Главная              Рефераты - Разное

Тема 1 введение. Зарождение методики естествознания. Методические проблемы. (2ч) - реферат

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Тема 1 -2. Введение. Зарождение методики естествознания. Методические проблемы. (2ч)

Цель. Расширить знания студентов о развитии методики естествознания. Познакомить с проблемами.

Вопросы к теме:

1. Чем обусловлено введение преподавания естествознания в русской школе во второй половине 18 века?

2. Какие были в то время проблемы в школе и с чем это связано?

Методика преподавания как наука имеет свою историю, которая позволяет ученым и учителям широко использовать ценные методические достижения прошлых лет для решения современных учебно-воспитательных задач в шко­ле, в новых научных исследованиях в области методики, пре­дупреждает повторение ошибок. Создавалась она трудом уче-ных-естественнвков, учителей, методистов, каждый из которых внес свой вклад в становление и развитие этой науки.

. Естествознание преподавалось также в учительской семинарии, открытой для подготовки учителей.

Введение естествознания и географии преследовало практи­ческие цели: ознакомить учащихся с природой, различными ми­неральными, горными породами, растениями, животными с целью их широкого использования для удовлетворения потреб­ностей человека.

.

История методики вводит в круг проблем, над которыми работали предшественники современного поколения учителей и методистов.

/ Знание истории предупреждает повторение ошибок, откры­тие уже известных истин, позволяет использовать ценные достижения прошлого при решении и исследовании насущных для нашего времени методических проблем.

История методики преподавания естествознания показывает, что основными проблемами, решаемыми ею в той или иной степени, всегда были содержание обучения, методы преподава­ния и их воспитывающее влияние. и.

Отечественная методика естествознания имеет почти двух­сотлетнюю историю. В создании се участвовало большое число ученых-биологов, методистов и учителей, которым принадлежат многочисленные методические пособия и учебники, созданные в различных социальных условиях.

История развития отечественной методики преподавания есте­ствознания подразделяется на два основных периода: дореволю­ционный, в условиях царского государства, капиталистической экономики, классового общества, и советский, в условиях социа­листического, а затем коммунистического строительства бес­классового общества.

Задание: В курсе истории педагогики найдите ответы на следующие вопросы: какие реформы по народному образованию были проведены в России в 18 веке?

Основная литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

Тема 3 – 4. 18 век. Развитие методики естествознания В.Ф.Зуевым.(2 ч)

Цель: Познакомить студентов с работами В.Ф.Зуева, его взглядами на развитие естествознания

Вопросы к теме:

1. Каково значение педагогической деятельности В.Ф.Зуева для становления отечественной методики естествознания?

2. Как назывался учебник написанный Зуевым?

3. Какова роль этого учебника для истории методики естествознания?

ХУ Ш век в школах древней Руси преподавания каких-либо предметов о природе не было. Обучали чтению церковных книг, письму и пению в церкви.

Преподавание естествознания в русских школах введено в конце ХУШ века. Для использования естественных богатств и развития экономики страна нуждалась в грамотных людях, и правительство Екатерины II было вынуждено открыть народные училища («главные»—5-летние и «малые»—2- летние) и учительскую семинарию "(1783).

В народных училищах и в учительской семинарии впервые стало преподаваться естествознание. Для составления учебника по естествознанию, проведения уроков в училище и чтении лекций в учительской семинарии был привлечен академик Васи­лий Федорович Зуев (1754—1794).

В 1786 году им напечатан без указания фамилии учебник в двух_книгах «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи». С этого года, можно считать, началась история русской методики преподавания естествознания. Автору учебника пришлось впервые решать все основные методические задачи.

Своим учебником В. Ф. Зуев положил начало естествознанию как учебному предмету При отборе объектов изучения и изложении учебного материала автор не придерживался господтвующей тогда систематики, а дает живое описание растений и животных, в первую очередь имеющих значение для человека.

Таким образом, впервые было обозначено различие между школьным предметом и наукой и сделан методический отбор объектов изучения в школе.

С учебника В. Ф. Зуева начинается методика естествозна­ния.

Во второй половине XVIII века в науке о природе на многие годы утвердилось описательно-систематическое направление. Выдающийся шведский естествоиспытатель и натуралист Карл Линней (1707—1778) явился основоположником этого направ­ления и в 1735 г. выпустил небольшую книжку «Система при­роды». Во второй половине XVIII века она превратилась в мно­готомный труд, в котором в строгой системе были расположены и кратко описаны все известные тогда растения, животные и минералы. Ученые отыскивали новые виды растений и живот­ных, кратко их описывали и помещали в «Систему природы».

В конце XVIII и в начале XIX века описательно-системати­ческое направление проникло и в школьное естествознание.

В начале XIX века география как учебный предмет была введена во всех средних учебных заведениях. В большинстве учебных заведений России в течение первых тридцати лет XIX века изучали географию по учебникам Е. Ф. Зябловского. Учебники содержали достоверные данные и соответствовали состоянию географической науки того времени, но они были пе­регружены фактическим материалом, особенно номенклатурны­ми данными, и содержали мало объяснений.

Наряду с учебниками Е. Ф. Зябловского использовались учебники К. П. Арсеньева, которые содержали больше мате­риала объяснительного характера; в них показывались также некоторые связи хозяйственной деятельности человека с приро­дой, но этого было явно недостаточно. В изучении предмета также преобладала зубрежка.

География стала предметом второстепенным, и преподава­ние ее велось только в начальных классах. Но социально-демо­кратические изменения в стране, активное развитие естественных наук к началу 60-х годов XIX века способствовали вос­становлению в школе естествознания как необходимого пред­мета.

На развитие методического направления в естествознании и географии того времени большое влияние оказали прогрес­сивные педагоги, выступавшие за возможность давать детям правильные научные взгляды на природу.

Задание: Ответить на посталенные в начале лекции вопросы.

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2.Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

Тема 5 - 6. 19 век. Развитие методики естествознания А.Н.Бекетовым и Августом Любеном (2 ч)

Цель: Рассмотреть взгляды А.Н.Бекетова и А. Любена.

Вопросы к теме:

1. Что А.Н.Бекетов считал главным при обучении школьников?

2. Роль А.Н.Бекетова в развитии методики естествознания.

3. Методика А.Любена

Глубокие мысли о воспитании мышления и наблюдательности при__

изучении_естествознания высказал известный ботаник профессор Андрей Николаевич Бекетов (1825—1902), которого К. Л. Тимирязев назвал «живым проводником современного ему движения научной мысли, истолкователем только что нарождающихся идей.

Он резко выступал против догматического обучения: «Дедуктивное преподавание обогащает школьников знаниями и готовыми выводами, но не вызывает деятельности мысли, заставляя работать только память.

Бекетов установил ценное методическое положение о том, что к самостоятельности учащихся необходимо приучать планомерно. «Прежде всего необходимо научиться наблюдать и сравнивать, и никто не будет спорить, что естественная история представляет самые лучшие данные для наблюдения и сравнения. Для того чтобы научиться наблюдать глубоко и всесторонне, необходимо долго упражняться под руко­водством опытного наблюдателя», - говорил А. Н. Бекетов.

