Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: К выполнению курсовой работы по дисциплине «Микроэкономика» для студентов II курса очной формы обучения по специальностям 080507 «Менеджмент организации» и080116 «Математические методы в экономике» Воскресенск 2007 г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(филиал в г. Воскресенске)

Кафедра менеджмента

Методические указания

к выполнению курсовой работы по дисциплине

«Микроэкономика»

для студентов II курса очной формы обучения

по специальностям 080507 «Менеджмент организации»

и 080116 «Математические методы в экономике»

Воскресенск 2007 г.

Составители: к.т.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента

Ольга Анатольевна Белимова

ст. преподаватель кафедры менеджмента

Светлана Владимировна Дмитриева

Ответственный редактор: зав. кафедрой менеджмента,

заслуженный экономист Московской области О.А. Белимова

Ответственный за выпуск: зам. директора по учебно-методической работе филиала МГОУ в г. Воскресенске А.А. Петрухин

Данные методические указания подготовлены для выполнения курсовой работы студентами дневного отделения по дисциплине «Микроэкономика» и разработаны в соответствии с Государственными образовательными стандартами Министерства образования РФ по специальностям 080507 «Менеджмент организации» и 080116 «Математические методы в экономике», учебными планами и сформированными программами курса по изучаемому предмету.

Структура и содержание методических указаний представлены согласно «Общих требований к разработке указаний (рекомендаций) для студентов всех специальностей по написанию рефератов, выполнению контрольных, курсовых работ и проектов», разработанных в филиале МГОУ в г. Воскресенске (авторы: А.Н. Баринов, О.А. Белимова, М.И. Горидько, - В.: Издательский дом «Лира», 2002 г.).

Обсуждена на заседании кафедры (протокол №10 от 3 апреля 2007 г.)

Компьютерный набор: ст. преподаватель кафедры менеджмента

С.В. Дмитриева

Введение

В системе самостоятельной работы студентов по освоению отдельных дисциплин важное место отводится курсовому проектированию, к которому относится выполнение курсовой работы . В соответствии с действующими учебными планами курсовые работы обязательны для всех специальностей высших учебных заведений и предусматриваются, как правило, по основополагающим (общепрофессиональным и специальным) дисциплинам, к которым относится «Экономическая теория». Учитывая это обстоятельство, данная дисциплина внесена в перечень предметов, рекомендованных для государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации».

Учебная дисциплина «Микроэкономика» является одним из важных разделов экономической теории.

Микроэкономика (от греч. «микро», что значит «маленький») рассматривает экономические явления (производство, предложение, спрос, потребление и др.) в свете законов хозяйственной деятельности первичных ячеек экономики (фирм, потребителей, наёмных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных предпринимателей. Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне этих ячеек. Например, показывает, как фирмы распределяют свои ресурсы на разные цели; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать; как потребители принимают решения о покупке товаров и как на их выбор влияют изменения цен и доходов.

«Микроэкономика» изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре её внимания – цены и объёмы производства, потребления конкретных благ, состояния отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями. Решение отдельного экономического агента о методике ценообразования и объёме производства во многом различаются в зависимости от специфики отрасли, в которой он действует. Например, предпринимательский сектор демонстрирует едва ли не бесконечное множество различных рыночных ситуаций. На одном полюсе мы видим единственного производителя, господствующего на рынке; на другом обнаруживаем тысячи фирм, каждая из которых обеспечивает незначительную часть совокупного предложения на конкретном рынке.

Важным аспектом микроэкономической теории является взаимодействие хозяйственных субъектов в процессе образования более крупных структур – рынков конкретных товаров, или как ещё называются, отраслевых рынков (хлеба, одежды, нефти, зерна и т.д.).

Микроэкономику часто называют также теорией цен , хотя она исследует лишь относительные цены , т.е. соотношения цен отдельных товаров, оставляя проблему абсолютного уровня цен макроэкономическому анализу, который иногда называют также теорией национального дохода и занятости. Аллегорически можно сказать, что микроэкономика видит лишь отдельные деревья, не видя за ними леса, тогда как макроэкономика за лесом не различает отдельных деревьев. Можно утверждать следующим образом: макроэкономика изучает факторы, определяющие размеры «общественного пирога», а микроэкономика его состав и распределение.

Естественно, что оба раздела экономической теории важны для экономического образования. Один из виднейших американских экономистов, лауреат Нобелевской премии (1970 г.) Пол Энтони Самуэльсон заметил: «Вы образованы менее чем наполовину, если Вы знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории».

Изучение «Микроэкономики» закладывает основу (фундамент) к последующему образованию студентов высшей школы в экономическом направлении. Поэтому в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования РФ и учебных планах университета по изучаемому разделу экономической теории предусмотрено глубокое изучение необходимого материала.

Основным методом исследования, используемым экономической теорией, является моделирование экономических явлений и процессов , т. е. исследование объектов познания не непосредствен­но, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями и представляются они главным образом в виде формул и графиков .

