Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания и контрольные работы

Министерство внутренних дел Российской федерации

Краснодарский юридический институт

Английский язык

Методические указания и контрольные работы

I часть

Краснодар - 2002 г.


Составители: кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой

иностранных языков Краснодарского юридического

института

Мятченко Ирина Васильевна;

ст. преподаватель кафедры иностранных языков

Краснодарского юридического института

Манина Татьяна Александровна;

преподаватель кафедры иностранных языков

Краснодарского юридического института

Гончарова Людмила Викторовна

Рецензент - доктор филологических наук, профессор, декан факультета романо-германской филологии Кубанского государственного университета Тхорик Владимир Ильич

Данное пособие включает общие цели и задачи обучения иностранному языку студентов заочного обучения Краснодарского юридического института, содержит требования к зачету и экзамену, задания для контрольных работ, тексты для обязательного чтения и пересказа, тексты для дополнительного чтения, краткий грамматический справочник, словарь юридической лексики, перечень зачетных и экзаменационных тем.

Печатается по решению учебно-методического совета Краснодарского юридического института.

Предоставлено кафедрой иностранных языков Краснодарского юридического института.

Цели, задачи и средства обучения иностранному языку на ОЗО

Основная цель обучения языку студентов заочного отделения – формирование умения читать литературу по специальности. Как средства обучения используются устная речь, аудирование и письмо; перевод (устный и письменный) применяется как средство обучения и контроля понимания прочитанного и как способ трансляции полученной информации.

Программа предусматривает самостоятельную, под руководством преподавателя, работу студентов по усвоению:

- правил чтения, грамматики английского языка и основных приемов перевода с английского языка на русский:

- словарного запаса и правил словообразования, необходимых для понимания специальных текстов на английском языке.

Полученные знания позволяют развивать навыки:

- правильного чтения вслух:

- лексико-грамматического анализа предложения:

- перевода с английского языка на русский незнакомых текстов по специальности объемом 1500 печатных знаков в час устно, 1000 печатных знаков в час письменно со словарем.

Иностранный язык на заочном обучении изучается в течение 2 лет. Итоговый контроль в конце каждого семестра включает письменное задание на знание лексики и грамматики (обычно текст из 20 предложений), чтение и перевод текстов по специальности и сообщение по одной из пройденных тем. Предзачетная проверка грамматических и лексических навыков осуществляется посредством контрольной работы. В зависимости от учебного плана формой контроля является зачет или экзамен.

Требования к зачету

К зачету допускаются студенты, выполнившие все устные и письменные работы, получившие зачет по контрольным работам и сдавшие нормы чтения и перевода иностранной литературы, т.е. текстов учебника и текстов для дополнительного чтения.

Для получения зачета студент должен уметь:

- правильно прочитать и понять без словаря учебные тексты, изученные в течение данного года обучения, а также тексты выполненных контрольных работ;

- прочитать и перевести незнакомый текст, содержащий изученные грамматические формы и обороты из расчета 800 знаков в час для письменного и 1200 знаков для устного перевода;

- прочитать без словаря и понять незнакомый текст объемом 800 знаков, содержащий не более 8 незнакомых слов и передать его содержание на русском языке.

Требования к экзамену

К экзамену по английскому языку допускаются студенты, сдавшие все предыдущие зачеты, выполнившие предусмотренные программой контрольные работы и сдавшие нормы чтения дополнительной литературы за данный учебный период.

Для сдачи экзамена студент должен уметь: правильно читать и понимать без словаря учебные тексты, а также тексты выполненных контрольных работ; читать и переводить со словарем текст средней трудности по специальности (из расчета 1000 печатных знаков в час для письменного и 1500 – для устного перевода); читать и понимать без словаря незнакомый научно-популярный текст, содержащий 8-10 незнакомых слов на 800 печатных знаков и передавать смысл прочитанного на русском языке: сделать сообщение и ответить на вопросы по одной из изученных лексических тем.

Языковой материал, подлежащий изучению

Фонетический минимум. Звуковой строй английского языка; особенности произношения английских гласных и согласных; чтение гласных в четырех типах слогов; интонационные модели утвердительных и вопросительных предложений; интонационные контуры предложения, соответствующие его логическому членению.

Лексический минимум . За полный курс обучения английскому языку студент должен приобрести словарный запас не менее 1000 слов и словосочетаний.

Данный объем лексических единиц является основой для расширения потенциального словарного запаса студентов, поэтому программа предусматривает усвоение наиболее употребительных словообразовательных средств английского языка: суффиксально-префиксального образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, приемов словосложения, явления конверсии (переход одной части речи в другую без изменения части слова), наиболее распространенных аббревиатур.

Потенциальный словарный запас может быть значительно расширен за счет интернациональной лексики, совпадающей или близкой по значению с такими же словами русского языка, но отличающейся от них по звучанию и ударению, например, academy, bases, contact, mental, а также за счет конверсии.

В словарный запас включаются также фразеологические сочетания типа to take part – принимать участие, to take place – происходить, наиболее употребляемые синонимы, антонимы и омонимы английского языка и условные сокращения слов, принятые в английских научных текстах.

Грамматический минимум . В процессе обучения студент должен усвоить основные грамматические формы и структуры английского языка в следующем объеме.

Морфология

Имя существительное . Артикли как признаки имени существительного; предлоги – выразители его падежных форм; окончание –s- - показатель множественного числа имени существительного. Окончание ’s, s’ - как средства выражения притяжательного падежа.

Образование множественного числа имен существительных путем изменения корневой гласной от следующих имен существительных: a man – men, a child –children, a tooth –teeth, a foot- feet.

Множественное число некоторых имен существительных, заимствованных из греческих и латинских языков, например, datum - data, phenomenon - phenomena, nucleus – nuclei.

Существительное в функции определения и его перевод на русский язык.

Имя прилагательное и наречие . Степени сравнения. Формальные признаки и определение их в тексте. Перевод предложений, содержащих конструкции типа the more … the less … .

Имена числительные. Количественные, порядковые числительные. Чтение дат.

Местоимения . Личные местоимения в формах общего и объектного падежей; притяжательные, возвратные, вопросительные, указательные, относительные местоимения. Неопределенное местоимение one (one’s ) и его функции. Неопределенные местоимения some, any; отрицательное местоимение no и их производные.

Глагол . Изъявительное наклонение глагола и образование видовременных форм Indefinite, Continuous, Perfect. Особенности перевода прямой речи в косвенную, правило согласования времен. Страдательный залог. Особенности перевода пассивных конструкций на русский язык. Модальные глаголы и их эквиваленты. Функции глаголов to be, to have, to do. Основные сведения о сослагательном наклонении. Образование повелительного наклонения его отрицательной формы. Выражения приказания и просьбы с помощью глагола to let. Неличные формы глаголов: инфинитив и его формы (Infinitive Active, Infinitive Passive, Perfect Active), инфинитивные конструкции – объектный инфинитивный оборот и субъективный инфинитивный оборот. Причастие: Participle I, II в функциях определения и обстоятельства. Сложные формы причастия Participle I (Passive, Perfect Active). Независимый самостоятельный причастный оборот. Герундий – Gerund (простые формы), функции в предложении и герундиальные обороты. Омонимия - ing форм.

Строение слова. Местоимения, наречия, предлоги, артикли, союзы. Многофункциональность строевых слов: it, that (those), one, because, because of, as, since, till, until, due to, both, either, neither.

Синтаксис

Простое распространенное предложение. Члены предложения. Прямой порядок слов повествовательного предложения в утвердительной и отрицательной формах. Инверсия в вопросительном предложении. Оборот there is (are), его перевод на русский язык. Безличные предложения.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Главное и придаточные предложения. Союзное и бессоюзное подчинение определительных и дополнительных придаточных предложений. Обороты, равнозначные придаточным предложениям.

Методические указания

Особенностью изучения английского языка при заочном обучении является то, что объем самостоятельной работы студента при выработке речевых навыков и умений значительно превышает объем практических аудиторных занятий с преподавателем. Таким образом, для того, чтобы добиться успеха, необходимо приступить к работе над языком с первых дней обучения в вузе и заниматься систематически.

