Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению контрольной работы Для самостоятельной работы

УЧЕТНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Методические указания

по выполнению контрольной работы

Для самостоятельной работы

студентов I курса, обучающихся по направлениям

521600 «Экономика» и

521500 «Менеджмент» (бакалавры)

(первое высшее образование)

МОСКВА 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

История экономических учений

Методические указания

по выполнению контрольной работы

для самостоятельной работы студентов I курса,

обучающихся по направлениям:

521600 «Экономика» и

521500 «Менеджмент» (бакалавры)

(первое высшее образование)

Учетно-статистический факультет

Кафедра Истории экономики, политики и культуры
МОСКВА 2008

Методические указания разработала

доцент ВЗФЭИ Е.А. Козлова

Методические указания одобрены на заседании

Научно-методического совета ВЗФЭИ

Проректор, председатель НМС, профессор Д. М. Дайитбегов

История экономических учений. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов I курса, обучающихся по направлениям 521600 – «Экономика» и 521500 «Менеджмент» (бакалавры) (первое высшее образование). – М.: ВЗФЭИ, 2008.

Методические указания

При изучении дисциплины «История экономических учений» в соответствии с учебным планом студентам-бакалаврам необходимо выполненить одну контрольную работу.

Контрольная работа является важной формой самостоятельной работы, особенно в системе высшего заочного образования. Она нацелена на самостоятельное углубленное изучение студентом определенной темы; предполагает усвоение ими необходимых навыков в работе с учебниками, учебными пособиями, другими дополнительными источниками, в том числе Интерент-ресурсами; способствует освоению методики оформления изученного материала.

Подготовка контрольной работы и ее оформление

Начать подготовку к выполнению контрольной работы следует с выбора темы. Кафедра предлагает студентам в соответствии с начальной буквой своей фамилии выбрать одну из пяти тем , указанных в таблице:

Начальные буквы фамилии студента

Номер темы контрольной работы

(темы см. далее)

А Е Л Р Х Э

1

6

11

16

21

Б Ж М С Ц Ю

2

7

12

17

22

В З Н Т Ч Я

3

8

13

18

23

Г И О У Ш

4

9

14

19

24

Д К П Ф Щ

5

10

15

20

25

Выбор темы контрольной работы может определяться научными интересами студента и имеющейся в его распоряжении литературой. При этом, кроме указанных в данных методических указаниях учебников и учебных пособий (см. далее), студенту следует привлечь и дополнительную литературу: всевозможные энциклопедии, словари, периодические издания, Интернет-ресурсы, КОПР по истории экономических учений и др. Особенно ценно и важно использование первоисточников, трудов крупнейших экономистов, относящихся к теме контрольной работы.

Прежде чем приступить к написанию контрольной работы, необходимо изучить соответствующую литературу и составить план работы . При этом следует опираться на расшифровку конкретной темы, приведенную в методических указаниях.

В план обязательно должны быть включены:

- введение, в котором обосновывается выбор темы,

- основная часть, включающая от трех до пяти вопросов и раскрывающая тему,

- заключение, в котором подводятся итоги и делаются общие выводы по теме.

Изложение материала должно осуществляться в соответствии с планом. Вопросы плана необходимо выделять в тексте работы.

При окончательном оформлении контрольной работы следует учесть следующее:

- работу следует представить в печатном варианте 14 шрифтом через 1,5 интервала, объем текста должен быть не менее 7 и не более 10 страниц (не учитывая титульный лист, план, список литературы). Возможно представление работы и в рукописном варианте.

- на титульном листе необходимо указать дисциплину, тему контрольной работы, свою фамилию, инициалы, факультет, специальность, номер группы, номер студенческого билета, фамилию преподавателя, читающего курс лекции по истории экономических учений в вашей группе.

- на следующем листе следует указать план контрольной работы и далее излагать материал в соответствии с планом.

- в конце работы необходимо привести список использованной литературы, поставить дату выполнения и свою подпись.

- письменная контрольная работа исключает дословное заимствование текста учебников и других источников, а приводимые цитаты необходимо заключать в кавычки и давать ссылки на источники (название работы, место и год издания, страница).

Срок представления контрольной работы согласуется с преподавателем. Сдача работы в период экзаменационной сессии не допускается.

Собеседование по контрольной работе

Проверенная преподавателем контрольная работа возвращается студенту для подготовки к собеседованию. Работу, не допущенную к собеседованию, необходимо доработать в соответствии с замечаниями и рекомендациями преподавателя и представить для повторной проверки.

Получив допущенную к собеседованию работу, студент должен внимательно изучить замечания преподавателя и подготовиться к ответу по этим замечаниям. В назначенный день необходимо явиться на собеседование и быть готовым ответить на любой вопрос по контрольной работе.

