Главная              Рефераты - Разное

Учитель географии Николаева А. С - реферат

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3 г. Белгорода»

История русской свадьбы

Работа ученицы 9 класса

Волковой Маргариты

Руководитель

учитель географии Николаева А.С.

Белгород, 2006 г.

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Семья и семейные обряды……………………………………………………..3

1.1. Традиции древних славян…………………………………………………………..4

1.2. Христианский взгляд на брак………………………………………………………6

Глава 2. Свадебные обряды и традиции…………………………………………………7

2.1. Свадьба в деревне……………………………………………………………………7

2.2. Городская свадьба…………………………………………………………………..11

2.3. Географические особенности брачно-свадебных традиций……………………..15

Глава 3. Современная свадьба…………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………………….25

Библиография…………………………………………………………………………….26

Приложения:

1. Словарь терминов………………………………………………………………..27

2. Юбилейные церемонии………………………………………………………….29

3. Презентация………………………………………………………………………30

Введение

Человек окружает себя в жизни множеством вещей. Это вещи, созданные не только его руками, но и его воображением, мыслями, чувствами. Все вместе они образуют сложную систему, называемую культурой. Всё, с чем бы ни имел дело человек в своей жизни, включается им в эту общую систему и связывается со всеми остальными её частями.

Культура – это способ организации жизни, специфической для человека и отличающий его от прочих живых существ. Благодаря этому свойству, способности создавать культуру, человечество едино во все века своего существования. Благодаря ему разные поколения столь не похожи друг на друга, ведь человек постоянно что-то меняет в своей жизни, что-то развивает, а что-то теряет. И все эти приобретения и потери передаются следующим поколениям. Каждый человек связан бесконечным числом нитей с теми, кто живёт вместе с ним на земле, так и с теми, кто жил на ней до него. Всем, что окружает нас в жизни, мы обязаны нашим далёким предкам.

Сегодня велика потребность в реконструкции культурной памяти. И она не случайна. Чтобы двигаться вперёд, мы нуждаемся в восстановлении тех связей, которые были, казалось, безвозвратно утеряны. Для нас тем более важен опыт тех, кто сумел выстоять во всех испытаниях «железного» XX века – во многом благодаря семейным традициям, бережно хранимым и передаваемым из поколения в поколение.

История свадьбы – это часть истории культуры в самом широком смысле слова. Она полна напряжённых и драматических событий. Как правило, на ней сказывались все политические, социальные, экономические, культурные трансформации. Она включает в себя историю семьи и семейного законодательства, праздничной культуры и обрядовой стороны жизни, а так же историю одежды, быта и повседневности.

Цель нашей работы – подробное ознакомление с одним из элементов общественной жизни человека – свадьбой.

Источником информации для работы послужили – литература отечественных авторов, толковые и энциклопедические словари, материалы всемирной сети Интернет.

Практическое значение работы заключается в том, что в ней частично обобщён материал, способный служить учащимся, интересующимся историей, географией. Материал может быть использован при подготовке классных часов и других внеурочных мероприятий.

Глава 1. Семья и семейные обряды

Свадьба – обряд, сопровождающий

заключение брака.

На ранних стадиях общественного развития, в период матриархата, заключение брака сопровождалось очень несложными церемониями. Свадьба как обрядовое оформление брака получает особое развитие в период патриархата, когда прочно утвердилось единобрачие и поселение супругов в доме мужа.

Основным моментом всего цикла свадебных обрядов у всех народов является переход невесты из дома родителей в дом жениха, то есть драматизированное изображение перехода женщины в новую семью, новый род. Этот основной акт, как правило, сопровождается обменом подарками, праздничным пиром, увеселениями.

В свадебных обрядах принимают участие родственники жениха. Содержание этих обрядов различно. Часто инсценируются насильственный увоз невесты женихом и его друзьями, сопротивление невесты и её родни, что отражает тот период в развитии брака, когда утверждался новый порядок поселения и подчинения женщины власти мужа и его родни.

Для семейного строя русских характерно длительное сохранение большесемейных патриархальных традиций. Большая или неразделённая семья у русских объединяла несколько семейных пар, находившихся в прямом и боковом родстве. Её отличало совместное владение имуществом, ведение общего хозяйства, общие жилище и стол. Во главе такой семьи стоял старший мужчина.

В период распада патриархального строя, когда за женщину, которую рассматривали как рабочую силу, требовали плату, в свадебных обрядах появились инсценировки «продажи» невесты, а вместе с тем возникли «смотрины» - обряд осмотра покупаемой женщины. Многие свадебные обряды связаны с религиозными представлениями, имеют магический смысл, призванный защищать молодых от «злых духов», «порчи» и так далее. Часто переход женщины из одной семьи в другую сопровождался прощанием невесты с очагом родительского дома и посвящением её домашнему очагу мужа. Зерном, мукой, орехами осыпали молодых, символизируя изобилие, благополучие. В это время возникают костюмы невесты и жениха.

Глубокие изменения под влиянием развития товарно-денежных отношений происходили ещё в XVIII веке, вызывая дробление и образование малых семей как самостоятельных единиц. Однако русские в силу некоторых объективных условий удержали эту форму семьи в своём быту до XX века, в некоторых районах вплоть до 1930-х годов.

Основной формой семьи стала семья малая, состоящая из двух поколений: родителей и их детей. Малая семья, известная ещё со времён Древней Руси, уже к периоду позднего феодализма у русских была преобладающей.

1.1. Традиции древних славян

Рассматривая вопросы, связанные с семейно-брачными отношениями и свадебными обрядами русского народа, нельзя обойти вниманием древние обычаи и традиции, слова и выражения, сохранившиеся в материальной и духовной жизни современных славян от наших предков, живших в дохристианскую эпоху.

Прежде всего, следует вспомнить, что у многих языческих «верховных» богов были собственные имена, и каждый отвечал за отдельную часть материальной, духовной и культурной жизни древних славян. К примеру:

- Род – один из древнейших славянских богов, творец, родитель всего сущего. От его имени пошли очень многие важные слова в нашем языке: «родня», «родить», «родина», «народ», «природа, «урожай» и др.

- Рожаницы – женские божества плодородия, дарительницы жизни. Рожаницы не только даровали жизнь всему живому, но и «отслеживали» ее на всем протяжении. С их именами была накрепко связана судьба человека, как мы говорим, «его звезда». Несмотря на церковные гонения, через века дошла к нам традиция два раза в год – летом и зимой – устраивать в честь Рожаниц щедрые пиршества, проводимые всенародно. Наверное, это произошло потому, что культ Рожаниц в какой-то мере сросся с Богородичным культом.

- Мокошь (Мокоша, Макошь, Мокуша). Наши предки почитали ее как богиню плодородия. Расшифровывали это имя как «мать хорошего урожая», «мать благополучия». Позднее на Мокошу люди наложили «ответственность» за все домашние женские работы. Была она и невидимой пряхой, и стригла овец, вмешивалась в другие повседневные дела хозяйки. К усердным хозяйкам была она добра, а тех. Кто ее не слушался, наказывали. Крестьянки боялись Мокоши и приносили ей жертвы.

- Лада. Имя Лады можно найти в фольклоре всех славянских народов. Ладу представляли себе люди прекрасной молодой златокудрой женщиной с венком цветов на голове. Одета она была в русский наряд, опоясана золотым кушаком. За руку она держала маленькую свою дочку – богиню любви Лелю.

Воплощение любви и красоты, Лада была непременной участницей брачных обрядов и покровительницей семейной жизни. Не случайно от этого слова произошло слово «лад» - супружество, основанное на любви, «ладить» - жить в мире и дружбе, «ладный» - статный, красивый, «лады» - уговор или помолвка. Имя богини стало на Руси синонимом слова «любимая». А впоследствии даже превратилось в женское имя.

Наши предки считали Ладу преемницей двух древних Рожаниц, покровительниц рождающейся природы, олицетворением пробуждающихся по весне сил земли. Праздники в честь богини проводились обычно весной, 1 мая, и в первой половине лета. Игры и песни в честь Лады со временем перекочевали в свадебные обряды: в крещенских девичьих гаданиях о суженом, и в пору сватовства, свадьбы звучало имя доброй и благосклонной к любящим богини Лады.

У Лады была большая и дружная семья. Четверо детей помогали матери в ее трудах и заботах. И у каждого из них был свой участок работы.

- Леля была старшей дочерью Лады (ее порой называли Леля, Лель). Ее задача и сила в том, что она воспламеняла в людях любовь. Как амур у древних римлян, Леля – вечный крылатый младенец. Только нет у нее стрел, просто из ее рук рассыпаются искры, воспламеняющие сердца. Немало осталось в языке слов, произошедших от ласкового слова Лели. Это и «лялька» - детская колыбель, «лелеять» - бережно к чему-то относиться.

- Полеля. Это улыбающееся божество в венке из цветов шиповника – языческий славянский «вариант» греческого бога Гименея. Само имя Полеля (по-леля) означает «следующий после Лели», ибо вслед за любовью следует брак, супружество. В руке Полели, протянутой к молодым, такой же, как на нем самом, венок из цветов шиповника – намек на то, что ожидают их в дальнейшей супружеской жизни не только цветы, но и шипы. В другой руке – рог, где постоянно пенилось вино, такое же хмельное и игристое, как счастье влюбленных.

