Главная              Рефераты - Разное

по географии Выполнили: ученицы 9 класса - реферат

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3 г. Белгорода»

«Малые народы Севера – ненцы - в современных условиях»

Реферат по географии

Выполнили: ученицы 9 класса

Коржова Светлана и

Щеблыкина Ольга

Консультант учитель географии

Николаева А.С.

Белгород, 2002 г.

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………………………………..2

Глава I. Этнографическая характеристика ненцев…….......................................4

1. Этнографические признаки народа /этноса/...............................................4

2. Антропологический тип, язык..........................................................5

3. Общность территории, расселение на Крайнем Севере.....................5

4. Происхождение, расселение на Крайнем Севере.....................................7

5. Материальная культура.................................................................8

6. Духовная культура........................................................................12

Глава II. Ненцы в современных условиях перехода к рыночной экономике.....13

Заключение........................................................................................17

Список использованной литературы........................................................18

Введение

Среди больших и малых народов, населяющих Россию, особое место занимают те, кого в географии и этнографии называют « малочисленные» /или малые/ народы Севера и Дальнего Востока. Малые народы отличаются от больших не только численностью. Им труднее сохранить национальную самобытность. Пока живут в поселках, занимаются традиционным хозяйством - жив народ, быт, культура. Если отрываются от родных мест, собственного народа, ассимилируются с другими народами, и уже не ненца - есть русский, нет эвенка - он уже бурят. Поэтому численность их почти не растет, хотя рождаемость достаточно высока.

Нас заинтересовали вопросы национального /этнического/ состава народов России, и более узко - один из многочисленных народов Севера России - ненцев. Мы захотели узнать о прошлом, настоящем и будущем этого народа в непростых современных условиях.

При работе над темой мы работали с энциклопедической, справочной, научно - популярной и учебной литературой, обращались к материалам периодической печати.

Считаем, что данная работа может быть интересна и полезна учащимся, интересующимся этнографической «мозаикой» народов России, учителям географии и истории, использованы при написании рефератов, подготовке викторин, открытых уроков.

Консультативную помощь оказала учитель географии А.С. Николаева.

Глава I . Этнографическая характеристика ненцев

1. Этнографические признаки народа ( этноса )

Народ или этнос /греч. «народ»/ - одно из главных понятий науки о народах, этнографии.

Под народом понимается такая группа людей, которая и объективно /в силу общности ряда признаков/, и субъективно /в их сознании/ представляет собой единое целое и выделяется среди других народов.

У любого народа существуют следующие признаки:

1. Общность антропологического типа /раса/

2. Общность исторической судьбы.

3. Общность территории.

4. Общность культуры /духовной и материальной/.

5. Общность языка.

6. Наличие этнического самосознания и общепризнанного самоназвания -

этнонима.

Отдельно отметим, что культура /от лат. «cultura» - возделывание, обрабатывание/ понимается как свойственный данному народу способ жизни и деятельности в мире. В этнологии обычно выделяют материальную и духовную культуру.

К материальной культуре можно отнести: способы ведения хозяйства, национальную пищу, особенности жилья, национальные предметы одежды, головные уборы, обувь, украшения и, наконец, едва ли не самое важное в материальной культуре - это традиционные ремесленные занятия, способы кустарного производства, типичные для данного народа орудия труда.

Материальная культура народа связана с господствующими в обществе экономическими отношениями, в первую очередь с тем, к какой общественно - экономической формации это общество относится.

Духовная культура как культура отношений и общения включает в себя особенности семейно - брачных отношений, обряды, традиции и приемы, связанные с воспитанием детей, повседневным поведением. У всех народов существует определенная мораль, этнические нормы поведения, этикет общения.

Собственно духовная культура - это то, что входит в сознание людей и формирует у них определенную культуру /образ/ мира, характерную для того или иного народа. Сюда входят: мифология, религия, различные виды народного искусства, житейские знания, а также самосознание данного народа.

Для классификации народов /этносов/ в российской науке наибольшее распространение получила этнолингвистическая /от греч. «этнос» - народ, племя и лат. «lingva» - язык/. Такой выбор оправдан: сходство языков в большинстве случаев говорит о родстве народов, их общем происхождении. Язык справедливо считают одним из основных признаков принадлежности к данному народу.

В языкознании обычно называют все языки, связанные общим происхождением, семьей языков; у каждой семьи есть свое название, общепринятое в науке. Внутри семьи языков выделяются группы языков, связанные еще большим родством друг с другом.

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим существенные признаки ненецкого народа - одного из малых народов Севера Российской Федерации.

