Главная              Рефераты - Разное

Введение - реферат

Муниципальный доклад «О состоянии условий и охраны труда в г. Алатыре Чувашской Республики в 2006 году».

ВВЕДЕНИЕ

Муниципальный доклад «О состоянии условий и охраны труда в г. Алатыре Чувашской Республики в 2006 году» (далее – муниципальный доклад) подготовлен отделом социальной защиты населения г. Алатыря Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на основе данных управления экономического развития, промышленности, торговли и рыночных отношений, отдела здравоохранения администрации г. Алатыря, профессиональных союзов, организаций и предприятий г. Алатыря. В нем представлена характеристика развития охраны труда в системе социального партнерства, государственной системы управления охраной труда на муниципальном уровне, проанализирована деятельность органов местного самоуправления по реализации требований законодательства в области охраны труда, динамика и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, состояние условий и охраны труда, показатели экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда, результаты работы по аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда, определены перспективные направления работы в 2007 году.

Настоящий муниципальный доклад состоит из шести разделов.

Раздел I посвящен охране труда в системе социального партнерства в городе Алатыре. В городе активизировалась работа по заключению коллективных договоров и их уведомительной регистрации. За прошедший год было заключено и пролонгировано с 2003 года 141 коллективный договор или 34,3 % к общему числу организаций. Из них 97 (23%) прошли уведомительную регистрацию. С начала года уведомительную регистрацию прошел 21 коллективный договор. Улучшились содержание и структура принимаемых коллективных договоров, повысился уровень социальных гарантий, меньше стало норм, носящих декларативный характер. Больше стало уделяться вопросам финансирования мероприятий по улучшению и охраны труда, оплаты труда, стали учитываться нормы, заложенные в принятых отраслевых, республиканских, территориальных соглашениях. Однако не все коллективные договора представляются на уведомительную регистрацию.

Раздел II анализирует развитие государственной системы управления охраной труда на муниципальном уровне. Продолжилась деятельность Координационного совета по охране и условиям труда. Работа в области охраны труда осуществлялась в рамках Республиканской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005-2007 годы, а также Городской программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих на 2005-2007 годы. Мероприятия Программ обеспечивают реализацию государственной управления охраной труда на территории города, повышают эффективность взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, органов местного самоуправления, профсоюзов и объединений работодателей.

Раздел III отражает состояние производственного травматизма в городе. В 2006 году от несчастных случаев на производстве пострадало 15 человек (в 2005 году – 29). Уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работающих снизился и составил 1,0 пострадавшего, число дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего составило 43,6 (в 2005 году – 49,3). В 2006 году 2 человека погибли на производстве (в 2005 году – 1), 3 несчастных случая с тяжелым исходом (в 2005 году – 7).

Раздел IV характеризует условия труда. В Алатыре 1,8 тыс. человек (29,1 % списочной численности) работали в неблагоприятных условиях, среди них 446 женщин (24,4% от общего числа работающих в неблагоприятных условиях). В основном это работники промышленных предприятий. В 2006 году на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, было занято 786 человек, или 12,6 % работников промышленных обследованных организаций. В прошедшем году профзаболеваний выявлено не было. Аттестация проведена на 13 предприятиях, аттестовано 1907 рабочих мест, условно аттестовано – 1202. Охват медицинскими осмотрами составил 100 % от общего числа требуемых медосмотров. На мероприятия по охране труда в 2006 году израсходовано 22,1 млн. рублей, или 105,0% к уровню 2005 года. В среднем на охрану труда одного работника было потрачено 1480,0 рубля (в 2005 году – 1850,4 рубля).

Раздел V характеризует состояние обучения по охране труда. В 2006 году в городе обучением по охране труда было охвачено 186 человек (в 2005 году – 185 человек). Также раздел посвящен деятельности по информационному обеспечению охраны труда. В 2006 году проведено 2 городских семинара-совещания для руководителей и специалистов организаций по охране труда, в том числе посвященный 28 апреля – всемирному дню охраны труда, опубликовано 28 материалов в СМИ по вопросам охраны труда.

В разделе VI обозначены перспективные направления работы по улучшению условий и охраны труда в 2007 году.

Р а з д е л I .

ОХРАНА ТРУДА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В АЛАТЫРЕ

Социальное партнерство – многоплановое явление, которое может быть охарактеризовано с политической, экономической, правовой точек зрения.

Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, - установление минимальных социально-трудовых стандартов, предоставляя все больший простор для коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений. Система социального партнерства позволяет эффективно решать вопросы оплаты труда работников, улучшения условий и охраны труда.

Система социального партнерства является важным механизмом объединения усилий в области охраны труда. В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечение согласования их интересов в сфере труда.

Социальное партнерство основывается на принятых нормативных правовых актах Российской Федерации и Чувашской Республики: Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральном законе «Об объединениях работодателей», Законе Чувашской Республики «О социальном партнерстве», постановлении главы администрации г. Алатырь от 20 февраля 2004 года № 124 «О создании городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

В Алатыре создана и действует городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия), ежегодно утверждается план ее работы. Законом Чувашской Республики «О социальном партнерстве» и территориальным трехсторонним соглашением о социальном партнерстве между администрацией г. Алатырь, объединением работодателей Чувашской Республики, в лице Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики, и объединением организаций профсоюзов г. Алатырь на 2004-2006 годы (далее – трехстороннее соглашение) были определены основные направления работы в этой сфере. Результатом работы комиссии явилось заключение территориального соглашения, которое определило социально-экономическую политику в городе, способствовали заключению коллективных договоров в организациях всех форм собственности.

Основное внимание в работе Комиссии уделялось выполнению мероприятий по реализации трехстороннего соглашения, сохранению стабильности социальной обстановки в городе, принятию необходимых мер по решению социально-трудовых вопросов.

Проводилась активная работа сторон трехстороннего соглашения по выполнению принятых обязательств: сохранению социальной стабильности в Алатыре, созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан, недопущению ухудшения условий социальной защиты отдельных категорий граждан, созданию оптимальных условий хозяйствования для организаций, направленных на повышение экономической эффективности, рост производства, защиту трудовых прав граждан, улучшение условий и охраны труда.

В результате совместной работы сторон по предотвращению коллективных трудовых споров с 2000 года в городе не было зарегистрировано забастовок и не зарегистрировано коллективных трудовых споров.

В городе активизировалась работа по заключению коллективных договоров и их уведомительной регистрации. За прошедший год было заключено и пролонгировано с 2003 года 141 коллективный договор или 34,3 % к общему числу организаций. Из них 97 (23%) прошли уведомительную регистрацию. С начала года уведомительную регистрацию прошел 21 коллективный договор (18 – за прошлый аналогичный период).

Улучшились содержание и структура принимаемых коллективных договоров, повысился уровень социальных гарантий, меньше стало норм, носящих декларативный характер. Больше стало уделяться вопросам финансирования мероприятий по улучшению и охраны труда, оплаты труда, стали учитываться нормы, заложенные в принятых отраслевых, республиканских, территориальных соглашениях. Однако не все коллективные договора представляются на уведомительную регистрацию. Сведения о коллективных договорах, действовавших в организациях, представлены в таблице 1.1.

Система социального партнерства позволяет профсоюзным организациям реально участвовать в управлении производственной деятельностью, создании безопасных рабочих мест. Состояние условий и охраны труда в организациях находятся на постоянном контроле республиканских комитетов профсоюзов и Чувашского республиканского объединения организаций профсоюзов.

