Главная              Рефераты - Разное

Схема территориального планирования майкопского района республики адыгея - реферат

Общество с ограниченной ответственностью

«Донской градостроительный центр»

(ООО «ДГЦ»)

Арх.№______________

Заказ: 1-2007

Заказчик:

Администрация

Майкопского района

Республики Адыгея

СХЕМА

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

МАЙКОПСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Раздел I. ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ ПРОЕКТА СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ .

Том 1 . ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

Том 2. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ И УКАЗАНИЯ НА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

Директор

ООО «ДГЦ» Н.И.Жиленкова

Ростов-на-Дону

2009г.

Содержание:

Содержание: 2

Введение. 4

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. 10

II. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ. 13

1. Административное деление района. 13

2. Пространственная система. 24

Межселенное культурно-бытовое обслуживание. 28

Функциональное зонирование. 29

Зоны с особыми условиями использования территорий. 37

Землепользование. 40

3. Демография и трудовые ресурсы. 44

Прогноз развития демографической ситуации района. 44

4. Экономика района. 46

Общий анализ состояния экономики. 46

5. Промышленность. 46

6. Сельское хозяйство. 48

7. Социальная сфера. 50

Уровень и качество жизни населения. 50

Здравоохранение. 51

Образование. 52

Физкультура и спорт. 54

Культура, молодёжная политика и социальная защита населения. 55

8. Жилищный фонд. 57

9. Историко-культурное наследие. 61

10. Туристско-рекреационный комплекс. 65

11. Транспортный комплекс. 75

Автомобильный транспорт и дорожный комплекс. 75

Безопасность движения. 78

12. Инженерная инфраструктура. 79

Водоснабжение. 79

Водоотведение. 85

Электроснабжение. 89

Газоснабжение. 93

Теплоснабжение. 94

Связь. 95

Санитарная очистка территории. 96

Инженерная защита территории. 99

Пожарная безопасность. 100

13. Охрана окружающей среды. 101

Опасные экзогенные геологические процессы. 101

Воздушный бассейн. 101

Водные ресурсы. 102

Сельскохозяйственные земли. 102

Развитие особо охраняемых природных территорий. 102

14 Последовательность выполнения мероприятий по территориальному планированию. 105

Введение .

Схема территориального планирования Майкопского района Республики Адыгея разрабатывается Обществом с ограниченной ответственностью «Донской градостроительный центр» в соответствии с муниципальным контрактом № 1-2007.

Предыдущая работа, сходная по своим задачам, - схема районной планировки Республики Адыгея – была выполнена в 1979 г. институтом «Гипрогор» (Москва).

Основанием для разработки настоящей схемы послужили:

· положения статьи 9 Градостроительного кодекса РФ (ФЗ-190 от 29.12.2004 г.);

· Программа градостроительного развития Республики Адыгея.

Для настоящей схемы территориального планирования Майкопского района Республики Адыгея установлены следующие этапы проектирования:

· Исходный год 2007 г.

· Первая очередь реализации схемы 2012 г.

· Расчётный срок 2017 г.

В составе схемы также даны предложения на отдалённую перспективу – до 2027 г.

Территориальное планирование – это планирование развития территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов федерации, муниципальных образований.

Целью данного проекта является пространственная организация территории Майкопского района Республики Адыгея в соответствии с поставленными стратегическими целями – устойчивое развитие территории до 2017 года.

Для обеспечения устойчивого развития территории необходима стратегическая ориентация на решение следующих задач:

· обеспечение существенного прогресса в развитии основных секторов экономики Майкопского района Республики Адыгея;

· повышение инвестиционной привлекательности территорий;

· повышение уровня жизни и условий проживания населения;

· развитие социальной сферы: доступное образование, современное медицинское обслуживание, новое жилищное строительство и реконструкция фонда;

· модернизация и развитие транспортной и инженерной инфраструктур, современных средств связи;

· экологическая безопасность, сохранение и рациональное развитие природных ресурсов;

· охрана объектов культурного наследия;

· развитие сферы отдыха и туризма.

Схема территориального планирования Майкопского района Республики Адыгея разрабатывалась в соответствии с решениями Схемы территориального планирования Республики Адыгея, разработанной в 2007 году НКП НПО «ЮРГЦ» (г. Ростов-на-Дону), а также в увязке с материалами Схемы территориального планирования Краснодарского края, разработанной в 2007 году институтом «Гипрогор» (г. Москва).

При подготовке проекта схемы территориального планирования Майкопского района Республики Адыгея использовались отчётные и аналитические материалы территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея, фондовые материалы отдельных органов государственного управления Республики Адыгея, прочих организаций, данные, предоставленные администрацией Майкопского района, данные собственных исследований состояния окружающей среды территории, проведённых сотрудниками ООО «ДГЦ» совместно с НПП «Экологическая лаборатория», прочие источники.

Показатели развития хозяйства, заложенные в проекте, не являются самостоятельной разработкой схемы, а обобщают прогнозы, предложения, и плановые намётки различных организаций. Проект Схемы не является директивным документом по развитию района, но представляет собой модель развития событий по различным сценариям.

Руководитель проекта - заслуженный архитектор РФ Ю.Н. Трухачёв, главный архитектор проекта – Е.Ю. Батунова.

Социально-экономические разделы проекта подготовлены ООО «Региональный градостроительный центр», Республика Адыгея, г. Майкоп.

Экологические разделы подготовлены НПП «Экологическая лаборатория», г. Ростов-на-Дону.

Существенную помощь при подготовке проекта оказал Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству.

Содержание и состав работы определяется положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, заданием на проектирование.

В ходе работы сотрудниками ООО «ДГЦ» было проведено натурное обследование территории и рабочие встречи представителями администрации района. В ходе встреч обсуждались намерения администрации по развитию инфраструктуры, перспективы социально-экономического развития территорий.

Настоящая работа подразделяется на два крупных блока – утверждаемую часть и материалы по обоснованию.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА СХЕМЫ ТЕРРИТИОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

№ п/п

Наименование раздела

гриф

инв. №

Примечание

Положение о территориальном планировании:

1

Раздел I. Цели и задачи территориального планирования.

н/с

2

Раздел II. Мероприятия по территориальному планированию.

н/с

Графические материалы схемы территориального планирования:

3

Схема 1. Границы поселений, входящих в состав муниципального района.

н/с

М 1:50 000

4

Схема 2. Границы земель различных категорий.

н/с

М 1:50 000

5

Схема 3. Границы территорий объектов культурного наследия.

н/с

М 1:50 000

6

Схема 4. Границы зон с особыми условиями использования территорий.

н/с

М 1:50 000

7

Схема 5. Границы территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

М 1:50 000

8

Схема 6. Размещение объектов капитального строительства местного значения.

н/с

М 1:50 000

Материалы по обоснованию схемы территориального планирования в текстовой форме:

9

Том I. Общие положения.

н/с

10

Том II. Анализ существующего положения и комплексная оценка развития территории.

н/с

11

Том III. Обоснование вариантов решения задач территориального планирования и предложений по территориальному планированию.

н/с

12

Том IV. Этапы реализации предложений по территориальному планированию, перечень мероприятий по территориальному планированию.

н/с

13

Том V. Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

н/с

14

Приложение 1. Перечень объектов культурного наследия на территории района.

н/с

15

Приложение 2. Особо охраняемые природные территории на территории Майкопского района.

н/с

Материалы по обоснованию схемы территориального планирования в графической форме:

16

Положение Майкопского района в составе Республики Адыгея.

н/с

М 1:200 000

17

Современное использование территории муниципального района.

н/с

М 1:50 000

18

Схема перспективного освоения недр.

н/с

М 1:50 000

19

Ограничения использования территории.

н/с

М 1:50 000

20

Анализ комплексного развития территории.

н/с

М 1:50 000

21

Схема транспортной инфраструктуры

н/с

М 1:50 000

22

Схема инженерной инфраструктуры

н/с

М 1:50 000

23

Схема зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.