2. Антропологический тип, язык

Ненцы /самоназвания - хасова, ненэц/ - народ, населяющий значительные территории на севере России от Кольского полуострова до нижнего течения /правобережье/ Енисея. Антропологически относятся к северной ветви монголоидной расы с ярко выраженными признаками: они плотного телосложения, со светлой кожей. Имеют плоские широкие скулы, узкий разрез глаз, преимущественно черного и карего цвета. Волосы черные прямые, жесткие. Растительность на лице у мужчин встречается редко. Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи языков.

На ненецком языке говорит более 30 тыс. человек. Считают его родным языком более 77 % ненцев, около 62 % ненцев свободно владеют русским языком. Ненцы родственны по происхождению и языку другим самодийским народам - нганасанам, энцам, селькупам.

Ненецкий язык распадается на 2 наречия /диалекта/: тундровое и лесное, различающихся преимущественно фонетически. Письменность на латинской основе создана в 1932 году, с 1937г. на основе русской графики.

3. Общность территории, численность

Национальное размежевание народов в России в послеоктябрьский период было произведено таким образом, что ныне более половины площади страны занимают национально - территориальные образования. При этом в большинстве из них преобладающим является русское население. Народы, давшие имя таким образованием, называют коренными, титульными или статусными.

Ненцы относятся к коренным статусным народам, имеющим национально территориальные образования в пределах страны:

1. Ненецкий национальный округ в составе Архангельской области.

2. Ямало-Ненецкий национальный округ в составе Тюменской области.

3. Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ в составе Красноярского края.

Как правило, каждый народ имеет одно национально-территориальное образование. Исключение составляют ненцы, являющиеся статусным народом в 3-х национальных округах. Причем, в Долгано-Ненецком округе название дано по двум статусным народам.

Численность ненцев составляет 35,7 тысяч человек (1999 г.). В Ненецком округе около 8 тысяч человек, в Таймырском (Долгано-Ненецком) - примерно 3 тысячи человек, в Ямало-Ненецком округе - более 22 тысяч, в Ханты-Мансийском округе - примерно 1 тысяча человек; проживают ненцы также в Мезенском районе Архангельской области.

По доле живущих в своем округе в общей численности данного народа и доле их во всем населении округа в социальной географии выделяют 3 типа этнического расселения:

1 тип - живут, в основном, в пределах своего округа и составляют в нем более 50% населения;

2 тип - живут, в основном, в своем округе, но составляют в нем менее 50% населения;

3 тип - живут большей частью вне пределов своего округа и составляют в нем менее 50% населения. Сопоставим данные о численности ненцев в 3-х национальных округах (табл.1)

Таблица 1

НАСЕЛЕНИЕ И ТЕРРИТОРИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Национально-терри-

ториальное образо-

вание

Территория,

/ тыс. км2 /

Население, тыс.

чел. /1999 г./

Доля

ненцев

/%/

Доля населения, %

Общее

Ненцы

Городск.

Сельск.

Ненецкий национальный округ

177

46

8

17,4

59

41

Ямало-Ненецкий национальный округ

750

498

22

4,4

83

17

Таймырский

/Долгано-Ненецкий/

национальный округ

862

44

3

7

65

35

Итак, ненцы во всех трех национальных округах, являясь коренным, статусным народом, относятся ко 2 типу этнического расселения, что ставит под вопрос правомерность национально - территориального признака как определяющего в федеральном устройстве России.

На начальном этапе возникновения национально-территориальных образований в 20-30 г. XX века ненцы составляли очень не большую часть населения окружных центров /представители административно-управленческого аппарата, нарождающаяся национальная интеллигенция и самые низко-квалифицированные рабочие/. Сам же переезд их в города с преобладающим русским населением способствовал ассимиляции. Примечательно, что значительная часть ненцев стремилась к обучению на русском языке даже при наличии школ на национальном языке. Рост городов в последующие годы шел за счет некоренного населения, чего не скажешь о сельском населении.

В целом, соотношение темпов прироста русского населения и ненцев претерпело изменения. При общем росте численности населения России за 1970-89 гг. на 26 %, русское население увеличилось всего на 22 %, а число ненцев на 155 % /1970 г.- 29 тыс. чел., 1989 г.- 34.1 тыс. чел./. Следует учесть, что в прежние годы прирост ненецкого населения был выше - 24%.

4. Происхождение, расселение на Крайнем Севере

Предки ненцев и других самодийцев в 1-ом тысячелетии нашей эры под давлением кочевых скотоводческих племен из таежных и лесостепных районов Прииртышья, Притоболья, предгорий Алтая и Саян переселились на север и смешались с коренным охотничье-рыболовецким населением, т.н. племенем сихиртя - «людей, живущих в сопках». Затем в состав ненецкого этноса влились энецкие и угорские племена.

Изначально ненцы, по-видимому, знакомые с оленеводством, вели кочевой образ жизни. Основой их хозяйства были пастушеское оленеводство, сухопутная и морская охота, рыболовство.

