Главная              Рефераты - Разное

«Особенности построения индивидуального жизненного плана в подростковом возрасте» - реферат

Московская городская педагогическая гимназия - лаборотория №1505

Реферат по психологии

Тема: «Особенности построения индивидуального жизненного плана в подростковом возрасте»

Выполнила:

ученица 9 «Б» класса

Спицына Алена

Москва 2010 год

Введение

1.Построение индивидуального жизненного плана в подростковом и юношеском возрасте

2.Отображение индивидуального жизненного плана в портфолио ученика

Заключение.

Список использованной литературы.


Введение

Сложившаяся система оценивания учеников на данный момент тяжело совместима с требованиями модернизации образования. Оценка как была, гак и оста­лась авторитарной по своей сути. Ее роль сейчас, как и много лет назад, сводит­ся к постоянному принуждению

В ходе специально проведенных исследований психологами установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совер­шенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов органи­зации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Одним из ориентиров качественного обновления оценки является техно­логия портфолио, которая, вместе с тем, не претендует на окончательное ре­шение этой проблемы. Использование технологии «портфолио» школьника, или «папки лич­ных достижений», возможно, поможет в какой-то мере решить проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика. Однако, при введении «портфолио» для учеников 8-9 классов гимназии могут встретиться проблемы и затрудне­ния, как сугубо технические (оформление материалов и документов, включа­емых в портфолио, место для хранения и т.д.), так и социально-психологичес­кие, связанные, прежде всего, с готовностью к подобной деятельности и отношением к этой новой технологии со сто­роны самих школьников, их родителей, педагогов.


1. Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Жизненный путь рассматривается как разнонаправленный и непрерывный, как связь субъективного прошлого и будущего.

В отечественной и зарубежной психологии исследования, направленные на изучение жизненного пути, ведутся давно, но не теряют актуальности и сегодня. Несомненно, что изменения, подчас коренные, которые происходят в нашем обществе, повлияли на восприятие людьми жизни и своего места в ней. Для подрастающего поколения, чье самосознание, система норм и ценностей формируется в новых, все еще продолжающих изменяться условиях, заданных социумом, проблема восприятия ими своего жизненного пути особенно актуальна, так как перед подростками и юношами возникает проблема самоопределения, в первую очередь профессионального, а также самоопределения в личной жизни.

На основе анализа исследований можно определить жизненный путь личности как преемственную по своим стадиям, в целом завершенную протяженность времени жизни человека, объективно обусловленную возрастными изменениями его природного организма и социально–историческими изменениями человеческой личности.

В последние годы накапливается все больше фактов, свидетельствующих о том, что деятельность человека существенно определяется не только его прошлым, но и будущим, так называемым «опережающим отражением». Функция временного будущего заключается в обеспечении временной перспективы. Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей. В результате же негативного отношения к планированию и отсутствия планов будущее предстает фактически непрогнозируемым. Поэтому существенной характеристикой временного будущего является то, выступает ли оно планируемым (позитивное отношение к планированию и наличие планов) или случайным (негативное отношение к планированию и отсутствие планов)

Чем насыщеннее временная перспектива событиями, планами и надеждами, тем интенсивнее, содержательнее жизнь человека. И наоборот, чем меньше надежд, планов на будущее и реальных событий на временном горизонте, тем беднее и бессодержательнее его жизнь.

Отсутствие жизненных планов, как правило, связано с отсутствием позитивного образа будущего. Отсюда и сопротивление переменам. Однако противодействия планируемому развитию могут проистекать и из обязательств прошлому. Человек зачастую стремится к целям, которые не присутствуют в настоящем, а находятся в ближайшем или отдаленном будущем, а иногда даже за пределами собственной жизни. По этой причине побудительные мотивы и поведенческие акты анализируют не только по содержанию, но и по временной их локализации.

В настоящее время подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением в средних классах школы.

Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.

Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. По мнению Л.И.Божович, главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.

Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

Л.И.Божович подчеркивала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.

Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное.

Юношеский возраст.

Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Отвечая самому себе на вопросы “Кто я ? Какой я ? К чему я стремлюсь ?”, молодой человек формирует: 1) самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания; 2) собствен –

ное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к

абстрактно – теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему; 3) стремление заново и критически осмыслить всё окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведёт себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям.

