Главная              Рефераты - Разное

Финансовое право Российской Федерации - реферат

Министерство Образования РФ

Санкт-Петербургский Государственный Университет Экономики и Финансов

Общеэкономический факультет

Кафедра Хозяйственного права

Реферат по правоведению

Тема: Финансовое право Российской Федерации

Выполнила: студентка группы ХХХ

ФИО

Преподаватель: ФИО

Санкт-Петербург

2002 год

Содержание

Введение.. 3

Глава I. Предмет и понятие финансового права... 3

§1. Система и источники финансового права... 6

§2. Понятие, особенности и виды финансово-правовых норм 8

Глава II. Понятие, особенности и виды финансово-правовых отношений... 11

§1. Субъекты финансового права... 12

Глава III. Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления... 15

Заключение.. 17

Список литературы.... 19


Введение

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.

Финансы по своей сути представляют одну из экономических категорий, используемых в современных государствах с различными общественно-политическими строями. К таким категориям относятся также - деньги, прибыль, себестоимость. Существование финансов связано с товарно-денежными отношениями.

Финансы РФ - это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта, и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

По своему материальному содержанию финансы представляют денежные фонды, а их совокупность - финансовые ресурсы страны, которые отражаются в свободном финансовом балансе по территории РФ.

Однако сущность финансов раскрывается через содержание тех общественных отношений, которые возникают в связи с их функционированием.

Глава I. Предмет и понятие финансового права

Осуществление финансовой деятельности государства требует правового урегулирования прав, обязанностей и ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права. Посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством.

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Но именно в сферу финансового права эта область попадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются по-разному. Это объясняется тем, что к предмету финансового права относятся государственные финансы. Эта отрасль права связана также с другими звеньями финансовой системы, т.к. регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и органов местного самоуправления, а также использованием этих средств.

В ходе финансовой деятельности государства возникают и другие общественные отношения. Например, трудовые, гражданские, которые регулируются соответствующими отраслями права. Финансовое право распространяется только на финансовые отношения.

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

К предмету финансового права относится закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между РФ и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Финансовые отношения складываются между:

aРоссийской Федерацией, ее субъектами и местными административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

aфинансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями - с другой, в связи с выполнением финансовых обязанностей перед государством, распределением между ними или расходованием государственных денежных средств;

aгосударственными (муниципальными) финансово-кредитными органами, в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муници­пальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);

aгосударственными (муниципальными) предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного (муниципального) управления - с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;

aфинансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

aмежду финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами - с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

Иначе говоря, предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основным методом финансово-правового регулирования являются государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных соответствующими полномочиями. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды.

Финансово-правовому регулированию свойственны и другие методы. Например, рекомендации, согласование.

Финансовое право тесно соприкасается с конституционным и административным правом. Также оно тесно связано и с гражданским правом, поскольку его предметом являются не только имущественные, но и денежные отношения.

§1. Система и источники финансового права

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимных связей регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу.

Хотя право не только отражает общественные отношения. Его предназначение - регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм и формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Система российского финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права – это Общая и Особенная части.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему госу­дарственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области. Также рассматриваются основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой дея­тельности государства и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. Например, в раздел «Правовое регулирование государ­ственных доходов» - институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

1) государственной бюджетной системы;

2) внебюджетных государственных и муниципальных фондов;

3) финансов государственных предприятий;

4) государственных доходов;

5) государственного кредита;

6) государственного страхования;

7) государственных расходов

8) банковского кредитования;

9) денежного обращения и расчетов;

10)валютного регулирования.

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и банковский кредит, государственное страхование получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в разнообразных правовых нормативных актах (источниках). К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные). Итак, источники финансового права Российской Федерации - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправ­ления, в которых содержатся нормы финансового права. Главный источник финансового права – это Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации. Кроме того, к источникам финансового права относятся законы и подзаконные акты, Бюджетный и Налоговый Кодекс РФ (от 31 июля 1998 г.) и закон о Центральном Банке (от 6 июня 2002 г.), федеральный закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» (от 10 октября 1991 г.), «Об основах налоговой системы РФ» (от 27 декабря 1991 г.).

§2. Понятие, особенности и виды финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы - это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, вы­раженное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Это выражается в особенностях содержания финансово-правовых норм, характера установленных в них предписаний, мер ответственности за нарушение предусмотренных правил и способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

=Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений (государственных органов, предприятий, граждан) совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Они, например, предписывают налоговым органам известить граждан-налогоплательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам - уплатить своевременно эти платежи.

=Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Например, банкам запрещено задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет.

=Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Например, органы местного самоуправления вправе вводить на своей территории местные налоги в рамках их перечня, основного содержания и предельных размеров, установленных законодательством РФ.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

<Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

<Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Глава II. Понятие, особенности и виды финансово-правовых отношений

Для достижения целей, поставленных государством в процессе финансовой деятельности, необходима правовая урегулированность значительной части возникающих при этом отношений. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями. Они возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие отношения охраняются принудительной силой государства.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения имеют свои особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, то есть в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансовых ресурсов государства.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия этих финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их рас­пределение и использование. Поэтому субъективные процессуальные права и обязанности направлены на использование определенной юридической формы и порядка фи­нансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относится обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей.

§1. Субъекты финансового права

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права - это лицо, обладающее право-субъектностыо, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их подразделение на три основные группы: общественно-территориальные образования, коллективные субъекты и индивидуальные субъекты.

К общественно-территориальным образованиям относятся государства, автономные и административно-территориальные образования. Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям является необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу - государство, автономию, административно-территориальное подразделение.

Коллективными субъектами финансовою права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся органы государственной власти и управления; пред­приятия, организации и учреждения, основанные на разных формах собственности. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

Участие в правоотношениях не только органов государственного управления, но и органов представительной власти является характерной особенностью круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.

К юридическим лицам относятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия. Такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьян­ские (фермерские) хозяйства, являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита и других источников финансирования.

Индивидуальные субъекты финансового права - это граждане. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок).

Глава III. Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности. Среди таких принципов можно выделить следующие.

aПринцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации. Она обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

aЕдинство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8). Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).

aРавноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов федерации в равной мере распространяется феде­ральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги.

aСамостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

aСоциальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

aРаспределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает законы, касающиеся вопросов федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного и кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 106). К полномочиям Правительства относится разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной и исполнительной властей.

Заключение

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целе­направленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т. е. финансовую деятельность. Главной целью этой деятельности должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ).

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы. Посредством финансовой деятельности создается материальная база, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороны и безопасности страны.

Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на определенные планы и программы, но и косвенно - путем предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или беспроцентных кредитов, предоставления отсрочек по налоговым платежам в целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной.

Список литературы

1. Конституция РФ – М., Юридическая литература, 1999

2. Бюджетный Кодекс РФ – М., Юридическая литература, 1998

3. Налоговый Кодекс РФ – М., Юридическая литература, 1998

4. Коваленко А.И., Конституционное право РФ – М., Артания, 1997