Главная              Рефераты - Разное

«Значение догмата в жизни Церкви и в личной жизни христианина.» - реферат

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Заочное отделение семинарии

РЕФЕРАТ

Тема: «Значение догмата в жизни Церкви и в личной жизни христианина.»

Выполнил: Александр Сучков

Студент 1 курса семинарии

Проверил: __________________

Санкт-Петербург

2011 г.

Содержание.

Введение.

Понятие о догмате, его свойствах.

Значение догматов в жизни Церкви.

Заключение.

Список использованной литературы.


Введение.

«Вера без дел мертва» — так говорит нам св. апостол Иаков в своем соборном послании (Иак. 2, 20). Если верования человека не имеют выражения в его повседневной жизни, то они пусты, тщетны. Соответственно, на жизнь настоящего христианина вера оказывает влияние. Но предметом веры могут оказываться разные вещи, поэтому и направление вектора духовных устремлений как отдельного члена Церкви, так и целой христианской общины, может варьироваться. Путь к Богу, к внутреннему самосовершенствованию указывают догматы Церкви, своеобразные маяки, не дающие христианину уклониться от истины. В данной работе мы проанализируем значение догматов в жизни Церкви и в личной жизни христианина в основных его моментах.

Понятие о догмате, его свойствах.

Как хорошо выражающее с формальной стороны свойства христианской истины, как истины бесспорной, непреложной и общеобязательной для христиан, слово δόγμα, в качестве условного термина, у христианских писателей вошло в употребление и для обозначения истин откровенной религии. Первоначально оно прилагалось вообще к христианскому учению, а с IV–V веков этим словом стали выражать не все без исключения истины, содержащиеся в откровении, но только относящиеся к вероучению.

Истины веры или догматы выражены в догматических определениях Вселенских Соборов, а особенно в Никео-Цареградском Символе веры. В нем кратко, но точно говорится об основных предметах православной веры: о Боге Едином в существе и троичном в Лицах, о воплощении и искупительном подвиге Единородно 7-го Сына Божия, о Церкви с ее спасительными таинствами, о всеобщем воскресении, о последнем суде и о жизни будущего века[1] .

Богословская наука выделяет четыре существенных признака догматов. Это — вероучительность, богооткровенность, церковность и законообязательность для всех членов Церкви.

Вероучительность означает, что «догмат содержит в себе учение о Боге и Его домостроительстве, т.е. главный предмет, о котором говорит нам догмат, — это Бог, а все остальные предметы, которые присутствуют в содержании догмата, т.е. человек или мир, находят себе здесь место лишь постольку, поскольку они имеют отношение к Богу»[2] . По этому признаку догматы отличаются от других истин и постановлений христианства — нравственных, литургических, канонических.

Богооткровенность характеризует догматы как истины, открытые Самим Богом. По своему содержанию они не являются плодом деятельности естественного разума, подобно научным истинам или философским утверждениям. Отсюда следует, что догмат — это такая вероучительная истина, которая непосредственно преподана Господом Иисусом Христом и была проповедана Его апостолами. Мнение же какого-либо даже очень уважаемого Отца Церкви само по себе не может быть возведено на степень догмата веры[3] .

Церковность догматов указывает на то, что только Вселенская Церковь на своих Соборах может признать за той или иной христианской истиной веры догматический авторитет и значение. Это не значит, что Церковь сама создает догматы. Она, как «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15) лишь безошибочно устанавливает за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры. Как пишет прот. Г. Флоровский, «догмат — ни в коем случае не новое откровение. Догмат — это только свидетельство. Весь смысл догматического определения сводится к свидетельствованию непреходящей истины, которая была явлена в Откровении и сохранилась от начала»[4] .

Четвертое свойство догматов — это их общеобязательность. Мы уже отметили, что в догматах раскрывается сущность христианской веры и упования. На догматическое учение опираются нравственные истины, литургические, канонические обычаи и правила. Божественное Откровение говорит об исключительном значении истин веры для спасения человека. Так, отправляя Апостолов на всемирную проповедь, Господь Иисус Христос повелел им научить народы вере в Триединого Бога, сказав: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19), — и прибавил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Как мы видим, такое свойство догматов, как общеобязательность, вытекает из их первостепенной важности для каждого члена Церкви в отдельности и для всей Церкви в целом. Рассмотрим теперь подробнее значение догматов и начнем с их значения в жизни Церкви.

Значение догматов в жизни Церкви.

Итак, как мы уже говорили, догматические определения Православной Церкви приняты на семи Вселенских Соборах, отражены в Никео-Цареградском Символе веры и обладают непреложным авторитетом. Догматические соборные определения Православия обозначаются греческим словом «орос». Буквально оно означает «предел», «границу». Таким образом, используя догматы, Церковь определяет человеческий ум в истинном Богопознании и ограничивает его от возможных ошибок. Формулировка догматических определений в истории Церкви связана с ответом на еретические искажения смысла христианства.

