Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Составители: В. И. Кочурко, М. Е. Николаев, Г. А. Жолик, В. Н. Прокопович, А. А. Шелюто, В. И. Петренко, С. И. Трапков, И. Е. Дробудько

Одобрено методической комиссией агрономического факультета .

Составители: В. И. КОЧУРКО, М. Е. НИКОЛАЕВ, Г. А. ЖОЛИК, В. Н. ПРОКОПОВИЧ, А. А. ШЕЛЮТО, В. И. ПЕТРЕНКО, С. И. ТРАПКОВ, И. Е. ДРОБУДЬКО.

УДК 631/635 (073)

Производственная практика по специальности С.01.02.00 – агрономия: Методические указания / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. В.И. Кочурко, М.Е. Николаев, Г.А. Жолик, В.Н. Прокопович, А.А. Шелюто, В.И. Петренко, С.И. Трапков, И.Е. Дробудько. Горки, 2001.

Изложены цели и задачи производственной практики студентов. Дана характеристика организации и руководства практикой. Приводится примерный план ведения дневника практики и содержания отчета о практике.

Таблиц 16.

Рецензенты:

© Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2001.


ВВЕДЕНИЕ

Сегодняшнему специалисту предстоит работать в условиях рыночных отношений, внедрения эффективных форм управления, организации и стимулирования труда, проведения активной социальной политики. Решение этих задач по плечу людям, проявившим творческое отношение к порученному делу, высокий уровень профессиональной подготовки, обладающим глубоким знанием теории и практики, широкой эрудицией и культурой. Возникает объективная необходимость в подготовке специалистов, обладающих знаниями особенностей технологии производства экологически чистой продукция растениеводства.

В системе подготовки высококвалифицированных кадров агрономов производственная практика имеет исключительно большое значение. В процессе прохождения практики студенты продолжают углублять и закреплять теоретические знания, приобретенные на лекциях и лабораторно-практических занятиях, а также приобретают навыки культурно-просветительной, организаторской и воспитательной работы.

Полученные теоретические и практические знания позволят будущему агроному профессионально и грамотно работать в отраслях агропромышленного комплекса, в агропромышленных объединениях, комбинатах, агрофирмах, в производственных и научно-производственных системах, колхозах, фермерских хозяйствах, ассоциациях, межхозяйственных предприятиях, объединениях и других предприятиях и организационных системах АПК, в должностях главного агронома, агронома, агронома-инспектора, агронома отделения (бригады, сельскохозяйственного участка, фермы, цеха), агронома-консультанта, агронома фермерских хозяйств на основе контракта.

Практическая подготовка будущих агрономов в конечном итоге должна обеспечить:

· овладение практическими приемами получения программируемых урожаев сельскохозяйственных культур;

· современными технологиями возделывания сельскохозяйственных культур;

· профессиональными навыками и умениями агрономической работы;

· навыками работы в коллективе: уметь принимать профессиональные решения с учетом социальных, экономических, экологических и иных последствий, требований этики и права.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Целью производственной практики является закрепление знаний, овладение навыками и умениями организации и осуществления производственных процессов по выращиванию, уборке и первичной переработке продукции растениеводства.

Производственная практика является завершающим этапом в подготовке специалистов. В период ее прохождения студент основное внимание должен обращать на изучение, вопросов агрономии, организации, планирования и управления сельскохозяйственным производством, на анализ хозяйственной деятельности предприятий.

Основными задачами производственной практики являются:

1. Закрепление и углубление теоретических знаний и выработка навыков их применения при решении производственных задач;

2. Накопление опыта практической работы по специальности, овладение навыками организации и управления производством;

3. Освоение современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, изучение и обобщение передового опыта;

4. Приобретение навыков в программировании урожаев сельскохозяйственных культур, планировании, организации и практическом освоении производственных процессов;

5. Оценка эффективности использования земельных угодий, системы ведения хозяйства, применения материальных и трудовых ресурсов;

6. Изучение структуры, организации и методов руководства хозяйством, отдельными отраслями;

7. Овладение методикой анализа производственной деятельности хозяйства и его отраслей, экономической оценки технологических и организационных мероприятий; изучение организации нормирования и системы оплаты труда;

8. Анализ мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, состояния техники безопасности и охраны труда;

9. Проведение научных исследований, сбор и обработка материалов для написания дипломной и курсовой работы по организации;

10. Активное участие в пропаганде и внедрении в производство научных достижений, передового опыта;

11. Проведение культурно-просветительной практики.

В период прохождения производственной практики студент должен освоить следующий перечень умений и навыков:

1. Анализ структуры хозяйства и сопоставление показателей его деятельности с другими предприятиями региона;

2. Выявление наиболее эффективных форм организации труда в земледелии;

3. Анализ системы земледелия хозяйства и степени экологической сбалансированности ее элементов;

4. Планирование полевых работ по периодам вегетации растений с учетом конкретных форм организации труда и материально-технических возможностей хозяйства;

5. Комплектование машинно-тракторных агрегатов;

6. Организация и. проведение посевных работ: внесение удобрений, подготовка семенного и посадочного материала, установка сеялок на нормы высева, выбор и комплектование посевного агрегата, подвоз семян, посев;

7. Организация и проведение работ по уходу за растениями, оценка состояния посевов, выбор машин и их регулировка, приготовление растворов пестицидов, инструктаж по технике безопасности;

8. Организация и проведение заготовки кормов, уборки зерновых культур, корне- и клубнеплодов;

9. Апробация семенных посевов;

10. Закладка на хранение растениеводческой продукции;

11. Принятие оперативных решений;

12. Ведение документации по технологии возделывания культур и учету продукции. Ведение книги истории полей севооборота, расчетно-платежной, товарно-транспортной документации, документов по учету материальных ценностей;

13. Учет затрат труда и его оплаты в подразделениях хозяйства;

14. Сбор информации о реализации технологий выращивания культур, переработке продукции, формах организации труда, управлении деятельностью предприятий;

15. Анализ степени освоения систем земледелия и экономической эффективности растениеводства;

16. Подготовка предложений по совершенствованию системы земледелия;

17. Написание отчета о производственной практике.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

Общее руководство производственной практиков студентов осуществляется деканатом. Учебно-методическое руководство практикой возлагается на профилирующие кафедры, которые обеспечивают выполнение программы практики и высокое качество ее проведения.

