Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по написанию курсовой работы для студентов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО НАПИСАНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

для студентов II курса всех специальностей

Финансово-кредитный факультет

Кафедра экономической теории

МОСКВА 2005

Методические указания по написанию курсовой работы разработала профессор кафедры экономической теории Тарасова С.В.

Методические указания одобрены на заседании научно-методического совета ВЗФЭИ

Проректор, председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов

I . МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа по экономической теории является одной из основных форм самостоятельной работы студентов на втором курсе, в процессе выполнения которой должны быть решены следующие задачи:

· изучить сущность важнейших экономических явлений;

· проанализировать тенденции и динамику развития современных экономических процессов;

· сравнить различные взгляды и точки зрения на одно и то же экономическое явление;

· связать общие теоретические положения с российской действительностью;

· сделать обоснованные теоретические выводы по работе.

Для того чтобы успешно решить данные задачи необходимо правильно организовать работу по подготовке и написанию курсовой работы и выполнять требования кафедры экономической теории к форме и содержанию работы.

Курсовая работа выполняется в определенной последовательности:

1.Выбор темы

2.Ознакомление с планом

3.Подбор литературы и работа с ней

4.Подготовка текста и оформление работы

5.Работа с отзывом преподавателя и подготовка к защите

6.Защита курсовой работы

1. Выбор темы

Студент выбирает тот номер темы из предложенного кафедрой списка, на которую начинается его фамилия (см. табл.1). Например, если фамилия начинается на букву А, то выполняется курсовая работа на любую из трех тем: №3, №15, №20.

Таблица 1

СХЕМА ВЫБОРА ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Буква

№ темы

Буква

№ темы

А

3,15,20

О

1,4,12

Б

7,1,13

П

15,2,18

В

21,2,5

Р

2,4,20

Г

5,8,15

С

10,16,3

Д

4,2,6

Т

12,13,9

Е,Ё

2,12,1

У

13,10,16

Ж

19,7,19

Ф

16,6,14

З

5,8,21

Х

7,17,8

И

18,2,16

Ц,Ч

6,3,20

К

9,4,19

Ш

10,5,18

Л

4.6,17

Щ

20,7,16

М

17,7,15

Э,Ю

1,8,14

Н

3,9,13

Я

8,10,12

При выборе темы из указанных номеров следует ориентироваться на имеющуюся литературу и то, что данная тема может быть использована при написании в дальнейшем дипломной работы или при подготовке курсовых работ по другим дисциплинам. Если у студента имеются интересные фактические или статистические материалы по какой-либо иной теме, не предусмотренной таблицей, то тему курсовой работы можно изменить, но только после того, как преподаватель подпишет вам заявление, в котором указывается причина замены темы. Подписанное заявление вкладывается в подготовленную курсовую работу. Игнорирование данного требования ведет к возврату работы без рецензирования.

2. Изучение плана работы

После выбора темы изучается предложенный в методическом пособии примерный план данной темы. Переработка, дополнение и уточнение плана обязательно согласовываются на консультации с преподавателем. Кроме того, не следует разбивать вопросы плана на более мелкие, что приведет к поверхностному изложению материала.

3.Подбор литературы и работа с ней

Тема курсовой работы раскрывается на основе изучения литературы: учебников, монографий, статей в экономических журналах и газетах, статистических сборников, официальных документов. В списке использованной литературы должно быть не менее 12 наименований различных источников.

При написании курсовой работы по любой теме кафедра рекомендует следующий список основной литературы:

1. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2002;

2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1998;

3. Экономическая теория: Учебное издание / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Финстатинформ, 1997;

4. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие/ Под ред. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2004.

5. Макроэкономика: Учебное пособие/ Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2000;

6. Макроэкономика: Учебник/ Под ред. К.А. Хубиева. - М.: ТЕИС, 2004;

7. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат России;

8. Теория переходной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2001г;

Недопустимо использовать в курсовой работе только учебную литературу. Необходимо изучить статьи по вашей теме в таких экономических журналах как “Вопросы экономики”, “Российский экономический журнал”, “Человек и труд”, “Экономист”, “ЭКО”, “Проблемы прогнозирования”.

