Главная              Рефераты - Разное

«Дружба начинается с улыбки!» - реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ РК

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Мини-проект

комплексного планирования

социально-педагогической деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Дружба начинается с улыбки!»

Авторы: Алена Чусова

Светлана Внукова

Соавтор: Татьяна Перевощикова
Петрозаводск

Май 2003

Содержание

Введение……………………………………………………………….

I Характеристика старшего дошкольного возраста…………………

II Принципы творческого взаимодействия………………………….

III Схема творческого взаимодействия………………………………

IV Схема взаимодействия ребенка в игре…………………………...

V Комплексный план социально-педагогической деятельности.

5.1. Ознакомительный этап…………………………………………...

- игры-знакомства…………………………………………

- диагностика личности (индивидуальная работа)……...

- работа в малых группах…………………………………

5.2. Практический этап………………………………………………..

- сказкотерапия……………………………………………

- изотерапия………………………………………………..

- пантомима………………………………………………..

- экскурсия…………………………………………….…..

- выставка………………………………………………….

- кроссворд………………………………………………..

5.3. Результативный этап (подведение итогов)……………………...

VI Результаты проекта………………………………………………..

Приложения

Приложение №1……………………………………………………….

Приложение №2……………………………………………………….

Приложение №3……………………………………………………….

Приложение №4……………………………………………………….

Приложение №5……………………………………………………….

Приложение №6……………………………………………………….

Приложение №7……………………………………………………….

Приложение №8……………………………………………………….

Приложение №9……………………………………………………….

Введение

Идея: Добрый мир в верных друзьях.

Цель: Ознакомление ребенка с окружающим его миром через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Дать представление об окружающем мире через игру, беседы, викторину, выставку, экскурсии, сказкотерапию и изотерапию. Расширить знания ребенка.

2. Выявить коммуникативные способности каждого ребенка в процессе взаимодействия через осознание друг друга, природы, мира.

3. Воспитать в ребенке чувство ответственности и уважения друг к другу в ходе игрового процесса.

Характеристика старшего дошкольного возраста.

(5-6 лет)

Более интенсивный период развития.

Ребенок становится более умелым в движении. Бурно развивается мелкая моторика рук – пальчики.

Психические процессы:

Речь.

Главная задача – обогащение словаря.

Речь детей несовершенна по звуковому составу, они не произносят очень много звуков (р, л, шипящие звуки), смягчение звуков. К пяти годам все звуки родного языка детьми должны произносится правильно, идет становление грамматического строя речи (связи слов).

Дети старшего дошкольного возраста могут разбирать слово по звукам, читать и придумывать рассказы. Речь – это показатель и средство умственного развития детей.

Эмоциональное развитие.

Дети освобождаются от импульсивности, они потихоньку избавляются сиюминутности, это связано со становлением нравственно-волевой сферы.

Познавательное развитие.

Дети активны в познании мира, их интересуют предметы и явления окружающей действительности. С пяти лет – устойчивый познавательный интерес.

Главный вид деятельности – игра.

Она ведет за собой развитие. Игра пронизывает любой вид деятельности.

Основная форма обучения в детском саду – занятия в игровой форме длительностью 30-35 минут.

Восприятие.

К шести годам ребенок умеет планомерно и последовательно ощупывать, осматривать объекты, может описывать их свойства, руководствуясь сенсорными эталонами. Старший дошкольник может пользоваться только зрительным восприятием. К пяти годам они хорошо овладевают представлениями о цветах, геометрических формах, отношениях 3-4 величины (большой, маленький, самый большой, самый маленький).

Внимание.

К шести годам ребенок способен сознательно направлять свое внимание на определенные предметы, явления, отрабатывать специальные приемы удержания их в поле внимания.

В старшем дошкольном возрасте восприятие развивается вместе с наглядно-образным мышлением и воображением по трем основным направлениям:

1. расширяется и углубляется представление детей;

2. способы их исполнения становятся более гибкими, точными, целесообразными;

3. исследования внешнего мира становятся систематичными и целенаправленными.

В этом возрасте происходит вычленение и становление системы «Я».

Познание себя и окружающего мира – основные задачи.

