Главная              Рефераты - Разное

Фомина А. Б., Кочнева С. В. Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Рекоменда- ции - реферат

Министерство образования Российской Федерации

Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи

Центр развития дополнительного образования детей

Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей

Рекомендации



Рецензент:

Буйлова Л.Н., кандидат педагогических наук,

зам.директора ЦРСДОД Минобразования России

Ответственный редактор:

Поволяева М.Н., доктор педагогических наук,

директор ЦРСДОД Минобразования России


Фомина А.Б., Кочнева С.В. Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Рекоменда-
ции. - М.: ЦРСДОД Минобразования России, 1999. - 24 с.

Рекомендации предназначены педагогам по организации методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Авторы на основе обобщения опыта работы учреждений дополнительного образования детей вводят понятие "методическая служба" и описывают содержание ее деятельности.

© Центр развития системы дополнительного образования детей

Минобразования России, 1999

Введение

В настоящих рекомендациях авторы анализируют систему организации деятельности методической службы, ее составные элементы и функции, обобщая передовой опыт большого количества учреждений дополнительного образования детей и образовательных школ.

Особое внимание уделяется основам профессиональной деятельности методических работников, их ориентации на обеспечение базовых элементов содержания методической работы.

Реализация методических рекомендаций в практической деятельности образовательных учреждений позволит ускорить процесс совершенствования деятельности методической службы, а также содержательной деятельности учреждения в целом.

Организация работы методической службы

учреждения дополнительного образования детей

В учреждении дополнительного образования детей создается специализированное подразделение - методическая служба , которая объединяется функционально с родственными отделами или может иметь свою организационную структуру.

В состав службы в крупнейших учреждениях дополнительного образования детей входят заведующие методическими кабинетами (или одним кабинетом), методисты. Возглавляет работу методической службы один из заместителей руководителя учреждения.

Методическая работа является составным элементом деятельности педагогов дополнительного образования детей, заведующих секторами и лабораториями, специализированными кабинетами, заведующих отделами.

Методическая работа - один из видов не только содержательной, но и управленческой деятельности административно-управленческих работников, поскольку, наряду со штатными методическими работниками, каждому учреждению дополнительного образования детей предоставлено право иметь консультационно-методические часы, которые рассчитываются ежегодно в период проведения тарификации в размере 25% от числа учебных. За счет таких часов учреждение может вводить дополнительно к штатным ставки методистов из так называемого фонда "педчасов", или производить доплату педагогам дополнительного образования, имеющим высокий профессиональный уровень и способным качественно выполнять методическую работу.

Поскольку общеобразовательные школы такими возможностями не располагают, в учреждениях дополнительного образования детей возрастает роль методической службы, эффективности ее использования и грамотного управления.

В период перехода к рыночным отношениям содержание деятельности методической службы претерпело существенные изменения: из содержания деятельности методической службы ушла работа с пионерским и комсомольским активом, с педагогами-организаторами ЖЭКов, с заместителями директоров школ по организации воспитательной работы.

Придание внешкольным учреждениям статуса "образовательных" внесло также определенные изменения в содержание деятельности методической службы - больше внимания стало уделяться совершенствованию организации учебно-воспитательного процесса, разработке авторских образовательных программ нового поколения, имеющих принципиальное отличие от программ кружковой работы внешкольных учреждений.

Методическая работа учреждения дополнительного образования детей - вид педагогической деятельности, содержанием которой является анализ и обобщение современных форм и методов образовательно-воспитательного воздействия на личность, внедрение передового опыта в практическую деятельность, организация обучения педагогического персонала наиболее эффективным методикам и технологиям работы с детьми. Она основана на конкретном анализе результатов работы учреждения дополнительного образования детей, собственно учебно-воспитательного процесса, его условий, направлена на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и развития личности.

Методической работе характерна целостность, многоуровневость, множественность специфических функций.

Методическая работа включает подготовку методических разработок, методических рекомендаций, учебно-методических пособий, положений, других видов учебно-методических документов, разработку учебно-методических материалов: тезисов и текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, экскурсий, активных форм обучения и т.п.

Одним из основных элементов деятельности методической службы является организация работы методического совета и участие в работе педагогического совета.

