Главная              Рефераты - Разное

Особенности пищи в похоронно-поминальной обрядности - реферат

Содержание

стр

Введение………………………………………………………………………………. 3-4

Глава 1.Особенности пищи в похоронно-поминальной обрядности…………….. 5-7

1.1Похоронная пища…………………………………………………………… 5

1.2 Поминальная пища после погребения усопшего (9–й день, сороковой

день)……………………………………………………………………………5-6

1.3 Поминальная пища во время религиозных праздников…………………..6-7

Глава 2. Особенности пищи в свадебной обрядности……………………………….8-10

2.1 Особенности свадебного стола в сёлах Губкинского и Волоконовского

районов………………………………………………………………………8

2.2 Хлеб на разных этапах свадебной церемонии …………………………...8-9

2.3. Свадебные блюда и их значение в брачном ритуале…………………...9-10

Глава 3. Рецепты поминального и свадебного стола сел Губкинского и

Волоконовского районов…………………………………………………...11-14

3.1. Курник……………………………………………………………………. 11

3.2. Свадебный суп…………………………………………………………..11-12

3.3. Холодец …………………………………………………………………..12-13

3.4.Жаренный поросёнок……………………………………………………13-14

Заключение……………………………………………………………………………….15

Приложения:

Приложение №1 Копия фотографии «Щи»…………………………………………..16

Приложение №2 Копия фотографии «Окрошка»……………………………………..16

Приложение №3 Копия фотографии «Лапша»………………………………………...17

Приложение №4 Копия фотографии «Блины»………………………………………...17

Приложение №5 Копия фотографии «Пирожки жареные»…………………………...18

Приложение №6 Копия фотографии «Пирожки печёные».…………………………..18

Приложение №7 Копия фотографии «Кутья»………………………………………….19

Приложение №8 Копия фотографии «Вино»…………………………………………..19

Приложение №9.1 Копия фотографии «Квас»………………………………………….20

№9.2 Плакат «Пейте фруктовый квас» ………………..………………….20

Приложение №10 Копия фотографии «Кисель»……………………………………….21

Приложение №11 Копия фотографии «Курник»……………………………………….21

Приложение №12 Копия фотографии «Свадебный каравай»………………………….22

Приложение №13 Копия фотографии «Холодец»……………………………………….23

Приложение №14 Копия фотографии «Борщ»………………………………………….24

Приложение №15 Копия фотографии «Картофель»……………………………………25

Приложение № 16 Копия фотографии «Каша»………………………………………….25

Приложение № 17.1 Копия фотографии «Отец Кирилл (Волошенко), настоятель

церкви Сретения Владимирской иконы Божией Матери с. Ольшанка Губкинского

района в 1968 – 1986 гг. с прихожанами на поминальной трапезе»…………………..26

№17.2 Копия фотографии «Похороны на сельском кладбище 1970-е гг.»...26

Приложение №18 Ксерокопии иллюстраций «Свадебный пир»………………………27

Приложение №20 Ксерокопия фотографии «Молочные поросенок на свадебном

столе»………………………………………………………………………………………..28

Приложение №21 Воспоминания Чуевой Татьяны Сергеевны, жительницы села Сергиевка Губкинского района………………………………………..………………….29

Приложение №21 Воспоминания Елисеевой Галины Васильевны жительницы с. Коновалово Волоконовского район……………………………………………….………30

Приложение №22 Воспоминания Мухартова Ивана Васильевича, жителя села Коновалово Волоконовского района……………………………………………………31

Использованная литература……………………………………………………………….32

Введение

В 2007 году лето я провел в гостях у своих родственников в Волоконовском районе и в селах Архангельское и Никаноровка Губкинского района. Этот год в этих селах был богат на свадьбы. К сожалению, в этот год ушли из жизни многие дорогие мне люди. Бывая на этих мероприятиях, я обратил внимание на столы, которые накрывают в честь этих событий. Меня поразило, что набор блюд во многом похож. О своих наблюдениях я рассказала своему учителю истории Рожновой Елене Николаевне. Она предложила организовать в эти сёла экспедиции, с целью изучения особенностей пищи в похоронно-поминальной и свадебной обрядности.

В 2009, 2010 году члены школьного научного общества «Исследователь» побывали в двух экспедициях в селах Погромец, Коновалово, Покровка, Пятницкое Волоконовского района и сёлах Никаноровка и Сергиевка Губкинского района. Главная задача этих экспедиций сбор материалов об особенностях пищи в похоронно-поминальной и свадебной обрядности этих сел.

Пища - непременный атрибут различных ритуальных циклов: семейного (свадебный, родильно–крестильный, именинный, похоронно – поминальный), хозяйственного (трудовой, скотоводческий), календарного (праздничный). Будучи по характеру обрядовой, она обладает ярко выраженной сакрально-магической направленностью, является аллегорически насыщенной. По этому поводу Л.Н. Толстой писал: «Воспроизведение этих ритуальных ритуалов, их структуры, отдельных элементов этой структуры или отдельных реалий, персонажей, вербальных компонентов используется для актуализации стоящей за ними, закреплённой за ними ими мифологической сениматики, необходимой при совершении каких-то магических, охранительных, лечебных действий»[1] . Символика обрядовых кушаний имеет глубокие языческие и христианские корни.

В Белгородской области в настоящее время сохраняются многие старинные обряды, семейного цикла, важным компонентом которых являются разнообразные продукты питания и блюда.

Актуальность вышесказанного определило тему исследования «Характеристика крестьянской обрядовой пищи сёл Губкинского и Волоконовского районов Белгородской области».

Новизна нашего исследования состоит в том, что нами предпринята попытка изучить особенности поминальной и свадебной пищи Белгородской области, на примере 5 сёл Губкинского и Волоконовского районов, сделать сравнение и увидеть различия.

