Главная              Рефераты - Разное

«Инновационные информационные технологии в таможенном деле» - реферат

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по предмету
«Основы информационных технологий»

Выполнил:

магистрант кафедры таможенного дела факультета международных отношений

Бартош Егор Викторович

Руководители:

кандидат исторических наук, доцент

Острога Виктор Александрович

старший преподаватель

Кожич Павел Павлович

Минск - 2010 г.

Оглавление

Оглавление. 2

Список обозначений к выпускной работе. 3

Реферат на тему «Инновационные информационные технологии в таможенном деле». 4

Введение. 4

Глава 1. Добросовестный участник ВЭД.. 6

Глава 2. Электронное декларирование товаров. 11

Глава 3. Регистрация субъектов хозяйствования в системе EORI 14

Заключение. 16

Список литературы к реферату. 16

Предметный указатель к реферату. 18

Интернет ресурсы в предметной области исследования. 19

Действующий личный сайт. 20

Граф научных интересов. 21

Тестовые вопросы.. 24

Презентация магистерской диссертации. 25

Список используемых источников к выпускной работе. 26

Приложения. 26

Список обозначений к выпускной работе

ТК – таможенный кодекс

ГТК – государственный таможенный комитет

ВЭД – внешняя экономическая деятельность

ДУ ВЭД – добросовестный участник внешней экономической деятельности

НАСЭД – национальная автоматизированная система электронного декларирования

НПА – нормативный правовой акт

TIR – (фр. Transports International Routiers) международные дорожные перевозки

EORI – (англ. Economic Operator Registration and Identification) система регистрации и идентификации субъектов хозяйствования

DDS – (англ. Data Dissemination System) система распространения данных

Реферат на тему «Инновационные информационные технологии в таможенном деле»

Введение

Внедрение технологий , способствующих упрощению таможенных операций и процедур, является инструментом реализации таможенной политики государства, поскольку, в соответствии с п. 2. ст. 1 Таможенного кодекса Республики Беларусь, целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, стимулирование развития национальной экономики и содействие в проведении структурной перестройки.

В настоящее время таможенное дело в Республике Беларусь стремительно развивается, примером чему служит интенсивная деятельность по созданию национальной нормативной правовой базы в сфере организации таможенного дела. Например, Таможенный кодекс Республики Беларусь, в который, с момента его принятия в 2007 году, изменения и дополнения вносились уже дважды в 2008 и 2009 годах.

В период с 2004 г по настоящее время наиболее значимыми событиями в сфере организации таможенного дела являются следующие:

- введение института "добросовестный участник ВЭД" в марте 2004 г.;

- ввод в эксплуатацию национальной автоматизированной системы электронного декларирования (НАСЭД) в декабре 2008 г.;

- внедрение системы регистрации и идентификации субъектов хозяйствования – системы EORI в 2009 г;

- обязательное предварительное электронное декларирование при ввозе товаров в ЕС с 1 января 2011 г.;

- введение обновленной версии проекта TIR-EPD в 2009 г.

Наличие статуса добросовестного участника ВЭД у юридического лица, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность, позволяет такому лицу помещать товары под таможенный режим свободного обращения до представления таможенной декларации и уплаты таможенных платежей; получать пломбираторов для самостоятельного наложения средств идентификации на товары и транспортные средства, а также декларировать товары электронным способом. Опыт применения статуса показывает, что пользование такими преимуществами позволяет минимизировать затраты времени и средств на таможенное оформление товаров, саму процедуру перемещения товаров через таможенную границу делает более удобной, что позволяет повысить мобильность предприятий поднять уровень его конкурентоспособности.

Электронное декларирование содействует улучшению бизнес - климата в Республике Беларусь благодаря прозрачности таможенных услуг и сокращению коррупционных проявлений по причине отсутствие прямого контакта представителя таможни с субъектом хозяйствования. Исключен субъективизм инспектора в принятии решения, поскольку с использованием системы анализа рисков обеспечивается единое для всех субъектов хозяйствования применение норм таможенного законодательства. Электронное декларирование сокращает временные и материальные издержки, связанные с выполнением необходимых таможенных процедур, в некоторых случаях исключает необходимость предъявлять товары к таможенному оформлению в пунктах таможенного оформления. Также исключаются временные издержки, связанные с простаиванием в очередях, ожиданием принятия решения должностного лица таможенного органа, отпадает необходимость приобретения и поддержания в актуальном состоянии специализированных программных продуктов, а также наличия в штате специалистов по таможенному оформлению.

Введение кода EORI (Economic Operator Registration and Identification) позволяет облегчить работу таможенных органов по взаимодействию с субъектами хозяйствования, ускорить их идентификацию и создаёт общеевропейскую базу данных о таких субъектах. Код EORI полезен не только для таможенных органов, но и для самих субъектов хозяйствования, которые могут получить информацию о контрагентах в системе DDS (Data Dissemination System – система распространения данных Европейского союза).

