Главная              Рефераты - Разное

Рекомендации по созданию информационно аналитической группы и ее работе на событии в рамках инновационной деятельности. Овчинникова Е. В - реферат

Институт образовательной политики «Эврика»

Некоммерческое партнерство «Эврика - Зеркало»

Отражение деятельности

Авторской экспериментальной школы в сети.

Рекомендации по созданию

информационно – аналитической группы и ее работе на событии в рамках инновационной деятельности.

Овчинникова Е.В.

Морозова Е.С.

Сажина В.А.

Красноярск, 2005.

Содержание

Введение

3

Организация работы группы, обеспечивающей отражение события на сайте

4

Рекомендации координатору группы

5

Рекомендации репортеру

6

1. Репортажные тексты: понятие, значимость

2. Как написать репортажный текст

3. Типы репортажных текстов

4. Оформление текста в соответствии с выбранным типом

5. Как оформить текст

6

7

7

11

11

Рекомендации аналитику

14

1. Что такое аналитическая деятельность. Зачем нужна аналитика инновационной деятельности

2. Что такое событие и зачем нужна аналитика события

3. Как построить анализ события

4. Как написать аналитическую записку

14

15

15

16

Рекомендации программисту

18

Рекомендации фотографу

20

Введение

Жизнь школ, вузов и других образовательных учреждений – тема для почти ежедневных статей, передач в СМИ. Чаще образование во всех его проявлениях отражается с негативной стороны. Критикуется качество образования и критикуется реформа образования, направленная, в том числе на повышение этого качества. Критикуется мизерная оплата труда учителей и вместе с тем – сама работа этих учителей. Тем временем яркие результаты деятельности (как инновационной, так и нормативной) Авторских школ остаются чаще в тени. В сети инновационных площадок «Эврика» наработано много интересного, но знают об этом немногие.

Ежедневно в каждой Авторской школе сети «Эврика» происходит что-то, что не похожее на жизнь обычной школы. И детей в первый класс принимают по-особому, и выпускников провожают событийно, и педагогические собрания проходят интересно. Учащиеся инновационных школ сети строят свои проекты и реализуют их, проводят совместные встречи (причем не только на уровне школы, но также встречи городского уровня и шире). Директора школ, профессиональных лицеев, заведующие детскими садами строят партнерские отношения между собой, с бизнесменами, с представителями власти… Об этих достижениях, о достижениях педагогов, учащихся авторских школ, увы, знают немногие. Распространение информации об этих результатах, достижениях и привлекает новых участников к происходящему в инновационной деятельности, и задает образцы особого педагогического, управленческого действия, особой деятельности школьников.

Размещение новостей о деятельности Вашей Авторской школы на сайт ИОП «Эврика» - дополнительная возможность для Вас и рассказать о том, что происходит у вас, и найти партнеров, и создать (укрепить) имидж вашей школы, и привлечь внимание представителей не образовательных институтов.

Для удобства организации Вашей работы по созданию системы отражения события, происходящего в рамках инновационной деятельности площадки, предлагаем рекомендации по формированию информационно – аналитической группы и собственно информационно – аналитической деятельности.

Организация работы информационно – аналитической группы,

обеспечивающей отражение событий в сети

Итак, если принято решение постоянно размещать информацию в сети о вашей деятельности, необходимо создать рабочую группу, которая занималась бы отражением происходящего на инновационной площадке. Ниже обозначены основные рабочие позиции в информационно - аналитической группе (обратите внимание, что это не должности, один человек может занимать несколько позиций в группе). Задача такой группы - оперативно информировать, комментировать и компетентно анализировать.

Позиции в информационно - аналитической группе, действия по позициям (ориентировочный расклад)

Позиции

Деятельность (краткое описание)

  1. Координатор группы
  • Создание условий для работы группы и обеспечение необходимыми ресурсами (компьютеры, выход в Интернет и т.д.);
  • Распределение ответственности между людьми в соответствии с решаемыми задачами;
  • Осуществление контроля над выполнением деятельности.
  1. Репортер
  • Написание репортажных текстов по событию;
  • Оформление текстов в электронном виде;
  • Интервьюирование участников события (при необходимости).
  1. Аналитик
  • Написание аналитических записок по происходящему событию;
  • Аналитические доклады на специально организованных событиях (при необходимости).
  1. Редактор

Редактирование статей с точки зрения соответствия содержания поставленным задачам, содержанию события, корректности и т.д.

  1. Корректор

Проверка текста на наличие синтаксических, орфографических и др. ошибок, их исправление.

  1. Фотограф

Фото на событии (в каждом пространстве события).

  1. Технический менеджер или

Программист

  • Обработка фотографий.
  • Размещение на сайт текстов и соответствующих им фото.

Один и тот же человек может занимать несколько позиций. Количественный состав группы зависит от события, которое освещается: чем больше пространств работает параллельно (деятельностных, содержательных), тем больше человек необходимо для полного отражения этого события (количественный состав группы зависит от количества работающих пространств). Техническое обеспечение также зависит от масштабности события. По меньшей мере, нужны 1) цифровой фотоаппарат, 2) компьютеры (для написания текстов, обработки фото и размещения готовых текстов и фото на сайт).