На эту тему нам не встретилось ни одного исследования. Авторы данной работы 4 года занимались исследовательской работой в школьном этнографическом музее «Русская горница», в экспедициях, в музеях Белгородской и Воронежской областей.

В связи с вышесказанным мы в данной работе опирались на научно- исследовательскую, на поисково-краеведческую работу нашего научного общества и его деятельность по духовно – нравственному воспитанию учеников нашей школы. Коллектив нашей школы – учителя и старшеклассники создали авторскую программу «Лествица». Это программа воспитательной системы нашей школы с этнокультурным компонентом, реализуется деятельностью музея «Русская горница» и НОУ «Исследователь».

Проблема исследования : как в результате исторического развития складывались особенности обрядовой пищи в селах Губкинского и Волоконовского района Белгородской области.

Решение данной проблемы определило цель исследования : какое влияние оказывает пища на похоронно – поминальный и свадебный обряды..

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи :

- изучить и проанализировать особенности похоронно – поминального и свадебного обряда в в селах Губкинского и Волоконовского района;

- собрать воспоминания сторожил этих о поминальным и свадебным обрядах в этих селах;

- познакомиться с рецептурой приготовления блюд;

- подробно изучить основные ритуальные циклы поминального и свадебного обрядов;

- изучить рецепты самых интересных блюд и познакомить с ними своих одноклассников на уроках технологии и православной культуры.

Объект исследования : похоронно – поминальной и свадебный обряд в в селах Губкинского и Волоконовского района

Предмет исследования : пища похоронно – поминального и свадебного обрядов в в селах Губкинского и Волоконовского района

Хронологические рам ки исследования 30-е годы XX века – по настоящее время.

Методы исследования: встречи и беседы с жителями этих сёл, воспроизводившими по памяти отдельные моменты обрядов, сбор воспоминаний, ретроспективный метод, анализ и наблюдение, историко-географический, экспедиционный.

Практическая значимость исследовательской работы: материалы исследовательской работы, используются учителями школы для проведения классных часов в воспитательной работе, с работой были познакомлены все члены НОУ обучающихся «Исследователь», по материалам данной работы телерадиокомпания «Губкин ТВ» сняла в цикле «Деревенька моя» передачу об особенностях свадебного обряда с селах Губкинского района.

Материалы исследовательской работы используются на уроках географии, истории, литературы, трудового обучения, иностранного языка на заседаниях методических объединений учителей и др.

Такая работа позволяет формировать у наших учащихся возможно полное представление о национальном характере славян, русских;

- о традициях русской семьи, и продолжение этих традиций в наших семьях;

-начать деятельность по изучению культурного наследия своей малой Родины;

-принять участие в сохранении лучших традиций своего района их преумножении.

Авторы данной работы печатают статьи в местных газетах.

Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и поставленной целью. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и приложения.

Данная работа имеет большое значение для авторов работы, т.к они уже четыре года является членами НОУ «Эрудит»и авторами многих исследований по результатам которых в музее открыты экспозиции, восстановлены многие давно утерянные ценные экспонаты.

Автор в своей работе использовал материалы музея «Русская горница», материалы работы школы по авторской программе учителей и учащихся школы «Лествица», материалы экспедиций по сёлам Губкинского ти Волоконовского районов, материал методического пособия созданного учителями школы под руководством руководителя музея «Русская горница» Посоховой Т.М, использовалась литература краеведческого характера белгородских авторов, методические пособия Белгородского музей традиционной культуры, также авторы опирались на воспоминания старожилов своего поселка Рожнова Н.В. – уроженца с. Сергеевка Губкинского района, Русанова Н.Г. – уроженца с. Гущино Губкинского района, воспоминания Воронкова Н.П.жителя Воронежской области.

Глава 1. Особенности пищи в похоронно – поминальных обрядах

1.1 Похоронная пища

В современных похоронно-поминальных обрядах находит своё отражение древней культ мёртвых (предков) и сил земли. Их предшественниками были языческие погребальные пиршества, на которых все присутствующие предавались безудержному веселью, полагая, что таким образом они смогут помочь умершему возродиться в новой форме. Со временем исторически сложившееся поминовение духов умерших, направленное на то, чтобы их умилостивить, обеспечить пищей, отдать им должное, дабы похоронить смерть, дабы они не вмешивались в дела живых, а также уберечь последних и похоронить смерть, соединилось с христианской православной идеей о вечной загробной жизни и последующем воскресении из мёртвых. По народным представлениям, для спасения души умершего необходимы не только различные заупокойные службы, но и поминальные трапезы – как ближайшая возможность проявить любовь, уважение и поклонение памяти усопшего, а также «чтобы накормленные люди сохраняли в памяти доброе воспоминание об умершем».

Поминальный стол всегда разнообразен: из первых блюд могут подаваться щи, лапша, окрошка:(приложение 1,2,3) из выпечки – блины, пирожки, пироги:(приложение 4,5,6) из напитков – вино, квас, кисель, сыта: обязательными кушаньями являются кутья и оладьи (булочки) с мёдом. «На поминках было много харчей. Первым предлагают кутью: рассыпной рис, несладкий, сверху вишенки, после мёд с белым хлебом, пироги, лапшу, щи, блины… последним подают тилялюй, крутой кисель, который режется ножом на квадратики»[2] . (приложение 22)

« Сперва рис едят с изюмом, кутью, блины с мёдом, щи, квас»[3] . «На поминках много кваса поминального (разведённые водой квашенная капуста, варённый картофель, пережаренная селёдка или килька). Праховая каша- стакан крупы на литр воды, когда умрут покойники, говорят, что праховую кашу надо варить»[4] . «Поминали так: пампышку (булочку) в мёд три раза макали. Катышки (оладьи, замешенные на воде) с мёдом падают на поминках. Чинёнки – пирожки пекли на поминки».[5]