Положительный результат собеседования оформляется в зачетной книжке оценкой «зачет» и служит допуском к сдаче экзаменационного зачета в период сессии.

Участие в научной работе

Наиболее содержательные контрольные работы после необходимой доработки могут быть рекомендованы в качестве докладов на студенческую конференцию, научный студенческий кружок, а также для участия в конкурсе лучших студенческих работ. Активность студентов и склонность к самостоятельным научным исследованиям учитывается при проведении итогового экзаменационного зачета.

Разработка научной тематики по истории экономических учений возможна не только в рамках написания и доработки контрольных работ. Примерную тематику научных студенческих исследований можно найти в программе для бакалавров по дисциплине «История экономических учений». С конкретными вопросами и предложениями следует обращаться к преподавателю или на кафедру истории экономики, политики и культуры.


Тематика контрольных работ по курсу

«История экономических учений»

Тема 1. Основная проблематика экономической мысли Древнего Востока

1. Специфика экономики древневосточных обществ (доминирующая роль государства в землевладении и ирригации).

Необходимо показать роль государства в развитии обществ Древнего Востока, в частности, в создании и поддержании систем ирригации, без чего невозможно было продуктивное земледелие.

2. Законы царя Хаммурапи.

Обратите внимание на отражение в законах Хаммурапи структуры рабовладельческого общества, с развитой торговлей, ростовщичеством, наймом, арендой и т.д. Законы Хаммурапи охраняли частную собственность эксплуататорской верхушки рабовладельческого общества.

3. Сопоставьте социально-экономические взгляды основных течений китайской социально-философской мысли (конфуцианство, моизм, легизм)

Тема 2 . Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима.

1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Внимание Ксенофонта сосредоточено на рациональном ведении натурального домашнего хозяйства. Физический труд, торговлю, ростовщичество Ксенофонт считал недостойными занятиями для свободного гражданина Афин. В модели идеального государства Платона мы также видим негативное отношение к посреднической торговле и ростовщичеству. У Аристотеля вырисовываются контуры экономической теории в собственном смысле слова; он ставит проблемы ценности, денег, развивает учение о разделении труда. Однако он разделяет традиционное для древнегреческой мысли негативное отношение к физическому труду.

2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима.

Римских экономистов в наибольшей степени занимают вопросы рационального ведения крупного рабовладельческого хозяйства. Они начинают разрабатывать проблему частной собственности на землю, вопросы владения и пользования собственности землей.

3. Покажите, как специфика экономики Древней Греции и Древнего Рима отражалась в трудах древнегреческих и древнеримских мыслителей.

Тема 3. Экономическая мысль средневековой Европы

1. Влияние христианства на экономическую мысль. Экономические проблемы в трудах Фомы Аквинского.

Покажите, что под влиянием христианства физический труд перестал считаться позорным занятием; всякий труд почетен, все люди обязаны трудиться. Это повлекло за собой возникновение затратных концепций ценности. Христианство осуждало ростовщичество и взимание процента по ссудам. Однако развитие товарно-денежных отношений и дальнейшая социальная дифференциация общества приводят к легитимизации этих экономических категорий. Это можно продемонстрировать на примере трактовки «справедливой цены», торговой прибыли и земельной ренты Фомой Аквинским.

2. Экономические требования ересей и народных движений.

Нужно показать, что средневековые народные движения, идейным выражением которых явились религиозные ереси, требовали уничтожения крепостничества, превращения крестьян в свободных держателей земли. Некоторые ереси требовали обобществления земли и средств производства.

3. Сопоставьте отношение к труду и богатству античных и средневековых мыслителей.

Тема 4. Сравнительная характеристика взглядов ранних и поздних меркантилистов

1. Экономика стран Западной Европы в период становления рыночных отношений.

Обратите внимание на то, что в Западной Европе в 15 –17 веках сельское хозяйство еще оставалось феодальным, городское ремесло было опутано цеховыми ограничениями. Капитал находил применение, прежде всего, в заморской торговле.

2. Специфика меркантилизма как первого направления экономической науки

Расскажите, какие особенности развития экономики Западной Европы нашли отражение в ранней экономической теории, получившей название меркантилизм. Авторы-меркантилисты искали источники обогащения страны во внешней торговле, а богатство ассоциировали с деньгами. Они требовали вмешательства государства в экономику для поддержания активного торгового баланса и монополии отечественных купцов на внешнем и внутреннем рынке.

3. Сопоставьте теорию денежного баланса (ранний меркантилизм) и теорию торгового баланса (поздний меркантилизм).