Профсоюзные комитеты рассматривают каждый случай производственного травматизма на своих предприятиях. Ежемесячно на общем совещании Чувашрессовпрофа совместно с председателями республиканских комитетов профсоюзов, отделом охраны труда обсуждается информация о состоянии производственного травматизма в Чувашской Республике за прошлый месяц.

Целенаправленную и планомерную работу по улучшению условий и охраны труда ведут профсоюзные комитеты ряда организаций города, таких как ОАО «Электроавтомат», ОАО «Завод «Электроприбор», ГОУ НПО «Профессиональное училище № 3». Главное внимание в своей работе профессиональные комитеты этих организаций уделяют совершенствованию организационной работы, поиску и внедрению нестандартных форм социальной защиты членов профсоюза, общественному контролю за выполнением условий коллективных договоров и деятельностью администраций в области охраны труда, использованием фондов материального поощрения, оплаты труда и другим. Изменился характер проведения заседаний профсоюзных органов. Анализ протоколов показывает, что кроме плановых вопросов часто рассматривается оперативная обстановка по той или иной проблеме, в том числе и по охране труда, чувствуется хорошая информированность профсоюзных активистов. Совершенствование работы с профсоюзным активом профкомы стремятся сочетать с широкой гласностью совей работы. Для этого используются Дни профкома, совещания, на которых профактив информируется о положении дел, стоящих задачах, принятых постановлениях, а также – стенды, уголки профсоюзной информации, где размещаются планы работы, выписки из решений, списки и другая информация.

В организациях налажен общественный контроль – выбраны уполномоченные лица профсоюзов по охране труда. Гарантии прав деятельности уполномоченных, условиях освобождения их от работы для выполнения общественных обязанностей и обучения, меры по моральному и материальному стимулированию их труда закреплены в коллективных договорах.

Большое значение в вопросах улучшения работы по созданию здоровых и безопасных условий труда, профилактике травматизма, повышению качества разработки коллективных договоров и соглашений по охране труда имеет своевременное обучение по охране труда руководителей и специалистов, членов комиссий по охране труда и уполномоченных лиц профсоюзного комитета по охране труда.

Работу всего профессионального актива в области охраны труда необходимо постоянно совершенствовать, направлять. Уполномоченные профсоюзных комитетов по охране труда должны стать для работников верными помощниками, информационным центром по охране труда. Профсоюзные комитеты обязаны не только контролировать их работу, но и постоянно изучать и распространять положительный опыт лучших, обеспечив через коллективный договор их защиту, и вместе с работодателями по достоинству оценивать их труд.

Таким образом, социальное партнерство является эффективным механизмом защиты трудовых прав работников, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Развитие социального партнерства позволяет решать многие вопросы по обеспечению социальных гарантий работников, в том числе по улучшению условий и охраны труда, а также повышать социальную ответственностьбизнеса.

Т а б л и ц а 1.1.

Сведения о количестве коллективных договоров (с учетом пролонгированных) в 2006 году

г. Алатырь Чувашской Республики

Количество организаций

Среднесписочная численность работников на отчетную дату

Количество работников охваченных коллективными договорами

Охват в % к среднесписочной численности работников

Сумма средств, использованных на обеспечение льгот и выплат работникам и членам их семей, предусмотренных коллективным договором, т. руб

Количество коллективных договоров (всего)

Заключено договоров

В % к общему числу организаций

Зарегистрировано договоров

В % к числу заключенных оговоров

410

14950

8790

58,79

20843

141

34,39

21

14,89

Таблица 1.2.

Сведения о количестве соглашений, действующих по состоянию на 1 января 2007 г.

Всего соглашений

Виды соглашений

Региональное (срок действия)

Отраслевые, в т. ч. заключенные на:

Территориальные

Иные

Региональном уровне

Территориальном уровне

Количество соглашений

1

2

3

4

5

6

2

1

1


Р а з д е л II .

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Вопросы охраны труда имеют комплексный характер. Состояние безопасности труда во многом определяется эффективным функционированием государственной системы управления охраной труда, которая предусматривает единство действий органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, объединений работодателей и работников по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Усилиями последних лет в Чувашской Республике сформирована такая система, которая позволяет реализовывать законодательные требования охраны труда, обеспечивать взаимодействие заинтересованных органов, оказывать практическую помощь организациям, работодателям, предпринимателям, работникам на всех уровнях управления. Реализация Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» потребовала перестройки управления охраной труда на муниципальном уровне.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 ноября 2005 года № 267 «О системе органов социальной защиты населения Чувашской Республики» обеспечение реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда в муниципальных образованиях Чувашской Республики возложено на территориальные органы Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

В 2006 году отделом социальной защиты населения г. Алатырь Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики работа в области охраны труда осуществлялась в рамках Республиканской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005-2007 годы, а также Городской программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих на 2005-2007 годы, принятой решением городского собрания депутатов от 30 июня 2005 г. № 39. Мероприятия Программ обеспечивают реализацию государственной управления охраной труда на территории города, повышают эффективность взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, органов местного самоуправления, профсоюзов и объединений работодателей.

Общий объем финансирования Республиканской программы в прошедшем году составляет 4, 44 мил. рублей. Наибольший объем средств затрачен на мероприятия по профилактике заболеваемости, оздоровлению и реабилитации работающих, а также информационному обеспечению охраны труда и здоровья работающих. Финансирование указанных мероприятий производилось в основном из внебюджетных источников.

В ходе выполнения Республиканской и Городской программ в 2006 году увеличилось количество предприятий, где создаются либо реконструируются комнаты личной гигиены женщин, комнат отдыха, психологической разгрузки и другие санитарно-бытовые помещения. В ФГУП «5 арсенал» Минобороны России, ОАО «Завод «Электроприбор», МУП «Алатырская городская станция скорой медицинской помощи», ОАО «Алатырский хлебозавод», Алатырские электрические сети ОАО «Чувашэнерго» проведен ремонт комнат приема пищи и санузлов. Создаются консультационно-методические кабинеты по охране труда в организациях, приобретается нормативная и методическая документация. На ОАО «Завод «Электроприбор» приобретены учебные фильмы «Вводный инструктаж», «Инструктаж по оказанию первой помощи при несчастных случаях», электронный экзамен по охране труда.

В связи с принятыми изменениями в Трудовом кодексе Российской Федерации специалистом, ведающим вопросами охраны труда, начата работа по восстановлению и обеспечению служб охраны труда организаций с численностью более 50 работающих. Сведения о назначенных специалистах по состоянию на 1 января 2007 года приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Сведения о наличии специалистов по охране труда в организациях города

Количество организаций

Наличие специалиста или ответственного лица по охране труда

Всего

Свыше 50 чел. работающих

До 50 чел. работающих

Всего ответственных лиц по охране труда

К-во служб ОТ/К-во работающих в них человек

Количество организаций с числ. свыше 50 чел, где отсутствует служба ОТ

Охват службами ОТ организаций, с численностью работающих свыше 50 чел., %

174

112

62

102

21/95

29

74,1

В рамках государственной системы управления охраной труда в Алатыре продолжал работать Координационный совет по охране и условиям труда в обновленном составе, который утвержден постановлением главы города от 13 ноября 2006 года № 1092.