С 1 января 2011 года вводится обязательное предварительное электронное декларирование при ввозе товаров на территорию стран Европейского союза. Данная мера позволит перевозчикам сотрудникам таможни экономить 1 час времени, в течение которого информация обрабатывается в компьютеризированной системе.

С 15 июня 2009 г. вступила в силу обновленная версия проекта TIR-EPD, которая позволила перевозчикам при выполнении транспортных перевозок с использованием процедуры МДП и оформлении предварительных деклараций использовать несколько таможен отправления/назначения, а также загрузку/разгрузку товаров с участием нескольких грузоотправителей и грузополучателей.

Кроме того, обновленная версия проекта TIR-EPD позволяет получать ответные сообщения от соответствующих таможенных органов о регистрации предварительных деклараций, которые автоматически направляются держателю книжек МДП, который подал свою электронную предварительную декларацию с использованием проекта TIR-EPD.

Вышеназванные нововведения позволяют упростить процедуры таможенного контроля и оформления товаров, что удовлетворяет целям таможенной политики Республики Беларусь.

Глава 1. Добросовестный участник ВЭД

В марте 2004 г. в таможенном законодательстве Республики Беларусь появилось новое понятие - "добросовестный участник ВЭД " (далее ДУ ВЭД). Инструкция о порядке присвоения статуса добросовестного участника, а также Инструкция об особенностях таможенного оформления в таможенном режиме выпуска для свободного обращения товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, были утверждены постановлением ГТК Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 28. Однако, несмотря на льготы по таможенному оформлению товаров, предоставляемые в случае получения такого статуса, введение новой нормы в законодательство не создало ажиотажа среди субъектов хозяйствования. Желающих получить его практически не было [7].

Более широкую популярность статус «добросовестный участник ВЭД» приобрёл со вступлением в силу 28 января 2008 г. Указа Президента Республики Беларусь № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической, который ввел определённые новации в практику присвоения статуса ДУ ВЭД в связи со значительным упрощением самой процедуры.

Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 40 «О статусе ДУ ВЭД разработан в целях:

упрощения таможенных операций, связанных с представлением товаров к таможенному оформлению, для лиц, соблюдающих тамо­женное законодательство Республики Беларусь и получивших соответствующий статус;

укрепления сотрудничества между такими лицами и таможенными органами, направленного на предотвращение нарушений таможенного законодательства Республики Беларусь;

• эффективного использования ресурсов таможенных органов.

Работа по созданию и развитию института ДУ ВЭД ведётся Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь начиная с 2003 года. Так, по состоянию на март 2006 г. в республике было зарегистрировано 15 субъектов предпринимательской деятельности, которым присвоен статус ДУ ВЭД, а в 2008 г. таковых было более 50, что говорит о стабильной тенденции роста заинтересованности юридических лиц (в том числе крупных отечественных производителей экспортной продукции) в получении такого статуса.

Учреждение института ДУ ВЭД было продиктовано целым рядом причин, среди которых наиболее существенными являются следующие

  1. рост количества перемещаемых товаров через таможенную границу Республики Беларусь [14];
  2. необходимость в ускорения процедуры таможенного оформления;
  3. обращения предприятий-участников ВЭД.

В мировой практике внедряется и развивается концепция уполномоченного экономического оператора, аналогом которого в законодательстве Республики Беларусь являются лица, обладающие статусом ДУ ВЭД. Перспектива развития данного института заключается в возможности обоюдного признания таких лиц всеми странами — участницами соответствующих межправительственных соглашений, что предоставляет им возможность пользоваться упрощенным порядком прохождения таможенных формальностей на территориях всех стран, заключивших такие соглашения [8, с. 32].

Главными целями внедрения института ДУ ВЭД являются «упрощение для соблюдающих таможенное законодательство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей таможенных операций, связанных с представлением товаров к таможенному оформлению, эффективное использования ресурсов таможенных органов, а также укрепление сотрудничества между такими лицами и таможенными органами, направленного на предотвращение нарушений таможенного законодательства» [3].

Рост темпов производства ведёт к ускорению операций, связанных с его обеспечением. В редких случаях все необходимые комплектующие или материалы для производства определённого товара можно приобрести на национальном рынке, что вынуждает производителей импортировать необходимые ему товары. Также не редкими являются случаи, когда, привезённый и размещённый на СВХ товар, во избежание простоя, в тот же день необходимо пустить в производство. В данной ситуации наличие у производителя статуса ДУ ВЭД как нельзя кстати, поскольку любая организация в своей деятельности стремится к минимизации издержек, сокращению формальностей при осуществлении поставок продукции (как при импорте, так и при экспорте товаров), уменьшению так называемого «налога на время», поскольку вынужденные простои также приводят к затратам, срыву договоренностей с контрагентами и ухудшению деловой репутации.