Главным угощением на поминальной трапезе является кутья (кутня, кутя, канун). «На поминках кутью варят».[6] « Кутья – это когда кто-то помрёт, хоть с изюмом, хоть без изюма, кто какую сообразит».[7] « Кутью только на поминках ели».[8]

« Поминали: кутья была».[9] Как правило, поминки начинаются и заканчиваются кутьёй, освящённой в церкви или окропленной святой водой: поминки кануном начинаются. «А кутью потом после всего падают. Чужым каноном родичей не поминают».[10] (Приложение 7)

Сладкая зерновая каша – одно из древнейших языческих обрядовых блюд, символ плодородия, победы над смертью, торжества жизни. Составные компоненты кутьи несут определённую символическую нагрузку: подобно зерну, которое, истлевая в земле, воскресает в новом произрастании, погребённое тело умершего тоже истлеет, ног затем воскреснет в будущей жизни. Кроме того, значение вечной жизни имеет и мёд, знаменующий сладость будущей блаженной жизни, а также изюм – древнейший символ плодородия.

Рецептура и способ приготовления кутьи по сёлам разнообразные, однако в силу её важной ритуальной функции, сохраняется главное – зерновая основа (рис, пшеница, рожь) как символ постоянного обновления жизни плюс какой-то сладкий компонент (мёд, изюм, сахар, варенье). «Кутью готовят поминать: рис с сахаром. Рис отварили, откинули, варенье крестиком положили - вот и кутья». «Варили кутью из пареной пшеницы с сахаром». «Кутья пшеницу распариваем, потом её на тарелки кладём, сахарком поливает и едим». «Вот сварят рожь – вот и кутья».

1.2 Поминальная пища после погребения усопшего (9 – й день, сороковой день)

Древнейшее отождествление материального и духовного, распространение качеств и свойств первого на второе и наоборот проявляется в представлении о душе как о неком существе, которое может летать, есть, пить и т.д. Крестьяне думают также, что душа, по разлучении с телом, нуждается в пище, и поэтому печь пироги и блины для поминовения усопших родственников значит, по их мнению, заботиться о насыщении их душ. Для души усопшего, как правило, ставят четыре съедобных предмета: воду (компот, вино, водка); мёд, зерно (ржаной хлеб, булку, кусочек хлеба); соль. Стакан с водой или водкой, накрытый ломтем хлеба, иногда стоит до 9-го или 40-го дня, а затем всё это отдают птицам. Посередине стола ставят тарелку для покойника, стакан с вином и ложку, чтобы он тоже ел вместе со всеми. Ставят стакан с водой и с мёдом. И всё это стоит до 40 дней. Душа его летает, пусть водичку пьёт и медок ест. На стол ставят зерно в стакане, туда свечку, рядом должен лежать ржаной хлеб. Ставят соль и стакан воды. И эту воду выливают на сорок дней и выливают не под ноги, а на крышу. Используя те же продукты, «провожают душу» на сороковой день после смерти. На сороковой день провожают душу. Читают Псалтырь, наливают в чашку компот, мёд, булку ставят на стол и выносят в ворота. На верею ставят стакан с водой и кусочек хлеба[11] .

Ритуальное кормление умерших совершается не только дома на поминках, но и на кладбище: на второй день после похорон покойника обычно кормят – приносят ему завтрак. Утром после похорон идут на кладбище несут ему завтрак. Существует также обряд ходить на родителей – поминать души усопших в особые родительские субботы («для этого они бросают на могилы блины, льёт на них даже воду»). В поминальную субботу отслужат службу, помин раздадут: кто – пышки, кто – чинёнки, кто – блины. Прихожане покупают просверки, по окончанию службы раздают эти просверки, поминают родных. На родительскую субботу пекли пампушки (пирожки из кислого теста с мёдом или сахаром). (приложение 17)

1.3 Поминальная пища во время религиозных праздников

Существует также обычай поминовения умерших в дни некоторых религиозных праздников; при этом оставляют на могилах определённый вид пищи: на Пасху кладут или крошат куличи, крашеные яйца, конфеты, печенье, водку, посыпают пшено для птиц; на Яблочный спас – яблоки, на Медовый – мёд. Убирают могилку обычно под Пасху; где поравняют, венки принесут, от души помин принесут, печенье, конфеты, водички нальют. Христосовались: «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!». На кладбище стол стоит. На стол кладут у кого, что есть. На могилку яйцо раскрошишь, пшено рассыплешь. Утром на Пасху ходили на кладбище, несли куличи и яйца своим родным, три раза перекатывали через могилку и говорили: «Христос воскрес!» - в этом обычаи катать яйца на могиле проявляется возможная связь с культом предков.

Обычай раздавать после похорон и в церкви после панихиды просфорки (просвирги, просвирки, просвиры), оладьи, печенье, конфеты с просьбой помянуть усопшего, можно считать косвенной формой кормления умерших.

На сороковой день после смерти усопшего пекут лесенки (лестницы) – печёные изделия из пресного теста или пирожного теста. Форма лестницы не случайна – это восхождение, подъём (по народным представлениям, по этой лестнице душа умершего будет подниматься на небо), ступенчатость, последовательность, поэтапность: фиксированное троичное число ступеней символизирует три дня поминовения и три мытарства, которые должна пройти душа умершего.

В районах Белгородской области, которые раньше входили в состав Воронежской губернии есть специфическая особенность обряда с лестницами, во время совершения молебна, совершаемого в доме священником, лесенки не лежали, как в других местностях, а стояли. Например, в Волоконовском районе их помещали на божницы, а в Вейделеевском районе «эту лестницу с предшествующею домашнею иконой выносят во двор, ставят на приготовленную скамью и отпевают малую панихиду». Интересно, что в Бирюченском уезде лесенку пекли величиной с аршин и в день похорон ставили при выносе гроба.