Все экономические явления и процессы в российской экономике должны быть рассмотрены в динамике . Для этого используйте данные из Российского статистического ежегодника, который имеется в библиотеке ВЗФЭИ. Например, для рассмотрения динамики российской инфляции, целесообразно рассмотреть ее уровень за последние 5 лет, используя для этого Российские статистические ежегодники за 2000 –2005гг.

Подбирая литературу, нужно учитывать время ее издания и стремиться использовать новую периодическую литературу, которая издана не позднее последних трех лет. Пренебрежение этим требованием кафедры снижает качество работы. Ежегодно обновляемый список дополнительной литературы , рекомендуемой кафедрой, находится на сайте кафедры экономической теории в Интернете http://www.vzfei.ru и на кафедре экономической теории.

Допускается использование данных из Интернета, но при этом обязательно включать в список используемой литературы ссылку на сайт, например: Капелюшников Р. Доминирующие собственники в российской промышленности. - http://www.rbc.ru (на данном сайте вы сможете получить последние аналитические и статистические данные по российской экономике).

4. Подготовка текста и оформление работы

После выбора темы, тщательного изучения всех пунктов плана, подбора и рассмотрения основной и дополнительной литературы можно начинать писать курсовую работу. Напоминаем, что перед студентами второго курса не стоит задача разработки новых положений в области экономической теории. Однако они должны уметь анализировать и систематизировать материал по своей теме, сводить его в графики, схемы, таблицы (см. Приложение 2, Приложение 3), сравнивать различные точки зрения на проблему, а также увязывать изученную теорию вопроса с практикой российских реформ.

Курсовая работа содержит: ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, изложение вопросов плана (не более трех), ПРАКТИКУМ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Каждый вопрос плана (СОДЕРЖАНИЯ) выделяется в тексте в отдельный раздел и начинается с новой страницы с названия излагаемого вопроса.. Первый лист – ТИТУЛЬНЫЙ (см. Приложение 1) не нумеруется. Нумерация страниц начинается только со второго листа, на котором приводится СОДЕРЖАНИЕ работы. Согласно нумерации страниц текста в СОДЕРЖАНИИ указываются страницы, с которых начинаются разделы работы. Номера страниц в тексте проставляются в центре верхнего поля страницы.

Во ВВЕДЕНИИ раскрывается актуальность, значимость изучения выбранной вами темы в современных условиях (объем - 1 страница).

Для раскрытия содержания каждого вопроса плана необходимо внимательно вчитаться в ее название, а затем аргументировано, сжато, своими словами изложить существующие в экономической теории точки зрения на данный вопрос. При использовании статистических данных и цитат обязательно нужно делать ссылки на книги и журналы, из которых вы их заимствовали, делая сноску в конце страницы (см. сноски в Приложениях 2 и 3). Если же вы излагаете положения, содержащиеся в опубликованных работах, своими словами, то сноски не требуются.

При этом для иллюстрации теоретических положений необходимо использовать графики, таблицы, статистические материалы (см. Приложения 2, 3). Обратите особое внимание на то, что вопрос 1 и 2 вашего плана являются общетеоретическими и только в вопросе 3 рассматривается практика российских реформ.

После написания третьего вопроса можно приступить к выполнению ПРАКТИКУМА по вашей теме, что позволяет систематизировать и закрепить теоретические знания и применить их на практике.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ делаются основные выводы по итогам рассмотрения каждой главы и обосновываются возможные пути решения рассмотренной вами в курсовой работе экономической проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ начинается с названий официальных документов (законов, указов, постановлений), далее указываются монографии и учебники в алфавитном порядке авторов или названий работ, затем в алфавитном порядке указываются статьи из журналов, газет, статистические сборники. Обратите внимание на то, что учебники, монографии, журнальные статьи имеют различное библиографическое описание, что обязательно нужно учитывать при оформлении списка литературы (см. Приложение 4).

