Главная              Рефераты - Разное

Кафедра Экономики предприятий и предпринимательства - реферат

Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ)

Кафедра Экономики предприятий и предпринимательства

Утверждаю

Зав.кафедрой, д.э.н.

____________ /Чернышов Б.Н./

ДЕЛОВАЯ ИГРА:

«Определение резервов организации труда и производства в цехе машиностроительного предприятия (завода)»

Рекомендуется к проведению со студентами всех форм и видов обучения по дисциплине «Экономика предприятий (организаций, фирм)» специальностей: Финансы и кредит; Менеджмент организации; Бухучет, анализ и аудит; Маркетинг; Экономика труда.

Деловая игра составлена д.э.н., профессором кафедры экономики предприятий и предпринимательства Звягиным А.А.

Москва, 2006г.

Содержание

Стр.

I.

Введение……………………………………………………….

3

II.

Деловая игра: «Определение резервов организации труда и производства в цехе машиностроительного предприятия (завода)»…………………………………….………………….

7

1. Общие положения об игре…………………………………

7

2. Исходная информация………………………………….......

9

3. Информация о состоянии организации труда и произ-водства в цехе на начало первого года пятилетки…………..

13

4. Дополнительная информация о состоянии организации труда и производства в цехе на начало второго года пятилетки………………………………………………………

17

5. Дополнительная информация о состоянии организации труда и производства в цехе на начало третьего года пятилетки………………………………………………………

18

6. Дополнительная информация о состоянии организации труда и производства в цехе на начало четвертого года пятилетки………………………………………………………

19

7. Дополнительная информация о состоянии организации труда и производства в цехе на начало пятого года пятилетки…………………………………….…………….......

20

8. Инструкция для участников игры…………………………

21

9. Инструкция для жюри………………………………….......

27

10. Информация для преподавателя………………………….

29

III.

Литература……………………………………………………..

31

IV.

Приложения:

1. Эффективность мероприятий по совершенствованию организации труда и производства и трудозатраты на их внедрение ……………………………………………………...

32

2. Карточка учета играющих групп………………………….

35

3. Пример расчета экономической эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию орга-низации труда и производства в результате проведения деловой игры…………………………………………………..

36

I. Введение

Рыночная экономика существенно усиливает значение подготовки специалистов высшей квалификации в области экономики.

Грамотный специалист, выпускник ВУЗа, становится неотъемлемым условием успешной работы производственного предприятия.

Для того, чтобы подготовить высококвалифицированных специалистов-выпускников экономических ВУЗов, необходимо сочетание проведения традиционных занятий (лекций) с активными формами обучения в виде проведения деловых игр, разбора конкретных производственных ситуаций и решения практических задач.

Деловая игра (ДИ) – это процесс выработки управленческого решения в условиях поэтапного уточнения необходимых факторов, анализа имеющейся информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных этапах в ходе игры.

ДИ, в отличие от других традиционных методов обучения, позволяет более полно воспроизводить деятельность тех или иных специалистов по тем или иным производственным, технико-экономическим вопросам.

ДИ позволяет активизировать учебный процесс и ускорить освоение и формирование у студентов комплекса теоретических знаний, умений и навыков, которые влияют на повышение эффективности деятельности работника.

Каждый участник ДИ выступает в ней в рамках той должности, которую он выполняет по ходу игры. И здесь видится прямой эффект повышения знаний студентов, повышения их квалификации, правда, пока в узком вопросе, т.е. в рамках ДИ.

Основные требования к деловой игре – это имитация наиболее характерных элементов деятельности человека, их максимального приближения к реальности.

Проспект ДИ, как правило, представлен в следующем виде: название игры, учебные цели; состав участников и жюри; исходная и дополнительная информация; методические рекомендации по проведению ДИ и расчету экономической эффективности от выработанных предложений в процессе проведения ДИ; порядок проведения ДИ; подведение итогов ДИ.

Следует отметить, что, как правило, в каждой ДИ ее содержание и ход (безусловно, придерживаясь определенной этапности и методологии) определяют сами участники ДИ. Как правило, ход рассмотрения деловой игры и ее результаты не повторяются, каждая ДИ – это своего рода эксперимент. ДИ должна строиться на принципе состязательности ее участников.

Этапы проведения ДИ:

· на первом этапе формируется цель игры и дается необходимая информация. На данном этапе формируются играющие группы, жюри и т.п.;

· на втором этапе осуществляется самостоятельная работа играющих в группах. Здесь активно используется опыт и знания каждого участника, вырабатывается единое коллективное решение по тем или иным анализируемым вопросам;

· на третьем этапе происходит межгрупповая дискуссия. Каждая группа докладывает свой вариант разрешения проблемы, жюри оценивает варианты, исходя из условий игры. Играющие группы выступают как оппоненты, они задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку представленных предложений.

Большая роль в проведении дискуссии отводится жюри, которая оценивает выступления играющих и проект той или иной играющей группы в целом.

Роль преподавателя, в основном, заключается в умении поставить дискуссию, не навязывать своего мнения (а доказывать его) и т.п., т.е. направлять весь ход дискуссии в правильном направлении, быть объективным к играющим группам.