Рекомендации координатору группы

Поскольку основное требование, предъявляемое к новостям – оперативность, то статьи по событию размещаются на сайте в день события. Продуктивность работы во многом зависит от того, как организованы условия.

Для того, чтобы статьи по событию максимально быстро появлялись на сайте, отражаясь с разных сторон, необходимо заранее создать условия для работы по каждой позиции. Сначала на событии работают репортер(ы), фотограф(ы), собирая информацию, оформляя ее. Если есть возможность – статьи оформляются уже в процессе события (или если не статьи, то материал – заготовки для статьи). То же можно сказать и про аналитика: работает на событии от начала до завершения, по ходу делая заметки, и по окончании события оформляет аналитическую записку (при необходимости – делает небольшой доклад).

По окончании какого-то этапа события в течение ближайшего времени оформляются статьи. Как только статьи оформлены и отредактированы, они размещаются на сайте. Помимо размещения новости на сайте вашей школы, информацию о событии необходимо отправить администратору сайта www.eurekanet.ru для того, чтобы анонс появился на главной странице этого сайта в ленте «Новости сети» (откуда дается ссылка на страницу сайта школы с подробным описанием события). Если сайт вашей школы находится на доработке, статьи, описывающие события, размещаются на сайте www.em.mifors.com (Эврика-Зеркало).

Для работы репортера и аналитика необходимо организовать возможность их легкого доступа в любое пространство события (если по каким-то причинам предполагается ограничение его участников). Желательно наличие портативного компьютера: он облегчает работу в том, что не приходится текст переписывать дважды (сначала от руки на бумаге, потом – на компьютере). При отсутствии ноутбука, необходим компьютер в течение дня события и по его окончании.

Для технического менеджера необходим компьютер с выходом в Интернет на протяжение всего времени, пока длится событие и по его окончании.

Для фотографа – цифровой фотоаппарат в течение всего события.

До начала события необходимо договориться о том, какие моменты (мероприятия) в рамках этого события наиболее значимы, чтобы в первую очередь сосредоточить силы именно там.

Координатор группы также может выступать в роли редактора, работающего со статьями до того, как они появляются на сайте (читает с точки зрения соответствия содержания поставленным задачам, содержанию события, корректности и т.д.).

Рекомендации репортеру

1. Репортажные тексты: понятие, значимость.

2. Как написать репортажный текст.

3. Типы репортажных текстов.

4. Оформление текста в соответствии с выбранным типом.

5. Как оформить текст

1. Репортажные тексты: понятие, значимость

Написание репортажных текстов - один из компонентов деятельности по освещению события. Тексты любого типа служат своего рода «зеркалом», они отражают всё происходящее на событии. «Событие» в сети инновационных площадок понимается, как особое пространство, в котором либо специально создаются условия для развития проектной деятельности АЭШ и сети в целом, либо изменение происходит вне зависимости от инициативы АЭШ, и, так или иначе, оказывает влияние на их деятельность.

Важность текстов, написанных по событию, заключается в том, что, с одной стороны, они выполняют информативную функцию (то есть, человек, даже не присутствуя на событии, имеет возможность быть в курсе всего происходящего), а с другой стороны, могут являться материалом для построения аналитики. Дело в том, что при написании аналитического текста существенно видение (знание) всего, что происходило на событии, и существование текстов, описывающих семинар в каждой его точке, позволяет выстраивать полную картину.

Все тексты можно разделить на две группы: первая включает в себя тексты, фиксирующие факты события, вторая предполагает кроме фиксации фактов еще и предъявление собственного отношения автора к описываемому событию. Необходимо отметить, что «отношение» в данном случае понимается не как оценка «хорошо или плохо», «согласен или не согласен», а как предъявление обоснованной позиции относительно описываемого явления (понятия, процесса), собственной интерпретации происходящего на событии. Ещё более интересным и сложным ходом является создание условий для появления у читателя собственного мнения относительно описываемого события. Одним из способов создания такого «пространства отношения» может стать постановка вопросов, требующих размышления читателя и т.п.

Но с предъявлением собственного отношения репортер должен быть крайне аккуратен. Дело в том, что репортажный текст должен претендовать на объективность. Максимально объективное отражение события - главная задача репортера.

Для того, чтобы представить читателям реальную картину происходящего, репортер должен удерживать позицию внешнего наблюдателя и при этом он должен видеть событие с разных сторон, в каждой его точке. Также существенно удержание общего контекста, в котором происходит событие. К примеру, если происходит дискуссия, предметом обсуждения которой является реформа образования, то репортёр, занимающийся написанием текста должен понимать, о чём, собственно, идет речь, дабы избежать неправильного толкования новой для него информации. Репортеру, знающему о реформе образования, будет гораздо проще понимать, как разворачивается дискуссия, какую позицию удерживает каждый из оппонентов (и удерживает ли вообще). И к тому же, не понимая контекстов, трудно построить свое отношение и уж тем более обосновать его.

