2008-2009 учебный год был важным периодом для развития современной модели образования. Мы реализовывали проекты и программы, предложенные государственной управленческой вертикалью в сфере образования, сегодня уверенно отмечаем, что образовательная сеть города Рассказово работает в логике региональной политики, выдерживает напряженный ритм работы, который задают требовательные запросы информатизированной жизни.
Цель настоящего доклада – предоставить общественности объективную и полную информацию о деятельности муниципальной системы образования.
В подготовке доклада принимали участие работники отдела образования администрации города Рассказова, муниципального учреждения «Информационно-методический центр», муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия города Рассказово Тамбовской области».
Стратегическая цель
развития муниципальной системы образования – создание современной модели образования, ориентированной на обеспечение доступности качественного образования, повышение его инвестиционной привлекательности в соответствии с проектными требованиями национальной образовательной инициативы « Наша новая школа» и современными потребностями общества.
ЗАДАЧИ:
- Осуществить анализ кадрового, ученического, материально-технического ресурсов муниципальной системы образования на предмет их соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
-Создать совершенное нормативно-правовое сопровождение развития муниципальной системы образования.
- Обеспечить поступательное развитие городской образовательной сети на основе более полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей в рамках дошкольного, школьного (включая специальное коррекционное) и дополнительного образования.
- Выстроить разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей.
- Разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.
-Индивидуализировать образование для детей, минимизировать риски для здоровья в процессе их обучения.
Город Рассказово расположен в центральной части Тамбовской области на площади в 35,5 квадратных километров.
Через территорию города проходят автомобильные трассы, по которым осуществляются связи с граничащими районами. Транспортная обеспеченность не сдерживает развития города. Одной из важнейших отраслей в реальном секторе экономики является промышленность города, она в основном определяет социально-экономическую ситуацию в городе. В ней занята пятая часть экономически активного населения, от её деятельности в бюджет всех уровней поступает свыше 30 % всех налоговых поступлений. В настоящее время в состав промышленного комплекса города входят 11 крупных промышленных предприятий. Базовыми и в наибольшей степени влияющими на наполнение городского бюджета промышленными предприятиями являются относительно стабильно работающие ОАО «Биохим», ООО «Производственная фирма «Раском», ОАО «Рематтра», ОАО «Элтра». В промышленности города за последние годы не отмечается значительный подъем производства.
Определяющими сферами экономической деятельности, обеспечивающими занятость населения, на данное время являются:
- образование;
- здравоохранение;
- промышленность;
- транспорт и связь;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- торговля и общественное питание.
№ п/п
Показатели
2006 год
2007 год
2008 год
1
Доходы бюджета на душу населения (руб.)
5568,6
6922,4
9520.4
2
Доля собственных доходов бюджета (%)
33,6
37,3
34,6
3
Темпы роста доходов бюджета муниципалитета (%)
119,6
123,5
136,9
4
Отношение дефицита (профицита) бюджета к объёму собственных доходов бюджета (%)
5,4
3,8
4.2
5
Среднемесячные денежные доходы на душу населения (руб.)
6325,7
8002
9799.9
6
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника предприятий и организаций различных видов экономической деятельности по крупным и средним организациям (руб.)
5538,4
6827
8518,3
По данным таблицы прослеживается увеличение доходов на душу населения.
Уровень регистрируемой безработицы в городе на 1 июля 2008 года составляет 0,9 % от численности экономически активного населения. Уровень скрытой безработицы среди молодёжи – 3 %.
По сравнению с прошлым годом уровень скрытой безработицы вырос на 2%.
В городе Рассказово сформирована оптимальная сеть различных типов и видов образовательных учреждений, приближённых к месту проживания детей. В 2008-2009 учебном году в городе функционировало 22 образовательных учреждения, из них 9 средних общеобразовательных школ, 1 инновационное учреждение – лицей, 8 дошкольных образовательных учреждений, 4 учреждения дополнительного образования
показатели, характеризующие
муниципальную систему образования
2006-2007
2007-2008
2008-2009
Общее число общеобразовательных учреждений
11
11
10
Всего обучающихся, человек (с учетом классов предшкольной подготовки)
5 413
4600
4374
в средних общеобразовательных школах:
из них очно-заочная (вечерняя) форма образования - 29
4 611
4007
3889
в лицее
524
492
485
в специальных коррекционных учреждениях и коррекционных классах
155
200
42
индивидуальное обучение на дому,
из них
20
16
16
- инвалиды
20
16
9
экстернат
-
9
-
в учреждениях дополнительного образования
1 982
2111
2324
численность учащихся
в общеобразовательных учреждениях
Всего
учащихся (без классов предшкольной подготовки)
1-4 кл.
5-9 кл.
10-11 кл.
2005-2006
4 936
1 729
2 233
974
2006-2007
4 611
1 652
2 138
821
2007-2008
4499
1602
2062
735
2008-2009
4228
1616
1958
654
Эти показатели свидетельствуют о снижении контингента обучающихся в общеобразовательных учреждениях города.
количество второгодников
Учебный год
2006-2007
2007-2008
2008-2009
начальная школа
1
2
0
5-9 кл.
0
1
1
4.1. Дошкольное образование и воспитание
Будучи нацеленным на обеспечение высокой готовности к школьному обучению, к ранней позитивной социализации детей из разных социальных групп и слоев населения, дошкольное образование города в своем развитии ориентировано на такие модели, как группы полного дня для детей дошкольного возраста на базе детских садов, группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста, на детей с ограниченными жизненными возможностями, адаптационные группы на базе учреждений общего, дошкольного, дополнительного образования.
Детские сады расположены географически равномерно по территории муниципалитета и при идеальном стечении обстоятельств могут полностью удовлетворить потребность всех семей в услугах дошкольного образования.
8 муниципальных детских сада рассчитаны на 1750 мест. В 64 группах воспитывается 1492 ребенка в возрасте от 1года 6 месяцев до 7 лет, что составляет 65,8% охвата детей дошкольным образованием.
Характеристика дошкольных образовательных учреждений
Годы
Всего ДОУ
В них:
Процент охвата детей дошкольным образованием
Число мест
Количество групп
Количество
детей
2006
8
1750
58
1357
62,1%
2007
8
1750
59
1384
63,7%
2008
8
1750
64
1492
65,8%
Наполняемость дошкольных образовательных учреждений детьми
МДОУ
Предельная наполняемость
Фактическая наполняемость
Показатель наполняемости по ДОУ
Детский сад №1
140
136
97,1%
Детский сад №2
140
163
116,4%
Детский сад №3
200
169
84,5%
Детский сад №4
320
154
48,1%
Детский сад №5
280
260
92,8%
Детский сад №6
280
125
44,6%
Детский сад №7
280
303
108,2%
Детский сад №8
250
182
72,8%
Итого
1890
1492
78,9,2%
Однако концентрация деловой активности в центре города определяет повышенный спрос на места в 3-х детских садах этого района, что закономерно влечет ненормативную наполняемость, очередь при зачислении в списки воспитанников, неудовлетворенность жителей микрорайона «Центральный» уровнем доступности классического дошкольного образования. В текущем учебном году администрация города направила 500 тысяч рублей на ремонт, укрепление материальной базы 4-х резервных групп в 3-х ДОУ.