Кафедры выделяют в качестве руководителей практики опытных преподавателей, которые организуют производственную практику студентов непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также осуществляют строгий контроль за ее проведением.

Руководитель практики обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику, несет ответственность за высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие ее с учебным планом и программой.

Для контроля и оказания помощи в течение периода практики руководитель лично 1-2 раза выезжает непосредственно на место работы студента. Он проверяет отчеты студентов по практике, дает отзывы об их работе и представляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.

Ответственность за организацию практики в хозяйстве, на предприятии, в учреждении и организации возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации.

Непосредственное руководство производственной практикой студентов в хозяйстве, отделе, лаборатории, на участке и т. п. возлагается приказом руководителя хозяйства, предприятия, учреждения на высококвалифицированных специалистов указанных структурных подразделений. Руководитель практики от производства контролирует ведение дневников, подготовку отчетов студентами-практикантами и составляет на них производственные характеристики, содержащие данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, об отношении студентов к работе, участии в общественной жизни.

Хозяйства, предприятия, опытные учреждения и организации, являющиеся базами практики, выполняют следующее:

· организуют и проводят практику студентов в соответствии с Положением и программами практики;

· предоставляют студентам в соответствии с программой места практики, обеспечивающие наибольшую эффективность ее прохождения;

· предоставляют студентам-практикантам возможность пользоваться имеющейся литературой, технической и другой документацией;

· оказывают помощь в подборе материалов для курсовых и дипломных работ;

· проводят обязательные инструктажи по охране труда и технике безопасности с оформлением установленной документации. В необходимых случаях проводят обучение студентов-практикантов безопасным методом работы, несут ответственность в установленном порядке за несчастные случаи со студентами;

· поощряют студентов наряду с другими работниками за образцовое выполнение своих обязанностей в период практики, а также налагают, в случае необходимости, взыскания на практикантов, нарушающих правила внутреннего трудового распорядка, и сообщают об этом ректору вуза.

Назначение руководителя практики по месту прохождения производственной практики осуществляется по приказу, который отдается руководителем хозяйства или соответствующего научно-исследовательского учреждения.

В первые дни после приезда в хозяйство (колхоз, совхоз, опытное учреждение) студент знакомится в натуре и по соответствующим документам с производством и коллективом хозяйства, изучает и хорошо усваивает задачи, стоящие перед хозяйством (опытным учреждением), и мероприятия по осуществлению этих задач.

После ознакомления с хозяйством студент вместе с руководителем составляет план прохождения практики, руководствуясь данной программой, и немедленно включается в повседневную работу коллектива. По предложению студента-практиканта в ходе практики руководитель хозяйства (или учреждения) и руководитель практики рассматривают и обсуждают вместе со студентом итоги выполнения намеченного плана и программы практики по основным периодам работ.

Студент обязан строго соблюдать установленный распорядок работы и рабочего дня, аккуратно выполнять задания руководителя, непосредственно общаться с членами рабочего коллектива, передавая им свои знания и добиваясь полного и высококачественного выполнения производственных заданий коллективом.

По договоренности с руководителем студент принимает на себя самостоятельное руководство работой на отдельном участке (бригада, отделение, отрасль и т. д.) с полной ответственностью за выполнение производственных заданий по всему участку. Студент обязан активно участвовать в работе производственно-технических совещаний, заседаний правления колхоза, производственных совещаний в совхозе, заседаний научно-технического совета опытного учреждения, других собраний и совещаний по производственным и другим вопросам.

Ежедневно по окончании работы студент подробно записывает в свой дневник, который ему выдается перед отъездом на практику, всю проведенную им работу за день, кратко описывает ее технологию, а также свои наблюдения, замечания и впечатления по работе.

За неделю до окончания практики, предупредив руководителя, студент освобождается от производственной работы и на месте (в хозяйстве, опытном учреждении) составляет отчет о практике в соответствии с данной программой.

Отчет проверяют и утверждают руководитель практики и руководитель хозяйства с соответствующими замечаниями. Каждый студент должен получить отзыв руководителя хозяйства, опытного учреждения и руководителя практики о его работе.

Отчет о практике, дневник, характеристику (отзыв) студент сдает на кафедру в течение 10 дней от начала занятий. Не заверенные и надлежащим образом не оформленные отчеты кафедрами не принимаются.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Работа студента-практиканта начинается с ознакомления с хозяйством по документам и в натуре. Он должен ознакомиться с природно-климатическими, экономическими условиями хозяйства, с его деятельностью, организацией территории, планом размещения культур, севооборотами и т. д., а также проанализировать состояние агротехники, обеспеченность хозяйства материальными и трудовыми ресурсами, систему управления хозяйством.