2. Как написать репортажный текст

Репортажные тексты носят несколько назначений, одно из которых - передача информации через расстояние и время. В этом смысле, можно говорить о том, что текст должен быть построен таким образом, чтобы через несколько лет человек, находящийся в любой точке мира мог воспользоваться репортажным текстом с события и понять всё, что там происходило, что хотел сообщить автор.

1. Написание любого текста начинается со стенограммы. Задачей репортера на данном этапе работы над текстом является фиксация развития события (фактов): отражение последовательности рождения и развития новых смыслов, описание позиции участников диалога. Кроме того, можно записывать интересные метафоры или цитаты. Всё это необходимо для того, чтобы при дальнейшей работе над текстом у самого репортера выстраивалось более четкое понимание содержания, эмоциональной насыщенности события.

2. После того, как событие завершилось, начинается следующий этап работы над уже получившимся «черновым» текстом. На этом этапе необходимо весь получившийся текст разделить на смысловые части, в соответствии с тем образом желаемого результата (относительно статьи), который существует у репортера. Затем проверить, нет ли частей об одном и том же, если есть - соединить и обобщить повторяющееся. После этого следует выстроить части в логической последовательности так, чтобы каждая из частей имела начало и вывод, а каждая последующая продолжала предыдущую.

3. Следующий этап работы над текстом начинается с выбора типа текста и стиля изложения. А их можно выделить несколько.

3. Типы репортажных текстов

1. «Стенограмма» - тип репортажного текста, представляющий собой зафиксированный в виде прямой речи диалог нескольких лиц. Стенограмма может быть как традиционно принятая, так и особая, которая предполагает не дословную запись всех слов, а фиксацию только существенных смыслов, с указанием авторов высказывания и хронологической последовательности диалога.

Использование подобного рода текстов особенно удобно в ситуации, когда необходимо описать дискуссию, сохранив авторов и последовательность выдвигаемых суждений, либо при описании “рождения”, “развития” какого либо понятия или идеи.

Но выбор стенограммы второго типа (отражение существенных смыслов) имеет ряд «минусов» (сложностей). Не следует злоупотреблять цитированием выступающих, особенно, если не понятен смысл выдвигаемых ими суждений. Например, при работе на семинарах нужно учитывать сложность научного высоко теоретичного языка его участников, потеря даже одного слова грозит потерей смысла (а что ещё хуже, искажения смысла). Если обратиться к лекциям, то часто можно наблюдать, как авторы позволяют себе отступления, которые необходимы для появления у слушателей более четкого представления о суждениях, выдвигаемых лектором, создания эмоционального фона. В тексте же использование подобных отступлений может, наоборот, усложнить понимание. Это связано с тем, что текст, перегруженный различными смысловыми отступлениями, становится трудночитаемым.

В качестве примера «стенограммы» можно привести текст, написанный на телепередаче «Оптимальный вариант», в которой принимали участие Константин Гуреев - председатель комитета по делам молодежи администрации Красноярска, лидер Красноярского Молодежного Форума" и Андрей Селезнев - руководитель красноярской молодежной коммунистической организации, предметом обсуждения стала допустимость в правовом государстве радикальных форм протеста. Передача вышла в эфир 27.03.2005 года.

…В студию был приглашен оппонент Андрея Селезнева, Константин Гуреев, доброжелательно протянувший ему свою руку. Молодой коммунист не ответил на приветствие.

Сергей Ким предложил Константину Гурееву прокомментировать случившееся, оценив полученный ответ.

- На мой взгляд, это знак, по которому становится возможным судить о том, как настроено коммунистическое движение молодежи к выстраиванию отношений. Мы же открыты для любого диалога без элементов агрессии.

Телеведущий Сергей Ким задал вопрос Константину Гурееву о том, каковы, на его взгляд, допустимые формы выражения протеста.

Константин Гуреев начал отвечать на вопрос, приводя в пример известную шутку. "Сибирские монахи объявили протест - перестали пить, курить и заниматься сексом. Протест для чего? Для того, чтобы им разрешили пить, курить и заниматься сексом...". Добавил, поясняя, что это события десятилетней давности, а "Сибирские монахи" - команда КВН. Он выразил свою позицию так: Если радикальные методы - это методы противоправные, нарушающие права других, то они не могут быть допустимы. До сих пор существовали только две модели реакции на принятия решений в государстве: первая - это их молчаливое принятие и встраивание себя в задаваемые "сверху" механизмы; вторая - агрессивные реакции, острые протесты. Другого способа не было. Константин Гуреев заметил: я согласен, что некоторые из форм протеста (в рамках закона) - демонстрации, митинги - имеют место быть, но есть и другие. На мой взгляд, другой и более продуктивный способ - это выстраивание диалога. Это сложно, здесь нужно думать, в отличие от кидания яиц. Важно понимать, и какова цель этой акции. Если цель - PR, то два яйца стоит 5 рублей 40 копеек и за это можно получить массу эфирного времени для промоушена на всю Россию. Если же цель заключалась в улучшении высшего образования, то результат такой акции стал нулевым.

Вопросы аудитории Константину Гурееву.