н/с

М 1:50 000

24

Рекреация и туризм

н/с

М 1:50 000

Авторский коллектив схемы территориального планирования:

Трухачёв Юрий Николаевич – руководитель авторского коллектива, заслуженный архитектор РФ, советник РААСН;

Батунова Елена Юрьевна – главный архитектор проекта;

Приваленко Валерий Владимирович – главный научный сотрудник Южного регионального отделения Российской академии наук (РАН), главный специалист по экологии, доктор биологических наук, кандидат геолого-минералогических наук, профессор РГУ;

Тхагапсова Нафисет Хамедовна – автор социально-экономических разделов.

Социально-экономические разделы проекта подготовлены ООО «Региональный градостроительный центр», Республика Адыгея, г. Майкоп.

Экологические разделы подготовлены НПП «Экологическая лаборатория», г. Ростов-на-Дону.

Графическая и текстовая части проекта подготовлена архитекторами Д.В. Чеботарёвым, А.В. Шандулиной, В.Н.Бережной, В.А. Микульчик, О.В. Коноваленко, инженерами Н.В.Ивачёвой, В.В.Лунёвой, П.К.Федоренко, техниками-проектировщиками В.А.Кривошлыковым, А.С.Новиковой, Е.А. Пригодиной Корректура – Титовой Л.А. Техническое обеспечение проекта – инженер-программист М.Ю. Трухачёв.

Графические материалы схемы разработаны с использованием ГИС «Object Land 2.6.3.» Проведение вспомогательных операций с графическими материалами осуществлялось с использованием САПР «IntelliCAD», графического редактора «Corel Draw», «Photoshop».

Создание и обработка текстовых материалов проводилась с использованием пакетов программ «Microsoft Office Small Business-2003», «Open Office.org. Professional. 2.0.1.»

При подготовке данного проекта использовано исключительно лицензионное программное обеспечение, являющееся собственностью ООО «ДГЦ».

Материалы, входящие в состав настоящего проекта, не содержат сведений, отнесённых законодательством к категории государственной тайны.

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

Главная цель территориального планирования:

Пространственная организация территории Майкопского муниципального района в целях обеспечения устойчивого развития территории до 2017 года.

Цели территориального планирования:

1. Обеспечение существенного прогресса в развитии основных секторов экономики района.

2. Повышение инвестиционной привлекательности территории.

3. Повышение уровня жизни и условий проживания населения.

4. Развитие социальной сферы: доступное образование, современное медицинское обслуживание, новое жилищное строительство и реконструкция жилого фонда.

5. Модернизация и развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, современных средств связи.

6. Развитие и совершенствование планировочного каркаса и землепользования, выделение территориальных зон.

7. Создание условий для охраны объектов культурного наследия, развитие сферы отдыха и туризма.

8. Экологическая безопасность, сохранение и рациональное развитие природных ресурсов.

9. Обеспечение совершенствования системы управления, использование градостроительных решений для пополнения местного бюджета, создания реальных и эффективных условий для сокращения оттока экономически активного населения, а также для привлечения населения из менее развитых регионов.

10. Сохранение площади пахотных и сельскохозяйственных земель.

11. Развитие товарно-экономических связей со смежными территориями Республики и других субъектов РФ.

Задачи территориального планирования:

· Обеспечение территории полным пакетом градостроительной документации.

· Обеспечение жителей района полным набором социальных услуг в соответствии с нормативными требованиями.

· Определение назначения территорий, закрепление и развитие функциональных зон.

· Закрепление и развитие планировочного каркаса территории.

· Создание правовой основы земельных отношений и градостроительной деятельности на территории района.

· Установление границ зон с особыми условиями использования территорий.

· Создание условий для улучшения демографической ситуации.

· Создание условий для привлечения инвестиций на территорию.

· Создание условий для развития промышленности.

· Создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

· Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей.

· Организация предоставления населению района медицинских услуг.

· Создание условий для развития жилищного строительства, обеспечения жильём населения, модернизации и благоустройства жилого фонда.

· Создание условий для сохранения и популяризации объектов культурного наследия.

· Создание условий для развития туристско-рекреационного комплекса на территории района.

· Модернизация транспортной инфраструктуры района.

· Реконструкция и модернизация инженерной инфраструктуры района, обеспечение жилищно-коммунального сектора и предприятий электро- и газоснабжением.

· Решение вопроса утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов.

· Создание условий для защиты населения района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

· Создание условий для охраны окружающей среды и выполнению комплекса мероприятий по улучшению экологической обстановки.


II. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ.

Мероприятия, закладываемые в проекте схемы территориального планирования Майкопского района Республики Адыгея, выполнены с учётом интересов Российской Федерации и Республики Адыгея.

1. Административное деление района.

Майкопский район входит в состав Республики Адыгея, является одним из семи муниципальных районов Республики.

В составе района 10 муниципальных образований – сельских поселений, 2 посёлка городского типа и 53 сельских населённых пункта. Городских поселений на территории района 2.

Табл.1.1.

Аминистративно-территориальные единицы

Майкопского района Республики Адыгея.

Административно-территориальная единица

Центр муниципального образования

Территория, км2 на 1.01.2006 г.

Городские населённые пункты

Сельские населенные пункты

Майкопский район

пгт. Тульский

3667,4

2

53

1

Тульское городское поселение

пгт. Тульский

2141,3

1

1

2

Каменномостское городское поселение

пгт. Каменномостский

187,3

1

2

3

Абадзехское сельское поселение

ст. Абадзехская

387,9

5

4

Даховское сельское поселение

ст Даховская

637,6

5

5

Кировское сельское поселение

х. Северо-Восточные Сады

72,5

7

6

Краснооктябрьское сельское поселение

п. Краснооктябрьский

22,2

9

7

Красноульское сельское поселение

х. Красная Улька

52,9

6

8

Кужорское сельское поселение

ст. Кужорская

121,2

3

9

Победенское сельское поселение

п. Совхозный

24,5

6

10

Тимирязевское сельское поселение

п. Тимирязева

19,3

6

В состав городских поселений входят следующие населённые пункты:

1. Тульское городское поселение:

· пгт. Тульский (центр поселения, центр муниципального района),

· с. Махошеполяна;

2. Каменномостское городское поселение:

· пгт. Каменномостский (центр поселения),

· п. Победа,

· х. Весёлый;

В состав сельских поселений входят следующие населённые пункты:

3. Абадзехское сельское поселение:

· ст. Абадзехская (центр поселения),

· п. Первомайский,

· х. Весёлый,

· ст. Новосвободная,

· ст. Севастопольская;

4. Даховское сельское поселение:

· ст. Даховская (центр поселения),

· п. Меркулаевка,

· с. Новопрохладное,

· п. Усть-Сахрай,

· с. Хамышки;

5. Кировское сельское поселение:

· х. Северо-Восточные Сады (центр поселения),

· х. Грозный,

· х. Пролетарский,

· х. Октябрьский,

· х. Дьяков,

· х. 17Лет Октября,

· х. Советский;

6. Краснооктябрьское сельское поселение:

· п. Краснооктябрьский (центр поселения),

· х. Красный Мост,

· п. Мирный,

· п. Приречный,

· х. Садовый,

· п. Спокойный,

· п. Табачный,

· ст. Курджипская,

· ст. Дагестанская;

7. Красноульское сельское поселение:

· х. Красная Улька (центр поселения),

· х. Вольный,

· х. Гражданский,

· х. Калинин,

· х. Коминтерн,

· х. Ткачев;

8. Кужорское сельское поселение:

· ст. Кужорская (центр поселения),

· х. Кармир-Астх,

· п. Трехречный;

9. Победенское сельское поселение:

· п. Совхозный (центр поселения),

· п. Победа,

· х. Грозный,

· п. Удобный,

· х. Причтовский,

· х. Шаумян;

10. Тимирязевское сельское поселение:

· п. Тимирязева (центр поселения),

· п. Мичурина,

· п. Подгорный,

· п. Садовый,

· х. Шунтук,

· п. Цветочный.

11. Сельские населённые пункты, подчинённые администрации Майкопского района, находящиеся на межселенных территориях:

· п. Гузерипль,

· ст. Безводная,

· п. Хакодзь.