- Дид. Создав семью, встретившись с первыми трудностями семейного быта, супруги вспоминали еще об одном сыне Лады. Звали его Дид, и он считался покровителем супружеской жизни. В народной одежде, с венком скромных васильков на голове, с двумя горлинками в руке, он всегда был молод, как должны быть всегда молоды чувства мужа и жены. Ведь он-то знал, что лишь смерть может разорвать их союз, как у этих верных, нежных птиц – горлинок. И пусть с годами утихнет огонь в крови, но должны остаться нежность, взаимное уважение друг к другу.

- Дидилия. Младшенькую дочь Лады, Дидилию, навещали в основном женщины, ибо она была богиней материнства. Женщины, ждущие ребенка, просили ее о благополучном разрешении. Бездетные молили даровать младенца. Многодетные матери хотели, чтобы Дидилия вразумила, как хорошо воспитать детей, уберечь их от болезней.

Как мы видим, образы древнеславянских богов и их деяния неразрывно связаны с жизнью человека, рода, общины. Они природосообразны, поэтому и почитаемы, любимы народом, сохранились в веках.

Дружба, любовь, стремление найти свою пару и заключить брак – все эти чувства и устремления людей находят свое отражение в народных праздниках. Среди них особое место занимает праздник Ярилы-Солнца, древнего бога весеннего плодородия, олицетворяющего собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки землю.

Трогательную и печальную историю любви дочери старика Мороза и прекрасной Весны Снегурочки к пастушку Лелю поведал нам в своей весенней сказке «Снегурочка» драматург А.Островский, а композитор Н.Римский-Корсаков создал на основе этой пьесы чарующую оперу. Печальный конец сказки приурочен к Ярилину дню. Царь Берендей для того, чтобы задобрить бога Ярилу, решил собрать всех девиц-невест и парней-женихов и, как только брызнет солнце, соединить их судьбы.

И тогда пусть сольются

В единый клич навстречу Солнцу

И брачная торжественная песнь…

Царь и помыслить не мог, что жертвой станет Снегурочка, ледяная девушка, растаявшая по лучами весеннего солнца.

А кто не слышал о самом веселом и разгульном старинном празднике «Ночь на Ивана Купалу»? Костры, песни, купания, сбор волшебных трав – было, где разгуляться в этот праздник. В эту ночь девушки пускали по воде веночки из цветов и внимательно смотрели, чтобы они не тонули, ведь в таком случае девушка в этом году не выйдет замуж. Молодежь собирала цветы, искала «чарующую» траву – папоротник. Ведь именно в те мгновенья, когда с треском раскрывается Перунов цвет, из земли выходят клады, загораясь синими огоньками. На таких праздниках молодые люди искали своих суженых.

Издревле на Руси выбор жениха и невесты считался священнодействием, предопределением богов. Поэтому и обращались в любовных заговорах к повелителям небесных и земных стихий: «Встану я при свете месяца ясного, до восхода солнышка красного, в чистом поле на запад хребтом, на восток лицом, позрю-посмотрю на ясное небо. Как со ясна неба летит огненная стрела, той стреле помолюсь-покорюсь и спрошу ее:

- Куда полетела, огненная стрела?

- В темные леса, во болота зыбучие, во сырое коренье.

- О, ты, огненная стрела! Воротись, полетай, куда я тебя пошлю. Есть на Руси красна девица Василиса. Полетай в ее ретивое сердце, в черную печень, в горячую кровь, в сахарные уста, в ясные очи, в черные брови, чтобы она тосковала-горевала весь день - отныне и довеку!».

Брачующиеся назывались суженными, ибо союз (от слова «узы» - они были скованы совместными цепями брака, символом которого были обручальные кольца) их зависел от божьего суда. Но божий суд – это еще и испытание огнем, водой и оружием при сомнительных, спорных делах. Огонь, вода и оружие (боевые стрелы) присутствовали и в брачном обряде.

Молодые, заключавшие любовный союз, должны были трижды обойти на капище вокруг жертвенного огня. Отныне огонь любви должен был гореть в их сердцах. Затем их обливали водой из жертвенного родника, подобно тому, как Отец-небо изливает на Мать Сыру землю свои живородные струи. Особенную роль играли в брачном обряде стрелы. Не зря ведь в сказке «Царевна-лягушка» царь велит своим сыновьям взять по стреле и пустить в разные концы света: где стрела упадет, там и невесту себе найдешь.

Стрелою разделяли девичьи распущенные волосы, прежде чем заплести бабью косу Стрелы водружали в сеннике по углам над головою молодых в первую брачную ночь. На них вешали собольи и куньи меха – как символ богатства.

Отошли в прошлое древнеславянские боги и герои, но остались в фундаменте нашей культуры мифы, легенды, предания. Мы унаследовали мифологические представления в виде слов, обычаев, суеверий, но еще былин, сказок, пословиц. Незримая связь времен делает жизнь современного человека полнее и богаче.

1.2. Христианский взгляд на брак

Принятие христианства как единой религии для Древней Руси стало основой ее укрепления, просвещения и развития. Несмотря на трудности, стало православие опорой власти государственной. С соизволения князей церковь взяла на себя регулирование всех семейных дел и поведения человека в быту.

Устремления святых отцов были благими. Церковь брала под защиту права женщин и детей, не позволяя бить их, мучить и изгонять из дому, пресекала многоженство, умыкание девиц, насильственную выдачу замуж. Постепенно формировалась православная обрядовая система, позволяющая унифицировать все стороны личной жизни, в том числе сочетание браком и свадебные церемонии.

По канонам православной церкви брак есть Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен самим Господом еще в раю. По сотворении Адама и Евы благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28).

Иисус Христос освятил это таинство своим присутствием на браке в Канне Галилейской и подтвердил это божественное установление: «Сотворивший вначале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, а одна плоть. Итак, что бог сочетал, того человек не разлучает» (Мф. 19, 4-6).

Апостол Павел говорит: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос, глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 25).

Церковный брак официально признаётся таинством, совершённым на небесах, направленным на наиболее полное физическое и духовное общение супругов. Таинство брака не обязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить целомудренную, чистую жизнь, которая по учению Христову выше брачной, и есть один из величайших подвигов.

С приходом христианства принимается византийское брачно-семейное законодательство, представления о браке закрепляются в «Кормчей книге». Эта книга является образцом документа, регламентирующего обрядовую сторону культурной жизни.

В XI веке было введено церковное венчание. Однако языческий обряд не сразу ушёл из жизни «простых» людей. Церковное венчание практиковалось среди высших слоёв общества, остальное же население заключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитком язычества, с которым церковь пыталась бороться.

Согласно «Кормчей книге», венчанию предшествовало обручение – сговор, во время которого родители невесты и жениха договаривались о заключении брака и размере приданного. Акт обручения оформлялся специальной сговорной записью, а за нарушение обещания вступить в брак устанавливалась неустойка. Одновременно священник, производивший обручение, делал венечную запись, которую было необходимо предъявить при венчании. Обручение связывало жениха и невесту почти так же, как брак. Нарушение верности жениху рассматривалось как прелюбодеяние.

Был установлен возраст для вступления в брак - 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний предел не ограничивался, однако священнику предписывалось отказываться венчать лиц престарелых и имевших «великую разницу в летах». Не разрешались браки с близкими родственниками, между лицами, состоявшими в духовном родстве, основанном на совершении обряда крещения, а также с нехристианами. Нельзя также было вступать в брак при наличии другого, не расторгнутого брака. Взаимное согласие было необходимо, но на деле согласия невесты не требовалось. Расторжение брака всё более усложнялось. Основным поводом было прелюбодеяние, неспособность к брачному сожитию, бесплодие жены, постриг в монахини (Петр I постриг свою первую жену Евдокию Лопухину в монахини, несмотря на её сопротивление). Ещё был возможен развод по обоюдному согласию супругов. «Как мы по своей воле сошлись, так по доброй воле разошлись», - свидетельствуют грамоты разных лет.

Глава 2. Свадебные обряды и традиции

Для каждого народа на определённой ступени его развития характерен свой традиционный устойчивый комплекс свадебных обрядов, сочетающийся со всеми видами народного искусства: танцы, музыка, пение, театрализованные действия.

В России с религиозной православной религией с одной стороны, с обычаями и ритуалами, уходящими корнями языческую, дохристианскую эпоху с другой, сформировался особый слой культурных традиций проведения свадьбы.

Рассмотрим особенности проведения свадьбы в городе и деревне, на юге и севере России, в Белгородской области.

2.1. Свадьба в деревне

Свадьба – от слова «свой», «свой человек». Играть свадьбу, значит, вводить в жизнь села новую семью.

В основе обряда свадьбы – дорога, по которой поезд жениха движется в новую жизнь, дорога, превращающая ранее разрозненное в единое, событие купли-продажи, проходящее через этапы:

· Сватовство – слово-запрашивание.

· Сговор, смотрины, пропой, просватанье – слово-плач невесты по дому.

· Подготовка к свадьбе – слово-прощание с родным домом, отцом, матерью.

· Девичник – слово прощание с былой девичьей жизнью.

· Парневник – слово прощание жениха с холостой жизнью.