Нежелательно, чтобы преподаватель «давил» на жюри, по ходу дискуссии высказывал свою точку зрения и таким образом оказывал воздействие на ход дискуссии. Задача преподавателя заключается в том, чтобы с помощью наводящих вопросов заставить участников игры пересмотреть предложенные позиции и выйти на правильное решение проблемы.

Преподаватель должен четко, во временном интервале, организовать игру, т.е. для каждого этапа установить временной регламент, но такой, чтобы хватило времени для полного разбора рассматриваемой ситуации и для заключения.

Обязанность преподавателя довести до каждого играющего студента основные положения и выводы, дать четкое заключение, показать играющим их положительные и отрицательные решения в процессе игры и т.п.

Преподавателю следует обратить особое внимание на подготовку раздаточных материалов: описание деловой игры, методические и справочные материалы для участников игры, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения.

На заключительном этапе дается оценка жюри и преподавателем каждой играющей группе с соответствующими краткими выводами по проведенной деловой игре и местом, занятым каждой играющей группой.

II. Деловая игра:

«Определение резервов организации труда и производства в цехе предприятия (завода)»

1. Общие положения об игре

Игра имеет целью закрепление знаний у студентов (слушателей повышения квалификации) по дисциплине «Экономика предприятий» по теме «Кадры, производительность, оплата и нормирование труда на предприятии», вернее по организации труда и производства в конкретных производственных условиях. На примере цеха промышленного предприятия в игре имитируется поиск резервов роста производительности труда за счет совершенствования его организации и производства.

Игра носит соревновательный характер. Участники игры делятся на группы, имитирующие руководство цеха, а также образуется жюри из студентов.

Получив исходную информацию о цехе и производственную программу на пятилетку с разбивкой по годам, а также состояние организации труда и производства, образованные группы разрабатывают мероприятия по совершенствованию организации труда и производства в цехе сначала на первый плановый год, а затем на последующие годы пятилетки. При этом группы должны стремиться обеспечить заданный прирост объемов производства без увеличения численности работающих, т.е. в основном за счет роста производительности труда.

Побеждает в игре та группа, которая обеспечит выполнение задания и добьется максимального прироста выработки, не выходя за пределы ограничений, в качестве которых в игре приняты трудовые затраты на работы, связанные с внедрением запланированных мероприятий, а также возможные объемы их внедрения.

Игра может проводиться также со слушателями повышения квалификации ВЗФЭИ: специалистами отделов труда и заработной платы предприятия; начальниками цехов, специалистами отдела главного технолога, производственно-технического отдела, другими работниками экономических служб предприятия.

Игра рассчитана на 8 часов учебного времени. На нее отводится, как правило, два занятия.

2. Исходная информация

Механосборочный цех машиностроительного предприятия (завода) специализируется на выпуске трех агрегатов (функциональных узлов). Тип производства – серийный.

В цехе 7 основных и 2 вспомогательных участка (см. схему 1).

Данные о численности рабочих по участкам приведены в таблице 1.

Численность рабочих по участкам. Таблица 1.

Рабочие

Участки цеха

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего, в т.ч. сдельщики

29

32

38

35

41

9

34

25

36

26

28

34

31

36

9

24

22

24

Корпусные и некоторые другие детали для агрегатов, изготавливаемых анализируемым цехом, изготавливаются в порядке кооперации с другими цехами завода.

Так, в термическом цехе, расположенном в одном корпусе с механосборочным цехом, производится термическая обработка деталей, а также поверхностное упрочнение зубчатых колес цементированием. После термообработки детали возвращаются на участок 4, где производится шлифование зубьев и отверстий шестеренок, здесь же шлифуются валы, стаканы, втулки и другие детали согласно технологическому процессу.

Участок 8 изготавливает несложный режущий инструмент, а также оправки, патроны, кондуктора, ведет заточку режущего инструмента и ремонтирует часть технологической оснастки.

Участок 9 выполняет техническое обслуживание и малый ремонт станочного и специального оборудования без выбытия его из производства (без снятия с фундамента), изготавливает запасные детали

Производственная структура цеха.


Схема 1.

Примечание:

( ) – прямая административная связь,

( ) – производственно-методическая связь.

для ремонта оборудования, оргоснастку для нужд цеха.

В цехе имеются 2 кладовые: инструментально-раздаточная, в ней хранится неиспользуемая в данный момент технологическая оснастка (находится при инструментальном участке) и комплектовочная (при сборочном участке).

На участках 1 и 2 имеется по одной поточной линии по обработке соответственно шлицевых валов, до отправки их на термообработку, и стаканов.

Сборка двух агрегатов производится на поточных линиях, третий агрегат, сравнительно простой по конструкции, от начала и до конца собирается на одном и том же рабочем месте.

Большинство операций общей сборки выполняется на поворотных стендах, позволяющих фиксировать агрегат в удобном для сборки положении. При этом применяются пневмогайковерты, запрессовка подшипников осуществляется с использованием приспособлений, некоторых деталей – с охлаждением в жидком азоте. Детали на сборку подаются в специальной таре, их комплектовка по количеству и размерам производится в комплектовочной кладовой.