В микроэкономике используются модели двух типов - оптимизационные и равновесные . При исследовании поведения отдельных экономических аген­тов применяются оптимизационные модели. Поэтому основные рабочие понятия имеют здесь предельный характер : предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предель­ная выручка и т.п.

Второй тип моделей - модели рыночного равновесия. Они используется при исследовании взаимоотношений между экономи­ческими агентами, и играют ведущую роль в микроэкономической теории. Это связано с тем, что субъекты рынка и предприятия могут оптимизировать свое положение, лишь, если им известны все цены на потребляемые ими ресурсы и предлагаемые ими блага.

Равновесные модели даже в период высокой инфляции остаются единственным инструментом, позволяющим выделить в поведении субъектов рынка то, что обусловлено изменением уровня цен и что обусловлено изменениями их соотношений .

Курсовая работа , обычно завершает теоретический курс и является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента под руководством преподавателя, ведущего данную дисциплину.

Цель курсовой работы : систематизировать, закрепить и углубить теоретические знания, практические умения и навыки, полученные в процессе аудиторных занятий для анализа конкретных экономических проблем индивидуальных рынков.

В процессе курсового проектирования при написании курсовой работы студенты учатся работать с разнообразной отечественной и зарубежной литературой, систематизировать собранный материал, обобщать его, анализировать и делать соответствующие экономические выводы. Подготовка курсовой работы предусматривает знание студентами таких дисциплин, как «Экономическая теория», «История экономики», «История экономических учений», «Математический анализ» и др.

По своему содержанию данная курсовая работа относится к практическому типу , т.е. предусматривает не только теоретические основы разрабатываемой темы по определённому варианту, но практическую сторону изучения вопроса, которая должна сопровождаться расчётами, графиками, структурно-логическими схемами, таблицами, кроссвордами или криптограммами.

Поэтому задачами курсовой работы являются :

1. Уяснение сущности рыночного равновесия и равновесия потребителя на основе изучения модели частичного рыночного равновесия и моделирования поведения потребителя;

2. Усвоение теории производства и поведения фирмы в краткосрочном и долговременном периоде и равновесия (оптимума) производителя;

3. Уяснение концепции издержек и дохода фирмы, а также стратегии поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции и «чистой» монополии;

4. Усвоение особенностей рынков факторов производства и проблемы ценообразования на факторы производства.

Все основные разделы курсовой работы являются очень важными для осмысления студентами курса экономической теории в целом и «Микроэкономики» как её составляющей в частности. Каждому студенту предлагается свой вариант работы согласно порядкового номера студента в журнале успеваемости. Поскольку нормативная численность обучающихся по очной форме обучения равняется 25 человек, то эта норма и определяет количество предлагаемых вариантов.

Курсовая работа выполняется одновременно с аудиторным изучением дисциплины «Микроэкономика». Задание на курсовое проектирование выдаётся в третьей декаде семестра.

Руководитель курсовой работы проводит консультации в согласованное время для решения возникающих вопросов и осуществляет контроль за ходом выполнения курсовой работы.

1. Общие требования к курсовой работе

Исходя из основной цели курсового проектирования, студент должен в курсовой работе глубоко и детально изучить рассматриваемую экономическую проблему отраслевого рынка.

Для этого необходимо:

1) ознакомится с предоставленными методическими указаниями, рекомендуемой литературой и курсом лекций по изучаемой дисциплине;

2) обработать теоретический материал и исходные данные, связанные с определённым направлением, применительно к конкретной ситуации;

3) представленный текстовый материал сопровождать оптимизационными и равновесными моделями, структурно-логическими схемами и необходимыми расчётами;

4) изучать текст согласно составленного содержания работы, не загружая его излишними цитатами и высказываниями, не имеющими отношения к теме;

5) курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мнения в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений.

2. Структура, содержание курсовой работы

Курсовая работа по «Микроэкономике» должна содержать как теоретическую часть поставленной в работе проблемы, её оценку, так и расчётно-аналитическую часть, заканчивающуюся конкретными выводами.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список используемой литературы.

Во введении студентом должна быть обоснована актуальность проблем, рассматриваемых в данной работе. В нём должны быть определены предмет и объект исследования, информационное обеспечение, цели и задачи курсовой работы. Введение не должно превышать 3-5 страниц рукописного текста или 2-3 страницы машинописного текста.

В основной части представляются теоретическое и практическое решение поставленных во введении задач. Рекомендуются следующие этапы решения поставленных задач, которые являются одновременно разделами основной части курсовой работы:

В первом разделе должна быть отражена теория потребления, рыночной спрос и потребительский выбор.

Во втором разделе – теория производства фирмы, конкуренция и предложение товаров на рынке.

В третьем разделе необходимо охарактеризовать издержки производства и рыночное поведение фирмы.

Четвёртый раздел посвящён факторным рынкам и распределению доходов.