· День свадьбы.

Сватовство

Свадебный обряд начинался со сватовства. После сватания обе стороны ещё могли отказаться от брака, но после сговора рукобития или городской помолвки это было недопустимым. Поскольку брак заключался по соглашению между родственниками невесты и женихом или его родственниками, значительную роль играли т.н. свахи и сваты.

Сватовство сопровождалось иносказательным словом: общение шло в форме загадок, иносказаний, оберегов, то есть формой «обиняка» (не напрямую). Приходили свататься обычно вечером, шли огородами.

Молодые назывались иносказательно «бычком и тёлочкой». Говорилось о том, что, мол, «у вас ком теста и у нас ком теста, нельзя ли их свалять в одно место». С темой сватовства связано немало песен типа этой:

Садил мужик черемушку,

Садил, поливал:

«Расти, расти, черемушка,

Не тонка, не высока.

Цвети, цвети, черемушка,

Как белая заря.

Созрей, моя черемушка,

Как чёрна грязь».

Незрелая черемушка

Нельзя её сорвать;

Просватана невестушка,

Нельзя её так взять.

Приходил к нам селезень,

Приходил к нам селезень,

Приходил к нам на двор,

Приходил к нам на двор,

К нам на двор, к нам на двор:

«Ты, утица, выйди к нам,

Ты, утица, выйди к нам,

Ты, серая, выйди к нам,

Ты, серая, выйди к нам,

Выйди к нам, выйди к нам!

Узнай своего женишка,

Узнай своего женишка,

Женишка, женишка!» -

«То не мой, то не мой,

Иван – сударь румяной,

Иван – сударь румяной –

То не мой!»

Сговор, смотрины, пропой

По традиции после сватовства и до отъезда к венцу невеста должна была плакать, обращаясь ко всем её окружающим родственникам: отцу, матери, сёстрам, братьям…. Плач, причёт исполняются до венца.

Исполнение плача – нежелание другой жизни, «менее сладкой», чем у отца – матери.

М.Шибанов

«Празднование свадебного сговора»

Подружки после сговора могли петь девушке «слезливые» песни, на что она могла отвечать причитаниями или причетами.

Во городе перстни ковали,

Посередь Москвы золотили,

У царя в Москве оценили.

Кому этим перстням обручаться!

Так отроку с отрочицей,

Доброму молодцу со девицей,

Кузьме – то с Александрой.

Андреевичу с Семёновной.

Во время сговора дом был полон гостей. У ворот в этот момент могли петь песни, например, «По улице, по широкой» и другие.

Подготовка к свадьбе

Во время подготовки с подругами свадебного наряда невеста продолжала много причитать. В этот период жених часто приходил к невесте. Мог приходить с друзьями, которые шутили, и каждому невеста могла причитать.

Девичник

У русских по сравнению с другими восточнославянскими народами значительно большее развитие на предсвадебном этапе получил девичник, устраивавщийся накануне свадьбы у невесты. Событие девичника посвящено оплакиванию «красоты» (так назывался головной убор, или повязка определённого цвета) – символа девичества.

Невеста в кругу своих подруг прощалась со своей девичьей волей, на севере - красной красотой, которую чаще всего символизировала лента, венок или головная повязка (девичий головной убор), реже ёлочка. На юге такую же роль играла наряжённая ветка. Снимали символы девичества подружки, певшие при этом песни или приговаривавшие магические слова. Невеста прощалась с «красотой». Плакала, просила счастья у бога, а так же просила снять косу, в которую « впутано много колючек», просила « зашить» косу и заплести поплотнее в «шесть рядов».

Заплетали свадебный венок. Особенно развёрнутым, поэтичным, полным драматизма этот обряд был в среднерусских губерниях. Здесь же долго сохранялся и обычай предсвадебного мытья невесты в бане, куда ее покрытую платком (от сглаза) вели подружки, и обрядовые причитания невесты (отбивание зорь).

После бани невесту ведут домой, где она одаривает девушек ленточками с веника. Далее невесте («сговоренке») заплетают косу, сопровождая это действо пением. Приехавший жених требует «княгиню». Её, разукрашенную, как «Богородицу», с пением выводят. После приёма гостей коса вновь расплеталась, невеста прощалась с ней. Теперь только перед свадьбой косу расплетут и заплетут две косу в последний раз.

Парневник

Мальчишник, парневник – событие прощания жениха с прежней свободной жизнью и, следовательно, слово об этом «удалом – разудалом» житьи-бытьи.

День свадьбы

Одной из характерных черт было участие в свадьбе широкого круга родственников, соседей, односельчан. Свадебные гости, как правило, принимали на себя и некоторую долю расходов, участвуя в многочисленных одариваниях, откупах, приготовлении каравая, а иногда и устройстве праздничного стола.

Приготовление в доме жениха к поездке «за княгиней» сопровождалось словами жениха, отца, матери. В одной из песен поётся,

Володимира матушка

В воскресенье спородила,

В воскресенску заутреню.

Чтоб скоро его возростила,

По головушке гладила,

Ума – разума учила…

Поездка «поездом» в дом невесты, событие выкупа невесты сопровождалось словом дружка жениха. Его слово, в отличие от слова подружек невесты,- бойкое, напористое, задорное. Так как дружок – это и «телохранитель» жениха, и распорядитель на свадьбе, и « весёлый человек» на свадебном пиру.

Поведение невесты сопровождается двойным словом: с одной стороны – плачем, с другой чувством ожидания жениха и новой жизни. Но главным же событием её слов является ожидание коней, ведущих «князя молодого». Родительское благословение, отъезд к венцу сопровождаются песнями родителей: благословляется «дитятко», благословляется и в «деревню другую», «деревню чужую» - «отдаётся замуж».

После венчания свадебное слово приобретает иные, чем до свадьбы, оттенки: в нём появляются масса весёлых интонаций.

Встреча молодых – важный момент свадьбы, связанный с ритуалом встречи уже другого ранга людей « повенчанных». Встречали молодых на расстеленной по земле шубе, посыпали молодых зерном, деньгами, выносили хлеб и соль.

Ввод за стол – другое событие после подвенечного этапа свадьбы, связанное с усаживанием молодых, покрыванием и раскрыванием невесты. Здесь могли петься величальные песни. Через некоторое время невеста со своим словом идёт, кланяется отцу жениха и получает от него подарок.

В.М.Максимов .«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1871-1875)

«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». В картине с замечательной полнотой художник обрисовал быт современной ему русской деревни, противопоставив светлые и темные ее стороны. В картине Максимова старый колдун олицетворяет собой силу предрассудков и темноты в русской деревне. В образах собравшихся на свадьбу гостей художник показал положительные типы крестьян, простые и цельные характеры тружеников земли. Особенно хорош поэтический образ невесты.

Любовно передал художник все подробности крестьянского быта, предметы домашнего обихода, украшенные руками мастеров: вышитые полотенца, головные повязки.

Свадебный пир , или «княжий стол» символизировал действительный переход в новую жизнь, закрепляя его, делая бесповоротным. Плачи здесь после этого момента свадьбы исчезли вовсе.

Послесвадебное утро начиналось с проверки умения молодой жены «пахать» - убирать нарочно приносимую и разбиваемую у порога глиняную посуду.

Ряженая свадьба – это свадьба, которую обычно устраивали дружка и сваха. В этот момент катались на лошадях, рядились, устраивали «баню» родителям жениха и невесты.

Отводины, хлябины, яичница – этап, связанный с приездом жениха в родительский дом невесты, благодарение или посрамление матери невесты. Жених жарил яичницу и показывал своим действом, сберегла или не сберегла тёща невестину честь.

Центральное место, как видно из приведённого материала, в свадебной традиции занимала судьба женщины, её место в социальной жизни.

2.2. Городская свадьба

Рождение городской свадьбы пришлось на XVIII век – время деятельности Петра I. С восшествием на престол царя-реформатора в России произошли решительные преобразования во всех сферах общественной жизни, в частности, в светском законодательстве и регуляции традиционных праздников. Нельзя забывать, что новшества в праздничной стороне жизни вводились в среду веками устоявшейся, традиционной

С начала XVIII века вопросы, связанные с вступлением в брак, становились предметом всё более пристального внимания государства. Одним из первых самых серьёзных документов явился Указ Петра I о регламентации свадебных отношений «О добровольности венчания, любви как основе брака, имущественных отношений супругов».

Законы Петра распространялись, главным образом, на бояр и не касались духовенства и пашенных крестьян, то есть 80 % населения. Народ продолжал жить по старым традициям.

А свадьба городских сословий регламентировалась следующими правилами.

Решающее значение приобретает добровольность вступления в брак. По Указу Петра, действовавшему, правда, непродолжительное время, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу о том, что не принуждали жениха и невесту к браку.

При Петре I обручение становится расторжимым. Отменяется сговорная подпись и неустойка, то есть за отказ вступить в брак теперь не нужно платить. В 1721 году православные христиане впервые получили в России возможность вступать в браки с христианами других конфессий, если те обязались дать подписку, что не будут совращать православного супруга в свою веру и обязуются воспитывать детей в православии.