Большое значение в обеспечении доступности дошкольного образования для всех категорий граждан имеет приемлемый и стабильный размер родительской платы за содержание детей в детских садах, который составляет 540 рублей в месяц. В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» с 1 января 2007 года в городе производится компенсация части родительской платы: на первого ребенка в размере 20% - 1019 гражданам, на второго ребенка в размере 50% - 356 гражданам, на третьего ребенка в размере 70% - 39 гражданам. С целью социальной поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, определена система льгот. В 2008 году льготами по оплате за содержание детей в детских садах пользовались 51 многодетная семья, 14 семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2 детей с туберкулезной интоксикацией. Использование системы социальных льгот для родителей, имеющих детей дошкольного возраста, способствует увеличению воспитанников в детских садах.
Содержание дошкольного образования в условиях вариативности.
Некоторое время тому назад детские сады предлагали жестко стандартизированную услугу с простым заимствованием элементов школьного обучения. Сейчас ДОУ выбирают гибкие образовательные программы, легко подстраиваемые под потребности семей.
В детских садах успешно реализуется четыре программы нового поколения «Радуга», «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду» (обновленный вариант), «Школа – 2100», а также парциальные программы по различным направлениям.
В условиях растущей потребности семей в услугах дошкольного образования, в целях устранения непрофессионального подхода родителей к подготовке детей к школе в форме «натаскивания», отрицательно сказывающегося на развитии и здоровье малышей, функционирование многомерных моделей образовательного процесса с детьми в возрасте до 7-ми лет в условиях их кратковременного пребывания в учреждении оказалось своевременным, полезным, популярным. В 10 ОУ открыты 26 групп кратковременного пребывания по подготовке детей к школе, детей-инвалидов, детей раннего возраста, раннего эстетического развития, предшкольной подготовки, в которых обеспечивается полноценное интеллектуальное, личностное и физическое развитию каждого ребенка-дошкольника. Всего такой формой дошкольного образования в 2008 году охвачено 286 детей.
Охват детей вариативными формами дошкольного образования
Годы
Количество групп в дошкольных образовательных учреждениях
В них детей
Количество групп в учреждениях дополнительного образования
В них детей
Количество групп в общеобразовательных учреждениях
В них детей
2006
4
32
7
56
5
102
2007
4
34
8
64
6
117
2008
4
34
14
106
8
146
С целью повышения качества дошкольного образования в детских садах введены дополнительные платные образовательные услуги: обучение хореографии, художественной гимнастике, английскому языку, что позволяет более полно удовлетворить индивидуальные интересы и потребности детей и запросы родителей. Дополнительными платными образовательными услугами в 2008 году охвачено 419 детей, по сравнению с прошлым годом этот показатель вырос в 2 раза.
Охват дошкольников дополнительными платными
образовательными услугами
Годы
Наименование дополнительных образовательных услуг
Хореография
Хореография с элементами художественной гимнастики
На 1 сентября 2008 года численность обучающихся 1-11 классов общеобразовательных школ города составила 4199 человек. По сравнению с прошедшим учебным годом численность учащихся общеобразовательных школ сократилась на 300 человек (было 4499 чел.).
Несмотря на тенденцию к уменьшению числа обучающихся и сокращению на 8 класс-комплектов по сравнению с прошлым годом (2008-2009 уч. год -179класс-комплектов) общеобразовательные учреждения МОУ СОШ № 1, 3, 4, 6 продолжают обучение в 2 смены (количество обучающихся во II смену – 406чел.)
В целях оптимизации расходов на содержание образованных учреждений и повышения качества образования, начиная с 2007 года, в муниципалитете проводятся мероприятия по реструктуризации сети образовательных учреждений города.
В июне 2008 года постановлением администрации города Рассказово от 09.06.2008 №647 «О реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10» открытая (сменная) общеобразовательная школа была присоединена к МОУ СОШ №10.
Объединение МОУ СОШ №10 с вечерней школой увеличило возможность получения общего образования в различных формах: очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения, в форме экстерната. На начало 2008-2009 учебного года в МОУ СОШ №10 открыты 2 группы очно-заочного (вечернего) обучения (9 класс- 10 чел, 11 класс – 13 чел.) и 1 группа индивидуального обучения (10 класс – 10 чел.).
На базе двух школ города апробируются новые модели общеобразовательных учреждений. На основании постановления администрации города Рассказово от 01.08.2008 №6870 «Об утверждении статусов муниципальных общеобразовательных учреждений» МОУ СОШ № 10 получила статус базовой средней общеобразовательной школы, МОУ СОШ № 3 статус школы - ресурсного центра.
В декабре 2008 года Рассказовским Горсоветом реорганизованы МОУ СОШ №1 и 8 и МОУ СОШ №5 и 9 в форме присоединения. Приняты постановления администрации города от 02.04.2009г № 441, 442 «О реорганизации муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ №1, 8, 5, 9». В период с 01.01.2009 по 30.06.2009 проводилась процедура реорганизации в форме присоединения муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ № 5, № 9 и №1, №8. Проведение этих мероприятий позволило увеличить наполняемость классов, оптимизировать расходы школ.
Уже в 2008 году увеличилась численность учащихся, приходящихся на одного работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях с 5,2 (2007г.) до 7чел. (2008г.). Численность учащихся, приходящихся на одного учителя, увеличилась с 12чел (2007г.) до 14 чел. (2008г.). Оптимизация штатов в 2009 году значительно сократит количество прочего работающего персонала в муниципальных общеобразовательных учреждениях (административно- управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс) с 9,1чел (2007г.), 13 чел. (2008г.), до 16,8 чел (2009г.).
С целью организации профильного обучения для максимального количества старшеклассников планируется сосредоточить учащихся 10-11 классов в базовой школе, лицее, кабинеты которых оснащены новыми комплектами лабораторного оборудования, наглядным учебным материалом, компьютерами, интерактивными досками.
Для обеспечения образовательными услугами сельских школьников главами Рассказовского района и города Рассказово 26 марта 2007 года подписано Межмуниципальное соглашение о взаимодействии, в рамках которого 6 детей из районных населенных пунктов проходят дистанционное обучение в МОУ «Лицей города Рассказово» по программам химико-биологического цикла, 5 детей обучаются в МОУ СОШ № 1, 3, 4, 10.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА
СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
№
п/п
Дата проведения
Мероприятия
1.
Февраль 2008 г.
Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2008 г.;
2.
Ежеквартально
2008 г.
Организация горячего питания в школах города;
3.
Март 2008 г.
Мониторинг экспериментальной работы;
4.
Апрель-май 2008 г
Мониторинг службы практической психологии образования;
5.
