Главная              Рефераты - Разное

Игра в слова Сатира - реферат

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………….2

Пункт1. Поэзия и психоанализ……………………………………………………………..…3

Пункт 2. Поэзия и философия………………………………………………………………...3

Пункт 3. Терапевтическая польза поэтического творчества…………………………….4

3.1. Поэзия как избавление от страданий, скорби и печали……………………...4

3.1.1. Эмоциональное отреагирование…………………………………….…4

3.1.2. Разделенное страдание………………………………………………..…6

3.1.3. Убежище от реальности, игра воображения……………………….…6

3.2. Поэзия как заменитель общения при одиночестве ………………………...…7

3.3. Поэзия как чувство душевной радости………………………………………....8

3.3.1. Уверенность в собственных силах……………………………………..8

3.3.2. Игра в слова…………………………………………………………..…..9

3.3.3. Сатира…………………………………………………………………....10

3.4. Поэзия как лекарство от скуки…………………………………………………11

3.5. Поэзия как внушение, эстетическое удовольствие…………………………..11

3.6. Поэзия как самопознание………………………………………………….…….13

3.7. Поэзия как «мольба о бессмертии»………………………………………...…..13

3.8. Поэзия как внутреннее движение………………………………………………14

Заключение………………………………………………………………………………….…14

Список использованной литературы………………………………………………………15

Поэзия как способ творческого самовыражения и метод терапии выразительными искусствами.

"Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс".
Н. Роджерс


Песня может созидать, песня может разрушать, песня может исцелять, а может ввергать в безумие!”

Платон

В творении поэта,
Как в эхо горестном, нашли себе исход
Все чаянья земли, всё то, о чём планета
Кричит, поёт, твердит, пока во мраке ждёт.

В. Гюго

Введение.

О широте распространения практики психотерапии свидетельствует разнообразие представленных в последнее время подходов. Сейчас сложились благоприятные условия для роста психотерапии и разнообразия ее форм. Быстрое распространение психотерапии привело к тому, что она внедрилась в такие области, где раньше были представлены только профессионалы. Психотерапия перестала быть чем-то неведомым, она стала признанной частью культуры.
В настоящее время психотерапия захватила другие ниши и слилась с совершенно отличными от нее дисциплинами. Например, в последние годы все большее внимание привлекает терапия творческим самовыражением.(Здесь надо быть более внимательной к терминологии. «Терапия творческим самовыражением» - это совершенно отдельный авторский метод М. Бурно, он обучает ему и его ученики также преподают. Этот метод преимущественно разработан и применяется в клинической практике. Здесь можно было бы употребить два термина более высокого порядка: «терапия творчеством», (creative arts therapy), как ты правильно пишешь ниже или «терапия искусствами» (arts-therapy)). В группу различных видов терапии творчеством, наряду с арттерапией, входят также музыкотерапия, драматерапия, танцевально-двигательная терапия, сказкотерапия, и библиотерапия, терапия поэзией и т.д. Некоторые авторы относят к терапии творчеством (или терапии творческим самовыражением по М.Е. Бурно (Бурно, 1999) также и терапию творческим общением с искусством и наукой, терапию творческим коллекционированием и другие формы творческой деятельности, имеющие психотерапевтическое и психопрофилактическое значение.
Тема моего реферата – «Терапия творческим самовыражением через поэзию»- для меня очень близка и значима, ведь поэзия для меня – это чудо, которое меняет и преобразовывает мой внутренний мир, стремление к возвышенному и прекрасному, игра воображения, способ донесения информации, моя радость и гордость.

Как правило, поэзия является отражением внутреннего мира творцов, которые пишут о том, что близко и интересно самим поэтам. Но не лишним будет обратить внимание и на психологический феномен читательского восприятия поэтических творений — в большинстве случаев читатель склонен обращать внимание не на мастерство рифмовки и витиеватость изложения мыслей, а на то, близки ли ему слова поэта и совпадают ли переживания автора с его переживаниями. У читателей происходит как бы процесс примерки «одежды мыслей, переживаний и чувств» поэта к собственным мыслям, чувствам и переживаниям. И, если эти чувства совпадают, то поэзия становится мощным видом искусства, который в состоянии очищать души людей до уровня первозданной чистоты, вызывать эффект катарсиса и тем самым даже достойно конкурировать и дополнять различные направления психотерапии.

