Главная              Рефераты - Разное

Формирование производственной программы на примере ОАО «Росгосстрах» 15 Целевые задачи и порядок формирования производственной - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Система планирования объема продаж страховых услуг

и затрат на их выполнение 5

1.1. Виды и формы планов 5

1.2. Методы планирования 8

1.3. Анализ причинно-следственных связей выполнения производственной программы и затрат на ее реализацию 11

2. Формирование производственной программы

на примере ОАО «Росгосстрах» 15

2.1. Целевые задачи и порядок формирования производственной

программы 15

2.2. Обоснование плановых показателей объема продукции 17

3. Планирование затрат для решения производственных задач 20

3.1. Предложения по реализации резервов повышения эффективности

затрат 20

3.2. Расчет затрат на планируемый период 22

Заключение 28

Список литературы 30

ВВЕДЕНИЕ

Планирование в страховании - это попытка предвидения формирования страховых резервов как косвенного показателя эффективности экономики в стране, источника страховых платежей. В связи с этим планирование поступления страховых платежей следует рассматривать не только как план производства страховых услуг, но и как план состояния и движения страховых резервов, их величины и ассортимента.

В условиях рыночных отношений централизованное планирование не является главным инструментом регулирования хозяйственной деятельности страховой организации, поскольку экономическое равновесие достигается за счет функционирования рыночных структур. Тем не менее страховое дело как и любой хозяйствующий субъект требует целенаправленного управления и планирования.

Управление продажами — это управление определенным видом деятельности. Содержание управления продажами включает в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль продаж.

Отправной точкой управления продажами является их планирование.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что вопросы организации финансового планирования в страховой компании являются не только тактическими задачами, но одновременно выступают как предпосылки и условия оптимального финансово-экономического развития, обеспечивают осуществление стратегических задач.

Цель курсовой работы: рассмотрение теоретических основ планирования объема реализации страховых услуг и затрат на их выполнение, расчет планового объема реализации страховых услуг и затрат на их выполнение на примере ОАО «Росгосстрах», а также дать рекомендации по планированию объема реализации страховых услуг и затрат на их выполнение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть систему планирования объема продаж страховых услуг и затрат на их выполнение.

2. Рассмотреть основы формирования производственной программы на примере ОАО «Росгосстрах».

4. Спланировать затраты для решения производственных задач.

Объект курсовой работы: объем реализации страховых услуг и затраты на их выполнение.

Предмет курсовой работы: объем реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» и затраты на их выполнение.

Временные рамки исследования: 2007 – 2009 гг.

Базой для анализа объем реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» и затраты на их выполнение стали Отчеты о прибылях и убытках ОАО «Росгосстрах» за 2007 – 2009гг.

Теоретическую основу для написания курсовой работы составили труды таких авторов, как О.Б.Андреева, М.И.Бухалков, В.Горемыкин, Н.Зозуля, Н.П.Николенко, Е.Е.Румянцева, А.Д.Шеремет и др.

Курсовая работа состоит из введения, основного содержания, включающего две главы, заключения и приложения. Работа содержит 9 таблиц. Список использованных источников и литературы включает 15 наименований.

1. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ

СТРАХОВЫХ УСЛУГ И ЗАТРАТ НА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ

Исходной точкой управления продажами является их планирование. Система планирования объема продаж страховых услуг включает:

1) виды и формы планов продаж,

2) формы и методы планирования,

3) нормативы и процедуры планирования продаж (рис. 1).

Рис. 1. Планирование продаж

1.1. Виды и формы планов

Для того чтобы правильно разработать план продаж страховой компании на очередной год, нужно понять его роль и место в системе оперативного (текущего) планирования компании. Это место обусловлено тем, что план продаж является главной составляющей доходной части бюджета компании на очередной год, так как инвестиционные доходы и доходы по перестрахованию сегодня не являются определяющими в деятельности подавляющего большинства российских страховых компаний (рис. 2).

Рис. 2. Виды и формы планов

Именно исходя из объемов продаж формируется расходная часть бюджета компании на очередной год, включающая в себя операционные и неоперационные расходы.

План продаж может иметь различный формат в зависимости от целей и задач, стоящих перед компанией, и может включать в себя различные фазы:

- в натуральных и финансовых показателях,

- по целевому клиентскому сегменту,

- по продуктам и каналам продаж [7].

