Главная              Рефераты - Разное

1 статистическая обработка данных исследований развития связной речи младших школьников - реферат

Бюджетное оздоровительное образовательное учреждение нижневартовская санаторно - лесная школа

Развитие речи и мышления

учащихся посредством описания репродукций известных художников

Учитель: Антонова Галина Васильевна

г. Нижневартовск

2010 год

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………2

ГЛАВА 1 ДИАГНОСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ……………..…………4

1.1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ…………………………..4

1.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………………..5

1.3. статистическая обработка данных исследований развития связной речи младших школьников………………………………………………………………………6

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЯМИ ПО КАРТИНЕ………...7

2.1. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТЫ НАД КАРТИНОЙ……………………..9

2.2. ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД КАРТИНОЙ………………………………………………...11

2.3. СОЗДАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ…………………………………………………………………………………18

2.4. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……….21

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВА…………………………………....23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………...24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (примеры детских сочинений) ………………………………………….28

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (памятка работы с текстом сочинения)………………………………...29

ПРИЛОЖЕНИЕ 3(задания на определение истинности или ложности суждений)………………………………………………………………………………………30

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (игры на развитие речи)………………………………………………….31

ВВЕДЕНИЕ

«Никогда еще дети не нуждались

так в обогащении языком,

как нуждаются они в наши годы,

когда жизнь всесторонне изменяется,

создается множество нового

и все требует новых словесных форм»

М.Горький

Эти слова актуальны и в настоящее время.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Проблемы речевой деятельности привлекают внимание учёных. Об этом говорит поток научных исследований. Работы Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации деятельности в развитии речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи. Одним из путей такой организации является работа по развитию связной речи на уроках русского языка и литературного чтения.

Развитие речи и мышления учащихся - это основа школьного обучения языку. Среди разнообразных упражнений, которые применяются мной в целях повышения речевой культуры учащихся, особое место занимают сочинения.

Почему я выбрала эту тему для аттестации? Издательство «Просвещение» выпускает множество прекрасных поурочных разработок по обучению русскому языку для учителей. Но когда по программе следует работа по картине, авторы этих пособий ограничиваются лишь названием темы урока. Отсюда возникла идея систематизировать работу по картине на уроках русского языка в начальных классах. В моей работе последовательно представлены планы уроков по временам года, по темам программы русского языка (традиционный учебник).

Актуальность данного комплекса определяется тем, что изучение механизмов развития связной речи является важной задачей системы образования.

Как организовать работу по формированию умений и навыков связной речи, как научить ребенка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы по развитию связной речи, какие виды работ являются наиболее эффективными? Эти вопросы послужили основанием для выбора темы представленной мной комплекса.

Объектом исследования является связная речь младшего школьника.

Предметом исследования является процесс развития связной речи младшего школьника.

Основная цель моей работы – изучить приемы работы по развитию связной речи младших школьников.

Задачи исследования состоят в следующем:

1. Развить у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного.

2. Учить без боязни делиться своими переживаниями.

3. Развивать потребность описывать красоту окружающей природы, красоты человека, приобщать его к миру прекрасного.

4. Подобрать методические приемы для развития связной речи посредством описания репродукций известных художников и применить их на практике.

Методы исследования : анализ методической литературы, опрос, анализ результатов, полученных в ходе исследования.

Упражнения творческого характера, связанные с развитием речи, имеют большое значение для формирования навыков грамотного письма и мышления учащихся, позволяют решать вопросы нравственного воспитания, расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром. Очень важно обеспечить ученику полный контакт с произведениями искусства как можно раньше и сделать эти встречи увлекательными и незабываемыми.

Понятие «сочинение» должно остаться в методике обучения русскому языку, оно необходимо как общее обозначение особого вида речевого упражнения. Как определяет М.Р. Львов, «сочинение школьное - учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира» (словарь - справочник по методике русского языка. -М. - Просвещение, 1988 г., стр. 195).

Ценность детского сочинения и состоит в том, насколько в нем нашли отражение его чувства, мысли, восприятие им описанного. И чем раньше начнется эта работа, тем быстрее осуществится продвижение учеников в общем развитии.

ГЛАВА 1. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

1.1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

В начале учебного года я определяю уровень развития связной речи учащимся, пользуюсь следующими заданиями:

Задание №1 . Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности (предложения можно дополнить своими словами).

1. Осень. 2. Дети сажают молодые деревца. 3. Дети копают ямки вдоль улицы.

2. 4. Весна. Деревья зазеленели. 5. Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев.

Задание №2. Распредели сюжетные картинки в последовательности происходящих событий.

Обобщив полученные результаты, учащиеся распределяются на следующие уровни:

1. Низкий уровень - в письменной речи отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается. А также в своей речи ребенок употребляет простые не сложные предложения. Наблюдается 2-3 ошибки в последовательности сюжета.

2. Средний уровень - в речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность. Наблюдается 1-2 ошибки в последовательности сюжета.

3. Высший уровень - в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в своей речи выразительные слова, словосочетания, отвечая на вопросы целесообразно и ясно. Картинный сюжет собран правильно и последовательно.

Результаты диагностики отражены в таблицу 1

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня развития связной речи на констатирующем этапе:

уровни

высокий

средний

низкий

%

чел

%

чел

%

чел

2 класс

25

5

35

7

40

8

Таким образом, на 1 (высоком) уровне в классе находятся 25% учащихся. На 2 уровне находятся 35% учащихся. На 3 уровне в классе находятся 40% учащихся. Т. о большинство учащихся 2 класса находятся на низком уровне развития связной речи.

Исходя, из данного исследования передо мной стала задача поднять уровень развития связной речи у учащихся 2 класса. Для этого я использовала следующие методы и приемы.

1.2. Методические приемы развития связной речи младших школьников

Формирующий этап - цель, которого было подобрать комплекс упражнений направленных на развитие связной речи младших школьников.

Мной был подобран комплекс упражнений направленный на содержательность, логичность, точность, выразительность, произносительность, правильность.

В первую группу упражнений направленных на точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковая правильность я отнесла следующие упражнения:

1. Составь текст о котике по рисунку или расскажи о своем котике (устно).