Методическая служба должна принимать непосредственное участие в разработке положений о педагогическом и методическом советах, организовывать разработку и других видов необходимой документации: планов и отчетов, должностных инструкций и других видов документов. Это является одним из условий, повышающих эффективность работы методической службы и результативность деятельности учреждения в целом. (Образцы таких документов разработаны нами и представлены в приложениях).

Большое значение для эффективной работы методической службы в каждом конкретном учреждении дополнительного образования детей имеет четкое определение ее основных задач и составных элементов содержания деятельности.

Именно они позволяют административно-управленческим и педагогическим работникам, специалистам методической службы наглядно представить объем и специфику методической работы в системном варианте, осуществлять планирование и реализацию деятельности методической службы.

Анализ практической деятельности учреждений дополнительного образования детей, изучение научно-методической литературы и собственный педагогический опыт авторов позволили определить основные задачи и составные элементы содержания деятельности методической службы.

Основные задачи методической службы.

1. Разработка организационной структуры методической службы с определением объектов (вертикальные связи) и субъектов управления (горизонтальные связи).

2. Усиление логического и дидактического единства учебно-воспитательного процесса, устранение дублирования учебно-программного материала, обеспечение его преемственности и непрерывности с позиций формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, их творческого развития и социального формирования в современных условиях.

3. Совершенствование методического руководства учебными занятиями, разработка рациональных форм планирования, организации и контроля полученных результатов, подготовка методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, деятельности детских объединений, по составлению сценариев конкурсов, викторин, массовых мероприятий.

4. Укрепление связи с наукой и практикой, организация совместной работы с научными и методическими центрами, научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями для организации опытно-экспериментальной работы по внедрению новых технологий обучения. Внедрение новых технологий обучения и воспитания; анализ эффективности их использования, создание информационного банка данных.

5. Обеспечение учебного процесса оборудованием, техническими средствами обучения, учебно-методической литературой, дидактическими средствами обучения.

6. Разработка системы диагностики и мониторинга для определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания развития обучающихся.

7. Организация и управление деятельностью психологической службы по вопросам психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса, тестирования и психолого-педагогической диагностики обучающихся.

8. Внедрение в практику деятельности учреждения и методической службы программно-целевого подхода в управлении образовательным процессом на основе проведения проблемно-ориентированного анализа.

Руководство разработкой и организация внедрения комплексной системы управления качеством учебно-воспитательного процесса включает :

· разработку проектов организационно-нормативных документов, регулирующих и регламентирующих учебно-воспитательный процесс;

· разработку образовательной программы учреждения, образовательных программ учебных отделов, учебных программ детских коллективов, учебно-тематических и учебных планов, расписания занятий, положений, планов и отчетов, других видов документов;

· организацию разработок и внедрение в практику деятельности методов программирования образовательного процесса по конкретным специальностям, новых методик и образовательных технологий, активных методов и технических средств обучения;

· оценивание результатов образовательной, воспитательной, культурно-досуговой деятельности, отслеживание и обобщение результатов конкретных образовательных программ;

· разработку необходимой документации и обеспечение учебных подразделений информацией о проведении конкурсов, выставок, олимпиад, слетов, соревнований, организации участия в них педагогических и административных работников, учет и анализ полученных результатов;

· организацию показательных, открытых занятий в учебных отделах и детских объединениях, апробация методик и новых технологий обучения;

· организацию опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы административно-управленческих и педагогических категорий работников, детских коллективов учреждения, учет и анализ полученных результатов, подготовку к изданию рукописей и учебно-методических материалов.

Организация планирования работы методической службы учреждения дополнительного образования детей предполагает проведение:

· анализа состояния учебно-методической и воспитательной работы по направлениям деятельности учреждения;

· разработки предложений по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, прогнозирования путей развития учреждения в целом.

Содержание деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей предполагает:

· изучение и анализ общественного мнения, настроений, интересов, ценностных ориентаций детей и подростков;

· осуществление прогнозирования воспитательных и образовательных процессов в детской и подростковой среде;

· расчет объема учебно-методических и консультационных часов, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы отделов на учебный год;

· организацию и контроль за состоянием выполнения намеченных мероприятий, учет и анализ полученных результатов.

Эти мероприятия проводятся ежегодно, позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в план работы методической службы и соотносить производимые затраты с полученными результатами.

Контроль за выполнением планов оснащения учебно-воспитательного процесса учебным оборудованием и наглядными пособиями, их использованием, за формированием информационно-методического фонда и банка данных по программному обеспечению позволяет осуществлять объективную оценку эффективности деятельности не только методической службы и ее работников, но и всего учреждения.