Конечно, более корректно планировать сначала в натуральных показателях, то есть в количестве полисов и договоров страхования, так как продавцы (агенты, штатные сотрудники, точки продаж) имеют определенную производительность, присущую именно данной компании. Зная среднюю цену полиса (контракта), можно рассчитать объем страховой премии. План продаж страховых продуктов должен учитывать следующие показатели по видам страхования:

· число полисов, тыс. ед.;

· розничные продажи, тыс. ед.;

· корпоративные продажи, тыс. ед.;

· средняя цена полиса, все клиенты, руб.;

· средняя цена розничного полиса, руб.;

· средняя цена корпоративного полиса, руб.;

· объем продаж, руб.;

· розничные продажи, руб.;

· корпоративные продажи, руб.

Необходимо выделять плановые показатели, фактически достигнутые и темпы роста.

Однако такая правильная система планирования продаж требует наличия в компании управленческого учета как в натуральном, так и в финансовом выражении. А большинство российских компаний только начинают понимать сущность и необходимость такого учета. Поэтому многие страховые компании формируют план продаж только в финансовых показателях. Хотя ради справедливости следует отметить, что значительная часть страховых компаний России и стран ближнего зарубежья вообще не имеют никакого плана продаж.

Сразу же отметим, что план продаж страховой компании на очередной год – понятие емкое и агрегирует в себе:

1) личные планы продаж персонала фронт-офиса;

2) планы продаж точек продаж (агентства, центры продаж, филиалы);

3) планы продаж подразделений центрального офиса (когда таковые имеются).

Итак, мы рассмотрели форматы планов продаж, ответив на вопрос «Что это?». Логично предположить следующий вопрос: «Как формируется план продаж?». На этот вопрос мы ответим рассмотрением методов разработки планов продаж.

1.2. Методы планирования

Существуют следующие методы разработки плана продаж:

1. Метод прогноза.

2. Метод экстраполяции.

3. Нормативный метод.

4. Метод капитализации [7].

Метод прогноза рынка заключается в том, что сначала определяется общий объем продаж на потенциальных рынках страны, сегментированных по продуктовому, клиентскому либо смешанному признаку. Затем определяется доля от этого объема, занимаемая страховой компанией. Способами определения объема продаж на рынке могут быть следующие: по доле в ВВП и по темпам роста.

Таблица 1

Алгоритм расчета по доле ВВП и темпам роста:

1. Берется прогноз прироста ВВП по годам и его абсолютные показатели.

2. Определяется прогноз доли страхования в ВВП по годам.

3. Определяется общий объем рынка на основе доли страхования в ВВП.

4. На основании прогноза структуры рынка делается разбивка по видам страхования и целевым клиентским сегментам.

5. Осуществляется прогноз сбора страховых премий по федеральным округам и областям.

6. Исходя из доли рынка, которую хочет занять страховая компания, формируется план продаж [3].

Следует отметить, что такой прогноз можно делать самим при наличии в компании аналитиков и подразделения маркетинга. А можно взять прогнозы развития российского страхового рынка, подготовленные внешними экспертами.

Однако необходимо спрогнозировать не только общий объем страхового рынка, но и его рост по видам страхования и по целевым клиентским сегментам. Например, прогноз развития по владельцам дорогих новых иномарок будет основан на проведенных ведущими иностранными производителями машин (марки Audi, Toyota, Mercedes, Ford, Nissan, Jeep, Chevrolet, Opel, Volkswagen и др.) и официальными дилерами иностранных производителей в России исследованиях динамики продаж и ожидаемых тенденциях на авторынке. Ожидаемые перспективы: потребительский спрос в большей степени будет ориентироваться на приобретение автомобилей более высокой ценовой категории; в среднем прогнозируется удвоение продаж дорогих машин в России за 5 лет (как минимум); ежегодный рост продаж на 150% (как максимум). При допущении рабочей версии, что 75% приобретенных автомашин будут застрахованы по КАСКО, можно будет рассчитать общий объем рынка по данному виду.

В зависимости от планируемой доли рынка компания может спланировать объем продаж по КАСКО в этом сегменте и по каждому виду транспортных средств. При планировании объема продаж по страхованию недвижимости нужно будет знать стоимость одного квадратного метра жилья и темпы прироста рынка жилья и т. д.