Тема 5. Трактовка богатства у меркантилистов и экономистов-классиков

1. Представление о богатстве у меркантилистов

Обратите внимание на то, что меркантилисты отождествляли богатство с драгоценными металлами (деньгами), и настаивали на законодательном запрещении вывоза денег из страны.

2. Трактовка проблемы богатства физиократами

Покажите, почему физиократы считали, что источником прироста богатства («чистого продукта») страны является труд и капитал, затраченные в сельском хозяйстве. Только труд в сельском хозяйстве они считали производительным трудом. Это положение легло в основу первой попытки дать классовое деление общества.

3. Сопоставьте трактовку богатства физиократами и А. Смитом

Тема 6. Проблема распределения у экономистов классической школы

1. Теория доходов А. Смита (прибыль, заработная плата, рента)

Покажите, что, согласно Смиту, естественная цена складывается из нормальных доходов: заработной платы, прибыли, ренты. Заработная плата определяется спросом и предложением труда, она устанавливается в результате соглашения между рабочими и предпринимателями. Прибыль на капитал определяется накоплением капитала и конкуренцией между предпринимателями. Рента представляет собой доход собственников земли, возникающий благодаря тому, что цены на сельскохозяйственные продукты превышают сумму нормальной заработной платы и нормальной прибыли.

2. Теория распределения Рикардо: изменение прибыли, заработной платы и ренты по мере роста экономики и населения.

Раскройте основное положение теории распределения Рикардо, согласно которому по мере накопления капитала и роста населения, растет цена сельскохозяйственных продуктов. В результате рента повышается, реальная заработная плата остается на уровне прожиточного минимума, а прибыль снижается.

3. Покажите, каким образом «закон народонаселения» Т. Мальтуса отразился в теориях распределения Рикардо и Милля.

Тема 7 . Экономические взгляды социалистов-утопистов

1. Критика капитализма социалистами-утопистами

Покажите, что социалисты-утописты привлекли внимание общества к наиболее темным сторонам капиталистической системы и выдвинули проекты радикального переустройства общества на основах равенства и солидарности, устранения частной собственности и всеобщей обязательности труда

2. Проекты социалистического строя у Сен-Симона, Фурье, Оуэна.

Обратите внимание на то, что Сен-Симон видел будущее общества в плановой организации крупного промышленного производства, в основе которой должны лежать достижения науки. Фурье выдвинул проекты создания коммун (фаланстеров); Оуэн много сделал для развития рабочей кооперации.

3. Сопоставьте представления о путях достижения справедливого общественного устройства у Сен-Симона, Фурье и Оуэна.

Тема 8. Основы экономического учения К. Маркса

1. Трудовая теория стоимости

Покажите, как Маркс, опираясь на классическую школу в политической экономии (Смит, Рикардо), развил трудовую теорию стоимости и положил ее в основу своей экономической системы.

2. Теория эксплуатации

Обратите внимание на то, что именно из трудовой теории стоимости вытекает положение о присвоении собственниками средств производства прибавочного продукта, созданного рабочими.

3. Сопоставьте представления о социалистическом обществе у Маркса и у социалистов-утопистов.

Тема 9 . Особенности исторической школы в политической экономии: трактовки предмета и метода экономической науки

1. Исторический метод, его значение в развитии экономической науки.

Покажите, что сторонники исторической школы отвергали универсальный характер законов классической политической экономии. Они утверждали, что развитие каждой страны зависит от особенностей ее исторического развития, географической среды, национальной культуры и религии. Поэтому развитие экономики каждой страны обладает собственной спецификой.

2. Теория национальной экономики.

Обратите внимание на особенности теории национальной экономики Ф. Листа. Согласно этой теории, нация представляет собой единое целое. Богатство создается не отдельными индивидами, а деятельностью нации в целом, регулируемой государством. Лист отстаивал политику протекционизма во внешней торговле и всемерного развития внутреннего рынка.

3. Сопоставьте основные положения «старой» и «молодой» исторической школы.

Тема 10. Основные идеи маржинализма

1. Теория предельной полезности (Визер, Бем-Баверк)

Обратите внимание на то, что Менгер развивал теорию предельной полезности на основе крайне абстрактной схемы замкнутого и изолированного потребительского хозяйства (робинзонады). В таком хозяйстве ценность определенного блага определяется ценностью наименее важной единицы в запасе этого блага. Бем-Баверк ввел понятия субъективной и объективной предельной полезности Субъективная предельная полезность определяется оценками покупателя (верхняя граница ценности) и продавца (нижняя граница ценности). Объективная предельная полезность – это меновые пропорции (цены), формируемые на рынке под воздействием конкуренции.

