Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочного отделения

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

НОУ «Балтийский Гуманитарный Институт»

Экономический факультет

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Методические указания по изучению дисциплины для студентов

заочного отделения

«ФИЛОСОФИЯ»

Специальности:

080507 «Менеджмент организации»

081005 «Финансы и кредит»

080100 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080504 «Государственное и муниципальное управление»

Составитель:

И. В. Полукаров

Санкт-Петербург

2007


I . Методические указания к изучению курса

Изучая курс философии, студент должен получить следующие знания:

понимание роли философии в жизни человека и общества, исторических типов философии, роли человека во Вселенной; религиозной, философской и научной картин мира; природы человека и смысла его существования; концептуальные подходы к решению проблемы человека в мире культуры; представление о познании, его возможностях и границах; о соотношении знания и веры; понятие общества; умение анализировать многообразие культур, цивилизаций и формаций, форм социального опыта; проблему личности, ее свободы и ответственности, роль человека в информационно-техническом мире; роль научной рациональности в развитии общества; проблемы и перспективы современной цивилизации; задачи человечества перед лицом глобальных проблем. В результате студент должен приобрести элементарные навыки философской культуры мышления, способность формулировать и аргументировать собственное мировоззрение, основополагающие жизненные ценности; навыки чтения и анализа философских текстов и, соответственно, видеть смысл, значение и место своей профессиональной деятельности в социуме, жизни, культуре, истории.

Изучение учебной дисциплины осуществляется в процессе посещения лекций, активного участия в семинарских занятиях, систематической самостоятельной работы, написания письменных работ, подготовке сообщений и анализа учебных текстов в ходе практических занятий.

В конце изучения курса студент должен сдать экзамен. Для допуска к экзамену студент должен сдать две аудиторные и одну домашнюю письменные работы, а также реферат одного из первоисточников из предложенного списка.

Реферат первоисточника представляет собой конспект одного из произведений классиков философской мысли, снабженный справкой об авторе и его месте в историко-философском процессе, справочно-ссылочным материалом, а также высказыванием собственной позиции студента относительно проанализированного и отреферированного текста, что подразумевает знакомство с дополнительной, справочной и критической литературой, включая монографии, статьи в научных журналах, сборники научных трудов и т. д. Желательный объем реферата – 15–20 машинописных страниц. По форме реферат должен содержать: 1) титульный лист (название вуза, кафедры, темы реферата, ф.,и.,о. автора, ученое звание, должность ф.,и.,о. руководителя, год и место написания); 2) план реферата (основное содержание: 3–4 пункта, соответствующие проблемным или авторским частям конспекта); 3) введение, включающее сведения об авторе реферируемого источника, истории написания произведения и пр.; 4) заключение, содержащее вывод и личное мнение о прочитанном; 5) список литературы с указанием автора, названия книг и статей, места и года издания, количества страниц.

На экзамене студент должен продемонстрировать знания, соответствующие требованиям государственного стандарта.

Государственный образовательный стандарт Российской Федерации высшего профессионального образования предъявляет следующие требования к обязатель-ному минимуму содержания при изучении дисциплины Философия:

Предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление; логика и язык; искусство спора; основы логики; научное и вненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

II . Тематический план

Наименование раздела и темы

Раздел 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе

Тема 1. Предмет, структура и функции философского знания, его роль в жизни общества и человека

Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития

Тема 3. Основные школы и направления современной философии

Раздел 2. Философское учение о бытии

Тема 4. Бытие: сущее и существующее

Тема 5. Философские теории развития

Тема 6. Сознание как философская проблема.

Раздел 3. Философское учение о познании

Тема 7. Познание как предмет философского анализа

Тема 8. Философский образ знания

Тема 9. Характерные черты и многообразие форм научного познания

Тема 10. Философские основания истории науки

Раздел 4. Общество и человек в зеркале философии

Тема 11. Философское учение о человеке

Тема 12. Общество как самоорганизующаяся система

Тема 13. Право, мораль, нравственность

Тема 14. Основные проблемы философии истории и философии культуры

Тема 15. Технический и общественный прогресс

III . Основные учебники, учебные пособия, словари и хрестоматии.

