Главная              Рефераты - Разное

Методические требования и рекомендации по педагогической практике Учебно-справочное пособие - реферат

Департамент образования города Москвы

Московский городской педагогический университет

Исторический факультет

Методические требования и рекомендации по педагогической практике

Учебно-справочное пособие

Составители:

Митрофанов К.Г., Московцева Ж.Ю.,

Серкин А.В., Шаповал В.В.

Москва

2006


Содержание

Введение. 3

1. Основы организации педагогической практики. 4

1.1. Цели и задачи практики. 4

1.2. Структура деятельности студентов-практикантов. 7

1.3. Права и обязанности студентов, проходящих педагогическую практику 9

1.4. Обязанности руководителей педагогической практики. 9

1.5. Критерии оценки деятельности студентов-практикантов. 10

2. Первичная педагогическая практика (III курс) 12

2.1. Особенности первичной педпрактики. 12

2.2. Примерная программа. 12

2.3. Отчетность студента-практиканта. 14

3. Тренинговая педагогическая практика (IV курс очного и очно-заочного отделения, V курс колледжной группы очно-заочного отделения) 15

3.1. Особенности тренинговой педпрактики. 15

3.2. Примерная программа. 16

3.3. Отчетность студента-практиканта. 17

4. Непрерывная стажерская педагогическая практика (V курс очной формы обучения) 19

4.1. Особенности непрерывной стажерской педпрактики. 19

4.2. Основные направления работы студента, проходящего непрерывную педпрактику. 20

4.3. Отчетность студента-практиканта. 21

5. Стажерская педагогическая практика (VI курс очно-заочной формы обучения) 23

5.1. Особенности стажерской педпрактики. 23

5.2. Основные направления работы студента, проходящего стажерскую педпрактику. 23

5.3. Отчетность студента-практиканта. 25

6. Приложения. 27

7. Библиография. 37

Введение

Педагогическая практика на историческом факультете Московского городского педагогического университета занимает важнейшее место в подготовке специалистов-учителей. В ходе практики происходит интеграция теоретических представлений в области психолого-педагогических дисциплин, приобретается личный опыт работы учителя в реальных условиях, формируются необходимые профессиональные умения и навыки, возникают необходимые условия для деятельностного и рефлексивного отношения к педагогическому труду. Таким образом, именно в ходе педагогической практики у студентов факультета в основном завершается формирование профессиональных компетенций современного учителя.

Настоящее пособие, составленное преподавателями-методистами факультета, включает в себя основные требования к организации педагогической практики на различных курсах, примерные программы, материалы рекомендательного и справочного характера. Пособие призвано помочь студентам правильно, целесообразно и эффективно спланировать и организовать свою деятельность в период прохождения педагогической практики.

Для удобства практического использования, в пособии разделены материалы, имеющие общее значение на всех этапах педагогической практики (глава «Основы организации педагогической практики», приложения), и требования (рекомендации), относящиеся к проведению практики на том или ином конкретном курсе (с учетом различия программ очной и очно-заочной форм обучения на историческом факультете).

Составители данного пособия полагают своим долгом напомнить как студентам, так и руководителям педагогической практики, что ее высокая эффективность возможна лишь при последовательном соблюдении ряда условий:

- комплексный подход к содержанию и организации практики, систематичность, непрерывность и преемственность в ее проведении;

- развитие профессионально значимых качеств личности студента (при обязательном учете индивидуальных особенностей);

- создание атмосферы, способствующей повышению общей и профессиональной культуры, нравственного и физического совершенствования личности;

- ориентация на современные и перспективные цели, задачи, содержание школьного исторического и обществоведческого образования;

- создание условий для развития исследовательского и рефлексивного подхода студента-практиканта к содержанию и условиям педагогической работы.

При составлении пособия широко использовался опыт организации педагогической практики, накопленный преподавателями кафедры методики преподавания истории и исторического факультета в целом, педагогических коллективов базовых школ, нашими коллегами с других факультетов МГПУ.

1. Основы организации педагогической практики

1.1. Цели и задачи практики

Главная цель педпрактики - завершение формирования профессиональных компетенций студента-педагога, практическое освоение основных функций работы учителя-предметника, непосредственное знакомство с ключевыми элементами работы классного руководителя.

Общие задачи педагогической практики студентов Московского городского педагогического университета :

· Применение на практике усвоенных теоретических знаний, и практическое использование элементов педагогических техник и технологий в процессе решения задач столичного образования.

· Овладение основными видами и формами как педагогической, так и управленческой деятельности, профессиональными умениями и навыками, формирование профессионально-личностных качеств педагога.

· Изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений, соответствующих профилю подготовки студента, передового педагогического опыта, оказание посильной помощи разнообразным образовательным учреждениям.

· Развитие и воспитание у студентов устойчивого интереса к педагогической деятельности.

· Выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности.

· Формирование основ для выработки и дальнейшего совершенствования собственного стиля профессиональной деятельности, соответствующей особенностям и потребностям системы образования столичного региона.

В процессе педагогической практики у студента должны формироваться следующие профессиональные умения :

в области конструктивных функций:

- определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и социально-психологических особенностей коллектива;

- планировать и анализировать учебно-воспитательный процесс в психологических, дидактических, методических и аксиологических аспектах с учетом современных технологий обучения;

- обоснованно выбирать оптимальные формы, методы и средства образования и воспитания, определять результаты усвоения детьми программного материала, уровень их воспитанности и развития;

- проводить разностороннюю работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей детей, используя культурно-образовательные пространства на исторических территориях г. Москвы;

- осуществлять воспитательную работу в групповом коллективе образовательного учреждения, творческих группах и объединениях детей;

- проводить индивидуальную работу с детьми, осуществлять педагогическое просвещение родителей с учетом меняющихся социальных условий, вовлекая семьи в образовательный процесс;

- развивать у детей потребность в здоровом образе жизни, в соблюдении правил личной и общественной гигиены, безопасности жизнедеятельности, овладению навыками первой медицинской помощи ;

- использовать в учебно-воспитательном процессе различные технические средства: компьютерную технику, аудио- и видео средства и разнообразные наглядные пособия;

- разрабатывать дидактический материал и наглядные пособия;

- проводить самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности.

- стать активным участником процесса превращения образования в основное средство создания культурного пространства столицы.

в области организаторских функций:

- управлять учебно-познавательной деятельностью детей и формировать у них общеобразовательные умения и навыки;

- рационально распределять время на занятиях и во внеучебных мероприятиях, выполнять намеченный план;

- организовывать воспитательную работу во все время общения с детьми;

- организовывать индивидуальную работу, работу с группой, коллективом (классом, группой, родителями).

в области коммуникативных функций:

- использовать разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия с детьми, родителями, коллегами;

- строить деловые и личные отношения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

- создавать благоприятные условия для разностороннего развития личности.

в области исследовательских функций:

- изучать личность детей и коллектива с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;

- изучать передовой педагогический опыт (новые педагогические системы, современные технологии образования и воспитания), альтернативные и вариантные программы, проводить педагогический эксперимент.

Задачи педагогической практики студентов исторического факультета :

1. Ознаком ление с уче бно-воспитательной работой в школе и других учебных заведениях. С этой целью организуютс я вс тречи и беседы с педагогическим колле ктивом школы и ее руководством, проводитс я изучение школьной документации, в том числе планов работы. Дл я ознакомления с учебной работой по ис тории и обществознанию проходят беседы с учителями-предметниками, изучение программ по предмету, в час тности, данной школы, анализ дидактичес ких материалов кабинета истории, посе щение уроков и внеклассных занятий по ис тории и обществознанию, ознакомление с планом работы методического объединения предметни ков.