Работа студента по курсу иностранного языка в основном складывается из следующих процессов:

- изучение материала;

- выполнение письменных и устных грамматико-лексических упражнений;

- чтение и перевод литературы на иностранном языке;

- выполнение письменных контрольных работ;

- участие в обзорно-повторительных занятиях во время экзаменационной сессии;

- сдача зачетов и экзаменов.

Работая самостоятельно, студент должен: выучить слова английского языка, освоить правила словообразования, грамматические правила, читать тексты на английском языке вслух с соблюдением правил чтения, добиваться понимания текстов, учиться строить вопросы и ответы к текстам, переводить на русский язык (устно и письменно).

При самостоятельной работе над учебным материалом рекомендуется работать в следующем порядке:

- проработать материал учебника, затем прочитать текст общенаучной литературы на иностранном языке, рекомендованный кафедрой иностранных языков;

- выполнить контрольные задания.

- Изучая учебный материал по учебнику, необходимо соблюдать следующую последовательность в работе:

- для отработки произношения и правильного чтения следует усвоить правила произношения и чтения и закрепить их на практике при помощи чтения вслух соответствующих упражнений;

- изучить грамматические пояснения и правила, выполнить грамматические упражнения;

- при работе с текстами рекомендуется сначала прочитать весь текст, а затем, при повторном чтении, обращать внимание на грамматический строй предложений, определять лексико-грамматические функции слов в предложении и значение незнакомых слов по словарю, переводить прочитанные предложения на русский язык, прочитать и перевести текст в целом, еще раз прочитать текст вслух для развития навыков плавного беглого чтения;

- выполнить оставшиеся лексико-грамматические упражнения для закрепления в памяти грамматического и лексического материала.

Для достижения указанного в целевой установке уровня владения языком следует систематически тренировать память заучиванием иноязычных слов и работой с текстами. Надо помнить, что способности развиваются в процессе работы, осмысленный материал запоминается легче, а навык вырабатывается путем многократно выполняемого действия.

Оформление контрольной работы

Студент пишет контрольную работу в соответствии со своей фамилией. Если фамилия начинается на буквы алфавита от А до И , то выполняется I вариант, если от К до УII вариант, все следующие буквы – III вариант.

Работа должна быть написана черными или синими чернилами аккуратно, четким почерком. Обязательно должны быть поля. Если контрольная выполнена без соблюдения указаний или не полностью, она возвращается слушателю без проверки.

Исправление ошибок. Получив проверенную контрольную работу, следует внимательно прочитать рецензию преподавателя в конце работы, ознакомиться со всеми замечаниями рецензента, проанализировать отмеченные ошибки и исправить их. Если работа не зачтена, она должна быть полностью выполнена вновь в той же тетради и выслана рецензенту для повторной проверки. При сдаче экзамена проводится опрос и по контрольной работе, поэтому ее нужно иметь при себе.

Помимо лексико-грамматической контрольной работы студенты получают задание прочитать дополнительно текст указанного преподавателем объема страноведческого или биографического характера, а в первом семестре – общенаучного или научно-популярного характера; по теме, связанной со специальностью студента – во втором семестре. Текст можно найти самостоятельно (книги, учебники по специальности, научные журналы и тексты из сети Интернет) или воспользоваться материалом для дополнительного чтения в данной работе. При сдаче текста студент должен иметь при себе словарь с выписанными в него новыми словами и выражениями, уметь читать и переводить текст в любом месте, уметь изложить содержание всего текста по-русски или по-английски (в зависимости от уровня знаний и притязаний студента).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Цель изучения английского языка в первом семестре – повторение, коррекция и расширение запаса общеупотребительной языковой лексики, а также предусмотренных программой грамматических норм.

Для успешного выполнения данной контрольной работы следует по рекомендованным учебникам и данному учебному пособию изучить следующие разделы английского языка: артикль, множественное число существительных, порядковые и количественные числительные, порядок слов утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений, типы вопросов, образование и употребление следующих видовременных форм английского глагола : Indefinite,

Continuous, Perfect в активном залоге, притяжательный падеж, объектный падеж местоимений; местоимения much, little, many, few; предлоги, модальные глаголы, лексику по приведенным далее темам : My family and me; My future profession; My Institute, а также рекомендуемые тексты для дополнительного чтения и пополнения проф. лексики.

Рекомендуемая литература: Куценко Л.И., Тимофеева Г.И. « Английский язык для юристов» М., 1998; Торбан «Грамматический справочник»; English-Russian Comprehensive Law Dictionary, Мамулян М., 1993; Англо-русский и русско-английский юридический словарь Кравченко А.П., БАРО-ПРЕСС, Ростов-на-Дону, 2001.

ВАРИАНТ № I

1. Прочтите и письменно переведите текст.

MONARCHY

The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland is a constitutional monarchy. This means that a monarch (a king or a queen) is the Head of State. Besides, the monarch is the Commander-in-Chief of the armed forces, as well as head of the judiciary, the Church of England and the Commonwealth. The monarch has very little power and only reigns with the support of Parliament. His constitutional role is to a large extent symbolic, whereas real power is in the hands of the Prime Minister and the Cabinet.

Although the actual power of the Queen is rather limited, the scope of her responsibilities is wide. She opens Parliament every autumn, making a speech from the throne. Everything which becomes British Law is to be signed by the Queen. It is the Queen who officially appoints the Prime Minister.

The present- day monarch of the UK is Queen Elizabeth II. She came to the throne in 1952. Her parents, King George IV and Queen Elizabeth (Queen Mother), became very popular during World War II for their patriotic behavior. They refused to leave London even when Buckingham Palace, the official residence of the Kings and Queens, was bombed. In 1953, millions of British people watched the coronation of Queen Elizabeth, on television. English Press is constantly publishing details of the private lives of the royal family.

II . Задайте к тексту письменно 7 вопросов: (2 общих, 3 специальных, в том числе вопрос к подлежащему, 1 альтернативный, 1 разделительный).

III . Поставьте слова в нужном порядке, чтобы получилось утвердительное предложение, затем задайте к нему вопрос и ответьте на него отрицательно.

1. There, yesterday, some, were, at, his, students, lecture.

2. Classes, after, a, will, meeting, be, there.

3. English, in, there, some, library, are, books, our.

IV . Выпишите из текста 2 сказуемых группы Present Simple , 2 сказуемых группы Past Simple (правильный и неправильный глагол). Укажите их видовременную форму.

V . Раскройте скобки, поставьте глагол в нужном времени, переведите предложения, подчеркните сказуемое.

1. He often (buy) flowers to his girlfriend.

2. When the phone rang, he (answer) it.

3. When the phone rang, he (read) a book.

4. This incident happened while I (go) to work.

5. Steve (buy) a new bike last week.

6. I (see ) her at once. She never (look) so helpless.

7. When she (read) the letter, she (start ) to cry.

VI . Выберите нужный модальный глагол, употребив его в правильной форме. Переведите предложения, подчеркните сказуемое.

Should, ought to , must, to be to, need, to have to, can, may.

1. I don’t think you … offer to help him.

2. He was very rude. He … apologize the next day.

3. It was too expensive. I … not buy it.

4. We … get up early if we want to catch the train.

5. You … not eat in the lecture hall.

VII . Внесите изменения в предложения, используя местоимения, данные в скобках, в притяжательном падеже.

1. I help (they) mother.

2. I often write letters to (we) granny.

3. She has (she) breakfast at seven thirty.

4. He plays football with (he) brother.

VIII . Вставьте вместо точек нужные предлоги. Переведите предложения.

1. I saw him … Monday.

2. Is your birthday … April?

3. Yes, I was born … 9-th April.

4. We waited … 9 o’clock and then we went home.

5. Will you come and see me … a week or two?

6. Turn left … the post office.

7. I put the matches … the table.

IX. Вставьте вместо точек some, any, much, many.

1. There is … milk in the glass.

2. How … eggs are there in the fridge? There aren’t … but there is very …cheese in it.

3. Have you … books on Criminal Law?

4. I have … time to do this work.

X . Напишите предложения, исправив ошибки, переведите письменно.

