Главная              Рефераты - Разное

Задачи, стоящие перед крупнейшими госпредприятиями в р начале процесса реформирования, и веоятность их решений Основные принципы «Системы годового дохода» высших менеджеров госпредприятий - реферат

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...4

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ И ОЦЕНКА

ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ...17

1.1. Источники...17

1.2. Историография ...19

ГЛАВА П. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И КОНКРЕТНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КНР В

1998-2002 гг...67

2.1. Общая направленность и специфика реформирования

госпредприятий в процессе исторических преобразований...67

2.2. Создание современной системы предприятий на основе

научного управления ...80

2.3. Стратегическая реорганизация госимущества...98

2.4. Важнейшие этапы реструктуризации госпредприятий

сектора экономики ...120

ГЛАВА III. ОБЩАЯ ДИНАМИКА РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСПРЕДПРИЯТИЙ В КНР ...124

3.1. Главные экономические достижения китайских госпредприятий...124

3.2. Идеологический фактор реформ и его значение ...159

3.3. Задачи, стоящие перед крупнейшими госпредприятиями в

р начале процесса реформирования, и веоятность их решений ..166

3.4. Основные принципы «Системы годового дохода» высших менеджеров госпредприятий ...170

3.5. Сущность структурно-системного обновления госпредприятий ...179

3.6. Смысл стратегии «трех шагов» в историческом, экономическом и социально-политическом развитии Китая ...183

3.7. Новая кадровая политика и ее результаты ...200

3.8. Приоритеты в работе по слиянию и банкротству госпредприятий ...203

3.9. Участие иностранного капитала в реформировании гос-

предприятий ...207

ЗЛО. Конкретные итоги преобразований государственного сектора экономики...222

ГЛАВА IV. СУЩНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСПРЕДПРИЯТИЙ В КРУПНЕЙШИХ ГОРОДАХ И ПРОВИНЦИЯХ КНР...229

4.1. Столица Пекин ...229

4.2. Город центрального подчинения Шанхай...234

4.3. Провинция Гуандун ...262

4.4. Провинция Цзинлинь...268

4.5. Провинция Шаньдун...272

4.6. Провинция Ляонин...277

4.7. Провинция Хэнань ...280

4.8. Провинция Хубэй...282

4.9.Йровинция'Шэньчжэне''...285

ГЛАВА V. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КНР ...288

5.1. Издержки госпредприятий в реформировании

госпредприятий в Китае...288

5.2. Укрепление социальных гарантий трудящихся ...324

5.3. Ожидание результатов реформы госпредприятий ...331

5.4. Приоритеты реформы и прогноз развития госпредприятий ... 333

5.5. Перспективы роста экономики в геополитическом

континууме ...346

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...377

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .391


ВВЕДЕНИЕ

Экономические реформы в КНР начали осуществляться в драматических исторических условиях, когда теория и практика социализма подверглись ряду болезненных ударов. Особенно трагичным стал опыт «большого скачка» и «культурной революции», после которых экономика оказалась на грани гибели.

Со времени образования КНР 1 октября 1949 года и до 3 пленума ЦК КПК 11 созыва в декабре 1978 года Китай уже имел 29-летний опыт построения социализма. Некоторое время социалистическое строительство развивалось относительно успешно, тем более что эти достижения последовали после десятилетий войны с японскими агрессорами и гражданской войны, т.е. на фоне всеобщей разрухи. Но затем, видимо, вследствие ошибочного понимания социализма, стремления оторваться от копирования опыта СССР, возникла череда «левых» уклонов, что отбросило Китай, по мнению Дэн Сяопина, на десятилетия назад. Глубоко ошибочный курс «опоры на классовую борьбу» и бесконечные политические баталии, где превалировала хлесткая «ультралевая демагогия», расстроили нормальный ход экономического строительства. Десять лет смуты «культурной революции» принесли колоссальный материальный и нравственный урон всему китайскому обществу. «Большой скачок» и «культурная революция» донельзя извратили экономические принципы марксизма. Эти левацкие перегибы серьезно подорвали развитие производительных сил, в итоге народное хозяйство страны оказалось на грани краха. В Китае на протяжении трех десятков дореформенных лет считалось, что чем крупнее хозяйство, естественно целиком государственное, тем лучше. В общественное сознание активно внедрялись хлесткие лозунги типа «и большое, и общественное, и чистое», «сверхбедность на переходном этапе», «бедность — это хорошо, это — революционно» и им по-

добные. Это вело к уравниловке, безынициативности и, в конечном итоге, сдерживало производительные силы.

