Главная              Рефераты - Разное

Наименование опыта - реферат

Министерство образования и науки

Комитет администрации г. Бийска по образованию

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39»

Развитие творческих способностей учащихся как способ формирования духовно богатой, творчески мыслящей личности.

(из опыта работы учителя русского языка и литературы Иванченко Светланы Анатольевны)

Бийск 2006

Содержание

1. Наименование опыта ………………………………………………………..…...3

2. Введение………………………………………………………………………… 4

3. Актуальность опыта……………………………………………………………. 5

4. Целевая линия опыта…………………………………………………………….7

5. Ведущие ключевые идеи………………………………………………………. .7

6. Технология опыта………………………………………………………………11

7. Результативность……………………………………………………………….32

8. Литература………………………………………………………………………34

9. Приложения……………………………………………………………………..36

1. Наименование опыта

1. Развитие творческих способностей учащихся как способ формирования духовно богатой, творчески мыслящей личности.

1. Автор опыта: Иванченко Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, стаж педагогической работы 13 лет.

2. Адрес: Средняя общеобразовательная школа № 39

Алтайский край,

г. Бийск,

ул. Воинов – Интернационалистов, 76

тел.: 23-41-93

2. Введение

Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя...

В поступках учителя лежит в равной мере расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью материала – он организует работу.

М. А. Рыбникова.

Как же организовать работу, чтобы на каждом уроке на тебя смотрели не тоскливо пустые глаза твоих учеников, а горящие, беспокойные, полные мысли и переживаний? Вопрос, который задаёт себе каждый настоящий УЧИТЕЛЬ, учитель, ставящий перед собой на современном этапе задачу формирования интеллектуально и духовно высокоразвитой, критически и творчески мыслящей личности, способной самореализоваться в жизни.

Об этом – в данной авторской работе.

3. Актуальность опыта.

В последнее время очень много говорится о том, каким должно быть современное обучение. Основная цель школы сегодня - обучение, ориентированное на развитие. А творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя - развивать творческие силы в ученике. К тому же обращение к творчеству является одним из способов найти себя.

Одна из основных проблем, возникающих в последнее время - часто встречающаяся неспособность ребенка самостоятельно заявить себя, и нередки случаи, когда способный ребенок остается в тени, а порой и потерянным в жизни. Тем более, что необходимо учесть и негативное влияние социума на образовательную ситуацию сегодня. Определяющую роль здесь играет в первую очередь низкий образовательный и культурный уровень значительной части населения, малообеспеченность многих семей, их сосредоточенность на проблемах выживания. Большая часть родителей уклоняется от обязанностей по воспитанию своих детей, полностью перекладывая это на школу. Тем большая часть ответственности за ребенка ложится на учителя. Именно он должен помочь найти ориентиры в жизни.

Обращение к творчеству помогает пробудить в детях в наше достаточно жесткое время добрые чувства, обратиться к общечеловеческим ценностям.

К тому же, такие предметы, как русский язык и литература являются благодатным материалом для реализации задач по данной проблеме. Не секрет, что за последние четверть века реальные корни потери детского, да и взрослого интереса к серьёзному чтению так и не найдены. Поэтому перед учителем литературы стоит проблема: как научить ученика работать с художественным текстом, как воспитать в нём любовь к художественному слову, желание читать, а не смотреть видео, а также – в идеале - творить самому.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать знания как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.

Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое “Я”. Часто мы считаем, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. “Но как показывает практика, - говорит психолог О. Дьяченко, - такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности”.

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (от латинского creare “творить, создавать”). Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего “Я”.

По мнению Е.Н.Ильина, принцип ориентации на развитие творческих сил ученика должен лежать в основе преподавания литературы. Урок литературы только тогда воспитывает и вызывает интерес, когда он идет не от привычных штампов и формальных учебных вопросов, а от “безответных” нравственных проблем, обсуждение которых ставит старшеклассникам в активные личностные отношения с писателем и его героями.[15. С.35]

4. Целевая линия опыта

Цель данного опыта – обобщить систему создания условий для включения ученика в изучение произведения, формирования читателя, способного к полноценному восприятию, к самостоятельности и проявлению творчества.

5. Ведущие ключевые идеи .

Понятие творчества

Существует поэтическое определение творчества, которое, несомненно, само по себе можно назвать творческим. Вот оно: “Творчество – это несогласованная гармония, прогнозируемое потрясение, привычные откровения, знакомый сюрприз, щедрый эгоизм, уверенное сомнение, непоследовательное упорство, жизненно важный пустяк, дисциплинированная свобода, пьянящее постоянство, повторяющееся начинание, тяжелая радость, предсказуемая рулетка, эфемерная твердость, одинаковое разнообразие, требовательное потакание, ожидание неожиданного, привычное удивление.” [19. 27.] Наверно, к определению творчества необходимо добавить еще такое условие: творческий человек непременно должен регулярно решать творческие задачи и создавать продукты творчества.

В современной психологии существует две точки зрения на творчество.

1. Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет)

2. Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту, где творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Поэтому такой критерий, как общественная значимость продукта деятельности, не совсем подходит для определения творчества.

Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. (Например: там, где нет образца, а ученик сам находит что-то новое, пусть субъективно новое, то здесь выступает творческое мышление).

В качестве основного критерия творчества часто рассматривается оригинальность мышления - способность давать ответы, далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого.

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность.

Эти все качества характеризуют творческого человека. Противоположными качествами являются инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Конечно, они очень важны в жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.

Задачи

Главной задачей педагог считает необходимость научить учеников

видеть причинно-следственные связи, научить их мыслить, и, если

недостаточно материала для формирования точки зрения, находить их

самостоятельно. Самостоятельность плюс творчество от темы к теме,

«вхождение» в тему, в произведение, в мир героя, в мир писателя. Текст на

уроке – господин, а формы изучения произведения – диалог с автором. Только

на основе активной работы ученика с текстом может происходить процесс

формирования личности.

Подходы

Одной из главных задач педагог считает необходимость достижения полного

взаимопонимания между учителем и учеником, чему отвечает так

называемая «педагогика встречных усилий», в которой процесс усвоения

знаний основывается на взаимоподдержке обеих сторон - и учителя, и ученика.

Конечно, это направление работы требует от педагога пересмотра многих

устоявшихся позиций, значительных усилий и творчества при подготовке

урока, но наградой будет заинтересованность ученика, а не пассивное его «отсиживание» на уроке. Автор глубоко убеждена, что для того, чтобы

«заразить» ребёнка творчеством, нужно самому чувствовать

необходимость в творческом познании, нужна личная заинтересованность

в происходящем на уроке, самозабвенная любовь к литературе.

Немалую роль в установлении подобных отношений на уроке играет определение собственной позиции во взаимодействии не как главной, но как нейтральной, что дает учащимся возможность во время занятий высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без боязни, что их остановят. Именно при таких отношениях обучение становится увлекательным процессом совместного познания, потому что: во-первых, большая часть урока проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии его участников; во - вторых, на уроке царит атмосфера сотрудничества и сотворчества: учитель и ученики «заражают» друг друга творческой энергией, чувствуется готовность той и другой стороны оказать друг другу помощь.

Такой подход к работе заставляет и по- новому взглянуть на оценочную деятельность. По мнению Галины Юрьевны Ксензовой, учителя руководствуются в оценочной деятельности двумя типами эталонов: индивидуальными и социальными. В своей практике автор соединяет эти два типа, но предпочтение отдаёт первому, так как именно индивидуальная

ориентация учителя позволяет оценивать ребенка не в сравнении с другими, а в сравнении с самим собой, не оставляя без внимания слабых учеников, поощряя их за улучшения, а также поощрять за старание в процессе работы.

Постоянно задумываясь, как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание, автор работы, стимулируя творческую активность детей, старается создавать на уроке для учащихся возможности проявить себя - в зависимости от умения и желания учиться - в различных видах и формах учебной деятельности: индивидуальной, групповой, фронтальной, игровой и других. Мыслительную деятельность учащихся стимулирует различными средствами и приемами, использует методы исследовательского, эвристического характера, широко практикует творческие задания.