Из истории мы знаем, что в течение первых трех веков своего существования Церковь еще не обладала системой определяющих веру догматов. Как отмечает Х. Яннарас, «ранняя Церковь просто жила верой; истина воспринималась и переживалась первыми христианами как нечто очевидное, непосредственно данное и потому не нуждающееся в теоретической обработке»[5] . Догматы возникают лишь в тот момент, когда истина Церкви подвергается опасности со стороны ереси. Ересь означает выбор, предпочтение какой-либо одной части истины в ущерб целому, в ущерб истине "кафолической". Ересь противостоит кафоличности. Еретик возводит в абсолют одну из граней цельного опыта Церкви, таким образом неизбежно превращая его в нечто одностороннее и ограниченное. Ересь является результатом умозрительного выбора, связанного, как правило, с упрощенным и схематичным восприятием церковной истины. Церковь же отвечает на еретическую угрозу тем, что устанавливает пределы истины, то есть определяет границы живого религиозного опыта.

Если любой грех — следствие слабости воли, то ересь — упорство воли. Ересь — упорное противление истине и как хула на Духа Истины непростительна. В первом правиле Шестого Вселенского Собора говорится: «Аще же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных: тот да будет анафема по определению, прежде постановленному предупомянутыми святыми и блаженными отцами»[6] .

Такая ревность Церкви оправдана незаменимостью святых догматов, отсюда и решительность Церкви в отлучении тех, кто либо отвергает, либо извращает Божественные догматы. Как писал преп. Иустин (Попович), «Если бы Церковь стала к этому равнодушной, то перестала бы быть Церковью, так как удостоверила бы тем самым, что она не осознает незаменимости, животворности и спасительности вечных, Божественных истин, содержащихся в святых догматах Откровения»[7] .

Ограничение человеческого ума от возможных ошибок, сохранение истины — это не единственная роль, которую играют догматы в жизни Церкви. Как отмечал В. Н. Лосский, «вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь, представляется нам, если посмотреть на нее с чисто духовной точки зрения, прежде всего неустанной заботой Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность достижения полноты мистического соединения с Богом»[8] . Так, Церковь борется против гностиков для того, чтобы защитить саму идею обожения. Она утверждает догмат Единосущной Троицы против ариан, поскольку именно Слово, Логос, открывает нам путь к единению с Божеством, и если воплотившееся Слово не той же сущности, что Отец, если Оно — не истинный Бог, то наше обожение невозможно. Церковь осуждает учение несториан, которое в Самом Христе хотело отделить человека от Бога. Она восстает против учения Аполлинария и монофизитов, чтобы показать: поскольку истинная природа человека во всей ее полноте была взята на Себя Словом, постольку наша природа во всей своей целостности должна войти в единение с Богом. Она борется с монофелитами, ибо вне соединения двух воль во Христе — воли Божественной и воли человеческой невозможно человеку достигнуть обожения. Церковь торжествует в борьбе за иконопочитание, утверждая возможность выражать Божественные реальности в материи, как символ и залог нашего обожения[9] . Вся история христианского догмата развивается вокруг одного и того же мистического ядра, которое в течение следовавших одна за другой эпох оборонялось различным видом оружия против великого множества различных противников.

Значение догматов в личной жизни христианина.

Апостолы признавали веру в Живого Бога первым и необходимым условием спасения. «Без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6).

О значении догматов в жизни христианина говорит тот факт, что с древних времен и до сих пор перед вступлением в церковную общину крещаемый должен во всеуслышание прочесть Символ веры, т.е. засвидетельствовать свою веру в догматические истины Православия. Апостол убеждает уверовавших твердо держаться евангельского учения, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13). Кто отступает от однажды принятой апостольской веры, тот лишает себя спасения. Из истории Православной Церкви мы знаем множество примеров, когда ради сохранения чистоты своей веры святые подвижники шли на жестокие страдания и смерть. Церковь прославляет их, как поборников православной истины.

Догматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится повредить чистоту апостольского учения[10] . Мы имеем строгое указание Апостола: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 10-11). Аналогично, против отвергающих основной христианский догмат — о Богочеловечестве Христа Спасителя, свидетельствует Апостол Иоанн: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ин. 4, 3).

Важное значение догматического учения состоит не только в том, что оно ложится в основание умозрения или мировоззрения верующего, догматика указывает также цель и путь духовной жизни, направляет эту жизнь в определенное русло. Поэтому изменение человеком своей догматической позиции обуславливает соответствующее изменение всего строя его духовной жизни[11] . В. Лосский пишет: «Если политическая доктрина, преподанная политической партией, может в такой степени формировать умозрение, что появляются разные типы людей, отличающиеся друг от друга нравственными и психическими признаками, то, тем более, религиозный догмат может изменять самый ум того, кто его исповедует: такие люди отличаются от тех, что формировались на основе иной догматической концепции. Мы никогда не могли бы понять аспекта духовности какой-нибудь жизни, если бы не учитывали догматического учения, лежащего в ее основе. Нужно принимать вещи такими, какие они есть, и не пытаться объяснить разницу духовной жизни на Западе и на Востоке причинами этнического и культурного порядка, когда речь идет о наиважнейшей причине — о различии догматическом. Не нужно убеждать себя в том, что вопрос об исхождении Святого Духа или же вопрос природе благодати не имеет большого значения для христианского учения в целом, якобы остающегося более или менее одинаковым для римских католиков и, для православных. В таких основных догматах именно это «более или менее» и важно, ибо оно придает различный уклон всему учению, представляет его в ином свете, иными словами порождает иную духовную жизнь»[12] .