2. Составь из слов два предложения.

Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину .

3. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.

Весной, в, купаются, воробьи, лужах.

Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его.

4. Прочитай. Составь из слов два предложения.

На лугу паслись козы и овцы они щипали траву.

Составь рассказ по картинкам. Как ты его озаглавишь?

Почему?

6. Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что произошло в лесу.

Во вторую группу упражнений направленных на выразительность, содержательность, ясность речи, входят следующие упражнения:

1. Прочитай текст.

Подруги.

Оля часто болела. А ее школьная подруга Лена росла ловкой и сильной. Девочки задумались: почему так? Каждый день Лена начинает с зарядки. Зимой катается на лыжах и коньках. Лена решила помочь Ольге стать сильной.

Подготовь продолжение текста о том, как Лена будет помогать Оле. Напиши два предложения.

2. Рассмотри рисунки. Составь текст на тему "Мы любим спорт".

3. Составь из данных слов четыре предложения. Напиши.

Есть, театр, в Москве, удивительный.

На сцене, медведи, обезьяны, лисицы, слоны, выступают.

Много, приносит, встреча, радости, со зверями, детям.

Актеров, Наталья Юрьевна Дурова, готовит.

4. Прочитай начало сказки.

В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки.

Однажды к мастеру пришел... .

Придумай продолжение сказки.

5. Составь текст из трех - четырех предложений на тему "Дятел - полезная птица". Начни текст предложением: Не зря дятла лесным доктором называют! Напиши текст.

6. Прочитай и сравни два заголовка: "Наш класс", "Наш класс дружный". Одинаковы они или отличаются друг от друга? Объясни.

Составь текст, используя один из заголовков. Напиши три - четыре предложения.

7. Составь по рисунку рассказ. (Можно пользоваться опорными словами)

Опорные слова: игра, обруч, следят, две команды, ловко.

Пролезть, упала, опечалилась, внимательно.

Таким образом, прежде чем начать работу над описанием картин, нужно развивать связную речь у детей, необходимо использовать различные приемы и методы направленные на достижение данной цели.

1.3. Статистическая обработка данных исследований развития связной речи младших школьников

Контрольный этап - цель, которого сравнить анализ полученных результатов, направленных на развитие связной речи младших школьников 2 класса.

После применения различных методов и приемов, направленных на развитие связной речи у младших школьников, я провела работу по той же методике, что применяла на констатирующем этапе.

Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Динамика уровня сформированности развития связной речи у учащихся 2 класса

Уровни

1

%

чел

динамика

2

%

чел

динамика

3

%

чел

динамика

Констатирующий

этап

25

5

35

7

40

8

Контрольный этап

25

5

0

45

9

+ 2

30

6

- 2

Результаты контрольного этапа свидетельствуют о том, что у учащихся 2 класса уровень развития связной речи повысился не значительно. Но все же степень развития связной речи улучшилась. Таким образом, упражнения, проведенные с детьми в процессе обучения развития связной речи, положительно повлияли на развитие связной речи.

Исходя, из выше зафиксированных данных я сделала вывод, что в классе на высоком уровне развития связной речи количество учащихся не изменилось. На среднем уровне развития связной речи количество учащихся увеличилось на 2 человека. Данные показали, что на низком уровне развития связной речи количество учащихся уменьшилось на 2 человека. Возможно, незначительное увеличение на среднем уровне связано с малым количеством проведенных занятий. Но я учитывала возрастные особенности детей и то, что во 2 классе уже вплотную нужно подходить к работе над сочинениями. В частности и по репродукциям известных художников.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЯМИ ПО КАРТИНЕ

Особенность сочинения по картине состоит в том, что оно выполняется не на основе впечатлений от живой действительности, в которой может иметь место случайность, а на основе восприятия и изучения произведения искусства, где талантом художника все организовано в соответствии с его эстетической задачей. Не случайно сочинения, написанные на основе картины, обычно богаче сочинений, выполненных на основе аналогичного материала живой действительности. Создавая сочинение на основе восприятия картины, школьники учатся переводить понимание картины в эмоции, ею вызванные, в слово, в текст, в произведение литературы.

Таким образом, сочинение по картине — это путь от одного вида искусства к другому. Вот почему сочинение по картине для учащихся особенно поучительно и в методике развития речи дидактически очень значимо.

Закономерным является возрастание роли межпредметных связей призванных синтезировать знания учащихся по русскому языку, литературе, живописи.

Восприятие культуры, духовной классики требует от человека значительных усилий, развития умения вступить во внутренний диалог с автором произведений искусства. Таким образом осуществляется преемственность поколений в освоении духовной культуры.

Сочинение — это работа над связной речью. Чтобы вооружить детей умением правильно употреблять изучаемые грамматические формы в их собственной речи, можно использовать сочинения по картине с грамматическим заданием. Конечно, нельзя каждое сочинение связывать с повторением или закреплением какой-либо конкретной грамматической темы. Но иногда все-таки мы обязаны учить школьников к месту и правильно употреблять ту или иную грамматическую форму в связном тексте, в противном случае их знания по языку будут формальны и неглубоки, а навыки неустойчивы.

Одной из форм такой работы и являются коллективные сочинения, об условиях организации которых прекрасно сказала М. А.Рыбникова: «Учитель зачастую сам подготовляет впечатления и обрабатывает их. Кроме свежести и яркости впечатлений, желательна их коллективность. Класс чувствует свое рабочее единство».

— Как же учитель «обрабатывает впечатления»?

— Пишет предварительно то сочинение, над которым предстоит работа.

— Почему?

—Потому что в сочинении необходимо употребить изучаемые грамматические формы в достаточном количестве, а это может обеспечить только учитель: в зависимости от того, как он руководит работой класса, как формулирует вопросы, на что он обращает внимание учащихся, как добивается более совершенной редакции предложений, в ткань сочинения будут «вплетены» те или другие слова.

Именно поэтому коллективные сочинения легче, проще связать с грамматическими заданиями, чем индивидуальные, самостоятельные.