Границы муниципальных образований района показаны на Схеме 1. «Границы поселений, входящих в состав муниципального района. М 1:50 000».

Проектом Схемы территориального планирования Майкопского района предлагается изменение границ муниципального образования «Даховское сельское поселение» с целью обеспечения территориальных резервов в границах поселения для развития п.Хамышки в южной части.

Необходимо выполнение следующих мероприятий:

1. Подготовка проекта изменения границ муниципального образования «Даховское сельское поселение» с включением в его состав части межселенных территорий (первая очередь);

2. Подготовка обоснований для внесения изменений в закон Республики Адыгея «Об административно-территориальном устройстве Республики Адыгея» (первая очередь);

3. Содействие в проведении работ по выносу границ сельских поселений в натуру, закрепление их на местности (первая очередь);

4. Содействие в подготовке и утверждении проектов черты населённых пунктов с последующим выносом в натуру на основании генеральных планов поселений (первая очередь).

Такие проекты целесообразно выполнять после разработки проектов генеральных планов поселений.

Рис.1.1.

Схема планируемых изменений границ Даховского сельского поселения.

Проектом предлагается установление черты следующих населённых пунктов, расположенных на межселенных территориях: п. Гузерипль и ст. Безводная. Проектные границы показаны на чертеже «Границы поселений, входящих в состав Майкопского района».

Резервы территории в новых границах населённого пункта посёлок Гузерипль необходимы для размещения рекреационных объектов вдоль автомобильной дороги Гузерипль – партизанская поляна. В станице Безводной резервы в новых границах населённого пункта будут использованы для развития личного подсобного хозяйства и размещения индивидуальных жилых домов.

Границы населённого пункта Хакодзь не устанавливаются, так как фактически в нём нет жителей.

5. Утверждение границ с последующим выполнением проекта границ и выносом в натуру ст. Безводная (первая очередь);

6. Утверждение границ с последующим выполнением проекта границ и выносом в натуру п. Гузерипль (первая очередь);

7. Упразднение п. Хакодзь (первая очередь).

Изменение границ населённых пунктов, расположенных на межселенной территории Майкопского района.

Установление границы ст. Безводной, расположенной на межселенной территории Майкопского района.

Проектируемая граница станицы Безводной пройдёт следующим образом.

От точки 1 на северо-западе населённого пункта на восток на расстояние 79 м, затем на юго-восток 31 м, снова на юго-восток на расстояние 51 м, затем на северо-восток на расстояние 96 м, и, далее, почти в северном направлении на расстояние в 193 м, и от данной поворотной точки в северо-восточном направлении 80 м до самой северной поворотной точки границы (№10) по лесным дорогам.

От точки №10 до точки №26 граница идёт в юго-восточном направлении, включая в границы населённого пункта кадастровые кварталы на востоке станицы. Её протяжённость на данном участке составляет 1300 м. От точки №26 до точки №29 граница идёт в восточном направлении 430 м.

Далее по просеке на юг на расстояние около 430 м, затем граница поворачивает на запад и идёт до точки №41 по границе леса, затем по просеке. Протяжённость составляет около 800м.

От точки №41 до точки №45 граница идёт в юго-восточном направлении по просеке на протяжении 1160 км, затем граница поворачивает на северо-запад и идёт до точки №46 (до автомобильной дороги – подъезда к станице Безводной), далее по автомобильной дороге на северо-запад до точки №74, включая кадастровый квартал к западу от дороги. Протяжённость составит около 1430 м.

От точки №74 до точки №84 граница, меняя направление, идёт на запад по лесным дорогам, включая существующие кадастровые кварталы. Протяжённость отрезка составит 760 м.

От точки №84 до точки №122 граница проходит по автомобильной дороге в юго-западном направлении около 1300 м, после поворачивает на северо-запад, идёт до границы леса (точка №123), далее по границе леса в направлении на северо-восток параллельно автодороге до точки №127. Протяжённость участка составит 960 м.

От точки №127 до точки № 160 граница идёт в северном направлении по границам лесов и существующих кадастровых кварталов, далее до точки №1. Протяжённость данного отрезка составит около 1900 м.

Таким образом, площадь населённого пункта станицы Безводной составит около 191 га.

Табл.1.2.

Каталог координат поворотных точек проектируемых границ ст. Безводной

(в системе координат 1963 года).