Составными элементами содержания методической деятельности учреждения дополнительного образования детей являются:

· выявление и пропаганда прогрессивных инновационных подходов к решению задач развития личности; оказание методической
помощи руководящим и педагогическим работникам по совершенствованию деятельности и использованию новаторского опыта;

· обобщение и внедрение в практику деятельности учреждения научных исследований, передового педагогического опыта, содействие научной и теоретической компетенции педагогов, доведение до их сведения нормативных документов;

· организация системы повышения квалификации педагогического персонала: планирование и организация проведения курсов, семинаров, конференций, организация обучения в других образовательных учреждениях, институтах повышения квалификации
и т.д.;

· планирование и организация работы методического совета, методических кабинетов, руководство работой методических объединений и творческих групп;

· подготовка отчетных документов о выполнении планов работы.

Для работы методической службы в учреждениях дополнительного образования детей создаются организационные структуры.

Медиатека

Медиатека реализует информационную функцию и ее задачей является создание ."банка данных" актуального управленческого и педагогического опыта, его обобщение и пропаганду для повышения профессионального уровня управленческих и педагогических работников.

Структура медиатеки: минибиблиотека, видеотека, фонотека, диатека, компьютерная, ксерокопировальная и методическая зоны.

В минибиблиотеке формируются фонды:

· специальной литературы: педагогической, методической, управленческой, специальной по направлениям образовательной деятельности;

· нормативных документов;

· газетно-журнальный;

· методическая выставка.

В видеотеке содержится фонд видеозаписей. Она должна быть оборудована видеоаппаратурой.

Фонотека включает фонд фоно- и магнитных записей и обеспечивается соответствующей аппаратурой.

В диатеке содержится фонд диафильмов и диапозитивов и обязательна такая аппаратура как диапроекторы.

Компьютерная зона объединяет дискотеку (фонд компьютерных программ) и оснащается компьютером, принтером, сканером.

Ксерокопировальная зона обеспечивается ксероксом.

Методическая зона являет собой совокупность систематизированных методических материалов, собранных для оказания конкретной методической помощи определенным категориям специалистов.

На базе медиатеки может осуществляться самостоятельная работа педагогических работников, а также могут проводиться индивидуальные и коллективные консультации, организовываться методические выставки и педагогические чтения.

Результатом деятельности медиатеки являются подготовленные информационные бюллетени, инструкции, памятки, методические разработки, видеофильмы.

Творческая мастерская

В творческой мастерской реализуются функции: информационная, проектировочная, обучающая. Ее задачи:

· конструирование педагогических технологий обучения и воспитания;

· повышение квалификации педагогических кадров;

· внедрение передового педагогического опыта.

Составные содержательные элементы деятельности творческой мастерской: овладение актуальными технологиями обучения и воспитания; конструирование педагогических ситуаций, нетрадиционных форм педагогической деятельности.

Основные формы осуществления работы:

· установочно-информационные и выездные семинары;

· практикумы;

· ролевые игры;

· открытые занятия;

· наставничество;

· эстафета творческих дел;

· массовые мероприятия ( творческие конкурсы);

· научно-практические конференции;

· курсы повышения квалификации.

Результатами работы творческих мастерских могут стать виды продукции:

· сборник творческих работ педагогов (программ, методических пособий);

· учебные пособия;

· раздаточный материал для занятий;

· картотеки педагогических находок;

· методические разработки форм обучения и воспитания;

· педагогические технологии;

· ролевые игры;

· программы курсов повышения квалификации, семинаров, практикумов;

· положения о творческих и массовых мероприятиях;

· сценарии массовых мероприятий.

Лаборатория

Основные функции лаборатории: информационная, аналитическая, прогностическая, проектировочная.

Ее задачами являются:

· проблемно-ориентированный анализ образовательного про-цесса;

· разработка программы развития УДО, образовательных программ;

· разработка нормативных и методических документов.

В содержание работы лаборатории входит создание опытно-
экспериментальных площадок для апробации образовательных программ (в УДО и блоках дополнительного образования в школах), включающее три этапа:

Проектирующий - предполагает:

· выявление образовательных потребностей детей и их родителей;

· поиск способов и средств их удовлетворения;

· разработку образовательных программ (экспериментальных).

