Главная              Рефераты - Разное

по ит в предметной области Введение Тема моей магистерской диссертации звучит как «Формирование и развитие массмедийных символов (на примере передач белорусского телевидения)». - реферат

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по

«Основам информационных технологий»

Магистрантка

кафедры телевидения и радиовещания

Камендова Виктория Леонидовна

Руководители:

к.ф.н., доцент Яконюк Д.Л.

старший преподаватель Кожич П.П.

Минск – 2007 г.

Оглавление

Выпускная работа по «Основам информационных технологий». 1

Оглавление. 2

Список обозначений ко всей выпускной работе. 3

Реферат по ИТ в предметной области. 4

Введение. 4

Глава 1. Обзор литературы.. 5

Глава 2. Методика исследования. 6

2.1 Взаимодействие телевидения и аудитории. 6

2.2 Проблемы взаимодействия телевидения и аудитории. 8

2.3 Пути использования ИТ в исследовании проблем взаимодействия телевидения и аудитории. 12

Глава 3. Основные результаты.. 15

3.1 Программы для обработки статистики. 16

3.2 Программы для количественного анализа. 17

3.3 Программы для качественного анализа. 19

Глава 4. Обсуждение результатов. 24

Заключение. 25

Список литературы к реферату. 27

Предметный указатель к реферату. 28

Интернет-ресурсы в предметной области исследования. 29

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка) 32

Граф (круг) научных интересов. 33

Презентация магистерской диссертации. 38

Список литературы к выпускной работе. 39

Приложения. 40

Список обозначений ко всей выпускной работе

ИТ – информационные технологии

СМИ – средства массовой информации

ТВ – телевидение


Реферат по ИТ в предметной области

Введение

Тема моей магистерской диссертации звучит как «Формирование и развитие массмедийных символов (на примере передач белорусского телевидения)». Однако для освещения в реферате по информатике я выбрала область проблемного поля взаимодействия телевидения и аудитории. Почему?

Массмедийные символы, в силу своей природы, являются одним из определяющих факторов нормального взаимодействия телевидения и аудитории. От них в значительной степени зависит, будет ли коммуникация между субъектами взаимодействия полноценной и взаимообогащающей, а статусные отношения – равнозначными, или же будут присутствовать негативные последствия неумелого использования массмедийных символов в эфире, например – один из коммуникаторов будет доминировать над другим.

К сожалению, белорусское телевидение не может похвастать безоблачными отношениями с телеаудиторией. Причин тому много, однако основная – неправильное выстраивание «политики общения» со зрителем – как с точки зрения формы, так и содержания.

Рассмотрению самой проблемы взаимодействия телевидения с аудиторией мы посвятим разделы 1 и 2 второй главы. Однако в целом реферат посвящён выявлению полезности и необходимости применения информационных технологий в исследованиях подобного рода.

В своём реферате я попробую предложить идеи для полноценного исследования проблемы взаимодействия аудитории и телевидения, причём решающую роль в реализации технической части исследования сыграют именно информационные технологии.

Поэтому основной целью данного реферата будет обнаружение информационных технологий, необходимых для проведения полноценного исследования проблем взаимодействия аудитории и телевидения.

Исходя из цели исследования, ставим задачи:

рассмотреть особенности взаимодействия аудитории и телевидения;

определить ключевые проблемы этого взаимодействия;

обозначить основные требования к информационным технологиям, применяемым в исследовании;

выявить на практике доступность, а также положительные и отрицательные качества существующих информационных технологий, их соответствие поставленным требованиям.

Глава 1. Обзор литературы

Без освещения темы взаимодействия телевидения и аудитории не обходится сегодня ни одно учебное пособие по тележурналистике.

Безусловно, должное отдаётся такому необходимому для телеэфира качеству, как интерактивность – возможность зрителей «реагировать» на телепередачи посредством телефонных звонков, голосования, и т.д.

Выходит немало литературы по дисциплине «Социология журналистики», в которой изложены основные принципы проведения социологических исследований для получения наиболее достоверной социологической информации о массовой телеаудитории. Цель подобных социологических исследований – узнать мнение большого количества людей, и согласно полученным результатам изменить телепередачи и поднять рейтинг телеканала.

Много говорится и о психологическом воздействии телевидения на аудиторию, однако, отметим, именно воздействии. Предполагается, что аудитория не может повлиять на телевидение в психологическом плане, в то время как высказать собственное мнение по поводу увиденного, повлиять на ход телеголосования, или подтвердить свои симпатии к определённым телеканалам и передачам у неё возможность хоть и изредка, но есть.

Однако, сами проблемы взаимодействия вряд ли можно назвать на сегодня изученными в той мере, которой они заслуживают.

В основном это критические статьи о телевидении или отдельных передачах, в которых гневно осуждается навязываемая телевидением стереотипизация вкусов, плоскость мышления, невысокие запросы аудитории, требующей «хлеба и зрелищ», и т.п.

Со стремительным развитием интеллектуальных технологий увеличивается и количество способов их применения в сфере СМИ, и особенно телевидения. В связи с этим предлагается немало решений (!) проблем (в основном, связанных с жесткими временными рамками, которые задаёт для своих зрителей ТВ, в то время как, например, в Интернете передачи можно скачивать и смотреть в любое время суток), однако напрямую проблемы при этом как таковыми не называются. Чаще всего говорится лишь, что использование достижений ИТ сделает просмотр телепередач для зрителей более удобным и комфортным. Например, телевидение в Интернете можно смотреть в «фоновом режиме», занимаясь параллельно какой-то другой нужной работой. Именно с этих позиций – т.е. повышения комфортности просмотра, а не оптимизации взаимодействия, рассматриваются эти решения.

Глава 2. Методика исследования

2.1 Взаимодействие телевидения и аудитории

«Взаимодействие» – значит взаимное действие, кооперация, сотрудничество. Это значит, что обе стороны прилагают усилия для достижения общей цели. Обе стороны взаимодействия – субъекты, и это значит, что отношения друг к другу у них должны быть равноправные. Это очень важный момент, и дальше мы к нему ещё вернёмся.

Говоря о телевидении, отметим, что в данном случае и телевидение, и аудитория выступают субъектами, и именно между ними происходит взаимодействие, в то время как объектом воздействия и преобразования со стороны субъектов является телепродукт (или – телепередачи, новости, шоу… В общем, всё то, что находится в телевизионном производстве).

В условиях рынка, в которых оказались и телевидение, и аудитория, когда обычная телевизионная телепередача становится «телепродуктом», можно смело назвать телевидение «производителем», а аудиторию – «потребителем».

Вспомним общие законы для производителей материальных ценностей: товар должен быть удобным в обращении и употреблении, он должен привлекать и нравиться как можно большему количеству людей, и, наконец, он должен удовлетворять потребности, запросы покупателей. При соблюдении всех этих правил товар будет раскупаться и пользоваться спросом.

Применим эти же законы к современному телевидению. Мы увидим, что оно движется именно по такому пути. Правда, одна деталь способна разрушить эту «идиллию». Удовлетворять запросы – значит, точно знать эти запросы, знать, чего именно хочет потребитель. Для этого нужна «обратная связь», способная отразить всеобщие интересы и настроения. В среде маркетинга изучение потребительских интересов – не новость, а ключевой фактор развития технологий и продукции. В борьбе за первенство среди симпатий покупателей возникает конкуренция. Но чтобы эти симпатии завоевать – среди рядовых покупателей проводятся всевозможные опросы, тесты, маркетинговые исследования, позволяющие отразить полную картину тенденций в современном обществе.[1] Именно это и можно назвать «обратной связью». Производитель борется за потребителя через сотрудничество с ним по производству действительно нужного товара, «советуясь» с ним, изменяя и дополняя продукцию.

А теперь нелишним будет вспомнить о функциях телевидения, о которых так много пишут во всех учебниках по тележурналистике.[2]

Информационная функция

Культурно-просветительская функция

Интегративная функция

Социально-педагогическая функция

Организаторская функция

Образовательная функция

Рекреативная функция

Как видим, все функции телевидения направлены на то, чтобы, глядя телевизор, человек развивал свои аналитические и интеллектуальные способности, наполнялся духовно, познавал новое, отдыхал «с умом», формировал своё собственное мнение и научился делать выбор. Предполагается (!), что у человека возникают именно такие – «высокие» потребности.

