Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по подготовке курсовых работ для студентов специальности 0505

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

(для студентов специальности 0505

«Управление персоналом и экономики труда»)

СОДЕРЖАНИЕ

С.

Общие сведения......................................................................................... 6

Выбор темы и согласование ее с научным руководителем..................... 7

Подбор литературы................................................................................... 8

Изучение подобранной литературы......................................................... 9

Написание работы.................................................................................... 10

Требования к оформлению работы......................................................... 22

Тематика курсовых работ...................................................................... 30

Приложения.............................................................................................. 37

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Курсовая работа по экономическим дисциплинам – это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач в области экономики, привить навыки производства расчетов и обоснования принимаемых решений. При написании курсовой работы обычно стремятся к тому, чтобы собранный материал и полученные результаты могли быть использованы при подготовке дипломной работы.

При написании курсовой работы, от студента требуется проявление личной инициативы. В этом главное отличие данных форм обучения на лекционных, семинарских, практических групповых и других аналогичных занятиях.

Вы должны быть готовы, что на защите к Вашим работам будут предъявлены следующие требования:

1) глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа экономической литературы;

2) всестороннее использование статистических данных, характеризующих протекающие экономические процессы;

3) умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития экономических явлений;

4) критический подход к изучаемым фактическим материалам в целях поиска резервов повышения эффективности экономической деятельности;

5) аргументация выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;

6) литературное, логически последовательное и самостоятельное изложение материала;

7) оформления материала в соответствии с установленными требованиями.

Единые требования к работе не исключают, а предполагают широкую инициативу и творческий подход к разработке каждой темы.

В целях оказания помощи при написании работы, а также для осуществления контроля по каждой теме назначается научный руководитель, с которым Вам следует согласовывать все вопросы, связанные с подбором материала, написанием и оформлением работы. В последствие научным руководителем будет составлена рецензия на курсовую работу с учетом критериев ее оценки (приложение А).

Весь процесс подготовки, выполнения и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов:

1) выбор темы о согласование ее с научным руководителем;

2) подбор литературы;

3) оформление организационных документов по написанию работы;

4) изучение требований к оформлению работы;

5) изучение подобранной литературы;

6) написание работы;

7) завершение работы и представление ее на кафедру;

8) разработка тезисов доклада для защиты;

9) защита работы.

Перечисленные этапы не равнозначны по своей сложности и по количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого этапа.

ВЫБОР ТЕМЫ И СОГЛАСОВАНИЕ ЕЕ

С НАУЧНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ

Выбор темы работы производится из тематики, рассмотренной и одобренной на заседании кафедры. Кроме того, Вы можете предложить свои темы, которые согласовываются с научным руководителем. Однако эти темы должны соответствовать наименованию дисциплины, по которой выполняется курсовая работа, и не дублировать работы прошлого и текущего года.

Студенты часто стремятся брать широкие и избегают узких тем. Это не всегда правильно. Практика показывает, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Начиная работу, кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, Вам открываются такие стороны проблемы, о которых Вы раньше и не подозревали.

В период выбора темы Вам целесообразно установить тесный контакт с преподавателем, проводящим по данной или схожей теме занятия, поскольку, как правило, именно этот преподаватель будет выступать в качестве научного руководителя.

Практика написания курсовых работ показывает, что процессу выбора темы предшествует изучение специальной литературы.

ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ

Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым специальности темам. Вам следует проанализировать, с какими уже изученными или планируемыми к изучению темами наиболее близка тема выбранной работы. По изданному кафедрой списку рекомендованной литературы по дисциплинам можно подобрать основные источники.

Подбор книг и статей следует производить с использованием систематических указателей литературы в городских библиотеках, читальном зале вуза и методических кабинетах кафедр. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.

При подборе литературы ни в коем случае не следует поддаваться соблазну «набрать побольше». Чем больше Вы соберете научных источников, тем большую долю среди них будут составлять не очень нужные для работы публикации. Все время следует повторять себе: «Тема моей работы такая-то, я ищу информацию, только непосредственно относящуюся к предмету моей работы».

При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий. Описание изданий производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений, печати. Записать правильно источник информации – дело минутное, но эта минута поможет Вам сберечь часы работы. На основании произведенных записей составляется список литературы, который согласовывается с научным руководителем.

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность Вам разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к планированию своей деятельности по написанию работы.

ИЗУЧЕНИЕ ПОДОБРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вам, приступающему к написанию работы, следует с самого начала уяснить, что от Вас потребуется серьезная собственная мыслительная деятельность в процессе изучения и оценки содержания первоисточников.

Цель работы с научной информацией – установить, каковы существующие представления о предмете вашего исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в работе. Начинать изучение нужно с энциклопедий и словарей. Затем следует изучить учебники и монографии, потом – журнальные статьи. Знакомится с источниками следует в порядке, обратном хронологическому, то есть, вначале следует изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д.

Существует ряд приемов, помогающих почерпнуть главное в любой книге, не читая ее целиком. Изучение литературы целесообразно проводить по следующим этапам: общее ознакомление с произведением в целом по оглавлению; изучение введения или предисловия; выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенному иллюстративному материалу представляющих интерес глав; внимательное чтение этих глав; выписка представляющих интерес материалов; критическая оценка записанного, его редактирование и запись как фрагмент будущей работы. В последующем из таких фрагментов формируется конспект будущей работы, представляющий собой связное и сжатое изложение своими словами обработанного материала.

При изучении литературы Вам следует выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При нахождении таких вопросов, следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу. Изложение взглядов по изучаемой теме других исследователей и формирование собственной позиции повышают ценность работы, способствуют более глубокому усвоению избранной темы.