Учебники и учебные пособия

1. Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Велби; Проспект; МГУ, 2003. – 604 c.

2. Барулин, В. С. Социальная философия: учеб. пособие для вузов / В. С. Барулин. – М.: Гранд, 1993.

3. Введение в философию / под ред. И. Т. Фролова: в 2 т. – М.: Политиздат, 1989.

4. Замалеев, А. Ф. Лекции по истории русской философии (XI–XX вв.): учеб. пособие для студентов вузов. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Летний Сад, 2001. – 396 с.

5. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. – М.; Харьков: ЭКСМО-Пресс; Фолио, 2001. – 895 с.

6. История философии: Запад – Россия – Восток: учеб. для студентов вузов: в 4 т. / под ред. Н. В. Мотрошиловой, А. М. Руткевича. – 2-е изд. – М.: Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 1999.

7. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учеб. для вузов / В. А. Канке. – М.: Логос, 2003.

8. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Пер. С. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.

9. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. для студентов высш. техн. учеб. заведений / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарика, 2002. – 367 с.

10. Философия. Основные идеи и принципы: попул. очерк / под общ. ред. А. И. Ракитова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 368 с.

11. Философия: учеб. для вузов / отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000. – 573 с.

Хрестоматии, энциклопедические издания и словари

1. Алексеев, П. В. Хрестоматия по философии / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1997.

2. Алексеев, П. В. Философы России XIX–XX столетий: Биографии, идеи, труды / П. В. Алексеев. – М.: Акад. Проект, 2002. – 160 с.

3. Антология мировой философии: в 4 т. – М.: Мысль, 1969–1972.

4. Гончаров, С. И. Введение в логику и методологию нау­ки / С. И. Гончаров, К. Л. Ершов, К. Ф. Самохвалов. – М.: Интерпракс, 1994.

5. Ильин, И. П. Постмодернизм: словарь терминов / И. П. Ильин; РАН; Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. – М.: Интрада, 2001. – 384 с.

6. Мир философии: в 2 ч. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991.

7. Мыслители Греции. От мифа к логике: сочинения / сост., вступ. ст., коммент. В. Шкоды. – М.; Харьков: ЭКСМО-Пресс; Фолио, 1999. – 831 с.

8. Новейший философский словарь. – Минск, 1999.

9. Современная западная философия: словарь / сост., отв. ред.: В. С. Малахов, В. П. Филатов. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Остожье, 1998. –543 с.

10. Современная философия: словарь и хрестоматия / под. ред. В. П. Кохановского. – Ростов-н/Д, 1996.

11. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: учеб. хрестоматия. – М.,1996.

12. Степанянц, М. Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. – М.: Вост. лит., 1997. – 503 с.

13. Философы двадцатого века / науч. ред.: А. М. Руткевич, И. С. Вдовина. – М.: Искусство, 1999. – 263 с.

14. Хрестоматия по философии: учеб. пособие по курсу "Философия" для студентов вузов / сост.: П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2001. – 576 с.

iV . Темы рефератов и вопросы для подготовки к экзаменам

1. Предмет, методы и структура философского знания.

2. Основные функции философии. Место философии в системе наук.

3. Главные онтологические категории (бытие, сущее, сущность и существование, единое и многое).

4. Реальность объективная и субъективная. Материя как объективная реальность.

5. Пространство и время (эволюция представлений).

6. Движение и развитие. Основные формы движения.

7. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности.

8. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.

9. Чувственное и рациональное в познании. Познание как отражение и как конструирование действительности.

10. Истина как цель познания. Основные концепции истины.

11. Рационализм и иррационализм. Классический и неклассический идеалы рациональности.

