочего дня составляет 3,6% насе­ления Москвы, а субботы и воскресенья — 2,9%, что объясняется относительной дороговизной сетевых услуг.

Для сравнения приведем некоторые цифры, касающиеся ин­формационного поведения зарубежной аудитории Интернета. По данным крупнейших исследовательских организаций США, про­водивших замеры аудитории Интернета в 1998 г., численность взрос­лых американцев, имеющих выход в глобальную сеть, достигает 62 млн. человек, что составляет почти 30% населения страны. При­чем 25% всех пользователей впервые вышли в Интернет в 1997 г. Эта группа состоит главным образом из средних американцев, не столь высокообразованных и с меньшим доходом, чем пользова­тели Интернета в предыдущем году. Такая волна интереса к Ин­тернету со стороны простых американцев означает, что сеть ста­новится массовым источником информации, необходимой час­тью массовой культуры и жизни широких слоев общества. Достаточно сказать, что в США сейчас 25% семей регулярно ра­ботают в Интернете, в России же в целом пока не наберется и 1%. В отличие от россиян американцы выходят в Интернет в основ­ном из дома (70% респондентов) и проводят за компьютером в среднем по 5 часов в режиме он-лайн, при этом основными фор­мами деятельности являются отправка и получение электронной почты, поиск информации, касающейся хобби, а также доступ к международным новостным сайтам. В Великобритании домашние пользователи Интернета также представляют немалую часть ауди­тории — из 5,5 млн. британских «граждан Сети» 40% выходят в Интернет со своих личных компьютеров.

Анализ информационного поведения аудитории в отношении направленности поисковых запросов к WWW, исходящих из Рос­сии, показал, что интересы основной массы пользователей в 1998 г. разделились между темами «бизнес, торговля, услуги» (34%), «но­вости» (20%), «образование и культура» (20%), «спорт и развлече­ния» (18%), «другое» (8%). При этом доля запросов с очевидной эротической направленностью составила около 2%.

Российские средства массовой информации в WWW. К со­жалению, в силу неконтролируемости и открытости Интернета, нет точных данных о количественных характеристиках и типологи­ческой структуре информационного наполнения «всемирной пау­тины». По мнению некоторых экспертов, основными поставщиками информационного содержания являются производители традици­онной информации, т.е. издатели печатных СМИ и информаци­онные агентства. Однако средства массовой информации пред­ставлены в Интернете и другими формами.

Существующие в Интернете средства массовой информации следует различать по их генезису. Так, одна категория возникла в результате эволюции традиционных СМИ, которые пополнились Web-страницами, или электронными версиями своих печатных, радио- и телевыпусков. Другая, напротив, возникла непосредствен­но на базе сетевых технологий и функционирует исключительно в среде Интернета. Такие СМИ называют сетевыми, электронными, или Web-изданиями. «Газета. Ру» (www.gazeta.ru), «Zhurnal.Ru» (www.zhurnal.ru) — характерные примеры последних.

Российский Интернет-каталог «@Rus» (www.au.ru) содержит весьма полные данные о средствах массовой информации России, распространяемых в среде Интернета. В конце 1999 г. этот каталог содержал 2164 ссылки (наименования) на разные СМИ. Для срав­нения: раздел «Семья, дом, досуг» содержал 3237 ссылок, а «Об­разование» — 1696.

Классификатор раздела «Средства массовой информации» со­держит 23 рубрики по разным видам масс-медиа, включающим сетевые издания, электронные версии печатных изданий, а также радио- и телеканалов. В свою очередь рубрики данного каталога представляют собой весьма неполный перечень типологических групп изданий, выделенных по различным основаниям. Например, выделены группы по характеру каналов вещания (печать, радио, телевидение), по аудиторно-демографическим признакам (детс­кие и юношеские издания), по содержательным характеристикам (компьютерная, экономическая периодика, литературные журна­лы, спортивные, рекламно-коммерческие, религиозные издания), по географии распространения (зарубежные и региональные изда­ния). В отдельную группу выделены общественно-политические издания, научные издания, различающиеся по сферам професси­ональных интересов целевых групп, а также виртуальные СМИ, в которую вошли он-лайновые газеты, журналы, Web-сайты.