Цеху установлен план по номенклатуре и объему производства (в нормо-часах) на пятилетку с разбивкой по годам, а также задание по росту производительности труда (см. табл.2).

Прирост объема производства должен быть обеспечен без увеличения численности работающих. Предусмотрено (запланировано), что в результате внедрения плана организационно-технических мероприятий по улучшению организации труда и производства должно быть получено в первом году пятилетки не менее 25%, во втором году – 26%, в третьем – 26%, в четвертом – 28%, в пятом – 30% общего прироста объема производства.

Установлено, что трудоемкость работ по внедрению этих мероприятий не должна превышать 0,2% общей трудоемкости работ, планируемой цеху в соответствующем году пятилетки.

Например, на первый год определен план в объеме 550тыс. нормо-часов, тогда трудоемкость работ по внедрению плана организационно-технических мероприятий по улучшению организаций труда и производства не должна превышать 1100 норм-часов. (550000x0,002=1100).

Производственная программа цеха на пятилетку (в н-час).

Таблица 2.

Показатели

На пятилетку в целом

По годам пятилетки

1

2

3

4

5

1. Объем производства

3 126 700

550000

577500

617000

667300

714000

2. Производительность труда (темпы роста)

1,3

1,06

1,05

1,07

1,08

1,07

3.Прирост объема производства,

в т.ч. за счет внедрения мероприятий по улучшению организаций труда и производства в цехе

195100

53271

31100

7775

27500

7150

40400

10504

49400

13832

46700

14010

4. Прирост объема производства нарастающим итогом, в т.ч. за счет внедрения мероприятий по улучшению организаций труда и производства в цехе

195100

53271

31100

7775

58600

14925

99000

25429

148400

39261

195100

53271

3. Состояние организации труда и производства в цехе на первый год пятилетки

3.1. Большинство рабочих цеха находятся на индивидуальной сдельной оплате. Бригады созданы: одна – на участке закалки токами высокой частоты (ТВЧ) – 9 человек, весь состав участка; оплата производится по конечному результату; три бригады – по каждому выпускаемому агрегату, на сборке, в них 34 человека, оплата производится по конечному результату; две бригады из станочников на участках 1 и 2 по обслуживанию поточных линий – комплексные сквозные с оплатой по конечному результату, в первой бригаде 16 человек, во второй – 12 человек.

3.2. В цехе 10 многостаночников, из них 6 человек работают на зубообрабатывающих станках (в 2 смены обслуживают 7 станков), 4 человека работают на фрезерных станках, в т.ч. двое – на станках с числовым программным управлением (ЧПУ). Каждый обслуживает по 2 станка. В цехе монтируется еще 6 станков с ЧПУ, дооснащаются автоматическими остановами и другой оснасткой для перевода на многостаночное обслуживание еще 4 специализированных станка.

3.3. 7 рабочих, будучи незагруженными основной работой, совмещают профессии слесаря и мойщика деталей, протяжника и сверловщика, такелажника и грузчика. По данным бюро труда и заработной платы (БТЗ) в цехе еще 32 человека загружены по основной работе не более чем на 50-60%. К работе по другим профессиям не допускаются из-за недостаточной квалификации.

3.4. При планировании работ в цехе предусматривается выполнение норм времени сдельщиками на 115%. Фактическое среднее выполнение норм станочниками в году, предшествующему началу пятилетки, составило 122,3%; слесарями-сборщиками – 132%. 70% всех норм в цехе являются технически обоснованными (по трудоемкости). Они выполнялись в среднем на 112%, в то время, как опытно-статистические – на 141%.

Данные об уровне выполнения норм времени станочниками приведены в таблице 3.

Данные о выполнении норм времени станочниками. Таблица 3

Всего человек

Среднее выполнение норм, %

Число рабочих, выполняющих нормы

Ниже 100%

100-115%

116-130%

Свыше 130%

201

122,3

23

61

60

57

План пересмотра норм по цеху выполнен на 75% (по трудоемкости), пересмотрено 8% всех норм. Примерно столько же норм пересматривалось и в другие годы предшествующей пятилетки.

3.5. Во второй смене обычно заняты 40-50 станочников, нормы времени ими выполняются на 15-20% ниже, чем рабочими-станочниками первой смены. Основные причины снижения выполнения норм рабочими второй смены – это недостатки в обеспечении рабочих мест и слабый контроль со стороны мастеров (бригадиров) за использованием рабочего времени.

3.6. Из 130 рабочих мест станочников 80 рабочих мест организованы по типовым проектам. Ускорить эту работу не удается: для 20 рабочих мест завод не может подобрать типовые проекты, те, что есть, устарели. Центр НОТ завода обещает в 2-3 года пересмотреть эти проекты и полностью удовлетворить потребность в них на новой организационно-технологической базе. Кроме того, предусмотрено обеспечить предприятие, в т.ч. и цех, типовыми проектами организации труда на окрасочном отделении сборочного участка и термическом участке, а к концу пятилетки – на сборочном и механообрабатывающих участках. В настоящее время в цехе имеется типовой проект организации труда на зуборезном участке. Охват участков типовыми проектами организации труда на рабочих местах примерно одинаковый, кроме участка 3, где по типовым проектам организовано 70% всех рабочих мест, и в ремонтном участке (здесь они внедрены только на 12% рабочих местах).

