Главная              Рефераты - Разное

Концепция создания межведомственной системЫ электронного документооборота республики узбекистан - реферат

Концепция

создания МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ системЫ

электронного документооборота

рЕСПУБЛИКИ уЗБЕКИСТАН

Узбекское агентство связи и информатизации

Ташкент
Предисловие

1 РАЗРАБОТАНА Государственным унитарным предприятием Центр научно-технических и маркетинговых исследований – «UNICON.UZ» (ГУП «UNICON.UZ»)

2 ВНЕСЕНА отделом развития производства и рынка программных продуктов Узбекского агентства связи и информатизации (УзАСИ)

3 Принята протоколом Научно-технического совета от ___________ №_________

4 ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом Узбекского агентства связи и информатизации от ___________ №

5 ВЗАМЕН К 025:2007

Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения Узбекского агентства связи и информатизации

Содержание

Введение……………………………………………………………………..

IV

1 Цель и задачи создания межведомственной системы электронного документооборота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

2 Состояние внедрения и развития систем электронного документооборота в Республике Узбекистан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2

3 Проблемные вопросы создания межведомственной системы элек- тронного документооборота и пути их решения . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

4 Опыт зарубежных стран по обеспечению взаимодействия систем

электронного документооборота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

5 Основные положения создания межведомственной системы электронного документооборота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

6 Порядок Функционирования межведомственной системы электронного документооборота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17

6.1 Общие функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17

6.2 Условия признания равнозначности ЭЦП и собственно-

ручной подписи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

18

6.3 Порядок обеспечения информационной безопасности . . . . . . . . .

19

6.4 Надежность МСЭД . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19

6.5 Прядок защиты от несанкционированного доступа . . . . . . . . . . . .

20

6.6 Порядок физической защиты Центра управления МСЭД . . . . . . .

20

7 Направления и этапы создания МСЭД . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21

8 Нормативно-правовое обеспечение создания МСЭД . . . . . . . . . . . . . .

22

9 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25


Введение

Данная «Концепция создания межведомственной системы электронного документооборота Республики Узбекистан» разработана в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 08 июля 2005 года № ПП-117 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационно-коммуникационных технологий», а также приказом Узбекского агентства связи и информатизации от 11 февраля 2010 года № 67.

В настоящее время в Республике Узбекистан придается большое значение внедрению информационно-коммуникационных технологий в государственное управление, в том числе введению систем электронного документооборота в каждом ведомстве и обеспечению межведомственного взаимодействия данных систем. В процессе реализации Концепции планируется достичь доли безбумажного документооборота в 80% внутри ведомств и в 50% в межведомственном документообороте.

Внедрение систем электронного документооборота в государственные органы осуществляется с целью автоматизации основных этапов жизненного цикла документов, в частности, по формированию, обработке, маршрутизации, контролю движения и исполнения документов, учету, архивному копированию и хранению.

Системы электронного документооборота как основное средство обмена информацией должны применяться не только в масштабах одного ведомства, но и для информационного взаимодействия между ведомствами. Поэтому на сегодняшний день важным вопросом остается организация эффективного взаимодействия систем электронного документооборота ведомств, разработанных с применением различных платформ. Основными проблемами в этой области являются отсутствие единых механизмов межведомственного электронного взаимодействия, а также обеспечение требований информационной безопасности, в том числе вопросы использования электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Концепция разработана в целях совершенствования и унификации требований к межведомственному информационному взаимодействию государственных органов, определения направлений, механизмов решений и этапов реализации работ по организации эффективного межведомственного электронного документооборота.

Концепция определяет основные цели, задачи и требования к созданию межведомственной системы электронного документооборота с учетом мирового опыта, ее информационно-технологическую архитектуру, порядок информационного взаимодействия и обеспечения информационной безопасности, этапы создания, функционирования и развития межведомственной системы, а также направления совершенствования нормативно-правовой базы в области электронного документооборота.


ЎЗБЕКИСТОН

рЕСПУБЛИКАСИ ЭЛЕКТРОН ҳУЖЖАТ АЙЛАНИШИНИНГ ИДОРАЛАРАРО ТИЗИМИНИ ЯРАТИШ

кОНЦЕПЦИЯСИ

Концепция

создания МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ системЫ электронного документооборота рЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Дата введения __________

1 Цели и задачи создания межведомственной системы

электронного документооборота

Основными целями создания межведомственной системы электронного документооборота (СЭД) являются:

- повышение эффективности информационного взаимодействия между ведомствами;

- качественная организация учета, контроля исполнения, хранения и использования документов правительства и государственных ведомств;

- оптимизация потоков межведомственной информации;

- минимизация издержек, в том числе финансовых и временных, при осуществлении информационного взаимодействия участниками межведомственного электронного документооборота;

- обеспечение конфиденциальности и целостности межведомственной информации с помощью средств информационной безопасности.

Для успешного достижения вышеизложенных целей необходимо решить следующие задачи:

- введение единого механизма электронного обмена информацией в межведомственном электронном документообороте;

- унификация требований делопроизводства при межведомственном электронном документообороте;

- создание для правительства гибких инструментов управления и контроля исполнения;

- выполнение требований обеспечения информационной безопасности при межведомственном информационном взаимодействии;

- организация сервисных функций для эффективного ведения межведомственного делопроизводства;

- формирование национального фонда электронных документов государственных ведомств, организация массового доступа к ним;

- совершенствование средств надежного централизованного хранения и эффективного поиска документов;

- обеспечение возможности проведения мониторинга процедур прохождения документов и поручений и анализа эффективности организации делопроизводства, их оптимизации за счет осуществления статистического анализа исполнения поручений и формирования необходимых отчетов;

- обеспечение юридической значимости электронных документов при обмене ими между ведомствами посредством использования процедур формирования и проверки электронной цифровой подписи;

- обеспечение аутентификации пользователей при их доступе к системам, средствам и информационным ресурсам;

- обеспечение картотечной регистрации документов с использованием электронного справочника и формирования делопроизводственных отчетов;

- обеспечение возможности работы пользователя межведомственной СЭД в удаленном режиме;

- обеспечение возможности интеграции со средствами организации коллективной работы над документами.