Существует поверье если тебе приснился умерший человек и о чём-то попросил, значит, родственники не заботятся о душе умершего. И считают, что это просьба о поминовении. Нужно сходить в храм заказать панихиду по усопшему и помянуть его. Лучшим помином считается то, который дается детям. Это тоже очень символично. Ведь дети в христианстве ангелы[12] .

В целом ассортимент ритуальной свадебной выпечки разнообразен. Он включает в себя хлебные изделия, различающиеся по форме (круглая – бабышка, баранка, блинец, каравай, курник, медовик, оладья, продолговатая – чинёнка, витушка).

Глава 2.Особенности пищи в свадебной обрядности

2.1 Особенности свадебного стола Губкинского и Волоконовского районов

Одним из самых устойчивых элементов современной бытовой обрядности является свадебная обрядность. Традиционно на Руси самым подходящим временем для свадьбы считались осень (с Покрова дня) и зима (от Крещения до Масленицы). Этот период был благоприятен как по церковным канонам, так и потому, что в это время крестьяне были свободны от сельскохозяйственных работ. Особенно удачными считались браки и знакомства, совершенные к Покрову дню. Весной и летом заключались лишь «вынужденные» браки, т.е. браки по каким-либо обстоятельствам, например, беременность невесты. Самым неблагоприятным месяцем для свадьбы считался май, в это время браки практически не заключались.

На Руси жениху и невесте кушать за свадебным столом было не положено, поэтому их кормили до застолья. И именно курицей. Также курицу подавали гостям. По традиции на столе также должна быть свинина – символ будущего богатства и благополучия молодых. На столе были кулебяки, студни, щи с говядиной, баранина, начиненная овсяной крупой и яйцами, холодный отварной поросенок с хреном, телячьи почки.
Традиционным свадебным пирогом был курник – пирог из пресного теста, начинка могла быть из курятины с белыми грибами, ломтиками сваренных вкрутую яиц, петушиными гребешками, пряной зеленью.(приложение 11) Каждая из начинок заправлялась белым соусом. Выполняли пирог в форме купола, а сверху украшали фигурками людей. Еще один вид свадебного пирога — свадебный хлебец, украшенный веточками деревьев, которые назывались «рожками». Пекли его из крутого пресного теста в виде большой лепешки, а право украшать этот хлеб предоставлялось подружкам невесты. Девушки обматывали ветки полосками пшеничного теста. На одну ветку повязывали красную ленту. Немного позже появился обычай украшать «рожки» золоченой или серебряной бумагой для придания большей торжественности.

Поскольку свадьба всегда была самым большим деревенским праздником с огромнейшим количеством приглашенных. Свадьбу играли большую. «На свадьбе все родственники собираются. Издавна угощения для этой трапезы готовили заранее и в больших количествах: использовали все домашнее припасы, резали скот и птицу. Жених и невеста подносят водку, а родня харчи готовит. Чего на столе только не было! Пока все кушанья поедят, подают следующие. Даже после окончания свадебного застолья оставалось очень много еды».[13] « Со свадьбы привезла все оборушки (остатки пищи)»[14] . Неудивительно, что свадебную пищу называли обжираловкой. «Тогда свадьбы неплохие были. Чашку большую становят, ложки деревянные. Холодец накладут и квасу, потом оладики, пампушки, потом каша была. Какие свадьбы были! Это сейчас подадут тарелки наставят, а есть нечего – глаза посмотрят, да уйдут. А тогда поставят: горчица, мясо обжарят, каши наварят, оладьи напекут. Раньше готовили квас, холодец, борщ, лапша, блинцы и каша. Ну а сейчас уж понаставят салаты и колбасы и всё на свете. А тогда первое блюдо-квас, туда курятины накрошат. Свадебные блюда: щи, картошка, квас, лапша, блинцы, компот, студень, пирожки».[15]

Свадебный стол составляли блюда обыденные (щи, борщ, окрошка, картофель, мучная каша) и праздничные (мясо, холодец, лапша, блины, пироги, компот, кисель), в том числе и ритуальные (каравай, каша).(приложение 13,15) «На свадьбу был квас с мясо. На свадьбу готовили кулеш (окрошка с рыбой, солёной капустой, разведенными квасом). (приложение 9.1,9.2)На свадьбе были бабышки (булочки из пресного теста), квас хлебали. Мясо было на свадьбе. Мясо на свадьбах подавалось на тарелках. Капусняк – кушанье из капусты с пшеном. В свадьбу саламать падают (кушанье из гречневой или пшеничной муки). На свадьбах и крухмаль (кисель) был. На свадьбах компот с мелко покрошенными орехами».[16]

2.2. Хлеб на разных этапах свадебной церемонии

Хлеб используется на всех этапах свадебного обряда: на сватовстве, при благословении, до и после венчания в церкви, во время свадебного застолья, одаривания молодых. Так, почти за неделю до предполагаемой свадьбы родственники жениха приносят невесте витушку – изделие из тесты особой формы (калач, булка или крендель, свитые из нескольких полос с украшениями) – в знак обещания будущей сытой и богатой жизни. Испекли витушку – пошли проведать молодую. Витушку свекровь принесла. Хлеб с солью является непременным атрибутом ритуала благословения молодых на брак и встречи их на пороге дома после венчания. Они олицетворяют гостеприимство, доброжелательность, готовность принять молодую жену в новую семью.(приложение 12)

Центральное место на свадебном столе занимает каравай – большой круглый хлеб, щедро украшенный цветами, ленточками, фигурками из теста. Каравай невеста с женихом несу. Заводит за стол молодых крёстная, на столе три каравая хлеба.

