Главная              Рефераты - Разное

Xiv научно практическая конференция школьников «Шаг в будущее» - реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17

с углублённым изучением математики г. Твери

XIV научно – практическая конференция школьников

« Шаг в будущее»

Научно – исследовательская работа по ЛИТЕРАТУРЕ:

«Баллада как жанр литературы»

Выполнила:

ученица 6-2 класса

Панова Анна Сергеевна

Руководитель:

Ненашева Наталья Владиславовна,

учитель литературы

педагог высшей категории.

г. Тверь, 2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Цели и задачи_________________________________________________ с. 3

Глава 1. Баллада.

1.1. Определение жанра ________________________________________ с. 4

1.2. Происхождение баллады ____________________________________ с. 6

1.3. Жанры баллад ____________________________________________ с. 8

1.4. Народная и литературная баллады ___________________________ с.10

Глава 2. Баллада в других видах искусств.

2.1. Пародия на баллады _______________________________________ с.12

2.2. Баллада в музыке _________________________________________ с.16

2.3. Баллада в живописи _______________________________________ с.18

2.4. Баллада в кино ___________________________________________ с.20

Глава 3. Современная баллада _________________________________­ с.22

Заключение _________________________________________________ с.25

Список использованной литературы ____________________________ с.26


ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи.

Целью данной работы является проследить развитие баллады как жанра от истоков её истории до наших дней.

В последнее время интерес к балладам заметно возрастает. Этот своеобразный жанр песенного фольклора средневековья использовали впервые романтики для создания литературного жанра романтической баллады.

Жанр баллады был особенно популярен на протяжении всего средневековья,

В этом жанре представлено народное самосознание на протяжении долгих веков, а также роль народа в создании культуры прошлого.

Не только в средние века, но и в современной культуре к балладе не потерян интерес. И в настоящее время баллада изучается в учебных заведениях как особое и специфическое направление в искусстве и литературе.

Понимание сущности истории происхождения баллад, их национальных и этнических особенностей, направленности сюжетной линии, а также использование баллад в музыкальных произведениях, современных песнях, кино и живописи раскрывает данный.

При этом я ставлю перед собой следующие задачи :

1. В чем состоит сущность баллады как жанра литературы?

2. Какова связь баллады с другими видами искусств?


Глава 1. Баллада.

1.1. Определение жанра.

Баллада – произведение лиро-эпического жанра: повествовательная песня или сюжетное стихотворение фольклорного происхождения или авторские, но созданные на материале фольклора, относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, порой с непредсказуемым ходом событий. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, таинственного, фантастического, необъяснимого, даже трагически неразрешимого. Характерны для баллады и недосказанность, фрагментарность повествования, чему способствует возможное наличие завязки, кульминации и развязки, но обязательно не будет в балладе или завязки, или развязки, или и того, и другого. Не рассказывая обо всём, что произошло, автор, рассчитывая на фантазию слушателя или читателя, даёт ему возможность самому домыслить, придумать, что было до или после.

Специфика балладного жанра состоит в органическом сочетании, в синтезе лирического и эпического начал. Один из первых теоретиков балладного жанра немецкий поэт Вольфганг Гёте писал в 1821 году: певец-балладник «…может начать лирически, эпически, драматически и, меняя по желанию формы, продолжать спешить к концу или отодвигать его дальше и дальше». Но драма заявляет о себе на театральной сцене. А в плане литературном, когда берется лишь текст, обращенный к читателю, она предстает как разновидность эпического произведения. Ведь драма, как и эпос, воссоздает внешний, объективный мир, в отличие от лирики, передающей внутренний, субъективный мир человека, его переживания. Таким образом, эпическое начало в балладе определяется через объективное восприятие изображаемого, а лирическое начало – через субъективное восприятие.

Эпическое произведение воссоздает развитие событий, запечатленных в произведении, что проявляется в движении сюжета, в образах, пронизанных действенным началом. Такие черты балладного жанра как событийность повествования, его сюжетность, действенность – эпические.

Если же в повествовательных стихах преобладает субъективный рассказ об изображаемых событиях, выразительные лирические детали (например, психологизм, эмоциональная окраска стиля), то ведущая роль принадлежит лирическому началу.

По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами. Баллады - один из главных жанров в поэзии романтизма. Например, баллады В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова.