Приведенные ниже данные археологических раскопок на полуострове Ямал подтверждают предположения ученых о расселении предков ненцев на крайнем Севере России.

Первые племена людей появились на территории Ямала на рубеже 2-3 тысячелетий до нашей эры. Поселения возникали на берегах рек и озер, где можно было найти постоянное пропитание. Расселялись на берегах рек: Еркута-Яха, Пыри-Яха /Щучья/, озерах Ярого и на мысу Яр-Саля. С наступлением бронзового века /12 тыс. до н.э./ существовало несколько культур, сменявших друг друга. Это ортинская, тазовская и хэяхинская в районах Ортина возле г. Нарьян-Мар, устья реки Таз и на Хэ-Яхэ - притоке р. Щучья.

Каким же образом происходило заселение Ямала? Существовало два пути. Первый проходил с запада на восток - по приморской тундре, вдоль побережья северных морей, от низовьев Печеры через Полярный Урал к юго-западным тундрам Ямала. Второй путь был связан с Обью, по течению и берегам которой достигали юга полуострова жители западносибирской тайги. Поэтому в культуре древнего населения Ямала много общего с культурами европейской тундры и сибирской тайги.

Основными занятиями древних жителей были рыболовство, ловля морского

зверя, промысел дикого оленя. В летнее время ямальцы ходили в море, а зимой самым удобным средством передвижения являлись собачьи упряжки. Население вело полуоседлый образ жизни, т. к. оленеводство в то время еще не получило должного развития.

Относительная обособленность отдельных племен, а также удаленность их друг от друга привели к возникновению удивительной самобытности этих культур.

В 1990 году обнаружено поселение древних ненцев - городище Яртье в устье реки Юрибей. Это уникальный археологический памятник субарктики. Время его возникновения относится к IX-ХIII вв. Оно представляет собой обнесенное оборонительным валом поселение, где жилищами служили каркасные полуземлянки, укрытые шкурами и дерном, скрепленные рогами, кожанами и травяными веревками. Среди найденных предметов были наконечники стрел, обломки луков, части кольчуги, ножи, топорики /это говорит о наличии опасности и необходимости защиты/, деревянная и берестяная посуда, культовые вещи и многое другое. Жители городища Ярте занимались охотой и рыболовством, собирательством.

Большое количество культурных предметов дает возможность предполагать о высоком уровне развития духовной и художественной культуры, искусства, где человек гармонично связан с природой и ее явлениями, а также о религии шаманизма. О существовании воинственных племен свидетельствуют остатки оружия и оборонительные рвы тундровой крепости. Название городища в переводе означает «сопкастое», то есть поселение, расположенное на сопках. Таким образом, подтверждается исторический факт существования легендарного племени сихиртя - «людей, живущих в сопках».

Еще в начале XX в. кочевой образ жизни, пережитки родовых отношений, нищета, невежество приводили к быстрому вымиранию коренного населения Севера, поэтому для сохранения ненцев как народа, их своеобразной культуры их быта на территориях компактного проживания народа были созданы национально-территориальные образования: Ненецкий округ - в 1929 г., Таймырский /Долгано-Ненецкий/ в 1930 г., Ямало-Ненецкий - в 1930 г.

5. Материальная культура

По преимущественному расположению ненцев в двух природных зонах, ненцы делятся на тундровых /основная масса/ и лесных /около 2 тыс. /, каждая группа со своим диалектом и соответствующим природным условиям укладом жизни.

Природа земель, на которых живут ненцы, сурова - тундра, лесотундра, тайга. Поселки всегда расположены у воды - на берегу озера, залива, реки. И это не случайно, именно по воде завозят все необходимое: товары, уголь, бензин. За короткую навигацию нужно успеть доставить все для долгой зимы. В остальное время поселок связан с миром только вертолетом.

Жители поселков работают на зверофермах, где разводят норок и песцов, или в пошивочной мастерской - здесь шьют национальную одежду. Все в национальном поселке и почта, и магазин, и бревенчатые рубленые дома такие же, как в русском поселке.

В основе же национального существования ненцев, их самобытности лежит как раз то, что находится не в поселке, а в окружающей его тундре и тайге. Здесь работает не так много людей, но именно они занимаются традиционными для ненцев видами хозяйственной деятельности. Это - оленеводы, большую часть года вместе с семьями живущие в тундре со стадами оленей и лишь пару раз в год заглядывающие в свои сельские дома. Это охотники, которые проводят в тундре или тайге весь охотничий сезон, возвращаясь домой время от времени. От одного охотничьего урочища к другому они добираются пешком, на оленях, на собаках, а в наши дни моторных снегоходах. И, наконец, рыбаки в путину /период активной ловли рыбы/, живущие вдали от поселка, «на песках», т.е. на участках берегов рек и озер, особенно удобных для рыбной ловли. Береговые ненцы выезжают охотиться на морского зверя на дальние острова и мысы.