12. Основные виды и формы существования знания, способы и пути накопления и передачи знания.

13. Характерные черты и многообразие научного знания. Эволюция идеала научности.

14. Основные модели и концепции развития науки. (Кун, Поппер, Лакатос, Фейрабенд).

15. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие науки.

16. Сциентизм и антисциентизм. Аксиологические проблемы науки.

17. Взаимосвязь научных и технических революций.

18. Философское учение о человеке (история и современность).

19. Происхождение человека, его специфика в ряду других существ. Философские проблемы антропосоциогенеза.

20. Структура человеческого сознания. Проблема происхождения сознания.

21. Человек как творец и творение культуры.

22. Понятие цивилизации и ее типы. Культура и цивилизация.

23. Индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности в обществе.

24. Эволюция представлений об обществе. Социальный номинализм и реализм.

25. История как действительность общественной жизни. Основные концепции философии истории ХХ века.

26. Религия и ее роль в обществе.

27. Философские проблемы творчества.

28. Понятие социальной нормы, философское учение о ценности.

29. Право, мораль и нравственность.

30. Основные этапы развития философии: характерные черты, проблемы, представители и направления (Античность, Средние века, Возрождение и Новое время).

31. Эпоха Просвещения и немецкая классическая философия.

32. Основные течения философии ХIХ в. (позитивизм, марксизм, философия жизни, феноменология).

33. Философские школы и направления в ХХ веке (экзистенциализм, структурализм, постмодернизм, постструктурализм, аналитическая школа)

34. Основные течения в философской мысли России XIX–ХХ вв.

35. Информационная революция и становление информационного общества.

36. Россия, Восток, Запад – диалог культур в современном мире. Философские проблемы компаративистики.

V . Список первоисточников для реферирования

1. Аристотель «Метафизика».

2. Августин Блаженный «Исповедь».

3. Бердяев Н. «Философия свободы».

4. Бэкон Ф. «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы».

5. Гегель Г. В. Ф. «Философия права».

6. Гуссерль Э. «Картезианские размышления».

7. Кант И. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука».

8. Кун Т. «Структура научных революций».

9. Кьеркегор С. «Страх и трепет».

10. Лосев А. Ф. «Диалектика мифа».

11. Ницше Ф. «Рождение трагедии из духа музыки».

12. Поппер К. «Логика и рост научного знания».

13. Спиноза Б. «Этика, доказанная в геометрическом порядке».

14. Тойнби А. Дж. «Постижение истории».

15. Фрейд 3. «Введение в психоанализ: Лекции».

16. Фромм Э. «Бегство от свободы».

17. Фуко М. «Археология знания».

18. Шпенглер О. «Закат Европы» Т.1.

19. Ясперс К. «Смысл и назначение истории».

VI . Тесты для самоконтроля знаний

1. Каково отношение идеи и вещи в философии Платона?

а) идея – общее понятие вещи;

б) идея – отражение вещи;

в) идея – тождественна вещи;

г) вещь – это инобытие идеи, ее копия.

2. Как Сократ отвечает на вопрос «Что такое человек?»

а) это результат эволюции живого мира;

б) это разумная душа, познающая мир и заключенная в тело;

в) это «животное политическое»;

г) это одно только тело.

3. Особенности онтологии античного атомизма состоят:

а) в понимание мира как потенции;

б) в представлении о мире вещей как о «тени» мира идей;

в) в представлении о мире как скоплении неделимых частиц;

г) в отрицании учения о Боге.

4. Каково понимание числа у пифагорейцев?

а) число – это абстракция;

б) число – это порождение разума;

в) число – это такая же реальность, как вещь;

г) число – это первоначально, обладающее большей степенью бытия, чем ве­щи.

5. Кого можно считать мудрым, с точки зрения Сократа?

а) мудрый человек – это тот, кто добился самообладания;

б) мудрый человек – это тот, кто умеет управлять своими ближними;

в) мудрый человек – это тот, кто следует традициям;

г) мудрый человек – это тот, кто свободно следует своим желаниям.