Май 2009 г.
Мониторинг учебных достижений об-ся
IV кл. по рус.яз. и математике;
6.
Апрель-июнь
2008 г.
Мониторинг по сохранению и укреплению здоровья школьников;
7.
Сентябрь 2008 г.
Изучение готовности первоклассников к обучению в школе;
8.
Ежеквартально
Мониторинг расходования субвенции, выделенной на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования.
9.
Октябрь 2008 г.
Мониторинг физической подготовленности и физ. развития об-ся в ОУ;
10.
Октябрь 2008 г.
Мониторинг изучения готовности об-ся V кл. к обучению в основной школе;
11.
Октябрь 2008 г.
Мониторинг уровня доступности системы дошкольного образования;
12.
Октябрь 2008г.,
Май 2009г.
Тестирование уровня физической подготовленности и измерение антропометрических данных детей и подростков 6-17 лет, обучающихся в ОУ и учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.
13.
Декабрь 2008 г.
Организация питания в МДОУ;
14.
Март 2009 г.
Посещаемость воспитанников МДОУ;
15.
Октябрь 2008г.
Мониторинг организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях города.
16.
Апрель 2009 г.
Мониторинг эффективности воспитательной деят-ти в ОУ города;
17.
Апрель 2009 г.
Мониторинг учебных достижений обучающихся 1-х классов ОУ области;
Мониторинговые исследования доступности дополнительного образования детей в МОУ ДОД.
23.
Ноябрь – Декабрь 2008г.
Мониторинг «Состояние дополнительного образования обучающихся в образовательных учреждениях г. Рассказово».
24.
Ежеквартально
Мониторинг состояния информатизации в образовательных учреждениях города.
25.
Ежеквартально
Мониторинг ведения web-сайтов в общеобразовательных учреждениях города.
26.
Ежеквартально
Мониторинг использования АИАС «АРМ Директор» в общеобразовательных учреждениях.
27.
Ноябрь 2008г.
Анкетирование по профилактики наркомании.
Механизмы взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, органами внутренних дел созданы в полном объеме и обеспечивают интеграцию вышеуказанных организаций в интересах несовершеннолетних граждан из разных социальных групп и слоев населения. Подписаны функциональные планы совместной работы, комиссии проводят инспектирование и координацию всех направлений воспитательной работы ОУ, обеспечение безопасности образовательного процесса.
Год
Кол-во ОУ,
ведущих обучение в 2 смены
В них обучаются во II смену
Кол-во
%
2005-2006
7
847
17,2%
2006-2007
5
429
8,4%
2007-2008
4
377
8,4%
2008-2009
4
406
9,6%
Количество обучающихся занимающихся во вторую смену увеличилось на 1,2%, мы надеемся решить эту проблему за счёт проведенного объединения школ.
Предметом оценки являются достижения ученика, учителя, учреждения. В целом три показателя определяют уровень качества всей муниципальной образовательной сети. Основными индикаторами определения качества заявлены: государственная итоговая аттестация, мониторинги для учащихся, аттестация руководящих и педагогических работников учреждений, процедуры лицензирования и аккредитации образовательных учреждений. Использование заявленных методик определения качества образования на территории г. Рассказово происходит в штатном режиме.
Центральным элементом и базовой процедурой муниципальной системы управления качеством образования является единый государственный экзамен (ЕГЭ).
В проведении основного этапа ЕГЭ-2009 на территории г. Рассказово приняли участие 328 выпускников средних общеобразовательных школ, из которых 9 выпускников очно-заочной (вечерней) формы обучения: по русскому языку – 328 участников экзамена; по математике – 326; по обществознанию – 160; по английскому языку – 4; по химии – 51; по физике – 47; по биологии – 72; по литературе – 16; по истории России – 63; по информатике и ИКТ – 3; по географии - 2.
Несмотря на то, что для прохождения государственной (итоговой) аттестации необходимо было сдать два обязательных предмета - русский язык и математику следует отметить положительную тенденцию по выбору добровольных предметов. Важную роль при выборе выпускников экзамена в форме ЕГЭ по тому или иному предмету является его наличие в числе вступительных испытаний в ВУЗы. Среди экзаменов по выбору в 2009 году наиболее востребованными были предметы: обществознание (48,8% от всех выпускников 2009 года), биология (22%), химия (15,5%), физика (14,3%) и история России (19,2%). Достаточно высок процент выпускников – участников ЕГЭ по литературе (4,9%). Наименьшие показатели участия в ЕГЭ по иностранным языкам, географии и информатике и ИКТ.
Два обязательных предмета – русский язык и математику сдавали все выпускники. Количество не сдавших один предмет среди выпускников нашего города – 18 человек (русский язык – 1 человек, математика – 17 чел). Уровень обученности выпускников школ города по результатам ЕГЭ по математике составляет 93,9%, что на 5,7% выше, чем в 2008 году. По русскому языку уровень обученности на 7,3% выше, чем в 2008 году и составляет 98,8%.
С каждым годом уменьшается количество неудовлетворительных отметок, полученных на едином государственном экзамене. По сравнению с прошлым годом количество «2» по русскому языку снизилось на 7,4% (с 8,6% до 1,2%), по математике на 5,6% (с 11,8% до 6,1%).
Неудовлетворительные результаты ЕГЭ по обязательным предметам в сравнении за 3 года
Тем не менее, на территории г. Рассказово 3 выпускника (1чел. – МОУ СОШ №3, 2чел. – МОУ СОШ №10 (очно-заочная (вечерняя) форма обучения) не преодолели границу по двум обязательным предметам и не подтвердили свое право получить аттестат о среднем (полном) общем образовании, что составляет 0,9 % от общего количества участников ЕГЭ.
Анализируя результаты ЕГЭ 2009 года, самые лучшие результаты по преодолению порога выявлены по химии, физике, литературе, географии (уровень обученности - 100%). Несмотря на 100% преодоление минимальной границы самыми сложными оказались для выпускников предметы информатика и английский язык, средний балл по данным предметам невысок и составил – 39 из 100 возможных. Не преодолели границу минимального балла по биологии 2 чел. (2,8% от числа сдававших), по истории России 2 чел (3,2%), что ухудшило результат обученности по данным предметам со 100% в 2008 году до 97,2% и 96,8% в 2009 году соответственно. 6 чел. (3,8%) не набрали минимального количества баллов ЕГЭ по обществознанию. Тем не менее, наблюдается рост результатов ЕГЭ по данному предмету, уровень обученности в 2009 году составил 96,2%, что на 4,8% выше результата прошлого года.
Из 328
выпускников 11-х классов все допущены до экзаменов. Не прошли аттестацию – 3 выпускника. Они получили справку установленного образца об обучении в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программа среднего (полного) общего образования, (форма справки утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.01.2009г №16). Уровень обученности – 99,1%, качество знаний – 55,5%.