Что происходит с нашим сознанием во время чтения или слушания поэзии? Почему нас привлекает поэтический язык? Как именно действует этот язык? Какова терапевтическая польза от сочинения и чтения стихов? На эти вопросы я постараюсь ответить в своем реферате.

Пункт 1. Поэзия и психоанализ.

"Не я, а поэт обнаружил бессознательное"

З. Фрейд

Теорию художественного творчества развил психоанализ. Признания поэтов частично совпадают с психоаналитической теорией творчества. А признания психологов только подтверждают значимость поэзии для понимания человека. Фрейд однажды написал: "Не я, а поэт обнаружил бессознательное" Ему же принадлежат слова: "Разум - это то, что творит поэзию." Согласно его мнению, каждый человек живёт двумя жизнями: сознательной и неосознанной. К сознательной жизни относится наше реализованное общение средствами языка, а все наши нереализованные желания и мечты никуда не деваются, а живут в подсознании, трансформируясь в непредсказуемое, что нередко становится причинами психических расстройств. Творчество в этом случае является своеобразным терапевтическим средством, которое освобождает «перегруженное» подсознание от информации, и то, что творческий человек выкладывает на бумаге, перестаёт его волновать. По мнению Фрейда и представителей его школы творчество является спонтанным психолечением. Под напором скрытых бессознательных аффектов воображение ищет выхода в искусстве, в сфере ирреального, чтобы спасти реальную жизнь личности. Аффекты, от которых страдает личность, могут быть изжиты, если поэт выплескивает их из своей психики в художественное произведение.
Позже, много других теоретиков, таких как Адлер, Юнг, Ариэти и Рейк (необходимо проверить транскрипцию имен?) говорили о том, как много приобрела наука, в частности психология, изучая творчество поэтов.
К.Г. Юнг связывал художественный талант со способностью прорыва к глубинам коллективной бессознательной жизни, к так называемым архетипам. Творческой личности удается проникнуть в глубины коллективного бессознательного.
Э. Нойман, современный исследователь Юнга, утверждает, что творческая личность, обладая чрезвычайной восприимчивостью, переживает глубокие конфликты и страдания. Однако в отличие от "среднего индивида творческий человек не стремится залечивать личные раны путем приспособления к обществу, напротив страдание достигает таких глубин, из которых поднимается "другая целительная сила" - творческий процесс.

Пункт 2. Поэзия и философия.

«Поэзия – совершенное знание человека и знание мира через познание человека.»

В. Иванов

Поэзия есть чувство
собственного существования.

М. Пруст

Мы познаем мир посредством языка. Конечно, это выглядит несколько преувеличенно, поскольку мы имеем и чувственный опыт. Но язык, несомненно, обогащает наш опыт, украшая его. Слова не являются простыми, ничего не значащими объектами. Они имеют интонации, связаны с ассоциациями, имеют историю происхождения. Рифма, ритм, метафоры и т.д. не являются лишь украшением, чем-то второстепенным и несущественным. Нет, они уточняют, привносят дополнительный смысл и выразительность. С этой точки зрения деловой язык и язык улицы лишь чахлое подобие и бледная тень настоящего поэтического языка.
Поэзия не освобождается от всех требований, которые предъявляются к другим видам литературного творчества. Конечно, это не просто голая фантазия, это тоже правда жизни, но переданная более полно, объемно и аутентично. Поэзия уточняет, а не искажает. Она высвечивает истину, делая ее выразительнее и резче.
Философия пыталась найти язык чистый от двусмысленностей, который мог бы выразить абсолютную истину. Он должен был отделить зерна от плевел - факты от дополнительной экспрессии, которую несут в себе слова. Эта затея, потребовавшая много сил и времени, в конце концов, провалилась. Сделать это невозможно. Но в результате этих поисков пришло осознание того, что философия близка поэзии. Целью и философии, и поэзии является истина, но покоится она на разных восприятиях.
Люди пишут стихи, потому что ищут некую опору во враждебном и чужом для них мире. Искусство, и поэзия в том числе, помогает примириться с миром, принять его целиком со всеми его проблемами, бессмысленностью и нелепицами, понять его.