Основной задачей Координационного совета по охране и условиям труда города Алатыря является выработка на основе анализа прогнозирования состояния условий и охраны труда согласованных решений и предложений по вопросам: подготовка рекомендаций по реализации решений органов государственного управления по вопросам условий и охраны труда, учет причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, оценка эффективности предложенных мероприятий по устранению причин травматизма, выработка единых требований по оценке условий, охраны труда на производстве, выработка и реализация планов, регламентирующих документов, программ улучшения условий и охраны труда в городе, рассмотрение вопросов их финансирования, рассмотрение вопросов правильного и эффективного использования государственных и иных средств, выделяемых на реализацию мероприятий по охране труда, содействие организации обучения и проверки знаний по охране труда работников, включая руководителей и главных специалистов, рассмотрение вопросов подготовки и переподготовки кадров в сфере охраны труда, содействие организации работы по социальному страхованию работников в области охраны труда, содействие защиты прав и интересов работников в области охраны труда. Содействие внедрению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда в городе, в пределах своей компетенции организует работу по оказанию консультативной и методической помощи.

Для выполнения поставленных задач на Координационный совет по условиям и охране труда возлагаются следующие обязанности по содействию создания в организациях безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда, рассмотрению предложений работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работников по созданию безопасных условий труда в организациях и выработке рекомендаций, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, анализу причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, анализ эффективности проводимых мероприятий по охране труда, осуществлению общественного контроля за состоянием охраны труда в организациях и за соблюдением законных прав и интересов работников в области условий и охраны труда.

Координационный совет по охране и условиям труда города Алатыря рассматривает вопросы, связанные с реализацией экономических механизмов обеспечения охраны труда; рассматривает факты несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в результате производственных травм, аварий, дорожно-транспортных происшествий, профессиональных заболеваний с участием руководителей, их допустивших; заслушивает информацию о соблюдении требований охраны труда в организациях, допустивших рост производственного травматизма, с последующим принятием, в случае необходимости, решений, направленных на их реализацию.

В состав Координационного совета по охране и условиям труда входят 14 представителей администрации города Алатыря, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в г. Шумерля, отдела социальной защиты населения г. Алатырь Минздравсоцразвития Чувашии, Собрания депутатов города Алатыря, общественных объединений, а также руководители и специалисты по охране труда крупных предприятий города. Председателем Координационного совета является первый заместитель главы администрации г. Алатырь по социально-экономическим вопросам.

В 2006 году состоялось 1 заседание координационного совета, на котором были рассмотрены вопросы:

- о ходе проведения диспансеризации и дополнительных медосмотров работающих, занятых на работах с вредными и опасными производствами в 2006 году;

- о производственном травматизме по г. Алатырь за 11 месяцев 2006 года;

- о результатах расследования смертельного несчастного случая на Алатырском механическом заводе филиале ОАО «РЖД».

Положительным моментом совместной работы со специалистами по охране труда предприятий и организаций города является подготовка отчетов о проделанной работе в области охраны труда предприятиями города. По итогам года подготовлены отчеты в 29 предприятиях промышленности, в целом по учреждениям образования, здравоохранения (по итогам 2005 года – в 26). В отчетах дается характеристика состояния условий и охраны труда: результаты работы служб охраны труда, финансирование мероприятий по охране труда, состояние и причины производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, количество работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, обучение по охране труда, намечаются мероприятия по профилактике производственного травматизма, а также информация о ходе реализации Республиканской и Городской программы улучшения условий, охраны и здоровья работающих на 2005-2007 годы и финансирование мероприятий по выполнению программ. Подготовка отчетов позволяет проводить оценку эффективности управления охраной труда в организациях, анализировать состояние условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях. Кроме того, широкое распространение получили совместные семинары-совещания по охране труда с руководителями и специалистами районных и городских организаций.

В целях анализа состояния условий и охраны труда, ознакомления с новой нормативной правовой базой, пропагандой передового опыта в этой области в 2006 году организовано и проведено 2 семинара-совещания по охране труда для руководителей и специалистов предприятий города и района, в которых приняли участие большинство организаций. Участники семинара-совещания смогли посетить выставки спецодежды и выставки-продажи методической и нормативной литературы по охране труда. Проведен круглый стол на тему «Современные требования трудового законодательства» для руководителей малого бизнеса, в беседе приняли участие 300 представителей предпринимательства.

В прошедшем году проводилась определенная работа по проверке организаций специалистом по охране труда отдела социальной защиты населения г. Алатырь, в которых участвовали представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора. За 2006 год проведено 49 посещений организаций с целью оказания практической и методической помощи по охране труда, 18 совместных проверок.

Необходимо отметить, что в прошедшем году проведена комплексная проверка предприятий города Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике, которая выявила целый ряд нарушений и недостатков. Из 59 проверенных организаций в 5 выявлена задолженность по оплате труда. В ОАО «АЗНХ», МУП «Алатырское коммунальное хозяйство» работникам не выплачивается пособие по временной нетрудоспособности. Серьезные нарушения при заключении трудовых договоров допущены в ОАО «Алатырский хлебозавод», МУП «Алатырьторгсервис», МОУ «Педагогический колледж», ОО «Лесовик – 2» и др. У большинства работодателей кроме учреждений здравоохранения и образования, отсутствуют целенаправленное планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В ФГОУ «Алатырский сельскохозяйственный техникум», МОУ «Гимназия № 6», ГУЗ «Дом ребенка» с численностью работающих свыше 50 человек отсутствуют освобожденные специалисты по охране труда. У всех проверенных работодателей инструкции по охране труда по профессиям и видам работ не отвечают установленным требованиям; не выдается в полном объеме спецодежда, спецобувь другие средства индивидуальной защиты, предусмотренные Типовыми отраслевыми нормами, и не ведется учет их выдачи; работники не информируются о полагающихся им средствах индивидуальной защиты и допускаются к выполнению работ без соответствующей спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты; приобретается не сертифицированная спецодежда, спецобувь и средства индивидуальной защиты; а также не принимаются меры для того, чтобы работники во время работы действительно пользовались выданными им средствами индивидуальной защиты.

Кроме того, общим недостатком для проверенных организаций является нарушение требований правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил по охране труда при эксплуатации электроустановок. В частности отсутствуют схемы разводки распределительных щитов и маркировки проводов отходящих линий; в распределительных щитах не вывешена однолинейная принципиальная электрическая схема с указанием назначения панелей, аппаратов и цепей; не проведена работа по присвоению 1 группы электробезопасности работникам, связанным с работой, при выполнении которой может возникнуть опасность поражения электрическим током; распределительные шкафы и рубильники не закрыты на замок, на дверцах отсутствуют предупредительные знаки безопасности; на распределительных щитах, устройствах нет четких записей, указывающих назначение отдельных цепей; отсутствуют журналы учета и содержания средств защиты от поражения электрическим током; не проводится своевременная проверка состояния защитных заземлений, протоколы замера сопротивлений изоляции проводов, заземления отсутствуют; документация на электрооборудование ведется неудовлетворительно; силовые распорядительные шкафы, оборудование не очищаются от пыли и грязи. Отсутствуют ответственные лица за правильную эксплуатацию и своевременные ремонт зданий и сооружений; не осуществляется контроль за техническим состоянием зданий и сооружений; не ведется необходимая документация по технической эксплуатации зданий и сооружений.

