Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель департамента образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
МЗ РФ
Н.Н. Володин
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. председателя
учебно-методического
объединения медицинских
и фармацевтических вузов
И.Н. Денисов
22 декабря 2000 г.
15 декабря 2000 г.
Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов
с высшим медицинским образованием по специальности № 040125 «Фтизиатрия»
Москва - 2000
Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским образованием по специальности «фтизиатрия» (040125) подготовлен сотрудниками курса «Фтизиатрия» Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова
Авторы:
- Зав.курсом, академик АЭН, д.м.н., профессор А.А. Приймак
- зав.учебной частью, д.м.н., профессор А.С. Свистунова
- д.м.н., доцент Г.А. Куфакова
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-ФТИЗИАТРА
4. методические рекомендации ПО преподаванию специальности 040125 – «ФТИЗИАТРИЯ»
5. Учебные и учебно – тематические планы
5.1. ИНТЕРНАТУРА (первичная специализация)
5.2. ОРДИНАТУРА
5.3. Общее усовершенствование по специальности «ФТИЗИАТРИЯ»
5.4. Аттестационный (сертификационный) цикл по специальности «Фтизиатрия» 5.5 Раздел по фтизиатрии для ординаторов и интернов терапевтов, пульмонологов, педиатров и семейных врачей
5.6. Тематическое усовершенствование (ТУ)
6. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФТИЗИАТРИЯ»
Разработанный стандарт послевузовской профессиональной подготовки врача – фтизиатра предусматривает объем знаний и практических навыков, которыми должен владеть специалист и обеспечивает преемственность образовательного процесса на додипломном и последипломном уровне.
Образовательно-профессиональный стандарт обучения позволяет осуществлять учебно-методическое сопровождение при подготовке специалиста на различных этапах последипломного образования: интернатура, клиническая ординатура, общее и тематическое усовершенствование, аттестационные (сертификационные) циклы. Стандарт позволяет приблизить и сопоставить требования, предъявляемые к врачам России с требованиями к зарубежным специалистам, что способствует ускорению интеграции в мировое образовательное пространство.
На всех этапах последипломного образования стандарт включает разделы фундаментальной подготовки по анатомии, физиологии, микробиологии, а также вопросы общей патологии и общественного здоровья.
Помимо обязательного закрепленного минимума (федеральный компонент) предусматривается возможность изменения содержания в зависимости от национально – региональной специфики.
Подробно разработан перечень практических навыков и манипуляций, которыми должен владеть специалист по основной и смежным специальностям в повседневной работе и при неотложных состояниях.
К каждому разделу даны варианты тестового контроля знаний. Список литературы включает обязательный и дополнительный раздел.
Врач фтизиатр – специалист с высшим образованием по специальности –«лечебное дело» или «педиатрия», владеющий различными методами диагностики и терапии заболеваний органов дыхания и имеющий юридическое право самостоятельно оказывать специализированную фтизиатрическую помощь.
Обучение врача-фтизиатра должно осуществляться в ВУЗах, медицинских Академиях и Университетах в условиях крупных туберкулезных клиник, больниц или противотуберкулезных диспансеров. Диплом врача не дает право на самостоятельную работу. Для получения права на практику выпускнику необходима дополнительная подготовка по образовательно-профессиональной программе в течение от 1-го до 3 -х лет.
Специальная подготовка по фтизиатрии должна включать первичную специализацию (интернатуру) и последующее специальное обучение в ординатуре на базах НИИ туберкулеза и крупных диспансеров или туберкулезных больниц со специализированными отделениями и лабораториями.
Интернатура (первичная специализация) и клиническая ординатура по фтизиатрии являются обязательной формой постдипломной подготовки врача, после которой присваивается квалификация врача-фтизиатра.
В ординатуру по фтизиатрии принимаются врачи, прошедшие первичную годичную специализацию (интернатуру) по фтизиатрии. (Приказ МЗ России № 337от 27.08.99). Первичная специализация (интернатура) и ординатура - два звена единой системы подготовки квалифицированных врачей фтизиатров, являются 3-м уровнем высшего образования. Большое значение приобретает преемственность подготовки специалиста-фтизиатра на первом и втором этапе, которая обеспечивается единой программой постдипломного обучения.
Продолжительность обучения в интернатуре 1 год, в ординатуре - 2 года и предусматривает только очную форму медицинского образования.
Подготовка врачей-фтизиатров должна осуществляется в соответствии с разработанными типовыми учебными планами и программами.
За время обучения на кафедре необходимо овладеть всеми профессиональными знаниями и практическими навыками по основной и смежным специальностям, пройти углубленную подготовку по выбранным элективам (не менее 4-х). Обучение осуществляется по индивидуальным планам, разработанным на основании типовой программы применительно к конкретным условиям работы молодого специалиста.
На первом году обучения (интернатура) изучаются вопросы фтизиатрии, изложенные в программе в виде модулей. По завершению каждого раздела (модуля) врач сдает зачет своему преподавателю и заведующему кафедрой. А после окончания интернатуры предусматривается сдача экзамена. Во время зачета и экзамена проводится оценка профессиональных знаний, умений и практических навыков по данному разделу программы.
На втором и третьем году обучения (ординатура) сохраняется модульная система обучения, но в отличие от интернатуры, более подробно изучаются вопросы дифференциальной диагностики туберкулеза, а также наиболее типичные ошибки в диагностике различных форм туберкулеза легких. В разделе лечения, наряду с вопросами химиотерапии, максимальное внимание уделяется реабилитации больных туберкулезом, экспертизе трудоспособности. В клинической ординатуре обязательно изучаются особенности диагностики и лечения сочетаний туберкулеза с заболеваниями других органов и систем.
