Главная              Рефераты - Разное

по введению в латышскую литературу анализ романа - реферат

реферат по введению в латышскую литературу

анализ романа „Ofšors” (P. Bankovskis) как произведения постреализма

Рига, 2008.


Сюжет данного романа (Pauls Bankovskis – „Ofšors”) – сочетание реальности и выдумки: многодневное путешествие заканчивается авиакатастрофой, в результате которой герой попадает на мифологическую землю древних латышей. Во время полёта голова героя занята мыслями, воспоминаниями, ассоциациями, связанными с семьёй, школьными и студенческими годами, бракосочетаниями и церковными службами, друзьями и знакомыми. Получается такой трагикомичный процесс изучения самого себя. Герой романа сквозь личные идеи и пережитые события отображает картину нашего времени и общества.

Offshore (в переводе с англ.) — «вне берега», «вне границ». На всём протяжении романа герой и вправду находится вне каких-то рамок – либо он высоко в небе, которому нет ни конца, ни края, либо он в море/океане, не имеющем обозримых границ, или же где-то глубоко в своих мыслях, которым, уж точно нет предела.

Это произведение современной латышской прозы, по моему мнению, можно отнести к постреализму . Об этом свидетельствует ряд признаков:

1. Внимание уделено судьбе конкретного человека.

Хоть герой романа и упоминает множество некогда окружавших и окружающих его сейчас людей, он проносит их истории через призму своей жизни, своего мировоззрения. Также упоминаются обычные прохожие.

Повествование ведётся от первого лица – автор вроде и ненавязчиво говорит о себе, и, одновременно, ведёт беседу с читателем, обращаясь к нему на «ты».

Tu redzi – cilvēki dejo. Tu redzi sevi. Tās it tavas kāzas. Taču tu nedejo ar savu jauno sievu. Tu dejo ar citu. Tev viņa vienmēr patikusi. Kāpēc es neesmu apprecējis viņu, tu dejodams domā.

2. Главный герой – одинокий человек, находящийся в поисках самого себя.

Он всё время говорит об острове; остров, в свою очередь, обладает двойственным понятием: с одной стороны – это символ одиночества, с другой – безопасное место и убежище от хаоса.

Pēc kāda laika šīs ilgas kļūst tik spēcīgas, ka tu vienkārši vēlies to visu pamest likteņa varā un aizbēgt. Lai vēl pēc kāda laika atgrieztos un atklātu, ka tavā mājvietā valdošais haoss nebūt nav tik briesmīgs, kā licies pirms tam. Patiesību sakot, tur valda pat lielāka kārtība nekā tavās atmiņu ainās. Un viss var sākties no gala.

Также он соотносит его с образом любимой женщины – не той, на которой женился, а другой, теперь уже недоступной. О ней он, как бы невзначай, вспоминает практически в каждой главе.

Sala, kas nav atzīmēta nevienā kartē. Sala, kuras krasta līnija atgādina mīļotās sievietes profilu.

3. Многослойный сюжет.

a. Реалистический слой.

Это первый, основной слой сюжета. Главный герой путешествуют посредством воздушного транспорта – самолёта. Он рассказывает о себе, о друзьях и родственниках. Создаётся впечатление, будто смотришь старые домашние видеозаписи; будто автор фотографирует жизнь вокруг и вкладывает её в свою книгу.

Mana atmiņa ir kā amatieru video. <...> Drīzāk tāds video, kādus vecās, vairākkārt izmantotās, tad atkal izdzēstās VHS kasetes kādreiz ierakstīja mājas apstākļos. Bērna pirmie nedrošie soļ, līdz pirmajam kritienam. Suns vai kaķis vai abi divi pagalmā.

b. Экзистенциальный миф

В результате авиакатастрофы главный герой попадает на мифологическую землю древних латышей.

Un beigu galā tu aizstaigā līdz ķēniņa pilij, kā jau parasti. Ķēniņš tev saka – tā un tā. Vai nu tu glāb manu karaļvalsti no visām tai uzkritušajām sērgām un kā balvu dabū pusi no tās un manu meitu par sievu, vai arī tava galva ripos. <...> Un vispār – kas šī ir par zemi? Tā tu vaicā tam ķēniņam. Tā ir mirušo latviešu zeme, ķēniņš atsaka.

Авиакатастрофа не заканчивается гибелью главного героя, и он пытается выжить.

Vilnis tevi pasviež augšup. Tev liekas, ka esi pamanījis melnu punktu. Ar nākamo vilni tu paspēj saskatīt, ka tas ir cilvēks. Vēl viens cilvēks. Un tu nodomā – tā noteikti ir sieviete, tev gribētos, lai ta ir sieviete, nē, pat ne gribētos, nu jau tu zini. Vai tici. Tev pat liekas, ka esi saskatījis pazīstamu līniju, viņas sejas profilu. Tad ti sāc airēties, tu sāc peldēt.

Металитературный сюжетный слой, свойственный постреализму, не выражен.

4. Виртуальность (признак постмодернизма, современной литературы).