После знакомства с хозяйством практикант непосредственно включается в работу и участвует в проведении всех мероприятий, предусмотренных производственным заданием, текущими указаниями руководства хозяйства.

Работая в хозяйстве, практикант всемерно содействует внедрению современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, организует труд так, чтобы достичь наивысшей экономической эффективности. Принимает участие з разработке и составлении наряда на работу, проводит инструктаж его исполнителей, осуществляет расстановку рабочей силы, средств производства, контролирует качество и организует учет и приемку выполненных работ.

Организуя любой технологический процесс, практикант обязан применять самые передовые приемы, обеспечивающие наивысший экономический эффект, глубоко и всесторонне изучать и анализировать все элементы и технику выполнения технологических процессов, принятую в хозяйстве. На основе проводимого анализа должен вносить рекомендации по ее совершенствованию с учетом достижений науки, передового опыта.

3.1. Агрономическая работа

Студент-практикант участвует в разработке и внедрении в хозяйстве современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. С этой целью он изучает и при необходимости совместно с агрономом хозяйства корректирует технологические карты возделывания сельскохозяйственных культур. Затем по периодам работ практически организует выполнение всех технологических приемов, осуществляет контроль за качеством их выполнения.

Весенне-летние полевые работы. Участие в составлении и корректировке рабочего плана весеннего сева. Выяснение качества посевного материала. Подготовка семян к посеву, расчет весовых норм высева семян с учетом их качества, определение потребности в семенах.

Осуществление правильной системы обработки почвы, контроль за качеством ее подготовки.

Анализ и корректировка плана применения удобрений по культурам севооборота с учетом уровня плодородия почвы и величины урожая. Контроль за внесением удобрений. Повышение эффективности удобрений. Листовая диагностика при определении доз удобрений. Установление лучших сроков, способов посева. Подготовка сеялок к посеву, регулировка на норму высева. Контроль за качеством посева. Определение густоты посевов, полевой всхожести семян.

Изучение и корректировка с главным агрономом графика использования машинно-тракторного парка, рабочей силы на весенне-посевных работах, комплектование агрегатов. Разработка плана по уходу за посевами яровых и озимых культур, учет засоренности посевов. Своевременность и качество выполнения мероприятий по уходу за растениями. Применение химических, агротехнических мер борьбы с сорняками, болезнями, вредителями.

Контроль за ростом и развитием растений и разработка дополнительных мер по уходу за растениями.

Уборка сельскохозяйственных культур. Разработка или корректировка плана уборки урожая (зерновые, многолетние травы и т. д.), засыпки семенных и фуражных фондов, плана продажи сельскохозяйственной продукции.

Проведение наблюдений за ходом созревания культур, определение оптимальных сроков уборки. Проверка готовности уборочных машин. Определение биологической урожайности, способов уборки. Организация уборки. Определение качества уборки, потерь при уборке.

Переработка продукции в хозяйстве. Очистка, сортировка, сушка, технология хранения.

Посев озимых и промежуточных культур. Разработка плана сева озимых и промежуточных культур. Сроки, способы посева, особенности обработки почвы для посева промежуточных культур. Выбор культур для пожнивных и поукосных посевов.

Защита растений от вредителей, болезней и сорняков. Знакомство с организацией защиты растений в хозяйстве, оснащенностью хозяйства техникой, пестицидами, индивидуальными средствами защиты.

Составление календарного плана защиты растений от вредителей, болезней, сорняков. Сроки и способы проведения химических обработок, результативность применения мероприятий по защите растений.

Агротехнические и биологические меры защиты растений и их применение в хозяйстве. Мероприятия по охране природы и соблюдение техники безопасности при применении химических средств защиты.

Кормопроизводство. Участие в составлении плана обеспеченности животноводства кормами, схемы зеленого конвейера, плана заготовки кормов, инвентаризации кормовых угодий. Определение необходимых площадей, сроков сева и использования отдельных культур. Участие в заготовке кормов, изучение кормового баланса хозяйства.

Семеноводство. Изучение и при необходимости разработка системы семеноводства в хозяйстве. Семеноводческие бригады, севообороты, особенности семеноводства отдельных культур, их достоинства и недостатки, технология семеноводческих посевов. Сроки и способы сортосмены, сортообновления. Апробация посевов, документация по семеноводству и порядок ее ведения в хозяйстве.

Агрономическая документация и отчетность. Знакомство с порядком ведения агрономической документации (книга истории полей, шнуровая книга и др.). Акты на посев, уборку урожая, оприходования продукции сельского хозяйства, списание и учет удобрении, пестицидов.

Формы отчетности и порядок их заполнения, отчеты перед ЦСУ, РАПО.

По этому разделу (агрономическая работа) студент обязан в заключение дать квалифицированный анализ агротехники и урожайности культур в севообороте. Для этого на посевах культур студент должен проводить фенологические наблюдения, учет густоты посевов, определять биологическую урожайность и другие необходимые наблюдения.

По каждой культуре ведется учет проводимых агромероприятий, отмечаются сроки их проведения, качество работ, учет урожая.

Технология механизированных работ в растениеводстве. При прохождении производственной практики студент должен ознакомиться с технологией механизированных сельскохозяйственных работ и основными вопросами организации использования машин в условиях хозяйства. Предусматривается изучение следующих вопросов:

· технология выполнения в условиях конкретной бригады или отделения не менее двух механизированных сельскохозяйственных операций, наиболее типичных для будущей специальности;

· состояние комплексной механизации процессов растениеводства;

· организация технического обслуживания машин;

· эффективность использования машинного парка.