На поликлинический раздел работы отводится 8 недель в первый год обучения (интернатура) и столько же - при обучении в клинической ординатуре. В поликлинике (диспансере) особое внимание уделяется работе участкового врача по профилактике и диспансерному наблюдению больных туберкулезом и различных групп риска по этому заболеванию.
Из смежных дисциплин для специалиста фтизиатра наиболее значимыми являются разделы по рентгенологии, педиатрии, эндокринологии, пульмонологии и инфекционным болезням. По этим дисциплинам выделяются, как и по основной специальности, обязательные навыки и умения, а также перечень манипуляций, которыми должен владеть специалист.
Национально–региональный (вузовский) компонент Государственного образовательного стандарта по фтизиатрии в раздел фундаментальных дисциплин включает изучение патоморфологических, патофизиологических, иммунологических изменений при туберкулезе, особенности возбудителя, вызывающего туберкулез, в том числе и современные лекарственноустойчивые формы микобактерий. Фрагмент клинической фармакологии подробно рассматривает фармакокинетику противотуберкулезных препаратов.
Раздел «Общественное здоровье и здравоохранение» включает изучение основных показателей здоровья населения а также вопросы медицинской статистики туберкулеза, эпидемиологического мониторинга этого заболевания с использованием современной вычислительной техники.
В Государственном образовательном стандарте по фтизиатрии в элективы выделены наиболее значимые разделы этой специальности, которые требуют углубленного изучения.
Первый электив включает раздел по туберкулезу детей и подростков.
Второй электив посвящен вопросам туберкулеза у ВИЧ – инфицированных и больных наркоманией. Эти сочетания утяжеляют туберкулез, чаще приводят к быстротекущим формам с летальным исходом и особенно сложны как для диагностики, так и для лечения.
В третьем элективе изучаются вопросы саркоидоза. В последние годы пациенты, больные саркоидозом, включены под наблюдение фтизиатров.
Четвертый электив посвящен профессиональным заболеваниям органов дыхания. За последние годы изучено много легочных диссеминаций, обусловленных профессональными контактами с различными вредными факторами. Поэтому для специалистов фтизиатров важно изучение перечисленных разделов профессиональной патологии.
По окончанию обучения по курсу первичной специализации (интернатуры), а затем по курсу ординатуры сдаются экзамены по специальности. В экзаменационную комиссию представляются сведения о профессиональной подготовленности обучающегося и его личная характеристика.
После окончания интернатуры выпускнику выдается свидетельство, а после окончания трехгодичного курса постдипломной специализации – итоговый документ специалиста – фтизиатра .
Окончивший трехгодичный курс постдипломной специализации должен соответствовать требованиям, предъявляемым врачу-фтизиатру второй квалификационной категории, т.е. знать вопросы эпидемиологии, патогенеза туберкулеза, современные методы его профилактики и диагностики, клинические проявления болезни, принципы и методы терапии и дифференциальной диагностики; обладать знаниями в области смежных дисциплин, иметь необходимую подготовку по вопросам врачебно-трудовой экспертизы; знать вопросы организации борьбы с туберкулезом (вакцинации, раннего выявления, организации лечения и диспансерного наблюдения); уметь анализировать эффективность проводимых мероприятий и принимать участие в подготовке врачей других специальностей по совместной работе в борьбе с туберкулезом; знать вопросы санитарно-просветительной работы в области профилактики туберкулеза. Врач-фтизиатр после окончания трехгодичной постдипломной подготовки может работать участковым фтизиатром, заведующим отделением противотуберкулезного диспансера, больницы или санатория.
Лица, проявившие способности к научно-исследовательской работе, могут быть рекомендованы кафедрой и Ученым Советом для обучения в аспирантуре.
Для специалистов, имеющих стаж работы по избранной специальности, предусматривается непрерывное постдипломное образование в виде различных форм переподготовки: общее усовершенствование, аттестационные (сертификационные) циклы или циклы тематического усовершенствования.
Фтизиатрия должна быть обязательным разделом последипломной профессиональной подготовки врачей других специальностей, прежде всего тех специалистов, которые первые сталкиваются с выявлением туберкулеза – пульмонологов, терапевтов, педиатров, семейных врачей. Поэтому по каждой из указанных специальностей в разделе смежные дисциплины в числе других инфекционных заболеваний должен изучаться и туберкулез, как заболевание, которое кроме органов дыхания ,может иметь любую другую моно– или полиорганную локализацию.
Общее усовершенствование (переподготовка) по специальности - очная и очно–заочная формы
504 часа – 14 недель
Сертификационный (аттестационный цикл) – очная и очно – заочная формы 288 часов –8 недель.
Тематическое усовершенствование - очная и очно–заочная формы
234 часа – 6 недель
Рекомендуемые разделы фтизиатрии для различных форм последипломного образования терапевтов, пульмонологов, педиатров и семейных врачей – очная форма обучения
Профессиональное назначение и соответствие специалиста должности.
Специалист фтизиатр – это врач с высшим медицинским образованием по специальности «лечебное дело» или «педиатрия», прошедший первичную специализацию (интернатуру) и клиническую ординатуру по специальности «Фтизиатрия», владеющий теоретическими и практическими навыками по этой и смежным с ней специальностям и получивший итоговый документ.
Врач - фтизиатр после получения итогового документа о постдипломном профессиональном образовании имеет юридическое право самостоятельно оказывать специализированную фтизиатрическую помощь.