2. Отработка и закрепление с тудентами знан ий по специальным и психолого-педагогическим дисциплинам; при менени е их на практике для конструирования и проведения урока, его анализа. В этих целях организуе тс я пос ещение и анализ уроков учите лей истории и обществознания, разработка и обсуждение планов и конс пе ктов уроков, проведение уроков в закре пленных классах, их анализ.

3. Продолж ение формирования и закрепление в практической деятель но ст и п едагогиче ских у ме ний учителя истории и об ществознани я:

- проведен ие структурн о-функционального ан ализа у че бного мате риала;

- опре де ление целей изучения разде ла, темы;

- определение места конкретного урока в общей системе обучения, типа и формы урока, формулирование целевой установки;

- отбор историчес кого содерж ания урока, с оответствующих ему приемов и средств преподавания, учитывающих цели урока и уровень подготовки школьников;

- выделение оптимальных уровней познавательной самостоятельности учеников и, с учетом этого, планирование их учебной деяте льн ости на всех этапах урока;

- формировани е в процессе учебной работы у школьников умений, определяемых образовательными стандартами и конкретными учебными программами;

- выявление и разв итие интерес а учащихся к ис тории и обществознанию;

- знакомство с те матичес ким планированием в школе, уточнен ие методических комплексов по классам;

- планирование урока и реализация его на практике;

- анализ уроков однокурсников и с обственных уроков;

- разработка и проведение уроков в различных формах (лекция, с еминар, практические и лабораторные занятия, деловые игры, и т.п.);

- разработ ка и проведение внеклас сных мероприятий по предмету (экскурси и, предметн ые вечера, КВН. викторины, олимпиады и т.д.), их анализ;

- при менение на практике приемов и средств ф ормирования теоретичес ких знан ий;

- выявление внутрипредметных и межпредметных связей, реализация их в учебном процесс е;

- ис пользование различных приемов организац ии работы школьников с документами (политическими, юридичес кими), периодической печатью, с татис тичес кими данными, справочниками;

- обучение школьников ориентации в социальной действительности на основе полученных теоретических знаний;

- и др.

Конкретизация задач отдельных этапов педагогической практики осуществляется с учетом места в общей системе педпрактики (первичная на III курсе, тренинговая на IV курсе очной формы обучения и на IV/V курсах очно-заочной, стажерская на V очной формы обучения и VI курсе очно-заочной формы обучения), а также специфических особенностей учреждения, в котором проводится практика, и других существенных ситуативных обстоятельств.

1.2. Структура деятельности студентов-практикантов

1. Практика может быть организована во всех типах школ и иных учебных заведениях, реализующих программы основного общего и (или) полного среднего образования. На историческом факультете педагогическая практика проводится:

· для студентов очной формы обучения - в три этапа: на III курсе в апреле месяце (первичная); на IV курсе в октябре месяце (тренинговая); на V курсе в течение всего учебного года (стажерская непрерывная);

· для студентов очно-заочной формы обучения - в три этапа: на III курсе в апреле месяце (первичная); на IV курсе в апреле месяце (тренинговая); на VI курсе в сентябре месяце (стажерская);

· для студентов колледжной группы[1] очно-заочной формы обучения - в два этапа: на V курсе в апреле месяце (тренинговая) и на VI курсе в сентябре - октябре месяце (стажерская).

2. Студенты очной формы обучения для прохождения первичной и тренинговой педагогической практики распределяются в базовые школы. Работающие в общеобразовательных учреждениях на постоянной основе имеют право пройти практику по месту работы. Для этого они должны представить официальное письмо-запрос администрации школы и копию трудовой книжки. По получении разрешения на право прохождения педпрактики по месту работы, студент-практикант получает индивидуальный план практики.

Студенты очно-заочной формы обучения, как правило, проходят педагогическую практику по месту работы или самостоятельно находят образовательное учреждение для прохождения практики. Разрешение на прохождение практики по индивидуальным планам предоставляется студентам очно-заочной формы обучения на основании официального письма-запроса от администрации соответствующего образовательного учреждения.

О выполнении индивидуального плана студент-практикант (как очной, так и очно-заочной формы обучения) регулярно отчитывается перед групповым руководителем. Итоговая отчетность за прохождение педпрактики по индивидуальному плану осуществляется в соответствии с общими нормами.

Для прохождения непрерывной педагогической практики студенты V курса очной формы обучения вправе самостоятельно выбрать одно из образовательных учреждений города г. Москвы, реализующее программы основного общего и (или) полного среднего образования. Распределение в образовательное учреждение для прохождения непрерывной педагогической практики проводится на основании контракта между образовательным учреждением и МГПУ. При этом студент-практикант поступает в данное образовательное учреждение на работу в качестве учителя истории, с оформлением установленных законодательством документов (трудовое соглашение, трудовая книжка).

3. Предварительное распределение студентов для прохождения педагогической практики проводится за 2-3 недели до ее начала. Уточнение списка распределения студентов по общеобразовательным учреждениям проводится по завершении установочной конференции по педпрактике.

Установочная конференция по педагогической практике проводится в срок, установленный в распоряжении по факультету. На ней уточняются цели, задачи, ход практики, обсуждаются нормы и формы отчетности, порядок ведения документации студентами-практикантами.

4. Ход педагогической практики определяется программой. В ходе практики студенты вводятся в круг реальных проблем профессионального труда учителя истории и обществознания, классного руководителя, знакомятся с содержанием и формами его работы. В связи с этим они проводят учебно-воспитательную работу по предусмотренным программой и планом практики направлениям (психолого-педагогическое изучение отдельных учащихся и классного коллектива, планирование и проведение уроков и факультативных занятий, внеклассная работа по предмету, беседы с учителями, социальными педагогами, психологами школы, и др.). При необходимости и наличии возможностей студенты-практиканты могут включаться в методическую и исследовательскую (в том числе экспериментальную) работу.

Как в период прохождения практики, так и по ее окончании студенты-практиканты предоставляют отчетные документы и учебно-методические материалы установленных форм.

Студенты получают систематическую помощь со стороны учителей и администрации школы, групповых и факультетских руководителей. По окончании педагогической практики студенты получают оценку их подготовленности к профессиональной деятельности в школе.

5. По окончании педагогической практики, в срок, установленный распоряжением по факультету, как правило, через 2 недели после окончания практики, проводится заключительная (итоговая) конференция. На ней обсуждаются результаты прохождения педпрактики, подводятся итоги, производится оценивание работы студентов.

1.3. Права и обязанности студентов, проходящих педагогическую практику

Студент-практикант имеет право:

1. Получать своевременную и полную информацию по всем вопросам, касающимся прохождения педпрактики.

2. Обращаться к руководителям практики университета, администрации и учителям школы для получения информации, а также помощи в разрешении возникающих в процессе практики проблем.

3. Вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики.

4. Участвовать в работе педагогических конференций, совещаний школы, посещать родительские собрания.

5. Пользоваться библиотекой, кабинетами, находящимися в них учебно-методическими пособиями и техническими средствами обучения.

6. На обеспечение условий труда в соответствии с существующими нормативами.

7. На защиту профессиональной чести и достоинства.

Студент-практикант обязан:

1. Выполнить все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики (а в период прохождения непрерывной практики - должностными обязанностями учителя).

2. Строго соблюдать требования распорядка и внутренних нормативных документов образовательного учреждения, в котором проводится практика.

3. Не допускать нарушения законных прав и интересов учащихся при проведении уроков, внеклассных мероприятий и т.п. видов работы.

4. Подчиняться распоряжениям администрации образовательного учреждения и руководителей педпрактики.