3.2. Организация и управление сельскохозяйственным

производством

Изучение организационной структуры хозяйства, размера и структуры землепользования, посевных площадей, севооборотов и их размещения, наличия, состава и использования трудовых ресурсов, мероприятий по их рациональному использованию. Система организации и формы оплаты труда в хозяйстве и подразделениях. Коллективный подряд и его использование в хозяйстве.

Анализ и участие в разработке планов в хозяйстве. Годовые производственные задания, их содержание, порядок разработки. Текущее планирование по наиболее важным периодам сельскохозяйственных работ, их содержание и порядок разработки. Технологические карты, их значение, разработка. Планы-наряды, порядок их составления, доведения до исполнителей, организация контроля за их выполнением. Организация основных рабочих процессов в растениеводстве.

Организация управления в хозяйстве, размер и состав управленческого аппарата и эффективность его использования.

Методы руководства хозяйством, отраслями, подразделениями. Система контроля за работой отраслей, подразделений, оперативность контроля.

Роль общественных организаций в совершенствование сельскохозяйственного производства. Общие собрания колхозников, правления колхозов, советы бригад, производственные совещания.

Диспетчерская служба. Специфика работы и распорядок работы специалистов, руководителей хозяйств, подразделеНИИ.

3.3. Пропаганда и внедрение достижений науки и передового

опыта

Студент обязан принимать активное участие в изучении и пропаганде передового производственного опыта и научных достижений в хозяйстве, внедрять в производство современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур, прогрессивные методы и приемы повышения урожайности и качества продукции, изучать их эффективность. Производственный опыт лучших передовых звеньев, бригад студент изучает и обобщает в виде конкретных выводов и предложений для их внедрения в других подразделениях.

При прохождении практики студент должен способствовать внедрению в хозяйстве прогрессивных приемов, технологических операций, технологий по результатам научных исследований, достижений передовиков производства с учетом конкретных условий хозяйства, изучать их производственную и экономическую эффективность.

3.4. Постановка полевого опыта

На практике студент должен провести полевой опыт, результаты которого послужат дополнительным материалом для написания дипломной работы. Разрабатывается схема опыта и методика работы. Затем закладывается полевой производственный опыт. Проводятся наблюдения за наступлением фаз развития, накоплением органической массы (сырой и воздушно-сухой), густотой стояния растения, определяется биологический урожай и его структура. Учитывается фактическая урожайность и качество продукции. На опытных посевах ведутся учеты по болезням и вредителям. На кафедру по вариантам опыта привозятся пробы зерна, почвы и т. п. для дальнейшего анализа. По опытному участку дается подробный анализ агротехники: предшественники, обработка почвы, удобрения, подготовка и качество посевного материала, сроки, способы и нормы посева, уход за посевами и уборка.

В хозяйстве студент должен собрать следующие сведения по изучаемой культуре: посевная площадь за предшествующие годы, основные факторы, определившие уровень урожайности. Затраты труда и средств на гектар и на центнер продукции.

Основные выводы по полевому опыту сообщаются руководству хозяйством и включаются в отчет о практике.

3.5. Охрана труда

Состояние охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии в хозяйстве. Структура службы охраны труда, проведение инструктажей и обучения, составление и ведение основных документов по охране труда, наличие инструкции на рабочих местах, пропаганда охраны труда (наличие уголков и кабинетов по охране труда).

Анализ производственного травматизма. Отчетность хозяйства по производственному травматизму, анализ средств, ассигнуемых на охрану труда.

Условия труда рабочих хозяйства, предприятия. Режим трудового дня, соблюдение норм и правил хранения, транспортирование и использование пестицидов, минеральных удобрений и других химических материалов.

Обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты.

Соблюдение норм и правил безопасности при выполнении основных сельскохозяйственных работ (сеноуборка, силосование, скирдование, работа на машинах при обработке почвы, посеве и уборке зерновых культур и других, работа машин на склонах, использование тракторов на транспортных работах и т. п.).

Обеспеченность хозяйства необходимыми первичными средствами огнетушения. Соблюдение норм пожарной безопасности.

Предложения по улучшению условий труда и повышению его безопасности.

3.6. Охрана окружающей среды и получение экологически чистой продукции

Особенности технологии возделывания сельскохозяйственных культур или другие мероприятия, связанные с разработкой агрономического проекта, охраной окружающей среды, недопускающие загрязнения почвы, грунтовых вод, водоемов и получаемой продукции при внесении и хранении минеральных удобрений, пестицидов и других ядохимикатов. Проведение противоэрозионных и лесозащитных мероприятий, предотвращение уплотнения и смыва почвы, повышение естественного плодородия почвы. Роль селекции и биотехнологических методов, агротехнических и профилактических приемов, позволяющих резко сократить и свести до минимума применение химических препаратов в борьбе с сорняками, вредителями, болезнями и полеганием. Особенности агрономической работы и возможности получения экологически чистой продукции в условиях радиационного загрязнения.

3.7. Культурно-просветительная практика как часть производственной практики

В процессе производственной практики студент приобретает навыки работы с людьми, составляющими трудовой коллектив. Морально-психологическое состояние трудового коллектива во многом зависит от организаторской культуры специалистов. Практикант обращает пристальное внимание на методы научной организации труда, применяемые специалистами и руководителем хозяйства, в том числе и фермерского, перенимает их опыт и умение в подготовке необходимых организационно-распорядительных документов, проведении деловых совещаний, налаживании деловых связей с представителями других хозяйственных организаций, банков, ассоциаций и т. д., изучении и обобщении передового опыта работы в своей отрасли, установлении контактов с работниками хозяйства, проведении своего свободного времени.

