Главная              Рефераты - Разное

1. исторические особенности социальной организации аборигенов австралии 5 - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Исторические особенности социальной организации аборигенов Австралии 5

1.1. Основные социальные группы.. 5

1.2. Система родства коренных жителей Австралии. 9

2. Культура и религия коренного населения Австралии. 12

2.1. Религиозные убеждения коренного населения Австралии. 12

2.2. Тотемизм коренного населения Австралии. 15

2.3. Музыка и танцы коренного населения Австралии. 17

2.4. Творчество коренного населения Австралии. 18

3. Современные проблемы развития коренного населения Австралии. 20

Заключение. 24

Список использованной литературы.. 26

ВВЕДЕНИЕ

Австралия (Австралийский союз) – это государство, шестое в мире по площади, занимающее целый материк Австралия, остров Тасмания и еще несколько островов Тихого и Индийского океанов. Австралия является стремительно развивающейся страной высокого уровня жизни, занимающей по многим мировым рейтингам второе-третье место по основным показателям – ожидаемой продолжительности жизни при рождении, уровню образованности населения и уровню реальных доходов населения.

Большинство населения в стране – это потомки иммигрантов XIX и XX веков из Великобритании и Ирландии. Также в Австралии проживает около 230 тысяч иммигрантов с территории бывшего СССР, (из которых русские – около 52 тысяч). Коренные жители (аборигены) составляют малую часть населения Австралии (около 228 тысяч человек или 1,5 % от общей численности населения), проживающих большей частью в глубинных районах страны.

Коренное население Австралии (аборигены) – является самой древней из живущих на Земле цивилизаций, причем одной из наименее изученных. Представители этой цивилизации образуют отдельную расу – австралоидную расу. Длительное время в резервации коренного населения Австралии в отдаленных пустынных частях континента не допускались посторонние. Даже перепись населения Австралии не учитывала аборигенов.

В 1869 году в штате Виктория были приняты законодательные нормы, защищающие права аборигенов Австралии – «Акт защиты аборигенов». Коренные жители были признаны гражданами страны и получили право на свободное передвижение по территории только в 1967 году в результате всенародного референдума.

Актуальность исследования социальной организации коренного населения Австралии подчеркивается тем, что у части племен аборигенов сохранился образ жизни, не имеющий отличий от того, который они вели в течение многих тысячелетий – в каждодневной схватке с природой, нескончаемых поисках воды и пищи. Язык австралийских аборигенов включает шесть языковых групп, множество диалектов (большинство из которых не имеет своей письменности) и не похож ни на один другой.

Целью работы является рассмотрение механизмов взаимодействия коренного населения Австралии с его социальным окружением.

Для достижения данной цели, решаются следующие задачи:

– анализ общественного строя австралийских аборигенов;

– изучение религиозных верований, обрядов и традиций коренных австралийцев;

– исследование проблем развития и социальной адаптации.

Объектом исследования является коренное население Австралии. Предметом исследования является социальная организация аборигенов Австралии.

Проблемы коренного населения Австралии рассматривались многими учеными, такими как Авдеев А.А., Артемова О.Ю., Бутинов Н.А., Кабо В.Р., Поликарпов В.С., Радклиф-Браун А., Роуз Ф. и др., однако многие вопросы остались малоизученными.

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АБОРИГЕНОВ АВСТРАЛИИ

1.1. Основные социальные группы

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Племена, посещающие друг друга, имели одни и те же обряды инициации и образовали взаимобрачующуюся группу.

А. Радклиф-Браун в своей работе «Заметки о социальной организации австралийских племен» определил типичную австралийскую общину, или локальную группу, как общественную форму, обладающую следующими признаками:

1) принадлежность к группе связана с происхождением и совместным проживанием, ребенок входит в группу отца и является членом его рода;

2) в большинстве случаев локальные группы экзогамны и вирилокальны, женщина, вступая в брак, покидает свою группу и присоединяется к группе мужа;

3) локальная группа состоит из мужчин и незамужних женщин, принадлежащих к группе по рождению, а также жен, в большинстве своем пришедших из других групп;

4) локальная группа владеет определенной территорией со всеми ее естественными ресурсами, это основная землевладеющая общность; добывание пищи на земле локальной группы без ее разрешения не допускается;

5) мужчина обычно не покидает свою группу и не становится членом другой, в нормальных условиях он остается членом своей группы от рождения до смерти;

6) локальная группа независима и автономна во всех своих делах и в отношениях с другими группами;

7) как правило, локальной группе принадлежит несколько тотемических центров, расположенных на ее территории и основанных, как верят аборигены, в незапамятные времена мифическими существами – тотемическими предками [17, с. 633].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

1.2. Система родства коренных жителей Австралии

Семья – полигинно-героитократическая, по определению, Ф. Роуза, «являлась одним из фундаментальных традиционных институтов, через который оформлялись и проявлялись производственные отношения в обществе австралийских аборигенов» [18, с. 39].