2. Теория равновесия на рынке отдельного товара (А. Маршалл)

Покажите значение введения Маршаллом понятий цены спроса и цены предложения. Цена спроса представляет собой функцию полезности товара для покупателя, цена предложения – функцию издержек. И та, и другая функция строится по количеству товара. Равновесная рыночная цена определяется пересечением кривых (функций) цены спроса и цены предложения.

3. Сопоставьте трактовку проблемы измерения полезности у авторов австрийской и математической школы.

Тема 11. Неоклассическое направление

1. Зарождение неоклассического направления. Вклад А. Маршалла в экономическую теорию

Покажите, что Маршалл рассматривал рыночный механизм как взаимодействие спроса и предложения. На коротком отрезке времени решающим фактором ценоообразования является спрос, на длинном отрезке времени – предложение. В обрабатывающих отраслях промышленности, доминирующих в современной экономике, по мере расширения выпуска отдача от затрат труда и капитала увеличивается. Соответственно, издержки на единицу товара снижаются. Поэтому расширение спроса далеко не всегда ведет к повышению цены.

2. Неоклассические модели «денежной экономики»: теория процента у К. Викселля

Обратите внимание на содержание веденных Викселлем понятий «естественный процент» и «денежный процент». Естественный процент – это доходность капитала при заданных условиях производства, денежный (или рыночный, или банковский) процент – это процент по ссудам, устанавливаемый банками и их клиентами. Естественный процент определяется условиями производства, банковский процент определяется спросом и предложением кредитов, банковскими резервами, банковским законодательством. Если рыночный процент ниже естественного процента, возникает импульс к расширению инвестиций. Экономический рост сопровождается повышением денежного процента и цен. Процесс экономического роста останавливается, когда рыночный процент достигает уровня естественного процента.

3. Сопоставьте количественную теорию денег у Фишера и Маршалла.

Тема 12. Институциональное направление в экономической теории

1. Сущность институционального анализа экономики

Экономическое поведение людей определяется не только максимизацией дохода или максимизацией полезности, но, прежде всего, сложившимися в обществе традициями, правовыми и нравственными нормами.

2. Учение о «праздном классе» Т. Веблена.

В современной экономической системе существуют две обособленные сферы: сфера индустрии (сфере материального производства) и сфера бизнеса (кредит, торговля, биржевые операции). В сфере бизнеса занят праздный класс, который присваивает большую часть дохода и преумножает свой капитал, не улучшая функционирование экономики.

3. Сопоставьте институциональный подход у Т. Веблена, Дж. Коммонса и У. Митчелла.

Тема 13. Теория монополистической конкуренции

1. Совершенная конкуренция, полная монополия и монополистическая конкуренция в трактовке Э. Чемберлина.

Совершенная конкуренция предполагает, что продавец может продать любое, желаемое им количество определенного товара по цене, определяемой рынком. Полная монополия предполагает, что продавец, в целях максимизации прибыли, может свободно устанавливать цену своего товара. В современной экономической системе совершенная конкуренция или полная монополия являются исключениями. На рынках большинства товаров действует монополистическая конкуренция. Это значит, что рынки сегментированы, каждый продавец оперирует на ограниченном рынке, на котором он может устанавливать цены своего товара, увеличивая, тем самым, свою прибыль. Однако рынок отдельного продавца не защищен от вторжения конкурентов.

2. Цена, издержки и прибыль в условиях монополистической конкуренции.

В условиях монополистической конкуренции цены устанавливаются более высокие, чем в условиях свободной конкуренции. Издержки в условиях монополистической конкуренции также более высокие, потому что они включают расходы на рекламу. Однако прибыль, в конечном счете, не выше, чем в условиях совершенной конкуренции, потому что временно установившаяся более высокая прибыль привлекает конкурентов, борьба с которыми ведет к росту издержек и снижению прибыли.

3. Расскажите, как монополистическая конкуренция влияет на эффективность использования ресурсов в экономике.

Тема 14. Основные положения экономической теории Дж. М. Кейнса

1. Трактовка проблемы безработицы экономистами неоклассической школы и Кейнсом.

Сторонники неоклассического направления утверждали, что равновесие спроса и предложения труда автоматически достигается благодаря изменениям заработной платы, подобно тому, как равновесная цена обеспечивает равновесие спроса и предложения на рынке того или иного товара. Поэтому, согласно неоклассической доктрине, не существует вынужденной безработицы. Безработица бывает либо фрикционная (связанная с поиском новой работы), либо добровольная (когда работников не устраивает предлагаемая заработная плата) Кейнс доказывал, что существует вынужденная безработица, когда рабочий не может получить работу, даже соглашаясь с существующей заработной платой. Вынужденная безработица вызывается недостаточным спросом на рынке товаров.