Метод экстраполяции основан на среднегодовых темпах прироста продаж компании в предыдущие годы. При этом можно темпы роста продаж сравнить с темпами роста всего страхового рынка. Например, компания растет по продажам за последние три года на 25% в год. На 4-й год при прочих равных условиях можно экстраполировать этот темп прироста страховых премий при разработке плана продаж.

Расчет плана продаж методом капитализации является «расчетом наоборот». Упрощенно этот метод реализуется следующим образом. Зная величину капитализации компании на очередной год планирования, исходя из стратегического плана, мы можем спланировать объем продаж на этот год. Экспертные оценки и сравнение сделок слияний и поглощений (M&A) на рынках Европы и стран СНГ свидетельствуют о том, что, как правило, на быстрорастущих рынках цена сделки по купле-продаже страховой компании приближается к объему начисленной премии. Таким образом, если капитализация компании в 2007 году должна составить 500 млрд. рублей, то эта цифра и будет являться планируемым объемом продаж страховых услуг на очередной год [6].

Могут быть и другие методы расчета капитализации. Тогда, исходя из применяемого метода, и будет рассчитываться план продаж.

Нормативный метод планирования продаж применяется в тех страховых компаниях, которые измеряют KPI (ключевые показатели деятельности) в сфере продаж. Такими нормативами могут быть следующие показатели:

· корпоративные продажи;

· количество продаж на сотрудника;

· количество продаж на агента;

· количество продаж на агентство;

· количество продаж на филиал;

· средняя цена полиса;

· объем продаж на сотрудника;

· объем продаж на агента;

· объем продаж на агентство;

· объем продаж на филиал;

· общий объем продаж.

Могут быть применены и другие нормативы. Например, компания хочет добиться финансовой рентабельности в 2007 году в 20%. Зная объем прибыли, уровень выплат и величину неоперационных расходов, компания может спланировать общий объем продаж. Например, при объеме прибыли в 10 млн. рублей, объеме страховых выплат в 20 млн. рублей и величине неоперационных расходов в 60 млн. рублей объем продаж должен составить 150 млн. рублей:

Рассмотрев формы планов продаж и методы их разработки, выясним процедуры планирования, то есть алгоритм действий при разработке плана продаж.

1.3. Анализ причинно-следственных связей выполнения производственной программы и затрат на ее реализацию

Состав и структуру расходов определяют два взаимосвязанных экономических процесса: 1) погашение обязательств перед страхователями; 2) финансирование деятельности страховой организации. В связи с этим в страховом деле принята следующая классификация расходов: • расходы на страховые выплаты; • отчисления в запасные фонды и страховые резервы; • отчисления на предупредительные мероприятия (предупреждение возникновения пожаров, консультации по выбору огнестойких конструкций, материалов, устройству водоснабжения и т. п.); • расходы на ведение дел [4]. В совокупности эти расходы представляют собой себестоимость страховых операций. При этом себестоимость в страховом деле понимается в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова – это совокупность всех затрат страховщика на оказание страховых услуг как непосредственных (выплат страхового возмещения или страхового обеспечения), так и расходов на обеспечение финансовой устойчивости страховых операций (формирование запасных и резервных фондов). В узком смысле слова - это расходы страховой организации на ведение дела. Следует заметить, что в страховую стоимость операций включается только та часть расходов на оплату труда, которая направляется непосредственно на выплату вознаграждений страховым агентам. Все остальные расходы по оплате труда (штатные работники и др.) производятся за счет налогооблагаемого дохода. Тем не менее по своей экономической природе затраты на оплату труда являются элементом себестоимости. До 1991 г. средства, предназначенные для финансирования предупредительных мероприятий, направлялись в бюджет. Теперь эти средства остаются в распоряжении страховой организации. Расходы на ведение дела закладываются в нагрузку брутто-ставки и являются важным элементом себестоимости страховых операций. Согласно принятой классификации они включают в себя расходы на оплату работы агентов, хозяйственные и канцелярские расходы, командировочные расходы и др. В мировой практике расходы на ведение дела подразделяются на аквизиционные, инкассовые, ликвидационные и управленческие [13].Аквизиционные расходы проводятся с целью заключения новых договоров страхования (уфология, экология и др.). Инкассовые расходы – это расходы на оплату труда работников страховой организации за сбор страховых платежей и обслуживание страхователей. Ликвидационные расходы обычно являются прямыми и производятся после наступления страхового случая. Они относятся на конкретный вид страхования. В состав этих расходов входят также затраты на проезд экспертов к месту страхового события, вознаграждения экспертам, судебные расходы, расходы на корреспонденцию и т.п. Управленческие расходы включают административно-хозяйственные затраты и др. Путем сопоставления доходов и расходов страховщика определяется финансовый результат страховых операций, иначе - стоимостная оценка итогов хозяйственной деятельности страховой организации.Планирование сумм расходов на ведение дела должно осуществляется с учетом оценки целесообразности и необходимости по следующим основным статьям:

- комиссия по прямому страхованию и входящему перестрахованию;

- оплата труда штатного персонала (нормативным методом, в пределах утвержденного ФОТа на планируемый период);

- прочие расходы, связанные с заключением, обслуживанием договоров страхования, перестрахования;

- начисления на расходы по оплате труда, отчисления во внебюджетные фонды (в соответствии с действующим законодательством);

- остальные расходы (аренда и содержание помещений, операционные хозяйственные канцелярские расходы и т.д. — по фактической необходимости);

- налоги, относящиеся на себестоимость (в соответствии с действующим федеральным и местным законодательством) [4].

Расходы на рекламу, командировочные расходы, расходы на подготовку кадров, другие нормируемые законодательством расходы, могут быть запланированы в расходной части баланса доходов и расходов не выше предусмотренных норм. Сверхнормативные расходы, расходы по финансированию капитальных вложений (приобретение оргтехники, мебели, транспортных средств, недвижимости, проведение капитальных ремонтов), другие расходы, не относимые на себестоимость (постановление
№ 552, № 661 со всеми дополнениями и изменениями), планируются из чистой прибыли после налогообложения и других собственных средств.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРОГРАММЫ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОСГОССТРАХ»

2.1. Целевые задачи и порядок формирования производственной программы

Для того чтобы приступить к формированию планов продаж, необходимо четко определить принципы планирования, органы планирования и порядок их взаимодействия между собой, сроки и нормативную базу планирования [7].

Принципы планирования – исходные руководящие положения, реализуемые в ходе его осуществления (рис. 3).

Рис. 3. Принципы планирования страховой компании

Общий алгоритм планирования заключается в следующем. Перед началом процесса планирования разрабатывается послание генерального директора компании об организации планирования в очередном году. В послании излагаются итоги развития бизнеса в текущем году и определяются индикативные показатели на следующий год: по темпам роста, по структуре портфеля, по рентабельности продуктов и целевых клиентских сегментов.

На основании индикативных показателей точки продаж разрабатывают свои планы продаж, которые консолидируются финансово-экономической службой компании. Для коллегиального рассмотрения планов продаж в компании может быть создан бюджетный комитет. Взаимодействие органов планирования в ходе бюджетного процесса показано на рисунке 4.

Органы планирования работают в соответствии с теми задачами, функциями и сроками, которые изложены в положении о бюджетировании (оперативном планировании), которое состоит из следующих разделов:

1. Общие положения.

2. Цели и принципы планирования.

3. Этапы и сроки планирования.

4. Функции органов планирования.

5. Порядок согласования, защиты и утверждения планов.

6. Нормативы планирования.

7. Форматы планирования.

Рис. 4. Органы планирования страховой компании

Таким образом, мы рассмотрели механизм и процедуры так называемого «встречного планирования», наиболее применяемого в российских страховых компаниях сегодня. Однако может быть применено планирование «сверху вниз», при котором центральный офис разрабатывает план продаж по компании в целом и по точкам продаж и доводит его показатели до продающих структур в императивном порядке.

Следует особо отметить, что формирование плана продаж – дело творческое и имеет свою специфику исходя из особенностей каждой компании. Однако теоретические знания основ бизнес-планирования существенно сокращают время его практической реализации и позволяют избежать серьезных ошибок при организации финансового планирования.

2.2. Обоснование плановых показателей объема продукции

Планирование объема реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» будем проводить по страхованию иному, чем страхование жизни методом экстраполяции. Для того, чтобы спланировать объем реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» на 2010 год, необходимо провести анализ показателей за предыдущий период, т.е. за 2007 – 2009 годы. Данные для анализа взяты из Отчетов о прибылях и убытках ОАО «Росгосстрах» за 2007 – 2009 годы [9-11] (таблица 2).