Балладный жанр имеет свои композиционные особенности.

Баллада обычно строится на диалоге двух или нескольких персонажей (их количество минимально). В центре внимания находится герой, личность в определенный, часто судьбоносный и трагический, момент жизни. Действие баллады сосредоточено на одном эпизоде, одном конфликте.

В балладах используется множество таких приемов, как рефрен, повторение с нарастанием (которое сгущает напряжение), сравнение и олицетворение. Допускается различный объем текста, позволительны разные виды рифмовки, но при этом необходимы повторы фраз, созвучия, мелодичность, что указывает на генетическое сродство с балладой - плясовой песнью. Песенность - главное отличительное свойство всех разновидностей балладного жанра.

1.2. Происхождение баллады.

Длинна и сложна история жанра баллады. Само слово "баллада" (от провансальского "ballare" - "плясать", ballad – название англо- шотландских народных песен, от позднелатинского ballo — танцую) возникло у романских народов в средние века для обозначения "сопровождавших танцы лёгких песенок, в которых имела большее значение мелодия, чем слова". Это были лирические хороводные песни с обязательным рефреном.

Затем баллады превратились в песни повествовательного склада. Их исполняли под аккомпанемент какого-нибудь инструмента. Рассказывалось в них о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах, о разбойничьих набегах... К XIII веку, видоизменяясь, баллада становится популярным жанром французской и итальянской профессиональной поэзии (особенно трубадуров и труверов – в переводе означает "открыватель", "выдумщик"). В XIV веке баллада, утрачивая музыкальные элементы, предназначается уже для чтения Классическая французская баллада XIV - XV вв. - бессюжетное лирическое стихотворение канонической формы: три строфы на сквозные рифмы, «посылка» (обращение к лицу, которому баллада посвящена), рефрен (повторяющаяся последняя строка каждой строфы и «посылки»). Образец - баллада «О женщинах былых времён» Ф. Вийона. В средневековой Англии баллада - народная сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом, обычно на историческую, легендарную или фантастическую тему (например, цикл баллад о Робине Гуде).

Баллада, близкая английской и шотландской народной балладе, стала любимым жанром поэзии сентиментализма, романтизма и неоромантизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Р. Киплинг — в Англии, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, Г. Гейне — в Германии). В XIX веке баллада родилась заново в профессиональном искусстве. Она стала литературно-поэтическим жанром.

Первые русские литературные баллады, появившиеся в XVIII веке, придерживались старофранцузского канона. В конце XVIII в. - начале XIX в. русские поэты балладой стали называть стихотворения, ориентированные на русские или зарубежные народные повествования, но уже к 20-м гг. XIX века русская баллада, устремившаяся к немецким образцам, воспринималась как модный жанр, сложившийся именно в европейской романтической литературе. Ю. М. Лотман даёт следующее определение баллады XIX века: "повествовательное стихотворение, сюжет которого развивается по законам сверхъестественного: события развиваются в результате вмешательства таинственных иррациональных сил". Основоположником балладного жанра в русской литературе был В. А. Жуковский. Баллады писали А. С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Жених»), М. Ю. Лермонтов («Воздушный корабль»), А. К. Толстой (преимущественно на темы русской истории). Советские поэты Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий - авторы баллад с героической тематикой. В советской поэзии преобладает сюжетная, драматическая по содержанию баллада лироэпической «тональности».

Ученый-литературовед Б.В.Томашевский говорит об изменчивости баллады как жанра, а также о значительной эволюции, которую проходил этот жанр в процессе становления. «Не следует забывать, что этот термин очень сильно менялся в различные времена у разных народов. До XVIII века слово «баллада» значило во Франции особую строфу и совершенно не имело в виду особой тематики. В начале XIX века в литературе модным было подражание шотландской балладе (род народной песни), и вскоре под словом «баллада» стали объединять стихотворения, тема которых разрабатывала предания и мифы народной устной литературы (фольклора). Вскоре утратилось чувство имитации фольклора, балладой стали называть всякую стихотворную повесть о чудесном, затем отпал и элемент фантастики, и под балладой стали разуметь сюжетное стихотворение».

1.3. Жанры баллад.