События, лежащие в основе реалистического сюжетного слоя вполне правдоподобны. Сомневаться в том, что главный герой совершает путешествие, не приходится, тем не менее, немного смущает то, что пунктом назначения является Индия, в которой проживает некий таинственный друг героя, некогда ему дорогой и близкий. Впрочем, ничего сверхъестественного здесь нет, поэтому и друг, и Индия имеют право быть.

5. Фрагментация.

В книге нет содержания, тем не менее, роман разбит на 30 глав – такие отдельные рассказы о детстве, о любви, о совсем неизвестных людях – продавщица на базаре, человек из толпы.

Помимо признаков постреализма, роман обладает и своими особенностями.

Роман носит трагикомичный характер.

Tajā pašā brīdī lidmašīnā sākās panika.

-Dūmi! Dūmi! – spiedza sirma kundze ar vistas knābim līdzīgu degunu un lielām brillēm.

-Uguns! Mēs degam! – piebalsoja ejas pretējā pusē sēdošs vīriņš rūtainā žaketē. Viņš pat pielēca kājās un piespieda degunu pie iluminatora. Lai nu kurš, bet viņš noteikti nedega. Un es arī ne. Pār kādiem „mums” viņš gan runāja?

<...> Atgādinām, ka šis ir nesmēķētāju reiss.

-Kā, vai tad mūsdienās ir arī smēķētāju reisi?

Тем не менее, во многих моментах ярко выражено и пессимистическое отношение к жизни: что-то не так с этим миром.

Tu pazīsti kādu krievu sievieti, pavisam parastu krievu sievieti.<...>Iespējams, viņa ir mācījusies par robotu.

Tu pazīsti ģimeni. Nedz vīrs, nedz sieva nekur nestrādā. Dzīvo kopā ar vīramāti. Kopā dzer turpat kaimiņmājā nopirkto krutku. <...>Viņiem ir divi bērni. Abi iet skolā. Abi vienmēr ir badā.


Конь судьбы (The Horse of Fate, 1887).

Сюжет картины взят из древней истории Латвии, когда в эти края приходили первые монахи - христиане. Язычники подвергали монахов испытаниям, например, подводили монаха к белому коню и если конь, переступая палку, поднимет правое копыто, - то монах останется в живых (как мы видим на картине), если же левое - умрет.

1. Дорога.

Главный герой путешествует, значит, находится в дороге. Его жизнь – тоже дорога; с огромным количеством перекрёстков, перед каждым из которых он останавливается и серьёзно задумывается над тем, какой путь выбрать.

Tu atrodi ceļu. Iespējams, tu būtu šķērsojis un pat nebūtu pamanījis – tik bieza vietām ir sudrabaino lapu sega. Tomēr tu sajūti akmeņus, apstājies un pārsteigts palūkojies sev zem kājām, tad pa labi un pa kreisi. Tu stāvi bruģēta ceļa vidū. Ceļa mala iezīmēta ar no tādiem pašiem akmeņiem veidotām notekām. Vērīgi ieskatoties, redzams, ka ceļš, cik vien talu sniedzas skats, iet taisno vien un nozūd sudrabainajā tālumā.

Pa labi vai pa kreisi? – piecēlies tu labu brīdi prāto. Tu neesi kreilis, pirmā doma ir griezties pa labi, taču tu nolem neļauties mirkļa iedomām un pagriezies prētējā virzienā. Un mēģini analizēt savas izjūtas. Jā, tu jūti savādas bailes.

2. Люди.

Люди находятся в кругу, как на картине, так и в романе. Круг символизирует начало, в данном случае начало предстоящего выбора, разрешения судьбы.

Visapkārt laukumam sapulcējušies cilvēki.

Их внешний вид на картине соответствует описанию в тексте.

Spriežot pēc viņu ietērpa un ārienes, tu neesi nonācis kādā augsti attīstītā industriālā valstī, drīzāk zemē, kur valda visai seni ieradumi un aizvēsturiskas saimniekošanas metodes. Vīriešiem cieņā garas bārdas un mati, daudziem redz primitīvus ieročus. <...>Līdzās altārim stāv vecs vīrs ar garu baltu bārdu, to tu jau esi paguvis nokristīt par priesteri. Viņš paņem no līdzās stāvošā jaunekļa šķēpu, cienīgi iznāk laukuma vidū un noliek to šķērsām pāri ceļam.

3. Лошадь.

Одновременно символизирует жизнь и смерть. От лошади зависит судьба человека.

No pustumsas zēns aiz pavadas izved baltu zirgu. <...>Zirgs nosprauslājas, paceļ kāju un pārkāpj zemē noliktajam šķēpam. Liktenis ir izlemts. Ja vien būtu zināms, kāda vieta tajā atvēlēta tev.

Список использованной литературы

1. Bankovskis P. Ofšors. Rīga: Valters un Rapa, 2006.

2. http://www.lexicon.org.ua/symbol/o/130125.html

3. http://www.liis.lv/kultvest/kultura/litm20/teksts.htm

4. http://www.valtersunrapa.lv/apgads/?l=lv&page=books&id=229&zid=2&s=0