Известно, что еще Фалес писал свои сочинения (увы, не сохранившиеся) в стихотворной форме. Только Анаксимандр отменил эту практику, посчитав ее неподходящей для такой деятельности. Но в дальнейшем, как своего рода подводное течение, в философии сохранялась тяга к поэтическим формам. Многие из последующих философов совершенно очевидно имели поэтические способности, и, в какой-то мере их реализовывали. Например, у Ницше поэтическая стихия слышна практически в любых его опусах, особенно в последних.
Кроме того, обращение к поэтическому творчеству позволяет вскрыть глубинные, неочевидные внешне смыслы национального мировоззрения, так как поэт способен в прозрении охватить каждый момент жизни в ее целостности. Более того, «абсолютный знак, отличающий поэта, заключается в его способности видеть связи там, где они менее всего очевидны»(В. Кортунов, год, с.)- правило для оформления цитат.


Пункт 3. Терапевтическая польза поэтического творчества.

3.1. Поэзия как избавление от страданий, скорби и печали.

3.1.1. Эмоциональное отреагирование.

"Собственные наши чувства только тогда бывают предметом нашего наслаждения, когда мы освобождаемся от их томящей тяжести или от их трепетного волнения, в котором занимается дыхание, теряется сознание, и когда мы возобновляем их в воспоминании. Настоящее никогда не наше, ибо оно поглощает нас собою; и самая радость в настоящем тяжела для нас, как и горе, ибо не мы ею, но она нами преобладает. Чтоб наслаждаться ею, мы должны отойти от нее на известное расстояние, как от картины по требованиям освещения; должны взглянуть на нее, свободные от нее, как на нечто вне нас находящееся, предметное. Вот от чего мы облегчаемся от томительной тяжести горя, как скоро сообщим его другому или изольем его на бумаге для самих же себя: мы видим его отделенным от нашей личности, наша личность не заслоняет его от нас - и тогда нам мило наше горе, мы любим вспоминать о нем, как воин о своих походах и опасностях, которым он подвергался" (Белинский, 1948, т.2, с. 640-641).
Действительное, поэтическое творчество несет избавление и даже какое то наслаждение в страдании и стимулирует катарсис - освобождение от скорби и печали. Стихи, написанные кровью души, похожи на жгучие мучительные рыдания или слезы, которые проносятся грозовым ливнем, оставляя после себя умытый просветленный мир. Гете в "Утешении в слезах" пишет:
А слезы… слезы в сладость нам,
От них душе легко.
Как бы ни были мучительны страдания, высказанные и душевно излитые, они становятся немощными, теряют свою магическую силу. Слезы, заключенные в стихах, и реальные слезы, вызванные самим творческим процессом, убивают скорбь. Так одна эмоция волшебным образом превращается в другую, становясь из темной светлой.

Роберт Рождественский

Помогите мне, стихи!
Так случилось почему-то:
на душе темно и смутно.
Помогите мне, стихи.
Слышать больно.
Думать больно.
В этот день и в этот час
я — не верующий в Бога —
помощи прошу у вас.
Помогите мне, стихи,
в это самое мгновенье
выдержать, не впасть в неверье.
Помогите мне, стихи.
Вы не уходите прочь,
помогите, заклинаю!
Чем? А я и сам не знаю,
чем вы можете помочь.
Разделите эту боль,
научите с ней расстаться.
Помогите мне остаться
до конца самим собой.
Выплыть. Встать на берегу,
снова голос обретая.
Помогите...
И тогда я
сам кому-то помогу.

Д. Бедный

Бывает час: тоска щемящая
Сжимает сердце... Мозг - в жару...
Скорбит душа... Рука дрожащая
Невольно тянется к перу...

Всё то, над чем в часы томления
Изнемогала голова,
Пройдя горнило вдохновения,
Преображается в слова.

То есть появляется образы, символы и слова, которые становятся контейнерами переживания. То есть можно говорить не только об отреагировании, а о нахождении формы, символизации и преобразующей трансформирующей роли поэзии.

3.1.2. Разделенное страдание.

Поэтическое творчество может быть порождено желанием приобщить и других, читателей, к лично переживаемому. Мы неосознанно хотим, чтобы нам сочувствовали, сострадали. Сопереживание воображаемого читателя является мощным средством дробления и устранения накопившихся негативных эмоций и нежеланного возбуждения.
Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую; но слов
Не нахожу, и в этот миг готов
Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь
Хоть тень их перелить в другую грудь.