Врач – фтизиатр оказывает помощь индивидуально или совместно с другими врачами в государственных медицинских учреждениях (в противотуберкулезных кабинетах, диспансерах, больницах, санаториях, детских садах санаторного типа.)
Обязательный минимум квалификационных требований для любой врачебной специальности клинического профиля
Специалист врач – фтизиатр на основе знаний, полученных при изучении дисциплин, предусмотренных в программе обучения должен уметь следующее.
Получать информацию о заболевании, проводить обследование, выявлять общие и специфические признаки заболевания
Оценивать тяжесть состояния больного, применять необходимые меры для выведения больных из этого состояния, определить объем и последовательность лечебных мероприятий; проводить неотложные и реанимационные мероприятия.
Определять необходимость специфических методов исследования (лабораторных, рентгенологических, лучевых, функциональных)
Определять показания к госпитализации и организовать её
Определять план и тактику ведения больных туберкулезом, назначать необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия
Организовать консультацию больного другими специалистами, осуществлять консультацию больных с подозрением на туберкулез
Осуществлять раннее выявление и диагностику других инфекционных заболеваний;
Проводить необходимые противоэпидемические мероприятия;
Определять нетрудоспособность больного: временную, стойкую; направлять на экспертизу по временной или стойкой нетрудоспособности;
Осуществлять мероприятия по реабилитации больных.
Общеврачебные навыки и манипуляции
Примечание: первая цифра – количество манипуляций в 1 год обучения – интернатуре; вторая цифра – количество манипуляций во 2-3 год обучения – ординатуре. При овладении практическими навыками предусматривается 2 уровня их освоения: 1 уровень (*) врач может проводить под контролем руководителя стажировки или консультативной помощи опытного специалиста, 2 уровень (**) – должен проводить самостоятельно.
коме (диабетической, печеночной, гиперосмолярной, гипогликемической); 5; 10
желудочно-кишечных кровотечениях. 5; 10
Навыки и манипуляции по специальности фтизиатрия
А. Специальные навыки:
организация фтизиатрической помощи в стране, экономика и управление здравоохранением;
социальные и эпидемиологические предпосылки снижения заболеваемости туберкулезом;
факторы риска заболевания туберкулезом;
эпидемиология, статистика туберкулеза;
организация противоэпидемических мероприятий при туберкулезе, их отражение в законах, приказах а также в инструктивно - методических рекомендациях;
действующие учетные и отчетные формы по туберкулезу;
специфическая и неспецифическая профилактика туберкулеза;
задачи противотуберкулезной пропаганды, методы санитарного просвещения;
особенности возбудителя туберкулеза, его биологические свойства, методы выявления;
морфология легких и механизмы защиты аппарата дыхания от повреждающих факторов, патогенез и патоморфология туберкулеза;
состояние иммунной системы при туберкулезе;
физиология дыхания и патофизиологические нарушения, возникающие при специфическом инфекционном процессе;
методы клинического, лабораторного, рентгенологического и инструментального обследования больного туберкулезом;
показания и противопоказания к бронхоскопии и биопсии при туберкулезе и другой патологии органов дыхания;
клиническая классификация туберкулеза, классификация остаточных изменений после перенесенного туберкулеза;
клиническая и рентгенологическая семиотика основных форм туберкулеза органов дыхания и других локализаций специфического процесса;
осложнения туберкулеза органов дыхания и меры их предупреждения;
клиническая и рентгенологическая семиотика заболеваний органов дыхания, сходных с туберкулезом;
особенности клинических проявлений и течения туберкулеза, его выявление, профилактика и лечение у детей и подростков;
особенности клиники и принципы диагностики внелегочных форм туберкулеза (мочеполового, костно-суставного, периферических и мезентериальных лимфатических узлов, мозговых оболочек, кожи, глаз и других органов);
неотложные лечебные мероприятия, применяемые при угрожающих состояниях в клинике туберкулеза и других легочных заболеваний;
принципы комплексной этиотропной терапии туберкулеза, методы и средства патогенетической терапии;
механизмы действия, фармакокинетика противотуберкулезных химиопрепаратов, побочные реакции, меры их профилактики и устранения;
показания и принципы санаторного лечения и реабилитации больных туберкулезом;
показания к хирургическому лечению больных туберкулезом;
экспертиза трудоспособности при туберкулезе;
специфическая и неспецифическая профилактика туберкулеза;
основы диспансеризации больных туберкулезом;
принципы врачебной этики и деонтологии.
Б. Манипуляции по специальности фтизиатрия
** Исследование системы органов дыхания (анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация) 100; 300
** Проведение плевральной пункции 15; 30
** Анализ плевральной жидкости 15; 30
** Проведение эндотрахеальной санации 25; 50
** Взятие мокроты и ее клинический анализ 50; 100
** Сбор мокроты для бактериологического и цитологического исследований 50; 100
** Постановка туберкулиновых проб и их оценка 25; 50
** Проведение провокационных проб с высокими дозами туберкулина и их оценка 10; 20
** Проведение искусственного лечебного пневмоторакса 5; 10
** Проведение искусственного диагностического и лечебного пневмоперитонеума 5; 10
** Проведение бронхоспирометрии и интерпретация результатов 50; 100
** Проведение постурального и позиционного дренажа бронхов 25; 50
** Оценка кислотно-щелочного состояния крови 25; 50
** Оценка результатов нагрузочных тестов 50; 100
** Оценка цитологического и бактериологического исследования мокроты 50; 100
** Интерпретация результатов исследования мокроты на грибковую флору; 10; 20
** Исследования мокроты, промывных вод бронхов для выявления МБТ; 30; 60
** Исследования плеврального выпота. 5; 10
* Интерпретация данных иммунологического статуса. 10; 25
** Интерпретация рентгенограмм, томограмм и компьютерных томограмм органов грудной клетки 50; 100
* Оценка данных радиоизотопного обследования легких. 5; 10
* Оценка данных ангиопульмонографии. 3; 6
** Интерпретация показателей диффузионной способности легких. 10; 25
** Интерпретация показателей бронхоспирографии и пневмотахометрии, 30; 60
* Интерпретация результатов бронхоскопического исследования. 30; 60
Навыки и манипуляции по смежным специальностям.