В заключении - индивидуально формируются конкретные выводы на основе теоретического материала, научных высказываний знаменитых учёных, построенных математических моделей экономических явлений и процессов. По объёму заключение должно состоять из 3-5 страниц рукописного текста или 2-3 машинописного текста.

Список используемой литературы содержит наименования тех источников, которые студент использовал при написании курсовой работы и, на которые имеются ссылки в тексте. Список литературы составляется в следующем порядке: специальная литература в алфавитном порядке авторов, а при отсутствии последних – по первой букве названия. По каждому источнику указывается в обязательном порядке автор, название работы, место издания, наименование издательства, год издания и объём в страницах.

3. Методические указания по выполнению разделов основной части курсовой работы

Содержание разделов должно быть представлено следующим образом:

Раздел I .

ТЕОРИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ. РЫНОЧНЫЙ СПРОС И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР

Теория потребления (спроса) исходит из того, что цель каждого потребителя – максимизация полезности , т. е. собственного благополучия. Другими словами, каждый покупатель (потребитель) стремится приобрести на свой доход (бюджет) такой набор благ и в таком количественном соотношении, чтобы в наиболее полной мере удовлетворить свои потребности (запросы).

Поэтому главная задача, или цель, теории потребления (спроса) в раскрытии способов максимизации степени удовлетворения потребителями своих запросов, т.е. выигрыша от покупки.

В этой связи встаёт проблема потребительского выбора (рационального) и факторов, влияющих на него. Такими факторами являются потребительские предпочтения, а также величина дохода и цены товаров.

В теоретическом изложении необходимо отметить индивидуальный спрос потребителя и рыночный спрос; факторы потребительского поведения; рациональность потребительского выбора и его критерий изменения цен, и потребительское поведение и т.д.

В приложении 1 представлены вопросы, на которые студенты должны ответить согласно закреплённому варианту.

Основным источником данных для выполнения практического задания по Разделу 1 является Приложение 2, где по вариантам приведены шкалы спроса и предложения на пшеницу. Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо :

1. Добавить к таблице и заполнить графы «Избыточный спрос», «Избыточное предложение», «Объём продаж», «Суммарная выручка всех продавцов» и отметить строчку, соответствующую положению равновесия на рынке;

2. По полученным данным построить график рыночного равновесия с обозначением точки равновесия (Е);

3. Проанализировать график и сформулировать ответы на следующие вопросы:

3.1. Какой экономический смысл имеет пересечение кривых рыночного спроса и рыночного предложения в точке рыночного равновесия?

3.2. Какова экономическая интерпретация ситуации падения рыночной цены на товар (при прочих равных условиях)? Отобразите данную ситуацию на графике.

3.3. Какова экономическая ситуация увеличения рыночной цены на товар (при прочих равных условиях)? Отобразите данную ситуацию на графике.

3.4. На каком уровне установится новая цена равновесия (выше или ниже) цены равновесия, отображённой на вашем графике, если (при прочих равных условиях) произойдёт рост доходов потребителей?

3.5. Как изменится спрос на пшеницу, если увеличится цена на рожь?

3.6. Определите по полученным данным вашей таблицы коэффициент эластичности спроса по цене и коэффициент эластичности предложения по цене, сделайте выводы.

Раздел II .

ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ. КОНКУРЕНЦИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРОВ НА РЫНКЕ

Понятие «производство» в обыденном сознании ассоциируется обычно с процессом изготовления, создания определённых осязаемых или материальных благ. Однако в экономической науке оно имеет более широкое, универсальное содержание. Экономисты называют производством любую деятельность по использованию естественных ресурсов, включая ресурсы самого человека для получения как осязаемых, так и неосязаемых («нематериальных») благ.

Теория производства изучает, прежде всего, соотношение между количеством применяемых ресурсов и объёмом выпуска. Методологически теория производства во многом симметрична теории потребления с тем, однако, отличием, что основные её категории имеют объективную природу и могут быть квантифицированы, т.е. измерены в определённых единицах меры.

Процесс производства - решающий фактор, обеспечивающий рыночное предложение благ и его динамику. Производственный процесс в условиях рыночной экономики реализуется коммерческой фирмой. Фирма – это коммерческая организация, которая, используя факторы производства, производит товары и услуги и продаёт их с целью получения прибыли. Любая фирма, независимо от её организационно-правовой формы, выпускает ту или иную продукцию. В производстве продукта используются различные факторы производства – труд, земля, капитал и предпринимательские способности. В теории производства традиционно используется двухфакторная производственная функция, характеризующая зависимость между максимально возможным объёмом выпуска и количеством применяемых ресурсов труда и капитала. Это объясняется не только удобством графического отображения, но и тем, что удельный расход материалов во многих случаях слабо зависит от объёма выпуска, а такой фактор, как производственные площади, обычно рассматривается вместе с капиталом. В приложении 3 даны вопросы, на которые необходимо ответить согласно варианту с целью закрепления теоретического материала по данному разделу.

Графически каждый способ производства может быть представлен точкой, координаты которой характеризуют минимально необходимые для производства данного объёма выпуска количества ресурсов.