(М. Ю. Лермонтов)

3.1.3. Убежище от реальности, игра воображения.

Шеллинг говорил, что поэзия помогает нам "строить миры удобные для проживания". Поэтическое творчество как процесс дает возможность на время обезболить страдающую душу. Оно действует как анестезия, если не лечит. Обожженную руку мы помещаем под струю холодной воды. Вода не лечит, но облегчает страдания, снимает острую боль. У больной души тоже должно быть свое место отдохновения, свой "эрмитаж", свой "оазис". Разве можем мы осуждать даже временное стремление найти убежище? Уход, некий временный эскапизм, существование в иных виртуальных мирах и т.д. - проявления могут быть самыми разнообразными.

Поэт во время написания стихов отвлекается от мучающей его реальности и начинает видеть жизнь каким-то просветленным взором. Его, измученное наблюдением грубой действительности, внимание рассеивается и переходит в нереальный, виртуальный мир свободной мечты и фантазии. Мир предстает новым, очищенным и просветленным. Видоизмененный мир уже не кажется пугающим и несущим угрозу. Жизненные перипетии начинают казаться бледными и бессильными, не касающимися нас так непосредственно и неотвратимо, как это казалось ранее. Этот механизм, очевидно, срабатывает тогда, когда речь идет о пережитом или непосредственно испытываемым в данный момент человеком. Момент метаморфозы вдохновенно мыслящего поэта и ухода его из мира реального в мир виртуальный, ирреальный, поэтический гениально показал А.С. Пушкин. В стихотворении "Осень" он писал:
И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне…

Фёдор Сологуб

ТВОРЧЕСТВО
Темницы жизни покидая,
Душа возносится твоя
К дверям мечтательного рая.
В недостижимые края.
Встречают вечные виденья
Ее стремительный полет,
И ясный холод вдохновенья
Из грез кристаллы создает.

Когда ж, на землю возвращаясь,
Непостижимое тая,
Она проснется, погружаясь
В туманный воздух бытия, -
Небесный луч воспоминаний
Внезапно вспыхивает в ней
И злобный мрак людских страданий
Прорежет молнией своей.

Блез Паскаль (Паскаль, 1905,с. 43) считал, что "люди обладают тайным инстинктом к развлечениям и занятиям, которые проистекают из их чувств, вызываемого их постоянными несчастиями и страданиями". Значит, истина состоит в том, что когда люди развлекаются, занимая свой дух, они отвлекаются от осознания своих страданий.
"Не искать ли нам первых следов поэтического творчества уже у детей? Самое любимое и интенсивное занятие детей - игра. Быть может, нам следует сказать: каждое играющее дитя ведет себя как поэт, когда оно создает себе свой собственный мир, или, правильнее говоря, когда оно окружающий мир перестраивает по-новому, по своему вкусу. Было бы несправедливо думать, что ребенок смотрит на созданный им мир не серьезно, он относится к игре очень серьезно, вносит в нее много одушевления. Поэт делает то же, что и играющее дитя: он создает мир, к которому относится очень серьезно, т. е. вносит много увлечения, в то же время резко отделяя его от действительности.
Но из нереальности поэтического мира проистекают очень важные для художественной техники последствия, так как многое, что в действительности не могло бы доставить наслаждения, дает его в игре; многие, сами по себе, собственно, неприятные впечатления, могут являться источником наслаждения для слушателей или зрителей поэтического произведения". (Фрейд, 2001, с. 139-140).

3.2. Поэзия как заменитель общения при одиночестве .

О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты завершаешь круг,
не внемля завереньям бесполезным.

(Б. Ахмадулина)
"Поэзия очеловечивает, потому что соединяет одного человека с другим своим кристально чистым опытом, своими ритмами, словами так, как никакой другой способ общения не может. Поэзия также помогает облегчить гнет одиночества, а это можно сделать только с помощью общения".
Мира Кон Ливингстон (Myra Cohn Livingston) (Lerner, 1994).
Человек мыслящий, человек творящий просто не может быть одинок. Это глубочайшее заблуждение и иллюзия. Более того, М.М. Бахтин пишет, что "само бытие человека (и внешнее и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться" (Бахтин, 1979, с. 312). Бытие человека в творчестве - это активное общение, постоянный диалог с самим собой, своими героями, своим лирическим героем, путь в самопознание. И это спасает!