Своеобразие балладного жанра проявляется особенно ярко в сюжете этого произведения. Сюжет баллады действенный, стремительный, остродраматический, динамичный, напряженный, ведущий к неожиданной развязке. Он обладает сжатостью, лаконичностью, в нем нет обстоятельности, отступлений, излишних подробностей. Внимание творцов обращено на сюжет больше, чем на описание характеров. Действие сосредоточено в одном эпизоде, предыдущие причины события часто опускаются, прошлого нет, рассказ начинается сразу с действия, с факта, ведется с минимумом объяснений или дополнений.

Еще одна черта балладного сюжета – это его драматичность. Обязателен кульминационный пункт действия, события передаются в самых напряженных, самых действенных моментах, убрано все, что не относится к событию, действию.

Сюжет баллады напрямую зависит от жанра. Жанры баллад очень разнообразны, но надо заметить, что существуют баллады народные и литературные, и в зависимости от того, к какому типу баллада принадлежит, и определяются жанры, к которым она может относиться. А вот возможные жанры баллад, без классификации по типам:

- Фантастические (“Лесной царь”, И. В. Гёте);

- Волшебные (“Мальчик и мантия”, баллада двора короля Артура);

- Героические (“Вересковый мед”, Р. Л. Стивенсон);

- Любовные (“Василий и Софья”, народная баллада);

- Юмористические (“Утопленник”, А. С. Пушкин);

- Исторические (“Бородино”, М. Ю. Лермонтов);

- Рыцарские (“Перчатка”, Ф. Шиллер);

- Трагические (“Курган”, А. К. Толстой);

- Разбойничьи (“Робин Гуд и золотая стрела”);

- Антиклерикальные (“Суд Божий над епископом”, Р. Саути);

- Семейные (“А ну, закрой-ка дверь”, народная).


1.4. Народная и литературная баллады.

Можно провести различия между двумя основными типами баллад: фольклорной, или традиционной, балладой и литературной балладой. Первая являлась анонимной и передавалась от певца к певцу из уст в уста. Она принадлежит к устной традиции. Таким способом баллады переходили из одного поколения в другое на протяжении веков. Это неизбежно приводило к появлению многочисленных вариаций одного рассказа. Фольклорная баллада имела тенденцию к процветанию в нелитературной или полулитературной среде. Второй тип баллад не является анонимным и записывается поэтом в том виде, в каком был сочинен. Эти различия важны, тем не менее, баллады обеих традиций имеют общие черты. Многие историки и критики выделяют третий тип баллад — популярную (массовую). Она имеет много общего с традиционной или фольклорной балладой. Она часто бывает очень реалистичной, негероической, комической или сатирической. Впрочем, иногда она может быть и трагической. Ее иногда называют уличной балладой и, наряду с балладой традиционной, она оказала влияние на творчество многих поэтов.

Первой из двух типов – народной и литературной баллад – появилась, конечно, народная. Её героями зачастую становились люди богатые, знатные и знаменитые – короли, графы, герцоги, вельможи. Но могли героями народной баллады стать и простые люди, крестьяне, народные защитники, такие, как Робин Гуд из английских баллад. В народной балладе отразились не только важные моменты отношений человека и общества, но и важнейшие черты самой человеческой сущности. Жанры народных баллад весьма разнообразны – исторические, фантастические, рыцарские, трагические, любовные, разбойничьи и волшебные.

В разных странах, возможно, были разные традиции сложения баллад, доказательством этому может послужить то, что поэзия провансальских трубадуров изначально отличалась усложненностью. Как известно, они изобрели рифму, которая позволила изыскано выстраивать строфы, нередко используя во всем стихотворении всего несколько рифм.

Теперь поговорим о литературной балладе. Жанр литературной баллады, возродившись к жизни за несколько десятилетий до начала XIX века (в Европе этот жанр литературы зародился ещё на исходе первого тысячелетия ), достиг своего расцвета и высшей популярности в эпоху романтизма, когда он на некоторое время занял чуть ли не ведущее место в поэзии. Популярность и своевременность этого жанра именно в романтическую эпоху объясняются прежде всего его многофункциональностью, способностью служить самым разнообразным целям. В литературной балладе дается эмоциональная оценка персонажей на основе сюжетного повествования. Как правило, литературная баллада строится на основе диалога – открытого (явного) или скрытого (монолог, обращённый к молчаливому собеседнику). Подразделяются литературные баллады по жанрам на исторические, фантастические, семейные, любовные и героические, также появляется жанр антиклерикальной баллады.