Возможно, отголоски этого можно найти в передачах советского телевидения.

Что касается телевидения западного – то и у него, безусловно, прописаны те же самые функции. Только раскрываются они и объясняются совсем по-другому! Именно поэтому и передачи «на Западе» совсем другие…

Но – что же? Если у «высокого» зрителя потребности «высокие», то и телепродукт нужно делать соответствующий, а если нет – то наоборот? Ведь схема взаимодействия между телезрителем и аудиторией, казалось бы, формально сохраняется: зритель требует – «сервисное» телевидение подаёт, и совместными усилиями вырабатывается новый телепродукт…

В подобном размышлении и таится западня.

Об этом мы поговорим в следующем разделе.

2.2 Проблемы взаимодействия телевидения и аудитории

Чем советское телевидение отличалось от западного? В первую очередь тем, что оно было некоммерциализировано, в эфире не было рекламы, а значит – и всего того, что способно привлечь человека через низшие его инстинкты.

Но суть, как ни странно, и у советского, и у западного и американского «капиталистического» телевидения была одна и та же: приковать зрителей к телеэкрану.

Конечно, в СССР в телеэфире не было секса, насилия и вседозволенности, зато была идеология со своими мировоззренческими штампами и установками.

Да и всё не так уж плохо, если повернуть под нужным углом… Западное и американское телевидение вполне могли бы олицетворять собой желание зрителей быть свободными и раскованными; советское – стремление людей из СССР быть лучшими и первыми.

Что давали эти иллюзии самому телевидению? Власть над зрителями.

Мы уже говорили о современных «производственно-потребительских» взаимоотношениях между телевидением и аудиторией.

Теперь встанем на сторону телезрителей. Неужели удовлетворит нас то, что мы видим сегодня по телевизору, даже если предположим, что наполнение программ составлялось исходя из интересов аудитории? (а это не всегда так) С точки зрения наших эмоциональных желаний (испугаться, удивиться, пощекотать нервы, возмутиться) – возможно… Но вот в интеллектуальном плане – далеко нет. И это не удивительно. С одной стороны, сами тележурналисты уверены в том, что их зритель ограничен и примитивен, а потому и передачи делаются «под стать». Именно такие результаты показали социологические исследования, проведённые на одном из российских телеканалов.[3] С другой – нет сомнения в том, что на телевидении сегодня происходит диверсия, что именно по политическим и экономическим мотивам зрителей сознательно «зомбируют», упрощают их мышление и логику, подвергают психику эмоциональному воздействию.

Как пишет один из авторов сайта http://www.dere.com.ua Ю. Кувшинов в своей статье «Влияние средств массовой информации на подсознание людей»:

«Средства массовой информации, особенно электронные, превратились в оружие массового психопрограммирования. Применяется не метод убеждения и логики, основанный на законе свободной воли, а тотальная гипнотизация, воздействие на подсознание, т.е. внушение. Внушение оказывает влияние как на отдельного человека, так и на большие массы и социальные общности. Члены коллективов взаимно влияют друг на друга и создается общая целевая установка, появляется специфический психологический климат.

Во время телепередач используются так называемые фразы-кувалды, которые действуют на определенные центры мозга, и человек после этого неосознанно совершает преступления, насилие. Причем, он совершает это неосознанно, запрограммировано, хотя потом может и раскаиваться в содеянном. Это своего рода телевизионный психотронный СПИД. Древняя техника гипнотизации вынесена на телеэкран и вошла в каждую квартиру. Суть такого состояния - это гипноз наяву в состоянии бодрствования. Создается так называемая «виртуальная реальность», в которую человек верит. Особенно эффективно это срабатывает, когда форма совпадает с внутренними установками. Форма образует информационный канал, а эмоции наполняют мыслеформу энергией, поэтому сильная эмоциональная окраска в условиях доверия передается неотвратимо. Выстраивается следующая цепочка:

1. Техника привлечения внимания и удержания его любой ценой.

2. Техника установления контакта, бессознательного доверительного состояния. В мозгу формируется очаг повышенного возбуждения.

3. Установление управляемого воздействия суживается поле активного внимания, и органы чувств переводятся с внешних факторов восприятия на внутренние.

Сознание переводится из режима работы левого аналитического полушария на доминирование правого, эмоционально-образного».

Так что же? Получается, что телевидение и аудитория далеко не равноправные субъекты. Да и субъекты ли? В руках телевидения аудитория превращается в объект, а телепродукт, являющийся объектом изначально, превращается в симулякр, ловушку, иллюзию, «тень тени». И уже не о взаимодействии, а о воздействии (телевидения на аудиторию) мы должны говорить.

Что мешает нормальному функционированию телевидения и его гармоничному взаимодействию с аудиторией? Почему изначальные функции телевидения (информационная, рекреативная, и др.) превращаются в своих антиподов, и уже не информация – а «невротизация», не рекреация – а развлечение и пустая трата времени?

Объяснением тому – желание со стороны телевидения доминировать, властвовать, быть диктатором. Причины здесь и коммерческие, и, безусловно, политические… И, говоря об идеалах телевидения, ни Запад, ни Советский Союз не смогли их достигнуть. Лишь потому, что каждый раз телевидение представляли люди, которые брали власть в руки и пытались доминировать над зрителем – не важно, интеллектуально или эмоционально. Главное, что зритель сидел, грубо говоря, раскрыв рот. Главное – привлечь и удержать, остальное не так важно.

Доминирование над зрителем – явное или скрытое – мы обнаруживаем на современном телевидении повсюду!

Если обратиться к формальной стороне доминирования, то отметим:

- жесткую запрограммированность сетки вещания, время выхода передач, их продолжительность, которая формируется телевизионщиками (изредка по просьбам телезрителей программу переносят на другое время, или повторяют);

- решающее слово в подборе телепрограмм фильмов и наполнении эфира остаётся за руководством телевидения (играют свою роль коммерческие и политические мотивы);

- преобладание передач «для масс», отсутствие широкого выбора;

- малое количество, а нередко и вовсе отсутствие вариантов интерактивного взаимодействия (телезрителю предлагается высказать своё мнение в прямом эфире или через sms, проголосовав, и т.д.);

- открытое игнорирование со стороны ведущих и авторов телепередач зрительских голосов (к сожалению, случается и такое). Например, в «Ледниковом периоде», несмотря на то, что против одной пары участников проголосовало почти 80% зрителей – их оставляют участвовать; или похожий случай встречаем на «Что? Где? Когда?», когда определяли лучшего игрока сезона: с огромным перевесом у зрителей лидирует Борис Бурда, однако ведущий все равно выносит вопрос о выборе лучшего игрока на обсуждение уже внутри клуба (как будто 80 миллионов голосов телезрителей ничего не значат по сравнению с 20-30 присутствующими участниками интеллектуального клуба).

Следует упомянуть и о скрытом доминировании и, следовательно, манипулировании со стороны телевидения.

В первую очередь, это монтаж. Причём не только тот, когда за кадром остаётся лишний отснятый материал, а и тот, когда, например, чтобы подтвердить проводимую в репортаже идею, тележурналист убирает и высказанные, но противоречащие ей мнения. В данном случае иначе как обманом назвать такие действия нельзя.

Но самую весомую роль в скрытом доминировании играют распространяемые телевидением образы, имиджи, образцы поведения, жизненные стереотипы, односторонние взгляды, штампы, массмедийные символы, воспринимающиеся зрителем чаще всего бессознательно, но способные полностью изменить и повернуть картину мира любого человека при «грамотном» подходе к созданию таких «целевых» телепередач. Кроме того, усвоению массмедийных символов немало содействует и психологическое, эмоциональное воздействие, которое вводит телезрителя в состояние своеобразного аффекта и рассеивает его внимание. Хотя, не будем отрицать, что многие тележурналисты не используют в своих передачах массмедийные символы сознательно, а лишь следуют по пути более «продвинутых» коллег, используя их подход к работе и стиль за образец. Таким образом, телевидение, беря реальность за основу и видоизменяя её, создаёт новую, уже наполненную необходимым контентом и несущую в себе нужный «месседж», «телереальность».

И хотя общество в любую эпоху нуждается в своих «правилах игры», которые передаются через традиции и поколения (для адаптации в этом мире каждого нового появившегося на свет человека), всё же можно сказать, что телевидение, возложив на себя миссию «транслятора» культурных тенденций, нередко использует свои права не в интересах аудитории.