Рентгенология (040118)
Примечание: первая цифра – количество манипуляций в 1 год обучения – интернатуре; 2-ая цифра – количество манипуляций во 2-3 год обучения – ординатуре. При овладении практическими навыками предусматривается 2 уровня их освоения: 1 уровень (*) врач может проводить под контролем руководителя стажировки или консультативной помощи опытного специалиста, 2 уровень (**) – должен проводить самостоятельно.
Умения и навыки по рентгенологии:
Специальные навыки
Врач-фтизиатр должен знать основные рентгенологические методы исследования, используемые в диагностике заболеваний органов:
* Рентгеноскопия
* Рентгенография
* Флюорография
* Латерография
* Томография (продольная, с поперечным направлением размазывания, зонография)
* Компьтерная томография
* Рентгенофункциональные методы исследования (пробы Вальсальвии, Мюллера, Соколова)
* Контрастные методы рентгенологического исследования (бронхография, ангиопульмография, пневмомедиастинография)
** Радиационная безопасность при рентгенологических методах исследования
* Рентгенанатомия органов грудной клетки
* Рентгенсемиотика различных форм туберкулеза органов дыхания
* Этапы анализа рентгенологических документов (принципы протоколирования рентгеновской документации и формулирование диагностического заключения)
* Радиоизотопные (радионуклидные) методы исследования
* Ренгеносемиотика основных внелегочных локализаций туберкулеза: костей и суставов, моче – половых органов, абдоминального туберкулеза
* Ультразвуковые исследования во фтизиатрии
Манипуляции
** Интерпретация рентгенофункциональных проб исследования 6; 10
** Интерпретация основных скиалогических категорий (очаговая тень, фокусная тень, участок затемнения легочной ткани) 80; 180
** Интерпретация основных рентгенологических симптомов и синдромов во фтизиатрии 80; 180
Пульмонология (040102.08)
Примечание: первая цифра – количество манипуляций в 1 год обучения – интернатуре; 2-ая цифра – количество манипуляций во 2-3 год обучения – ординатуре. При овладении практическими навыками предусматривается 2 уровня их освоения: 1 уровень (*) - врач может проводить под контролем руководителя стажировки или консультативной помощи опытного специалиста, 2-ой уровень (**) – должен проводить самостоятельно.
Умения и навыки по пульмонологии:
Специальные навыки
Врач-фтизиатр должен уметь установить диагноз и провести необходимые манипуляции и лечение при следующих заболеваниях:
Поражение легких при системных заболеваниях соединительной ткани
Гранулематозные поражения легких (саркоидоз, болезнь Вегенера)
Легочные эозинофилии
Профессиональные заболевания легких.
Манипуляции
* Проведение специфической иммунной терапии (гипосенсибилизация) 5;10
** Проведение десенситизации аспирином 5 ; 10
** Оценка результатов бодиплетизмографии 5; 10
** Проведение провокационных проб со специфическими и неспецифическими раздражителями 5;10
** Проведение проб с бронходилататорами 10 ;20
** Проведение мониторинга бронхиальной проходимости с помощью пикфлоумерта 10; 10
** Работа с кислородными приборами, методика длительной малопоточной оксигенации 10; 10
** Работа с аэрозольными препаратами (нибулайзерами) 10; 10
** Оценка результатов нагрузочных тестов 20; 20
* Оценка данных ангиопульмонографии 4; 4
Педиатрия (040201)
Примечание: первая цифра – количество манипуляций в 1 год обучения – интернатуре; 2-ая цифра – количество манипуляций во2-3 год обучения – ординатуре; при овладении практическими навыками предусматривается 2 уровня их освоения: 1 уровень (*) - врач может проводить под контролем руководителя стажировки или консультативной помощи опытного специалиста, 2-ой уровень (**) – должен проводить самостоятельно.
Умения и навыки по педиатрии:
Специальные навыки
Врач-фтизиатр, работающий в детском или подростковом отделении (кабинете), должен уметь установить диагноз (в необходимых случаях с привлечением консультанта) и провести показанные манипуляции и лечение при следующих сочетанных с туберкулезом заболеваниях:
Наследственная патология
Болезни новорожденного
Неспецифические воспалительные болезни дыхательной системы
Болезни сердечно – сосудистой системы
Ревматизм и болезни соединительной ткани
Болезни пищеварительной системы
Болезни недостаточности питания, рахит
Болезни крови и кроветворной системы
Аллергические заболевания в детском возрасте
Острые инфекционные и паразитарные болезни
Злокачественные неопластические заболевания
Манипуляции
** Проведение лекарственной терапии различными способами (пероральным, ректальным, парентеральным и внутривенным) 30; 60
** Восстановление проходимости дыхательных путей (удаление инородных тел) 2; 4
Примечание: первая цифра – количество манипуляций в 1 год обучения – интернатуре; вторая цифра – количество манипуляций 2-3 год обучения – ординатуре; при овладении практическими навыками предусматривается 2 уровня их освоения: 1 уровень (*) врач может проводить под контролем руководителя стажировки или консультативной помощи опытного специалиста. 2 уровень (**) – должен проводить самостоятельно.