После разгрома «банды четырех» Коммунистической партии Китая и всему китайскому обществу предстояло не только разобраться, где истина, а где совершены ошибки, но и, что еще более важно, дать научно обоснованные ответы на такие вопросы всеобъемлющего и глубинного характера, как «что такое социализм» и «как построить социализм».

Дело в том, что определения социализма на сегодняшний день просто не существует, поскольку его как явления просто нигде не было. Понимание социализма К. Марксом и Ф. Энгельсом — это некий идеал, к которому нужно стремиться. А каким будет социализм на самом деле — может показать только жизнь. Видимо, реальный социализм должен представлять собой совокупность некоторых его главных составляющих. Есть историческое развитие в определенных условиях, суть которого состоит в ликвидации эксплуатации человека человеком. Однако здесь не все так просто. В Советском Союзе рабочий человек был значительно беднее, чем в США. Одним из объяснений этого является то обстоятельство, что главным в СССР было государство, но не человек. Советский рабочий не мог отстаивать свои права и интересы, в отличие от капиталистических государств, но эксплуатации человека человеком в СССР не было.

В декабре 1978 года после кампании по «выправлению всего ошибочного и восстановлению всего правильного» состоялся 3 пленум ЦК КПК 11 созыва, где было принято судьбоносное для страны решение о перемещении центра тяжести в работе партии на экономическое строительство и проведении политики реформ и открытости.

Реальную общеэкономическую ситуацию в Китае можно охарактеризовать следующим образом: много людей, мало земли, нехватка природных ресурсов.

Важно понимать, что Китайская Народная Республика возникла на обломках полуфеодального, полуколониального общества. На протяжении всей

своей пятитысячелетней истории самое древнее в мире государство — Срединная империя — пребывало в рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формациях. Форма правления— абсолютная монархия.

К 1978 году были преодолены голод и разруха, однако структура экономики продолжала оставаться неразвитой, уровень производительных сил был крайне низок. В 1978 году ВНП Китая на душу населения составлял 230 долларов США, в то время как в промышленно развитых странах этот показатель равнялся 8100 долларам, в странах со средним доходом — 1160 долларам, в развивающихся странах — 520 долларам1. Очевидно, в какой экономической пропасти была Поднебесная. В сентябре 1978 года Дэн Сяопин сказал: «Сейчас во всем мире мы считаемся бедным государством, то есть принадлежим к части наименее развитых стран третьего мира»2.

Начиная реформы на такой слабой производственно-финансовой базе, Китаю предстояло преодолеть огромные трудности.

Плановая экономика в Китае была создана по советской модели. Безусловно, на начальном этапе социалистического строительства эта сверхцентрализованная плановая экономика сыграла в общем и целом положительную роль. Однако поскольку она отрицала товарно-денежные отношения и роль рыночных факторов, то чем дальше, тем больше по мере своего развития сковывала производительные силы. Таким образом, реформа экономической системы КНР должна была не только заменить сверхцентрализованную плановую экономику социалистической рыночной, но и разработать более новые формы экономического развития.

Как удалось Китаю в столь сложной и неблагоприятной внутренней, да и международной обстановке, при такой огромной численности населения, слабых производительных силах и нехватке природных ресурсов добиться

1 Ли Теин. Поиски направлений реформы и политики открытости. - Пекин: Изд. Документации общественных наук. - Т. 1. - С. 5.

2 Дэн Сяопин. Избранные произведения. - Т. 2. - С. 128.

колоссальных успехов в таком небывалом деле, как реформа всего хозяйственного механизма государства? Исследованиями этого вопроса занимаются как в Китае, так и в других странах. Руководство КНР отдавало себе отчет и исходило из того, что страна находится на самой начальной стадии социализма. Во главу угла партия и правительство поставили не набившие оскомину идеологические штампы типа «бедность — это хорошо, это — революционно», а конкретное экономическое строительство. По мнению президента Академии общественных наук КНР Ли Теина, «реформы — это самосовершенствование социалистической системы КНР, а то, что необходимо придерживаться курса социализма, это — вне всякого сомнения. Этот процесс можно в целом свести к следующим тезисам: плановая экономика — основа, рыночное регулирование — дополнение; плановая товарная экономика; социалистическая рыночная экономика»3.