В результате изучения подобранной литературы целесообразно составить развернутый план работы. В развернутом плане выделяются подвопросы, развивающие проблемы, вынесенные в наименование параграфов курсовой работы. Развернутый план согласовывается с научным руководителем. Он обеспечивает последовательность изложения материала, где каждый раздел, параграф, вопрос и подвопрос, вытекая из предыдущих, занимает свое место. В тех случаях, когда нет детально разработанного развернутого плана, неизбежна диспропорция составных частей работы, пробелы в изложении или, наоборот, наличие повторов. Отсутствие такого плана нередко приводит в ходе написания работы к тому, что содержание составных частей работы, методы ее изложения Вы будете находить путем создания вариантов разделов, а иногда и варианта работы в целом. Надо ли отмечать, насколько велики затраты усилий, времени и средств при таком порядке написания работы? Помимо того, что в этом случае снижается качество работы, бессистемное и бесплановое ее ведение отрицательно сказывается на морально-психологическом состоянии автора, появляется неудовлетворенность проделанной работой.

НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

В зависимости от Ваших индивидуальных особенностей, по согласованию с научным руководителем, Вы можете выбрать любой метод написания работы. Практика написания работ показывает, что наиболее предпочтительным является целостный метод.

При использовании каждого метода могут применяться различные способы написания отдельных частей работы: синтетический (индуктивный) или аналитический (дедуктивный).

При использовании синтетического (индуктивного) способа создаются мелкие фрагменты работы, которые объединяются в укрупненные фрагменты и так далее до создания единого текста. Общая схема применения синтетического способа написания отдельных частей работы приведена на рис.1.


При использовании аналитического (дедуктивного) способа тема будущей работы разбивается на задачи, которые в свою очередь разбиваются на идеи, состоящие из идей более мелкого уровня и т.д. Общая схема применения аналитического способа написания отдельных частей работы приведена на рис.2.

1 Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: Практические советы по подготовке и защите. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2000. – с.12-13.


Поскольку исследование темы производится путем ее анализа, то высказываются точки зрения, согласно которым дедуктивный метод является основным.

Чтобы успешно написать работу требуется не столько блестящий ум, сколько решимость и настойчивость. Поэтому Вам необходимо в конечном итоге прийти к пониманию курсовой работы именно как работы.

Трудно излагать свою мысль, одновременно изобретая для нее наилучшую словесную форму. Создание грамматически стройной словесной формы для текста целесообразней делать путем редактирования в несколько приемов. Поэтому процесс написания и переписывания является ключевым. Наиболее распространенная последовательность написания и редактирования разделов работы такова:

1) введение (первый вариант);

2) первый раздел (параграф) и приложения к нему (первый вариант);

3) второй раздел (параграф) и приложения к нему (первый вариант);

4) третий раздел (параграф) и приложения к нему (первый вариант);

1 Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: Практические советы по подготовке и защите. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2000. – с.12-13.

5) заключение (первый вариант);

6) первый, второй, третий разделы (параграфы) и приложения к ним (второй и последующие варианты);

7) введение и заключение (второй и последующие варианты);

8) список литературы;

9) перечень принятых сокращений;

10) перечень принятых терминов;

11) содержание;

12) титульный лист.

Перед началом написания работы многие студенты испытывают так называемый «стресс чистого листа»: студенту непонятно, как может в его голове появиться логически связный текст достаточно большого объема. «Лекарство» от такого стресса простое: начинайте свою работу с того, что знаете, и продолжайте тщательно делать то, что логически вытекает из известного.

Всю работу (первый ее вариант) следует писать в максимально короткое время. Для этого требуется упорство, но общие трудозатраты в значительной степени сократятся. Это объясняется тем, что, во-первых, написание работы в короткий промежуток времени позволит избежать противоречий и повторений (человек удивительно быстро забывает даже то, что написал сам); во-вторых, процесс возврата к тому, на чем автор остановился прошлый раз, очень длителен и составляет по опыту от 5 до 30 минут; в-третьих, написание работы в течение длительного времени приводит к высокому эмоциональному напряжению и работа начинает уже «давить» на автора, что способствует снижению работоспособности и появлению чувства отвращения сочинительству.

Материал должен излагаться в соответствии с названием целевой установкой работы, логически стройно и последовательно, выводы должны быть аргументированы. Вы должны четко осознавать, что цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем деятельности экономических субъектов и обосновании предложений по решению этих проблем. При написании текста Вам следует помнить, что Вы пишете работу не для себя, а для читателя.

Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности. Во введении Вам следует раскрыть актуальность темы, определить цель и основные задачи работы, сформулировать научную новизну и практическую значимость работы, определить предмет и объект исследования, структуру, хронологические рамки, информационную базу исследования, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений. Введение в курсовой работе должно быть 2-3 страницы.

Формулировки содержащихся во введении актуальности, цель и задач работы, научной новизны и практической значимости должны быть четкими и не иметь двояких толкований. Аналогичным требованиям должны соответствовать и содержащиеся в заключении выводы. На выполнение данных требований Вам необходимо обратить особое внимание, поскольку довольно часто введение и заключение становятся «визитными карточками» работы: именно на основе этих частей складывается мнение о работе в целом.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

От доказательства актуальности выбранной темы Вам целесообразно перейти к формулировке цели работы, которая должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении закономерностей между экономическими явлениями. Правильная постановка цели – процесс не менее важный, чем формулирование выводов.

Исходя из развития цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать, разработать, обобщить, выявить, доказать, внедрить, показать, выработать, изыскать, найти, изучить, определить, описать, установить, выяснить, вывести формулу, дать рекомендации, установить взаимосвязь, сделать прогноз и т.п.). Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки глав и вопросов довольно часто рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения Вам целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и задач работы.

Научная новизна работы характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы. Научная новизна курсовых работ обычно заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей экономических процессов.

Научная новизна неразрывно связана с практической значимостью работы. Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести экономическим субъектам для повышения эффективности своей деятельности.