В ряде организаций и учреждений (МДОУ «Детский сад № 8»Звездочка», МУЗ «Алатырская стоматологическая поликлиника», ГУЗ «Дом ребенка», ООО «ТД Каравай», ОАО «Алатырский хлебозавод», ООО «Хлеб») рабочие, связанные с выполнением работ и обслуживанием установок, оборудования повышенной опасности не проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда.

В организациях отраслей промышленности, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства выявлены следующие нарушения законодательства об охране труда. Так, в ООО «Алатырская бумажная фабрика», железнодорожном ДЕПО г. Алатырь, филиале «Алатырьсетьгаз» ОАО «Чувашсетьгаз», Алатырские электрические сети ОАО «Чувашэнерго», ОАО «АЗНХ», отсутствуют программы обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ, не со всеми работниками проводится обучение и проверка знаний требований охраны труда, стажировка на рабочем месте работников. В ООО «Алатырская бумажная фабрика», МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство № 1» не соответствующим образом организовано проведение работ повышенной опасности; не назначены ответственные лица; не составлены перечни работ с повышенной опасностью, при выполнении которых необходимо выдавать наряд-допуск.

По итогам комплексной проверки в городе проведено выездное заседание Межведомственной комиссии по охране труда, приняты конкретные решения по устранению выявленных нарушений.

Ведется работа по улучшению информационного обеспечения охраны труда в городе. Так, в 2006 году опубликовано и размещено на информационном сайте администрации г. Алатырь 18 материалов по вопросам охраны труда, а так же более 20 выступлений по местному радио.

В 2006 году продолжена практика проведения ежегодного городского смотра-конкурса по охране труда, который проводится в рамках Республиканского смотра-конкурса между организациями Чувашской Республики. По итогам 2006 года места распределились следующим образом: по группе организаций с численностью работающих от 500 и более первое место заняло ОАО «Завод «Электроприбор», второе – ФГУ «5 арсенал» Минобороны России, третье – ОАО «Электроавтомат»; по группе с численностью от 100 до 500 работающих – первое место – ОАО «АЗНХ», второе – МУП «ЖЭУ № 1», третье – МУП «Алатырская городская станция скорой медицинской помощи». Организации занявшие первые места традиционно рекомендуются к участию в Республиканском смотре-конкурсе.

С 2003 года ведется работа по подготовке ежегодного Муниципального доклада о состоянии условий и охраны труда в городе Алатыре. В докладе дается характеристика состояния условий и охраны труда: развитие системы муниципального управления охраной труда, результаты работы органов местного самоуправления, контроля и надзора на территории муниципального образования, финансирование мероприятий по охране труда, состояние и причины производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, количество работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, обучение по охране труда. В разделах докладов подробно анализируются причины несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, положительные и отрицательные тенденции, ставятся конкретные задачи по улучшению условий и охраны труда, намечаются мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Подготовка муниципальных докладов позволяет проводить оценку эффективности работы управления охраной труда на муниципальном уровне, состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в городе.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 ноября 2005 года № 267 «О системе органов социальной защиты населения Чувашской Республики» обеспечение реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда в городе Алатыре с 1 января 2006 года возложено на отдел социальной защиты г. Алатырь Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. В структуру Отдела введена штатная единица специалиста по вопросам социально-трудовых отношений и охраны труда, который работал специалистом в администрации г. Алатырь.

Основными задачами управления охраной труда на муниципальном уровне являются:

реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда в городе Алатыре;

обеспечение реализации на территории города Алатыря Трудового кодекса Российской Федерации, мероприятий Республиканской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005-2007 годы, городской программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Алатыре на 2005-2007 годы;

работа по созданию служб охраны труда в организациях с численностью работающих свыше 50 человек;

организация обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций города;

анализ и прогнозирование основных показателей состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также планирование и реализация на территории города Алатыря мероприятий по их профилактике;

оказание практической и методической помощи в области охраны труда организациям.

Р а з д е л III .

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ В АЛАТЫРЕ

Производственный травматизм характеризуется числом лиц, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более или со смертельным исходом при выполнении ими трудовых обязанностей и подлежащих учету. Наличие вредных и опасных производственных факторов, использование несовершенных, морально и физически устаревших оборудования и технологических процессов, несоблюдение требований безопасности приводит к полной или частичной утрате трудоспособности. В настоящем разделе приводятся результаты статистического наблюдения и анализа состояния производственного травматизма. В разделе проанализировано состояние производственного травматизма на крупных и средних организациях следующих видов экономической деятельности: обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; оптовая и розничная торговля; транспорт и связь; здравоохранение и предоставление социальных услуг; предоставление прочих коммунальных, социальных услуг.

В 2006 году специалистом по труду был собран аналитический материал состояния условий и охраны труда по средним и крупным предприятиям города. Из 174 предприятий на 8 (4,6%) были зарегистрированы несчастные случаи на производстве. Пострадало от травм на производстве и временно утратили трудоспособность 15 человек (в 2005 году – 29). Уровень производственного травматизма (число пострадавших на 1000 работающих) составил 1,0 человека, со смертельным исходом – 0,13 пострадавшего на 1000 работающих (в 2005 году – 0,09). При этом уровень производственного травматизма среди женщин уменьшился по отношению к 2005 году на 23,5%, а к 2004 году – на 63% и составил 0,13 пострадавшего на 1000 работающих. Вместе с тем число случаев со смертельным исходом увеличилось на 30,7% и достигло 0,13 погибшего. Динамика производственного травматизма показана в таблице 3.1.

Т а б л и ц а 3.1.

Динамика производственного травматизма в г. Алатырь

Показатели

Годы

2004

2005

2006

Число пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более, человек

Всего

На 1000 работающих

В том числе женщин

На 1000 работающих

Из общего числа пострадавших – со смертельным исходом, человек всего

На 1000 работающих

Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, всего

На 1 пострадавшего, дней

31

3,9

4

0,36

1

0,125

689

22,2

29

3,5

2

0,17

1

0,09

1429

49,3

15

1,0

2

0,13

2

0,13

655

43,6

Потери рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности работников по причине травматизма на производстве уменьшились по сравнению с предыдущим годом (в 2005 году - 1429 чел.-дней) и составили 655 человеко-дней. Каждый пострадавший от несчастных случаев в среднем за год отсутствовал на рабочем месте 43,6 дней.

Из общего числа, получивших травмы 12 человек – работники промышленности, 1 – электроэнергетическая отрасль, АПК – 2 (таблица 3.2).

Т а б л и ц а 3.2.

Основные показатели производственного травматизма по отраслям экономики

Отрасли экономики

Число человеко-дней нетрудоспособности

На 1 пострадавшего, дней

Промышленность

2004

2005

2006

513

865

538

24,4

41,1

48,9

Электроэнергетика

2004

2005

2006

18

-

117

6,0

-

117

Жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения

2004

2005

2006

210

349

-

70,0

87,25

-

АПК

2004

2005

2006

101

-

25

33,3

-

12,5

Транспорт и связь

2004

2005

2006

-

85

-

-

42,5

-

Итого по городу:

2004

2005

2006

689

1429

655

22,2

49,3

43,6

Уровень производственного травматизма на предприятиях города Алатыря в 2006 году составил 1,0 пострадавшего на 1000 работающих, против 3,5 - в 2005 году, 3,9 – в 2004 году (таблица 3.3).

Т а б л и ц а 3.3.