Здесь, на берегу реки или моря, в тайге и тундре, идет настоящая жизнь- жизнь оленеводов, рыбаков, охотников. Она идет в значительной мере так, как шла и сто, и двести лет назад - с соблюдением традиционных обычаев, обрядов, правил взаимоотношений между людьми.

Ненцы, также как и саамы, оленьи чукчи, коряки, северные селькупы и ханты - отменные оленеводы. Они имеют крупные стада оленей, для себя и на продажу, получая от оленей мясо, шкуры, молоко. Используются олени как транспортные животные.

Лесные ненцы, в основном, занимаются охотой и рыболовством.

Охота происходит в течение всего года. Зимой охотник выходит в тайгу на широких лыжах, нехитрое снаряжение погружено на сани, которые помогает тащить собака.

Традиционная кухня ненцев соответствует требованиям климата. Рыба и мясо - основная пища. Когда они свежие, их охотно едят в сыром виде /отсюда русское дореволюционное название ненцев - самоеды/, лишь чуточку присаливая; пьют свежую, еще теплую оленью кровь. Чтобы избежать заражения личинками глистов, мясо некоторых видов рыб и животных варят или длительно провяливают /жарить у ненцев не принято/. Топленый тюлений /нерповый/ жир могут пить чашками, на нем пекут лепешки и в него, как в соус, макают куски мяса. Зимой рыбу замораживают и затем едят в сыром виде, отрезая тончайшие кусочки /строганина/.

Хотя сырое или полусвареное мясо содержит все необходимые витамины, жители Севера остро ощущают нехватку растительной пищи. Поэтому женщины выходят в тундру и в тайгу собирать дикорастущие травы и ягоды /морошку, голубику, клюкву, бруснику, водянику/. Их едят свежими и заготавливают на зиму. И ягоды, и съедобные травы /дикий щавель и лук, молодые побеги полярной ивы / консервируют в кожаных мешках - бурдюках, залив растопленным жиром. Зимой их используют как приправу к мясу. Местный деликатес - моржатина, мелкими кусочками тушеная в жиру с листьями ивы.

В тундре и тайге в изобилии растут грибы, которые с удовольствием едят олени, но ненцы по традиции, грибов не едят.

С 30-40-х гг. XX в. в питании народов Севера произошли существенные изменения. Сегодня даже оленеводы и охотники и дня не могут прожить без хлеба, крупы, чая, соли, сахара. Привычка к сладкому влияет на здоровье детей и молодежи: раньше у местных жителей совсем не было кариеса, а сейчас им страдают - с раннего возраста.

Оленеводы и рыбаки, как правило, кочуют и селятся по три-четыре семьи. Самое обычное переносное жилище почти всех народов Севера - чум. Чум - конический шатер несколько метров высотой. Основу его составляют 16-20 сходящихся вершинами шестов. Чум обтягивают нюками - покрывалами, сшитыми из оленьих шкур, брезента или иной непромокаемой ткани. Шесты и нюки перевозят с места на место на санях, запряженных оленями. Ставить чум считается женским делом, и 2-3 женщины справляются с этой работой меньше чем за час. Посредине чума горит костер или стоит жестяная печка. Справа и слева от входа на плетеных из ветвей ивы подстилках, накрытых шкурами, устроены лежаки. Напротив входа священное место, где стоит сундучок с ценностями, висят мешочки с амулетами, у крещеных иконы. Если печка гаснет, то в чуме становится сразу холодно.

Существуют зимний и летний чумы. Различие в том, что в зимнем чуме устраивается как бы 2 полог, отделяющий вход в чум от центра, где стоит печь. У рыбаков чумы иногда могут быть покрыты не шкурами, а тиской - пластинами, сшитыми из желто-коричневых кусков вываренной березовой коры. Переезжают рыбаки с места на место летом на лодках, зимой - на нартах с собачьей упряжкой, а в последние годы - на снегоходах.

В чуме в кочевых условиях можно жить достаточно комфортно, только нужно уметь обустроиться. Молодежь, возвращающаяся в стойбище после учебы в интернате, плохо владеет навыками, необходимыми для этого. Потому им зачастую трудно включиться в традиционное хозяйство.

Испокон веку считалось, что жилище ненцев - это их одежда. Она является одной из самых совершенных одежд в защитном и эстетическом смысле во всей Арктике. Обычно она подразделяется по назначению: рабочая, повседневная, «танцевальная», праздничная, погребальная. Орнамент тоже не случаен. На охоте обходились без него, от зверя ни худого, ни доброго не жди, но когда наведывались в гости, т.е. подразумевается контакт с людьми, от которых все можно ожидать, то одевались с орнаментом. Он имел и охранное и опознавательное предназначение. Наиболее распространенные в орнаменте одежды - полоски, этот элемент трактуется как символ сверхъестественного существа, отожествляющегося с пургой, непогодой.