При написании введения особое внимание следует обратить на определение предмета и объекта исследования. Предмет исследования определяется теми экономическими отношениями, которые анализируется в работе. При указании предмета исследования может оказаться целесообразным определением отношений, изучение которых выносится за пределы работы. Уровень возникновения исследуемых экономических отношений (в стране в целом, отдельном регионе, в рамках отдельного субъекта) характеризует объект исследования.

Важным элементом введения являются направления реализации полученных выводов и предложений. Полученные автором результаты могут быть реализованы при издании различных учебно-методических материалов, в практике деятельности экономических субъектов (что подтверждается соответствующими актами). Такой составной частью введения отличаются далеко не все работы, однако наличие направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую теоретическую и практическую значимость.

При работе над введением Вам нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с важностью данной части работы, а также с тем, что процесс написания носит творческий характер, и Вам на первоначальном этапе все же еще не до конца представляется будущая работа.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Можно написать великолепные три отдельные главы работы, которые любой научный работник посчитал бы за честь назвать своим трудом. Однако совершенно еще не факт, что все эти три главы составят удовлетворительную дипломную или курсовую работу важная логическая связь работы от ее первого предложения до последнего.

Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. Абзацы одного параграфа должны быть последовательно связаны друг с другом.

При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялись смысловая связь с предшествующим текстом.

В конце каждого параграфа (вопроса) следует формулировать выводы (2-3 абзаца) по существу изложенного материала. Вывод - это абстрактное выражение какой-либо устойчивой закономерности между явлениями. В качестве аргументов, обосновывающих выводы, используются ссылки на труды зарубежных и отечественных экономистов, нормативные документы, логические рассуждения, результаты обработки статистических данных. Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом,…» затем формулируется содержание самых выводов.

При формировании выводов необходимо учитывать, что, во-первых, выводы должны быть нетривиальными, неочевидными; во-вторых, в качестве выводов следует формулировать полученные конечные результаты, а не промежуточные; в-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.); в-четвертых, при формулировании выводов целесообразно проводить те положения, которые важны для изложения последующего материала; в-пятых, выводы должны быть краткими и сжатом виде содержать проделанные в ходе написания параграфа или вопроса рассуждения.

В процессе работы целесообразно проверять верность получаемых результатов путем проведения выступлений на семинарских занятиях, на заседаниях кружка и конференциях научного общества, путем обсуждения формулируемых предложений с практическими работниками. Используйте любую возможность доложить свою работу или ее фрагменты научной аудитории. Это даст вам опыт публичных выступлений, необходимый для защиты работы, и главное, критику вашей работы.

Написание каждой главы курсовой работы имеет свои особенности. Первая глава (вопрос), как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе обычно рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы.

Излагая вопросы теории, вам следует помнить, то эта часть работы не самоцель, а средство для создания теоретической базы для рассмотрения практических вопросов исследуемой проблемы. Поскольку проникновение в сущность изучаемого явления и процесса возможно только при условии использования системного подхода, то в первой главе работы целесообразно отвести отдельное место истории развития предмета изучения, анализу зарубежного опыта организации экономических процессов. Полученные в результате рассмотрения первой главы выводы должны раскрыть научную новизну работы, которая формулируется во введении.

Во второй главе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе, рекомендуется проанализировать состояние дел на определенном темой работы участке деятельности. Для этого используются действующие нормативные документы, материалы научно-исследовательских работ, статистические данные, отражающие протекающие экономические процессы как в масштабах страны в целом, так и в рамках конкретных предприятий.

Анализ практики экономической деятельности невозможно проводить без количественных оценок протекающих процессов. При этом следует учитывать следующее. Во-первых, приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными. Во-вторых, при подборе фактических данных из разных источников необходимо помнить о том, что их можно сравнивать лишь тогда, когда они сопоставимы. В-третьих, цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерность исследуемого экономического процесса, а не исключения из них.

Статистические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов. Для анализа используются различные математические методы. При этом не следует забывать, что использование математических методов – средство, но не цель написания работы.

Достаточно часто в работах производится построение экономико-математических моделей. Для достоверности получаемых результатов необходимо определить, изменения каких основных факторов данная модель не учитывает. Поскольку на экономический показатель влияет бесчисленное множество факторов, а также учитывая то, что использование математического аппарата всегда связано с абстрагированием, то такие неучтенные в модели изменения всегда будут иметь место. Например, исследуется изменение объема расходов предприятия на выплату заработной платы сотрудникам. В качестве факторов, влияющих на изменение показателя, выбраны следующие: фактическая численность сотрудников, средний размер окладов. При этом в модели оказываются неучтенными изменение размера текущего премирования, нормативной базы, определяющей порядок оплаты труда работников, и др. Соответственно, формулируя полученные результаты, следует указать, что эти результаты получены без учета тех факторов, которые в модели не учтены.

Важным достоинством работы является использование для обработки статистических данных компьютерных программ. При этом могут использоваться как стандартные программы, так и программы, разработанные самим автором. Наличие таких программ показывает высокий уровень аналитического мышления автора, умение формализовать исследуемую проблему.

В третье главе приводится обоснование предложений по совершенствованию тех сторон экономической деятельности, проблемные участки по которым были выявлены во второй главе. Высказываемые вами в третьей главе предложения должны также решать те задачи, которые были сформулированы во введении. При решении этих задач следует определять несколько вариантов достижении цели, оценить каждый из них по одному или нескольким критериям для выявления всех «плюсов» и «минусов» и выбрать наиболее предпочтительный вариант. Практика показывает, что для успешной защиты работы следует иметь не менее трех основных предложений, выносимых на защиту. Сформулированные и обоснованные выводы этой главы определяют практическую значимость работы, сформулированную во введении.

Предложения необходимо довести до уровня конкретных методик, рекомендаций, до разработки форм документов, формулировок в нормативно-правовые акты. В заключении работы излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень раскрытия ее, определяется, достигнута ли цель и задачи работы. Заключение курсовой работы должно быть 2-3 страницы.

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное значение», которое является новым по отношению к исходному знанию. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав и вопросов, а должно содержать главные итоговые результаты всей работы.