На основании Положения о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей «За особые успехи в учении», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2007г №1 золотой медалью «За особые успехи в учении» награждено 26 выпускников, что составило 7,9% (в 2008г. - 4,5%) и 24 выпускника 7,3% (в 2008 году - 10%) награждены серебряной медалью «За особые успехи в учении», в целом медалистов 15,2%, что выше показателя прошлого года на 0,7%.
Количество учащихся, награжденных золотой медалью
Количество учащихся, награжденных серебряной медалью
В 2009 году на территории Тамбовской области государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме проводилась по девяти предметам: русский язык, алгебра, геометрия, физика, химия, биология, география, история России и обществознание. 249 выпускников 9 классов средних общеобразовательных школ участвовали в государственной итоговой аттестации в новой форме по русскому языку и математике, остальные предметы сдавались традиционно по билетам и в форме защиты рефератов.
Качество знаний выпускников 9 классов школ города по результатам государственной итоговой аттестации в новой форме по алгебре
составляет 44,1%, уровень обученности 87,7%, что ниже показателей прошлого года соответственно на 19,5% и 5,9%. Несмотря на отрицательную динамику по городу качества знаний и уровня обученности выпускников 9 класса в 2009 году выше областных соответственно на 2,1% и 3,8%.
Результаты экзамена по алгебре в 9 классах в ОУ г. Рассказово
Качество знаний выпускников школ города по результатам государственной итоговой аттестации в новой форме по русскому языку
составляет 60,8%, обученность 95,8%, что выше, чем в 2007 году на 3,3% и 2,6% соответственно.
Результаты экзамена по русскому языку в 9 классах в ОУ г. Рассказово
Из 249 выпускников 9-х классов все допущены до экзаменов. По итогам аттестации 5 человек 2% (5,03%) получили аттестат с отличием. Уровень обученности – 100%, качество знаний – 30,5%.
качество обучения
Год
2005-2006
2006-2007
2007-2008
2008-2009
2-4 кл
65,2%
65,0%
68,3%
69,7%
5-9 кл
45,1%
44,7%
50%
44,9%
10-11 кл.
50,5 %
46, 4 %
50,8%
52,5%
Анализ за 2006 – 2007 уч. годы, 2007 -2008 уч. годы, 2008-2009 уч. годы показывает повышение качества обучения на первой и третьей ступенях образования и понижение на второй ступени. Это снижение дали учащиеся 9 классов, которые показали низкие результаты по русскому языку, алгебре и геометрии, иностранным языкам, химии. Поэтому необходимо руководителям общеобразовательных учреждений усилить внутришкольный контроль за качеством знаний по данным предметам, на городских методических объединениях наработать рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях учащихся 9 классов.
Информатизация системы образования города имеет положительно растущую динамику. С каждым годом увеличивается количество современных компьютеров и периферийных устройств. В рамках реализации ПНПО в прошлом году все школы города получили пакет лицензионного программного обеспечения, в августе текущего года на школы поступил пакет обновлений СПБО. В целом по городу уровень оснащенности компьютерной техникой выглядит следующим образом:
Компьютерное оснащение общеобразовательных учреждений
Основным показателем информатизации образования является такой фактор, как количество обучающихся на 1 современный компьютер. С увеличением парка компьютерной техники в школах города данный показатель с каждым годом уменьшается, что является положительной динамикой развития процесса информатизации образования.
Кол-во обучающихся на 1 соврем. компьютер
2006
2007
2008
2009
53,7
43,2
38,8
25
За последние три года наметилась положительная динамика в области Интернет – технологий. На данный момент все общеобразовательные учреждения города подключены к сети Интернет, 10 общеобразовательных школ города имеют собственные Web-сайты.
Однако всего лишь 60% сайтов школ имеют регулярное информационное обновление, а на трех сайтах открыты и работают гостевые книги.
Поэтому, в новом учебном году необходимо доработать структуру сайта, обратить внимание на его дизайн и содержательное наполнение.
Важным событием в области информатизации дошкольных образовательных учреждений стало подключение МДОУ дс№6 к информационным ресурсам Интернет. Налажен информационный обмен по средствам электронной почты с отделом образования и другими структурами.
Число образовательных учреждений, подключенных к Интернет
Важнейшим условием нормального функционирования общеобразовательных учреждений, позволяющим педагогам организовывать учебный процесс, является наличие в школах новых учебников и пособий. Библиотечный фонд составляет 148049 экземпляров, из них фонд художественной литературы - 122746 экземпляров, фонд учебников – 26581 экземпляр.
Школьные библиотекари овладели автоматизированной информационной библиотечной системой «MARK – SQL». Ведется работа по созданию электронных каталогов библиотек.
обеспеченность учебной и художественной
литературой общеобразовательных учреждений
Учреждение
общий фонд
фонд художественной литературы
фонд учебников
моу сош №1
15774
14133
1641
Моу лицей
30214
23693
6521
МОУ СОШ №3
12023
8730
3293
МОУ СОШ №4
15307
10876
4431
МОУ СОШ №5
11985
9934
2051
МОУ СОШ №6
16863
15467
1396
МОУ СОШ №7
2447
2244
203
МОУ СОШ №8
12485
10477
2008
МОУ СОШ №9
13868
10824
3044
МОУ СОШ №10
18361
16368
1993
открытость
муниципальной системы образования
В числе приоритетных направлений развития муниципальной системы образования признано как одно из важных – создание условий для развития общественных институтов участия в управлении образованием, усиление влияния институтов гражданского общества на управление в области образования. Все происходящие в городе процессы модернизации за последние три года сопровождаются усилением общественной составляющей в управлении образованием. В настоящий момент во всех образовательных учреждениях города работают Управляющие Советы.
создание государственно-общественных советов
в образовательных учреждениях города
Вид
образовательных
учреждений
Количество образовательных учреждений
Количество
попечительских советов
управляющих советов
советов школ
обще
школьных родительских советов (комитетов)
других государственно-общественных структур
(указать каких)
Средние общеобразовательные учреждения
10
0
10
1
9
0
Основные общеобразовательные учреждения
0
0
0
0
0
0
Начальные
общеобразовательные школы
0
0
0
0
0
0
Учреждения дополнительного образования детей
4
0
4
0
2
0
Учреждения дошкольного образования
8
0
8
0
0
0
Вечерние - сменные
0
0
0
0
0
0
Всего
22
0
22
1
11
0
Продолжил работу муниципальный государственно – общественный Совет по развитию образования города Рассказово, созданный на основании постановления администрации города Рассказово Тамбовской области от 11.06.2008г. № 653).
Выполнен план мероприятий по подготовке и проведению в 2008 году «Года семьи». Важным показателем, свидетельствующим о расширении гласности и открытости в системе образования, является доля образовательных учреждений, разместивших свои публичные доклады в СМИ, на сайтах (муниципальных или школьных). На 1 августа 2009 года данный показатель составил 100%.