Ранний юношеский возраст – период подготовки к выбору будущей профессии и осуществления профессионального выбора, перехода к профес –

сиональному обучению.

Определённость выбора профессии и его устойчивости рассматривается М.Р. Гинзбургом как два параметра “определённости будущего”, которая является одним из основных показателей, характеризующих смысловое будущее старшеклассника. Вторым является “валентность”, которая объединяет параметры ценностной насыщенности эмоциональной привлекательности смыслового будущего.

В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы.

Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности – учебно – профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятель -

ности, его отношение к труду. Это ещё в большей степени определяет как бы подчинение учебной деятельности более важной цели – будущей деятель -

ности. Человек учится не ради самого учения, а для чего – то значимого для него в будущем.

Такова, в общих чертах, характеристика психологического развития раннего юношеского возраста


2. Портфолио - это индивидуальная папка ученика, где собрано:

1) то, что поможет ученику в его профильном самоопределении:

а) информация об успеваемости по предметам за все годы обучения: выда­
ется учащемуся на руки в конце года с накопительной статистикой за все годы
(делает отдел мониторинга качества обучения или классный руководитель: де­
лает ксерокопию из журнала, разрезает и раздает каждому ученику);

б) информация об участии учащегося в олимпиадах и др. мероприятиях
(собирается учащимися, кафедрами, олимпиадным комитетом и относится в
отдел мониторинга);

в) информация об участии учащегося в мероприятиях вне школы, с подпи­
сью родителей, педагогов или др. ответственных лиц; по возможности с прило­
жением копий документов;

г) самооценка своих достижений, отношения к предметам, курсам;

д) результат психологических тестов, помогающих в профессиональном
самоопределении;

2) а также то, что поможет ему в личностном росте, самовыражении:

а) положительные отзывы друзей, учителей, родителей, напутственные сло­
ва и все доброе, что является основой для развития личности,

б) все, что сам захочет поместить, что отражает индивидуальность учаще­
гося (с учетом, что это будет просматриваться разными людьми): увлечения,
хобби, чем интересуется, к чему стремится и т.д.

Структура портфолио:

1 раздел «Официальные документы» ученик представляет сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад и т.п.; документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования, например TOEFL и т.п.

2 раздел «Курсы по выбору и творческие работы учащийся представляет, во-первых, «ведомость» или «зачетную книжку» о прохождении им курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. Во-вторых, может представить сами работы, проекты, исследования, которые он выполнил в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреждениях дополнительного образо­вания, других учреждениях, или выполнил самостоятельно, не получив за это подтверждающего документа. В-третьих, могут быть представлены сертифика­ты обучения, конкурсов, соревнований и т.п., не имеющих «официального при­знания» на уровне федерации, региона, муниципалитета. В-четвертых, учени­ки могут представлять собственные изделия, например модели, поделки, кар­тины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотогра­фии, компьютерные программы и т.п.

3 раздел «Отзывы и рекомендации» ученикам предлагается представлять' отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил.

2 структура:

Примерная структура портфолио.

План действий после окончания школы. Учащиеся проводят рефлек­сию, определяя краткосрочные и долгосрочные цели карьеры и жизни, анали­зируют связанные с ними вопросы заработка, жизненных условий и др. В ко­нечном итоге они должны определить, зачем им нужен диплом об образова­нии. Фактическими документами, включенными в портфолио, могут стат ь ре­зультаты экзаменов, интервью, рекомендательные письма и другие индикато­ры достижений обучаемых.

1. Автобиография. Служит еще одной возможностьюосуществить реф­лексию своей жизни и определить планы на будущее. Предлагается проект навыбор учащегося, например, история семьи, особые взаимоотношения меж­ду людьми, ценности или верования в средствах массовой информации и др.

2. Общественно полезная добровольная деятельность в школе, стажи­ровки, практики. Начиная с 7 класса-это часть учебной деятельности учащих­ся, которые разрабатывают резюме о прошлом трудовом опыте, включая опыт
занятости, параллельно с выполнением проекта, демонстрирующего, чему онинаучились из предшествующего опыта. Проекты включают всебя эссе, видео­
материалы, образцы работ, письма поддержки и другие демонстрационныепримеры их достижений.