Умение и навыки по эндокринологии:
Специальные навыки
Врач-фтизиатр должен уметь установить диагноз (в необходимых случаях с привлечением консультанта) и провести лечение и показанные манипуляции при следующих заболеваниях:
Гипоталямо – гипофизарные заболевания
Заболевания щитовидной железы
Заболевания околощитовидных желез
Сахарный диабет
Заболевания надпочечников
Заболевания половых желез
Ожирение
Манипуляции
* Проведение лечения различных эндокринных заболеваний, сочетанных с туберкулезом 10; 15
** Оценка специальных лабораторных показателей при различных эндокринных заболеваниях 10;15
** Владение современными экспресс – методами определения глюкозы крови 20; 30 Проведение лечения инсулинзависимого диабета 10; 20
Проведение лечения инсулиннезависимого диабета 10; 20
Проведение лечения осложнений диабета 10; 20
Распознавание и оказание неотложной помощи при диабетических комах
Инфекционные болезни (040106)
Примечание: первая цифра – количество манипуляций в 1 год обучения – интернатуре; вторая цифра – количество манипуляций во 2-3 год обучения – ординатуре; при овладении практическими навыками предусматривается 2 уровня их освоения: 1 уровень (*) - врач может проводить под контролем руководителя стажировки или консультативной помощи опытного специалиста, 2 уровень (**) – должен проводить самостоятельно.
Умение и навыки по инфекционным болезням:
Специальные навыки
Врач-фтизиатр должен уметь установить диагноз (в показанных случаях с привлечением консультанта) и провести необходимые манипуляции и лечение при следующих заболеваниях:
Заболевания, вызываемые вирусами (грипп, парагрипп, эпидемический паротит, корь, краснуха, аденовирусная инфекция и др.)
Заболевания, вызываемые простейшими (токсоплазмоз, малярия, лямблиоз, пневмоцистоз и др.)
Другие инфекции: легионеллез, микоплазмозы, хламидиоз.
Острые вирусные гепатиты
Хронический активный вирусный гепатит
Манипуляции
** Проведение сбора патологического материала для проведения вирусологических или бактериологических исследований 10; 10
** Проведение забора крови или других материалов для проведения иммунологических исследований 20; 20
** Проведение комплекса противоэпидемических мероприятий при выявлении острого инфекционного заболевания 10; 10
** Назначение, правильный забор диагностического материала и интерпретация результатов лабораторного исследования при подозрении на вирусный гепатит 10; 10
Навыки по оказанию скорой и неотложной помощи во фтизиатрии
Примечание: первая цифра – количество манипуляций в 1 год обучения – интернатуре; вторая цифра – количество манипуляций во 2-3 год обучения – ординатуре; при овладении практическими навыками предусматривается 2 уровня их освоения: 1 уровень (*) - врач может проводить под контролем руководителя стажировки или консультативной помощи опытного специалиста, 2 уровень (**) – должен проводить самостоятельно.
Определять нетрудоспособность больного: временную и стойкую, направлять на экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности
Осуществлять мероприятия по реабилитации больных
Организовывать комплексные мероприятия в общей лечебной сети по диспансеризации населения для выявления туберкулеза
В диспансере проводить наблюдение, лечение, реабилитацию и перевод из одной группы диспансерного учета в другие
Осуществлять наблюдение контактных лиц, организовывать и участвовать в проведении противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулеза.
Владение правовыми и законодательными основами деятельности врача-фтизиатра
Врач-фтизиатр должен знать:
Основы законодательств о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения
Основы законодательств, регламентирующих врачебную деятельность и деятельность врача-фтизиатра, свои права, обязанности и ответственность
Общие вопросы организации фтизиатрической помощи в стране, работу лечебно-профилактических учреждений, организацию работы по выявлению туберкулеза у взрослого и детского населения
Правила оформления медицинской документации, предусмотренной законодательством
Владеть методами статистического эпидемиологического анализа по туберкулезу
Знать основы медицинского страхования, менеджмента и управления здравоохранением.
Владение алгоритмом постановки диагноза
при вираже туберкулиновой пробы
при длительном кашле (более 3-х недель) и затяжных пневмониях
при симптомокомплексе признаков сходных с туберкулезом
кровохарканье
выпоте в плевральную полость
при наблюдении лиц из групп риска по туберкулезу (сахарный диабет, язвенная болезнь желудка, ХНБОД, хронических болезнях костной, мочеполовой системы, глаз, кожи и др.)
при округлой тени в легком;
при полостном образовании в легких
легочных инфильтратах
легочной диссеминации
лихорадке неясного генеза
увеличенных внутригрудных лимфатических узлах
увеличенных периферических лимфатических узлах
Владение современными методами лечения, фармакотерапии лекарственных средств и реабилитации больных
Врач – фтизиатр должен владеть:
Основными принципами лечения туберкулеза органов дыхания и сочетанных с ним заболеваний, представленных в учебной программе, которые включают: этиотропную, патогенетическую лекарственную терапию и коллапсотерапию
Четко определять показания и противопоказания к хирургическому лечению
Врач – фтизиатр должен знать:
Основы фармакотерапии в клинике внутренних болезней, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств, применяемых во фтизиатрии и при сочетанных с туберкулезом заболеваниях
- осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции;
- показания, противопоказания, режим назначения и возможные побочные действия следующих лекарственных групп:
- антифунгальные средства, применяемые при глубоких микозах.
