Главная              Рефераты - Разное

Темы и образы: реализация творческих идей в художественной практике Васнецова § Пейзажная живопись - реферат

Содержание

Оглавление

Введение...3

Глава первая.

A.M. Васнецов о природе и сущности искусства...13

§ 1. Мировоззренческие позиции...13

§ 2. Эстетические взгляды ...35

Глава вторая.

Темы и образы: реализация творческих идей

в художественной практике Васнецова...71

§ 1. Пейзажная живопись...78

§ 2. Графика...116

§ 3. Театрально-декорационное искусство ...135

§ 4. Декоративно-прикладное искусство

и архитектурные проекты...143

Заключение ...148

Библиография ...'...151

Приложение ...161


Введение

ВВЕДЕНИЕ

Г

Актуальность темы исследования. Традиции и новации в искусстве, поиски путей создания нового искусства, синтез искусств, поиск художественного выражения духовной гармонии личности, самосознание творческой личности и ценностных ориентации определяли художественное сознание кон. XIX - нач. XX в. Эпоха конца XIX - начала XX столетия -яркая, самобытная и переломная в истории искусства России.

Сложнейший онтологический, культурно-религиозный и социальный

кризис на рубеже XX в. затронул все стороны человеческого существования.

Проблема взаимоотношения человека и окружающего его мира, творческой

личности и современной действительности была крайне актуальна, требовала

решения. Поиск выхода из сложившегося кризиса разные мыслители,

художники, теоретики видели по-разному, что нашло яркое отражение в

«^ многообразных исследованиях. Это было время, с одной стороны, многих и

1 неизбежных утрат в искусстве, а, с другой стороны, время создания новых

художественных ценностей.

Поиск духовной гармонии личности и окружающего ее мира, стремление к «духовности» в искусстве кон. XIX - нач. XX в. -отличительная черта этого времени.

Художники, поэты, мыслители ощущали потребность рассмотреть эстетические проблемы и судьбу искусства в контексте с онтологическими, культурно-религиозными и социальными проблемами человека, существование его в окружающем мире, во Вселенной.

Многие разноплановые художники, крупнейшие мастера русского искусства в начале XX в. обратились к теоретическим обоснованиям дальнейшего развития искусства, отстаивая свои эстетические воззрения и установки на него, как это сделали А.Н. Бенуа, A.M. Васнецов, М.А. Воло-! шин, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, К.Ф. Юон, представляющие различные

течения и направления искусства XX столетия, а также художники русского

4

авангарда - В.В. Кандинский, К.С. Малевич, М.В. Матюшин, П. Филонов, Н.Н. ГТунин1 и другие, теоретически обосновавшие беспредметное искусство, как необходимую основу для дальнейшего развития всех пространственных искусств. К слову, эти же процессы происходили и в других видах искусства. Достаточно назвать К.С. Станиславского в театре, А.Н. Скрябина - в музыке.

Столь разнообразные эстетические программы и установки, заявленные художниками-теоретиками искусства, не только определяли современное им искусство, но и делали заявки на будущее его развитие.

Достойное место среди самобытных и интереснейших мыслителей, теоретиков искусства нач. XX в. занимает и творческое наследие А. Васнецова.

В данной работе не ставится цель рассмотреть труды других художников-теоретиков искусства, а четко ограничивается круг исследования теоретическими трудами А. Васнецова, мировоззренческие и эстетические идеи которого, изложенные в неопубликованной рукописи «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания. 1914-1932 гг.», в книге «Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи», в серии статей и т.д., нашли яркое воплощение в созданных им художественных образах.

Свое мироощущение, миросозерцание, концепцию бытия, свои представления о человеке и жизни, о добре и зле, красоте и истине, о прошлом и будущем человечества и искусства во многом определило

