Главная              Рефераты - Разное

Задачи работы: определить особенности разработки музейной экскурсии в современной социокультурной ситуации, охарактеризовать краеведческий музей как объект экскурсионного показа - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Особенности разработки музейной экскурсии в современной социокультурной ситуации. 4

1.1. Музейная экскурсия: эволюция, понятие. 4

1.2. Классификаций музейных экскурсий. 7

1.3. Специфика обзорной экскурсии и методика ее разработки. 10

2. Краеведческий музей как объект экскурсионного показа. 13

2.1. Краеведческий музей. Общая характеристика. 13

2.2. Экспозиция как объект обзорной экскурсии. 16

2.3. Экскурсионная деятельность музея: плюсы и минусы.. 20

2.4. Потенциальные адресаты музейной экскурсии. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в гуманитарном знании и общественном восприятии культуры все большее значение приобретает феномен наследия.

Изменение условий деятельности музея в современном обществе потребовало продолжения исследования смыслового содержания понятия "музей как социокультурный институт" и его методологического потенциала для углубления понимания социокультурной реальности.

Существующие трактовки многозначны и несут в себе терминологическую неопределенность. Кроме того, музей как социокультурный институт, в настоящее время, рассматривается, в основном, как категория культурологии и музееведения.

Но музей, будучи непосредственно связанным с социальными и культурными взаимодействиями, несет в себе и социологическую определенность.

Экскурсия - это коллективный просмотр музея или вне музейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Объект исследования – музейная экскурсия.

Предмет исследования – музей.

Цель работы – охарактеризовать экскурсионную деятельность музея.

Задачи работы:

1. определить особенности разработки музейной экскурсии в современной социокультурной ситуации,

2. охарактеризовать краеведческий музей как объект экскурсионного показа

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Особенности разработки музейной экскурсии в современной социокультурной ситуации

1.1. Музейная экскурсия: эволюция, понятие

Становление музейной экскурсии стало одним из итогов экскурсионного движения. Постепенно экскурсия приобрела статус ведущей формы культурно-образовательной деятельности отечественного музея. То, как происходило зарождение музейно-экскурсионной деятельности, можно проследить на примере двух крупнейших музеев России, известных и ныне широкой постановкой и высоким уровнем экскурсий. Из истории зарождения музейной экскурсии Начало экскурсионной работы в Эрмитаже связано со студенческим движением, но не с политическим, а с культурно-просветительным его направлением. В музее еще не было специальных экскурсоводов, когда по инициативе студентов Петербургского университета в 1910 г. был организован Эрмитажный кружок, который занялся изучением музея, чтобы впоследствии проводить экскурсии для рабочих. Среди членов кружка был Н.П. Анциферов, так описывавший эти занятия: «Мы совместно осматривали какой-нибудь отдел Эрмитажа и намечали ряд трудных для нас проблем. После этого приглашали специалиста-профессора, который проходил с нами в соответствующие залы... После работы с профессором один из членов кружка должен был взять на себя разработку темы, объединяющей группы залов, и показать эти залы уже в качестве руководителя... После такого осмотра мы выделяли наиболее ценные объекты для экскурсионного показа...

От витрины к витрине, от статуи к статуе, от саркофага к саркофагу медленно переходили мы, стараясь вникнуть в их безмолвную речь, смысл которой мы хотели понять» (Анциферов Н.П., 1992, с. 202-204). Дебют кружка не был, однако, связан, с рабочими экскурсиями. Первые экскурсии в Эрмитаже были проведены для учителей. В 1913 г. в Петербурге состоялся Всероссийский съезд учителей, президиум которого обратился в музей с просьбой провести экскурсии для его участников. Дирекция Эрмитажа переадресовала эту просьбу студентам, которые несмотря на мучительное волнение («У меня было чувство воина, принявшего участие в генеральном сражении», – вспоминает Анциферов), прекрасно справились со своей задачей. Итак, экскурсионная работа Эрмитажа начиналась с акции дилетантов, которые, однако, отнеслись к своей деятельности весьма профессионально. В основе студенческих экскурсий лежала большая подготовительная работа по изучению материала, отработке маршрута и методике показа материалов.[1]