Литературная баллада, вырастая из народной и сохраняя прочную преемственную связь с ней, постоянно видоизменялась и обогащалась, впитывая в себя новый исторический опыт, не только национальный, но и международный. Литературная баллада казалась жанром поистине интернациональным, постоянно обогащающимся из самых разнообразных национальных источников: легенд, сказок, былин, исторических и разбойничьих песен, важных общественных событий и частных происшествий, местных поверий, суеверий и обычаев.

Глава.2. Баллада в других видах искусства.

2.1. Пародия на баллады

Поэты-балладники развивают в своем творчестве многие балладные традиции. Но постепенно, с ростом популярности баллад появляются штампы. Со временем многие черты баллады потеряли свою неожиданность и новизну, обрели устоявшуюся форму, породили массу пародий.

Пародия – жанр литературы, в котором проявляется сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, а также целого стиля, направления, жанра или стереотипов речи. Пародия является подражанием, которое неосознанно искажает образ каких-либо героев, при этом сохраняя отдельные слова, фразы, строчки и вообще стилистику пародируемого произведения, заострения, доведения до абсурда, подчёркивания характерных свойств его художественной манеры. В пародии форма известного произведения наполняется другим содержанием, чаще всего комическим.

«Немецкая баллада» Козьмы Пруткова (1854) (под этим псевдонимом совместно писали А.К.Толстой и братья Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы) — пародия на балладу Шиллера в переводе Жуковского «Рыцарь Тогенбург». Это стихотворение – пародия на балладу Шиллера «Рыцарь Тогенбург». Герой баллады, не сумев заглушить тоску неразделенной любви, постригся в монахи и умер под окном своей возлюбленной. Пародируя балладу Шиллера, Козьма Прутков так изображает печальное положение безнадежно влюбленного рыцаря:

Года за годами

Бароны воюют,

Бароны пируют…

Барон фон Гринвальус,

Сей доблестный рыцарь,

Всё в той же позиции

На камне сидит.

Здесь высмеивается барон, который считал себя рыцарем, но своими действиями не соответствовал этому званию.

Еще один пример пародии – пародия Алексея Пьянова на стихотворение «Яблочная баллада» Юнны Мориц.

Этот случай знает каждый,

Только так ли он случаен?..

Лег под яблоней однажды

Утомленный англичанин.

Подремать решил он сладко...

Ты внимательнее слушай:

Тут не в яблоне разгадка —

Мог прилечь он и под грушей.

Ну лежит себе — и ладно,

И кому какое дело?

Было тихо и прохладно.

Вдруг листва зашелестела,

И ранет упал на темя,

Тайному подобный знаку,

И законы тяготенья

Вмиг открылись Исааку.

Он вскричал: «Ну это слишком!

И в саду покоя нету!»

И погладил нежно шишку,

И отъел кусок ранета...

Байка яблочная эта,

Вспоминаемая часто,

Лапидарностью сюжета

И к поэзии причастна.

Тщетно тужишься, мой друг, ты,

День и ночь в садах гуляешь,

И под зреющие фрукты

Зря головку подставляешь.

Тут, заметим мы, однако,

Не помогут яблок тонны:

Мало зваться Исааком,

Надо быть еще Ньютоном!


2.1. Баллада в музыке.

Жанр баллады выделился из музыкальных произведений – из хороводных плясовых песен, песен трубадуров и менестрелей. Поэтому баллада близка к музыке и органична в ней.

Расцвет вокальной баллады (главным образом для сольного пения с сопровождением фортепиано) связан с оживлением интереса к народному искусству и, в частности, возрождением баллады в профессиональной поэзии в конце XVIII века. Баллада представлена в романтической музыке Германии и Австрии — в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Вольфа. Первые русские баллады связаны с романтической поэзией — «Светлана» А. А. Плещеева на слова В. А. Жуковского, баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки («Ночной смотр»). Своеобразное претворение балладный жанр получил у А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова.

Композиторы стремились передать в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами изобразительности.