2 Состояние внедрения и развития систем электронного

документооборота в Республике Узбекистан

В период с 2009 по 2010 годы темпы роста рынка СЭД в целом по Узбекистану, в том числе в системе органов государственной власти и управления, значительно увеличились. Государственные ведомства являются основными потребителями СЭД в Узбекистане в силу того, что делопроизводство является их основным производственным процессом, а внедрение СЭД в государственных органах является следующим этапом внедрения информационно-коммуникационных технологий в государственное управление.

Для государственных ведомств характерны большая территориальная разобщенность (региональная структура), сложная иерархия управления с множеством ступеней, недостаточная оснащенность электронными коммуникациями, слабая стандартизация уже имеющихся информационных технологий. Вместе с тем при внедрении СЭД в государственных органах необходимо учитывать высокие требования к обеспечению безопасности данных и ограничения доступа.

Наряду с государственными ведомствами, СЭД активно внедряются в ряде крупных компаний, которые стремятся создать единую систему документооборота, охватывающую все уровни пользователей и региональные подразделения.

На современном этапе СЭД должна предоставлять расширенный спектр возможностей, включающий в себя:

- обеспечение регистрации всей корреспонденции и быстрый поиск необходимого документа;

- обеспечение эффективного управления за счет полного автоматического контроля исполнения документов и системного анализа хода исполнения принятых решений;

- поддержку системы контроля качества, соответствующую международным нормам;

- обеспечение кадровой гибкости за счет большей формализации деятельности каждого сотрудника и возможности хранения всей предыстории его деятельности;

- исключение или максимально возможное сокращение оборота бумажных документов на предприятии;

- исключение необходимости или существенное упрощение и удешевление хранения бумажных документов за счет наличия оперативного электронного архива.

В Узбекистане применяются следующие категории систем электронного документооборота и их комбинации:

a) системы с развитыми средствами хранения и поиска информации - электронные архивы;

b) системы, ориентированные на поддержку управления организацией и накопление знаний. Базовым понятием в данных системах может быть как сам документ, так и задание, которое нужно выполнить. Для управления организацией нужна как "жесткая", так и "свободная" маршрутизация, когда маршрут движения документа назначает руководитель ("расписывает" входящий документ), поэтому обе технологии в том или ином виде могут присутствовать в таких системах;

c) системы, ориентированные на поддержку совместной работы (collaboration). Задача данных систем - обеспечить совместную работу людей в организации, даже если они разделены территориально, и сохранить результаты этой работы и предоставлять сервисы хранения и публикации документов, поиска информации, обсуждения.

На рынке Республики Узбекистан представлены следующие решения различных производителей, реализующие функции СЭД, модификации СЭД: E-hujjat (InSoftServis Узбекистан), Germes (BAIK Technologies Узбекистан), DocFlow (Program Solution Узбекистан), Евфрат (Cognitive Technologies Россия), Дело (ЭОС Россия), Fido-docflow (Fido Biznes Узбекистан), SharePoint server 2007 (MOSS) (Microsoft США), Lotus Notes (IBM США) и другие.

В настоящее время внедряются и применяются СЭД в следующих государственных органах Республики Узбекистан: Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство иностранных дел, Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственный таможенный комитет, Узбекское агентство связи и информатизации, Торгово-промышленная палата, Академия наук Республики Узбекистан.

СЭД уже применяется в НАК «Узбекистон Хаво Йуллари», АК «Трансгаз», ОАО «Узметкомбинат», ОАО «Навоиазот», СП «УзБАТ», АК «Узбекнефтегаз», Шуртунском газово-химическом комплексе, в ряде банков и коммерческих организаций.

Для правового регулирования отношений в области электронного документооборота Олий Мажлисом Республики Узбекистан 29 апреля 2004 года был принят Закон Республики Узбекистан «Об электронном документообороте».

Согласно требованиям данного Закона в части обеспечения применения электронной цифровой подписи (ЭЦП), как основного реквизита электронного документа, в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 26 сентября 2005 года № 215 создан Орган регистрации центров регистрации ключей ЭЦП, а также созданы и зарегистрированы Центры регистрации ключей ЭЦП в Центре научно-технических и маркетинговых исследований – «UNICON.UZ», Научно-информационном центре новых технологий Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, OOO «Multisoft Solutions», Государственном таможенном комитете Республики Узбекистан, ОАО «Navoiyazot», ГУП «O¢zbekiston Respublikasi Moliya vazirligi Axborot-hisoblash markazi», Департамент безопасности и защиты информации Центрального банка Республики Узбекистан, ОАКБ «Алокабанк».

В целях нормативно-правового регулирования развития и осуществления электронного документооборота были разработаны нормативные документы: O‘z T 51-169 [1], утвержденный Узбекским агентством стандартизации, метрологии и сертификации, K 024 [2] и Q 051 [3], утвержденные Узбекским агентством связи и информатизации.

3 Проблемные вопросы создания межведомственной системы

электронного документооборота и пути их решения

В настоящее время в Республике Узбекистан различные ведомства применяют СЭД, выполненные разными производителями программного обеспечения и реализованные на разных платформах. Разноплатформенность СЭД является основным сдерживающим фактором организации эффективного межведомственного электронного документооборота. Документооборот между двумя разными организациями сегодня осуществляется в основном в бумажном виде, что сильно усложняет оперативный обмен служебной информацией. Этот процесс выглядит следующим образом: документ, созданный в СЭД одной организации, распечатывается на бумажный носитель, доставляется курьером или обычной почтой в другую организацию, где он сканируется и вводится в новую СЭД. С учетом того, что внутри каждой из этих организаций действует своя система автоматизации документооборота, каждое изменение документа, предназначенного для внешнего обращения, подвергается вышеописанной процедуре неоднократно.

Принятие Закона «Об электронной цифровой подписи» отчасти решило эту проблему, законодательно разрешив безбумажный обмен документами между независимыми организациями.

Сегодня существует множество инструментов, позволяющих с помощью настроек обеспечить корректное взаимодействие разноплатформенных решений. Одним из выходов из данной ситуации является применение единого стандарта взаимодействия различных СЭД государственных структур в Республике Узбекистан, что позволяет объединить СЭД разных государственных ведомств в единую межведомственную систему документооборота. В Республике Узбекистан разработан государственный стандарт O‘z DSt 1270 [4], содержащий описание форматов и зон электронных документов, применяемых в СЭД. Применение стандарта структурированного описания данных расширяемого языка разметки – стандарт XML (eXtended Markup Language), описанного в стандарте O‘z DSt 1270, позволяет существенно повысить эффективность контактов организаций со своими партнерами, удаленными филиалами, и другими внешними организациями.