Только после революции, в ноябре 1918 г. в Эрмитаже были установлены первые дежурства профессиональных экскурсоводов для обслуживания посетителей. Становление экскурсионной деятельности в Государственном Историческом музее происходило более традиционным путем (он изложен в книге Н.А. Воскресенской «Музей и школа», М., 1923). «Необходимость освещения коллекций живым словом», как пишет названный автор, начала осознаваться музеем достаточно рано. В 1890-х гг. разъяснения «любопытствующим» посетителям давали товарищ председателя музея И.Е. Забелин, ученый секретарь В.И. Сизов и другие специалисты, но 1901 г. стал переломным в работе музеев с аудиторией. Как свидетельствуют отчеты музея, именно в этом году музей впервые начинают посещать многочисленные группы учащихся и учащих, приезжающие даже из отдаленных районов России для подробного знакомства с коллекциями. Подобный интерес к музею со стороны объединенных групп посетителей – несомненное следствие набиравшего силу экскурсионного движения – стимулировал музейно-экскурсионную деятельность. Эпизодические разъяснения «любопытствующим» постепенно заменяются систематическими экскурсиями. С 1915 г. в музее проводятся специальные занятия с педагогами. В 1918 г. в Историческом музее организуется Отдел показательной части, функцией которого является обслуживание экскурсионных групп (в 1920-е гг. он стал называться Отделом популяризации музейных собраний). Заслуживает внимание тот факт, что в состав отдела входили специалисты-педагоги. После организации отдела число экскурсий начинает, как свидетельствует Н.А. Воскресенская, неизменно повышаться. Мы можем отметить нечто общее в становлении музейной экскурсии в двух крупнейших музеях России, что, видимо, отражает общие тенденции развития музейно-экскурсионной деятельности.

Во-первых, стимулом ее стали потребности школы, осваивавшей экскурсионный метод преподавания: первые музейные экскурсии проводились для учителей и учащихся. Во-вторых, окончательное оформление этой деятельности, появление в среде специалистов профессионального экскурсовода происходило на волне дальнейшей демократизации музея, вызванной революционными преобразованиями. Не случайно 1918 год – общая для Эрмитажа и ГИМ дата начала систематической экскурсионной работы. Он отмечен ростом числа экскурсантов, несмотря на внешние весьма неблагоприятные условия: холод и голод, расстройство транспорта, эпидемии и пр. Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основную форму работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом. Однако сегодня нет, пожалуй, ни одного музея, который не строил бы свою культурно-образовательную деятельность преимущественно на основе экскурсий. Положительно можно утверждать, что развитые традиции экскурсионности определяют своеобразие культурно-образовательной деятельности отечественных музеев по сравнению с музеями других стран, где экскурсия не имеет такого преобладающего значения.[2]

Однако, утверждая это, хотелось бы подчеркнуть не только положительные, но и отрицательные стороны сложившейся ситуации. Преобладание экскурсии, известная «зацикленность» на экскурсионных формах популяризации коллекций, в известном смысле, ограничивают освоение музеями других форм, основанных на активном поведении посетителей в пространстве музея. В наших музеях с аудиторией встречается преимущественно экскурсовод, берущий на себя роль руководителя в путешествии по музею, тогда как во многих зарубежных – руководством служат путеводители, «информационные листки» и «листки активности» для школьников, специально подготовленные материалы для учителя и т.д., которые готовит музейный педагог.

1.2. Классификаций музейных экскурсий

Музейные экскурсии разнообразны, но вместе с тем легко поддаются классификации. Они делятся: по профилю – на исторические, литературные, искусствоведческие, естественнонаучные и пр., в чем находит выражение связь с профильной дисциплиной музея; в зависимости от места проведения – по экспозиции, фондохранилищу, по территории. Встречаются комплексные экскурсии, в которых сочетается показ экспозиции и других частей музея, например, заповедной зоны; по широте охвата. Наиболее часто для характеристики экскурсий употребляются такие термины, как обзорная экскурсия (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме). Музееведы относятся к этой терминологии, как правило, отрицательно, полагая, что она не отражает существа дела. Действительно, здесь в основу деления положены разные признаки: степень подробности показа экспозиции (полностью или частично) и тематичность. [3]

Поэтому более правильно, признав, что всякая экскурсия имеет тему, говорить об экскурсии по всему музею (обзорная) или его части; по целевой направленности: культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. Среди последних можно выделить методические экскурсии музееведческого характера, которые знакомят с особенностями хранения фондов, построения экспозиции, ведения экскурсии и пр.; по составу экскурсантов: экскурсии для детской или взрослой аудитории, для местных жителей или туристов, для групп однородных или разнородных по составу (например, для родителей с детьми).

Так же, как и любой экскурсии, музейной присуща коллективность осмотра. Экскурсия объединяет, как правило, «группу ищущих знаний» (И.М. Гревс), которая представляет собой некое социально-психологическое единство. Его основа – общий интерес, настрой на восприятие, который экскурсовод должен закрепить и реализовать. Сосредоточенность группы в пространстве, общность переживаемых эмоций способствуют возникновению на экскурсии особого психологического климата, характерного для всех форм публичности. Это приближает экскурсию к театральному спектаклю или концерту, где каждый из воспринимающих не может не ощущать себя частью единого организма. Чувства, которые возникают у экскурсантов, усиливаются на экскурсии коллективностью переживаний. Однако, чтобы группа подчас незнакомых людей начала ощущать себя как некое единство, необходим еще один персонаж – экскурсовод. Поэтому следующий признак музейной экскурсии – руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний и впечатлений. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный характер, т.к. ее ход целиком подчиняется его замыслу и воле. Организующими признаками музейной экскурсии являются ее тематичность: всякая экскурсия имеет тему, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода, а также наличие маршрута: ему следует экскурсовод, раскрывая ту или иную тему. [4]

