Главная              Рефераты - Разное

(от латинского геfeго сообщаю), это письменная аналитиче­ская работа, представляющая собой краткое изложение содержания научного труда (трудов), литературы по одному или нескольким актуальным вопросам научной теории или практики - реферат

Требования

к различным видам письменных твор­ ческих работ

1. Реферат

Реферат (от латинского геfeго - сообщаю), - это письменная аналитиче­ская работа, представляющая собой краткое изложение содержания научного труда (трудов), литературы по одному или нескольким актуальным вопросам научной теории или практики[1] . Исходя из требований жанра и научного определения реферата, он не всегда включает в себя самостоятельное исследование.

В зависимости от количества реферируемых источников выделяют сле­дующие виды рефератов: монографические (написанные на основе одного ис­точника) и обзорные (созданные на основе нескольких исходных текстов, объе­диненных общей темой и сходными проблемами исследования).

Цель реферата - активное решение поставленных проблем.

К примеру, учащиеся могут ставить в школьном реферате следующие цели:

- критически осмыслить, рассмотреть основные современные теории, связанные с проблемой;

- изложить результаты научных исследований, посвященных пробле­ме ...

- подробно охарактеризовать своеобразие (специфику) использования языковых средств в .

- выявить особенности употребления…

- рассмотреть вопрос (содержание теории)…

- описать (осветить) состояние изучения проблемы…

- обосновать (доказать) следующую точку зрения (концепцию, теорию, идею)…

- осуществить критический анализ отдельных положений современной теории о …

- сопоставить разные точки зрения на….

- дать оценку, анализ (чего?) …

- обобщить (что?)... .

- представить точки зрения разных ученых на (что?) …

Кроме выделения цели реферата необходимо четко сформулировать зада­чи, которые требуется решить для ее выполнения (например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а в качестве задач может выступать описание личных качеств с позиций ряда авторов, освещение общест­венной деятельности и т.д. - обычно одна задача ставится на один параграф ре­ферата).

Школьный реферат имеет следующую структуру: титульный лист, план работы (оглавление), введение, основную часть, заключение и список рефери­руемой литературы.

Во введении к реферату должна быть обоснована актуальность выбранной темы и сформулированы конкретные цели и задачи реферата, т.е. вопросы, на которые автор дает ответы в своем реферате.

В основной части дается краткий обзор специальной литературы, доступ­ной для учащихся (не менее 3 источников для 7-8-го класса и не менее 5 - для 9-10-го), сопоставляются результаты исследований различных авторов, делается всесторонняя оценка рассматриваемого феномена. В целом содержание основ­ной части реферата должно точно соответствовать заявленной теме.

В заключении формулируются конкретные выводы, в сжатой форме дают­ся ответы на вопросы, поставленные в начале реферата.

Реферат должен быть выдержан в научном стиле, ведущими чертами ко­торого являются точность, логичность, доказательность, беспристрастное изложение материала, минимум образно-экспрессивных средств, а также особые клише, т.е. лексико-синтаксические конструкции, регулярно встречающиеся в научных текстах (см. Приложение № 3).

Текст реферата должен быть разбит на главы, разделы, параграфы, пунк­ты и т.д., каждый из которых имеет название. В содержании должны быть указа­ны эти названия деления текста и соответствующие страницы.

Все цитаты и использованные автором реферата литературные данные должны иметь правильно оформленные библиографические ссылки с полными выходными данными источников. Ссылки должны иметь сквозную нумерацию.

Объем реферата жестко не регламентируется, поскольку он зависит как от содержания анализируемых книг, так и от их количества. Однако он не должен быть менее 6 и более 20 машинописных листов. По рекомендациям Министерст­ва образования и науки РФ, объем реферата «не должен превышать объема обычной ученической тетради в 12 листов», включая содержание и список цити­руемой литературы.

Реферат представляется преподавателю кафедры в установленное время.

Реферат считается принятым при его положительной оценке преподавате­лем и рецензентами, назначенными заведующим кафедрой. Оценка реферата производится по пятибалльной системе (или зачет/незачет) в соответствии с об­щими требованиями.

2. Учебно-исследовательская работа

Учебно-исследовательская работа представляет собой творческую работу, выполненную с помощью корректной с научной точки зрения методики, имею­щую полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере иссле­дуемого явления.