На территории Республики Узбекистан стандарт O‘z DSt 1270 является обязательным для обмена электронными документами в системе межведомственого электронного документооборота и разработан на базе уже существующих международных общепризнанных стандартов. Если данный стандарт не поддерживается существующей в организации СЭД, то рекомендуется привести ее к общему стандарту или внедрить другую СЭД, которая бы соответствовала данному стандарту.

В дальнейшем с помощью разрабатываемого государственного стандарта «Электронный документ. Требования к формированию, применению и хранению» должны быть организованы хранение и поиск различных электронных документов.

В СЭД электронный документ обычно представляется в виде регистрационно-контрольной карточки, которая содержит в себе информацию о реквизитах документа, информацию о заданиях, исполнителях, об исполнении, о сроках исполнения и другие. Реквизиты и регистрационно-контрольная форма документа определяются в зависимости от принятого внутри организации делопроизводства и от функций, выполняемых СЭД. На современном этапе существует острая необходимость совершенствования установленных требований и стандартов унифицированной системы организационно-распорядительной документации, формирование нормативной базы электронного документоведения и делопроизводства в республике. В настоящее время действует «Порядок организации работ с документами и мониторингом состояния исполнительской дисциплины в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, хозяйственных объединениях, их структурных и территориальных подразделениях»[5].

В межведомственном электронном документообороте должны быть определены требования не только к формату и структуре документа, но и требования по применению единых реквизитов документа, применяемых как в межведомственной СЭД, так и в СЭД, подключаемых к межведомственной СЭД. Эти требования будут учтены в разрабатываемом государственном стандарте Электронный документ. Требования к формированию, применению и хранению».

Применение единых реквизитов электронного документа позволяет ставить вопрос о возможности создания единой библиотеки описания реквизитов. Наличие библиотеки, содержащей описание «стандартных» реквизитов, позволит формировать различные документы с определенным набором реквизитов. На основе «стандартных» реквизитов этой библиотеки создается перечень электронных документов, которые вносятся в единый реестр. Это позволяет обеспечить сквозную обработку электронных документов.

В любой СЭД присутствуют справочники, содержащие различную информацию для настройки системы на структуру организации, технологию работы с документами и другие вспомогательные данные, обеспечивающие оптимизацию ввода. Данные справочники имеют различную структуру и формат, что затрудняет процесс их синхронизации. При межведомственном документообороте должны быть созданы «совместимые» справочники организаций, определен организатор по их поддержке в актуальном состоянии, что позволит оптимизировать процесс взаимодействия при организации межведомственной СЭД.

Параллельно со стандартизацией межведомственного электронного документооборота должны быть приняты нормативные документы:

- регламентирующие порядок и определяющие правила межведомственного электронного документооборота для пользователей межведомственной СЭД;

- определяющие порядок формирования и использования единых информационных ресурсов электронных документов в рамках межведомственной СЭД;

- регламентирующие проведение экспертизы ценности и передачи на государственное хранение электронных документов;

- организующие систему протоколирования всех действий с целью исключения рисков потери информации во время межведомственного информационного обмена и другие;

- определяющие порядок обеспечения комплексной информационной безопасности в межведомственной сети.

Для автоматизации учета, хранения и использования электронных документов ведомств должны быть предусмотрены и решены вопросы создания и безопасного функционирования системы электронных архивов ведомств и их взаимодействия с центральным электронным архивом документов Национального архивного фонда Республики Узбекистан.

При создании межведомственной СЭД должны быть предусмотрены механизмы, обеспечивающие использование электронных документов, как юридически значимых, с применением ЭЦП стандарта O‘z DSt 1092 [6]. С этой целью выработаны требования применения ЭЦП в межведомственном электронном документообороте с использованием инфраструктуры открытых ключей, а также требования по взаимодействию межведомственной СЭД с Центрами регистрации ключей ЭЦП.

Для эффективной работы межведомственной СЭД, необходимо автоматизировать административное управление системой, а также обеспечить открытость и расширяемость межведомственной СЭД для подключения вновь создаваемых ведомств. Сложность административного управления зависит от степени сложности организационной структуры межведомственной СЭД.

Важным вопросом является обеспечение информационной безопасности при осуществлении межведомственного электронного документооборота. Для решения данной задачи должны быть выполнены следующие условия:

- определены требования к выбору инфраструктуры телекоммуникаций и построению сети для межведомственного электронного документооборота;

- обеспечены меры по защите программно-аппаратных средств и информационных ресурсов межведомственной СЭД от несанкционированного доступа;

- определены сферы использования ЭЦП в межведомственной СЭД (защищенная авторизация, подтверждение подлинности и т.д.);

- выработаны требования по защите и обеспечению целостности электронных документов при их передаче по каналам связи и хранении в базах данных межведомственной СЭД с применением средств криптографической защиты информации;

- выполнены требования защищенного подключения ведомственных СЭД к межведомственной СЭД.

4 Опыт зарубежных стран по обеспечению взаимодействия

систем электронного документооборота

4.1 На современном этапе развития систем электронного документооборота во многих странах мира актуальным остается вопрос, связанный с организацией их взаимодействия и интеграции с другими системами. При этом необходимо обеспечить сквозную обработку данных - взаимодействие разных систем не только в рамках одной организации, но и также между организациями.

В мировой практике используется следующая схема работы межведомственного документооборота: между субъектами, вступающими во взаимодействие, создается единое информационное пространство и принимаются единые стандарты предоставления информации и обмена данными, а также стандарты на структуру данных. Интеграция разных информационных систем в рамках единого информационного пространства происходит посредством их реализации в виде веб-сервисов с использованием в качестве основного стандарта регистра UDDI (Universal Description, Discovery and Integration). Этот стандарт позволяет искать и регистрировать информацию, организовывать взаимосвязи между различными базами данных.

В целях описания функциональных особенностей работы сервисов и клиентских интерфейсов, а также для организации доступа к сервисам отдельных информационных систем используются протоколы WSDL (Web Services Description Language) и SOAP (Simple Object Access Protocol). Стандартом на структуру предоставляемых данных и электронных документов выступает стандарт XML, широко применяемый для создания информационного взаимодействия, благодаря его универсальности и независимости от используемой платформы.