5. Своевременно и в надлежащем виде представлять установленные отчетные документы по практике.

1.4. Обязанности руководителей педагогической практики

Факультетский руководитель педагогической практики:

- организует установочные и итоговые конференции в вузе;

- координирует работу групповых руководителей, а также руководителей по психологии и педагогике;

- отвечает за распределение студентов на педагогическую практику по школам г. Москвы;

- проводит консультации с групповыми руководителями;

- анализирует результаты практики и сдает отчет по итогам
практики.

Групповой руководитель педагогической практики (назначается из числа преподавателей исторического факультета, как правило, специализирующихся в области методики преподавания):

- принимает участие в установочных и итоговых конференциях в вузе;

- принимает участие в планировании и организации педпрактики, вносит (по согласованию с факультетским руководителем) необходимые по условиям конкретного образовательного учреждения или иным обстоятельствам изменения в программу и план практики;

- организует изучение опыта работы учителей школы, посещение студентами педагогической практики;

- выдает индивидуальные творческие задания студентам, утверждает индивидуальные планы прохождения практики;

- оказывает помощь студентам в подготовке и проведении уроков и учебных мероприятий;

- при необходимости проводит семинары, совещания, консультации (в том числе индивидуальные) со студентами-практикантами;

- присутствует на проводимых студентами мероприятиях, руководит их обсуждением, анализирует и оценивает их;

- представляет сведения по итогам практики факультетскому руководителю.

Руководители практики по психологии и педагогике (назначаются из числа преподавателей соответствующих кафедр университета):

- принимают участие в установочных и итоговых конференциях в вузе;

- помогают студентам в планировании воспитательной работы с учащимися;

- определяют необходимые формы работы по психологии и педагогике, формы отчетности по ним;

- оказывают помощь студентам-практикантам в выполнении установленных работ, консультируют студентов;

- оценивают работу студентов и предоставляют сведения групповому руководителю.

1.5. Критерии оценки деятельности студентов-практикантов

Факультетские и групповые руководители при выявлении оценки руководствуются следующими критериями:

1) Качество отдельных видов учебно-педагогической деятельности студентов.

2) Отношение к педагогической профессии, к детям; умение строить профессиональные отношения с педагогическим коллективом и родителями.

3) Отношение к педагогической практике.

4) Применение теоретических знаний в решении конкретных учебно-воспитательных задач.

5) Уровень анализа и самоанализа педагогической деятельности.

6) Качество отчетной документации.

При подведении итогов учитывается мнение классных руководителей, учителя предметника и администрации школ. Как правило, рекомендация администрации и учителя-предметника образовательного учреждения по итоговому оцениванию деятельности студента-практиканта имеет приоритетный характер.

Итоговая оценка за педагогическую практику выставляется руководителем группы студентов-практикантов в соответствии с примерными нормами оценки знаний и умений студентов по педпрактике, а также с учетом оценок, полученных студентами за выполнение заданий по педагогике и психологии.

Перечисленные критерии оценки уточняются и конкретизируются с учетом особенностей конкретного этапа педагогической практики, особенностями образовательного учреждения, иными значимыми обстоятельствами.

2. Первичная педагогическая практика ( III курс)

2.1. Особенности первичной педпрактики

Педагогическая практика на III курсе как очной, так и очно-заочной форм обучения проводится в течение 4-х недель с отрывом от учебы. Являясь для подавляющего большинства студентов первым опытом применения теоретических представлений об организации образовательного процесса в реальных условиях, первичная педпрактика в значительной мере выполняет ориентационную и пробную функции. Исходя из этого, перед студентами-практикантами на III курсе ставится ограниченное число задач, связанных с непосредственным осуществлением преподавательской деятельности, при относительно большом объеме работы исследовательского характера.

Таким образом, основные специфические задачи первичной педагогической практики могут быть сформулированы следующим образом:

1) ознакомиться с реальным функционированием образовательной системы учебного заведения;

2) определить ключевые факторы, обуславливающие характерные черты обучения в данном учебном заведении (как в целом, так и в отношении истории и обществоведческих дисциплин);

3) изучить и проанализировать ход конкретных образовательных мероприятий, в первую очередь - уроков. С этой целью необходимы посещение и анализ уроков, проводимых как учителями образовательного учреждения, так и другими студентами-практикантами;

4) приобрести личный опыт планирования и осуществления образовательного мероприятия (как в урочной, так и во внеурочной форме).

5) освоить базовые навыки рефлексивного отношения к собственной педагогической деятельности (самоанализ, самооценка).

С этой целью проводится не менее 5 уроков в закрепленном классе и 1 внеклассное мероприятие .

Явка в базовую школу назначаетс я в ближайшие дни после установочной конфе ренции, с оответс твенн о указаниям мето дис та. В школе за с туде нтами закрепляю тся классы, определяется содержание работы с огласно рабочей программе.

Готовяс ь к занятиям, с туденты разрабатывают конс пекты уроков: которые утверждаютс я учителем и. мето дистом. Конспе кты первых уроков желательно обс уждать вс ей группой. По мере накопления опыта по усмот ре нию методис та, студенты могут пере ходить от подробного конс пекта к развернутому плану урока (см. Приложение 1) .

2.2. Примерная программа

1 неделя

1. Вс треча с руководс твом школы, учителями, классными руководителями.

2. Беседа с учителями истории, обсуждение кале ндарного плана уроков и внеклассных меропри ятий.

3.Посещение уроков истории с целью ознакомления с методикой раб оты учителя, анализ уроков истории, выявление степени подготовленности учащихс я. Ра бота в кабине те истории; ознакомле ние с дидактичес кими материалами, оборудованием кабинета.

4. Изучение учащихс я закрепле нного класс а, посещение уроков по различным предметам, внеклассных мероприятий, беседы с клас с ным руководителе м, учителями.

5. Изучение школьной документац ии (устав и образовательная программа школы, план клас сного руко водителя, класс ный журнал, личные дела учащихся, и т.п.).

6. Составление общего плана работы с тудента на вес ь период практики (уроки, внеклассная работа по предмету, воспитательные функции).

7. Планирование сроков и тем зачетных уроков. График зачетных уроков представляется на факультет (см. Приложение 2) .

8. Подготовка 1 варианта конспекта урока.

2 неделя

1. Продолже ние работы в кабинете истории (отбор дидактичес ких материалов, литературы для уроков).

2. Пос ещение уроков и внеклассных занятий в закрепленном класс е. Посещение уроков с воих колле г, их анализ.

3. Планирование и проведение пробных уроков в закрепленном клас се, их самоанализ.

4. Проведение внеклассных мероприятий в помощь клас сному руководителю.

3 неделя

1. Планирование и проведение пробных и (или) зачетных уроков в закрепленном классе, их самоанализ.

2. Пос ещение уроков своих коллег, их анализ.

3. Индивидуальная работа с учащимися класса по истории.

4. Проведение зачетных меропри ятий (по предмету, вос питательных), их посещение, анализ.

5. Учас тие в производс твенном с овещании, обсуж дение хода практики.

4 неделя

1. Планирование и проведение зачетных уроков в закрепленном классе, их самоанализ.

2. П ос ещение уроков истории с воих коллег, их анализ.

3. Проведение внеклас сного зачетного мероприятия.

4. Посеще ние внеклассных мероприятий своих коллег (по предмету и воспитательных), их анализ.

5. Индивидуальная работа с учащимис я по ис тори и.

6. У час тие в производственном с овещании, подведение предварительных итогов практики.

2.3. Отчетность студента-практиканта

До начала практики студенты-практиканты, работающие по индивидуальному плану, представляют факультетскому руководителю:

1) Официальное письмо-запрос администрации образовательного учреждения.