1 Бенуа А.Н. Критические и художественные статьи по вопросам искусства в журналах «Мир искусства», «Аполлон». Бенуа А. История живописи в XIX веке. Русская живопись. Вып. 2. - СПб., 1902. - 285 с. Васнецов A.M. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. - М.: Изд. И. Кнебеля, 1908. - 133 с. Васнецов A.M. Происхождение красоты // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 8. - Харьков: Научная мысль, 1923. - С. 1-63.- 282 с. Кандинский В.В. Художественные статьи в журналах «Новости дня», «Мир искусства», «Аполлон», «Речь». Кандинский В.В. О Духовном в искусстве (1910), автобиографическая книга Ступени (1919) и другие. Издание альманаха «Синий всадник». Лисицкий Э. Супрематический сказ про два квадрата (Уновис, Витебск; Берлин, 1922). Малевич К.С. От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм (1916). Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. Статьи, манифесты, теоретические сочинения (1913-1929). Матюшин М.В. Статьи. Опыт художника новой меры (1926). Закономерность цветовых сочетаний и др. Пунин Н.Н. Первый цикл лекций по современному искусству (1920). Юон К.Ф. Статьи. Природа и жизнь в искусстве. Театр художника. Театрально-декорационное искусство и др. // Юон К.Ф. Об искусстве: в 2-х т. - М.: Советский художник, 1959.-383(1) с;-284 (2) с.

5

своеобразие эстетического мышления Васнецова и его художественного творчества.

Васнецов был одним из организаторов и создателей «Союза русских художников», одного из многочисленных тогда возникших объединений, которое определяло во многом и общий эстетический характер эпохи, так и будущее развитие путей русского реалистического искусства.

Проблема творческой личности в искусстве, места творца в художественном процессе остается актуальной в практике искусства. В настоящей работе творческая личность Васнецова рассматривается как субъект искусства этого времени, его мировосприятие, переживания, сомнения, эстетические воззрения на искусство, которые обогатили сложное, многогранное и насыщенное эстетическое содержание эпохи конца XIX -нач. XX столетия.

Теоретические воззрения Васнецова известны в истории искусствознания по его книге «Художество», изданной в 1908 г. в России, а затем переизданной в 1909 г. в Вене, по предложению немецкого издателя К. Китайбля.

В ней были обозначены актуальные проблемы искусства начала XX в.: о природе искусства, его целях, месте и значению в жизни людей; проблемы художественного образа и символа в искусстве, проблема красоты, роль и значение творца в художественном процессе, способах и методах создания произведений искусства, другие вопросы, которые требовали разрешения в нач. XX в. и остаются актуальными и современными в настоящее время. Васнецов изложил достаточно четкие свои мировоззренческие и эстетические взгляды на жизнь и искусство, представляющие интерес для современного исследования.

Вся практика существования человечества показывает актуальность проблемы прекрасного, красоты в искусстве, которая реально существует. Мыслители каждой эпохи решали ее по-разному. Васнецов изложил свои теоретические взгляды на проблему красоты в искусстве и в

6

действительности в статье «Происхождение красоты», написанной в 1915 г., но в связи с событиями I мировой войны и революции в России опубликованной лишь в 1923 г., в Харькове.

Большое внимание и значение в этом теоретическом исследовании Васнецов уделял сознанию человека, его роли в эстетическом восприятии произведений искусства, считал, что только развитому сознанию человека раскрываются глубины произведений, сущность образной мысли творца. Поэтому ключевое, значимое место в жизни человека он отводил эстетике. Проблему эстетического воспитания и развития нации в начале XX в. он считал наиважнейшей.

В данном исследовании содержится анализ теоретических положений, установок, позиций, высказанных Васнецовым в научных трудах, статьях, письмах, которые подтверждают его взгляды на искусство, как художника-реалиста.

Помимо указанных (книги «Художество» и статьи «Происхождение красоты») существует неопубликованная, неизвестная рукопись A.M. Васнецова, которая бережно хранилась в семье потомков художника (сына художника Всеволода и его супруги Екатерины Васнецовых), переданная в дар Государственной Третьяковской галерее (Мемориальному музею-квартире A.M. Васнецова) по завещанию в 1997 г. Двухтомная рукопись «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания» охватывает период с 1914 по 1932 г.

Рукопись состоит из двух объемных тетрадей: включает более 1200 страниц мелко исписанных автором фиолетовыми чернилами, и с вклеенными в них печатными материалами. Из всего огромного объема рукописи к настоящему времени опубликованы лишь несколько страниц в статье «Противостояние Аполлинария Васнецова» в журнале «Наше наследие» (всего девять страниц).

2 Васнецова Е.К., Ядохина Е.И. Противостояние Аполлинария Васнецова // «Наше наследие», 1995, № 35-36, с. 80-89.

7

Обстоятельный анализ этой неопубликованной рукописи, впервые вводимой в научный оборот, и составляет центральную задачу диссертации.