Врач- фтизиатр должен знать:
- основы немедикаментозной терапии (физиотерапии, фитотерапии, квантовой терапии, лечебной физкультуры и другие немедикаментозные методы) при туберкулезе и другой бронхолегочной патологии;
- показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению при туберкулезе;
- основы рационального питания здоровых лиц, принципы диетотерапии туберкулезных больных.
основные вопросы нормальной и патологической анатомии при туберкулезе, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции при туберкулезе;
основы иммунологии и реактивности организма; иммунитет и аллергию при туберкулезе, механизмы защиты органов дыхания от повреждающих факторов
возбудители туберкулеза у человека и животных; типы микобактерий туберкулеза, их роль в эпидемиологии и клинике туберкулеза, лекарственно – устойчивые и фильтрующиеся Л-формы микобактерии туберкулеза
фармакокинентику противотуберкулезных препаратов
Подготовка по разделам общественного здоровья и здравоохранения.
Врач-фтизиатр должен знать:
Основные направления реформ здравоохранения
Основы менеджмента в здравоохранении. Принципы, функции и элементы управления. Организационные структуры управления в здравоохранении.
Основы экономической эффективности здравоохранения. Экономическую эффективность снижения заболеваемости и ликвидации некоторых заболеваний.
Основы маркетинга в здравоохранении.
Основы медицинского страхования. Основные принципы медицинского страхования. Обязательное и добровольное медицинское страхование.
Применение информационных технологий, для решения различных задач медицины.
Навыки работы с медицинской литературой
Специалист фтизиатр постоянно должен знакомиться с основными руководствами по фтизиатрии и смежным специальностям. Регулярно читать публикации по туберкулезу и смежным специальностям в отечественных и зарубежных журналах. Получения оперативной информации по различным разделам избранной профессии возможно через « Медицинскую газету».
Навыки работы с компьютером.
Специалист фтизиатр должен обладать навыками работы с компьютером и использовать их в различных разделах клинической деятельности: ведение истории болезни, эпидемиологический мониторинг за больными туберкулезом на различных этапах (с момента выявления до полного клинического излечения), обмен этими данными с другими специалистами и ведомствами.
Целью послевузовского профессионального образования является формирование широко образованного врача-специалиста с гуманистическим и естественнонаучным мировоззрением, высокой общей культурой, ориентированного на работу в современных условиях.
Объем требований к образовательно-профессиональной программе и уровню подготовки дипломированного специалиста определяется государственным стандартом.
Стандарт является основой для:
- создания образовательно-профессиональной программы, рабочих учебных и учебно- методических планов
- определения критериев для аттестации (аккредитации) ВУЗов
- определения критериев и содержания государственных экзаменов по специальности фтизиатрия для клинических ординаторов, интернов
- определения критериев и содержания экзамена по специальности фтизиатрия при подтверждении итогового документа врача- фтизиатра
Настоящий государственный стандарт определяет образовательно-профессиональную подготовку врача–фтизиатра, включающую профессиональную первичную подготовку (интернатура и ординатура), программы повышения квалификации для получения или подтверждения врачебной категории специалиста врача-фтизиатра, программу общего усовершенствования, а также программы тематических усовершенствований врачей- фтизиатров и врачей других специальностей (терапевтов, педиатров, пульмонологов, семейных врачей). На основе программы государственного образовательного стандарта разрабатываются учебные и учебно–тематические планы различных видов последипломной подготовки, включая раздел по фтизиатрии для врачей других вышеперечисленных специальностей.
Учебная программа включает объем курса фтизиатрии, необходимый для самостоятельной профилактической, лечебной и организационной работы врача-фтизиатра.
Начало обучения в системе с 1 сентября. Подготовка врачей-фтизиатров предусматривает следующие формы обучения:
а) самостоятельная лечебно-диагностическая работа под руководством преподавателя кафедры фтизиатрии;
б) участие в клинических обходах, разборах, которые проводятся в данном лечебном учреждении;
в) аудиторная учебная работа в виде лекций и семинаров.
Основным методом подготовки врача-фтизиатра является лечебно-диагностическая работа при участии преподавателя кафедры. Расчет учебного времени производится на 1 клинического ординатора 3 часа в неделю при коэффициенте 1: 6 на одного преподавателя (Письмо МЗ России от 03.05.2000г. №2510/4893-32). На обучающихся полностью распространяются правила внутреннего распорядка, установленного для сотрудников базовых учреждений и кафедр. Продолжительность рабочего дня определяется действующим законодательством для врачей-фтизиатров. Норма курации больных составляет половину нормы врача-фтизиатра. В лечебную работу включатся ежемесячные дежурства (не менее 2 раз по 12 часов), первые полтора года в качестве помощника основного врача - дежуранта. Продолжительность отпуска для клинического ординатора равняется отпуску, предусмотренному для специалистов фтизиатров и предоставляется обычно в летний период времени.
Самостоятельная работа клинического ординатора составляет две трети рабочего времени в год. В процессе обучения должны применяться различные формы контроля (тестовый контроль, собеседование, зачет).