Самыми популярными в 1998 г., т.е. наиболее часто посещаемы­ми в Интернете, оказались газеты и журналы для досуга (122 ссыл­ки), радио (86 ссылок), а также издания общего характера (89 ссы­лок). Далее в списке идут профессиональные издания (83 ссылки), зарубежные издания (65 ссылок), детские и юношеские издания (20 ссылок), телевидение (115 ссылок). Рейтинг замыкают литера­турные журналы (26 ссылок) и религиозные издания (11 ссылок).

Как видно, издания для досуга являются также лидерами по числу ссылок, что говорит об активном использовании Интерне­та в качестве ресурса информации об отдыхе, туризме, развлече­ниях. Не менее многочисленными являются компьютерные изда­ния, что также вполне объяснимо. Из числа «досуговых» самыми посещаемыми являются эротические издания, такие, как хаба­ровская «Интим-газета» и иркутский журнал «Кадетъ», а также автомобильные издания (например, серверы изданий «Авторевю» и «За рулем»).

Серверы WWW служат платформой для подавляющего боль­шинства изданий. Как и во всем мире, появление в сети органов СМИ происходит двумя путями — через аренду дискового про­странства в коммерческих он-лайновых системах либо путем со­здания собственных Web-узлов. Создание своего узла обходится до­роже, но в перспективе это предпочтительнее, так как позволяет привлечь инвестиционные средства и рекламодателей для разви­тия собственной информационной базы.

Российские информационные агентства в WWW. Практи­чески все информационные агентства имеют сегодня собственные Web-страницы. Среди них всем известные ИТАР-ТАСС, РИА «Beсти» (Новости), Интерфакс и другие агентства, работающие в рам­ках традиционного информационного пространства.

Открывая собственные Web-страницы, вначале, как правило, имеющие презентационный характер, эти службы новостей заяв­ляют о себе также и на рынке новых информационных технологий. На Web-страницах дается перечень информационных продуктов и услуг, описание информационного продукта, предлагаемого для рас­пространения, а также порядок оформления и условия подписки. Публикация в Интернете расширяет круг подписчиков и ведет к повышению оперативности, увеличению разнообразия и количества новостных сообщений, изменениям в их тематической направлен­ности. Потребители информационных ресурсов WWW (СМИ, заин­тересованные ведомства, организации, частные лица), как и преж­де, получают подборки сообщений по подписке, как правило, плат­ной, однако к прочим каналам связи (телетайп, телефакс) теперь добавилась и электронная рассылка, которая улучшает оперативность доставки в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Подсистема электронных служб новостей, созданных на базе сетевых технологий и функционирующих исключительно в Ин­тернете, только начинает складываться. Создано уже несколько агентств национального и федерального значения, работающих в новой информационной среде.

Широкую известность приобрела Национальная служба ново­стей (НСН), созданная в 1994 г. как акционерное общество закрыто­го типа. НСН ведет телекоммуникационное вещание в Интернете и работает в режиме открытости и массового доступа. В этом ее основ­ное отличие от традиционных информационных агентств. Материа­лы НСН оперативно публикуются с использованием ставшей уже привычной Web-технологии, а также новейшей технологии веща­ния по push-каналам. С обзорами публикаций центральной россий­ской печати Национальная служба новостей знакомит своих чита­телей накануне вечером, примерно за 12 часов до выхода газет.

Агентство публикует широкий спектр тематических блоков новостей, подготовленных на основе открытых и эксклюзивных источников, занимается мониторингом новостей, публикуемых в сети Интернет, а также имеет корпус аналитиков, которые ведут собственные журналистские расследования. Агентство НСН обес­печивает также информационный эфир радиостанции «Радио НСН» (FM 101,7 МГц).

В середине 1999 г. в сети было зарегистрировано новое инфор­мационное агентство LENTA.RU (www.lenta.ru). Целью проекта яв­ляется организация единого оперативного информационного поля как для рядового пользователя сети Интернет, так и для различных типов СМИ. Информационный продукт LENTA.RU представляет собой непрерывный поток сведений о событиях как в России, так и за рубежом. Сотрудничество с крупнейшими российскими инфор­мационными агентствами и независимыми источниками сделало воз­можным поставлять новости пользователю непрерывно и без иска­жений. Концепцию, техническое сопровождение и полную инфор­мационную поддержку агентства осуществляет Фонд эффективной политики (www.fep.ru), что определенным образом влияет на кон-­тент и качество информационного продукта.