- Наверняка, не многие будут спорить, что та реформа образования, обсуждаемая сейчас в министерстве, - это тот акт, с которым большинство не согласно. Ваше отношение: если общество не согласно, то, как можно продолжать ее принятие?

Я не фанат той реформы, которая обсуждается в стенах министерства образования, но я выступаю за диалог власти и молодежи, позволяющий договориться об общем. И министерство вышло на этот диалог. Министр не в последний раз предложил форму диалога по поводу реформы образования. Вопрос состоит в том, насколько мы готовы строить диалог с властью на одном языке, готовы слушать друг друга? Министерство сделало первый шаг на встречу.

Вопрос-претензия Романа Бурлака, непосредственного участника акции "метания яиц" в министра образования.

- Вы, Константин Гуреев, стали главным инициатором того, чтобы против меня завели уголовное дело. Это обвинение ложное, нарушение если и было, то административным. Это стало еще одним свидетельством того, что не может быть никакого правового государства.

Это нарушение было не только административным, но и уголовным, поскольку акция была направлена против представителя власти. Тем самым вы поставили человека в условия, когда он не может действовать адекватно, отвечая вам тем же. У министра не было даже охранников, кинув яйца, вы развернулись и побежали, а вас задержала девушка с Красноярского Молодежного Форума.

Роман Бурлак начал громко протестовать, на что ведущий, обратившись, ко всей аудитории, сделал довольно четкое заявление: не уходить от темы обсуждения о допустимости радикальных форм протеста, не уходить в конкретику. На что Роман встал и ушел из студии, заявив, что ему больше нечего здесь делать, что не видит места для диалога…

Катерина Морозова

Эврика – Зеркало

2. «Тезисный репортаж» - тип репортажного текста с жёстко фиксированной структурой. Он представляет собой ряд кратко сформулированных тезисов, которые далее по тексту раскрываются более подробно.

Такого рода текст удобен тем, что читатель имеет возможность ознакомиться с основным содержанием, изложенным в кратких тезисах, а затем читать основной текст, имея уже представление о том, что является содержанием этого текста.

Для более четкого понимания особенностей «Тезисного текста» предлагается текст, написанный с лекции А.И. Адамского - ректора ИОП «Эврика» от 12 октября 2004 года.

Направления развития проблематики

1. Институциональный кризис, сложившийся в системе образования.

Образовательная деятельность, в сложившейся ситуации, развивается не по правилам, а вопреки им. Существует необходимость построения такого нового института, в котором новые нормы будут становиться, и осуществление деятельности будет происходить в соответствии со ставшими нормами.

2. Понимание образования как общего.

Оформление нового понятия «общее образование» необходимо для появления возможности построения института общего образования.

3. Понимание знания как «орудия власти».

Показателем эффективности образования может являться уровень обеспеченности выпускника ВУЗа. В этом смысле, можно отследить связь между уровнем образования и уровнем благосостояния в государстве. Образование может являться механизмом роста благосостояния, безопасности, самореализации. При этом существенно, что параметры результативности лежат за рамкой образования.

Изменение законодательной рамки

1. Отмена приоритетности системы образования .

2. Появление такой особой формы, как «организация» , где может осуществляться образовательная деятельность.

Дело в том, что до 2004 года «учреждение» было единственной формой, в которой могла осуществляться образовательная деятельность. Но в рамках учреждения не возможно строить новые институциональные шаги.

3. По причине изменения законодательной рамки возникает необходимость выращивания новой бюрократии .

Это может происходить в результате появления гражданских институтов внутри образования, как инструмента, регулирующего образовательную деятельность.

Необходимо построение нового института, в котором возможно формирование понимания образования как собственности.

Одним из направлений развития инновационного проекта является переход из «учреждения» в сеть. Проектная деятельность, развиваясь должна становиться институтом, как местом рождения и оформления нормы. Поскольку образование сейчас является собственность государства, существенно понимание того, каким образом должен быть устроен институт, в котором возможно становление отношения к образованию, как к собственности.

Рабочая задача - создание нового института.

Существует 5 составляющих образовательной программы: сайт, книга, мониторинг, ИЦПК, образовательная программа. Отличие сети от линейных структур (существование которых возможно только при наличии всех составляющих) заключается в том, что каждая из единиц сети сама по себе является институтом. То есть целое состоит из частей, но не складывается из них.

Основные вопросы лекции по проекту сети

- Необходимость построения понимания общего образования. Она возникает в том случае, когда осуществляется попытка поименовать нечто. Каким образом можно решать проблему общего знака?

- Смысл образовательной программы в том, чтобы деятельность могла происходить без непосредственного участия автора программы. Каким образом возможно смоделировать интерактивность?

- Определение «доли» образовательной программы в общем образовании.

- Возможность конвертации результатов образовательной программы.

Валентина Сажина

Эврика - Зеркало

3. Собственно «репортажный» - тип текста, предполагающий подробное последовательное описание события. При написании такого текста допускается сохранение той лексики, которая используется участниками события. Задача автора - сделать так, чтобы у читателя сложилось ощущение присутствия на событии. В таком репортажном тексте желательно использовать частые ссылки на автора высказывания: «По словам выступающего…», «Согласно мнению, высказанному…» и т.п. Кроме того, уместно фиксировать временные рамки такими речевыми оборотами, как «Свое выступление … начал с …», «Следующим тезисом…», «В завершении дискуссии … отметил, что…» и т.п.