Как ни странно, но и сама аудитория немало способствует этому. Например, нельзя не заметить пассивность, которая исходит от среднестатистического зрителя, подчинение эмоциональному воздействию (в результате психологического воздействия на расслабление от просмотра любого), смирение с условиями, выставляемыми телевидением (та же жесткая запрограммированность сетки вещания)… Кроме того, имеет вес и убеждённость в том, что телевидение, несмотря ни на что, телевидение сегодня является практически «последней инстанцией», признание телевидения доминантом, «четвёртой властью» («уж если по телевидению это признают и считают там нормальным, то, наверное, я сам как-то неправильно мыслю и считаю»). Не последнюю роль играет и изначальная пассивность зрителя (исследованиями доказано, что телевидение в основном смотрят люди, пассивно относящиеся к жизни), а потому не удивляют высказывания вроде «справятся с ошибками сами», «что я могу сделать? разве я могу что-то изменить?».

Но, несмотря на всё это, зрителя всегда и при любом политическом режиме привлекает возможность выбора, действенного и открытого равноправного (!) диалога, участия в создании действа. Возможно, именно поэтому сегодня немалая часть бывшей телеаудитории «перебазировалась» в Интернет – место, где достаточно и свободы, и открытого диалога, и даже телевизионные программы можно скачивать из архивов и пересматривать в любое время суток.

Как сказал Э. Фромм, «Основная проблема человеческого бытия – когда нарушаются естественные, гармоничные связи человека с природой, другими людьми, с самим собой».

Таким образом, проблема взаимодействия телевидения и аудитории состоит в том, что нет равного, открытого взаимодействия, а телевидение стремится доминировать над зрителем, превращая взаимодействие двух субъектов в субъект-объектные отношения. Аудитория же находится в подчинении, не может выступить против, вынуждена довольствоваться тем, что есть, и привыкать к этой новой «телереальности» (т.к. большинство телеканалов похожи друг на друга и работают для массового (т.е. наиболее широкого) потребителя). Кроме того, и сама аудитория ложно принимает свои инстинктивные потребности (потребности в сильных эмоциях и переживаниях, в потакании страстям – «заглянуть в замочную скважину» на звезду шоу-бизнеса, позлословить над телегероем) за истинные, способствующие её духовному и культурному развитию. Однако развиться «нужным» потребностям не даёт само телевидение, продолжая переделывать аудиторию в стереотипизированную, однородную массу.

2.3 Пути использования ИТ в исследовании проблем взаимодействия телевидения и аудитории

В этом разделе мы поговорим о том, как информационные технологии способны нам помочь в исследовании взаимодействия телевидения и аудитории (т.е. доказательстве или опровержении уже высказанной в Разделе 2 гипотезе – поиске фактов, подтверждающих её).

Так как, по определению, проблема – это столкновение интересов, то попробуем определить, какие же интересы движут аудиторией (т.е. какие требования она предъявляет к телеэфиру), в какой степени они игнорируются телевидением, и насколько «открыто» телевидение навстречу аудитории.

«Информационные технологии или информационные и коммуникативные технологии (ИКТ [Information & Communication Technology, ICT]) – это технологии, применяемые для обработки информации. В частности, они используют компьютеры и программное обеспечение для преобразования, хранения, защиты, передачи и извлечения информации в любом месте и в любое время».[4]

Безусловно, в первую очередь нам поможет Интернет.

Множество поисковых систем (http://yandex.ru, http://ramler.ru, http://open.by, http://google.com, http://yahoo.com, и др.) помогут найти информацию (статьи, книги, отчёты научных институтов) о том, проводились ли подобные исследования раньше, к каким выводам пришли учёные, с какой динамикой меняется картина взаимодействия телевидения и аудитории за последние годы.

Если же тексты с результатами будут в Интернете отсутствовать, то, зайдя на сайт исследовательского института можно будет отправить письмо по указанному адресу с запросом о нужной информации.

Интернет поможет и в установлении предпочтений современной телеаудитории, и в выяснении причин её недовольства.

Здесь можно действовать двумя путями.

Первый – это исследование уже имеющихся в Интернете мнений. В таком случае следует обратиться к форумам (желательно – специализированным, а также к форумам на сайтах самих телекомпаний – если такие имеются), и «просканировать» диапазон мнений и взглядов (желательно до этого ознакомится с передачами самих телеканалов, которые, кстати, нередко можно взять в электронных архивах телеканалов).[5] Правда, при этом достаточно сложно следовать правилам социологического исследования, т.к. отсутствует выборка, да и данные о месте проживания респондента, его род занятий, возраст в краткой анкетной справке форумов часто оказываются неуказанными.

Намного удобнее, когда респондент указывает все свои данные сразу в специальную форму. Кроме того – и это главное – интервьюер уже заранее готовит список вопросов, которые его интересуют, а это залог того, что ответы всех респондентов будут соответствовать заданным параметрам, чего в принципе не может быть при анализе сообщений с форумов. Подобный опрос проще всего разместить на собственном сайте (для этого вполне может подойти конструктор сайтов http://narod.yandex.ru, где уже предусмотрена такая услуга, как размещение опросов на сайте, исходя из готовых шаблонов).

Хорошо, если сайт уже раскручен и пользуется популярностью. Однако «раскрутить» его можно и самостоятельно – например, размещая рекламные объявления на форумах (желательно, соответствующих тематике исследования, т.е. касающихся психологических эффектов телевидения и его взаимодействия с аудиторией), или же закупив сразу базу электронных адресов нужного региона и разослав по всем e-mail’ам приглашения поучаствовать в соцопросе (здесь, правда, есть свои этические ограничения, т.к. подобные письма расцениваются за спам, т.е. мусор).

При анализе мнений о традиционном телевидении важную роль могут сыграть отзывы и об Интернет-телевидении (например, белорусском Интернет-телевидении http://itv.by), и о таких сервисах, как подкасты и YourTube (сервер для хранения самого разнообразного видео, в том числе и музыкальных видеоклипов, и отдельных телепередач).

После того, как первичная информация собрана, нам понадобятся базы данных для хранения информации, а также математические пакеты для вычисления статистики и выведения конечных результатов.

Подсчёт числовых данных нужен и в случае вычисления процентного соотношения рейтингов разных телеканалов и для сравнения уровня рейтингов с процентом недовольных и довольных телезрителей (по итогам проведённых опросов), а также с процентом «скрытой» информации, содержащейся в телевизионных сообщениях.

Здесь возникает наибольшая трудность. Возможно ли перевести образы, символы, имиджи, да и просто текст в математическую информацию, чтобы ими можно было оперировать точно так же, как и числами? Ведь массмедийные символы, кроме обычных слов, могут включать в себя и значение слова в современном контексте, и особую стилистику, и звучание, и интонацию (а значит – и подтекст), с которым было слово сказано. Слово могло быть сказано в общем потоке речи, а могло и многократно повторяться, или же на нём мог быть сделан особый акцент. В конце концов, у каждого из зрителей одно и то же слово могло вызывать разные, совершенно противоположные ассоциации. Всё это значит, что без комплексного исследования в лабораторных условиях и с добровольцами нам для решения этой проблемы не обойтись.

Но попытаться приблизиться к её решению в наших силах.

Сначала – слово.

Для того, чтобы перевести словесную информацию в числа, нужно сначала вычленить её из общего массива информации. Нам вряд ли подойдут для этого количественные методы социологического анализа, зато компьютерные программы, основанные на качественных социологических методах, предназначенных для работы с содержанием, будут как раз. Значит, нам необходимы программы, позволяющие выполнять контент-анализ текстовой информации.

Кроме того, нелишним будет поискать и программы, способные анализировать графику (сочетания цветов, их яркость, контраст, и т.д.), динамику и ритм движения, а также звук и звучание (перепады звука, уровень шума, диссонанс или консонанс музыкального звучания, диапазон звука, и т.д.). Все эти «атрибуты» создают на телевидении, как аудиовизуальном средстве информации, нужную «оболочку» для массмедийного символа, который может как представлять собой просто яркую, но наполненную смыслом картинку, или же быть совершенно «невидимым», скользя между строк в тексте и прячась за многословием ведущего и употребляемыми им синонимы и фразеологические обороты…

Лишь проанализировав нужные передачи (эфир телеканалов) по упомянутым параметрам, мы будем в состоянии перевести полученные данные в цифровые таблицы и выяснить соотношение массмедийных символов в разных типах передач, после чего сравнить высокие показатели по символам с высокими рейтингами, и обратиться к опросам респондентов, обратив внимание на этот раз на выделенные ими негативные стороны телеэфира.