Идея привнесения в социализм рынка высказывалась Дэн Сяопином еще в 1979 году: «Говорят, что рыночная экономика присуща только капиталистическому обществу, есть только капиталистическая рыночная экономика, это абсолютно неверно. Почему же социализм не может развивать рыночную экономику? Нельзя же сказать, что это капитализм». Или: «Преобладание плана или рынка не является сущностным критерием разграничения капитализма и социализма. Плановая экономика не тождественна социализму, при капитализме также имеется планирование; рыночная экономика не тождественна капитализму, при социализме также есть рынок. План и рынок — все это представляет собой экономические меры»4.

Следуя этим указаниям архитектора китайских реформ, в начале 80-х годов в Китае стали поощрять развитие коллективного и индивидуального секторов экономики.

3 Ли Теин. Указ. соч. - Т. 1. - С. 5.

4 Дэн Сяопин. Указ. соч. - Т. 3. - С. 373.

В 1982 году XII съезд КПК, подведя первые итоги реформ, провозгласил курс: «Плановая экономика — главное, а рыночное регулирование — вспомогательное».

В 1984 году 3 пленум ЦК КПК 12 созыва принял Постановление ЦК КПК о реформе хозяйственной системы, где был провозглашен курс на активное развитие многоукладной экономики при сохранении общественной собственности в качестве основной. Было четко определено, что социалистическая экономика — это плановая товарная экономика, базирующаяся на общественной форме собственности. Китайские коммунисты отметили, что полноценное развитие товарной экономики — это неизбежный этап развития социалистической рыночной экономики и только при наличии развитой товарной экономики возможен полноценный развитой социализм. В докладе на XIII съезде КПК в октябре 1987 года указывалось, что на начальной стадии социализма должна преобладать общественная собственность.

В сентябре 1997 года в докладе на XV съезде КПК Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь сказал: «Одновременное развитие многоукладной экономики с преобладанием общественной формы собственности является основной экономической системой в нашей стране на начальной стадии социализма». Автору представляется, что установление такой системы было обусловлено не столько идеологической сущностью социализма, сколько реальной ситуацией в КНР в то время, да и сейчас тоже.

На 3 пленуме ЦК КПК 14 созыва прозвучала констатация того, что государственный сектор контролирует командные высоты в национальной экономике и несет основную нагрузку в экономическом развитии. Вместе с тем, отметили участники пленума, в некоторых, причем непервостепенных отраслях, может преобладать и негосударственный сектор.

Состоявшийся в сентябре 1997 года XV съезд КПК указал, что государственное имущество должно доминировать не только количественно, но и качественно, главным образом посредством контроля и регулирования процессов, происходящих в национальной экономике в целом. XV съезд КПК

отметил также, что наличие негосударственных форм собственности продиктовано уровнем развития производительных сил. Здесь без труда просматривается азбучный марксистский постулат о том, что все государства придут к коммунизму на базе роста производительных сил (именно так, и никак иначе!), т. е. исключительно производительные силы двигают общество и государство по пути прогресса. Делегаты XV съезда отметили, что негосударственные формы собственности в Китае не тождественны частной собственности в капиталистическом обществе, так как полностью подконтрольны государству.

В Китае постоянно будет обостряться противоречие между ограниченными земельными ресурсами и демографическим ростом. Простое количественное преобладание государственных или негосударственных секторов экономики еще не определяет характера рынка. Дело даже не в том, кому принадлежит собственность, но в том, как эта собственность реализуется. Если реализация собственности происходит через рынок — это капиталистическое хозяйство, капиталистическая экономика. Если эта реализация осуществляется плановым образом — это социалистическое хозяйство и социалистическая экономика. Безусловно, что и в рыночной экономике планирование существует и даже иногда доминирует. Это зависит от конкретной обстановки. Опыт плановой экономики СССР, особенно в годы войны, поистине бесценен. И этот опыт, приобретенный Советским Союзом путем проб и ошибок, через пот и кровь, используется сейчас во всем мире и в Китае в первую очередь. Анализируя количественные и качественные параметры собственности в Китае, можно прийти к выводу, какой сектор экономики лидирует в стране, за какие «нитки» и как должно «дергать» государство в XXI веке, чтобы наращивать экономический потенциал. Очевидно, что простое количественное соотношение — это далеко не все. Есть понятие командных высот в экономике. Так, вполне достаточно держать в руках государства машиностроение, сырьевые и энергодобывающие отрасли, чтобы контролировать всю экономику страны. Вопрос в том, какова отраслевая структура собственности. Ха-