Наличие статуса ДУ ВЭД у предприятия обеспечивает ему достаточно серьезные преимущества, среди которых:

- возможность помещения товаров под таможенный режим свободного обращения и их ис­пользования до представления таможенной декларации и исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей;

- возможность получения у таможенного органа, в зоне оперативной деятельности которого находится лицо, обладающее статусом ДУ ВЭД, пломбираторов либо иных используемых таможенными органами приспособлений для наложения средств идентификации на товары и транспортные средства, которые подлежат вывозу с таможенной территории Республики Беларусь, и наложения средств идентификации вместо таможенного органа;

- возможность электронного декларирования товаров.

Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 40 закреплены порядок присвоения субъектам хозяйствования статуса ДУ ВЭД, организации работы таких лиц, особенности помещения ими товаров под таможенный режим свободного обращения. В данный Указ внесены изменения и дополнения Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2009 г. № 553.

При присвоении статуса ДУ ВЭД учитывается срок работы предприятия. Стаж деятельности организации имеет большое значение, поскольку два требования к соискателю статуса ДУ ВЭД связаны с определением периода его деятельности:

- осуществление внешнеторговой деятельности не менее трех лет до дня обращения;

- в течение одного года до дня обращения заинтересованная в получении статуса организация или должностное лицо такой организации не должны совершать административных таможенных правонарушений, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму более 250 базовых величин, и такое заинтересованное лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, или должностное лицо такого заинтересованного лица, являющегося юридическим лицом, не должны привлекаться к уголовной ответственности в соответствии со ст. 228—231 Уголовного кодекса Республики Беларусь в связи с осуществлением деятельности этого заинтересованного лица [8, с. 33].

Присвоение статуса ДУ ВЭД обуславливает официальное признание Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь юридического лица либо индивидуального предпринимателя — резидентов Республики Беларусь добросовестным участником внешнеэкономической деятельности. Необходимо отметить, что такое признание используется исключительно в таможенных целях в части упрощения совершения такими лицами операций, связанных с представлением товаров, ввозимых в Республику Беларусь, к таможенному оформлению. Однако это не означает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, не заинтересованные в получении данного статуса, будут считаться «недобросовестными» участниками внешнеэкономической деятельности. В данном случае такие лица не смогут воспользоваться особым (упрощенным) порядком представления товаров к таможенному оформлению, установленным Указом, а будут руководствоваться порядком, регламентированным нормами Таможенного кодекса Республики Беларусь, на общих основаниях.

Согласно действующей процедуре (до признания соответствующего нормативного правового акта утратившим силу) заинтересованное лицо для получения заключения о соответствии условиям (критериям) отнесения к статусу ДУ ВЭД первоначально обращается в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого оно находится, а затем с необходимым пакетом документов представляет заявление в Государственный таможенный комитет

С целью реализации принципа «одного окна» Указом предусмотрено, что для решения вопроса о присвоении статуса заинтересованное лицо может обратиться в ГТК Республики Беларусь с оформленным надлежащим образом письменным заявлением с приложением необходимых документов по перечню, определенному в Положении. Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются в срок до одного месяца.

Статус действует 3 года и прекращает свое действие по истечении указанного срока либо при наступлении обстоятельств, влекущих его прекращение. Исчерпывающий перечень таких обстоятельств также определен в Положении. Такими обстоятельствами являются:

совершение лицом, обладающим ста­тусом, или должностным липом такого лица административного таможенного правона­рушения, повлекшего конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму более 250 базовых величин, или привлечение инди­видуального предпринимателя, обладающего статусом, или должностного лица юридиче­ского лица, обладающего статусом, к уголов­ной ответственности в соответствии со статья­ми 228—231 Уголовного кодекса Республики Беларусь в связи с осуществлением деятель­ности лица, обладающего статусом «Добросо­вестный участник внешнеэкономической дея­тельности»;

неисполнение лицом, обладающим статусом, налогового обязательства по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в добровольном порядке, начисленных за неис­полнение налогового обязательства;

нарушение лицом, обладающим стату­сом, установленного таможенным законода­тельством порядка временного хранения това­ров;

нарушение лицом, обладающим статусом, отдельных требований утвержденного Указом Положения об особенностях помеще­ния товаров под таможенный режим свободного обращения;

• нарушение лицом, обладающим ста­тусом, установленного Указом порядка использования выданных таможенным органом пломбираторов для наложения средств иден­тификации на товары и транспортные средства;

• в случае установления, что статус был присвоен с нарушением требований Положения либо на основании недостоверных данных, представленных заинтересованным лицом и послуживших основанием для присвоения такого статуса.