Этот этап осуществляется педагогами дополнительного образования с привлечением методистов и научных специалистов.

Организационно-внедренческий - организует:

· определение опытно-экспериментальных площадок педагогов;

· апробацию на них программ;

· диагностику результатов реализации программ и подготовку методического пособия.

Редакционно-оформительский - включает:

· оформление программ и методических пособий для издания;

· участие в педагогических конкурсах.

Работа лаборатории осуществляется в форме консультаций, открытых занятий, творческих мастерских, практикумов, семинаров; возможными видами продукции лаборатории могут быть:

· образовательные программы;

· методические пособия по реализации программы;

· учебные пособия;

· методические разработки открытых занятий, творческих мастерских; семинаров, практикумов;

· нормативные документы;

· методические документы по организации деятельности учреждений дополнительного образования.

Развитие содержания деятельности методической службы в современных условиях предполагает дальнейшие научные исследования этой области, что, в свою очередь, может обуславливать выявление и создание других функций и организационных структур, присущих данной службе, или изменение выше описанных.

Рабочая учебно-методическая документация. Виды, требования к разработке и оформлению . Составной частью деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей является разработка качественной учебно-методической документации.

В зависимости от характера учебно-методической документации она может быть предназначена для педагогов и для обучающихся.

Рабочая учебно-методическая документация для педагогов включает:

· текст лекции, в которой находят полное изложение важнейшие проблемы, достижения науки, культуры, передового педагогического опыта и т.д. по направлениям вида образовательной деятельности;

· план проведения занятий с указанием темы, вида занятия, цели, последовательности и распределения времени на изучение поставленных вопросов, способов проверки полученных знаний, подведения итогов, обеспечения занятий техническими и дидактическими средствами обучения.

Методические указания по проведению занятий являются видом учебно-методического документа, содержащим материал по организации учебного процесса, методике или технологии проведения занятий. Данный документ носит нормативно-регламентирующий характер и предусматривает обязательное его выполнение в учебно-методической деятельности.

Методические указания по проведению занятий - это вид учебно-методического документа, содержащий предложения, советы, направленные на совершенствование организации учебно-воспитательного процесса, методики проведения отдельных занятий, а также по использованию в учебном процессе технических и дидактических средств обучения.

Методические рекомендации (указания) по изучению темы образовательной программы состоят из:

· вводной части, с изложением места изучаемой темы в образовательной программе, цели и задачи обучения;

· основной части, с изложением основных положений по каждому вопросу темы.

Изложение каждого вопроса сопровождается методическими советами, фактическими материалами, данными или ссылками на источник, где их можно получить, заканчивается краткими выводами с рекомендациями по изучению передового опыта по данной проблеме, и списком рекомендуемой литературы.

Методические указания (рекомендации) по подготовке и участию обучающихся в занятиях. В них излагаются задачи изучения данной темы, приводятся учебные вопросы и перечень литературы.

К практическим занятиям разрабатываются конкретные задания и рекомендации по их подготовке. В процессе проведения таких занятий раскрывается роль и участие обучающихся.

Методические указания (рекомендации) по выполнению домашних заданий включают:

· исходные положения, в которых сформулированы цели и задачи домашнего задания, раскрыты основные теоретические положения по данной проблеме;

· содержание, порядок оформления и выполнения домашнего задания;

· перечень вопросов, подлежащих решению.

Требования к подготовке и оформлению

учебно-методической документации

Подготовка рабочей учебно-методической документации планируется из расчета полного обеспечения ею всех учебных программ по видам занятий.

Перечень, объем, виды и сроки подготовки учебно-методической документации фиксируются в планах методической службы учреждения.

Рабочая учебно-методическая документация печатается не менее чем в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится в документах методической службы, второй - у автора.

Основы профессиональной деятельности методиста учреждения дополнительного образования

Эффективность деятельности образовательных систем учреждений дополнительного образования детей находится в прямой зависимости от уровня психолого-педагогической подготовки, профессионализма и творчества педагогов. Большая роль отводится методической службе, деятельность которой направлена на развитие творческого потенциала педагогов, на обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса, основанного на современной парадигме педагогической деятельности, новом педагогическом мышлении и новых педагогических технологиях.

Эффективность образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей в немалой степени зависит от кадрового потенциала методической службы.