№ точки

X

Y

№ точки

X

Y

1

4905748,683

2214574,105

81

4904896,115

2215051,253

2

4905748,517

2214653,450

82

4904916,968

2215019,919

3

4905722,545

2214670,388

83

4904853,056

2214894,752

4

4905717,719

2214725,765

84

4904922,502

2214845,067

5

4905673,989

2214752,256

85

4904901,047

2214801,028

6

4905693,185

2214799,683

86

4904890,884

2214767,716

7

4905704,478

2214844,099

87

4904876,205

2214722,236

8

4905755,580

2214823,461

88

4904863,783

2214697,393

9

4905889,600

2214811,073

89

4904854,129

2214680,949

10

4905900,342

2214890,694

90

4904842,890

2214661,820

11

4905807,451

2215170,632

91

4904830,470

2214645,450

12

4905802,396

2215283,745

92

4904791,510

2214613,830

13

4905759,590

2215324,811

93

4904747,470

2214582,210

14

4905734,485

2215366,220

94

4904709,650

2214545,510

15

4905702,923

2215394,370

95

4904671,830

2214490,180

16

4905660,865

2215458,090

96

4904634,570

2214433,160

17

4905637,666

2215526,163

97

4904615,940

2214391,940

18

4905636,075

2215560,406

98

4904621,893

2214386,298

19

4905632,033

2215619,412

99

4904613,645

2214365,304

20

4905627,790

2215682,257

100

4904610,626

2214358,027

21

4905621,121

2215709,537

101

4904601,089

2214335,039

22

4905552,884

2215740,691

102

4904597,071

2214326,490

23

4905526,969

2215774,628

103

4904573,876

2214277,139

24

4905440,584

2215865,332

104

4904565,985

2214259,001

25

4905425,076

2215882,570

105

4904558,061

2214237,996

26

4905383,043

2216020,119

106

4904552,489

2214219,588

27

4905383,043

2216051,014

107

4904534,744

2214155,058

28

4905377,877

2216356,129

108

4904515,566

2214098,480

29

4905380,460

2216449,763

109

4904508,961

2214081,622

30

4904956,636

2216508,882

110

4904494,718

2214054,104

31

4904952,277

2216449,434

111

4904483,362

2214034,939

32

4904949,899

2216433,581

112

4904458,195

2214000,573

33

4904942,765

2216425,258

113

4904444,519

2213981,652

34

4904930,082

2216433,581

114

4904434,679

2213968,038

35

4904913,833

2216423,276

115

4904415,666

2213944,328

36

4904892,432

2216348,371

116

4904407,020

2213933,545

37

4904898,773

2216311,909

117

4904392,297

2213917,732

38

4904910,266

2216270,295

118

4904363,084

2213886,354

39

4904941,938

2216260,998

119

4904329,685

2213850,481

40

4904965,040

2216002,670

120

4904318,652

2213838,643

41

4904920,935

2215773,745

121

4904301,487

2213820,225

42

4904662,607

2215817,850

122

4904239,519

2213757,834

43

4904464,006

2215848,211

123

4904297,340

2213704,211

44

4904055,397

2215924,701

124

4904541,217

2213988,887

45

4903777,743

2215976,955

125

4904610,966

2214141,876

46

4903805,317

2215926,683

126

4904701,784

2214331,670

47

4904074,543

2215702,337

127

4904865,959

2214457,958

48

4904143,851

2215660,333

128

4904947,144

2214397,821

49

4904250,485

2215587,915

129

4905023,519

2214497,649

50

4904254,639

2215554,653

130

4905048,175

2214490,432

51

4904283,274

2215506,811

131

4905175,666

2214433,903

52

4904356,393

2215505,979

132

4905244,824

2214529,522

53

4904379,274

2215511,412

133

4905270,082

2214495,243

54

4904414,080

2215460,681

134

4905271,285

2214451,944

55

4904403,338

2215433,509

135

4905306,766

2214447,735

56

4904421,031

2215419,607

136

4905307,367

2214468,181

57

4904415,976

2215358,311

137

4905315,185

2214474,195

58

4904438,725

2215348,832

138

4905315,185

2214503,663

59

4904460,842

2215429,085

139

4905319,757

2214512,767

60

4904473,996

2215443,224

140

4905333,828

2214527,116

61

4904494,769

2215440,729

141

4905327,814

2214555,982

62

4904517,203

2215444,055

142

4905347,058

2214557,185

63

4904528,836

2215440,729

143

4905366,302

2214545,759

64

4904559,579

2215425,761

144

4905402,875

2214489,634

65

4904593,646

2215411,625

145

4905262,264

2214356,927

66

4904611,095

2215406,635

146

4905284,515

2214318,439

67

4904624,389

2215407,467

147

4905329,017

2214328,061

68

4904629,375

2215411,625

148

4905389,755

2214262,512

69

4904636,853

2215461,518

149

4905464,520

2214303,958

70

4904647,565

2215496,082

150

4905461,132

2214259,919

71

4904664,381

2215491,439

151

4905506,301

2214257,096

72

4904740,963

2215474,027

152

4905517,593

2214306,781

73

4904762,413

2215472,915

153

4905564,164

2214302,382

74

4904779,582

2215475,382

154

4905582,523

2214335,012

75

4904809,393

2215439,473

155

4905605,107

2214374,534

76

4904818,878

2215389,337

156

4905618,093

2214393,166

77

4904839,204

2215337,167

157

4905624,868

2214431,559

78

4904863,594

2215278,901

158

4905637,854

2214501,006

79

4904950,157

2215209,822

159

4905653,663

2214553,514

80

4904946,578

2215136,002

160

4905658,951

2214573,473

Рис.1.2.

Схема планируемых изменений границ ст.Безводной.

Установление границы п.Гузерипль, расположенной на межселенной территории Майкопского района.

Проектируемая граница посёлка Гузерипль пройдёт следующим образом.

От точки №1 до точки №18 в юго-восточном направлении по лесам на склоне горы вдоль реки Жолобная на протяжении 995 м. От точки №18 граница поворачивает на северо-восток и идёт по склону горы на протяжении 660 м, включая существующие кадастровые кварталы, до точки №22.

От точки №22 до точки №26 граница идёт в направлении на юго-восток до реки Белой. Длина данного участка составит около 285 м.

По реке Белой граница населённого пункта пройдёт в юго-западном направлении до точки №62 2700 м, затем повернёт на северо-восток по склону горы на протяжении 1,5 км до долины реки Жолобной (точка №81), включая существующую застройку и сформированные кадастровые кварталы.

От точки №81 граница населённого пункта пойдёт в северо-западном направлении по склону горы параллельно реке Жолобной на протяжении 1570 м до точки №109. От точки №109 граница поворачивает на северо-восток (протяжённость участка 130 м), пересекая реку Жолобную, и, далее, возвращается в восточном направлении к точке №1 (470 м).

Площадь населённого пункта посёлок Гузерипль составит 76,4 га.

Табл.1.2.

Каталог координат поворотных точек проектируемых границ п.Гузерипль

(в системе координат 1963 года).

№ точки

X

Y

№ точки

X

Y

1

4864052,397

2231046,836

62

4862179,513

2231494,837

2

4864019,683

2231099,542

63

4862223,132

2231513,012

3

4864016,048

2231174,057

64

4862278,345

2231573,187

4

4864017,865

2231228,581

65

4862315,030

2231637,450

5

4864029,019

2231270,128

66

4862344,901

2231656,591

6

4864041,492

2231311,014

67

4862370,661

2231667,441

7

4864041,492

2231339,445

68

4862468,488

2231694,757

8

4864024,281

2231389,119

69

4862548,456

2231732,924

9

4864000,173

2231468,072

70

4862617,519

2231785,630

10

4863912,135

2231597,089

71

4862670,225

2231836,518

11

4863906,383

2231643,471

72

4862784,724

2231874,685

12

4863895,421

2231706,809

73

4862855,436

2231839,808

13

4863881,413

2231739,696

74

4862906,494

2231800,169

14

4863852,180

2231784,764

75

4862969,674

2231787,007

15

4863809,548

2231837,140

76

4863015,541

2231794,717

16

4863773,007

2231871,854

77

4863234,886

2231790,454

17

4863747,428

2231911,441

78

4863306,333

2231800,169

18

4863741,338

2231943,719

79

4863368,780

2231859,289

19

4863873,378

2232029,168

80

4863435,120

2231892,985

20

4863949,711

2232110,954

81

4863548,054

2231901,947

21

4863987,877

2232180,017

82

4863580,768

2231771,090

22

4864131,456

2232454,452

83

4863615,300

2231687,487

23

4864100,559

2232483,531

84

4863668,006

2231603,885

24

4864131,162

2232592,186

85

4863766,148

2231587,527

25

4864155,907

2232675,901

86

4863845,268

2231497,579

26

4864119,541

2232697,081

87

4863870,541

2231477,572

27

4864111,681

2232681,692

88

4863924,244

2231451,773

28

4864079,037

2232633,780

89

4863955,308

2231354,896

29

4864034,856

2232583,605

90

4863952,676

2231301,719

30

4863987,830

2232548,340

91

4863926,877

2231213,792

31

4863918,650

2232507,790

92

4863928,983

2231184,834

32

4863857,820

2232467,230

93

4863943,199

2231150,611

33

4863823,860

2232450,390

94

4863946,884

2231114,282

34

4863785,040

2232427,830

95

4863930,563

2231047,942

35

4863759,330

2232410,520

96

4863921,085

2231016,878

36

4863721,560

2232382,720

97

4863904,237

2230993,186

37

4863701,630

2232360,160

98

4863891,075

2230991,606

38

4863655,460

2232298,780

99

4863875,279

2230992,133

39

4863649,690

2232276,220

100

4863860,537

2230964,754

40

4863639,730

2232243,180

101

4863860,011

2230934,217

41

4863622,840

2232191,700

102

4863850,007

2230844,184

42

4863577,520

2232136,830

103

4863851,587

2230826,810

43

4863532,190

2232092,700

104

4863864,749

2230769,947

44

4863485,670

2232054,530

105

4863866,329

2230749,940

45

4863442,730

2232019,940

106

4863846,321

2230690,444

46

4863404,560

2231992,510

107

4863851,587

2230665,699

47

4863369,970

2231980,580

108

4863875,279

2230633,582

48

4863315,110

2231973,420

109

4863912,661

2230601,991

49

4863261,430

2231990,120

110

4864027,530

2230665,054

50

4863213,280

2232025,620

111

4864023,318

2230692,432

51

4863153,580

2232075,180

112

4863996,902

2230728,353

52

4863136,780

2232086,040

113

4863973,376

2230757,341

53

4863060,600

2232112,690

114

4863958,994

2230776,265

54

4863008,120

2232124,620

115

4863956,888

2230808,908

55

4862953,690

2232128,480

116

4863933,722

2230840,499

56

4862857,830

2232123,750

117

4863928,983

2230865,771

57

4862775,450

2232107,510

118

4863932,142

2230921,581

58

4862331,450

2231951,930

119

4863976,064

2230977,772

59

4862182,000

2231854,440

120

4864016,048

2231015,939

60

4862146,620

2231687,250

121

4864052,397

2231028,661

61

4862159,521

2231625,694

Рис.1.3.

Схема планируемых изменений границ п.Гузерипль.

2. Пространственная система.

Майкопский район располагается в предгорной и горной части Республики Адыгея. Территория района вытянута в меридиональном направлении до 110 км, в широтном – до 60 км. Посёлок Гузерипль Майкопского района является самым южным населённым пунктом Республики.