В ходе написания работы следует обратить внимание на язык изложения материала, особенно на лексику и фразеологию, морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию.

Лексика и фразеология разнообразны и определяются избранной темой исследования. При изложении обязательных требований в тексе должны применяться слова и словосочетания: «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.

Правильность использования частей речи определяется морфологией. Существуют некоторые особенности использования в работах существительных, глаголов, местоимений.

В одном словосочетании не следует употреблять несколько существительных, стоящих в родительном падеже и не ставить рядом более двух существительных. Например, нецелесообразно употребление следующей конструкции: «особенности динамики показателей доли кредитов…».

Для описания действий следует использовать глаголы.

В основном употребляются изъявительное наклонение глагола (например «рассмотрим»), редко – сослагательное наклонение (например, рассмотрели бы») и почти совсем не употребляется повелительное наклонение (например, «рассмотрите»).

Для выражения логических связей между частями высказывания следует использовать указательные местоимения «этот»,»тот», «такой» (например: «Эти данные служат достаточным основанием для вывода…»). Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте работ не используются.

При написании работы может возникнуть необходимость высказывания автором своего личного мнения по какой-либо проблеме. В современных научных работах стало неписаным правилом, когда автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива с руководителем придает большой объективизм изложению. Вам также целесообразно следовать данному правилу. Однако частого употребления местоимения «мы» быть не должно. Поэтому в работах можно использовать конструкции, исключающие употребление этого местоимения: неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»); формы изложения от третьего лица (например: «Автор полагает…»); предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию»).

В процессе написания работы следует установить контакт с научным руководителем. Неясные вопросы, направления решения отдельных проблем должны обсуждаться между Вами и научным руководителем в оперативном порядке. Вам следует избегать двух крайностей: либо вообще пренебречь консультациями руководителя и предоставить ему готовую работу, либо питаться получить от руководителя в готовом виде развернутый план работы, всю литературу к теме и содержание вопросов, не проявляя самостоятельного подхода.

В ходе проведения консультаций научный руководителем Вы должны четко установить, что подвергается критике (Ваши предложения, методология выдвижения предложений, композиция работы, язык и стиль или что-то другое) и что нужно сделать, чтобы недостатки исправить.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

1. Общие требования

Курсовую работу печатают с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги А4 (210х297 мм) полуторным межстрочным интервалом до тридцати строк на странице. Минимальная высота шрифта 1,8 мм.

Текст курсовой работы необходимо располагать со следующими полями: левое – не меньше 20 мм, правое – не меньше 10 мм, верхнее – не меньше 20 мм, нижнее – не меньше 20 мм.

Шрифт печати должен быть четким, строчка – черного цвета средней жирности. Плотность текста работы должна быть одинаковой.

Печатные ошибки, описки и графические неточности можно закрашивать белой краской и на том же месте или между строчками наносится исправленный машинописным способом текст. Допускается наличие не более двух исправлений на одной странице.

При написании работы следует выдержать структуру, объем разделов, подразделов, пунктов и подпунктов. Не допускается дублирования вопросов в разных разделах и подразделах.

Заголовки структурных частей курсовой работы “СОДЕРЖАНИЕ”, “ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ”, “ВВЕДЕНИЕ”, “РАЗДЕЛ”, “ВЫВОДЫ”, “СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ”, “ПРИЛОЖЕНИЯ” печатают прописными буквами симметрично относительно текста. Заголовки подразделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа. Точку в конце заголовка не ставят. Переносы в заглавиях не допускаются. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой. Заголовки пунктов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа в подбор к тексту

Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно равняться 3-4 интервалам.

Каждую структурную часть курсовой работы следует начинать с новой страницы.

В общий объем курсовой работы не входят приложения, список использованных источников, таблицы и рисунки, полностью занимающие площадь страницы. Но все страницы указанных элементов курсовой работы подлежат нумерации на общих принципах.

2. Нумерация

Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, рисунков, таблиц, формул приводится арабскими цифрами без какого-либо знака (№ или §).

Все страницы курсовой работы должны иметь сквозную нумерацию. На титульном листе и содержании номер страницы не ставят, на следующих страницах номер проставляют в правом верхнем углу страницы без точки в конце.

Заголовки таких структурных частей курсовой работы как “СОДЕРЖАНИЕ”, “ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ”, “ВВЕДЕНИЕ”, “ВЫВОДЫ”, “СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ” не имеют порядкового номера.

Номер раздела ставят после слова “РАЗДЕЛ”, после номера точку не ставят, потом с новой строчки печатают заголовок раздела.

Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, между которыми ставят точку. В конце номера подраздела должна стоять точка, например “3.1.” (первый подраздел третьего раздела). Далее в той же строке следует заголовок подраздела.

Иллюстрации (схемы, графики и т.д.) и таблицы необходимо приводить в курсовой работе непосредственно после текста, где они упомянуты впервые, или на следующей странице. Иллюстрации и таблицы, которые размещены на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц.

3. Иллюстрации

Иллюстрации обозначаются словом “Рис.” и нумеруются последовательно в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложениях.

Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, между которыми ставится точка. Например, “Рис.1.2” (второй рисунок первого раздела).

Название иллюстраций размещают после их номера. Например: “Рис. 1.2. Концепция управления системой переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов”.

Пример оформления иллюстраций:


8,4

5,9

5,8

5,7

5,6

5,5

5,4

Рис. 1.1. График зависимости эффективности отдачи материальных

ресурсов от затрат на обучение персонала

X


Номер иллюстрации, ее название и поясняющие данные (текст под рисунком) размещают последовательно под иллюстрацией.

Не следует оформлять ссылки на иллюстрации как самостоятельные фразы, в которых только повторяется то, что содержится в тексте под рисунком. В том месте, где идет указание на иллюстрацию, помещают ссылку в круглых скобках “(рис. 1.2)” или оборот типа “… как видно из рис. 1.2”.