Таким образом, А. Н. Бекетов поставил_самые существенные проблемы методики: воспитание самостоятельного мышления, руководство самостоятельными работами, развивающими наблюдательность, своеобразие структуры школьного предмета, синтезирующего морфологию, анатомию и физиологию организма.

Обоснованием значимости «индуктивного метода» Бекетов положил начало методическому поиску, выразившемуся в даль­нейшем в « исследовательском методе» и в наше время в про­блемном построении уроков.

Эти новые веяния подняли вопрос образовательного и воспитательного значения метода. Выявилась необходимость в создании особой педагогической науки – методики естествознания, которой в России в то время не было.

Первая методика естествознания была написана в 40-х годах в Германии учителем Августом Любеном ( 1804 – 1873).

Он считал, что изучение естествознания должно идти от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к отвлеченному, т.е. индуктивным путем.

Задание: Ответить на вопросы, поставленные в начале темы

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

Тема 7-8 Философские и естественно-научные основы педагогической теории К.Д.Ушинского. (2 ч)

Цель: Ознакомть студентов с работами К.Д.Ушинского, его взглядами на развитие методики изучения природы

Вопросы к теме:

1.Как развивалось в России общественно-педагогическое движение во второй половине 19 века?

2.В чем сущность педагогической теории К.Д.Ушинского?

3. Роль теории К.Д.Ушинского в истории методики естествознания.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824—1870)—крупней­ший методист и педагог в области начального обучения. Он придавал большое значение изучению естествознания и геогра­фии в начальных классах для развития логического мышления, воображения и языка младших школьников. По мнению К. Д. Ушинского, «логика природы есть самая доступная и са­мая полезная логика для детей» (Ушинский К. Д- Собр. соч. —М.; Л., 1949. Т 5. — С. 26).

Говоря о значении изучения детьми природы, он отмечал, что дети должны зорко смотреть на изучаемый предмет, «заме­чать его особенности — словом, учиться не только думать, но и созерцать, и прежде даже созерцать, чем думать». К.Д. Ушин­ский предлагал начать школьную географию с изучения своей местности (принцип краеведения). Под влиянием этих идей в России стали появляться новые учебники географии, основан­ные на краеведческих принципах. Дальнейшее развитие школь­ного естествознания связано с появлением нового биологиче­ского направления, основанного на эволюционном учении, при­знающем развитие органического мира и объясняющем особен­ности строения растений и животных их предшествующим исто­рическим развитием. Больщое влияние на его развитие оказали учение Ч. Дарвина об эволюции органического мирз и его книга «Происхождение видов».

Задание: Подготовить доклады о жизни и деятельности К.Д.Ушинского.

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

Тема 9-10. Герд А.Я. – основоположник отечественной методики естествознания как науки (2 ч)

Цель: Познакомить студентов с системой методической работы А.Я Герда

Вопросы к теме:

1. В чём сущность курса естествознания, разработанного А.Я.Гердом?

2. Какова заслуга А.Я.Герда перед начальной школой?

3. Роль А.Я.Герда в развитии методики естествознания?

Герд Александр Яковлевич (1841 — 1888) — основоположник отечественной методики естествознания как науки, которую разрабатывал на основе дидактической системы К. Д- Ушнн-ского и идеи дарвинизма. Разработанный им курс естествозна­ния для средней школы начинался изучением неорганического мира, затем растений, животных, человека, Завершался курс изучением «Истории Земли», куда включались элементы эво­люционного учения. Для понимания жизни растений и живот­ных нужно было изучать живые организмы в условиях обита­ния, в естественных взаимоотношениях со средой и между со­бой. Такое обучение, как считал А. Я. Герд, должно иметь мес­то в преподавании естествознания. Он писал, что преподавание естествознания должно по возможности начинаться в саду, в по­ле, в лесу. Дети должны изучать естественные предметы в их естественной обстановке. Животное необходимо рассматривать в связи с условиями его жизни, растение — в связи с почвой, на которой оно произрастает. В этом заключалась сущность биологического направления в школьном естествознании.

А. Я. Герд разработал систему изучения природы в началь­ных классах, которая не утратила своего методического зна­чения и в наши дни. Им написан учебник «Мир божий» для учащихся II—III классов, состоящий из двух частей. Первая часть его «Земля, воздух и вода» предназначается для учащихся второго года обучения, вторая часть «Растения, животные и человек» — для школьников третьего года обучения. А. Я. Герд считал, что, прежде чем знакомить детей с миром растений и животных, им необходимо познакомиться с предметами и яв­лениями неживой природы, так как закон эволюции природы не может быть осознан учащимися без понимания тех взаимо­связей, которые существуют между неорганическим и органи­ческим миром и которые связывают неживую и живую природу (т. е. растения и животные) в одно целое. Знакомство с нежи­вой природой дает учащимся материал для наиболее полных наблюдений над растениями и животными. В противном случае изучение растений и животных сведется к простому перечисле­нию одних признаков, а такой способ преподавания не может сформировать целостного представления о природе. Для учите­лей им было написано методическое пособие «Предметные уро­ки в начальной школе» (1883), в котором объясняется, как сле­дует учить детей начальному естествознанию: какими пособиями пользоваться, какие опыты необходимо ставить, к каким выво­дам и обобщениям дети должны прийти, проводя наблюдения и опыты.

В статьях на методические темы А. Я. Герд отстаивал такие передовые методы обучения, как самостоятельные наблюдения учащихся, проведение лабораторных работ. Большое значение в изучении природы он отводил предметным урокам, на .которых дети работали с объектами природы, и экскурсиям в природу.

Л. Я. Герд считал, что дети, наблюдая природу или ее объ­екты под руководством учителя, должны учиться сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемое, делать выводы, обобщения и по возможности проверять их простыми, доступными для них' опытами.

А. Я. Герд, как и все лучшие педагоги того времени, цент­ральной фигурой в учебном процессе считал учителя, его зна-ния, эрудицию, умение быстро устанавливать контакт с детьми, хорошо владеть материалом. Он считал, что к своей работе учитель должен подходить вдумчиво, заранее планировать весь материал, обеспечивая правильную последовательность его изу­чения. А. Я. Герд требовал регулярного планирования каждого урока как средства наиболее рациональной организации учеб­ного процесса: «Преподавателю необходимо составлять кон­спекты уроков, т. е. накануне урока записывать в кратких вы­ражениях весь материал, в том порядке, в каком он намерен передать его детям. По этому конспекту преподаватель может тщательно обдумать каждую отдельную часть урока и какими приемами и вопросами удобнее всего довести до ясного созна­ния содержание всего урока» (Герд А. Я. О преподавании мииералогии//Учитель.— 1866. — № 5, 6).