Особенность таможенного оформления товаров, ввозимых в Республику Беларусь лицом, обладающим статусом ДУ ВЭД при помещении этих товаров под таможенную процедуру таможенного транзита заключается в том, что при представлении таким лицом (либо по его поручению таможенным агентом) товаров к таможенному оформлению не требуется предоставление обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

По запросу лица временное хранение товаров может осуществляться на его площадях.

Товары представляются к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим свободного обращения до представления таможенной декларации и исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов. Таким образом, предоставляется возможность использования товаров «с колес».

Помещение товаров под таможенный режим свободного обращения осуществляется таможенным органом, в зоне оперативной дея­тельности которого находятся такие товары, на основании заявления лица, обладающего статусом ДУ ВЭД с приложением необходимых документов, перечень которых установлен Положением.

Необходимо отметить, что таможенная декларация должна быть представлена таможенному органу не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем помещения этих товаров под таможенный режим свободного обращения. При принятии таможенным органом таможенной декларации у декларанта возникает налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов за таможенное оформление, которое исчисляется, прекращается и подлежит исполнению в порядке, установленном Таможенным кодексом Республики Беларусь [9, с. 32-36].

Таким образом, наличие у предприятия статуса ДУ ВЭД позволит минимизировать затраты времени и средств на таможенное оформление товаров, саму процедуру перемещения товаров через таможенную границу сделает более гибкой и удобной для субъекта хозяйствования, что позволит повысить мобильность предприятий и, таким образом, поднять уровень его конкурентоспособности. Последнее немаловажно как для самого предприятия, так и для экономической системы государства в целом, управлять которой возможно предстоит обладателям диплома магистра в сфере управления экономическими и социальными системами.

Глава 2. Электронное декларирование товаров

В декабре 2008 года межведомственная комиссия приняла в эксплуатацию пилотную (авт. пробную) версию национальной автоматизированной системы электронного декларирования (НАСЭД), созданную в рамках госпрограммы "Электронная Беларусь". Данная система создавалась совместно с Национальной академией наук. Пилотный проект системы электронного декларирования положил начало сложной работы. Процесс по внедрению было решено разделить на стадии, поскольку существовала необходимость в интеграции и совмещении системы со смежными службами, создании благоприятного социального контекста нововведения среди субъектов хозяйствования [15].

На первой стадии планировался перевод всего беларуского экспорта на электронное декларирование. В настоящее время в Беларуси система электронного декларирования экспортных товаров составляет почти 90%. По этой системе с сентября 2009 года оформлялись товары в режимах временного ввоза, вывоза и реэкспорта [16].

По результатам реализации первой стадии по внедрению НАСЭД таможенными органами было принято решение распространить процедуру электронного декларирования и на другие таможенные режимы. Так, 29.03.2010 г. на центральный узел связи Минской центральной таможни поступили две декларации по импорту товаров на Минский тракторный завод, ознаменовав тем самым начало электронного декларирования импортируемых товаров [17].

С начала 2010 года проект по внедрению НАСЭД вступил в новую стадию. Однако требуются значительные усилия в разработке системы электронного декларирования при импорте, так как оно должно быть связано с информационными системами целого ряда министерств и ведомств, которые дают разрешения на ввоз либо вывоз товаров [16].

В настоящее время в Республике Беларусь с использованием системы электронного декларирования оформляются товары, помещаемые под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, временного вывоза, свободного обращения (с учетом определенных особенностей), а также статистические декларации [15].

Электронное декларирование содействует улучшению бизнес-климата в Республике Беларусь благодаря прозрачности таможенных услуг и сокращению коррупционных проявлений. Отсутствие прямого контакта представителя таможни с субъектом хозяйствования – одно из обязательных условий снижения коррупционных рисков. Исключен субъективизм инспектора в принятии решения, поскольку с использованием системы анализа рисков обеспечивается единое для всех субъектов хозяйствования применение норм таможенного законодательства [17].

Электронное декларирование импорта дает предприятиям много преимуществ. В первую очередь, сокращаются временные и материальные издержки, связанные с выполнением необходимых таможенных процедур. В случае если таможенное оформление и декларирование товаров осуществляются только в электронном виде, без бумажных документов, то субъекты хозяйствования экономят на том, что нет необходимости предъявлять товары к таможенному оформлению в специально оборудованных и предназначенных для этого местах - пунктах таможенного оформления.

Второй существенный плюс этой системы - скорость производства таможенного оформления. Нет временных издержек, связанных с простаиванием в очередях, ожиданием принятия решения должностного лица таможенного органа.

За счет информационных технологий появилась реальная возможность подсказывать таможенным органам, какой уровень контроля выбирать в отношении того или иного товара.