В этом случае производственная функция выделяется линией равного выпуска или изоквантой, подобно тому, как в теории потребления кривая безразличия характеризует один и тот же уровень удовлетворения, или полезности различных комбинаций потребительских благ.

Одной из важных черт рынка является конкуренция между фирмами - производителями товаров и услуг. И отдельные отрасли относятся к разным типам рыночных структур. Для их характеристики и выявления особенностей каждому студенту необходимо в теоретической части курсовой работы построить модели рынка и виды конкурентной борьбы, сведя их в следующую таблицу; графы которой заполняются самостоятельно.

Характерные черты

Модели рынка

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

1

2

3

4

5

Число фирм

Тип продукции

Контроль над ценами

Доступность информации

Условия вступления в отрасль

Неценовая конкуренция

Примеры

Практическое задание данного раздела состоит в определении оптимального объёма производства предприятия, максимизирующего прибыль. При выполнении каждого варианта необходимо учитывать, что предприятие находится в условиях совершенной конкуренции. Цена установилась на уровне 10 тыс. руб. Используя маржинальный (предельный) анализ, необходимо определить, какой объём производства выберет предприятие.

Справочно: Маржинальный, или предельный анализ : решение о том, производить ли дополнительную единицу продукции, следует принимать, сравнивая дополнительные затраты и дополнительные выгоды. При наилучшем соотношении выгод и затрат предельные выгоды равны предельным затратам. Максимум прибыли достигается при MR=MC

Исходные данные о зависимости общих затрат от выпуска продукции приведены в Приложении 4 .

Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо :

1. Добавить к таблице и заполнить графы «Маржинальная выручка (MR)», «Маржинальная прибыль (MP)», «Маржинальные затраты (MC)», и отметить строчку соответствующую оптимальному объёму производства.

2. Отобразить ситуацию графически.

Раздел III .

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (СТРАТЕГИЯ) ФИРМЫ

Издержки (затраты) – одно из основных экономических понятий. Любой человек может получить какое либо экономическое благо, отказав себе в получении другого экономического блага. Это объясняется тем, что все экономические ресурсы ограничены. Проблема издержек занимает центральное место и в практике рыночного хозяйствования, так как именно в зависимости от величины издержек определяется конкурентное предложение на рынке. Лишь на основе понимания структуры и механизма формирования издержек становится возможным обоснование эффективных путей и методов их сокращения, а тем самым – достижение наибольшей отдачи от экономических ресурсов.

Понятие затрат обычно ассоциируется с определёнными потерями, жертвами, которые приходится нести для получения некоторых полезных результатов. Эти потери могут быть весьма разнообразны. Они могут быть осязаемыми и неосязаемыми, объективными и субъективными, денежными и физическими. Кроме того, полезные результаты и понесённые во имя их достижения затраты могут распределяться между субъектами экономических отношений по-разному. Полезный результат может оказаться в руках одних, тогда как потери, которые связаны с его получением, или хотя бы часть их, выпадут на долю других. Поэтому понятие «издержки» является не таким простым, как кажется на первый взгляд.

Существуют различные концепции издержек, как и разные способы определения их величин. Между тем ни одна фирма не может рационально осуществлять свою деятельность, не прибегая к исчислению издержек. Да и любой человек обычно рассчитывает, во что ему обойдётся приобретение того или иного товара или услуги.

Какие бывают издержки? Что отличает их друг от друга? Как фирма формирует и минимизирует издержки? Ответы на эти и другие вопросы, относящиеся к данному разделу, студенты формируют на основе Приложения 5.

Практическое задание данного раздела состоит в определении издержек фирмы и их графического отображения. В приложении 6 представлена зависимость общих затрат фирмы от выпуска продукции. При выполнении каждого варианта необходимо учесть, что постоянные затраты фирмы составляют 100 руб.

Для того чтобы выполнить данное практическое задание необходимо :

1. Рассчитать переменные (VC), средние общие (ATC), средние постоянные (AFC) и средние переменные издержки (AVC). Все данные необходимо свести в таблицу .

2. Изобразить графически средние общие (ATC), средние постоянные (AFC) и средние переменные издержки (AVC). Дать полученному графику экономическое обоснование.

Раздел IV .

ФАКТОРНЫЕ РЫНКИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

Факторами производства (от лат. factor – делающий, производящий) или иначе, производственными ресурсами (от франц. resource – возможность, средство, способ), называют блага естественного и искусственного происхождения, используемые для производства (создания) необходимых людям конечных товаров и услуг.

Факторы производства не менее многочисленны и разнообразны, чем конечные потребительские товары. Тем не менее, в конце XVIII – начале XIX вв. Сложилось разделение факторов производства на четыре агрегированных класса: земля, труд, капитал, предпринимательские способности . Этим четырём агрегированным факторам были поставлены в соответствие различные типы доходов, получаемых их владельцами: рента, заработная плата, процент и прибыль .