Ненецкие женщины обладают даром удивительно красочно и нарядно украшать свою одежду и обувь. Особенно хороши мозаичные узоры на парках, тубах сапогах, используя цветные полоски оленьего меха с отделкой цветным сукном. Раньше ненки применяли костяные иглы и жилы оленей вместо ниток.

Из шкуры оленя ненцы шьют одежду и обувь. Самые мягкие оленьи шкурки - пыжики - от оленят, рожденных в мае, идут на чулки, детские пеленки и одеяла, шапки. Неблюй /молодой олень/ идет на женские малицы, шубы, мешки. Из зимнего меха оленя с длинным ворсом шьют сокуп /верхняя одежда/, подбивают им женские шубы, покрышки для чума.

Женщина шьет одежду и обувь чаще всего в зимнее время. Но выделкой оленьих шкур она занята и зимой и летом.

Ненцы носят глухую, без разрезов одежду. Это малица, сокуп и парка; она широкая, прямого покроя, расширенная к низу, длинная с капюшоном и пришивными рукавами. Малицу шьют мехом внутрь. Чтобы не повредить кожу малицы /лиздну/, на нее надевают такую же широкую и прямую маличную рубашку из яркого ситца. Когда на оленях отправляются в дальний путь, поверх малицы надевают сокуп. Его шьют мехом наружу из шкуры с длинным ворсом. В такой двухслойной одежде можно спать даже на снегу.

Парку шьют из шкур красивой расцветки с коротким ворсом и украшают по подолу меховой мозаикой. Весной и осенью, прохладным летом мужчины носят глухую одежду из сукна, а женщины - суконные халаты. Ненецкая обувь тоже двухслойная: в меховые сапоги мехом наружу надевают меховые чулки мехом внутрь. Обувь тоже красиво расшита меховой мозаикой, цветным сукном.

Этот тип одежды, скорее всего, древнего происхождения. Глухой тип одежды характерен для арктических народов. Она настолько тепла, удобна и приспособлена к суровым условиям Севера, что ее восприняло и пришлое русское население, используя на промысле или в дороге.

6. Духовная культура

Духовная культура ненцев интересна и многообразна. Формировалась она в условиях традиционного уклада жизни и хозяйствования, поэтому на всем - от религии до праздников, от искусства до образования лежит печать суровой природы Севера и непосредственность ее детей - ненцев.

В прошлом ненцы являлись приверженцами шаманизма. В XVI - начале XIX веков они были обращены в православие. В советское время церквей и священников на Севере почти не осталось, но, тем не менее, часть ненцев до сих пор хранят иконы и молитвенники, соблюдают христианские обряды. Однако, таких меньшинство.

Еще суровее, чем христианство, советские власти преследовали шаманство, однако оно, будучи традиционной формой религии, все же сохранилось. Правда, нынешние шаманы обходятся без традиционного для камлания /заклинания духов/ бубна и без особого костюма, хотя на время .совершения обряда по -прежнему надевают подвески и амулеты.

Самое захватывающее зрелище - гонки на оленьих упряжках: вихрем несутся пять оленей, лихо подгоняет их седок, покрикивая: «Хэй! Хэй! Хэй!». Мелькает хорей в его руках, скрипит, рассыпаясь искрами, снег под полозьями. На седоках длинные праздничные маличные сорочки из яркого зеленого атласа или сиреневого бархата. Это уже новая мода: раньше такие сорочки шили только из ситца или сатина. Нарядны меховые сапоги, перевязанные длинными завязками из цветной шерсти, с пышными кистями на концах.

Очень своеобразны состязания в прыжках через нарты. Нарты поставлены в ряд друг за другом, боком одна к другой. Ловкие юноши прыгают через них - кто перепрыгнет через большее число нарт сразу, подряд без остановки. Один из местных рекордов - стол пятьдесят четыре нарты. Для этого надо иметь очень сильные и крепкие ноги, чтобы по целым дням бегать в тундре за оленями.

Виды спорта, зародившиеся на Севере, - метание пастушьего топора, прыжки через нарты, метание аркана на хорей - теперь включены в программу зимних и летних спартакиад.

Одним из удивительных проявлений духовной культуры является резная скульптура из мамонтовой кости, зуба кашалота и других природных материалов. Работы современных ненецких скульпторов экспонируются в музеях Тобольска. Тюмени, Омска, Москвы и Санкт- Петербурга.

У ненцев специфический фольклор, в частности, песни /сюдбабац/. Основоположники профессиональной ненецкой литературы - знаменитый художник и сказитель Тыко Выяка, Н. Выяка, известные писатели - И. Истомин, Л. Лапцуй, И. Юган-пелик, В. Ледков; художники И. Худи, Г. Хартаганов.