Характерные черты этого жанра очень ясно видны на примере одной из лучших в мировой музыкальной литературе баллад, созданной Шубертом на слова Гёте, "Лесной царь". Музыка этого произведения передает и стремительную скачку всадника, везущего на седле больного сына, и фантастические видения, возникающие в сознании ребенка. В вокальной партии слышится то взволнованный лепет мальчика, то успокаивающая речь отца, то манящая, околдовывающая песня Лесного царя. А фортепианная партия с ее беспокойным, напряженным ритмом еще больше усиливает ощущение взволнованности.

А далее появились и инструментальные, не связанные со словом, баллады. Первым стал сочинять такие баллады польский композитор Фридерик Шопен. Современники считали, что две из его четырех фортепианных баллад навеяны стихотворными балладами Адама Мицкевича - «Конрадом Валленродом» - повествованием о героическом подвиге и гибели за отчизну, и «Свитезянкой» - преданием о русалках, живущих на берегу озера Свитязи.

Замечательную балладу для фортепиано написал и норвежский композитор Эдвард Григ. Он никогда не объяснял ее содержания, но весь склад музыки говорит о том, что его баллада - рассказ о Норвегии, о ее прошлом, о временах легендарных походов викингов, о ее природе...

Инструментальная баллада — жанр, характерный для романтической музыки. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическим развитием, лирическая взволнованность — с картинной живописностью (баллады для фортепиано Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига и особенно Ф. Шопена, баллада и полонез А. Вьётана для скрипки и фортепиано, баллада для фортепиано с оркестром Г. Форе).

В современной музыке встречаются разные виды вокальных и инструментальных баллад: для голоса, хора или различных инструментов. Вкладом в развитие вокальных баллад явились произведения на слова Б. Брехта, созданные Х. Эйслером. В советское время балладный жанр получил героическую, героико-эпическую, повествовательно-драматическую трактовку (например, «Баллада Витязя» из симфонии-кантаты Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом», «Баллада о мальчике, пожелавшем остаться неизвестным» С. С. Прокофьева, "Баллада о капитане Гастелло" В.А.Белого для голоса и фортепьяно, «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром А. Бабаджаняна).

Таким образом, старинный жанр баллады вдохновил многих профессиональных композиторов на создание ярких, захватывающих, картинных балладных произведений в музыке.

2.2. Баллада в живописи.

Баллада стала одним из основных предметов внимания русских и французских художников, проявляющих собственные чувства, настроения, мысли в своих картинах.

Первым стал писать драматические сцены из баллад итальянский художник Сандро Боттичелли.

Некоторые художники создавали такие полотна, которые стали отправной точкой для поэта, развивающего в балладных стихах сюжет художника-живописца. Наглядным примером такой последовательности творений является стихотворение Ярослава Смелякова «Петр и Алексей», навеянное картиной художника Н.Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). Поэт Я.Смеляков, вживаясь в образ картины Н.Н.Ге, стремится уловить движение запечатленного в ней сюжета. Ощутимую действенность живописному полотну придает динамичная поза Петра. Вглядевшись в позу Петра можно представить предыдущие и последующие моменты действия. Действительно, « в произведениях живописи, где все дается лишь одновременно, в сосуществовании, можно изобразить только один момент действия, и надо поэтому выбирать момент наиболее значимый, из которого становились понятными и предыдущие и последующие моменты». Этому наблюдению немецкого критика Г.Э.Лессинга в полной мере соответствует полотно Н.Н.Ге.

Еще одна картина, ставшая первоистоком балладных стихов, - полотно И.Е.Репина «Пушкин на публичном экзамене в лицее 8 января 1815 г.» (1911). В стихах Н.Ушакова «Старик Державин» на тему этого сюжета видно действенное, событийное начало, присущее балладе:

И навощенный зал лицея,

И мальчик пред тобой стоит,

И муза – словно панацея

От старости и от обид.

Преображенный лик твой светел,

Ты руку к уху приложил.

«Старик Державин нас заметил

И в гроб сходя, благословил».

Эмоциональная насыщенность действенных образов, неожиданные повороты в развитии, казалось бы, знакомого сюжета в них – опознавательные приметы балладного жанра.

Балладные стихи, восходящие к живописным полотнам улавливают, по словам С.М.Эйзенштейна, «в неподвижном целом картины» художника живой «образ движения».