Эта классификация доходов, получившая наименование функциональной (или факторной), сложилась в Англии, где тогда существовало совершенное разделение собственности: земля принадлежала лендлордам, сдающим её в аренду, носителями труда были наемные рабочие, предприятия принадлежали предпринимателям, а финансовые ресурсы – капиталистам.

Отсюда тот интерес, который проявляли многие английские экономисты – классики (например, Д. Риккардо) к проблемам функционального, а в условиях Англии начала XIX века социального, или классового, распределения доходов. В других странах, где разделение собственности на факторы производства не было столь совершенным, как в Англии (США, Россия) такая четырёхчленная система распределения доходов не имела важного значения.

В современном мире, где распределение собственности утратило былое «совершенство», агрегирование факторов не имеет значения, и на первое место вышло противоположение капитала как универсального источника дохода, самому доходу как результату производительного использования капитала. Теперь все источники услуг факторов производства представляют как капитал (личный и общенациональный).

В этом смысле к капиталу относят и производственное оборудование, и землю с её полезными свойствами, и человеческие способности, квалификацию и навыки, как источники его способности к труду. Сноска [1]

В российской экономике рынки факторов производства подчиняются тем же закономерностям, что и рынки товаров и услуг. Спрос на факторы производства является производным от спроса на товары и услуги, которые производятся при помощи данных факторов. Каждый из факторов оказывает определённые услуги. Величина цены этих услуг представляет собой доход собственника фактора производства.

При исследовании рынков ресурсов центральным пунктом анализа является проблема ценообразования на факторы производства. Это объясняется рядом обстоятельств: во-первых, цены на ресурсы – основной фактор, влияющий на доходы их владельцев; во-вторых, цены на ресурсы регулируют их распределение между различными отраслями и фирмами; в-третьих, от цен на ресурсы зависят издержки производства фирм; в-четвёртых, в прямой зависимости от цен на указанные четыре группы ресурсов находится распределение богатства в обществе между наёмными работниками, владельцами земли, собственниками капитала, предпринимателями.

Проверить знания теоретических основ этого раздела студентам поможет перечень вопросов к разделу IV, изложенный в Приложении 7 .

Практическое задание данного раздела состоит из кроссворда, приведённого в Приложении 8 , и является единым для всех вариантов работ. Кроссворд составлен по каждому фактору производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности).

4.Оформление курсовой работы и порядок её защиты.

Курсовая работа может быть написана от руки достаточно разборчивым подчерком или выполнена в компьютерном варианте. На каждом листе необходимо оставлять поля: левое - не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

При написании курсовой работы используется бумага стандартного формата А 4 на одной стороне рукописного или текста, набранного на компьютере.

Следует соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений и сокращений слов, мер веса и длины. Другие сокращения не допускаются. Все страницы должны быть пронумерованы.

Текст, набранный на компьютере, должен быть со шрифтом №12, 14 с полуторным интервалом или одинарным. Таблицы, рисунки, схемы должны иметь названия и соответствующий номер.

Курсовая работа представляется в университет в установленные преподавателем сроки, регистрируется на кафедре менеджмента у лаборанта и направляется на проверку. Это необходимое условие для того, чтобы в соответ­ствии с рецензией организовать переработку темы и подготовиться к защите курсо­вой работы. Студент защищает курсовую работу до экзамена перед комиссией, состоящей из преподавателя – рецензента и преподавателя кафедры менеджмента.

Срок сдачи курсовой работы на проверку установлен не позднее, чем за две недели до защиты курсовой работы. Студент, не предоставивший в установленные сроки готовую курсовую работу, или на защитивший её в срок, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по дисциплине.

Преподаватель после проверки курсовой работы даёт рецензию на неё, где указывает полноту изложенного материала, качество и точность расчётной, графической части, степень самостоятельности выполнения работы, умение делать экономические выводы по выполненным расчётам.

Курсовая работа, не отвечающая требованиям методических указаний и заданию, не допускается к защите и возвращается на доработку. В этом случае работа выполняется повторно и вновь предоставляется на проверку преподавателю по установленной схеме с приложением первоначальной рецензии.

Курсовая работа, допущенная с замечаниями, направляется студентам для работы над замечаниями.

Окончательная оценка курсовой работы выставляется преподавателем после её защиты на титульном листе работы.

Назначение рецензии. Главное назначение рецензии - оказать помощь студенту в самостоятельной ра­боте над курсом экономической теории, дать конкретные методические советы по устранению недочетов, по дальнейшему углублению знаний. Студенту следует вни­мательно прочитать рецензию, чтобы посмотреть на свою работу критическим взглядом специалиста, обдумать все замечания по содержанию и оформлению рабо­ты, стилю, грамотности изложения, ознакомиться с записями на полях работы.

Чтобы студент мог иметь полную характеристику своей курсовой работы, в ре­цензии должно отражаться:

- общая характеристика работы и ее положительные стороны;

- указание на степень самостоятельности работы;

- анализ недостатков и пробелов с точки зрения структуры, содержания, освещения тех или иных положений, использования статистических и фактических данных, оформления;

- конкретные рекомендации с указанием источников по устранению замечаний и подготовке к защите курсовой работы студентом.