Свадебный хлеб обладает особой знаковой ценностью, обозначая жениха и невесту и являясь предметным символом бракосочетания. Он играет важную знаковую роль изобилия, плодородия, жизненных благ, прочности брачных уз, а также невинности невесты. Возникновение каравая уходит своими корнями в глубокое язычество: обряд принесения в жертву животных, в том числе, коров требовал их убийства; если же расстаться с кормилицей невозможно, то из теста изготавливалась фигурка коровы и именно она приносилась в жертву. В наши дни каравай тоже иногда украшается выпеченными рожками или фигурками коровы и его так же «приносят в жертву» - разламывают и съедают. Коровье-бычья символика современного каравая воплощает в себе мужское и женское начала.

Каравай – как правило, хлеб из муки высшего сорта, сдобный, без начинки, круглой формы. Сам процесс его приготовления требует соблюдения некоторых важных условий, имеющих магический смысл. Так, например, в Воронежской области, по-видимому, для того, чтобы молодые жили дружно, его выпекают семейная пара, муж с женой. Превращение сырого теста в печёный хлеб символизирует переход физический (от девушки к женщине) и социальный (от невесты к дочери к жене и невестке).

Старинный каравайный ритуал является самым характерным для сельской свадьбы. Для этого надрезанный на куски каравай дружки кладут на платок и накрывают другим; затем один из них, помещая его на голову, три раза идет вокруг столов, читая при этом троекратно молитву, а после подпрыгивает, одновременно разламывая края каравая по надрезам; каждый из гостей взамен подарка получает кусок этого каравая. На каравай нам наклали кто кусок мыла, кто чулки простые, кто платок носовой, кто платок головной. Такое ритуальное действие с караваем, как делёж и последующая раздача, символизирует расставание молодых с прежней, вольной жизнью и обретение ими нового социального статуса. Принятие кусочка каравая гостями в обмен на дары означает, что они признают и одобряют данные изменения.

Постепенно караваем стали называть не только выпечное изделие, но и самые различные действа и атрибуты, что, по всей видимости было вызвано тем, что этот ритуальный хлеб является не только самым главным, но и непременным, обязательным угощением на свадьбе. Так, каравай – это и первый тост с подарком на свадьбе и подарок новобрачным, и игра на свадьбе – одевание смешных костюмов, дразнилки, чудачества. [17]

2.3. Свадебные блюда и их значение в брачном ритуале

Обязательным блюдом на деревенском свадебном застолье является также каша, обычно молочная с маслом или пшённая. «На стол ставят холодец, лапшу, мясо и пшённую кашу, которую подают в доме невесты, и в доме жениха. На свадьбе сальник (пшённая каша) – первая еда. На третий день свадьбы подавали кашники (оладьи из каши)». Символизируя изобилие, богатство, приумножение достатка (множество) зёрен), плодородие (считается, что она придаёт новобрачным особую плодоносящую силу), каша выполняет важную знаковую функцию: олицетворяет собой положительные начала и фиксирует рождение новой семьи. В Волоконовском районе весьма распространённым является обряд раскрывать кашу: с крышек посудин с кашей гости снимают вино, пьют его и кричат «Горько!» - просят молодых подсластить кашу, посыпать её сахаром; только после того, как жених с невестой целуются, раскрывают посуду и начинают есть кашу. (приложение 16)

На свадебном столе каша служит знаком окончания трапезы. В Губкинском районе её называют выгоняловка, вытолчка, а в Волоконовском - разгониха, разгонщица. В селе Погромец Волоконовского района её поедание сопровождается целым ритуалом: гости, наевшись накрывают чашки с кашей пирогами и говорят хозяйке: «Свашунька, мы каши хочим!»; лишь после того, как молодые поцелуются, гости кричат: «Ну, теперь открывайте – послажено» - и начинают есть кашу.

В сёлах Губкинского района обязательным свадебным кушаньем является курятина в различных видах (варёная, жареная или как начинка в пироге – курник), в качестве символа жизни, плодородия, а также знакового обозначения самой невесты.

До венчания жених и невеста ничего не едят, как требует церковный устав: они готовятся к большим переменам в своей жизни. После венчания едут в дом жениха, где родители выходят навстречу с хлебом и солью в руках. Когда молодые проходят в дом, их осыпают хмелем, пшеницей, деньгами, чтобы их жизнь была лёгкой, благополучной, богатой и сладкой. Начиная свадебный пир, приглашённых обносят едой и напитками со словами «Ешьте, гостёчки-сваточки!».[18]

В с. Коновалово Волоконовского района свадьбу празднуют три дня. Каждый день свадебного застолья, имеет свои особенности. В первый день свадьбы, сразу после венчания, даётся княжной стол – обед в доме жениха. Второй день – жирный стол, в доме невесты. Третий день – дружков обед, в доме дружка.

Самым традиционным из горячих свадебных блюд является гусь, фаршированный яблоками. Его изображение можно встретит и на иллюстрациях в русских народных сказках и на многих картинах со свадебным сюжетом.

В селах Волоконовского района готовятся колосовики - пироги для зятя. По форме похож на полумесяц; зять в народном фольклоре как глава нарождающейся семьи сравнивался с молодым месяцем - колосовичком. Колосовики пекли когда в дом приходили сваты. Поэтому колосовики имеют и другое название - свательные пироги. Невеста должна была раскатать из теста первую лепешку, а сваты и жених - всячески мешать ей. Существовало поверье, что только в этом случае сватовство может быть удачным.

Глава 3. Рецепты поминального и свадебного стола сел Губкинского и Волоконовского районов

3.1. Курник

Для теста:
2 стакана муки;
150 г сливочного масла;
0,5 яйца;
1 гр. лимонной кислоты;
0,5 чайной ложки соли;
0,5 стакана воды;
(можно использовать 1 кг готового слоеного теста);

для блинчиков:
0,3 стакана муки;
0,5 чайной ложки сахара;
0,5 яйца;
0,5 стакана молока;
0,5 чайной ложки топленого масла;
соль;

для фаршей:
500 г курицы;
60 г риса;
1,5 яйца;
150 г свежих грибов;
50 г сливочного масла;
зелень петрушки и укропа;
1 чайная ложка соли;
0,5 большой луковицы;
черный перец.