В результате, когда круг подобных проверок и сравнительных анализов замкнётся, мы будем считать гипотезу подтверждённой, а в наличии у нас будут иметься готовые результаты исследования, полученные с помощью информационных технологий.

Глава 3. Основные результаты

О возможностях Интернета и о необходимых требованиях к компьютерным программам для полноценной работы с массмедийными символами мы уже говорили в Разделе 3 предыдущей главы.

Здесь мы остановимся на нескольких компьютерных программ, доступных в Интернете для широкого пользователя и способных анализировать количественную и качественную информацию.[6]

3.1 Программы для обработки статистики

Стандартные статистические методы обработки данных включены в состав электронных таблиц, таких как Excel, Lotus 1-2-3, QuattroPro, и в математические пакеты общего назначения, например Mathсad. Но гораздо большими возможностями обладают специализированные статистические пакеты, позволяющие применять самые современные методы математической статистики для обработки данных. По официальным данным Международного статистического института, число статистических программных продуктов приближается к тысяче. Среди них есть профессиональные статистические пакеты, предназначенные для пользователей, хорошо знакомых с методами математической статистики, и есть пакеты, с которыми могут работать специалисты, не имеющие глубокой математической подготовки; есть пакеты отечественные и созданные зарубежными программистами; различаются программные продукты и по цене.

Среди программных средств данного типа можно выделить узкоспециализированные пакеты, в первую очередь статистические – Statistica, SPSS, STADIA, STATGRAPHICS, которые имеют большой набор статистических функций: факторный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, многомерный анализ, критерии согласия и т. д. Данные программные продукты обычно содержат и средства для визуальной интерпретации полученных результатов: различные графики, диаграммы, представление данных на географической карте.

3.2 Программы для количественного анализа

Ввиду того, что усовершенствованных программ для социологического количественного анализа существует огромное множество, то просто перечислим наиболее популярные из них и приведём их общие характеристики.

Итак, это:

Программы SPSS и ОСА

Программа SPSS является наиболее распространенной программой анализа первичной социологической информации на международном рынке социологических исследований. Данная программа включает в себя основные методы статистического анализа, используемые в работе с первичной социологической информацией. Кроме того, именно этот формат является наиболее распространенной формой обмена социологической информацией с международными партнерами.

Программа ОСА (Обработка Социологических Анкет), разработанная киевским ученым А.П. Горбачиком, является основной компьютерной программой анализа первичной социологической информации, используемой практически всеми ведущими социологическими центрами Украины. Эта программа, так же как и SPSS, включает в себя основные методы статистического анализа первичной социологической информации. Она компактна, удобна в работе, легко осваивается; в силу чего получает все большее распространение не только в Украине, но и в ряде стран «ближнего зарубежья» (России, Литве, Белоруссии и т.д.). Существенным достоинством этой программы является ее совместимость с программой SPSS: данные, введенные в компьютер с помощью программы ОСА, при необходимости легко переводятся в формат SPSS.

Программа OCA New Line

OCA New Line – компьютерная технология обработки и анализа данных социологических и маркетинговых исследований существует на рынке уже более 15 лет. Сотни предприятий и вузов используют эту технологию в своей работе. Ввод, анализ результатов (рабочее место аналитика), построение сложных отчетов, CATI, анализ текстов – основные составляющие технологии. Компания "Бюро статистического анализа" является официальным дистрибьютором OCA New Line на территории СНГ и стран дальнего зарубежья. Другие услуги "Бюро статистического анализа": обучение работе с программным обеспечением для обработки и анализа данных социологических и маркетинговых исследований; консалтинг в области проведения исследований (включая, разработку инструментария сбора данных, планирование выборки, обучение персонала, анализ собранных эмпирических данных); создание специализированных технологий для анализа данных социологических и маркетинговых исследований; разработка учебных методических материалов.
http://www.oca.com.ua/

Программа ДА-система

ДА-система – это универсальный, простой и, вместе с тем, мощный современный инструмент для обработки и анализа данных опросов общественного мнения, социологических, маркетинговых, политологических исследований, медицинских обследований, информации из корпоративных баз данных.

Он поддерживает все операции при работе с данными от ввода и обмена данными до анализа и отчета. В нем используется оригинальная отечественная технология детерминационного анализа (ДА-технология).

ДА-система применяется для обработки и анализа

a) количественных

b) качественных (неколичественных)

c) смешанных данных

Примеры данных:

1) Результаты анкетных опросов или интервью

2) Карточки учета (например, в службах занятости, социальной защиты)

3) Клиентские счета

4) Истории болезни, выписки из них

5) Записи медицинских наблюдений и измерений

6) Систематические наблюдения за поведением животных

7) Последовательности букв или символов, образующие слова или тексты.

По содержанию данные могут быть какие угодно. ДА-технология равно применима к данным с любым содержанием, представляющим разные сферы деятельности, разные области научных и деловых интересов.

Разработчик: Контекст
http://www.context.ru/demor2.htm

3.3 Программы для качественного анализа

Программа KWALITAN

В последние годы появилось много специальных компьютерных про­грамм для проведения контент-анализа газетного текста. Их главная осо­бенность состоит в том, что исходным материалом для обработки являют­ся не числовые данные, а текстовые документы.

Одна из наиболее распространенных программ компьютерного кон­тент-анализа – KWALITAN. Она представляет собой прикладной программный пакет, работающий в операционной системе MS-DOS, занимающий 640 КБт памяти и предназначенный для количественно-качественного исследования текстовых документов.

При работе с программой KWALITAN особое внимание уделяется подготовке исходных текстов. Исходный текст может состоять как из одно­го цельного текстового документа, так и из нескольких отдельных доку­ментов, связанных темой исследования. Для того, чтобы исходный текст мог обрабатываться на компьютере, он должен быть преобразован в ра­бочий файл программы KWALITAN. От того, как будет создан рабочий файл, во многом зависит результат исследования. При этом рабочий файл программы формируется по следующим критериям:

1. Исходный текст разбивается на документы, которым присваивает­ся имя и порядковый номер.

2. Документы, в свою очередь, разбиваются на сегменты. Сегментом является логически цельный раздел документа, который может быть выделен в самостоятельный объект. Сегменту автоматически присваива­ется порядковый номер внутри документа.

3. Каждому документу присваивается идентификационный код. В отличие от имени документа, код содержит более развернутую информа­цию о документе, а также может «обслуживать» разные документы.

4. Исходный текст сохраняется на диске в виде ASCII — файла и с этого момента именуется как рабочий файл программы KWALITAN.

Далее программа представляет возможность для определения и опи­сания ключевых слов каждого сегмента текста. Ключевое слово – это единичное слово или словосочетание, несущее основную смысловую нагрузку в данном текстовом отрезке. Для каждого сегмента текста программа позволяет ввести до 25 ключевых слов, состоящих не более чем из 20 символов.

Программа создает своеобразную библиотеку из ключевых слов и сохраняет её в отдельном файле. Если при описании нового сегмента встречается уже упомянутое ключевое слово, оно может быть выведено автоматически из библиотеки.

При проведении анализа возникает необходимость сортировки исход­ных данных с помощью специальных фильтров. Программа KWALITAN предоставляет 5 фильтров для группировки внутри рабочего файла: по ключевым словам;

- по словам непосредственно из текста сегментов;

- по номеру документа;

- по номеру сегмента;

- по идентификационному коду сегмента.

В случае определения фильтра по словам возможно применение логических операций «и», «или», «не». Только проведя все предваритель­ные операции с исходным текстом, можно приступать к процедурам получения статистических результатов.

Предварительные операции с исходным текстом являются одновре­менно и лингвистическими операциями по преобразованию, а значит, и анализу текста. Здесь первоначальной задачей является выбор ключевых слов. 25 предлагаемых программой позиций для ключевых слов, каждого речевого сегмента позволяют не только обозначить каждый блок инфор­мации, но и сделать другие пометки, например, характеризовать тип об­щения, жанр, тип аргументации, характер модальности, т. е. некоторые из категорий, которые используются сегодня в контент-анализе. Далее про­грамма позволяет связать ключевые слова по каждому содержательному аспекту по всем абзацам и описать из с учетом протяженности, функцио­нальной целостности и взаимодействия.