Целью написания двухтомного труда, как отмечал сам художник в предисловии, была попытка «изложить в стройной системе мировоззрение»3. В рукописи Васнецов попытался осмыслить волнующие его проблемы: философские, религиозные, эстетические; выразил свои взгляды на искусство (теорию красоты, теорию формы); затронул вопросы о человеке и жизни, личности и общества, государственного устройства, о добре и зле, счастье и другие. На протяжении 18 лет он вел записи, многие из которых потаенные: здесь и беглые замечания, и глубокие наблюдения и размышления о жизни, и попытки осмыслить историю и сущность русского. Васнецов тяжело переживал события в России после революции, видя уходящую Россию, которую он знал и любил, дал оценку происходящим событиям сер. 1920-х -нач. 1930-х гг.

Между тем, в этом труде особенно ярко проявился талант Васнецова как ученого-теоретика, по-новому открылся и масштаб самой личности художника. Рукопись позволяет создать более объективную картину развития русского искусства кон. XIX — нач. XX столетия, восстановить историческую справедливость, отдать должное Васнецову, внесшему существенный вклад в его развитие.

Васнецов опирался на достижения мировой философской, эстетической мысли, но при этом дал свой анализ картины мира, внес в духовную жизнь человечества собственные теоретические открытия, свое неповторимое понимание мира и личности.

Взгляды Васнецова и как теоретика искусства, и одновременно как художника представляют историческую ценность.

Идеи, мысли художника, его позиция и концепция нашли яркое проявление в его произведениях, как отражение самостоятельного поиска

3 Васнецов A.M. Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания. 1914-1932 гг. -Архив мемориального музея-квартиры А.М.Васнецова, инв. №1073-1074, т. 1, л. 5. Далее: Странствование...

8

путей развития искусства, дающего новый, образный материал о действительности кон. XIX - нач. XX в.

Поиск путей выхода из сложившегося культурно-религиозного кризиса рубежа веков Васнецов видел в поиске Бога, в религиозном сознании человека, в обретении правды-истины, которая возможна лишь в познании Бога, в этом предназначение человека.

Васнецов отстаивал гуманистические идеалы, утверждая, что человек, его личность — высшая ценность во Вселенной. Добро, Красота, Истина, Справедливость - вот те идеалы и ценности, которые приведут, по Васнецову, человечество к Богу.

Утверждение художником этического и эстетического начал в искусстве: претворение вечных тем, таких, как любовь к Родине, к национальной природе, национальным традициям и раритетам, и их интерпретация в системе созданных им художественных образах, обогатило искусство кон. XIX - нач. XX в.

В диссертации обозначена проблема соотношения видов искусств (пространственного и временного), впервые рассмотренная в исследовании на конкретном материале: книжные иллюстрации, исполненные Васнецовым к произведениям русской классики (сочинениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова), к собственным литературным произведениям, что значительно углубляет изучение художественного наследия Васнецова.

Степень научной разработанности проблемы. Литературу, раскрывающую различные аспекты проблематики, можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся монументальные труды и исследования, посвященные истории русского искусства кон. XIX - нач. XX в., где отражены проблемы синтеза искусства, духовные искания крупнейших художников рубежа веков, проблемы стиля и художественных направлений в искусстве нач. XX в., а также специальные исследования жанров изобразительного искусства; труды по истории сценографии и театрально-

9

декорационному искусству рубежа веков. Ценные сведения для настоящего исследования были почерпнуты в трудах Богемской К.Г., Гозенпуда А.А., Лобанова В.М., Манина B.C., Мальцевой Ф.С., Подобедовой О.И., Сарабья-нова Д.В., Стернина Г.Ю., Сыркиной Ф.Я., Федорова-Давыдова А.А.4

Вторая группа включает мемуары, статьи, письма выступления, интервью современников Васнецова, в которых раскрывается характер эпохи, дается оценка творчеству Васнецова, характеристика его личности, что представляет непосредственный интерес для исследования. Воспоминания БенуаА.Н., Нестерова М.В., Грабаря Н.Э., ЮонаК.Ф. и других.