2) Студенты очной формы обучения - копию трудовой книжки.

В период проведения практики студенты-практиканты представляют:

1) График проведения пробных и зачетных мероприятий (уроков) - факультетскому руководителю в течение первой недели практики (см. Приложение 2) .

2) Планы пробных и зачетных мероприятий (уроков) - в сроки, определенные учителем, курирующим практиканта в образовательном учреждении, и групповым руководителем.

По окончании практики (до заключительной конференции) студенты-практиканты представляют:

1) Отзыв-характеристику о прохождении практики установленного образца (см. Приложение 3) , подписанную руководителем образовательного учреждения и учителем, курировавшим практикантов, и заверенную печатью образовательного учреждения.

2) Подробные планы зачетных мероприятий (не менее 2-х уроков и 1 внеклассного мероприятия).

3) Анализ посещенных уроков и мероприятий, проводившихся другими практикантами или учителями образовательного учреждения (не менее 2-х уроков/мероприятий).

4) Дневник практиканта. Дневник составляется в свободной форме, но обязательно включает в себя следующие элементы:

- Сведения о школе (специфика учебного заведения, тип школы, традиции, концептуальные положения работы - что представляет собой учебное заведение, его характеристика, расписание звонков, расписание классов, в которых проходит практика; особенности методической и педагогической деятельности в школе; особенности преподавания предметов обществоведческого цикла).

- Самоанализ и самооценка деятельности в период прохождения практики (что планировалось и что удалось; что не удалось и почему; какие надежды не оправдались; что удивило; какие проблемы возникали, удавалось ли их разрешать; и т.п.)

- Основные выводы и предложения по работе конкретного учебного заведения и по проведению практики. Последняя часть особенно важна, поскольку позволяет организаторам практики вносить необходимые коррективы, что может существенно «упростить жизнь» студентам последующих курсов.

3. Тренинговая педагогическая практика ( IV курс очного и очно-заочного отделения, V курс колледжной группы очно-заочного отделения)

3.1. Особенности тренинговой педпрактики

Педагогическая практика на IV курсе как очной, так и очно-заочной форм обучения, а также на V курсе колледжной группы, проводится в течение 4-х недель с отрывом от учебы. К этому времени студент уже имеет начальный опыт практического выполнения педагогических функций (что обеспечивается первичной педпрактикой на III курсе[2] ), а также достаточно полные систематические представления в области базовых разделов психолого-педагогических дисциплин. Следовательно, в отличие от первичной, тренинговая педпрактика в первую очередь выполняет функции развития и закрепления первоначальных умений и навыков, углубления и расширения профессиональных компетенций учителя истории и обществознания. Исходя из этого, перед студентами-практикантами на IV (V) курсе ставятся задачи, предполагающие более полное непосредственное осуществление преподавательской деятельности, включая планирование не только отдельных мероприятий, но и целостных этапов процесса обучения.

Таким образом, основные специфические задачи тренинговой педагогической практики могут быть сформулированы следующим образом:

1) продолжить анализ реального функционирования образовательной системы учебного заведения, ключевых факторов, обуславливающих характерные черты обучения (как в целом, так и в отношении истории и обществоведческих дисциплин);

2) расширить навыки анализа конкретных образовательных мероприятий, в первую очередь - уроков. С этой целью необходимы посещение и анализ уроков, проводимых как учителями образовательного учреждения, так и другими студентами-практикантами (анализ не менее 8 уроков );

3) приобрести личный опыт планирования целостных этапов процесса обучения. С этой целью составляется тематическое планирование блока тем, охватывающих уроки по предмету в конкретном классе на весь период практики ;

4) углубить и закрепить навыки планирования и осуществления образовательного мероприятия (как в урочной, так и во внеурочной форме).

5) расширить навыки рефлексивного отношения к собственной педагогической деятельности (самоанализ, самооценка).

С этой целью проводится не менее 7 уроков в закрепленном классе и 1 внеклассное мероприятие .

Явка в базовую школу назначается в ближайшие дни после установочной конференции, соответственно указаниям методиста. В школе за студентами закрепляются классы, определяется содержание работы согласно рабочей программе.

Готовясь к занятиям, студенты разрабатывают конспекты уроков: которые утверждаются учителем и. методистом. Конспекты первых уроков желательно обсуждать всей группой. По мере накопления опыта по усмотрению методиста, студенты могут переходить от подробного конспекта к развернутому плану урока (см. Приложение 1) .

3.2. Примерная программа

1 неделя

1. Встреча с руководством школы, учителями, классными руководителями.

2. Беседа с учителями истории, обсуждение календарного плана уроков и внеклассных мероприятий.

3. Посещение уроков истории с целью ознакомления с методикой работы учителя, анализ уроков истории, выявление степени подготовленности учащихся. Работа в кабинете истории; ознакомление с дидактическими материалами и оборудованием.

4. Изучение учащихся закрепленного класса, посещение уроков по различным предметам, внеклассных мероприятий, беседы с классным руководителем, учителями.

5. Изучение школьной документации (устав и образовательная программа школы, план классного руководителя, классный журнал, личные дела учащихся, и т.п.).

6. Составление общего плана работы студента на весь период практики (уроки, внеклассная работа по предмету, воспитательные функции).

7. Составление тематического планирования на весь период прохождения практики.

8. Планирование сроков и тем зачетных уроков. График зачетных уроков представляется на факультет (см. Приложение 2) .

9. Начало проведения уроков в закрепленном классе.

2 неделя

1. Посещение уроков и внеклассных занятий в закрепленном классе. Посещение уроков своих коллег, их анализ.

2. Завершение работы над тематическим планировнием.

3. Планирование и проведение уроков в закрепленном классе, их самоанализ.

4. Проведение внеклассных мероприятий в помощь классному руководителю.

3 неделя

1. Проведение уроков истории. Зачетные уроки.

2. Посещение уроков своих коллег, их анализ.

3. Разработка внеклассного меропри ятия по истории.

4. Индивидуальная работа с учащимися класса по истории.

5. Проведение различных мероприятий в помощь класс ному руководителю.

6. Участие в производственном совещании, обсуждение хода практики.

4 неделя

1. Прове дение у роков ис тории. Зачетные уроки.

2. Посещение уроков истории своих коллег, их анализ в с оответс твии с поставленной проблемой.

3. Проведение внеклассного зачетного мероприятия.

4. Посещение внеклассных мероприятий своих коллег (по предмету и воспитательных), их анализ.

5. Индивидуальная работа с учащимися по истории.

6. Участие в производственном совещании, подведение предварительных итогов практики.

3.3. Отчетность студента-практиканта

До начала практики студенты-практиканты, работающие по индивидуальному плану, представляют факультетскому руководителю:

1) Официальное письмо-запрос администрации образовательного учреждения.

2) Студенты очной формы обучения - копию трудовой книжки.

В период проведения практики студенты-практиканты представляют:

1) График проведения пробных и зачетных мероприятий (уроков) - факультетскому руководителю в течение первой недели практики (см. Приложение 2) .

2) Тематическое планирование процесса обучения в закрепленном классе - учителю, курирующему практиканта в образовательном учреждении, и групповому руководителю, в определенные ими сроки.

3) Планы пробных и зачетных мероприятий (уроков) - в сроки, определенные учителем, курирующим практиканта в образовательном учреждении, и групповым руководителем.

По окончании практики (до заключительной конференции) студенты-практиканты представляют:

1) Отзыв-характеристику о прохождении практики установленного образца (см. Приложение 3) , подписанную руководителем образовательного учреждения и учителем, курировавшим практикантов, и заверенную печатью образовательного учреждения.