Уровень производственного травматизма на предприятиях и организациях города Алатырь в 2006 году

(количество пострадавших на 1000 работающих, человек)

Наименование предприятия

2004

2005 г.

2006 г.

Число пострадавших на производстве, человек

На 1000 работающих

Число пострадавших на производстве, человек

На 1000 работающих

Число пострадавших на производстве, человек

На 1000 работающих

ОАО «Электроавтомат»

7

4,2

6

4,27

3

2,18

ФГУП «5 арсенал» МО РФ

-

-

-

-

-

-

ОАО «Завод «Электроприбор»

4

5,3

2

2,8

-

-

Алатырский механический завод филиал ОАО «РЖД»

-

-

-

-

1

1,9

ОАО «АЗНХ»

3

6,4

1

2,3

1

2,2

ООО «Алатырская бумажная фабрика»

5

12,5

10

22,07

4

8,99

ООО «Лисма» АЭМЗ

3

8,1

3

5,39

3

8,77

Алатырские электрические сети филиал ОАО «Чувашэнерго»

-

-

-

-

1

4,08

ОАО «Алатырский хлебозавод»

3

13,2

-

-

2

10,6

ГПУ ЮЛ 34-2 МЮ РФ

-

-

-

-

-

-

МУП «АПОК и ТС»

1

6,4

-

-

-

-

МУП «АКХ»

1

9,17

3

29,21

-

-

Филиал «Алатырьсетьгаз» ОАО «Чувашсетьгаз»

-

-

-

-

-

-

МУП «ЖЭУ № 1»

1

7,14

1

6,37

-

-

МУП «Алатырский водоканал»

-

-

-

-

-

-

МУП «Алатырские городские электрические сети»

2

27,0

-

-

-

-

ОАО «СУ – 7»

-

-

-

-

-

-

ООО «Фирма «Трейд+»

-

-

-

-

1

11,63

Всего:

31

3,9

29

3,5

15

1,0

В 2006 году на 8 предприятиях города допущены случаи производственного травматизма. Из общего числа несчастных случаев 4 произошло на ООО «Алатырская бумажная фабрика» (10 – в 2005 году), 3 – на ОАО «Электроавтомат» (6 – в 2005 году), 3 – ООО «ЛИСМА – АЭМЗ» (3 – в 2005 году), 2 – ОАО «Алатырский хлебозавод» (гистограмма 3.2.).

Рост уровня производственного травматизма наблюдается в ООО «Лисма – АЭМЗ» (8,77 пострадавшего на 1000 работающих, против 5,39 – в 2005 году), ОАО «Алатырский хлебозавод» (10,6 пострадавшего на 1000 работающих), Алатырские электрические сети филиал ОАО «Чувашэнерго» (4,08 пострадавшего на 1000 работающих).

На некоторых городских предприятиях травматизм отсутствует на протяжении нескольких лет - ФГУП «5 Арсенал» МО РФ (руководитель Неймущенков С.А., инженер по ОТ иТБ – Алхов А.П.), филиал «Алатырьсетьгаз» ОАО «Чувашсетьгаз» (Егунков О.И., Долгая Л.А.), ГПУ ЮЛ 34-2 МЮ РФ (Маланьин А.Н., Клементьева , Т.С.), МУП «АПОК и ТС» (Рузавин Е.В., Макаров В.В.), МУП «Алатырский водоканал» (Паршуков В.А., Дергачев А.А.), МУП «Алатырские городские электрические сети» (Блашенков В.И., Балыков Н.М.).

Г и с т о г р а м м а 3.2.

Уровень производственного травматизма на предприятиях

г. Алатырь в 2006 году

(количество пострадавших на 1000 работающих человек)

Нужно отметить, что в 2006 году снизилось количество пострадавших на производстве на 48,2 %, чем в 2005 году. Количество пострадавших на производстве снизилось с 31 в 2004 году до 15 пострадавших в прошедшем отчетном периоде (в 2005 – 29). Из общего числа пострадавших 3 человека получили тяжелые травмы (в 2005 – 7), погибли на производстве двое (в 2005 – 1) (гистограмма 3.1.)

Г и с т о г р а м м а 3.1.

Динамика производственного травматизма по г. Алатырь

за 2004-2006 годы

В таблице 3.5. представлены сведения о тяжелом и смертельном производственном травматизме по итогам 2006 года.

Т а б л и ц а 3.5.

Сведения о тяжелом и смертельном производственном травматизме на предприятиях города в 2005-2006 году (по данным отчетов)

Наименование предприятий

Среднеспи-сочная чис-ленность работников крупных и средних предприя-тий с чис-ленностью свыше 15 чел., Nр, человек

Число несчастных случаев

Коэф-фициент произ-водственного травма-тизма, Кпт

Смертель-ных, Nс, человек

Тяжелых, Nт, человек

Группо-вых, Nг, человек

2005

2006

2005

2006

2005

2006

2005

2006

2005

2006

Всего по городу

11700

14950

1,77

1,07

В том числе:

ИП Кузнецова магазин «Сударь»

3

1

ОАО «Электроавтомат»

1458

1

МУП «АКХ»

94

1

ООО «Алатырская управляющая автотранспортная компания»

81

1

ОАО «Завод «Электроприбор»

704

1

ООО «Алатырское УПП ВОС»

50

1

ООО «Фирма «Трейд +»

83

1

Алатырский механический завод филиал ОАО «РЖД»

531

1

ООО «Лисма –АЭМЗ»

342

1

ООО «Алатырская бумажная фабрика»

445

1

1

МУП «ЖЭУ №2»

102

1

В 2006 году коэффициент производственного травматизма снизился на 39 % по сравнению с предыдущим периодом (1,07 против 1,77 в 2005 году).

Несчастные случаи, относящиеся к тяжелым, произошли на:

- ООО «Алатырская бумажная фабрика», где во время работы продольно-резательного станка болтом захватило рукав спецодежды резчика и затащило вместе с рукой под вал. Пострадавший получил перелом левой руки. По результатам расследования причинами несчастного случая явилось отсутствие защитного ограждения муфты промежуточного вала, нарушение трудовой и производственной дисциплины пострадавшим, нарушение требований безопасности при производстве работ, отсутствие контроля со стороны должностных лиц;

- МУП «ЖЭУ №2» (предприятие ликвидировано), где во время ремонтных работ кровли бойлерной получил травму кровельщик. Травма: закрытий перелом обоих пяточных костей. Причины: неудовлетворительная организация производства работ, эксплуатация приставной деревянной лестницы, не соответствующей требованиям;

- ООО «Лисма АЭМЗ», комплектовщица отдела продаж поскользнулась и упала на территории завода. Травма: закрытый оскольчатый перелом лодыжки левой голени со смещением, с подвывихом стопы. Причинами несчастного случая стали неудовлетворительное содержание дорог, проходов, путей передвижения людей по территории завода и неосмотрительность пострадавшей.

Несчастные случаи со смертельным исходом произошли на:

- ООО фирма «Трейд +» получил смертельную травму электросварщик, упав с высоты 9 метров при монтаже высокотемпературной камеры. Пострадавший получил открытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга тяжелой степени, закрытый вдавленный перелом височно-лобной части, размозжение верхней трети головного мозга лобной доли, перелом основания черепа, перелом костей обоих предплечий, разрыв селезенки. Во время расследования установлено, что работы на высоте проводились с поддонов предназначенных для хранения и транспортировки товаров, не имеющих перильных ограждений и не обеспечивающих безопасное перемещение работников вдоль рабочего места. Причинами несчастного случая явились: неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в не обеспечении безопасного перемещения работников при выполнении работ на высоте, неправильное применение средств индивидуальной защиты (каска, предохранительный пояс).