1. He is investigator.

2. She speaks the English well.

3. They not read the book.

4. Why they asked a question?

5. She tomorrow will go to the institute.

6. He works many.

7. You don’t can go to the party.


ВАРИАНТ № II

1. Прочтите и письменно переведите текст.

Government

The party, which wins the majority of seats in an election forms the Government. The leader of the party automatically becomes Prime Minister of the country. Thus, the majority party acquires the right to run the country, and the Opposition accepts the right to criticize the ruling party.

According to the British parliamentary system, the Prime Minister chooses MPs from his or her party to make the cabinet. The leader of the Opposition also chooses MPs for the so called “ Shadow Cabinet”, which takes responsibilities for opposing the Government.

Each minister in the cabinet is responsible for a particular area of government. For example, the Minister of Defense is responsible for defense policy and the armed forces, the Chancellor of the Exchequer is in charge of the financial policy of the country. The corresponding Civil Service Departments, or Ministries, are called the Ministry of Defense, the Treasury and the Home Office, respectively. They are staffed by practically neutral civil servants, who do not necessary change if the Government changes.

MP ( Member of Parliament ) - член парламента

Chancellor of the Exchequer – канцлер казначейства, министр финансов

Treasury – Казначейство, министерство финансов

Home Secretary - министр внутренних дел

The Civil Service - государственная служба

II . Задайте к тексту письменно 7 вопросов: ( 2 общих, 3 специальных, в том числе вопрос к подлежащему, 1 альтернативный, 1 разделительный).

III . Поставьте слова в нужном порядке, чтобы получилось утвердительное предложение, затем задайте к нему вопрос и ответьте на него отрицательно.

1. Two, there, boxes, of, are, chocolate, table, on, the.

2. There, in, classroom, are, many, and, tables, chairs, the

3. Were, there, English, some, newspapers, table, on, the.

IV . Выпишите из текста 2 сказуемых группы Present Simple , 2 сказуемых группы Past Simple ( правильный и неправильный глагол). Укажите их видовременную форму.

V . Раскройте скобки, поставьте глагол в нужном времени, переведите предложения, подчеркните сказуемое.

1. I ( live) here for six months now.

2. They ( move) here in February.

3. I (go) to the disco last night.

4. When I (go) to the shops, I (see) my friend

5. When my mother ( watch) TV?

VI . Выберите нужный модальный глагол, употребив его в правильной форме. Переведите предложения, подчеркните сказуемое.

Should, ought to , must, to be to, need, to have to, can, may.

1. She … understand quite a lot of English, but she … speak it.

2. I … do my homework every day.

3. You… see the Mono Lisa in the Louvre in Paris.

4. The students … not speak Russian at the English lessons.

5. … I open the window?

VII . Внесите изменения в предложения, используя местоимения, данные в скобках, в притяжательном падеже.

1. Does this dog belong to you or ( you) sister?

2. Yes, it does. It belongs to ( we) both.

3. They helped ( they) friend.

4. This dog is ( I ).

VIII . Вставьте вместо точек нужные предлоги. Переведите предложения .

1. … last night we went to see my aunt.

2. I apologize … coming late.

3. Whom are you writing a letter … ?

4. She is leaving for New York … June

5. They will come … end of July.

6. We prefer to travel … ship.

IX . Вставьте вместо точек some , any , much , many или их производные.

1. Is there … university in your town?

2. There are … universities in my town.

3. How … libraries are there in your college?

4. There is no … book on Speech Culture.

X . Напишите предложения, исправив ошибки, переведите письменно.

1. You can use a computer?

2. You don’t must smoke here.

3. I haven’t wrote before.

4. Have you been to New York last holidays?

5. Helped you him?


ВАРИАНТ № III

1. Прочтите и письменно переведите текст.

The House of Commons

The British Parliament consists of two Houses or chambers: the House of Commons and the House of Lords. Actually, the House of Commons is the only body which has true power and decides national policy. It is here that new bills are introduced and debated and if the majority of the members are in favor of a bill it goes to the House of Lords. The final stage of this procedure is for the monarch to sign it. The bill must be supported by all three bodies – the House of Commons, the House of Lords and the Queen, to become a law.

The House of Commons is made up of 651 Members of Parliament ( MP). Out of 651 seats in the House of Commons 524 belong to England, 72 – to Scotland, 38 – to Wales and 17 – to Northern Ireland. MPs are elected at a general election, which is held every five years. In Britain all people over the age of 18 can vote in a general election. The election campaign usually lasts about three weeks. The result is decided on a simple majority: the one who gets more votes wins. This system is often called unfair, because it promotes the two most powerful parties at the expense of the smaller ones.

II . Задайте к тексту письменно 7 вопросов: ( 2 общих, 3 специальных, в том числе вопрос к подлежащему, 1 альтернативный, 1 разделительный).

III . Поставьте слова в нужном порядке, чтобы получилось утвердительное предложение, затем задайте к нему вопрос и ответьте на него отрицательно.

1. Some, there, mistakes, are, work, in, my.

2. Were, two, there, institutes, ago, years, in, ten, this, city.

3. Faculties, at, sixteen, this, will, be, University, there.

IV . Выпишите из текста 2 сказуемых группы Present Simple , 2 сказуемых группы Past Simple ( правильный и неправильный глагол). Укажите их видовременную форму.

V . Раскройте скобки, поставьте глагол в нужном времени, переведите предложения, подчеркните сказуемое.

1. By the end of that month we (pass) all the exams.

2. We (do) it already.

3. When (do) you homework?

4. I (look) at the blackboard very attentively at the moment.

5. My friend (learn) English proverb now.

6. We (learn) some new words at the last lesson.

7. After the concert they (stay) at a hotel for a night.

VI . Выберите нужный модальный глагол, употребив его в правильной форме. Переведите предложения, подчеркните сказуемое.

Should, ought to , must, to be to, need, to have to, can, may.

1. I … not translate this text without a dictionary.

2. You … not translate the sentences, there is a translation here.

3. You … bring me my textbook today.

4. The train … arrive at 5.

5. We … investigate criminal cases now.

VII . Внесите изменения в предложения, используя местоимения, данные в скобках, в притяжательном падеже.

1. Please, put (you) book on this table.

2. Let (I) go there.

3. (We) institute is situated in the center of the town.

VIII . Вставьте вместо точек нужные предлоги. Переведите предложения .

1. A policeman is walking … the street.

2. A toy airplane is flying … the boy’s head.

3. Turn left … the post office.

4. Can you tell … the way … the stadium.

5. She was standing … the front door.

6. We walked … end of the road.

7. They ran … road.

IX. Вставьте вместо точек some, any, much, many.

1. He told us … news.

2. Did you see … in the hall?

3. Are there … good athletes in your group?

4. I haven’t brought you … books on Criminalistics.

X . Напишите предложения, исправив ошибки, переведите письменно.

1. Where your sister work?

2. We no wear a uniform at school.

3. At the moment Peter’s work in Russia.

4. I’m go to the cinema tonight.

5. I want a apple.

6. He has black hairs.

7. He can play chess when he was five

Краткий грамматический справочник, рекомендуемый для выполнения контрольной работы №1

Артикль

В английском языке перед существительным обычно ставится артикль. Артикль — это один из признаков существительного. Есть два вида артикля — неопределенный «а (an)» и определенный артикль «the». Ели перед существительным артикль отсутствует, принято говорить, что оно употребляется с «нулевым» артиклем.

Неопределенный артикль.

Артикль а (an) исторически произошел от слова, означающего один, и употребляется только с существительными в единственном числе. Этот артикль означает один, какой-то, какой-нибудь и употребляется там, где речь идет об одном (любом) из ряда однородных предметов. Например: Take a map. Возьмите географическую карту. Говоря так, вы просите взять какую-нибудь географическую карту, одну из карт, любую карту.

Неопределенный артикль имеет форму «а» [q] перед существительным, начинающимся с согласной, и форму «an» [qn] перед существительным начинающимся с гласной: a plum [q'plAm], an apple [qn'qpl].