Божественное Откровение свидетельствует о глубокой связи, существующей, в частности, между верой и христианской нравственностью, между догматами и заповедями. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», — учит Господь Иисус Христос (Ин. 8, 31-32). Так, с одной стороны, глубина и совершенство христианского вероучения открываются человеку по мере его духовного роста, по мере исполнения им евангельских заповедей, а с другой стороны, познание Божественной истины освобождает человека от власти греха.

Без веры невозможна устойчивая нравственность. Повреждение догматического сознания часто приводит к повреждению в области нравственной жизни. Верно и обратное, порочность нравственной жизни ведет к омрачению и искажению догматического умозрения. Так, неверие, нежелание языческого мира почтить и прославить Бога явились причиной того, что люди предались постыдным страстям (Рим. 1, 21-27). И наоборот, некоторые, отвергнув добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере (1 Тим. 1, 19). Святые отцы не отделяли сферу сознания от духовной жизни человека. Не случайно к еретикам они относили одинаково и тех, кто искажает вероучение Церкви, и тех, кто не хранит заповедей Христовых[13] .

Заключение.

Итак, мы рассмотрели значение догматов в жизни Церкви и в личной жизни христианина. Для Церкви догматы имеют непреходящее значение, поскольку именно они позволяют хранить истину, преданную Церкви, неповрежденной, оберегают ее от искажения еретиками. Кроме того, именно догматы приближают человека к Богу, способствуют его обожению.

Догматы — это не просто отвлеченные истины, которые достаточно воспринимать одним лишь умом. Это, по выражению прот. Л. Воронова, «разумные основы, на которых созидается духовно-религиозная жизнь»[14] . По меткому определению епископа Сильвестра (Малеванского), «кто идет против догматов Церкви, тот становится противником всей Церкви, посягающим на ее жизнь и целостность, а в то же время налагающим руки на свою духовную жизнь»[15] .

Чистая и несомненная вера в догматы Церкви является жизненной необходимостью для каждого христианина. Быть непоколебимо верными исповедниками догматов не менее важно, чем жить благочестивой христианской жизни. Как говорил святой Кирилл Иерусалимский, «Сущность религии состоит из следующих двух вещей: из точного познания догматов благочестия и из добрых дел; догматы без добрых дел неприятны Богу, не приемлет Он и дел, если они основаны не на догмах благочестия»[16] .


Список использованной литературы.

1. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. Сергиев Посад, 1998.

2. Воронов Л., прот. Слово на литургии в Неделю 1-ю Великого Поста. Торжество Православия. 4 марта / 19 февраля 1990 г. // Христианское чтение. №11. 1996 г.

3. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. 1 и 2. М., 1997.

4. Иустин (Попович), преп. Собрание творений. Т.2. М., 2006.

5. Кирилл Иерусалимский, св. Оглашение к новопросвещенным.
// Христианское чтение. 1848. Ч. 1.

6. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. М., 1893.

7. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991.

8. Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. Т.1. Сергиев Посад, 1910.

9. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. Т.1. К., 1878. С. 17.

10. Софроний, иером. Старец Силуан. Париж, 1952.

11. Флоровский Г., прот. Богословские отрывки // Вестник. Париж,, 1981. № 105-108.

12. Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. [Электронный ресурс] http://www.pagez.ru/olb/04505.php


[1] См: Воронов Л., прот. Слово на литургии в Неделю 1-ю Великого Поста. Торжество Православия. 4 марта / 19 февраля 1990 г. // Христианское чтение. №11. 1996 г. С. 36.

[2] Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. 1 и 2. М., 1997. С. 20.

[3] См: Там же. С. 21.

[4] Флоровский Г., прот. Богословские отрывки // Вестник. Париж,, 1981. № 105-108. С. 185.

[5] Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. [Электронный ресурс] http://www.pagez.ru/olb/04505.php

[6] Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. М., 1893. С. 70.

[7] Иустин (Попович), преп. Собрание творений. Т.2. М., 2006. С. 32.

[8] Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 10.

[9] См: Там же. С. 10-11.

[10] См: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. Сергиев Посад, 1998. С. 21.

[11] См: Софроний, иером. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 60.

[12] Лосский В. Н. Указ. Соч. С. 19-20.

[13] См: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Указ. Соч. С. 27.

[14] Воронов Л., прот. Указ. Соч. С. 36.

[15] Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. Т.1. К., 1878. С. 17.

[16] Кирилл Иерусалимский, св. Оглашение к новопросвещенным. // Христианское чтение. 1848. Ч. 1. С. 269.