Раскатать заранее приготовленное слоеное тесто в лист толщиной 5-6 мм и вырезать из него две крупные лепешки разного размера (одну диаметром примерно 25 см, другую – 35 см). На лепешку меньшего диаметра положить блинчик из пресного теста, на него укладывать слоями фарши, перекладывая каждый блинчиками. Накрыть горку из фаршей с блинчиками второй лепешкой и прижать ее смазанные яйцом края к нижней лепешке. Поверхность пирога смазать яйцом, украсить различными фигурками, вырезанными из тонко раскатанного теста, еще раз смазать яйцом и выпечь.
Фарши для курника приготовить следующим образом: сваренную мякоть курицы нарезать ломтиками и заправить маслом; рисовую рассыпчатую кашу заправить маслом и добавить в нее рубленные крутые яйца и зелень; свежие грибы, нарезанные ломтиками и поджаренные на масле смешать с жаренным луком и заправить перцем. Рисовый фарш можно заменить фаршем из манной крупы, приготовление которого описано в рецепте каравая из блинчиков.[19] (приложение 11)

3.2. Свадебный суп

200 г мясного фарша;
1 яйцо, слегка взбитое;
2 столовые ложки хлебных крошек или панировочных несладких сухарей;
1 столовая ложка тертого сыра;
0,5 чайной ложки сухой зелени базилика;
0,5 чайной ложки лукового порошка (или 0,5 луковицы);
6 чашек куриного бульона (мерная чашка = 230 мл);
2 чашки мелко порезанного шпината (можно замороженного);
0,5 чашки мелких макарон;
1/3 чашки мелко порезанной моркови;
немного тертого сыра.

Смешать в миске мясной фарш, яйцо, хлебные крошки, тертый сыр и луковый порошок или мелко порубленный лук. Сформировать из полученного фарша шарики диаметром 2 см. Довести до кипения куриный бульон, прибавить к нему шпинат, макароны, морковь и мясные шарики. Довести еще раз до кипения, и варить при слабом кипении около 10 минут пока не будут готовы макароны. Допускать переваривания нельзя, иначе макароны разварятся. Хорошо перемешать готовый суп, чтобы макароны не слипались. Разлить суп по тарелкам и посыпать сверху тертым сыром.[20]

3.3 Холодец

Одна из самых популярных холодных закусок – холодец. Рецепт холодца несложен, но требует времени и терпения. Сначала разрубаем ножки, разделываем свинину на куски, заливаем водой так, чтобы она лишь прикрывала мясо, и варим, снимая пену, на несильном огне. Затем обжариваем говядину до коричневого цвета и кладем в кастрюлю, добавив ароматические коренья, соль, обжаренную без жира морковь. После закипания продолжаем варить холодец еще 1,5-2 часа на очень слабом огне, накрыв кастрюлю крышкой. Когда мясо будет легко отделяться от костей, вынимаем его, нарезаем кусочками, а бульон процеживаем. В формочки (мисочки) выкладываем нарезанную вареную морковь, зелень петрушки, сверху - кусочки мяса и заливаем бульоном. Можно положить перед заливкой зубчики чеснока. Застывает холодец в прохладном месте. Подают его к столу с горчицей, слабым раствором уксуса и с хреном.

Ножки свиные 2 шт.

говядина (мякоть) 100 грамм

свинина 700 грамм

морковь 2 шт.

корень петрушки 1 шт.

лук репчатый 1 шт.

лавровый лист по вкусу

зелень петрушки по вкусу

соль по вкусу[21] (приложение 13)

3.4 Поросёнок жаренный

Провизия: поросенок 1 шт., масло 1 ст.л., водка 1 рюмка, соль по вкусу, если поросенок готовится с кашей, то нужно взять достаточное количество гречневой каши и столько масла, чтобы кашу можно было бы хорошо намаслить. Способ приготовления жареного поросенка: Поросенка нужно натереть мукой и опалить, затем выпотрошить, хорошенько вымыть и, разрубив между задними ногами до позвонка, все там вычистить и очень хорошо промыть, а если поросенок давно лежал, то лучше всего срезать все мясо в этом месте. Когда поросенок будет заготовлен таким образом, его нужно внутри посолить и, если он готовится с кашей, то весь он набивается намасленной кашей и зашивается. После чего ставят его жарить, но предварительно натирают снаружи водкой с разведенной в ней солью. Делается это для того, чтобы кожица его стала жесткой и хрустела, что и ценится в хорошо зажаренном поросенке. Натерев водкой, а потом маслом, поросенка кладут на противень или на сковороду на ножки так, чтобы как спинка, так и бока обжарились равномерно, и ставят в шкаф. Узнается готовность поросенка точно так же, как узнается готовность каждого жаркого. Без каши поросенок жарится точно так же, как и с кашей.
Если поросенок будет велик, например, фунтов в 6-7, то его много для 4 человек, тогда его лучше разделить на 2 части, причем переднюю часть с ребрами можно зажарить, а заднюю сварить и подать или заливным, или горячим с хреном и сметаной. Варится же поросенок так: кладется в кипящую воду с кореньями, но без соли, и, когда будет готов, то его прямо из кипятка кладут в холодную, круто посоленную воду, вследствие чего поросенок приобретает красивый белый цвет. Если его хотят подать горячим, то воду, в которой он варился, солят не более как за 10 минут до подачи поросенка на стол, причем рубится он для подачи горячим.[22] (приложение 19)