За время обучения на кафедре необходимо овладеть всеми профессиональными знаниями и практическими навыками по основной и смежным специальностям, пройти углубленную подготовку по выбранным элективам (не менее 4-х). Обучение осуществляется по индивидуальным планам, разработанным на основании типовой программы применительно к конкретным условиям работы молодого специалиста. Программа подготовки имеет два раздела: профессиональную подготовку и элективы. Профессиональный раздел составляет 90% всего учебного времени и включает теоретическую подготовку (посещение лекций, семинаров) и клиническую подготовку (работа с больными во фтизиатрическом стационаре, дежурства в отделении, получение навыков при оказании неотложной помощи туберкулезным больным, освоение некоторых инструментальные методов диагностики и лечения, работа в поликлиническом отделении противотуберкулезного диспансера). Количество и перечень практических манипуляций различны для врачей-интернов и врачей-ординаторов: первая цифра при описании манипуляции приводится для врачей-интернов; вторая цифра – для врачей ординаторов (2 и 3 год обучения).
Учебно-тематический построен по модульной системе обучения. Выделено 6 модулей:
1. Теоретические основы фтизиатрии
2. Противотуберкулезный диспансер (поликлиника)
3. Диагностика туберкулеза
4. Клиника туберкулеза легких
5. Внелегочный туберкулез
6. Лечение туберкулеза
На первом году обучения (интернатура) изучаются преимущественно вопросы общей и частной фтизиатрии, вопросы инструментальных диагностических методов, изучение смежных специальностей.
Второй и третий год обучения посвящен изучению вопросов дифференциальной диагностики при различных синдромах, индивидуализированной терапии больных при сочетании туберкулеза и патологии других органов и систем (патологии почек, сердечно-сосудистой системы, при сахарном диабете, патологии желудочно-кишечного тракта, особенностям течения болезням в пожилом возрасте и т.п.). Программа второго и третьего года обучения обязательно включает изучение неспецифической патологии органов дыхания, в том числе и изучение редкой патологии органов дыхания.
Выделены вопросы смежных дисциплин. Наиболее значимыми для фтизиатрии являются 5 смежных дисциплин: рентгенология, пульмонология, педиатрия, эндокринология и инфекционные болезни. На знании рентгенологии и пульмонологии основываются основные скрининговые методы выявления и дифференциальной диагностики туберкулеза. Подробно изучаются вопросы рентгенанатомии, рентгенсемиотики туберкулеза органов дыхания и других внелегочных локализаций туберкулеза. Включены различные лучевые методы исследования, применяемые во фтизиатрии: рентгенография, обычная, компьютерная и ядерно–магнитная томография, рентгенфункциональные, радионуклидные и ультразвуковые методы диагностики туберкулеза и его осложнений. Изучаются также такие важные и широко используемые в практической работе вопросы современного флюорографического исследования и радиационной защиты как медицинского персонала, так и пациентов. Специалисты на семинарах и практических занятиях постоянно работают с первичной ренгентомографической документацией (флюорограммами, рентгенограммами и другими рентгендокументами) и к концу обучения могут самостоятельно интерпретировать результаты этих исследований. Раздел пульмонологии включает самую разнообразную легочную патологию: пороки развития бронхов и легких, инфекционные, грибковые, аллергические и опухолевые заболевания. Кроме лекций предусматривается большое количество семинарских занятий, практических занятий и самостоятельная курация больных диагностических отделений. В разделах по эндокринологии, педиатрии и инфекционным заболеваниям включена наиболее частая патология, которая сочетается и утяжеляет течение туберкулеза.
7% всего учебного времени отводиться для фундаментальной подготовки по специальностям патологическая анатомия, патофизиология, микробиология и фармакология.
На подготовку по вопросам общественного здоровья и здравоохранения отводится 3% учебного времени. Обязательно включаются вопросы по управлению здравоохранением и структуре противотуберкулезной службы, вопросы бюджетной медицины, ведение документации и форм отчета. Раздел полицевого учета больных туберкулезом и проведения эпидемиологического мониторинга заболевания изучается с использованием современной вычислительной техники.
Для более углубленной подготовки по специальности предлагается изучение элективов (не более 4 -х). Учебный и учебно-методический план по элективам составляется индивидуально для каждого учащегося, согласно представленным ниже программам.
В противотуберкулезной службе всех регионов России выделена самостоятельная детская фтизиатрическая служба, в которой работают специалисты педиатры, хорошо знающие особенности и формы туберкулеза, присущие детскому и подростковому возрасту. Педиатры–фтизиатры осуществляют методическое руководство в общей лечебной сети по вакцинации детей от туберкулеза и другим видам профилактики и раннего выявления туберкулеза среди детей и подростков. Лечение туберкулеза в этой возрастной группе также значительно отличается от лечения туберкулеза взрослых больных.
Второй электив посвящен вопросам туберкулеза у ВИЧ – инфицированных и больных наркоманией. Туберкулез является основной причиной смерти, а в большинстве случаев и первым поводом для обращения к врачу ВИЧ – инфицированных пациентов. При ВИЧ – инфекции, как формы и локализация туберкулеза, так и сам возбудитель и методы его выявления имеют свои значительные особенности. Алкоголизм и другие виды наркомании и токсикомании у больных туберкулезом встречаются в 50 – 80 % случаев. Эти сочетания утяжеляют туберкулез, чаще приводят к быстротекущим формам с летальным исходом и особенно сложны как для диагностики, так и для лечения.
В третьем элективе изучаются вопросы саркоидоза. В последние годы пациенты, больные саркоидозом включены под наблюдение фтизиатров. Само заболевание с неуточненной этиологией имеет наибольшее сходство с туберкулезом, требует кропотливой дифференциальной диагностики прежде всего с эпидемиологически опасной инфекцией, и поэтому эти больные чаще всего направляются к фтизиатрам.