Таблица 2

Доходы ОАО «Росгосстрах» от реализации страховых услуг

за 2007 – 2009 годы

Наименование показателя

Сумма, тыс. руб.

2007

2008

2009

1. Страхование жизни

107

-

-

2. Страхование иное, чем страхование жизни

3345339

3148473

4832487

2.1. Страховые премии всего

4462099

3452906

4979032

2.2. переданные перестраховщикам

1116760

304433

146545

По данным таблицы 2 рассчитаем плановые показатели объема реализации услуг ОАО «Росгосстрах» по страхованию иному, чем страхование жизни на 2010 год.

1. Проведем анализ объема реализации услуг ОАО «Росгосстрах» по страхованию иному, чем страхование жизни за 2007 – 2009 годы.

Анализ объема реализации услуг ОАО «Росгосстрах» по страхованию иному, чем страхование жизни за 2007 – 2008 годы приведен в таблице 3.

Таблица 3

Анализ объема реализации услуг ОАО «Росгосстрах» по страхованию иному, чем страхование жизни за 2007 – 2008 годы

Наименование показателя

Сумма, тыс. руб.

Изменение

2007

2008

Тыс. руб.

%

Страховые премии

3345339

3148473

- 196866

- 5,9

Таким образом, сумма страховых премий за 2008 год по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 196866 тыс. руб., или на 5,9%, т.е. прирост составил – 5,9%.

Анализ объема реализации услуг ОАО «Росгосстрах» по страхованию иному, чем страхование жизни за 2008 – 2009 годы приведен в таблице 4.

Таблица 4

Анализ объема реализации услуг ОАО «Росгосстрах» по страхованию иному, чем страхование жизни за 2008 – 2009 годы

Наименование показателя

Сумма, тыс. руб.

Изменение

2008

2009

Тыс. руб.

%

Страховые премии

3148473

4832487

+ 1684014

+ 53,5

Таким образом, сумма страховых премий за 2009 год по сравнению с 2008 годом увеличилась на 1684014 тыс. руб., или на 53,5%, т.е. прирост составил 53,5%.

2. Рассчитаем средний тем прироста объема реализации страховых услуг за 2007 – 2009 годы:

(- 5,9% + 53,5%) / 2 = 23,8%

3. По результатам проведенного анализа можно спланировать объем реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» на 2010 год методом экстраполяции. Так как средний прирост реализации страховых услуг составляет 23,8%, то объем реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» (в денежном эквиваленте) в 2010 году может увеличиться на 23,8%:

4832487 тыс. руб. 23,8% = 1150131,9 тыс. руб.

Тогда план объема реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» по страхованию иному, чем страхование жизни составит:

4832487 тыс. руб. + 1150131,9 тыс. руб. = 5982619 тыс. руб.

Аналогичным образом можно рассчитать плановые показатели объема реализации услуг ОАО «Росгосстрах» и по каждому виду страхования отдельно.

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ

ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАДАЧ

3.1. Предложения по реализации резервов повышения эффективности затрат

Доходы от планового объема реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» в 2010 год должен полностью покрыть затраты на их выполнение.

Метод экстраполяции является одним из простейших способов определения объема реализации услуг и затрат на их выполнения. Он позволяет вычислить лишь приближенные показатели. Для более точного планирования в теоретической части курсовой работы были рассмотрены и другие методы: метод прогноза, нормативный метод, метод капитализации. Однако для применения данных методов необходимо владеть и конкретными показателями деятельности предприятия (организации). Тем не менее, на основании изученного теоретического материала можно выделить следующие рекомендации по планированию объема реализации страховых услуг и затрат на их выполнение.

При составлении плана объема продаж (поступлений страховых премий) может быть эффективен CVP-анализ (анализ «издержки-объем-прибыль»), позволяющий найти наиболее оптимальные объемы продаж и максимальную величину чистого дохода.

Поскольку на объем страховых премий влияют различные показатели, то при планировании объема продаж страховых услуг необходимо проводить и анализ их динамики. К основным таким показателям относятся: количество заключенных договоров, количество действующих договоров, страховая сумма на один договор страхования, средний платеж на один договор страхования, средний действующий тариф.