При использовании системы НАСЭД отпадает необходимость приобретения и поддержания в актуальном состоянии специализированных программных продуктов, а также наличия в штате специалистов по таможенному оформлению. К преимуществам также относится и тот факт, что сумма вознаграждения за выполняемые таможенные операции при использовании электронного декларирования в среднем на 30% ниже, чем при осуществлении декларирования с применением традиционных технологий [18].

Существенным преимуществом электронного декларирования является и тот факт, что нет необходимости в том, чтобы добиваться 100-процентного охвата экспортно-импортных поставок путем электронного декларирования, поскольку существуют разные уровни организации и ведения бизнеса. Некоторые субъекты хозяйствования осуществляют экспортные или импортные отгрузки один раз в полгода. В данном случае нет необходимости осуществлять процесс декларирования в электронном виде, которое не является обязательным. Электронное декларирование экспорта и импорта товаров необходимо, прежде всего, крупным предприятиям с непрерывным производственным процессом, когда на своевременных экспортно-импортных поставках завязан технологический процесс.

Следует также отметить, что в развитии НАСЭД заинтересованы не только субъекты хозяйствования, но и таможенные органы, поскольку штатная численность таможенных органов в Беларуси постоянна, а внешнеторговый оборот постоянно растет [17].

Система электронного декларирования товаров в Беларуси создана с учетом международных стандартов в области электронного документооборота и позволяет интегрироваться с аналогичными зарубежными системами. Внедрение этой системы на всех этапах таможенного оформления позволит поднять рейтинг Беларуси в классификации Всемирного банка "Ведение бизнеса" и по показателю "Международная торговля" [17].

Существует также ряд условий, которые к претендентам на подключения к Национальной автоматизированной системы электронного декларирования (НАСЭД):

1. Наличие у субъекта хозяйствования, претендующего на участие в системе электронного де­кларирования, статуса «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности».

2. Наличие зоны таможенного контроля (временной либо постоянной), созданной субъектом хозяйствования, претендующим на участие в системе электронного декларирования.

3. Наличие у субъекта хозяйствования, претендующего на участие в системе электронного декларирования и обладающего статусом ДУ ВЭД, выданного таможней средства идентификации.

4. Наличие у субъекта хозяйствования, претендующего на участие в системе электронного декларирования, программных средств, обеспечивающих взаимодействие с информационными системами таможенных органов Республики Беларусь при обмене электронными документами, а также наличие носителя ключевой информации, совместимого с программно-техническим комплексом удостоверяющего центра таможенных органов.

При выполнении перечисленных в пунктах 1—4 условий субъекту хозяйствования, претендующему на участие в системе электронного декларирования, необходимо обратиться в таможню, в зоне оперативной деятельности которой он осуществляет внешнеэкономические операции, для выпуска сертификатов открытых ключей проверки подписи. При этом помимо информации, необходимой для выпуска сертификатов открытых ключей проверки подписи, в обращении должна содержаться информация о выполнении перечисленных в пунктах 1—4 условий.

По результатам рассмотрения обращения таможенный орган проводит мероприятия организационно-технического характера и информирует субъекта хозяйствования о возможности либо невозможности (с указанием причин и путей их устранения) начала использования системы электронного декларирования [10, с. 14].

Таким образом, электронное декларирование товаров позволяет экономить не только время и средства, но и в значительной степени облегчает работу самим таможенным органам, исключая тем самым сбои в работе, связанные с человеческим фактором.

Глава 3. Регистрация субъектов хозяйствования в системе EORI

Одним из нововведений, заслуживающим внимания является внедрение с 1 июля 2009 г. в странах Европейского союза системы регистрации и идентификации субъектов хозяйствования – системы EORI (Economic Operator Registration and Identification). Осуществление торговли с третьими странами предусматривает использование участниками внешнеэкономической деятельности присвоенных регистрационных номеров EORI.

Каждая из стран — членов Европейского союза разрабатывает свою собственную национальную систему EORI, которая будет являться частью общей системы EORI Евросоюза.

В соответствии с предписаниями Постановления комиссии ЕС № 312/2009 от 16 апреля 2009 года, субъекты ВЭД подлежат однократной регистрации в системе EORI путем присвоения уникального идентификационного номера EORI, которым они обязаны будут пользоваться на территории всего Евросоюза во время проведения сделок и таможенных операций, для осуществления которых требуется их идентификация.