Большое внимание на уроках должно уделяться слову, так как именно слово - слово писателя, учителя - было и остается основным средством воздействия на ребенка. А научить чувствовать слово писателя - залог успеха при раскрытии творческих способностей ребенка. Поэтому работа с первоисточником - основа уроков автора данной работы.

На уроке необходимо, чтобы речь учителя несла наибольшую смысловую нагрузку, чтобы монологи и замечания расставляли акценты, рождали проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учебную информацию и творческое поле урока. Поэтому цитирование наизусть поэтического или прозаического текстов на уроках обязательно в исполнении и учителя, и учеников.

Мыслительную деятельность учащихся автор стимулирует различными средствами и приемами, использует методы исследовательского, эвристического характера, широко практикует творческие задания.

7. Технологический аспект

опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы как способ формирования духовно богатой, творчески мыслящей личности».

цель: создать условия для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы.

задачи:

- научить учащихся видеть причинно-следственные связи;

- формировать читателя, способного к полноценному восприятию произведения;

- развивать творческие способности учащихся;

- пробудить интерес к серьёзному чтению;

- помочь ребёнку найти своё место в жизни.

СРЕДСТВА


- умение объяснять связь - углубленное восприятие

произведений со временем РЕЗУЛЬТАТ и личностная оценка

написания и нашей современностью прочитанного;

- эстетическое отношение

к произведениям искусства

слова;

- способность «творить»

самому



Я.А.Каменский писал в “Великой дидактике”, что метод обучения должен быть возведен в искусство, что его надо поставить на столь твердые основы, чтобы обучение шло вперед и не обманывало в своих результатах.

И.Песталоцци считал, что при выборе метода обучения надо исходить из вечных законов природы, учитывая внутреннюю природу самого ребенка.

А.Дистервег выделял два основных метода обучения – сообщающий и развивающий.

Методом, связанным с самостоятельным поиском и открытиями учащимися тех или иных истин, является метод проблемного обучения . Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед учениками ставят проблему, познавательную задачу, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Наличие теоретических и экспериментальных задач само по себе не делает обучение проблемным. Суть дела состоит в том, насколько удается учителю придавать этим задачам проблемный характер. Задача становится познавательной проблемой, если она удовлетворяет следующим требованиям:

представляет познавательную трудность для учащихся, то есть требует размышлений над изучаемой проблемой;

вызывает познавательный интерес у учеников;

опирается на прежний опыт и знания учащихся по принципу апперцепции.

Первое требование занимает среди других основное, центральное место. Сущность его сводится к тому, что учитель преднамеренно создает на уроке ситуацию познавательного затруднения, при которой учащиеся поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Создание проблемных ситуаций на уроке - один из самых эффективных и распространенных приемов, так как именно они толкают на размышление, требуют не только знаний, но и умения определить собственную позицию по отношению к описываемому.

А.Н.Матюшкин считает, что проблемные ситуации позволяют, опираясь на непроизвольное внимание учеников, постепенно вырабатывать у них произвольное внимание к объекту изучения, стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности. [15.С.39] Эффективным

является такой вид проблемных ситуаций, который через необходимость выбора, снятие оценки и снятие временных ограничений побуждает человека к творческой активности. Создание проблемной ситуации предполагает наличие проблемы, то есть соотношение нового и известного, учебно-познавательной потребности и способности решать эту задачу. Перед учителем встает задача организации таких ситуаций, в которых объективная, организуемая им проблемная ситуация, содержащая в себе противоречия и учитывающая возможности обучающихся, стала бы их субъективной проблемной ситуацией, была бы присвоена ими в форме некоторой подлежащей решению проблеме. [15.С. 52]

Помогает создать проблемную ситуацию постановка «открытых» вопросов, т.е. таких, которые ориентированы не на единый - «правильный» - ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме.

Создание проблемной ситуации является лишь начальным моментом в системе проблемного обучения. Далее учащиеся под направляющим воздействием учителя должны самостоятельно пройти следующие этапы разрешения познавательной проблемы:

выдвинуть возможные варианты решения познавательных проблем – гипотез;

теоретически или практически проверить гипотезы;

выбрать наиболее реальную гипотезу;

сформулировать познавательный вывод.

Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач.

Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако в практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности.

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем еще немецкий педагог Дистервег - последователь Песталоцци - писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны.

Проблемное обучение обеспечивает эффективность усвоения учебного материала не только “сильными”, но и “слабыми” учащимися. Конечно, при любых методах обучения менее способные учащиеся достигнут менее высоких результатов в усвоении знаний. Но можно предполагать, что именно для этой группы учащихся особенно необходимо проблемное обучение, позволяющее выполнять посильные творческие задания и тем самым способствующее развитию их мышления

Педагогическая мастерская как метод обучения и развития школьников.

В последние годы этот метод используется во многих странах мира, т.к. идеи и принципы его соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.

В мастерской учитель – мастер не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе и сам мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.

Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:

  • Равенство всех участников, включая мастера;
  • Все способны к творчеству;
  • Создание личностной мотивации;
  • Отсутствие оценки, соперничества;
  • Чередование индивидуальной и коллективной работы;
  • Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
  • Язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета;
  • Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

На занятиях в мастерской ребята учатся создавать свои тексты. Они рождаются в результате взаимодействия особого эмоционального настроя и реальности слов, которые мы подбираем, над которыми мы работаем, следуя различным целям, слов, имеющих собственную жизнь и множество значений. “Игра” со словом – один из важных этапов мастерской: составление синонимических, антонимических, ассоциативных рядов позволяет значительно расширить словарный запас, используя опыт товарищей и свой собственный.

Каждое занятие мастерской – уникально. Его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики. А мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своими знаниями.

При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса. Сначала – “индуктор”, начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это задание, чаще всего неожиданное для учеников, обязательно личностное. Это так называемая образовательная напряженность, искусственно или естественно созданная мастером. Например, в мастерской по «Гранатовому браслету» Куприна используем такое начало: на доске – запись «Любовь должна быть…».

Предлагаем ученикам продолжить запись с точки зрения определения собственной позиции к поставленной проблеме, не учитывая на данном этапе авторскую. В тетрадях появляются записи: «Светлой, взаимной, долговечной, преданной, искренней…». А в одной – «Любовь просто должна быть!» Создание образовательной среды обеспечивает условие для создания учениками собственного образовательного продукта. Далее предлагаем обратиться к авторскому определению, добавляя к записанному на доске «трагедией». Почему?

После этого – работа с материалом, смешение слов, событий, явлений. Из этого “хаоса” потом последует создание своего текста. Это – личное решение образовательной ситуации.

Следующий этап – “социализация” , или демонстрация образовательных продуктов. Озвучивание результатов своего труда позволяет произвести самооценку и самокоррекцию. Здесь есть ощущение общности со всеми, но одновременно идет индивидуализация сознания. На этом этапе активно используются методы самоорганизации учения: взаимообучение, рецензия, самооценка. Кульминацией творческого процесса является новое видение явления, предмета. У учащихся появляется информационный запрос. Это работа с культурно-историческими аналогами. Идет сопоставление разных типов продукции, самоопределение по отношению к многообразию точек зрения. Эвристическая ситуация развивается на новом уровне. Приведём пример небольшого текста, созданного в процессе работы над заданной проблемой.

  • «Любовь должна быть трагедией... Наверное, это так. Ведь настоящее всегда определяется через страдание, и самое высокое чувство – натянутая струна, которая, взяв самую высокую ноту, рвётся, подарив миру величайшее наслаждение. Такой стала любовь бедного телеграфиста для Веры Николаевны, такой ощущал её и сам влюблённый. И всё-таки, так хочется взаимности…». (Котельникова Ю.)

Последний, обязательный этап мастерской – рефлексия , во время которой происходит осознание своей деятельности. Какие изменения произошли во мне? Был ли осуществлен первоначальный замысел?

Конечно, в основе каждой мастерской – своя тайна, свой секрет, к разгадке которого и направлен процесс работы. Если этот процесс пережит вместе с мастером, если сам участник стал хоть немного исследователем, творцом, тогда тайна обязательно раскроется, подарив ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.

Включение в структуру уроков творческих заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными.