4.2 В странах ЕС для работы межведомственной СЭД организован Шлюз государственных служб (Government Gateway), предоставляющий гражданам и частным компаниям доступ ко всем органам власти по сети Интернет. Каждое из ведомств может создавать и использовать свою собственную независимую компьютерную систему и задавать свои бизнес-процессы, однако на уровне единой среды взаимодействия используется общий формат. В качестве единой информационной среды использована уже существующая коммуникационная сеть, а вся информация предоставляется в стандарте XML. Роль Шлюза государственных служб заключается в преобразовании информации в понятный для конечной системы формат электронных данных.

Европейским союзом разработаны и приняты Европейские типовые требования к автоматизированным системам электронного документооборота, которые описывают не только типовые требования (Model Requirements) к управлению электронными документами (Management of Electronic Record), но и нефункциональные требования, обеспечивающие успешное применение СЭД в различных сферах и их интеграцию.

Вместе с применением стандартов предоставления информации и обмена данными, в Европе происходит процесс принятия единых стандартов на программное обеспечение для СЭД, используемых в органах государственной власти. Так, в немецком законодательстве предусмотрен ряд ограничений на приобретение информационных систем в этой сфере, используемых в государственных органах, например, все они должны соответствовать определенному ряду стандартов: SAGA (ИТ-инфраструктура систем), V-модель (системы планирования).

4.3 В Российской Федерации утверждено 22 сентября 2009 года «Положение о системе межведомственного электронного документооборота». Согласно данному положению участниками межведомственного электронного документооборота являются федеральные органы государственной власти, Администрация Президента Российской Федерации и Аппарат Правительства Российской Федерации.

Основными принципами межведомственного электронного документооборота в РФ являются:

a) обеспечение технологической возможности использования межведомственного электронного документооборота переменным числом его участников;

b) применение участниками межведомственного электронного документооборота совместимых технологий, форматов, протоколов информационного взаимодействия и унифицированных программно-технических средств;

c) правомерное использование программного обеспечения и сертифицированных программно-технических средств участниками межведомственного электронного документооборота;

d) обеспечение целостности передаваемой информации;

e) минимизация издержек, в том числе финансовых и временных, при осуществлении информационного взаимодействия участниками межведомственного электронного документооборота;

f) обеспечение конфиденциальности передачи и получения информации.

Технико-технологическая инфраструктура межведомственного электронного документооборота РФ состоит из: головного узла межведомственного электронного документооборота, оператором которого является организатор межведомственного электронного документооборота; узлов участников межведомственного электронного документооборота; защищенных каналов связи.

В свою очередь, технические средства головного узла включают в себя почтовый сервер, программно-аппаратные средства удостоверяющего центра, средства защиты информации и иные средства программно-технического обеспечения электронного взаимодействия. Основными функциями головного узла являются: обеспечение защиты обрабатываемой, хранимой и передаваемой информации от несанкционированного доступа и искажения при ее нахождении на головном узле и передаче по защищенным каналам связи до узлов участников межведомственного электронного документооборота; обмен электронными сообщениями между участниками документооборота.

Технические средства узла участника межведомственного электронного документооборота включают серверное и коммуникационное оборудование, средства защиты информации и автоматизированные рабочие места. Основными функциями узлов участников являются: обеспечение защиты обрабатываемой, хранимой и передаваемой информации от несанкционированного доступа и искажения до передачи ее в защищенный канал связи; доставка электронных сообщений, полученных из головного узла, в федеральные информационные системы электронного документооборота адресатов; отправка электронных сообщений из федеральных информационных систем электронного документооборота участников межведомственного электронного документооборота на головной узел; хранение электронных сообщений до передачи на головной узел или в федеральную информационную систему электронного документооборота адресата.

Информационная безопасность при осуществлении межведомственного электронного документооборота обеспечивается комплексом технических и организационных мероприятий. В частности, к техническим мероприятиям относятся: организация и использование средств защиты информации в полном объеме их функциональных возможностей; обеспечение целостности обрабатываемых данных; обеспечение антивирусной защиты информации. Организационные мероприятия охватывают:

- контроль выполнения требований нормативных документов, регламентирующих обеспечение защиты информации;

- определение должностных лиц участников и организатора межведомственного электронного документооборота, ответственных за обеспечение информационной безопасности;

- установление порядка резервного копирования, восстановления и архивирования баз данных, находящихся на головном узле межведомственного электронного документооборота, а также порядка обновления антивирусных баз;

- установление порядка допуска для проведения ремонтно-восстановительных работ программно-технических средств и др.

4.4 В Республике Беларусь Министерством связи и информатизации принят Концептуальный подход к созданию Общегосударственной автоматизированной информационной системы. В основу концепции положено внедрение единого требования к формату конверта сообщения в Общегосударственной системе, которое позволит стандартизировать все требования по программному взаимодействию, как между государственными органами, так и с внешними пользователями – гражданами и бизнесом. Также был принят стандарт СТБ 1221-2000 «Электронные документы. Правила выполнения, обращения и хранения».

В рамках реализации государственной программы «Электронная Беларусь» в опытную эксплуатацию сдана система межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь. Целью разработки стала необходимость более оперативного и эффективного решения задач государственного управления. Реализовано интегрированное информационное пространство, объединившее 75 государственных органов и организаций, среди которых Администрация Президента Республики Беларусь, аппарат Совета Министров, все министерства Республики Беларусь, Минский городской и все областные исполнительные комитеты, ведущие республиканские учреждения и предприятия, Национальный банк Республики Беларусь и ведущие коммерческие организации банковской системы.

4.5 В Республике Казахстан для успешного создания и развития межведомственной системы электронного документооборота был принят ряд нормативных документов: «Регламент Правительства Республики Казахстан», «Типовые правила документирования и управления документацией в государственных организациях Республики Казахстан», «Концепция системы электронного документооборота государственных органов Республики Казахстан», а также «Техническая документация к Единой межведомственной системе электронного документооборота», включающая требования к структуре, использованию единых форматов обмена информацией и унифицированного программного обеспечения, применению ЭЦП и т.д.

Существующий в Казахстане межведомственный электронный документооборот кардинально отличается от аналогичных систем, используемых в странах Европы и СНГ. Основное отличие состоит в том, что казахстанская единая система электронного документооборота позволяет объединить и унифицировать ведомственные системы документооборота всех центральных государственных органов. Интранет-портал государственных органов представляет собой внутреннюю корпоративную информационную систему, предназначенную для обеспечения госслужащих средствами коллективной работы, необходимыми информационными ресурсами, а также для решения организационных задач и информационного обмена.