Учебно-исследовательская работа готовится по заданной теме. Тематика письменных работ разрабатывается преподавателями кафедры гуманитарных дисциплин. Учащемуся предоставляется право самостоятельно выбрать тему исследовательской работы из списка тем, рекомендованных соответствующим преподавателем, или тема назначается преподавателем. При выборе темы рабо­ты учитывается ее актуальность, научная разработанность, наличие источниковой базы, а также опыт практической деятельности и начальные знания учащего­ся, и конечно личный интерес к выбору проблемы для анализа.

В процессе работы над исследовательской темой необходимо сформули­ровать цель исследования. Она обычно состоит в изучении определенных явле­ний.

В некоторых исследованиях полезно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, то есть подкрепляться источниками, фактическими данными и логическими соображениями.

Необходимо также поставить задачи исследования. Задачи и цели - не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Например, в зада­чи учебно-исследовательской работы по теме «История женского образования в России в первой половине XIX века» входит:

- изучение научной литературы по теме работы;

- сбор материала о женских учебных заведениях первой половины XIX в.;

- определение этапов развития женского образования в первой половине XIX в.;

- анализ и характеристика содержания образовательного процесса в жен­ских учебных заведениях.

Необходимо также выделить объект и предмет исследования. Объект ис­следования должен быть локализован (городище, архитектурный комплекс, пар­тия, определенный социум, психологическая проблема и пр.).

В учебно-исследовательской работе должен присутствовать историогра­фический обзор, то есть краткая характеристика того, что известно об исследуе­мом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с современным состоянием области исследования, что вы ставите новые проблемы и задачи, а не «изобретаете вело­сипед», делаете то, что давно уже сделали до вас.

Исследование должно быть основано на изучении и анализе источников (не менее 5-10), которыми могут служить письменные документы (воспоминания, дневники, законы, указы, письма и пр.), вещественные памятни­ки, и научной литературе по теме. Общее количество источников и научных ста­тей, монографий должно быть не менее 10-15.

В работе должна присутствовать методика исследования, то есть способы изучения интересующего вас исторического события или явления.

Словом, в исследовательской работе должны присутствовать характерные поисковые признаки: постановка исследовательской проблемы, формулировка целей и задач, раскрытие содержания основных концепций, цитирование мне­ний некоторых специалистов по данной проблеме, текстовые дополнения в постраничных сносках или оформление специального словаря в приложении и т.п. При этом важно использовать личные картотеки выписок, справок.

Учебно-исследовательская работа имеет следующую структуру: титуль­ный лист, план работы (оглавление), введение, основную часть, заключение и библиографический список источников и литературы.

Введение включает в себя: 1) актуальность темы; 2) анализ литературы по проблеме; 3) анализ состояния научной проблемы; 4) определение объекта и предмета исследования; 5) учебную исследовательскую цель; 6) задачи исследо­вания (3-4 страницы).

В основной части на основе изучения источников и научной литературы рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к решению, излагается собственная позиция автора. Дается анализ изу­чаемой проблемы на примере конкретных фактов, событий.

В заключении тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Вы­воды должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, являться ответом на вопросы, поставленные в них. Положения и выводы также должны быть аргументированы и обоснованы. Объем заключения - 1-1,5 стр.

Библиографический список включает в себя перечень источников, кото­рые изучались автором работы, и научной литературы по теме.

Возможны разные способы группировки материалов, включенных в биб­лиографический список: алфавитная; в порядке упоминания литературы в тек­сте; по главам работы; систематическая; хронологическая; по видам источников и др.

В приложении дается вспомогательный материал: таблицы, документы, иллюстрации и другие материалы.

К учебно-исследовательской работе прилагается аннотация (0,5 стр.), в которой необходимо отразить:

- что нового получено в данной работе по сравнению с уже известными выводами;

- что сделано учащимся самостоятельно, а что в работе использовано в качестве выводов и результатов, полученных другими исследователями.

Объем учебно-исследовательской работы 15-25 страниц печатного текста в соответствии с общими требованиями оформления письменной творческой работы. На конференцию исследовательская работа представляется в форме 10-минутного доклада с мультимедийным презентационным сопровождением.

При оценке работы принимается во внимание следующее:

- Соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;

- Наличие литературного обзора, его качество;

- Корректность методик исследований, наличие у авторов представле­ний о допущениях, производимых при реализации методики;

- Проблемность работы;

- Соответствие выводов полученным результатам;

- Культура оформления материалов.