рактер рыночной экономики определяется законами обращения материальных ресурсов — купля-продажа или план. Государственная собственность — монополия государства, но она выступает на рынке. По каким правилам все это обращается? Что идет по распределению, а что через рынок? На самом деле рынок не хуже и не лучше плана. Рынок приходит на помощь плановой экономике на определенной ступени экономического развития. В Китае сейчас достаточно развитый рынок товаров и услуг, но при этом существует строжайший план в каждой, отдельно взятой компании. Когда государство бедно, плановое развитие должно доминировать. И ему нет и не может быть никакой рыночной альтернативы. В бедной России 20-50-х годов, в бедном Китае 40-70-х годов только план, самый жесткий, централизованный, применительно к руководителям — жестокий, невыполнение которого каралось тюрьмой или смертью, спас государства от гибели, внутренних и внешних смертельных угроз. Только плановая экономика СССР могла выдержать удар фашистской Германии. Бедняку, который голоден, нужно все: хлеб, кирпич, рубашка. Рынок не нужен, потому что «не до жиру». Нужно все и любого качества, лишь бы дешево, а еще лучше бесплатно или за трудодни. А когда общество развитое, люди богаты, причем богаты все, за исключением тех, кто богатым быть просто не хочет, — уже возможен выбор, и чем богаче общество, тем шире должен быть ассортимент. Тогда выступает проблема рыночного обмена, рыночного потребления.

Видимо, то определение стоимости, которое сформулировал Маркс, частично устарело. Так, сегодня стоимость образуется в результате не только непосредственных затрат труда, но и так называемых межотраслевых связей. Предположим, что продукция отрасли А нужна отраслям В и С, но затраты труда в отрасли А больше, чем в отраслях В и С. С точки зрения марксовой теории капитал из отрасли А должен перетечь в последние. Но этого не происходит, так как В и С без отрасли А работать не могут. Значит, затраты труда в отрасли А будут учитываться и в отраслях В и С. А это уже принципиально иное формирование стоимости. Отсюда и вытекает неизбежность мак-

ропланирования экономики любого развитого государства. И США, и Китай, и Россия — не исключения.

Постепенно, с конца 70-х годов, в Китае началось выделение земельных участков крестьянским хозяйствам в пользование — сначала только так называемым специализированным хозяйствам, например специализирующимся на выращивании шелковичного червя. Затем земля стала предоставляться и зерновым хозяйствам. Земельные наделы выделялись сроком на пять лет и в случае нецелевого или недостаточно эффективного использования по решению местных властей могли быть переданы в другие руки. Но здесь были и свои минусы. Так как срок землепользования был сравнительно мал, то крестьянин в землю ничего не вкладывал, боясь лишиться надела. Затем срок аренды был увеличен до пятнадцати лет, затем — до сорока. И в 1978 году на историческом 3 пленуме ЦК КПК 11 созыва была утверждена «система производственной ответственности отдельного крестьянского двора».

Но встал другой вопрос — а какова роль партии? В коммуне или производственной бригаде было все понятно. Народная коммуна в КНР — это единство администрирования, идеологии и нравственности. Но к концу 50-х годов народные коммуны изжили себя. Став «индивидуалом», крестьянин оказался сам себе хозяин и как будто бы ни от кого не зависел. Как говорится: «Заплати налоги — и живи спокойно». Началась имущественная дифференциация. Тогда Дэн Сяопин заявил: «Партия руководит всем, но руководит умело». Это принципиально иная постановка вопроса, поскольку при Мао Цзэдуне секретарь партийной организации всегда и во всем был главнокомандующим. Теперь же нужно было именно руководить умело, а не командовать. Мужика-крестьянина снять с работы нельзя (перефразируя известное выражение И.В. Сталина, Дэн Сяопин мог бы сказать: «Других крестьян у меня нет»), а нерадивого или коррумпированного партийного бонзу — еще как можно. Главный инженер или агроном — это специалисты. Они обеспечивают рост производительности труда, снижение затрат и т.д. А что такое партийный секретарь? Его сфера деятельности — «человеческий фактор».

Его можно не только снять с работы, но и привлечь к ответственности, вплоть до уголовной.