Мне хорошо…

Мне хорошо сейчас одной.

Сижу в скрипучем кресле на веранде.

Жара ушла и сад в тиши ночной

Отдался освежающей прохладе.

Мне хорошо сейчас одной.

Я не нарушу мыслей скоротечность.

Дым сигареты ветреной волной

Стремительно пронзает бесконечность.

Мне хорошо сейчас одной.

Желает мотылек пробить преграду,

Врезаясь в свет беспечной головой,

Как будто в свете он найдет награду.

Мне хорошо сейчас одной.

Но непременно нужен кто-то рядом,

Кому бы я сказала: “Мой родной,

Как хорошо сейчас мне быть одной”.

Мазохина И.

3.3. Поэзия как чувство душевной радости.

3.3.1. Уверенность в собственных силах.

Ролло Мэй (Мэй, 2001, с. 38) считает, что, то, "что переживает художник или ученый в процессе творчества, не является ни возбуждением, ни страхом - это радость. Я использую это слово, как понятие, противоположное наслаждению или удовлетворенности. В момент творчества художник не чувствует успокоенности или удовлетворенности. Здесь радость можно определить как эмоцию, возникающую в момент "повышенного" сознания, как настрой, который сопутствует уверенности в реализации собственных возможностей".

Золото моих волос

Тихо переходит в седость.

- Не жалейте! Все сбылось,

Все в груди слилось и спелось.

Спелось – как вся даль слилась

В стонущей трубе окрайны.

Господи! Душа сбылась:

Умысел мой самый тайный.

М. Цветаева

С.Я. Маршак

Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных - прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.

3.3.2. Игра в слова.

Поэзия - это игра воображения, поэтому должна приносить радость, как и всякая игра. Творец, как и ребенок, познает и усваивает мир в игре. В игре удовлетворяется инстинкт творчества. Поэтическое воображение стимулирует развитие адаптационных возможностей творца, исподволь готовя его к превратностям и несовершенствам мира. Поэт же получает высшее наслаждение от игры в слова, перебирая их и переставляя, словно ребенок детали конструктора.

И.Сельвинский

Поэт, изучай своё ремесло,
Иначе словам неудобно до хруста,
Иначе всё вдохновенье на слом!
Без техники нет искусства.
Случайности не пускай на порог,
В чёткости каждого слова уверься.
Единственный
возможный
в жизни
порок -
Это порок сердца.

Отображение сложной картины мира в поэтическом произведении подразумевает владение специфическим "языком" поэтического творчества, своеобразным набором "кодов" (Лотман, 1994), которые позволяют шифровать и дешифровать информацию, компактно сворачивать ее, заключать смыслы в знаковую структуру, переводить язык человеческих эмоций и смыслов на язык искусства.
С. Я. Маршак

Свои стихи, как зелье,
В котле я не варил
И не впадал в похмелье
От собственных чернил.

Но четко и толково
Раскладывал слова,
Как для костра большого
Пригодные дрова.

И вскоре — мне в подарок,
Хоть я и ожидал,—
Стремителен и ярок,
Костер мой запылал.

Конечно же "Дрова" и "костер" - форма и содержание не должны существовать раздельно! Мастерство кодирования информации должно сопровождаться проникновением в глубинные смысловые слои, пропитанные эмоциями. В процессе творчества, с опытом и ростом мастерства происходит переход начинающего поэта из стадии поэтического "дилетанта" (Леонтьев, 1994, с. 75), на стадию эксперта или ценителя. Но при этом следует избегать некоторых опасностей, которые подстерегают на этом пути. Пройдя между Сциллой и Харибдой дилетантизма и профессионализма, поэт должен выйти на глубокое личностное общение с поэтическим материалом. Истинное личностное общение всегда носит диалогический характер. В процессе диалога со своим alter ego, с сопротивляющимся словесным материалом, поэт перейдет от "поэзии для эмоций" к "поэзии для личности", т.к. истинное творчество всегда содержит потенциал для развития.