Работу необходимо подписать на последней странице и поставить дату ее сдачи на рецензирование.

Объем работы не должен превышать 25 страниц , шрифт Times New Roman, 14, через 1,5 интервала. Размер полей: левое – 3,0 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее - 2,0 см. Работа может быть написана от руки разборчивым подчерком на стандартных листах А-4 или в тетради. Текст, написанный неразборчивым подчерком, рецензироваться не будет.

Текст курсовой работы должен быть тщательно вычитан и отредактирован.

Курсовая работа представляется студентом в деканат своего факультета или филиал в сроки, установленные в учебном плане и согласованные с преподавателем. Срок рецензирования с того времени, когда преподаватель взял работу на рецензию, составляет 10 дней.

5.Работа с отзывом преподавателя и подготовка к защите

Получив из деканата (филиала) свою курсовую работу с рецензией преподавателя студент должен внимательно ознакомиться с содержанием рецензии и оценкой работы.

Если курсовая работа допущена к защите , то студент, следуя критическим замечаниям и рекомендациям рецензента, изучает те вопросы курсовой работы, которые требуют доработки, а также читает дополнительную литературу и выполняет все задания, указанные в рецензии. Дополнительный материал к защите может быть оформлен письменно и использован студентом при устном ответе.

Если курсовая работа не допущена к защите, то студент пишет повторную работу , полностью исправляя недостатки, отмеченные в рецензии, и представляет работу на проверку с пометкой «Повторная» вместе с первоначальной работой и рецензией.

Наиболее распространенные ошибки при написании курсовой работы:

1. дословное списывание материала с базового учебника;

2. рассмотрение сущности проблемы или истории вопроса во введении, хотя данный раздел работы предназначен только для обоснования актуальности. Следствием этого становится превышение объема, отведенного для ВВЕДЕНИЯ (1 стр.) и отсутствие доказательств значимости в современных условиях выбранной темы;

3. использование учебников по конкретным дисциплинам (“Банковское дело” , “Финансы” , “Деньги и кредит” и др.) при подготовке тем, посвященных финансовым, банковским, бюджетным, денежно-кредитным проблемам (№ 13, 15, 18, 19). В результате данные темы остаются нераскрытыми и, как следствие, работы не допускаются к защите;

4. механическое копирование курсовых работ и рефератов из Интернета, что нарушает важнейшее требование к курсовым работам – самостоятельность. При установлении факта копирования, работа не допускается к защите;

5. отсутствие анализа современных тенденций развития российской экономики в вопросе 3, что не позволяет раскрыть содержание вопроса;

6. использование устаревшего статистического и фактического материала, не отражающего современные явления экономической жизни.

Для того чтобы получить допуск к защите необходимо избегать вышеотмеченных недостатков при написании курсовой работы.

6.Защита курсовой работы

На защите курсовой работы, которую проводит преподаватель-рецензент, студент должен свободно ориентироваться в любом вопросе своей темы, знать определения, формулы, основные показатели, строить графики, располагать последней статистической информацией по своей теме. Кроме того, студент должен давать исчерпывающие ответы на поставленные в рецензии и на защите вопросы.

Оценка по защите складывается из оценки содержания и оформления курсовой работы, а также оценки за устную защиту, выдвинутых в работе положений и выводов. Оценка за защищенную работу проставляется в ведомость и зачетную книжку и является основанием для допуска к экзамену по экономической теории. Курсовая работа студенту не возвращается и хранится в архиве института.

Лучшие курсовые работы отбираются преподавателями-рецензентами сначала на внутрикафедральный конкурс студенческих работ, затем – на внутрифакультетский, внутривузовский и, наконец, межвузовский конкурсы.