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

4. Таблицы

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.

Каждая таблица должна иметь название, которое размещают над таблицей и печатают симметрично тексту. Название и слово “Таблица” начинают с прописной буквы. Название не подчеркивают.

Заголовки столбцов начинаются с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они являются самостоятельными.

Графу с порядковыми номерами столбцов в таблицу включать не следует.

Таблицы нумеруют последовательно (за исключением таблиц, приведенных в приложениях) в пределах раздела. В правом верхнем углу над соответствующим названием таблицы помещается надпись “Таблица” с указанием ее номера. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, между которыми ставится точка, например “Таблица 2.1” (первая таблица второго раздела).

В таблице обязательно следует указывать единицы измерения.

Если в курсовой работе одна таблица, ее нумеруют по общим правилам.

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Таблицу с большим количеством строк можно переносить на другой лист. При перенесении таблицы на другой лист (страницу) название размещают только над ее первой частью. При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово “Таблица” и ее номер указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово “Продолжение табл.” и указывают номер таблицы. Таблицу с большим количеством столбцов можно делить на части и размещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки или столбцы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяют ее заголовок, во втором случае – боковик (табл.1.2.).

Если текст, который повторяется в столбце таблицы, состоит из одного слова, его можно заменить кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют совами “То же”, а далее – кавычками. Заменять кавычками повторяющиеся цифры, знаки, символы не следует. Если цифровые или другие данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставят прочерк.

Данные таблиц необходимо анализировать, устанавливая закономерности рассматриваемого экономического явления. Не допускается повторение цифр таблицы по тексту без анализа.

Пример оформления таблицы:

Таблица 1.2

Распределение руководителей и специалистов по уровню

образования, %

Категории работников

Уровень образования

высшее

среднее специальное

среднее

Руководители высшего звена

82,2

17,8

-

Руководители среднего звена

89,11

10,56

0,33

Руководители низшего звена

62,6

26,8

10,6

Специалисты

62,9

32,7

4,4

Боковик

5. Формулы и уравнения

Формулы и уравнения должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются, в середине отдельной строки.

Формулы и уравнения в курсовой работе (если их больше одного) нумеруют в пределах раздела. Номер формулы или уравнения состоит из номера раздела и порядкового номера формулы или уравнения в разделе, между которыми ставят точку. Номера формул пишут возле правого поля страницы на уровне соответствующей формулы в круглых скобках, например (2.1) – первая формула второго раздела. Нумеровать следует только те формулы или уравнения, на которые есть ссылки в последующем тексте. Другие нумеровать не рекомендуется.

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в формуле. Пояснения значения каждого символа и числового коэффициента необходимо давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова “где” без двоеточия.

Уравнения и формулы следует выделять от текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы следует оставлять не меньше одной свободной строки.

В случае, если формула или уравнение не помещаются в одну строку, их можно переносить после знака равенства (=), после знаков плюс (+), минус (–), умножения (х) и деления (:), причем знак операции вначале следующей строки повторяется. Номер формулы при этом размещают на уровне последней строки.

Номер формулы-дроби указывают на уровне основной горизонтальной черты формулы.

Номер группы формул, размещенных на отдельных строках и объединенных фигурной скобкой, ставится справа от острия фигурной скобки.

Формулы, следующие одна за другой, и не разделенные текстом, отделяются запятой или точкой с запятой непосредственно после формулы и перед ее номером.

Пример оформления формул:

, [1, с.170] (3.1)

где Кр - показатель результативности управленческого персонала;

- значимость і -го планового (оценочного) показателя в общих результатах;

- уровень выполнения і -го планового (оценочного) показателя;

- количество показателей.

6. Примечания

Примечания к тексту и таблицам, в которых указывают справочные и пояснительные данные, нумеруют последовательно в пределах одной страницы. Если примечаний на одной странице несколько, то после слова “Примечания” ставят двоеточие, например:

Примечания:

1. …

2. …

Если примечание одно, то его не нумеруют и после слова “Примечание” ставят точку.

7. Ссылки

При использовании литературных и других источников обязательно необходимо привести ссылки на первоисточник.

Ссылки на источники в тексте следует помещать в квадратных скобках, указав порядковый номер источника в списке использованной литературы и конкретную страницу, где непосредственно находится приведенная фраза или цифровой материал. Например, [3, с.54]. Это наиболее распространенный способ.

Допускается приводить ссылки на источники в сносках, при этом оформление ссылки должно соответствовать его библиографическому описанию, согласно списку использованных источников, с указанием номера.

Например, в тексте приведена цитата: “Концепция управления системой переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов предусматривает одновременно реализацию двух направлений: связанного с оценкой кадрового потенциала предприятия и возможностями его реализации, и связанного непосредственно с системой обучения персонала. Заключительным этапом является формирование на предприятии эффективной системы переподготовки и повышения квалификации”1 .


1 Балтачеєва Н.А. Управління навчанням керівників та спеціалістів у системі менеджменту персоналу підприємства: Автореф. дис канд.екон.наук: 08.06.02 / Дон. нац. ун-т. – Д., 2000. – С.15.

Для оформления ссылки в виде сноски внизу страницы оставляется ме-

сто для ссылок, в котором указывается полное библиографическое описание литературного источника. Сноска на источник дается на языке оригинала. Цитаты приводятся также на языке оригинала.

Ссылки на иллюстрации отмечают порядковым номером иллюстрации, например, “рис. 3.1”.

Ссылки на формулы отмечают порядковым номером формулы в круглых скобках, например “ … в формуле (2.2)”.

На все таблицы, иллюстрации, формулы и приложения курсовой работы должны быть ссылки в тексте, при этом слово “таблица” в тексте пишут сокращенно, например, “в табл. 2.3”. В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно слово “смотри”, например, “см. табл. 2.3”.

По всему тексту должны быть однотипные ссылки.