Интересно, что Указом 1714 года Пётр I пытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя наличия справки о знании арифметики и геометрии. Первая попытка не увенчалась успехом, тем не менее, Указ 1722 года опять предписывал «не женить дураков, которые не в науку, не в службу не годятся». В 1744 году были запрещены браки лиц старше 80 лет. «Брак от Бога установлен, - гласит этот Указ,- для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно».

В 1830 году повышается возраст вступающих в брак до - 18 лет у мужчин и до 16 лет у женщин. Независимо от возраста жениха и невесты для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей. По Указу 1775 года обручение совпадает по времени с венчанием. Заключение брака могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Брак заключался в присутствии жениха и невесты, исключение делались для лиц императорских фамилий, которые венчались с иностранными принцессами.

В 1810 году Синод составил перечень запрещённых степеней родства. Запрещались браки между родственниками, препятствием по-прежнему духовное родство. Развод становился всё более свободным. Процедура развода была всегда очень сложной. Бракоразводный процесс осуществлялся духовными судами, а решение выносилось на основе доказательств и свидетельств. Прелюбодеяние считалось преступлением, за него могли подвергнуть тюремному заключению на срок от 3 до 8 месяцев, а его соучастника - от 2 до 4 месяцев – если он был холост, и от 4-8 месяцев, если он состоял в браке. Невинный супруг мог выбрать наказание – уголовное преследование, сохранение брака или развод.

Жена была обязана носить имя мужа. Исключение могли составлять дворянки, выходившие замуж за не дворян, оставив за собой, таким образом, дворянство и не передавая его мужу.

Ещё со времён Петра I приданное жены рассматривается как её раздельное имущество, которому муж, если и мог пользоваться, то только по её доверенности. Муж должен был содержать семью. Власть мужа, сохраняясь вплоть до 1917 года, всё же уже приобретает в XIX веке более цивилизованные формы. С 1845 года становится невозможным насильственный постриг в монахини, а так же запрещается физическое наказание жены. Всё более регулируются внутренние отношения супругов в браке: «Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять её недостатки и облегчать ей немощи», - гласит статья Законов гражданских. Другая статья так формулирует обязанности жены: «Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома». И хотя наказание за неисполнение этих правил предусмотрено не было, само их появление (не считая «неограниченного послушания» жены мужу) свидетельствовало о гуманизации института брака.

Свадебная фотография начала XX века

В XIX веке для заключения брака большое значение имело сословная принадлежность молодых, поскольку браки, как правило, заключались между представителями одного сословия.

В.В.Пукирев «Неравный брак»(1862)

Вопрос о социальном неравенстве, о положении русской женщины в обществе затронул русский художник В.В.Пукирев (1832-1890) в своей картине «Неравный брак». С глубоким сочувствием обрисовал художник образ молодой девушки, по воле родителей соединившей свою судьбу со старым, но богатым и важным чиновником. Убедительно показано затаенное горе невесты – ее горькие молчаливые слезы. Поникшая голова, опущенные глаза, рука, медленно протянутая за обручальным кольцом. Остро очерчено сухое и надменное лицо жениха, его чопорная фигура в парадном мундире.

П.А.Федотов «Сватовство майора

(Смотрины в купеческом доме)» (1850-1952)

На картине Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора» (ныне в Третьяковской галерее) изображен житейский эпизод, характерный для городского общества XIX века. Художник подметил в промотавшемся майоре признаки оскудения дворянства, увидел, как «третье» сословие богатеет и постепенно выходит на общественную арену. Жених уже входит в дом своего будущего тестя. Его появление вызвало переполох. Невеста в смущении стремится убежать в соседнюю комнату, но ее грубо одергивает мать. Все остальные пытаются соблюсти приличия и показать себя людьми добропорядочными.

П.А.Федотов «Разборчивая невеста» (1847)

В картине П.А.Федотова «Разборчивая невеста» показан еще один эпизод из жизни провинциальной России XIX века. Когда мы смотрим на картину, ясно представляем себе развитие сюжета. Легко представить, как минуту назад престарелая невеста гадала на картах о своей судьбе; затем вошел жених, положив на пол шляпу-шапокляк и трость, опустился на колени и произнес слова признания и предложения; в соседней комнате родители прислушиваются к тому, что происходит за портьерой, благодаря Бога за надежду, ниспосланную им в лице горбатого жениха.

Девушка, достигнув определённого возраста, начинала «выходить в свет», то есть регулярно посещать устраиваемые в знатных петербургских домах балы, где она имели возможность познакомиться с будущим супругом и показать себя. Потенциальный жених приглашался на чай, совершить прогулку или пойти в театр. Затем наступал черёд родителей, которые, прежде чем породниться, оценивали состоятельность предполагаемого супруга или супруги. Для того чтобы выбирать дочери мужа с соответствующим статусом и доходом, родители невесты приезжали «смотреть дом». Кроме того, проверке подвергались и «дела» вероятного жениха, доходность принадлежащего ему движимого и недвижимого имущества. Если доход казался родителям недостаточным, свадьба могла расстроиться.

В свою очередь, родители мужа так же оценивали статус невесты, который мог определяться не столько по состоянию родителей, сколько по общему приданому родителей, то есть собственного имущества девушки. Как правило, в приданое входили бытовые вещи, в основном постельные принадлежности, столовые приборы, дорогое постельное бельё, изящно расшитое покрывало, кружева, салфетки, которые невеста вышивала собственноручно, - словом, вся утварь, необходимая молодой хозяйке дома.

Но даже если девушка была небогата, приданое ей старались сделать достойное, в ход шли умения и мастерство матери и родственниц невесты. Скромное бельё расшивалось, украшалось лентами, вышивками – мережками. Приданое так же могло быть выдано деньгами.

Полагалось так же совместное проведение времени обоими семействами: родители молодых встречались для чаепития, выходили в театр, совершали прогулки. Когда принималось решение о свадьбе, назначалась дата обручения, родители готовили приглашения на это торжество. По существовавшим тогда традициям от обручения до свадьбы проходило около месяца.

Венчание проходило в церкви и представляло собой красивый обряд, на котором кроме священника присутствовали два свидетеля. Молодые обменивались кольцами, а в церковной книге делалась запись о браке. Такая же запись делалась в свидетельстве о рождении мужа.

К церемонии венчания готовились заранее. В подготовку свадьбы входил выбор свадебного и подвенечного платья для невесты и костюма для жениха. Красивое и богатое платье, верный друг женщины - должно было наилучшим образом подчеркнуть достоинства новобрачной. Для свадьбы предназначался специальный туалет, отличавшийся от «обычного» праздничного ещё большей нарядностью, богатством украшений. Кроме того, в отношении свадебного платья свою роль играли традиции. Иногда платья передавались по наследству, и тогда перед знаменательным событием их приходилось немного адаптировать в соответствии с модой.

Свадебная туфелька, XIX век

В Российской столице с XVIII – XIX веков принято было выписывать модные новинки из-за границы. Петербургские аристократы получали товары даже при помощи иностранных дипломатов. Никакие пошлины не могли остановить поток иностранной продукции. Поставщики прибегали к разным хитростям – таким, как спрятанные в двойное дно пуговицы и кружева или сокрытое за подкладкой кафтанов драгоценное шитьё «самого последнего вкуса».

Для молодой городской жительницы, вступающей в брак первый раз, было нормой белое платье. Вот свидетельство мемуаристки, Елизаветы Петровны Яньковой: «Подвенечное платье у меня было белое глазетовое, стоило 250 рублей, волосы, конечно, напудрены и венок из красных розанов – тогда так было принято, а это уже гораздо позже стали венчать в белых венках из флёрдоранжа».

Верность традиции заключалась в сохранении белого цвета, символизирующего чистоту и невинность, красного – как символа счастья, белые цветы померанца (горького апельсина) и веночек мирта, из которых составлялся букет невесты. Поскольку в России, особенно зимой, возникали трудности с тем, чтобы добыть живые цветы, для украшения невесты использовали искусственные, называемые флёрдоранжем, что в переводе с французского означает «цветок апельсина». Флёрдоранжем украшалось как платье, так и причёска невесты. Традиция использовать не белые, а красные цветы появилась позже.

Весьма существенным было отличие свадебного платья от подвенечного – свадебное, предназначенное для праздничного бала, было более открытым, в то время как для свершения венчального обряда обнажённые плечи совершенно недопустимым. Венчальные платья называли «высокими», так как воротник обычно скрывал шею. Те, кто не мог позволить себе два платья пользовались услугами сообразительных портных, которые знали, как устроить лиф платья таким образом, чтобы он состоял из съёмных деталей, позволяющих быть на венчании с закрытыми плечами и руками, а на свадебном вечере во всём великолепии, соответствующим торжественности события.

Особые требования предъявлялись платью невесты – вдовы: она могла надеть белое платье только в том случае, если была очень молода. Обычай предписывал ей для свадебного наряда чёрный шелковый бархат или тяжёлый шёлк, а вместо фаты кружевную косынку. Случалось, что замуж выходила девушка из семьи, где был траур. Тогда её родственникам приходилось заказывать не только новое платье различных оттенков лилового, но и менять всё приданое.

Жених был одет в чёрный габардиновый костюм – тройку, состоящий из сюртука, жилета и брюк, белую батистовую рубашку, с обязательным букетиком – бутоньеркой в нагрудном кармане. В начале XX века длинный сюртук сменила укороченная чёрная визитка с закруглёнными полами. Такой костюм носили уже не с цилиндром, а с фетровой шляпой.