Такого рода текст хорош тем, что его интересно читать, создается ощущение присутствия на событии. Примером такого типа текста является репортаж с работы группы «Мониторинг» в рамках семинара ИОП «Эврика» в городе Красноярске 09.10.2004 года.

Необходимо заметить, что мониторинг - одно из пяти направлений институционализации проекта, сети в целом. Это обусловило предельную теоретичность рамки работы группы: построение общего способа проведения мониторинга. Решаемая задача предъявление схемы мониторинга проекта как модельной.

Именно эта задача решалась участниками группового обсуждения под координацией (с максимально возможным удержанием теоретической рамки) Ольги Александровны Шиян. Всем выступающим настойчиво задавались вопросы на понимание того, каким образом удается (или возможно) обнаруживать то, на преобразование чего направляются усилия проектантов, как сконструировано то событие, в котором это проявляется (как происходит превращение события в мониторинговое событие) . Порождение общей схемы мониторинга мучительно происходило при попытках обобщения способов действия, которые осуществляют авторы проектов, фиксируя продуктивность собственной деятельности по определенным критериям. "Мучительность" как раз и определялась теоретичностью решаемой задачи. Проектантами описывались критерии событий, которые интерпретируются как показательные относительно результативности действий, но способы оставались каждый раз за кадром просматриваемого. С большей или меньшей внятностью критерии обозначались относительно следующих проектов:
"Семейный альбом" (проект гимназии №11 представляла Подворская Ольга Леонидовна),
"Ортогональное образовательное пространство" (проект прогимназии №320, представлен Соболевой Людмилой Васильевной),
"Школьная газета" (Гусева Галина Глебовна представила второй проект лицея №11),
"Школа открытого образования" (Багинская Татьяна Петровна, гимназия №10).
По большому счету начало понимания общего способа и построение схемы мониторинга началось после непосредственного представления проектов: появилась возможность коллективно распределенного обобщения. Собственно мышление и носит распределенный характер: лишь на основании видения предъявленной в суждении мысли другого появляется возможность строить собственное отношение, формировать собственную позицию относительно предмета обсуждения.
В силу ограниченности временного ресурса этот процесс мышления был прерван при несостоявшемся договоре об общем понимании универсального способа мониторинга. Хотя вопрос о возможности появления этого общего понимания тоже остается открытым, поскольку и в рамках конкретных проектов способы почти не обсуждались (предметом предъявления и обсуждения были, скорее, конкретные критерии - результат).
Относительно способа построения мониторинга можно предварительно (на материале обсуждения в группе) говорить о переосмыслении свершившегося (или как об одном из способов, или как об одном из этапов, или как об условии...). Это было представлено в выступлении авторов проекта "Ортогональное образовательное пространство", которые четко обозначили, что критерии складывались постепенно на основании анализа каждого проведенного события в рамках проекта.
Елена Овчинникова
Эврика - Зеркало

4. Оформление текста в соответствии с выбранным типом

После того, как выполнены два первых этапа работы над текстом (см. выше по тексту) и произведен выбор типа текста, можно приступать к следующей части работы.

a) Если вы решили писать «Тезисный репортаж», то необходимо для каждой получившейся части написать обобщающий тезис. Тезис может быть назван обобщающим, если он и отражает основную мысль текста (части текста), и схватывает все дополнительные смысловые линии, присутствующие в этом же отрывке. Затем под каждым кратким тезисом необходимо написать поясняющий и раскрывающий его развёрнутый текст.

b) Если вы решили написать «репортажный» текст, то необходимо сначала проработать каждую из частей отдельно (выбрать, что в тексте является существенным, а что можно опустить, переоформить имеющийся текст в логически последовательный, проверить, чтобы не было нескольких предложений об одном и том же). А затем прописать словесные связки между получившимися частями. В роли таких словесных связок могут выступать описанные выше выражения, фиксирующие автора высказывания или задающие временную последовательность.

Главное, о чём нужно помнить, так это о том, к кому обращён текст. Понимание адресата определяет лексику и стиль изложения.

5. Как оформить текст

«Как корабль назовешь, так он и поплывет» - это известное выражение вполне подходит для описания значимость выбора заголовка репортажного текста. Название текста должно схватывать основное содержание репортажа и заставлять человека, зашедшего на сайт непременно прочесть его (текст).

Ещё одной важной частью текста является, так называемая, «шапка» . После того, как репортаж уже написан, необходимо составить небольшой текст (анонс), который рассказывает читателю о содержании репортажа. В «шапке» обычно указывается дату, место проведения события, и то, что было в центре внимания.

Важное место в основном тексте должно быть уделено описанию того, где проходит событие, кто является его участниками, что является главным предметом обсуждения. В тексте должна прослеживаться сюжетная линия, описание того, как развивалось событие. Также необходимо должное внимание уделять «героям», описывая позиции, представляемые участниками события и формы их предъявления. Существенно помнить, что в тексте необходимо указывать не только ФИО участников, но также их статус и причастность к тому или иному институту.