2.3. Баллада в кино.

Баллада в кино проявляется как слово видимое, изображающее явления жизни, их последовательность как смену кадров. Знаменитый кинорежиссер и теоретик искусства С.М.Эйзенштейн говорил о «задаче связно последовательного изложения темы, сюжета, действий, поступков», причем о задаче «не только логически связного, но максимально взволнованного эмоционального рассказа». При этом «могучее подспорье» в ее решении – особенности композиции, т.е. монтаж, соединение зрительных образов, кадров фильма или эпизодов, сцен.

Ю.Левитанский – автор книги «Кинематограф» - заметил, что «поэзия балладного типа – это зачастую почти в чистом виде – сценарий: тут и свободные переходы из одного времени и пространства в другое, тут и наплывы, и перебивы, и смещения планов, и весьма вольный монтаж кадров».

Очень кинематографична «Баллада о синем пакете» Н.Тихонова с мелькающими, сменяющими друг друга картинами – своего рода кинокадрами. В 20-е годы по ее сюжету был снят полнометражный фильм. Это было еще немое кино, с титрами.

Еще одним примером киноленты, основанной на балладном сюжете, можно считать фильм "Стрелы Робин Гуда". Это кинобаллада о противостоянии двух начал, борьбе добра и зла, которая заставляет зрителя задуматься о вечных истинах. Герой фильма Робин Гуд благороден, смел и красив, его образ окутан романтикой и таинственностью. Песенные баллады для фильма написал и исполнил Владимир Высоцкий (например, «Баллада о коротком счастье»).

Яркие незабываемые песни Высоцкого («Баллада о земле», «Баллада о любви», «Баллада о борьбе» и др.) использовались и в фильме «Баллада о доблестном рыцаpе Айвенго». Этот фильм относится к разряду историко-рыцарско-героических баллад о дружбе, чести, мужестве и любви, о благородном рыцаре, который оказывается вовлеченным в борьбу за англиийский трон между принцем Джоном и его братом королем Ричардом Львиное Сердце.

Но к жанру баллады обращались не только режиссеры исторических, приключенческих, рыцарских картин. Одним из лучших кинопроизведений, посвященных Великой Отечественной войне, по всеобщему признанию, стала кинолента Г.Чухрая «Баллада о солдате». Создатели картины сумели с предельной убедительностью рассказать о том, как, почему и какой ценой русские люди одержали победу над врагом. Главным героем фильма является молодой солдат, который за подбитые в бою танки получает отпуск и отправляется домой, чтобы помочь матери починить крышу. По дороге он встречает много разных людей и старается помочь каждому. В итоге на свидание с матерью остается всего несколько минут. Он успевает только обнять ее и на прощание перекинуться парой слов, а потом снова на фронт... с которого он никогда не вернется обратно... В этой драматической балладе сочетаются и лирические и эпические черты, показана страшные реалии военных дней и глубина, жертвенность русского человека.

Совершенно в другой манере представлена война с французами 1812 года в фильме Э.А.Рязанова «Гусарская баллада», ведь у автора этой киноленты совсем иные цели. Здесь неожиданный поворот сюжета, до конца сохраняется интрига, прекрасные музыкальные баллады сопровождают легкое, стремительное, захватывающее действие картины. В этой кинобалладе преобладает лирическое, романтическое начало. Здесь, как и во всяком произведении балладного жанра, в центре внимания находится человек, его судьба (которую в данном случае вершит в большей степени сама героиня, а не рок()я человек, его судьба дает лирическое началонцузами 182и перебивы, и смещени алладаение, стыковка, монтаж стихотворных частей). Внушает оптимизм и финал произведения.

Таковы лишь некоторые примеры воплощения балладного жанра в киноискусстве, где баллада прочно заняла свое место.

Глава 3. Современная баллада.

Во второй половине XX века в балладном жанре работали Д.Самойлов, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, Е.Евтушенко, А.Вознесенский и другие поэты. Эмоциональная насыщенность, действенность, емкость этого вечного жанра позволяют выражать дыхание, пульс, события каждой эпохи.