Программа-консультант «Приемы журналистики & Public Relations»

Завершая комплекс работ, начатых в 1991 г., консалтинговая фирма «ТРИЗ-ШАНС» (Санкт-Петербург) выпустила компьютерную программу «Приемы журналистики и public relations». В основе программы – сотни риторических, стилистических приемов, выявленных в результате анализа более 10 тыс. произведений мастеров литературы, журналистики и рекламы.

Программа, естественно, не пишет текст без участия человека (хотя с подобными заказами к разработчикам постоянно обращаются). Программа выдает десятки проверенных поколениями рекомендаций, по аналогии с которыми автор создает свой текст.

Назначение программы: помощь рекламисту, PR-специалисту, журналисту, публицисту, сценаристу, преподавателю при создании текстов, сценариев, речей.
Использование программы особенно актуально в условиях дефицита времени и отсутствия свежих идей… Понятно, что назвать 20 способов привлечения внимания Читателя к материалу, или 15 способов коррекции мнения, оценки читателя – задача, практически невыполнимая даже для крепкого профессионала.

Некоторые классы решаемых задач:

1) Позиционирование идей, товаров и/или услуг;

2) Возвышение имиджа;

3) Передача Читателю эмоций, ощущений...

4) Получение «эффекта новизны» при хорошо известном Предмете описания;

5) Привлечение внимание;

6) Изменение мнение Читателя, и т.п.

7) В основе программы – более 12.500 текстов Мастеров журналистики, литературы и рекламы.

Программа работает в среде Microsoft Windows 95 (подходят также Windows NT, OSR-2, Windows 98). Для установки программы требуется 15 Мбайт свободного места на жестком диске. Желательно наличие Microsoft Word 7.0.

Программа Анализ Писем (текстов) 1.4

Подсознательное скрытое послание письма – эта технология анализа намного сложнее, чем определение психологического состояния автора. Отчасти, сложность этого анализа не позволяет сделать подобный сервис в on-line режиме.

Результат анализа представлен в виде двух позиций – «основных тезисов» и «скрытого, подсознательного послания». Основные тезисы определяют краткую суть письма, текста, делового предложения или рекламных материалов. Они позволяют экономить много времени при работе с корреспонденцией, в то время как «скрытое, подсознательное послание» позволяет определить, что хотело в этом письме сообщить, выделить подсознание автора. Иногда результат этих двух позиций результата совпадает, а иногда сильно отличается. В последнем случае можно говорить о наличии внутреннего конфликта у автора письма(текста).

Анализ Писем (текстов) 1.4 >> – технологии автоматического анализа текстов, позволяющие, в частности, определять эмоциональное состояние автора материала в момент его написания, и выявлять скрытые (подсознательные) послания в тексте.

Важное отличие наших решений от других программ автоматического составления аннотаций:

Во-первых, программа выделяет не только набор тезисов, но и моделирует способ мышления человека (над ее созданием трудятся врач-психотерапевт и журналист с 10-летним стажем работы). В результате анализа из текста выделяется главная мысль, которую автор текста хотел донести до читателей, но по различным причинам не смог или не захотел этого сделать (подсознательное, скрытое послание);

Во-вторых, в технологию включен модуль фоносемантического анализа, что позволяет в ряде случаев сосредоточиться, при необходимости, не столько на анализе самого текста, сколько на личности автора и его эмоциональной оценке события (например, положительный по внешнему смыслу текст может иметь сильную психологическую негативную окраску). А также, выявлять наличие внутреннего противоречия при подготовке текста, группировать материалы не только по смысловой теме, но и по уровню и направленности эмоционального воздействия на читателя;

В-третьих, анализ текста позволяет выполнять многомерную логическую свертку ранее автоматически выявленных и подготовленных тезисов и скрытых посланий. Таким образом, возможен в кратком виде итоговый образ (ключевые тезисы, важные акценты) тематической новостной линейки за сутки, а в дальнейшем на такой основе готовить свертки других уровней за более длинный срок (месяц, год).

Пакет программ ВААЛ

Свои мысли для передачи другим людям мы формулируем в языке. Давно было замечено, что одна и та же мысль, но выраженная по-разному, обладает различной силой воздействия. В одном случае она может оставить адресата равнодушным, в другом – подвигнуть к активным действиям. Оказывается, что язык общения, помимо явного смыслового содержания, способен переносить и скрытые импульсы воздействия.

Обмен информацией, выраженной в языке, является характерной чертой жизни общества. Анализ средств массовой информации позволяет делать выводы о состоянии умов в обществе, об их психологическом самочувствии, взаимодействии и влиянии на различные социальные процессы.

Система ВААЛ, работа над которой ведется с 1992 года, позволяет прогнозировать эффект неосознаваемого воздействия текстов на массовую аудиторию, анализировать тексты с точки зрения такого воздействия, составлять тексты с заданным вектором воздействия, выявлять личностно-психологические качества авторов текста, проводить углубленный контент-анализ текстов и делать многое другое.

Области возможного применения:

1) Составление текстов выступлений с заранее заданными характеристиками воздействия на потенциальную аудиторию.

2) Активное формирование эмоционального отношения к политическому деятелю со стороны различных социальных групп.

3) Составление эмоционально окрашенных рекламных статей.

4) Поиск наиболее удачных названий и торговых марок.

5) Психо- и гипнотерапия.

6) Неявное психологическое тестирование и экспресс-диагностика.

7) Создание легких в усвоении учебных материалов.

8) Научные исследования в области психолингвистики и смежных с нею дисциплинах.

9) Журналистика и другие сферы деятельности, использующие в качестве инструмента СЛОВО.

10) Социологические и социолингвистические исследования.

11) Информационные войны.

12) Контент-анализ текстов.

13) Мониторинг СМИ.

Система позволяет:

1) Оценивать неосознаваемое эмоциональное воздействие фонетической структуры текстов и отдельных слов на подсознание человека.

2) Генерировать слова с заданными фоносемантическими характеристиками.

3) Оценивать неосознаваемое эмоциональное воздействие фонетической структуры текстов на подсознание человека.

4) Задавать характеристики желаемого воздействия и целенаправленно корректировать тексты по выбранным параметрам в целях достижения необходимого эффекта воздействия.

5) Оценивать звуко-цветовые характеристики слов и текстов.

6) Производить словарный анализ текстов.

7) Осуществлять полноценный контент-анализ текста по большому числу специально составленных встроенных категорий и категорий, задаваемых самим пользователем.

8) Производить выделение тем, затрагиваемых в текстах, и осуществлять на основе этого автоматическую категоризацию.

9) Производить эмоционально-лексический анализ текстов.

10) Настраиваться на различные социальные и профессиональные группы людей, которые могут быть выделены по используемой ими лексике.

11) Производить вторичный анализ данных путем их визуализации, факторного и корреляционного анализа.

Реализация:

Система реализована в виде набора DLL-библиотек, которые подключаются к наиболее популярному текстовому процессору Word for Windows. Просто в главном меню появляется новый пункт. Такой способ реализации позволяет сохранить для пользователя привычную удобную среду создания документов и максимально облегчает освоение системы ВААЛ.

Глава 4. Обсуждение результатов

Таким образом, мы видим, что компьютерный рынок способен предоставить огромные возможности для облегчения проводимых социологических исследований, однако программ, адаптированных для тележурналистов, в наличии пока нет.

Хотя есть программы, способные анализировать тексты (при желании такой программе можно предоставить печатный вариант текста, прозвучавшего в телеэфире), и они неплохо с этим справляются. Правда, у каждой есть свои специфические недостатки. Поэтому, чтобы получить наилучший результат, исследование придётся проводить «межпрограммно», т.е. тестировать текст в различных программах качественного анализа.

Стоит также отметить, что во многих компьютерных программах, берущихся на основе текстов делать выводы о смысловых подтекстах и эмоциональной составляющей, прогнозирующих дальнейшее воздействии на читателя, чувствуется нечто неуловимо дилетантское. Кроме того, они предназначены для достаточно широких целей, а это в ряде случаев хуже, чем специализированные программы для тележурналистов-исследователей, которых нет.

Ещё один немаловажный момент. Все вышедшие программы качественного анализа пока что способны работать только с русскоязычными текстами, в то время как в Беларуси телевещание идёт и на белорусском языке.