2) Окончательный вариант тематического планирования процесса обучения в закрепленном классе (не менее 7 уроков).

3) Подробные планы зачетных мероприятий (не менее 4-х уроков и 1 внеклассного мероприятия).

4) Анализ посещенных уроков и мероприятий, проводившихся другими практикантами или учителями образовательного учреждения (не менее 4-х уроков/мероприятий).

5) Дневник практиканта. Дневник составляется в свободной форме, но обязательно включает в себя следующие элементы:

- Сведения о школе (специфика учебного заведения, тип школы, традиции, концептуальные положения работы - что представляет собой учебное заведение, его характеристика, расписание звонков, расписание классов, в которых проходит практика; особенности методической и педагогической деятельности в школе; особенности преподавания предметов обществоведческого цикла). Если первичную практику студент проходил в этом же образовательном учреждении, рекомендуется сделать акцент на изменения в собственном восприятии и оценке образовательной среды (ситуации), произошедшие за время двух этапов педпрактики.

- Самоанализ и самооценка деятельности в период прохождения практики (что планировалось и что удалось; что не удалось и почему; какие надежды не оправдались; что удивило; какие проблемы возникали, удавалось ли их разрешать; и т.п.).

- Основные выводы и предложения по работе конкретного учебного заведения и по проведению практики. Последняя часть особенно важна, поскольку позволяет организаторам практики вносить необходимые коррективы, что может существенно «упростить жизнь» студентам последующих курсов.

4. Непрерывная стажерская педагогическая практика ( V курс очной формы обучения)

4.1. Особенности непрерывной стажерской педпрактики

На V курсе студенты исторического факультета очной формы обучения проходят непрерывную педагогическую практику без отрыва от учебы. В течение всего учебного года они работают с частичной нагрузкой (но не менее чем 0,5 ставки) в одной из школ г. Москвы в качестве учителей истории[3] .

К этому времени у студентов в целом уже завершено становление основных профессиональных компетенций, позволяющих успешно справляться с функциями современного педагога. У них значительно возрастает самостоятельность в разработке и проведении уроков истории, они вполне могут проводить уроки не только по курсам истории, но и по другим обществоведческим дисциплинам, москвоведению, готовят методические рекомендации по дипломной работе. Основная функция стажерской педпрактики - закрепление, углубление и расширение уже имеющихся умений и навыков, своего рода «окончательная шлифовка» квалификационных характеристик специалиста-педагога.

Таким образом, студент, проходящий непрерывную стажерскую практику, на весь учебный год становится полноценным членом педагогического коллектива одного из московских образовательных учреждений, со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. При этом студент заключает с указанным учреждением трудовое соглашение (с оформлением записи в трудовой книжке). Между школой и университетом также заключается специальный договор о порядке проведения непрерывной педагогической практики данного студента (см. Приложение 4) .

В течение всего учебного года студент-практикант выполняет все предусмотренные в данном образовательном учреждении должностные обязанности учителя-предметника, включается в работу методобъединений, педагогических советов, участвует в реализации образовательной и воспитательной программы школы. При этом его деятельность контролируется администрацией образовательного учреждения в той же степени, как и деятельность молодого специалиста. В то же время, в течение всей практики студент вправе обращаться к групповому и факультетскому руководителю, преподавателям кафедры методики преподавания истории за помощью в разрешении возникающих вопросов и проблем. Групповые руководители практики отслеживают процесс работы студентов-практикантов с целью своевременного оказания необходимой поддержки.

Такая система проведения педагогической практики на V курсе исторического факультета позволяет выпускникам не только овладеть системой теоретических знаний и базовыми навыками, необходимыми современному педагогу, но и, фактически, обрести полноценный опыт самостоятельной работы по специальности, подтвердив и закрепив полученную квалификацию в реальной профессиональной деятельности.

4.2. Основные направления работы студента, проходящего непрерывную педпрактику

№ п.п.

Направление работы

Основное содержание

1.

Анализ системы работы образовательного учреждения

1. Взаимодействие с руководством и педагогами школы, школьным психологом и социальным педагогом.

2. Изучение школьной документации (устав школы, план работы школы на учебный год, классные журналы и т.д.).

3. Участие в производственных совещаниях (педагогические советы, заседания методического объединения, проведение родительских собраний и т.д.).

4. Посещение и анализ уроков, проводимых педагогами школы (как по истории и обществоведческим дисциплинам, так и по другим учебным предметам).

2.

Исполнение функциональных обязанностей учителя истории и обществознания

5. Работа в кабинете истории, знакомство с дидактическим оснащением кабинета, его систематизация и пополнение.

6. Психолого-педагогическое изучение учеников и ученических коллективов закрепленных классов, использование полученных данных на практике.

7. Разработка тематического планирования и поурочных планов, с учетом действующих программ, используемых учебных пособий, методической литературы, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся закрепленных классов.

8. Проведение уроков согласно планированию, с использованием разнообразных методических приемов и форм, в том числе современных образовательных технологий.

9. Проведение внеклассных мероприятий в помощь классным руководителям.

10. Индивидуальная работа с учащимися класса по истории и предметам обществоведческого цикла.

11. Систематическая и полномасштабная работа по контролю и оценке учебных достижений учащихся.

3.

Самоконтроль и самоанализ

12. Самоанализ проведенных уроков, внеклассных мероприятий.

13. Анализ причин трудностей, возникающих у учащихся закрепленных классов в ходе обучения; выявление способов преодоления обнаруживающихся проблем со стороны учителя.

14. Анализ проблемных мест в собственной подготовке (предметной и психолого-педагогической), формулирование способов их преодоления.

15. Оформление отчетных документов.

4.3. Отчетность студента-практиканта

До начала практики студенты-практиканты представляют факультетскому руководителю:

1) Подписанный договор о порядке проведения непрерывной педагогической практики между образовательным учреждением и университетом (см. Приложение 4) .

2) Данные о месте прохождения практики: полное наименование образовательного учреждения; его адрес; фамилии, имена и отчества, служебные телефоны директора и зам. директора по учебной работе.

В период прохождения практики студенты-практиканты представляют:

а) в течение первых двух недель с начала каждого семестра:

1) Справки из образовательного учреждения, заверенные подписью руководителя и печатью, о фактической работе в должности учителя с указанием нагрузки.

2) Расписание занятий с указанием времени начала и конца уроков, номеров кабинетов. Об изменениях в расписании следует оповещать незамедлительно.

3) Расписание открытых (зачетных) уроков (см. Приложение 2) .

б) в конце каждого семестра:

1) Отчет установленной формы (см. Приложение 5) .

2) Отзыв-характеристику, подписанную руководителем образовательного учреждения и заверенную печатью, с рекомендацией об оценке за практику (см. Приложение 3) .

в) в течение марта-апреля (не позднее срока, установленного факультетским руководителем):

1) Характеристику установленной формы от администрации образовательного учреждения для ходатайства о присвоении разряда ЕТС.

г) в сроки, установленные групповыми руководителями:

1) Тематические и поурочные планирования.

2) Отчеты о ходе практики в свободной форме.

5. Стажерская педагогическая практика
(
VI курс очно-заочной формы обучения)

5.1. Особенности стажерской педпрактики

Педагогическая практика на VI курсе очно-заочной формы обучения проводится с отрывом от учебы в течение 4-х недель (для студентов колледжной группы - 6 недель). К этому времени у студентов в целом уже завершено становление основных профессиональных компетенций, позволяющих успешно справляться с функциями современного педагога. У них значительно возрастает с амостояте льнос ть в разработке и проведении уроков истории, они вполне могут проводить уроки не только по курсам истории, но и по другим обществоведческим дисциплинам, москвоведению, готовят методические рекомендации по дипломной рабо те . Основная функция стажерской педпрактики - закрепление, углубление и расширение уже имеющихся умений и навыков, своего рода «окончательная шлифовка» квалификационных характеристик специалиста-педагога.

