Главная              Рефераты - Разное

на тему - реферат

Новосибирский государственный университет

Экономический факультет

Реферат на тему:

Полуостров Ямал: социальные и экологические проблемы освоения

Выполнил: студент I-ого курса Березиков А. А.

Проверила: к.э.н. О.П.Бурматова

Новосибирск

2005

Оглавление

Введение...................................................................................................................................................................

Глава 1.

1.1. Что для России значит Ямал ….........................................................................................................

1.2. Основные направления освоения Ямала……..................................................................................

Глава 2.Проблемы освоения Ямала....................................................

2.1. Социальные проблемы освоения Ямала..........................................................................................

2.2. Экологические проблемы освоения Ямала………............................................................................

2.3. Способы решения этих проблем........................................................................................................

Глава 3

3.1. Нужен ли России Ямал?.....................................................................................................................

Заключение...............................................................................................................................................................

Библиографический список.....................................................................................................................................

2

2-5

5

5

5-6

7-8

9

9-11

11

12

Введение

В столице Ямало-Ненецкого автономного округа городе Салехарде 17 декабря 2004 года прошла презентация крупнейшего топливно-энергетического проекта - промышленного освоения газовых и нефтяных месторождений полуострова Ямал.

Этот гигантский углеводородный полигон изучается давно. Геологические экспедиции исследовали полярную тундру, можно сказать, вдоль и поперек. Результаты разведки впечатляют: по расчетам исследователей, возможности ежегодной добычи природного газа на месторождениях суши полуострова оцениваются в 250 миллиардов кубометров, а ямальского шельфа - в 200 миллиардов кубометров. Помимо огромных запасов газа, природные кладовые Ямала хранят много жидких углеводородов. Достаточно сказать, что там разведанных извлекаемых запасов нефти в год- 292 миллиона тонн плюс 228 миллионов тонн конденсата.

На презентации в Салехарде вице-губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Иосиф Левинзон сказал:

- Для нашего округа очень важно, что наконец-то состоялись публичные слушания о выходе газовиков непосредственно на месторождения полуострова Ямал. Мы давно ждали этого. Хотелось бы, чтобы при освоении первых же месторождений учитывался полный комплекс проблем, связанных с их промышленной разработкой,- технических, экологических, социальных..

Действительно, это вопросы первостепенной важности - ведь условия работы в Арктике очень сложные. Здесь зима длится девять месяцев в году, нередки морозы до 50 градусов, ураганные ветры. Кроме того, трудности промышленного освоения Ямала тесно связаны с экологической безопасностью, необходимостью сохранить хрупкую, легкоранимую природу тундры, сберечь уникальную культуру коренного населения полуострова с его специфическим жизненным укладом, вековыми традициями.

Глава 1

1.1. Что для Росси значит Ямал

Ямал в переводе с ненецкого – «край земли». Севернее Ямала только Ледовитый океан. Ямал – это территория, превышающая несколько европейских государств, вместе взятых, полмиллиона населения, экстремальные климатические условия, дающая четверть(!) всех валютных поступлений в государственный бюджет России, и богатейшие запаса углеводородного сырья. Здесь ежегодно добывается 20 процентов мирового и 90 – российского газа. Более того, Ямал – это не только мощная сырьевая база страны сегодня, это и своего рода гарант энергетической безопасности государства на многие годы вперед: здесь сосредоточена четверть всех разведанных мировых(!) запасов природного газа.

Ещё одним из важнейших факторов экономического развития все больше становится разработка Полярного Урала. Это хромовые и марганцевые руды, редкие металлы, молибден, фосфориты, золото, платина и др. Особую ценность для нужд экономики страны представляют залежи хромовых руд, по которым округ не имеет конкурентов внутри страны. Годовой дефицит хромовых руд в России оценивается в 700–800 тыс. тонн и почти полностью удовлетворяется за счет импорта. А прогнозные ресурсы хромовых руд Ямала оцениваются в 620 млн. т. Уже начата разработка крупнейшего в России месторождения «Центральное». Годовая добыча по нему пока невелика. Но уже к концу 2005 году она может быть доведена до половины уровня потребности всей экономики России, а с подключением других месторождений позволит полностью отказаться от импорта хромитов.