Приложение №1 Схема оформления титульного листа

Титульный лист:

Название учебного заведения

Исследовательская работа
по…………

НАЗВАНИЕ

Выполнил/а ________
Фамилии авторов

Класса ____

Научный руководитель:

Санкт-Петербург

2010

Приложение №2 Схема оформления оглавления работы

Оглавление

Введение....................................................................... 3

Глава 1. (название)...................................................... 5

1.1. (название)................................................................ 5

1.2. (название)................................................................ 9

Глава 2. (название).................................................... 12

2.1. (название)............................................................ 12

2.1. (название)............................................................ 15

Заключение................................................................ 17

Список использованной литературы...................... 19

Приложения............................................................... 20

Приложение №3 Примеры литературных клише : Тема.

- Реферат посвящен такому актуальному вопросу, как

- Реферат посвящен характеристике проблемы

- Реферат посвящен решению вопроса

- Реферат посвящен анализу литературы

- Темой реферата является

- В реферате рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оцен­ ка, анализ

(чего?), обобщается (что?).

Проблема.

- В центре внимания автора находятся

- На первый план автором выдвигаются

- Главные усилия автора направлены на

- В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие
проблемы)...

...останавливается на следующих проблемах и т.д.

Актуальность темы (проблемы), которой посвящен реферат.

- Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так
как

- Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы
(десятилетия)...

- Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.).

- В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?). Характеристика первоисточников, используемых автором реферата. -Автор привлекает к анализу следующие материалы ...........................................................

- Материалом исследования послужили

- В основе реферата лежат материалы исследований

Описание основных подходов к решению проблемы.

- В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы. Можно выделить несколько подходов к ее решению.

- Существует несколько основных точек зрения на проблему. Первый
подход раскрывается в работах (чьих?), второй подход прослеживается в тру­дах (кого?), третий под­ход лежит в основе работ (чьих?).

- В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).

Изложение сущности различных точек зрения.

- Первая точка зрения принадлежит (кому?) и заключается (в чем?).

Вторая точка зрения представлена в работах (чьих?) и сводится (к чему?). Сущность третьего подхода раскрывается в работах (чьих?) и состоит (в чем?). Выражение отношения к различным точкам зрения. Согласие.

- Мы разделяем точку зрения автора

- Нельзя не согласиться с мнением автора о том

Несогласие, критика.

- Трудно согласиться (с чем?)

- Хочется опровергнуть взгляды автора

- Следует отметить недостатки в позиции, аргументации автора. -Нельзя принять утверждения (кого о чем?), потому что .....

- Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения автора (на что?).

- Автор упускает из виду , не подтверждает выводы фактами, не­обоснованно утверждает (что?).

Выбор той или иной точки зрения. Выводы.

- Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?).

- Мы считаем, что наиболее убедительной является точка зрения (кого?).

- Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чье?).

- В итоге можно прийти к выводу, заключению о том, что самой оригинальной (интересной, любопытной) является идея, концепция, выдвинутая (кем?).

- Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что

- На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?).

- Можно сделать заключение, что

Приложение №4 Библиографическое описание:

/) книги

... одного автора

Пчелов Е. В. Генеалогия древнерусских князей IX - начала XI в. / Е. В. Пчелов ; отв. ред. О. М. Медушевская ; Рос. гос. гуманитарный ун-т. - М. : РГГУ, 2001.-261 с.

Поппер К. Логика научного исследования / Карл Поппер ; пер. с англ. под общ. ред. В.Н. Садовского. - М. : Республика, 2005. - 446 с. -(Мыслители XX века).

... двух авторов

Ковалев А.А. Учебник арабского языка / А.А. Ковалев, Г.Ш. Шарбатов. -Изд. 4-е. - М. : Вост. лит., 2004. - 751 с.

... трех авторов

Вялова Л. М. Документы : соврем, требования к оформлению : учеб.-справ. пособие / Л. М. Вялова, Л. В. Санкина, Н. В. Шатина ; Рос. гос. гума­нитарный ун-т. - М. : РГГУ, 1994. - 65 с.

... четырех и более авторов

Вспомогательные исторические дисциплины : учеб.-метод, модуль / [Е.И. Каменцева и др.] ; под ред. В.А. Муравьева ; Рос. гос. гуманитарный ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспом. ист. дисциплин. - М. : Изд-во Ипполитова, 2004. - 419 с. - иду на занятия...).