Супруги Караваевы -
Иван Капитонович
и Мария Иоанновна
С.Петербург,
14 февраля 1899 года

2.3. Географические особенности брачно-свадебных традиций

Церемония свадебного дня по составу, характеру выполнения, сопровождающему фольклору отличались множеством локальных вариантов.

При заключении брака, как правило, обязательным было венчание, оформлявшее брак официально («законный брак»). Исключение составляли так называемые браки сводные, чаще всего у старообрядцев и некоторых сектантов. В брак в конце XIX века вступали мужчины в 24 – 25 лет (после службы в армии), женщины между 18 – 22 годами. На севере наблюдались сравнительно поздние браки, на юге и востоке – более ранние. Не полагалось вступать в брак с родственниками (по прямой линии, до 8-го колена, по боковой – до 4-го), а так же с кумовьями и их потомством, с крёстными крестниками. Браки заключались по старшинству. Наиболее выраженными были различия между северорусской, среднерусской, южнорусской свадьбой.

Кроме того, между южнорусской и северо-среднерусской свадьбой наблюдались структурные различия. В южном варианте, который ещё встречался в конце XIX-начале XX веков в день свадьбы свадебный поезд жениха заезжал за невестой для совершения церковного обряда бракосочетания, после чего обе стороны разъезжались по своим домам. Ближе к вечеру партия жениха вновь приезжала за невестой. Здесь до или после венца проводился ряд обрядов, санкционирующего характера. Затем свадьба переносилась в дом молодого.

Народный праздник в Кижах

На севере и в Средней России молодые после венчания отправлялись прямо в дом молодого, где и совершались все санкционирующие и приобщающие обряды, постельный обряд, а иногда и обряд «окручивания», то есть надевание на молодую головного убора замужней женщины.

На юге России, в местах компактного проживания казаков, на которых была возложена вооруженная защита границ государства, существовали свои традиции выбора жениха и невесты, свадебная церемония.

Насколько свободны были молодые казаки в выборе невесты или жениха? Если парень и девушка жили на одном «краю» (конце) станицы. Они могли общаться беспрепятственно. Если на разных концах, то жених должен был дать отступного (водки или папирос) парням края, где жила невеста.

Летом молодежь собиралась на улице, в степи или в лесу, и до позднего вечера веселилась. Зимой устраивали посиделки в каком-нибудь доме. Девушкам разрешалось посещать такие собрания лет с четырнадцати, там они обзаводились «ухажерами». Можно было даже обниматься и целоваться, но та, которая позволяла себе больше, считалась опозоренной и редко выходила замуж.

Парни женились в 17-18 лет, девушки выходили замуж в 16-17. Двадцатилетняя девушка считалась, чуть ли не старой девой. Право выбора принадлежало родителям, и они далеко не всегда считались с чувствами детей. Браки старались заключать внутри казачьего сословия. Не разрешалось жениться на женщинах другого вероисповедания или выходить замуж за иноверца (мусульманина и т.д.), требовался переход будущего супруга в христианство.

В свадьбе терских казаков (жили на реке Терек) выделяется два этапа: предсвадебный и собственно свадебный. Первый начинался сватовством. Сватами обычно выбирали пожилых, почтенных родственников отца жениха. В доме родителей невесты они заводили разговор: «У вас телушка продается?». Поначалу им отказывали и обычно давали согласие лишь на третий раз. А если не давали, то, случалось, парень по взаимному уговору крал девушку.

После сватовства родня невесты «осматривала печь», т.е. хозяйство семьи жениха; затем обговаривали расходы на свадьбу. Иногда вносили брачный выкуп – деньгами или натурой, например, скотом; выкуп, как правило, тратился на свадебные нужды. Жених делал невесте подарки; чаще всего, дарили одежду.

Сама свадьба помимо венчания включала в себя много старинных обрядов: «выкуп» невесты и ее приданого, осыпание молодых хмелем, орехами и зерном, раздел свадебного каравая и др. Руководили всем так называемые свадебные чины. Со стороны жениха (его называли «князем») это был «боярин» (глава свадебного пиршества, со стороны невесты («княгини» - «старшая дружка». Жених был одет в полную казачью форму, невеста в длинное белое платье, лицо закрывала фата. Подвенечное платье хранили всю жизнь: считали, что оно обладает магической силой

Свадебный обряд в Белгородской области

Свадебный обряд в Белгородской области сохранился частично. Как социально-бытовой обряд, функционирующий в области, свадьба имеет свои особенности, формирование которых можно объяснить ориентацией на южнорусскую свадебную традицию. Свадьба сопровождается на языках диалектов. В свадьбе присутствует типичные для южно – русского обряды, начиная от

«сватания» и заканчивая этапом «завершения».

Сватание

Зайдя в дом, богу молятся, а потом уже начинают песню. Молитва - христианское начало, песня – языческое.

Можно предполагать, что сохранившиеся в области элементы сватанья выросли из древнейшей формы народной культуры – магических, заклинательных культов, направленных на природу. Здесь много имён – названий охотничьих ритуалов: промысловая дичь («утица», «селезень», «куница») и, конечно же «охотник». В этой части обряда много элементов « молчаливого» языка знаков: тыква – вместо словесного отказа, ритуальный хлеб, знаковые полотенца, ритуальная повязка – «красота», ритуальный головной убор – «сорока» и прочие атрибуты более древних ритуалов.

Жители области придавали значение воли детей перед тем, как решать, куда «засылать сватов». Сохранилась двойная традиция: в Красногвардейском районе, например, воля детей имела значение; в селе Роговатом Старооскольского района невесту обычно выбирал не жених, а его родители, а часто до «запоя» (помолвки) жених и невеста не видели друг друга в лицо.

Сватали не только свахи профессионалки, а и родственники. Сватание было началом «магического» торга, о чём свидетельствует метафорический язык, активно используемый на этом этапе ритуала свадьбы: загадки, обереги…. Этот вид обряда включает много ритуальных песен. Наряду с песенным словом здесь сохранилось много иных видов фольклорного слова: пословицы, поговорки, плачи, слова – обереги, попевки, величальные песни.

В селе Грязное Белгородского района сватать невесту ездили отец жениха, жених, дружки жениха, то есть обязательно только мужчины. Крёстная и остальные женщины ездили только на свадьбу. Приходили сваты в дом невесты, говорили слова-обереги, слова-загадки: «Здравствуйте, здравствуйте, люди добрые! Примите наш хлеб – соль, мы идём издалека, у нас пропала тёлочка, вы не видели?» Сватов встречали хлебом – солью и водкой. Ставили жениха и невесту, спрашивали сначала жениха, потом невесту о согласии. Если невеста согласна, то стоит возле печки. Договаривались о «большом магарыче», то есть о свадьбе. За стол при сватанье жених с невестой не садились. Сидели возле печки.

Отказ невесты назывался «поднесли гарбуза» или « чайник повесила».

В деревне Федчевка Ивнянского района во время сватанья сваты могли попросить невесту показать умение шить, вышивать. Родственники жениха предлагали выпить вина отцу невесты. Если он выпивал, значит, согласен на брак. Невеста обращалась к отцу:

Не принимай-ка зелена вина,

Не пропей свою любимую дочь.

Уж ты дочь пропьёшь, не выкупишь,

Ты пропей лучше широкий двор.

Ты двор пропьёшь- выкупишь,

Дочь пропьёшь, не выкупишь!

Отказом служила тыква на столе, или сватов прогоняли, не пускали в дом.

После принятия предложения поздравляли жениха:

Как у свата во дворе,

У Николая Петровича,

Втрое колокол ударили,

Молодца поздравили

Со своей будущей женой,

С раздушной красной девицей.

Сговор, пропой, смотрины, просватанье

Эта часть обряда в области – продолжение торга продажи-купли. Называлось это действо ещё «помолвкой».

Договор в селе Большебыково проходил без песен. Под вечер, в «лёгкий день» (вторник, четверг, субботу, воскресенье) приходят свататься родственники жениха. Его мать, войдя к невесте в дом, незаметно оставляет в укрытом месте палку. Родители зовут дочь, она садиться по правую сторону от своей матери: значит, согласна.

На следующий вечер родичи жениха приносят пирог – сдобную пшеничную хлебину, а так же блины, курочку.

- Можно? Мы пришли за делом.

- Можно. За каким?

- Да были мы у вас и палку забыли. Мы её возьмём. Доколе же ей тут быть? Не одни мы первые, не одни мы последние, принесли «повесть» и желаем договориться.

Обсудив необходимые приготовления к свадьбе, родные жениха встают из-за стола. Мать шутливо говорит палке: «Ну, пойдём домой. Хватит тут быть, надо и дверь закрыть».

В селе Роговатом пели. Когда к воротам невестиного дома подъезжали сваты на сговор. Подруги невест выбегали во двор, запирали ворота, не пускали сватов, и девушки пели:

Ох, вы подуйте, буйны ветрушки,

Раскачайтеся, верееюшки,

Растворитеся, воротушки!

Ворота отворялись только после выкупа.