Написание сочинения - это речевая деятельность, осуществляемая в письменной форме. Она предполагает наличие коммуникативно-речевого мотива, а также учет особенностей адресата и ситуации общения. Следовательно, чтобы письменная речь осуществлялась в условиях, приближенных к естественным условиям функционирования речевой деятельности, необходимо, чтобы ученик осознавал, для кого и при каких обстоятельствах он пишет свое сочинение и, главное, хотел бы его написать.

Письменные тексты всегда принадлежат к определенному стилю, типу и жанру речи, выбор которых определяется коммуникативными задачами и условиями общения. Поэтому при работе над сочинениями я обязательно учитываю, текст какого стиля, типа и жанра будут создавать мои ученики.

При написании сочинений почти у всех детей возникают трудности. И перед учителем стоит проблема: учащиеся не умеют и не любят сочинения. А в старших классах им еще труднее дается такая работа.

Я думаю, что прежде всего детям должен нравиться такой вид работы. Это сделать очень просто: надо давать темы, которые будут интересны.

2.1.ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТЫ НАД КАРТИНОЙ

Итак, проанализировав методическую литературу, я поставила перед собой цель: совершенствовать работу по развитию речи и мышления учащихся посредством описания репродукций известных художников.

Но умеют ли дети описать то, что нарисовал художник, поделиться своими впечатлениями о картине, заинтересовать слушателей? Эти вопросы всегда волновали меня. Ведь умение смотреть картину - это целая наука, которая раскрывается постепенно и тесно связана с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Дети плохо воспринимают трехмерное пространство, глубину картинного изображения, теплые и холодные тона, оттенки, цветовые пятна, а вот уловить и понять настроение картины, чувства, которые хотел передать художник, - это им удается сразу.

Хочу дать несколько советов тем, кто испытывает затруднения в организации сочинения по картине.

1. Необходимо вспомнить о лексике, которая связана со спецификой живописи, и найти разъяснения терминов: «теплые» и «холодные цвета», «натюрморт», «пейзаж», «портрет», «репродукция картины». Для подготовки учащихся к работе над сочинениями использую как уроки природоведения, так и уроки изобразительного искусства. Например, для разъяснения термина

- «Пейзаж»:

Если видишь: на картине Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

То подобная картина

Называется: пейзаж.

(А. Кушнер)

-«Натюрморт»:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или груша, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это - натюрморт.

(А.Кушнер)

Выбранная картина должна быть подлинным произведением искусства, соответствовать возрастным особенностям учащихся и по содержанию быть доступной для восприятия.

2. Определить тему картины (обычно тема картины отражается в ее
названии), выделить главное и второстепенное. Чтобы полнее раскрыть
содержание произведения, надо знать жизнь и творчество художника, найти
материал о создании данной картины, яркий факт из биографии художника или
его творческой деятельности.

3. Правильно построить беседу по картине, направить внимание детей на основное в картине, но не упускать из виду и детали, имеющие не менее важное значение. Необходимо выяснить, как и какими средствами художник сумел воплотить свою идею, попытаться войти в эмоциональный мир картины, прислушался к себе: какие чувства вызывает эта картина?

4. В центре внимания учителя на уроке должно быть поведение учеников, которое заключается в следующем:

способность полноценно воспринимать произведения искусства, сопереживать, эмоционально откликаться на увиденное;

- способность обнаружить авторское присутствие в картине и войти в диалог с ним;

- способность воспринимать картину как часть реально существующего мира: предугадывание того, что происходит за пределами картины вправо или влево - дальнейшее поведение героев, логика завершения события и т.д.

Сложность в реализации этих советов заключается в том, что учитель должен уметь выстроить общение детей при анализе картины, уметь предугадать детские версии, выработать у детей умение слушать высказывания товарищей и проявлять отношение к ним, уметь прокомментировать творческую историю картины и проследить ее путь от замысла к воплощению. Учитель не должен являться носителем правильной, единственно важной версии, помочь им выразить словами свои впечатления, свое видение картины. Недопустимо, когда дети, подчиняясь авторитету учителя, беспрекословно соглашаются с тем, в чем хочет убедить их учитель. Поэтому для меня очень важна композиционная идея урока, продумывание формулировки вопросов и их последовательность, прогнозирование детских версий, предчувствие эмоциональных подъемов и моментов затруднения на уроке. Завершающими вопросами при анализе картины должны быть вопросы об идее произведения, о том, что хотел сказать художник этой картиной.

Работать по развитию речи надо непрерывно, в течение всех лет учебы ребенка в школе и на каждом уроке. С первых дней обучения необходимо тренировать у детей произносительный аппарат, планомерно пополнять словарный запас, знакомить с механизмом построения предложений. Все это позволяет успешно формировать у школьников навык составления текстов: устных пересказов( в различных вариантах), устных рассказов, письменных изложений и сочинений различных видов.

Часто я использую задания из пособий Ф.Д. Костенко «Дидактический материал по развитию речи» (для П(Ш) - Ш(1У)кл.): дописывание рассказов по началу и концу, работа с деформированными текстами, озаглавливание, составление планов и сокращенных рассказов.

Значительное место в системе работы по развитию речи я отвожу письму сочинений по картинам.Для этого я использую репродукцию картин И. Шишкина, А. Пластова, И.Левитана, К. Юона и других.

2.2.ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД КАРТИНОЙ

Приемы работы самые разнообразные. Так, при написании сочинения по картине А. Пластова «Первый снег», ученики используют опорные слова, которые я заранее пишу на доске:

Снег (мягкий, пушистый, рыхлый, липкий, мокрый, сухой, мелкий, колючий);

Снежинки ( маленькие, легкие, красивые, холодные, сверкающие, причудливые); Падают (летят, кружатся, ложатся, усыпают землю);

Небо (низкое, облачное, серое, пасмурное, мутное, хмурое, неприветливое).

В результате учащиеся имеют возможность при работе над сочинением выбирать самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.

Готовясь к сочинению по картине дети предварительно упражняются в распространении простых предложений, которые даю им, зачем пишут сочинение. На каждой парте имеется: «Словарь эпиграфов» по временам года, перечень «Цвета и их оттенки», словарь «Выражения отношения», словарь фразеологизмов, словарь антонимов, синонимов, что предоставляет учащимся большую самостоятельность.