Методы формирования сценариев развития социально-экономических систем / [В.В. Кульба и др.] ; Рос. акад. наук, Ин-т проблем упр. им. В.А. Трапез­никова. - М. : СИНТЕГ, 2004. - 291 с. : рис. - (Серия "Системы и проблемы управления")

... без авторов

Археографический ежегодник за 2002 год / Рос. акад. наук, Отд-ние ист.-филол. наук, Археогр. комис, Федер. арх. служба России ; [отв. ред. СО. Шмидт]. - М. : Наука, 2004. - 482 с.

Галина Андреевна Белая : биобиблиогр. указ. / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Ист.-филол. фак. ; сост. : А.О. Астапович, Е.Д. Лебедева. - М. : РГГУ, 2001. -63 с. - (Ученые РГГУ).

Христианское зодчество : новые материалы и исследования / Рос. акад. архитектуры и строит, наук ; отв. ред. И.А. Бондаренко. - М. : УРСС, 2004. -878 с. : ил.

Справочники по истории дореволюционной России : библиогр. указ. / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина, Гос. публичная б-ка им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Науч. б-ка им. А.М. Горького МГУ. - 2-е изд., пересмотр, и доп. - М. : Книга, 1978.-623 с.

2) сборников

... статей

Историческая экология и историческая демография : сб. науч. ст. / Рос. акад. наук, Науч. совет по ист. демографии и ист. географии ; [редкол. : Ю.А. Поляков (отв. ред.) и др.]. - М. : РОССПЭН, 2003. - 382 с.

... статистических материалов

Внешняя торговля услугами Российской Федерации, 2003 : стат. сб. / Центр, банк Рос. Федерации (Банк России). - М. : ЦБР, 2004. - 177 с.

Российский статистический ежегодник, 2004 : стат. сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат) ; [редкол. В.Л. Соколин и др.]. - Офиц. изд. - М. : [б.и.], 2004.-725 с.

Россия в цифрах, 2005 : крат. стат. сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат); [редкол. В.Л. Соколин и др.]. - Офиц. изд. - М. : Статистика России, 2005.-477 с.

... материалов конференций

«Новая Россия» : власть, общество, управление в контексте либеральных ценностей : материалы междунар. науч. конф., Москва, 22 марта 2004 г. / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Фак. истории, политологии и права ; [редкол. : Логунов А.П. (отв.ред.) и др.] . - М. : РГГУ, 2004. - 319 с.

Проблемы регионального и муниципального управления : материалы II Междунар. конф., Москва, 18 мая 2000 г. / Рос. гос. гуманитарный ун-т [и др. ; редкол. : Н.И. Архипова и др. ; отв. ред. В.Н. Дулькин]. - М. : РГГУ, 2000. - 164 с. 32

Центры силы в современной системе международных отношений : мате­риалы междунар. конф., состоявшейся в Ин-те Европы РАН 10 дек. 2003 г. / Рос. акад. наук, Ин-т Европы ; [под общ. ред. В.С. Рыкина]. - М. : Огни, 2004. - 113 с. - (Доклады Института Европы ; № 141).

3) многотомных изданий
Документ в целом

Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. - М. : Сов. энцикл, 1970-1981. - 30 т.

Летопись Российской Академии наук : в 3 т. / Рос. акад. наук, Ин-т исто­рии естествознания и техники ; гл. ред. Ю. С. Осипов. - СПб. : Наука, 2000-. Т. 2: 1803-1860/отв. ред. М. Ф. Хартанович. -2002. -620 с.

Энциклопедический словарь. - Репр. воспр. изд. Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон 1890 г. -М.: Терра, 1990-1994. - 86 т.

Отдельный том

Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. 1 : Об­щая характеристика мира / В.П. Максаковский. - М. : Дрофа, 2003. - 495 с. -(Высшее образование).

или описание тома под его частным заглавием

Соловьев СМ. История России с древнейших времен, т. 1-2 / СМ. Со­ловьев ; отв. ред. Н.А. Иванов. М. : Голос, 1993. 793 с. (Сочинения : в 18 кн. ; кн. 1).

4) авторефератов и диссертаций
Диссертации

Миронова М.Н. Личностно-смысловые детерминанты развития профес­сионализма педагога : дис. ... канд. психол. наук / Миронова Марина Николаев­на ; науч. рук. Б.С. Братусь ; Ин-т пед. инноваций РАО, Ин-т психологии им. Л.С. Выготского Рос. гос. гуманитарного ун-та. - М., 2002. -227 с.

Авторефераты

Берлявский Л.Г. Власть и отечественная наука : формирование государст­венной политики (1917-1941 гг.) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Берлявский Леонид Гариевич. - Ростов н/Д, 2004. - 46 с.