Таким образом, аргументом в подготовке к защите курсовой работы является рецензия научного руководителя, а также постраничные замечания (если они име­ются в тексте работы). В рецензии на курсовую работу может не содержаться окон­чательная оценка. В ней может быть предварительная оценка в форме вывода: «Ра­бота допускается к защите» или «Работа не допускается к защите».

Работа не допускается к защите, если она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или у других авторов, если основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно, в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно.

Если в рецензии имеются замечания, которые неясны студенту или, на его взгляд, неправомерны, необходимо с помощью рецензента уяснить суть замечаний, а в ходе защиты курсовой работы привести дополнительные доказательства для обоснова­ния своей позиции. При наличии ошибок в работе, студенту следует уяснить суть своих ошибок, а затем исправить их. Очень важно обратить внимание на пожелания и рекомендации рецензента, изучить дополнительные источники, указанные рецен­зентом.

Таким образом, подготовка к защите курсовой работы включает устранение ошибок и недостатков, изучение дополнительных источников, указанных в рецен­зии, осмысление написанного в работе, готовность объяснить любые приведенные в работе положения.

В ходе защиты курсовой работы задача студента - показать углубленное пони­мание вопросов конкретной темы, хорошее владение материалом по теме.

Защита и оценка курсовой работы - это подведение итогов самостоятельной ра­боты студента и получение права допуска к экзамену по экономической теории.

Не засчитываются курсовые работы, оказавшиеся идентичными по своему содержанию, причем, обе работы аннулируются, а их авторам выдаются новые темы. Не могут быть засчитаны курсовые работы, копированные с образцов компьютерных обучающих программ, из сети «Интернет», и т. п. В случаях сомнений преподавателя в подлинном авторстве, он праве от студента потребовать черновой вариант курсовой работы.

5. Рекомендуемая литература.

1.Борисов А.В. БОЛЬШОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ- М.: Книжный мир, 1999.-895 с.

2.Борисов Е.Ф. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: Учебное пособие. Курс лекций. Для студентов высших учебных заведений. 2-е издание, переработанное и дополненное М.: Юрайт, 1999.-384 с.

3. Гальперин В. М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. «Микроэкономика», под. Общей редакцией В.М. Гальперина. Изд. «Экономическая школа».Санкт-Петербургский Государственный Университет экономики и финансов. 2002 в 2 томах.

4.Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. Посоие_М.: Финансы и статистика, 2002.-400 с.

5.Основы экономической теории. Учеб. Пособие/од ред. Камаева В.Д. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 284 с., ил.

6.Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика): Учебник для Вузов /Под Ред. Д.В.Валового. Изд. 2-е.-М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»,2000.-408с.

7. Носова С. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 864 с.

8.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов.-М.:Издательская группа НОРМА-ИНФРА .М,1999.-456с.

9.Учебное пособие под редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. Курс экономической теории. Кировская областная типография.2000.-385с.

10.Хрестоматия по экономической теории (сост. Е.Ф. Борисов.-М.:Юристъ,2000.-563с.)

11.Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. Учеб. заведений. / Под ред. В.Д. Камаева.- 6-е изд., перераб. и доп.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-640с.:ил.

12.Экономическая теория: Учебник для студ. Вузов / Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев.- 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-640с.:ил.

6. Приложения

Приложение 1

Список вопросов по Разделу I

Теория потребления. Рыночный спрос и потребительский выбор

1. В чём смысл и назначение потребительского поведения?

2. Как соотносится индивидуальный и рыночный спрос? Объясните, почему объём спроса зависит от предельной полезности?

3. Почему вода, обладая высокой полезностью, имеет низкую цену, а алмазы, менее полезны для человека, - высокую цену?

4. При каком условии потребительский выбор считается рациональным?

5. В чём смысл первого и второго законов Госсена?

6. Как полезность блага связана с его редкостью? Можно ли измерить полезность?

7. Что Вы понимаете под термином «предельная полезность?» Может ли предельная полезность принимать отрицательное значение?

8. Чем, по-вашему, объясняется сходство кривой предельной полезности и кривой рыночного спроса? Может ли кривая рыночного спроса иметь положительный наклон?

9. Каков экономический смысл кривой безразличия? Что означает отрицательный наклон кривой безразличия и ее выпуклость по отношению к началу координат? Что означают кривые безразличия, расположенные выше или ниже заданной (анализируемой) кривой безразличие?

10. Каков экономический смысл линии бюджетного ограничения? Чем определятся ее наклон? Как изменится бюджетная линия, если изменится доход потребителя и цена на товар?

11. Чем отличается разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замещения по Дж. Хиксу Е. Слуцкому?

12. В чем экономический смысл кривой индивидуального потребления Энгеля?

13. Что лежит в основе спроса покупателя на какой-либо товар? Какие факторы, и каким образом оказывает влияние на спрос?