Третья группа охватывает непосредственно круг исследований, посвященных творчеству А. Васнецова. Существует только одна персональная монография о его жизни и творчестве - книга Л.А. Беспаловой5 «Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933» (1983). Монография не утратила своей научной ценности, но теоретические аспекты творчества Васнецова в ней не рассматривались, только упоминалась книга «Художество». Тема мало изучена и исследована. Несмотря на недостаточную разработку темы, нельзя не отметить существующие статьи и диссертации, в которых затронуты те или иные аспекты творчества Васнецова: работы Васнецовой Е.К., Векслера А.Г., Горюновой Л.Б., Козлова В.Ф., Малышевой Т.В., Шмидта И.А.6

Все перечисленные труды касаются, однако, только художественного наследия А. Васнецова как живописца, графика, автора эскизов декораций и т.д.

4 Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. - М.: Галактика, 1992. - 336 с. Гозенпуд А.А. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. - М.: Музыка, 1975. - 368 с. Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации. - М.: Советский художник, 1973. - 335 с. Манин B.C. Русский пейзаж. - М.: Белый город, 2001. - 630 с. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М.: Галарт, 2001. - 301 с. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. - М.: Искусство, 1970. -292 с.

5 Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. - М.: Искусство, 1983. - 228 с.

6 Векслер А.Г. A.M. Васнецов - художник-исследователь прошлого Москвы // Москва в творчестве A.M. Васнецова. Сборник. - М.: Московский рабочий, 1986. - С. 36-56. - 271 с. Горюнова Л.Б. Творчество A.M. Васнецова как отражение национально-культурного сознания рубежа XIX-XX веков. Дис. ...канд. культурологических наук. - Киров, 2004, - 175 с.

10

Теоретические взгляды художника до настоящего времени не были предметом специального рассмотрения, что и позволяет говорить об актуальности данной работы.

Цель исследования — раскрыть творческую личность Васнецова как теоретика искусства, рассмотреть его художественное наследие как синтез теории и практики искусства.

Задачи исследования:

- Реконструировать взгляды Васнецова на природу и искусство как целостную эстетическую концепцию, которая является вкладом в теорию искусства начала XX в.

- Выявить теоретические установки, положения, мировоззренческие и эстетические идеи и взгляды Васнецова, рассмотреть их реализацию в художественной практике Васнецова.

- Определить этические и эстетические начала искусства в круге вечных тем и их интерпретацию в художественных образах, созданных Васнецовым.

Объект исследования - теоретические воззрения Васнецова и их проявление в различных видах изобразительного искусства - живописи и графики, театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования - научные труды Васнецова по теории искусства, художественное наследие Васнецова.

Методологической основой исследования являются принципы диалектической логики, герменевтические исследования, историко-искусствоведческие и творческо-психологические исследования.

Методы исследования обусловлены спецификой поставленных задач и целью исследования. В качестве основных использовались: метод реконструкции, гносеологический и аксиологический анализы, искусствоведческий анализ произведений, включение элементов биографического метода исследования и элементов герменевтического метода в искусствоведческое

11

исследование. В целом, к изучению данной темы потребовался комплексный подход.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в полном объеме исследуются теоретические воззрения Васнецова, его целостная эстетическая концепция на искусство и жизнь, с использованием неопубликованного источника - рукописи Васнецова «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания», которая впервые вводится в научный оборот, что позволило:

- показать по-новому сам масштаб личности Васнецова, его многогранность таланта, его вклад как теоретика, мыслителя в историю русского искусства конца XIX - начала XX в.;

- рассмотреть живописца как модель универсальной творческой личности в искусстве рубежа веков с позиции ценностного самоопределения художника относительно времени.

- проанализировать наследие Васнецова в синтезе его теории и художественной практики искусства.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее положение и теоретические выводы могут быть использованы в исследовании истории отечественного искусства конца XIX - начала XX в., в курсах теории и истории искусства, в творческой деятельности научных сотрудников музеев и архивов, в культурно-просветительской деятельности.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и рекомендована к защите. Основные положения диссертации опубликованы в печатных работах. Ее результаты апробированы в выступлениях на конференциях: в г. Кирове, на Международном конгрессе соотечественников (1993), Кировский областной художественный музей им. братьев В.М. и A.M. Васнецовых; в Российском культурном центре, на творческом семинаре музейных специалистов в Г.Будапеште (1998); в г.Саратове, на VIII Боголюбовских чтениях (2002)

12

Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева; на научно-практической конференции Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (2005). Материалы исследования использовались в цикле лекций «Васнецовских вечеров» в культурно-просветительской деятельности Мемориального музея-квартиры A.M. Васнецова (2003-2005); в монографии «Мемориальный музей-квартира A.M. Васнецова. Путеводитель. - М.: ОАО Московские учебники, 2004. - 207 с. (в соавторстве ЯдохинаЕ.И., Кудрявцева Л.С.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, источников, приложения.