Четвертый электив посвящен профессиональным заболеваниям органов дыхания. В регионах с развитой угольной отраслью производства включение этого электива особенно актуально, так как самым распространенным профессиональным заболеванием, осложняющимся или сочетающимся с туберкулезом является силикоз. За последние годы изучено много легочных диссеминаций, обусловленных профессиональными контактами с различными вредными факторами. Эти заболевания, так называемые альвеолиты, имеют большое клинико– рентгенологическое сходство с туберкулезом и дифференциальная диагностика проводится в первую очередь с этой инфекцией . Поэтому для специалистов фтизиатров важно изучение перечисленных разделов профессиональной патологии.
Для специалистов, имеющих стаж работы по избранной специальности, и обучающихся на циклах переподготовки (аттестационном, тематического или общего усовершенствования) должен быть указан предшествующий уровень образования с учетом стажа работы и квалификации специалиста.
Предусмотрено несколько видов постдипломной подготовки стажированных специалистов.
Общее усовершенствование продолжительностью более 500 часов рассчитано на специалистов, работающих во фтизиатрии менее 10 лет или работающих в качестве врачей – фтизиатров длительно, но их первичная специализация проводилась менее двух месяцев, а также если в работе по специальности был длительный перерыв. В учебно–методическом плане предусматривается более углубленное изучение особенностей клинического течения, основных скрининговых и других методов диагностики и современного лечения туберкулеза. Форма обучения очная и очно–заочная. При очно–заочной форме обучения объем подготовки может быть сокращен на 25–30 %.
Аттестационные (сертификационные) циклы продолжительностью 288 часов также могут проводиться в виде очной и очно–заочной формы обучения. В последнем случае возможно сокращение объема подготовки на 25–30 % за счет самостоятельной работы.
Для врачей высшей
категории (главных врачей, их заместителей, заведующих отделениями или других врачей, входящих в резерв руководителей подразделений) аттестационный цикл «Актуальные вопросы фтизиатрии, социальной гигиены и организации противотуберкулезной помощи.» предусматривает больший удельный вес организационных вопросов борьбы с туберкулезом (модуль 1), ошибок в диагностике туберкулеза (модуль 3), лечение туберкулеза в сочетании с другими заболеваниями, включая новые технологии (модуль 6).
Для врачей первой
и второй
категории аттестационный цикл «Туберкулез органов дыхания и его дифференциальная диагностика» в большей степени посвящен скрининговым методам диагностики туберкулеза (флюорография , туберкулинодиагностика, бактериологические методы), особенностям клинического течения современного туберкулеза, стандартным схемам лечения.
На цикле «Фтизиатрия детского и подросткового возраста» обучаются врачи–фтизиатры, работающие с детьми и подростками. Учебно-тематический план должен включать особенности диагностики, клинического течения, лечения и диспансерного наблюдения детей и подростков, больных туберкулезом.
На всех аттестационных ( сертификационных ) циклах, независимо от их тематики, изучаются все разделы фтизиатрии, которые предусмотрены в квалификационной характеристике специалиста – фтизиатра.
Тематическое усовершенствование длительностью 6 недель (234 часа) может проводиться по очной и очно–заочной системе. В последнем случае объем подготовки может быть уменьшен на 25–30 % . В современных условиях приоритетной должна быть следующая тематика.
Цикл «Туберкулез органов дыхания у лиц пожилого и старческого возраста» предназначается не только для фтизиатров, но и для других специалистов, работающих с пожилыми больными.
Тематическое усовершенствование по внелегочному туберкулезу рекомендуется врачам противотуберкулезных учреждений и другим специалистам общей лечебной сети, занимающимся диагностикой туберкулеза различных внелегочных локализаций.
Цикл «Профилактика и выявление туберкулеза у детей и подростков» рассчитан на педиатров общей лечебной сети и фтизиатров , работающих с детьми и подростками.
Тематическое усовершенствование «Избранные вопросы дифференциальной диагностики туберкулеза с другими заболеваниями органов дыхания» предназначается для разных врачей (терапевтов, пульмонологов и других специалистов), занимающихся выявлением и дифференциальной диагностикой туберкулеза.
После окончания каждого этапа программы и в процессе обучения применяются различные формы контроля (тестовый, собеседование, зачет). В последние 2 недели, каждого года обучения проводятся экзамены; после первого и второго года - переводные, после третьего - аттестационный экзамен по всему курсу обучения с включением вопросов смежных специальностей и элективов в объеме, предусмотренном настоящим стандартом. Аттестационный (сертификационный) экзамен включает: сдачу практических навыков, оценку теоретической подготовки и клинического мышления, умения применять свои знания и опыт в различных клинических ситуациях. Форма экзамена может быть устной, письменно - тестовой. При успешной сдаче заключительного экзамена вручается итоговый документ специалиста фтизиатра.
Тестовый контроль и ситуационные задачи распределены по модулям, имеют различную степень сложности в зависимости от вида последипломной подготовки (интернатура, ординатура первого года обучения, второго года обучения, аттестационных (сертификационных) циклов перед сдачей экзамена для присвоения или подтверждения врачебной квалификационной категории).
Учебный процесс оснащается учебно-методическими пособиями, современными техническими средствами обучения (слайды, видеофильмы, компьютеры, подборка приказов, методических пособий, банк данных с различными клиническими наблюдениями, иллюстрированными рентгеновской документацией).