Однако главным признаком музейной экскурсии, на чем особенно настаивали Н.А. Гейнике и А.В. Бакушинский, следует признать приоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтому экскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровождается необходимыми словесными пояснениями – рассказом. Восприятию объектов показа, в нашем u1089 случае – музейных экспонатов, способствует качество, которое Б.Е. Райков определял как моторность: экскурсия обязательно предполагает двигательную активность экскурсантов, их перемещение и созерцание объектов в различных ракурсах. Все названные признаки роднят музейную экскурсию с экскурсиями других типов. Отличается она от них главным образом тем, что проводится в пространстве музея (по территории, экспозиции или фондохранилищу), а, следовательно, специфика ее определяется характером музейной среды и экспонатов. Поэтому экскурсия в естественнонаучном музее будет отличаться от экскурсии в музее художественном, а экскурсия в музее-заповеднике обретет свои очертания по сравнению с экскурсией в краеведческом музее. Однако качество экскурсии в любом музее зависит прежде всего от того, насколько экскурсовод владеет экскурсионным методом как таковым и учитывает в своей деятельности новые тенденции и запросы аудитории.[5]

В последние десятилетия, в связи с формированием коммуникативной модели музея, на экскурсию стали смотреть как на специфический вид общения. Впервые взгляд на экскурсию как особый коммуникативный процесс был обозначен еще в 1970-е гг., но и по сей день тема «экскурсия как общение» является главной при обсуждении проблем профессионального мастерства.

1.3. Специфика обзорной экскурсии и методика ее разработки

Обзорные экскурсии строятся на показе объектов, различных по форме и содержанию. Используемый в экскурсии исторический и современный материал помогает получить общее представление о городе, области, республике. Хронологические рамки обзорной экскурсии, в основном всегда — от первого упоминания в летописи данного города (селения) до сегодняшнего дня. Особая черта обзорных экскурсий — глубина раскрытия материала

Цели обзорной экскурсии: [6]

¾ познакомить посетителей с лучшими произведениями из постоянной экспозиции данного периода;

¾ дать представление об особенностях коллекции;

¾ показать основные тенденции развития изобразительного искусства ХVI-XX вв. на примере произведений из коллекции галереи, изменения, происходящие в художественной культуре периода;

¾ дать представление об эволюции основных жанров и выразительных возможностей живописи;

¾ на фоне рассказа о наиболее значимых произведениях, дать навыки восприятия изобразительного искусства, понимания специфики образного языка живописи, не навязывая зрителям собственные оценки, а давая пример для размышления.

Общие методические рекомендации по проведению экскурсии
Основой экскурсии являются непосредственно сами живописи, а рассказ экскурсовода должен быть только лишь дополнением к ним, он должен активизировать художественное восприятие, но не заменять его. Поэтому при работе с группой основной акцент должен быть сделан не на информацию, не на запоминание имен, сюжетов, терминов, а на формирование эмоционального отклика, на понимание произведения.

При рассмотрении конкретной работы экскурсовод должен уметь через это произведение показать особенности творчества художника и той эпохи, в которую он жил.

Одна из важных задач экскурсии - умение экскурсовода видеть и чувствовать произведения, способность их истолковать и донести свое видение и понимание до зрителя.

Основной метод экскурсии - иллюстративно-объяснительный. В его рамках главным приемом является анализ. Возможно применение следующих форм анализа:

¾ всесторонний анализ: применяется для рассказа о ключевых произведениях. В этих случаях подробно излагается история создания произведения, его особенности и дается анализ выразительных средств, использованных автором. В обзорной экскурсии этот вид анализа практически не используется;

¾ частичный анализ - это исследование одной или нескольких принципиально важных сторон художественного образа, с рассказом о наиболее значимых в данном случае выразительных средствах / колорит, светотень, пространство и т.д.;

¾ сравнительный анализ строится на сопоставлении двух или нескольких произведений, которые могут быть либо близкими по стилистике, либо контрастными.

Анализируя несколько произведений одного автора или творчество мастеров одного направления можно использовать комплексный показ произведений, когда группа работ характеризуется целостно, как пример искусства определенного стилистического направления либо исторического периода. [7]

Кроме анализа в экскурсии возможно использование таких приемов, как беседа, работа с проблемными вопросами, создание поисковых ситуаций. Два последних особенно результативны при работе со студентами.

В обзорной экскурсии не ставится задача глубокого раскрытия материала, его изложение должно иметь целью возникновение интереса к дальнейшему общению с искусством. Следствие этого - преобладание частичного и сравнительного анализа.

Экскурсия должна строиться как неразрывное целое, где переходы от одного произведения к другому должны оформляться в виде так называемых "связок", позволяющих объединить изложение материала основываясь на внутренней логике развития художественного процесса.