Прогноз добычи газа, конденсата и нефти по районам Ямало-Ненецкого округа

Регион

2005

2010

2015

2020

2025

2030

Газ, млрд м3

ЯНАО

595,7

628

631

634

634,2

634,2

Надымский район

222.7

171

122

90,7

70,2

52,1

Тазовский

165,2

155

139

124

100,7

83,1

Ямальский

0

58,9

156

221

293,9

372,4

Пуровский

207,9

215

179

164

138,3

116,1

Красноселькупский

0.0

28

34.1

34,1

31.янв

10,6

Газовый конденсат, млн.т

ЯНАО

14,4

16,6

16,6

18,8

18,8

18,8

Надымский район

4,3

4,6

4,6

4,4

4,4

4,4

Тазовский

3

4

4

3,8

3,2

2,1

Ямальский

0

0

0

2,8

3,9

6,9

Пуровский

07.янв

7,9

7,9

7,8

7,3

5,4

Нефть, млн т

ЯНАО

47,5

63,3

92,4

94,6

95,1

95,1

Надымский район

03.сен

5,5

6,7

6,6

6,3

6,1

Тазовский

0

2,1

18,4

24,7

27,8

29,2

Ямальский

0

3,2

9,5

9,8

11,2

11,7

Пуровский

42,5

49

54,2

50

46,2

44,6

Красноселькупский

1,2

3,5

3,6

3,6

3,7

03.май

По-своему уникален агропромышленный комплекс Ямала. Поголовье северного оленя в регионе – крупнейшее в мире, оно насчитывает более полумиллиона голов. Серьезный успех имела презентация Ямала на недавно состоявшейся в Берлине Международной сельскохозяйственной выставке, где выставлялись образцы знаменитой северной продукции – оленина, пушнина, обская белорыбица, уникальная сувенирная продукция. Это дает округу уверенность в выходе на европейский рынок.

И все же стратегическим направлением развития экономики Ямала остается добыча энергоносителей. Это стратегическая миссия Ямала, его главный вклад в интегрированную экономику, в обеспечение энергетической безопасности страны. Сегодня автономный округ входит в пятерку наиболее динамично развивающихся регионов России и обеспечивает четверть валютных поступлений в государственную казну. Согласно международным экспертным оценкам, не только Россия, но и вся Европа в ближайшие полвека будут жить за счет поставок газа, добытого на Ямале. Поэтому Ямалу отводится ключевая роль в осуществлении «Энергетической стратегии России». Согласно этому проекту, к 2020 году Россия должна выйти по уровню добычи газа на 750 млрд. кубометров в год. 600 млрд. кубометров из них будут ямальскими. Кроме того, на Ямале всерьез считают реальным довести к этому времени добычу газового конденсата и нефти до 80 млн. тонн. Все планы экономически обоснованы и обеспечены реальной ресурсной базой. Запасов газа округа хватит на восемьдесят лет добычи, а нефти на сто. И это только то, что уже разведано и защищено. Три четверти всех открытых месторождений ждет разработки.

Еще одна золотая жила Ямала – газовый конденсат. Это экологически чистое ценнейшее сырье, практически не требующее никакой дополнительной подготовки для реализации. На сегодня его добыча относительно невелика – восемь процентов от всей добычи углеводородов. Но к 2020 году составляющая конденсата должна дойти до трети, а к 2030-му до половины всех углеводородов.

1.2. Основные направления освоения Ямала

В использовании земельного фонда полуострова Ямал в настоящее время можно выделить два главных направления. С одной стороны, на большей части территории продолжает развиваться традиционный вид деятельности коренного населения - пастбищное оленеводство и связанная с этим система ведения хозяйства. С другой - в связи с освоением газовых месторождений и притоком большого числа населения из многих районов страны, начиная с 1986 г. на Ямале прочно утвердилось новое направление в использовании земель - промышленное и транспортное строительство, изъятие значительных площадей для разведки и освоения вновь открываемых месторождений.