Внедрение типовых проектов сдерживается также ограниченными возможностями завода в целом и цеха, в частности, по изготовлению организационной оснастки.

Ремонтный участок обычно изготавливает не более 8-10 комплектов оснастки в год, и 2-3 комплекта оснастки цех может заказать в ремонтно-механическом цехе завода.

3.7. При расчетной численности 316 рабочих в цехе к началу пятилетки на хватало 25 человек, в их числе 8 токарей, 2 сверловщика, 4 шлифовщика, 2 наладчика, 1 крановщика, 4 слесаря-ремонтника 2 заточника. За год из цеха уволилось 58 человек: 8 человек ушли на пенсию, 5 – призваны в армию, 5 – поступили на дневное отделение ВУЗов, 2 – уволены за прогулы, остальные 38 человек уволились по собственному желанию. Из 51 человека вновь принятых 35 рабочих – выпускники школ и технических училищ, 4 – вернулись в цех после службы в армии. Наставничеством охвачено 28 рабочих.

В конце года в цехе насчитывалось 76 рабочих со стажем до 2 лет. Две трети всей текучести кадров приходится на эту группу.

3.8. Целодневные потери рабочего времени в последнем году, предшествующего планового периода, составили 5300 часов, в том числе 2500 часов из-за прогулов, 2800 часов по отпускам с разрешения администрации. Внутрисменные потери рабочего времени в среднем по цеху (участку) колеблются от 8 до 12%. Значительные потери наблюдаются из-за преждевременного ухода на обед и задержек после обеда.

Причинами потерь рабочего времени являются также перебои в обеспечении рабочих мест заготовками, инструментом, технической документацией, сверхнормативными простоями оборудования в ремонте, работой оборудования не на оптимальных режимах и т.п.

Слесари-ремонтники закреплены за участками и находятся на повременно-премиальной системе оплаты труда.

3.9. Условия труда на большинстве участков соответствуют нормам. Цех располагает оборудованными бытовыми помещениями с душем, имеет столовую. Нуждается в реконструкции вентиляция в окрасочном отделении сборочного участка, где занято 8 рабочих. 6 станков на шлифовальном и инструментальном участках требуют замены устройств для местного отсоса абразивной пыли. На 25 токарных станках патроны с ручным приводом. Из-за нехватки МОП нерегулярно убирается стружка, что приходится порой делать самому токарю.

В течение двух последних лет до начала планового периода (пятилетки) 2 рабочих получили в результате этого травмы и находились на больничном листе 15 дней.

4. Дополнительная информация о состоянии организации труда и производства в цехе на начало второго года пятилетки

На протяжении первого года пятилетки цех внедрял намеченные мероприятия. Благодаря созданию дополнительных бригад, он стал работать ритмичнее, но все же в третьей декаде месяца в среднем сдавалось 41,3% продукции, запланированной цеху на месяц.

Среднее выполнение норм времени станочниками составляло 123,8%, слесарями-сборщиками – 131,5%. На 13 человек увеличилось число рабочих, выполняющих нормы ниже 100% (в основном за счет вновь поступивших рабочих из ТУ).

План пересмотра норм времени (следовательно, расценок) вновь не был выполнен. Совсем не поступали предложения о пересмотре норм времени от рабочих.

Введение сдельно-премиальной системы за работу по технически-обоснованным нормам на ряде участков не привело к увеличению выработки, сверх запланированной (115%)

Показатели трудовой дисциплины несколько улучшились, текучесть кадров сократилась, кроме участка 4, где возросли потери рабочего времени по вине рабочих и увеличилось число прогулов с разрешения администрации цеха.

5. Дополнительная информация о состоянии организации труда и производства в цехе на начало третьего года пятилетки

Запланированные на второй год мероприятия по улучшению организации труда и производства в основном выполнены. Пересмотрено 11% всех норм времени. Средний уровень их выполнения снизили до 122,7% у станочников и до 130,8% у слесарей сборщиков. Вместе с тем возросла текучесть кадров ремонтного участка и сверхнормативные простои станков в ремонте. Основная причина текучести (увольнения) – неудовлетворенность размером заработной платы. Из-за больших простоев оборудования в ремонте некоторые рабочие ремонтного участка не получили премии несколько месяцев в году.

В наступающем году цех начинает освоение нового агрегата. Технология его изготовления отличается большой сложностью.

Для выпуска агрегата дополнительно получено 12 единиц нового специализированного оборудования, но возникли затруднения с обеспечением его станочниками.

6. Дополнительная информация о состоянии организации труда и производства в цехе на начало четвертого года пятилетки

В течение истекшего года цех осваивал выпуск нового агрегата. Это осложняло всю работу цеха по другим направлениям, в частности, распалось 2 многостаночных комплекса, выросли потери от брака, поточную линию на участке 2 пришлось перестраивать, бригада, которая ее обслуживала, распалась. По многим новым операциям не удалось выйти на проектные нормы времени, часть рабочих потеряла в заработке, ибо предложенные отделом труда и заработной платы нормы времени оказались жесткими и большинство рабочих их не выполняли до запланированного коэффициента выполнения норм времени – 115%.