6. Каким путем удается познать истину, согласно первым греческим философам?

а) чувственным познанием;

б) путем эксперимента;

в) умопостигаемым знанием;

в) божественным откровением.

7. В каком сущем, согласно взглядам Фомы Аквинского, бытие совпадает с сущностью?

а) в творении (мире);

б) сущность и бытие никогда не совпадают;

в) в Боге;

г) в человеке.

8. Каков характер интеллекта человека, согласно Аристотелю?

а) он немощен;

б) он эмоционален;

в) он бесстрастен;

г) не имеет божественного происхождения.

9. В чем состоит особенность понимания материального мира в теологической

философии?

а) мир сотворен Богом; он бесконечен во времени и пространстве;

б) материальный мир первичен; все произошло из материи;

в) мир сотворен Богом из ничего, имеет начало и конец во времени;

г) мир сотворен Богом и представляет собой постоянную смену хаоса и порядка.

10. Какие вещи Р. Декарт считает истинными?

а) вещи, которые являются отражением мира идей;

б) вещи, которые мы видим во сне;

в) вещи, которые мы воспринимаем ясно и отчетливо;

г) вещи, имена которых отражают их свойства и качества.

11. Какое из направлений философской мысли наиболее близко теологии?

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм;

г) метафизический материализм.

12. С чего начинается философствование?

а) философствование – попытка уйти от конкретного вопроса;

б) с желания добиться успеха;

в) с удивления и сомнения;

г) с отсутствия реального знания.

13. Кто из названных философов сформулировал учение об идолах познания?

а) Р. Бэкон;

б) Б. Спиноза;

в) Ф. Бэкон;

г) Р. Декарт.

14. Какой раздел философии исследует Б. Спиноза?

а) гносеология;

б) эстетика;

в) этика;

г) антропология.

15. Представители какой философии внесли наибольший вклад в развитие диалектики?

а) английский эмпиризм XVII в.;

б) французский материализм XVIII в.;

в) классическая немецкая философия;

г) русская философия XIX в.

16. Каково основное понятие теории познания И. Канта?

а) вещь-в-себе;

б) категорический императив;

в) идея;

г) субстанция.

17. Как Гегель определяет движение сознания?

а) от уверенности в истинности окружающего мира к радикальному сомнению;

б) это деятельное освоение мира на уровне сущности;

в) это обобщение конкретных свойств вещей;

г) это восхождение от абстрактного к конкретному.

18. Какой путь, позволяющий уберечься от анонимности и неподлин-ности бытия, предложил экзистенциализм?

а) прохождение психоаналитической терапии;

б) обращение к религиозным формам жизни;

в) отказ от конформизма (социального приспособления);

г) возврат к природному, естественному состоянию.

19. Что такое онтология?

а) учение о религии;

б) учение о бытии;

в) учение о мышлении;

г) учение о сознании.

20. В чем состоит основной гносеологический принцип агностицизма?

а) задачи постигать мир вообще не стоит;

б) мир постигаем только разумом;

в) мира вообще нет, все – иллюзия, а потому и постигать нечего;

г) мир не постигаем разумом; он таков, каким мы его воспринимаем.

21. Как З. Фрейд обозначил уровни человеческой психики?

а) естественное сознание, феноменологическое сознание;

б) бессознательное, предсознательное, сознательное;

в) душевное, духовное, сверхдуховное;

г) бессознательное, сознательное, сверхсознательное.

22. Кто ввел понятие "воля к власти"?

а) С. Кьеркегор;

б) Ф. Ницше;

в) А. Шопенгауэр;

г) К. Маркс.

23. Какова основная установка экзистенциализма?

а) существование предшествует сущности;

б) отрицание реальности мира;

в) сущность и существование тождественны;

г) сущность предшествует существованию.

24. Что такое гносеология?

а) совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;

б) раздел философии, в котором изучаются проблемы природы сознания и его возможностей;

в) раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия;

г) область философии, занимающаяся проблемами познания.

25. Что такое парадигма?

а) модель поведения человека, фиксируемая в определенных психологических ситуациях;

б) модель общества;

в) норма профессиональной этики;

г) признанные всеми научные достижения, которые дают научному сообществу модель постановки проблемы.

26. Выберите философское определение априорного познания:

а) опытное познание;

б) мистическое знание;

в) доопытное знание;

г) донаучное знание.

27. Выберите философское определение субстанции:

а) причина самой себя;

б) первооснова всех вещей;

в) то, из чего состоят все вещи;

г) неопределенный атрибут космоса.

28. Что такое пантеизм?

а) учение о тождестве Бога и мира;

б) учение о вненаходимости Бога по отношению к миру;

в) учение о Боге как первотолчке к творению природы;

г) учение о божественной природе человека.

29. Выберите философское понятие личности:

а) совокупность социальных качеств человека;

б) индивид-одиночка, живущий в обществе;

в) биопсихосоциальная структура человека;

г) существо, функционирующее на основе первичных влечений.

30. Выберите философское определение сознания:

а) свойство высокоорганизованной материи человеческого мозга отражать мир в идеальных субъективных образах;

б) тонкий слой материи;

в) данная нам извне мыслящая субстанция;

г) присущая всему живому способность ориентироваться в мире.

31. Выберите философское определение материи:

а) свойство сознания, его проявление;

б) вещество;

в) внешний мир;

г) философская категория для обозначения объективной реальности.

32. Когда, на Ваш взгляд, зародилась наука как социальный институт?

а) в традиционных культурах Вавилона, Шумер, Др. Египта;

б) в условиях античности (ок. V в. до н.э.);

в) с переходом от Возрождения к Новому времени (XVI - XVII вв.);

г) в конце первой трети XIX в.

33. Какие социокультурные факторы лежат в основе возникновения классической науки?

а) достижения в математике и физике в эпоху античности;

б) средневековая схоластика,

в) возрожденческий пантеизм;

г) потребность в научном знании в связи с переходом от ремесленного к промышленному труду.

34. Выберите философское понятие свободы:

а) познанная необходимость и действие в соответствии с ней;

б) свобода воли;

в) возможность выбора действий по собственному убеждению;

г) возможность делать то, что хочется здесь и сейчас.

35. Выберите философский аспект понятия бытия:

а) окружающий нас мир;

б) предельное основание всего сущего;

в) эмоциональное переживание, состояние аффекта;

г) свободный дар Бога.

36. Выберите философское определение исторического прогресса:

а) реализация божественной идеи;

б) движение общества вперед под руководством харизматической личности;

в) процесс, не зависящий от каких-либо факторов;

г) естественно-исторический процесс, в основе которого лежат объективные законы.

37. Выберите верное, на Ваш взгляд, определение смысла жизни:

а) смысла жизни вообще нет;

б) это сама жизнь;

в) познание божественных истин;

г) целостность самого себя, стремление к самореализации личности.

38. Выберите философское определение закона:

а) взаимодействие элементов;

б) связь общая, внутренняя, повторяющаяся, необходимая, существенная;

в) то, что рассудок предписывает природе;

г) фатальная неизбежная сила, не зависящая от человека.

39. Какое понимание общества, на Ваш взгляд, более адекватно?

а) совокупность людей, проживающих на определенной территории;

б) социальная система, состоящая из определенных элементов;

в) совокупность людей, говорящих на одном языке;

г) совокупность общественных связей и отношений между людьми на конкретном историческом этапе развития.

40. Каково значение труда в жизни людей?

а) порабощение свободных творческих сил человека;

б) изнурение человека и потеря им свободы;

в) основа существования и развития человека и общества;

г) проклятие Божие за грехопадение Адама и Евы.