«Проба пера» на уроках литературы, на наш взгляд, – главное условие успешности усвоения материала учениками, ведь именно в этот момент ребёнок наиболее полно осмысливает и «манеру», и стиль писателя, глубоко проникается его чувствами. Поэтому необходимо как можно чаще практиковать задания творческого характера: не просто привычные и вызывающие порой страх нудного занятия сочинения, а осмысленный в творческой манере живой разговор с художником (прозаиком, поэтом) через «хребты веков» (Маяковский В.В.). В творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело захватывает и увлекает. В высший момент творчества человек поглощен полностью предметом труда. Как у Пушкина: “ И забываю мир …”.

Можно и нужно давать на уроках и во внеурочное время такие задания, благодаря которым ученик понимает, что значит быть автором художественного произведения, приобретает опыт “бывания в авторской позиции” (М.Бахтин). А задавая тему и средства работы, мы создаем те “предлагаемые обстоятельства”, в которых развернется собственное творчество ребенка.

Может быть, в результате такой работы в душе ребенка откроется внутренний источник творческих замыслов, и он будет порождать их уже независимо от каких-либо заданий. Его творческое мышление будет развиваться интенсивно и, возможно, в дальнейшем творчество станет основой его профессиональной деятельности. А остальные научатся, воспринимая, например, произведения искусства, постигать мысль и чувство автора, которые он воплотил в выразительных словах, звуках и формах, потому что сами в школе приобрели подобный опыт, работая над творческими заданиями. Ведь именно они ставят ребенка в позицию творца, подводят к той черте, за которой может начаться порождение собственных творческих замыслов.

Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно, письменная речь у многих детей далеко не так богата, как устная. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам сказать то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэзию можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.

Кто-то может возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. Практика показывает, что постепенно это занятие увлекает, «цепляет» ребят.

С чего же начать вхождение в увлекательный мир творчества? Конечно, с наиболее простого, постепенно усложняя формы творческих заданий.

На начальном этапе можно предложить детям задания по составлению образов – символов. Ведь умение образно мыслить – ключ к успеху при развитии творческих способностей. Возможный вариант начала при обучении составлению образов – иллюстрирование , схематичное изображение увиденного в произведении. Ведь главное в иллюстрировании - не техника, а угадывание заветной мысли писателя и живое отношение к его героям.

Учителю здесь важно чутко улавливать, где наибольшая возможность для реализации такого вида задания. Скажем, «Мёртвые души» Н.В. Гоголя – богатейший материал для развития творческого мышления в данном направлении. Но при этом важно помнить, что главная цель – научить словесному выражению собственных чувств и эмоций. Поэтому необходимо добиваться от учеников всё большего и большего. Творчество проявится там, где сложность заданий будет предельной. Предложите своим ученикам любое слово или фразу так, как они звучат в повседневной жизни. Например: Ночью взошла луна. И задание: создайте образ так, как это сделал бы поэт. Пусть на первых порах ответы будут не идеальными, главное, чтобы процесс вовлечения в мир творчества имел своё начало. У нас получалось следующее: Луна жёлтым мрачным овалом разрезала бархат кошмарной тьмы ( Малькова Ю.). Конечно, есть здесь некоторая излишняя вычурность, но ведь образ тоже есть!

Или так. Образ заката в стихотворении С. Есенина «Отелившееся небо \\ Лижет красного телка» вдохновляет на создание собственного образа -«Брызги закатных рек» (Никитин Е.) - тонкого и красивого.

Каждый человек, как известно, – центр своего семантического пространства. Особый инструмент, с помощью которого человек способен донести до других свое мировидение, – это метафора. Человек не только выражает свои мысли при помощи метафор, но и мыслит метафорами, познает при помощи метафор тот мир, в котором он живет. Понятие о метафоре позволяет дать тема “Прямое и переносное значение слова”. Уже тогда в памятки пятиклассникам попадают первые записи:

При изучении прилагательного учащиеся исследуют, достоверно ли утверждение: “Язык – кладбище потухших метафор”. Для этого они изучают толкования слов, означающих цвета:

  • Голубой – светло-синий, сизый, голубиный цвет.
  • Жёлтый – цвета яичного желтка, золота, ср. желчь.
  • Оранжевый – между красным и желтым, цвета апельсиновой
    кожуры: англ., фр. – orange – апельсин.

Работу над метафорой целесообразно продолжить на уроке литературы при изучении “Вечеров…” Гоголя. Составляя план к тексту с использованием метафоры, пятиклассники закрепляют навык узнавания её в художественном произведении. Вот как выглядят пункты плана к рассказу:

– Залезть в прадедовскую душу.

– Наряжает его гетман гонцом с грамотой.

– Все еще дремало.

– Душа моя продана нечистому.

– Взбеленился

Обратиться к метафоре необходимо и при сочинении загадок, ребусов, шарад. В загадках предмет называют другим именем, а его признаки показывают с неожиданной стороны. Неожиданны и лингвистические миниатюры, обыгрывающие переносное значение слова, и основанные на многозначности слова “бестолковый словарь”: бестолковый – умный бес, достойный – ребенок, не умеющий стоять.

Внимание к слову писателя помогает создать собственные образы на каждом уроке. Обращаем внимание учащихся на строчки стихотворений:

1. Дождик мокрыми мётлами чистит

Ивняковый помёт по лугам. (С.Есенин)

2.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)

3. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив. (В. Луговской)

4. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)

5. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)

А за окном – то как раз дождь! (Очень важно найти возможность создания гармонии в окружающем).

И начинается процесс творчества.

И, конечно, вы обязательно дождётесь как наивысшей награды вот такого:

Дождливый конь дохнул в окно.

И мокрой гривою его

Сутулый город иссечён.

Затмив столпившееся небо,

Качались кости голых крон.

Был ветер висельником в них.

И я – промчаться на коне бы –

Тяну берёзы рук моих.

(Никитин Евгений)

Работая в сотрудничестве, сотворчестве с учителем, учащиеся становятся соавторами новых приемов и дидактических материалов, создавая словесные и графические метафоры, образы-стихи и образы-портреты. Развитию творческих способностей помогает работа над этимологией слова. Исследовать происхождение слова и его связи – значит видеть единство текста и всех его составляющих. Результатом работы над этимологией становятся статьи “Знаешь ли ты?”, где ребята делятся своими открытиями и объясняют написания трудных слов. Постепенно работа над выявлением смысла слова, фразы, произведения перерастает в активную творческую деятельность. Дети начинают строить собственное пространство творчества. Это состояние меняет их отношение к миру, к себе, к окружающим. Ребенок начинает осознавать себя в роли автора, у него появляется желание выразить собственные мысли и эмоции в образной ткани собственного произведения. Прикоснувшись к тайнам творчества, они начинают ценить созданные до них шедевры русской и мировой литературы, узнавать приемы создания произведения, видеть совершенство, в котором “все есть и ничего лишнего”. Такая работа помогает внушить ребятам, что “две основные силы-энергии движут жизнью: память, богатство наследия, активное воздействие прошлого в его высших, проверенных временем идеях и ценностях, и творчество, поиски новых путей, создание ранее невиданного”. Естественно, что все это возможно в совместной творческой деятельности, когда педагог открывает свой внутренний мир подросткам, готов вовремя прийти на помощь, реализовать им себя как творческую личность, способную оценить шедевры литературы и эмоционально откликнуться.

В качестве творческих заданий можно предлагать ученикам попробовать сочинять синквейны и диаманты .

Слово “синквейн” французское, обозначающее “пять строк”, причем при его написании существуют определенные правила. Вот они:

Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Она

Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта.

Интересная, фантастическая

Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Рассказывает, развлекает, воспитывает

Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Ученье – свет, неученье – тьма

В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Книга

У нас получалось следующее:

Обломов

Беспечный, мягкий

Спит, мечтает, любит, восхищается

Воплощение вечной безмятежности

Романтик

(Кречетова Валерия)

Обломов

Вялый, апатичный

Спит, бездействует, брюзжит, отмахивается

Трата впустую жизни

Обломовщина

(Лёкин Михаил)

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во–первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, синквейны, написанные учениками, позволяют учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение. Синквейны можно писать как одному ученику, так и в парах или в группах после прочтения произведения. Написанные в группах синквейны часто бывают интереснее индивидуальных, потому что ребята стараются писать, более строго отбирая самые ценные идеи. Такое задание можно давать и в качестве домашнего.

Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, сочинять диаманты . Диаманта – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Стихотворения составляются по следующей схеме:

Строчка первая: тема (существительное)

Строчка вторая: определение (два прилагательных)

Строчка третья: действие (три причастия)

Строчка четвертая: ассоциации (четыре существительных)

Строчка пятая: действие (три причастия)

Строчка шестая: определение (два прилагательных)

Строчка седьмая: тема (существительное)

Лист дерева

рождение

зеленый, яркий

светящийся, растущий, цветущий

жара, движение, солнце, пища

увядающий, желтеющий, падающий

коричневый, старый

смерть

Стилизация – это произведение, представляющее собой стилистическое подражание чему-нибудь.

На начальном этапе обучения стилизации можно предлагать такие задания:

1. В стихотворении Тютчева “Осенний вечер” вставить пропущенные эпитеты.

Есть в светлости осенних вечеров

_________ , ________ прелесть:

_________ блеск и пестрота дерев

_________ листьев _________ , _________ шелест,

_________ и ___________ лазурь

Над ___________ землею,

И, как предчувствие ____________ бурь,

___________ , ____________ ветр порою,

Ущерб, изнеможенье и на всем

Та ________________ улыбка увяданья,

Что в существе ____________ мы зовем

___________ стыдливостью страданья.

2. Создайте своё стихотворение на основе данного, сохранив стиль поэта и каждую чётную строку.

Воздух живительный, воздух смолистый

Я узнаю.

Свет не слепит, упоительный, чистый,

Словно в раю.

Узкой тропинкой к гранитам прибрежным

Вышел, стою.

Нежу простором, суровым и нежным,

Душу мою.

Сосны недвижны на острове, словно

В дивном краю.

Тихие волны лепечут любовно

Сказку свою.

Может получиться, например, такое:

Снова родимые сердцу просторы

Я узнаю.

Синие дали нежат мне взоры,

Словно в раю.

К речке знакомой, родной, безмятежной,

Вышел, стою.

Тёплые волны ласкают прилежно

Душу мою.

Как хороши вы, просторы безбрежные,

В дивном краю.

Слушаю сердцем звучащую нежно

Сказку свою.

(Гой Анна)

На уроке по творчеству Маяковского В.В. автор предложила детям работу описательного характера в стиле футуристов (Приложение 2). Всего семь минут работы на уроке под руководством учителя – и замечательные собственные творения, в которых в творческой манере осмыслен весь материал урока (работы ребят прилагаются).

Анализируя созданное, вместе с учениками необходимо выделить наиболее удавшиеся строки, образы с тем, чтобы каждый почувствовал в себе силы творчества и сказал: “Я могу!”

Из опыта обучения сочинению.

После изучения любого произведения, как правило, учащимся даётся задание написать сочинение . Предполагается проверка знания текста и понимание основной идейной направленности изученного произведения. Для учащихся чаще всего это – один из не самых неприятных моментов. Таким образом, в результате учитель читает подчас аккуратно переписанные работы из многочисленных сборников, издаваемых сегодня. Для учителя это - первостепенная проблема. Соответственно, встаёт вопрос: что предпринять, чтобы максимально исключить порой бездумное переписывание. Ведь вопрос: «Почему у меня снова «три»?» - заставляет в сотый раз объяснять очевидное. Целесообразно при продумывании тем сочинений предлагать такие, которые стали бы итогом собственного взгляда на прочитанное, и не как иначе. Темы, предполагающие необычную жанровую форму подачи (письма, обращения, эссе, интерпретации образа героя в собственном ключе в любом жанре и т. п.) помогают решить проблему. Конечно, это будут работы, разные по уровню развития ребят, но это будут ИХ работы!

Жанровые формы сочинения-рассуждения и их особенности.

- письмо.

При выборе этого жанра используем разговорный стиль речи.

Его стилистические особенности: простые предложения, обращения, глаголы первого и второго лица, допустимы просторечные выражения.

- статья в газету

Стиль – публицистический. Сложные предложения, в составе которых – односоставные: неопределенно-личные, безличные. Эти предложения будут осложнены обособленными оборотами, вводными конструкциями. Обязательно использование вопросительных, восклицательных предложений, возможны риторические вопросы. Лексика публицистическая.

- эссе

Это разновидность очерка научного или публицистического характера. Главное в нём – раздумья и размышления о какой-то проблеме или факте. Образная афористичная речь, свободная трактовка темы. Вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, частое использование вводных конструкций, субъективный характер изложения.

- полемический диалог

- заметки

Ошибки, которых нужно постараться избежать при написании сочинения-рассуждения:

- не должна быть нарушена структура: тезис – аргумент – вывод. Если заявлено 2 тезиса, то оба должны быть раскрыты.

- факты должны быть убедительны и подтверждать именно выдвинутый тезис, а не что-то другое.

- между тезисом и аргументом должна быть логическая и грамматическая связь.

- стиль: если употребляем “во-первых” (или с одной стороны), то должно быть и “во-вторых” (или с другой стороны).

А еще в сочинении – рассуждении никак нельзя обойтись без специальных “словесных формул”. Каких?

- мне близка мысль о том…

- я согласен с тем, что …

- обычно говорят…

- многие думают (или уверены)…

- с уверенностью могу сказать…

- нетрудно заметить…

Сочинение - интерпретация образа героя в собственном ключе в любом жанре.

Вот пример из практики. После изучения творчества Ф.М. Достоевского учащиеся получают задание: раскрыть образ героя (неважно, какого, пусть определятся сами) в любой жанровой форме, но с условием подачи его в непривычной для него обстановке. Получаем нечто совершенно удивительное (приводится лучшая работа):

Взорами Аглая повела,

В испуге ближе подтянула ступни ног

И стала облаком бела.

И незабудок пламенных венок

Она в смущеньи уронила.

Но брови вскинула надменно

И, не дослушав, перебила:

«Откуда этот гул вселенной?

Крылами чёрными нетопыря

Зачем ты мажешь небо,

И заря зачем затемнена тобой?

И для чего, надувшись гордою совой,

Холодной тенью попрал вечерние мечты?

Что хочешь ты?».

Верно и тонко схваченный образ – результат предыдущей работы над образами - заставляет поражаться возможностям наших обычных учеников. Или такое. Рассмотрены стихотворения 1-го и 2-го тома «трилогии вочеловечения» А. Блока. Почувствовав, насколько заворожила, увлекла блоковская Незнакомка из «Снежной маски», пока не остыл пыл в ребятах, даём задание откликнуться на прочувствованное в ходе работы над стихотворениями. Удачная работа будет зачтена как итоговая. С трепетом открываешь сданные учениками сочинения, и удовлетворение чувствуешь непередаваемое.

Замер скрип пустых качелей

В мёрзлом выдохе земли.

Ты, влюблённая в метели,

По губам считаешь дни.

В мраморных ладонях город

Смял косматые деревья.

Твоих душ стеклянный холод

Колыбель его лелеет.

(Никитин Евгений)

Здесь уже не только перекличка с изученным автором (вот уже и самостоятельно выполненная стилизация!), но и (что особенно важно!) взгляд на проблему из сегодняшнего дня.

Результативность

Подходы к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы, описанные в данной работе, на практике показывают как результат безусловное повышение интереса детей к изучаемому предмету. В классах удаётся достичь при 100% успеваемости от 50% до75% качества знаний. 99% учащихся – читающие. Немаловажным фактом является и то, что ученики, и «слабые» и «сильные», в сочинениях выражают собственный взгляд и собственную позицию по отношению к описанному автором в произведении. Многие достигают значительных успехов в создании сочинений, о чём свидетельствуют экзаменационные работы выпускников, конкурсные творческие работы. Все они успешно сдают экзамены по литературе в ВУЗы, многие учатся на филологическом факультете БПГУ. За последние пять лет не было параллели, в которой бы не насчитывалось двух-трёх пишущих ребят. Некоторые из них – члены литературного объединения «Парус» в г. Бийске и продолжают заниматься творчеством, выйдя из стен школы. Дипломы Фестиваля детского и юношеского творчества 1 и 11 степени в номинации «Художественное чтение» Мартынюк А., Сафьянова И., Шуваевой Е. (2003 г.), Дипломы в той же номинации Смотра художественной самодеятельности, конкурсов творческих работ («Милосердие на поле брани», 2006 год, Ефанов А.) – показатель высокой результативности осуществляемой деятельности.