7. Дополнительная информация о состоянии организации труда и производства в цехе на начало пятого года пятилетки

Намеченные на четвертый год мероприятия по совершенствованию организаций труда и производства были в основном выполнены. Трудности, связанные с освоением нового агрегата, преодолены. Но план по снижению нормируемой трудоемкости изделий был не выполнен. Возрос удельный вес опытно-статистических норм (вместо 30% на начало пятилетки к концу пятого года он стал 37%).

Уровень выполнения этих норм составил 147,1%, что на 3,4 пункта больше, чем в предыдущем году.

В результате анализа выполнения отдельных операций разными рабочими было выявлено много нового в приемах и методах труда, существенно влияющих на его производительность. Однако по-прежнему около 15% рабочих систематически не выполняют норм, еще 20% выполняют их в пределах 100-115%.

8. Инструкция для участников игры

8.1. Игре должна предшествовать тщательная подготовка всех ее участников по вопросам организации и планирования труда и производства. Игра является формой проверки знаний в области организации труда и производства и вместе с тем развития знаний и навыков в практической деятельности.

8.2. Прежде чем приступить к игре, каждый участник должен заблаговременно изучить исходную для игры информацию.

8.3. Игра начинается с выдачи группам информации о состоянии организации труда и производства на начало пятилетки. Мероприятия к внедрению заносятся в форму 1, один экземпляр которой сдается жюри. В форме 1 указывается намеченный группой охват численности рабочих каждым мероприятием (т.е. объем внедрения мероприятия), и дается оценка эффективности каждого мероприятия с точки зрения ожидаемого увеличения в процентах выработки рабочих (производительности труда), охваченных данным мероприятием, а также показываются трудозатраты (в номро-часах) на внедрение мероприятий, отнесенных к одному рабочему.

Жюри, получив решение групп, учитывает количество предлагаемых ими мероприятий, затем проводит их взаимную оценку всеми участниками. В соответствующих графах формы 1 группы по очереди проставляют свою оценку эффективности мероприятий, намеченных другими группами, и трудозатрат на их внедрение. Если, по мнению группы, какое-то мероприятие вообще не может быть отнесено к совершенствованию организации труда и производства или проведение его в данных обстоятельствах не вызвано необходимостью, в графах формы 1 делаются прочерки.


Форма 1.

Мероприятия по совершенствованию организации труда и производства, которые включаются в план организационно-технических мероприятий цеха на _______ год

№ п/п

Наименование мероприятий

Объем внедрения (охват числен-ности рабочих цеха)

Оценка эффективности мероприятий ( ) и трудоемкости их внедрения ()

Номер группы

Колек-тивная оценка

Данные расчета прироста выработ-ки и трудоза-трат на объем внедре-ния, н-час

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

n

Примечание: 1) оценка эффективности мероприятий указывается в % к годовой выработке рабочего в н-час;

2) оценка трудоемкости внедрения указывается в н-час на одного рабочего, охваченного

мероприятием;

3) коллективная оценка составляется по результатам взаимной оценки поступивших

предложения по мероприятиям от играющих групп.


8.4. После завершения процедуры взаимной оценки участники игры принимают участие в обсуждении ее результатов. Прежде всего решается вопрос – оставлять или не оставлять мероприятие, по которому мнения групп разошлись.

Если прийти к единому мнению не удается, решение выносит жюри. Жюри может поставить на обсуждение вопрос о целесообразности включения в перечень некоторых мероприятий, если против них и не было возражений.

8.5. Затем следует обсуждение расхождений в оценке участниками эффективности и трудоемкости внедрения намеченных мероприятий. Группы, выставившие наиболее высокие или низкие оценки, дают соответствующие пояснения. В результате вырабатывается коллективная оценка, которая фиксируется в соответствующих графах формы 1.

При отсутствии значительных расхождений коллективная оценка выводится как среднее арифметическое. Если жюри не согласно с мнением групп, оно добивается понимания всеми участниками ошибочности их решения.

В отдельных случаях допустима неодинаковая оценка одного и того же мероприятия, предусмотренного разными группами. В этом случае последнее слово остается за жюри.

8.6. Закончив обсуждение, группы приступают к расчету эффективности намеченных мероприятий и трудоемкости работ по их внедрению. При этом никакого расширения перечня мероприятий или уточнений не допускается. Это контролирует жюри.

Количественная оценка эффективности мероприятий производится с учетом увеличения выработки рабочими, охватываемыми каждым мероприятием, в нормо-часах. Суммарный эффект определяется по формуле:

(1),

где

- годовой фонд времени рабочего (за вычетом времени отпуска, в связи с болезнью, выполнения общественных обязанностей и т.п.). В игре он принимается равным 1800 часов;

- коэффициент выполнения норм времени, закладываемый в план, принимается равным 1,15;

- коэффициент эффективности i -ого мероприятия по совершенствованию организации труда и производства, выражающий средний прирост выработки рабочего, охваченного данным мероприятием, в % и деленный на 100. Значение устанавливается участниками игры при обсуждении мероприятий (жюри также руководствуется экспертными оценками эффективности);

- численность рабочих, охваченных i -м мероприятием;

- количество мероприятий;

- суммарные трудозатраты на внедрение мероприятий, н-час.