II .ТЕМЫ И ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

ТЕМА 1. Национальная экономика: цели и результаты

Введение

1. Национальная экономика: ее сущность, структура и цели

2. Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики

3. Особенности трансформации российской экономики на современном этапе

Практикум

Экономика страны характеризуется следующими данными (в млрд. долл.):

Личные потребительские расходы населения – 7000

Валовые внутренние инвестиции частных фирм – 1500

Государственные расходы – 1900

Чистый экспорт - (- 500)

Амортизационные отчисления – 1000

Оплата труда наемных работников – 6000

Косвенные налоги - 800

Валовая прибыль корпораций - (прибыль, полученная от производства до вычета доходов от собственности) -2100

Валовые смешанные доходы малого бизнеса – 1000

Доходы резидентов, полученные из-за границы – 3000

Доходы нерезидентов, перечисленные за границу – 1000

1.Рассчитайте показатели валового внутреннего продукта (ВВП) двумя методами (расходов и доходов).

2. Определите объемы валового национального дохода (ВНД), чистого внутреннего продукта (ЧВП) и чистого внутреннего дохода (ЧНД).

Заключение

Литература

ТЕМА 2. Экономический рост

Введение

1. Сущность экономического роста, его типы и показатели

2. Государственное регулирование экономического роста

3. Особенности современного экономического роста в России

Практикум

Год

Количество труда (часы)

Производительность труда (долл. в час)

Реальный объем ВВП (долл.)

1

800

50

?

2

1000

50

?

3

1000

60

?

1.Рассчитайте реальные объемы ВВП

2.Рассчитайте темпы экономического роста во втором и третьем году.

3.Какие факторы экономического роста были определяющими в эти годы? Рассчитайте их влияние на экономический рост.

4.Как можно охарактеризовать экономическую динамику во втором и третьем году, как экстенсивный или интенсивный рост и почему?

Заключение

Литература

ТЕМА 3. Структурная политика

Введение

1. Структура национального хозяйства

2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП

3. Особенности структурной политики России на современном этапе

Практикум

Сравните отраслевую структуру промышленности советской экономики в 1989 году и российской экономики в 2003 году, приведенную в таблице.

Отрасли

Удельный вес отраслей в промышленности в 1989 году(%)

Удельный вес отраслей в промышленности в 2003 году (%)

Электроэнергетика и топливная пром.

10,5

31,3

Черная и цветная промышленность

9,2

16,7

Химическая и лесная промышленность

11,2

10,4

Машиностроение

29,3

20,2

Промышленность стройматериалов

3,8

3,1

Легкая промышленность

13,9

1,4

Пищевая промышленность

14,7

13,6

Другие отрасли

7,4

3,3

Вся промышленность

100

100

Рассчитайте долю тяжелой и легкой, а также долю обрабатывающей и добывающей промышленности в общем промышленном производстве в эти годы. Чем вы объясните произошедшие за эти годы изменения? Отраслевая структура 1989 или 2003 года наиболее соответствует современным структурным сдвигам?

Заключение

Литература

ТЕМА 4. Цикличность как всеобщая форма экономической динамики

Введение

1. Причины цикличности экономики и виды экономических циклов. Фазы промышленного цикла и механизм их смены

2. Антициклическая политика государства

3. Особенности трансформационного кризиса экономики России

Практикум

Объемы ВВП (У) в стране А в данном году составили 9 млрд долл. По расчетам ведущих экономистов в следующем году экономическая ситуация в стране будет характеризоваться следующими данными: потребительские расходы (С) составят 0,5У, инвестиции ( I ) 1 млрд долл, чистый экспорт (Х) 4 млрд долл. Рассчитайте прогнозируемый объем ВВП и прогнозируемые темпы экономического роста. Однако прогнозные оценки экономистов относительно потребительских расходов и инвестиций оказались завышенными, а чистого экспорта заниженными и в следующем году экономическая ситуация в стране характеризовалась следующими данными: С = 0,3У; I = 0; X = 4,9 млрд долл. Рассчитайте фактические объемы ВВП. Определите: 1) разницу между прогнозируемыми и фактическими объемами ВВП; 2) характер динамики ВВП за два года; 3) фазу конъюнктурного цикла.