Желая помочь учителю в планировании уроков, А. Я. Герд в методическом руководстве «Первые уроки минералогии» раз­работал планы всех уроков по курсу неживой природы. Анали­зируя их, следует отметить, что А. Я. Герд обращал внимание учителя на необходимость отбора материала, формулировки темы, перечисления оборудования, необходимого для демонст­рации опытов, наглядных пособий, требующихся для глубокой проработки учебного материала и записи хода урока. В част­ности, учитель должен в плане кратко изложить содержание вступительной беседы, связывающей новый материал с ранее изученным, затем сформулировать вопросы для беседы с уче­никами по изучению нового материала, располагая их в такой логической последовательности, чтобы учащиеся самостоятель­но пришли к правильному выводу. Вывод в общей форме так­же должен быть записан в плане. В плане отмечается также до­машнее задание.

Планы уроков, разработанные А. Я. Гердом по курсу не­живой природы, явились первым образцом системы преподава­ния учебного предмета.

Таким образом, А. Я. Герд, обобщив передовой педагогиче­ский опыт преподавания естествознания в школе того времени и свой собственный, впервые принципиально поставил и в со­ответствии с прогрессивными требованиями того времени ре­шил основные общие проблемы методики преподавания естест­вознания в школе, оформив* ее как педагогическую науку.

Задание: Подготовить выступления о жизни и творчестве А.Я.Герда

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

Тема 11- 12. Развитие методики естествознания Д.Д.Семеновым (2 ч)

Цель: Расширить знания студентов об истории развития методики естествознания

Вопросы к теме:

1. Краеведческий подход Д.Д.Семенова к изучению природы

2. Роль курса отчизноведения в развитии методики естествознания

Семенов Д.Д. – русский педагог, последователь К.Д. Ушинского. В своей педагогической деятельности Д. Д. Семенов много уделял внимания вопросам школьной географии. Он считал, что первоначальный курс ге­ографии должен изучаться в младших классах и по своему содержанию являться отчизневедением. Это значит, что изу­чение географии следует начинать с той местности, на которой живут дети, т. е. с родного края, что даст возможность детям познать природу не только по книгам и картам, но и путем непосредственных наблюдений, а это будет способствовать со­знательному усвоению материала. Наблюдая звездное небо, фазы Луны, кажущееся движение Солнца и изменение продол­жительности дня и ночи, дети будут подготовлены к правиль­ному восприятию таких явлений, как движение Земли вокруг Солнца и ее оси. Преподавание отчизноведения ведет детей к пониманию плана и карты, что способствует подготовке к изу­чению школьного курса географии. Д. Д. Семенов считал, что в курсе отчизноведения учащиеся должны усвоить такие геог­рафические понятия, как город, деревня, река, озеро, канал, море, низменность, возвышенность, гора, ознакомиться с услов­ными обозначениями местности на плане. Он рекомендовал из­лагать материал в форме увлекательного путешествия и в ходе его устраивать практические занятия по распознаванию мате­риков, островов, полуостровов, наблюдению рельефа и др., го­ворил о необходимости проводить экскурсии, прогулки уча­щихся.

Целесообразность построения таким образом курса отчизно­ведения Д. Д. Семенов обосновывал дидактическими соображе­ниями, осуществлением принципа сознательности обучения: «Ос­новные понятия науки о земном шаре дитя усваивает из собст­венного наблюдения; глаза дают ему бессознательное понятие о том клочке, на котором оно живет. Учение должно ввести в сознание детей тесный круг познаний и распространить его... Дело учителя в этом классе — утвердить сознательное понятие в детях о тех предметах, о которых они уже имеют по­нятие бессознательное» (Семе н о в Д. Д. Об элементарном курсе географии//Ж. Министерства народного просвещения, ч. СХХХУШ. —СПб., 1868. —С. 196).

Д. Д. Семенов предлагает также постановку несложных опытов и демонстраций в целях более глубокого разъяснения отдельных вопросов: опыты по парообразованию воды и кон­денсации паров, измерение атмосферного давления с помощью барометра, практическое определение стран света с помощью компаса и др.

Д. Д. Семенов в своих учебниках, методических пособиях и в непосредственной практической деятельности проводил в жизнь эти положения, отстаивая курс отчизноведения как основу курса школьной географии. Развитие преподавания огчизноведения явилось по сути дела закладкой фундамен­та краеведения. Семенов, таким образом, с полным основанием может быть назван предшественником современного крае-

недения.

Задание : Ответить на поставленные вопросы устно.

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

Тема 13-14. Дальнейшее развитие методики естествознания. Д.Н Кайгородов и В.В.Половцев (2 ч)

Цель: Ознакомиться с идеями Д.Н.Кайгородова и В.В.Половцева

Вопросы к теме:

1.В чем суть программы природоведения Д.Н.Кайгородова?

2. Сущность «биологического метода» Половцева В.В.

Итак, вторая половина XIX века характеризуется сущест­венными положительными изменениями в методике начального естествознания. Передовые, творчески работающие учителя поддерживали новые методические идеи А. Я. Герда и стара­лись претворять их в жизнь на практике, но постоянно наталки­вались на преграды со стороны царского правительства. Так, программы и учебники по естествознанию для гимназий и го­родских училищ отражали метафизические взгляды и утверж­дали «волю Всевышнего творца». К. тому же царское прави­тельство, опасаясь проникновения в школу материализма и без­божия, в 1876 г. вновь изъяло естествознание из младших клас­сов гимназий, а в 1890 г. — из мужских гимназий, и только в 1901 г. оно в них было лишь частично восстановлено.

зику,

В России бурно развивается капитализм, появляется больша­я потребность в людях, хорошо знающих математику, физик­у, химию, биологию, географию. Социально-экономические условия развития России заставили царское правительство включить естествознание в учебный план трех младших клас­сов гимназии. В основу программ была положена система А. Я. Герда. Природоведческий материал по этим программам между классами распределялся следующим образом: I класс — неживая природа, II класс-— растения, III класс — животные и человек. (Программа требовала написания учебной литературы).Учителя, методисты – естественники, профессора университетов выпустили учебники по начальному природоведению.

Стали открывать частные учебные заведения, в которых час­то проповедовались новые для своего времени методические идеи. Министерство народного просвещения мало вмешивалось в работу этих школ; в них были свои программы, учебники и нередко передовые методы преподавания.

В методике этого времейи разрабатываются две формы пре подавания, независимые от уроков: экскурсионная и практиче­ ская; решается проблема отбора содержания учебного мате­ риала для учащихся.

В 1902 г. в гимназии была введена программа природоведе­ ния, составленная профессором Лесного института Д. Н. Кай городовым. В ней предлагалось изучение природы по «обще­ житиям» (сад, поле, река, луг, лес). Учащиеся должны были изучать растительный мир и неорганическую среду а их взаимо­связи, только но сезонам (принцип сезонности) и только на эк­скурсиях в природу. Д. Н. Кайгородов в программе преследовал также воспитательную цель, но явно идеалистическую: позна­ ние закона изумительной целесообразности о природе и того «Великого разума», которым «все создается и управляется а природе и во всей Вселенной». Точка зрения Д. Н. Кайгородова не была принята педагогической мыслью, но она дала толчок экскурсионному делу.