Аборигены рассматривали женщин не как «объект противоположного пола», а как весьма ценных производителей необходимой, фактически в количественном отношении преобладающей части потребляемой пищи, и во-вторых, женщины были воссоздателями (по своей биологической природе) главной производительной силы – самих мужчин и женщин.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Следует отметить, что, факт наличия двух частей (у Бутинова – половин) австралийского племени вовсе не означает изначальности дуальной организации, как союза двух племен или общин с целью продолжения рода. Локальная группа в австралийских племенах, вероятно, является социальной интерпретацией матрифокальной группы предчеловеческого сообщества, этим и можно объяснить ее экзогамию.

В пределах семьи и локальной группы существовали довольно прочные связи, фактически распространяющиеся за пределы племени. Эти связи укреплялись на основании уверенности, что родственники могут иметь различные воплощения в зависимости от местности и поэтому их трудно распознать. Близкими родственниками, одного уровня, считались некоторые родственники одного поколения. К примеру, братья отца приходились отцами, а не дядьями, а их дети по мужской линии братьями, а не кузенами. Сестры матери считались матерями и их дочери сестрами (с другой стороны, сестры отца и братья матери считались тетками и дядьями).

Многие родственники объединялись одним названием. Внутри каждого племени, группы родственников имели свое определенное название и отличались присущими только им обычаями.

Социальные взаимоотношения и модели личного поведения аборигенов Австралии были четко предопределены системой родства. Регулированию подвергался не только выбор подходящего партнера для брака, но и другие взаимоотношения в повседневной жизни. Например, в соответствии с законами племени, в ряде случаев абориген должен был избегать контактов с определенными людьми (существовал обычай не допущения общения зятя с тещей).

Таким образом, сезонная адаптация образа жизни и занятий, подвижность, ритмичная изменчивость величины объединений от сравнительно крупных общин до небольших хозяйственных групп и отдельных семей – все это было свойственно аборигенам Австралии еще в доколониальный период. Подобное явление характерно для первобытных охотников, рыболовов и собирателей и других частей света.

Привязанность аборигенов Австралии к земле, к территории расселения общины и рода имело глубокую и сложную экономико-идеологическую основу и нередко находило выражение в определенности и незыблемости границ общинной территории.

2. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ АВСТРАЛИИ

2.1. Религиозные убеждения коренного населения Австралии

В соответствии с религиозными убеждениями коренных жителей Австралии, весь мир, человек, животные и растения были созданы некими сверхъестественными существами, которые впоследствии исчезли, возносясь на небо или уйдя под землю. По мифологии австралийцев, возникновение человека и существующего мира произошло во Времена Сновидений, когда в результате серии деяний сверхъестественных существ изменился физический ландшафт, а человек приобрел свой нынешний облик. Времена Сновидений закончились после того, как все сверхъестественные существа покинули поверхность земли. В племенных ритуалах периодически возрождалось мифическое прошлое, воспроизводились события начала времен.

Мир с точки зрения аборигенов Австралии – это был мир, в котором они живут и мифологическую историю которого они знают. За пределами этого знакомого мира находились незнакомые, опасные земли, населенные таинственными и враждебными призраками и колдунами. Аборигены опасались заходить, даже не в одиночку, на незнакомые территории. Эти чужие земли не принадлежали к их «миру» и, поэтому, все еще пребывали в состоянии, предшествующем эпохе «творения».

В то же время, если существовала уверенность, что самый бесплодный и однообразный ландшафт был создан (или трансформирован) сверхъестественными существами, племя с уверенностью оставалось на этих землях, так как эта земля была в их понятии «священна».

В целом, вся религиозная практика аборигенов Австралии представляла собой разнообразные способы вхождения в контакты со сверхъестественными существами и погружения в священное Время Сновидений.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Он должен оставить все игры и спортивные занятия детства с того самого момента, когда прерываются прежние домашние связи между ним и матерью или его сестрами. Теперь он становится мужчиной, осведомленным, осознающим обязанности, возлагаемые на него как на члена сообщества. Аналогично проводятся обряды и у других племен Южной, Юго-Восточной и Центральной Австралии и т.д.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Второй, тесно связанный с первым механизм структурирования социального неравенства – предписанная, или санкционированная, дезинформация: освященный религиозно-магическими представлениями, считавшийся – в отличие от обычной лжи – правильным и необходимым обман, который служил средством поддержания и усиления социального преобладания тех, кто к нему прибегал.