Заключение

Литература

ТЕМА 5. Совокупный спрос и совокупное предложение

Введение

1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие

2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него

3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России

Практикум

В таблице 1 представлены данные, характеризующие совокупное предложение и совокупный спрос:

Уровень цен

Объемы предложения AS

Объемы спроса AD1

Объемы спроса AD2

Объемы спроса АD3

100

1000

200

500

950

70

1000

300

600

1000

45

900

400

700

1150

30

800

500

800

1300

20

700

600

900

1400

20

600

600

900

1400

20

200

600

900

1400

1.Постройте кривые совокупного спроса и предложения.

2. Определите динамику совокупного спроса, когда кривая смещается из положения AD1 в AD2, AD2 в AD3.

3.Определите равновесный уровень ВВП и цен.

4. Как влияет перемещение кривой спроса на динамику ВВП и уровень цен? Дайте развернутое объяснение.

Заключение

Литература

ТЕМА 6. Потребление, сбережение и национальный доход

Введение

1. Потребительские расходы и факторы их определяющие

2. Сбережения: сущность, виды и основные факторы. Взаимосвязь сбережения и потребления и их влияние на объемы национального дохода.

3. Особенности сбережения и потребления в российской экономике

Практикум

Потребление, не зависящее от дохода (автономное потребление), составляет 1000 руб. Предельная склонность к потреблению 0,5. Исходя из этих данных:

1) Постройте график функции потребления и сбережения.

2) Определите равновесный уровень национального дохода.

3) Постройте график функции потребления, предположив, что предельная склонность к потреблению увеличилась до 0,8. Как изменилось при этом положение графика по сравнению с первоначальным положением (угол его наклона) и каков равновесный уровень национального дохода.

4) Исходя из новых условий, постройте график функции сбережений

Заключение

Литература

ТЕМА 7. Сбережения и инвестиции в рыночной экономике

Введение

1.Сущность инвестиций и их виды. Спрос на инвестиции.

2.Сбережения как основной источник инвестиций. Модель макроэкономического равновесия “I – S”.

3.Проблемы превращения сбережений в инвестиции в России

Практикум

1) Определите, чему будет равен равновесный уровень дохода, если известно, что экономика описана следующими данными:

Y = C + I; C = 500 + 0,6 Y; I = 100;

2) Если автономные инвестиции (I) возрастут до 200, то, как изменится равновесный выпуск?

3) Каково значение мультипликатора инвестиций?

4) Покажите изменение уровня равновесия графически.

Заключение

Литература

ТЕМА 8. Инвестиции как фактор экономического роста

Введение

1. Экономическая сущность инвестиций и их виды

2. Инвестиции и динамика ВВП. Теория мультипликатора и акселератора

3. Проблемы инвестиций в современной экономике России

Практикум

1.В результате вливания иностранных (внешних) инвестиций в отечественную экономику произошло увеличение ВВП с 300 до 360 млрд. долл. Рассчитайте величину внешних инвестиций, если известно, что предельная склонность к сбережению в экономике составила 0,25?

2. Рост ВВП вызвал оживление в экономике, отразившееся в увеличении национального дохода в следующем году до 400 млрд. долл., что, в свою очередь, обусловило рост внутренних инвестиций на 60 млрд.долл. Рассчитайте величину акселератора.

Заключение

Литература

ТЕМА 9. Инфляция

Введение

1. Сущность, причины, формы проявления и виды инфляции

2. Инфляция спроса и инфляция предложения: их взаимосвязь и взаимодействие

3. Особенности инфляционных процессов в России

Практикум

В таблице приведены следующие данные об индексах потребительских цен по годам:

Год

Индекс потребительских цен

1

100

2

110

3

112

4

114

1) Рассчитайте уровень инфляции для каждого года;

2) Определите количество лет, необходимое для удвоения уровня цен, исходя из “правила 70”;

3) Можно ли по приведенным в таблице рассчитать дефлятор ВВП?

