Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания При изучения данной темы следует разобраться с различными определениями менеджмента. Необходимо выучить классификацию управленческих функций по содержанию управленческой деятельности. Вопросы для самоконтроля

2.2.4. Методические указания к выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения

Тема 0.0. Вводная лекция. Предмет и задачи дисциплины

Предмет и задачи дисциплины. Определения менеджмента. Менеджмент как управление и как персонал. Классификация функций менеджмента по содержанию управленческой деятельности.

Литература [2, 3].

Методические указания

При изучения данной темы следует разобраться с различными определениями менеджмента. Необходимо выучить классификацию управленческих функций по содержанию управленческой деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие определения можно дать понятию «Менеджмент»?

2. Как можно классифицировать управленческие функции по содержанию управленческой деятельности?

Тема 1.1. Организация как социально-экономическая система

Понятия организации и управления. Субъект и объект управления в организации. Внутренняя и внешняя среда организации.

Литература [2, 3].

Методические указания

Необходимо выучить определение организации. Разобраться с информационными и материальными потоками между субъектом и объектом управления организации, организацией и внешней средой. Иметь представление о формирующих внешнюю и внутреннюю среду организации факторах.

Вопросы для самоконтроля

1. Как взаимодействуют субъект и объект управления в организации?

2. В чем заключается системный характер организации?

3. Какие элементы составляют внешнюю среду организации?

4. Какие элементы составляют внутреннюю среду организации?

Тема 1.2. Методологические основы менеджмента

Общие принципы менеджмента. Методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социальные, психологические.

Методические указания

При изучении данной темы следует разобраться с перечнем общих принципов менеджмента. Иметь представление об организационно-распорядительных, экономических, социальных и психологических методах управления.

Литература [2, 3].

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается ведущий принцип менеджмента?

2. Какие приницпы входят в перечень общих принципов менеджмента?

3. Каковы основные формы организационно-распорядительных методов менеджмента?

4. На чем основываются экономические методы менеджмента?

5. Каковы основные формы социальных методов менеджмента?

6. На чем основываются психологические методы менеджмента?

Тема 1.3 Типы предпринимательских фирм

Сущность и содержание понятий «предпринимательство», «бизнес», «фирма». Классификация фирм по виду и характеру хозяйственной деятельности. Классификация фирм по принадлежности капитала, контролю и сфере деятельности.

Литература [2, 3].

Методические указания

При изучении данной темы следует разобраться с сущность и содержанием понятий «предпринимательство», «бизнес», «фирма». Знать классификацию фирм по виду и характеру хозяйственной деятельности. Иметь представление о классификация фирм по принадлежности капитала, контролю и сфере деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность предпринимательства?

2. Какое понятие шире – бизнес или предпринимательство?

3. Какое понятие шире – фирма или предприятие?

4. Каким образом можно классифицировать фирмы по виду и характеру хозяйственной деятельности?

5. Каким образом можно классифицировать фирмы по принадлежности капитала, контролю и сфере деятельности?

Тема 1.4 Развитие теории и практики управления

Управленческие революции. Школа научного управления. Административная школа менеджмента. Школа человеческих отношений (неоклассическая). Школа поведенческих наук (бихевиористская). Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте.

Литература [5].

Методические указания

При изучении данной темы следует обратить внимание на последовательность управленческих революций. Знать основные школы менеджмента, их наиболее выдающихся представителей и самые значительные достижения. Разобраться с различием процессного, системного и ситуационного подходов в менеджменте.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие управленческие революции можно выделить в истории менеджмента и каково их значение?

2. Кто является основными представителями школы научного управления и каковы их основные достижения?

3. Кто является основными представителями административной школы менеджмента и каковы их достижения?

4. Кто является основными представителями школы человеческих отношений (неоклассической) в менеджменте и каковы их достижения?

5. Кто является основными представителями школы поведенческих наук в менеджменте и каковы их достижения?

6. В чем заключаются основные положения процессного, системного и ситуационного подходов в менеджменте?

Тема 1.5. Информационная база менеджмента

Понятие, виды и источники управленческой информации. Влияние информационных технологий на менеджмент.

Литература [2, 4].