Но даже не это главное, а то, что мальчишка, ещё вчера убеждавший вас в том, что в этом мире нет места добру и ты в нём – лишь ненужная песчинка, завтра скажет, осознавая значимость собственного «я» в общем течении времени и пространства:

Пуще, время коний скок!

Время – топотом в висок.

Мнёт копытами года,

Рвёт столетий повода.

И рассыпалась игриво

Вещих звёзд ночная грива.

Каждый луч – строка в странице.

Время, нам ли торопиться?

Нам ли мчаться по годам?

Знаю, Время, знаю – нам!

Литература

1. Методика преподавания литературы: Под ред. З.Я. Рез. – М.: Просвещение. 1985.

2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Стефа. 2000.

3. Щуркова Н.С. Собранье пёстрых дел. – М.: Новая школа. 1994.

4. Маранцман В.Г Методика преподавания литературы. – М.: Просвещение. 1995.

5. Маранцман В.Г. Приёмы изучения литературного произведения в школе. \\ Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. – М.: Просвещение. 1985.

6. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985.

7. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: Просвещение. 1986.

8. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Просвещение. 1978

9. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Знание. 1971

10. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание. 1981

11. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг. 1992

12. Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М. 1987

13. Формирование интереса к учению у школьника / под ред. А.К.Маркова. M. 1986

14. Каратяев Б.И. Учение – процесс творческий. M. 1980

15. Матюшкин М.А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. M. 1972

16. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону. 1970

17. М. Мирович. Управляемое воображение.// Народное образование. №1. 2001

18. А. Гин. Приёмы педагогической техники. // Педагогика + ТРИЗ. №5. 2000

19. Принц Дж. М. Практика творчества. - Нью-Йорк, 1970

20. Материалы с курсов повышения квалификации. Филиал АКиПКРО в г. Бийске. 2005

Приложение 1

Диагностика.

Нужно ли определять при знакомстве с ребятами их творческий уровень? Конечно, да. Во-первых, потому, что невозможно понять психологию человека, не поняв, каковы его творческие способности. Во-вторых, потому, что творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.

Каждый раз с новыми учениками целесообразно проводить творческий тренинг . Цель его – выяснить уровень их творческого воображения (I уровень – начальный: называются готовые, существующие в природе материалы и явления; II уровень – средний: называются предметы и явления, которые подвергались воздействию человека; III уровень– высокий: он основан на образном восприятии и максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению). Итак, задача: за 3 минуты нужно придумать не менее 5 предметов и явлений, которым соответствовали бы 3 определения: круглый, красный, кислый. Высокому уровню творческого воображения, например, соответствует такой ответ: красный мяч, облитый лимонной кислотой.

Критерии и показатели сформированности потенциала развития творческих способностей учащихся (Степанов Е.Н., сборник методических рекомендаций «Воспитательный процесс: изучение эффективности»). [2.С.40]

1. "Чувство новизны"

Показатели:

- Умение и стремление к познанию.

2. Способность преобразовать структуру объекта.

Показатели:

- Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях.

3. Направленность на творчество

- Стремление к реализации своих способностей.

4. Критичность.

- Развитость чувства прекрасного. Обладание способностью к рефлексии (способность к оценке и самооценке результатов своей деятельности).

Опросник "Чувство новизны"

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках).

1. Среди предложенных на уроках литературы заданий я выбираю:

а) оригинальное 2

б) трудное 1

в) простое 0

2. Если бы я написал сочинение, то выбрал бы для него название:

а) красивое 1

б) точное 0

в) необычное 2

3. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще 0

б) стремлюсь употреблять те слова,

которые привычны для слуха

и хорошо отражают мои мысли 1

в) стараюсь употребить новые,

оригинальные для меня слова 2

4. Мне хочется, чтобы на уроках литературы:

а) все работали 1

б) было весело 0

в) было много нового 2

5. Для меня при общении во время совместной работы на уроке главное:

а) хорошее отношение товарищей 0

б) возможность узнать новое («родство душ»») 2

в) взаимопомощь 1

6. Если бы я был учителем литературы, то:

а) стремился бы к тому, чтобы все мои ученики

получали хорошие оценки и были довольны 0

б) придумывал бы новые уроки и задания 2

в) старался бы хорошо провести урок 1

7. Из трёх предложенных книг я бы выбрал:

а) приключенческий роман 0

б) научно-популярную книгу 1

в) фантастический роман о космосе 2

8. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут 0

б) неизвестный маршрут 2

в) маршрут, который хвалили мои друзья 1

Опросник "Направленность на творчество"

Если бы у вас был выбор, то вы бы предпочли?

1. а) читать книгу 0

б) сочинять книгу 2

в) пересказывать содержание книги друзьям 1

2. а) выступать в роли писателя 2

б) выступать в роли читателя 0

в) выступать в роли критика 1

3. а) рассказывать всем о прочитанном на уроке 0

б) не рассказывать об это никому 1

в) прокомментировать то, что прочитал 2

4. а) придумывать новые темы сочинений 2

б) писать, используя испытанные темы 0

в) искать темы хорошо раскрытые в литературе 1

5. а) исполнять указания учителя 0

б) давать поручения одноклассникам 2

в) быть помощником учителя 1

6. а)работать на уроке каждому за себя 2

б) работать на уроке, где можно проявить себя 1

в) работать всем классом 0

7. а) смотреть интересный фильм дома 1

б) читать книгу 2

в) проводить время в компании друзей 0

8. а) думать, как написать красивое сочинение 2

б) обсуждать с друзьями, как написать

красивое сочинение 1

в) читать красивый рассказ 0

9. а) написать рассказ всем классом 0

б) написать рассказ вместе с другом 1

в) написать свой рассказ 2

10. а) отдыхать на самом лучшем курорте 0

б) отправиться в путешествие на корабле 1

в) отправиться в экспедицию с учёными 2

Опросник "Критичность"

Согласны ли вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами ваши ответы:

а) полностью согласен – 0;

б) не согласен – 2;

в) не готов дать оценку

высказыванию – 1.

1. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).

2. Лицо – зеркало души (М. Горький).

3. Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс)

4. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле)

5. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл)

6. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир)

7. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Лорошфуко)

8. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль)

9. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев)

10. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).

Самооценка

При ответе ставите в карточку: если

а) да – 2;

б) трудно сказать – 1;

в) нет – 0.

1. Мне нравится сочинять фантастические истории

2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете

3. Буду участвовать в той работе на уроке, которая для меня нова

4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях

5. При выполнении задания мне трудно выделить главную задачу

6. Убедительно могу доказать свою правоту

7. Могу легко составить план сочинения

8. У меня часто рождаются интересные мысли и идеи

9. Мне интереснее что-то придумывать, чем запоминать

10. Стремлюсь всегда вступить в то дело, где могу проявить своё творчество

11. Мне нравиться организовывать своих товарищей на интересные дела.

12. Для меня очень важно как оценивают мой труд окружающие.

13. Когда обсуждается произведение, стараюсь иметь своё мнение.

14. Часто не могу понять, почему плохо выполнил работу.

15. Стараюсь дать оценку прочитанному на основе своих собственных убеждений.

16. Могу объяснить, почему мне нравиться или нет литературное произведение.

Приложение 2

Урок литературы

11 класс

В основе урока, представленного в данной работе (последнего в системе уроков по творчеству Маяковского) – сочетание традиционных подходов и новых технологий (элементов исследовательской деятельности, творческой мастерской). Данный урок призван обобщить и систематизировать узнанное учениками на предыдущих, а также закрепить материал по теме: «Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского».