13

ГЛАВА ПЕРВАЯ А.М. ВАСНЕЦОВ О ПРИРОДЕ И СУЩНОСТИ ИСКУССТВА

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) - живописец, график, художник театра и книжной графики, автор ряда трудов по теории искусства, эстетике, истории, археологии, архитектуре и астрономии.

Теоретическое наследие Васнецова многообразно и интересно.

Впервые в работе теоретическое наследие Васнецова рассматривается в полном объеме, с использованием и введением в научное исследование нового архивного источника - двухтомной рукописи Васнецова «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания. 1914-1932 гг.». Это дает возможность по-новому рассмотреть мировоззренческие и эстетические взгляды, идеи, мысли художника, которые проявились в его художественном творчестве.

Васнецов обосновал свою художественную практику теоретическими исследованиями. Творчество и теоретическая мысль шли параллельно в жизни художника, теоретические идеи, концепции обобщали и закрепляли художественную практику.

§ 1. Мировоззренческие позиции

Мировоззренческие позиции художника формировались под воздействием опыта европейской философской мысли. Понимая роль и значение философского знания, А. Васнецов писал: «Философия не должна быть пессимистической, так как она обнаруживает бытие, а бытие вечно, излагаемая философская система носит оптимистический характер. Задача истинной философии - указать на светлые пути, чтобы истина - как путеводная звезда вела человека к предназначенной цели»7, познанию мира и совершенствованию во Благе. Целью написания стало не только осмысление художником мировоззренческих проблем для себя, но и желание

7Странствование..., т. 1, л. 5-6.

14

познакомить со своими взглядами на жизнь молодое поколение художников в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где Васнецов преподавал класс пейзажа с 1901 по 1918 гг.

«Мир подобен постоянно развертывающемуся свитку; наше сознание прочитывает только то, что написано на развернутой его части; свернутое же остается для нас постоянной тайной... Бесконечный план совершенствования

о

мира, его прогресса останется для нас вечной тайной» . Поэтому, считает Васнецов, человеку необходима «нить Ариадны» - философское знание, чтобы понять мир в целостности и совокупности, понять какова его субстанция, имеет ли он смысл и разумную цель, какую ценность представляет человеческая жизнь и наши дела и поступки, какова природа добра и зла, что такое счастье.

Человеку в жизни необходимо философствовать. Но на эти вопросы у науки нет ответа, каждая наука представляет отрывочное знание, и только философия дает систему знания о мире как целом. Иначе, писал Васнецов, можно уподобиться слепцам в известной древнеиндийской притче. «Однажды три слепых пожелали узнать, что есть слон. К ним подвели слона и предложили: одному пощупать хобот; другому - ногу, а третьему - хвост. "Ну как, теперь вы знаете, что такое слон?" - спросили их. "О, да, знаем. Это что-то мягкое и гибкое, как змея", — ответил первый слепой. "Это что-то большое, как бревно", - сказал второй, ощупывая ногу слона. "Это что-то тонкое и длинное, как веревка", — заметил третий». В этой притче есть намек на то, что знающий нечто лишь частично остается в неведении сути того, что дается в обобщающей мысли, ориентированной на мир в целом и опирающейся на знание конкретных наук. Поэтому огромное значение в жизни человека имеет философия.

Васнецов, решая вечный вопрос о соотношении духа и материи, исходил из того, что материальное и духовное - это совечно единое сущее. Вне этого принципа невозможно понять смысл сущего, целесообразность и

8 Странствование..., т. 1, л. 5-6.

15

гармонию в мироздании, формообразование всего и вся. Рассматривая проблему бытия, Васнецов основывался на достижениях греческой античной мысли: различал бытие и сущее.

Сущее — совокупность окружающих вещей, но среди многообразия вещей можно найти то, что является общим или всем - признак мира (сущего вообще), который заключается в том, что мир - вообще существует. Это выражается в понятии бытия. Бытие - это чистое существование, не имеющее причины, бытие - причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое. Это действительность в полном смысле слова, все остальное производно, вторично, ограничено. Бытие открывается только человеку и через его мышление, то постижение бытия - это попытка человека прикоснуться к истинному существованию, понять что значит «быть», а не просто существовать, как растение или животное. Бытие, согласно учению древнегреческого философа Парменида, это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит, оно не возникает и не исчезает, оно существует всегда, оно неделимо, всегда есть целиком, оно целостно и неподвижно, завершено, закончено и самодостаточно. Понять его можно, как полагал Васнецов, через проявления в нас - как добро, любовь, ум и т.д. Следовательно, бытие - это не только окружающий нас материальный мир, совокупность вещей, но и высшая нематериальная субстанция - Бог.