Заключение

Литература

ТЕМА 10. Антиинфляционная политика государства

Введение

1. Социально–экономические последствия инфляции

2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики

3. Особенности антиинфляционной политики в России

Практикум

Как Центральный Банк страны должен изменить предложение денег в экономике в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях борьбы с инфляцией при предполагаемом в этом году увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращении денег? Назовите и опишите возможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ для достижения этого результата.

Заключение

Литература

ТЕМА 11. Занятость и безработица

Введение

1. Сущность занятости и безработицы. Виды безработицы

2. Экономические и социальные последствия безработицы. Государственная политика занятости

3. Особенности безработицы в современной экономике России

Заключение

Литература

Практикум

Рассчитайте численность безработных (млн. чел.) и численность рабочей силы, если все население страны составляет 140 млн.чел., численность трудоспособного населения – 120 млн.чел., численность занятых - 90 млн.чел., а уровень безработицы составляет 10%. Какова численность трудоспособного населения, не включаемого в состав рабочей силы?

ТЕМА 12. Роль государства в рыночной экономике

Введение

1. Необходимость вмешательства государства в экономику

2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики

3. Особенности современной экономической политики российского государства

Практикум

Как известно, между «провалами» современного рынка и направленностью экономической политики государства существует определенная взаимосвязь. Установите данную взаимосвязь, заполнив таблицу: указывая справа конкретные направления корректирующего и дополняющего воздействия государства на отмеченные слева «провалы» рынка.

«Провалы» современного рынка

Направления экономической политики государства

Тенденция к монополизации рынков

Неустойчивые темпы экономического роста

Недоиспользование ресурсов

Неполная занятость

Нестабильность общего уровня цен

Циклический характер развития производства

Неравномерное распределение информации о рыночных сделках и о качестве товаров

Неравномерное распределение доходов

Существование нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, не находящих отражения в ценах

Несостоятельность рынка по предоставлению населению общественных благ

Заключение

Литература

ТЕМА 13. Финансовая система и финансовая политика государства

Введение

1.Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура

2. Сущность, виды и функции налогов

3.Особенности финансовой политики в РФ

Практикум

Рассчитайте доходы и расходы главного звена финансовой системы любой страны (госбюджета), если государственные расходы составляют 50 млрд.денежных единиц, трансферты – 20 млрд., проценты по обслуживанию госдолга, составляющего 40 млрд. – 10% годовых, налоговые поступления -100 млрд.денежных единиц. Дефицитен или профицитен бюджет и почему?

Заключение

Литература

ТЕМА 14. Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики

Введение

1. Сущность фискальной политики и ее виды. Встроенные стабилизаторы

2. Налоги и государственные расходы и их роль в регулировании национального производства. Налоговый мультипликатор и мультипликатор государственных расходов

3. Особенности современной фискальной политики в РФ

Практикум

Экономика находится в состоянии равновесия при полной занятости всех ресурсов. При этом равновесный уровень дохода составляет 200 млрд.долл. Правительство планирует увеличить государственные расходы на 25 млрд.долл. На сколько нужно увеличить чистые налоговые поступления в бюджет, чтобы избежать при этом инфляции и сохранить прежний уровень дохода, если известно, что предельная склонность к сбережению равна 0,25.

Заключение

Литература

ТЕМА 15. Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Введение

1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета

3. Балансирование госбюджета и его особенности в России

Практикум

Экономика страны характеризуется следующими данными:

ВВП (Q) = 100 млрд долл., бюджетный дефицит – 5 млрд долл., денежная масса в обращении (M) – 20 млрд долл, скорость обращения одной денежной единицы (V) постоянная.

Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет дополнительной денежной эмиссии. Какие последствия для экономики будет иметь данный вариант покрытия дефицита? Для расчетов используйте уравнение Фишера (MV = PQ).