2. Значение совокупного спроса в системе Кейнса. Потребительский и инвестиционный спрос.

Совокупный спрос включает в себя спрос потребительский и спрос инвестиционный. По мере роста дохода, люди склонны увеличивать свои сбережения, и, соответственно, все меньшую часть дохода тратить на покупку товаров и услуг. Образовавшийся зазор между спросом и предложением должен быть заполнен инвестициями. Но побуждение к инвестициям зависит от ряда субъективных и объективных факторов, которые далеко не всегда удается контролировать, например, от оптимизма или пессимизма предпринимателей, от ставки процента, предельной эффективности инвестиций. Поэтому, наряду с денежной политикой, направленной на снижение ставки процента, необходима активная финансовая политика правительства, прямые государственные инвестиции.

3. Расскажите, какими методами Кейнс предлагал повышать уровень инвестиций (значение количества денег, ставки процента, государственных расходов).

Тема 15. Кейнсианско - неоклассический синтез

1. Интерпретация теории Кейнса Дж. Р. Хиксом

Хикс стремиться соединить кейнсианскую и классическую трактовку ставки процента. При заданной величине совокупного дохода, спрос на ресурсы для инвестиций и предложение сбережений определяет инвестиционную ставку процента . При заданном доходе, инвестиционная ставка процента уравнивает сбережения и инвестиции.

Спрос и предложение денег определяют денежную ставку процента . Спрос на деньги снижается по мере повышения ставки процента, поскольку по мере роста ставки процента люди предпочитают хранить свои сбережения в форме активов, приносящих процентный доход, а не в форме денег, которые процентного дохода не приносят. Денежная ставка процента уравнивает спрос на деньги с заданным предложением денег.

Однако по мере увеличения дохода спрос на деньги растет, что вызывает, при экзогенно заданном количестве денег, повышение ставки процента.

Равновесная ставка процента в экономике в целом определяется совмещением инвестиционной и денежной ставки процента, причем как та, так и другая ставка процента находится в определенной зависимости от изменения дохода. Таким образом, Хикс приходит к построению модели IS LM , призванной определить как равновесную ставку процента, так и соответствующий ей уровень совокупного дохода.

Зависимость между доходом и денежной ставкой процента отображает кривая LM , имеющая восходящий наклон, поскольку по мере роста дохода ставка процента (при заданном количестве денег) повышается. Зависимость между инвестиционной ставкой процента и доходом отображается кривой IS , имеющей понижающий наклон, поскольку по мере снижения инвестиционной ставки процента растут инвестиции, и, следовательно, возрастает совокупный доход. Каждая из кривых показывает, при каких парах значений дохода и процента (Y , r ) достигается равенство , либо сбережений и инвестиций (кривая IS ), либо равенство спроса и предложения денег (кривая LM ). Таким образом, каждая из этих кривых является геометрическим местом точек равновесия сбережений и инвестиций (кривая IS ), спроса и предложения денег (кривая LM ), достигаемого при различных уровнях дохода и процента. Наконец, пересечение кривых IS и LM определяет точку, в которой одно из равновесных значений денежной ставки процента совмещается с одним из равновесных значений инвестиционной ставки процента. Тем самым определяется равновесная ставка процента для экономики в целом и соответствующий ей уровень совокупного дохода.

2. Развитие кейнсианской теории Э. Хансеном

Сугубо абстрактная модель Д. Хикса получила у Э. Хансена подробное, развернутое обоснование, раскрывающее ее связь с реально протекающими процессами. Трактовка Хансена позволяет достаточно ярко очертить границы эффективного воздействия кредитно-денежной политики на экономический рост, дает ясные ориентиры взаимного дополнения денежной и финансовой политики.

Финансовая и денежная политика должны гибко реагировать на изменения в ходе делового цикла. Бум должен сдерживаться с помощью ограничения правительственных расходов, спад может быть преодолен путем расширения агрегированного спроса. В зависимости от стадии цикла должны изменяться ставки налогов и источники финансирования расходов правительства. В условиях спада, когда доход находится низком уровне, неизбежен дефицит бюджета, причем правительство должно финансировать бюджетный дефицит за счет заимствований у банков, т.е. за счет создания новых денег (монетизации государственного долга), потому что возможности заимствования у публики в условиях спада невелики. В период выхода из депрессии и постепенного роста дохода дефицит сохраняется, но он может финансироваться за счет заимствований у публики, не связанных с увеличением количества денег. Наконец, в годы бума расходы правительства могут полностью покрываться налоговыми поступлениями, более того, возможен (и желателен) бюджетный избыток (профицит), сдерживающий чрезмерный спрос и рост цен.