В зависимости от выполняемых методической службой функций в учреждениях дополнительного образования - информационной, аналитической, прогностической, проектировочной, обучающей, организационно-координационной - целесообразна дифференциация методистов.

В современных условиях методист должен обладать профессионально значимыми личностными качествами: "открытый интеллект", социальная компетентность, способность к решению практических проблем, вербальные способности.

Кроме профессионально личностных качеств современный методист должен иметь и обширный объем теоретических и прикладных знаний.

Теоретические и прикладные знания , необходимые методисту в его работе, по дисциплинарной принадлежности можно разделить на знания из следующих областей:

· общей педагогики, диагностики, теории воспитания, сравнительной педагогики, методологии и методики педагогического исследования, эксперимента;

· общей, педагогической, социальной психологии;

· социологии, методики социологических исследований;

· общей и педагогической инноватики.

Все эти знания необходимо органично соединить в своем сознании с конкретными знаниями из области дополнительного образования детей, о своем учреждении, особенностях и возможностях его коллектива, состоянии функционирования, перспективах и планах развития и т.д.

Методисту необходимо знать:

· Закон РФ "Об образовании";

· основные положения федеральной и региональной программы развития образования;

· нормативные документы по вопросам деятельности учреждений дополнительного образования детей;

· региональные положения об экспериментальных площадках, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

· Устав образовательного учреждения;

· положения о различных структурных подразделениях учреждения;

· особенности и возможности социального окружения образовательного учреждения, характеристики социального заказа на образовательные услуги;

· круг потенциальных партнеров для организации совместной образовательной, культурно-досуговой, оздоровительной, реабилитационной деятельности; работы по развитию учреждения, организации экспериментальной работы и др.;

· состояние образовательно-воспитательного процесса учреждения, педагогического коллектива; проблем инновационного процесса;

· особенности систематизации методических и информационных материалов;

· порядок разработки различных программ; методической документации;

· процесс организации педсоветов, методических объединений, научно-практических конференций, семинаров и т.д.;

· методику выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта.

Проведенные исследования позволили выделить наряду со знаниями и умения , необходимые методистам при выполнении ими профессиональных ролей, которые представлены в таблице; разработать должностную инструкцию методиста дополнительного образования детей, а также внести соответствующие коррективы в положения о методическом и педагогическом советах, которые приведены ниже.

Таблица

Знания и умения, необходимые методистам

при выполнении ими профессиональных ролей

Профессиональные

роли методиста Необходимые знания и умения

Аналитик Знание принципов, методов проблемно-ориенти-
(диагностик) рованного анализа и диагностики образовательно-
воспитательного процесса в учреждении

Умение выявлять причины и сущность события

Диагностировать проблемы, предвидеть благоприят-

ные возможности их ликвидации

Прогнозист Знание методов прогностики, их возможностей и

ограничений

Умение организовать работу по прогнозированию,

подготовке вероятных сценариев развития ситуаций

Программист, Знание нормативных актов, требований к документам

проектировщик Знание принципов, методов разработки методической и нормативной документации; программ; проектов

Знание методов стратегического и тактического

планирования

Организатор Знание особенностей организационного процесса,
(координатор) ситуации в коллективе, реакции на управленческие решения

Умение организовать повышение квалификации педа-

гогических кадров, совместную деятельность творчес-

ких групп, координировать их работу

Информатор Знание принципов систематизации педагогических, методических, информационных материалов

Приложение

Положение о методическом совете

1. Общие положения

1.1. Методический совет (МС) является коллегиальным органом педагогических работников учреждения, созданным с целью оптимизации и координации методической работы, и одним из звеньев структуры управления образовательным процессом учреждения дополнительного образования детей (УДОД).

1.2. МС является постоянно действующим, избирается и утверждается педагогическим советом УДОД из числа опытных педагогов и методистов.

1.3. Педагогический совет оценивает работу МС на основании его отчета по итогам деятельности в учебном году.

1.4. Основные задачи деятельности МС: научно-методическое обеспечение деятельности и развития учреждения и его структурных подразделений, направленное на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников.

1.5. Настоящее положение составлено на основании Устава УДОД и регламентирует деятельность методического совета.

2. Организация деятельности

2.1. Деятельность МС организует заместитель директора, который контролирует сроки исполнения работы, представляет совет во взаимодействии с администрацией, в органах образования и других учреждениях.