Большинство авторов учебников природоведения, выпущен­ ных в период до Великой Октябрьской социалистической рево­ люции, в изложении материала придерживались «биологиче­ ского метода», пропагандистом которого явился В. В. Половцов.

Половцов Валериан Викторович (1862—1918) — русский пе­ дагог-естественник, впервые в истории Петербургского универ­ ситета начал читать для студентов курс методики естествозна­ ния. Его лекции вышли в 1907 г. под названием «Основы общей методики естествознания». На этой книге воспитывалось методи­ческое мировоззрение огромного большинства русских педаго­ гов-естественников. В своей методике он указывал, что природ­ ные факты и явления, изучаемые учащимися, не должны рас сматриваться изолированно. В процессе ознакомления с явле­ниями природы должны вскрываться те доступные учащимся данного возраста связи и отношения, которые существуют в при­ роде и доступны непосредственному наблюдению. В этом именно пидит В. В. Половцов сущность «биологического метода». Харак­ теризуя его, он выделяет два положения: «формы должны быть изучаемые в связи с отправлениями, образ жизни должен изучать­ ся в связи со средой обитания». Он считает также, что при изу­чении неживой природы нельзя ограничиваться простым описа­ нием форм, что в данном случае, как и при изучении растений н животных, необходимо вскрывать связи и отношения между предметами. Решающую роль в этом сыграло состояние науки того времени, где связь между формой и средой является одной из важнейших проблем естествознания. Морфологические черты строения животных и растений оказалось возможным не толь­ ко описывать, запоминать, но и выводить, объяснять и даже элементарно предсказывать. Исходя из этих требований, авторы учебников для начального природоведения, описывая объекты живой природы, старались показать взаимосвязь строения с образом жизни.

Внедрение в школьное естествознание «биологического ме­ тода» можно считать зарождением экологического образования и воспитания учащихся, которому в наши дни совершенно спра­ведливо уделяется столь серьезное внимание. Знание экологии растений и животных лежит в основе всех аспектов взаимодей­ствия человека и природы.

В предреволюционный период естествознание в гимназиях преподавалось только в трех младших классах. Авторы учеб­ников, как и составители программ, стремились дать в мате­ риалах для этих классов как можно больше знаний, но зачас­ тую не учитывали психологические возможности учащихся 9—12 лет, полезность формируемых знаний и умений. Поэтому часто в учебниках встречался материал, сложный для понима­ ния, недоступный, а значит, неприменимый в жизни.

Недостатки учебников учитывались многими передовыми учителями-практиками, методистами, которые писали специаль­ ные пособия для учителей, книги для чтения учащихся. Так, большое влияние на дальнейшее развитие школьного курса начального естествознания и методики его преподавания в этот период оказали В. П. Вахтеров, Л. С. Севрук, И. И. Полян­ ский и другие.

Задание: Ответить на вопросы темы

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

Тема 15-16. Методисты – естественники начала 19 века –Вахтеров В.П.,Севрук Л.С. (2 ч)

Цель: Ознакомление с методикой указанных исследователей

Вопросы к теме:

1. Рассказать о концепции Вахтерова В.

2. Какова заслуга Севрука Л.С. в развитии методики естествознания

Василий Порфирьевич (1853—1924) — известный педагог-методист начальной школы, широко пропагандировал всеобщее обязательное начальное обучение, боролся против формализма в обучении, организовывал школы для рабочих. Он разделял педагогические взгляды К- Д. Ушинского, А. Я. Герда, в своих статьях на методические темы развивал теоретические основы школьного образования и преподавания

начального естествознания. В. П. Вахтеров требовал, чтобы учителя при изучении с детьми природы опирались на наблю­дения, опыты, демонстрацию объектов.

Для учащихся начальной школы им написаны книги для чтения «Мир в рассказах для детей». Кроме статей объясни­тельного характера, в них содержался богатейший материал по естествознанию, географии, истории. Он предназначался для самостоятельного изучения и требовал проведения наблюдения в природе, постановки простейших опытов.

Основной труд В. П. Вахтерова—«Предметный метод обу­чения» (1907). В нем он высказывал требование наглядного обучения, проведения предметных уроков, экскурсий в природу. Особое внимание уделял развитию у детей активности при изу­чении природы.

Севрук Леонид Сафонович (1867—1918) — методист по ес­тествознанию. В 1902 г. им был издан учебник для младших школьников «Начальный курс естествознания», в котором прос­тым и образным языком давалось описание неживой и живой природы. Система обучения естествознания была заимствована им у А. Я. Герда, т. е. он предлагал сначала формировать у де­тей знания о неживой природе, потом о растениях и животных. Л. С. Севрук разделял методические взгляды А. Я. Герда о том, что в младших классах необходимо дать такой курс естество­знания, который формировал бы у учащихся знания о природе как едином целом; при этом существенное внимание должно уделяться доступности изучаемого материала, систематичности и наглядности обучения. Ведущими методами при обучении он считал беседу, рассказ, тесно связанные с наглядными средст­вами обучения, под которыми он понимал не только демонст­рацию опытов, но и проведение самими учащимися различных опытов и наблюдений.

Для учителей Л. С. Севруком написано руководство «Мето­дика начального курса естествознания» (1902), в котором под­черкивалось, что при обучении каждый учитель должен учиты­вать возраст учащихся, их развитие и количество времени, от­водимого на предмет.

Задание: Изучить работы указанных авторов. Выступить с докладами

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Работы В.П.Вахтерова и Л.С. Севрука

Тема 17-18 Место и роль работ И.И.Полянского в развитии методики естествознания (2 ч)

Цель: Ознакомить студентов с трудами И.И.Полянского

Вопросы к теме:

1. В чем заключалась методическая деятельность И.И.Полянского?

2. Роль И.И.Полянского в развитии методики естествознания.

Полянский Иван Иванович (1872—1930) — известный методист-естественник, автор учебника природоведения для уча­щихся начальных классов «О трех царствах природы» (1904). В 1917 г. вышла в свет написанная им «Методика начального естествознания», в которой Полянский подчеркивает, что мето­дика естествознания базируется на науках о природе и прису­щих им методах научного исследования, а также на данных пе­дагогики и дидактики. Поэтому связь с науками о природе позволяет методике естествознания правильно переработать со­держание науки в учебный предмет, обеспечивая его научность и последовательность. Связь же с педагогикой и дидактикой обязывает ее привести содержание предмета в соответствие с

уровнем развития учащихся начальной школы. Эта двойная связь обеспечивает правильное применение методов преподава­ния при изучении учащимися природы.