3.3.3. Сатира.

Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое уничижительное обличение явлений при помощи различных комических средств.

Чувство юмора — способность человека понимать юмор. Оно придаёт человеку уверенности в себе и оптимизм. Инструмент юмора — это шутка. Обычно удачно придуманная шутка снимает напряжение, уныние или страх. Смех является специфическим катарсисом. В смехе и юморе есть механизм самоподкрепления. Есть определенный эмоциональный, телесный тонус, который имеет чисто психофизиологическую природу, и от того действует особенно мощно и на телесном, и на психологическом уровне. Если же сатира направлена на не лицеприятные стороны человеческого характера, то высмеивание их дает как психологическую разрядку, так и повод задуматься над своими собственными сходными чертами характера, повод к самоанализу. Вот очень удачный пример сатиры на самоанализ в виде басни (к сожалению автор не известен):

Однажды Сидоров, известный неврастеник,
С самим собой сидел наедине,
Рассматривал обои на стене,
И табаком, напоминавшим веник,
Прокуривал свой тощий организм
И всё искал то мысль, то афоризм,
Чтоб оправдать, как некую стихию,
Свою тоску, свою неврастению,
И жизнь свою, и лень, и эгоизм.
Но мысли были нищи, как заплаты,
И в голову, как дерзкие враги,
Не афоризмы лезли, не цитаты,
А лишь долги.
Когда ж ему невыносимо стало
Курить и мыслить, нервы теребя,
Он вспомнил вдруг Сократово начало:
Познай себя!
И подскочил, как будто в нём прорвались
Плотины, шлюзы, рухнувшие вниз.
И он вошёл в такой самоанализ,
В такой невероятный самогрыз,
В такой азарт и раж самопознанья,
В такое постижение нутра,
Что в половине пятого утра,
На потолок взглянув без содроганья,
Измерил взглядом крюк на потолке,
А ровно в пять висел уж на крюке.
* * *
Сей басни смысл огромен по значенью:
Самопознание приводит к отвращенью.

3.4. Поэзия как лекарство от скуки.

Глава 1 труда Жана Батиста Дюбо "Критические размышления о поэзии и живописи" (Дюбо, 1976, с. 35-37) так и называется: "О необходимости быть занятым во избежание скуки…". Он пишет: "У души, как и у тела, есть свои нужды и первейшая из них - это потребность быть постоянно чем-то занятой. Скука, происходящая из-за бездействия души, причиняет человеку такие страдания, что он подчас берется за самые тяжелые занятия, чтобы только избежать их. Легко понять, однако, что самый тяжелый телесный труд не в силах занять душу. Она может избавиться от страданий только двумя способами: или погрузившись во впечатления, доставляемые ей внешними объектами, или подкрепляя себя рассуждениями о разных предметах…".
Люди, предрасположенные к ясной и напряженной внутренней жизни, встречаются очень редко. Большинство же и не подозревает о возможности подобного склада ума и, страдая от душевного одиночества, полагает, что оно является неизбежным злом для всего человечества. Вот почему так часто видишь людей, занятых бесполезными делами и глупыми развлечениями, которые мешают ему остаться наедине с собой. Искусство, в частности поэзия, может спасти человека. Поэты, считает Дюбо, нашли средство возбуждать в нашем сердце искусственные страсти, спасая, таким образом, от скуки бытия. Вот откуда происходит наслаждение, производимое Поэзией.

Душа творца – ликующий Бродвей,

Переплетенье сотканных идей,

Поток неизъяснимых мук,

Тревог, разлук, восторга рук,

Ведь для нее не может быть страшней

Обыденности проходящих дней.

Мазохина И.

Поэзия отвлекает от повседневных забот и серого существования гармонией и музыкой слов.

3.5. Поэзия как внушение, эстетическое удовольствие.

"Гипнотическая сила поэзии - в ритме, в ауре, посредством которых воспринимающая душа приобщается к изливающей. Можно путем известного расположения ритма, путем созвучия, рифмы убаюкать наше сознание, привести его в состояние такого же равномерного движения и таким образом подготовить его к покорному восприятию внушаемого воздействия" (Гарин, 1992, с.364).
Внутренняя гармония, внутренние ритмы являют собой нечто самобытное, нечто инстинктивное. Многие мистические техники построены на эффекте сочетания ритма и повторения. Повторение одной и той же стимуляции, как это часто происходит в поэзии, приводит к особому состоянию сознания - гипнотическому и медитативному, особому состоянию покоя и "опустошенного сознания".
Одна из ипостасей поэтического произведения - скрытая суггестия (внушение), которая состоит в способности передавать то или иное состояние, захватывать творца и читателя эмоциями и раздумьями, вызывать в душах мощный отклик.