Кроме описания позиций участников, необходимо описывать и то, в какие противоречия вступают эти позиции, что является возможными причинами для возникновения несовпадения мнений и какова развязка ситуации.

Важно помнить, что репортажные тексты носят несколько назначений, одно из которых - передача информации через расстояние и время. В этом смысле, можно говорить о том, что текст должен быть построен таким образом, чтобы через несколько лет, человек, находящийся в любой точке мира мог воспользоваться репортажным текстом с события и понять всё, что хотел сообщить автор.

В заключение, хотелось бы отметить, что кроме перечисленных типов текстов существуют и другие. Например, можно использовать интервью с участниками события, строить фотогалереи с комментариями к фотографиям, например, как это было сделано по телепередаче «Оптимальный вариант», тема «Допустимы ли в правовом государстве радикальные формы протеста?»

Вот несколько иллюстраций того, с какой целью пришли на эту встречу представители обеих сторон. Звучало все в обсуждении вроде так, что все сетуют на то, что наша страна не может еще называться правовой (но очень того хотелось бы). Все-таки есть такие, казалось бы, мелочи, которые многое объясняют...

Это ребята, которые пришли в студию, чтобы поддержать точку зрения Константина Гуреева, которые убеждены в том, что в любой ситуации можно договориться. Григорий Емцов, Максим Уразов и Евгений Морозов - одни из лидеров Красноярского молодежного форума, который становится все более популярным среди молодежи, становится одним из механизмов построения диалога между гражданами, властью, бизнесом...

В руках Григория Емцова - блокнот с эмблемой КМФ (такой блокнот, кстати, стал для многих молодых людей в городе гордостью, потому что он - один из символов, доказывающих причастность к этому движению перспективной молодежи) ...

А Евгений держит в руках сборник с положениями о КМФ. (Название "Новый край - новые возможности")

А это Роман Бурлак (тот самый метатель яиц в министра образования)... Он покинул студию тогда, когда понял таки, что тема обсуждения не ограничивается только лишь его "подвигом"... Он с гордостью фотографируется с книгой, которую вдруг сам вынул из пакетика... (мы просили только его фото).

... И здесь уже и комментарии не нужны. С самого начала многим было ясно: это не столько проявление собственной позиции (которая так и осталась неизвестной), сколько PR-акция.

Так что же важнее? Слушать красивые слова лидера партии и верить им? Смотрелся, нужно признать, Андрей Селезнев очень неплохо, и речь у него хорошо поставлена, и говорит, вроде правильные вещи... А посмотришь на группу поддержки - первым делом вспоминаешь поговорку "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты".

Все-таки истинные мотивы действий, о которых Андрей мягко умалчивает, явно демонстрируют его товарищи.

Елена Овчинникова

Эврика - Зеркало

Написание репортажного текста - занятие творческое, подобное сочинению стихов или музыки, здесь не может быть строгих правил, не подлежащих обсуждению. Мы предлагаем лишь приблизительный алгоритм и способ создания текста, который гарантирует появление качественного репортажа.

Рекомендации аналитику

1. Что такое аналитическая деятельность. Зачем нужна аналитика инновационной деятельности.

2. Что такое событие и зачем нужна аналитика события.

3. Как построить анализ события.

4. Как написать аналитическую записку.

1. Что такое аналитическая деятельность. Зачем нужна аналитика инновационной деятельности

Аналитика – это способ (механизм) понимания и отражения изменения проекта, позволяющий прогнозировать перспективы его развития. Аналитика в более широком смысле становится и механизмом понимания тенденций развития образования в целом через обнаружение новых направлений деятельности в инновационном пространстве образования, а через нахождение эффектов образовательной деятельности вне образовательного пространства – способом понимания эффектов образовательной политики и вместе с тем способом ее разработки. Вместе с тем, что аналитика мыслится как механизм развития инновационной деятельности, она сама есть деятельность. Предметом аналитической деятельности является динамика инновационной практики, становящиеся отношения, явления, понятия. Важно то, что аналитическая деятельность позволяет обнаруживать те процессы, отношения, понятия, которые еще не оформились и даже не стали предметом рефлексии. Аналитика - механизм развития, поскольку является способом обнаружения, удержания противоречия, с которого начинался проект, и тех новообразований (разного рода), которые становятся в ходе проектной деятельности.

Аналитика работает (становится актуальной) в той ситуации, где возникает необходимость в ней. Потребность в аналитике как таковая постоянная, но деятельность, ее удовлетворяющая, появляется и реализуется в определенные моменты. Это аналогично потребности во сне: потребность во сне – постоянная, но сон как явление появляется только тогда, когда появляется в этом необходимость. В силу особенности проектной действительности аналитика мыслится как необходимый механизм, сопровождающий, развивающий строящуюся деятельность. Природа проектной деятельности такова, что в одиночку она не строится. Она требует отношения, соотнесения взглядов, разных ресурсов и их приумножения.