8. Список использованных источников

Список использованных источников можно составлять одним из таких способов: в порядке появления ссылок в тексте; в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заголовков, в хронологическом порядке.

Литературные источники, включенные в список, должны быть приведены на языке оригинала в строгом соответствии с требованиями государственного стандарта.

Примеры оформления источников и библиографии приведены в приложении ____.

9. Приложения

Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на следующих ее страницах, размещая их в порядке появления ссылок в тексте работы.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Приложение должно иметь заголовок, напечатанный вверху строчными буквами с первой прописной, симметрично относительно текста страницы. Посередине строки над заголовком строчными буквами с первой прописной печатается слово “Приложение __” и прописная буква, обозначающая приложение.

Приложения следует обозначать последовательно прописными буквами, за исключением букв Г, Е, И, Й, О, Ч, Ь, Ы, Э. Одно приложение обозначается как приложение А.

Иллюстрации, таблицы и формулы, которые размещены в приложениях, нумеруют в пределах каждого приложения, например: рис.А.1.3 - третий рисунок первого раздела приложения А; формула (В.2) - вторая формула приложения В.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

ЭКОНОМИКА ТРУДА И СТО

1. Оценка эффективности использования трудового потенциала на предприятии.

2. Проблемы повышения результативности труда в условиях спада производства.

3. Пути повышения эффективности труда на промышленном (арендном, акционерном, совместном, частном) предприятии.

4. Пути улучшения использования трудового потенциала коллектива предприятия (с любой формой собственности).

5. Основные направления повышения стабильности труда.

6. Использование организационных факторов повышения эффективности труда.

7. Структурные факторы эффективизации труда в условиях рынка.

8. Основные направления повышения доходности труда персонала предприятия.

9. Источники кадрового обеспечения предприятия в условиях рынка труда.

10.Динамика гибкости труда в промышленности (сельском хозяйстве - аграрном секторе, непроизводственной сфере).

11.Формирование фонда заработной платы на предприятии (любой формы собственности).

12.Оценка эффективности подготовки рабочих кадров на предприятии.

13.Особенности и эффективность контрактного способа найма работников.

14.Формирование и распределение дохода арендного (акционерного, совместного) предприятия (организации).

15.Выявление и использование резервов роста производительности труда на предприятии.

16.Зарубежный опыт оплаты труда и возможности его использования на украинском предприятии.

17.Планирование численности и состава работников на предприятии

18.Особенности организации оплаты труда на малых предприятиях.

19.Особенности организации и оплаты труда руководителей, специалистов и служащих на предприятиях (с любой формой собственности).

20.Развитие коллективных форм организации труда на этапе перехода к рыночной экономике.

21.Формирование средств на оплату труда и индивидуального заработка в условиях производственной бригады.

22.Особенности использования бестарифной системы оплаты труда.

23.Влияние приватизации (акционирования) предприятия на результаты труда.

24.Методы стимулирования повышения квалификации рабочих кадров на предприятии.

25.Методы стимулирования повышения квалификации специалистов и служащих.

26.Методы стимулирования труда на промышленном предприятии (в организации).

27.Изучение движения кадров на предприятии.

28.Изучение текучести кадров и оценка эффективности мероприятий по ее снижению на предприятии.

29.Изучение экономических причин девиантного (отклоненного от нормы, криминального) поведения работников на предприятии

30.Изучение влияния комплексной механизации (автоматизации, роботизации, внедрения компьютерной техники) на повышение производительности труда.

31.Изучение соотношений темпов роста производительности труда с темпами повышения средней заработной платы на предприятии (в регионе, отрасли промышленности).

32.Особенности в разработке мероприятий по росту производительности труда вспомогательных рабочих.

33.Повышение производительности труда за счет улучшения использования рабочего времени.

34.Повышение производительности труда за счет улучшения условий труда.

35.Рост производительности труда за счет повышения трудовой активности работающих.

36.Исследование форм разделения труда на предприятии.

37.Исследование форм кооперации труда на предприятии.

38.Методы совершенствования организации заработной платы на предприятии.

39.Совершенствование организации подготовки кадров на предприятии.

40.Организация управленческого труда руководителей структурных подразделений (цехов, участков) предприятия.

41.Особенности оплаты труда работников госбюджетных учреждений и организации (НИИ, проектные организации).

42.Управление ростом производительности труда на предприятии.

43.Формирование индивидуального дохода работника на предприятии с рыночным типом хозяйствования (акционерное, совместное, частное).

44.Создание финансово-промышленных групп как фактор роста результативности труда.

45.Повышение эффективности труда за счет совершенствования состава и структуры промышленно-производственного персонала предприятия.

46.Характеристика системы управления трудом на предприятии.

47.Изучение проблем стабилизации численности персонала на государственном предприятии.

48.Оценка трудового вклада специалистов и служащих в общие результаты работы предприятия.

49. Характеристика системы доплат и надбавок к тарифной части заработка, используемой на предприятии.

50. Методы распределения общего заработка при коллективных формах организации труда.

51.Характеристика системы пособий и льгот, применяемых на предприятии.

52. Исследование зависимости между уровнем образования (подготовки) и величиной заработной платы.

53. Влияние задержек в выплате заработной платы на уровень результативности труда.

54. Изучение различий, неравенства в заработной плате в зависимости от пола и возраста и других факторов.

55. Изучение влияния деятельности профсоюзов, забастовочного движения на результативность труда и организацию его оплаты.

56. Динамика структуры заработной платы на предприятии на переходном периоде к рынку.

57.Изучение стоимости рабочей силы на уровне предприятия (организации)

58.Эффективность инвестиций в человеческий капитал на уровне предприятия (организации)

59.Изучение распределения доходов между работниками предприятия (организации).

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

1. Современные проблемы подготовки управленческого персонала.

2. Внедрение современных методов управления персоналом на предприятиях (в организациях).

3. Формирование эффективной кадровой политики на акционерном предприятии.

4. Совершенствование социально-трудовых отношений на предприятиях.