Во время практики студенту рекомендуется ознакомиться с историей хозяйства, населенных пунктов, где оно расположено, его трудовыми и культурными традициями. Следует обратить внимание на обряды и обычаи, бытовую культуру села, его обустройство, практику использования жителями свободного времени, деятельность учреждений культуры и учебных заведений, расположенных на территории хозяйства.

Необходимо проанализировать условия труда и быта молодежи, в том числе молодых специалистов, возможности развития их общекультурного кругозора.

Отчет о культурно-просветительной практике студента является составной частью его отчета о производственной практике.

4. ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА

Дневник студента является основным документом, характеризующим его работу. Основные показатели отчета должны основываться на записях в дневнике, где студент ежедневно отражает результаты выполняемой работы. Дневник заполняется четко, аккуратно и обязательно чернилами. Примерные вопросы, излагаемые в дневнике:

1. Описание и анализ конкретных работ (виды работы, краткая характеристика сельскохозяйственных процессов, состав агрегата и правильность его комплектования, качество работы, нормы выработки, расценки и т. п.). Участие практиканта в данной работе (организатор, исполнитель и т. п.).

2. Качество выполняемой работы. Причины недостатков и роль практиканта в их устранении. Вопросы, возникшие при выполнении той или иной работы;

3. Результаты наблюдений за погодой (средние температуры, осадки, ветры). Влияние погодных условий на ход сельскохозяйственных работ;

4. Наблюдения за ростом и развитием основных сельскохозяйственных культур в увязке с погодными условиями и приемами возделывания.

Дневник не реже одного раза в декаду проверяется руководителем практики, а преподаватель, проверяющий практику, записывает в нем свои отзывы и предложения по ходу практики.

4.1. Примеры ежедневных записей

Пример 1. 15 апреля. Студент прибыл на практику в хозяйство. В дневнике следует записать название хозяйства, район, область, на какую должность назначен (бригадир, агроном отделения, агроном-семеновод и т. д.), оклад, кратко описать географическое расположение хозяйства, направление хозяйства и организационные особенности дня.

Пример 2 . 16 апреля. Студент продолжает знакомство с хозяйством. В дневнике следует описать структуру сельскохозяйственных угодий, тип почв хозяйства, набор возделываемых культур, их сортовой состав, наличие семян для посева, их посевные качества, как ведется семеноводство в хозяйстве.

Пример 3 . 4 мая. Студент занимался организацией посева яровых зерновых. В дневнике следует записать культуру, сорт, посевные качества семян, норму высева; марку трактора и сеялки, тип сошников, ширину междурядий, кто устанавливал сеялку на норму высева и проверял расстановку сошников; состояние почвы в момент посева (выровненная, глыбистая, влажная, сухая); глубину и равномерность заделки семян; способ работы (групповой, индивидуальный), способ доставки семян в поле и заправки сеялок (вручную, механизированно); количество обслуживающего персонала, производительность агрегата.

Сделать расчет потребности транспортных средств для обеспечения агрегатов семенами. Привести график проведения весеннего сева с указанием обеспеченности техникой и рабочей силой, фактического выполнения работ. Отметить организацию труда на севе, недостатки, их причины и пути устранения. Привести нормы выработки и расценки на посеве. Указать, какие организационные функции выполнял студент в течение дня, общественную работу.

Пример 4 . Студент занимался организацией сеноуборки. В дневнике следует записать площади естественных сенокосов и сеяных трав, видовой состав травостоя, фазу развития растений в момент скашивания, зависимость качества сена от фазы уборки и погодных условий в период сушки. Описать комплекс применяемых в хозяйстве сеноуборочных машин, их производительность, количество обслуживающего персонала, организацию труда на сеноуборке. Привести график выполнения сеноуборочных работ, как он практически выполняется, отметить причины срыва графика работ. Указать нормы выработки и расценки на основных сеноуборочных работах, необходимость их корректировки; организационные функции, выполняемые студентом в течение дня; общественную работу.

На второй день сеноуборки описать только изменения технологии сеноуборки (другие уборочные машины, другой участок с иным видовым составом травостоя, другое качество сена), организационные особенности дня.

Ежедневно студент составляет личный план работы на следующий день.

Состояние животноводства студент описывает по экскурсионным наблюдениям, материалам текущей документации, годовым отчетам и промфинплану.

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

В последнюю неделю производственной практики студент составляет письменный отчет, подписывает его и в течение 10 дней после начала занятий сдает на кафедру вместе с дневником и характеристикой, заверенной руководителем хозяйства (учреждения) и скрепленной печатью. В отчете студент отмечает наиболее важные показатели хозяйственной работы, уделяя особое внимание агрономическим и экономическим вопросам. Результаты хозяйственной деятельности к агрономические показатели своего хозяйства практикант сравнивает с достижениями лучших хозяйств района, области, республики. Особое внимание уделяется прогрессивным методам и приемам труда, а также недостаткам и выявлению их причин. Студент должен дать конкретные предложения по дальнейшему улучшению работы хозяйства, а также свое заключение о ходе практики и ее организации в дальнейшем.

Отчет должен быть написан аккуратно, на одной стороне стандартного листа, чернилами или шариковой ручкой, иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, фотографиями и т. д. Титульный лист оформляется по следующей форме:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Республики Беларусь


Белорусская государственная сельскохозяйственная академия

Агрономический факультет

Кафедра растениеводства

ОТЧЕТ

студента 3-й группы 4-го курса Свиридова Н. И. о производственной практике в к-зе «Правда» Горецкого района Могилевской области с 30 марта по 6 августа 2001 г.