Основной специфической задачей стажерской педагогической практики, таким образом, может считаться полномасштабное выполнение функций учителя-предметника в работе с закрепленными классами в течение всего срока практики. При этом предъявляются следующие особые требования к деятельности в период практики:

1) проведение не менее чем 10 уроков (для студентов колледжной группы - 15 уроков). При этом уроки должны, как правило, проводиться не менее чем в двух классах, желательно - в разных ступенях образования (основное общее и полное среднее) и по разным предметам (история, обществознание, москвоведение);

2) составление собственного календарно-тематического планирования на период работы в закрепленных классах;

3) проведение не менее чем 2 внеклассных мероприятий (предметных или воспитательного характера);

4) посещение и анализ не менее чем 8 уроков, проводимых другими практикантами или учителями школы;

5) продумывание и реализация полномасштабной работы по контролю и оценке учебных достижений учащихся закрепленных классов.

5.2. Основные направления работы студента, проходящего стажерскую педпрактику

№ п.п.

Направление работы

Основное содержание

1.

Анализ системы работы образовательного учреждения

1. Знакомство с руководством и педагогами школы.

2. Изучение школьной документации (устав школы, план работы школы на учебный год, классные журналы и т.д.).

3. Участие в производственном совещании (педагогическом совете, заседании методического объединения, проведении родительского собрания и т.д.).

4. Посещение и анализ уроков, проводимых педагогами школы (как по истории и обществоведческим дисциплинам, так и по другим учебным предметам).

2.

Исполнение функциональных обязанностей учителя истории и обществознания

5. Работа в кабинете истории, знакомство с дидактическим оснащением кабинета.

6. Изучение учеников и ученических коллективов закрепленных классов.

7. Разработка тематического планирования и поурочных планов, с учетом действующих программ, используемых учебных пособий, методической литературы, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся закрепленных классов.

8. Проведение уроков согласно планированию, с использованием разнообразных методических приемов и форм, в том числе современных образовательных технологий.

9. Проведение внеклассных мероприятий в помощь классному руководителю.

10. Индивидуальная работа с учащимися класса по истории и предметам обществоведческого цикла.

11. Систематическая и полномасштабная работа по контролю и оценке учебных достижений учащихся.

3.

Самоконтроль и самоанализ

12. Самоанализ проведенных уроков, внеклассных мероприятий.

13. Анализ причин трудностей, возникающих у учащихся закрепленных классов в ходе обучения; выявление способов преодоления обнаруживающихся проблем со стороны учителя.

14. Анализ проблемных мест в собственной подготовке (предметной и психолого-педагогической), формулирование способов их преодоления.

15. Оформление дневника практиканта.

5.3. Отчетность студента-практиканта

До начала практики студенты-практиканты представляют факультетскому руководителю официальное письмо-запрос администрации образовательного учреждения.

В период проведения практики студенты-практиканты представляют:

1) График проведения зачетных мероприятий (уроков) - факультетскому руководителю в течение первой недели практики (см. Приложение 2) .

2) Тематическое планирование процесса обучения в закрепленных классах - учителю, курирующему практиканта в образовательном учреждении, и групповому руководителю, в определенные ими сроки.

3) Планы пробных и зачетных мероприятий (уроков) - в сроки, определенные учителем, курирующим практиканта в образовательном учреждении, и групповым руководителем.

По окончании практики (до заключительной конференции) студенты-практиканты представляют:

1) Отзыв-характеристику о прохождении практики установленного образца (см. Приложение 3) , подписанную руководителем образовательного учреждения и учителем, курировавшим практикантов, и заверенную печатью образовательного учреждения.

2) Окончательный вариант тематического планирования процесса обучения в закрепленных классах (не менее 10 уроков, для студентов колледжной группы - не менее 15 уроков).

3) Подробные планы зачетных мероприятий (не менее 4-х уроков, желательно - проведенных в разных классах и по разным предметам, и 1 внеклассного мероприятия).

4) Анализ посещенных уроков и мероприятий, проводившихся другими практикантами или учителями образовательного учреждения (не менее 4-х уроков/мероприятий).

5) Дневник практиканта. Дневник составляется в свободной форме, но обязательно включает в себя следующие элементы:

- Сведения о школе (специфика учебного заведения, тип школы, традиции, концептуальные положения работы - что представляет собой учебное заведение, его характеристика, расписание звонков, расписание классов, в которых проходит практика; особенности методической и педагогической деятельности в школе; особенности преподавания предметов обществоведческого цикла). Если первичную и (или) тренинговую практику студент проходил в этом же образовательном учреждении, рекомендуется сделать акцент на изменения в собственном восприятии и оценке образовательной среды (ситуации), произошедшие за время двух этапов педпрактики.

- Самоанализ и самооценка деятельности в период прохождения практики (что планировалось и что удалось; что не удалось и почему; какие надежды не оправдались; что удивило; какие проблемы возникали, удавалось ли их разрешать; и т.п.)

- Основные выводы и предложения по работе конкретного учебного заведения и по проведению практики. Последняя часть особенно важна, поскольку позволяет организаторам практики вносить необходимые коррективы, что может существенно «упростить жизнь» студентам последующих курсов.

6. Приложения

Приложение 1

В помощь студенту


«Традиционный» урок истории

В современной массовой школе господствующая форма обучения - классно урочная, где класс - группа учащихся постоянного состава и примерно одинакового возраста, урок - занятие с классом продолжительностью 40-45 минут. Еще несколько десятилетий назад американские специалисты остроумно показали, что в классно-урочной системе, где состав учебной группы и время работы являются константами, объем учебной программы и результаты обучения неизбежно становятся переменными. Тем не менее, в традиционных представлениях именно классно-урочная система обеспечивает «прохождение» всеми учениками класса одинаковой учебной программы, «получение единых базовых знаний».

1. Типология уроков истории

Существует несколько классификаций уроков истории, ни одна из которых на сегодняшний день не является общепринятой. В «московской методической традиции» наиболее употребляемой является восходящая к работам П.В. Горы и его учеников классификация по «типам» и «видам» уроков, где первые выделяются на основе дидактической структуры урока, вторые - на основе методических форм работы учителя и учащихся.

1.1. Классификация типов урока по его дидактической структуре

«Под структурой урока понимается сочетание определенных звеньев процесса обучения, обусловленное дидактической целью занятия и реализованное в конкретном типе урока» (О.Ю. Стрелова).

Как правило, выделяются следующие семь «структурных компонентов» урока, выделяемые на основе дидактических задач:

1. Организационный момент.

2. Подготовка учеников к восприятию новой темы (актуализация ранее приобретенных знаний и умений, иногда - постановка проблемы, мотивация, планирование…)

3. Изучение нового материала.

4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на репродуктивном уровне. Этот элемент не всегда присутствует на уроке обособленно, порой как бы «растворяясь» в предыдущем и последующем.

5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях (решение задач, дискуссии и т.п.)

6. Организация домашнего задания (как правило, этот элемент завершает урок, но вполне допустимо использование любого подходящего момента - в том числе задание «по частям», после изучения соответствующих разделов темы, и пр.)

7. Проверка знаний и умений.