Для развития социального неравенства такого типа технологическая основа культуры охотников и собирателей Австралии была вполне достаточна.

2.2. Тотемизм коренного населения Австралии

В системе верований и обрядов коренного населения Австралии преобладающей формой является тотемизм, причем он наблюдается в наиболее типичной форме, чем у других, более развитых народов. Не случайно Австралию называют классической страной тотемизма, где лучше всего видны корни этой формы религии.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

К характерным звукам, издаваемым в корробори можно отнести монотонные причитания аборигенов, а также звуки, извлекаемые из длинной трубы из бамбука или эвкалипта – «дидьериду», усиливающей звук голоса. Этот инструмент не нашел широкого применения и использовался только племенами в некоторых районах Северной Австралии.

Исполнители музыки на трубе были уважаемыми членами племени, потому что необходимо было умение гудеть в двух тональностях, причем не прерывая дыхания, что было доступно не каждому.

Создатели песен также получали всеобщее уважение и принимали участие во всех представлениях. Песни повествовали о повседневных событиях, происходящих в племени, и наследовались от предков. Группы, не имеющие своих исполнителей музыки и сочинителей песен были вынуждены за вознаграждение приглашать их из других групп.

В плясках основную часть корробори выполняли лидеры, мастерски подражающие повадкам животных и задающих общий тон.

2.4. Творчество коренного населения Австралии

Творчество коренного населения Австралии довольно разнообразно и включает резьбу по дереву, нанесение орнамента на деревьях, скалах и земле. Гораздо реже встречаются рисунки на коже или лепка из пчелиного воска. Искусство аборигенов Австралии отражает сцены повседневной жизни, но самое большое вдохновение черпается ими в мифах, тотемических верованиях. Они как бы наяву переживают все события, то есть видимыми средствами связывают себя с миром духов. Это восприятие максимально приближает их к своим тотемам, явлениям окружающей природы, на которую они направлены.

Искусство аборигенов большей частью передает какую-либо идею, а не просто «фотографирует» окружающее. К примеру, изображением охоты на эму, абориген пытался, соприкасаясь с мистическим миром, повлиять на ее результаты.

Изобразительное искусство аборигенов Австралии является глубоко символичным, оно не передает полного сходства с оригиналом, поэтому многие узоры и рисунки кажутся представителям других культур лишенными всякого смысла, хотя для посвященных, имеют скрытое значение. По убеждениям аборигенов Австралии, нанесенные охрой линии и рисунки, могут увеличить количество добытых растений и животных. Выцветшие, или оставленные без должного внимания рисунки могут вызвать прекращение дождей, неудачи в добывании пищи и даже призвать смерть.

Таким образом, культура коренного населения Австралии отличается большой религиозной направленностью, а способ жизнеобеспечения обуславливает определенные типологические черты их социальной жизни.

3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ АВСТРАЛИИ

Австралийское правительство на протяжении долгого времени прикладывало огромные усилия, чтобы помочь коренному населению адаптироваться и «влиться» в жизнь современного общества. Однако опыт последних десятилетий показал, что большинство аборигенов не хотят интегрироваться в современную систему.

Социально-политическими условиями становления коренного населения Австралии явились:

– движение за гражданские права (регулирование отношений между правительствами и общинами коренных народов; движения за гражданские права других этнических групп на фоне резкого изменения этнического состава государств; борьба аборигенов за земельные права, требования возврата исконных территорий; отмена дискриминационного законодательства);

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Ранее для реализации программы по ассимиляции коренного населения на протяжении многих лет власти поощряли насильственное отнятие детей у аборигенов для последующего воспитания их в англоязычных семьях. Тысячи детей коренных жителей были насильно разлучены со своими родителями и отправлены на воспитание в семьи белых людей. Эти дети получали образование в государственных и церковных учебных заведениях.

По мнению правительства, подобные меры должны были способствовать ассимиляции общин аборигенов и белых поселенцев. Отмечались случаи вынесения соответствующих судебных постановлений, регламентирующих насильственное отлучение детей от родной семьи.

В конце XX-начале XXI вв. австралийские власти наконец отказались от проведения такой политики. Но, несмотря на все усилия правительства, аборигены Австралии «не вписываются» в современную жизнь. Среди коренного населения процветают безграмотность, преступность, наркомания, всевозможные болезни, которые, как правило, диагностируются на запущенных стадиях. Причинами этого плачевного положения, прежде всего, являются: утрата традиционных форм жизнедеятельности коренных жителей, последствия жестокой политики колониальных властей, и, безусловно, самосознание самих туземцев. Они по-прежнему остаются «детьми природы», «потомками эпохи сновидений», не способными и не желающими идти навстречу новому миру. Все это является огромной проблемой для современного австралийского общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коренное население Австралии имеет свои собственные уникальные духовные верования, почитает землю, обладает богатой и разнообразной культурой и продолжающейся традицией искусства, которая является одной из старейших в мире. Его образ жизни, культурные традиции и языки различались в зависимости от места проживания.