При подготовке к сочинению я беру тему интересную, близкую и понятную ученикам. В ходе работы над текстом стараюсь развивать воображение детей, их фантазию, приучаю требовательно относиться к слову: к его точности, меткости, образности. Каждое сочинение после проверки обязательно анализируют в классе при активном участии детей с целью научить их отмечать положительное и недостатки.

Первостепенное значение отвожу развитию навыков чтения, интереса к художественной литературе как средству обогащения речи учащихся новыми словами и синтаксическими конструкциями.Ученики любят заучивать стихи наизусть, стараются выразить в чтении свои мысли и чувства.

На своих уроках развиваю воображение учащихся, художественный вкус, умение аргументированно делать выводы о мотивах поведения и поступках героев, видеть авторское отношение к описываемому событию, понимать основную мысль произведения, с интересом, творчески работать над сочинением, в котором они используют не только личные наблюдения, но и выражают свое отношение к описываемому.

Все это даст им возможность в дальнейшем продолжить литературное образование в среднем и старшем звене, способствовать совершенствованию общего умственного развития, формировать личностные качества.

Эстетическое воспитание в начальной школе во многом связано со способностью учителя применять в ходе урока произведения искусства. Обращение к картине развивает культуру речи и чувств, а также образное мышление. Умение смотреть картину—целая наука, и она, как всякая другая наука, дается постепенно, в системном подходе, в приобретении навыков и опыта прочтения произведений искусства.

Каждый практик сталкивается с трудностями в проведении бесед по картине. Во многом они связаны с плохой печатью репродукций, не вызывающей эмоциональных чувств. Поскольку воспроизведение картин, в том числе и а учебных пособиях, как правило, очень посредственное, можно использовать слайды. Большой размер изображения на экране помогает более отчетливо видеть детали и элементы композиции, сосредоточить внимание.

Восприятие произведений искусства учащимися начальных классов тесно связано с, их возрастными возможностями .и психологическими особенностями. У ребенка младшего школьного возраста образно-чувственное восприятие цвета развито наиболее отчетливо. Опора на способности детей эмоционально воспринимать цветовое решение картины, оформлять свои переживания в виде рассказа во многом помогает выявить содержание произведения,

По большей части затруднения в организации беседы по картине связаны с тем, что дети плохо воспринимают трехмерное пространство в двухмерной плоскости. Восприятие глубины картинного изображения приходит с опытом зрительских ощущений. Чем больше человек смотрит фотографий, иллюстраций, картин, тем быстрее накапливается опыт, переходящий затем в подсознательный акт. А у ребенка про­странственное мышление нужно еще сформировать, и лучше всего это делать в начальной школе.

Безусловно, подобный квалифицированный труд возможен при определенной искусствоведческой подготовке, которая является плодом усердия самого учителя. Остановлюсь на основных представлениях, которые подсказывают направление в данной работе. Предлагаю рассмотреть опорные категории: цвет, форму, пространство, компо­зицию, образ.

Цвет. Теплые и холодные тона, оттенки, цветовые пятна по всей поверхности холста, а не только в окраске двух-трех предметов, цвет и настроение - эти понятия помогают войти в эмоциональный мир картины, дать первый, а иногда главный толчок к восприятию замысла художественного произведения.

Форма (элементы изображения). Нередко при описании картины ограничиваются попыткой раскрытия главных персонажей или узловых элементов (предметов) композиции, опуская детали, имеющие не менее важное значение. Чтобы понять, почему художник поместил ту или иную деталь на полотно, какой смысл она имеет, что изменилось бы при ее отсутствии, нужно эту деталь просто заметить, не пропустить, остановить на ней внимание, подумать, как художник смог ее написать.

Пространство. Действие картины, как правило, разворачивается на первом, или ближнем, плане, где, согласно закону линейной перспек­тивы, изображение более крупное и заметное. Движение вглубь картинного пространства, рассмотрение второго и дальнего планов затруднено. Дети нелегко воспринимают и тем более привыкают к уменьшению масштаба изображения, порой очень резкому. Оно кажется им неестественным. Понятийная пара «ближе — больше, дальше — меньше» входит в сознание ребенка лишь постепенно. Здесь огромное значение имеет собственно рисовальная практика. Установка с первых шагов школьного рисования на правильное пространственное построение рисунка (линия горизонта, первый, второй и дальний планы) помогает понимать подобие в картинах художников, способствует быстрому становлению пространственного мышления детей.

Композиция. Чтобы изображение не распалось на отдельные чести, надо подумать, чем и как художник «скрепляет» их в единое целое, как объединяет их. Для чего он все подробности изображал?

Образ. Постепенное раскрытие богатства мыслей и чувств, заложенных в художественном произведении, дает объемное понимание его образного содержания. Картина начинает восприниматься учащимися как часть реально существующего мира. Вопрос типа «Что происходит за пределами картины влево или вправо?» развивает воображение детей, заставляет их глубже понять представленную в картине действительность, помогает включиться в ход мысли художника.

Существует старое присловье: «Картину нужно не только смотреть, но и видеть!» Оно означает, что восприятие произведения искусства требует определенной аналитической работы. Внимательное рассмотрение всех подробностей и деталей приводит к трем главным вопросам: «Что изображено? Как это сделано? Почему?» При этом часто очевидное и, казалось бы, само собой разумеющееся становится не уж явным. Вместо простого пересказа сюжетной канвы необходимо создать поисковую ситуацию, которая всегда увлекательна, а следовательно, играет развивающую роль. Попробуйте сами ответить на подобные вопросы:

· Для чего в картине К. Юона «Конец зимы» изображена поленница дров?

· С какой целью И. Шишкин в картине «Рожь» поместил в центре хлебного поля сосну, да еще не одну?

· Что за дом показан в картине В. Поленова «Московский дворик»? Почему именно такой дом выбрал художник?

· Зачем В. Васнецов в «Богатырях» на первом плане написал не могучие деревья, а маленькие сосенки?

Чтобы раскрыть содержание произведения, надо прочитать о жизни художника, найти материал о создании того или иного произведения, «зацепиться» за какой-то яркий факт либо в биографии автора, либо в его поисках замысла и воплощения картины.