14. Что представляет собой цена товара с точки зрения микроэкономического анализа?

15. Существуют ли исключения из закона спроса, и какой характер они носят?

16. Как Вы понимаете, утверждение о том, что цена предложение товара отражает издержки его производства? Обоснуйте.

17. В чем заключается экономический смысл обратного наклона кривой предложения?

18. В чем сущность рыночного равновесия? Чем отличается равновесие по Л.Вальрасу от равновесия по А.Маршалу?

19. С какой целью государство вмешивается в рыночный процесс? Какие эффекты возникают в случае административного установления цен ниже или выше равновесных?

20. Что происходит с рыночным равновесием в случае введения товарного налога? Кому достается ценовая разница от введения товарного налога? Обоснуйте свой ответ.

21. В чем сущность излишка потребителя? Каковы были бы последствия для потребителя, если бы он приобрел товар по той цене, которую готов заплатить?

22. Что показывает излишек производителя? Чем определяется его размер?

23. Какое влияние оказывает инфляция на рыночное равновесие?

24. Влияет ли фактор времени на рыночное равновесие? Почему в текущем и краткосрочном периодах изменение спроса ведет к изменению цены товара, а в долгосрочном наблюдается, прежде всего, изменения в объёмах предложения?

25. В чем состоит экономический смысл стабильности равновесия?

Приложение 2

Шкалы спроса и предложения на пшеницу

Варианты

Показатели

Цена, у.е. за 1 т

Величина спроса, т

Величина предложения, т

1

2

3

4


1

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

210

180

140

80

40

30

20

10

30

55

80

100

130

160

2

3

3,5

4

4,5

5

5,5

6

350

290

260

240

180

90

30

10

30

55

80

180

210

250

3

1,5

1,8

2,3

2,6

3

3,2

3,6

600

560

520

470

390

260

230

200

360

410

470

490

520

560

4

1,5

1,8

2,3

2,6

3

3,2

3,6

630

560

520

470

390

260

230

200

360

410

470

510

600

610

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

150

180

210

240

260

280

310

1100

940

870

750

680

550

460

580

670

720

750

780

800

840

6

35

40

45

50

55

60

65

620

600

590

540

500

460

440

220

280

360

470

500

540

580

7

10

14

18

21

26

30

34

120

85

73

68

57

54

50

39

43

54

68

72

85

100

8

11

32

45

52

59

64

68

530

510

480

430

370

320

290

320

380

400

430

470

520

530

9

34

45

55

58

64

69

74

320

300

280

250

210

190

170

190

200

220

240

260

280

300

Продолжение таблицы

1

2

3

4


10

1

2

3

4

5

6

7

160

130

110

80

60

40

20

10

30

55

80

100

130

160


11

7

8

9

10

11

12

13

120

100

80

50

30

20

10

10

20

30

50

80

100

120

12

60

70

80

90

100

110

120

560

520

480

430

390

370

340

200

230

330

350

380

400

420

13

22

23

24

25

26

27

28

660

640

600

570

540

510

460

460

510

540

570

580

620

640

14

10

20

30

40

50

60

70

890

800

770

710

650

610

580

320

410

480

590

650

670

720

Продолжение таблицы

1

2

3

4

15

22

23

24

25

26

27

28

110

100

90

70

50

30

10

50

60

65

70

80

85

90

16

120

140

160

180

200

220

240

1000

800

600

500

300

200

100

300

500

600

700

750

800

900

17

15

18

19

23

25

27

30

220

200

190

170

150

130

110

100

150

160

180

195

210

225

18

35

38

42

45

48

50

55

125

123

120

118

110

105

100

90

98

105

118

125

135

140

19

15

17

19

21

24

26

28

550

545

535

520

510

505

495

485

500

505

520

510

525

535

Продолжение таблицы

1

2

3

4

20

120

140

160

180

200

220

240

250

230

215

200

190

180

160

150

180

190

200

210

220

235

21

10

15

20

25

30

35

40

1000

800

600

500

300

200

100

300

500

600

700

750

800

900

22

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

350

290

260

240

180

90

30

40

90

110

130

180

220

280

23

12,5

13

13,5

14

14,5

16

16,5

200

190

175

165

150

145

135

120

135

140

155

160

165

170

24

3

5

10

14

16

18

20

450

430

410

400

390

370

350

300

360

410

420

425

430

440

Продолжение таблицы

1

2

3

4

25

15

25

35

40

45

50

55

900

850

830

810

790

760

740

720

800

820

830

850

870

900

Приложение 3

Список вопросов по Разделу II

Теория производства и поведения фирмы.

Конкуренция и предложение товаров на рынке

1. Как и почему в рыночной экономике появились фирмы? Как соотносятся между собой фирма и рынок?

2. Что такое трансакционные издержки и почему без них в экономике никогда не появились бы фирмы?

3. Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Что такое малое предприятие?