Заключение

Литература

ТЕМА 16. Государственный долг и его последствия

Введение

1. Причины возникновения государственного долга и его виды

2. Последствия государственного долга и методы управления им

3. Влияние государственного долга на развитие экономики России

Практикум

Правительство для реализации инвестиционного проекта получило от транснационального банка заем в размере 300 млн.долл. по годовой ставке 5% , который позволяет ежегодно увеличивать ВВП на 30 млн.долл.

1) Возрастет ли при этих условиях сумма долга правительства?

2) Увеличатся ли налоги на граждан данной страны в связи с новыми долговыми обязательствами правительства? Почему?

3) Через сколько лет возможно будет полностью погасить долг?

Заключение

Литература

ТЕМА 17. Денежный рынок

Введение

1. Предложение денег и факторы его определяющие. Денежные агрегаты

2. Неоклассическая и кейнсианская модели спроса на деньги. Равновесие на денежном рынке

3. Особенности развития денежного рынка в России

Практикум

В таблице приведены данные по денежному обращению в РФ в 1996-2004гг

Денежное обращение в России (млрд.руб., до 1998г. – трлн.руб.)2004

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Денежная масса M2, в том числе:

220,8

288,3

453,7

1154,4

2134,5

3212

Наличные деньги в обращенииM0

80,8

130,3

266,1

583,8

763,2

1147

Безналич-ные средства

M1

184,5

243,7

266,0

448,4

735,5

1028,8

Удельный вес М0 в М2, процентов

1. Чем расчет денежной массы в РФ отличается от расчета в США?

2. Заполните пустые клетки в таблице и объясните динамику показателя удельного веса М0 в М2 с 1996 по 2004 годы.

Заключение

Литература

ТЕМА 18. Банки и их роль в современной экономике

Введение

1. Кредитные отношения и банки. Функции ЦБ и коммерческих банков

2. Создание “кредитных” денег коммерческими банками. Денежный мультипликатор

3. Особенности развития банковской системы России на современном этапе

Практикум

Норма обязательных резервов коммерческого банка равна 7%, а депозиты составляют 49 млн долл. Обязательные и избыточные резервы банка составляют 14 млн долл. Как изменится предложение денег в экономике, если банк использует все избыточные резервы для выдачи кредитов?

Заключение

Литература

ТЕМА 19. Кредитно-денежная политика

Введение

1. Цели, объекты и субъекты кредитно-денежной политики государства

2. Методы и инструменты кредитно-денежной политики государства

3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ нап современном этапе

Практикум

Центральный Банк принимает решение увеличить предложение денег в экономике на 1 млн.долл. с помощью операций на открытом рынке с ценными бумагами. При этом норма обязательных резервов составляет 0,4. Каковы действия ЦБ в рамках кредитно-денежной политики:

1) покупает или продает ЦБ государственные облигации на открытом рынке и почему?

2) на какую сумму будут осуществлены операции на открытом рынке?

Заключение

Литература

ТЕМА 20. Распределение доходов и их неравенство

Введение

1. Сущность доходов, источники их формирования и формы

2. Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини

3. Проблема справедливого распределения доходов в России и пути ее решения

Практикум

Распределение денежных доходов в РФ

1970

1980

1990

1995

2000

2003

Денежные доходы, всего (%), в том числе по 20% группам населения

100

100

100

100

100

100

Первая (с наименьшим доходом)

7,8

10,1

9,8

6,1

5,8

5,6

Вторая

14,8

14,8

14,9

10,7

10,4

10,3

Третья

18,0

18,6

18,8

15,2

15,1

15,3

Четвертая

22,6

23,1

23,8

21,7

21,9

22,7

Пятая

36,8

33,4

32,7

46,3

46,8

46,1

Коэффициент Джини

-

-

-

0,387

0,395

0,4

1. По данным таблицы сделайте вывод об усилении или ослаблении степени неравенства в России за последние десятилетия. Объясните динамику коэффициента Джини.

2. Постройте кривые Лоренца по данным 1970 года и 2003 года. Сравните их. Объясните различия.