Речь экскурсовода должна быть грамотной, литературной, эмоциональной, простой и доступной по содержанию. Все термины в структуру экскурсии вводятся с предварительными пояснениями, причем пояснения эти должны излагаться не в официальной, а в разговорной форме.

При показе картины необходимо сообщать фамилию и имя художника, название картины и дату ее создания, в сюжетных, мифологических и исторических произведениях, а также в иконе давать изложение сюжета, в портрете - сведения о модели.

Говоря непосредственно о самом художнике, следует акцентировать внимание на его роли в истории искусства, на период творчества мастера, в который создано анализируемое произведение, на характеристику стилистического направления, с которым оно связано. Анализ конкретного произведения должен быть вплетен в общую линию развития художественного процесса.

Основой экскурсии являются произведения, входящие в экскурсионный ряд. В отдельных случаях в зависимости от состава группы и ее интересов, экскурсионный ряд может незначительно изменяться.

2. Краеведческий музей как объект экскурсионного показа

2.1. Краеведческий музей. Общая характеристика

Последние два-три года краеведческий музей стал совершенно особым явлением нашей жизни! Будь то музей отраслевой или территориальный, музей выдающегося деяния человека или выдающегося явления природы. И почти каждый из них можно трактовать как музей краеведческий, ибо музей предполагает отражение человеческого труда и опыта в пространстве и времени, а посетители, да не просто, а юные посетители - наследуют этот опыт, чтобы пронести его в будущее. И в этой связи, наиболее волнующим событием в культурной жизни любого локального региона является открытие и работа школьного краеведческого музея. [8]

Вызывает тревогу навязывание школам под видом “духовного” или “свободного” воспитания иностранных религиозных культов, попытка внедрения полового просвещения, разрушающего естественные демографические процессы; беспокоит подмена реальной воспитательной работы психологической службой, манипуляции которой с детьми нередко осуществляются без письменного согласия родителей. Неоднозначным явлением нашей жизни представляется не просто попытка исказить ценностные ориентиры населения, через внедрение в школы разрушительных новаций, направленных на взращивание индивидуализма, но, главное, отказ от адаптационных традиций народа, от духа артельности, коллективизма, от естественных для классической русской, а затем и советской школы педагогических принципов коллективного воспитания. Невозможно строить обучение и воспитание на разрушении “своих” традиционных ценностей и восхвалении “чужих”, даже если они навязываются обществу реформаторами образования эпохи А.Г. Асмолова под видом “общечеловеческих” ценностей.

Реально противопоставить разрушению можно лишь созидание, но созидание немыслимо в отрыве от коренных достижений традиционной культуры народа. Правда, рассматривая человека как феномен культуры, легко можно потерять ориентировку между социальной и биологической его составляющей. Если же исходить из того, что культура это и есть движение от биологического к социальному, то начинает выстраиваться вполне законченная схема, в которой место культуры в жизни человека можно определить как связь организма с ландшафтом, то есть со своей территорией или “малой родиной”. И в этом смысле краеведение - это механизм освоения новыми поколениями традиционной культуры взаимодействия со своим ландшафтом. Краеведческий подход, таким образом - это реализация принципов природосообразности и культуросообразности в воспитании и обучении, а школьный краеведческий музей - разумная форма их интеграции, через включение в учебно-воспитательный процесс принципа целесообразности, позволяющего уравновесить прошлое и настоящее каждой территории через обновляющуюся во времени традицию выживания народа.

Конечно, создания материальной культуры, потерявшие технологический смысл, начинают либо разрушаться, либо требуют специальных усилий для их поддержки. Духовная культура, понимаемая как традиция, также требует смысла, но уже адаптационного краеведческого смысла, за пределами которого и духовная культура начинает умирать без специальной поддержки. На этом противоречии основано взаимонепонимание, к примеру, органов культуры и представителей церкви относительно некоторых памятников, да и помещений. Но благоговейная живая молитва перед святым образом, в отличие от праздного рассматривания расписанной иконописцем доски, выдернутой из иконостаса, все-таки адаптационно более актуальна. А именно действенность в трансляции адаптационных механизмов и является главной задачей краеведческого музея, отличающегося прежде всего непосредственной живой связью с носителями культуры. Иными словами, краеведческая экспозиция всегда адаптационно актуальна. Разрыв с живой традицией, то есть разрыв с жителями той местности, которой посвящен музей - путь к отмиранию краеведческого смысла музея, в лучшем случае, путь на консервирование некоторых адаптационных достижений прошлых эпох, с дальнейшим превращением их в историческую, природную или искусствоведческую коллекцию, в форме музея.[9]

И здесь необходимо отметить, что краеведческий подход предполагает рассматривать человека не просто как отдельного индивидуума, личность. В краеведении человек выступает структурным элементом некой общности: семьи, общины, коллектива, этноса, народа, т.е. с разных позиций формирование человека предполагает включенность в группу, изучение которой смыкается с традицией русской, советской, отечественной педагогики, ее опытом воспитания и обучения в коллективе и “через коллектив”. Краеведческий музей, и школьный краеведческий музей в частности, в этом аспекте, это всегда отражение коллективных духовных и материальных достижений народа, а поэтому роль музейной экспозиции в сохранении традиционных базовых ценностей старшего поколения и осознание их новыми поколениями - незаменима.