4.6 Государственные ведомства Украины налаживают межведомственное информационное взаимодействие, используя технологии электронного документооборота. В качестве государственного стандарта призвана выступить функциональная спецификация по управлению электронными документами – MoReq (Model Requirements for the Management of Electronic Records). MoReq, разработанная в 2002 году в Европе, является универсальным стандартом, не содержит национальной специфики и легко адаптируется для применения в любой стране. Для реализации начального этапа создания межведомственной СЭД принято решение о создании web-ресурса для обсуждения стандарта MOREQ-UA. Ресурс начал свою работу с 18 мая 2009 года.

5 Основные положения создания межведомственной системы

электронного документооборота

Межведомственная система электронного документооборота (МСЭД) обеспечивает взаимодействие СЭД государственных ведомств Республики Узбекистан и должна представлять собой автоматизированную информационно-справочную систему, предназначенную для автоматизации следующих технологических процессов на межведомственном уровне:

- обеспечение механизмов рассылки и контроля исполнения электронных документов Кабинета Министров Республики Узбекистан;

- обмен между СЭД ведомств и обработка электронных документов, создаваемых и используемых в делопроизводстве государственных органов Республики Узбекистан;

- преобразование документов различного формата, созданных в разноплатформенных СЭД, в документы единого стандарта XML внутри межведомственной СЭД и обратно;

- уведомление об изменении состояния используемых документов;

- организация единых информационных ресурсов в виде баз данных электронных документов для доступа к ним ведомств;

- авторизация доступа к электронным документам государственных ведомств;

- предоставление регламентированного доступа к опубликованным электронным документам;

- ведение централизованной нормативно-справочной информации, используемой при межведомственном обмене;

- обеспечение информационной безопасности и юридической значимости документов в системе межведомственного документооборота;

- архивация и поиск документов в системе электронного архива документов государственных ведомств.

Архитектура МСЭД (рисунок 1) включает следующие подсистемы:

- СЭД Кабинета Министров Республики Узбекистан;

- Контролирующие органы при Кабинете Министров. В режиме реального времени имеют возможность получать из базы данных МСЭД сводную аналитическую информацию об исполнении документов;

- Центр межведомственного электронного документооборота - предназначен для предоставления сервисных функций ведомственным СЭД, ведения единой нормативно-справочной информации, диспетчеризации ЭД;

- Система личных кабинетов. Личные кабинеты предназначены для осуществления доступа ведомственных СЭД к документам предназначенным для данной организации;

- База данных МСЭД - предназначена для учета, хранения и доступа к электронным документам;

- Удаленная резервная копия базы данных – территориально удаленная площадка, хранящая в себе копию базы данных межведомственной СЭД;

- СЭД ведомств. Как основные участниками межведомственного электронного документооборота и потребители функционала межведомственной СЭД, содержат в своем составе модули, обеспечивающие интеграцию с межведомственной СЭД;

- Межведомственная сеть - является защищенной виртуальной сетью передачи данных в зоне TAS-IX (сеть предназначенная для обмена трафиком между провайдерами Узбекистана), с собственной адресной системой, процедурами и правилами передачи данных;

- Система электронного архива документов. Агентство «Узархив» посредством данной системы принимает на хранение электронные документы ведомств;

- Центры регистрации ключей ЭЦП - предназначены для генерации ключей и выдачи сертификатов открытых ключей ЭЦП, используемых пользователями в СЭД ведомств и МСЭД для подписания электронных документов и проверки ЭЦП, ведения реестра сертификатов открытых ключей ЭЦП;

- Межсетевые экраны. Обеспечивают защиту на всех уровнях структуры МСЭД и предотвращают вторжения к сетевым, аппаратным и программным средствам.

- Доверенная третья сторона (ДТС) – технология оказания доверенных электронных услуг различного назначения.

Рисунок 1 – Архитектура МСЭД

Центральный узел Центра межведомственного электронного документооборота обеспечивает функции управления метаданными, используемыми при межведомственном обмене, и собственно диспетчеризацией документов.

Управление метаданными (управление типами документов и шаблонами маршрутов) осуществляется с использованием приложения управления Центра межведомственного электронного документооборота. Диспетчеризация документов осуществляется по предопределенному в Центре межведомственного электронного документооборота маршруту рассылки. Данный маршрут обеспечивает все необходимые функции для рассылки документов и контроль над их прохождением. Все операции, которые происходили над документом при его движении по маршруту, записываются в протокол маршрута и доступны в дальнейшем для анализа.

Сервис нормативно-справочной информации обеспечивает функции централизованного, надежного ведения справочников и классификаторов межведомственного электронного документооборота, а также библиотеки «стандартных» реквизитов и реестра перечня электронных документов, используемых в межведомственном электронном документообороте. Участники межведомственной СЭД используют единый механизм доступа к нормативно-справочной информации, при этом хранение всей актуальной информации и истории ее изменений происходит в Центре межведомственного электронного документооборота.

Основная задача СЭД государственных ведомств – автоматизация документационного обеспечения управления государственных ведомств. Для этого необходимо обеспечить:

- регистрацию входящих, исходящих и внутренних документов;

- маршрутизацию документов для организации внутриведомственного документооборота;

- полный контроль над исполнением документов организации;

- поддержку каталога и информационно–справочного фонда, находящихся в государственном органе документов;

- связь с Центром межведомственного электронного документооборота, для обмена документами с другими государственными органами и актуализации нормативно-справочной информации, хранение которой осуществляется централизованно;

- разработку, согласование и подписание (утверждение) документов государственных органов.

Для взаимодействия с МСЭД ведомственным СЭД понадобятся модули интеграции, содержащие программный интерфейс взаимодействия СЭД.

Модули интеграции обеспечивают:

- автоматическое преобразование внутренних электронных документов в единый формат электронного документа межведомственного документооборота и наоборот;

- подписание ЭЦП и криптографическое шифрование электронных документов в межведомственной СЭД;

- взаимодействие ведомственной СЭД с Центром межведомствен-ного электронного документооборота.