3. Сопоставьте трактовку динамики издержек и цен Кейнсом и Хансеном

Тема 16. Теория экономической динамики

1. Отличие теории экономической динамики от теории статики

Теория экономической статики рассматривает условия равновесия экономической системы, т.е. условия равенства спроса и предложения. Теория динамики исследует факторы, определяющие темпы роста экономики: сбережения, инвестиции, капиталоемкость прироста продукции и т.д.

2. Три темпа роста в трактовке Р. Харрода

Темп роста, согласно Харроду, зависят от доли сбережений в чистом внутреннем продукте и капиталоемкости прироста выпуска или совокупного дохода. Темп роста, который обеспечивается сбережениями частного сектора («обеспеченный» темп роста), не обязательно совпадает с реальным темпом роста и с оптимальным темпом, который определяется имеющимися ресурсами и потребностями общества. Задача государства – обеспечить такой уровень сбережений, который соответствовал бы оптимальному темпу роста, и стимулировать инвестиции, с тем, чтобы реальный темп роста приближался к оптимальному темпу. Эта цель достигается с помощью активной финансовой и денежной политики, регулирования цен и заработной платы («политика доходов»), внешней торговли и международного движения капитала

3. Сопоставьте кейнсианский и неоклассический подход к теории экономической динамики

Тема 17. Развитие либерального направления: неолиберализм

1. Неоавстрийская школа: Ф. Хайек

Хайек возражал против усиления роли государства в рыночной экономике. По его мнению, это ослабляет основную функцию рыночной экономики – генерирование и распространение информации, и, в конечном счете, заменяет рыночную систему тоталитарным режимом. В основе этого вывода лежат представления Хайека об индивидуализме, конкуренции, роли информации в обществе. Основным выводом из его теории спонтанного рыночного порядка является утверждение о недопустимости любых форм вмешательства государства в экономику, включая отказ правительства от монополии на выпуск денег.

2. Западногерманская школа: В. Ойкен, Л. Эрхард

Экономическая теория порядков, разработанная Фрайбургской школой, легла в основу либеральной модели экономики (социального рыночного хозяйства), утвердившегося после окончания Второй мировой войны в Западной Германии. Основная заслуга в разработке экономической теории порядков принадлежит Вальтеру Ойкену, а ее реализация на практике – Людвигу Эрхарду. Для анализа структуры хозяйственных порядков В. Ойкен выделяет «идеальные типы»: две противоположные хозяйственные системы: рыночное и централизованно управляемое хозяйство. Затем Ойкен рассматривает различные варианты реализации этих идеальных типов, лежащих в основе многообразия форм менового хозяйства. Он разрабатывает принципы регулирования конкурентного порядка. Наиболее важное значение здесь имеет антимонопольная и социальная политика.

3. Сопоставьте неолиберальный и кейнсианский подход к преодолению кризисных ситуаций.

Тема 18. Причины кризиса кейнсианства в 70-80-х гг. ХХ века. Критика кейнсианства представителями неоконсерватизма.

1. Экономическая ситуация в ведущих западных странах в 70-х-80-х годах ХХ века. Депрессия и инфляция (стагфляция).

Кейнс исходил из того, что цены в условиях экономического подъема постепенно повышаются, а в условиях спада – снижаются. Однако в 70-х – 80-х годах в западных странах возникла ситуация (получившая название стагфляции), когда экономический спад сопровождался ростом цен. Это было вызвано резким ростом цен на нефть и раскручиванием спирали заработная плата – цены.

2. Кризис кейнсианства.

В условиях стагфляции рекомендуемая кейнсианцами политика дефицитного финансирования государственных расходов и расширения количества денег для снижения ставки процента и стимулирования инвестиций стала восприниматься как неэффективная, не способная поддерживать экономическую активность и, более того, порождающая инфляцию. В идеологии, преподавании, научных исследованиях над кейнсианством возобладали неоконсервативные течения экономической мысли, отвергавшие активную роль государства в экономике.

3. Расскажите о критике кейнсианства сторонниками монетаризма, «экономики предложения», «новыми классиками».

Тема 19. Трактовка роли денег в экономике кейнсианцами и монетаристами

1. Влияние количества денег и ставки процента на инвестиции и совокупный спрос в трактовке Кейнса.

Согласно Кейнсу, в условиях неполной занятости ресурсов увеличение количества денег делает более доступным кредит и ведет к снижению ставки процента. Снижение ставки процента ведет к снижению минимальной нормы прибыли, приемлемой для инвесторов, что способствует росту инвестиций. Лишь после того, как будет достигнута полная занятость, увеличение количества денег не сможет повышать экономическую активность, и будет приводить к пропорциональному росту цен.