Сейчас после большого перерыва вновь издаются учебники , газеты, начинают появляться книги, ненецкий язык изучается с 1 по 9 классы в школах, идут радиопередачи.

Прежде национальные культурные кадры готовили и обучали в Институте народов Севера в Ленинграде, то ныне во всех крупных городах национальных округов открыты средние и высшие заведения, в которых обучаются талантливые ненецкие юноши и девушки.

Глава II . Ненцы в современных условиях перехода к рыночной экономике

Примерно две трети современной территории России принято считать Севером. Российский Север - это вовсе не ледяные пустыни вроде канадских, где на площади в миллион квадратных километров живут десятки тысяч людей. Нет, российский Север был заселен гораздо гуще, особенно в советское время, когда освоение богатых ресурсами территорий Севера обязательно сопровождалось его заселением.

Значение Севера для России, ее экономики и даже культуры дало возможность россиянам широко использовать термин «Севера», имея в виду его значение и разнообразие. Таймыр не похож на Ямал, Нарьян-Мар на Норильск. Север в России связан с особой природной средой и особым укладом жизни.

Переход России к рыночной экономике, так же как 80-е годы застоя, оказали колоссальное влияние на состояние природной среды, экономику, жизнь и культуру всех народов, живущих на Крайнем Севере. Но больнее всего он ударил по коренным народам Севера, в том числе, ненцам.

Ниже мы рассмотрим все те проблемы и вопросы, которые поставила жизнь перед малочисленным народом в каждом из трех национальных округах Крайнего Севера.

Особое место среди северных российских регионов занимает Архангельская область. С одной стороны, эта область - типичный российский Север, с той же тайгой и тундрой, скудной почвой, жестокими морозами. Все проблемы, типичные для Крайнего Севера, типичны и для Архангельской области. С другой стороны, это самый «старый» российский Север, заселенный русскими еще в XI- XII веках. В состав Архангельской области входит с 1929 г. Ненецкий национальный округ со столицей в городе Нарьян-Мар.

Ведущее место в хозяйстве национального округа занимают оленеводство, рыболовство, охота, морской и зверобойный промысел. Ненецкий округ - один из главных оленеводческих районов России. По Большеземельской тундре кочуют до 210 тысяч голов оленей /1998 г./. На Ненецкий округ приходится около 2/3 заготовок пушнины в Архангельской области /промышляют, главным образом, песца/. Молочное животноводство, существовавшее в прошлом в русских селениях, получило заметное распространение и в ненецких хозяйствах.

Промышленность представлена отраслями: пищевой /рыбо- и мясокомбинаты, маслозаводы/, мясной промышленностью, разрабатывается ряд нефтяных и газовых месторождений.

Нужно отметить, что из всех национальных округов, в которых проживают ненцы, Ненецкий национальный округ на данном этапе менее задействован в промышленном производстве и, как следствие, социальные, экономические и экологические проблемы не стоят так остро. Кроме того, небольшая численность коренного населения и предпринимаемые администрацией Архангельской области меры, позволили сохранить традиционные промыслы, традиции и уклад жизни ненцев.

Сейчас большинство оленеводов, рыбаков, охотников округа объединены в кооперации, налажено обучение детей - тундровиков в интернатах, вузах.

Ямало-Ненецкому округу в 2000 г. исполнилось 70 лет. Это много для провинции, которая имеет такую значимость для России.

Если посмотреть назад, лет на триста, Ямал был нищей заброшенной землей, по которой мела поземка да редкий ненец проскакивал на нартах. Было два-три острога, в том числе и столица - город Салехард (бывший Обдорск), который в 1995 г. отметил свое четырехсотлетие.

Округ был создан с единой целью - поддержать культуру малых народностей Севера. На это была нацелена политика государства. Создано немало. На заре рождения округа появились свои, коренные первые грамотные учителя, академики, заслуженные деятели культуры, промышленности, строительства, первые пилоты, буровики, нефтяники. А малые народы Севера широкой поступью пошли к цивилизации. Но палка имеет два конца. Вскоре начали забываться традиционные отрасли. Было время, когда молодежь не очень желала оставаться в тундре и заниматься оленеводством. К счастью, это сумели поправить. Ямало-Ненецкий национальный округ стал единственной территорией, куда пошел приток ненецкой молодежи в производство, прежде всего, в исконно национальные промыслы.