4. Что такое организационно-правовая форма предприятия, и какие правовые формы предпринимательской деятельности существуют в современной мировой экономике?

5. В чем преимущество корпорации по сравнению с другими типами фирм?

6. Какие черты присущи государственному предприятию? Почему возникли государственные предприятия, и какие функции они выполняют в экономике?

7. Что такое производственная организация? Почему результатов анализа, полученных на основе использования производственной функции, недостаточно для принятия решений о дальнейшей деятельности фирмы?

8. Что такое экономия от масштаба и почему она существует?

9. Объясните, почему равновесие производителя достигается в точке касания изокванты и изокосты?

10. Что такое предельная норма технического замещения ресурса, и чем она характеризуется? Проиллюстрируйте свой ответ графически.

11. Объясните, как вы понимаете тезис о том, что совершенно конкурентные рынки эффективны по Парето. Может ли на конкурентных рынках сложиться ситуация Парето-неэффективности?

12. Как соперничают фирмы в условиях совершенной конкуренции, если все они выпускают однородную продукцию? Какая форма конкуренции свойственна совершенно конкурентному рынку?

13. Может ли фирма иметь власть над рынком, не будучи чистым монополистом? Как можно добиться монопольной власти?

14. Всегда ли результатом существования монополии являются более высокие цены и более низкий объем производства по сравнению со свободной конкуренцией?

15. Объясните, в силу каких причин на конкурентном рынке может возникнуть монополия, а на монопольном рынке существовать конкуренция?

16. Объясните, почему горизонтальная кривая спроса конкурентной фирмы совпадает с линиями MR. Докажите, что пересечение кривых MR и МС обеспечивает максимизацию прибыли.

17. Почему кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрицательный наклон? Чему равна MR, когда кривая спроса имеет единоличную эластичность? Ответ объясните.

18. Можно ли рассматривать НТП в качестве основной причины безработицы, мотивируя это утверждение тем, что развитие техники вытесняет живой труд из сферы производства?

19. С помощью анализа изоквант изобразите графически влияние механизации процесса производства и применение улучшенной технологии на предельную норму технологического замещения, экономию факторов производства.

20. Если государство, желая поддержать фермерское хозяйство, установит цену на мясо выше равновесной, как это отобразится на величине общего выигрыша потребителя данного вида продукции. Покажите это графически.

21. Если фирма имеет нулевой объем производства, то будет ли она иметь расходы, связанные с издержками производства? Ответ аргументируйте.

22. Может ли фирма совершенный конкурент влиять на величину своего валового дохода. Если да, то, каким образом? Если нет, то почему?

23. Почему в условиях «чистой» монополии линия спроса и линия предельного дохода не совпадают, как в условиях совершенной конкуренции?

24. «Зачем монополист прибегает к снижению цен? Ведь он, если он действительно монополист, заинтересован в максимально высокой цене?!». Ответьте на этот вопрос.

25. Какая зависимость существует между эластичностью спроса на продукцию фирмы и степенью ее монопольной власти.

Приложение 4

Зависимость общих затрат от выпуска продукции

Варианты

1

2

3

4

5

6

Выпуск

(шт.)

Общие затраты

(т. руб.)

Общие затраты

(т. руб.)

Общие затраты

(т. руб.)

Общие затраты

(т. руб.)

Общие затраты

(т. руб.)

Общие затраты

(т. руб.)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

60

66

73,28

80,69

86

90,12

93,33

102

113,13

125

138,6

50

53,33

59

66

73,33

80,89

89

104

120,02

139

160,16

30

33

36,25

40,35

45

50,34

57,94

69

81,31

95,12

110

10

17

25,05

34

45,03

57

68,98

81,62

95

110

126,36

8

8,98

13,21

19

26,83

36

46

59

73,62

89

105,05

1

3,33

6,67

10

17,31

25,55

37,01

49

62,22

76,23

91,1

Варианты

7

8

9

10

11

12

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

21,01

25

28,42

32,99

38,08

47,77

59,09

73

88,88

105,99

129

40,05

43,33

48,88

56,66

67,77

79

91

103,03

118

134,44

155,55

70

75

81,01

89

97

105,35

116

127,88

140,01

152,32

166

80

86,56

94

103,33

115

129,09

147

165

185,25

210

240,5

88,32

94

100,98

108,34

117

128

140,73

154,04

168

183,71

200

6

10,02

15,55

21

27,16

35

43

55

68,85

83

98


Продолжение таблицы

Варианты

13

14

15

16

17

18

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

33

38,21

45

51,96

59,99

69,54

80

91,69

104

117,15

131,85

45

52,45

60

68,02

77,93

88

99

110,75

123,81

138,88

155

15

20,22

26,66

34,64

43,33

53

63,33

75

88,88

103

119,95

15

20,22

26,66

34,64

43,33

53

63,33

75

88,88

103

119,95

62,22

67

72,66

79,04

87

96

106

117

129,99

143

156,66

75

79,59

85

92,22

100

110

122,22

136

150,55

167

184,44

Варианты

19

20