В то же время определённые проблемы существуют и с тем, чтобы добывать первичную информацию (социологические данные). Безусловно, в Интернете множество сайтов различных исследовательских институтов, однако исследования по нужной тематике обычно проводятся за деньги. Самостоятельно проводить исследование можно (с помощью опросов, анкет, и т.д.), однако никто не может гарантировать, что оно проведено правильно и его результаты являются научно достоверными.

Поэтому большинство ресурсов, доступных сегодня в Интернет, подходят больше не для классических научных целей, а рассчитаны на любителя, обладающего пытливым умом.

Что касается профессиональных исследований, то их лучше осуществлять через международные студенческие сети. Во-первых, нередко другими университетами предоставляется необходимое оборудование, а также учиться при другом университете на время проведения исследования. К тому же, немало студенческих и научных библиотек оборудовано сегодня специальными местами для доступа к базам данных различных исследований и архивам научных статей.

А проведённый в Интернете опрос или эксперимент с показавшейся наиболее удобной компьютерной программой дополнят научное исследование, придав ему, возможно, новое звучание и открыв незатронутые темы и стороны.

Заключение

Сегодня много говорится о том, что достаточно перевести телевидение в Интернет, или подключиться к более продвинутой телевизионной системе (и получить расширенные возможности меню, телетекста, разных ракурсов просмотра телепередач и разного их порядка), как человеку тут же откроется масса удивительных возможностей и он освободится от тотального гнёта телевидения. однако очевидно, что это не так.

Чем комфортнее становится жизнь вокруг, и особенно технологии – тем более человек становится зависим от них, привязывается к тем ресурсам, которые ему эти технологии предоставляют. Манипулирование с помощью массмедийных символов может происходить и при таком «расщеплении» этого телевизионного «монолита» – на интернет-телевидение, через сотовый, через подкасты, YourTube, через новые дополнительные функции ТВ, через перемещение ТВ в интернет… Ведь чем удобнее технология для человека – тем более значимой и необходимой она для него становится. Т.е., как говорится, «вставать с дивана уже незачем». Современный писатель В. Пелевин неспроста называет современного человека «гомо заппиенс», обыгрывая слово «заппинг» – щелканье по телеканалам с помощью пульта.

Таким образом, проблему взаимодействия аудитории и телевидения нельзя решить только с помощью ИТ. ИТ, помогая человеку в достижении своих целей, одновременно убивают в нём активность, вырабатывая привычку и конформизм. Гибрид телевизионных и информационных технологий порождает «свободу», но только видимую, т.к. человек продолжает через удобные и комфортные ИТ ещё больше привязываться к тому, что ИТ облегчают – к телевидении.

У одного человека появляется чувство, будто он чего-то не успевает… У другого – будто он начинает поглощать ещё более усиленные объёмы информации (т.к. управлять процессом получения информации стало проще). Всё это зависит от личной активности человека, его целенаправленности, целеполагания, целеустремлённости… Однако есть риск пресыщения получаемым удовольствием, которое может к тому моменту уже перерасти в зависимость. Появляется боязнь пропустить интересную передачу, желание участвовать во всех интерактивных опросах и страх оказаться ненужным, старомодным, «отстать» от жизни, т.к. ИТ развиваются во много раз быстрее, и личный ритм человека (биологический, «жизненный») не успевает привыкнуть ко всему этому…

Поэтому не избежать сдерживающего фактора – вновь того же диктата, но на этот раз этически обусловленного, т.е. разумного управления: «мы в ответе за тех…» – эта заезженная фраза может идеально подойти к ТВ: ведь уже научно доказано, насколько у человека вырабатывается зависимость от ТВ, и какие психологические эффекты это за собой влечёт – от простого сопереживания (нередко очень сильного, вплоть до чувства эмпатии), до прямого следования увиденным примерам.

Парадокс, но сегодня, когда телезрителям следует стараться ограждать себя от чрезмерного телевизионного воздействия, мы, казалось бы, делая шаги в этом направлении, пытаясь «рассеять» направленное воздействие телевидения с помощью ИТ, на самом деле угождаем в ловушку: при видимой свободе человек становится ещё более несвободен… Хотя именно в этот момент человек уверен в своей свободе выбора. И поэтому остаётся одно их двух: либо разубедить его в этом и открыть глаза на правду, либо разумно контролировать этот процесс (предоставляя кроме ТВ множество других привлекательных возможностей для саморазвития): ведь ТВ может, даже при целесообразном использовании массмедийных символов, хоть и развивать интеллектуально человека, но через постоянный поток интересующей информации по-прежнему привязывать к телеэкрану. А потому человеку необходимо уже быть определившимся в жизни, чтобы телевизор не заменил ему его собственную жизнь, а стал лишь развивающим дополнением. Возможно, именно стимул к самостоятельному саморазвитию способно дать ТВ. Однако фактически ни один отечественный или российский социологический центр не занимается доскональным изучением этих проблем. С одной стороны, проводятся исследования, помогающие определить ту или иную позицию телеканала в рейтинговой таблице, или выяснить, сколько процентов зрителей этого телеканала устраивает / не устраивает его содержание. Однако – и это очень важно – цель у этих исследований поднять престиж телеканала, помочь ему ещё больше укрепить свои позиции… Что же касается исследований, ставящих своей получить сведения об особенностях аудитории или телепродукта с целью изменение в лучшую сторону зрителя, то таких исследований автором этой работы пока замечено не было…

Однако, не исключено, что именно положенное начало подобным исследованиям вызовет необходимость разрабатывать специализированное программное обеспечение для полноценной работы с достоверными данными.


Список литературы к реферату

1) Адамьянц, Г.З. Телевидение – телезритель: возможно ли взаимопонимание? / Г.З Адамьянц, В.А. Шилова // Мир психологии. - 2001. - № 3. - С. 173-185.

2) Арутюнова, В.В. О некоторых организационно-психологических аспектах внедрения информационных технологий / В.В. Арутюнова // Науч.-техн. информ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. - 2001. - № 1. - С. 28-31.

3) Дмитриев, Е.И. Социология журналистики. Мн., 2001.

4) Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент . СПб., 2005.

5) Кихтан, В.В. Информационные технологии в журналистике / В.В. Кихтан; под ред. Л.А. Кохановой. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 154 с.

6) Любарский, Г. Испугать, чтобы успокоить: телевидение – как средство массовой информации / Г. Любарский // Искусство кино. - 2003. - № 11. - С. 22-26.

7) Моисеева, Н.А. Информационные технологии как фактор оптимизации художественной культуры / Н.А. Моисеева // Прырода, чалавек, культура: праблемы гармоніі: матэрыялы міжнар. навук. канф., Мінск, 25-26 сак. 2003 г.: у 2 ч. / Беларус. дзярж. ун-т культуры; рэдкал.: М.А. Бяспалая [і інш.]. - Мінск, 2003. - Ч. 1. - С. 258-262.

8) Поберезникова, Е.В. Взаимодействие с телезрителем, эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Е.В. Поберезникова; Моск. гос. ун-т. – М., 2000. - 26 с.

9) Поберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия: интерактив. поле общения / Е.В. Поберезникова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 220 с.

10) Полукаров, В.Л. Телевизионный менеджмент: курс лекций / В.Л. Полукаров; Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. – М., 1994. – 100 с.

11) Технологии информационного общества: материалы XIII конгр. по телекоммуникациям, информ. и банк. технологиям "ТИБО-2006", Минск, 4–7 апр. 2006 г. / Белорус. ин-т систем. анализа и информ. обеспечения науч.-техн. сферы; под ред. С.В. Енина, В.Е. Кратенка. – Минск, 2006. – 163 с.

12) Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учеб. пособие / Е.Л. Вартанова [и др.]. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 374 с.