К гипнотическим стихотворениям по праву можно отнести стихотворение Бориса Пастернака «Зимняя ночь», оно создает невероятно мощную атмосферу поэтического настроения.

Б. Пастернак

ЗИМНЯЯ НОЧЬ

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

3.6. Поэзия как самопознание.

Благодаря поэтическому творчеству, человек развивается, обучается, познает что-либо, познает самого себя. Это искусство реально делает человека лучше, способствует его личностному росту. Приученным к искусствоотражению, пора переучиваться: искусство - не отражение, а углубление. Поэт, как Гомер или Мильтон, должен ослепнуть и обратить взор к внутренним пейзажам, вглубь себя. Познавая себя, проникая в эти сокровенные тайны, поэт должен пройти через одиночество и самоизоляцию.
Механизмами самоизменения в творческом акте являются процессы открытия и выражения смысла явления, которые переживает художник. Этот смысл нельзя объяснить, исходя из анализа событий жизни автора, "Истину, раскрывающуюся в произведении, никогда нельзя подтвердить или вывести из того, что было раньше. То, что было раньше, в его исключительной реальности, опровергают благодаря произведению". (М Хайдеггер). При этом изменяется привычное отношение к миру, его видение, оценивание. Создавая художественную реальность, автор преодолевает сложившуюся ситуацию и самого себя, выходит на другой ценностный уровень. "Меня породили мои писания" (Ж.П. Сартр).
Творчество, в том числе поэтическое, приносит не только эстетическое наслаждение, но и помогает через освобождение от душевных мук и кошмара переживаний приблизиться к пониманию себя, своего "я". Именно поэтому поэтическое творчество имеет еще и этическую миссию или социальную, если оно само становится средством лечения души.

Я – та, которая стремится

Познать всю тайну бытия,

И в этой тайне исцелиться,

Познав себя…Познав себя…

Мазохина И.

3.7. Поэзия как "мольба о бессмертии"

Творя, мы вступаем в борьбу с богами, потому что таким образом желаем избежать смерти. Мы знаем, что мы смертны, но внутренне не хотим примириться с этим. Мы пытаемся избежать смерти посредством творчества. Не зря Р. Мэй говорил, что "творчество - это мольба о бессмертии". (Мэй, 2001, с.25). Это стремление оставить что-то о себе, частичку своей души, завещая ее другим.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

(А.С. Пушкин)
И пусть Б. Пастернак декларирует: "Быть знаменитым некрасиво - не это поднимает ввысь…", больше веришь Л. Васильевой, написавшей: "Человек по призванью художник по признанью привык тосковать…".


3.8. Поэзия как внутреннее движение.

Наш организм является сложной, самонастраивающейся и самовосстанавливающейся системой. При наличии необходимых ресурсов человек достаточно быстро через механизм отреагирования приходит в состояние эмоционального гомеостаза (равновесия). Чаще всего бессознательно мы "сжигаем" негативные эмоции посредством движения. Таким образом, мы спасаем структуры головного мозга от излишней "черной" энергии. Но поэт как личность рефлексирующая и тонко организованная отвергает это грубое средство. Поэт предпочтет в силу своей творческой природы внутреннее отреагирование аффектов. Он избавляется от напряжения посредством языка, слова. Все мы помним: "В начале было слово…". Слово чудотворящее, оно наполнено невероятной энергией, энергией движения и действия в том числе, о которой многие из нас и не догадываются! Смена сильных и слабых единиц, ритмический порядок слов, динамизм слова - вот внутренний жест и внутренняя мимика поэта.
Кстати, это внутреннее мускульное, практически телесное усилие можно почувствовать в стихах. Маяковский писал: "Я стихи пишу всем телом… Шагаю по комнате, жестикулирую, расправляю плечи. Всем телом делаю стихи" (Кожинов, 1980, с. 286). И А. Блок говорил о поэме "Возмездие": "Все движение и развитие поэмы для меня тесно соединилось с развитием мускульной системы". Интермодальный аспект

Это далеко не все аргументы в пользу занятий поэтическим творчеством.