- Алатырском механическом заводе филиале ОАО «РЖД» при разгрузо -погрузочных работах листового металла из полувагона был травмирован грузчик, который от полученной травмы скончался в больнице. Причины: нарушение технологического процесса производства работ грузоподъемным краном, неудовлетворительная организация разгрузочных работ краном, недостатки в обучении безопасным приемам труда, выразившиеся в низком качестве инструктажа и допуска к работе без обучения и аттестации машиниста крана и мастера, как ответственного за безопасное производство работ кранами, нарушение трудовой и производственной дисциплины пострадавшим, нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения.

По всем происшествиям были проведены расследования с участием представителей Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, а также специалиста отдела социальной защиты населения г. Алатырь Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Руководители этих предприятий выступили на заседаниях координационного совета по охране и условиям труда по выполнению мероприятий по устранению причин произошедшего несчастного случая.

Анализ причин несчастных случаев показал следующее. Большинство несчастных случаев, происшедших на производстве, стало результатом неудовлетворительной организации производства работ и нарушения трудовой дисциплины, а также в результате эксплуатации неисправного оборудования, несовершенства технологических процессов, неприменения средств индивидуальной защиты, из-за недостатков обучения безопасным приемам работ.

Производственный травматизм представляет серьезную опасность для здоровья людей, вызывает человеческие и материальные потери. Основными его причинами являются плохая организация производства работ; несоблюдение работодателями, ответственными должностными лицами законодательных и нормативных требований по охране труда; пренебрежение проблемами охраны труда в сфере малого предпринимательства; снижение требовательности к контролю за соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда и другие.

Раздел IV .

УСЛОВИЯ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость работников напрямую зависит от состояния условий труда. Устранение вредных и опасных производственных факторов или приведение их в соответствие с нормами, модернизация оборудования и технологических процессов, создание, таким образом, безопасных условий труда ведут к снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

В 2006 году анализ состояния условий труда осуществлялся по данным отчетов крупных и средних организаций Алатыря, осуществляющих деятельность в промышленном производстве, строительстве, на транспорте и связи. На период учета списочная численность работников организаций, предоставивших отчетность, составила 6,26 тыс. человек, из них 2,4 тыс. женщин (38,4 %).

На предприятиях города 1,8 тыс. человек (29,1 % списочной численности) работали в неблагоприятных условиях, среди них 446 женщин (24,4% от общего числа работающих в неблагоприятных условиях). В основном это работники промышленных предприятий. В 2006 году на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, было занято 786 человек, или 12,6 % работников промышленных обследованных организаций. Удельный вес работников занятых во вредных условиях труда, иллюстрирует гистограмма 4.1.

Анализ состояния условий труда на предприятиях города Алатыря показывает, что в прошедшем году увеличилась доля лиц, рабочие места которых не отвечали санитарно-гигиеническим нормам в ФГУП «5 арсенал» Минобороны России, ООО «Лисма-АЭМЗ», ОАО «Алатырский хлебозавод».

В целом можно сказать, что на промышленных предприятиях города сохраняется неблагополучное состояние условий труда. На некоторых предприятиях недостаточно активно проводятся работы по реконструкции и техническому перевооружению производств, внедрению новых технологий, механизации и автоматизации технологических процессов, в том числе тяжелых физических работ, в особенности при использовании труда женщин.

Г и с т о г р а м м а 4.1.

Удельный вес работников,

занятых во вредных условиях труда, на конец 2006 года

(в процентах от общей численности работников обследованных организаций)

Неудовлетворительные условия труда, как правило, влекут стабильно высокий уровень профессиональной заболеваемости. Результатом воздействия на работающих неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса является развитие у них профессиональных заболеваний.

На промышленных предприятиях города трудятся более 3 тыс. женщин. На отдель­ных предприятиях удельный вес работающих женщин превышает 50 % от общего числа работающих, и они как и в прежние годы, заняты в основных и вспомогательных процессах, сопряженных с выполнением ручных операций в условиях непосредственного воздействия вредных производственных факторов. Нарушаются нормы предельно-допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную в строительстве, промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей промышленности. Предприятиями приобретены необходимые официальные документы, изданы приказы "О введении в действие по предприятию" нормативного документа с указанием ответственных лиц, по проведению необходимых работ по подготовке предварительного перечня профессий, рабочих мест, где противопоказано применение труда женщин детородного возраста. Одновременно в сложившейся неблагоприятной ситуации на большинстве предприятиях, выполнить требования настоящих правил представляется невозможным: технологическое оборудование не отвечает их анатомо-физиологическим особенностям, в тяжелых и вредных условиях продолжают работать женщины, так как мужчины на эти работы не устраиваются и т.п. и неудовлетворительно решаются вопросы вывода женщин из гальванических, малярных участков. Где неблагоприятные условия труда остаются неизменными и подвергаются воздействию комплекса вредных производственных факторов: химических веществ, неблагоприятных микроклиматических условий, физического труда.

В строительстве, где основные отделочные материалы выполняются женщинами (маляры, штукатуры, плиточницы), также неудовлетворительно решаются вопросы механизации их труда и, кроме того, они подвергаются воздействию химических веществ: ацетона, толуола, уайт-спирита, минеральной пыли, содержание которых зачастую может превышать ПДК.

Трудовые нагрузки для женщин не нормируются. Администрации предприятия сталкиваются проблемами перевода на другие рабочие места, не связанные с вредными условиями труда и поисками новых рабочих мест, которые попросту отсутствуют.

В последние годы отмечается тенденция перевода выполнения текущей работы с исполь­зованием ВДТ и ПЭВМ, создаются кабинеты и подразделения информатики и целые комплексы, где в основном применяется интеллектуальный труд женщин и рабочие места оборудованы с нарушениями требований СанПиН 2,2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования видео дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ".

В области обеспечения здоровых условий труда необходимо:

1. Реализация Городской программы по улучшению условий, охраны труда и здоровья работающих в г. Алатырь на 2005-2007 годы, в т.ч. по отдельным предприятиям.

2. Создание базы данных о состоянии условий труда и здоровья работающих на территории и осуществления мониторинга условий труда и состояния работающих.

3. Участие в проведении медицинской, трудовой и социальной реабилитации профессиональных больных.

4. Обеспечение комплексности в работе всех заинтересованных органов, при проведении работ, направленных на улучшение, охрану труда и сохранения здоровья работающих.

5. Принятие мер по повышению качества и завершению работ по оформлению ПРОГРАММ производственно-лабораторного контроля и выполнения требования работодателями на местах.

6. Проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией.

Основой для получения сведений об условиях труда являются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, санитарно-техническая паспортизация условий труда производственных цехов или специальные замеры параметров санитарно-гигиенических факторов.

В 2006 году на предприятиях города была продолжена работа по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Основной проблемой в области развития аттестации рабочих мест по условиям труда является непонимание со стороны работодателей необходимости ее проведения, а также низкая требовательность по этим вопросам со стороны органов государственного контроля и надзора. В результате на 1 января 2007 года аттестация проведена на 13 предприятиях города, что составляет 3,1% от общего количества зарегистрированных в городе организаций. В результате аттестовано 1907 рабочих мест, условно аттестовано – 1202. В прошедшем году успешно завершена аттестация с последующей сертификацией работ на ФГУП «5 арсенал» Минобороны России. Сведения о проведении аттестации в организациях и предприятиях Алатыря представлены в таблице 4.1.