Необходимо также отметить и то, что в школьных краеведческих музеях, экспозициях и стендах, в силу естественной в работе с населением и детьми органичности содержания, уровень воспитательной и учебной работы школы представлен зримо, то есть исчерпывающе отражен в музейных экспонатах и материалах, причем не только в ретроспективе, но также и в новых проектах текущей работы. Ничто не возникает на пустом месте, а значит возможность ретроспективного взгляда на жизнь школы, микрорайона или поселка, позволяет увидеть актуальный потенциал не только школы, но и целого ряда муниципальных структур. Это понимает большинство из вдумчивых руководителей, и поэтому неудивительно, что школьные краеведческие музеи нередко интересуют руководителей образования, местных органов власти, деловых кругов. Музей замечательная возможность оценивать компетентность и уровень и педагогического коллектива, и ряда других организаций, чья деятельность связана с населением. Иные способы трудоемки и субъективны.

В нашем городе в 1985 году в мае был открыт Заинский краеведческий музей, который находится в старой части города в доме купца Бекетова И.К.

Дом был построен в 1902-1903 годах, сначала был открыт второй этаж, а в 1989 году и первый этаж был отдан под музейные залы. Теперь в нашем музее 8 залов.

Первый зал это выставочный – в этом зале у нас чаще меняются выставки.

Второй зал – это история нашего города с 1652 года. На втором этаже у нас продолжение выставочного зала, гдае так же выставляются картины заинских художников, кроме которых на этаже проходит выставка советского фарфора.

Следующий зал- это летопись нашего музея. Дальше зал знаменитостей, в нем представлены знаменитости заинских людей. Следующие залы - залы образования и малый выставочный зал, в котором проходит выставка декоративно-прикладного искусства.

И самый последний зал - это «Зал Памяти». Эта экспозиция была открыта в 2005 году и приурочена к празднику 9 мая.

2.2. Экспозиция как объект обзорной экскурсии

Общеизвестно, что будущее строится на фундаменте, заложенном в прошлом; и стремление сохранить свою самобытность заставляет людей хранить и передавать из поколения в поколение накопленные знания.

Памятники, сохраняемые в музеях, являются вещественными источниками знаний о совокупном опыте человечества, без знания которого дальнейшее развитие общества невозможно. Он помогает осваивать действительность, искать способ ориентации в мире. На современном этапе истории России, когда изменяется самосознание общества, развиваются новые ценностные установки и очевиден разрыв связей между поколениями передача этого опыта, в целостном понимании гуманности и рациональности, является особенно актуальным. Научное знание создает основу для непрерывного развития производительных сил общества, влияет на все социальные процессы, на решение глобальных проблем человечества. В этом заключается фундаментальный вклад науки и техники в культуру. [10]

Сама музейная экспозиция является сложным инструментом познания окружающего нас мира, системой познавательных средств, отражающих объект познания, т. е. интерпретируемую тему. В ней отражается историческое знание о существовавшем когда-то или окружающем нас мире. Ознакомление с музейной экспозицией – это процесс, при котором включаются практически все познавательные способности человека. Его характерной чертой являются интерсубъективность, общезначимость полученного опыта.

Экспозиция музея представляет собой семантическое пространство, целостную модель мира, в рамках которой объединяются методами музеологии памятники материальной культуры и сознание посетителя. Интерпретация предметов в ней является сложнейшей процедурой поиска и придания значений. Учитывая, что музей, по своей природе, является, прежде всего, учреждением исторического профиля, - посещение музейной экспозиции - это сложный процесс коммуникации, направленный на восстановление утраченных между поколениями связей, традиций. В талантливо созданной экспозиции происходит, не боюсь этого слова, –таинство, когда предмет полностью раскрывает содержательные и аксиологические аспекты информации о себе, и за ним видится не просто объект, а гораздо большее.

Органическое единство, необходимое для полноценного ее восприятия, основано на научных, эстетических и технических принципах. [11]

В современных условиях создание экспозиции это результат сложной деятельности большого числа людей. Качество этой работы всегда очевидно. Экспозиции, где вложена частица души ее создателей, отличает не только эмоциональность, но и реальное присутствие определенной ауры. Появление таких экспозиций, без сомнения, является удачей творческих коллективов создателей. В современной музейной практике сложился 3-х ступенчатый порядок научного проектирования экспозиции: научная концепция экспозиции, расширенная тематическая структура, тематико-экспозиционный план. Учитывая, что в экспозиции взаимосвязи предметов находятся в пространственном контексте, для достижения результата, необходим посреднический вклад автора-дизайнера, художника, совместно с которым создается и реализуется архитектурно-художественная концепция. Уровень применения музеем новых технологий увеличивает коллектив создателей, усложняет процесс проектирования и этапность работ, которая объясняется и диктуется многовариантностью возможных решений.