Определенный артикль «the» [Dq], [DJ]

Артикль «the» произошел от слова, означающего этот. Поэтому он употребляется преимущественно с названием предметов, о которых уже шла речь. Он выделяет данный предмет из ряда однородных предметов. Определенный артикль «the» может употребляться перед любым нарицательным существительным, стоящим как в единственном, так и во множественном числе.

The apple is red. The apples are red.

Яблоко красное. Яблоки красные.

На русский язык сам по себе артикль не переводится, но он вносит в предложение оттенок, который иногда бывает необходимо учесть при переводе. По функции он похож на местоимение этот (this).

Определенный артикль употребляется перед существительным, обозначающим предмет: а) уже известный слушающему (читающему) из предыдущего опыта, б) единственный в данной ситуации или в) единственный вообще, во всех ситуациях.

а) There is a book on the shelf. Give me the book. На полке лежит книга. Дай мне (эту) книгу. Слово «book» — существительное. Оно обозначает здесь предмет уже упомянутый и, следовательно, известный слушающему (читающему). Он уже знает какую именно книгу у него просят: ту, о которой уже говорилось, ту, которая на полке.

б) It was a new house. The roof was red, the door was brown. Существительное «roof» обозначает единственный предмет такого рода в данной ситуации. У дома только одна крыша.

Существительное следует употреблять с определенным артиклем, если признак предмета, названного существительным, выражен порядковым числительным, прилагательным в превосходной степени или словами same (тот же самый), very (именно тот), only (единственный), right (правильный).

This is the first English book, which I read.

Это первая английская книга, которую я прочла.

He is the best pupil in our class.

Он лучший ученик нашего класса.

He asked me the same question several times.

Он задал мне один и тот же вопрос несколько раз.

This is the only mistake I made in my composition.

Это единственная ошибка, которую я сделал в моем сочинении.

This is the very story, which I spoke about.

Это тот самый рассказ, о котором я говорил.

в) The moon was down. It was very dark.

Луна зашла. Было очень темно.

«The moon» — предмет, единственный вообще, во всех ситуациях, для всех нас — жителей Земли. Аналогичные слова которые употребляются с определенным артиклем:

the Sun

солнце

the Earth

земной шар

the universe

вселенная

the cosmos

космос

the sky

небо

the world

мир

the post

почта

the telephone

телефон

the cinema

кино

the press

пресса

the radio

радио

the theatre

театр и др.

Turn on the radio.

Включите радио.

Let’s go to the theatre.

Давай пойдем в театр.

It was a nice morning. The sun was shining and the sky was blue.

Была прекрасная погода. Светило солнце и небо было голубое.

Нулевой артикль (отсутствие артикля)

Артикль не употребляется:

1. перед исчисляемыми существительными во множественном лице.

I like dogs. Я люблю собак.

2. перед неисчисляемыми существительными (в общем значении термина)

She doesn’t eat bread. Она не ест хлеба.

НО: The bread is good. (Этот) хлеб вкусный.

Is there life on Mars? На Марсе есть жизнь?

НО: The life of the poet was short and full of misery.

Жизнь поэта была короткой и полной лишений.

3. перед собственными именами:

Ann, John, Moscow

4. перед обращениями:

Mr, mrs, miss, sir, uncle, aunt и т.д.

5. перед названиями дней недели, месяцев, времен года, праздников:

Sunday, January, Summer, Christmas

6. перед названиями материков, стран

France, Europe

Артикль отсутствует в ряде сочетаний и выражений:

at night

ночью

at home

дома

at work

на работе

at first sight

с первого взгляда

by tram (train, bus и т.д.)

трамваем (поездом, автобусом и т.д.)

by heart

наизусть

by name

по имени и т.д.

Существительное

Множественное число существительного

1. Имена существительные во множественном числе прини­мают окончание -s, которое читается:

a) [z] после гласных и звонких согласных:

a boy — boys (мальчики)

a city — cities (города)

a friend — friends (друзья)

b) [s] после глухих согласных:

a text — texts ( тексты)

a street — streets (улицы)

a stop — stops (остановки)

c) [z] после согласных - s , - x , - g , - sh , - ch :

a judge —judges ( судьи )

a case — cases ( дела )

an exercise — exercises ( упражнения )

При образовании множественного числа обратите внимание на изменение букв:

a city — cities a wife — wives

a duty — duties a shelf — shelves

a family — families a knife — knives

2. Ряд существительных образуют множественное число путем изменения корневой гласной:

a child — children (дети)

a man — men (мужчины)

a woman — women (женщины)

a tooth — teeth (зубы)

a foot — feet (ноги)

3. В английском языке есть существительные, которые употребляются только в единственном или только во множествен­ном числе (что часто с русским языком не совпадает):

money (деньги)

peace (мир)

evidence (улики)

weather (погода)

information (сведения)

news (новость, новости)

goods (товары)

Притяжательный падеж

Существительное в притяжательном падеже обозначает при­надлежность предмета, отвечает на вопрос whose ? (чей?), употреб­ляется в функции определения, и стоит перед определяемым су­ществительным. Перевод притяжательных конструкций следует начинать с определяемого слова.

Существительное в притяжательном падеже имеет окончание –' s , которое произносится по правилам чтения суффиксов множе­ственного числа существительных (например: my friend ' s sister — сестра моего друга).

Притяжательный падеж имен существительным во множе­ственном числе образуется посредством прибавления на письме апострофа ('). Притяжательный падеж имен существительных men, children, women образуется так же, как и в единственном числе, т. е. прибавлением окончания -' s . Например:

my brothers' friends друзья моих братьев

these children's names имена этих детей.

Употребление имени существительного

Существительное в общем падеже может быть в предложении подлежащим, дополнением, определением, именным членом соответственного именного сказуемого (предикативом), обстоятельством. Существительное в притяжательном падеже в предложении является определением.

Употребление имени существительного

Подлежащее

The girl is writing on the blackboard. Девочка пишет на доске.

Дополнение

I met the girl at my friends'.

Я встретил (эту) девочку у моих друзей.

Определение

The boy sat down on a stone bench. Мальчик сел на каменную скамейку.

The boy's toys are in the box.

The toys of the boy are in the box. Игрушки мальчика в коробке.

Именной член состав­ного именного сказуе­мого (предикатив)

Не is a schoolboy .

Он школьник.

Обстоятельство

Не put his toys into the box .

Он положил свои игрушки в коробку.

ГЛАГОЛ (THE VERB)

По своему значению и функции в предложении глаголы раз­деляются на:

а) самостоятельные - write, speak, go;

б) вспомогательные, служащие для образования временных форм глагола - to be, to have, to do, shall, should, will, would;

в) глаголы-связки, служащие для образования составного именного сказуемого - to be , to become , to get , to grow , to turn ;

г) модальные глаголы, выражающие отношение говорящего к действию и состоянию - must , can , may , should .

В зависимости от направленности действия глаголы разде­ляются на:

а) переходные, которые имеют после себя прямое, косвенное иди предложное дополнение - to give , to bring , to show , to love ;

б) непереходные, которые не принимают дополнения, напри­мер: to come , to go , to sleep .

Наиболее распространенными глаголами английского языка являются глаголы to be и to have. Они употребляются как смы­словые глаголы в значении «быть, находиться» и «иметь»; как вспомогательные, служащие для образования видо-временных форм глаголов; и как модальные, выражающие планируемое действие в будущем (to be to) и необходимость совершения дей­ствия в силу определенных обстоятельств (to have to).

В отличие от других глаголов to be и to have имеют отдель­ные формы для 1-го и 3‑го лица единственного и множественно­го числа: I am ( was ), he ( she , it ) is ( was ), we ( you , they ) are ( were ), I have ( had ), he ( she , it ) has ( had ) .

Кроме того, они образуют вопросительную и отрицательную формы без вспомогательного глагола (do, does, did), за исключе­нием глагола to have в модальном значении и в составе устой­чивых словосочетаний типа to have dinner, to have classes, to have a rest, to have tea, etc.