5. Оптимизация персонала на предприятии.

6. Управление рабочим временем работников предприятия.

7. Мотивация и стимулирование персонала на предприятии.

8. Определение эффективности работы персонала на промышленном предприятии.

9. Комплексная оценка управленческого труда на предприятии.

10. Организация работы кадровой службы на предприятии.

11. Совершенствование социально-психологических аспектов менеджмента персонала.

12. Планирование и организация повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов.

13. Кадровая политика организации и пути ее совершенствования.

14. Анализ и совершенствование структуры персонала на предприятии (организации).

15. Профессиональный подбор кадров и пути его совершенствования.

16. Организация оценки персонала предприятия и ее эффективность.

17. Организация развития персонала и ее эффективность.

18. Кадровое делопроизводство в организации и пути его совершенствования.

19. Кадровая служба организации, эффективность ее деятельности.

20. Инвестирование в персонал и его эффективность.

21. Конкурентоспособность персонала организации и пути ее повышения.

22. Анализ и пути повышения эффективности менеджмента персонала.

23. Социальные методы мотивации персонала.

24. Кадровый резерв и планирование трудовой карьеры.

25. Анализ эффективности премирования персонала.

26. Использование новых информационных технологий в менеджменте персонала.

27. Маркетинг персонала и его роль в развитии работников организации в условиях рыночной экономики.

28. Прогнозирование и планирование развития персонала.

29. Аттестация персонала как метод его оценки и развития.

30. Планирование деловой карьеры и работы с кадровым резервом.

31. Материальная, трудовая и статусная мотивация в управлении персоналом.

32. Система экономических показателей эффективности управления персоналом.

33. Затраты на персонал, методы их нормирования, планирования и анализа.

34. Роль кадровых служб в повышении квалификации управленческого персонала.

35. Совершенствование организационной структуры управления персоналом на предприятии.

36. Оценка экономической эффективности проектирования системы управления персоналом.

37. Организация управления профориентацией и адаптацией персонала.

38. Стратегическое и оперативное планирование процесса переподготовки и повышения квалификации работников предприятия.

39. Анализ, прогнозирование и профилактика конфликтов на предприятии.

40. Анализ сбалансированности рабочих мест и должностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА МЕНЕДЖЕРА

1. Роль менеджера в управлении предприятием (фирмой, цехом).

2. Анализ и оценка уровня труда менеджера (по выбору: высшего, среднего, низшего звена управления).

3. Планирование личного труда менеджера (по выбору: высшего, среднего, низшего звена управления).

4. Информационный режим труда менеджера.

5. Оптимизация взаимоотношений менеджера с подчиненными (по выбору: высшего, среднего, низшего звена управления).

6. Изучение работы подчиненных, определение их потенциальных возможностей, делегирование полномочий.

7. Организация приема (по выбору: подчиненных, посетителей, конкурентов, коллег, представителей общественных организаций и т.д.).

8. Совершенствования метода ведения деловых бесед.

9. Повышение результативности совещаний.

10. Техника выступления менеджера.

11. Осуществление мер по поддержанию здоровья менеджеров.

12. Праксеологическая борьба как направление регулирования взаимоотношений в диалектике жизни:

13. Менеджер выступает в роли одного из субъектов, стремящихся к противоположным целям.

14. Конечные цели преследующие борющиеся стороны и как это отражается на методах борьбы.

15. Выявление наиболее часто используемых менеджерами предприятия приемов праксиологической борьбы.

16. Методы использования менеджерами противников и их ресурсов в своих целях.

17. Приемы превращения менеджерами “антиресурсов ” в ресурсы.

18. Правило концентрации своих сил и расчленение сил противника для достижения менеджерами предприятия конкурентных преимуществ.

19. Способы достижения менеджерами цели методом свершившегося факта.

20. Примеры использования менеджерами предприятия метода “проволочек”.

21. Сущность метода потенциализации.

22. Процесс активного мышления как метод поиска путей борьбы.

23. Сущность макиавеллизма, его основной принцип и направленность. Соотношение макиавеллизма в действиях менеджеров с нормами морали.

24. Использование менеджерами фирм отвлекающих действий Монтеня.

25. Дезинформация, как один из методов уклонения от ударов противника.

26. Методы и приемы действий менеджеров и бизнесменов на предприятии.

27. Рационализация рабочих мест и условий труда менеджеров.

28. Место и роль менеджера в системе разделения и кооперации труда на предприятии.

29. Формы и методы подготовки менеджеров на предприятии.

30. Функции менеджмента и менеджера.

31. Современные требования к менеджеру.

32. Современный рынок образования менеджерских кадров в Украине и за рубежом.

33. Непрерывное образование менеджера.

34. Рабочее место менеджера.

35. Психофизиологические особенности умственного труда и трудоспособность менеджера.

36. Организационные резервы повышения труда менеджера.

37. Анализ эффективности использования рабочего времени менеджера.

38. Гигиена труда менеджера.

39. Режим труда и отдыха менеджера.

40. Здоровый образ жизни, его значение в деятельности менеджера.

41. Информация как предмет и продукт труда менеджера.

42. Информационное обеспечение менеджера по персоналу.

43. Планирование деятельности менеджера.

44. Самоконтроль менеджером выполнения запланированных достижений.

45. Решения как основа менеджмента.

46. Технология подготовки решений.

47. Оценка и принятие управленческих решений.

48. Организация выполнения принятых решений.

49. Передача части полномочий подчиненным.

50. Методы контроля деятельности подчиненных.

51. Стимулирование самостоятельности работы подчиненных и ответственности подчиненных.

52. Культура управления и руководства людьми.

53. Организация проведения совещаний.

54. Стиль руководства.

55. Методы мотивации труда подчиненных.

56. Культура общения менеджера.

57. Организация проведения совещаний.

58. Ведение бесед и встреч.

59. Прием менеджером работников по личным вопросам.