Сетевые информационные агентства могут возникнуть и на базе Web-сайта какой-либо компании. Любопытен пример аналитичес­кого агентства Росбизнесконсалтинг, которое было известно про­фессионалам финансового рынка и функционировало в основном на поле печатных СМИ, имея более 2 тыс. подписчиков на свою информационную продукцию. Во время финансового кризиса в августе 1998 г. компания принимает решение о бесплатном доступе всех желающих к качественной и оперативной ленте новостей на своей Web-странице, которая становится самым посещаемым сай­том того периода, принимая десятки тысяч посетителей. Пик по­сещаемости пришелся на голосование по кандидатуре Е.М. При­макова на пост премьер-министра, когда счетчик зарегистрировал 22 тыс. посещений в сутки, что равноценно тиражу вполне солид­ной газеты. А во второй половине 1999 г. провайдер Росбизнескон­салтинга создает собственную сетевую газету «Утро» (www.utro.ru), которая выходит с ежедневной периодичностью и оперативно ос­вещает не только экономические новости, но и весь спектр поли­тических и культурных событий.

Российские газеты и журналы в WWW. Практически все центральные периодические издания сегодня уже имеют элект­ронные версии, привлекая рекламодателей и расширяя аудито­рию. Уже не один год такие газеты, как «Аргументы и факты». «Известия», издания группы «Коммерсантъ», «Независимая газе­та», «Московский комсомолец», «Московские новости», и мно­гие другие имеют сетевые аналоги в Web-паутине.

Не менее активны в освоении сети региональные и местные издания: в Центральной России 35 наименований изданий имеют Web-версии, в районе Урала — 32, Западной Сибири — 46, Восточной Сибири — 6 и Дальнего Востока — 33. Но темпы освоения Интернета в удаленных регионах несколько выше. Там наиболь­шей популярностью пользуются электронные версии экономи­ческих изданий, таких, как «Деловая Сибирь» (Новосибирск), «Эпиграф» (Новосибирск), «Коммерсантъ-Сибирь», а также об­щественно-политических, например «Восточно-сибирская прав­да» (Иркутск).

Одно из преимуществ электронных версий газет и журналов — это практически неограниченный тираж и относительная деше­визна. Электронные издания не ограничены объемом, поэтому при желании в них можно публиковать расширенные версии материа­лов, более подробные истории и расследования. В зависимости от запросов они даже могут изменять свою периодичность: напри­мер, у журнала «Time» есть ежедневное приложение «Time-daily», обновляемое каждый день. В России подобный опыт имеет сетевая версия «Независимой газеты», обновляющая свою информацию несколько раз в течение дня. Помимо того что очередной номер газеты может бесплатно прочесть любой пользователь с 12 часов дня, с 11 часов стартует лента новостей, где в реальном времени публикуются информационные сообщения, поступающие в ре­дакцию.

Часто электронные версии газет и журналов появляются на сер­вере и оказываются доступными читателям тогда, когда их печат­ные аналоги еще только подписываются к выходу в свет. Это зна­чит, что повышается оперативность информирования читателя, что для печатных изданий, уступающих в оперативности элект­ронной прессе, немаловажно. Однако главное достоинство всех электронных СМИ — их интерактивность, позволяющая взаимо­действовать с аудиторией в диалоговом режиме.

Типичная электронная версия газеты внешне мало отличается от обычного Web-сайта, однако она готовится командой профес­сионалов и служит источником высококачественной информации. Web-страница газеты состоит из тех же разделов и рубрик, кото­рые имеются у печатного выпуска, однако гипертекст расширяет пространственные и временные возможности информирования пользователей. Доступ к конкретным материалам может быть как свободным, так и платным. Заголовки и аннотации, как правило, открыты для бесплатного доступа, а вот полные тексты статей ча­сто требуют он-лайн регистрации для оформления подписки или сообщения для оплаты номера кредитной карточки пользователя. Некоторые газеты используют иные формы подписки.