После преобразования получаем:

(2)

Поскольку внедрение мероприятий идет равномерно в течение всего года, в игре принимается, что в данном году реализуется только половина всего эффекта, остальная половина должна быть учтена в расчетах следующего года, т.е. эффективность первого года будет составлять:

.

Суммарные трудозатраты на внедрение мероприятий определяется по формуле:

(3),

где

- затраты на внедрение i -ого мероприятия в н-час, приходящие на одного рабочего, охваченного данным мероприятием.

Эти затраты полностью относят на год внедрения.

Если суммарные затраты на внедрение окажутся выше плановых, т.е. превысят 0,2% общего объема работ (в н-час), установленных цеху на соответствующий год, группа пересматривает намеченные мероприятия, сокращает объем их внедрения или даже исключает некоторые из них вообще из внедрения. Соответственно уточняется эффект от намеченных мероприятий.

Окончательные данные сообщаются жюри. В дальнейшем эффект и трудозатраты на внедрение мероприятий, рассчитанные на основе коллективной оценки эффективности для данных, установленных жюри, принимаются как реально полученная эффективность и фактически произведенные затраты по запланированным мероприятиям.

Если задание по росту производительности труда окажется недовыполненным, группа должна покрыть это недовыполнение в следующем году пятилетки.

8.7. К разработке мероприятий на второй год пятилетки приступают после объявления жюри итогов по всем группам и получения от жюри дополнительной информации, которая характеризует изменение в организации труда и производства в цехе за прошедший период. Аналогично поступают и при отработке последующих этапов игры.

Итоги игры подводятся на заключительном разборе. Победителем признается группа, добившаяся, в установленных ограничениях, максимального прироста выработки продукции и производительности труда за счет внедрения мероприятий по совершенствованию организации труда и производства.

9. Инструкция для жюри

9.1. Жюри выполняет в игре следующие функции:

· организует взаимную оценку мероприятий играющими группами;

· анализирует результаты взаимной оценки и производит обсуждение выявленных расхождений в оценке эффективности мероприятий и трудоемкости их внедрения с целью получения согласованной оценки, которой могли бы пользоваться в своих расчетах играющие группы (при обсуждении жюри руководствуется данными экспертной оценки эффективности и трудоемкости внедрения мероприятий (см. приложение 1));

· анализирует предложения групп по объему внедрения мероприятия, исключая явно завышенные объемы, о чем привлекается внимание играющих групп. При недостатке информации об объеме внедрения жюри по согласованию с руководителем игры выдает группам дополнительную информацию;

· консультирует участников по методике выполнения расчетов ожидаемого эффекта и необходимых для внедрения мероприятий трудозатрат, проверяет правильность выполненных играющими расчетов, следит, чтобы суммарные трудозатраты по внедрению мероприятий не выходили из лимита; следит, чтобы на текущий год (вторая половина года) относилось только 0,5 эффекта и к нему добавлялась половина эффекта от внедрения мероприятий в предыдущем году (при расчете эффекта за первый год пятилетки к нему следует добавлять эффект от мероприятий, реализация которых началась в последнем году предыдущей пятилетки. Этот эффект условно принимается в количестве 2000 н-час). Трудозатраты, связанные с внедрением мероприятий, полностью относятся на год начала реализации намечаемых мероприятий.

· ведет карточку учета эффективности и трудоемкости внедрения планируемых группами мероприятий (см. приложение 2) и доводит полученные данные до всех участников игры;

· контролирует и обеспечивает равные условия игры для всех групп. Равные условия заключаются в следующем:

- многостаночное обслуживание применяется в основном на зубофрезерных и зубодолбящих станках и станках с ЧПУ;

- не применяется многостаночное обслуживание на универсальных токарных и шлифовальных станках;

- в один многостаночный комплекс должно включаться не более 3х станков, для всех играющих групп количественный состав комплекса должен быть одинаковым;

- при расчете эффекта следует учитывать, что для рабочих, включенных в бригады, эффект о совмещении профессий в приложении 1 учтен в эффекте, получаемый от создания бригад;

- эффективность бригад зависит в основном от подготовительной работы, поэтому рекомендуется снижать, например, вдвое установленную экспертную оценку эффективности бригад, если, по мнению жюри, их создание ведется без достаточной подготовки, о чем говорит тот факт, что уже в первом году пятилетки бригадами охвачены все рабочие в цехе.

· обобщает решения групп и готовит заключение по их работе, с которым выступает на заключительном этапе разбора игры.

Пример расчета экономического эффекта в результате проведения игры за один год показан в приложении 3.

10. Информация для преподавателя

10.1. Игру необходимо проводить после того, как будет прочитана лекция на тему «Кадры, производительность труда, оплата и нормирование труда», т.е. практически за 2-3 занятия до окончания лекций по дисциплине: «Экономика предприятий».

10.2. За несколько дней до проведения игры необходимо ознакомить играющих студентов (слушателей) с порядком ее проведения (путем выдачи студентам на группу настоящего комплекта проведения деловой игры).