2. Влияние количества денег на динамику цен в концепции монетаризма.

Современный монетаризм (продолжая традиции количественной теории денег) связывает увеличение количества денег с ростом цен.

3. Сопоставьте антикризисные программы кейнсианцев и монетаристов.

Тема 20. Современный институционализм.

1. Теория нового индустриального общества Дж. К. Гэлбрейта.

Экономическая система современного капитализма, согласно Гэлбрейту, состоит из двух секторов: планирующего и рыночного. К планирующему сектору относятся крупные корпорации, осуществляющие технические нововведения и разрабатывающие новые модели продуктов. Для этого требуется перспективное планирование – на годы вперед. Реальная власть в крупных корпорациях принадлежит «техноструктуре» – менеджерам, инженерам, технологам, ученым.

2. Теории диффузии собственности, «революции упарвляющих» и выравнивания доходов.

Согласно теории диффузии (распыления) собственности, благодаря акционерным обществам собственниками становятся все те, кто владеет акциями, независимо от их социального положения. Участие в собственности становится доступным для большинства членов современного капиталистического общества. После Второй мировой войны в развитых странах произошло кардинальное выравнивание доходов между различными слоями общества («революция доходов»). Согласно теории революции управляющих реальная власть в крупных корпорациях переходит от собственников-акционеров к высшим менеджерам.

3. Какое направление экономической мысли можно считать предшественником институционализма?

Тема 21. Русская экономическая мысль XVIII века

1. Программа экономических преобразований И.Т. Посошкова.

И.Т. Посошков предлагал заменить подушную подать всесословным налогом, устанавливаемым в зависимости от доходности земли и промыслов. Он высказывался за ограничение произвола помещиков, государственную регламентацию крестьянских повинностей. Посошков предлагал ограничить импорт предметов роскоши и экспорт сырья, стимулировать переработку сырья внутри страны. Для развития отечественной промышленности он рекомендовал предоставлять предпринимателям льготные ссуды из казны. Казенные предприятия Посошков советовал со временем передать хорошо зарекомендовавшим себя частным предпринимателя.

2. Экономические идеи А.Н. Радищева

Радищев выступал за уничтожение крепостничества и собственности помещиков на землю, за общинное крестьянское землевладение, основанное на личном труде. Внутренняя торговля должна обслуживать нужды широких масс тружеников, а не торговых посредников. Радищев выступал за протекционистскую торговую политику, покровительствующую отечественному производству.

3. Расскажите о социально-экономических требованиях народных восстаний в XVIII веке.

Тема 22. Экономические программы русского освободительного движения первой половины XIX века.

1. Экономические программы декабристов (Н.И. Тургенев, П. И. Пестель).

Н.И. Тургенев выступал за капиталистический путь развития России, основанный на личной свободе и свободной конкуренции. Уничтожение крепостничества, согласно Тургеневу, совместимо с сохранением собственности помещиков на большую часть земли. Крестьяне должны получить лишь небольшие участки и превратиться в наемных работников или фермеров-арендаторов. Тургенев выступал за подоходное обложение прибыли; напротив, заработная плата не должна облагаться налогами. П.И. Пестель предлагал провести конфискацию части земли у помещиков и распределить равные наделы земли между всеми желающими. Эти земли должны были составить общественный фонд, не подлежащий купле-продаже. Напротив, земли, оставшиеся в частной собственности могли, по мысли Пестеля, продаваться и покупаться.

2. Экономические взгляды А.И. Герцена и Н.П. Огарева.

А.И. Герцен и Н.П. Огарев – создатели теории крестьянского социализма. Они отвергали как крепостничество, так и современный им западноевропейский капитализм, и стремились к созданию общества без эксплуатации. Сохранившуюся в России крестьянскую общину они рассматривали как основу будущего социалистического строя.

3. Сопоставьте решения «крестьянского вопроса», предлагавшиеся декабристами и Герценом.

Тема 23. Экономические теории русского освободительного движения второй половины XIX – начала ХХ века.

1. Экономическое учение Н.Г. Чернышевского

Чернышевский разработал «политическую экономию трудящихся», в основе которой, как и в системе Маркса, лежала трудовая теория стоимости. Прибыль и рента являются вычетом из продукта труда рабочего, поэтому увеличение прибыли и ренты ведет к уменьшению заработной платы. Благодаря крестьянской общине, артелям и ассоциациям крестьян и рабочих Россия может придти к социализму, минуя капитализм.