Плотность населения составляет 15 чел./кв. км, плотность сети населённых пунктов – 15 нас. п./1000 кв. км. Показатели плотности населения сопоставимы с общероссийскими показателями (8,4 чел./кв. км ), а показатели плотности сети населённых пунктов, наоборот немного выше (9,3 нас. п./1000 кв. км). Плотность сети населённых пунктов ниже общереспубликанской (28,9 нас. п./1000 кв. км), как и плотность населения (58,5 чел./кв. км). Это объясняется тем, что значительную часть территории района занимают горы.

Район занимает площадь 3667,4 км2 , что составляет 47,1% от площади территории всей Республики.

Планировочная структура Майкопского района Республики Адыгея.

Территория Майкопского района вытянута в направлении север-юг, по направлению продольной оси меняется характер рельефа, в основном формирующий систему расселения на территории.

Северная часть расположена на равнинном участке, что сформировало дисперсную систему расселения. Это территории Красноульского и Кировского сельских поселений.

Далее при движении на юг система расселения видоизменяется и приобретает линейную форму, что обуславливается рельефом местности. расселение формируется по долинам рек.

Майкопский район – единственный в Республике, в границах которого находятся межселенные территории. Это земли, занятые особо охраняемыми природными территориями и лесами.

Природные планировочные оси.

На юге граница Майкопского района с Краснодарским краем проходит по водоразделу Кавказского хребта. Южную часть района занимает территория Кавказского государственного природного биосферного заповедника.

Главной планировочной осью Майкопского района является река Белая, вдоль которой сформирована основная система расселения.

Главная природная планировочная ось имеет направление:

· Гузерипль – Хамышки – Даховская – Каменномостский – Тульский.

Вдоль главной планировочной оси проживает основной процент жителей района - 26722 человек (48% от общей численности населения района).

Второстепенными природными планировочными осями являются притоки реки Белой – реки Курджипс, Фюнтв, Сахрай.

Данные оси имеют следующие направления:

· Дагестанская – Курджипская – Краснооктябрьский;

· Новосвободная – Севастопольская – Абадзехская;

· Новопрохладное – Усть-Сахрай – Даховская.

Являясь природными факторами тяготения для элементов расселения, водные объекты с другой стороны накладывают ограничения на развитие градостроительной системы. Это связано, в первую очередь, с обширными зонами затопления паводковыми водами. Катастрофический паводок 2002 года уничтожил привёл к разрушительным последствиям. Поэтому развитие градостроительной системы должно быть увязано с ограничениями, накладываемыми зонами возможного воздействия природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Транспортные планировочные оси.

Главной транспортной планировочной осью района является автомобильная дорога федерального значения Майкоп – Гузерипль. данная автомобильная дорога является тупиковой, так как упирается в территорию КГПБЗ.

Направление главных планировочных осей (природной и транспортной) совпадают .

Второстепенные транспортные оси района имеют направления:

· Северо-Восточные Сады - Кужорская;

· Дагестанская (Безводная) – Курджипская – Краснооктябрьский;

· Новосвободная – Севастопольская – Абадзехская;

· Новопрохладное – Усть-Сахрай – Даховская.

· Победа – Весёлый – Каменномостский;

· Новопрохладное – Даховская;

· Даховская – Лаго-Наки.

Транспортные планировочные оси широтного направления развиты недостаточно.

В южной части района практически отсутствуют широтные связи.

Планировочные узлы.

На севере района система расселения тяготеет к республиканскому центру – городу Майкопу, часть населённых пунктов формируют Майкопскую агломерацию.

Рис.2.1.

Границы Майкопской агломерации.

Майкоп является главным планировочным узлом Республики. Здесь представлены все виды транспортного сообщения – железнодорожного, воздушного и автомобильного.

Здесь фокусируются основные транспортные потоки, территория, находящаяся между этими пунктами, наиболее урбанизирована, здесь сосредоточена большая часть населения.

Районный центр – посёлок Тульский также тяготеет к Майкопу и входит в Майкопскую агломерацию.

Таким образом, территория района характеризуется значительной смещённостью районного центра к северу, а с учётом горного характера рельефа и асфальтированных дорог широтного направления – его относительной труднодоступностью для населённых пунктов района.

Планировочная структура территории Майкопского района требует формирования районного подцентра, который частично взял бы на себя функции районного центра. На эту роль более всего подходит посёлок Каменномостский.

Перспективы развития пос. Каменомостский связаны с будущим развитием туристского кластера, с возможной перспективой административного управления районом. Перенос центра тяжести развития Майкопского района в горные рекреационные территории, предопределяет развитие этого планировочного узла в административный центр района.

Рис.2.2.

Плотность населения и численность населённых пунктов

Майкопского района.

Для пространственного развития первоочередными являются разработка градостроительной документации всех уровней, окончание формирования базы земельного кадастра и полного пакета документов, определяющих правовой статус каждого земельного участка. Для реализации и корректировки проекта Схемы территориального планирования района, а также градостроительной документации более низкого уровня, необходима система сопровождения градостроительной документации.

Наличие информационной базы, характеризующей состояние территории по всем аспектам, позволит быстро принимать решения по выделению земельных участков под те или иные нужды, а также подготавливать необходимую документацию.

Генеральные планы поселений, реализация которых будет происходить посредством правил землепользования и застройки, позволят оптимизировать структуру расселения, определят наиболее приемлемые направления развития населённых пунктов, упорядочения и оптимизации сложившейся застройки, транспортной схемы, развития инженерной инфраструктуры.

На территории района будут сформированы и обустроены функциональные зоны, размещение объектов в границах которых, будет происходить в соответствии с целевым назначением.

Основными мероприятиями по развитию пространственной системы района в соответствии со стабилизационным сценарием развития являются:

1. Содействие в подготовке и согласование генеральных планов всех поселений (первая очередь);

2. Содействие в подготовке правил землепользования и застройки на каждый населённый пункт (первая очередь).

Межселенное культурно-бытовое обслуживание.

Система межселенного культурно-бытового обслуживания имеет большое значение для полноценного удовлетворения нужд населения в получении услуг различного уровня, формировании качественной среды поселений.

Под влиянием проводимой в течение долгого времени социально-экономической политики и территориального планирования в районе сформировалась в основных чертах система ступенчатого межселенного культурно-бытового обслуживания. Основой системы межселенного культурно-бытового обслуживания являются сложившиеся взаимосвязи опорных центров обслуживания населения и периферийных населённых пунктов. При формировании такой системы обслуживания основой становится периодичность посещения учреждений обслуживания жителями отдельных населённых пунктов.

Всего на территории выделяются две ступени обслуживания:

Первая ступень (поселенческий, или низовой уровень) состоит из культурно-бытовых учреждений и предприятий повседневного пользования, посещаемых населением не реже одного раза в неделю или тех, которые должны быть расположены в непосредственной близости к местам проживания и работы населения. Такими предприятиями являются объекты торговли, общественного питания, школы, детские сады, аптеки, учреждения здравоохранения амбулаторного типа (амбулатории, ФАПы).

Вторая ступень обслуживания населения (районный уровень) включает в себя учреждения периодического пользования, посещаемые населением не реже одного раза в месяц, или создание которых эффективно при наличии большой численности обслуживаемого населения. Такими учреждениями являются учреждения здравоохранения стационарного типа, а также поликлиники, учреждения среднего специального образования, дома культуры, физкультурно-спортивные комплексы.

Центры первой ступени обслуживания населения расположены, как правило, в центрах сельских поселений. Определяющим фактором для отнесения населенного пункта к центру первой ступени является наличие в нём общеобразовательной школы и амбулатории (ФАПа), как основных объектов социокультурного обслуживания на селе. Ввиду того, что прочие объекты первичной ступени обслуживания (такие, как объекты торговли, общественного питания, аптеки) строятся и содержатся за счёт частных инвестиций, для целей данной работы не имеет значение описание и регулирование их строительства и параметры развития сети таких учреждений.

Центр второй ступени обслуживания совпадает с центром муниципального района, т.е. центром второй ступени обслуживания является посёлок Тульский.

Для этого на расчетную перспективу необходимо провести следующие мероприятия.