10.3. Из числа наиболее подготовленных играющих преподаватель выбирает жюри из расчета одного члена жюри на играющую группу (как правило, студенты самостоятельно от каждой группы направляют в жюри своего представителя).

10.4. Преподаватель особое внимание уделяет подготовке членов жюри, как правило, проводит с ними тренировочное занятие по анализу поступающих от участников деловой игры материалов и выполнения соответствующих расчетов.

10.5. Накануне игры, как правило, за неделю, на последнем перед игрой занятии, играющим группам выдается исходная информация.

Следует отметить, что играющий выступает в двух ипостасях: вначале в качестве лица, планирующего мероприятие по совершенствованию организации труда и производства на очередной год, а затем в качестве эксперта, оценивающего эффективность внедрения мероприятий, трудозатраты, связанные с их внедрением.

10.6. Преподаватель должен иметь в виду, что роль участников деловой игры не должна сводиться к формальному проставлению коэффициентов эффективности по мероприятию, главное в игре – это анализ намеченных другими играющими группами мероприятий.

10.7. Преподаватель должен стремиться, чтобы вся деловая игра занимала не более 8 часов (максимум 2 занятия), включая окончательное подведение итогов игры жюри с определением мест, занятых играющими группами.

По окончании игры (на последнем занятии, когда проводится игра) могут выступить все желающие, но обязательно один человек от играющей группы с целью определения полезности игры и ее недостатков.

III. Литература

1. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А.. Экономика труда. М., ЗАО «Финстатинформ», 1999.

2. Грузинов В.П. Экономика предприятия. М., «ЮНИТИ», 1998.

3. Думлер С.А., Ганштак В.И., Саксаганский Т.Д. Основы экономики и организации машиностроительного производства. М., «Машгиз», 1972.

4. Зеленцова М.Н. Сборник задач по финансированию и кредитованию машиностроительной промышленности. М., «Машиностроение», 1986.

5. Керженцев П.М. Основы организации. М., «Экономика», 1968.

6. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. Учебник. М., ИПО Профиздат», 1991.

7. Филатов О.К., Рябова Т.Ф., Минаева Е.В. Экономика предприятий (организаций). М., «Финансы и статистика», 2005.

8. Основы научной организации труда. М., «Экономика», 1971.

9. Научная организация труда в промышленности. Учебно-научное пособие. М., «Экономика», 1980.

10. Экономика предприятия. Под редакцией профессоров Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. М., «ЮНИТИ», 2004

11. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. М., «Высшая школа», 1991.

12. Сборник деловых игр. Выпуск 2. М., «ВНМЦЕНТР», 1982.

Приложение 1.

Эффективность мероприятий по совершенствованию организации труда и производства и трудозатраты на их внедрение.

№ п/п

Наименование мероприятий

Эффектив-ность, Кб (увеличение в %, поделенное на 100)

Трудоемкость внедрения, отнесенная к одному рабочему, н-час

1

2

3

4

1.

Внедрение типового проекта организации труда на рабочем месте

0,03-0,05

50 (на одно рабочее место)

2.

Внедрение типового проекта организации труда и производства на участке

0,12-0,16

500 (не считая рабочих мест)

3.

Создание специализированных бригад (сменных)

0,03-0,05

5

4.

Создание специализированных бригад (сквозных)

0,04-0,06

5

5.

Создание комплексных (сменных) бригад

0,05-0,09

15

6.

Создание комплексных (сквозных) бригад

0,06-0,12

15

7.

Внедрение технически обоснованных норм

0,04-0,06

-

Продолжение Приложения 1.

1

2

3

4

8.

Пересмотр норм по инициативе рабочих:

-технически обоснованных

-опытно-статистических

0,03-0,05

0,06-0,08

-

-

9.

Пересмотр технически обоснованных норм с одновременным повышением расценок:

-до 10%

-до 20%

0,02-0,03

0,03-0,04

-

-

10.

Мероприятия по улучшению трудового процесса, внедрению передовых приемов труда

0,01-0,3

10

11.

Наставничество

0,04-0,06

30

12.

Улучшение обслуживания рабочих мест, включая ремонтное

0,02-0,04

10

13.

Перевод повременщиков на работу с нормированным заданием

0,03-0,05

-

14.

Внедрение многостаночного обслуживания

0,2-0,3

25

15.

Совмещение профессий (при индивидуальной организации труда) (при бригадной организации труда учтено в п.5 и п.6)

0,03-0,05

5

Продолжение Приложения 1.

1

2

3

4

16.

Улучшение условий труда

0,01-0,02

25

17.

Организация соревнования по личным планам

0,01-0,03

2

18.

Улучшение обеспечения рабочих второй смены

0,04-0,05

5

19.

Мероприятия по укреплению трудовой дисциплины

0,005-0,01

-

20.

Внедрение новой технологии

0,1-0,15

30

21.

Совершенствование организации производства (создание предметно-замкнутых отделений)

0,05-0,08

15

Приложение 2.