Как же построить урок гак, чтобы дети проникались духовными богатствами с самой восприимчивой поры, с раннего детства? Рекомендаций на все случаи жизни, разумеется, не существует. Дело это тонкое, творческое, во многом зависящее от индивидуальности учителя.

У одного превалирует эмоциональная сторона, у другого логическая. Некоторые применяют элементы театра, другие используют литературу, музыку, предметы и знания всего школьного цикла, например успешно вводят природоведческий аспект. Приемов оживления беседы по картине множество, важно их умело сочетать.

— Почему картина называется «Февральская лазурь»? Слышали ли вы такое слово — лазурь: Что оно означает?

Если дети затрудняются, я подсказываю:

— Иногда говорят — лазоревые небеса. А в картине Грабаря какое небо?

Дети с помощью учителя замечают оттенки голубого, синего цвета.

— Лазурь — это светлая синяя или голубая краска. Еще есть светло-зеленая краска. Когда бывает такое небо?

— В яркий солнечный день.

— Что еще помогает понять, что день солнечный?

— Сверкают стволы берез. На них тоже солнце.

— А ствол березы и веточки изображены чисто белыми?

— Нет, они разноцветные: желтые, красноватые, оранжево-коричневые, потому что солнышко на них как бы играет.

— Ребята, а как, по-вашему, день холодный или теплый? Как это определить?

— Это зима. На опушке лежит снег, поэтому день должен быть холодный. Но уже пригревает солнышко. Так бывает ближе к весне, значит, день не морозный.

— А какими красками написал бы художник этот же пейзаж, если бы хотел показать стужу?

— Он бы писал больше серыми и синими красками.

— Да, такие цвета называются холодными. В картине преобладал бы холодный тон. А солнечные краски называют теплыми. Повторим, глядя на картину, какие краски бывают теплыми.

Дети повторяют.

— В картине И. Грабаря «Февральская лазурь» сочетаются теплые и холодные тона, вот почему мы и догадались, какой чудесный солнечный зимний день изобразил художник.

А сейчас скажите, какая береза на первом плане: молодая или старая?

— Береза уже старая, потому что она искривленная, огромная, у нее толстый ствол, много веток.

— А на втором плане какие березы? Как вы их определили?

— Там одна старая береза и много молодых. Определили по стволам.

— А по веткам можно понять, где молодая, а где старая береза?

— Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает синее небо. Кажется, что до него очень далеко.

Предлагаю ладонью закрыть нижнюю часть картины и спрашиваю:

— Что напоминает узор веток: сплетение белого на синем фоне?

— Морозный узор на окне. Кружево.

— Да, действительно, кружево. Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в густую нарядную листву, но и зимой, когда его ветви как бы купаются в прозрачном морозном воздухе. Чтобы зримо увеличить высоту березы и показать кружево веток на фоне синего неба,

И. Грабарь даже вырыл в снегу траншею, чтоб он смотрел на дерево снизу вверх. Когда в картине много неба, то горизонт получается низкий.

Скажите, дети, а на линии горизонта, в глубине картины, какие деревья? Почему они такие маленькие? Почему художник поместил их так далеко?

— Это рощица молодых березок. Они маленькие, потому что предметы вдали всегда кажутся меньше. Художник как бы отодвинул рощу, что­бы она не мешала видеть березу на первом плане. Он ее отделил.

— Да, такую могучую красавицу березу не так легко найти. Она растет на просторе, и художник нас приглашает полюбоваться ее велико­лепием. А почему именно березу выбрал художник?

— Она как королева, Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. Береза ассоциируется с чувством Родины.

Читаю стихотворение С. Есенина «Белая береза под моим окном». Звучит музыка П. Чайковского «Времена года».

Разумеется, ответы школьников не столь точны, логичны, иногда их ощущения смутны и не находят нужного словесного выражения. В этот момент очень важно помочь им найти необходимое слово, его синонимы, подсказать выражение, обобщить высказанные мысли.

Заинтересованность рождает эмоциональный подъем, позволяющий детям глубже освоить представленную в картине действительность и понять идейный замысел произведения художника.

Прекрасное есть повсюду - в природе, в благородных поступках людей. Но для младших школьников красота природы на первых порах понятнее.

Вот фрагменты урока во втором классе, где проводилось сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «В чем красота русской зимы», доказывают это.

После вступительного слова о волшебнице-зиме, чтения стихотворений А. Пушкина, прослушивания грамзаписи «Времена года» П. Чайковского провожу оживленную беседу.

• Какие поэтические картины возникли в вашем воображении?

• Какой любимый цвет у зимы?

• Какое чувство, настроение связано с белым цветом? (Чистоты, света, свежести, праздника.)

• Можно ли узнать, какое настроение бывает у зимы? (Разное.)

• Отчего это зависит?

• Значит, зима, как живое существо, умеет переживать, радоваться.

Перед нами стоит задача описать природу зимой, передать ее настроение, красоту зимнего наряда, указать, почему стало так светло и празднично вокруг, описать ее волшебство. Итак, наступила зима. Мы должны поприветствовать ее приход. Что можно сказать о ней? (Зима — чародейка, кудесница, раскинула серебристый ковер, покрыла поля и тропинки, замахала рукавицей. И т.д.)

- Что можно сказать о погоде? (Погода стоит ясная и морозная.)

- А что вам особенно нравится в ясную морозную погоду? (Под солнечными лучами искрятся, переливаются снежинки разными огоньками. Воздух чист и прозрачен. От мороза горят щеки.)

- Но вот зима заглянула в лес. Взмахнула она своей рукавицей и окутала березки серебряным инеем, а на елочки и сосенки надела снежные варежки. (Дети дополняют своими наблюдениями.)

- Да, ребята, в лесу стало холодно, и мы вернулись в класс. Остановились и замерли от удивления. Что такое на окнах? (Да это причудливо разрисованы на окнах сказочные узоры, а на них серебряный иней. Иней переливается, сверкает. Узоры такие красивые, глаз не оторвешь.)

- Чем же удивила нас зима в пасмурную погоду? (Первый ученик: тяжелый снег. Тучи заволокли небо. Злой ветер кружит снег, бросает его на землю, ничего кругом не видно. Второй ученик: метель засыпала кусты, накинула на деревья белые полушалки.)