Необходимо соблюдать следующие соотношения и пределы:

- общая сумма текущих расходов на ведение дела должна быть не более 40-45% от премии по прямому страхованию для подразделений, непосредственно связанных со страхованием;

- для подразделений, не связанных непосредственно со страховым бизнесом, проекты смет расходов должны определяться с учетом требования экономности и целесообразности;

- прирост расходов по этим подразделениям не может превышать 0,3-0,5 раза от темпа прироста премий по прямому страхованию в планируемом периоде;

- прирост ФОТ по подразделениям, связанным со страховым бизнесом, может предусматриваться в соотношении 0,6 раза от планируемого прироста премий по прямому страхованию;

- прирост ФОТ по подразделениям, не связанным со страховым бизнесом, может предусматриваться в соотношении 0,3 раза от планируемого прироста премий;

- расходы на развитие не должны превышать 10—15% от общей суммы расходов на ведение дела [4].

Существенное влияние на прогнозируемый финансовый результат оказывают доходы и расходы по операциям перестрахования. Необходимо, однако, при планировании стремиться к достижению паритетного соотношения входящего и исходящего перестрахования. Высокий уровень исходящего перестрахования приводит к «утяжелению» относительных расходов на ведение дела и снижению рентабельности, появлению отрицательных финансовых результатов.

Объемы премий, передаваемых в перестрахование, планируются исходя из существующей и прогнозируемой структуры страхового портфеля по прямому страхованию с учетом существующей в организации перестраховочной политики.

Объемы выплат по договорам, принятым в перестрахование, определяются с учетом динамики уровня выплат.

Комиссии и тантьемы определяются расчетным путем с учетом оценок менеджеров по страхованию.

В заключение следует отметить, что планы необходимо составлять не только на 1 – 2 года, но и на более короткие периоды: месяц, квартал, а также не только в денежном выражении, но и в натуральном, «разбивая» их по клиентским сегментам и по продуктам страхования. Для расчета плана продаж в таком случае определяются количество продаж и средняя цена договора (полиса), произведение которых и представляет собой план продаж по видам страхования и клиентским сегментам.

3.2. Расчет затрат на планируемый период

Планирование затрат на выполнение плана по реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» будем проводить также методом экстраполяции. Для того, чтобы спланировать затраты на выполнение плана по реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» на 2010 год, необходимо провести анализ показателей за предыдущий период, т.е. за 2007 – 2009 годы. Данные для анализа взяты из Отчетов о прибылях и убытках ОАО «Росгосстрах» за 2007 – 2009 годы (таблица 5).

Таблица 5

Расходы по ведению страховых операций ОАО «Росгосстрах»

за 2007 – 2009 годы, тыс. руб.

Наименование показателя

2007

2008

2009

Расходы по ведению страховых операций – нетто перестрахование

753824

735838

774134

1. Затраты по заключению договоров страхования

66382

75028

61701

2. Прочие расходы по ведению страховых операций

688595

662470

713437

3. Вознаграждение и тантьемы по договорам перестрахования

1153

1660

1004

По данным таблицы 5 рассчитаем затраты на выполнение плана по реализации услуг ОАО «Росгосстрах» на 2010 год.

1. Проведем анализ затрат на реализацию страховых услуг ОАО «Росгосстрах» за 2007 – 2009 годы.

Анализ затрат на реализацию страховых услуг ОАО «Росгосстрах» за 2007 – 2008 годы приведен в таблице 6.

Таблица 6

Анализ затрат на реализацию страховых услуг ОАО «Росгосстрах»

за 2007 – 2008 годы

Наименование показателя

Сумма, тыс. руб.

Изменение

2007

2008

Тыс. руб.

%

Расходы по ведению страховых операций – нетто перестрахование

753824

735838

- 17986

- 2,4%

1. Затраты по заключению договоров страхования

66382

75028

+ 8646

+ 13%

2. Прочие расходы по ведению страховых операций

688595

662470

- 26125

- 3,8%

3. Вознаграждение и тантьемы по договорам перестрахования

1153

1660

+ 507

+ 44%

Таким образом, общая сумма затрат на реализацию страховых услуг ОАО «Росгосстрах» за 2008 год по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 17986 тыс. руб., или на 2,4%, т.е. прирост составил – 2,4%.

При этом затраты по заключению договоров страхования увеличились на 8646 тыс. руб., или на 13%, т.е. прирост составил + 13%.