5) статьи
...из сборников

Иванов СА. Жития св. Анина и их историческая ценность / СА. Иванов // Византийский временник / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ, истории ; отв. ред. Г.Г. Литаврин. - М. : Наука, 2004. - Т. 63 (88). - С. 129-136.

Каштанов СМ. Из истории последних уделов / СМ. Каштанов // Труды Московского государственного историко-архивного института / под ред. СО. Шмидта.-М. : [б. и.], 1957.-Т. 10.-С. 275-302.

Корелин А.П. П.А. Столыпин : попытка модернизации сельского хозяй­ства России / А.П. Корелин // Деревня в начале века: революция и реформа : сб. ст. / Рос. гос. гуманитарный ун-т. - М. : РГГУ, 1995. - С. 6^2.

Мережковский Д.С Борис Годунов : неизвестный вариант киносцена-

рия / Д. С. Мережковский, З.Н. Гиппиус // Зинаида Николаевна Гиппиус : но­вые материалы, исследования / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. - М.: ИМЛИ, 2002. - С. 9-88.

... из газет

Бенси Д. Всемирный Синод в Ватикане : католические епископы со всего света собрались для ревизии соборных решений / Джованни Бенси // НГ Рели­гии.-2005.- 5окт.-С. 1.

Вислогузов В. Регионы просят налогов / Вадим Вислогузов // Коммер­сант. - 2005. - 19 сент. - С. 14.

... из журналов

Борисевич В.В. Государственная тайна под прицелом СМИ / В.В. Борисе-вич // Юриспруденция / Рос. гос. гуманитарный ун-т. -2003. -№ 3. -С. 54-61.

Демушкин А.С. Организация работы по рассекречиванию документов / А.С. Демушкин // Делопроизводство. - 2002. - № 4 (29). - С. 56-60.

Добрецов Н.Л. «Треугольник Лаврентьева»: принципы организации науки в Сибири / Н.Л. Добрецов // Вестн. Рос. акад. наук. - 2001. - Т. 71, № 5. - С. 428^136.

6) рецензий

Пороховский А. А. Учитесь управлять в XXI веке / А. А. Пороховский // США. Канада : экономика, политика, культура. - 2002. - № 1. - С. 103-106. -Рец. на кн. : Управление современной компанией / под ред. Б. Мильнера, Ф. Лииса. - М.: ИНФРА-М, 2001. - XVII, 585 с.

Базанов С.Н. [Рецензия] / С.Н. Базанов // Отечественная история. - 2000. -№ 1. - С. 185-187. - Рец. на кн. : Белое движение на Северо-Западе России, 1918-1920 гг./А. В. Смолин. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1999.-440 с.

7) электронных ресурсов
Документ в целом

Ключевский В.О. Полное собрание сочинений [Электронный ресурс] / В.О. Ключевский. - Электрон, дан. - М. : МЦФ : ИДДК, сор.2000. - 1 электрон, опт. диск (СЭ-ЯОМ). - (Классика. История России).

Московские прогулки [Электронный ресурс] : Архитектура. История. Быт москвичей. - Электрон, дан. - М. : Кирилл и Мефодий, сор. 1997. - 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).

10 лет избирательной системе Российской Федерации [Электронный ре­сурс] : графика, видеоматериалы, хроника / продюсер О.А. Финошин ; идея, сце­нарий Д.Б. Орешкин. - М. : Группа «Меркатор», 2003. - 1 электрон, опт. диск (ОУЭ-КОМ).

Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета [Электронный ре­сурс] : учеб. пособие / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. - Электрон, дан. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 2005. - 87 с. - Режим доступа: Ьйр:// ш\У№.]оигп.т8и.ги/а, о\Уп1оаа!з/5т1-_т1;егпе1.рс1г'

Музеи России [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - [М.]. : Рос. сеть культур, наследия, сор. 1996-2005. - Режим доступа : пир://\у\у\у.тшеит.ги/


[1] В соответствии с рекомендациями министерства образования и науки РФ школьный реферат может представлять собой либо «доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников, либо изложение содер­жания научной работы, книги с выводами и обобщениями ученика. В школьной практике могут быть использованы оба вида реферата». Причем указывается, что в первом случае, когда реферат строится на обзоре нескольких источников, «наблюдения над текстом, рассуждения и доказательства у него (ученика) долж­ны быть свои. Именно такой ученический реферат является самостоятельным».