Многие газеты содержат интерактивные архивы (базы данных), в которых хранится информация предыдущих выпусков. Такие архивы могут быть снабжены поисковыми программами, которые позволяют по ключевым словам, дате и фамилии автора искать необходимые статьи. Наиболее развитые системы поиска дают воз­можность вводить логические комбинации данных. Доступ к таким архивам обычно платный. Некоторые издания бывают оформлены в виде гипермедийных страниц, чтение которых требует высоко­скоростных каналов связи.

Российское радиовещание и телевидение в WWW. Возмож­ность использования радиовещания в Интернете появилась срав­нительно недавно, когда были разработаны и стали доступными методы передачи звука по сети и технологии высокоскоростной передачи данных, позволяющие встраивать транслируемую музы­ку в общий поток передаваемой информации. Программное обес­печение радиовещания в Интернете в реальном масштабе времени стало внедряться в середине 90-х гг., и сейчас в мире насчитыва­ется более 15 млн пользователей Web-радио. Интернет в послед­ние годы стал конкурентоспособной средой для прослушивания музыки. «Всемирная паутина» сегодня насчитывает великое мно­жество сайтов виртуальных радиостанций, предлагающих музыку на любой вкус. Причем прослушивание музыки можно осуществ­лять как в режиме он-лайн, т.е. реального времени (возможны даже прямые трансляции с крупнейших концертных площадок мира), так и в формате отложенного прослушивания.

По данным каталога @Ru. (www.au.ru), российский рынок Ин­тернет-радио в конце 1999 г. насчитывал 165 ссылок на Web-сай­ты, принадлежащие разным радиостанциям, радиокомпаниям, а также отдельным видам радиопродукции. Среди них основная доля принадлежит радиостанциям, уже зарекомендовавшим себя на рынке традиционного эфирного радиовещания. По числу обраще­ний самыми популярными являются «Русское радио», «Европа плюс» и «Эхо Москвы».

Все эти радиостанции транслируют свои программы как в эфи­ре, так и в Интернете в режиме реального времени. При этом с введением Web-технологий вещательные возможности расшири­лись: помимо звукового ряда, потребитель получает подборку све­жих новостей в текстовом формате, а также анонсы ближайших радиопередач. Таким образом, достигается мультимедийный харак­тер передачи информации.

Сетевое вещание меняет также характер потребления радиоин­формации. С одной стороны, когда слушатель сидит за монитором, несколько иной характер приобретает «вторичность», т.е. фоновое прослушивание, с другой — появляется возможность режима от­ложенного прослушивания: звуковой файл в сжатом виде записы­вается и прослушивается потребителем, когда у него есть желание и время.

Телевизионные Web-технологии развиваются в нашей стране с некоторым опозданием. Причиной этому является не только от­сутствие необходимых экономических и технологических предпо­сылок, но и неопределенность перспектив развития Web-телеви­дения в мировом масштабе. Пока еще остается неясным, по како­му пути будет развиваться телевидение в Интернете. По оценкам специалистов, в США из существующих альтернативных подходов в настоящее время преобладают службы, использующие кабель­ное телевещание. Хотя первоначально предполагалось, что вирту­альное телевидение будет предоставлять доступ в Интернет через телевизоры вместо персональных компьютеров посредством отдель­ного устройства, которое соединяло бы телевизор с телефоном. Однако эксперты обнаружили, что потребители хотят, чтобы ус­луги Интернет-ТВ были в большей степени расширением возмож­ностей обычных услуг кабельного телевидения. Например, они хотят большей интерактивности, которая позволит выбрать вариант изоб­ражения продукта во время рекламы, чтобы получить о нем боль­ше информации, или даст возможность выбрать конкретного ат­лета во время трансляции спортивных соревнований и получить статистику, а также полное описание всех его выступлений. Ожи­дается, что доступ по кабельным линиям будет преобладать на рынке телевизионных Интернет-технологий США в течение следующих 10 лет. В России развитие виртуального телевидения, возможно, пойдет по другому пути.