3. Этические и социальные вопросы. Учащиеся должны продемонстри­ровать способности видеть многообразие перспектив, взвешивать и исполь­зовать доказательства, пояснять причины возникновения социальных и мо­
ральных проблем разнообразными способами – через проведение дебатов,написание редакторского обращения (колонки), обсуждения важных вопро­сов, поднимаемых в романе или фильме, или через создание какого-либо
другого проекта.

4. Искусство и эстетика Оцениваются творческое выражение и творчес­кое восприятие. Учащиеся создают «спонтанное» представление или выставкупо какому-либо направлению искусства, должны продемонстрировать знания
и понимание эстетической области через изучение или критику художествен­ной работы, личности артиста или художника, или области артистического вы­ражения.

5. Средства массовой информации. Учащиеся должны продемонстриро­вать понимание содержания деятельности различных средств массовой инфор­мации, их влияния на людей и образ мышления через проект или другие виды
деятельности - написание эссе, презентации газеты,телепередачи и др.

6. Практические навыки. Учащиеся должны продемонстрировать трудо­вые навыки в ряде областей - заботы о здоровье, медицинской помощи, заня­тости, гражданственности, самостоятельной жизни, пользовании компьютера­ми и новыми технологиями, юридических прав (например, через использова­ние водительских прав для участия в выборах, через выполнение практическихзаданий на компьютере и др.).

7. География. Используется разработанный учителями тест и деятельнос-тное оценивание, разработанное учащимися для оценивания знаний геогра­фии и умений использовать карты, глобус и другие средства.

8. Иностранный язык и/или билингвальная подготовка. Учащиеся долж­ны продемонстрировать компетентность работы на иностранном языке (гово­рящий, слушающий, читающий, пишущий). Кроме того, должны описать соб-
ст венный опыт билингвального общения и уметь обсуждать социальные и куль­турные проблемы, связанные с важностью использования языков.

9. Наука и технологии. Учащиеся должны продемонстрировать знания:предоставить отчет об изученном в курсе старшей средней школы, сдать раз­работанный преподавателями школы или стандартный тест на оценивание при­обретенных компетентностей; продемонстрировать применение научных ме­тодов при выполнении заданий (проведение и описание эксперимента); проде-монстрнровагь понимание, каким образом достижения науки используются в
современном мире (провести исследование научного развития, включая ана­лиз социальных затрат и прибылей, принять участие в дебатах и др.).

10.Математика. Учащиеся должны продемонстрировать базовые навыки,
сдав тест на проверку компетентностей и тест, разработанный учителями школы.Кроме того, они должны продемонстрировать высокий уровень мыследеятель-
ностных навыков через разработку проекта, используя математические знаниядля решения политических, гражданских, потребительских задач (например, оп­рос общественного мнения; копирование архитектурных чертежей и др.).

11.Литература. Учащиеся должны приготовить список изученных литера­турных текстов различных жанров, как основу для обсуждения с Комиссией позащите портфолио; а также разработать и представить эссе о литературных
произведениях, в которых они демонстрируют коммуникативные и рефлексив­ные навыки, позволяющие анализировать идеи и мысли авторов.

12.История. В дополнение к сдаче теста на оценивание компетентностей итеста школы, учащиеся должны приготовить обзор областей истории, которыеони изучали в средней школе и временную шкалу важнейших исторических
событий и личностей. Должны провести историческое исследование с привле­чением основных и дополнительных источников и составлением библиогра-фии. Должны продемонстрировать «умственные привычки» через установле­ние связей между событиями прошлого и будущего, оценивание исторических фактов и др. через участие в дискуссиях.

14. Физическая подготовка. Учащиеся должны продемонстрировать и/или документально подтвердить свое участие в спортивных командах, индивиду­альные достижения в спорте в течение последних четырех лет. Целью оценива­ния данной компетентности является формирование здорового образа жизни, развитие чувства независимости, взаимозависимости, личной ответственнос­ти, принадлежности к спортивному сообществу.

Решения о том, какие пункты следует включать в портфолио, должны осно­вываться на целях портфолио. Без пели портфолио - только папка с работой учащегося. Портфолио существует, чтобы придать смысл работе ребенка, воз­можность обсудить ее и придать ей большей смысл. Портфолио могут быть использованы для мотивации учащихся, осуществления обучения через реф­лексию и самооценку, и использоваться при оценке размышлений учащихся и их письменных работ.