После начала освоения нефтегазовой целины жизнь коренных северян изменилась. Можно говорить о тех проблемах, которые осложнили быт и само существование ненцев, но, как отмечал губернатор Ямало-Ненецкого национального округа Ю.В.Неелов: «...разработка нефтяных и газовых месторождений дала очень многое этим людям. Были построены за счет газовиков и нефтяников школы, интернаты, созданы районные больницы, специализированные школы - интернаты, где дети, живя и учась, находились на полном государственном обеспечении до 16 лет. От предприятий они направлялись стипендиатами в вузы, и после окончания вуза возвращались на Ямал. А теперь многие из них пользуются огромным уважением на родной земле». В то же время в процессе развития нефтегазового комплекса были и издержки. Прежде всего, в области экологии . Бывали случаи осквернения священных мест, кладбищ, озер - некоторые водоемы фактически вышли из рыбопромыслового оборота. Варварское отношение к земле имеет свои последствия. Нефть добывалась любой ценой, по принципу «а там посмотрим, что будет». Нарушается экобаланс тундры, исчезают оленьи пастбища, стойбища снимаются с насиженного испокон веков места и перекочевывают в другие края. Это катастрофа для народов, для которых эта земля - родной дом, а разрушенный дом восстановить труднее, чем построить новый.

Правительство округа ныне интенсивно задействует рычаги, позволяющие обуздать неразумные действия нефтегазовых гигантов, и, прежде всего, с помощью лицензирования, грамотной политики землеотводов.

Если сравнить жизнь ненцев со дня создания округа с нынешней, то прогресс есть. И в области развития культуры, и с точки зрения роста жизненного уровня. В период становления рыночных отношений стало хуже жить тем, кто остался в тундре. И новые условия хозяйствования коренным жителям сложны, а порой даже непонятны. Раньше все было просто - добывали рыбу, пушнину, приезжали на факторию, сдавали продукцию, получали взамен товары, ружья, порох, хлеб, масло - два раза в год отоваривались, таким образом, и уезжали снова в свои стойбища. Теперь фактории лопнули, предпринимателям и торговцам невыгодно идти в глубинку. Все эти проблемы легли на плечи бюджетов местных органов власти, нефтегазовых предприятий. Говоря о проблемах коренного населения нельзя не привести следующие цифры: продолжительность жизни коренных жителей в ЯНАО на 12-18 лет меньше, чем в целом по стране, заболеваемость туберкулезом выше в 5-6 раз, детская смертность в 2-3 раза превышает общероссийскую. Средняя продолжительность жизни аборигенов Севера не превышает 45-46 лет. Поэтому, сейчас многие меры администрации округа направлены на возрождение традиций и форм взаимоотношений ненцев с внешним миром, решение социальных проблем быта и здоровья народа.

Впервые в бюджете Ямало-Ненецкого национального округа в 1996 году отдельной строкой предусмотрены меры по развитию малых народов Севера. Бюджет округа в последние годы имеет социальную направленность. На развитие каждого коренного северянина заложено в бюджет в 5-6 раз больше средств, чем на всех остальных жителей округа. Создана развернутая программа по развитию малых народностей Севера. В ней - здравоохранение, обучение, развитие культуры народов, финансирование малого бизнеса и содержание факторий и многое другое. Округ образовался как культурно - национальная автономия, и малые народы Севера, достаточно много бывая за границей, видят, что в цивилизованных странах, таких как США, Канада, Швеция, Финляндия их сородичи не смогли, как хотелось бы, сохранить свою культуру и обычаи, как в России. На ставших уже традиционными съездах финно-угорских народов было отмечено, что культура наших ямальских народов сохранена лучше. Конечно, что - то и в России упустили, некоторые национальные виды искусств безвозвратно утеряны. Но все же богатая национальная культура многочисленных народов сохранена и развивается даже в сложных современных условиях.

Руководство Ямало-Ненецкого округа придерживается главного принципа - по наиболее важным вопросам вести постоянные консультации с представителями коренных народов. И, если они говорят, что нельзя допустить, чтобы по священным местам проходила трасса или газопровод, то к этому мнению прислушиваются, с обычаями людей считаются. У них есть свои национальные корни, своя душа, свои понятия о чести. Ни одна лицензия не выдается теперь без согласования с национальной общественностью.

На съезде оленеводов в Москве многие делегации отмечали, что Ямал -фактически единственная территория Арктической зоны, где традиционные отрасли остались более традиционными, чем на Чукотке, Якутии, Таймыре. Даже соседние округа не идут в сравнение с Ямалом. Это стало возможным потому что ненцы поняли: противодействие современному освоению, сохранение своего народа - только а традиционном укладе жизни. Иначе следующему поколению передавать будет нечего. Важно также, что национальная интеллигенция, даже работая в городах, не оторвалась от своего народа и умело использует свой интеллект в проведении законодательной базы. На территории Таймырского округа находятся гигант цветной металлургии международного уровня ОАО «Норильская горная компания» /в т.ч. горнометаллургический комбинат, геологическая экспедиция/, Норильскгазпром, строительные и подрядные организации. Но этот округ - один из наиболее отсталых в социально - экономическом отношении субъект Российской Федерации по всем экономическим показателям. Ограничены финансовые возможности округа. Социально - экономическая ситуация в Таймырском округе обусловлена несколькими специфическими особенностями: округ расположен в абсолютно дискомфортной зоне, географически удален от других экономических и культурных центров России. Снижение объемов государственной социальной помощи северянам, в т.ч. и коренному населению, либерализация цен, и инфляция и другие негативные тенденции в экономике страны больнее всего отразились на жизни населения Крайнего Севера.