Современный опыт, новые технические средства, без сомнения вносят коррективы в сложившиеся методики.

Учитывая, что создание современной музейной экспозиции – это сложный творческий и технологический процесс, в котором как уже было сказано, принимают участие люди разных профессий, применяются методы других областей знания и искусства, четкое оформление замысла, научной концепции, является важнейшим этапом научного проектирования. Значение концепции трудно переоценить на этапе планировании организационных, финансовых и технических мероприятий управляемого процесса перехода от идеи к реализованному проекту в условиях влияния на него факторов «неопределенности». К сожалению, на сегодняшний день часто авторские коллективы, руководствуясь буквальным пониманием латинского conceptio, т.е. «представление, определенный способ понимания, трактовки каких либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея, ведущий замысел» – недооценивают важность этого начального этапа работы, сводя концепцию экспозиции и простому заданию на проектирование.

Приступая к созданию концепции, экспозиционер встает перед выбором методики для решения главных задач – познания вопроса и адекватного его отражения в заданном экспозиционном пространстве через музейные предметы и образы. В центре его деятельности всегда стоит научное познание. В работе, как правило, используются общенаучные методы познания – наблюдение, моделирование; методы логического мышления – анализ, абстрагирование, обобщение, дедукция, методы философии, специально-научные и др. Все более широкое применение находят игровые методы. При этом игра подразумевается не в своем утилитарном и прагматическом смысле, а как путь понимания через игру особой связи между миром и человеком. Однако выбор метода – это только выбор способа действия, но кроме этого, как правило, при создании экспозиции руководствуются всем тем, что надо знать, чтобы в каждом индивидуальном случае действовать целесообразно и эффективно.

Руководствуясь тем, что любая экспозиция – это всегда целостное отражение темы через памятники истории и культуры, на этапе создания концепции кажется целесообразным использование системного подхода, и представлять интерпретируемую проблему, как открытую систему. Именно такой подход позволяет адекватно отражать вопрос не терять важные детали, начиная с первых шагов.

Идея системного подхода в познании окружающего нас мира развивалась параллельно с развитием человеческой мысли. Все исследования, проводимые в рамках системного подхода, так или иначе направлены на изучение специфических характеристик систем. Еще древнегреческий мыслитель Аристотель вывел выражение системной проблемы о том, что «Целое больше суммы его частей». Системным подходом пользовались Г. Лейбниц, Г. Гегель и др. [12]

Несмотря на то, что использование системного подхода в музейном проектировании известно, его возможности далеко не исчерпаны. В работах музеологов, посвященных экспозиционной работе, также недостаточно разработаны и аргументированы вопросы использования системного подхода, его интеграции с широким кругом методов.

2.3. Экскурсионная деятельность музея: плюсы и минусы

Экскурсионная работа – одно из главных средств реализации культуросозидающего потенциала современного музея, одно из важнейших средств воздействия на посетителя.

Экскурсия являет собой пример одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность, и в этом смысле экскурсия попадает в очень немногочисленную группу музейных форм, которые требуют от посетителя движения. Это пример групповой формы: индивидуальные экскурсии представляют собой исключение, которое только подтверждает правило. Правда, в последние годы в наших музеях появился новый вариант экскурсионного обслуживания – автогид. Получив наушники, посетитель музея имеет возможность прослушать индивидуальную экскурсию, но это экскурсия вне общения «глаза в глаза», вне коллективного переживания, а потому в чем-то неполноценна. Экскурсия в основном удовлетворяет потребность аудитории в познании и предполагает, несмотря на естественность и необходимость использования приемов активизации экскурсантов, пассивное поведение аудитории.

2.4. Потенциальные адресаты музейной экскурсии

Для обозначения адресата музейной деятельности используются различные термины: посетители, зрители, аудитория. Однако первый – посетители – не совсем точен, потому что указывает лишь на тех, кто находится в музее, не учитывая довольно большую часть потенциальной аудитории; второй – зрители – подразумевает только посетителей экспозиции, игнорируя слушателей лектория или участников других музейных мероприятий. Наиболее универсален третий термин – аудитория, который все чаще используется специалистами. Музейная аудитория – это общность людей, объединенных интересом к музею, что находит выражение в определенной активности и мотивации его посещения.[13]

Аудитория рассматривается прежде всего по социально-демографическим признакам: образовательный уровень, профессиональная принадлежность, возраст, пол, место жительства. Каждый из этих признаков необходимо учитывать, вступая в контакт с людьми, но наибольшее значение, как показывает практика и проведенные в музеях исследования, имеет образовательный фактор. Прежде всего, уровень образования сказывается на отношении людей к музею, к его экспозициям и культурно-образовательным программам. С точки зрения проявления активности по отношению к музею, аудитория делится на реальную (на тех, кто пришел в музей) и потенциальную. Значение последней характеристики со всей определенностью было осознано в последние десятилетия: в различных исследованиях специально анализируются факторы, препятствующие посещению музея, причины отсутствия интереса к нему у части (прямо скажем, большей) населения. Если бы каждый музей смог ответить на вопрос, «почему они не пришли», то его реальная аудитория значительно бы возросла.