С введением индивидуальных хозяйств роль низовых партийных организаций в КНР фактически свелась к нулю. Это естественно и вполне объяснимо — перестала существовать база партийного руководства в низовых звеньях. На среднем, уездно-провинциальном, уровне и на самом верху все осталось по-прежнему. Подъем китайской экономики происходил в условиях резкого изменения соотношений партийного, административного и производственного руководства. Именно эти изменения имплантируют сегодня экономику Китая в мировую рыночную экономику. Если при плановой экономике чиновник в Китае, как и в России, ни за что реально не отвечал, то с утратой влияния партийных ячеек на местах ответственность (но уже ответственность реальная — своим имуществом) перешла к конкретным хозяевам в городе и деревне. В результате всех этих принятых мер были достигнуты весьма впечатляющие успехи. Постепенное вхождение в рынок означает постепенное сужение влияния партийно-бюрократических структур на производство. Нужно подчеркнуть — не только партийных, но и чиновничье-бюрократических. Этому, вопреки расхожим суждениям российских либералов от экономики, что у Китая нечему учиться, учиться можно и необходимо. Реформы нужно планировать. Только постепенность и продуманность шагов китайского руководства смогли обеспечить успех реформ. В отличие, к сожалению, от России, где «ударили» — и все развалилось. Так называемая коллективная собственность — это тоже своего рода частная собственность. Другой вопрос — по каким принципам взаимодействуют государственный и частный секторы. Эти проблемы надо прослеживать.

Важнейшим событием новейшей истории Китая, оставившим неизгладимый след и в экономике, и в общественном сознании китайцев, стала культурная революция. Что такое культурная революция? Мао Цзэдун недаром сказал: «Культурная революция должна регулярно повторяться». Поскольку люди занимают ответственные посты, они начинают «обрастать» связями,

собственностью, личными меркантильными интересами, которые противоречат развитию. Развитие и стабильность — это две стороны медали. Не может быть государства без стабильности, иначе — это постоянная лихорадка. Но и бесконечная стабильность — это помеха, ведущая к застою. Такая стабильность только на кладбище. Все остальное должно двигаться и развиваться. И наступает момент, когда нужно взрывать стабильность, чтобы начать развитие. Но и развитие не может и не должно быть бесконечно. Ему на смену должна прийти стабильность. Надо находить точки, где стабильность должна начать преобладать над развитием и где развитие должно идти на смену стабильности. В Китае это и есть так называемое урегулирование. Отсюда и ма-оцзэдуновская формула волнообразного развития. Мао считал, что культурная революция — это тот необходимый и неизбежный этап, когда на смену стабильности, превратившейся в застой, должно прийти развитие. Культурная революция, по Мао, — это процесс «снятия» тех слоев бюрократии, которые на этапе стабильности стали препятствием развитию. Поэтому культурная революция должна периодически повторяться. Масштаб этих потрясений — это уже другой вопрос. Выше отмечалось, что существуют силы, мешающие развитию, исходя, в том числе, и из личной заинтересованности. Но есть и силы, чрезмерно увлекающиеся развитием. С этим тоже нужно бороться. В Китае с давних времен существовал порядок, когда губернатора или начальника уезда через пять лет переводили на новое место, потому что он оброс связями и действует в личных интересах, в интересах семьи и группировки. Нужно, чтобы начальник не успел «пустить корни». Не застоявшись, любой чиновник зависит только от своего столичного начальства. А «пустившего корни» чиновника «выкорчевать» уже гораздо сложнее. Легко вырвать недавно посаженный куст, а попробуй вырвать взрослое дерево! Китайские императоры постоянно «перетряхивали» свой чиновничий аппарат и ограничивали размеры землевладения, рубили головы тем, кто слишком «округлял» свои земли. У Мао Цзэдуна это приобрело форму культурной революции. Когда развитие и стабильность сталкиваются, надо снять их противо-

речие. И чиновничьи кадры всегда должны об этом помнить. Но культурная революция 1966-1976 годов вышла из-под контроля. Она превратилась в издевательство, унижение, сведение счетов. Само название «культурная революция» — это типично китайская хитрость. Конечно же, к культуре это никакого отношения не имело.

Современные методы реформирования китайской экономики во многом схожи с теми методами, которые использовались для восстановления экономики, разрушенной политикой «большого скачка». По мнению известного советского и российского синолога-экономиста Г.Д. Сухарчука, «культурная революция» — не такая уж безответственная глупость, как это принято считать. В СССР не стало КПСС. Партия сама развалилась, сама потеряла власть. Урегулирование в Китае — это период, когда Мао Цзэдун добровольно ушел в отставку и председателем Госсовета КНР стал Лю Шаоци.