Прочие расходы по ведению страховых операций уменьшились на 26125 тыс. руб., или на 3,8%, т.е. прирост составил – 3,8%.

Вознаграждение и тантьемы по договорам перестрахования увеличились на 507 тыс. руб., или на 44%, т.е. прирост составил + 44%.

Анализ затрат на реализацию страховых услуг ОАО «Росгосстрах» за 2008 – 2009 годы приведен в таблице 7.

Таблица 7

Анализ затрат на реализацию страховых услуг ОАО «Росгосстрах»

за 2008 – 2009 годы

Наименование показателя

Сумма, тыс. руб.

Изменение

2008

2009

Тыс. руб.

%

Расходы по ведению страховых операций – нетто перестрахование

735838

774134

+ 38296

+ 5,2

1. Затраты по заключению договоров страхования

75028

61701

- 13327

- 17,8

2. Прочие расходы по ведению страховых операций

662470

713437

+ 50967

+ 7,7

3. Вознаграждение и тантьемы по договорам перестрахования

1660

1004

- 656

- 39,5

Таким образом, общая сумма затрат на реализацию страховых услуг ОАО «Росгосстрах» за 2009 год по сравнению с 2008 годом увеличилась на 38296 тыс. руб., или на 5,2%, т.е. прирост составил + 5,2%.

При этом затраты по заключению договоров страхования уменьшились на 13327 тыс. руб., или на 17,8%, т.е. прирост составил – 17,8%.

Прочие расходы по ведению страховых операций увеличились на 50967 тыс. руб., или на 7,7%, т.е. прирост составил + 7,7%.

Вознаграждение и тантьемы по договорам перестрахования уменьшились на 656 тыс. руб., или на 39,5%, т.е. прирост составил – 39,5%.

2. Расчет средних показателей прироста затрат на реализацию страховых услуг ОАО «Росгосстрах» за 2007 – 2009 годы приведен в таблице 8.

Таблица 8

Средние показатели прироста затрат на реализацию страховых услуг ОАО «Росгосстрах» за 2007 – 2009 годы

Наименование показателя

Прирост, %

Средний прирост, %

2007-2008

2008-2009

Расходы по ведению страховых операций – нетто перестрахование

- 2,4%

+ 5,2

+ 1,4

1. Затраты по заключению договоров страхования

+ 13%

- 17,8

- 2,4

2. Прочие расходы по ведению страховых операций

- 3,8%

+ 7,7

+ 1,95

3. Вознаграждение и тантьемы по договорам перестрахования

+ 44%

- 39,5

+ 2,25

Из таблицы 8 видно, что в плане затрат на реализацию страховых услуг средний прирост может составить:

Расходы по ведению страховых операций – нетто перестрахование: + 14%.

Затраты по заключению договоров страхования: - 2,4%.

Прочие расходы по ведению страховых операций: + 1,95%.

Вознаграждение и тантьемы по договорам перестрахования: + 2,25%.

При этом общая сумма затрат не должна превышать общую сумму дохода, полученного от запланированного объема реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах».

3. По результатам проведенного анализа можно спланировать сумму затрат на реализацию страховых услуг ОАО «Росгосстрах» на 2010 год методом экстраполяции (таблица 9).

Таблица 9

Расчет затрат на реализацию страховых услуг ОАО «Росгосстрах»

на 2010 год

Наименование показателя

Сумма затрат 2009г., тыс. руб.

Средний прирост за 2007 – 2009 гг.

Сумма затрат 2010г., тыс. руб.

%

Тыс. руб.

Расходы по ведению страховых операций – нетто перестрахование

774134

+ 1,4

10837,9

784971,9

1. Затраты по заключению договоров страхования

61701

- 2,4

1480,8

60220,2

2. Прочие расходы по ведению страховых операций

713437

+ 1,95

139121,5

852558,5

3. Вознаграждение и тантьемы по договорам перестрахования

1004

+ 2,25

22,59

1026,59

Из таблицы 9 видно, что плановые суммы затрат на реализацию страховых услуг ОАО «Росгосстрах» на 2010 год составят:

Расходы по ведению страховых операций – нетто перестрахование: 784971,9 тыс. руб., т.е. увеличатся на 10837,9 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом.

Затраты по заключению договоров страхования: 60220,2 тыс. руб., т.е. уменьшаться на 1480,8 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом.