Федеральное агентство по образованию

НОУ «Балтийский Гуманитарный Институт»

Экономический факультет

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Дисциплина «Философия»

РЕФЕРАТ

Тема № (название )

Выполнил(а):(студент(ка), учебная группа, курс, специальность, фамилия, инициалы, номер зачетной книжки (подпись)

Дата выполнения: (число, месяц, год)

Проверил: научный руководитель (фамилия, инициалы, подпись).

Дата проверки: (число, месяц, год).

Санкт-Петербург

(год)


Структура содержания реферата

1.Введение

2.Глава 1. (название главы )

3.Глава 2. (название главы )

4.Заключение

5.Библиографический список

6.Приложение А, Б (не более 50 % от общего объема текста реферата)

Пояснения к структуре содержания реферата

Реферат – это первичная научно-исследовательская работа в изучении и раскрытии конкретной проблемы (проблем), в которой автор научно обосновывает и кратко раскрывает суть проведенного исследования, приводит аргументы и факты, комментируя и разъясняя их в соответствии рассматриваемой темы в определенной хронологической последовательности, делает научные выводы.

1. Титульный лист и весь текст реферата оформляется машинописным, шрифт № 14, за исключением слова РЕФЕРАТ пишется заглавными буквами, выделяется жирным шрифтом № 16. Название темы пишется жирным шрифтом № 14. Внизу титульного листа указывается место издания реферата – Санкт-Петербург, цифрами обозначается год издания, слово год не пишется. На титульном листе автор и научный руководитель ставят подписи и даты выполнения и проверки реферата, а также научный руководитель указывает замечания и ставит оценку автору за выполнение научно-исследовательской работы. Текст реферата печатается через 1,5 интервала, сноски через 1 интервал, шрифт сносок № 12. Параметры страниц, от края листа: верхнего – 2 см, нижнего – 2 см, левого – 3 см, правого – 1,5 см, отступ абзаца – 0,7. Реферат вкладывается в папку и представляется в установленный срок для проверки преподавателю.

2. Введение, глава (каждая), заключение, библиографический список и приложения А, Б начитаются с новой страницы.

3. В введении автор раскрывает актуальность и значимость темы научного исследования. (Объем текста – одна страница).

4. Структура главы: название главы печатается жирным шрифтом, во вступлении раскрывается ее актуальность и основные научные понятия. (Объем вступительной части – не более половины страницы). По структуре глава состоит из 2–3 параграфов, в которых раскрывается суть содержания темы. В параграфах автор аргументированно разъясняет конкретные факты и цифры, приводит определения понятий и примеры, называет фамилии действующих лиц. В конце каждой главы автор обязан сделать вывод. Текстовая часть главы содержит ссылки (постранично) на источник. Ссылки оформляются в виде сносок, нумерация сквозная, шрифт № 13. Объем главы – 7–8 печатных страниц.

5. Заключение содержит общий вывод по теме реферата. Вывод должен быть кратким, раскрывать суть проблемы и носить рекомендательный характер. Объем – одна страница.

6. Библиографический список содержит не менее 5 и не более 10 основных источников. Источники оформляются согласно требованиям ВАК, с указанием фамилии автора (авторов), их инициалов, названия источника, названия издательства, года и места издания, а также количества содержащихся в источнике страниц. Источники в библиографическом списке оформляются в соответствии с их значимостью. Один из источников должен обязательно быть: ПСРЛ – Полное Собрание Российских Летописей, ПСЗРИ – Полное Собрание Законов Российской Империи, Энциклопедия или Энциклопедический словарь, Научный справочник. Объем – одна страница.

7. В приложениях оформляются портретные снимки, цифровые таблицы, хронологическая таблица, карты, рисунки, планы, зарисовки, указывается перечень фамилий с инициалами и должностями. Объем приложений не должен составлять более 50 % от общего объема текста реферата.

8. Объем реферата без приложений 18–25 печатных страни