Значит, для того чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время. Избегайте повторений слов, отбирайте только самое главное. Чтобы сочинение получилось ярким, необходимо добиваться связности текста, красочности в описании, правильного построения предложения. Мы должны представить себе зиму так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем.

Обобщая сказанное, хочу порекомендовать учителям:

1) научить с первых шагов обучения родному языку видеть красоту речи, развивать наблюдательность, помогать замечать изменения в природе, т.е. разбудить и развивать высокие эстетические чувства;

2) научить грамотно, последовательно описать увиденное;

3) соблюдать системность в работе, т.е. каждый день отводить на эту работу не менее 10 минут;

4) чтобы показать образность, красоту родного языка, знакомить детей с I класса с изобразительно-выразительными средствами языка (олицетворением, сравнением, эпитетами)

2.3. СОЗДАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ

Сегодня в школах особое внимание уделяется развитию мышления детей. Один из способов развития мышления - это развитие речи. Признаки сформированного и гибкого мышления - умение анализировать, обобщать, логически правильно, четко, а также эмоционально строить свою речь.

Работа по развитию речи должна проводиться с самых первых ступеней обучения. Но «речь - это языковая функция», поэтому говорить именно о развитии речи как таковой нельзя. В этом вопросе следует обратиться к психологии. Разрабатывая вслед за Л. С. Выготским теорию деятельности, психологи пришли к выводу, что речь тоже является своеобразной деятельностью, речевой деятельностью. «Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения» (И. А. Зимняя). Именно на последний пункт данного определения хотелось бы обратить особое внимание. Учитель чаще всего не обеспечивает ученику конкретной ситуации общения (осознания того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах он обращается с речью) - обычно он «просто» пишет сочинение или «просто» отвечает на вопросы по пройденному материалу. В реальной же речевой практике «просто» высказываний не создают.

Таким образом, из вышеназванной психологической характеристики речевой деятельности вытекают два методических вывода:

1) прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие
высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них
соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение; .

2) предлагая детям создать текст, важно обеспечить им понимание того, к кому,
зачем и при каких обстоятельствах они обращаются.

Изучение психолингвистической и методической литературы привело нас к выводу о необходимости создания речевых ситуаций для совершенствования речевой деятельности, особенно при проведении сочинений.

Методика предлагает следующие этапы подготовки к сочинению:

1) создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение
необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе,
организация наблюдений, обуждение задач и условий ситуации;

2) предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы.
Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, природоведения, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств;

3) написание сочинения (М. С. Соловейчик),

Как видим, создание речевой ситуации выделяется в отдельный этап и впоследствии не затрагивается. Мы предлагаем создавать дополнительную речевую ситуацию непосредственно на этапе предварительной подготовки.

Как организовать подготовку к сочинению во II классе.

Сочинение «Наши сказки»

Цели:

1) развивать речь учащихся путем расширения словарного запаса, развития воображения, наблюдательности и мышления;

2) учить составлять план и работать с ним;

3) познакомить со сложными словами, их образованием и написанием;

4) воспитывать интерес к родному языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей, стремление к добрым поступкам.

Оборудование: выставка книг, таблицы с составными частями сказки, рисунки, пословицы, грамзапись, таблицы по сложным словам, орфографически трудные слова на доске, индивидуальные карточки с планом.

Создание речевой ситуации . Проведение сочинения было запланировано перед 8 Марта. За 1,5 недели до этого с детьми был проведен классный час о мамах и было реше­но к празднику создать книжку сказок нашего класса для мам, подарить ее на празднике.

Предварительная подготовка проводилась с начала третьей четверти на уроках чтения, русского языка, изобразительного искусства. В классе был вывешен лист ватмана, на который дети за последнюю неделю собирали слова, словосочетания для своих сказок. Кроме того, в центре листа находилась рубрика «Проверь себя!» в виде викторины «вопрос -ответ», причем ответы были скрыты за откидными полосками бумаги. Детям для повторе­ния и самопроверки были предложены следующие вопросы: назови три вида сказок. Назови три части сказки. Какие слова у потребляются в зачине? Какие слова употребляются в концовке? Какие две силы всегда борются в сказке? Какая сила всегда побеждает? Назови магические числа сказки. Данные вопросы рассматривались на уроках чтения и изобразительного искусства. Лист выглядел так:

Герои сказок

Проверь себя!

Сказочная местность

Положит.

Отрицат.

вопрос ответ

Волшебные предметы

Волшебство

Собранный языковой материал позволил сильным и средним ученикам систематизировать знания, а слабым - пополнить их.

Начиная урок, создаю дополнительную речевую ситуацию, настраивая детей на написание сказки:

- Я хочу рассказать вам историю одной книги и одной писательницы. Эта книга называется «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», написала ее Астрид Линдгрен. Как эта женщина стала писательницей? Литература вовсе не была ее профессией. Много лет она помогала мужу печатать на машинке, а вечерами рассказывала детям разные истории. Но как-то зимой она поскользнулась на улице и сломала ногу. Чтобы не скучать, она стала записывать свои сказки: решила сделать подарок дочери на день рождения - самодельную книжку. Дочка уговорила маму послать эту книжку в издательство. Так и появились на свет различные книги со сказками Астрид Линдгрен.

Вы пока еще учитесь, но, может быть, кто-то из вас в будущем станет писателем. А скоро приближается праздник - 8 Марта. Что вы можете подарить мамам? А можете ли вы подарить свои произведения, которые сочините и напишете сами? (Да.)

Далее проводится работа над пословицами о сказке, работа с выставкой книг, инсценировка, по которой дети устанавливают три части сказки и составляют план:

1. Зачин. 1-2 предложения. С чего все началось.

2. Основная часть. 8-10 предложений. Как все произошло.

3. Концовка. 1-2 предложения. Добро по беждает зло.

План записываю на доске, ученики - в тетрадях. Слабым, неуверенным ученикам раздаю индивидуальные карточки с приблизительными словами по каждой части плана. Затем с помощью таблиц на доске составляется схема составных частей волшебной сказки, где, в частности, рассматриваются волшебные предметы и происходит знакомство со сложными словами (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, ковёр-самолёт). После физкультминутки, связанной с темой, дети приступают к написанию сочинения. После подробного анализа сказки им предстоит провести синтез полученных сведений.