Аналитика – прикладная деятельность. Особенность аналитической деятельности состоит в том, что аналитика не может существовать сама по себе: она всегда осуществляется зачем-то. Мониторинг инновационной деятельности в образовании, авторский контроль над реализацией собственной инновационной деятельности, экспертиза проекта делаются всегда с определенной целью (например, с целью понимания эффективности образовательной деятельности). Аналитика осуществляется для понимания мест и способов необходимых изменений в реализуемой проектной деятельности. Аналитическая деятельность, или, точнее говоря, аналитическая мыследеятельность, ориентирована на получение новых знаний, которых раньше не было и которые, следовательно, требуют понимания, осмысления, построения способов их использования (а не прямого непосредственного их использования). Таким образом, аналитика - инновационная деятельность . И этим она принципиально отличается от информационного обеспечения, как часто трактуется аналитика. Она всегда ориентирована на преобразования, на изменения существующего порядка вещей.

Таким образом, аналитическая деятельность позволяет достигать поставленной цели в проектной деятельности и при этом, учитывая контексты, понимая существующее и возможное перспективное влияние проектной деятельности на разные социальные, экономические и др. условия и обратное влияние (условий на проект), избежать нежелательных эффектов проектной деятельности. Аналитическая деятельность - это важнейшая подсистема оргуправленческой деятельности, которая нацелена вперед для обеспечения следующей стадии. (В то же время то, что получилось к данному моменту – анализирует экспертиза.)

Аналитику можно разделить на несколько видов. В данном тексте обсуждается и описывается аналитика, специфичная и необходимая для сообщества сети инновационных образовательных площадок «Эврика»: авторская аналитика, строящаяся, прежде всего, на событиях в рамках инновационной деятельности.

2. Что такое событие и зачем нужна аналитика события

Каждое событие, мероприятие в рамках проектной деятельности рассматривается как модельное событие . «Событие» в сети инновационных площадок понимается как особое, специально созданное пространство, где строится взаимодействие разных субъектов, пространство развития в рамках проектной деятельности: развития субъектов деятельности, самой деятельности, способов, сообщества, института и т.д. В этом пространстве концентрируются определенные смыслы, отношения… и это дает основание для понимания как самой проектной деятельности (откуда и переносятся смыслы, отношения), так и ее эффектов. Событие – то, что дополняет выработанные в культуре схемы анализа проектов, так как оно схватывает компонент проектной деятельности, не отражаемый через натуральные параметры. В нем модельно обнаруживаются те явления, которые оказываются незамечаемыми, скрытыми, привычными вне событийного пространства. Событие дает целостный образ проекта, что становится основой для его интерпретации и рассмотрения.

3. Как построить анализ события

Аналитика, прежде всего, стремится к объективности. Собственное отношение, позиция в аналитической деятельности не обязательны. Главное – ориентация на достоверную информацию из разных сфер жизнедеятельности, ее соотношение, и уже следом – заключение о перспективах развития на основании имеющихся данных.

Аналитика события строится в следующей логике

1. Сбор фактов, фиксация реальных явлений, происходящих на событии.

Предметом анализа на событии являются смыслы, понятия, отношения, которые проявляются (в разной степени) на событии. Внимание во всем информационном потоке на событии обращается на характер отношений между субъектами на событии, на реальные действия участников события (на что направляются, как осуществляются), на динамику разных явлений (понятий, смыслов действий, предметов обсуждения, тех же отношений и т.д.). В пространстве реальных действий, натуральной ткани события обращается внимание на то, что так или иначе связано (или может быть связано) с целью анализа. Так, если говорится о понимании эффективности образовательной инновационной деятельности, то фиксируется все то, что каким-то образом может быть связано с образовательными эффектами. Это могут быть действия, суждения учащихся, их отношение к своим действиям, тип отношения педагогов к учащимся и их действиям, мнение педагогов о том, что обсуждается, что происходит, отношения управленца к происходящему, отношение внешних относительно школы участников события к школе, к детям и т.п.

2. Теоретическое обобщение.

Следующий шаг – обработка фактической картинки: обобщение, соотнесение фактов между собой, с контекстами реализации деятельности (социальный, экономический, политический…). Этот процесс – процесс построения теоретической картины происходящего. Изначальная цель аналитики как действия прикладного определяет фокус не только взгляда на натуральную, непосредственную картину события, но и фокус теоретической обработки информации. Здесь фиксируются противоречия, проявившиеся в ходе события, оформляются проблемы. Обнаружение истоков, причин появления противоречий и проблем дает возможность увидеть перспективы развития деятельности.

3. Прогнозирование развития деятельности.

Прогноз - попытка предсказать статус явления, развитие события, совершение того или иного факта. Прогнозирование требует максимального удержания контекстов разработки и реализации инновационной деятельности. Контексты, их определение зависит от масштаба события и целью аналитики. Этот шаг как раз наиболее ценен для понимания и принятия оргуправленческих решений. Поскольку прогноз строится относительно социального явления, он предполагает описание условий, при которых развитие инновационной деятельности будет происходить определенным образом (варианты условий развития задают и вариативность развития самой деятельности).