Карточка учета играющих групп

№№ эта-пов

Наименование показателей

№№ групп

1

2

3

4

5

6

1

Количество мероприятий

Эффект, н-час

Трудозатраты, н-час

2

3

.

.

.

n

Всего:

Эффект, н-час

План

Факт

Трудозатраты, н-час

План

Факт

Место, занимаемое группой

Руководитель игры

Председатель жюри

Приложение 3.

Пример расчета экономической эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию организации труда и производства в результате проведения деловой игры

Одна из играющих групп наметила на первый год пятилетки внедрение мероприятий:

· внедрить типовые проекты на 12 рабочих местах с охватом численности занятых на них рабочих 16 человек (с учетом второй смены);

· организовать сквозную комплексную бригаду на участке 5 с охватом численности рабочих 12 человек;

· перевести 15 слесарей-ремонтников на работу по нормированным заданиям;

· перевести 20 рабочих, работающих по опытно-статистическим нормам, на работу по технически обоснованным нормам;

· внедрить на участке 5 предметно-замкнутых отделений с охватом всех работающих в количестве 20 человек.

Эти мероприятия в таблице эффективности (см. приложение 1) указаны под №№ 1, 6, 13, 7 и 21, их эффективность экспертами принята равной (по средним значениям) =0,04; =0,09; =0,04; =0,05; =0,065. Принимается, что коллективная оценка, установленная играющими при обсуждении оценок, соответствует этим величинам. Следовательно, ожидаемый предварительный суммарный эффект от внедрения мероприятий составляет:

н-час

Коэффициент 0,5 в расчетной формуле означает, что в данном году реализуется только половина ожидаемого эффекта, вторая половина учитывается в следующем плановом году пятилетки.

С учетом остаточного эффекта от мероприятий, которые внедрялись в последнем году предшествующей пятилетки (эффект условно по условию игры принят в размере 2000 н-час), общий ожидаемый эффект в первом году пятилетки от внедрения мероприятий по совершенствованию труда и производства составит 6740,3 н-час (4740,3+2000). Это меньше, чем задано на этот год по условию игры (7775 н-час). Недовыполнение группе придется наверстывать во втором и последующих годах пятилетки, чтобы к концу пятилетки выйти с фактически положительным эффектом по сравнению с запланированным.

Трудозатраты на внедрение мероприятий согласно приложению 1 равны: = 50 н-час (на одно рабочее место), = 10 н-час на одно рабочее место, = = 0, = 15:

н-час.

Это меньше, чем разрешалось (0,2% от общей трудоемкости планируемых работ цеху на первый год пятилетки, т.е. 1100 н-час). Поэтому группа могла расширить перечень намечаемых к внедрению мероприятий, доведя до 1100 н-час.

Окончательный ожидаемый эффект от внедрения мероприятий в первом году плановой пятилетки равен 5720,3 н-час

( н-час).

Жюри в данном случае никаких подобных рекомендаций не дает. Предложения возвращаются на доработку, если трудозатраты на внедрение превышают установленный лимит, в данном случае 1100 н-час.

Зная, что в первом году пятилетки задание не выполнено, группа наметила на второй год следующие мероприятия:

· внедрение типовых проектов рабочих мест на 14 рабочих местах с охватом численности 18 рабочих;

· пересмотр технически обоснованных норм по инициативе рабочих согласно поданному заявлению бригады (из 9 человек) на участке закалки деталей ТВЧ;

· создание двух специализированных сквозных бригад в инструментальном участке с охватом 22 рабочих;

· улучшение условий труда в окрасочном отделении сборочного участка с охватом 8 рабочих;

· проведение комплекса мероприятий по укреплению трудовой дисциплины на участке 4 с охватом 31 рабочего;

· расширение движения наставничества в ремонтном участке с охватом 8 рабочих;

· внедрение новой технологии сборки агрегатов в сборочном участке с охватом 15 человек.

Указанные мероприятия в приложении 1 числятся под №№ 1, 8, 4, 16, 19, 11, 20. Их эффективность (средняя) соответственно равна =0,04; =0,04; =0,05; =0,015; =0,0075; =0,125.

Предварительный суммарный ожидаемый эффект от внедрения мероприятий составит:

н-час

Общий предварительный ожидаемый эффект с учетом остаточного эффекта предыдущего года составит:

н-час.

Задание было запланировано в размере 7150 н-час, т.е. задание оказалось перевыполненным, что создает легкие условия внедрения мероприятий в следующий год пятилетки.

Трудозатраты на внедрение мероприятий составили:

н-час.

В конкретном случае группа не уложилась в запланированные 1155 н-час и жюри должно по идее возвратить ей ее предложение по внедрению мероприятий для внесения необходимых коррективов. Однако окончательный экономический эффект составил 8013,5 н-час (9713,5-1700), что выше запланированной эффективности 7150 н-час. Главное конечный результат, правда, правилами игры необходимо материал вернуть на доработку. В этом случае жюри принимает решение и может отойти от правил, ибо производственно-хозяйственную жизнь цеха сложно регламентировать по всем позициям. Главное все же, конечный результат.

В рассмотренном примере условно не принималось во внимание дополнительная информация, которая должна выдаваться участникам игры перед началом разработки предложений на второй год пятилетки.