Как показали результаты, создание речевой ситуации как отдельного этапа и включение его непосредственно в подготовку к сочинению приводит к заинтересованности учащихся в написании сочинения, неравнодушному отношению к собственному словесному творчеству. Ученики работают с большим удовольствием, они хотят писать и ощущают необходимость в новом для их возраста виде речи - письменной речи.

2.4. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать вывод, обосновывая свои суждения, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.

Умственное развитие младших школьников проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в познавательных интересах, в отношении учащихся к учению. Показателями умственного развития школьников являются: умение использовать логические приемы и операции в учебной и внеучебной деятельности, выбирать их; преобразовывать заданный материал, используя перенос изученных при­емов действий. В большей степени способствует этому продуктивная деятельность, которая связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных приемах, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эти мыслительные приемы являются составными компонентами операций (форм) логического мышления - понятий, суждений, умозаключений.

Одной из основных логических операций мышления является операция логического суждения. Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, о состоянии, виде деятельности или об отношениях между предметами, о наличии или отсутствии у них каких-либо свойств. С точки зрения педагогики, логическими суждениями можно считать такие, с помощью которых ребенок последовательно, обоснованно излагает свои мысли. Формирование таких мыслительных операций усиливает убедительность высказываний и вместе с этим повышает культуру мышления.

Работа над сочинением - процесс творческий, длинный и сложный. Чтобы сочинение отвечало предъявленным требованиям, учащиеся должны прежде всего научиться:

1. Вдумываться в тему сочинения, «видеть» ее возможные компоненты, определять те направления, по которым она будет развиваться:

2. Отбирать и систематизировать материал не только в соответствии с темой сочинения, но и в соответствии с тем направлением, которое принято учащимися в качестве основного в раскрытии темы:

3. Овладевать навыками логически последовательного изложения мыслей, навыками построения сочинения;

4. В соответствии с основной задачей, поставленной в сочинение, правильно и точно выражать свои мысли;

5. Совершенствовать написанное (исправлять, переделывать, улучшать).
Чему же надо учить детей при написании сочинения? Самое трудное - создать текст. Для этого необходимо сформировать у учащихся умения:

- понимать тему (о чем?);

- выделять основную мысль (для чего?)

- отбирать материал;

- располагать в нужной последовательности;

- выбирать нужные языковые средства (сравнения, точно употреблять глаголы, прилагательные, существительные);

- совершенствовать текст;

- выбрать заголовки в соответствии с типом и стилем речи.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВА

Сравнительный анализ творческих работ (сочинение) по русскому языку за 2 года: 2008-2009 уч.г.(2 кл.) и 2009-2010 (уч.г) показывает, что процент детей с высоким уровнем развития речи повысился на 22%, а с низким уровнем – снизился на 25%, средний уровень повысился на 3%.

Таблица 3. Сравнительный анализ творческих работ (сочинение)

О результатах эффективности моей работы над развитием речи у младших школьников говорят призовые места и грамоты детей. Мои ученики – неоднократные участники и призеры городских и школьных творческих конкурсов «Маленькая муза» (2006г., 2010г.), конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» 1,2 место в школе (2008г.), акция «Лучшая тетрадь по противопожарной безопасности», 2010г. – 2 призёра, акция к выборам мэра города Нижневартовска в номинации «Лучший слоган», 2007г. Мой педагогический опыт обобщался в 2008 году на городском методическом объединении учителей по теме: «Развитие речи младших школьников».

Рецензировала мою работу доцент кафедры методик дошкольного и начального образования кандидат педагогических наук Надежда Сергеевна Малетина. Она отметила, что разработанная мной система уроков строится с учетом межпредметных связей, соответствует современным требованиям к организации обучения младших школьников.

Подготовительная работа к сочинениям сопровождается четко сформированными вопросами, которое позволяют формировать у учащихся представление об авторе, его картине и настроении, помогают более глубоко понять замысел автора. Поскольку вопросы планирования и проведения таких уроков развития речи недостаточно освещены в методических источниках, данная система уроков может быть рекомендована для использования в работе с младшими школьниками по развитию связной монологической речи. Она поможет молодым учителям повысить эффективность работы на уроках по развитию связной речи учащихся по описанию картин.

В перспективе я планирую продолжить работу по развитию речи младших школьников. Более разносторонне изучить метод работы с ИКТ и применение информационных технологий в уроках русского языка и литературного чтения. Создать комплекс мультимедийных презентаций для применения в учебно – воспитательном процессе.

Заключение

Таким образом, речь - это процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления.

Речь обогащает человека, служит предметом искусства. Она разнообразна.

Основными положениями развития речи являются: связь работы по развитию речи с мышлением и взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов, различной лексики и фразеологии в зависимости от системы и своеобразия учебного материала. Значительно влияние специально подобранных художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию связной речи.

В настоящее время усиливается внимание к литературному образованию младших школьников, к художественному и творческому развитию личности ребёнка, к развитию связной речи. Особое внимание уделяется развитию связной речи как комплексной познавательной и коммуникативной способности младших школьников.

Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:

1) она богата и разнообразна по использованным в нём лексическим и грамматическим средствам;

2) в нём точно передано содержание высказываний;

3) в нём учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи.

Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его - задача каждого человека.

Список используемой литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - М.: Просвещение, 1986. -284с.
  2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. -С.35-39.
  3. . Баранов С.П. Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1987. - 368с.
  4. 4 Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003,№4. -С.47-51.
  5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пб. - Питер, 2000. - 298с.
  6. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003,№10. -С.41-44.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. -115с.
  8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. -218с.
  9. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. - М.: Вентана-Граф, 2004. -224с.
  10. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа "Литературное чтение" 1-4
  11. классы // Начальная школа, 2000,№8. -С. 20-41.
  12. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. - М.: Знание, 1969. -204с.
  13. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Просвещение, 1982. -198с.
  14. Запорожец И.В. Культура речи // Начальная школа, 2003,№5. -С.38-39.
  15. Загребальная С.В. Обучение написанию сочинений в начальной школе. – М.:АРКТИ, 2006.
  16. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 1980. -210с.
  17. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. -218с.
  18. Шахнарович А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред.А.П. Еремеевой. – М.: Просвещение, 1980. – С.16‑18.
  19. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред.Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1983. – С.8–25.
  20. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965.
  21. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. - М., 1981.
  22. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования // Начальная школа, 2003,№11. -С.14-23.
  23. Речевое развитие младших школьников / Сб. статей под ред.Н.С. Рождественского. - М., 1970.
  24. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М., 1976
  25. Соколова Т.Н. Школа развития речи. – М., РОСТ, 2006.