Метафизическое сознание воспринимает мир, так, что позади всякой вещи и всякого явления открываются бесконечные, не доступные нам дали и глубины. Бытие открывается человеку, становится доступным для мысли, когда он находится в особом бытийном состоянии - состоянии любви, справедливости, в таком состоянии ума, когда приходят мысли, в которых звучит голос бытия.

А. Васнецов, как и другие философы, стремился познать и объяснить то, что не могло быть предметом опыта, что можно понять только мыслью, а мысль может познать истину. Это стало возможно благодаря учению

16

Парменида, открывшего новое измерение универсума, которое было несводимо к природе - ни к окружающему миру, ни к природе человека.

Все знания о мире - это знание о небольшой его части. Вселенная бесконечна, существуют, как писал Васнецов, иные миры и сила, сотворившая и поддерживающая их существование. «Темной и тихой августовской звездной ночью, - предлагает' Васнецов своим читателям, -выйдите в поле и лягте на землю в траву с сиротливыми цветами осени и устремите ваш взгляд в небо. Среди невозмутимого покоя полей вы услышите вдали удары часового колокола на сельской церкви и замирающее эхо его, потонувшее в соседнем березовом лесу. А над собой увидите необъятную бездну звездного океана. Устремите ваш взгляд в эти звездные пространства, стараясь охватить сразу как можно больший кругозор, весь необъятный купол, все небо и тогда вам вдруг почувствуется: вся эта звездная бездна как выражение чего-то такого далекого, такого несродного всему тому, что вы видели, испытали. Слышали за день... Вы почувствуете над собой и в себе это бесконечное пространство, наполненное мирами; вы почувствуете себя, как бы повисшим в безбрежной звездной бездне и принадлежащей ей, как незримая частица... Вы поймете, постигнете, что перед вами реальная бесконечность; больше, вы увидите ее так же, как реальность, ощутите божественное величие Вселенной»9.

Поиск бытия для человека, считал Васнецов, - это поиск истоков, прикоснувшись к которым, человек может почувствовать себя необходимой частью бытия. Поиск бытия - это поиск человеком себя, своего отношения в мире и к миру, преодоление человеком своего одиночества в мире. Это попытка раскрыть тайну мира, любой вещи или явления. Эти поиски составляют незримую основу в науке, искусстве, религии, в стремлении человека к счастью, к долгу, к любви.

Бытие - тайна, которую познать человеку до конца нельзя, но можно прожить, тогда тайна в какой-то степени будет им понята. Поэтому

9 Странствование..., т. 2, л. 138.

17

необходимо огромное мужество и терпение, чтобы пройти путь, ведущий к истинному познанию бытия. Понимание бытия вырывает человека из хаоса жизни, делает его самого бытием, и тогда человек ощущает радость своего существования на земле, что «я есть», я существую.

Изучив различные философские взгляды на вопрос об онтологии сознания, Васнецов разделял точку зрения ученых нач. XX столетия, что сознание - бытийствует, оно есть проявление бытия в человеке. Все, что человечество знает о мире, дано ему через сознание. Сознание - безусловная точка отсчета в философских воззрениях Васнецова. Сознание понимает, изучает, выстраивает мир, завершает его, приводит к целостному осмыслению мира. Для человека мир есть ничто другое, как осознание его мыслями. Весь свой смысл и бытийную значимость мир получает только из действия сознания. Человек оценивает мир, чтобы он мог жить и действовать в нем. Васнецов выделяет две стороны сознания - предметное сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий, и самосознание — сознание, направленное на самого себя. В основу познания мира Васнецовым был положен тезис о том, что все, что существует для познания, т.е. весь мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, который его постигает через ощущения, впечатления, чувства и представления. Нет субъекта без объекта, как нет и объекта без субъекта. «Познавая себя, ты познаешь мир - объект и, познавая мир - объект, ты познаешь себя», - вот основное положение, предлагаемое Васнецовым в его философских воззрениях.