Главная              Рефераты - Разное

ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно - реферат

Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно.

http :// www . pjatjorochnik . ru

Роль информации в жизни личности, общества и государства

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Информационные ресурсы. Состав и свойства информационных ресурсов.

2. Информация. Современное определение понятия «информация». Роль информации в жизни личности, общества и государства.

3. Социальная информация. Виды и свойства социальной информации.

4. Информационное общество. Основные этапы развития концепций глобального информационного общества и место России.

5. Документ как форма представления информации. Типология. Виды и свойства документа.

6. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Российской академии наук как ведущий информационный центр по социальным и гуманитарным наукам. 12

7. Электронные продукты и электронные библиотеки.

1. Информационные ресурсы. Состав и свойства информационных ресурсов.

Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования. Информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности общества и рассматриваются в настоящее время как стратегический ресурс развития любой страны, который по значимости не уступает другим – финансовым, сырьевым, материально-техническим. Законодательство РФ устанавливает правовой режим формирования и использования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим, в том числе и материальным ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций. Детально состав ИР может быть охарактеризован как:

• созданные прежде и создаваемые в настоящее время первичные документы на любых носителях (книги, периодические издания, нотные и изоиздания и т.д.);

• созданная прежде и создаваемая библиографическая продукция (библиографические списки, указатели, базы данных, справочно-библиографический аппарат библиотек, информационных центров и архивов и т.д.);

• фактографические и полнотекстовые базы данных.

В зависимости от масштаба формирования и использования различают мировые, национальные, региональные и локальные ресурсы. Информационные ресурсы обладают рядом специфических свойств:

• неисчерпаемость, обеспечивающая возможность многоразового и многоцелевого их использования; неотчуждение при обмене и продаже;

• постоянный рост объема потока;

• изменчивость состава ИР как реакция на изменения информационных потребностей общества.

• компактного хранения больших объемов информации;

• оперативного поиска;

• доступа к удаленным ресурсам;

• фиксации на одном носителе различной по характеру информации;

• объединения библиографических, полнотекстовых и фактографических БД.

2. Информация. Современное определение понятия «информация». Роль информации в жизни личности, общества и государства.