Реформа экономической системы КНР резко снизила авторитет партийных организаций на местах, да и КПК в целом. На сегодняшний день в КНР движение «Фалуньгун» имеет большее количество членов, чем КПК. Партии стало жизненно необходимо найти свое место в обновляемом Китае, чтобы не исчезнуть с политической арены страны, как это произошло в Советском Союзе и России. Разгром студентов и других оппозиционеров на площади «Небесного спокойствия» свидетельствует о желании КПК показать, что уходить с политического Олимпа китайские коммунисты не собираются и ни с кем делиться властью также не намерены. Не случайно при подавлении волнений в июне 1989 года была задействована дивизия из провинции Сычу-ань (там родился Дэн Сяопин), которая и открыла огонь по демонстрантам, в результате чего сотни человек погибли.

Любое разгосударствление должно происходить под знаком повышения производительности труда, роста ВВП и, как итог, — роста народного благосостояния. Вообще, на Востоке всячески культивируется принцип коллективизма. Так неизбежно будет и дальше. В успехах китайских реформ отража-

ется благополучие общества в целом, а не отдельных людей с очень сомнительной репутацией.

Убыточные отрасли экономики существовали, существуют и будут существовать всегда и везде. Правительство страны это понимает и дотирует заведомо убыточные отрасли, поскольку они просто необходимы. Другое дело — стремление к минимизированию убытков. Убыточность китайских предприятий неразрывно связана с избытком рабочей силы. Исходя из этого, китайцы сознательно не применяют автоматизированные линии, ставя людей вместо машин, решая, в том числе и таким способом, проблему безработицы.

Частные активы в Китае вряд ли меньше государственных. Руководители госпредприятий не должны постоянно оглядываться на муниципальные и центральные органы власти, а руководствуются в процессе принятия решений исключительно экономической целесообразностью.

На современные реструктурированные китайские предприятия возложены многие социальные функции. Всесторонняя и полная социальная защищенность и обеспеченность людей со стороны государства и есть важная особенность социализма.

Колониализм существует до сего времени и происходит постоянное обновление его форм. Политика, проводимая США по отношению к России в ельцинский период, — типичный колониализм. Россия, ведомая Ельциным и козыревским МИДом, превращалась в сырьевой и политический придаток США. Другое дело, что не удалось довести эту линию до конца.

Китайские коммунисты внесли огромный теоретический и практический вклад в осмысление сущности социализма.

Вот какую оценку текущему моменту дал Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь 8 ноября 2002 года в своем докладе на XVI съезде Коммунистической партии Китая: «С переходом человечества в XXI век наша страна вступила в новый период развития — всестороннего строительства среднезажиточного общества и ускоренного продвижения социалистической

модернизации. ...Партия обязана ... осуществить великое возрождение китайской нации по пути социализма с китайской спецификой»5.

5 Доклад Генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя на XVI съезде КПК // Жэньминь жибао. - 2002. - 9 ноября.

ГЛАВА IХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ И ОЦЕНКА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Источники

Работа потребовала изучения большого пласта отечественной и зарубежной литературы по истории и экономике Китайской Народной Республики в целом и реструктуризации госимущества в частности.

Новой экономической политике КНР и реформе госпредприятий, как ее важнейшей составляющей посвящены работы таких выдающихся китайских историков и экономистов, как Ли Теин, Ма Хун, Лян Чжунхэй, Юань My, Ван Цзянь, труды и выступления нынешнего премьера КНР Цзян Цзэмина и, конечно же, отца-основателя китайских реформ Дэн Сяопина. Здесь историк может найти последовательное изложение событий внутренней и внешней политики КНР в пореформенный (начиная с 1979 года) период, анализ таких особенностей китайской политической жизни как «построение социализма с китайской спецификой», курс на сочетание плановой и рыночной экономик, реструктуризация госимущества и реформирование госпредприятий в свете «общей либерализации экономики».

Советская и российская синологическая историография применительно к данной теме, выглядит не менее весомо. Здесь нам оказали неоценимую помощь труды и непосредственное личное участие таких специалистов отечественной синологии как С.Л. Тихвинский, Г.Д. Сухарчук, Л.М. Гудош-ников, МЛ. Титаренко, С.А. Степанов, А.И. Слицкий, Е.А. Коновалов и др.

В.П. Портяков, М.А. Балюк, Л.М. Гирич, О.Т. Богомолов, Л.И. Кондра-шова, Р. Белоусов, В. Сенчагов в своих статьях рассматривают стратегический курс китайского руководства на реформы, дают общую картину развития КНР с начала 80-х годов до наших дней, показывает динамику развития китайской экономики, неуклонный рост валового национального продукта,