Научный руководитель практики

(доцент каф растениеводства

И. П. Иванов).

Горки 2001

Отчет составляется в соответствии с программой практики и должен состоять из следующих разделов:

Оглавление.

1. Введение (2-3 с). Излагаются актуальные вопросы развития сельского хозяйства республики и задачи в области растениеводства и производства основных сельскохозяйственных культур. Определяются главные перспективные направления развития растениеводческой отрасли в условиях развивающихся рыночных отношений. Приводятся сведения о производстве основных видов сельскохозяйственной продукции.

2. Краткая характеристика хозяйства (3-5 с). Приводятся сведения о землепользовании, его площади, специализации хозяйства, наличии трудовых ресурсов, почвах (табл. 1, 2, 3). Дается их характеристика и качественная оценка по картограммам. Кратко анализируются данные приведенных таблиц. Указываются метеорологические условия вегетационного периода.

Таблица 1. Землепользование хозяйства

Вид угодий

Годы

Структура землепользования, %

Структура земель с.-х. использования, %

200...

200…

200…

Всего земель

В т. ч. с.-х. угодий

Из них: пашня

сенокосы

пастбища

приусадебные земли

Таблица 2. Наличие трудовых ресурсов

Показатели

200...

200...

200...

1. Среднегодовая численность всех работников, чел. В том числе административных, чел.

2. На одного среднегодового рабочего, занятого в сельском хозяйстве, приходится га: с.-х. угодий пашни

Таблица 3. Характеристика почв хозяйства

Севооборот

Почва

Площадь, га

Р2 О5

К2 О

Кислотность, рНKCl

Содержание гумуса, %

мг/кг почвы

3. Характеристика растениеводства и технология возделывания сельскохозяйственных культур (10-15 с.). Приводится структура посевных площадей, урожайность растениеводческой продукции за последние три года, дается характеристика семеноводства, указываются севообороты хозяйства, ход их освоения, агротехнические паспорта и книги истории полей, применение удобрений (органические, минеральные, микробиологические препараты), отмечаются преобладающие сорняки, вредители и болезни сельскохозяйственных культур и меры борьбы с ними (табл. 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10). Дается краткий анализ приведенных таблиц. Описывается агротехника для одной зерновой культуры, картофеля, одной технической культуры (сахарная свекла, рапс, лен), многолетних трав.

Таблица 4. Структура посевных площадей

Культура

Годы

В среднем за 3 года

200...

200…

200…

га

% ко всей пашне

Таблица 5. Урожайность основных сельскохозяйственных культур, ц/га

Культура

Годы

В среднем за 3 года

200…

200…

200…

Таблица 6. Сортовой состав возделываемых сельскохозяйственных культур

Культура, сорт

Площадь, га

Репродукция

Урожай, ц/га

Валовой сбор семян, ц

Рентабельность, %

Таблица 7. Севообороты, принятые в хозяйстве

Севооборот

Площадь каждого севооборота, га

Число

Средний размер, га

полей

контуров

поля

контуров

Таблица 8. Применение органических удобрений, т/га

Культура

Площадь, га

Торфонавозные компосты

Навоз

Другие органические удобрения

Всего

Таблица 9. Применение минеральных удобрений (кг д. в. на 1 га)

Угодья, культура

Азотные

Фосфорные

Калийные

Основное

Всего

Основное

Всего

Основное

Всего

1. С.-х. угодья

2. Пашня

В т. ч.: под пшеницу ячмень овес зернобобовые

3. Картофель

4. Кормовые корнеплоды

5. Силосные

В т. ч. кукуруза

6. Тех, культуры

7. ДКП

8. Естественные сенокосы

9. Естественные пастбища

10. Прочие культуры

Таблица 10. Применение пестицидов и микробиологических препаратов в хозяйстве

Культура

Площадь, га

Объект подавления

Название пестицида

Применение

Доза, кг/га

Полученный или ожидаемый эффект

Срок

Способ

4. Характеристика кормопроизводства (4-5 с.). Указываются кормовая база хозяйства, обеспеченность животных кормами и баланс кормов в хозяйстве, а также мероприятия по улучшению кормовой базы и качества кормов (табл. 11, 12, 13).

Таблица 11. Инвентаризация сенокосов и пастбищ хозяйства

Показатели

Характеристика

сенокосов

пастбищ

1. № угодья по плану

2. Площадь, га

3. Рельеф

4. Источники увлажнения

5. Почва

6. Преобладающие виды растений и % участия в травостое злаковых, бобовых, осок и разнотравья

7. Класс луга

8. Подкласс, тип луга

9. Урожайность сена, ц/га

10. Расстояние от фермы и водопоя, м

Культуртехническое состояние луга

11. Закочкаренность (тип кочек, высота, диаметр, % покрытия)

Продолжение табл. 11

12. Закустаренность (высота, % покрытия)

13. Засоренность камнями, хворостом и т.д.

14. Заболоченность

15. Современное использование

16. Проектируемое улучшение и использование (кратко)

Таблица 12. Кормовая база хозяйства в текущем году

Кормовые культуры

Площадь, га

Урожайность ц/га

Валовой сбор, т

Качество корма

Таблица 13. Обеспеченность животных кормами (ц на голову в год)

Вид животных и птиц

Концентрированные корма

Зеленые корма

Сочные корма

Грубые корма

Всего кормовых единиц

Силос

Корнеплоды

Сено

Сенаж

Солома

В летний период

Всего: Требуется кормов, ц к. ед.