Методические указания

При изучение темы необходимо разобраться с понятием информации. Иметь представление об особенностях информации как ресурса, различных видах информации, предъявляемых к управленческой информации требованиях. Разобраться с тем, какое влияние развитие информационных технологий оказывает на менеджмент.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие особенности информации и требования к ней имеют наибольшее значение для менеджмента?

2. Какие виды информации используются в менеджменте?

3. Какие источники могут использоваться для сбора управленческой информации?

4. Какое влияние развитие информационных технологий оказывает на менеджмент?

Тема 1.6. Коммуникации в менеджменте

Понятие коммуникации. Элементы процесса коммуникации. Виды коммуникаций. Преграды в коммуникациях. Способы совершенствования коммуникаций.

Литература [1, 2, 3, 4].

Методические указания

Необходимо выучить определения коммуникации и информации, разобраться с соотношением этих понятий. Разобраться с элементами процесса коммуникации. Знать основные виды коммуникаций. Обратить внимание на соответствие между определенными видами преградам в коммуникациях и способами совершенствования коммуникаций.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково соотношения понятий коммуникация и информация?

2. Какие элементы необходимы для осуществления коммуникации?

3. Какие преграды могут затруднять организационные коммуникации?

4. Какие преграды могут затруднять межличностные коммуникации?

5. Какие существуют способы совершенствования организационных коммуникаций?

6. Какие существуют способы совершенствования межличностных коммуникаций?

Тема 1.7 Конфликты в менеджменте

Понятие конфликта. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Модель процесса конфликта. Последствия конфликтов. Методы разрешения конфликтов.

Литература [1, 2, 3, 4].

Методические указания

При изучении данной темы необходимо изучить понятие конфликта. Иметь представление о различных типах конфликтов. Разобраться с основными причинами конфликтов. Изучить модель процесса конфликта. Понимать функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Изучить методы разрешения конфликтов.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие существуют способы классификации конфликтов и какие типы конфликтов можно выделить с их помощью?

2. В чем могут заключаться причины конфликта?

3. Каковы этапы процесса конфликта и каковы варианты его развития?

4. Каковы функциональные последствия конфликта?

5. Каковы дисфункциональные последствия конфликта?

6. Какие существуют структурные методы разрешения конфликтов?

7. Какие существуют межличностные методы разрешения конфликтов?

Тема 1.8. Управленческое решение

Понятие управленческого решения. Управленческая проблема. Виды управленческих решений. Этапы процесса принятия управленческого решения. Методы разработки управленческих решений.

Литература [1, 2, 3, 4].

Методические указания

Необходимо выучить понятие управленческого решения. Знать, в каких случаях возникает управленческая проблема. Разобраться с различными видами управленческих решений. Изучить этапы процесса принятия управленческого решения. Иметь представление о методах разработки управленческих решений.

Вопросы для самоконтроля

1. В каких значениях может применяться термин «управленческое решение»?

2. Какие можно выделить виды управленческих решений?

3. Какие этапы включает в себя процесс принятия управленческого решения?

4. Какие методы могут применяться для разработки управленческих решений?

Тема 2.1. Планирование

Понятие планирования. Планирование и импровизация. Классификация видов планирования. Стратегическое планирование. Миссия. Цели организации. PEST-анализ. SWOT-анализ, SNW-анализ. Стратегические альтернативы. Оперативное планирование.

Литература [1, 2, 3, 4].

Методические указания

При изучении темы необходимо обратить внимание на отличие планирование от импровизации. Знать различные виды планирования. Изучить этапы процесса стратегического планирования. Иметь представление о миссии и целях организации. Уметь осуществлять PEST-анализ. SWOT-анализ и SNW-анализ. Разобраться с возможными стратегическими альтернативами. Иметь представление об оперативном планировании.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение планирования в деятельности менеджера?

2. В чем различие планирования и импровизации?

3. Какие виды планирования можно выделить по степени охвата, по срокам, по сферам функционирования, с точки зрения структуры управления, по возможности изменения планов?

4. Какие этапы включает процесс стратегического планирования?

5. В чем различие миссии и целей организации?

6. В чем заключается методика PEST-анализа?

7. В чем заключается методика SWOT-анализа?

8. В чем заключается методика SNW-анализа?

9. Какие существуют стратегические альтернативы?

10. В чем заключается значение оперативного планирования?

Тема 2.2. Организация

Понятие организации как функции менеджмента. Разделение труда в управлении. Руководители, специалисты, вспомогательный персонал. Основные типы структур управления. Виды связей элементов структуры.