Субъекты хозяйствования из третьих стран (не являющиеся резидентами государств — членов ЕС) могут обратиться письменно за присвоением номера EORI в любой таможенный орган одного из государств - членов ЕС перед планируемым проведением на территории ЕС таможенных операций, либо обратиться с просьбой о присвоении номера EORI в ходе проведения первой таможенной операции, для осуществления которой необходимо воспользоваться номером EORI (в соответ­ствии с законодательством ЕС) в случае, если ранее им не был присвоен данный номер в другом государстве — члене ЕС.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь информирован Главным таможенным управлением Государственной службы доходов Латвийской Республики и Таможенным департаментом при Министерстве финансов Литовской Республики о том, что если импортер или экспортер Республики Беларусь сам не ввозит или не вывозит товары, а составляет контракт на перевозку товаров с перевозчиком, в таком случае ему код системы EORI необязателен. Перевозчик, который будет вывозить товары с территории ЕС, в том числе в Республику Беларусь, или ввозить товар на территорию ЕС, в том числе из Республики Беларусь, должен с 01.07.2009 иметь код системы EORI. В таком случае перевозчик Республики Беларусь в транзитной декларации ЕС (книжке МДП) будет указан как исполнитель транзитной процедуры, а также такой перевозчик (либо его представитель) будет ответственным за подачу предварительной декларации о ввозе/вывозе товаров на территорию ЕС. Такой перевозчик должен иметь код системы EORI [11, с. 2].

Структура номера EORI выглядит следующим образом: 2-буквенный код, обозначающий государство + 10 цифр + 5 букв, всего 17 знаков, например:

BY1234567890ABCDE

Введение кода EORI позволит облегчить работу таможенных органов по взаимодействию с субъектами хозяйствования, ускорить их идентификацию и создаст общеевропейскую базу данных о таких субъектах. Однако код EORI будет полезен не только для таможенных органов, но и для самих субъектов хозяйствования, которые смогут получить информацию о контрагентах в системе DDS (Data Dissemination System – система распространения данных Европейского союза) в сети Интернет на сайте Европейского союза по адресу: www.ec.europa.eu.

Следует уточнить, что такая проверка данных представится возможной лишь в том случае, если данный субъект хозяйствования при регистрации в системе EORI дал согласие на обнародование такой информации. При отсутствии таких данных на сайте можно проверить действительность кода EORI и его принадлежность [12, с. 89].

Такая информация является особенно ценной, если субъекты хозяйствования вступают в отношения впервые, не имея информации о деловой репутации друг друга. Наличие возможности её проверки у такого авторитетного источника как таможенная система Европейского союза позволит взаимодействующим фирмам избежать рисков в работе с недобросовестными контрагентами.

Заключение

В настоящей работе упомянуты лишь некоторые нововведения в области организации таможенного дела, связанные с облегчением выполнения различных таможенных формальностей и процедур. Однако на их примере в национальной и мировой таможенной системе можно проследить основную тенденцию, ведущую к упрощению таможенных формальностей, а также экономии средств и времени вследствие развития и внедрения информационных технологий в таможенное дело.

Основными мотивами, которые побуждают к созданию инноваций, являются экономические, финансовые и временные аспекты организации таможенного дела, что связано с ростом внешнеэкономической активности между странами, что, в свою очередь, продиктовано глобализацией мировой экономической системы в целом. Игнорирование мировых тенденций может просто оставить страну «не у дел», что приведёт к её изоляции, и, как результат, к падению экономической активности и торможению развития всей экономической системы государства в целом.

Существуют два источника, которые создают базу для того или иного нововведения:

- собственный опыт в конкретной сфере деятельности;

- заимствование.

Во всех рассмотренных в настоящей работе случаях речь идёт о явлениях принципиально новых, не существовавших ранее, поэтому материал для написания научной работы достаточно ограничен, однако данное обстоятельство только повышает ценность такой работы.

Список литературы к реферату

1. Таможенный кодекс Республики Беларусь 4 января 2007 г. № 204-З // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 2/1301 // Опубликовано в издании «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» 2007 г. – № 17, 2/1301.

2. О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности». Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 40. // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 1/11115 // Опубликовано в издании «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» 2009 г. – № 277, 1/11115.

3. Об утверждении инструкции о порядке присвоении статуса «добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» и инструкции об особенностях таможенного оформления в таможенном режиме выпуска для свободного обращения товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь». Постановление государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 марта 2004 года № 28 // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 7/8441 // Опубликовано в издании «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» 2004 г. – № 413, 7/8441

4. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. ЭКОНОМИКС / Campbell R. McConnell, Stanley. L. Brue ECONOMICS; издание 14-е, ИНФРА-М. – 2003. – 983 с.

5. Пилюткевич В.С . Таможенное дело. Учеб. пособие / В. С. Пилюткевич. – Гродно. – Изд. ГрГУ. – 2002. – 131 с.

6. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Минск: -- Книжный Дом. – 2003. - 1312 с

7. Суровость таможенной либерализации... // Экономическая газета. Выпуск № 52 (769) от 13.07.2004.

8. Статус «Добросовестный участник ВЭД». Анализ нововведений // Таможенный вестник. № 1 (163) январь, 2010. – Белтаможиздат. – 2010. – 54 с.

9. Статус «Добросовестный участник ВЭД». Анализ новаций в практике присвоения // Таможенный вестник. № 2 (140) февраль, 2008. – Белтаможиздат. – 2008. – 54 с.