Выделяется кормов, ц к.ед.

Обеспеченность, %

В зимний период

Всего: Требуется кормов, ц к. ед.

Выделяется кормов, ц к.ед.

Обеспеченность, %

5. Характеристика и оценка механизированных работ в растениеводстве (3-4 с). Приводятся техническая оснащенность хозяйства, уровень механизации основных сельскохозяйственных процессов в растениеводстве (табл. 14).

Таблица 14. Техническая оснащенность хозяйства

Техника

Физич. един.

Марка

Общая мощность, л. с.

Примечания

Тракторы

Комбайны

Автомашины

В т. ч. грузовые

Электродвигатели

Тепловые двигатели Всего мощностей

Прочая техника

6. Организация и управление сельскохозяйственным производством (4-5 с.).

Дается анализ экономической эффективности производства продукции растениеводства. Описывается система организации и управления хозяйством. Приводятся размер и состав управленческого аппарата и эффективность его использования; методы руководства хозяйством, отраслью, подразделением; система контроля за работой отраслей, подразделений (табл. 15, 16).

Таблица 15. Экономическая эффективность производства растениеводческой продукции

Показатели

Год

В среднем за 3 года

200…

200…

200…

Стоимость валовой продукции, руб.

Стоимость товарной продукции, руб.

Чистый доход, руб.

Рентабельность, %

Таблица 16. Уровень рентабельности производства

растениеводческой продукции

Культура

200…

200…

200…

В среднем за 3 года

Зерновые

Картофель

Корнеплоды

Лен

7. Пропаганда и внедрение достижений науки и передового опыта (2-3 с.). Описываются производственный опыт прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, методы и приемы повышения урожайности и качества продукции (на примере хозяйства, района).

8. Охрана окружающей среды и получение экологически чистой продукции (2-3 с). Отражаются особенности агрономической работы, связанной с охраной окружающей среды, и возможности получения экологически чистой продукции.

9. Охрана труда (2-3 с). Анализируется состояние охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии в хозяйстве.

10. Культурно-просветительная практика (2-3 с) Дается анализ деятельности учреждений культуры, расположенных на территории хозяйства, бытовой культуры села, его обустройства, практики использования жителями свободного времени, условий труда и быта молодежи.

11. Результаты научно-исследовательской работы (3-4 с). Указывается тема научных исследований, приводятся схема опыта и методика работы. Кратко анализируются полученные результаты полевого опыта в виде таблиц, схем, рисунков, графиков и т. д.

12. Выводы и предложения (4-5 с) Отмечаются недостатки, замеченные во время практики, даются предложения по улучшению работы хозяйства, отзыв практиканта о ходе производственной практики (что она дала студенту, как ее следует организовать в будущем).

В отчет включаются список использованной литературы, приложения (фотографии, рисунки и др.).

Весь объем отчета не должен превышать 45-60 с. рукописного текста.

Проверка отчетной документации с оформлением рецензии проводится преподавателем, закрепленным в качестве научного руководителя дипломной работы студента-практиканта.

Не позднее месяца с начала очередного семестра студент защищает отчет о производственной практике перед межкафедральной комиссией, состав которой определяется декана том факультета. Приглашаются также руководители практики из хозяйства. Оценка ставится на основании отчета, характеристики, заключения проверяющих практику и выступления студента на защите, на которой он кратко докладывает о ходе практики и вносит свои предложения по улучшению работы хозяйства.

Протокол заседания комиссии, ведомость и отчетная документация студента сдаются в деканат на второй день после защиты отчета.

В тех случаях, когда программа практики не выполнена, получены отрицательный отзыв или неудовлетворительная оценка на защите, а также не соблюден срок представления отчета, студент может быть направлен на практику повторно, во время студенческих каникул.

6. ПРОХОЖДЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ ЗА РУБЕЖОМ.

В третьем тысячелетии выпускникам факультета предстоит работать в условиях рыночных отношений, поэтому прохождение практик в странах с рыночной экономикой – один из путей изучения положительного опыта сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, кооперативных и иных форм организации сельскохозяйственного производства. В БГСХА уже сложилась определенная система и накоплен опыт по организации и прохождении практик за рубежом.

Наиболее тесным является сотрудничество с Германией, где для студентов организованы практики фирмами АРОLО, LОGО, Немецким крестьянским союзом. В Великобритании организует прохождение практик фирма НОРS, компания «Агроимпульс» организует практику студентов в Швейцарии, выезжают студенты так же в Голландию, Польшу и другие страны. В перспективе вполне вероятно расширение зарубежных связей.

6.1. Подбор студентов, обязанности и правила поведения студентов в стране пребывания.

Деканам совместно с факультетскими общественными организациями проводят предварительный подбор студентов согласно численной квоте и несколько кандидатур дублирующего состава на случай замены студентов основного состава (болезнь, семейные обстоятельства и т.д.). При подборе кандидатов на поездку за границу учитывается следующее:

· состояние здоровья (претенденты должны быть физически крепкими, привычными к физическому труду, не имеющими хронических заболеваний внутренних органов, что подтверждается медицинской справкой установленного образца);

· владение иностранным языком (официальным языком страны в которую выезжает на практику);

· текущая успеваемость (хорошая или отличная);

· участие в общественной жизни факультета и академии;

· отсутствие взысканий за нарушение дисциплины и правил проживания в общежитии;

· психологические и моральные качества;

· соответствие требованиям, предъявляемым программой в каждом конкретном случае (возраст, пол, наличие водительских прав или прав тракториста и т.д.).