3.Структура:

Структура портфолио

Портфолио состоит из 6 блоков, каждый из которых имеет свою систему ранжирования:

/ блок - олимпиады российского, областного, городского, школьного уров­ней.

2блок - конкурсы (сочинений, творческих работ и т.д.) российского, облас­
тного, городского, школьного уровней.

3блок - исследовательская деятельность на федеральном, областном, го­
родском, школьном уровнях.

4блок - предпрофильные курсы, отработанные обучающимися в собствен­
ной школе или в другом образовательном учреждении сетевого взаимодей­
ствия за период обучения в 9 классе.

5блок - дополнительное образование, т.е. участие обучающихся в работе
студий, кружков, секций и т.д.

6блок - образовательные курсы - курсы, пройденные обучающимися с
целью углубления и расширения знаний по определенным дисциплинам (кур-сы иностранного языка, курсы информатики и т.д.). Курсы могут быть вписаны в портфолио при условии их сертификации.

Вводится графа «Особые замечания», где классный руководитель может сделать запись особых достижений обучающегося.

4 структура:

Место

Фамилия

ДЛЯ

фотографии

Имя

Отчество

Дата рождения

Место рождения

Адрес постоянной прописки (по месту жительства)


Место учебы

Дата выдачи

Директор школы: / / Печать


45


Сведения об участии в мероприятиях (запись выполняется заместителем директора по УВР)

Вид мероприятия (уровень, достижение, при наличии документов, подтверждающих достижение "грзмоты, диплома", сделать соответствующую запись)

Дата

Подпись

лица, сделавше­го запись

Сведения о спортивных достижениях (запись выполняется заместителем директора по УВР)

Вид мероприятия (уровень, достижение, при наличии документов, подтверждающих дости­жение "грамоты, диплома", сделать соответст­вующую запись)

Дата

Подпись

лица, сде­лавшего запись

Сведения об участии в олимпиадах (запись выполняется заместителем директора по УВР)

Предметные олимпиады (предмет, уровень, дос­тижение, при наличии документов, подтвер­ждающих достижение "грамоты, диплома", сде­лать соответствующую пометку)

Дата

Подпись

лица, сде­лавшего за­пись

Сведения о творческих работах (участие в выставках и т.д.) (запись выполняется заместителем директора по УВР)

Вид мероприятия (уровень, достижение, при наличии документов, подтверждающих дости­жение "грамоты, диплома", сделать соответст­вующую запись)

Дата

Подпись ли­ца, сделавше­го запись

46


Сведения о прохождении курсов,

практик, факультативов, обучении в лагерях

(запись выполняется заместителем директора по УВР)

Вид учебного мероприятия (уровень, тема, продолжительность, при наличии докумен­тов ("сертификата, свидетельства") сделать соответствующую запись)

Дата

Подпись ли­ца, сделавше­го запись

Образовательный рейтинг ученика

Компоненты

Результаты (баллы)

1.

Результаты экзаменов

Оценки

Общий балл

Русский язык Математика Экзамен по выбору Экзамен по выбору

2.

Профильные предметы (3 предмета)

Оценки

Средний балл

1.

2. 3.

3.

Портфолио

Один максимальный балл

4.

Аттестат об основном общем обра­зовании

Средний балл

5. |

Итого:

.............



Положение «О переводе успехов и достижений на балльную систему»

Компоненты

Уровень

Место

Бал­лы

1.

Олимпиады

Международный

Победитель

10

Призер

10

Всероссийский

Победитель

9

Призер

8

Республиканский

Победитель

8

Призер (2-3 места)

7

Призер (4 -6 места)

6

Улусный

Победитель

6

Призер (2--3 места)

5

Призер (4-6 места)

4

Кустовой

Победитель

3

Призер (2-3 места)

2

2.

Мероприятия,

Международный

Победитель

8

конкурсы до-

Призер

7

полнительного

Всероссийский

Победитель

7

образования,

Призер

6

спортивные со-

Республиканский

Победитель

6

ревнования

Призер

5

Улусный

Победитель

4

Призер

3

Кустовой

Победитель

2

Призер

1