Глава 2

Проблемы освоения Ямала

Интенсивная индустриализация районов Крайнего Севера (трехкратный рост промышленного производства за последние 20 лет), высокая пространственная концентрация ресурсодобывающих отраслей, преобладание "технократического менталитета": стратегия "добыча - выкачка", невнимание к развитию и внедрению экологически безопасных технологий, нежелание учитывать ресурсные интересы традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов Севера, - привели к "безответственному освоению Севера" [Ч.М.Таксами].Острота и противоречивость этих процессов интенсифицировали научные исследования по вопросам экологизации ресурсных отраслей в условиях Севера. В них единодушно признается, что ущербность существующей стратегии освоения Крайнего Севера заключается в "отсутствии учета экологической обусловленности жизнедеятельности народов Севера", а ее продолжение в неизменном виде есть "путь к экологической катастрофе и экономическому тупику".

В 2003 году ОАО "Газпром" завершило подготовку документов посвященных комплексному промышленному освоению месторождений полуострова Ямал в которых особое внимание уделяется экологии, сохранению животного и растительного мира, интересам коренных и малочисленных народов Севера, а также социальной сфере , на которую при освоении планируется потратить 3,5 млрд долларов.

2.1. Социальные проблемы освоения Ямала

Как уже упоминалось выше, основные проблемы освоения Ямала – нарушение хрупкой природы ямальской тундры и как следствие – нарушение традиционной среды обитания для малочисленных народов Севера.Отмечу основные ошибки в решении данных проблем в настоящее время на основе целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2010 года»: 1. Представленный проект нацелен на развитие не конкретных малочисленных народов Севера, а районов их проживания. Ведь предыдущие Государственные целевые программы тоже были безадресными, поэтому средства, выделяемые Федеральным Правительством, не всегда доходили до коренных народов. Так, например, при реализации целевой программы «Дети Севера» в 1993-1996 годы, по данным Счетной палаты, заказчиком, т.е. Госкомсевером РФ, 2823,2 млн. рублей были использованы не по назначению и списаны без документального подтверждения. В результате и по настоящее время продолжается разрушение хозяйства, спад уровня и качества жизни коренных малочисленных народов Севера. 2. В XXI веке будущее России будет всецело зависеть от производительного потенциала северных, сибирских и дальневосточных территорий, в которых преимущественно проживают коренные малочисленные народы. Однако в целевой программе обойден этот решающий фактор возрождения экономического потенциала рассматриваемых территорий. В проекте программы вообще не рассматриваются вопросы интеграции коренных народов в промышленное производство (имеется ввиду привлечение коренных этносов в промышленность, строительство, транспорт, связь). С другой стороны, восстановление рабочих поселков восстановило бы внутренний рынок, т.е. сбыт продукции сельских и промысловых хозяйств аборигенов, что способствовало бы повышению доходов семей коренного населения.3. По-прежнему продолжается бесплатная эксплуатация земель и недровых богатств, принадлежащих коренному населению. Промышленные, транспортные, строительные предприятия и другие, осваивающие северные территории, как это принято в мировой практике, на основе договоров одну треть доходов должны отчислять территории, т.е. коренному населению, одну треть - предприятию, одну треть - государству, что должно осуществляться законодательным путем. А в целевой программе эти средства необходимо включить в строку «внебюджетные источники». Установление такого порядка позволило бы резко сократить объемы государственных бюджетных средств, направляемых на развитие коренных малочисленных этносов Севера. С другой стороны, а это главное, коренное население получило бы стабильную основу для материального благосостояния4. В 1998 г. по сравнению с 1990 годом поголовье оленей сократилось на 47%. В настоящее время в районах оленеемкость пастбищ позволяет увеличить поголовье животных до 2408 тыс. голов против 1294,4 тыс. голов на 1 января 1999 года. Продолжается сокращение поголовья крупного рогатого скота - на 46%, птиц - на 6%. Деградацию рыболовства авторы проекта объясняют «... систематическим переловом и несоблюдением требований экологической безопасности» На самом деле резкому сокращению добычи рыбы привели: отсутствие рынка сбыта на местах, обусловленное массовой ликвидацией рабочих поселков, удорожание транспортных расходов (особенно авиационных), что не позволяет вывозить рыбу в промышленные центры и города, находящихся далеко от рыболовных угодий. С другой стороны, повлияла ликвидация практики госзаказа, упрочнения управлений торговли и рабочего снабжения крупных промышленных предприятий и объединений, которые раньше заключали договора с рыболовецкими хозяйствами. Разрушение сельского и промыслового хозяйства привело к обнищанию массы аборигенного населения, что подтверждается резким снижением уровня доходности и ежесуточного потребления продуктов питания на душу населения. Так, среднемесячный доход на душу населения семей коренных малочисленных народов Севера, по данным бюджетного обследования семей, в два-три раза ниже, чем в среднем по регионам, а в родовых общинах в 3-4 раза ниже прожиточного минимума.5. Сложившиеся реалии стали возможными в результате продолжающегося разрушения производственного потенциала северных, сибирских и дальневосточных субъектов Российской Федерации. Так, в 1997 году добыча нефти по сравнению с 1990 годом сократилась на 40,0%, в 1998 году по сравнению с предыдущим годом - на 5%, угля - соответственно - на 22,1% и на 6%, выработка электроэнергии в 1998 году по сравнению с 1996 годом - на 12% и т.д. Повсеместное закрытие промышленных предприятий привело к массовому оттоку трудоспособного населения, главным образом, квалифицированных специалистов.