Пожалуй, никакие охотничье-собирательские общества не привлекали так много научного, причем теоретического, внимания как общества коренных австралийцев. Это объясняется, прежде всего, устоявшейся научной традицией видеть в них «живой каменный век», но отчасти и объективными причинами. Вплоть до сравнительно недавнего времени тому, кто интересовался теоретическими проблемами эволюции социальных систем, или просто принципами организации социальных институтов в обществах с присваивающей экономикой, трудно было найти более благодатный материал: обширный, профессионально собранный, проверенный и перепроверенный в одних и тех же районах разными исследователями.

Коренное население Австралии говорило примерно на 700 языках и диалектах на момент европейского поселения. Несмотря на ранние контакты с мореплавателями и торговцами коренное население Австралии в целом не трогали вплоть до прибытия европейцев. Первоначальные контакты между европейцами и коренным населением Австралии нарушили традиционный образ и уклад жизни коренных обитателей, и численность коренного населения резко сократилась в ХIХ и начале ХХ века.

Культура коренного населения является жизненно важной частью национальной самобытности Австралии, и аборигены вносят значительный вклад во многие сферы жизни, включая искусство, средства массовой информации, науку и преподавание, спорт и бизнес.

Австралийское правительство осуществляет контроль за программами и политикой, нацеленными на оказание помощи общинам коренного населения в преодолении неравенства, которое все еще сохраняется в некоторых областях. К инициативам в этом направлении относятся меры по улучшению здравоохранения, жилищных условий, возможностей в сферах образования и трудоустройства.

Правительство также добивается того, чтобы коренное население имело доступ к земле или владело землею, с которой оно имеет непрерывную традиционную связь или которая способствует его социальному, культурному и экономическому развитию. Примерно 16% Австралии находится в собственности или под контролем коренного населения. Эта земля преимущественно расположена в отдаленных районах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев А.А. Исторические типы народонаселения в докапиталистических формациях. – Москва: МАКС Пресс, 2003. – 160 с.

2. Антропология. Учебник для вузов В. М. Харитонов, А. П.Ожигова, Е. З. Година: Владос, 2004. – 272 c.

3. Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине по австралийским этнографическим данным. – М., 1987.

4. Артемова О. Ю. Прошлое и настоящее коренных астралийцев // Расы и народы, вып. 10. – М., 1980.

5. Берндт Р., Берндт К. Мир первых австралийцев. – М.: Вост. Лит-ра, 1981. – 448 с.

6. Бутинов Н.А. Проблема экзогамии. В кн.: Родовое общество. Труды Института этнографии, т. XIV. – М.: Изд. АН СССР, 1951. – С. 3-27 .

7. Бутинов Н.А. Разделение труда в первобытном обществе. – В сб.: Проблемы истории первобытного общества. Труды Института этнографии, т. 54. – М.-Л., 1960. – С.114-115.

8. Бутинов Н.А. Первобытно-общинный строй (основные этапы и локальные варианты). В кн.: Проблемы истории докапиталистических обществ, кн. I. – М.: Наука, 1968. – С.89-155.

9. Бутинов Н.А. Общинно-родовой строй мотыжных земледельцев. В кн.: Ранние земледельцы. – М.: Наука, 1980.

10. Васильев М.И. Введение в культурную антропологию. Учебное пособие. – Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 156 с.

11. Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. – 198 с.

12. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. Отв. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, 1983. – 432 с.

13. Кабо В. Первобытная доземледельческая община. – М., Наука, 1986.

14. Майорова И.И. Проблема интеграции коренного населения Австралии и Канады в общенациональную культуру посредством билингвальных программ // «Вестник Московского государственного областного университета», Серия «Педагогика» – М.: изд-во МГОУ, 2009. – № 3. – С. 53-55.

15. Мердок Дж.П. Социальная структура: Пер. с англ. А.В. Коротаева. – М.: ОГИ, 2003. – 608 с.

16. Поликарпов В.С. История религий. – М.: Гардарика, 1997. – 312 с.

17. Радклиф -Браун А.Р. Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами. // Антология исследований Т.1. Интерпретации культуры. – СПб.: Университетская книга, 1997.

18. Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество: Пер. с англ. / Ред. В.Р. Кабо. – М.: Прогресс, 1989. – 320 с.

19. Элиаде М. Религии Австралии. – СПб.: «Университетская книга», 1998. – 319 с.

20. Элькин