Легко увидеть, что не все перечисленные элементы имеют самостоятельное значение. Так, оргмомент присутствует на любом уроке (в традиции - то же можно сказать и об организации домашнего задания); компонент № 2 всегда предшествует № 3, а № 4 - всегда следует за № 3. Таким образом, «основными» компонентами оказываются №№ 3, 5, 7. Возможные варианты их сочетаний приводят нас к выделению четырех типов уроков:

1. Урок изучения нового материала: 1->2->3->(4) ->5->6

2. Повторительно-обобщающий урок: 1->(7) ->(4)->5->6

3. Контрольный урок: 1->7->(5) ->6

4. Комбинированный урок: 1->7->2->3->(4) ->5->6

Из этих четырех типов господствующим в практике массовой школы является именно комбинированный урок. Лишь в старшей школе наблюдается тенденция (впрочем, неустойчивая) вытеснения комбинированного урока (например, лекционно-семинарская система - лекции относятся к типу 1, семинары - к типам 1 и 2, зачеты - к типу 3).

1.2. Классификация видов урока по методическим формам

В современной теории и практике школьного обучения существует значительное многообразие форм учебной работы. При этом классификация самих форм весьма противоречива, поскольку может быть проведена по самым различным основаниям: познавательным приемам (рассказ, беседа, работа с текстом), источникам информации (экскурсия, киноурок и т.п.), и многим другим. Поэтому приведем лишь некоторые наиболее распространенные примеры видов урока:

1. Уроки изучения нового материала: лекция, беседа, семинар, лабораторное занятие (самостоятельная работа учащихся с текстами, картами и т.п.), экскурсия, киноурок, и др.

2. Повторительно-обобщающие уроки: повторительная беседа, учебная дискуссия, конференция, спектакль, ролевая игра, и др.

3. Контрольные уроки: опрос, проверочная беседа, КВН, письменная проверка знаний (тестирование, контрольная работа, историческое сочинение), и др.

На практике наиболее распространенным видом урока является комбинированный, т.е. представляющий собой сочетание различных методических форм.

Таким образом, наиболее распространенными в современной практике массовой школы являются уроки, комбинированные как по типу, так и по виду.

2. Подготовка учителя к традиционному уроку

2.1. Этапы планирования урока

В методической литературе существует большое число разнообразных рекомендаций по подготовке урока. Обобщая эти рекомендации, можно предложить следующую схему.

- Определение места конкретного урока в рамках курса и системы школьного исторического образования в целом. Основания: анализ государственного стандарта и учебной программы; анализ познавательных возможностей учащихся (в том числе особенностей конкретного класса); тематическое планирование.

- Определение целей и задач урока (структурно-функциональный анализ).

- Определение типа урока; первичный анализ и выбор адекватных методических средств и форм; определение вида урока.

- Формулировка темы урока[4] ; конструирование структуры урока; составление сокращенного плана.

- Отбор учебного содержания. Окончательный выбор адекватных методических средств.

- Составление развернутого плана урока.

Данная последовательность не является жесткой; возможно, при подготовке к конкретному уроку придется возвращаться к «пройденным» этапам.

2.2. Составление кратких и развернутых планов урока

Ниже описываются форматы планов урока, комбинированного как по типу, так и по виду.

Краткий план имеет следующий вид (в приведенном примере предполагается работа по учебнику: Загладин Н.В., и др. История Отечества: XX в.: 9 кл.) :

Тема урока: Внутренняя и внешняя политика новой власти (1917-1918 гг.)

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: комбинированный.

Цели урока:

- формирование представлений об основных мероприятиях Советской власти в конце 1917 – нач.1918 гг.; обстоятельствах заключения Брестского мира, его внешне- и внутриполитических последствиях; начале гражданской войны и иностранной интервенции; ужесточении курса советского правительства в условиях гражданской войны;

- развитие умений учащихся: сравнительный анализ исторических источников; работа с текстом учебника (составлени смыслового плана).

Оборудование: § 10 (с гл. «Первые декреты советской власти»), § 11, документы на С. 99-100.

Ход урока:

0. Оргмомент (1-2 мин.)

I. Проверка домашнего задания по теме «Революционный 1917 год: от февраля – к октябрю» (индивидуальный опрос по вопросам учебника, 10-12 мин.)

II. Изучение нового материала (25 мин.)

1. Первые месяцы советской власти (рассказ учителя с элементами беседы, 5-6 мин.)

2. Брестский мир (рассказ учителя, работа с документами, 6-7 мин.)

3. Последствия Брестского мира (проблемная беседа, рассказ учителя, 5 мин.)

4. Политика партии большевиков весной и летом 1918 г. (работа с учебником, 7 мин.)

III. Организация домашнего задания (2-3 мин.)

Традиционной формой развернутого плана урока является так называемый план-конспект . Форма плана-конспекта дана ниже (см. форма 1). С примерами планов-конспектов можно познакомиться, напр.: Берельковский И.В., и др. История: Методика преподавания… - С. 112-137.

Но план-конспект в современных условиях вряд ли может рассматриваться как оптимальная форма планирования урока (хотя именно его часто требуют при разнообразных проверках). Минусы плана-конспекта:

- громоздкость;

- неизбежная схоластичность

попыток полностью предусмотреть поминутный ход урока;

- невозможность предусмотреть разные варианты осуществления плана в реальном учебном процессе;

- «подталкивание» учителя к преимущественному выбору монологических приемов и средств обучения.

Единственный, пожалуй, плюс плана-конспекта как формы планирования – необходимость моделирования деятельности учеников, «расшивания» приема или средства работы на действия учителя и действия ученика.

В качестве альтернативы плану-конспекту можно порекомендовать вариант упрощенного развернутого плана (см. форма 2). Потенциальным серьезным минусом такого способа планирования, однако, является опасность «потерять ученика», то есть запланировать исключительно деятельность учителя, не предусмотрев достаточных механизмов обратной связи.


Форма 1: План-конспект урока

Класс, дата, предмет: …

Тема урока: …

Тип урока: …

Вид урока: …

Цели урока: …

Оборудование: …

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

В эту графу записывается краткий план урока

Содержание нового учебного материала; приемы работы учителя; средства изучения нового; выводы и итоговые обобщения; познавательные задания; указания о месте и приемах работы с источниками, текстом учебника, картами и т.п.

Предполагаемые ответы учащихся; «эталонные» результаты выполнения заданий; формы деятельности и виды активности; и пр.

Форма 2: Упрощенный развернутый план урока

Класс, дата, предмет: …

Тема урока: …

Тип урока: …

Вид урока: …

Цели урока: …

Оборудование: …

Этапы урока

Основное содержание

Приемы и формы учебной работы

Используемые средства обучения

Пункт краткого плана с указанием задач, решаемых на каждом конкретном этапе урока

Изучаемые факты, теоретические положения и т.п.

Методические приемы и формы работы по каждому пункту плана

Тексты из учебника, документы, картины, карты, схемы, карточки с заданиями и т.п.

В приложении к таблице приводятся критерии оценки выполнения заданий, тексты карточек, тестовых работ, и пр.


Приложение 2

График зачетных уроков.

Оформляется групповым старостой (из числа студентов направленных в одну школу), осуществляющим координацию и связь школа – университет, и сдается методисту в соответствии с таблицей:

Расписание проведения зачетных уроков по педагогической практике

(в течение недели после начала практики)

курс…/ форма обучения …

№ п/п

ФИО студента

№ группы

дом. тел.

база практики

предмет

дата

время

класс

кабинет


Приложение 3

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ОТЗЫВ

о работе студента ____ курса ___________________________________________ отделения ___________________________________________________________________ факультета

_________________________________________________________________, проходящего

(фамилия, имя, отчество студента)

педагогическую практику в _____________ классах средней школы № ________ по адресу

_____________________________________________________________________________

с ________________________ 200___г. по _________________________________ 200___г.

