Главная              Рефераты - Разное

на тему - реферат

Валуйская средняя школа №2

Реферат на тему:

Русские православные праздники

Выполнил

ученик 11«А» класса Старокожев Дмитрий

Руководитель

учитель православия

Колесникова Л.С.

Валуйки 2006 год

Русские православные праздники

Праздник всегда шагал в ногу с историей человечества, являясь живым организмом народа - организмом сложным, очень подвижным. Как человек, наследующий свойства родителей, праздник в течение веков вбирал черты исторической, религиозной, народной жизни. И как всякий живой организм, он проходил основные этапы эволюции: младенчество (им было язычество), отрочество (его уместно соотнести с принятием христианства и первых веков его существования на Руси; подобно переходному возрасту человека, это был наиболее сложный период). "Взрослость" праздника соотносится с веками утверждения и расцвета христианства.

Принятие христианства означало начало новой эпохи в жизни Руси. Языческая Русь к этому времени владела не только значительным сельскохозяйственным опытом, знанием закономерностей природы и человеческой жизни, но и достаточно представительным пантеоном языческих богов, системой обрядов, верований, устного народного творчества.

Ритмика праздников и будней в дохристианский период была подчинена смене времен года, которые обусловливали занятия земледельца. Русичам-язычникам после крещения пришлось овладеть не только знанием православного учения, но постичь, принять пантеон христианских святых и соотнести все это с прежними своими верованиями. Процесс этого постижения был сложным, протяженным во времени и синкретичным по сути. Он нашел полное отражение в праздниках: народные, языческие, они вбирали праздники христианские, или, наоборот, сложно переосмыслялись в народном сознании. Именно поэтому мы говорим о народно-православных, а не отдельно о народных и православных праздниках. Слитые воедино, они оказывали друг на друга влияние на протяжении веков, и это сложное соединение народного и православного начал сформировало стройную систему верований. Церковный календарь, пантеон святых и угодников четко и органично вошли в трудовой ритм, эстетику, годовой сельскохозяйственный цикл православного россиянина. Павел Флоренский в работе "Философия культа", размышляя о сочетании языческих и христианских элементов в народном месяцеслове и богослужебном календаре, писал: "Синтез духовного и природного, библейски откровенного и общечеловечески религиозного выступает в Богослужебном годовом круге: всякий момент этого круга простирается в космическую область, воспринимает ее в себя, и восприняв - освящает. Язычество есть частью память об истине, уже открытой, частью гребни передовых волн Истины, грядущей в мир. И, следовательно, если бы в Церкви Христовой момент язычества просто отсутствовал, то это и доказывало бы неполноту, несовершенство, и значит, неистинность Церкви. Моралистическое усечение из Церкви всего "языческого" не только есть дело сектантов, но и по последствиям своим неминуемо имело бы обращение Церкви в секту". Народные праздники в процессе исторической эволюции во многом очистились от темных предрассудков и бесовской обрядности, хотя некоторые их элементы сохранились и до сих пор.

В связи с этим нельзя не подчеркнуть: в силу того, что ныне с пугающей быстротой исчезают российские деревни и живые носители народных обычаев и обрядов, многие народные праздники помнятся и не ушли из нашей жизни только благодаря Церкви. Гонимая и поносимая, она, отстояв веру христианскую, сохранила и народно-православную культуру праздников. Церковь никогда не одобряла тех народных обычаев, что имели в основе своей "игрища бесовские" и несли в себе элементы "дьявольщины". Но она всегда хорошо понимала, что здоровые корни национальной культуры необходимо сохранить, как необходимо осмыслить и сберечь опыт и вековые знания народа, потому что иначе погибнет живой организм православного праздника. А без "непрерывной преемственности поколений, - как писал академик Б.А. Рыбаков, - нельзя представить себе тысячелетнюю традиционность всех разновидностей славянской духовной жизни".

Напомним об особенностях нашего календаря. До 1342 года по языческой традиции год начинался с марта - времени весеннего равноденствия и пробуждения природы. Январь, таким образом, был одиннадцатым месяцем.

С 1343 года Новый год стали праздновать 1 сентября. Январь стал, соответственно, пятым месяцем. Реформа летосчисления, проведенная царем Петром I в соответствии с западноевропейским календарем, сделала январь первым месяцем года. И с 1 января 1700 года счет лет начали вести не от сотворения мира (по христианским представлениям - 1 марта 5508 года), а от Рождества Христова,

Названия же месяцев, несмотря на то, что русские имели свои исконные (цветень, серпень, травень, вьюговей, листопад и др.), утвердились те, что с принятием христианства пришли к нам через Византию из Древнего Рима.

Напомним также о традиционной церковной дифференциации праздников. "В православной Восточной Церкви нашей, - писал архиепископ Иннокентий в книге "О великих Господских и Богородичных праздниках", - издревле установлены и ежегодно в известные дни совершаются торжества в честь и воспоминание важнейших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и в честь примечательнейших событий из жизни Пресвятая Его Матери. Торжества сии на простом церковном языке называются праздниками, первые - Господскими, а вторые - Богородичными, и притом, великими (в отличие от других, установленных по менее знаменитым случаям или в честь угодников Божиих), - и совершаются с особенною торжественностию".

Этих особых праздников - двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми (прежде писалось "двенадесятые" - от древнерусского "два на десяте" -двенадцать). По литургическому принципу внутри годового круга они, в свою очередь, разделяются на две категории. Первая категория - неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых праздников: Рождество Пресвятой Богородицы - 8 (21) сентября, Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября. Введение (Вход) во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря), Рождество Христово - 25 декабря (7 января), Богоявление, или Крещение Господне -6 (19) января, Сретение Господне - 2 (15) февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля), Преображение Господне - 6 (19) августа. Успение Пресвятой Богородицы - 15 (28) августа.

Вторая категория двунадесятых праздников - переходящие (подвижные): они принадлежат к так называемому пасхальному циклу, всегда отстоят на известное число дней от Пасхи и переходят в разные годы на те или другие числа. Эти три праздника:

Вход Господень в Иерусалим (иначе - Вербное воскресенье) - празднуется за неделю до Пасхи, Вознесение Господне (празднуется через 40 дней после Пасхи, то есть всегда в четверг шестой недели по Пасхе), День Святой Троицы, Пятидесятница (через 7 недель, т.е. в неделю восьмую по Пасхе, всегда в воскресенье). Сам праздник Пасхи - День светлого Христова Воскресения - в этот счет не входит, ибо он есть "праздников праздник и торжество из торжеств", и поэтому не может стоять в ряду других праздников и быть с ними сравниваем. Праздник Пасхи перемещается - так называемые "пасхальные пределы" - в пределах 35 дней: от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (3 мая) и может падать на любой из воскресных дней в этот период.

По значимости к двунадесятым, согласно церковной традиции (это определяется значением воспоминаемых событий и торжественностью богослужения), приближаются великие праздники в честь св. Иоанна Предтечи - величайшего "из рожденных женами". Их два: день его Рождества - 24 июня (7 июля) и Усекновение главы - 29 августа (11 сентября). К великим относятся праздники в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля), а также Покров Пресвятой Богородицы - 1 (14) октября и Обрезание Господне - 1 (14) января.