Процесс межведомственного обмена данными с использованием модулей интеграции, между ведомственными СЭД, представлен на рисунке 2. На данной схеме, условно, в качестве основных участников представлены две организации («Организация 1» и «Организация 2»), которые соответственно используют СЭД1 и СЭД2.

Контролирующий орган при Кабинете Министров РУз осуществляет контроль исполнительской дисциплины в МСЭД в режиме реального времени

Рисунок 2 – Процесс взаимодействия ведомственных СЭД посредством системы МСЭД.

Взаимодействия двух ведомственных СЭД происходит в следующем порядке:

1) электронный документ созданный в СЭД1 преобразуется посредством модуля интеграции в формат документа используемый в МСЭД соответствующий стандарту XML;

2) преобразованный документ по межведомственной сети поступает в личный кабинет (ЛК) организации-отправителя - «Организация 1»;

3) затем вносится в Базу данных МСЭД;

4) из Базы данных Центра управления поступает в личный кабинет организации-получателя – «Организация 2»;

5) документ из личного кабинета «Организации 2» поступает на сервер организации получателя для преобразования из формата документа используемого в МСЭД в формат используемый в СЭД2;

6) полученный документ регистрируется в СЭД2;

7) квитанция о регистрации поступает в личный кабинет СЭД2;

8) далее квитанция о регистрации поступает в Базу Данных Центра управления МСЭД;

9) готовый ответный документ отправляется на сервер СЭД2 для преобразования в формат используемый в МСЭД;

10) преобразованный ответный документ посредством межведомственной сети поступает в личный кабинет «Организации 2»;

11) поступивший, в личный кабинет «Организации 2», документ записывается в Базе данных Центра управления МСЭД;

12) ответный документ из Базы данных Центра управления поступает в личный кабинет «Организация 1»;

13) ответный документ из личного кабинета «Организации 1» поступает на сервер организации получателя для преобразования из формата документа используемого в МСЭД XML в формат используемый в СЭД1;

14) полученный ответный документ регистрируется в СЭД1;

15) квитанция о регистрации ответного документа поступает в личный кабинет «Организации 1»;

16) далее квитанция о регистрации поступает в Базу данных Центра управления МСЭД.

Контроль исполнительской дисциплины документов контролирующим органом при Кабинете Министров РУз, возможно, осуществлять в режиме реального времени по различным критериям: таким как время и дата записи электронного документа в базу данных МСЭД, наличие квитанций о регистрации в базе данных.

Передача документов, подлежащих сдаче, в государственный архив осуществляется посредством личного кабинета УзАрхива. Из личного кабинета документы поступают в систему архивирования данных УзАрхива.

Межведомственная сеть обеспечивает надежную защищенную передачу данных между подсистемами МСЭД и удаленный телекоммуникационный доступ к вычислительным и информационным ресурсам с использованием протокола TCP/IP.

При взаимодействии с СЭД Кабинета Министров Республики Узбекистан МСЭД должна выполнять следующие задачи:

- вести централизованный учет контрольных документов и поручений Кабинета Министров Республики Узбекистан;

- осуществлять контроль исполнения и отслеживать ход исполнения документов Кабинета Министров Республики Узбекистан;

- осуществлять совместную работу участников Межведомственной СЭД в подготовке документов, их согласование и утверждение в установленном регламентом порядке;

- оперативно получать статистическую и аналитическую отчетность об исполнительской дисциплине;

- осуществлять централизованный мониторинг событий безопасности и анализа защищенности, аутентификацию и идентификацию участников обмена электронными документами.

База данных МСЭД должна обеспечивать безопасное хранение электронных документов и предоставлять доступ к ним в установленном порядке.

Удаленная резервная копия базы данных создается Центром управления МСЭД и предназначена выполнять следующие функции:

- централизованное хранение точной копии базы данных МСЭД;

- замена базы данных МСЭД, в случае необходимости.

В соответствии с действующей нормативно-правовой базой по архивному хранению документов электронные документы государственных ведомств должны из оперативных баз данных ведомств передаваться на постоянное архивное хранение в Систему электронного архива документов.

Центры регистрации ключей ЭЦП, входящие в систему межведомственного документооборота, должны выполнять следующие функции:

- создавать закрытые и открытые ключи электронной цифровой подписи;

- обеспечивать защиту закрытого ключа владельца закрытого ключа электронной цифровой подписи;

- вести реестр сертификатов ключей электронных цифровых подписей;

- выдавать сертификаты ключей электронных цифровых подписей юридическим и физическим лицам;

- приостанавливать и возобновлять действие сертификатов ключей электронных цифровых подписей, а также аннулировать их;

- предоставлять ключи и сертификаты на разные уровни доступа в Межведомственной сети.

Помимо формирования и обеспечения доступа к единой базе данных электронных документов на базе МСЭД должны развиваться следующие услуги:

- обеспечение доступа юридических и физических лиц к опубликованным материалам и официальным документам государственных органов через веб-портал;

- предоставление интерактивных государственных услуг, связанных с выдачей различных разрешительных документов, через «единое окно» - веб-портал;

- прием обращений граждан и юридических лиц в электронной форме;

- сбор государственными ведомствами статистической и иной информации.

6 Порядок функционирования межведомственной системы

электронного документооборота

6.1 Общие функции

МСЭД выполняет следующие функции:

- объединяет разрозненные потоки документов территориально удаленных организаций в единую систему;

- обеспечивает автоматизацию процессов межведомственного документооборота;

- обеспечивает гибкое управление документами с помощью жесткой или свободной маршрутизации документов;

- осуществляет гарантированную доставку электронных документов;

- предоставляет возможность подключения неограниченного количества СЭД заинтересованных организаций и увеличения пропускной способности транспортной среды без внесения существенных изменений в логическую структуру системы и с наименьшими затратами на дополнительное оборудование;

- обладает набором согласованных стандартов и протоколов информационного обмена между государственными ведомствами в электронном виде на межведомственном уровне, что даст возможность существенно снизить уровень расходов на организацию межведомственного взаимодействия;

- жестко разграничивает доступ пользователей к различным документам в зависимости от их компетенции, занимаемой должности и назначенных им полномочий;

- использует открытое программное обеспечение, что позволяет самостоятельно разрабатывать дополнительный функционал в систему, а так же предоставлять механизмы взаимодействия с программными интерфейсами СЭД, баз данных и других систем, используемых и взаимодействующих с МСЭД;

- обеспечивает надежное централизованное хранение и эффективный поиск документов;

- предоставляет возможность нескольким ведомствам совместно работать над одним документом и использовать общедоступные ресурсы;

- использует механизмы применения ЭЦП для подписания электронных документов в межведомственном документообороте с использованием инфраструктуры открытых ключей в соответствии с действующим законодательством в области применения ЭЦП.