В 2008 – 2009 учебном году сохранена и продолжила развитие сеть учреждений дополнительного образования, положительная динамика востребованности очевидна, об этом свидетельствует увеличение охвата детей образовательными услугами МОУДОД дом детского творчества, МОУДОД Детская школа искусств, МОУДОД «Станция детского (юношеского) технического творчества», МОУДОД специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва.
динамика охвата детей
дополнительным образованием
в учреждениях дополнительного образования
Учебный год
2005/2006 уч. г.
2006/2007 уч.г.
2007/2008 уч.г.
2008/2009 уч.г.
Охват детей
(чел.)
2047
2063
2085
2324
В 2008 году в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей увеличилось количество учебных групп при сохранении направлений образовательной деятельности. Учебные группы по МОУ ДОД распределились следующим образом.
В настоящее время акцент делается на развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. В 2008 году городу на реализацию программ дополнительного образования выделена целевая субвенция 3203300 рублей, из которой на развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных школах было израсходовано 787000 рублей. Полностью использованы выделенные средства только в МОУ Лицей. Дополнительное образование в общеобразовательных школах в 2008-2009 учебном году осуществлялось по 11 основным направлениям, в рамках которых реализовывались 107 образовательных программ дополнительного образования, что на 28 программ меньше, чем в прошлом учебном году.
Анализ результатов мониторинга состояния дополнительного образования обучающихся в общеобразовательных учреждениях города позволил выявить следующие проблемы:
-снижение уровня охвата обучающихся программами дополнительного образования с78,3% до 60,7%;
-низкий уровень охвата программами ДОД обучающихся старшей возрастной группы в МОУ СОШ №3, 8, 9, что не соответствует растущим потребностям старшеклассников в профессиональном самоопределении;
-недостаточно представлены программы ДОД научно-технической, естественно-научной, интеллектуально-познавательной направленностей.
В целом дополнительным образованием в городе охвачено 72,4% обучающихся (в 2008 г. – 65,8%).
В 2009-2010 году необходимо повысить уровень охвата учащихся старшей возрастной группы профессионально-ориентированными программами, а также проанализировать недостаточность представленных программ научно-технической, естественно-научной, интеллектуально-познавательной направленностей и разработать мероприятия по устранению выявленных недостатков.
Одним из показателей эффективности и результативности работы педагогов дополнительного образования и тренеров - преподавателей являются достижения обучающихся в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, выставках.
Результаты участия объединений
МОУДОД Детской школы искусств г. Рассказово Тамбовской области
в конкурсах, фестивалях, смотрах за 2007 – 2008 уч. г. и 2008 – 2009 уч. г.
Год
Уровень
Название объединения
Ф.И.О. педагога
Название мероприятия
ФИО ребёнка, занятое место
2007
Международный
Объединение ИЗО (педагог Иванова Ю.А.)
IV международный конкурс детского рисунка «Славянский родник» памяти святых Кирилла и Мефодия
Корабельникова Светлана Диплом участника
Интернет
Конкурс портала KINDER. RU «Новый Год»
Корабельникова Светлана
Победитель в номинации «Рисунок - открытка»
Конкурс портала KINDER. RU «Новый Год»
Молоканова Анастасия
Победитель в номинации «Рисунок - открытка»
Областной
Грант администрации области одарённым детям областных государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей
Корабельникова Светлана
Диплом обладателя гранта
Всероссийский
Конкурс детского рисунка «Рисуем лошадей – 2007»
Корабельникова Светлана
3-е место в номинации «Мой друг - лошадь».
Городской
Выставка, посвящённая 80-летию г. Рассказово «Нет места краше на земле»
Молоканова Анастасия
Победитель в номинации «Зрительские симпатии»
Участие в Рождественском конкурсе рисунков
Корабельникова Светлана
1-е место
Выставка посвященная 80 –летию г. Рассказово «Нет места краше на земле»
Тихонова Анна
Благодарственное письмо победителю в номинации «За профессионализм исполнения рисунка»
Областной
Конкурс детского рисунка «Я вижу мир палитрой красок»
Красноуряжская Ульяна
Диплом за первое место
Областной
Объединение «Сценическое искусство» (Педагог Ефлова Л.В.)
Смотр-конкурс детских кукольных театров учреждений дополнительного образования.
Детская школа искусств
Диплом участников
Областной
Объединение ИЗО (педагог Ломова Е.А.)
Конкурс «Новогодняя сказка» в рамках программы «Великий Устюг – Родина Деда Мороза»
Ломова Александра
Диплом за 1-е место
Всероссийский
Областной этап VI Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги»
Милосердова Маша
Диплом второй степени
2008
Областной
Объединение ИЗО (педагог Иванова Ю.А.)
Конкурсе детского рисунка «Новогодняя сказка» в рамках программы «Великий Устюг – родина Деда Мороза»
Павлова Анастасия
Диплом за 2-е место
7-ой областной конкурс одарённых детей «Звёздочки Тамбовщины»
Тихонова Анна
1-е место в номинации «Изобразительное творчество»
7-ой областной конкурс одарённых детей «Звёздочки Тамбовщины»
Корабельникова Светлана.
Диплом участника в номинации «Изобразительное творчество», категория «Лучшее художественное решение рисунка»
Региональный
V региональный творческий конкурс среди учащихся 11 классов школ Тамбовской области
Гриднев Дмитрий
Диплом за 3-е место в номинации «Дизайн»
Всероссийский
Марш парков 2008 «Мир заповедей природы»
Тихонова Анна
Диплом за 2-е место
Всероссийский конкурс «Дети рисуют лошадь»
Корабельникова Светлана
Победитель в номинации «Лошадь года»
Международный
Фестиваль детского художественного творчества «Тихая жизнь вещей»
5 международный конкурс детского рисунка на лучшую открытку «Арт город»
Почётная грамота в номинации «Дом мудрости», Корабельникова Светлана
Всероссийский
Конкурс детского рисунка «Сказки для добрых сердец»
Павлова Анна, Корабельникова Светлана, Павлова Анастасия 1 место (в своих возрастных категориях) по Тамбовской области
Региональный
Конкурс миниатюрной рукописной книги на тему «Н, В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»»
3 место Корабельникова Светлана
Региональный
Региональный этап 15 Международного конкурса детских рисунков «Кем быть?»
3 место Павлова Анастасия, Молоканова Анастасия
Международный
Восьмые молодёжные Дельфийские игры
Золотая медаль победителя – Корабельникова Светлана
Областной
Объединение ИЗО (педагог Ломова Е.А.)
Конкурс детского рисунка «Кем быть»
3 место Ломова Лиза
Зональный
Коллектив «Эдельвейс» (педагог Никитина О.В.)
Конкурс хореографических коллективов «Танцевальный экспресс»
Дипломы за участие коллектива в различных возрастных категориях, Диплом лауреата в номинации «Современный эстрадный танец», Диплом победителя конкурса рекламных плакатов
Региональный
Объединение ИЗО (педагог Мудрецова Т.В.)