1. Строительство полного набора объектов социальной сферы, соответствующих уровню центров обслуживания (расчётный срок).

Функциональное зонирование.

Стабилизационный сценарий предполагает закрепление существующих функциональных зон и развитие предлагаемых проектом:

· зон развития населённых пунктов;

· зон развития элементов транспортной инфраструктуры;

· зон добычи полезных ископаемых;

· зон размещения объектов капитального строительства местного значения;

· рекреационных зон;

· зон сосредоточения объектов культурного наследия.

Для создаваемых функциональных зон определяются режимы использования

Табл.2.1.

Режимы использования территорий и приоритетные направления развития.

Функциональные зоны

Приоритетные направления развития

Режимы использования территорий

Существующие

Предлагаемые

Зоны интенсивного градостроительного освоения

Сельских населённых пунктов

· Размещение жилой, общественно-деловой застройки, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, производственных и коммунальных объектов, объектов сельскохозяйственного назначения, территорий рекреационного назначения, объектов специального назначения и особо охраняемых территорий.

· Развитие сельских населённых пунктов должно происходить в пределах поселковой черты;

· Размещение объектов различного назначения должно выполняться в соответствие с действующей градостроительной документацией – генерального плана поселения и правил землепользования и застройки.

Зоны развития населённых пунктов

· Обоснование направления развития населённых пунктов при подготовке генеральных планов.

· Развитие населённых пунктов допускается только на основании подготовленной градостроительной документации – генерального плана поселения или городского округа.

Добычи полезных ископаемых

Развития добывающей промышленности

· Организация добычи полезных ископаемых, размещение предприятий, разведка запасов и установление границ месторождений.

· Размещение объектов с учётом ограничений, действующих в зонах распространения полезных ископаемых.

Зоны размещения элементов транспортной инфраструктуры

· Размещение всех видов элементов транспортной инфраструктуры – автотранспортных коммуникаций, железнодорожных коммуникаций, авиатранспорта и трубопроводного транспорта.

· Запрещение строительства любых объектов, не связанных с обслуживанием элементов транспортной инфраструктуры.

Зоны развития элементов транспортной инфраструктуры (в том числе трубопроводного транспорта)

· Запрещение использования земельных участков, зарезервированных под размещение элементов транспортной инфраструктуры, под размещение объектов капитального строительства, не связанных с их обслуживанием.

Зоны размещения объектов капитального строительства местного значения

· Размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:

· объектов электроснабжения,

· объектов газоснабжения

· автомобильных дорог общего пользования между населёнными пунктами, мостов и иных инженерных сооружений вне границ населённых пунктов в границах муниципального района

· иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления.

· Приоритет муниципальной и государственной собственности на земельные участки, резервирование;

· Решение о передаче земельных участков в частную собственность на уровне органов местного самоуправления при условии необходимости соблюдения интересов муниципального образования.

Зоны сельскохозяйственного использования территории

Зоны сельскохозяйственного земледелия

· Проведение научных исследований и мероприятий, направленных на повышение плодородия почв;

· Организация размещения сельскохозяйственных угодий на основании районирования, определяющего оптимальное сочетание выращиваемых культур;

· Внедрение инновационных технологий для повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель.

· Запрещение всех видов хозяйственной и градостроительной деятельности, не соответствующих целевому назначению зоны и способных ухудшить качественное состояние сельхозземель;

· Снижение интенсивности использования сельскохозяйственных земель в случае превышения допустимой нагрузки и истощения;

· Изъятие земель сельскохозяйственного назначения под иные нужды должно производиться в исключительных случаях при условии наличия обосновывающей документации.

Зоны орошаемых сельхозземель

· Проведение мероприятий, направленных на восстановление и реконструкцию оросительных систем, внедрение новых технологий;

· Создание системы мониторинга и сохранение орошаемых сельхозземель как особо ценных.

Зоны ограниченного хозяйственного использования и охраняемых природных территорий

Леса

· Охрана и восстановление лесов;

· Организация лесоустройства с определением функционального зонирования;

· Использование в рекреационных целях при условии соблюдения режима охраны.

· В соответствие с Лесным Кодексом Российской Федерации

Водные объекты

· Охрана водоёмов, подготовка проектов водоохранных зон прибрежных защитных полос;

· Использование в рекреационных целях при условии соблюдения режима охраны.

· В соответствие с Водным Кодексом Российской Федерации

Зоны туристско-рекреационного использования

· Размещение объектов, связанных с рекреационной деятельностью (туристической, санаторно-курортной, экскурсионной и т.д.).

· Запрещение размещения промышленных, сельскохозяйственных объектов (кроме вспомогательных к основной функции), иных объектов, могущих спровоцировать ухудшение экологической обстановки на данных территориях;

· Запрещение размещения объектов, не имеющих обосновывающей документации

Зоны сосредоточения объектов культурного наследия (памятников археологии, истории, культуры)

· Сохранение существующих объектов культурного наследия;

· Подготовка документации, определяющей правовой статус, режим функционирования и использования зон расположения объектов культурного наследия;

· Подготовка документации по установлению охранных зон объектов культурного наследия;

· Градостроительное освоение зон расположения объектов культурного наследия как одной из основ рекреационного комплекса района.

· Ведение градостроительной и хозяйственной деятельности только при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия

Зоны добычи полезных ископаемых

· Добыча полезных ископаемых

· Переработка полезных ископаемых

Строительство подъездных технологических дорог с твёрдым, асфальтобетонным покрытием

Зоны добычи полезных ископаемых

Ведение градостроительной и хозяйственной деятельности только при условии обеспечения сохранности территорий для добычи полезных ископаемых

Зоны развития населённых пунктов выделены с целью определения развития населённых пунктах на указанных территориях при подготовке генеральных планов населённых пунктов.

Зоны развития элементов транспортной инфраструктуры выделены на территориях предполагаемого строительства автомобильных дорог республиканского и местного значения.

Зоны развития элементов инженерной инфраструктуры обозначены на территориях предлагаемого развития элементов инженерной инфраструктуры района.

Зоны размещения объектов капитального строительства местного значения выделены на территориях, предлагаемых к размещению объектов, необходимых для реализации полномочий органов местного самоуправления.

Рекреационные зоны выделены на территориях, потенциально привлекательных для организации зон отдыха.

Зоны размещения объектов капитального строительства рекреационного назначения предполагают выделение в их границах при подготовке проектов и обоснований земельных участков для размещения объектов туристско-рекреационной инфраструктуры. Границы указанных зон показаны на «Схеме размещения объектов капитального строительства» и на схеме «Рекреация и туризм».

На схеме «Рекреация и туризм» приведено также функциональное зонирование территории района по возможности организации рекреационной деятельности. Данное зонирование выполнено с учётом местоположения территории относительно перспективных туристско-рекреационных центров, системы особо охраняемых природных территорий, типа лесов, рельефа и т.д. Всего выделено пять типов функциональных зон:

1. Территории, на которых разрешена рекреационная деятельность, допускающая организацию пунктов питания, приютов, одиночных отелей, охотничьих домиков.

2. Территории, на которых разрешена деятельность деятельность с ограниченным вмешательством в экосистему (экотуризм с организацией мест для краткосрочного отдыха).

3. Территории, на которых разрешена деятельность, исключающая вмешательство в экосистему (экотуризм, пешие и конные маршруты без организации объектов сервиса).

4. Земли сельскохозяйственного использования (для этой функциональной зоны приоритетным является сельское хозяйство).

5. Зоны рекреационного использования лесов (данная функциональная зона выделена в соответствии с Лесным планом Республики Адыгея).

Типология вновь размещаемых объектов туристско-рекреационного назначения должна учитывать режимы описанных функциональных зон.

Зоны особо охраняемых природных территорий выделены на территориях определённых в приложении 2.

Для особо охраняемых природных территорий проектом закрепляется функциональное зонирование, выполненное в специальных проектах (кадастровые паспорта, подготовленные специалистами Майкопского государственного технологического института), подготовленных для каждой территории.