«Музей и посетитель» явилось исследованием, в котором был поставлен целый комплекс проблем жизнедеятельности музея и его взаимоотношений с аудиторией (хотя мы коснулись лишь нескольких аспектов, сделав акцент на изучении восприятия экспозиции и экскурсии). Возможно, именно это определило его роль как стимула для проведения самых разных исследований социологического характера в музеях России, многие из которых занялись изучением обратной связи, опираясь на методологию и инструментарий названного исследования.[14]

Активность аудитории характеризуется частотой посещения музея людьми. На основе этого критерия появляется возможность говорить о постоянной и нестабильной аудитории. Наличие ядра постоянных посетителей – это очень существенный качественный показатель культурно-образовательной деятельности музея, свидетельство его общественной значимости, интереса к нему людей. Музейную аудиторию анализируют с точки зрения направленности ее интересов на определенные виды музейной коммуникации. В этом случае выделяется аудитория выставок или лекториев, посетители «выходного дня», те, кто участвуют в научных исследованиях музея и пр. Это подчас совершенно разные аудитории – по своему демографическому составу, интересам, предпочтениям, требованиям, которые они предъявляют к музею. Весьма существенным моментом для характеристики аудитории музея является степень ее подготовленности и предрасположенности к восприятию. Осознание этого послужило поводом для выделения в структуре аудитории посетителей с высоким уровнем подготовки («знатоки»), со среднем уровнем и «случайных» (или «непрофильных»). Обычно подобная классификация применяется для характеристики аудитории художественных музеев. Причем главным критерием для выделения этих типов является не столько искусствоведческие познания людей, сколько степень их эмоциональной отзывчивости и наличие навыков восприятия данного вида искусства – «насмотренности». Уровень готовности к восприятию музейной информации характеризуется также с помощью понятия музейная культура посетителя. Оно фиксирует признание того, что восприятие музейной экспозиции является достаточно сложным актом и эффективность его будет зависеть от общей культуры посетителя, его умения ориентироваться в музейной среде, чувствовать специфичность музейного языка, воспринимать музейный предмет в определенном историко-культурном контексте. [15]

Характеризуя степень готовности человека к восприятию, исследователи обязательно используют такие показатели, как обращение людей к различным источникам предварительной информации о музее (книги, периодическая печать, рекламные издания, радио и телевизионные передачи) и частоту посещения музеев и выставок, т.е. музейную эрудицию человека. Особое значение проблема музейной культуры приобретает в связи с анализом детской аудитории. Общеизвестно, что восприимчивость человека к любому феномену культуры зависит от того, насколько рано сформировались его эстетические запросы, навыки восприятия. Это положение вполне может быть перенесено в область музейного воздействия: чем раньше начнется приобщение детей к музею, тем, предположительно, более высоким окажется уровень их музейной культуры в будущем. Понятие музейная аудитория, конечно, требует конкретизации. На основе перечисленных критериев – социально-демографических признаков, активности по отношению к музею, направленности интересов на формы музейной коммуникации, степени подготовленности к восприятию – можно охарактеризовать аудиторию конкретного музея или музеев определенной профильной группы (например, художественные или литературные), музейную аудиторию того или иного региона или страны. При этом выявляется такое качество аудитории, как ее динамизм. Облик музейной аудитории изменчив. На различных этапах мы сталкивается с качественно иной музейной аудиторией.

Наконец, устойчивую часть аудитории продолжали составлять посетители выставок, большая часть которых, как свидетельствуют, например, исследования Русского музея, – это специалисты с высшим образованием и студенты (Явления художественной жизни в зеркале общественного мнения, 1990).

Основой аудитории практически всех музеев стали местные жители, которые предъявляют к музею совсем иные требования, нежели туристы – «посетители первого раза». [16]

Исходя из этой аудитории многие музеи начинают строить стратегию своей культурно-образовательной деятельности, развивая программу «Музей и дети», создавая семейные абонементы, путеводители для детей и родителей, специализированные детские выставки и выставки для интеллигентной публики. Итак, анализ динамики музейной аудитории со всей очевидностью показал, что нет посетителя вообще. Аудитория меняется, что со всей неизбежностью заставляет меняться музей, внося коррективы в свою культурно-образовательную деятельность. Поэтому он должен знать свою аудиторию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музейное наследие представляет собою определенную типологическую категорию культурно-исторического и природного наследия. Однако кроме фактического (реального) музейного наследия, составляющего фонды музеев, должна выделяться и категория потенциального музейного наследия.

Традиционно в музееведении и музейном деле в этом контексте существует и используется понятие "предмет (предметы) музейного значения". В современной ситуации развития музеев, для которой характерно углубление концептуальных подходов к научно-исследовательской и научно-фондовой деятельности, возникает настоятельная потребность введения и применения нового понятия, соотносящегося с феноменом наследия в его системном восприятии и осмыслении.