Заключение.

На основе вышеизложенного материала можно выделить основные тезисы от пользы поэтического творчества.

Во-первых, в поэзии есть практически вся полноценная гамма чувств, необходимая для процесса продуктивного развития души, а также для наполнения и обогащения внутреннего мира человека. Вряд ли для кого-то будет большим откровением то, что наша жизнь в целом непроста и не линейна. Состоит она не только из доброжелательных улыбок окружающих нас людей и бравых киношных героев, но и из другой незримой для окружающих реальности — из одиночества, внутренней боли, различных душевных страданий, разочарований и проч. Поэзия способна облекать человеческие чувства в лаконичную словесную оболочку, озвучивать их наиболее глубоко, ёмко и доходчиво, тем самым избавляясь от негатива или восхищаясь и получая радость от позитива.

Во-вторых, поэзия обладает богатейшим «техническим арсеналом», в котором — побуждающие к обобщённым размышлениям парадоксы, многомерные смыслы, философские сентенции и прочее. Поэзия — это своеобразный эмоциональный концентрат впечатлений от наиболее ярких моментов полноценной человеческой жизни: грустной и весёлой, серьёзной и шутовской… а также многое другое. Поэзия отвлекает от повседневных забот и серого существования гармонией и музыкой слов.


В-третьих, поэзия развивает образное, абстрактное и логическое мышление, воображение и фантазию, а также расширяет в целом кругозор нашего познания о человеческой сущности.
В-четвёртых, поэзия помогает более глубоко понимать и воспринимать как свой внутренний мир, так и внутренний мир других людей.
В-пятых, вот что писал о поэзии выдающийся поэт XX-го века Иосиф Бродский: «Поэзия — не развлечение и даже не форма искусства, но скорее наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства — речь, то поэзия — высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от неё, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и тому подобное. Это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи и зависимости, о существовании которых и не подозревали: данные в языке, в речи. Это уникальный инструмент познания ».
Стихи идут от сердца. В стихах можно говорить о вещах, которые трудно выразить в обычном разговоре или рассказе. В поэзии человек может позволить себе быть свободным и увлеченным даже чрезмерно. Свобода излияния чувств – это главный принцип психически здоровой личности, а значит поэтическое творчество – одно из важнейших направлений терапии творческим самовыражением.

Литература.


1. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1999.

3. Леонтьев Д.А. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве - искусство творчества. / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М., 2000.


4. Копытин А.И. Системная арт-терапия / А.И.Копытин – СПб: Питер, 2001

5. Оганесян Н.Т.Самоактуализация психических состояний через поэзию, режим доступа к ст. http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1425

6. Оклендер В. Окна в мир ребенка : Руководство по психотерапии/ пер. с англ. – М: Независимая фирма «Класс», 2005 – 336с.

7. Портал «Русские рифмы», режим доступа к ст: http://rifma.com.ru/Poetry.htm

8. Поэзия и авторская песня Украины/ Шошанни Николай « О формуле поэзии», режим доступа к ст: http://poezia.org/ru/publications/325

Ирина, очень интересный поэтический реферат. Есть небольшие дополнения в тексте. Также мне кажется, что было бы хорошо дополнить реферат параграфом, посвященном практическому применению чтения стихов и сочинения поэзии в терапии искусствами, терапевтическому подходу к сочинительству и описать принципы такого подхода (например, отсутствие критики), техники, позволяющие клиентам, которые испытывают страх и не уверенность перед литературным и поэтическим творчеством начать писать, позицию терапевта и др. Также хотелось бы напомнить, что тема реферата «Введение в арт-терапию» и было бы хорошо написать о возможном совместном применении работы с рисунком и работы с поэзией, что общее и что отличает применение этих двух видов искусства в терапевтической практике. Мы уже делали некоторые такие упражнения, ты можешь написать об этом, исходя из собственного опыта. Также интересно было бы услышать об использовании разных форм поэзии- белый стих, рифмованные стихи разного размера, хайку и др.

С уважением