Глагол to be

Present Indefinite

Past Indefinite

Future Indefinite

Affirmative

I am

I was

I shall be

You are

You were

You will be

He

She is

It

He

She was

It

He

She will be

It

We are

We were

We shall be

They are

They were

They will be

Negative

I am not

I was not

I shall not (shan't) be

You are not (aren't)

You were not (weren't)

You will not (won't) be

He

She is not (isn’t)

It

We are not

He

She was not (wasn’t)

It

We were not

He

She will not be

It

We shall not be

They are not

They were not

They will not be

Interrogative

Am I?

Was I?

Shall I be?

Are you?

Were you?

Will you be?

he?

Is she?

it?

Are we?

he?

Was she?

it?

Were we?

he?

Will she?

it?

Shall we be?

Are they?

Were they?

Will they be?

ОСНОВНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛА ТО BE

Употребление

Примеры

Перевод

1. Смысловой глагол - «быть», «находиться»

2. Глагол-связка

3. Вспомогательный глагол

а) для образования форм Continuous

б) для образования времен страдательного залога

4. В качестве модального глагола (в сочетании с инфинитивом с частицей «to») выражает долженствование, необходимость, договоренность.

Не is at home.

We were at the lecture.

She is an engineer.

He is reading a news­paper now.

The book was published last week.

The letter has just been typed.

I am to do the work at once.

We were to meet in the evening.

Он дома.

Мы были на лекции.

Она инженер.

Она читает сейчас газе­ту.

Книга опубликована в прошлом году.

Письмо только что на­печатано.

Я должен сделать эту работу немедленно.

Мы должны были встре­титься вечером.


Оборот there is (there are)

Предложения с вводным there сообщают о наличии или су­ществовании лица или предмета в каком-либо определенном месте.

Вводное there в предложении является формальным подле­жащим, которое вводит сказуемое.

После оборота there is ( are , was , were , will be ) исчисляемые существительные в единственном числе употребляются с неоп­ределенным артиклем. Во множественном числе существитель­ные употребляются без артикля.

В случае наличия в предложении более одного подлежащего сказуемое согласуется с первым из них.

There is a newspaper and some journals on the table.

There are some journals and a newspaper on the table.

При переводе на русский язык предложений с вводным there перевод обычно начинается с обстоятельства (места или време­ни):

There is a lamp on the table. На столе есть (имеется, на­ходится) лампа.

There is much snow in winter. Зимой много снега.

Сказуемым в предложении такого типа может быть не толь­ко глагол to be, но и другие глаголы: to exist (существовать), to live (жить), to come (приходить), to lie (лежать) и др.

There appeared many new parties in the country.

В стране появилось много новых партий.

There is (are, was, were will be)

Present Indefinite

Past Indefinite

Future Indefinite

Affirmative

There is a letter in. the bag.

There are letters in the bag.

There was a letter in the bag.

There were letters in the bag.

There will be a letter in the bag.

There will be letters in the bag.

Interrog.

Is there letter in the bag?

Are there letters in the bag?

Was there a letter in the bag?

Were there letters in the bag?

Will there be a letter in the bag?

Will there be letters in the bag?

Negative

There is not (isn't) a letter in the bag.

There are no letters in the bag.

There was not (wasn't) a letter in the bag.

There were no letters in the bag.

There will not (won't) be a letter in the bag.

There will be no letters in the bag.

Глагол to have

Глагол have имеет значение «иметь», «владеть», и переводится на русский язык оборотом «у меня есть».

Глагол have в настоящем времени имеет две формы — has для 3-го лица единственного числа и have для всех остальных лиц (см. таблицу).

Глагол to have

Present Indefinite

Part Indefinite

Future Indefinite

Affirmative

I have

I had

I shall have

You have

You had

You will have

He

He

He

She has

She had

She will have

It

It

It

We have

We had

We shall have

They have

They had

They will have

Negative

I have not (haven't)

I had not (hadn't)

I shall not (shan't) have

You have not (haven't)

You had not (hadn't)

You will not (won't) have

He

He

He

She has not (hasn't)

She had not (hadn't)

She will not have

It

It

It

We have not (haven't)

We had not (hadn't)

We shall not have

They have not (haven't)

They had not (hadn't)

They will not have

Примечание: перед числительным и словами much. many, little, a few, any

употребляется частица not.

Interrogative

Have I?

Had I?

Shall I have?

Have you?

Had you?

Will you have?

he?

he?

he

Has she?

Had she?

Will she have?

it?

it?

it

Have we?

Had we?

Shall we have?

Have they?

Had they?

Will they have?

ОСНОВНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛА ТО HAVE

Употребление

Примеры

Перевод

1. Смысловой глагол –«иметь», «обладать»

I have got a car.

У меня есть машина.

2. Вспомогательный гла­гол для образования видо-временных форм глаголов

She has just told me about it.

Она только что сказала мне об этом.

3. В качестве модального глагола для выражения долженствования (в соче­тании с инфинитивом с частицей to)

You will have to go there.

I have to get up early.

Вам придется поехать туда.

Мне приходится рано вставать.

4. В сочетании со слож­ным дополнением (to have + сущ. или местоим. + Past Participle).

I had my TV-set repaired yesterday.

Мне вчера починили телевизор.

5. В устойчивых сочета­ниях типа to have dinner, to have a rest, etc.

When do you have break­fast?

Did you have a good rest?

Когда вы завтракаете?

Вы хорошо отдохнули?

СИСТЕМА ВИДО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ АНГЛИЙСКОГО ГЛАГОЛА

Глаголы в английском языке имеют четыре формы: инфини­тив (Infinitive), прошедшее неопределенное время (Past Indefi­nite) и причастия настоящего и прошедшего времени (Participle I, Participle II или Present и Past Participle).

Infinitive

Past Indefinite

Participle II

Participle I

to ask asked asked asking

to go went gone going

Все английские глаголы делятся на правильные и непра­вильные. Правильные глаголы образуют формы Past Indefinite путем прибавления суффикса -ed к основе глагола: to stop -stopped - stopped.

Формы неправильных глаголов следует заучивать: to write -wrote - written (см. Таблицу неправильных глаголов).

В английском языке имеется четыре группы времен: Indefi­nite, Continuous, Perfect, Perfect Continuous, которые образуют двенадцать временных форм.

Времена группы INDEFINITE

Present

Past

Future

Affirmative

I

I

I shall work

We work

We

We

You

You

They

They worked

You

He

They

He

She

He will work

She works

It

She

It

It

Negative

I

I

I shall not (shan’t)

We do not

We

We will not (won’t) work

You (don’t) work

You did not

They

They (didn’t) work

You

He

They

He does not

She

He will not (won’t) work

She (doesn’t) work

It

She

It

It

Interrogative

I

I

Shall I work?

Do we work?

we

we

you

you

they

Did they work?

you

he

they

he

she

Will he work?

Does she work?

it

she

it

it

Времена группы Indefinite обозначают обычное, регулярное, повторяющееся действие, либо указывают на сам факт его со­вершения в настоящем, прошедшем и будущем.

С временами группы Indefinite обычно употребляются сле­дующие словосочетания:

1. Present Indefinite: often, seldom, always, usually, regularly, every day, sometimes, as a rule.

2. Past Indefinite: yesterday, last week (month, year), the day before yesterday, ago.

3. Future Indefinite: tomorrow, the day after tomorrow, next week (month, year), in a day (week, month).

Future Indefinite не употребляется в придаточных предложени­ях времени и условия после союзов if, when, before, after, as soon as, till, until. В этих предложениях вместо Future indefinite упот­ребляется Present Indefinite. На русский язык переводится буду­щим временем. Например: I shall enter the University when I finish school. Я поступлю в университет, когда закончу школу.

Времена группы CONTINUOUS

to be (am, are, is, was, were, shall be, will be) + Participle I

Present

Past

Future

Affirmative

I

am speaking

I

was speaking

I

We

shall be speaking

We

We

You

are speaking

You

were speaking

You

They

They

They

will be speaking

He

He

He

She

is speaking

She

was speaking

She

It

It

It

Negative

I

am not speaking

I

was not (wasn’t) speaking

I

We

shall not (shan’t)

be speaking

You

(aren't)

You

(weren't)

You

They

speaking

They

speaking

They

will not

He

(won't)

He

is not

He

was not

She

be speaking

She

(isn't)

She

(wasn't)

It

It

speaking

It

speaking

Interrogative

Am I

speaking?