К балладному жанру в своем творчестве обращались такие известные барды, авторы-исполнители, как В.С.Высоцкий, Б.Ш.Окуджава. Они исполняли свои баллады-стихи, возвращаясь к их историческим первоистокам, когда баллады именно пелись. Во многих произведениях Высоцкого присутствуют все признаки баллады: стремительное развитие сюжета, оформленное в диалог или монолог, небольшое количество персонажей, противостояние судьбе, поединок человека и обстоятельств, трагизм, а, порой, комизм.

В поэтической балладе важны детали, они концентрируют в себе наиболее характерные черты происходящего в балладном эпизоде. Именно благодаря перекличке, перезваниванию деталей балладного стиха происходит соединение, стыковка, монтаж стихотворных частей-кадров. Примером такой переклички деталей, показывающей контрастную атмосферу произведения, является «Баллада о коротком счастье» В.С.Высоцкого, написанная им для фильма «Стрелы Робин Гуда».

Военная баллада в творчестве В.Высоцкого оказывается открытым жанровым образованием, вступающим в активное взаимодействие и с балладой философской, и с лирической исповедью, и с поэтическими «новеллами». Передавая трагедийный накал частных эпизодов войны, она обнаруживает в себе значительный потенциал эпохальных, бытийных, мифопоэтических обобщений, становясь одним из ключевых путей творческого самовыражения поэта-певца в его причастности к общенародному историческому опыту.

В настоящее время среди молодежи популярны также рок-баллады, они создают романтическое настроение. В этом жанре работает, например, Б. Гребенщиков.

С.Трофимов, популярный автор и исполнитель своих песен, написал «Балладу о бабе», воспевающую женский труд, самоотверженность, стойкость, служение семье, заботу ее о детях. Его баллада относится к жанру героическому, а музыка написана в стиле средневековых мотивов. Эта песня близка по своему содержанию к песенному фольклору.

Современная баллада нашла свое место и в песенном фольклоре.

Происхождение современных городских песен — литературное, точнее, индивидуально-авторское; они становятся анонимными и обрастают вариантами в процессе последующей фольклоризации. При этом обычно неясно, каким именно путем книжное произведение попадает в фольклор и кем делается редактирование, отбор и перекомпоновка строф и строк, их «дописывание», превращающее авторское стихотворение в фольклорную песню.

Цикл уличных баллад невелик – он включает примерно полтора-два десятка песен («В кейптаунском / неапольском порту…», «В нашу гавань заходили корабли…» и др. ). Сложился он в начале 1920-х годов и просуществовал 15-20 лет, после чего опустился в детский фольклор, полностью исчезнув из «взрослого» репертуара. Все балладные уличные сюжеты, как правило, отвечают следующей схеме: негативное действие в отношении героя и, затем, разрешение ситуации, которое почти всегда трагично, мир уличной городской баллады — мир нарушений, преступлений, конфликтов. Баллада в данном случае отражает жизнь «улицы».

Баллада, возникнув в народной среде, достигла апогея в эпоху романтизма, проявилась в творчестве поэтов разных поколений, и, постепенно демократизируясь, снова стала достоянием массовой культуры. Этот жанр постоянно обновляется, служит как массовой культуре, так и высокому утонченному искусству профессиональных поэтов, художников, музыкантов.


Заключение.

Жанр баллады занимает особое место в литературе. Выросший из глубин народного творчества, он обогатил поэтическую, музыкальную, художественную культуру своим неповторимым колоритом, ритмическим рисунком, сжатым, разнообразным по содержанию, сюжетом, новыми образами.

Старинный и неувядающий, архаичный и вечно юный, тяготеющий к жесткой форме и бесконечно изменчивый, простонародно грубый и артистически утонченный жанр баллады активно развивается и в наше время, творчески перерабатывая традиционные конфликты, оживляя застывшие формы и доказывая немеркнущую красоту вечных тем и сюжетов.


Список использованной литературы.

1. Алексеев М.П. Народные баллады Англии и Шотландии // История английской литературы. М.; Л.,1943. Т.1Вып.1.

2. Балашов Д.М. Русская народная баллада // Народные баллады. М.; Л.,1963.

3. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т.4.

4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Л., 1988 .

5. Кутузов А.Г. и др. В мире литературы // Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. М.,1999.

6. Энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.А. Введенский. Т. 1-2. М., «Сов. энциклопедия», 1963-64.