И. И. Полянский разъяснял, что преподавание естествозна­ния необходимо осуществлять исходя из познавательных про­цессов, происходящих в сознании школьников, т. е. мыслитель­ной деятельности. Ценным было указание на то, что в ходе обучения учащиеся должны развивать отвлеченное мышление, проникая в сущность и закономерные связи изучаемых явлений природы. О1сюда вытекала необходимость в проведении в пер­вых двух классуах начальной школы предметных уроков, способ­ствующих обогащению учащихся фактическим материалом. При этом И. И. Полянский предлагал вести их так, «чтобы дети становились в роли открывателей: сами бы наблюдали, сами бы говорили, что они видят, и сами бы при содействии учителя доходили до объяснений наблюдаемого, не узнавая предварительно из книги или со слов учителя. Это условие — основное с первых шагов "изучения природы» (Полян­ский И. И. Методика начального естествознания. — СПб., 1917. — С. 189). Он указывал также, что от изучения предме­тов младшие школьники должны переходить к изучению яв­лений природы, а затем — к выполнению простых причинных связей между изученными предметами и явлениями. Последнее необходимо осуществлять посредством экскурсий в природу и опытов.

Существенное внимание было уделено И. И. Полянским разработке форм организации педагогического процесса. Он выделял уроки изложения нового материала, практические заня­тия, экскурсии и обобщающие уроки, причем доказывал необ­ходимость их осуществления в тесной взаимосвязи. Урок —• главная часть обучения, домашние задания служат лишь допол­нением к урокам.

Таким образом, в своей «Методике начального естествозна­ния» И. И. Полянский поднял новые методические проблемы о роли познавательной деятельности школьников при усвоении знаний, о разнообразных формах учебных занятий и их взаимо­связи, о месте уроков, домашних заданий и внеклассных заня­тий в процессе обучения.

В первые два десятилетия XX века, в предреволюционный период обучение естествознанию в начальной школе осуществ­лялось по системе, разработанной А. Я. Гердом. Большое мес­то в преподавании уделялось выявлению взаимосвязей, суще­ствующих в неживой природе и живой природе, формированию знаний о природе как едином целом. В практике работы, кро­ме словесных методов, ведущее место занимали наблюдение и постановка опытов. Таким образом, в этот период начальная школа накопила дов'ольно большой положительный опыт преподавания начального естествознания, который значительно обогатил теорию методики преподавания природоведения.

Вместе с тем во внутреннем строе школьной жизни наблю­далось сочетание старого и нового. Это обстоятельство подме­тил В. П. Вахтеров. Говоря о педагогике данного периода как о «поле брани», на котором веди борьбу самые разнообразные цели воспитания и обучения, самые различные методы и систе­мы, он справедливо отмечал наличие в учебно-воспитательном процессе школы непримиримых противоречий: то, что утвержда­лось на уроках естествознания, отрицалось на уроках религии и наоборот. Здесь уживались бок о бок самые противополож­ные требования и совершенно несогласуемые направления. Наступил глубокий кризис русской официальной педагогики, который отражал общий кризис царского самодержавия. Вы­вести Россию из этого кризиса могла только новая народная революция.

Задание:1. Ознакомиться с работами И.И.Полянского. Ответить на вопросы.

2. Написать рефераты о развитии методики естествознания в дореволюционный период

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Работы В.П.Вахтерова и Л.С. Севрука

Тема 19-20. РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ДО 70 х ГОДОВ (2 ч)

Цель: Расширить понятия студентов о работах Н.К.Крупской

Вопросы к теме:

1 .Какие работы Н.К.Крупской посвящены развитию методики естествознания?

2 . Заслуга Н.К. Крупской в развитии методики естествознания

Великая Октябрьская социалистическая революция корен­ным образом перестроила все народное образование. Много­численные сословные школы царской России сменила единая трудовая общеобразовательная школа для совместного обуче­ния мальчиков и девочек.

Цель трудовой школы — политехническое образование, да­ющее детям на практике знакомство с методами всех важней­ших форм труда, частично в учебной мастерской или на школь­ной ферме, частично на фабриках, заводах и т. д.

Перед школой встают новые задачи: воспитание материа-•листического мировоззрения, атеистической убежденности; образование и воспитание в труде и в тесной связи с произ­водительным трудом; воспитание самостоятельности в приоб­ретении знаний. Исходя из этих задач новая школа строи­лась как единая во всех своих звеньях, доступная детям тру­дящихся.

Единая трудовая школа разделяется на две ступени: пер­вая — для детей от 8 до 13 лет и вторая — от 13 до 17 лет. Ос­новой школьной жизни становится производительный труд как общественно необходимый. Он тесно связывается с обучением. Постоянно усложняясь, производительный труд знакомит де­тей с самыми разнообразными формами производства.

Б 1920 г. был создан новый учебный план школы, который в качестве главной задачи поставил вооружение учащихся зна­ниями на уровне современной науки, в котором значительное время отводилось на изучение наук о природе и обществе.

26

Н. К. Крупская (1869—1939)

Крупская Надежда Константиновна (1869—1939) внесла значительный вклад в разработку и решение важнейших проб­лем педагогики, повлиявших на развитие методики преподава­ния естествознания. Определение целей и задач всесторон­него воспитания, связь школы с практикой социалистическо­го строительства, трудовое и политехническое воспитание, оп­ределение содержания образования, вопросы возрастной педа­гогики, воспитание коллективизма — эти и другие проблемы нашли определенное решение в ее статьях и выступлениях.

Н. К. Крупская указывала на громадное значение естество­знания и географии в школьном обучении. Она настаивала на признании естествознания (физики, химии, биологии) основ­ным предметом школьного обучения для учащихся всех возрас­тов, так как оно дает материалистическое понимание явлений, возможность использовать целесообразно силы природы.

Для формирования марксистско-ленинского мировоззрения у учащихся, считала Н. К. Крупская, важное значение имеет изучение географии, которое в I—IV классах, по ее мнению, целесообразно начинать с изучения местного материала и орга­низации личных наблюдений учащихся. Только при этом ус­ловии может быть обеспечена жизненность и прочность позна­ний учащихся.

) Существенное место в дальнейшем совершенствовании школьного образования в соответствии с задачами новой рево­люционной эпохи отводится программам Государственного уче­ного совета Народного комиссариата просвещения (ГУСа) (1923—1930).

. В этих программах основное внимание уделялось трудовой деятельности человека, воздействию человека на природу, под­чинению сил природы общественным целям. Весь учебный ма­териал был расположен по трем разделам; природа — труд —общество. В области естествознания главная цель програм­мы — подвести учащихся к пониманию процесса эволюции, подчеркнуть роль человека, его разума, роль революционной практики, преобразующей окружающий мир. Программа шко­лы первой ступени в разделе «Природа и человек» предусмат­ривала изучение времен года (первый год обучения), воздуха, воды, почвы, окружающих человека культурных растений, жи­вотных и ухода за ними (второй год обучения). Программа третьего года обучения предусматривала элементарные наблю­дения по физике и химии, изучение природы родного края и жизни человеческого тела. На занятиях четвертого года обуче­ния продолжалось изучение жизни человеческого тела, а также географии России и других стран!