Was I

speaking?

Shall I

we

be speaking?

we

we

Are you

speaking?

Were

you speaking?

you

they

they

they

Will

he be speaking?

he

he

she

Is she

speaking?

Was

she speaking?

it

it

it

Продолженные времена (Continuous Tenses) обозначают дей­ствие в процессе его развития в определенный момент в на­стоящем, прошедшем или будущем.

Некоторые глаголы не могут выражать действие или состоя­ние как процесс, совершающийся в определенный момент, и, следовательно, употребляться во временах группы Continuous. К ним относятся: to love — любить, to want — хотеть, to like — нравиться, to hate — ненавидеть, to wish, to desire — желать, to see — видеть, to hear — слышать, to feel — чувствовать, to notice — замечать, to know — знать, to understand — понимать, to consist — состоять, to belong — принадлежать, to recognize — узнавать, to be — быть и др.

С временами группы Continuous обычно употребляются сле­дующие указатели времени:

1. Present Continuous: now, right now, just now, at the mo­ment, today, this week (month, season), these days, tonight (this evening).

2. Past Continuous: at that time, all day (night) long, at six o'clock, the whole evening (morning, afternoon), from seven to nine.

3. Future Continuous: at this time tomorrow (next week, next month), at 10 o'clock on Friday.

Времена группы PERFECT

to have (has, had, will have) + Participle II

Present

Past

Future

Affirmative

I

I

I shall have written

We have written

We

We

You

You

You

They

They had written

They

He

He

He will have written

She has written

She

She

It

It

It

Negative

I

I

I shall not (shan't)

We have not (haven't)

We

We have written

You written

You had not

You

They

They (hadn’t)

They will not (won't)

He has not

He written

He have written

She (hasn't)

She

She

It written

It

It

Interrogative

I

I

Shall I have written?

Have we written?

we

we

you

you

you

they

Had they written?

they

he

he

Will he have written?

Has she written?

she

she

it

it

it

Совершенные времена (Perfect Tenses) обозначают действие, которое совершилось к определенному моменту в настоящем, прошедшем или будущем.

Времена группы Perfect переводятся на русский язык гла­голами совершенного вида.

Present Perfect часто употребляется с наречиями времени ( already , just , yet , never , ever ) и со словами, выражающими еще не истекшие периоды времени ( today , this year , this month , this week , this morning и т.д.).

Present Perfect может употребляться для выражения дейст­вия, которое началось в прошлом и не закончилось к данному моменту, а все еще продолжается. Период действия обычно ука­зывается с помощью слов for (в течение) или since (с, с тех пор как, с тех пор). В этом случае Present Perfect переводится на русский язык глаголом несовершенного вида: I have lived here since 1970. — Я живу здесь с 1970 года.

Определенный момент в прошлом (Past Perfect) или будущем (Future Perfect) выражается обозначениями времени с предло­гом by—к (by 3 o'clock yesterday, by 3 o'clock tomorrow, by the time he came (comes).

МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ

( MODAL VERBS )

Модальные глаголы - это такие глаголы, которые выражают не действие или состояние, а отношение лица к действию или состоянию. Модальный глагол в сочетании с инфинитивом об­разует в предложении составное глагольное сказуемое. Модаль­ные глаголы выражают значение возможности, необходимости, желательности и т. п.

МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ И ИХ ЭКВИВАЛЕНТЫ,

ВЫРАЖАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ

Глагол

Present

Past

Future

CAN

to be able to Выражает реальную возможность, фи­зическую или ум­ственную способ­ность.

CAN

am

is able (to)

are

I can do it.

(I am able to do it).

Я могу (в состоя­нии, умею) делать это.

COULD

was

able (to)

were

I could do it.

(I was able to do it).

Я мог (был в со­стоянии, умел) делать это.

shall

be able (to)

will

I shall be able .to do it. Я смогу (буду в со­стоянии, сумею) это сделать.

MAY

MAY

MIGHT

-

to be allowed (to) Выражает допуще­ние возможности, разрешение совер-шить действие.

am

is allowed (to)

are

You may go home now.

Вы можете теперь пойти домой.

was

allowed (to)

were

He said I might smoke here.

Он сказал, что я могу курить здесь. She was allowed to go home. Ей разрешили ид­ти домой.

shall

be allowed (to)

will

You will be allow-

ed to swim.

Вы сможете купаться (вам разрешат).

МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ И ИХ ЭКВИВАЛЕНТЫ,

ВЫРАЖАЮЩИЕ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ

Глагол

Present

Past

Future

С перфектной формой ин­финитива

MUST

Выражает дол­женствование.

MUST

I must do it now. Я должен это сделать сейчас. You must not do it. Вам нельзя этого делать.

TО HAVE (TO)

Выражает вы­нужденную не­обходимость

Have

to

Has

I have to do it now.

Мне нужно (приходится) делать это сейчас.

Had (to)

I had to go there. Я должен был (мне пришлось) пойти туда. Did you have to go there? We did not have to go there.

Shall

have to

Will

You will have to go there.

Вы должны бу­дете (вам при­дется) пойти туда.

OUGHT (TO)

Выражает мо­ральный долг.

ought (to) We ought to help her.

Мы должны (нам следует) ей помочь.

Обозначает действие, ко­торое долж­но было со­стояться, но не состоялось.

SHOULD Выражает не­обходимость или совет.

should You should not go there. Вы не должны (вам не следу­ет) идти туда.

You ought to have done it yesterday. Вы должны были (вам следовало, следовало бы) сделать это вчера. You should have helped him.

Вам следо­вало помочь ему.

NEED Выражает не­обходимость, нецелесообраз­ность, обычно употребляется с отрицанием.

need You needn't hurry. Вам не надо спешить.

Обозначает действие, в совершении которого не было необ­ходимости.

You needn't have done it. Вам не нуж­но было {не было необхо­димости)

этого делать.

ТО BE (TO) Выражает не­обходимость, предусмотрен­ную планом, договорен­ностью, распи­санием

am

are to

is

The train is to arrive at 10.

Поезд должен прибыть в 10.

I am to go there.

Мне предстоит поехать туда.

was

(to)

were

He was to attend the seminar.

Он должен был присутствовать на семинаре.

Обозначает действие, которое должно было совершиться, но в дейст­вительности не имело места. They were to have met. Они должны были встре­титься (но не встрети­лись).

МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ ВЕРОЯТНОСТЬ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ

Глагол

С неопределенной формой инфинитива

С перфектной формой инфинитива

MUST

Выражает вероятность

Не must be working now.

Он, должно быть, (вероят­но) сейчас работает.

You must be tired after your work.

Вы, должно быть, (вероят­но) устали после работы.

Не must have been work­ing for some hours.

Он, должно быть, (ве­роятно) работает уже несколько часов.

Не must have finished his work.

Он, должно быть, (вероят­но) закончил свою работу.

SHOULD OUGHT (TO) Выражает вероятность, предположение

Не should be about 40.

Ему, наверное, около 40.

Не ought to be at home.

Он, должно быть, дома.

The train ought to have left. Поезд, должно быть, уже ушел.

CAN

Выражает сомнение (обычно с отрица­нием).

She can't be so stupid.

He может быть, чтобы она была так глупа.

Не can't (couldn't) have said it. He может быть, чтобы он сказал это.

MAY

Выражает предполо­жение с оттенком не­уверенности.

Не may be working now. Возможно, он работает сейчас.

Не may be at home now.

Он, возможно, дома сейчас.

Не may have left the key on the table.

Он, возможно, оставил ключ на столе.

СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В английском языке, в отличие от русского, существует твердый порядок слов, изменение которого может привести к нарушению смысла предложения. Обычный порядок слов в по­вествовательном предложении таков:

My brother подлежащее

(the Subject)

entered

сказуемое

(the Predicate)

the University дополнение

(the Object)

Структура распространенного предложения может быть представлена следующим образом:

This year

my brother

successfully

entered

the Univer­sity

in Minsk

обстоя­тельство времени

подлежащее

обстоятель­ство образа действия

сказуемое

дополнение

обстоятель­ство места

The Ad­verbial Modifiers of Time

The Subject

The Adver­bial Modi­fiers of Manner

The Predicate

The Object

The Adverbial Modifiers of Place

Слова, входящие в состав предложения и отвечающие на ка­кой-либо вопрос, являются членами предложения. Члены пред­ложения делятся на главные и второстепенные. К главным чле­нам предложения относятся подлежащее и сказуемое. К второстепенным — дополнения, определения и об­стоятельства. Каждый член предложения может расши­ряться за счет различного рода определителей, образуя развер­нутые группы подлежащего, сказуемого, дополнения, определе­ния или обстоятельства.