_____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента (полностью))

за время прохождения педагогической практики посетил __ уроков по специальности.

По плану учителя дал _________ уроков и провел_______ внеклассных мероприятий на тему:

В период работы_______________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента (полностью))

_____________________________________________________________________________

(краткая характеристика уровня подготовки и отношения к работе)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Директор школы _______________ (подпись)

Место печати

Оценка за педагогическую практику

_______________________________

Учитель руководитель (подпись)

«_______» _________________ 200___г.


Приложение 4

ДОГОВОР

о порядке проведения непрерывной педагогической практики

студента выпускного курса очного отделения

Московского городского педагогического университета

Исходя из концепции подготовки специалистов в Московском городском педагогическом университете (в дальнейшем МГПУ) и положения о непрерывной педагогической практике, МГПУ в лице ректора, профессора Рябова Виктора Васильевича и ____________________________________________________________________________

_______________________________________(в дальнейшем образовательное учреждение)

заключили настоящий договор и взяли на себя следующие обязательства:

МГПУ

1. Завершить научно-методическую и профессиональную подготовку студента

_____________________________________________________________________________

по специальности

_____________________________________________________________________________

2. Создать необходимые условия для реализации положений о непрерывной педагогической практике студента, контролировать работу студента в образовательном учреждении и оказать ему методическую помощь.

3. В случае успешного завершения практики при согласии образовательного учреждения и студента распределить его на работу в это учреждение.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

1. Зачислить студента на должность

____________________________________________________________________________

от 0,5 до 1 ставки.

2. Создать необходимые условия для завершения студентом обучения в МГПУ:

а) предоставить студенту время для посещения занятий в сроки, согласованные с деканом факультета;

б) предоставить студенту отпуск без сохранения содержания в размере ____ дней для сдачи необходимых по учебному плану отчетностей и в размере 30 дней для подготовки и прохождения итоговой аттестации.

3. Создать условия студенту для реализации полученных в МГПУ знаний, привлекать его к работе педагогического совета, методических комиссий, внеклассной работе и проведению внеурочных мероприятий.

4. По окончании практики заслушать отчет студента на педагогическом совете и выдать ему развернутую производственную характеристику.

Ректор МГПУ ____________________________________

проф. Рябов В. В. ____________________________________

____________________________________

____________________________________

«_____»__________200 г.


Приложение 5

Непрерывная практика
ОТЧЕТ

студента _____ курса _____________________________ отделения

__________________________________________________ факультета

Период практики с "___" _____________ по "___" _____________ года.

База практики ________________________________________________

(школа, лицеи, и др.)

ВИД РАБОТЫ

ДАТА

ТЕМА

подпись

УЧИТЕЛЯ

или

РУКОВОДИТЕЛЯ

Зачетные уроки

Педагогический
совет

Заседания
Методического
объединения

Производственные
совещания

Родительские
собрания

Участие в
других
видах
деятельности

Смотри на обороте


ВИД РАБОТЫ

КЛАСС

ТЕМА УРОКА

ОЦЕНКА

ПОДПИСЬ УЧИТЕЛЯ
ИЛИ МЕТОДИСТА

Проведение
внеклассных
мероприятий
по предмету

Проведение
мероприятий
по воспитательной
работе

Руководитель учреждения

М.П.

Замечания по
проведению практики

Предложения
и пожелания
по проведению
практики

Групповой руководитель

Факультетский руководитель

7. Библиография

Список рекомендуемой литературы:

1. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. – М., 1993.

2. Берельковский И.В., Павлов Л.С. История: Методика преподавания. – М.: Поматур, 2001. – (Оп. по обл. На титуле: Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов).

3. Блок М. Апология истории или ремесло историка. – М., 1979.

4. Богоявленский Б.Д. Митрофанов К.Г Наше родимое образование (Вечно несвоевременные мысли) // Научно-образовательное книгоиздание, 1995 № 1, с.81-85.

5. Богоявленский Б.Д. Митрофанов К.Г. История “во-первых”, “во-вторых”, “в-третьих”... // “Первое сентября”, приложение «История», 1994, № 27.

6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.: Владос, 2003.

7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практич. пос. для учителей. – М.: Владос, 2005.

8. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. – М., 1996.

9. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988.

10. Диагностика: успешности учителя: Сб. методических мат. для руководителей школы. / Сост. Т. В. Морозова. – М., 1997.

11. Драхлер А. Б. Сборник кроссвордов по истории древнего мира для 6 класса средней школы. – М., 1994.

12. Каспржак А., Митрофанов К., Поливанова К., Соколова О., Цукерман Г. Почему наши школьники провалили тест PISA, часть 1. // Директор школы. № 4. 2005.

13. Каспржак А.Г, Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н. и др. Новый взгляд на грамотность. По материалам международного исследования PISA-2000. – Часть 2. – М., Логос, 2004.

14. Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000. – М., Университетская книга, 2005.

15. Кафедра методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин Ярославского ГПУ им. К.Д. Ушинского // http://www.history.yar.ru/kafmetod.html.

16. Конаржевская Ю.А. Анализ урока. Приложение к журналу «Завуч». – М., 2000.

17. Короткова М.В. История Средних веков. Дидактические материалы. 6 класс. – М.: Экзамен, 2004.

18. Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. Для учащихся старших классов. – М.: Владос, 2002.

19. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Владос, 2003.

20. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М.: Владос, 2000.

21. Короткова М.В. Практикум по методике преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2002.

22. Митрофанов К., Шаповал В. Как быстро и надолго запомнить материал по истории. – М.: Изд. дом "Новый учебник", 2001.

23. Митрофанов К., Шаповал В. Как быстро и правильно написать конспект. - М.: Изд. дом "Новый учебник", 2001.

24. Митрофанов К., Шаповал В. Как правильно работать с тестами по истории. - М.: Изд. дом "Новый учебник", 2002.

25. Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Обществознание». – М., Вита-Пресс. 2004.

26. Митрофанов К.Г., Попова С.А. Об основных понятиях концепции гуманитарного образования/ В сб. Гуманитарное образование в гимназии. Проблемы, концепции. – М., 1996. С.64 - 102 .

27. Митрофанов К.Г., Уколова И.Е.. К вопросу о деятельностном содержании исторического образования. /“Первое сентября”, приложение История. 2001. № 12.

28. Моргунова Ю.А., Чичерина О.В. Учебно-справочное посо­бие по педагогической практике / Географический факультет МГПУ. – М.: МГПУ, 2005.

29. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие. – Калининград: Изд-во КГУ, 2000.

30. О современных методах преподавания истории / Гусев М. В., Пивоварова Л. В., Овчинникова Н. П., Митрофанов К. Г., Борисовская О. Р., Кропанева Г. К., Гольденберг М. Л., Тихонова С. В., Эйдельман Т. Н., Алексеева Л. В. // Преподавание истории в школе. – 2001. – № 4. – С. 63-65.

31. Решетников П. Е. Организация педагогической практики в нач. классах. – М.: Владос, 2002.

32. Современные требования к уроку: Методические рекомендации учителю / Сост. – М. В. Москаленко, Н. А. Алямовская. – М., 2002.

33. Справочник организационно-методических и психолого-педагогических материалов. / Сост. Л. П. Ромадина. – Ч. 1-2. – М., 1996.

34. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2002. – 210 с.


[1] В колледжной группе обучаются студенты на базе среднего профессионального образования. Первичный этап педагогической практики эти студенты проходят в период обучения в педагогическом колледже.

[2] А для студентов колледжной группы - в период обучения в педагогическом колледже

[3] При этом учебные занятия на факультете проводятся во второй половине дня.

[4]