Примеры детских сочинений

Смелая девочка.

Жила-была девочка. Её звали Даша. Она .жила со своей мамой в маленьком домике. Однажды девочка пошла играть, а мама стирала бельё. И в это время маму схватил большой ворон. Это был Кощей Бессмертный, превратившийся в ворона. Когда девочка пришла домой и увидела, что мамы нет, она горько заплакала. Она увидела на дворе чёрные перья и подумала, что ворон унёс маму в замок.

Даша пошла по следам чёрных перьев. Она шла день и ночь. И потом нашла маму. И пошли они счастливо домой.

Волшебное превращение ,

В одном городе жил мальчик, звали его Коля. Ему было семь лет. Он был очень ленивый. Мама велела ему убрать свои игрушки, а он говорит: «Не хочу, не буду!» Бабушка попросила его вынести мусор, а он говорит: «Потом!» Но вот наступает волшебный праздник Новый год. Мальчик написал, чтобы Дедушка Мороз принёс ему игрушки, конфеты, лимонад. В 12 часов Коля уже лежал в кровати. Пробили часы, и появился Дед Мороз. Он сердито посмотрел на Колю и сказал: «Коля, если ты исправишься, то я тебе подарю то, что ты хотел». Коля дал слово, что будет всем помогать. И Дед Мороз три раза стукнул, и появилось всё, что хотел мальчик.

Коля утрам проснулся и подумал, что - это был сон. Он встал с кровати, умылся и пошёл помогать маме и бабушке.


Задания на определение истинности или ложности суждений:

1. На доске два рисунка. На одном изображены обезьяна, кошка, белка, на другом -змея, медведь, мышь. Детям раздаются карточки, на которых написаны различные высказывания:

- Все животные, нарисованные на картинке, умеют лазать по деревьям.

- У всех животных, нарисованных на картинке, есть шерсть.

- Ни одно животное, нарисованное на этой картинке, не умеет летать.

- У некоторых животных, нарисованных на картинке, есть лапы.

- Некоторые животные, нарисованные на картинке, живут в норах.

- У всех животных, нарисованных на этой картинке, есть когти.

- Некоторые животные, нарисованные на картинке, впадают в спячку.

- На этой картинке нет ни одного животного без усов.

- Все животные, нарисованные на картинке, - млекопитающие.

- Ни одно животное, нарисованное на этой картинке, не откладывает яйца.

Учащимся нужно определить, для какой картинки высказывание истинно, а для какой ложно.

Можно предложить детям самостоятельно на своих листах напротив каждого высказывания указать номер картинки, для которой это высказывание верно. Это задание можно усложнить, предложив детям, глядя на эти картинки, придумать свои истинные и ложные высказывания, используя слова: все, некоторые, ни одного.

Памятка работы с текстом сочинения.

№1

1. Определить тему текста (о чем пойдет речь?)

2. Определить основную мысль текста (для чего он будет составлен?)

3. Представить, кому этот текст будет предназначен.

4. Определить тип (повествование, описание, рассуждение) и стиль речи (научный, художественный)

5. Составить план.

6. Собрать материал по теме и расположить его в нужной последовательности.

7. Выбрать нужные средства связи.

8. Выбрать нужные языковые средства в соответствии с типом и стилем речи.

9. Написать первый вариант текста.

10.Прочитать написанное и оценить: удалось ли реализовать свой замысел; что
нужно исправить, изменить, дополнить в содержании, в использовании средств
языка.

Текст

Тема

Идея (основная мысль)

План

Средства связи

Языковые средства

№2

1. Что особенно привлекает в сочинении?

2. Соответствует ли сочинение теме?

3. Полнота передачи сочинения.

4. Оценка содержания вводной части, основной и концовки.

5. Как связаны между собой части?

6. Правильность построения предложений.

7. Точность употребления слов в тексте.

8. Правильность написания слов.

№3

1. Проверь, не пропустил ли ты буквы.

2. Правильно ли написал безударные гласные.

3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

4. Не уверен - спроси у учителя.

Игры на развитие речи

Эта игра на развитие детской речи способствует обогащению словарного запаса детей, развивает наблюдательность, внимание (часто дети замечают даже случайные и несущественные мелочи: царапину, пятно на предмете, и все это служит поводом к высказыванию), формирует умение словесно оформлять результаты сравнения.

Вариант 1. «Летает — не летает» . Эта игра хорошо знакома как взрослым, так и детям. Она проста в организации и доступна ребятам любого возраста. В ее основе лежат элементарные формы сравнения (по одному признаку), сопоставления, используя которые, можно придумать множество самых разнообразных вариантов: например, «плавает — не плавает», «рисует — не рисует», «движется — не движется», «тянется — не растягивается», «растет — не растет» и т. п.

Лучше всего это игру проводить в движении — поднимать руки или ловить мяч. Если дети при ответах допускают много ошибок, то игру нужно организовать как практический эксперимент по выявлению тех или иных свойств, качеств предметов — опускать разные предметы в воду, пробовать ими рисовать, растягивать их и т. п.

Вариант 2. «Общее и особенное» . Детям предъявляют два объекта (или предметные карточки) и предлагают объяснить, чем они схожи и чем отличаются друг от друга. Выигрывает тот, кто назвал больше признаков и аргументировал свои версии.

В дальнейшем количество сравниваемых предметов постепенно увеличивается. Реальные предметы могут быть заменены словесным обозначением, особенно в тех случаях, когда сравниваемые объекты не имеют материальной формы. Сравнивать между собой можно и однотипные действия, выполняемые различными объектами, явления и процессы.