Многолетний опыт работы со старшеклассниками позволил автору сделать выводы о том, что творчество Маяковского вызывает часто непонимание у учащихся, а порой и негативное отношение к нему. Разрабатывая уроки по творчеству Маяковского, автор ставила перед собой задачу помочь детям увидеть неординарность гениального поэта двадцатого столетия, проникнуться его чувствами и переживаниями, услышать и понять его.

Реализация разработанного позволила увидеть эффективность внедрённого подхода, интерес к творчеству Маяковского учащихся читатель сможет просмотреть через творчество учеников, представленное в данной работе.

ТЕМА: Владимир Маяковский как поэт - новатор Цель:

1. Показать, что Владимир Маяковский явился новатором в
литературе.

2. Развитие творческих способностей учащихся.

3. Воспитание бережного отношения к поэзии.

Задачи:

1. Закрепить представление учащихся о взгляде поэта на мир и
роль поэта и поэзии в жизни;

2. Работать над умением видеть рифму в стихотворениях
Маяковского, определять её своеобразие;

3. В ходе наблюдения за поэтическим языком учиться делать
выводы об его особенностях;

4. Показать, что труд поэта заслуживает уважения, как и всё,
что создано тяжким трудом.

Литература:

1. Стихотворение Владимира Маяковского «Разговор с
фининспектором о поэзии» (В. Маяковский Сочинения в двух томах.
Том первый. М.: «Правда», 1987.) стр.357.

2. Раздел учебника «Художественный мир Маяковского» («Русская
литература XX века» 11 класс /под ред. В.В. Агеносова. М.:»Дрофа»
2001.) стр.296-321

3 «Русская литература XX века» (Методическое пособие/ под ред. В.В. Агеносова. M : «Дрофа» 2000.) стр. 94 -99

Оборудование к уроку:

1. Портрет Маяковского

2. Таблица "Новаторство Маяковского"


Поэзия Маяковского неотделима от основ такого течения в литературе рубежа веков как футуризм, ведь при всей своей индивидуальности, Маяковский, однажды посвятив себя этому направлению, до конца оставался ему верен. А футуризм - первооснова, стремление к новому в искусстве.

Маяковскому было органически присуще чувство глубокой личной заинтересованности во всем, чем жила его «страна - подросток», желание отдать ей «всю свою звонкую силу поэта». Отсюда - неустанный поиск средств, которые позволили бы стиху, слову стать жизненно необходимым людям.

Сегодня мы с вами, говоря о том новом, что внес Маяковский в поэзию, попытаемся на конкретном примере просмотреть это новое, разобраться в нём. Для этого нам нужны теоретические сведения, говорящие о том, что явилось новым в поэзии Маяковского.

2. Сообщение ученика о новаторстве Маяковского
Задание класс
у: Во время прослушивания вести запись нового

3. Вопрос к классу: В чем вы увидели особенности поэзии
Маяковского?

На доске таблица:

Новаторство Маяковского

Модель мира

¯

Поэтический язык

¯ ¯

Новые слова Образность

(метафоры, сравнения)

«новая» рифма

¯

новая система стихосложения

(тоническая)

Учитель: Чтобы не быть голословными, мы попытаемся всё то, что отметили, проследить на примере стихотворения В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии». Кстати, продолжим разговор, начатый на прошлом уроке о роли поэта и поэзии в творчестве Маяковского.

4. Чтение учителем стихотворения «Разговор с фининспектором о
поэзии».

5. Вопросы на восприятие:

* С какой целью приходит поэт к фининспектору? (поговорить « о

месте поэта в рабочем строю»)

* Почему именно с фининспектором говорить на такую высокую

тему? (поэта не устраивает принцип налогообложения).

* Какие аргументы выдвигает лирический герой, чтобы доказать, что он имеет право на льготы по налогообложению? (труд поэта тяжек, требует огромного напряжения и сил. Отсюда большие издержки: «изводишь //единого слова ради//тысячи тонн /словесной руды»;» пуд, / как говорится,/соли столовой / съешь//и сотней папирос клуби,// чтобы /добыть / драгоценное слово / из артезианских/ людских глубин;» «а что /если я/ десяток пегасов / загнал / за последние /15 лет?!»; « машину /души/ с годами изнашиваешь»; « поэт / всегда / должник вселенной».)

Вопрос классу: Каков взгляд поэта на творчество?(Маяковский выдвигает в качестве важнейшей задачу служения сегодняшнему дню, его заботам «Долг наш»//- реветь/медногорлой сиреной...»), утверждая при этом и право на бессмертие: «Через столетья /в бумажной раме // возьми строку/ и время верни!»).

Вывод: Каков же, по мнению В. Маяковского, труд поэта? (тяжесть труда, высокое и нелегкое право на бессмертие, право и в разговоре с фининспектором смотреть на вещи по — своему, оплачивается жизнью. А долг поэта - служить сегодняшнему дню).

6. Наблюдение за поэтическим языком

Вопрос классу: на какие две темы поделена лексика? (тема поэта и специальные термины, раскрывающие тему налогообложения).

Задание: приведите примеры из текста (рифма, суффиксов, флексий, склонений, спряжений, стихи, оды, пегасов, стило - одна сторона; декларация, издержки производства, вексель, тариф, авансы, растрата, накладные расходы, амортизация, баланс, пени - другая сторона).

Разговорная лексика: «скажем»; « мелочишку»; «всовывать»; « в копеечку влетают»; «ревмя «; « пуд.../соли /съешь ...»; «зачем.../ эта шапка Сене?»; «делов» и др.

Задание: найти в тексте примеры эпитетов, метафор (Метафоры: «рифма/ - вексель»; «бочка с динамитом»; поэзия...// - « езда в незнаемое»; «машину /души // с годами изнашиваешь»; « И когда/ это солнце//разжиревшим боровом// взойдет/ над грядущим.../» Эпитет «медногорлой» - это и неологизм авторский.

Вывод: Маяковский сталкивает слова разных стилистических пластов, в речь вплетаются и слова, определяющие приметы того времени: «рубль девяносто / сотня папирос, // рубль шестьдесят / столовая соль».

Поэтом широко используются метафоры - излюбленный его троп, помогающий сближать самые неожиданные вещи и понятия.

7. «Новая» рифма

Задание: найти примеры рифм («отца» - «ламцадрица - ца»; «вексель» -«флексий»;

«всовывать» - «слово»; «тариф» - «рифм»; «нацелясь» -«Венецуэле»; «займы я» -

«незнаемое»; «Сене» - «воскресенье»; «делов» -«стило»).

На основе наблюдений за рифмами делается вывод: «новая рифма-рифма, которая не стремится к совпадению звуков в заударной части слова, как в силлабо - тоническом стихосложении (точность рифмы, её предсказуемость, полное совпадение заударных звуков), но ориентирована на совпадение предударных звуков. Это рифма часто неточная, может быть составная, неравносложная. Рифмуются слова разных стилистических пластов.

8. Новая система стихосложения - тоническая.

Меняется ритм, стих дополнительно паузирован. Ритмичность речи создаётся упорядоченностью количества ударений от строки к строке, а не чередованием ударных - безударных слогов, что делает стих более свободным.

Задание: сравните:

Мороз и солнце! День чудесный...

Ямб Гражданин фининспектор...

Какое впечатление создает такой стих? Для какой цели Маяковский и футуристы отказываются от традиционных стихотворных размеров? (Новаторам оказался ближе «поэтический размер живого разговорного слова»).

Задание: Обратите внимание на строфику. В чём её необычность?

Для чего лесенкой? (На слово, вынесенное отдельной строкой, падает особое

смысловое ударение, тогда как длинная строка требует более быстрого её

прочтения. За счет этого удлиняется пауза).

Задание для закрепления: прочитать вслух отрывок: «Говоря по вашему...»

Вывод: Маяковский явился новатором в поэзии. Подчиняя стихи течению времени, стремясь получить максимальную пользу от своей работы, он прибегал к словотворчеству, активно использовал метафоры и гиперболы, расширяя поэтический лексикон за счёт неологизмов, разговорной лексики, экспериментировал с рифмами, размерами, строфикой.

9. Творческая работа описательного характера в стиле футуристов.