Прочие расходы по ведению страховых операций: 852558,5 тыс. руб., т.е. увеличатся на 139121,5 тыс. руб.

Вознаграждение и тантьемы по договорам перестрахования: 1026,59 тыс. руб., т.е. увеличатся на 22,59 тыс. руб.

4. Рассчитаем разницу в плановых суммах объема реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» и затрат на их выполнение в 2010 году:

5 982 619 тыс. руб. – 784 971,9 тыс. руб. = 5 197 647,1 тыс. руб.

Таким образом, доходы от реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» в 2010 году покроют все затраты на их выполнение.

В Приложении приведен план объема реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» на 2010 год и затрат на их выполнение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате написания курсовой работы были рассмотрены теоретические основы планирования объема реализации страховых услуг и затрат на их выполнение, расчет планового объема реализации страховых услуг и затрат на их выполнение на примере ОАО «Росгосстрах», а также даны рекомендации по планированию объема реализации страховых услуг и затрат на их выполнение.

Для достижения цели курсовой работы были решены все поставленные задачи.

Подводя итоги отметим следующее.

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия. Процесс планирования заключается в разработке последовательности действий, в организации действий по выполнению планов и контроле за конечными результатами. Чем лучше отработаны и теснее взаимосвязаны эти важнейшие функции, определяющие в совокупности существо предмета управления, тем результативнее управление.

План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. В процессе реализации плана, необходимым является контроль за его исполнением.

Исходной точкой управления продажами является их планирование. Система планирования объема продаж страховых услуг включает:

1) виды и формы планов продаж,

2) формы и методы планирования,

3) нормативы и процедуры планирования продаж.

План продаж может иметь различный формат в зависимости от целей и задач, стоящих перед компанией, и может включать в себя различные фазы:

- в натуральных и финансовых показателях,

- по целевому клиентскому сегменту,

- по продуктам и каналам продаж.

Существуют следующие методы разработки плана продаж:

1. Метод прогноза.

2. Метод экстраполяции.

3. Нормативный метод.

4. Метод капитализации.

Для того чтобы приступить к формированию планов продаж, необходимо четко определить принципы планирования, органы планирования и порядок их взаимодействия между собой, сроки и нормативную базу планирования.

В практической части курсовой работы по результатам анализа показателей объема реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» за 2007 – 2009 годы методом экстраполяции был определен плановый объем реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» на 2010 год: 5982619,0 тыс. руб.

По результатам анализа затрат на реализацию страховых услуг ОАО «Росгосстрах» за 2007 – 2009 годы также методом экстраполяции были определены плановые затраты на реализацию страховых услуг ОАО «Росгосстрах» на 2010 год, общий объем которых составил: 784971,9 тыс. руб.

При этом доходы от планового объема реализации страховых услуг ОАО «Росгосстрах» в 2010 год должен полностью покрыть затраты на их выполнение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева О.Б. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. – Кострома: КГТУ, 2004. – 86с.

2. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Норма, 2008. – 416с.

3. Горемыкин В. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Высшее образование, 2009. – 634с.

4. Зозуля Н. Финансовое планирование как метод осуществления финансово-экономической стратегии страховой компании // Финансы. – 2000. - № 11. – С. 26 – 29.

5. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии : Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/под общ. ред. А.И.Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 359с.

6. Котляров И.Д. Планирование на предприятии: Учеб. пособие, 2009. – 480с.

7. Николенко Н.П. Разработка плана продаж // Организация продаж страховых продуктов. – 2007. - № 1. – С. 17 – 22.

8. Николенко Н.П. Управление продажами в страховой компании // Организация продаж страховых продуктов. – 2006. - № 4. – С. 32 – 35.

9. Отчет о прибылях и убытках страховой организации ОАО «Российская Государственная Страховая Компания» за 2007 год // Режим доступа: www.rgs.ru

10. Отчет о прибылях и убытках страховой организации ОАО «Российская Государственная Страховая Компания» за 2008 год // Режим доступа: www.rgs.ru

11. Отчет о прибылях и убытках страховой организации ОАО «Российская Государственная Страховая Компания» за 2009 год // Режим доступа: www.rgs.ru

12. Румянцева Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием: Учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2010. – 572с.

13. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие для вузов/В.И. Ляско.- М.: «Экзамен», 2005. – 266с.

14. Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 408с.

15. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 319с.