Для памятников природы регионального значения на территории района принято следующее функциональное зонирование:

· Зона экстенсивной рекреации : допускается экскурсионно-туристская деятельность, обустройство мест временного отдыха (кострища, навесы, столы и т.п.), троп, маршрутов и смотровых площадок, преимущественно из природных материалов.

· Зона покоя: допускается транзитное посещение организованными группами в научных и учебно-познавательных целях (без остановочных пунктов).

· Охранная зона.

Табл.1.2.

Режимы использования территории памятника природы.

Приоритетное использование функциональной зоны

Запрещенные виды использования

· сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление, а также предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

· обеспечение санитарной и противопожарной безопасности людей, животных, природных комплексов и объектов;

· предотвращение опасных природных явлений (снежных лавин, камнепадов, селей и других), угрожающих жизни людей и населенным пунктам;

· проведение научных исследований, включая экологический мониторинг;

· инвентаризацию объектов историко-культурного наследия;

· ведение эколого-просветительской работы;

· осуществление контрольно-надзорных функций.

· все виды сплошных рубок, кроме рубок ухода за молодняками, прореживания, выборочных санитарных рубок по состоянию;

· действия, изменяющие гидрологический режим земель;

· изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, выходов минералов и горных пород, сбор геологических образцов, за исключением разрешенных научно-исследовательских работ;

· нарушение почвенного покрова;

· сенокошение, пастьба скота;

· строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство капитальных зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения разрешенных видов отдыха и безопасности посетителей;

· любые виды пользования животным миром, за исключением разрешенных научно-исследовательских работ;

· интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

· применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;

· загрязнение территории бытовыми и производственными отходами;

· нанесение надписей на скалах и камнях, повреждение растущих деревьев и кустарников;

· повреждение и уничтожение аншлагов, а также искусственных сооружений, предназначенных для отдыха и обеспечения безопасности посетителей;

· иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов.

Табл.1.3.

Режимы использования территорий и приоритетные направления развития.

№ п/п

Наименование функциональной зоны

Приоритетное использование функциональной зоны

Запрещенные виды использования

1

Зона экстенсивной рекреации

· допускается экскурсионно-туристская деятельность, обустройство мест временного отдыха (кострища, навесы, столы и т.п.), троп, маршрутов и смотровых площадок, преимущественно из природных материалов

· сооружение временных построек, за исключением обустройства мест временного отдыха (кострища, навесы, столы и т.п.), троп и смотровых площадок;

· остановка на ночлег, разведение костров в неустановленных местах, проведение спортивно-массовых мероприятий;

· всякие рубки леса, кроме уборки угрожающих деревьев, сухостоя и валежника.

2

Зона покоя

· допускается транзитное посещение организованными группами в научных и учебно-познавательных целях (без остановочных пунктов)

· передвижение вне установленных и обозначенных троп;

· любые виды заготовки древесины

3

Охранная зона

· неразрушающие природный комплекс виды природопользования, в т.ч. и лесопользования.

· рубки леса промежуточного пользования, строительство турбаз, домов отдыха, санаториев, дорог, трубопроводов и других коммуникаций и объектов должны вестись по согласованию с лицом, ответственным за сохранение памятника природы

· сплошные рубки;

· добыча полезных ископаемых и местных строительных материалов;

· сбор лекарственного сырья, ягод, грибов, цветов, дикорастущих плодов, семян, сенокошение без выписки лесного билета;

· прогон скота и его выпас;

· строительство промышленных и сельскохозяйственных объектов, автомобильных дорог

В качестве мероприятий по данному разделу предлагается:

1. Анализ федерального и регионального законодательства в части землепользования, налогообложения и соблюдения режимов зон с особыми условиями использования территорий с целью определения наиболее эффективного взаимодействия с собственниками земель в границах Майкопского района в рамках полномочий органов местного самоуправления (первая очередь);

2. Определение перспективных для экономического освоения территорий, необходимых для социально-экономического развития Майкопского района, с учётом их приближенности к имеющейся инфраструктуре, минимальной ценности с точки зрения природоохранных функций (первая очередь);

3. Подготовка технико-экономических обоснований необходимости изменения категории земель на выбранных площадках, либо внесения изменений в регламенты использования указанных территорий с учётом планируемой очерёдности освоения (первая очередь – расчётный срок);

4. Выполнение проектов планировки для территорий нового освоения с целью осуществления строительства в посёлке Гузерипль (первая очередь – расчётный срок);

5. Выполнение проектов планировки для территорий нового освоения с целью осуществления строительства в станице Безводной (первая очередь – расчётный срок);

6. Подготовка генерального плана и правил землепользования и застройки станицы Безводной (первая очередь);

7. Подготовка генерального плана и правил землепользования и застройки посёлка Гузерипль (первая очередь).

Зоны с особыми условиями использования территорий.

Помимо вышеназванных групп функциональных зон, выделяется группа, обуславливающая особые условия использования территорий. Это - различные зоны планировочных ограничений.

Зоны планировочных ограничений определяют режимы хозяйственной деятельности во всех типах функциональных зон, в соответствии с правовыми документами.

Эти зоны выделяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также республиканских правоустанавливающих документов, документов местного значения.

Зоны ограничений представлены на чертежах: «Границы территорий объектов культурного наследия. М 1:50 000», «Границы зон с особыми условиями использования территорий. М 1:50 000» утверждаемой части проекта схемы, а также на чертеже «Ограничения использования территории. М 1:50 000.» из материалов по обоснованию.

В соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса РФ зонами с особыми условиями использования территорий называются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

На территории Майкопского района находятся следующие зоны с особыми условиями использования территорий:

1. санитарно-защитные зоны;

2. санитарные разрывы от линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры;

3. зоны охраны объектов культурного наследия;

4. зоны охраны особо охраняемых природных территорий;

5. водоохранные зоны;

6. зоны охраны источников питьевого водоснабжения;

7. зоны ограничений градостроительной деятельности по условиям добычи полезных ископаемых;

8. зоны, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Санитарно-защитные зоны выделены на основе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для объектов производственного и коммунального назначения.

Санитарные разрывы от магистральных инженерных и транспортных линейных объектов выделены по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 по нескольким категориям – разрыв до жилья, разрыв до объектов водоснабжения, разрыв до населённых пунктов. Предполагается, что при осуществлении деятельности по строительству, будет осуществляться дальнейшая оценка конкретной площадки, намечаемой для строительства, с точки зрения нахождения её в пределах разрыва для данного объекта.

Зоны охраны объектов культурного наследия не показаны, ввиду того, что для объектов культурного наследия, расположенных в пределах района, не проводились работы по установлению индивидуальных охранных зон. Более подробно количество, характер и состояние использования объектов культурного наследия освещены в разделе 16 «Историко-культурное наследие».

Водоохранные зоны – отображены в соответствии с положениями Водного кодекса РФ (от 03.03.06г. №74-ФЗ). Границы прибрежных защитных полос не отображаются, т.к. отсутствует документация об их установлении.

В пределах водоохранных зон запрещается использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений, движение и стоянка транспортных средств в необорудованных местах.

Допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Зоны охраны источников питьевого водоснабжения. В районе в основном установлены зоны первого пояса водоохраны. Наиболее значительные – зоны санитарной охраны головных сооружений Майкопского группового водовода.

Зоны ограничений градостроительной деятельности по условиям добычи полезных ископаемых выделены на месте залегания полезных ископаемых на территории района. В пределах района находятся месторождения питьевых вод и строительных материалов. В соответствии с законом РФ «О недрах» (от 21.02.1992г. №2395-1, ст.25) «…застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки».

Зоны, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера показаны на чертеже утверждаемой части проекта «Границы территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Текстовое описание приводится в томе 5 «Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» материалов по обоснованию.