На доске:

Скучно нам. Думаем о доме.

Учитель: Давайте, как футуристы. Итак, скучно нам. Скучно. Состояние человеческое, да? Или чувство? Чувства у нас где? В голове? В душе? Верно, в душе.

Нам так скучно, что душа вон. Души нет. Скука. Что скука сделала с душой? Что она сделала, если души нет? (учащиеся подбирают слова).

Выела - подходящий глагол.

Записываем: « Скука выела душу...» Чего не хватает?! Сравнительного оборота.

Давайте подумаем, как кто? Выесть кто может? (подбор слов).

Остановимся на черве.

Итак: «Скука выела душу, как червь?» Нужен эпитет. Давайте нагнетать обстановку. Нам так скучно, так тошно, что жить не хочется. Какой червь?

(подбор слов).

Маяковский союзы часто выбрасывает. Замена творительным падежом.

«Скука выела душу мерзким червем».

Сравните: «Нам скучно ». Что сильнее действует?

Теперь - «Думаю о доме ». Значит, мысли в голове. Синоним к слову голова? Башка, да? Ещё? (подбор слов).

«В черепе мысли о доме». Мыслей много - много. Сколько их? Думаем только о доме (подбор слов).

В черепе роем мысли о доме.

Выводы: Лёгок ли труд поэта?

Домашнее задание (на выбор) : 1. Попытаться переделать любую фразу в духе футуристов или продолжить развивать начатое на уроке. 2.Создать акростихи, в которых будет выражено ваше отношение к поэзии Маяковского.

Учитель: Одно из своих стихотворений («Домой») Маяковский в первых публикациях заканчивал строфой:

Я хочу быть понят моей страной,

А не буду понят -

что ж.

По родной стране

пройду стороной,

Как проходит

косой дождь.

Впоследствии эта строфа была снята поэтом, так как подобная тональность воспринималась им как неуместная: не любил Маяковский выставлять напоказ чувства. Помните? Не теряя оптимизма, поэт, не нашедший понимания в своём времени, обращался к будущему:

Грядущие люди! /Кто вы?// Вот - я ,

/весь/ боль и ушиб.//

Вам завещаю я сад фруктовый//

Моей великой души.

Вот так, без ложной скромности. Он заслуживает понимания, потому что искренен. Надеюсь, что уроки по творчеству Владимира Маяковского если и не заставили вас полюбить его стихотворения, то равнодушными не оставили никого.


Работы учащихся, выполненные после изучения темы.

Акростих

М огатырь, могучий

А тлант ,

Я вивший миру себя ,

К ривляния души избегающий,

О стротой мысли отличающийся ,

«В есь боль и ушиб »,

С толетиями пронесённый ,

К новому стремящийся ,

И щущий и находящий

И скусство сегодняшнего дня.

(Малькова Юлия)

В згляд в будущее устремляющий

Л юбитель нового,

А тлант, оставшийся в веках,

Д елающий новое искусство

И сполин,

« М от и транжир бесценных слов»,

И щущий сочувствия и понимания,

Р азумом пленяющий.

(Сафьянов Илья)

Смерти Поэту

по ту

и по эту

сторону строк

нет

Потому и зовётся –

По -

эт

(Никитин Евгений)

Стилизации

Скука выела душу мерзким червем.

В черепе роем мысли о доме.

Гоню, как проклятых, гульбу и веселье.

Тоска чёрной мантией голову кроет.

Я знаю, что каждый урок – этап,

К дому, к свободе, с миллиметр, но шаг.

Время истекает, как кровью раненый.

Впереди ещё этап – спаренный.

Безвыходность, не удержать…

(Мельников Роман)

Червь скуки в душу вгрызся,

Осел слизью там.

Гордый мой череп,

высься

Мыслью о доме, где роится бедлам.

Насквозь пропорет

воспалённый мой ум

И будет торчать,

как из развороченных

мяс кость. Ваши любови

и тысячи чум Не ввалят мне

в сердце Сострадания мягкость.

Ваши заткните глотки, Чтобы не слышать поток

нечистот зловонных бесед,

О которые я уши изранил,

как крылья орёл

о горный хребет.

О лица чужие истёр я глаза,

До дырок

проморщил лоб.

А из черепа в глаз набежала слеза –

Спрятал – не видели чтоб.

Домой, напролом, ни мигом позже!

Гремлю чемоданным крылом,

Напялив галстука вожжи.

(Никитин Евгений)

*Пусть не шокирует читателя лексика и направленность созданного ребятами: тема и её развитие были заданы на уроке, а эпатажность лексики – одна из главных черт поэзии футуристов.

Самостоятельная работа по творчеству В.В. Маяковского.

Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского

1. “Поэт рабочий” (1918) : приведите цитату, показывающую, что труд поэта ничем не хуже труда рабочего

2. “Сергею Есенину” (1926):

Как понимаете строчки ?

  • “Подражатели обрадовались: бис! \ Над собою чуть не взвод расправу учинил”
  • “Вам и памятник еще не слит, - где он, бронзы звон или гранита грань? -

а к решеткам памяти уже понанесли посвящений и воспоминаний дрянь”

Сравните строчки Есенина и Маяковского – отношение поэтов к жизни. В чем разница?

Есенин: “В этой жизни умирать не ново, \ Но и жить, конечно, не новей”

Маяковский: “В этой жизни умирать не трудно, \ Сделать жизнь значительно трудней”

3. “Разговор с фининспектором о поэзии” (1926)

А) Как сам поэт отвечает, о чем стихотворение? (цитата)

Б) Выпишите цитаты, которые дают определение, что такое поэзия, рифма,

В) Как вы понимаете строчки, сказанные поэтом о себе?

  • “А что, если я с десяток пегасов загнал за последние 15 лет?”
  • “А что, если я народа водитель и одновременно – народный слуга?
  • “Приходит страшнейшая из амортизаций - амортизация сердца и души.”

Определите, какими тропами являются выделенные слова.

4. “Юбилейное” (1924)

Как известно, футуристы в манифесте “Пощечина общественному вкусу” призывали “сбросить Пушкина… с Парохода современности”. Как, судя по этому стихотворению, относится Маяковский к Пушкину и почему именно так? Аргументируйте ответ.

Как вы понимаете слова поэта “бойтесь пушкинистов”?

5. Вступление к поэме “Во весь голос”

Маяковский пишет:

Для вас, которые здоровы и ловки,
Поэт вылизывал чахоткины плевки
шершавым языком плаката…
…Я, ассенизатор и водовоз,
Революцией мобилизованный и призванный,
Ушел на фронт из барских садов
Поэзии - бабы капризной.

Как вы понимаете эти строчки?

Тест по творчеству В.В.Маяковского

1. Маяковский родился

а) в Москве

б) в селе Багдады

в) в Кутаиси

г) в Сан-Франциско

2. Первая книга Маяковского:
а) «Птичница Агафья»

б) «Гадкий утёнок»

в) «Дон Кихот»

г) «Евгений Онегин»

3. Манифест футуристов назывался:

а) «Футуристические иезуиты слова»

б) «Пощёчина общественному вкусу»

в) «Послушайте!»

г) «Стихосложение требует реформ»

4. Любимый троп Маяковского:

а) олицетворение

б) метонимия

в) метафора

5. Какой системой стихосложения пользовался Маяковский?

(тонической)

6. Определите художественный приём, используемый Маяковским:

И вот, \\ громадный, \\ горблюсь в окне, \\ плавлю лбом стекло окошечное…

а) гипербола

б) сравнение

в) метафора

г) литота

7. Поэма «Облако в штанах» посвящена:

а) Татьяне Яковлевой

б) Лиле Брик

в) Зинаиде Райх

г) Марии

8. В поэме «Облако в штанах» содержательных частей:

а) две

б) четыре

в) одна

г) бесчисленное множество

9. Поэт по Маяковскому:

а) «нежный лирик»

б) «должник вселенной»

в) «повеса и хулиган»

г) «свободы торжество»

Приложение 3

Министерство образования и науки

Комитет администрации г. Бийска по образованию

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39»

Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров».

Автор курса: Иванченко Светлана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Пояснительная записка

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение - это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”.