Подлежащее и сказуемое обязательны в английском предло­жении. Подлежащее может быть выражено существительным, местоимением, числительным, инфинитивом, герундием:

The students are translating texts.

Студенты переводят тексты.

They don't know the rule.

Two is a cardinal numeral.

Они не знают правила.

Два — количественное чис­лительное.

To read much is to know much.

Reading did much for him.

Много читать — много знать.

Чтение много дало ему.

Местоимения they и one заменяют подлежащее в неопреде­ленно-личном предложении, местоимение it употребляется в безличном. Например:

One can often see him here.

Его можно здесь часто ви­деть.

They say he is clever.

Говорят, что он умен.

It is cold today.

Сегодня холодно.

В предложениях с оборотом there is/are формальным подле­жащим является слово there, которое, однако, не имеет само­стоятельного значения. Такие предложения указывают на на­личие предмета в определенном месте. Например:

There are many pages in this book.

В этой книге много страниц,

В повелительных предложениях подлежащее опускается.

Go to the blackboard.

Иди к доске.

Сказуемое, как правило, выражается глаголом в той или иной видо-временной форме:

The door is closed.

Дверь закрыта.

By that time she had already graduated from the University.

К тому времени она уже закончила университет.

Широко распространены и составные именные сказуемые.

I am a student.

Я студентка.

My name is Ann.

Меня зовут Аня.

В отличие от русского языка, глагол-связка в английском языке никогда не опускается.

Отрицательные предложения образуются путем прибавления частицы not к первому вспомогательному глаголу (don't, doesn't, didn't, haven't, hadn't). Глаголы to be и to have прибав­ляют частицу not к своим личным формам (am not, isn't, aren't, wasn't, weren't, haven't, etc.). В английском языке в отличие от русского может быть только одно отрицание.

I don't see anybody in the street.

Я никого не вижу на улице.

Nobody is seen in the street.

На улице никого не видно.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Вопросы подразделяются на общие, относящиеся ко всему предложению и требующие ответа «да» или «нет», специаль­ные, к отдельным членам предложения, альтернативные и рас­члененные. Основой для специальных вопросов служат общие.

Общий вопрос начинается с вспомогательных глаголов to be, to have, will/shall, would/should, to do или с модальных глаго­лов в соответствующей форме.

Чтобы сформулировать общий вопрос, следует вынести вспо­могательный глагол в начало предложения. Например:

I can swim. — Can I swim? — Yes, I can.

I will go home. — Will I go home? — Yes, I will.

They do not like ice-cream. — Do they like ice-cream? —- No, they don't.

Если вспомогательного глагола в предложении нет, то в на­чало предложения выносится глагол to do (does, did).

I liked ice-cream: liked — 1 лицо, ед. число, Past Indefinite. Did I like ice-cream?

В ответе используется тот же вспомогательный глагол, что и в вопросе:

Will you go home? — Yes, I will. Do you read books? — Yes, I do.

Can you swim? — Yes, I can.

Специальные вопросы (special questions) начинаются с вопро­сительного слова (what, when, why, where, how, which, etc.), по­сле которого сохраняется структура общего вопроса.

Не writes a book. — Does he write a book?

Чтобы поставить вопрос к слову book используется слово what? — что?

What does he write?

Исключение. Чтобы поставить вопрос к подлежащему, достаточно заменить этот член предложения на вопросительное местоимение who? кто? или what? что? Если смысловой глагол имеет форму настоящего времени, его надо поставить в форму 3-го лица единственного числа, т.е. с окончанием -s. I write a book. — Who writes a book?

Альтернативные вопросы (alternative questions) фактически состоят из двух общих вопросов, связанных союзом or. Второй из вопросов обычно неполный:

Does he write a novel or (does he write) a poem? Ответ: Не writes a poem.

В устной речи весьма распространены расчлененные вопросы (disjunctive questions). Такой вопрос состоит из утвердительного предложения, за которым следует краткий общий вопрос, соот­ветствующий русскому обороту «не правда ли?», «не так ли?». Причем, если первая часть вопроса утвердительная, nо вторая — отрицательная, и наоборот:

Не has a book, hasn't he? — Не doesn't like ice-cream, does he?

Чаще всего подлежащее второй части вопроса — местоиме­ние. Ответ требуется такой же, как и на общий вопрос: Не is a student, isn't he? — Yes, he is.

ПРЕДЛОГИ

Предлоги, передающие падежные окончания

В английском языке у имен существительных есть только два падежа: притяжательный падеж, в котором существительные при­нимают окончание 's, и общий, представляющий собой основу существительного без каких-либо окончаний. Поскольку имя су­ществительное в английском языке утратило падежные окончания, то падежные отношения выражаются при помощи предлогов.

of

— предлог, передающий отношения родительного падежа (кого?, чего?) и обозначает принадлежность или часть целого. Например:

the streets of the city — улицы города;

one of my friends — один из моих друзей.

to

— предлог, передающий отношения дательного падежа (кому?, чему?). Например:

Give this book to your friend — Дайте эту книгу своему другу.

with, by

— предлоги, передающие отношения творительного падежа (кем?, чем?), например:

to play with children — играть с детьми;

to go home by bus — ездить домой автобусом.

about

— предлог, передающий отношения предложного падежа (о ком?, о чем?). Например:

Tell me about your work , please . — Расскажи мне, пожалуйста, о своей работе.

Предлоги времени

Предлоги времени вводят обстоятельства времени, которые отвечают на вопрос: «когда?».

at — указывает на момент совершения действия:

at 8 o ' clock a . m . — в 8 часов утра.

in — 1) указывает на отрезок времени.

а) с частями суток:

in the morning утром

in the evening вечером

но: at night ночью

б) с названиями времен года:

in spring весной

in summer летом

in autumn осенью

in winter зимой

в) с названием месяцев:

in January в январе

in February в феврале

in March в марте

in April в апреле

in May в мае

in June в июне

in August в августе

in September в сентябре

in October в октябре

in November в ноябре

in December в декабре.

г) при указании года:

in 1918,

in 1945.

2) указывает на промежуток времени, через который начинает­ся действие:

in two days через два дня

in a lesson через урок.

onупотребляется при указании:

а) дней недели:

on Sunday в воскресенье

on Monday в понедельник

on Wednesday в среду

on Thursday в четверг

on Friday в пятницу

on Saturday в субботу.

б) дат:

on the 1st of May первого мая

on the 10th of November десятого ноября.

from ... till указывает на момент, с которого начинается и до которого совершается действие: from 9 a . m . till 7 p . m . с 9 утра до 7 вечера

during указывает на период, во время которого совершается действие (когда?): during the holidays — во время каникул.

for указывает на период времени, в течение которого совершается действие (как дол­го?):

for two hours — в течение двух часов

for four years — в течение четырех лет.

since указывает на момент, с которого совершается действие: since 1980 — с 1980 года

since last Monday — с прошлого понедель­ника.

ЗАПОМНИТЕ

It is 6 o'clock now Сейчас 6 часов

5 minutes past two 5 минут третьего

a quarter past six четверть седьмого

half past nine половина десятого

ten minutes to eleven без 10 минут одиннадцать

a quarter to. three без четверти три.

— Excuse me, what is the time now? (Excuse me, could you tell me the time now?)

— It's half past two. (It's 9 o'clock now).

Предлоги места и направления

I.

on


at in

under

on - на — обозначает нахождение предмета на поверхности другого предмета: ( on the table — на столе).

under - под — обозначает нахождение предмета под другим предметом: ( under the table — под столом).

in - в — обозначает нахождение предмета внутри чего-то ( in my room — в моей комнате).

at - у, около — обозначает нахождение предмета вблизи другого: (at the table — у (около) стола).