Учитывая важнейшую роль пропаганды и обучения по охране труда в активизации работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, значительное внимание уделялось проведению семинаров, совещаний. При этом особое значение придается распространению в городе опыта проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также проблемам доведения условий труда на рабочем месте до нормированных требований и установления льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда.

Таблица 4.1.

Сведения о ходе аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях г. Алатыря Чувашской Республики

по состоянию на 1 января 2007 г.

№/№ п/п

Наименование

организации

Количество

работаю-щих

Коли-чество рабочих мест

Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда

Коли-

чество ра-

ботников,

занятых на этих

рабочих местах (чел)по графе 5

Количество рабочих мест с классами условий труда/работающих

Обеспе-

ченность

Результаты аттестации:

количество рабочих мест/работающих

опти-маль-ными и допусти-мыми

вредными и опасными

травмо-опасными

спецодеждой и СИЗ

в соответ-ствии с нормами выдачи %

аттесто-вано

условно аттесто-вано

не аттесто-вано

1 и 2

3.1

3.2

3.3

3.4

4.0

1.0; 2.0; 3.0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1.

ОАО «Электроавтомат»

1378

203

203

265

33/36

65/87

105/142

100

33/36

170/229

2.

ФГУ ИК-2

949

450

411

780

268/404

102/139

37/37

100

268/404

139/276

3.

ФГУП «5 Арсенал»

973

826

826

996

487

288

16

35

100

487

339

4.

Алатырский механический завод филиал ОАО «РЖД»

531

141

93

107

61

15

4

8

100

61

32

5.

ООО «Алатырская бумажная фабрика»

453

238

238

363

144

14

52

28

100

144

94

6.

Алатырские электрические сети ОАО «Чувашэнерго»

239

313

313

363

189/221

111/122

13/13

96

313

124

7.

МУП «ЖЭУ №1»

159

157

153

155

124

3

26

100

126

31

8.

ООО «Фирма «Трейд+»

59

14

14

39

14

100

14

9.

ОАО «АЗНХ»

443

381

176

388

55

50

58

13

-

-

-

100

57

107

10.

ООО «Лисма-АЭМЗ»

342

336

336

365

282

27

27

-

-

-

-

100

282

54

-

11.

Филиал «Алатырьсетьгаз» ОАО «Чувашсетьгаз»

143

142

142

146

62

37

28

-

-

-

-

100

62

65

-

12.

МУП «Алатырские городские электрические сети»

79

65

65

79

50

2

13

-

-

-

-

100

50

15

13

ГУЗ «Республиканский кожно-венерологический диспансер»

46

42

42

46

24

17

1

100

24

18

Итого по организациям

5794

3308

3012

4092

1793/661

731/348

380/192

84

1907/440

1202/505


О состоянии условий и охраны труда можно судить по данным о затратах на мероприятия по охране труда и возмещению труда, причиненного работнику трудовым увечьем или профессиональным заболеванием.

Ежегодно в городе ведется работа по улучшению финансового обеспечения охраны труда в организациях, которое подтверждается размером затрат на одного работающего. Вместе с тем финансирование мероприятий по охране труда остается недостаточным в организациях частной и муниципальной собственности.

На мероприятия по охране труда в 2006 году израсходовано 22,1 млн. рублей, или 105,0% к уровню 2005 года (гистограмма 4.2). В среднем на охрану труда одного работника было потрачено 1480,0 рубля (в 2005 году – 1850,4 рубля).

Г и с т о г р а м м а 4.2.

Затраты на мероприятия по охране труда по г. Алатырь в динамике, тыс. рублях

Наибольшие вложения в охрану труда были сделаны в таких видах экономической деятельности, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды (3286,4 рубля на одного работника), промышленности (2187,86). Ниже среднего республиканского уровня затраты производились в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (649,3 рубля), оптовая и розничная торговля (384,3 рубля).

Г и с т о г р а м м а 4.3.

Затраты на мероприятия по охране труда на 1 работника

в 2004-2006 году

Наибольшие вложения в охрану труда произведены на ОАО «Завод «Электроприбор» (6588,0 рублей на одного работающего), Алатырских электрические сети филиал ОАО «Чувашэнерго» (16095 рублей), Алатырском механическом заводе филиале ОАО «РЖД» (3824,0 рубля), ОАО «АЗНХ» (4316,0 рублей), ФГУП «5 арсенал» Минобороны России (2648,0 рублей).

Данный факт свидетельствует о наличии тенденции соблюдения работодателями законодательного требования по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Раздел V .

ОБУЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Обучение по охране труда играет важную роль в профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Всего в течение 2006 года обучением было охвачено 186 человек, что В 2006 году в Алатыре обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда социального страхования проводилось Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики. В течение года обучено 70 человек из числа отдельных категорий застрахованных.

Обучение по охране труда за счет собственных средств предприятий в городе также проводил центр по обучению по охране труда, который организован на базе Алатырского сельскохозяйственного техникума. В 2006 году центром было обучено 116 человек.

Целью учебного центра является получение слушателями необходимых знаний по охране труда для их практической деятельности в сфере охраны труда и снижения уровня травматизма.

Итоги обучения по охране труда в 2006 году, несмотря на некоторое снижение количества обученных, можно охарактеризовать в целом положительно. Система обучения по охране труда за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации позволяет проводить выездное обучение, обучать руководителей и специалистов бюджетных отраслей, развивать обучение по отраслевым направлениям, содействует развитию института общественного контроля за охраной труда путем обучения уполномоченных лиц профсоюзов и членов комитетов (комиссий) по охране труда и в целом способствует снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В ходе обучения повышается уровень культуры слушателей, расширяется их кругозор. Важное место в учебных программах уделяется вопросам трудового законодательства, что способствует повышению правовой грамотности слушателей.

В целях информационного обеспечения и пропаганды охраны труда в прошедшем году подготовлен Муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда в г. Алатырь в 2005 году, утвержденный постановлением главы города от 09.03.2006 г. № 180; доведены до организаций, разработанные Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, методические рекомендации «Руководство по охране труда в учреждениях культуры», «Особенности заключения трудового договора при найме на работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда», «Экономическое стимулирование работодателей в обеспечении здоровых и безопасных условий труда», «Сборник справочных материалов по охране труда». Еженедельно предоставлялась информация о наиболее значимых событиях для размещения на сайте администрации г. Алатыря, а также по данным ГИТ в Чувашской Республике ежемесячная информация о состоянии производственного травматизма в организациях города, выступления по радио. Всего за 2006 год подготовлено 28 материалов.