Предметный указатель к реферату

Массмедийные символы 4, 10, 13, 14, 15, 25, 26

информационные технологии (ИТ) 4, 12, 14, 25

Интернет 5, 11, 12, 13, 15, 24, 25

Интернет-телевидение 5, 13, 25

подкаст 13, 25

взаимодействие 6, 11

проблема 4, 5, 11, 12, 13, 24, 25, 26

телепродукт 6, 7, 9, 26

интерактивность 5, 8, 10, 12, 25

функция телевидения 7, 9, 25

телереальность 10, 11

форум 12, 13

количественный анализ 14, 15, 17

качественный анализ 19, 24

контент-анализ 14, 19, 20, 22, 23

манипулирование, манипуляция 10, 25

«заппинг» 25

СМИ 5, 23

Интернет-ресурсы в предметной области исследования

http://www.google.com

Всемирно известная поисковая система Google. Позволяет производить простой поиск по ключевым словам, возможен вариант расширенного поиска по группам (среди книг, музыкальных файлов или видеофайлов, новостей и т.д.), особым признакам (определение, тип файла) и т.д. Поиск информации в сети Интернет обычно начинается с этого сайта.

http://www.vak.org.by

Сайт Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь. Здесь размещены материалы, касающиеся подготовки научных кадров, присуждения ученых степеней и званий, краткие паспорта специальностей и программы-минимумы кандидатских экзаменов по специальности; в разделе «Каталог файлов» представлены доступные для скачивания файлы нормативных документов с приложениями и шаблоны регистрационных документов. Организован поиск по сайту и в сети Интернет.

http://www.relga.ru

Сайт научно-культурологического журнала широкого профиля, который содержит теоретические, исторические и практические публикации по всем видам средств массовой информации и коммуникации, проблемы средств, способов и форм связей и контактов между людьми и общественными образованиями. Помимо этого сайт предоставляет теоретические работы по культурологии, литературе, искусству, физической культуре и спорту, другим областям.

http://www.journ.bsu.by

Официальный веб-ресурс факультета журналистики БГУ, содержащий информацию о факультете. Карта сайта является альтернативным способом навигации, своеобразным оглавлением сайта, которая наглядно показывает, как организован веб-ресурс. Каждый уровень выделяется своим цветом. С помощью карты можно попасть в разделы, посвящённые абитуриентам и студентам и содержащие большое количество учебных материалов, полезных посетителям сайта. Помимо того, на сайте реализована возможность поиска по ключевым словам и открыт опрос по различным темам, актуальным для студентов журфака. Доступна информация о том, сколько человек в данный момент находится на сайте.

http://www.scirus.com/srsapp/

Scirus – наиболее полная поисковая система для ученых в Интернете. Основанный на последних поисковых технологиях, он ищет более, чем в 300 миллионах определенных для науки Web-страницах, позволяя пользователям быстро находить:

Научные, медицинские и технические сведения;

Последние публикации; рецензируемые журналы; патенты и журналы, которые обычно пропускают другие поисковые системы.

Поисковик предлагает уникальные функциональные возможности для ученых и исследователей

Эта поисковая система обращает внимание только на те Web-страницы, которые содержат научную информацию.

Scirus поможет Вам быстро определять местонахождение научной информации в Интернете:

1) отфильтровывает ненаучные сайты;

2) находит рецензируемые статьи формата PDF и файлы PostScript, которые являются часто невидимыми для других поисковиков;

3) ищет глубже чем другие поисковые системы, показывая таким образом нужную информацию.

С Scirus Вы можете:

1) выбрать диапазон предметных областей для поиска;

2) сузить ваш поиск по конкретному автору, журналу или статье;

3) ограничить поиск диапазоном даты;

4) найти информацию о научных конференциях, резюме и патентах;

5) усовершенствовать, настроить и сохранить результаты поиска.

http://forum.aspirinby.org/

Форум для аспирантов и соискателей степеней. На форуме обсуждаются различные вопросы, касающиеся выбора темы для диссертации, сотрудничества с научным руководителем, правильного оформления научной статей и автореферата, а также успешной защиты.

Посещаемость форума достаточно высока. Среди участников форума можно найти как единомышленников, так и будущих руководителей и рецензентов.

http://konferencii.ru/

Сайт с информацией о научных конференциях и семинарах во всех странах СНГ по самым разным научным отраслям и направлениям. Информация постоянно обновляется. Благодаря сведениям о размещении, сроках проведения, списку будущих обсуждаемых вопросов читателю легко ориентироваться в происходящих событиях и становится возможным выбрать для себя именно то, что нужно.

http://novak.by/

Белорусская Лаборатория аксиометрических исследований НОВАК.

Лаборатория аксиометрических исследований "НОВАК" является частной независимой службой, специализирующейся на социологических исследованиях в области маркетинга, медиа и общественного мнения. Кроме того, лаборатория предоставляет консалтинговые услуги в этих областях. Лаборатория "НОВАК" создана в 1992 году доктором социологии Андреем Петровичем Вардомацким. Само название является результатом слияния двух слов: "новая" и "аксиометрия", которые отражают область первоначальных научных ориентаций создателя лаборатории, а именно: исследование ценностей человеческого поведения.
Информационная база лаборатории предназначена для самой широкой аудитории заказчиков, включая основные транснациональные корпорации, действующие на территории Беларуси, средства массовой информации, рекламные агентства, а также представителей местного бизнеса и свободного предпринимательства, которые найдут в исследованиях лаборатории "НОВАК" полезные рекомендации для улучшения работы своих структур и маркетинговой политики.
Благодаря исследованиям, проводимым социологической службой "Novak", не только отечественные заказчики, но также и иностранные имеют возможность получать самую полную информацию о многих явлениях маркетингового характера, происходящих в стране.
"НОВАК" в своей работе использует новейшие зарубежные технологии проведения социологических маркетинговых и медиа-исследований, адаптированные для белорусского рынка.
В сотрудничестве с иностранными партнерами "НОВАК" проводит многочисленные международные исследования на территории Беларуси, среди которых наиболее важными являются проекты "Всемирные ценности", "Евробарометр", исследования для Всемирного банка, информационных агентств ведущих стран мира, а также маркетинговые проекты для крупнейших транснациональных компаний и т.д.

http://itv.by/

Белорусское, пока что единственное Интернет-телевидение.

Контент представляет собой видеосюжеты с новостями белорусских и российских телеканалов, новости спорта, музыкальные видеоклипы.

http://www.asc.upenn.edu/

Анненбергская Школа Коммуникаций (США, Пенсильвания). Основана в 1960-е годы. Около 20 лет её деканом являлся создатель теории культивации и основоположник изучения телевизионного воздействия на аудиторию американских телеканалов Джордж Гербнер. Сейчас Школа является одним из лидером в изучении психологических и социальных телеэффектов, её филиалы есть почти во всех странах мира.

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка)

http://varanyatka.narod.ru

Граф (круг) научных интересов

Магистрантки факультета журналистики Камендовой В.Л.

Специальность «журналистика (аудиовизуальные СМИ)»

Смежные

специальности

Основная

специальность

Сопутствующие специальности

10.02.19 – Теория языка

1. Даследуюцца семіялагічныя аспекты існавання, структуры і функцыянавання моў. Вывучаюцца штучныя і дапаможныя мовы.

2. Вывучаюца лінгвістычныя і псіхалінгвістычныя аспекты стварэння і ўспрыняцця тэкстаў у нармальных умовах, у маўленні дзіцяці і маўленні некаторых псіхічна хворых. Даследуюцца асацыятыўныя сувязі моўных з’яў. Распрацоўваюцца метады псіхалінгвістычнага даследавання мовы.

17.00.03 – Кино, теле и другие экранные искусства

1. Теория, методология экранного творчества.

2. История белорусского экранного искусства.

10.01.01 – Белорусская литература

1. Канвергенцыя, нацыянальная спецыфіка і герменеўтычныя праблемы функцыянавання беларускай літаратуры.

2. Сістэма вобразаў і паэтыка мастацкіх твораў.

10.01.02 – Русская литература

1. Герменевтика и семиотика художественного творчества.

2. Текстологические проблемы русской литературы.

10.01.08 – Теория литературы; текстология

1. Тэкст як форма і неабходная ўмова існавання літаратурнага твора.

2. Вывучэнне ўсіх узроўняў фармальнай арганізацыі літаратурнага твора.

10.01.10 – Журналистика

1. Периоды развития белорусской журналистики и преемственность в ней прогрессивных традиций.

2. Сравнительное исследование белорусской и зарубежной журналистики.

3. Виды СМИ, особенности их деятельности.

4. Дискурсный анализ СМИ.

5. Социальные, политические, экономические и психологические аспекты журналистики.

19.00.05 – Социальная психология

1. Социальная коммуникация.

2. Социализация личности.

3. Социальная установка; социальное поведение и его регуляция.

4. Социальные предубеждения.

5. Социальное познание и его особенности.

6. Большая группа как предмет социально-психологического анализа.