7 Всероссийский конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги»
Диплом участника Синюкова Юлия
Результаты участия
обучающихся МОУ ДОД дома детского творчества
в конкурсах, соревнованиях
за 2008 – 09 учебный год.
Время проведения
Уровень
Название конкурсов, соревнований
Результаты
Педагог
Сентябрь 2008 г.
областной
«Малые игры Доброй воли» среди воспитанников детских домов, школ-интернатов
Иванова С. – I место;
Ненашев В. – I место;
Командные соревнования по настольному теннису – I место
Скрынников М. В.
Октябрь
2008 г.
всероссийский
Спартакиада «Малые игры Доброй воли» в г. Пскове.
Иванова С. – I место
Скрынников М.В.
Октябрь
2008 г.
областной
Соревнования по футболу 1994–95г.р.
III место
Жестков А. П.
Октябрь
2008 г.
зональный
Зональный этап конкурса танцевальных коллективов «В вихре танца»
Народный хореографический коллектив «Ветер надежд» вышел в областной этап
Матросова В. В.
Октябрь
2008 г.
всероссийский
IX Всероссийский турнир по боксу памяти мастера спорта Ю. Васина в г. Михайлове.
Поздникин А. –I место(48 кг);
Чиликин И. – I место (54 кг);
Сарычев С. – II место(46 кг);
Шевцов В. – III место(48 кг);
Ефремов В. А.
Ноябрь
2008 г.
областной
Командное первенство областной ассоциации «Дебют» по шахматам среди учащихся 1995 г. р. и моложе.
I место
Преображенский М. В.
Ноябрь
2008 г.
областной
Конкурс хореографических коллективов «В вихре танца»
Народный хореографический коллектив«Ветер надежд» - II место
Матросова В. В.
Ноябрь
2008 г.
областной
Реализация областной программы «Достижени – Я»
Совет д/о «Радуга» - победитель
Свирина Т. А.
Ноябрь
2008 г.
всероссийский
VII Всероссийский турнир по боксу на призы заслуженного тренера СССР, мастера спорта международного класса
Н. Хромова в г. Евтеевка Московской области.
Чиликин И. – II место (54 кг)
Ефремов В. А.
Июнь-декабрь
2008 г.
областной
Первенство по футболу среди юношей 1992 – 93 г. р.
III место
Жестков А. П.
Декабрь
2008 г.
всероссийский
Всероссийский турнир по боксу, посвященный освобождению г. Узловая от немецко-фашистских захватчиков и памяти Героя Советского Союза Кузякина.
Возрастная категория 1992-93г.р.
Чиликин И. –
I место (54 кг);
Возрастная категория 1994-95г.р.
Черкасов Ф. –
I место (44 кг);
Сарычев С. –
I место (48 кг);
Поздникин А. –
I место (50 кг);
Горелкин С. –
II место (54 кг);
Ефремов В. А.
Декабрь
2008 г.
областной
Турнир по мини-футболу в Инжавино.
I место
Жестков А. П.
Декабрь
2008 г.
областной
Областной заочный конкурс рисунка «Новогодние фантазии 2009»
Открытое первенство Липецкой области среди юношей 1993 – 94 г. р. , 1995 – 96 г. р.
Возрастная категория 1993-94 г. р.
Поздникин А. – I место (50 кг);
Чиликин И. – I место (57кг);
Возрастная категория 1995-96 г. р.
Черкасов Ф. – I место (46 кг);
Сарычев С. – I место (48 кг).
Ефремов В. А.
Январь
009 г.
всероссийский
X Всероссийский юношеский турнир по боксу на призы мастера спорта СССР Валерия Ледовских.
Чиликин И. – I место (57кг);
Ефремов В. А.
Февраль
2009 г.
областной
Первенство шахматного клуба «Пигмент»
Команда шахматистов – III место
Преображенский М. В.
Февраль
2009 г.
областной
областной конкурс стенных газет «Молодежь против коррупции».
III место
Ридель В. А.
Шатилова Н. И.
Февраль
2009 г.
областной
Турнир по мини-футболу, посвященный Дню защитника Отечества, среди юношей 1995 – 96г. р.
III место
Жестков А. П.
Февраль 2009
областной
Региональный этап Всероссийского конкурса творческих работ обучающихся, посвященный 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя и 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина
Яковлев Дмитрий – специальный диплом в номинации «Мое любимое произведение Н. В. Гоголя»
Шатилова Н. И.
Февраль
2009 г.
областной
Шахматный турнир «Белая ладья»
В командном первенстве – III место
Преображенский М. В.
Март
2009 г.
всероссийский
Всероссийский турнир по боксу.
Горянин С. – I место (57 кг);
Сарычев С. – I место (52 кг);
Поздникин А. – II место (54 кг);
Чиликин И. – I место (57кг);
Чернецов С. – II место (60 кг).
Ефремов В. А.
Март
2009 г.
областной
VIII Областной конкурс одаренных детей «Звездочки Тамбовщины».
номинация «Литературное творчество», подноминация «Журналистика» - Бакулина А. – II место, Демидова Ю. – III место;
номинация «Декоративно-прикладное творчество» - Фролова А. – II место.
Шатилова Н. И.
Март
2009 г.
всероссийский
Всероссийская олимпиада школьников в форме творческого конкурса среди учащихся 11 классов в ТГУ им. Г. Р. Державина по номинациям:
- «Издательское дело и редактирование»
- «Дизайн»
- «Социально-культурная деятельность»
Бакулина А. – II место
Харитонова Д. – I место
Скворцов А. – II место
Шатилова Н. И.
Ридель В. А.
Свирина Т. А.
Март
2009 г.
областной
III Традиционный турнир по боксу среди юношей 1995 – 96 г. р. памяти Героя России А. Комягина.
Черкасов Ф. – I место (48 кг);
Сарычев С. – I место (52 кг);
Горелкин С. – I место (59 кг);
Рыжов С. – II место (38, 5 кг);
Ефремов В. А.
Март
2009 г.
муниципальный
Муниципальный конкурс – фестиваль солдатской песни.
Мордвинцева Кр. – I место;
Трио:
Семенов Н.
Дементьев Д.
Каратеев Д. – I место;
Репина А. – II место;
Шмырева М. – III место;
Мамонтова И. – III место;
Дуэт:
Каратеев Д.
Позднякова Т. – III место.
Беляева О. И.
Апрель 2009 г.
областной
Региональный этап VII Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги», посвященный писателям- классикам, юбилярам 2009 г. , «России верные сыны»
Панферова Виктория – II место в номинации «Проба пера. Проза»;
Горева Дарья – I место в номинации «Очарование поэзии»;
Мордвинцева Юлия – III место в номинации «Юные художники»
Шатилова Н. И.
Ридель В. А.
Апрель
2009 г.
областной
Региональный этап XV Международного конкурса детских рисунков на тему: «Кем быть? »
Козубова Настя – I место в возрастной категории 7 – 10 лет, номинация «Живопись»;
Ломова Лиза – III место в возрастной категории 7 – 10 лет, номинация «Живопись»;
Пешкова Мария – специальный диплом
Ридель В. А.