В Старооскольском районе священник должен был благословить молодую пару. Этот обряд назывался «образование». После жениху должны были отдать сумму денег, причитающуюся за невестой. Если не отдавали, то жених мог отказаться от свадьбы, несмотря на благословение. Смотрины здесь назывались «поглядки» и проходили в доме невесты. С момента сговора невесту называли «просватанная».

В селе Алексеевка подруги невесты пели во время сговора:

Брала, выбирала Марьюшка лён, лён.

Гнала подруг вон, вон, вон.

Нечего было подруг гнати.

Нечего было лён пряти.

Нечего подруг выгоняти вон, вон.

Подготовка к свадьбе

В основном от сговора до венчания в Старооскольском районе проходила неделя. Если приданое было готово заранее. Срок сокращали до нескольких дней. В это время жених ходит к невесте, которая с подругами поёт песни. В субботу, с заходом солнца, у ворот невестиного дома слышится песня «Пойду я по улице, два двора минуючи». Девушки три раза поют её. Провожая парней «рубашников», которые идут к жениху. Они несут ему праздничную рубаху. Обычно старший здесь – невестин брат, он несёт рубаху в платке, который был на невесте в день встречи со своим женихом.

После заката солнца, девушки заплетали невесте косу.

Девичник

В области, на девичнике невеста прощалась с уходящей незамужней жизнью «хоронила» её, поэтому здесь основное слово-плач.

Татьяна Васильевна Давыдова, жительница села Большебыково, так рассказывала о девичнике:

«Собирая нас, сажали за стол. Самую любимую подругу сажали под святые. А какие не очень любимые, садятся на скамейки, на лавки. Вот играем мы песни. Вечерние играют к вечеру. Петь одной как-то неудобно… Проиграем песню одну, вторую, третью и начинают девок кормить. Покормят девок, а потом невеста кланяется три раза, выходя и начиная девок целовать. Любимая подруга ложиться с нею спать, а остальные все – рядом на полу. Утром встаём, умываемся, она подаёт нам мыло, которое принёс жених ей вечером с полыстью. Этим мылом мы умываемся. А потом заиграем песню и начинаем плесть плетёньки и песни поём:

Поплыла утушка, поплыла серая.

Да тростник качала, ути,

Ой, люли, люли,

Да тростник качали.

Да за нею глядел,

Да за нею смотрел,

Да сизой селезенька,

Ой, люли, люли…..

На этом утренняя церемония окончена. Мы расходимся по домам, одеваемся в красный наряд. Вечером в белых рубахах, утром – в красных. Потом идём к жениху. Становимся посередь дома и играем песню:

Эх, взыграли да взыграли,

Ивановы кони взыграли,

Ой, люли, взыграли…

А, побыв у жениха, приходим опять до невест. Садимся за стол, играем песни. Много песен играли днём» [4].

День свадьбы

В селе Большебыково Красногвардейского района невеста в день свадьбы должна была встать первой, чтобы разбудить оставшихся ночевать с ней подружек. Песня, с которой начинается свадебный день, как бы торопит черёд будущих событий. В течение этого дня будет возрастать напряжённость, возбуждение. Более подвижными станут песни. У молодой расчёсывают волосы, плетут плетёнки, напевая: «Поплыла утушка, поплыла серая в тростник ночевать». В полдень подружки садятся готовить каравай. Непрерывно, одна за другой следуют обрядовые песни. Под их звучание и лепят каравай и ставят его в печь, а затем « по солнцу» трижды обносят испечённый каравай от дверей по всей хате вокруг стола. А перед домом жениха собирается праздничный «поезд» (до 10 – 14 тарантасов или саней, если лежит снег). Запрягают коней. Звенят бубенчики. Дугу обматывают кумачём. В гриву конюх вплетает три яркие ленты.

В хате поют свадебные песни, но обращены они непосредственно к жениху. Он слушает последние наставления.

Из дома жениха направляются к молодой несколько женщин, несущих для девушек булочку. Сваха тут же разрезает её, даёт всем подружкам по кусочку. Поются, чередуясь, медленные песни – «унылые». Молодая сидит в красном углу.

Приезжает поезд. Невестина свашка прометает дорогу от ворот до двери. Отец и мать встречают жениха у порога: «Добро в любви». Мальчонка лет одиннадцати (невестин племянник) берёт скалку и выгоняет девушку из за стола. Свахи усаживают жениха рядом с молодой. Перед ними – связанные ложки. Невестина сваха ставит в красном углу свечу, а женихова ещё две свечки, обёрнутые концами длинного полотна. Один конец передают «дядьке», а другой – подростку, чтобы гонял невестиных подружек. Они натягивали «покрывало», загораживая молодых от глаз присутствующих.

Много людей в хате! Какая-нибудь женщина начинает петь: «Затрубили трубушки…». Под песню невесте сваха медленно расплетает косу. Вторая сваха чинно расчёсывает кудри жениху. Невестины волосы сваха сплетает в две косы и связывает их на макушке. Пук волос она обматывает шнурком вместе с «рогами» кички – части сложного женского головного убора. Наконец, с песней «Господи, благослови, Кузьма – Демьян, свадьбу ковать!» на голову молодой водружают сверкающую золотыми нитями « сороку». А поверх шапочки – сороки повязывают дорогой нарядный платок. Молодую «повели», свадьба скреплена.

В день венца в Старооскольском районе «забирали постель», то есть имущество невесты перевозили в дом жениха. В день свадьбы сваха мыла невесту в бане. Жених обряд бани не совершал.

Завершение свадьбы

В завершающий день свадьбы играли «ряженую» свадьбу. Гости, родня наряжались в маски и костюмы цыган – у кого, на что хватало фантазии. Тёщу и свекровь возили к колодцу, обливали их водой. Вместо мыла брали кирпич, чтобы свекровь отмыть, отчистить. Вытирали её тряпкой, да погрязней.

Свадьба отшумела. В следующее воскресенье молодые ехали к невестиным родителям в гости на неделю. К этому хорошо готовились. С ними приезжали и родственники жениха. Они гостили недолго, уезжали домой.

Глава 3. Современная свадьба

Современная русская (российская) свадьба впитала множественные традиции, сформированные нашими предками в течение тысячелетий. Свадьба - это не просто важное событие в жизни двух любящих людей, но и таинственный ритуал, который требует соблюдения различных традиций.

Для заключения брака необходимы два обязательных условия: взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Вопрос добровольности вступления в брак является серьезным, поскольку по этому основанию брак можно признать недействительным. Что касается брачного возраста, то он в нашем государстве одинаков для мужчин и женщин и составляет 18 лет. При наличии уважительных причин брачный возраст может быть снижен до 16 лет, а в исключительных случаях, при наличии особых обстоятельств, и больше.

Снижение брачного возраста возможно для любого из супругов. Самой распространенной причиной снижения брачного возраста является беременность будущей жены или рождение ею ребенка.

Перед заключением брака стороны обязаны лично подать совместное заявление в орган загса. Одновременно с подачей совместного заявления необходимо представить документы, удостоверяющие личность вступающих в брак. Если по какой-либо причине один из будущих супругов не может явиться лично в орган загса для подачи совместного заявления, то заявления должны оформляться отдельно, и подпись отсутствующего лица должна быть удостоверена на заявлении нотариально.

Если будущий спутник или спутница жизни находится под стражей или отбывает наказание в местах лишения свободы, то этот факт не является препятствием для заключения брака. Начальник соответствующего учреждения по согласованию с руководителем органа загс должен определить помещение, где вы сможете стать мужем и женой.

Необходимо отметить, что при наличии определенных обстоятельств брак зарегистрировать нельзя. Исчерпывающий перечень таких обстоятельств приведен в ст. 14 СК РФ.

Не допускается заключение брака между:

- лицами, из которых хотя бы одно состоит в другом зарегистрированном браке;

- близкими родственниками;

- усыновителями и усыновленными;

- лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

При наличии вышеуказанных обстоятельств руководитель органа загс может отказать в регистрации брака. Такой отказ может быть обжалован в суд.

Брак может быть зарегистрирован только по истечении месячного срока после подачи заявления в орган загса. При наличии уважительных причин этот срок может быть уменьшен, а также увеличен, но не более чем на месяц. Такими уважительными причинами могут быть призыв будущего супруга на срочную военную службу, краткосрочный отпуск военнослужащего, нахождение в фактических брачных отношениях и т.д. При наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, угроза жизни при тяжелом заболевании) брак может быть заключен в день подачи заявления (ст. 11 СК РФ).

Церемония бракосочетания по желанию лиц, вступающих в брак, может проводиться в торжественной обстановке. На церемонии присутствуют свидетели, родственники и знакомые.

Супругам выдается свидетельство о браке и в паспортах делается соответствующая отметка. С момента государственной регистрации заключения брака в органах загс у супругов возникают взаимные права и обязанности как личного, так и имущественного характера.

Брачные формальности

Не все молодые люди знают, спустя какое время после помолвки можно заключать брак. Раньше это зависело от того, готово ли приданное, необходимое, как считали, для начала супружеской жизни. По традиции свадьбу планировали на ближайший карнавал или весенний бальный сезон. Со временем оказалось, что приданное не так необходимо, и этот обычай исчез. Сейчас никому не придет в голову запасаться дюжинами нижнего белья и тканями, мода на которые быстро меняется. Теперь брак можно было бы оформлять даже на следующий день после принятия решения, если бы не закон, по которому он может быть заключен только по прошествии одного месяца. Срок, который должен пройти со дня подписания заверения в любви до заключения брака, называется месяцем последних размышлений.