7. Большая группа как предмет социально-психологического анализа.

8. Общественное мнение и общественное настроение.

9. Массы и массовое сознание: теоретические подходы, понятие.

10. Формирование и функционирование, феномен обезличивания.

11. Массовые социально-психологические явления.

12. Социальная психология рекламы.

13. Адаптация к изменяющимся условиям социальной среды.

22.00.01 – Теория, методология и история социологии

1. Структура отдельных элементов социальной системы на макро- и микро- уровнях.

2. Социальные действия, процессы, явления, изменения и трансформации.

3. Социальное поведение и общественное мнение.

4. Личность и ее роль в формировании как отдельных элементов социальной структуры, так и общества в целом.

5. Методы социологического исследования.

6. Природа, структура и роль прикладного социологического исследования.

7. Социальные технологии и оперативные социологические исследования.

22.00.06 – Социология культуры, духовной жизни

1. Социальные аспекты и закономерности культурных процессов в обществах домодерного, модерного, постмодерного и переходного типов.

2. Культурные детерминанты человеческой деятельности и их проявления в организации социального пространства и непосредственной среды жизнедеятельности индивидов.

3. Процессы социокультурной динамики (взаимодействие культурной, социальной и личностной компонент общественной жизни).

4. Социокультурные технологии и деятельностные стратегии социальных субъектов.

5. Каналы и механизмы культурной коммуникации в обществе.

6. Социокультурные институты общества.

7. Социокультурные механизмы создания, передачи (трансляция), освоения культурных ценностей, символов, текстов.

8. Способы и формы культурной регуляции социальной жизни (нормы, традиции, ритуалы, культурные образцы).

9. Структурно-организационные аспекты культуры: элитарная, массовая, традиционная культура, субкультуры, контркультура.

10. Социология культуры в системе социологического знания, её соотношение с социологией образования, науки, искусства, религии, права и морали.

07.00.03 – Всеобщая история

1. Развитие духовной культуры, науки, техники и образования в различных странах и регионах мира; история повседневности, ментальность людей различных эпох.

23.00.04 – Политические проблемы международных отношений и глобального развития

1. Национальный интерес и национальная безопасность.

2. Глобализация системы международных отношений.

3. Глобальные инфраструктуры: сети коммуникации и язык.

4. Современная культурная глобализация и ее политические последствия.

22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы

1. Социокультурная структура общества.

2. Социальные статусы и роли личностей и групп как компоненты социальной структуры.

3. Место и роль элит в социальной стратификации.

4. Социальные институты и социальные организации в системе социальной структуры.

5. Межгосударственные и межкультурные взаимодействия в условиях глобализации современного мира.

6. Экономические институты и их роль в развитии социальных процессов.

7. Социально-культурные институты и их роль в развитии социальных процессов.

8. Социальные изменения в современном обществе.

9. Социальные отношения и взаимодействия.

10. Социальное поведение и социальная деятельность.

11. Коммуникационные процессы, место и роль средств массовой информации в современном обществе.

12. Социализация личности, ее включенность в социальные процессы.

09.00.11 – Социальная философия

1. Единство природы, общес тва и человека – исходный прин цип научной социальной философии. Особенности проявления системных отношений и взаимодействий и проблемы исследования форм социальной организации и самоорганизации в нежестких детерминационных процесс ах. Синергетический принцип много вариантности в контексте исследования уровней организации и качественных переходов. Пробле­ма субъекте деятельности. Диалог как социальное явление. Социаль­ный выбор.

2. Духовная жизнь общества: формы и содержание. Экономические, политические и социальные условия в формировании духовного и ин­теллектуального потенциала личности, формы и способы приобщения к национальной и мировой духовной и философской культуре.

3. Основные формы общественного сознания, особенности их функционирования и развития и их роль в духовной жизни общества.

4. Глобальные проблемы современности, их причины и поиски решения.

24.00.01 – Теория и история культуры

1. Закономерности культурно-исторического развития человечества как единого, интегративного процесса.

2. Сравнительный анализ менталитета исторических эпох, тенденций, символов, течений и духовных феноменов мировой и национальной культуры.

3. Проблемы кросскультурной коммуникации, национальное и общечеловеческое в культуре, специфика культуры Беларуси.

4. Прогностика культуры, основные детерминанты современного культурного процесса, проблема глобализации и регионализации, перспективы культурной эволюции человечества.

24.00.01 – Теория и история культуры (ист., фил.)

5. Закономерности и основные направления мирового и регионального культурно-исторического процесса.

6. Проблемы диалектического единства процессов глобализации и регионализации в истории развития культуры.

7. Закономерности и основные направления мирового и регионального культурного процесса.

8. Механизмы кросс-культурного взаимодействия, культурологические аспекты процессов глобализации и регионализации на современном этапе.

9. Культурное наследие восточнославянских народов: специфика и место в мировом культурном процессе.

09.00.13 – Религиоведение, философская антропология, философия культуры

1. Изучение смысла и значения культуры в её универсальном единстве.

09.00.03 – История философии

1. Анализ философских концепций и систем по отдельным персоналиям.

19.00.13 – Психология развития, акмеология

1. Движущие силы, условия и факторы психического и личностного развития человека.

2. Сенсорно-перцептивное, вербальное и интеллектуальное развитие в разные возрастные периоды.

3. Эмоциональное и эстетическое развитие личности в разные возрастные периоды.

4. Психологическая адаптация на разных возрастных этапах.

5. Проявления психической и личностной зрелости человека.

Презентация магистерской диссертации

http://varanyatka.narod.ru/forprepod

Список литературы к выпускной работе

1) Access 2000: самоучитель / П.Ю.Дубнев. – М.: ДМК Пресс, 2004. – 313 с., ил.

2) Microsoft Office XP в целом: наиб. полное рук-во. Для широкого круга пользователей / Ф.Новиков, А.Яценко. – Спб: БХВ-Петербург, 2002. – 917 с., ил.

3) Microsoft PowerPoint 2003: самоучитель / М.В.Спека. – Москва, Санкт-Петербург, Киев: Диалектика, 2004. – 363 с., ил.

4) Microsoft Word 2003 в теории и на практике / С.Бондаренко, М.Бондаренко. – Минск: Новое знание, 2004. – 336 с., ил.

5) Шафрин Ю.А. Информационные технологии: учеб. пособие: В 2 ч / Ю.А.Шафрин. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003. – Ч.1: Основы информатики и ИТ – 316 с., ил.

6) Шафрин Ю.А. Информационные технологии: учеб. пособие: В 2 ч / Ю.А.Шафрин. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003. – Ч.1: Офисная технология и ИТ – 336 с., ил.

7) Технологии работы с текстами и электронными таблицами: Word, Excel / М.С.Шибут; под ред. И.Ф.Богдановой. Минск: общественное объединение «Молодежное научное общество», 2000. – 142 с.

Приложения

Выдачи магистерской презентации Камендовой В.Л.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19


[1] На этой волне уже работают некоторые фирмы, предлагающие прогнозы социального и культур­ного развития. Одна из наиболее известных — американская компания «Yankelovich Monitor», которая про­водит ежегодный опрос 2,5 тыс. человек и следит за развитием 35 социо-культурных тенденций, таких как «стремление к избавлению от лишнего веса», «мистицизм», «живи одним днём», «независимость от вещей», «чувственность», и т.д. Фирма даёт описание той части населения, которая разделяет определенные убеждения, а так­же той, что, наоборот, противится им.

[2] Кузнецов Г., Цвик В., Юровский А. Телевизионная журналистика. М.: Изд-во МГУ; «Высшая школа», 2002.

[3] Поберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения / Е.В.

Поберезникова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – с.104

[4] Энциклопедия в Интернете – Wikipedia (wikipedia.org/wiki/Main_page).

[5] Полезно также, обратившись к сайтам ведущих телекомпаний, заодно отметить, какие из них поддерживают «обратную связь» со зрителями в виде форумов, «гостевой книги», как часто на сайтах проводятся голосования, опросы, и появляются ли на вопросы зрителей на этих форумах ответы, что было изменено по просьбам зрителей, и как авторы передач и сайта работают над доступностью и улучшением взаимодействия? Или же интерактивность оказывается только видимой, формальной?

[6] И те, и другие программы предназначены в первую очередь для социологов. К сожалению, для исследований в области тележурналистики подобные программы пока что не разработаны.