2.2. Экологические проблемы освоения Ямала

В последние годы наметился некоторый прогресс, т.е. стали разрабатываться новые месторождения, работают геолого-разведочные станции что, конечно, позитивно скажется на производственном потенциале сибирских земель, но возникает другая проблема – нельзя допустить разрушения «хрупкой» ямальской тундры.

Динамика отвода земель под несельскохозяйственные нужды в Ненецком,
Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах за 1982-1997 гг. (тыс. га)

· I - всего; II - в т. ч. во временное пользование;

· III - возврат земель*

Округа

1982—1987

1988—1994

1995—1997

Итого

Ненецкий

I

10

12

18

40

Ямало-Ненецкий

I

300

354,5

394,3

1049

II

200

224

290

714

III

41,2

50,8

60,6

152,6

Ханты-Мансийский

I

289,6

311,4

362

963

II

195,2

211

267

673,2

III

118

150

211

479

Итого по трем округам

599,6

677,9

774,3

2052

* Составлено по данным земельных балансов окрземотделов

Однако данные по официальным отводам - это всего лишь оценка "снизу", так как в реальности велика доля "самоотводов" земли под промышленные нужды. Если, например, в Ханты-Мансийском округе на добычу и геологические изыскания отведено 91,4 тыс. га, а общее число пробуренных скважин составило 56 тыс., то по нормативам это требует отвода 210-250 тыс. га.

Прямой и косвенный ущерб от существующих технологий производственных процессов (экологические издержки промышленного производства). Многие технологии, используемые на Севере, по своим эксплуатационным характеристикам не отвечают требованиям экологической безопасности в условиях Крайнего Севера. Одна буровая установка за год работы выбрасывает в окружающую среду 2 т углеводородов, 8 т угарного газа, 5 т сернистого ангидрида, 30 т окислов азота. Для нейтрализации ее деятельности требуется река с площадью водосбора 6-7 тыс. км2 . В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах ежегодно сжигается в факелах 13,6 млрд. м3 попутного газа (12,2 и 1,4 млрд. м3 соответственно), при этом образуются генотоксичные и канцерогенные вещества. При строительстве линейных объектов инфраструктуры не учитывались интересы оленеводческих хозяйств, что привело к сильной неустойчивости и нестабильности маршрутов каслания, а парцелляция угодий делает их непригодными для использования, даже если они не загрязнены.

Несоблюдение технологических процессов, преступно-безответственное отношение к природе. Видимо, "человеческий фактор" - ведущий в экоциде природы Крайнего Севера. Примеров его разрушительной деятельности несть числа: это и многократное (в 5-10 раз) превышение нормативного отвода при обустройстве буровых и линейных объектов (при прокладке газопровода длиной 280 км Мессояха-Норильск нарушили почвенно-растительный покров на 70 тыс. га, отсутствие у магистральных газопроводов запланированных проходных путей, потери нефти и газа при добыче и транспортировке, езда на вездеходе и перетаскивание буровых по бесснежной тундре, браконьерство и т. д.