Литература [1, 2, 3, 4].

Методические указания

При изучении темы необходимо обратить внимание на необходимость разделения труда в управлении. Понимать значение руководителей, специалистов и вспомогательного персонала. Знать основные типы структур управления. Иметь представление о связях между элементами структуры управления.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение организации как функции менеджмента?

2. Каково значение разделения труда в управлении?

3. Какие роли в организации играют руководители, специалисты и вспомогательный персонал?

4. Какие связи возможны между элементами организационной структуры?

5. Каковы преимущества линейной структуры управления?

6. Каковы преимущества функциональной структуры управления?

7. Каковы преимущества комбинированной структуры управления?

8. Каковы сферы применения линейно-штабной, дивизиональной, региональной и матричной структур управления?

Тема 2.3. Мотивация

Понятие мотивации как функции менеджмента. Потребности и вознаграждения. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.

Литература [1, 2, 3, 4].

Методические указания

При изучении данной темы необходимо прежде всего разобраться со значением мотивации в управлении организацией. Понимать взаимосвязь потребностей и вознаграждений. Иметь представление о содержательных и процессуальных теориях мотивации.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение мотивации в деятельности менеджера?

2. Какой метод мотивации был самым первым в истории управления?

3. Каково соотношение понятий потребности и вознаграждения?

4. На что влияет степень удовлетворения потребности?

5. Какова основная идея иерархической теории А. Маслоу?

6. В чем заключаются основные положения теории Ф. Герцберга?

7. В чем заключаются основные положения теории Д. МакКлелланда?

8. Какова основная идея теории ожиданий?

9. Какова основная идея теории справедливости?

10. Какова основная идея теории Портера-Лоулера?

Тема 2.4. Контроль

Понятие контроля как функции менеджмента. Предварительный контроль. Текущий контроль. Заключительный контроль. Этапы процесса контроля. Характеристики эффективного контроля.

Литература [1, 2, 3, 4].

Методические указания

При изучении темы необходимо разобраться со значением контроля в управлении организацией. Понимать содержание и значение предварительного, текущего и заключительного контроля. Изучить этапы процесса контроля. Знать характеристики эффективного контроля.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение контроля в деятельности менеджера?

2. Какие существуют виды контроля?

3. В чем заключается смысл и содержание предварительного контроля?

4. В чем заключается смысл и содержание текущего контроля?

5. В чем заключается смысл и содержание заключительного контроля?

6. Каковы этапы процесса контроля?

7. Каково значение установления стандартов?

8. Каковы последствия установления слишком маленького и слишком большого масштаба отклонений при измерениях?

9. Какие характеристики присущи эффективному контролю?

Тема 2.5. Руководство, лидерство, власть

Руководство, влияние, лидерство. Власть и властные полномочия. Формы власти. Стили руководства.

Литература [1, 2, 3, 4].

Методические указания

При изучении темы необходимо разобраться с соотношением понятий руководства, влияния и лидерства. Понимать взаимосвязь власти и властных полномочий. Иметь представление о различных формах власти. Разобраться с преимуществами и недостатками различных стилей руководства.

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся понятия руководство, влияние, лидерство, власть?

2. На чем основаны различные формы власти?

3. Какие существуют виды демократического стиля руководства?

4. Какие существуют виды авторитарного стиля руководства?

5. Какие преимущества и недостатки присущи авторитарному стилю руководства?

6. Какие преимущества и недостатки присущи демократическому стилю руководства?

Тема 2.6 Управление кадрами, деятельностью коллектива

Понятие и структура персонала. Отбор, адаптация, оценка и развитие персонала. Управление деловой карьерой.

Литература [1, 2, 3, 4].

Методические указания

Необходимо выучить понятие персонала, иметь представление о его структуре. Иметь четкое понимание значения и содержания процедур отбора, адаптации и оценки персонала. Иметь представление о понятии, целях, этапах, методах управления карьерой.

Вопросы для самоконтроля

1. Какими показателями характеризуется персонал предприятия?

2. Какие группы персонала можно выделить в его структуре?

3. Каково значение и содержание процедур отбора, адаптации и оценки персонала?

4. Какие этапы можно выделить в деловой карьере?

5. Какие методы применяются для управления деловой карьерой?