Материалы раздела «Труд» предусматривали знакомство школьников с трудом членов своей семьи, трудовой жизнью деревни или города (в зависимости от местожительства ребен­ка), хозяйством края, государственным хозяйством РСФСР и других стран в течение всех четырех лет обучения.

В разделе «Общество» давался материал о школах, обще­ственных учреждениях деревни, города, государственных учреж­дениях; картины прошлого нашей страны и человечества, а так­же материал о государственном строе РСФСР и других стран. Комплексный подход к обучению школьников, заложенный в данной программе, повлиял не только на содержание обуче­ния природоведению, но и его преподавание. Природа изуча­лась в связи со всем остальным материалом, и изолированного предмета природоведения как такового не было. В обучении преобладали два подхода: трудовой и экскурсионный.

Трудовой подход связан с непосредственным трудом школь­ников (например, участие в сортировке семян), параллельно осуществлялся процесс обучения (изучается строение семян, выясняются качество и условия прорастания).

Для участия в трудовых действиях учащиеся выходили за пределы школы. Это считалось трудовой экскурсией. Таким образом, в основе данной программы лежал производительный труд.

5 Вместе с тем школа, решая задачи трудового воспитания и обучения учащихся, не давала необходимого объема общеоб­разовательных знаний. Поэтому в 1931 г. было принято поста­новление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», в кото­ром отмечались недостатки в работе школы и были намечены пути их исправления. В постановлении говорилось: «...коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразова­тельных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне гра­мотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, хи-28

мия, математика, родной язык, география и др.)» (Народное образование в СССР. 1917—1973 гг. — М., 1974. —С. 157).

Это постановление и последующее от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» сыграли решающую роль в перестройке работы началь­ной школы. Они обязывали наркомпросы союзных республик организовать научную разработку программ и составление учебников, в которых четко определить объем систематизиро­ванных знаний по каждому предмету, обеспечивающих подго­товку к получению профессионального образования; в програм­мах и учебниках должное внимание уделить политехническому обучению, которое должно знакомить учащихся в теории и на практике со всеми главными отраслями производства, прово­дить тесную связь обучения с производительным трудом.

Соединение обучения с производительным трудом необходи­мо проводить на такой основе, чтобы весь общественно-произ­водительный труд учащихся был подчинен учебным и воспита­тельным целям школы.

; Основной формой организации учебной работы должен быть урок с данной группой учащихся, со строго определенным рас­писанием занятий и твердым составом учащихся. Эта форма должна включать в себя под руководством учителя общегруп­повую, бригадную и индивидуальную работу каждого учащего­ся с применением разнообразных методов.

Учитель обязан систематически, последовательно излагать преподаваемую дисциплину, всемерно приучая детей к работе с книгой и другим видам самостоятельной работы.

Природоведение как самостоятельный учебный предмет вновь возвращается в начальную школу в 1932 г.

В программе начальной школы (1932) так определяются его задачи: «1. Исходя из имеющихся у детей представлений о жизни природы, о природных явлениях, уточняя эти представ­ления и борясь с извращениями их религиозного и обыватель­ского характера, расширить кругозор учащихся знаниями но­вых фактов из живой и неорганической природы.

2.Раскрыть учащимся простейшие закономерности разви­
тия в природе в форме, доступной и понятной детям, на базе
конкретного материала.

3.Показать яркую картину овладения стихийными силами
в природе в процессе социалистического строительства.

4.Разбудить у детей интерес к изучению природы и воору­
жить их элементарными навыками исследования природных
явлений» (Программы начальной школы (городской и сель­
ской).—М., 1932.— С. 31).

Программа определяла для изучения следующий материал. В I классе дети знакомились с сезонными изменениями в при­роде: изменениями погоды, изменениями в жизни растений и животных. Изучение осуществлялось на основе непосредствен­ных наблюдений детей.

Во II классе жизнь растений и животных изучалась по'от­дельным природным группировкам (огород, сад, пруд, река, лес).

В III классе школьники знакомились с материалом по не­органической природе в таких темах, как «Почва и полезные ископаемые», «Вода», «Воздух». Изучение материала сопро­вождалось постановкой опытов, организацией наблюдений как демонстрационного, так и лабораторного характера.

В IV классе изучался материал по органической природе в темах «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Жизнь и строение человеческого тела».

Материал но естествознанию в школе первой ступени был достаточно цельным, законченным и подготавливал учащихся к восприятию материала курса ботаники и зоологии в средней школе.

Программы 1932 г. действовали до 1937 г., а с 1937—38 учебного года изучение естествознания как специального пред­мета планировалось в III—IV классах. В I—II классах сведе­ния о природе давались на уроках чтения и развития речи, а также на экскурсиях в природу и путем организации внекласс­ных наблюдении. В III—IV классах школьники изучали почву, полезные ископаемые, воду, воздух, электрические явления в природе. А с 1938—39 учебного года в программу III—IV клас­сов введена тема «Жизнь растений», в связи с чем сокращен объем материала в III классе. В таком виде программа по при­родоведению сохранилась вплоть до 1944 г. В 1944—45 учебном году были введены новые программы начальной школы, есте­ствознание как самостоятельный предмет начиналось уже с IV класса. В I, II, III классах школьники получали сведения по прии народоведению на уроках русского языка и связанных с ним занятиях.

Задание: Подготовить доклады о творчестве Н.К.Крупской. Выступить с докладами на занятии

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Работы В.П.Вахтерова и Л.С. Севрука

Тема 21-22. Ягодовский К.П.- его роль в развитии методики естествознания (2 ч)

Цель: Ознакомление с работами Ягодовского К.П.

Вопросы к теме.

1.Рассказать о системе работы Ягодовского К.П.

2. Значение работ Ягодовского в развитии методики естествознания

Ягодовский Константин Павлович (1877—1943) — замеча­тельный педагог, методист, значительно способствовал станов­лению и развитию школьного природоведения в советский пе­риод. Именно в первые годы Советской власти он завершает многолетние исследования по методике естествознания, нашед­шие отражение в следующих его работах: «Уроки по естество­знанию в начальной школе» (1921), «Практические занятия по естествознанию в начальной школе» (1926), «Живой уголок в школе и дома» (1927), «Как преподавать естествознание вна-чальной школе» (3936).

В своих работах К. П. Ягодовский отмечает, что занятия по естествознанию в начальной школе должны дать детям знания о самых обычных предметах и явлениях природы, пробудить у них любовь к родной природе и дать элементарные знания и на­выки по сельскому хозяйству и охране здоровья,. На основе по-30

.нученных знаний учащиеся должны видеть существующие с-нязи мгжду отдельными явлениями природы, что создаст прочную базу для формирования материалистических взглядов на ок­ружающее. Кроме ^ого, знания о природе должны содейство­вать расширению политехнического кругозора детей и воспита­нию простейших трудовых навыков.