II.

from off


into out of

to from

to - к, в, на - обозначает направление, движение предмета по направлению к другому предмету: ( to the school — к школе, в школу).

into ( in + to ) - в — обозначает движение предмета по направлению к другому предмету с проникновением внутрь его: ( into that room — в ту комнату).

from - от, из, у — обозначает движение предмета: ( from the library из библиотеки; from your friend — у своего друга.

from , off - с, со — обозначает движение предмета с поверх­ности другого предмета: ( from the table , off the table — со стола).

out of - из — обозначает движение предмета изнутри другого предмета наружу: ( out of the room — из комнаты).

Таблица Неправильных глаголов

1. Irregular Verbs

Infinitive

Past Indefinite

Past Participle

Russian

arise

arose

arisen

возникать

be

was/were

been

быть

beat

beat

beaten

бить

become

y became

become

становиться

begin

began

begun

начинать

bite

bit

bitten

кусать (ся)

break

broke

broken

ломать (ся)

нарушать (ся)

bring

brought

brought

приносить

buy

bought

bought

покупать

catch

caught

caught

ловить

come

came

come

приходить

deal

dealt

dealt

иметь дело

do

did

done

делать

drink

drank

drunk

пить

drive

drove

driven

управлять,

гнать, вести

eat

ate

eaten

есть

feel

felt

felt

чувствовать

fight

fought

fought

бороться

find

found

found

находить

forget

forgot

forgotten

забывать

get

got

got

получать

give

gave

given

давать

go

went

gone

идти

grow

grew

grown

расти, становиться

have

had

had

иметь

hear

heard

heard

слышать

hit

hit

hit.

ударять

keep

kept

kept

держать

know

knew

known

знать

learn

learnt

learned

учить, узнавать

leave

left

left

оставлять

lend

lent

lent

давать взаймы

lie

lay

lain

лежать

lose

lost

lost

терять

make

made

made

делать

meet

met

met.

встречать (ся)

read

read

read

читать

ring

rang

rung

звонить

say

said

said

сказать

see

saw

seen

видеть

send

sent

sent

посылать

shed

shed

shed

пролить (свет)

shoot

shot

shot

стрелять

show

showed

shown

показывать

shine

shone

shone

сиять, блестеть

sing

sang

sung

петь

sit

sat

sat

сидеть

speak

spoke

spoken

разговаривать

spend

spent

spent

тратить

steal

stole

stolen

воровать

take

took

taken

брать

teach

taught

taught

обучать

tell

told

told

рассказывать

think

thought

thought

думать

understand

understood

understood

понимать

wear

wore

worn

носить

win

won

won

выигрывать

write

wrote

written

писать

Тексты для обязательного чтения и перевода

This is a short story about myself. My name is …………….. I am twenty four. I am a freshman of the Krasnodar Law Institute. I am a militia officer. I am an operative of the Criminal Investigation Department (investigator, divisional inspector, etc.). My profession is law, crime detection and criminal investigation. I am proud of my profession. My rank is a lieutenant of militia (senior lieutenant, captain, major, sergeant). I am married. My family is not large. I have a wife and a son. My wife is a teacher. And my son is 3 years old. My parents, mother and father are workers. They live in Krasnodar.

Rank

[rxnk]

- звание

general

['Genqrql]

- генерал

colonel

[kWnl]

- полковник

lieutenant

[lef'tenqnt]

- лейтенант

lieutenant colonel

- подполковник

major

['meiGq]

- майор

captain

['kxptin]

- капитан

senior lieutenant

['si:niq]

- ст. лейтенант

junior lieutenant

['Guniq]

- мл. лейтенант

sergeant

[sRGqnt]

- сержант

Вопросы:

1. What is your name? Как тебя зовут?

2. How old are you? Сколько тебе лет?

3. What is your rank? Какое у тебя звание?

4. Are you married? Ты женат?

5. Have you children? У тебя есть дети?

6. What are you? Кто ты по профессии?

7. Where do you study? Где ты учишься?

8. Are you a freshmen? Ты первокурсник?

9. Where do you live? Где ты живешь?

A story about myself

Read and retell the text

This is a short story about myself. I am here now just after the army service. I am twenty-one. My name is Nick Ivanov. I am from the worker's family. I am from Yaroslavl. My parents, a brother and a sister are there now. But I am in Moscow. I am a freshman of the Moscow Higher (Militia) School. I am a future militia officer. I am a future detective, an operative of the Criminal Investigation Department or the C.I.D. But my schoolmate Boris Smirnov is a future investigator. Our future profession is law, crime detection and criminal investigation. I am to prevent crime. I am to solve crimes. I am to handle the problems of crime detection and criminal investigation. I am to search a crime scene. My profession is difficult but interesting. I am proud of my future profession. My task is to master my profession and perform well under operational conditions.

Special Vocabulary for Oral Speech.

Милиция

militia

[mi'liSq]

Офицер, служащий

officer

['Ofisq]

Школьный товарищ

однокурсник

schoolmate

fellow student

['sku:lmeit]

['felou 'stju:dqnt]

Слушатель I курса

first-year student

['fq:st'jq:'stju:dqnt]

freshman амер.

['freSmqn]

Слушатель II курса

second-year student

sophomore амер.

['sOfqmO:]

Овладеть (языком)

master

['mRstO]

Лекция

lecture

['lektSq]

Предмет

subject

['sAbGikt]

Профессия

profession

[prq'feSqn]

Закон, право

law

[lO:]

Юрист

lawyer

['lO:jq]

Разыскать, расследовать

detect

[di'tekt]

Сыщик, агент сыскной полиции, детектив, сыскной

detective

[di'tektiv]

Обнаружение, розыск, расследование

detection

[di'tekSqn]

Преступление, преступность

crime

[kraim]

Уголовный розыск, оперативно-розыскная деятельность

Crime Detection

[kraim di'tekSqn]

Предупреждать

prevent

[prevent]

Раскрывать

solve

[sOlv]

Место совершения преступления

crime scene

['kraim 'si:n]

Преступный, уголовный; преступник

criminal

['kriminl]

Уголовное право

Criminal Law

['kriminl 'lO:]

Преподаватель, преподаватель высшего учебного заведения

teacher амер. instructor

Расследовать, разыскивать

investigate

[in'vestigeit]

Следователь

investigator

[in'vestigeitq]

Расследование, следствие, розыск

investigation

[in'vestigeiSqn]

Отдел уголовного розыска

Criminal Investigation Depart­ment, C.I.D.

[di'pRtmqnt] ['si:'ai'di:]

Техника и тактика расследования

investigational techniques

[in'vestigeiSqnql] tek'ni:ks]

Инспектор

inspector

[in'spektq]

Оперуполномоченный

operative

['Opqrativ]

Участковый инспектор

divisional inspector

[di'viZqnl in'spektq]

Отдел борьбы с экономическими преступлениями

Economic Crimes Investigation Department, E. C. I. D.

Эксперт-криминалист

field-criminalist

['fi:ld'kriminqlist]

Искать, обыскивать, осматривать; поиски, осмотр, обыск

search

[sq:tS]

Старший оперативной группы, командир поиска

search commander

[kq'mRndq]

Судебно-медицинский эксперт

medical expert

['medlkql 'ekspq:t]

Брать руками, обращаться, управлять, иметь дело

handle

[hxndl]

Проводник служебно-розыскной собаки

bobby-handler

['bObihxndlq]

Служба

service

['sq:vis]

Главный

main

[mein]

Необходимый

necessary

['nesisqri]

Возможный

possible

['pOsqbl]

Полезный

useful

['ju:sful]

Оперативная обстановка

operational conditions

["Opq'reiSqnql kqn'diSqnz]

Действовать умело в сложной оперативной обстановке

perform well under operational conditions

[pq'fLm]

Готовить; тренировать

train

Questions to the text “About myself”.

Ответьте на вопросы.

1. What is your name?

2. How old are you?

3. What family are you from?

4. What nationality are you?

5. What town are you from?

6. Where are your parents, sisters, brothers?