6.2 Условия признания равнозначности ЭЦП и

собственноручной подписи

В соответствии с требованиями Закона «Об электронной цифровой подписи» электронная цифровая подпись при подписании электронного документа в МСЭД равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий, если:

- подтверждена подлинность ЭЦП;

- сертификат ключа ЭЦП действует на момент подтверждения подлинности ЭЦП либо на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

- ЭЦП используется в целях, указанных в сертификате ключа ЭЦП.

6.3 Порядок обеспечения информационной безопасности

МСЭД имеет систему информационной безопасности, которая производит:

- аутентификацию пользователей при их доступе к МСЭД. Аутентификация осуществляется на основе проверки логина, пароля и электронной цифровой подписи пользователей;

- защищенную передачу и хранение электронных документов с применением средств криптографической защиты информации и с созданием электронного страхового фонда;

- обеспечение необходимого уровня безопасности от несанкционированного доступа к аппаратным и программным средствам, а также к электронным документам и информационным ресурсам;

- сохранение конфиденциальности информации с ограниченным доступом, проводит учет и протоколирование всех действий, производимых с данной информацией.

6.4 Надежность МСЭД

6.4.1 МСЭД обеспечивает сохранность информации (баз данных, электронный документов и др.) при:

- аварийных ситуациях;

- сбоях в работе сети, вызванных потерей питания;

- отказах технических средств.

Для сохранности информации и обеспечения надежности работы МСЭД Центром управления реализуются меры ежедневного резервного копирования базы МСЭД на архивный сервер, на случай повреждения технических средств.

6.4.2 Надежность на прикладном уровне достигается за счет обязательного использования штатных средств, которыми обладает соответствующая среда разработки приложений: средств контроля вводимой информации и защиты от некорректных действий пользователей.

6.4.3 Надежность и защита технических средств системы и её компонентов от помех по цепям питания и от воздействия внешних электрических и магнитных помех, а также каналов связи от индустриальных помех достигаются мерами по резервированию, заземлению и использованию соответствующих средств защиты.

6.4.4 При создании МСЭД будет построен профиль защиты системы, включающий:

- архитектуру построения МСЭД и принципы взаимодействия объектов МСЭД;

- описание уточненных возможностей нарушителя;

- описание механизмов и средств защиты от несанкционированного доступа;

- описание механизмов аудита и формата данных аудита;

- перечень защищаемых объектов Межведомственной СЭД;

- перечень субъектов Межведомственной СЭД;

- непротиворечивую политику безопасности МСЭД (в том числе, правила разграничения доступа, правила пользования операторов и администраторов Межведомственной СЭД, описание действий в нештатных ситуациях, правила фильтрации межсетевых экранов).

6.5 Порядок защиты от несанкционированного доступа

Для защиты технических средств МСЭД от воздействий со стороны сетей передачи данных они используются межсетевые экраны и системы обнаружения вторжений.

Для обеспечения функций разграничения доступа, серверы, где размещается программное обеспечение МСЭД, должны быть оборудованы электронными замками и средствами контроля вскрытия системных блоков.

Должно использоваться программное или аппаратное обеспечение контроля целостности программного обеспечения МСЭД, проверка целостности должна проводиться не реже 1 раза в сутки.

Управление должно осуществляться специально назначенными администраторами, управление доступом которых к различным объектам и целевым функциям МСЭД должно осуществляться на основе управляемого разграничения доступа.

6.6 Порядок физической защиты Центра управления МСЭД

Помещение, где размещается программное обеспечение Центра МСЭД должно гарантировать возможность полного контроля доступа во внутрь помещения. Вход в помещение должен осуществляться только по пропускам.

Помещение, где размещается программное обеспечение Центра МСЭД, должно быть оснащено мерами защиты от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий.

Все резервные материалы, документация и устройства хранения информации МСЭД должны храниться в пожаробезопасных местах.

Все двери, окна и другие пути доступа в помещение Центра МСЭД должны быть оборудованы защитными средствами и сигнализацией, предотвращающими несанкционированные проникновения в помещение, а также просмотр, прослушивание и съем электромагнитного излучения. Система сигнализации должна быть защищена дублирующей системой и средствами, гарантирующими функционирование в случае отключения внешнего электропитания.

Система управления доступом в помещение должна обеспечивать возможность постоянного контроля и регистрации всех перемещений.

Каналы связи, используемые внутри МСЭД, должны быть защищены от несанкционированных подключений.

Рабочее место Администратора Центра МСЭД должно отделяться от других рабочих мест с использованием перегородок или размещаться в отдельных помещениях.

Помещение, где размещается Центр МСЭД, должно быть оборудовано средствами пожаротушения.

7 Направления и этапы создания МСЭД

Создание межведомственной системы электронного документооборота и подключение к ней всех ведомств планируется осуществить до конца 2016 года в III этапа. Единый формат электронного документа в межведомственном документообороте необходимо установить согласно государственному стандарту O‘z DSt 1270 [4].

I этап (2010 - 2012 годы) предусматривает:

- создание Центра межведомственного электронного документооборота и необходимых подсистем МСЭД;

- разработку типовых требований к СЭД, интегрирующихся с системой межведомственного документооборота, и создание системы добровольной их сертификации;

- разработку нормативных документов, регламентирующих порядок и правила межведомственного электронного документооборота;

- выработку требований по созданию единых серверов баз электронных документов ведомств и системы электронного архива электронных документов;

- разработку требований к обеспечению безопасности в МСЭД, включая требования к компонентам инфраструктуры открытых ключей;

- разработку программного интерфейса взаимодействия СЭД.

Основным результатом I этапа является создание МСЭД.

II этап (2013 - 2014 годы) предусматривает реализацию следующих мероприятий:

- создание комплексной системы информационной безопасности и интеграция ее с МСЭД;

- интеграция СЭД Правительства с МСЭД, разработка и реализация для Правительства гибких инструментов управления государственными органами, а также контроля исполнения;

- создание «Электронного парламента» и подключение СЭД Парламента к МСЭД;

- формирование единых баз электронных документов ведомств;

- создание системы электронного архива государственных электронных документов и интеграция ее с МСЭД;

- создание единых совместимых справочников организаций и поддержка их в актуальном состоянии;

- подключение СЭД организаций и предприятий к МСЭД для организации их взаимодействия с государственными органами.