Кроме того, в 2006 году в рамках Республиканского смотра-конкурса организован и проведен городской смотр-конкурс по охране труда между организациями, 2 семинара совещания по охране труда для руководителей и специалистов предприятий города, в которых приняли участие большинство организаций города. Участники семинара-совещания смогли посетить выставки спецодежды и выставки-продажи методической и нормативной литературы по охране труда. Проведен круглый стол на тему «Современные требования трудового законодательства» для руководителей малого бизнеса, в беседе приняли участие 300 представителей предпринимательства. По итогам проведения комплексной проверки организаций и предприятий города Государственной инспекции труда по Чувашской Республике в г. Алатырь организовано проведение Межведомственной комиссии по охране труда. Среди основных вопросов на городских семинарах совещаниях рассмотрены: результаты работы по улучшению состояния охраны труда в Алатыре и Чувашской Республике; анализ причин производственного травматизма и меры по его сокращению; вопросы аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда; результаты комплексной проверки соблюдения трудового законодательства; изменения в Трудовом Кодексе Российской Федерации. На семинарах участникам давались консультации по вопросам безопасности труда.

Т а б л и ц а 5.1.

Итоги информационной работы в области охраны труда

в г. Алатырь

Наименование мероприятий

Количество мероприятий

в 2005 году

Количество мероприятий

в 2006 году

Проведено:

Городских семинаров-совещаний по охране труда

Совещаний

Рассмотрено вопросов

Приняло участие, человек

Опубликовано статей (выступлений) и информационных материалов в городских средствах массовой информации, всего

3

4

16

более 350

28

3

1

8

более 350

28

В целях выявления лучших организаций и пропаганды передового опыта в области охраны труда в 2006 году продолжено проведение смотра-конкурса по охране труда среди организаций и предприятий г. Алатырь. По итогам смотра-конкурса первое место по группе с численностью от 500 и более человек заняло ОАО «Завод «Электроприбор», второе – ФГУП «5 арсенал» Министерства обороны России, 3-е место – ОАО «Электроавтомат»;

по группе с численностью от 100 до 500 человек – первое место – ОАО «АЗНХ», второе место – МУП «ЖЭУ № 1», МУЗ «Алатырская городская станция скорой медицинской помощи» заняло 3 место. Победители смотра-конкурса рекомендованы к участию в Республиканском смотре-конкурсе по охране труда.

Развитие информационной работы является одним из приоритетных направлений в сфере улучшения условий и охраны труда республики, поэтому ему уделяется большое внимание. Проводимая работа позволяет повысить информированность, грамотность руководителей и специалистов, культуру производства, выявить и распространить передовой опыт, предупредить повторение ошибок, приводящих к несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям.

Раздел VI .

ПЕРЕСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

В 2007 ГОДУ

Приведенная в муниципальном докладе информация свидетельствует о том, что проводимая органами исполнительной власти Чувашской Республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля и надзора, местного самоуправления, объединениями работодателей и профсоюзами совместная работа по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в 2006 году позволила снизить число пострадавших от травм на производстве, несчастных случае с тяжелым исходом на предприятиях города.

Вместе с тем анализ производственного травматизма показывает, что по-прежнему большинство несчастных случаев на производстве происходит по организационным причинам, не требующих особых материальных затрат, в результате отсутствия должной организации труда, низкой трудовой и производственной дисциплины, невыполнения должностными лицами и работниками своих обязанностей по соблюдению требований охраны труда. Оценка имеющейся ситуации в области травматизма и профзаболеваемости на производстве в городе показывает, что проблемы охраны труда требуют выполнения комплекса организационных, экономических, технических и других мероприятий. Одними из важных направлений являются аттестация рабочих мест по условиям труда и обучение по охране труда работников.

Проведенный анализ работы показал, что в организациях города ведется определенная работа в этом направлении. Аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена на 3308 рабочих местах в 13 организациях. Необходимо и далее расширять сферу деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, повышению эффективности аттестации за счет упрощения методики и обеспечению необходимого качества работ по аттестации. Следует также продолжить развитие экономического стимулирования работодателей через механизм скидки и надбавки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и использование сумм страховых взносов на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников.

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации и подпунктом 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного совместным постановлением Министерства труда и социальной развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29, необходимо активнее проводить обучение работающих по соответствующим программам непосредственно самими организациями города. Недостатки в обучении, проведении инструктажей по охране труда, а также стажировке вновь принятых работников, безусловно, влияют на уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Идеология современной охраны труда – довести до сознания работодателей и работников мысль о том, что нет более высокой ценности, чем жизнь и здоровье человека.

Другим важным направлением является создание безопасных условий труда в организациях малого бизнеса, количество которых с каждым годом увеличивается. В этом направлении необходимо активизировать работу по проведению круглых столов и обучающих семинаров по охране труда, разработке методических рекомендаций, оказанию практической методической помощи индивидуальным предпринимателям в области охраны труда. Причем в этой работе необходимо объединить усилия не только органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, но и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере контроля и надзора, а также различных общественных объединений и ассоциаций малого бизнеса.

Планомерную и целенаправленную работу по профилактике производственного травматизма ведет администрация Алатыря. В городе действует Координационный совет по охране труда, специалист по охране труда отдела социальной защиты населения г. Алатырь Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Принимается ежегодно муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда, реализуется целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих. Начата работа по созданию служб охраны труда в организациях с численностью работающих более 50 человек.

Вместе с тем в процессе создания и восстановления служб охраны труда существует ряд проблем, от решения которых зависят дальнейшее развитие и совершенствование работы в области улучшения условий и охраны труда. Одной из таких проблем остается отсутствие в городе и республике системы подготовки специалистов по охране труда со средним профессиональным или высшим образованием. Сегодня подготовка кадров для этих служб ведется только благодаря системе обучения по охране труда в учебных центрах по 40-часовой программе. Другой проблемой является невысокий статус профессии и, как следствие, низкая оплата труда. Кроме этого, в настоящий момент отсутствует банк данных лучших представителей этой профессии – высококвалифицированных и опытных специалистов по охране труда. В результате многие организации не могут подобрать специалистов по охране труда и вынуждены держать эту должность вакантной или искать специалистов из числа технического персонала.

В связи с этим в рамках ежегодного республиканского конкурса профессионального мастерства «Лучший специалист по охране труда в Чувашской Республике» будет проводиться городской конкурс «Лучший специалист по охране труда города Алатыря». Первые итоги конкурса будут подведены в апреле 2007 года. Основными задачами этого конкурса должны стать повышение профессионального мастерства специалистов по охране труда, развитие их творческой инициативы и новаторства, создание стимулов к совершенствованию выполняемой работы, рост престижа профессии и статуса специалиста по охране труда, поиск новых механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, создание банка лучших специалистов по охране труда города и республики, а также привлечение внимания общественности к проблемам состояния условий, охраны труда и здоровья работающих. Конкурс будет способствовать улучшению условий и охраны труда, созданию здоровых и безопасных условий труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях города и в республике целом.

Основными задачами на 2007 год являются:

дальнейшее снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости путем увеличения количества организаций, не имеющих несчастных случаев на производстве;

реализация мероприятий Республиканской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005-2007 годы;

усиление контроля за соблюдением требований законодательства об охране труда;

развитие аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях;

организация на производствах центров медицины труда, оздоровительных и спортивных комплексов для работников и их семей;

продолжение обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, повышение его качества и эффективности путем внедрения новых технологий, учебных программ и модульных систем;

совершенствование муниципального управления охраной труда путем реализации городской программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих на 2005-2007 годы, ежегодного муниципального доклада о состоянии условий и охраны труда городе, проведения расширенных заседаний координационных советов по охране труда, месячников, Дней охраны труда, смотров-конкурсов по охране труда между организациями, городских семинаров, совещаний и круглых столов по охране труда для руководителей и специалистов организаций, а также субъектов малого предпринимательства;