3.5. Кутья

Кутья — обрядовое поминальное блюдо (особая зерновая каша). Готовят ее из недробленой пшеницы, риса, овса или ячменя и сладкой добавки — меда, сахара, изюма, варенья, цукатов, сухофруктов. (Зерно в кутье символизирует вечную жизнь и изобилие, а сладость — символ райского блаженства.) Во многие виды кутьи обязательно входит сироп из меда, приготовленный на воде, отваре от круп или на маковом, миндальном, конопляном молочке, орехи, мак, пряности. Части кутьи, как правило, готовят отдельно: зерно или крупу отваривают в большом количестве воды или варят рассыпчатую кашу, затем вводят сладкую часть и добавки. После соединения всех компонентов кутью прогревают в течение 10 мин (лучше в глиняном горшке). В зависимости от количества добавляемой жидкости кутья может быть полужидкой или рассыпчатой. Настоящую кутью варят из зерен пшеницы на меду, она должна быть полужидкой, и едят ее ложками. Пшеницу предварительно готовят следующим образом. Сначала зерно толкут в деревянной ступе, подливая по чайной ложке теплой воды, чтобы оболочка зерна полностью разрушилась. Затем ядра отделяют от плевел, отвеивая, просеивая и промывая. И только после этого варят на воде из чистых зерен кашу. Различают постную и скоромную («богатую, щедрую») кутью. Постную кутью ели в Крещенский и Рождественский сочельники (сочиво), а также в поминальные дни (коливо), а на крестины и другие праздники — скоромную (на молоке, сливках, с большим количеством масла). Обрядовое значение имеет преимущественно постная кутья. В современных условиях кутью можно готовить не только в качестве ритуального блюда, но и как вкусное полезное блюдо из зерна для обычного ежедневного стола. (приложение 7)

Заключение

Мы живет в интересное и сложное время, когда на многое начитаем смотреть по – иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается, мы знаем очень поверхностно. Историю мыслим как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий, интерпретируемых с сегодняшней точки зрения: культуру, какой бы то ни было эпохи, представляем по вершинам, шедеврам, высшим проявлениям умственной деятельности, техники, искусства. Знаем, в какие годы правил Владимир Мономах, до мельчайших подробностей восстанавливаем картину Бородинского сражения, восхищаемся новгородской Софией и читаем, перечитываем «Слово о полку Игореве», Пушкина, Лескова и, как правило, не можем сказать, чем жил обычный крестьянин или горожанин в то время, когда Дмитрий Донской собирал полки для решающей битвы на поле Куликовом. Когда Петр 1 готовился «прорубить окно в Европу», когда Достоевский писал «Братьев Карамазовых» Кем был тот самый мужик, который трудом своим, потом и руками обеспечивал победы, достижения, возможность образованному кругу соотечественников создавать произведения искусства и заниматься наукой? Что представлял собой тот самый мужик, который дал нам Ломоносова, Кузьму Минина, Кулибина, Тропинина, который вдруг проглядывал или властно заявлял о себе в Льве Толстом, Суворове, Пирогове?...[23]

В ходе проведенного исследования, мы установили: будучи частью материальной и духовной культуры местного населения все эти ритуальные комплексы, сопровождавшие важнейшие этапы жизни человека: рождение, крещение, брак, смерть - складывались исторически. Веками отбирались кушанья для обрядовых действий, складывалось меню. Являясь отражением этнокультурной специфики региона, они всё ещё продолжают существовать, однако с течением времени могут трансформироваться и даже исчезать. Поэтому по-прежнему актуальными остаются слова Н.И. Толстого: «… Всё сильней и настойчивей ощущается необходимость параллельного лингвистического и этнографического изучения отдельных сторон славянской жизни пока ещё живы в быту и памяти некоторые её архаические черты».

Материалы, собранные в ходе исследования помогут учащимся нашей школы лучше понять историю своей Родины, своего народа и прежде всего своей малой Родины.

Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей. Мы верим в то, что наши исследования, будут использоваться учителями и учащимися на уроках в школе и вызовут интерес к бытовой истории, натолкнут на размышления о нитях, связывающих прошлое с настоящим, помогут посмотреть на себя как на прямых потомков и наследников крестьянской России.[24]

Приложение 1. Щи

Приложение 2. Окрошка

Приложение 3.Лапша

Приложение 4. Блины

Приложение 5. Пирожки жаренные

Приложение 6. Пирожки печёные

Приложение 7. Кутья

Приложение 8. Вино

Приложение 9.1 Квас

Приложение 9.2 Плакат «Пейте фруктовый квас». СССР 1946 год. Из фондов МУК «Губкинский краеведческий музей» кп 9822

Приложение 10. Кисель

Приложение 11. Курник

Приложение 12. Свадебный каравай

Приложение 13. Холодец

Приложение 14. Борщ

Приложение 15. Картофель

Приложение 16. Каша

Приложение 17.

Фото1. Отец Кирилл (Волошенко), настоятель церкви Сретения Владимирской иконы Божией Матери с. Ольшанка Губкинского района в 1968 – 1986 гг. с прихожанами на поминальной трапезе.

Фото из фондов МУК «Губкинский краеведческий музей» (кп 13245)

Ответственный за хранение Алтухова Ирина Дмитриевна______________

Фото 2. Похороны на сельском кладбище 1970-е гг.

Фото из фондов МУК «Губкинский краеведческий музей» (кп 13249)

Ответственный за хранение Алтухова Ирина Дмитриевна______________

Приложение 18. Свадебный пир на Руси

Приложение 19.Молочный поросенок

Приложение 20. Воспоминания Чуевой Татьяны Сергеевны, жительницы села Сергиевка Губкинского района

Приложение 21. Воспоминание Елисеевой Галины Васильевны, жительницы села Погромец Волоконовского района

Приложение 22. Воспоминания Мухартова Ивана Васильевича, жителя села Коновалово Волоконовского района

Приложение № 23 В экспедиции

Приложение № 24 Интервьюирование жителей Губкинского и

Волоконовского районов Белгородской области

Использованная литература:

1.Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/ [Текст]/под ред. В.А.Шаповалова.- Белгород, Изд-во Б 43 БелГу, 2002

2.Воспитание средствами русской культуры.: Воспитательная система МОУ «Троицкая СОШ» Троицкий [Текст] / Под ред., А.Ф.Полякова

3.Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. Ст.и прим. А.Ф.Некрыловай; Ил. Е.М.Белоусовой. – М.: Правда, 1989

4.Ларина Л.И. Терминология и символика обрядовой пищи: (на материале курского свадебного обряда) // Фольклор. Лексикография. Курск, 1995

5. Пословицы и поговорки Воронежской губернии// Памятная книжка Воронежской губернии на 1892 г. Воронеж 1982. Вып. 2.