2. Эволюция экономических взглядов народников

Революционные народники 70-х годов XIX века, вслед за Чернышевским, рассматривали крестьянскую общину как зародыш социализма. Они настаивали на уникальности исторического пути России. Либеральные народники 80-х годов выступали за сохранение общины и улучшение крестьянского хозяйства в рамках существующего строя.

3. Сопоставьте экономические взгляды народников и русских марксистов

Тема 24. Экономическая наука в России в конце XIX – начале ХХ века

1. Экономические взгляды С.Ю. Витте. Денежная реформа 1895-1897 годов.

Витте выступал за протекционистскую защиту внутреннего рынка, но в то же время – за привлечение иностранного капитала. Условием привлечения иностранного капитала должна служить устойчивая денежная система. В 1895-1897 гг. Витте провел денежную реформу. Россия перешла к золотому обращению. Банкноты были обеспечены золотым запасом и свободно разменивались на золото.

2. Развитие экономической теории в трудах М.И. Туган-Барановского.

Важнейшие направления трудов М.И. Туган-Барановского – это социальная теория распределения, теория экономических циклов, теория кооперации. Согласно социальной теории распределения доля продукта, достающаяся каждому классу, зависит от социальной силы этого класса. Профсоюзы могут добиться значительного повышения уровня заработной платы. Социальная теория распределения противостояла принятой в западной экономической литературе теории предельной производительности труда и капитала. М.И. Туган-Барановский разработал инвестиционную теорию циклов, согласно которой экономический цикл, завершающийся кризисом, связан с несовпадением уровня сбережений и инвестиций и неравномерностью инвестиционной активности в разных секторах экономики. Теория циклов Туган-Барановского получила широкое признание в мировой экономической литературе. Согласно теории кооперации Туган-Барановского, кооперативы опираются на личный интерес своих участников и позволяют объединениям рабочих, крестьян, ремесленников органично вписаться в капиталистическую систему, способствуя, в перспективе, ее социалистическому преобразованию.

3. Сопоставьте взгляды легальных марксистов и сторонников ортодоксального марксизма.

Тема 25. Слабости и позитивные моменты в развитии отечественной экономической науки в советский период

1. Вклад А.В. Чаянова и Н.Д. Кондратьева в развитие экономической науки

В период НЭПа (20-е годы ХХ века) в светской экономической литературе выступали такие выдающиеся ученые, как А.В. Чаянов и Н.Д. Кондратьев. Чаянов – автор теории семейно-трудового крестьянского хозяйства. Он показал неприменимость упрощенной трактовки марксистской теории классов к российскому крестьянству. Чаянов разработал теорию постепенного обобществления отдельных производственных процессов в крестьянском хозяйстве с помощью добровольной кооперации («теория дифференциальных оптимумов»). Н.Д. Кондратьев обосновал теорию индикативного (рекомендательного) планирования, нашедшую широкое применение в ряде стран Западной Европы после Второй мировой войны. Н.Д. Кондратьев – автор теории больших циклов экономической конъюнктуры, связанных, главным образом, с качественными сдвигами в научно-техническом уровне производства.

2. Влияние тоталитаризма на ситуацию в экономической науке

С конца 20-х годов усиливается партийно-идеологический диктат в экономической науке, прекращаются содержательные дискуссии, а в 30-х годах утверждается партийный монополизм в общественных науках. Усиливается изоляция отечественной науки от зарубежной экономической мысли. В 30-х-50-х годах формируется «политическая экономия социализма», призванная быть теоретическим обоснованием командно-административной системы.

3. Сопоставьте различные позиции в дискуссии об экономической реформе

60-х – 70-х гг. в СССР

Список рекомендуемой литературы

1. История экономических учений. Учебник для вузов / Под ред. Адвадзе В.С., Квасова А.С. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

2. История экономических учений, т. II / Под ред. Худокормова А.Г. – М.: Изд-во МГУ, 1994

3. История экономических учений (современный этап). Учебник / Под общей редакцией Худокормова А.Г. – М.: ИНФРА-М, 1998, 2004

4. История экономической мысли в России. Учебное пособие для вузов (Воскресенская Н.О., Квасов А.С., Козлова Е.А. и др.). /Под ред. Марковой А.Н. – М. «Закон и право», ЮНИТИ, 1996

5. История экономических учений / Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2000

6. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. – М.: «Дело», 1996

7. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005

8. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник. 4-ое издание, переработанное и дополненное – М.: ИНФРА-М, 2004

9. Всемирная история экономической мысли (в шести томах). Главный редактор – Черковец В.Н. – М.: Мысль, 1987-1997

10. Экономическая энциклопедия: Политическая экономия, в 4 т. М.: Советская энциклопедия, 1972-1980