Апрель 2009 г.
областной
Региональный этап Всероссийского смотра-конкурса юных талантов «Новые имена»
Обжорина Настя – II место в номинации «Изобразительное искусство»
Ридель В. А.
РЕЗУЛЬТАТЫ
участия отделений МОУДОД специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва г. Рассказово
Тамбовской области в соревнованиях
Год
Уровень (городской, областной, международный, всероссийский)
Название спортивного отделения, ФИО тренера-преподавателя
Название мероприятия
ФИО учащегося, занятое место
2008
Всероссийский
Лыжные гонки, Коротин А.Б.
Всероссийские соревнования по лыжам
Кирсанова О. – 2 место
2009
Областной
Лыжные гонки, Коротин А.Б.
Эстафета, г. Котовск
2 место
2009
Областной
Лыжные гонки, Коротин А.Б.
Личное первенство, г. Котовск
Кирсанов А. – 1 место
Кирсанова О. – 2 место
2009
Областной
Лыжные гонки, Коротин А.Б., Сизов Г.В.
Традиционные соревнования посвященные памяти В.Н. Иванова, Спринтерская гонка
Коротин П. – 2 место
Морозова Н. – 3 место
Филиппова К. – 1 место
2009
Областной
Баскетбол, Татарникова О.Н.
Матчевая встреча.
Девочки
1 место
2009
Областной
Лыжные гонки, Сизов Г.В.
Первенство области. Девочки. Эстафета.
2 место
2009
Всероссийский
Лыжные гонки, Коротин А.Б.
Марафон на приз Лопатина в г. Воронеже
Кирсанова О. – 1 место
Кирсанов А. – 1 место
2009
Областной
Лыжные гонки, Коротин А.Б.
Лыжня России
Кирсанов А. – 1 место
2009
Областной
Лыжные гонки, Коротин А.Б.
«Лыжня Наукограда»
Кирсанова О. – 1 место
2009
Всеросийский
Баскетбол, Татарников А.А.
Турнир, посвященный памяти В. Шарыпова среди юношей
Инновационность стала важнейшей отличительной чертой муниципальной системы образования нашего города. В 2008г. работали четыре опытно-экспериментальные площадки областного уровня. В 2009г. 2 площадки на базе МОУ ЛИЦЕЙ№6 и МОУ СОШ№8 были закрыты в связи с выполнением целей и задач эксперимента. Но в 2009г. по решению областного экспертного совета открыты: модельная площадка на базе МОУ МОШ№6 по теме «Школа - комплекс социально-педагогической поддержки учащихся», школа-лаборатория инновационного развития на базе МОУ ЛИЦЕЙ по теме «Организация деятельности инновационного образовательного учреждения в условиях малого города». В 2008г. функционировало 11 опытно-экспериментальных площадок экспериментального уровня на базе МДОУ Д/С№5, 7 общеразвивающего вида, МОУ СОШ№1, 4, 5, 6, 7, 10, МОУДОД Детская школа искусств, дома детского творчества. В 2009г. закрыты 3 площадки по выполнению целей и задач эксперимента на базе МОУ СОШ№4, 6, 10 и открыто две опытно-экспериментальные площадки муниципального уровня на базе МОУ СОШ№4 по теме «Разработка и апробация модели дополнительного образования детей как структурного подразделения школы», на базе МДОУ Д/С№4 по теме «Модель взаимодействия муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция детского (юношеского) технического творчества» и муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №6 как средство развития творческой личности ребёнка». Создана нормативная база ведения опытно-экспериментальной работы, действует городской экспертный совет. В ходе опытно-экспериментальной работы получены качественные продукты: разработаны концепции, программы, методические рекомендации, элективные курсы, а также осуществляются системные преобразования направлений деятельности образовательных учреждений. Достаточно грамотно обоснована актуальность, сформированы противоречия, цели и задачи проводимой опытно-экспериментальной работы, гипотеза, предмет, объект исследования.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК
ПО СТАТУСУ (2008/2009 УЧ. Г.)
ОУ
Федеральный
Областной
Городской
Школьный
Всего
МОУ
Лицей
-
1
-
-
1
МОУ СОШ №1
-
1
1
-
2
МОУ СОШ №4
-
-
2
-
2
МОУ СОШ №5
-
-
1
-
1
МОУ СОШ №6
-
1
-
-
2
МОУ СОШ №7
-
-
1
-
1
МОУ СОШ №8
-
1
-
-
1
МОУ СОШ №10
-
-
1
-
1
МДОУ Д/с№4
-
-
1
-
1
МДОУ Д/с№5
-
-
1
-
1
МДОУ Д/с№7
-
-
1
-
1
МОУДОД Школа искусств
-
-
1
-
1
МОУДОД Дом детского творчества
-
-
1
-
1
Итого
-
4
11
0
15
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ (2008/2009 УЧ.Г.)
Направления
Количество
Организационные и содержательные вопросы предпрофильного и профильного обучения
3
Совершенствование структуры и содержания общего образования в условиях модернизации образования
3
Обновление содержания, форм и методов дошкольного образования в условиях модернизации системы образования
3
Обновление содержания, форм и методов дополнительного образования детей в условиях модернизации системы образования
3
Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса
1
Обновление содержания, форм и методов воспитательной работы в образовательных учреждениях
1
Внедрение новых моделей образовательных учреждений и обновление управленческой деятельности
1
В целях трансляции экспериментальной деятельности в педагогическую практику участниками эксперимента и МУ «ИМЦ» были подготовлены за три последние года следующие брошюры:
- Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы (Из опыта работы педагогического коллектива МОУ СОШ №5 г. Рассказово),
- Апробация модели предпрофильной подготовки и профильного обучения (Из опыта работы городской экспериментальной площадки на базе МОУ СОШ №10),
- Шаг навстречу (Из опыта работы городской экспериментальной площадки на базе МОУ ДОД дома детского творчества),
- Интеграция основного и дополнительного образования. Опыт. Проблемы. Перспективы. (Из опыта работы городской экспериментальной площадки на базе МОУ ДОД Детской школы искусств) и др.
- Из опыта работы профильного оборонно-спортивного класса на базе МОУ СОШ№4.
- Из опыта работа городской экспериментальной площадки «Шаг на - встречу» на базе дома детского творчества.
- Проектирование сети профильного обучения в условиях малого города.
А также были проведены городская научно-практическая конференция по теме «Экспериментальная деятельность как фактор выявления и распространения инновационной практики и нового качества образования в рамках реализации ПНПО» (28 февраля 2007г.), круглые столы «Практика педагогического эксперимента» (29 апреля 2008г.), «Инновационная деятельность в муниципальной системе образования» (27 апреля 2009г.), проводятся семинары на базе ОУ, являющихся экспериментальными площадками для различных категорий педагогических работников. Так, в 2008 – 2009 уч. г. были проведены семинары для заместителей директоров по УВР на базе МОУ СОШ№10 по теме «Методическая работа как важный фактор повышения педагогического мастерства учителя», на базе МОУ СОШ№1 выездной семинар руководителя образовательных учреждений области «Формирование компетентностного подхода к знаниям» (24 декабря 2008г.), на базе МОУ СОШ№4 для директоров по теме «Формирование компетенций учащихся» (30 апреля 2008г.), на базе МОУ ЛИЦЕЙ для директоров и зам. директоров по УВР по теме «Проектно-исследовательская деятельность участников образовательного процесса как условие формирования компетенций личности» (7 апреля 2008г.).