Слово “информация” латинское. За долгую жизнь его значение претерпевало эволюции, то расширяя, то предельно сужая свои границы. Вначале под словом “информация” подразумевали: “представление”, “понятие”, затем-“сведения”, “передача сообщений”. Теорию информации вызвали к жизни потребности практики. Ее возникновение связывают с работой Клода Шеннона “Математическая теория связи”, изданной в 1946г. Основы теории информации опираются на результаты, полученные многими учеными. Ко второй половине XX века земной шар гудел от передающейся информации, бегущей по телефонным и телеграфным кабелям и радиоканалам. Позже появились электронные вычислительные машины - переработчики информации. А для того времени основной задачей теории информации являлось, прежде всего, повышение эффективности функционирования систем связи. Сложность при проектировании и эксплуатации средств, систем и каналов связи в том, что конструктору и инженеру недостаточно решить задачу с физических и энергетических позиций. С этих точек зрения система может быть самой совершенной и экономичной. Но важно еще при создании передающих систем обратить внимание на то, какое количество информации пройдет через эту передающую систему. Ведь информацию можно измерить количественно, подсчитать. И поступают при подобных вычислениях самым обычным путем: абстрагируются от смысла сообщения, как отрешаются от конкретности в привычных всем нам арифметических действиях Оценка количества информации основывается на законах теории вероятностей, точнее, определяется через вероятности событий. Это и понятно. Сообщение имеет ценность, несет информацию только тогда, когда мы узнаем из него об исходе события, имеющего случайный характер, когда оно в какой-то мере неожиданно. Ведь сообщение об уже известном никакой информации не содержит. Сообщение о событии, у которого только два одинаково возможных исхода, содержит одну единицу информации, называемую битом. Выбор единицы информации не случаен. Он связан с наиболее распространенным двоичным способом ее кодирования при передаче и обработке. Количество информации - это мера уменьшения неопределенности некоторой ситуации. Различные количества информации передаются по каналам связи, и количество проходящей через канал информации не может быть больше его пропускной способности. А ее определяют по тому, какое количество информации проходит здесь за единицу времени. Информацию “просеивают” самым тщательным образом. В телеграфе часто встречающиеся буквы, сочетания букв, даже целые фразы изображают более коротким набором нулей и единиц, а те, что встречаются реже,- более длинным. В случае, когда уменьшают длину кодового слова для часто встречающихся символов и увеличивают для редко встречающихся, говорят об эффективном кодировании информации. Но на практике довольно часто случается, что код, возникший в результате самого тщательного “просеивания”, код удобный и экономный, может исказить сообщение из-за помех, которые всегда, к сожалению, бывают в каналах связи: искажения звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передаче в телеграфе. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, обрушиваются на информацию. А от этого бывают самые невероятные и, естественно, неприятные неожиданности. Всякое событие, всякое явление служит источником информации. Всякое событие, всякое явление может быть выражено по-разному, разным способом, разным алфавитом. Чтобы информацию более точно и экономно передать по каналам связи, ее надо соответственно закодировать. Информация не может существовать без материального носителя, без передачи энергии. Закодированное сообщение приобретает вид сигналов-носителей информации. Они-то и идут по каналу. Выйдя на приемник, сигналы должны обрести вновь общепонятный вид. С этой целью сигналы пробегают декодирующее устройство, приобретая форму, удобную для абонента. Система связи сработала, цель достигнута. Когда говорят о каналах связи, о системах связи, чаще всего для примера берут телеграф. Но каналы связи - понятие очень широкое, включающее множество всяких систем, самых разных. Чтобы ясен был многоликий характер понятия “канал связи”, достаточно привести несколько примеров. При телефонной передаче источник сообщения - говорящий. Кодирующее устройство, изменяющее звуки слов в электрические импульсы, - это микрофон. Канал, по которому передается информация - телефонный провод. Та часть трубки, которую мы подносим к уху, выполняет роль декодирующего устройства. Здесь электрические сигналы снова преобразуются в звуки. И наконец, информация поступает в “принимающее устройство” - ухо человека на другом конце провода. А вот канал связи совершенно другой природы - живой нерв. Здесь все сообщения передаются нервным импульсом. Но в технических каналах связи направление передачи информации может меняться, а по нервной системе передача идет в одном направлении. Еще один пример - вычислительная машина. И здесь те же характерные черты. Отдельные системы вычислительной машины передают одна другой информацию с помощью сигналов. Ведь вычислительная машина - автоматическое устройство для обработки информации, как станок - устройство для обработки металла. Машина не создает из “ничего” информацию, она преобразует только то, что в нее введено.

3. Социальная информация. Виды и свойства социальной информации.

В наиболее общем виде социальная информация – это социологическое исследование. Социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, а тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях. Существует две основных разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента. Различают следующие виды анкетирования: а) по способу общения между исследователем и опрашиваемым - прессовый ( вопросник печатают в газете, журнале ); почтовый (рассылают анкеты по почте) и раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов). В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно; б) по месту проведения - анкетирование по месту жительства и по месту работы или учебы. В последнем случае он может быть групповым (или аудиторным); в) по уровню стандартизации - полностью или частично стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми). Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации. Таким образом, упорядоченным должен быть не только список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, но список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т. п. Иными словами, анкета - это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленного опосредованного общения.

4. Информационное общество. Основные этапы развития концепций глобального информационного общества и место России.

Существует точка зрения, что общество считается информационным, если:

- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

- в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;

- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;

- происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Государственная политика в области информатизации России, получившая новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные направления:

- создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;

- формирование и защиту информационных ресурсов государства как национального достояния;

- обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд других направлений.

В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России определяются приоритеты пользователей государственными информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия, органы государственного управления.

5. Документ как форма представления информации. Типология. Виды и свойства документа.