К. П. Ягодовский на конкретных примерах показывал, как 1'ледует вести преподавание естествознания, чтобы успешно ре­шать данные задачи. Прежде всего в процессе обучения, зна­комя учащихся с определенными объектами или явлениями природы, необходимо организовать восприятие их с помощью органов чувств. Чувственное восприятие учащихся требует уп­равления со стороны учителя; руководить процессом восприятия следует так, чтобы дети наблюдали то, что составляет сущность предмета или явления, чтобы созданный образ прочно связы­вался с точно отвечающим ему словом, названием.

В результате чувственного восприятия предмета или явления природы у ребенка формируется ряд ярких представлений, ха­рактеризующих изучаемый предмет или явление. По мере на­копления представлений ребенок начинает их обобщать, при­водить в систему и постепенно подходит к понятию. Перед учи­телем стоит задача помочь ему произвести эту трудную работу по обобщению, так чтобы выводы и заключения, к которым ре­бенок придет, были правильными. Прежде всего ребенку нуж­но помочь среди совокупности признаков предмета или явления выделить существенные признаки и на основании этого сделать обобщения.

Чтобы выполнить указанные выше задачи, К. П. Ягодовский рекомендовал в каждом отдельном случае ясно видеть цель уро­ка или всякой предстоящей работы, определить содержание работы, т. е. тот материал, которым будет пользоваться учи­тель для достижения цели, найти методы и формы работы.

Таким образом, К- П. Ягодовский в своих работах положил начало исследованиям об учебном предмете как системе взаи­мосвязанных понятий. Он определил пути и средства формиро­вания понятий в процессе преподавания природоведения в на­чальной школе. Это позволило более четко решать вопросы ме­тодов и средств обучения, содержания школьного предмета природоведения.

Большую роль в развитии начального обучения географии сыграли такие советские методисты, как А. А. Половинкин, К. А. Сонгайло.

Задание : Ознакомиться с работами К.П.Ягодовского. Выступить с докладами

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Работы Ягодовского К.П.

Тема 23-24 . Методическая деятельность Половинкина А.А.и Сонгайло К.А. (2 ч)

Цель: Роль работ Половинкина и Сонгайло К.А. в истории развития методики естествознания

Вопросы к теме:

1. В чем заключалась методическая деятельность Половинкина А.А. и Сонгайло К.А.

Половинкин Александр Александрович (1887—1955)—про­фессор Московского государственного педагогического институ­та имени В. И. Ленина, свои основные труды посвятил методи­ке преподавания географии, в которых показал пути осуществ­ления идей активизации учащихся на уроках, раскрыл необхо­димость проведения экскурсий в природу для непосредственного ознакомления школьников с окружающей местностью. Также он обратил внимание учителей на работу с планом, картой, на применение педагогического рисунка на уроках географии.

Сонгайло Константин Антонович (1890—1961) работал в основном над содержанием и методикой преподавания геогра­фии в начальных классах. Он много внимания уделял изучению детьми плана, карты, проведению практических работ, экскур­сий, наблюдений на местности, ознакомлению школьников с жизнью населения на основе краеведческого принципа. К. А. Сонгайло работал над созданием различных типов на­глядных пособий и методических указаний к ним.

В 50—60-е годы в системе народного образования произо­шли существенные изменения, направленные на укрепление свя­зи школы с жизнью. В 1958 г. был принят «Закон об укрепле­нии связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В первом разделе его отме­чалось, что главной задачей советской школы является подго­товка учащихся к жизни, общественно полезному труду, даль­нейшее повышение уровня общего и политехнического образова­ния, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к прин­ципам социалистического общества, в духе идей коммунизма. Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом.

В связи с этим законом в СССР вместо обязательного семи­летнего образования вводится обязательное восьмилетнее об­разование. Восьмилетняя школа является неполной средней об­щеобразовательной трудовой политехнической школой.

Закон потребовал от школы серьезного улучшения поста­новки воспитательной работы. Школа должна прививать уча­щимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировать мировоззрение, воспитывать их в духе беззаветной преданности Родине и народу. Школьный предмет «Природове­дение» призван был решать поставленные задачи на уровне на­чальной школы.

Советская школа в период с 1917 до 1960-х годов претерпе­ла различные преобразования, обусловленные особенностями становления и развития социалистического общества.

На протяжении этих лет методика преподавания природове­дения совершенствовалась как наука в своей теории и прак­тике.

Задание : Изучить систему работы указанных методистов.

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Труды Половинкина А.А. и Сонгайло К.А.

Тема 25-26. РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (2 ч)

Цель: Изучить творческую деятельность современных методистов

Вопросы к теме:

1. В чем заключается реорганизация начальной ступени обучения и каково ее значение в 70 годах 20 века для совершенствования деятельности школы в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию?

2. Какое отражение нашли вопросы развития народного образования и школы в документах партии и правительства в период с 1981 г по настоящее время?

Наиболее существенным изменением в структуре и построе­нии курса средней школы в 70-е годы явился переход с четы­рехлетнего на трехлетний курс начального обучения, что связано с изменением роли .начального обучения в общей системе народного образования. В условиях всеобщего восьмилетнего и тем более десятилетнего образования излишне растянутый курс начального обучения неизбежно приводил к повторениям одного и того же материала на смежных ступенях обучения.

В соответствии с этими изменениями,' природоведение как учебный предмет изучалось во И—III классах начальной шко­лы и в IV классе. В I классе дети знакомились с отдельными элементами и явлениями природы во время наблюдений, экс­курсий, чтения статей из учебника «Родная речь». Такая сис­тема обучения начальному природоведению просуществовала до 1984—1985 годов.

В связи с сокращением срока начального обучения (до трех лет) были разработаны новые программы начальной школы, в том числе и по природоведению, в основу которых легли следу­ющие теоретические положения: а) . знания должны быть до­ступны детям, вытекать из их осознанных практических потреб­ностей; б) усвоение знаний должно происходить в условиях целенаправленной учебной деятельности детей, при их высокой активности и самостоятельности, не исключающей помощи со стороны учителя; в) в процессе обучения у школьника форми­руются мотивы учебной деятельности, соответствующие целям и содержанию обучения; г) учитель обеспечивает применение приобретенных ранее знаний для усвоения новых; д) учебный материал максимально используется в целях коммунистическо­го воспитания учащихся. Учитель формирует их мировоззрение, правильное отношение к событиям, фактам и явлениям обще­ственной жизни.

Перестройка содержания начального образования потребо­вала совершенствования методической системы начального об­учения. Программы требовали от учителя такой организации учебной деятельности учащихся, в ходе которой он должен опи­раться на все разнообразие практических и умственных дейст­вий, которые способны выполнять дети. Учитель должен не толь­ко формировать у школьников систему знаний, но и учить их умениям и навыкам умственного труда, практических действий. В основу перестройки начальной школы и перевода ее на трехлетний срок обучения была положена идея развивающего обучения, В сложной структуре этого понятия ведущая роль принадлежит развитию мышления ребенка, а дальнейшее со­вершенствование образования предполагает изменение самого типа мышления.