МС избирает из своего состава секретаря, который ведет делопроизводство МС.

2.2. За учебный год проводятся не менее 4-х заседаний методического совета. Заседания методического совета оформляются в виде протоколов. В конце учебного года заместитель директора анализирует работу МС и принимает на хранение (в течение 3-х лет) план работы, протокол заседаний и отчет о проделанной работе.

2.3. Члены МС имеют право:

- отстаивать свое мнение и оформить его особым протоколом в необходимых случаях;

- по предварительной договоренности с педагогами УДОД проводить анкетирования, опросы, использовать другие формы аналитической работы с привлечением специалистов;

- создавать временные педагогические лаборатории и научно-исследовательские коллективы.

3. Основные функции методического совета

3.1. МС разрабатывает единую программу методической деятельности на учебный год, программирует и планирует возможные формы и направления методической деятельности; прогнозирует пути развития методической деятельности.

3.2. МС организует коллективную исследовательско-продуктивную деятельность по актуальным проблемам дополнительного образования. Определяет пути развития УДОД как учреждения дополнительного образования.

3.3. МС обобщает и распространяет имеющийся педагогический опыт по программному оснащению, по педагогическим технологиям, педагогическому проектированию и т.д.

3.4. МС дает рекомендации по повышению и расширению квалификации педагогов, основанные на анализе работы и уровня педагогической и профессиональной подготовки.

3.5. МС анализирует и производит внутреннее рецензирование образовательных программ, разрабатываемых педагогами и представляет на рассмотрение педагогическому совету, а затем - на утверждение директором; рассматривает и утверждает для издания методические разработки, сценарии и другой материал из опыта работы учреждения.

3.6. МС анализирует, систематизирует и утверждает дидактические и методические разработки педагогических работников учреждения.

3.7. МС координирует работу методических объединений и временных творческих групп.

3.8. МС может проводить заседания совместно с другими советами.

4. Заключительные положения

4.1. Решения и рекомендации МС в пределах его полномочий служат основанием для приказов и распоряжений администрации.

4.2. Выводы и рекомендации МС могут оспариваться и изменяться на основании независимого экспертного заключения.

4.3. МС постоянно информирует администрацию и педагогический коллектив о ходе и результатах своей деятельности.

4.4. В процессе развития структур управления настоящее Положение может изменяться и дополняться.

Положение о педагогическом совете

учреждения дополнительного образования детей

1. Задачи и содержание деятельности педагогического совета (ПС)

1.1. ПС является постоянно действующим руководящим органом в учреждении дополнительного образования детей и создается для рассмотрения вопросов учебно-воспитательного процесса.

ПС создается во всех образовательных учреждениях при наличии более трех педагогов.

1.2. Педагогический совет решает задачи:

· реализации государственной и региональной политики по вопросам образования (в частности, дополнительного);

· направления деятельности педагогического коллектива учреждения на совершенствование образовательной деятельности;

· внедрения в практику достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;

· решения вопросов реализации образовательных направлений и видов деятельности, соответствующих лицензии данного учреждения.

1.3. Педагогический совет обсуждает и утверждает планы образовательной деятельности; заслушивает информацию и отчеты педагогических работников учреждения, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с данным учреждением по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима учреждения, об охране труда и здоровья обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности.

1.4. Функции педагогического совета:

· определение стратегии образовательной деятельности;

· выбор типовых и анализ авторских, модифицированных, адаптированных и др. программ, обсуждение и рекомендация их к утверждению директором;

· выбор форм, методов, методик и технологий, реализуемых в образовательном процессе;

· организация работы по повышению квалификации педагогических категорий работников, развитие их инициативы, распространение педагогического опыта;

· организация проведения опытно-экспериментальной работы;

· определение направления методического взаимодействия с другими организациями;

· утверждение режима работы учреждения, продолжительности учебной недели, возраста набора обучающихся, форм оценки образовательной деятельности;

· подготовка рекомендаций педагогических категорий работников на курсы повышения квалификации и стажировки, а также представления работников к различным видам поощрения;

· рассмотрение и рекомендация администрации спектра дополнительных платных образовательных услуг, связанных с педагогической деятельностью.

1.5. Педагогический совет принимает решения об исключении обучающихся из учреждения в порядке, определенном Уставом учреждения дополнительного образования детей.