В настоящее время в науке известны различные способы формализации знаний. Ведь совсем недостаточно передать разным людям одну и ту же информацию, потому, что каждый из них по-разному ее интерпретирует. Есть науки, где документ определяется даже более широко, чем текст. Так, в документалистике "под документом понимается семантическая информация, выраженная на любом языке и зафиксированная любым способом на любом носителе с целью ее обращения в динамической системе". С позиций книговедения документы подразделяются на виды в зависимости от:

1. материала носителя информации (бумажный, прозрачно-пленочный, магнитоленточный, пластиночный);

2. формы носителя информации (ленточный, карточный, листовой, блочный, площадной);

3. по способу записи (ручной, механический, автоматический);

4. по предназначенности для восприятия (человековоспринимаемый, машиновоспринимаемый, машиночитаемый);

5. по каналу восприятия человеком (визуальный, аудиальный, тактильный, аудиовизуальный, недоступный человеческому восприятию);

6. по способу расшифровки информации человеком (читаемый, рассматриваемый, слушаемый, рассчитанный на комплексное восприятие);

7. по характеру знаковых средств передачи информации (записанный отвлеченно-абстрактными (символическими) знаками, записанный знаками, подобными изображаемому, записанный путем изменения структуры носителя);

8. по характеру языковой системы (вербальный, изобразительный, музыкальный, комплексный, матричный);

9. по принадлежности знаков записи к определенным знаковым системам (письменный, изографический, картографический, нотный, технически кодированный).

Документ в современном виде является результатом многовекового исторического развития. Впервые появившись как материальное воплощение стремления человека запечатлеть информацию на определенном носителе с целью ее передачи во времени и пространстве, документ прошел с человеком весь этот длительный путь. Документ, сопровождая человека, являлся для него вначале простой записной книжкой, затем копилкой, в которую заносились и хранились для себя и для потомков подлинные богатства - знания. Человек стремился сделать свою «записную книжку-копилку» такой, чтобы ей было удобно пользоваться, долго хранить и сохранять свои знания и опыт, и передавать их из поколения в поколение. Человек искал и находил материал и способ, наиболее удобный для фиксации информации. Каждый новый носитель и способ - это целый этап в жизни государства. Глиняные таблички, пергамент, береста, устав, полуустав, скоропись и машинопись являются как бы верстовыми столбами развития человечества и одновременно этапами в развитии документирования. С каждым новым этапом носитель и зафиксированная на нем информация становились все более двуединым целым - документом. С появление изографического документа жизнь человека изменилась. Этот вид документа сейчас играет огромную роль в жизни общества. Воспринимаемый проще, чем другие виды документа, отличающийся красочностью и разнообразием, он легко воспринимается даже детьми, которые еще не умеют читать. Не мыслятся праздники без ярких поздравительных открыток. Печатаются разнообразные календари и календарики разных направлений (особенно много в последнее время выпускается рекламных и агитационных: накануне выборов, при появлении новых предприятий с целью привлечения покупателя к новой продукции, товарам и услугам и т.д.). С помощью сборников репродукций мы узнаем великих художников и их бессмертные произведения, хотя они находятся, может быть в другой части земли. Изографические документы поражают воображение, легко воспринимаемы и помогают человеку в повседневной жизни.

6. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Российской академии наук как ведущий информационный центр по социальным и гуманитарным наукам. 12

Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, созданный в 1969 году, является крупнейшим центром научной информации в области социальных и гуманитарных наук. Институт широко известен отечественной и мировой научной общественности своими реферативными, библиографическими и аналитическими изданиями, автоматизированной информационной системой по общественным наукам и Фундаментальной библиотекой, насчитывающей более 13,5 млн. книг и периодических изданий. ИНИОН включает следующие структурные подразделения: Центр социальных научно-информационных исследований, Центр гуманитарных научно-информационных исследований, Центр научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем, Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям, Центр по изучению проблем европейской безопасности, Центр по информационному обеспечению банковской и предпринимательской деятельности, Центр информатизации, Фундаментальную библиотеку, Издательский центр. Задачи ИНИОН: ИНИОН поддерживает и развивает связи с зарубежными научно-исследовательскими и библиотечными центрами, в том числе в Германии, Франции, США, Индии, КНР и других странах. Сотрудничество осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках международных проектов. Одной из форм сотрудничества является совместная подготовка различных информационных изданий, а также обмен базами данных на магнитоносителях и микрофишами. С 1992 г. ИНИОН принимает участие в разработке и осуществлении международного проекта "Европейская информационная сеть по международным отношениям и региональным исследованиям". Открытие доступа пользователям Интернет к информационным ресурсам Института способствует дальнейшему развитию научных связей и интеграции в международную информационную сеть. ИНИОН и его отделения в гуманитарных институтах РАН ежегодно посещают сотни зарубежных ученых и специалистов, пользующихся читальными залами и фондами библиотеки. Институт регулярно направляет своих специалистов для проведения исследований в зарубежные научные центры и участия в международных семинарах и конференциях, на взаимной основе принимает ученых из различных стран.