2.3. Способы решения этих проблем

Предложено много конструктивных решений и концептуальных идей по трансформации современного природопользования на Севере, которые могут быть сгруппированы следующим образом:· размежевание природно-хозяйственных территорий: зон промышленного освоения от зон традиционного природопользования, закрепление за народами Севера приоритета в природопользовании и создание комплексных заповедных территорий или специальных экологических зон с самостоятельным юридическим статусом в лице самоуправляющихся общин;· изменение экономического механизма природопользования путем введения платы за ресурсы и системы экологических платежей, создание фондов природоохранной деятельности, переоценка биологических ресурсов традиционных отраслей хозяйства;· развитие экологической инфраструктуры - системы защитных объектов, улучшающих качество среды обитания, экологическая ревизия всех инвестиционных программ по Северу;· инвентаризация, классификация и картографирование эколого-хозяйственного состояния территорий, особенно агроландшафта в зонах промышленного освоения.

Глава 3

3.1. Нужен ли России Ямал?

Программа освоения Ямала «в полный рост» возникла одновременно с грандиозным проектом строительства газопровода Ямал-Европа еще в советские времена. С тех пор этот несуществующий газопровод, берущий свое начало от месторождений полуострова, присутствует на всех газовых картах в варианте с подводным переходом через Байдарацкую губу. Долгие годы «Газпром» заявлял, что разработка месторождений Ямала является его стратегическим приоритетом, и газ, который будет добываться там, восполнит неминуемое падение добычи газа на основных ныне разрабатываемых месторождениях «Газпрома» в Надым-Пур-Тазовском районе ЯНАО. Проект разработки Ямала была любимым детищем В.Черномырдина.

Но в конце 90-х годов ситуация стала меняться. Штокмановское месторождение, разработка которого, конечно, всегда упоминалась в стратегических документах, но в приоритетах «Газпрома» стояла после Ямала, вышло на первое место – российский газовый монополист еще при Р. Вяхиреве изменил взгляды на свое будущее. Затем Правительство РФ поменяло вяхиревскую команду, и Ямал, после прихода А.Миллера в «Газпром», вновь гордо вышел на первое место в списке. В ноябре 2001 года на совещании в Новом Уренгое Президент РФ В.Путин дает поручение подготовить программу комплексного освоения Ямала, а Правление «Газпрома» постановлением от 14.01.02 № 1 определяет «месторождения углеводородов полуострова Ямал и шельфа Карского моря регионом стратегических интересов ОАО «Газпром» и основным объектом освоения на период до 2010 г. и последующую перспективу, определяющим энергетическую безопасность Российской Федерации».

Работа закипела. С 28 по 30 января 2002 г. в Ямбурге, Салехарде и Новом Уренгое проходят расширенные выездные совещания по развитию добычи и транспорта газа на территории ЯНАО. В них принимают участие делегация «Газпром» во главе с А. Миллером, губернатор ЯНАО Ю.Неелов, а также руководители всех добывающих и транспортных предприятий «Газпрома», работающих в регионе. В Салехарде А. Миллер и Ю. Неелов подписывают меморандум о взаимодействии «Газпрома» и администрации ЯНАО по комплексному освоению месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий. И вот, в апреле 2002 года становится официально известно, что «Газпром» и администрация ЯНАО поручение Президента РФ выполнили – ответственный исполнитель «ВНИИГАЗ» разработал проект Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий, и проект был направлен в Минэнерго РФ и МПР РФ для последующего утверждения Правительством РФ. Затем стало известно, что доработанный проект Программы администрация ЯНАО и «Газпром» должны представить Правительству к июлю 2002 года.

Дальше события развивались следующим образом. В октябре А. Миллер и Ю.Неелов подписали Соглашение о сотрудничестве на 2003 год, в котором говорилось, что стороны выполнят обязательства, принятые в соответствии с условиями Меморандума о взаимодействии администрации ЯНАО и «Газпром» по комплексному освоению месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий. При этом особое внимание будет уделено присвоению Программе комплексного освоения Ямала статуса федеральной, обеспечению специального налогового режима для ее реализации, разработке и принятию закона о государственной поддержке освоения месторождений полуострова.