Доходная часть бюджета округа на 30 % - дефицитная, растет кредиторская задолженность, т.к. в бюджет Таймырского округа, в отличие от Ямало - Ненецкого округа, нет статей расхода, направленных на охрану оленьих пастбищ, облет их вертолетом, ветеринарную службу, организации системы интернатов для детей коренного населения, ведущего кочевой образ оленевода, а также льготное медицинское обслуживание коренных жителей.

Неблагоприятно сложившаяся в последние годы ситуация в развитии отраслей сельского и промыслового хозяйства не позволяет пока надеяться на реальное улучшение экономической и социальной защищенности коренных народов Севера, работающих на промыслах и в сельскохозяйственном производстве Таймыра.

Вхождение в рынок стало для округа не только сложным, но и разрушительным. На 75 % сократилась продажа сельскими производителями оленьего мяса, на 91 % - пушнины, 26 % - рыбодобычи, полностью ликвидировано скотоводство, что значительно усугубило обнищание селян и тундровиков. Если раньше был госзаказ на мясо северного оленя, то сегодня производство мяса оленя не выгодно.

Разведение домашнего оленя подразумевает кочевую жизнь с соответствующей техникой, запасами питания, связи и быта оленеводов. Зарплата их хоть и невысока, но у них есть еще члены семей, остающимися незадействованными в сфере производства. Если раньше широко применялась практика привлечения женщин к художественному ремесленному производству, то теперь она отсутствует.

Каков же выход из этой ситуации?

Сейчас в администрации округа прорабатываются вопросы о крупных поставках продукции из северного оленя через заказ «Норильской горной компании», оптимизации численности населения в сфере занятости. Разрабатывается региональная концепция национальной политики применительно к малочисленным коренным народам Севера. Речь идет о содействии в процессе сохранения образа жизни коренных народов.

Сейчас все чаще наблюдаются случаи, когда после окончания начальной школы, родители забирают своих детей в хозяйство, обучают традиционному укладу и хозяйственным навыкам. Поэтому одной из главных функций администрации Таймырского округа является содействие там, где у местного населения есть естественная тяга к сохранению традиционного образа жизни и своеобразия своей культуры.

Заключение

Во всем мире благополучие, уровень жизни, сохранность культуры малочисленных национальных меньшинств, входят в визитную карточку страны, служат показателем ее прогрессивности. Поэтому значимость судеб малых народов Севера для России несоизмеримо больше по сравнению с их малой численностью, составляющей всего 0,1 % населения страны.

Чтобы сохранить национальную самобытность, малым народам Севера необходимо поддерживать традиционные виды хозяйства, сохранять свои традиции и культуру.

В конце XX века на федеральном и местном уровнях был принят ряд документов и законов, предусматривающих помощь малым народам в непростых условиях становления рыночной экономики, стало уделяться больше внимания проблемам сохранения национальной культуры. Постепенно, сообща мы сможем возродить и сохранить малые народы Севера.

Абориген - сродни хрупкому, после инея, мху ягеля. Свернуть его траком вездехода - пара пустяков. Но потребуются столетия, чтобы восстановить этот покров на вечной мерзлоте. И то вопрос: восстановится ли?

На Востоке мудро говорят: «Пусть расцветают сто цветов». Убережем один из них - убережемся сами.

Список использованной литературы

1. Бакулин В.В., Козин В.В. « География Тюменской области». - Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996 г.

2. Большая советская энциклопедия. Том 17. – М.: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1974 г.

3. «Возрождение» (приложение к Тюменской областной газете «Наше время») № 39/ 27 декабря 1995 г.

4. Голубчиков Ю.Н. «Суровые края России «География в школе» /научно-методический журнал/ № 1/98

5. Голубчик М.М. «Политико-географические проблемы в постсоветском пространстве на рубеже ХХI века». География в школе» /научно-методический журнал/ № 6/99.

6. Леонтьев А.А. «Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии» /учебно-справочное пособие/ - М.: «Флинта», 1998 г.

7. Россия. Природа, население, экономика. Энциклопедия. Том 12. – М.: Аванта, 1999 г.

8. Соколова З.П. «Путешествие в Югру». – М.: Мысль. 1982 г.

9. « Эко-ресурс» /экономико-географический журнал/ № 1/2001