10. Условия подключения к национальной системе электронного декларирования» // Таможенный вестник. № 10 (160) октябрь, 2009. – Белтаможиздат, -- 2009. – 54 с.

11. О введении Европейским союзом с 01.07.2009 регистрации субъектов хозяйствования в системе EORI // Таможенный вестник. № 1 (157) июль, 2009. – Белтаможиздат, – 2009. – 36 с.

12. С 1 июля номер EORI становится обязательным для предпринимателей, занимающихся внешней торговлей // Вестник. № 6, июнь 2009. – Издательство Эстонской Торгово-Промышленной палаты. – 2009. – 48 с.

Предметный указатель к реферату


В

внешнеэкономическая деятельность, 5

Д

добросовестный участник ВЭД, 4, 6, 7, 8, 9

И

информации, 16

Н

национальная автоматизированная система электронного декларирования, 4

П

предварительная декларация, 6

предварительное декларирование, 4, 5

программный продукт, 5

С

система анализа рисков, 5

субъект хозяйствования, 4, 5, 8, 16

Т

таможенная политика, 4, 6

таможенная процедура, 5

таможенная система, 16

таможенное дело, 4

таможенное оформление, 5, 6, 7

таможенные операции, 8

таможенные органы, 7, 8

таможенный кодекс, 4

таможенный контроль, 4, 6

таможенный режим, 5, 6, 8

технология, 4

Э

электронное декларирование, 5, 8

электронный способ, 5


Интернет ресурсы в предметной области исследования

1. http://president.gov.by/ - официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. Поскольку в соответствии со ст. 2 ТК РБ общее руководство таможенным делом в Республике Беларусь осуществляет Президент, то самая свежая информация о нововведениях в таможенном деле публикуется именно на этом ресурсе.

2. http://gtk.gov.by/ (http://customs.gov.by/) – веб - сайт Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. На сайте размещен исчерпывающий список НПА в области таможенного дела, ТН ВЭД в последней редакции, а также справочная информация. Абсолютно бесполезный фильтр поиска слов и словосочетаний по сайту, непонятная система поиска.

3. http://pravo.by/ - национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. В национальном реестре размещаются и ежедневно обновляются все НПА Республики Беларусь. В качестве дополнительных полезных функций имеется экспресс - бюллетень, эталонный банк данных, классификатор, а также юридический словарь. Очень строгий алгоритм поиска по запросам, при минимальной ошибке не находит интересующий НПА.

4. http://vak.org.by/ – сайт Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь. В разделе «Нормативные документы» размещена информация о правилах оформления и защиты диссертаций. Не совсем понятная структура сайта, без карты сайта сложно найти интересующую информацию.

5. http://declarant.by/ – официальный сайт РУП «Белтаможсервис». В разделе «Программное обеспечение» размещена информация об автоматизированных системах и базах данных, используемых в таможенном деле. Информация на странице представлена в доступной форме.

6. http://www.park.by – официальный сайт Парка высоких технологий Республики Беларусь. Здесь размещается информация об информационных инновациях в различных областях.

Действующий личный сайт

http:// yegorbartosh.narod.ru

Граф научных интересов

Магистранта Бартоша Е.В. факультета международных отношений,

специальность – управление в социальных и экономических системах (таможенное дело)

Смежные специальности

08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит

1. разработка теории финансов;

2. финансы предприятий и отраслей народного хозяйства

3. (промышленности, агропромышленного комплекса и других отраслей и комплексов);

4. финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры и др.);

5. страхование;

6. государственный бюджет;

7. налоги, сборы и другие платежи в бюджет;

8. финансы внешнеэкономической деятельности, финансово-кредитные системы зарубежных стран;

9. деньги и денежные системы;

10. разработка теории и практики кредита;

11. банки, специальные кредитно-финансовые институты и их операции;

12. инвестиции;

13. формирование и применение цен, государственное регулирование ценообразования;

14. ценовая политика в системе маркетинга;

15. ценообразование в различных областях и сферах экономики и во внешней торговле.

08.00.14 – мировая экономика

1. теории мирового хозяйства;

2. тенденции и закономерности развития мирового хозяйства;

3. ресурсный потенциал мировой экономики;

4. механизмы мирового хозяйства и закономерности их проявления в национальных экономиках, в интеграционных объединениях мира; интеграционные процессы;

5. глобальные проблемы экономики и возможности их решения;

6. участие отдельных стран и регионов в мировом развитии;

7. Беларусь в системе международного разделения труда и мировом экономическом развитии;

8. мирохозяйственные связи и международная торговля;

9. мировые рынки и международные экономические отношения;

10. мировые валютно-финансовые рынки и международные финансовые отношения; инвестиционные процессы;

11. моделирование и прогнозирование в мировой экономике и международных отношений;

12. экономическая политика, межгосударственные и межрегиональные отношения; международное научно-техническое и технологическое сотрудничество, научно-технический прогресс и конкурентоспособность.