Вступая в брак, невеста должна решить, какую фамилию взять после замужества. Возможны три варианта: остаться на девичьей, перейти на фамилию мужа и пользоваться двойной. Самое практичное - взять фамилию мужа. Остаться на своей обычно решает женщина, фамилия которой утвердилась в сфере ее профессиональной деятельности и как бы стала ее маркой. Двойная фамилия неудобна, у женщины могут быть трудности с доказательством своей тождественности (например, при получении посылки, адресованной только на одну фамилию, и т. п.).

Для гражданского брака необходимы два свидетеля. Обычно, хотя и не обязательно, это друг жениха и подруга невесты. Свидетелем может быть любой способный к правовым действиям человек, которому исполнилось 18 лет.

Символом любви и верности с давних пор были обручальные кольца. По традиции их покупает будущий муж. Иногда молодым дарят свои кольца родители. На кольцах можно выгравировать дату бракосочетания, имена или инициалы молодых: Евгения – дата - Андрей; Е. И.- дата - А. С. На кольце жениха могут быть инициалы или имя невесты, а на кольце невесты - инициалы или имя жениха.

ЦЕРЕМОНИАЛ (выкуп невесты)

Будущие молодожены по традиции последний вечер перед бракосочетанием проводят отдельно. Прежде девичий вечер проходил в кругу родственниц и подружек. Сейчас невеста посвящает его парикмахерской, свадебному наряду.

Свое прощание с холостяцкой жизнью молодой человек отмечает торжественно. Жених проводит его с близкими товарищами, среди которых обязательно должен быть его свидетель.

По традиции жених со свидетелем и своими друзьями едут "выкупать" невесту, которая в это время находится в доме родителей. У входа в дом его встречают подружки и знакомые невесты, которые хвалят невесту и требуют от жениха "выкуп" за невесту. В качестве откупного могут быть фрукты, конфеты, шампанское, торт, иногда деньги. Затем жених подходит к двери квартиры, где его ждет невеста, и церемония выкупа повторяется вновь. У дверей комнаты невесты жениха встречают самые близкие подруги невесты. В комнате кроме невесты находится еще маленькая девочка (6-10 лет) и бабушка. Обе рядятся в костюмы "под невесту". Посередине входа на уровне рта жениха на веревочке подвешивается большое яблоко. Подружки требуют от жениха выкупа за невесту. Если выкуп показался им слишком мал, то жениху выводят "маленькую невесту". "Эта Ваша невеста?!",- спрашивают жениха. "Нет,- отвечает жених,- моя невеста постарше". "Тогда, эта Ваша невеста?",- спрашивают его и выводят ряженую "под невесту" старушку. "Нет, моя невеста моложе!". "За такую невесту, красавицу, которая тебе нужна, требуется выкуп (называют какой именно) и пройти одно испытание",- говорят подружки. Идет церемония выкупа, затем одна из подружек говорит про испытание для жениха: "Видишь, висит яблочко? Если откусишь, не трогая его руками, так и быть - отдадим тебе твою невесту". После того, как жених откусывает яблоко, все заходят в комнату невесты. Свидетель и друзья жениха открывают шампанское и угощают всех присутствующих. Провозглашается первый тост за счастье и здоровье молодых. Фужеры под шампанское должны быть заранее подготовлены. Жених и невеста могут только "слегка пригубить" из фужера.

Далее родственники и подружки невесты выкладывают на стол все, что было взято во время выкупа невесты. Всем наливают шампанское, коньяк или напиток.
Свидетель и свидетельница предлагают первый тост за здоровье и счастье молодых.
Если до загса недалеко, то молодожены в гости могут пройти пешком. За приглашенными на бракосочетание, особенно если это пожилые или больные люди, можно послать такси. Желательно, чтобы кто-либо из молодых людей сопровождал их. Если в семье есть личный автомобиль, со стороны его владельца было бы очень любезно предложить свои услуги.

Во время торжественной церемонии бракосочетания перед входом в зал выстраивается свадебный кортеж. В былые времена он был длинный и эффектный с парами дружков и подружек. Ныне институт дружков и подружек перестал существовать. Кортеж, если и есть, то очень немногочисленный: в первой паре невесту ведет ее отец, во второй - жениха ведет его мать, в третьей - мать невесты ведет отец жениха, потом идут свидетели, затем члены обеих семей, приглашенные гости (не приглашенные к кортежу не присоединяются). После бракосочетания кортеж провожает молодоженов в другом порядке: молодая жена - со своим свекром, молодой муж - с тещей, стальные в том же порядке.

Мужчины подают женщинам левую руку. Так же ведет юноша невесту к столу, бракосочетания в загсе. По традиции семья и друзья жениха садятся на время бракосочетания с правой стороны зала, а семья и друзья невесты - с левой. Подобные церемонии во время бракосочетания теперь очень редки. Мы привели их как любопытную подробность. "Обычно женщины идут с правой стороны от мужчин, а жених берет невесту под руку. Иногда новобрачные держатся за руки - это выглядит очень мило.

Молодым не стоит волноваться по поводу церемонии бракосочетания, так как их поведение в это время регламентируется. От жениха и невесты требуется лишь сказать "да" достаточно ясно и без промедления (но не раньше, чем будет задан вопрос). Прежде существовал такой обычай: перед тем, как сказать "да", невеста на миг поворачивала голову в сторону матери, которая кивком головы давала разрешение.

Обручальные кольца во время бракосочетания находятся у жениха. В соответствующий момент он надевает кольцо на палец невесты, затем она на палец жениха. В старые времена обручальное кольцо носила только жена. Теперь, как правило, его носят оба супруга (в нашей стране на правой руке). Если кто-либо из супругов считает это ненужным, не любит украшений или кольцо мешает ему в работе, не следует обижаться, ведь это лишь символ связи, и не в нем суть.

На бракосочетание молодые могут пригласить музыкальный ансамбль, который оживит церемонию (необходимо согласовать это с загсом).

После процедуры бракосочетания молодые принимают поздравления. Первым берет слово официальное лицо, которое проводило бракосочетание. Многочисленные гости приносят поздравления в зале ожидания. Супруги должны без удивления принимать добрые пожелания даже от незнакомых людей: это могут быть гости другой семьи, которых не обязательно представлять в этот торжественный момент. Некоторые из приглашенных на бракосочетание, но не на свадьбу, вручают в этот момент цветы.

После приема поздравлений молодые выходят вместе и по традиции направляются к фотографу. Этот визит имел определенный смысл: родители торопились домой, чтобы закончить последние приготовления к свадьбе и встретить прибывших на торжество гостей. Не все новобрачные стремятся получить классический снимок "голова к голове", сделанный в профессиональном ателье. Иногда памятные фото делают друзья-фотолюбители, однако эти снимки часто не удаются.

Несколько слов о подарках. Подарок должен быть в меру дорогим и, что очень важно для молодых, хотя бы немного полезным. Если друзья по работе или учебе хотят сделать подарок в складчину, они могут спросить у молодых, что им желательнее - вещь или деньги. Молодая пара, зная о приготовлениях друзей, может заранее сказать, что для нее предпочтительнее. Деньги, сберегательную книжку с вкладом дарят близкие, хорошо обеспеченные родственники или группа родственников. Перед покупкой подарка, особенно дорогого, хорошо посвятить молодых в свои планы.

Не следует называть вещь дороже или намного дешевле той, которую предполагают купить.

Подарки вручают в разное время: перед бракосочетанием; на свадьбе и даже спустя некоторое время после нее (но об этом надо предварительно сказать молодым). За подарок, врученный лично, благодарят сразу, за полученный по почте - в течение 8 дней (можно и по телефону). В любом случае благодарят оба молодожена, а если один - то от имени обоих.

Заключение

Свадебная песня

Не было ветру, вдруг навенуло,

Не было гостей – вдруг наехало:

Полон двор, полна горница;

Наступили на новые сени –

Обломили сени новые,

Раздавили чару золоту,

Упустили соловья из саду.

Восплакалась свет Марьюшка:

«Свет-то мой сени новые!

Свет-то моя чара золота!

Свет-то мой соловей из саду!

Кто же меня рано будить станет?

Рано будить, поздно утешать?»

«Да я у тебя соловей на руке,

Я у тебя, Иван Васильевич!

Я стану тебя рано будить,

Я стану тебя поздно утешать!»

Каждый народ отличается от других народов своей неповторимой материальной и духовной культурой, взлелеянной многими поколениями предков. Особенностью русского народа является богатейший пласт традиций и обычаев, регламентирующих разные сферы человеческой жизни. Среди них одними из наиболее интересных являются те, которые связаны с жизнью каждого человека и общества в целом. К ним относятся свадебные традиции и обряды.

В своей работе я рассмотрела разные аспекты свадьбы, в т.ч. сельскую и городскую свадьбу. Особое внимание уделила своей Малой родине – Белгородчине.

Считаю, что цели и задачи, поставленные в начале исследования данной темы, выполнены.