Развитию методики преподавания природоведения как нау­ки в 60—80-е годы способствовали известные методисты этого времени П. Л. Завитаев, М. Н. Скаткин, • Л. Ф. Мельчаков, 3. А. Клепиннна и др,

Задание: Изучить вышеуказанные докуметы партии и правительства, школьные программы этого периода

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Документы партии и правительста1960 года до настоящего времени

4. Программы природоведения начальной школы периода с

Тема 27. Развитие методики естествознания ( П.Л. Завитаев, М.Н. Скаткин) (2 ч)

Цель: Ознакомиться с работами указанных авторов

Вопросы к теме:

1.Изучить методическую деятельность Завитаева П.А.

2. Определить его роль в развитии методестествознания

Завитаев Петр Александрович (1890—1970) в своих рабо­тах показал возможность формирования природоведческих

рпедставлений и понятий методами, свойственными естествен­ным наукам, т. е. посредством проведения наблюдений и по­становки опытов, способствующих созданию конкретно-чувст­венной основы для формирования природоведческих понятий. Много внимания уделял П. А. Завитаев занятиям учащихся на учебно-опытном участке, где можно формировать умения и на­выки по выращиванию растений и уходу за ними. Он считал, что природоведение составляет начальную ступень политехни­ческого обучения учащихся.

П. Л. Завитаев разрабатывал методику проведения предмет­ных уроков и был уверен, что их успех определяется широким применением разнообразных наглядных средств обучения. Он много работал над совершенствованием методики применения разнообразного оборудования и наглядных пособий на уроках природоведения.

Скаткин Михаил Николаевич — методист по естествознанию в начальных классах. Он является автором программ по при­родоведению в начальной школе, учебников природоведения для учащихся III—IV классов, занимается вопросами методики проведения природоведческих экскурсий, ведения календарей, наблюдений в природе, внеклассной работы по природоведе­нию, большое внимание уделяет разработке проблемы активи­зации познавательной деятельности учащихся.

Тема 28. Методическая деятельность Мельчакова Л.Ф. и Клепининой З.А.(2 ч)

Цель: Познакомить студентов с работами Мельчакова Л.Ф. и Клепининой З.А.

Вопросы к теме:

1.Заслуги Мельчакова Л.Ф. и Клепининой З.А. в развитии методики природоведения

Мельчаков Леонид Федорович — методист по природоведе­нию в начальной школе. Он является автором школьного учеб­ника по природоведению для учащихся третьих классов. Л. Ф. Мельчаков изучает проблемы воспитания и развития де­тей в процессе обучения природоведению.

Много внимания уделяет он методической подготовке бу­дущих учителей природоведения, создает методические пособия по природоведению для учителей начальных классов. Им напи­саны «Уроки природоведения в 3 классе» (М., 1980).

Клепинина Зоя Александровна — автор ряда' учебников по природоведению для учащихся начальных классов. Занимается проблемами разработки содержания начального природоведе­ния. Ею в содружестве с Л. П. Чистовой разработаны «Дневни­ки наблюдений над природой и трудовой деятельностью чело­века» для учащихся I, II и III классов. 3. А. Клепинина пишет методические пособия по природоведению для учителей на­чальных классов, разрабатывает методику проведения уроков природоведения, экскурсий в природу. Совместно с Л. П. Чис­товой ею написаны «Уроки природоведения во 2 классе» (М, 1980).

В 1984 г. были обнародованы «Основные направления ре­формы общеобразовательной и профессиональной школы», цель которых — преодоление ряда негативных явлений, серьезных недостатков и упущений, накопившихся в деятельности школ, Прежде всего речь идет о необходимости усовершенствовать структуру образования, повысить качество общеобразователь­но и, трудовой и профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения. Задачи школьной реформы; поднять работу общеоб­разовательной и профессиональной школы па качественно но-1зый уровень; устранить недостатки, имеющиеся в ее деятель­ности; обеспечить овладение учащимися основами наук; форми­рование у них трудолюбия, нравственной чистоты; воспитание в духе любви к нашей Родине.

В соответствии с основными направлениями реформы сред­няя общеобразовательная школа должна стать одиннадцати­летней.

В начальных классах (I—IV классы) продолжительность учебы увеличивается на один год. Это позволит обеспечить бо­лее основательное обучение детей чтению, письму и счету, эле­ментарным трудовым навыкам, одновременно уменьшить умст­венную нагрузку учащихся и обеспечить последующее усвоение основ наук.

В совершенствовании деятельности школы особое значение придается коренному улучшению подготовки молодого поколе­ния к труду. Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение учащихся, начиная с младших клас­сов, в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд — труд настоя­щий, необходимый обществу.

Учащиеся начальной школы (1—IV классы) должны овла­деть необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания сельскохозяй­ственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготов­ления игрушек, различных полезных предметов для школы, дет­ского сада, дома и т. д.

Реформа школы потребовала составления новых программ, разработки новых форм, методов и средств обучения.

В связи с этим перед методической наукой встали задачи, требующие безотлагательного решения. Это — создание новых учебников, комплексное воспитание учащихся в процессе обуче­ния природоведению, формирование ответственного отношения к природе, развитие активности, самостоятельности младших школьников в процессе изучения природоведения и целый ряд других, решение которых зависит от активности, творчества уче­ных и широких масс учительства.

Тема 29-30. Изучение трудов методистов Республики Казахстан (2 ч)

Цель: Изучить работы методистов Казахстана и определить их значение в развитии методики познания мира

Вопросы к теме:

1.Кто из методистов Казахстана занимался разработкой вопросов методики естествознания, природоведения, ознакомления с окружающим миром, познания мира?

Задание:

1. По каталогу библиотеки и Интернету определить состав методистов Казахстана, занимающихся разработкой вопросов методики естествознания, природоведения, ознакомления с окружающим миром, познания мира.

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Документы партии и правительста1960 года до настоящего времени

4. Программы природоведения начальной школы периода с

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1.Чем обусловлено введение преподавания естествознания в
русской школе во второй половине XVIII века?

2.Каково значение педагогической деятельности В. Ф. Зуева
для становления отечественной методики естествознания?

3.Почему А. Я. Герда называют основоположником науки ме­
тодики естествознания?

4.Какое влияние на развитие методики естествознания ока­
зали работы Д. Д. Семенова?

Б. Какой вклад в развитие отечественной методики естество­знания внес В. П. Вахтеров?

6.Как развивалась методика природоведения в период с 1917
по 1930 годы?

7.Как повлияли на преподавание природоведения постановле­
ния о школе (1931 — 1932)?

8.Какое значение для дальнейшего развития методики есте­
ствознания имели работы К. П. Ягодовского?

9.Чем была вызвана перестройка общеобразовательной шко­
лы в 70-х годах нашего века и как она повлияла на обуче­
ние природоведению?

10. Что изменилось в методике преподавания природоведения в связи с реформой средней и профессиональной школы?