2. Состав педагогического совета и организация его работы

2.1. В состав педагогического совета входят: директор учреждения дополнительного образования детей (как правило, председатель), его заместители, педагоги, методисты, руководители структурных подразделений, председатель родительского комитета и представители учредителя.

2.2. В необходимых случаях на заседание педагогического совета приглашаются представители общественных организаций, учреждений, взаимодействующих с данным учреждением по вопросам образования, родители обучающихся, представители юридических лиц, финансирующих данное учреждение и др. Приглашение их
определяется председателем педагогического совета, учредителем (если данное положение оговорено в договоре между учредителем
и образовательным учреждением). Лица, приглашенные на заседание педагогического совета, пользуются правом совещательного
голоса.

2.3. Педагогический совет избирает из своего состава секретаря на учебный год. Секретарь педсовета работает на общественных началах.

2.4. Педагогический совет работает по плану.

2.5. Заседания педагогического совета созываются, как прави-
ло, один раз в квартал в соответствии с планом работы учреждения.

2.6. Решения педагогического совета принимаются большинством голосов при наличии на заседании не менее двух третей его членов (если процесс голосования не оговорен специальным положением). При равном количестве голосов решающим является голос председателя педагогического совета.

2.7. Организацию выполнения решений педагогического совета осуществляет директор учреждения и ответственные лица, указанные в решении. Результаты этой работы сообщаются членам педагогического совета на последующих его заседаниях.

2.8. Директор учреждения дополнительного образования детей в случае несогласия с решением педагогического совета приостанавливает выполнение решения, извещает об этом учредителей данного учреждения, которые в трехдневный срок, при участии заинтересованных сторон, обязаны рассмотреть такое заявление, ознакомиться с мотивированным мнением большинства педагогического совета и вынести окончательное решение по спорному вопросу.

3. Документация педагогического совета

3.1. Заседания педагогического совета оформляются протокольно. В книге протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, выносимых на педагогический совет, предложения и замечания членов педсовета. Протоколы подписываются председателем и секретарем совета.

3.2. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года. Перевод обучающихся на следующий год обучения оформляется списочным составом.

Книга протоколов педагогического совета учреждения дополнительного образования детей постоянно хранится в учреждении и передается по акту.

Книга протоколов педагогического совета нумеруется постранично, прошнуровывается, скрепляется подписью директора и печатью учреждения дополнительного образования детей.


Список используемой литературы

Аттестация педагогических кадров в учреждениях дополнительного образования детей // Серия "Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве". Вып. 2 / Отв. ред. Кузне-цов Г.Д. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. - 75 с.

Городские экспериментальные площадки (из опыта работы). Вып. 3 / Отв. ред. Курнешова Л.Е. - 75 с.

Методическая деятельность. Словарь-справочник. - Л., 1991.

Методические рекомендации по составлению образовательных программ учебного заведения / Под. ред. Л.Е. Курнешовой. - М.: Ротопр. изд., 1995.

Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. - М., 1996. - 285 с.

Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей: Практико-ориентированная монография. - М.: Московский комитет образования, Северо-Восточный учебный округ,1996. - 256 с.

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания. - М.: Центр инноваций в педагогике. 1995. - 190 с.

Программное обеспечение учреждения дополнительного образования. - С.-Пб., 1995.

Требования к образовательным программам дополнительного образования детей. - М., 1999.

Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З. и др. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Методические материа-
лы. - М.: Изд-во Центра социальной педагогики РАО и АСОПиР РФ, 1994. - 109 с.

Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема. - М., 1974.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Изд-во Института профобразования Минобразования России, 1995. - 336 с.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 184 с.

Похмелкина Г.Ф., Семенов И.Н. и др. Разработка практической программы "Дворец творчества детей и юношества как рефлексивно-творческая среда". - Инновационная деятельность в образовании, 1995. - № 4.

Скаткин М.Н. Методология и методики педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). - М.: Педагогика, 1986. - 100 с.

Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования: Инновационная социально-педагогическая модель: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во ЦСП РАО, 1996.

Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 320 с.

Методические рекомендации по аттестации
учреждений дополнительного образования

Нормативно-правовые документы по дополнительному образованию детей

Нормативно-правовые основы поисковой деятельности в образовательных учреждениях

Экспериментальная работа в учреждениях дополнительного образования:

Часть I. Федеральная площадка (опыт организации правовых основ)

Часть II. Экспериментальная работа педагога-практика