Потенциальное музейное наследие - это целостная совокупность предметов и коллекций, отражающих (документирующих) социокультурный объект деятельности музея.

Заявленный подход порождает и необходимость особой целенаправленности научно-исследовательской работы музея.

В настоящее время в гуманитарном знании и общественном восприятии культуры все большее значение приобретает феномен наследия. В значительной мере речь идет об историко-культурном, культурологическом и музееведческом изучении процессов и явлений, происходящих в истории социального быта, предметного мира культуры общества, о выявлении типологии потенциального музейного наследия, а также об осмыслении тенденций, закономерностей и "механизмов" формирования музейного значения тех или иных категорий предметов (предметных комплексов).

В проблематике музейной экскурсии можно выделить следующие аспекты:

¾ изучение историко-бытового наследия (в более широком смысле - истории быта, истории предметного мира культуры, окружающего человека в частной повседневной жизни);

¾ изучение наследия, отражающего историю региона (процессы, события, факты);

¾ изучение мемориального, историко-биографического наследия, связанного с теми или иными персоналиями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брагина Л. И., Ходарковский Н. И. Архивоведение: Учеб. пособие / Моск. гос. ин-т культуры. - М., 1994. - 68 с.

2. Брежнева В. В., Минкина В. А. Информационные услуги: особенности и классификация// Современное библ. - информац. образование: Учеб. тетради. Вып. 1/ Санкт - Петербург, гос. академия культуры - Спб, 1996.-С. 33-48

3. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2000.

4. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект.- М.: Изд-во МГИК. 1993. - 249 с.

5. Ионина Н.А. 100 великих музеев мира. М. 2005. 511с.

6. Культурология: Теория и история культуры. – М.: Знание; ЦИНО, 1998.

7. Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб. , 2004. – 432 с.

8. Основы социологии: Курс лекций/ Отв. ред. А.Т. Эфендиев. - М.: О-во " Зна-ние" России, 1993. - 384 с.

9. Поляков Т. П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспо-зиции): Учеб. пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности" Музееведение"/ МК РФ; РАН; Рос. ин-т культурологии. -М., 1996. - 253 с.

10. Розин В.М. Культурология. – М.: Форум-Инфра М, 2000.

11. Советское искусство 20 - 30-х годов / Сб. докладов научно - практической конференции Гос. музея изобразительных искусств Республики Татарстан: СИЛФ.ЛЕФ. Татарский АХРР: Проблемы советского искусства 20 - 30-х годов. Казань.1992

12. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. М. 2005. 183 с.


[1] Советское искусство 20 - 30-х годов / Сб. докладов научно - практической конференции Гос. музея изобразительных искусств Республики Татарстан: СИЛФ.ЛЕФ. Татарский АХРР: Проблемы советского искусства 20 - 30-х годов. Казань.1992

[2] Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. М. 2005. 183с.

[3] Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб. , 2004. – 432 с

[4] Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб. , 2004. – 432 с

[5] Поляков Т. П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспо-зиции): Учеб. пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности" Музееведение"/ МК РФ; РАН; Рос. ин-т культурологии. -М., 1996. - 253 с

[6] Поляков Т. П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспо-зиции): Учеб. пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности" Музееведение"/ МК РФ; РАН; Рос. ин-т культурологии. -М., 1996. - 253 с

[7] Поляков Т. П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспо-зиции): Учеб. пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности" Музееведение"/ МК РФ; РАН; Рос. ин-т культурологии. -М., 1996. - 253 с

[8] Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. М. 2005. 183 с

[9] Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. М. 2005. 183 с

[10] Культурология: Теория и история культуры. – М.: Знание; ЦИНО, 1998

[11] Культурология: Теория и история культуры. – М.: Знание; ЦИНО, 1998

[12] Культурология: Теория и история культуры. – М.: Знание; ЦИНО, 1998

[13] Брежнева В. В., Минкина В. А. Информационные услуги: особенности и классификация// Современное библ. - информац. образование: Учеб. тетради. Вып. 1/ Санкт - Петербург, гос. академия культуры - Спб, 1996.-С. 33-48

[14] Брежнева В. В., Минкина В. А. Информационные услуги: особенности и классификация// Современное библ. - информац. образование: Учеб. тетради. Вып. 1/ Санкт - Петербург, гос. академия культуры - Спб, 1996.-С. 33-48

[15] Брежнева В. В., Минкина В. А. Информационные услуги: особенности и классификация// Современное библ. - информац. образование: Учеб. тетради. Вып. 1/ Санкт - Петербург, гос. академия культуры - Спб, 1996.-С. 33-48

[16] Брежнева В. В., Минкина В. А. Информационные услуги: особенности и классификация// Современное библ. - информац. образование: Учеб. тетради. Вып. 1/ Санкт - Петербург, гос. академия культуры - Спб, 1996.-С. 33-48