Основная специальность

08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

1. разработка теории управления экономическими системами;

2. менеджмент как управление людьми в организациях;

3. макроэкономическое регулирование экономических процессов;

4. экономика предприятий, отраслей (отраслевых комплексов), регионов народного хозяйства;

5. экономика инноваций;

6. экономика и организация труда;

7. экономика народонаселения и демография;

8. экономика природопользования и ресурсосбережения;

9. инвестиционная, социальная, маркетинговая деятельность субъектов народного хозяйства;

10. организационное развитие и организационные структуры;

11. развитие инфраструктуры социально-экономических систем народного хозяйства;

12. предпринимательство, развитие малого и среднего бизнеса;

13. управление качеством, конкурентоспособность;

14. развитие человеческого, научно-технического и производственного потенциала.

Сопутствующие специальности

12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

1. гражданское право

2. предпринимательское право

3. семейное право

4. международное частное право

12.00.14 – административное право, финансовое право

1. административное право

2. финансовое право

3. информационное право

Тестовые вопросы

<question type="close" id="327">

<text>01 Сколько байт в одном килобайте:</text>

<answers type="request">

<answer id="313759" right="0"> 512 </answer>

<answer id="313760" right="0"> 810 </answer>

<answer id="313761" right="1"> 210 </answer>

<answer id="313762" right="0"> 4096 </answer>

</answers>

</question>

<question type="close" id="827">

<text>02 В каком году в Республике Беларусь была принята в эксплуатацию национальная автоматизированная система электронного декларирования товаров:</text>

<answers type="request">

<answer id="313759" right="0"> 2009</answer>

<answer id="313760" right="1"> 2008 </answer>

<answer id="313761" right="0"> ещё не принята </answer>

<answer id="313762" right="0"> 2006 </answer>

</answers>

</question>

Презентация магистерской диссертации

Презентация магистерской диссертации находится на действующем личном сайте автора по адресу: http://yegorbartosh.narod.ru.

Список используемых источников к выпускной работе

1. Таможенный кодекс Республики Беларусь 4 января 2007 г. № 204-З // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 2/1301 // Опубликовано в издании «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» 2007 г. – № 17, 2/1301.

2. О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности». Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 40. // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 1/11115 // Опубликовано в издании «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» 2009 г. – № 277, 1/11115.

3. Об утверждении инструкции о порядке присвоении статуса «добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» и инструкции об особенностях таможенного оформления в таможенном режиме выпуска для свободного обращения товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь». Постановление государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 марта 2004 года № 28 // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 7/8441 // Опубликовано в издании «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» 2004 г. – № 413, 7/8441.

4. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. ЭКОНОМИКС / Campbell R. McConnell, Stanley. L. Brue ECONOMICS; издание 14-е, ИНФРА-М. – 2003. – 983 с.

5. Пилюткевич В.С . Таможенное дело. Учеб. пособие / В. С. Пилюткевич. – Гродно. – Изд. ГрГУ. – 2002. – 131 с.

6. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Минск: -- Книжный Дом. – 2003. - 1312 с

7. Суровость таможенной либерализации... // Экономическая газета. Выпуск № 52 (769) от 13.07.2004.

8. Статус «Добросовестный участник ВЭД». Анализ нововведений // Таможенный вестник. № 1 (163) январь, 2010. – Белтаможиздат. – 2010. – 54 с.

9. Статус «Добросовестный участник ВЭД». Анализ новаций в практике присвоения // Таможенный вестник. № 2 (140) февраль, 2008. – Белтаможиздат. – 2008. – 54 с.

10. Условия подключения к национальной системе электронного декларирования» // Таможенный вестник. № 10 (160) октябрь, 2009. – Белтаможиздат, -- 2009. – 54 с.

11. О введении Европейским союзом с 01.07.2009 регистрации субъектов хозяйствования в системе EORI // Таможенный вестник. № 1 (157) июль, 2009. – Белтаможиздат, – 2009. – 36 с.

12. С 1 июля номер EORI становится обязательным для предпринимателей, занимающихся внешней торговлей // Вестник. № 6, июнь 2009. – Издательство Эстонской Торгово-Промышленной палаты. – 2009. – 48 с.

13. Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003 – 2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press42986.html – Дата доступа: 26.12.2010 г.

14. Условия подключения к Национальной автоматизированной системе электронного декларирования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gtk.gov.by/ru/eldeclaration/new_url_1390273172 – Дата доступа: 26.12.2010 г.

15. Правовая информатизация в Республике Беларусь – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/leginform/legalinform.htm – Дата доступа: 26.12.2010 г.

Приложения