60. Имидж менеджера.

61. Программирование эффективной деятельности менеджера.

62. Планирование карьеры менеджера.

63. Самоанализ в деятельности менеджера.

64. Пути и методы совершенствования деятельности менеджера.

65. Методы влияния администрации на деятельность менеджера.

66. Оценка деятельности менеджера.

67. Стимулирование труда менеджера.

68. Оценка способностей к предпринимательской деятельности.

Приложение А

Образец титульного листа курсовой работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Донецкий национальный университет

Экономический факультет

Курсовая работа

по дисциплине

«____________________________________»

на тему

«______________________________________________»

Студент ____________________ ___________ _______________________.

дата представления на кафедру подпись Ф.И.О.

Специальность - Управление персоналом и экономика труда

Форма обучения ___________________

Курс _________

Группа ______________

Научный руководитель_________ ______________ ________ ___________

Ученое звание, степень дата представления подпись Ф.И.О.

к защите

Донецк – 200_

Приложение Б

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ РАБОТЫ

Основные требования к выполнению курсовой работы

Указание недостатка (-) и его устранение (+) в ходе руководства курсовой работой

±

стр.

СОДЕРЖАНИЕ

1) наличие правильной структуры конкретного плана реализации работы;

2) верность формулировок названия разделов и параграфов с указанием страниц

3) соблюдение пропорций и объемов разделов и параграфов

ВВЕДЕНИЕ

4) обоснование актуальности темы

5) краткая характеристика освещения теоретических и практических разработок по данной теме

6) формулировка цели, задачи, а также объекта, предмета и методов исследования

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (1 РАЗДЕЛ)

7) определение сущности социально-экономической категории

8) проблемное изложение теории на основе теоретических положений классиков экономических наук, трудов отечественных и зарубежных экономистов, обоснование своей точки зрения

9) ссылка на законодательные акты, правительственные решения и постановления

10) характеристика теоретических и методических разработок по данной проблеме

11) ссылки на литературные источники

12) освещение опыта зарубежных стран, передовых предприятий

13) определение перспектив развития рассматриваемой проблемы

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (2 РАЗДЕЛ)

14) экономическая и социальная характеристика объекта исследования

15) выбор и обоснование методов исследования

16) анализ уровня и динамики трудовых показателей, определение недостатков экономического развития объекта исследования

17) установление причин отклонений достигнутых показателей от намеченных

18) анализ и обобщение полученных данных, расчеты и выводы

19) составление таблиц, схем, рисунков, построение графиков, диаграмм в ходе анализа показателей

20) применение математических, экономико-статистических и социально-психологических методов

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (3 РАЗДЕЛ)

21) разработка мероприятий и предложений на основе анализа

22) расчет экономической эффективности

ВЫВОДЫ

23) подведение итогов в теоретическом, аналитическом и практическом аспектах

24) приведение основных цифр и результатов, подтверждающих исследование

ПРИЛОЖЕНИЕ

25) формы статистической отчетности, анкеты, тесты и др.

ЛИТЕРАТУРА

26) правильность составления списка использованной литературы

27) использование новой литературы и статей периодических изданий

ОБЩИЕ ТРЕБОВНИЯ

28) аккуратность выполнения

29) правильное обозначение и нумерация страниц, рисунков, таблиц, графиков, формул

30) логическое изложение

31) прилежание студента (культура речи, поведение, посещение консультаций, сдача в установленный срок)

Особые заметки: ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:

Число:

Подпись руководителя:

Приложение В

Пример оформления литературных источников

Характеристика

источника

Пример оформления

Монография (один, два или три автора)

Лукьянченко Н.Д. Управление трудом на промышленных предприятиях. – Донецк: Донбасс, 1996. – 330 с.

Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1997. – 336 с.

Платонов С.В., Третяк В.А. Черкасов В.В. Искусство управленческой деятельности. – К.: ООО “Изд-во Либра”, 1996. – 413 с.

Коллектив авторов

Менеджмент организации / Под ред. З.П.Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 432 с.

Многотомные издания

Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2т.: Пер. с англ. 11-го изд. – Т.2. – М.: Республика, 1993. – 400 с.

Переводные издания

Эренберг, Рональд Дж., Смит, Роберт С. Современная экономика труда: Теория и государственная политика: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 778 с.

Стандарты

ДСТУ 3008-95. Документація. Звіт у сфері науки і техніки. Структура і правила оформлення. – К.: Держстандарт України, 1995. – 36 с.

Сборники научных трудов

Балтачеева Н.А. Оптимизация процесса кадрового обеспечения в периоде формирования антикризисной политики государства // Проблемы формирования антикризисной политики и механизма банкротства предприятий: Сб. науч.трудов. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 2008. – С.81-84.

Словари

Математика: Большой энциклопедический словарь / Под ред. Ю.В.Прохорова. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 848 с.

Составные части книги,

Пономаренко Л.А. Организационная система // Автоматизация технологических процессов в прокатном производстве. – М.: Металлургия, 1979. – С.141-148.

Журнала

Балтачеева Н.А. Концепции управления системой переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов на предприятии // Економіка промисловості.– 2000. – №2(8) – С.159-162.

Тезисы докладов

Балтачеева Н.А. Направления совершенствования оплаты труда в условиях становления рыночных отношений //Тезисы докладов международного научно-практического семинара “Экономические, организационные и социальные проблемы развития стран Содружества: производительность, оплата и рынок труда, внешнеэкономические связи”. – Донецк: ДонГУ, 2006. – С.252-253.

Диссертации

Балтачеева Н.А. Управление обучением руководителей и специалистов в системе менеджмента персонала предприятия: Дисс. канд. экон. наук: 08.06.02. – Д., 2000. – 188 с.

Препринты

Куруленко С.С., Моткин Г.А. Концепция системы экологического страхования в Донецкой области: Препр. / НАН Украины. Ин-т эконом. пром-ти; 76-76. – Донецк: 1992. – 42 с.