Списки предлагаемых кандидатур подписываются деканом факультета и направляются в деканат по международным связям.

Деканатом по международным связям устанавливается график собеседований со студентами работников деканата или представителей принимающей стороны. Декан по международным связям докладывает на заседании ректората итоги собеседования, где утверждается окончательный список студентов, отъезжающих на зарубежную практику. На основании решения ректората издается приказ по академии, в котором указываются сроки пребывания студентов на производственной практике за рубежом, оговариваются условия выплаты стипендии (в случае пребывания на зарубежной практике или стажировке более двух месяцев стипендия не выплачивается) и срок выхода на заседания.

Сроки пребывания студента за границей не должны расходиться со сроками производственной практики (допускается разница не более двух недель, т.е. возращение студента из–за границы должно состояться не позднее двух недель после начала занятий на последнем курсе).

Накануне отъезда студент получает индивидуальное задание, дневник, программу практики на курирующей кафедре, проходит инструктаж у руководителя практики, который должен поставить конкретные задачи по сбору материалов для отчета. При значительном отличии типовой программы по специальности от практики за рубежом необходимо предусмотреть прохождение практики на производстве в РБ продолжительностью одна–две недели (возможно и больше, что зависит от сроков зарубежной практики) для сбора материалов для написания отчета и дипломному проектированию.

Студенты, отъезжающие на производственную практику за границу, должны сдать досрочно (до выезда, если сессия начинается позже) курсовые работы (проекты), зачеты и экзамены. В связи с этим, распоряжением по деканату, необходимо перевести данного студента на индивидуальный график посещения занятий, сдачи зачетов и экзаменов, а также ликвидации предполагаемой задолженности.

Как правило, за время учебы в академии студент может только один раз проходить зарубежную практику по линии деканата по международным связям.

Студент обязан строго исполнять законы страны пребывания, а также:

· своим поведением не порочить звание гражданина Республики Беларусь;

· выполнять внутренний распорядок, установленный на данном сельскохозяйственном предприятии, (ферме);

· исполнять те виды сельскохозяйственных, хозяйственных и иных работ, связанных с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства, которые оговорены в соответствующем договоре;

· выполнять работу качественно и в установленные сроки.

Студенты, грубо нарушавшие условия пребывания за рубежом, отчисляются из академии.

Поведение студента за рубежом регламентируется соответствующими законами и нормативными документами принимающей страны по отношению к иностранным гражданам. В случае чрезвычайных ситуаций (автомобильная авария, конфликты в торговых точках, уличные конфликты, попадание в полицейский участок) студентам следует требовать связи с работниками Посольства Республики Беларусь или страны, представляющей ее интересы в стране пребывания.

6.2. Возвращение студентов и структура написания отчета.

Возвращение студентов из-за границы должно соответствовать срокам, оговоренным в приказе по академии. Студент, возвратившийся в недельный срок должен известить об этом деканат по международным связям и основной деканат, написать заявление о начале занятий, на основании которого издается приказ по академии о начале выплаты стипендии.

При неявке студентов к началу занятий по неуважительным причинам в течение двух учебных недель они отчисляются из академии как самовольно прервавшие обучение. Восстановление в число студентов производится только на платной основе. По возвращении из зарубежной производственной практики студент согласно существующему положению о курсовых экзаменах и зачетах защищает отчет о производственной практике.

Если студент не написал и не защитил отчет (раздел отчета) о прохождении практики за рубежом, производственная практика ему не засчитывается и он отчисляется из академии. Прием отчета осуществляется комиссией в установленные деканатом сроки.

В отчете о зарубежной практике должны быть отражены:

· номера приказа по академии и распоряжения по деканату о направлении студента для прохождения производственной практики за рубежом и закрепления его за кафедрой;

· страна пребывания, ее социально-политическое устройство, географическое положение, климат;

· сроки и место прохождения практики;

· специализация хозяйства;

· организационная структура хозяйства;

· виды работ, выполняемых студентом за время практики;

· принятая технология производственной деятельности хозяйства;

· требования, предъявляемые к качеству продукции руководителем хозяйства, оптовым покупателем, принципы формирования цен на продукцию;

· режим внутреннего распорядка и организации труда;

· недостатки или преимущества имеющиеся при организации труда, технологии возделывания сельскохозяйственных культур;

· форма оценки и оплаты труда;

· особенности ведения сельскохозяйственного производства;

· культурно-познавательная программа.

В структуру написания отчета должны войти все вышеизложенные вопросы.

Материалы зарубежной практики максимально должны быть использованы при выполнении дипломной работы (проекта).


СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . .

1. Цели и задачи практики . . . . .

2. Организация и руководство практикой . . . .

3. Содержание практики . . . . .

4. Ведение дневника . . . . .

5. Примерный план и содержание отчета о производственной практике . .

6. Прохождение производственной практики за рубежом . .

Учебное издание

Коллектив составителей

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

С.01.02.00 – АГРОНОМИЯ

Методические указания для студентов 4-го курса агрономического факультета

Редактор Л. П. Петрачкова

Техн. редактор Н. К. Шапрунова

Корректор Е.В. Ковалева

Подписано в печать .

Формат 60Х84 1/16. Бумага для множительных аппаратов.

Печать ризографическая. Гарнитура «Таймс».

Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. .

Тираж экз. Заказ . Цена руб.


Редакционно-издательский отдел БГСХА

213410 г. Горки Могилевской обл., ул. Студенческая, 2

Отпечатано на ризографе лаборатории множительных аппаратов БГСХА