Пока же в среде Интернета российское телевидение представ­лено двумя сотнями Web-сайтов. В отличие от радио телевещание в российской части Интернета практически ведется мало, исключе­ние составляют локальные телепроекты, которые ведут прямые трансляции в эфире. На сервере НТВ+ имеется возможность про­смотра некоторых спутниковых телепрограмм через Интернет, которые сопровождаются RealAudio звуком. Однако этот сервер не всегда доступен пользователям.

В основном же функции телевизионных Web-страниц носят пре-зентационный характер, включающий информацию в текстовом формате, расписание эфира, сведения о ведущих и программных проектах, рекламу и анонсы. Новости представлены в гипертек­стовой форме, раскрывающей содержание по вертикали и постра­нично — от кратких «заголовков» до изложения подробностей. Интернет-технологии расширяют информационный поток и по горизонтали, т.е. включают также новости, которые не были пока­заны в эфире.

В Интернет-каталоге @Rus. (www.au.ru) насчитывается 208 ссы­лок на телевидение или связанные с ним области: различные теле­компании, в том числе региональные (например, нижегородская телекомпания «Волга», ГТРК «Кузбасс», телекомпания «Ника», вещающая на Тульскую и Калужскую области, и многие другие), телевизионные циклы и программы (в том числе ВИД, программа «Однако», выходящая в эфир на ОРТ, и т.д.), отдельные переда­чи, фильмы или сериалы.

Складывающаяся система сетевых изданий, а также электрон­ных версий традиционных СМИ, распространяемых по сетям Ин­тернета, является одним из динамично развивающихся сегментов информационного рынка России. Этому, бесспорно, способству­ют такие характерные особенности этого канала распространения информации, как открытость и демократичность (доступ без огра­ничения и доступность любым слоям населения), оперативность и интерактивность (увеличение скорости передачи информации и диалоговый режим ее потребления), а также мультимедийность (сочетание текста, аудио- и видеоряда). Географическое положе­ние страны, протяженность ее границ и удаленность регионов также не могут не повлиять на стратегию развития телекоммуникацион­ных технологий.

Существуют и факторы, сдерживающие развитие системы оте­чественных СМИ в Интернете. К ним можно отнести неразвитость инфраструктуры (в частности, отсутствие таких ее элементов, как кредитные платежи и пластиковые карты) и низкое качество ка­налов связи, слабую техническую оснащенность, особенно регио­нальных производителей, монополию Минсвязи на рынке, а так­же дороговизну услуг. Последний фактор оказался особенно важ­ным во времена экономического кризиса. Затрудняет развитие электронных СМИ и полное отсутствие правовой базы в этой об­ласти: легитимная незащищенность авторских прав, что порожда­ет пиратство, отсутствие методов обеспечения защиты персональ­ных данных, что нарушает неотъемлемое право личности на не­разглашение сведений, имеющих конфиденциальный характер.

Несмотря на объективные социальные и экономические труд­ности, динамика прироста пользователей Интернета в России имеет положительные показатели. Некоторые эксперты утверждают, что в России развитие сети происходит особенно быстро, хотя коли­чество серверов пока еще меньше, чем в среднем за рубежом. Од­нако плотность информационной насыщенности, т.е. плотность Web-сайтов, приходящихся на существующее количество хостов, превысила европейские страны и приближается к США. Кроме того, Интернет вышел из сферы интересов только специализиро­ванного сообщества и стал представлять в России общественный интерес.

Российская часть Интернета начала особенно активизировать­ся на рубеже 1999—2000 гг. в связи с выборами в Государственную думу и перевыборами президента. Политический фактор, как по­казал 1998 г., оказался, пожалуй, одним из самых важных в осво­ении нового канала передачи информации. Американцы, напри­мер, считают, что скандал Клинтон—Левински «сделан» в Интер­нете. Тогда весь мир смог получить исчерпывающую информацию о подробностях этого дела из материалов, опубликованных на стра­ницах Web-сайта компании CNN. Как считают специалисты, это дело оказалось таким же знаковым для Интернета, как и убийство Кеннеди для телевидения. Именно с того времени Интернет начи­нает занимать равноправное место среди прочих источников ново­стей, становится конкретным информационным явлением, неза­висимой от телеканалов и газет территорией.