Заключение

Литература

ТЕМА 21. Социальная политика и ее основные направления

Введение

1. Сущность и основные направления социальной политики

2. Социальная защита населения

3. Особенности современной социальной политики российского государства

Практикум

Расходы бюджета РФ на социально-культурные мероприятия в1995-2003гг.
(млрд.руб; до 1998г. – трлн.руб.)

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

ВВП

1428,5

2007,8

2342,5

2629,6

4823,2

7305,6

8943,5

10834,1

13285,2

Расходы бюджета

всего, в том числе:

486,1

652,7

839,5

842,1

1258,0

1960,1

2419,4

3422,3

3964,9

На социально-культур-ные меро- приятия

129,1

188,4

270,5

245,7

367,0

536,4

727,6

1356,8

1175,5

Уд.вес социаль-ных расходов в расходах бюджета (%)

Уд.вес социаль-

ных расходов в ВВП(%)

1.Рассчитайте удельный вес социальных расходов в расходах госбюджета и в ВВП по годам.

2. Какова динамика расходов на социальные нужды за 8 лет?

Объясните ее.

3.Сравните динамику государственных расходов на социальные цели с динамикой расходов государства на государственное управление и оборону. Сделайте выводы.

Заключение

Литература

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец оформления титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

(название темы из предложенного кафедрой списка)

Преподаватель_________________________________

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

Работа выполнена________________________________

( Ф.И.О. студента)

________________________________

(факультет, номер личного дела, № группы)

Москва – 200_

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец оформления таблицы

Таблица 1

ДОЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ ВВП в РОССИИ 1

(в %)

Отрасли

1990

1995

1999

Промышленность

35,4

27,0

29,1

Сельское хозяйство

15,4

6,5

6,2

Строительство

8,9

7,9

5,4

Транспорт и связь

9,3

11,1

9,3

Торговля и общественное питание

4,3

18,1

20,0

Прочие отрасли

26,7

29,4

30,0

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Образец оформления рисунка

Р


AS

Р 2

Р 1 AD2


AD1


Q

Q1

Рис. 1. Инфляция спроса (долгосрочный период)1

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Образец оформления списка литературы (например, к теме “Антиинфляционная политика”)

Литература

Официальные документы

  1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год // Деньги и кредит. 2004. №12

Учебники, монографии, сборники научных трудов

  1. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2000
  2. Макроэкономика: Учебник/ Под ред. К.А. Хубиева. - М.: ТЕИС, 2004
  3. Теория переходной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2001
  4. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие/ Под ред. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2004
  5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2002, 1998, 1997

Статьи из журналов и газет

  1. Игнатьев С. О денежно-кредитной политике Центрального Банка в Российской Федерации // Деньги и кредит. 2003. №5
  2. Осипова Н.А. Базовая инфляция и влияние данных факторов на инфляционные процессы // Проблемы прогнозирования. 2003г. №3
  3. Фетисов Г. О выборе целей и инструментов монетарной политики // Вопросы экономики. 2004г. №2
  4. Фетисов Г. Коллизии российской монетарной политики // Российский экономический журнал. 2004г. №5-6
  5. Шварева Н.В. Инфляционные факторы в 1998-2002гг. // Проблемы прогнозирования. 2003г. №2

Статистические сборники

12. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат России. – М.: Финансы и статистика, 2004.

Экономическая теория. Методические указания по написанию курсовой работы для студентов II курса всех специальностей – М.:ВЗФЭИ, 2005.

Ответственный редактор

Доктор экономических наук, профессор

Николаева И.П.

Редактор _________________________

Компьютерная верстка________________________

Корректор ___________________

Директор издательства

Подписано в печать ______________________.Формат 60 х 90 1/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman Cyr.

Усл.п.л. ______.Тираж _____ экз. Заказ №_______.

Редакционно-издательский отдел

Всероссийского заочного

финансово-экономического института (ВЗФЭИ)

Олеко Дундича, 23, Москва, Г-96, ГСП-5, 123995


1 Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2002. –С.259

1 Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2002. – С.351