В ноябре 2002 года на совещании в Салехарде премьер-министр М. Касьянов говорит о том, что федеральным органам исполнительной власти будет поручено ускорить разработку программы освоения ресурсов Ямала. Вроде бы ни что не предвещает грозы.

23 марта 2003 года, во время визита делегации МПР РФ в ЯНАО, вице-губернатор автономного округа Иосиф Левинзон сообщает, что существуют различные подходы к разрешению проблем промышленного освоения месторождений, находящихся на полуострове Ямал, при этом МЭРТ РФ отстаивает свою точку зрения, Минэнерго РФ, Газпром – свое видение решений по этому вопросу. Иосиф Левинзон также отметил, что промедление с правительственным решением по этому вопросу грозит серьезными последствиями для всего государства, так как никакой серьезной альтернативы ямальским месторождениям в добыче газа нет. Чувствуется – ситуация начинается меняться не в пользу Ямала.

И вот, в апреле, Россия подписывает многолетний контракт на закупки туркменского газа.

Многие аналитики считают, что подписание соглашения о закупке туркменского газа фактически означает откладывание освоения месторождений полуострова Ямал.

Стоит обратить внимание, что ставшие в последнее время традиционными заявления о стоимости ямальского газа, мол, он будет стоить не менее $60 за 1000 куб.м., (туркменский газ нам «обходится» в 40-45$) требует дополнительных пояснений. По оценкам специалистов самого «Газпрома» (ВНИИГАЗ), себестоимость добычи газа Ямала «на скважине» будет колебаться вокруг отметки в $25 за 1000 куб.м. Существенное же увеличение цены возникает, если строить «по полной программе» газопровод Ямал-Европа (естественно, через Байдарацкую губу). Но надо ли к моменту ввода ямальских месторождений строить его именно по этому маршруту, если к тому времени подача газа в ЕСГ из действующих месторождений «Газпрома» существенно уменьшится? Вероятно, можно будет обойтись уже имеющимися действующими мощностями, и протянуть газопровод до ближайшей точки ЕСГ – по суше через Салехард или по дну Обской губы, что существенно уменьшит капиталовложения, необходимые для транспортировки ямальского газа.

Встает вопрос: а в таких условиях однозначный выбор в сторону туркменского газа действительно оправдан, или это просто вызвано тем, что туркменский газ можно просто взять и купить, минимизировав вложения в трубопроводы (которые все равно потребуется строить/расширять) и предоставив право Туркменистану самостоятельно заниматься наращиванием добычи газа.

А освоение Ямала требует большой тяжелой кропотливой слаженной работы, причем не только «Газпрома», но и других организаций. В рамках существующей системы управления газовой отраслью (и/или экономикой всей страны) реализация такого сложного проекта кажется маловероятной, даже если он имеет некоторые экономические основания.

Заключение

В заключении приведу слова Коре Родаля: "С развитием транспортных средств и линий коммуникаций жизнь в отдаленных арктических районах в будущем, возможно, будет мало чем отличаться от жизни во многих местах, расположенных в зоне с умеренным климатом. Вероятно, с течением времени в Арктике будут созданы курорты, дома отдыха, санатории, в которых человек сможет отдохнуть от городской жизни".

На данном этапе освоения Ямала важно сохранить во многом уникальную его природу, животный и растительный мир, не разрушив тем самым вековые традиции коренных и малочисленных народов Севера.


Библиографический список:

1. Выступление председателя правления А.Б. Миллера на XXII мировом газовом конгрессе (http://www.gazprom.ru/articles/article13299.shtml)

2. Елгин В.В. Нефтегазовый комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа: проблемы и приоритеты развития//ЭКО.-2004.-№10

3. Иосиф Левинзон «Газовая кладовая России»// «Экономика России: ХХI век» № 14

4. Решение конференции "Роль А.Н. Косыгина в развитии нефтегазового комплекса страны" (http://www.rosngs.ru/news28.html)

5. Хрущев С.А. "Эколого-хозяйственная устойчивость традиционных отраслей при промышленном освоении севера" (Статья взята из http://www.rangifer.org/gumilev/all_texts.shtml)

6. Ямал: он все-таки есть, или его нет? Статья предоставлена специалистами фирмы ERTA-consult (www.federalpost.ru)