4. Как оформить и предъявить результаты аналитики, как написать аналитическую записку

Анализ события (как аналитическая деятельность в принципе) осуществляется с конкретной целью, поэтому результаты этого анализа требуют оформления и предъявления определенному сообществу (как правило, это разработчики инновационной деятельности и те, кто причастен к ее разработке и реализации). Один из способов предъявления аналитики – аналитическое выступление по окончании самого события. Таким образом строится как бы «зеркало» происходящего, которое здесь и теперь отражает те сущностные явления, которые вскрылись на событии. Такое выступление организует пространство отношения к событию как к модельному, понимания его эффектов. Особенности такого выступления заключаются в том, что кратко излагается самое существенное, самое яркое явление, снятое с события (обнаруженное в нем). Этот существенный сюжет оформляется в схеме с целью визуализации того теоретического (обобщающего) сюжета, который предъявляется в аналитическом выступлении, фиксации смысла.

Аналитическая записка – оформленные результаты аналитической деятельности. Эти результаты всегда также обращены к кому-то, поскольку изначально деятельность осуществлялась с определенной целью.

В аналитической записке оформляются результаты всех шагов аналитики, но акцент делается, прежде всего, на аналитических выводах, прогнозах и аргументах для этих выводов.

В записке описывается сопоставление фактов, противоречия, расставляются акценты на наиболее значимых сюжетах, даются комментарии к этому. Чем больше при этом задействовано внешних источников (СМИ, персоналий, разных институтов и организаций), тем аналитическая записка интереснее и "достовернее".

Рекомендации программисту или

техническому менеджеру

Первая задача человека, работающего с размещением информации на сайт – максимальная оперативность. Информация выставляется как на сайт того учреждения (организации), которое причастно к этому событию и на сайт всей сети «Эврика».

На сайт www.eurekanet.ru предлагается размещать новости о событии в вашей школе, вашем городе… в новостийные ленты. Новость может быть размещена либо в раздел «Новости сети», либо в раздел «Новости образования». На главной странице в новостийной ленте размещается фотография и анонс события. Ссылка приводит читателей на полный текст по событию, который или размещается здесь же на сайте, или на любом другом сайте (в этом случае нужно просто сделать ссылку на нужную страницу).

Для выставления новости на сайт www.eurekanet.ru нужно подготовить

· Краткое описание новости, приглашающее к прочтению полной информации (одна-две строчки – около 80 символов);

· Точный адрес портала, где размещается полная информация о событии или статью с описанием этого события (ее можно разместить здесь же на сайте);

· Небольшую, но читаемую фотографию по событию (65х49 пикселей).

Все это необходимо отправить в день события на следующие адреса

eurekaportal@rambler.ru, eureka - zerkalo @ mail . ru

Сайт Эврика-Зеркало www . em . mirors . com .

Ссылка на этот сайт находится на главной странице сайта Эврики в левой колонке в группе «Сайты Эврики». Сайт Эврика-Зеркало имеет достаточно простую схему, поскольку изначально создавался специально для того, чтобы не специалисты в области компьютерных технологий могли самостоятельно выставлять информацию о событиях, что ускоряет процесс информирования. Эврика - Зеркало – место для отражения эвриканской жизни.

Информация на сайте размещается в соответствии с датой события. Ссылки находятся на верхней панели (где указывается дата события и город, в котором оно произошло). Справа и слева от панели – клавиши прокрутки (можно вернуться к событию, происшедшему какое-то время назад).

Для того, чтобы подробная информация о событиях у вас была размещена на этом сайте, нужно отправить всю информацию по тем же адресам eurekaportal@rambler.ru, eureka - zerkalo @ mail . ru

К каждой статье можно разместить фотографию размером не более 200 пикселей по самой широкой ее стороне.

Как правило, фотография, размещенная на сайте, становится более тусклой, блеклой. Для того, чтобы фотография смотрелась на сайте привлекательно, нужно заранее сделать ее более яркой и увеличить контрастность (используйте Photoshop). Особые замечания по выбору фото для сайта «Эврика»: поскольку прилагающиеся к новостям изображения малы (65х49 пикселей), старайтесь не использовать детальные (мелкие), темные изображения и изображения с нечеткими формами.

Рекомендации фотографу

Как правило, используемыми изображениями для сопровождения текста является фотографии с места события. Однако это могут быть и другие иллюстрации, и схемы. Для размещения изображений на страницы сайтов также необходимо выполнение двух задач: выбор изображения и обработка изображения под необходимый формат.

Наиболее сложной является задача «поймать» на событии интересные моменты. Это могут быть собеседники, увлеченные диалогом, дети, увлекшиеся каким-то делом, результаты (продукты) какой-либо творческой деятельности (если событие с этим связано), эмоции людей как реакция на происходящее на событии и многое другое.

Фотография должна становиться яркой и точной иллюстрацией того, что происходило на событии, дополнением к представлению о нем. Поэтому выбираемая фотография должна быть динамичной, «живой». Если событие завязано на личности (выступление, лекция и пр.), то уместными будут фотографии этого человека. Не забываете, что в тексте желательно указать ФИО и регалии того, кто изображен на фото.