В современной школе многие учащиеся не любят писать сочинения, потому что “они очень трудны”, “неинтересны им”, а “главное, не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это ни звучало парадоксально, но сочинение - это тот вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху глобальных коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов - то же сочинение, самостоятельное составление завершённых и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчёт, справка, рекомендации, деловая записка – это сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст (как письменный, так и устный), вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные. В этом им могла бы помочь активная индивидуальная работа по развитию речи.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, входящий как основной компонент в структуру нового Государственного Стандарта общего образования, в июле 2004 года принятого к исполнению, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Правомерность этого утверждения не требует никаких специальных доказательств. Очевидным является и то, что обучение созданию рецензии, отзыва, интервью или эссе – речевых жанров, представляющих собою особую группу вторичных текстов, имеющих критическую направленность, - есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников ради самой этой компетенции, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее её интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров (отзывов, рецензий, репортажей, эссе) актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор и нести за него ответственность.

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.

Н. Рыленков

Цели курса:

  • Научить учащихся осознавать содержание темы и основную мысль сочинения.
  • Развивать способности учащихся к творческой деятельности.

Задачи курса :

  • Научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию.
  • Формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков.
  • Воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя.
  • Совершенствовать речевую культуру учащихся
  • Развивать коммуникативную культуру обучающихся.

Планирование курса

Занятие 1. Творческая мастерская. Сочинение на свободную тему. Слово о слове. Краткие наброски к сочинению о слове в стихотворной форме. Рассказ на тему “Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…».

Занятие 2. Составные части сочинения на литературную тему. План сочинения. Сочинение по произведению Куприна А.И. «Гранатовый браслет» на тему: “Любовь должна быть…”.

Занятие 3. Авторские ремарки и их роль в развитии конфликта. Авторские ремарки в пьесе Горького «На дне». Составление режиссёрских ремарок и мизансцен.

Занятие 4. Как писать сочинение на литературную тему. Постановка вопроса или проблемы (вступление к сочинению). Развёртывание идеи сочинения (основная часть), доказательность, последовательность, вывод (заключение). Проблема предначертанности судьбы в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем».

Занятие 5. Сочинение – интерпретация поэтического произведения. План анализа. Интерпретация стихотворений поэтов Серебряного века

Занятие 6-7. Путевые заметки. Путевые зарисовки. Написание путевых заметок. (“По дорогам Отечества”. “Путешествие в село (город, край), где я родился. “По тропинкам заповедного края”). Иллюстрация своих записей фотографиями, схемой маршрута, картой путешествия. Чтение отрывков из путевых заметок журналиста Арнольда Пушкаря. “Речка моего детства” Василия Пескова.

Занятие 8. Как писать сочинение на свободную тему. Проблемное сочинение на литературной основе. Сочинение – рецензия, сочинение – эссе.

Занятие 9. практическое занятие. Сочинение – эссе «Россия в изображении поэтов ХХ столетия».

Занятие 10–11. Портретный очерк. Понятие очерка. Требования, предъявляемые к очерку. Показать наиболее характерное в жизни, мыслях, поступках конкретного человека. Написание очерка.

Занятие 12–13. Сравнительная характеристика. Сравнение (сопоставление или противопоставление ) людей, литературных героев, предметов, явлений при условии общего основания, т. е. только по сравнимым признакам. Последовательное, параллельное сравнение. Составление сравнительной характеристики на тему “Лара и Данко”.

Занятие 14. Реалистическая деталь, её роль в изображении вещного мира и создании портретной характеристики. А. Толстой «День Петра».

Занятие 15.Художественная деталь в лирике А.А. Ахматовой. «Проба пера». Описание чувства с помощью детали.

Занятие 16. Отзыв. Элементы анализа литературного произведения. Рецензия. Цель отзыва: поделиться впечатлениями о книге, привлечь внимание к книге, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки героев. Публицистический стиль. Статья в стенгазету. Письмо в газету.

Занятие 17. Экскурсия. Экскурсия по есенинским местам. Составление текста.

Занятие 18. Интервью. Беседа. Репортаж. Диалог. Собеседник: политический деятель, учёный, писатель, художник, спортсмен, писатель, артист, воин – интернационалист. Практическая работа. Интервью с Василием Тёркиным.

Занятие 19. Рассуждение проблемного характера. Сочинение – рассуждение. Проблема – сложная, серьёзная задача, важный вопрос, требующий рассуждения. Тезис. Аргумент. Дискуссия. Сочинение “Что такое доброта и милосердие?”

Занятие 20. Репортаж. Информационная заметка. Воссоздание картины происшедшего, рассказ о том, как протекало событие. Выразительные средства в репортаже. Фоторепортаж, радио – и телерепортаж. Пресс – конференции, консилиумы, конгрессы, съезды.

Занятие 21- 22. Творческая характеристика эпического персонажа. Составление характеристик героев литературных произведений. Мастер. Маргарита. Воланд.

Занятие 23. Словесное рисование.

Занятие 24. Составление киносценария. Тема: «Судьба художника»

Занятие 25 –26. Анализ эпизода как микроструктуры. Язык художественных произведений.

Занятие 27. Статья в газету. Заметка. Рассуждение проблемного характера. Общественно – политическая лексика, эмоционально – окрашенные слова и обороты речи, риторические вопросы. “ О вкусах”.

Занятие 28. Рецензия на фильм.

Занятие 29. Рассказ с необычным построением. Кульминация, завязка, развязка. Действующие лица. Хронология событий.

Занятие 30. Сатирический рассказ. Отношение к объекту осмеяния, оценивание, уровень культуры. Характер вкусов. Комическая ситуация или смешное недоразумение. Манера повествования, обрисовка внешности и язык героев. Способы создания смешного в повести Булгакова «Собачье сердце».

Занятие 31. Лирико-философская миниатюра как один из жанров сочинения. «Тайный» дневник М. Пришвина как наиболее сокровенный и вершинный его жанр. Создание собственной миниатюры с опорой на личное восприятие описываемого.

32. Заключительное занятие. Анализ зачётных работ.

Тематический план

Наименование тем

Кол-во часов

Сроки

1.

Творческая мастерская.

1

2.

Составные части сочинения на литературную тему. План сочинения. Сочинение по произведению Куприна А.И. «Гранатовый браслет».

1

3.

Авторские ремарки и их роль в развитии конфликта

1

4.

Сочинение на литературную тему.

1

5.

Сочинение – интерпретация поэтического произведения.

1

6-7

Путевые заметки. Путевые зарисовки.

2

8

Как писать сочинение на свободную тему.

1

9

Практическое занятие. Сочинение – эссе «Россия в изображении поэтов ХХ столетия».

1

10-11

Портретный очерк.

2

12- 13

Сравнительная характеристика.

2

14.

Реалистическая деталь, её роль в изображении вещного мира и создании портретной характеристики.

1

15

Художественная деталь в лирике А.А. Ахматовой.

1

16.

Отзыв.

1

17

Экскурсия по лермонтовским местам.

1

18.

Интервью.

1

19.

Рассуждения проблемного характера.

1

20.

Репортаж.

1

21-22

Творческая характеристика эпического персонажа.

2

23

Словесное рисование.

1

24.

Составление киносценария.

1

25- 26

Анализ эпизода как микроструктуры.

2

27.

Статья в газету.

1

28.

Рецензия на фильм.

1

29.

Рассказ с необычным построением. Хронология событий.

1

30.

Сатирический рассказ.

1

31.

Лирико-философская миниатюра как один из жанров сочинения.

1

32.

Заключительное занятие. Анализ зачётных работ.

1

Литература:

В. А. Борисова, М. Я. Мишлимович “Сочинения на литературную тему в старших классах”, М., Просвещение, 1978

С. М. Брызгалова, С. Р. Романова “Из опыта обучению написанию сочинений”, Методическое пособие, Якутск, 2003

Т. А. Ладыженская Т. С. Зепалова, “Развивайте дар слова”, факультативный курс “Теория и практика сочинений разных жанров”, М., Просвещение, 1990

Н П. Морозова “ Учимся писать сочинение”, М., Просвещение, 1987