III этап (2015 - 2016 годы) – завершающий этап создания межведомственной СЭД, предусматривает следующие основные мероприятия:

- завершение подключения к МСЭД ведомственных СЭД государственных органов;

- дальнейшее подключение СЭД организаций и предприятий к МСЭД;

- развитие интерактивных государственных услуг на базе МСЭД.

Создание и развитие МСЭД должны финансироваться за счет средств государственного бюджета, внебюджетных фондов, а также использования других источников финансирования.

8 Нормативно-правовое обеспечение создания МСЭД

Нормативно-правовая база создания межведомственного электронного документооборота ведомств Республики Узбекистан представлена совокупностью правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе создания и функционирования МСЭД, а также правовых средств, используемых МСЭД для эффективного применения этих норм.

В целях создания и эффективного функционирования МСЭД разработаны:

- государственный стандарт O‘z DSt 1270 [4], который:

a) устанавливает единый формат и структуру электронных документов при обмене между системами. Для организации обмена электронными документами использован единый стандарт – XML, позволяющий структурировать информацию разного типа.

b) определяет единый алгоритм и регламент, по которым выполняется автоматический обмен электронными документами между различными системами;

- рекомендации O‘z T 51-169 [1]. Указанным нормативным документом определяются:

a) требования к архитектуре взаимодействующих в рамках Единой МСЭД подсистем;

b) требования к построению, функционированию и обеспечению

информационной безопасности Единой МСЭД;

c) принципы работы Единой МСЭД.

Разрабатывается государственный стандарт «Электронный документ. Требования к формированию, применению и хранению».

Необходимо также разработать следующие нормативно-правовые акты и нормативные документы:

- требования к формированию нормативно-справочной информации системы межведомственного электронного документооборота и порядок доступа к ней;

- требования по применению средств криптографической защиты информации в МСЭД;

- порядок применения ЭЦП в межведомственном электронном документообороте;

- порядок формирования национального фонда государственных электронных документов и организации доступа к ним;

- требования к системе электронного архива государственных электронных документов;

- порядок архивного хранения электронных документов государственных ведомств;

- порядок оказания интерактивных государственных услуг на базе МСЭД.

- единый стандарт по ведению электронного делопроизводства в Республике Узбекистан.

Совершенствование нормативно-правовой базы должно осуществляться с некоторым опережением создания МСЭД.

9 Заключение

Современная МСЭД - это эффективная инфраструктура, позволяющая обеспечить интеграцию различных СЭД за счет введения единого формата электронного документа, передаваемого по межведомственной системе и создать инструменты для эффективного межведомственного документооборота.

Создание МСЭД позволяет:

- сократить объем бумажного межведомственного документооборота и увеличить объем межведомственного электронного документооборота;

- обеспечить высокую степень интеграции государственных ведомств в процессы электронного взаимодействия, а также повысить уровень взаимодействия ведомств с хозяйствующими субъектами;

- повысить уровень контроля исполнений решений правительства;

- обеспечить централизованное хранение документов в электронных архивах МСЭД;

- достичь необходимого уровня безопасности данных, вовлеченных в межведомственный документооборот и обеспечить их конфиденциальность за счет использования сертифицированных систем электронной цифровой подписи, шифрования и аппаратных средств защиты информации;

- повысить эффективность учета и поиска документов за счет использования единых баз данных электронных документов;

- провести мониторинг процедур прохождения документов и поручений, анализ эффективности организации делопроизводства и их оптимизацию за счет осуществления статистического анализа исполнения поручений и формирования электронных отчетов;

- повысить эффективность и оперативность принятия решений и их исполнение государственными ведомствами.

Таким образом, внедрение МСЭД способствует оптимизации функционирования государственных ведомств и повышению эффективности их работы.

При создании МСЭД необходимо решить вопросы, связанные с созданием инфраструктуры межведомственного электронного документооборота с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, а также разработкой и принятием ряда нормативных документов и нормативно-правовых актов.

В процесс создания межведомственной СЭД должны быть вовлечены заинтересованные государственные органы: Олий Мажлис, Кабинет Министров, Узбекское агентство связи и информатизации, Служба национальной безопасности, Министерство юстиции, Агентство «Узстандарт», Агентство «Узархив», а также Центры регистрации ключей ЭЦП, отечественные разработчики и поставщики информационных технологий и систем электронного документооборота.


Библиография

[1] O‘z T 51-169:2009 Требования к межведомственной системе

электронного документооборота Республики

Узбекистан

[2] K 024:2006 Концепция создания и развития систем

электронного документооборота

в государственном управлении

[3] Q 051:2005 Правила электронного документооборота

государственных органов управления и

власти Республики Узбекистан

[4] O‘z DSt 1270:2009 Электронный документооборот.

Взаимодействие систем электронного

документооборота

[5] Постановление Кабинета Министров от 29

марта 1999 года №140 "Об утверждении

нормативных документов по делопроизводству

и организации контроля исполнения в органах

государственной власти и управления

Республики Узбекистан"

[6] O‘z DSt 1092:2009 Криптографическая защита информации.

Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи


ОКС 35.240.20

Ключевые слова: межведомственная система электронного документооборота, система электронного документооборота, электронный документ, электронный документооборот.

________________________________________________________________


Заместитель директора

ГУП «UNICON.UZ» __________ Х. Хасанов

Начальник Центра регистрации ключей

электронной цифровой подписи __________ Э. Исаков

Инженер Центра регистрации ключей

электронной цифровой подписи __________ Р. Миндуллина

Нормоконтроль __________ Л. Шаймарданова

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела развития Начальник государственной

производства и рынка программных инспекции связи

продуктов Узбекского агентства

связи и информатизации Ш. Атамухамедов

письмо от 20.07.2010

З. Рахматуллаев № 32-12/908

письмо от 20.08.2010

№ 17-8/3290

Начальник отдела информационных

ресурсов и информационных систем

Узбекского агентства связи и

информатизации

Ш. Хабибуллахужа

письмо от 28.08.2010

№ 18-8/3401