Библиография

1. Богданов А.П. История России до петровских времен. Пробный учебник для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 1996

2. Большая Российская энциклопедия. Россия (статья «Русские»). – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2004

3. Большая Советская энциклопедия. Том 19. – М.: Советская энциклопедия, 1975

4. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно-методическое пособие в 2 книгах. – Белгород, 2000

5. Государственный Русский музей. Живопись и скульптура. – Ленинград, Советский художник, 1968

6. История русского искусства. – М.: Издательство академии художеств СССР, 1961

7. Искусство. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1969

8. Кичигин В.П. Народная культура юга России: Белгородская область. Опыт систематизации этнофольклорного материала. – Белгород, 2000

9. Мегре В.Н. Обряды любви. Новая цивилизация. Часть 2. Серия «Звенящие кедры России». – М.- СПб: Диля, 2005

10. Народы России. Энциклопедия. Под. Ред. Тишкова В.А. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических оборотов. – М.: АЗЪ, 1995

12. Первые шаги в храме. – М.: Благовест, 2001

13. Передвижники. Картины из собрания музеев СССР. – М.: Изобразительное искусство. 1969

14. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. Под ред. Смирницкой Е.В. – М.: ННН, 1995

15. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников восемнадцатого века. Под ред. А.И.Леонова. – М.: Искусство, 1952

16. Рябцев Ю.С. Путешествие в древнюю Русь. Рассказы о русской культуре. Учебное пособие для средних школ. – М.: Владос, 1995

17. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: Эллис Лак, 1995

18. Словарь иностранных слов. Под ред. Лепехина И.В. – М.: Сирин, 1960

19. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. Научно-популярное издание. – М.: Вече, АСТ, 1997

20. Энциклопедия для детей. Том 12 «Россия: природа, население, экономика». Под ред. Аксенова М.Д. – М.: Аванта +, 1999

21. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Культура. – М.: АСТ, 1997

22. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Мифология. Скандинавские и германские страны, славянские страны, Индия, Китай, Япония. – М.: АСТ, Олимп, 1999

23. http://www.svadba-info.ru

Приложение 1

Словарь терминов

Брак - 1. Семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной.

2. Сопровождаемое обрядом бракосочетания христианское таинство вступления в супружество.

Брачный выкуп - возмещение трудовой и детородной ценности, распространенное преимущественно в позднее-первобытных и раннеклассовых обществах, в т.ч. у славян. Брачный выкуп вносится семьей жениха семье невесты, часто при участии родни одной стороны и отчасти доставаясь родне др. стороны. Нередко принимает форму отработки за невесту или, в целях облегчения платежей, обмена девушками (обменный брак) либо браков в близкородственной среде. В России, а также в ряде исламских стран воспринявших европейское право, запрещен законом, но нередко сохраняется в скрытой или символической форме свадебных подарков деньгами либо вещами.

Венок – сплетенные в кольцо листья, цветы (в том числе искусственные).

Венчание – церковный обряд бракосочетания.

Венчать, венчаться – соединять (ся) браком по церковному обряду.

Выкуп – плата, деньги, которыми выкупают.

ЗАГС – отдел записи актов гражданского состояния в районной (городской) администрации.

Кольцо – предмет в форме окружности, ободка из твердого металла. Обручальное кольцо.

Обручение – следующий за помолвкой обряд, во время которого надеваются обручальные кольца жениху и невесте.

Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Обрядность – сложившиеся обряды, система обрядов.

Пир - богатое и торжественное угощение с приглашением многих гостей.

Поезд - ряд повозок, следующих одна за другой. Свадебный поезд (в народном свадебном обряде).

Помолвка – обряд, следующий за сватовством и предшествующий обручению.

Подруга – девочка, девушка, женщина, состоящая в дружеских отношениях с кем-либо.

Приданое - имущество, выделяемое женщине родителями или родственниками при вступлении ее в брак.

Свадьба – брачный обряд. Справить или (устар. и прост.) сыграть свадьбу.

Сват – человек, который сватает кого-нибудь кому-нибудь. Засылать сватов.

Сватать – 1. Предлагать в мужья или (за кого) в жены. Ему сватают невесту. За него сватают вдову. 2. Просить себе (или для кого-нибудь) жены. Сваты приехали к соседу сватать его дочь.

Сваха – женщина, занимающаяся сватаньем, устройством браков.

Сватья – мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.

Свекор – отец мужа.

Свекровь – мать мужа.

Свидание – заранее условленная встреча двух влюбленных, вообще встреча мужчины и женщины, ищущих знакомства, взаимных отношений.

Свидетель (ница) – тот (та), кто лично присутствовал, присутствует при каком-либо событии, очевидец.

Свита – лица, сопровождающие какую-либо важную особу. Свадебная свита.

Сводничество – корыстное посредничество между мужчиной и женщиной для содействия вступления в любовные отношения.

Сводня, сводница, сводник – человек, занимающийся сводничеством.

Сговор (устар.) – соглашение в результате переговоров. Свадебный сговор.

Сговорить (устар. разг.) – дать (или получить) согласие на чей-либо брак (сына, дочери, сестры), осуществить сговор.

Сговориться – условиться, договориться относительно каких-либо действий.

Семья – группа живущих вместе близких родственников.

Семьянин – человек, обладающий качествами для семейной жизни.

Смотрины – старинный русский бытовой обряд знакомства жениха и его родственников с невестой. Прийти на смотрины.

Тамада – распорядитель пира, застолья.

Тесть – отец жены.

Теща – мать жены.

Умыкание - заключение брака путем похищения невесты. Различают три вида умыкания.

1. Настоящее, насильственное умыкание против воли женщины и ее близких. Как установлено современной этнологией, всегда было редкой формой заключения брака, т.к. вело к столкновениям между коллективами.

2. Умыкание с согласия женщины против воли ее близких. Практиковалось чаще первого вида умыкания как протест против деспотических семейных порядков при патриархате.

3. Фиктивное умыкание по предварительному соглашению семей жениха и невесты, стремящихся таким путем уменьшить свадебные расходы. Этот вид умыкания известен не во всех обществах, а там, где известен, считается непрестижным.

Фата (тюрк.) – легкое женское покрывало из тюля, кисеи или кружева, головной наряд невесты.

Шлейф (нем. Schleppe) – длинный, волочащийся сзади подол женского платья.

Юбилей – 1. Годовщина чьей-либо жизни, деятельности, существования кого-либо, чего-либо (обычно о круглой дате). 2. Празднование по этому случаю. Свадебный юбилей.

Приложение 2

Юбилейные церемониалы

"Зеленая свадьба" - день бракосочетания. Празднуется в течение первого года после заключения супружеского союза каждый месяц в число свадьбы. Обычно дарят только цветы. Её символ - миртовые листья в свадебном венце.

"Мучная свадьба" - отмечается первая годовщина бракосочетания. Принято дарить посуду, предметы домашнего обихода.

"Ситцевая свадьба" - годовщина свадьбы. Предполагается, что в жизнь молодых людей уже вошла "ситцевая простота". В этот день супруги преподносят друг другу ситцевые платочки.

"Бумажная свадьба" - двухлетие.

"Кожаная свадьба" - трехлетие.

"Деревянная свадьба" - пятилетняя годовщина: юбилярам дарили разные деревянные вещи.

"Чугунная свадьба" - шестилетие.

"Цинковая свадьба" - отмечается через 6,5 лет. Название напоминает, что на брак необходимо "наводить глянец", как на оцинкованную посуду, которую дарят в этот день.

"Медная свадьба" - семилетие семейной жизни. Принято дарить изделия из цветных металлов, бижутерию, посуду. Муж и жена обмениваются медными монетами - как залогом дальнейшей счастливой жизни.

"Жестяная свадьба" - восьмая годовщина. Гости и родственники приносят в дар блестящую кухонную утварь из жести - противни, форму для торта и др.
"Фаянсовая свадьба" - девятилетие.

"День роз, розовая свадьба" - десятилетие. Муж непременно должен дарить жене букет из роз.

"Никелевая свадьба" - отмечается через 12 лет со дня бракосочетания. Принято дарить посуду, столовые приборы.

"Стеклянная свадьба" - пятнадцатилетие.

"Фарфоровая" - двадцатилетие. Дарят изделия из фарфора- столовые и чайные сервизы, посуду.

"Серебряная свадьба" - двадцатипятилетие. Принято дарить серебряные изделия. Рядом с золотым кольцом одевают серебряное.

"Жемчужная свадьба" - тридцатая годовщина. Дарят изделия из жемчуга.
"Полотняная или льняная свадьба" - 35-летие. Подарками служат предметы домашнего обихода, например, скатерти, постельное бельё, полотенца.

"Алюминиевая свадьба" - отмечается через 37,5 лет.

"Рубиновая свадьба" - 40-летие. Муж дарит жене перстень с рубином. Гости преподносят юбилярам декоративные украшения для дома, картины и предметы домашнего обихода. Обручальные кольца заменяются новыми, а старые отдают детям, которые собираются пожениться.

"Сапфировая свадьба" - 45 лет.

"Золотая свадьба" - 50-летие.

"Изумрудная свадьба " - 55-летие.

"Бриллиантовая свадьба" - 60-летие.

"Железная свадьба" - 65-летие.

"Коронная свадьба"