7. Электронные продукты и электронные библиотеки.

В процессе становления информационного общества, когда развитие всех его институтов связано с информационными технологиями, к традиционным задачам научных библиотек добавляются функции информационных центров. Библиотеки становятся наиболее значительными создателями информации и центрами предоставления информационных услуг. Становясь компонентами среды Internet, библиотеки должны обеспечить общество полной и оперативной информацией и документами на любых носителях. Таким образом, актуальной становится задача создания электронной библиотеки (ЭБ) как средства хранения электронной информации, информационного обслуживания потребителей и расширения доступа к документированным знаниям. Основными задачами ЭБ являются: предоставление возможности доступа к мировым информационным ресурсам всем членам общества во всех регионах страны; предоставление информации обо всех документальных ресурсах как печатных, так и электронных, имеющихся в фондах библиотек; предоставление электронных документов или электронных копий печатных материалов. Субъективно необходимость создания электронной библиотеки связана с тем, что информация становится важнейшим стратегическим ресурсом. Современное общество, имеющее такое замечательное средство телекоммуникационного доступа, как Internet, давно готово пользоваться подобным электронным информационным ресурсом и остро нуждается в полнотекстовой электронной библиотеке. Объективную возможность создания электронных библиотек определяют два фактора: развитие телекоммуникационной инфраструктуры, возникновение и увеличение количества электронных документов. Автоматизация библиотечных процессов, использование современной компьютерной техники, новейших носителей электронной информации обеспечивают технические и технологические условия для формирования в библиотеках электронных информационных ресурсов, в том числе полнотекстовых и мультимедийных продуктов, потребность в которых постоянно растет. Среди ресурсов Internet имеется большое количество электронных библиотек художественной и научной литературы, рефератов, выставлены архивы научных текстов, электронных журналов. Наиболее известны и популярны собрание произведений по истории Украины, Большая Одесская библиотека, библиотека Максима Машкова, библиотека сервера философского факультета МГУ, Московская и Санкт-Петербургская коллекции рефератов, Нотный архив Бориса Тараканова и др. Электронные библиотеки отличаются принципами образования коллекций, количеством единиц хранения, способами представления материалов. Материал в них чаще всего организован в виде алфавитных списков и тематических подборок библиографических записей, оформленных в дерево НТМL-страниц. Поиск в таких ЭБ предлагается по предметным рубрикам, алфавитным указателям, ключевым словам и организован, чаще всего, с помощью гипертекстовых ссылок или индексного поиска по сайту. Основной недостаток такой организации материала - это отсутствие систематизации и возможности поиска по систематическому коду и элементам библиографического описания. Это существенный недостаток, так как функция поиска является одной из главных в любой информационной системе, потому что позволяет эффективно анализировать накопленную в системе информацию и быстро находить необходимый материал. Для формирования ресурсов электронной библиотеки разработаны: технологические циклы, расширяющие автоматизированную технологию комплектования и каталогизации печатных изданий на обработку электронных библиотечно-информационных ресурсов и обеспечивающие: централизованную технологическую обработку документального потока, созданного в процессе децентрализованной аналитико-синтетической обработки документов, формирование фонда полнотекстовых электронных документов; автоматизированная технология аналитической обработки компьютерных версий периодических изданий (журналов сборников трудов, материалов конференций) и гипертекстовых сборников; технология оцифровки и создания электронных копий раритетов, исторических и редких документов.