Одним из главных индикаторов успешности экспериментальной работы является участие в городских, областных и федеральных проектах, программах и конкурсах.
Если в 2005-2006 учебном году в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», приняло участие две школы (МОУ СОШ № 1, лицей), то в 2006-2007 учебном году – 4 (МОУ СОШ № 1, 4, 8, 9), в 2007-2008 учебном году -4 (МОУ СОШ №1, 4, 7, 8). Но обладателем гранта в 1 миллион рублей стал лишь лицей.
По итогам регионального конкурса моделей образовательных учреждений, проводимого областным управлением образования и науки, победителем в номинации базовая школа стало МОУ СОШ № 10. На развитие технической базы школа получила государственную поддержку в сумме три миллиона двести тысяч рублей в рамках реализации регионального комплексного проекта модернизации образования.
По результатам общественной экспертизы 3 учителя в 2006 году – Бычков Сергей Николаевич (МОУ СОШ № 3), Крушатина Надежда Петровна и Желтова Валентина Ивановна (МОУ СОШ № 10), 1 учитель Косорылова Светлана Васильевна (МОУ СОШ № 1) – в 2007 году, в 2008 году – Назарова Наталия Васильевна (МОУ СОШ №3), в 2009г. Шуваева Наталия Валерьевна вошли в число лучших учителей области и получили государственный грант в 100 тыс.рублей в рамках национального проекта.
Список педагогических работников, принявших участие
и победивших в региональных конкурсах за последние четыре года
Победители
Участники
Шуваева Н.В. – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1, II место в областном конкурсе «Учитель – пушкинист года»
Войнова Е.И. – учитель истории МОУ СОШ № 1, II место в областном смотре-конкурсе школьных музеев и комнат военно-исторической славы
Кузнецова Лариса Анатольевна – заместитель директора по УВР МОУ лицей, I место в областном конкурсе «Лидер в образовании»
Буданцева Марина Викторовна - заведующая учебно-опытным участком МОУ СОШ № 3, II место в номинации «Сам себе – агроном» в областной выставке «Юннат – 2006»
Кузнецова Галина Алексеевна - учитель начальных классов МОУ СОШ № 5, победитель областного конкурса программ по валеологии
Сергеева Елена Александровна – учитель МОУ СОШ № 5, победитель областного конкурса «Урок искусства XXI века»
Скворцова Тамар Львовна – учитель ИЗО и черчения МОУ лицей, победитель областного конкурса «Урок искусства XXI века»
Щепочкина Лариса Витальевна – учитель музыки МОУ СОШ № 9, победитель областного конкурса «Урок искусства XXI века»
Семенова Людмила Владимировна – педагог – психолог МОУ СОШ №7, III место в областном конкурсе «Педагог - психолог года»
Казакова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ №10, победитель в номинации «Сердце отдаю детям» областного конкурса «Учитель года - 2009»
Белкина Наталия Николаевна - тренер-преподаватель МОУ ДОД СДЮСШОР, II место в областном конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
Лагутина Светлана Александровна – педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Станция детского (юношеского) технического творчества» - II место в областном конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», диплом II степени областного фестиваля методических идей, находок и проектов педагогов системы дополнительного образования детей
Буданцева Марина Викторовна, учитель биологии МОУ СОШ № 3, областной конкурс «Родник – источник жизни», областной конкурс «Классный руководитель - 2009»
Ульянова Ирина Васильевна – учитель биологии МОУ СОШ № 3 - областной конкурс исследовательских работ педагогических работников «Идеи В.И.Вернадского и современная педагогика»
Яковлева Елена Петровна - заместитель директора по ВР МОУ СОШ №4, областной конкурс «Лидер в образовании»
Горелкина Ольга Викторовна - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 7, областной конкурс «Учитель – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 7, областной конкурс «Учитель - пушкинист года»
Фролова Ольга Валериевна - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 8, областной конкурс Intel – проектов
Семьянинова Тамара Альбертовна – учитель биологии и географии МОУ СОШ № 8, областной конкурс Intel – проектов
Васильева Светлана Юрьевна - учитель физики МОУ СОШ № 8, областной конкурс Intel – проектов
Яковлев Сергей Владиславович – учитель информатики, областной конкурс Intel – проектов
Нищева Татьяна Александровна – учитель истории МОУ СОШ № 10, областной конкурс программ «Растим патриотов России»
Слепцов Андрей Валентинович – учитель информатики МОУ СОШ № 10, областной конкурс Intel – проектов
Котенко Татьяна Леонидовна - директор МОУ СОШ №8, областной конкурс «Лидер в образовании»
Духова Лилия Юрьевна – учитель начальных классов МОУ Лицей, областной конкурс «Учитель года – 2008»
4.5. Воспитательная деятельность
Важной задачей в настоящее время является усиление воспитательного потенциала школы. Выполнение функций классного руководителя в 2008-2009 уч.г. осуществляли 179 педагогов (что составляет 44,3% от общего количества педагогических работников в общеобразовательных учреждениях города).
Анализ результатов, полученных в ходе мониторинга эффективности воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях города, показывает, что в среднем по всем
оцениваемым показателям эффективность деятельности классных руководителей получила оценку выше среднего
.
В частности, преобладающее количество педагогов осуществляет деятельность:
· по обеспечению жизни и здоровья обучающихся – на высоком уровне;
· по обеспечению позитивных межличностных отношений – на высоком уровне;
· по содействию освоению школьниками программ общего и дополнительного образования – на среднем уровне;
· по патриотическому, гражданско-правовому воспитанию, формированию социальной компетентности обучающихся – на среднем уровне;
· по организации взаимодействия с родителями обучающихся – на высоком уровне;
· по определению целей воспитания обучающихся на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуации в классе, планированию работы с классом – на высоком уровне;
по определению зон риска для обучающихся класса, планированию профилактической деятельности – на высоком уровне.
Следует отметить, что у части педагогов существуют определенные трудности в реализации тех или иных направлений деятельности классных руководителей. Но наибольшее количество педагогов с низким уровнем отмечается по содействию освоению школьниками программ общего и дополнительного образования (5 %).
Полученные результаты по такой позиции как «содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования» говорят о необходимости специальной подготовки классных руководителей по этому направлению.
С целью преодоления педагогами школ профессиональных затруднений в осуществлении функций классного руководителя для классных руководителей разработана и реализуется программа психолого-педагогического семинара.