6. Словарь русских народных говоров // Под. Ред. Ф.П. Филина, Ф.П. Сороколетова. М.;1976. Вып.12.

7. Малыхин П. Быт крестьян Воронежской губернии Нижнедевицкого уезда// Этнографический сборник, издаваемый Императорским Русским географическим обществом. СПб., 1983. Вып.1.

8. Страхов А.Б. Из истории и географии русского обрядового печенья (поминальные и вознесенские «лестницы»)//Ареальные исследования в языкознании и этнографии: (Язык и этнос). Л., 1983

9. Семенова М. Мы – славяне. – СП.б.: Азбука, 1997

10.Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995

Неопубликованные материалы и информанты:

1. Рожнов Н.В. – житель с. Сергиевка Губкинского района – поделился воспоминаниями о своей свадьбе, которая состоялась 8 апреля 1947 года

2.Русанов Н.Г. – уроженец с. Гущино Губкинского района – поделился своими воспоминания о свадебном обряде в своем селе

3.Кондратенко Илья Николаевич – уроженец Курской обл. Горшеченского района, помогал воссоздать свадебную церемонию своего села

4.Материалы музея «Русская горница» папки 4,10,11,1218,17,,25,32

5.Материалы МУК «Губкинский краеведческий музей» кп 3674, кп 1234, нв 2689.

6. Жукова Т.В. – жительница с. Погромец Волоконовского района – Воспоминания.

7. Елисеева Г.В. – жительница с. Коновалово Волоконовского района – Воспоминания

8. Мухартов И.В. - житель с. Коновалово Волоконовского района – Воспоминания

9. Рудина Е.П. - жительница с. Погромец Волоконовского района – Воспоминания

10. Материалы МУК «Воронежский государственный историко-краеведческий музей» кп 19834, кп 34265,кп 37889

11.Солнышкина Е.Н – научный сотрудник краеведческого музея в г.Губкине.- организовывала для нашего музея экспедиции «Музей в чемодане»

12. Краснова Е.И. – жительница с. Никаноровка Губкинского района – Воспоминания

13. Чуева Т.С. - жительница с. Сергеевка Губкинского района – Воспоминания

14. Мигунова Е.Н. – жительница с. Толстое Губкинского района – Воспоминания

Региональная научно-исследовательская конференция

школьников «Открытие»

Секция истории

Особенности пищи в похоронно-поминальной и свадебной обрядности в сёлах Губкинского и Волоконовского районов Белгородской области

Исследовательская работа

Выполнена учащимся

10 А класса МОУ «Троицкая СОШ»

Губкинского района Белгородской области

Овчаровым Андреем Владимировичем

Научный руководитель -

учитель истории МОУ «Троицкая СОШ»

Губкинского района Белгородской области

Рожнова Елена Николаевна

Шебекино, 2010


[1] Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С.95

[2] Воспоминания Рожнова Н.В., жителя с. Сергиевка Губкинского района

[3] Воспоминания .Русанова Н.Г., уроженца с. Гущино Губкинского района

[4] Воспоминания Кондратенко Ильи Николаевича, уроженца Курской обл. Горшеченского района

[5] Воспоминания Елисеевой Г.В., жительницы с. Коновалово Волоконовского района

[6] Воспоминания Мухартова И.В., жителя с. Коновалово Волоконовского района

[7] Воспоминания Рудиной Е.П., жительницы с. Погромец Волоконовского района

[8] Воспоминания Кондратенко Ильи Николаевича, уроженца Курской обл. Горшеченского района

[9] Воспоминания Елисеевой Г.В., жительницы с. Коновалово Волоконовского района

[10] Воспоминания Елисеевой Г.В., жительницы с. Коновалово Волоконовского района

[11] Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. Ст.и прим. А.Ф.Некрыловай; Ил. Е.М.Белоусовой. – М.: Правда, 1989 с.132

[12] Страхов А.Б. Из истории и географии русского обрядового печенья (поминальные и вознесенские «лестницы»)//Ареальные исследования в языкознании и этнографии: (Язык и этнос). Л., 1983 с.34

[13] Краснова Е.И. – жительница с. Никаноровка Губкинского района – Воспоминания

[14] Воспоминания Чуевой Т.С., жительницы с. Сергиевка Губкинского района

[15] Воспоминания Мигуновой Е.Н., жительницы с. Толстое Губкинского района

[16] Семенова М. Мы – славяне. – СП.б.: Азбука, 1997 с.47

[17] Малыхин П. Быт крестьян Воронежской губернии Нижнедевицкого уезда// Этнографический сборник, издаваемый Императорским Русским географическим обществом. СПб., 1983. Вып.1. с.156

[18] Ларина Л.И. Терминология и символика обрядовой пищи: (на материале курского свадебного обряда) // Фольклор. Лексикография. Курск, 1995 с.7

[19] Материалы МУК «Воронежский государственный историко-краеведческий музей» кп 19834

[20] Воспоминания Мигуновой Е.Н., жительницы с. Толстое Губкинского района

[21] Воспоминания Чуевой Т.С., жительницы с. Сергиевка Губкинского района

[22] Воспоминания Мигуновой Е.Н.жительницы с. Толстое Губкинского района

[24] Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С.99