На территории Майкопского района необходимо выполнение следующих мероприятий в части установления зон с особыми условиями использования территорий:

1. Оказание содействия урегулированию правовых аспектов деятельности в границах особо охраняемых природных территорий (первая очередь);

2. Обеспечение обязательного участия органов местного самоуправления Майкопского района в подготовке функционального зонирования особо охраняемых природных территорий в границах района (весь период);

3. Обеспечение административными мерами выполнения существующими и вновь размещаемыми промышленными и сельскохозяйственными предприятиями обязательств по подготовке проектов санитарно-защитных зон и их обустройства в соответствии с требованиями действующих нормативных документов (весь период);

4. Обеспечение административными мерами соблюдения санитарных разрывов до застройки от объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (весь период);

5. Содействие в подготовке проектов и обустройстве санитарно-защитных зон промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в соответствии с требованиями санитарных норм (весь период);

6. Подготовка проектов прибрежных защитных полос водных объектов (расчётный срок);

7. Приведение хозяйственного использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствие с действующим законодательством (первая очередь – расчётный срок);

8. Подготовка проектов и обустройство санитарно-защитных зон коммунальных объектов – мест размещения отходов потребления и кладбищ (первая очередь – расчётный срок);

9. Подготовка проектов зон охраны источников питьевого водоснабжения 2-го и 3-го поясов охраны, приведение оборудования ЗСО 1-го пояса к нормативному состоянию (первая очередь).

Землепользование.

Стабилизационный сценарий развития предполагает завершение формирования базы земельного кадастра, оформление полного пакета документации, определяющей правовой статус земельных участков.

Градостроительная документация, выполненная в полном объёме на всю территорию района, включая генеральные планы поселений и правила землепользования и застройки, позволит производить операции по переводу земельных участков из одной категории земель в другую в соответствии с земельным законодательством.

Освоение сельскохозяйственных и лесных земель будет происходить в минимальных объёмах при условии использования наименее ценных земель.

Будут выполнены проекты по рекультивации нарушенных земель, перераспределению сельскохозяйственных угодий, повышению плодородия почв, проведению лесомелиоративные работы.

Площадь района составляет 3667,43 км2 , что составляет 47,1% от площади территории всей Республики.

Табл.2.7.

Распределение земельного фонда Майкопского района

по муниципальным образованиям (сельским и городским поселениям).

Наименование поселения

Площадь, га

% от общей площади района

Общая площадь земель

366743

100

Тульское городское поселение

23160

6,3

Населенные пункты, подчиненные администрации Майкопского района: п. Гузерипль, Хакодзь, ст. Безводная

62,6

0,02

Каменномостское городское поселение – все население

18750

5,1

Абадзехское сельское поселение

38650

10,5

Даховское сельское поселение

62940

17,2

Кировское сельское поселение

6830

1,9

Краснооктябрьское сельское поселение

43570

11,9

Красноульское сельское поселение

5620

1,5

Кужорское сельское поселение

23270

6,4

Победенское сельское поселение

2540

0,7

Тимирязевское сельское поселение

1820

0,5

Земли на территории района представлены следующими категориями: земли сельскохозяйственного назначения, земли населённых пунктов, земли промышленности, транспорта и иного специального назначения, земли лесного фонда, земли водного фонда, особо охраняемые природные территории и земли запаса.

Табл. 2.8.

Распределение земельного фонда Майкопского района в 2007 году.

Наименование категории земель

Площадь, га

Общая площадь земель

366743

Земли сельскохозяйственного назначения

48074

Земли населенных пунктов

6170

Земли промышленности, транспорта и иного назначения

7821

Земли лесного фонда

211695

Земли водного фонда

797

Земли особо охраняемых природных территорий

91534

Земли запаса

430

Распределение земель по категориям показывает, что большая часть территории района занята землями лесного фонда, на долю которых приходится 57,7%, землями особо охраняемых природных территорий – 25%, землями сельскохозяйственного назначения - 13,1%, земли населенных пунктов занимают 1,7%, земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения - 2,1%, земли водного фонда – 0,2%, земли запаса – 0,1% земельного фонда района, земли особо охраняемых территорий и объектов – 25,1%

Рис.2.3.

Характеристика землепользования в

Майкопском районе

Отличительной особенностью территории Майкопского района является значительный процент площади земель, относящихся к категории лесного фонда.

Необходимые мероприятия:

1. Подготовка положений о предоставлении земельных участков на территории района, в том числе и субъектам малого предпринимательства (первая очередь);

2. Содействие в подготовке администрациями поселений проектов межевания на основании изменения границ населённых пунктов в утверждённых генеральных планах (расчётный срок);

3. Оказание содействия утверждению юридического статуса земель особо охраняемых природных территорий местного значения (первая очередь);

4. Формирование и проведение кадастрового учета земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, необходимых для размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе и на межселенных территориях (первая очередь – расчётный срок);

5. Формирование и проведение кадастрового учета земельных участков, расположенных под жилыми домами, находящимися в муниципальной собственности (первая очередь);

6. Разработка в рамках землеустройства схем и проектов охраны земель сельскохозяйственного назначения (Схемы природно-сельскохозяйственного районирования с целью сохранения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, проектов противоэрозионных мероприятий, проектов по созданию лесных полос и насаждений (расчётный срок);

7. Составление схемы особо ценных сельскохозяйственных земель (первая очередь);

8. Разработка программы сохранения почв и повышения их плодородия на территории района (первая очередь);

9. Разработка проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий (первая очередь).

3. Демография и трудовые ресурсы.

Демографический прогноз является неотъемлемой частью комплексных экономических и социальных прогнозов развития территории и имеет чрезвычайно важное значение для целей краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования развития территории. Демографический прогноз позволяет дать оценку основных параметров развития населения региона на основе выбранных гипотез изменения уровней рождаемости, смертности и миграционных потоков, таких как половозрастной состав, обеспеченность трудовыми ресурсами, дальнейшие перспективы воспроизводства и т.д.

Прогноз развития демографической ситуации района.

Оценочная численность населения Майкопского района без учета миграции по стабилизационному сценарию развития к 2016 году составит 54156 чел, а к 2026 году – 51932 чел. Развитие экономики района, расширение имеющегося портфеля ресурсов, привлечение инвестиций, улучшение социальной инфраструктуры позволят обеспечить устойчивый миграционный прирост населения района, что не позволит допустить обвального сокращения численности населения, и к 2016 году перспективная численность населения района составит 55160 чел., а к концу расчетного периода все таки снизится до 54500 чел. (табл. 2.5).

Табл.2.5.

Оценка численности населения Майкопского района по стабилизационному сценарию развития, тыс. чел.

2006г.

2012

2017

2022

2027

без учета миграции

55310

54691

54156

53365

51932

с учетом миграции

55310

55100

55160

55050

54500

Как наиболее вероятный для демографического развития рассматривается стабилизационный сценарий развития. Для изменения существующих моделей воспроизводства населения района необходимо помимо повышения уровня рождаемости, одновременное сокращение сверхвысоких показателей смертности в районе и усиление миграционного притока на территорию района.

Двумя составляющими будущих демографических тенденций района будут воспроизводственные и миграционные процессы. Учитывая различную специфику, природу и объект управления этих двух процессов, обоснованным является и разграничение мероприятий по ним.

Осуществление политики по стимулированию рождаемости и укреплению семьи связывается с такими наиболее распространенными мерами, как различные денежные пособия, выплачиваемые единовременно или ежемесячно. Помимо этого, к данному комплексу мероприятий будут относиться: меры, направленные на охрану здоровья беременных женщин и новорожденных, снижения уровня смертности, налоговые льготы и т.д.

Спецификой района является развитие туристического кластера, как одного из основных видов экономической деятельности. В связи с этим проектом предусмотрено единовременное пребывание на территории района 15 500 рекреантов с проживанием. По рекреационным зонам данный контингент распределяется в соответствии с данными указанными в разделе «Туристско-рекреационный комплекс».

Табл.2.10.

Прогноз численности трудоспособного населения Майкопского

района на расчетную перспективу, инерционный сценарий

(без учета миграций), на начало года.

Возрастные категории

2006 г .

2012 г .

2017 г .

2022 г .

2027 г .

тыс. чел.

тыс. чел

в % к 2006г.

тыс. чел