Состояние «почемучек» (развитие речи, жажда информации). Физическая активность. Увеличение самостоятельности, развитие навыков самообслуживания, развитие игры и воображения для познания мира, соблюдает правила игры. Общается с другими взрослыми и детьми, делится с ними игрушками, развитие внеситуативных форм общения.

К шести годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению и становление ее предпосылок связано с кризисом 6-7 лет.

Ребенок не удовлетворен «чистой» игрой как основным типом деятельности, хотя и не осознает причин этого. Объективные предпосылки перехода от игровой деятельности к учебной практически сформированы. Начинается период модификации игры, приспособление ее к новым задачам освоения норм, мотивов, целей деятельности. Игра «улучшается» в сторону имитации не только деятельности, но и отношений между людьми, начинается активный поиск информации для осуществления этих модификаций.

Параллельно идет планомерный процесс подготовки ребенка к школьному обучению.

Особенность возраста – подражают взрослым.

Ребенок не знает «что такое хорошо, а что такое плохо». Надо формировать ценностные ориентации через игру.

Принципы творческого взаимодействия с детьми.

1. Принцип «свободы личности» - каждый является свободной и независимой личностью.

2. Принцип ценностно-личностной ориентации – каждый участник должен иметь ценности и принимать групповое и индивидуальное решение.

3. Принцип «не навреди» - все, что предлагаешь другим. Опробуй на себе.

4. Принцип «искренности» – говори всегда правду.

5. Принцип «Я – высказывание» - всегда говорить от своего имени: «Я чувствую, я думаю…».

6. Принцип «Не суди других» - нельзя занимать позицию судей.

Принципы творческого взаимодействия детей.

1. «Говори всегда правду».

2. «Не обижай и не будешь обижен».

3. «Не вини других, а следи за своими поступками».

Схема творческого взаимодействия с детьми.



Схема взаимодействия ребенка в игре


Комплексный план социально-педагогической деятельности.

I. Ознакомительный этап.

На первом, ознакомительном этапе детям предлагаются игры: «Имя и движение», «Паутина» (см. приложение №9).

Игра

«Знакомство»

Проводится как индивидуально, так и в группе для любого возраста участников. Для проведения необходимы любые музыкальные инструменты, удачнее всего кантеле, оно легко для музыцирования детей любого возраста.

Цель: создание возможности неординарного знакомства через музыцирование своего собственного имени на музыкальном инструменте.

Участники садятся в круг, положение тела комфортное. Ведущий предлагает выбрать любой музыкальный инструмент: ударные, шумовые, струнные, клавишные. Каждому участнику предлагается придумать мелодию своего имени, затем по кругу идет представление своего имени и проигрывание и опевание его. Начинается презентация мелодии с ведущего.

Игра

«Осознание своего «Я»».

Эта игра может проводится многократно на разных периодах работы (с любой возрастной категорией).

Участникам задается релаксационный образ (под музыку «Волшебный лес» – музыкальное произведение выбирает автор): «Представьте себе, что вы вошли в лес, вас встречают деревья, птицы, травы, цветы. Вы один в этом благоухающем, цветущем мире. Вы прислонились к дереву, сели в траву… (каждый выбирает в позу на ковре – самую комфортную). Вам захотелось всей Вселенной сказать, что вы есть, вы живете, вы дышите, вы мечтаете, вы любите…

Вы раскинули руки, обняли этот прекрасный мир, вдохнули ароматы цветов, подняли глаза и окунулись в голубизну неба…

Сейчас в вас много чувствования самого себя. Найдите свое «Я», произнесите его – слово «Я» так, как это вы чувствуете? (С огромной силой или шепотом, с амплитудой движения или статически «замерев», с определенной силой или шепотом).

Каждый участник сам выбирает позу, мимику и динамику голоса и произносит свое «Я».

Рефлексия:

- О чем вы думали, когда представляли себя в образе дерева или животного? Что это был за образ?

- Трудно ли было проникнуть в образ?

- Тяжело ли было произнести свое «Я»? Почему?

Диагностика личности.

Проводится индивидуально для каждого ребенка.

Цель: Узнать личность ребенка, черты его личности (положительные и отрицательные качества).

Задачи:

1. Дать ребенку возможность «раскрыться», узнать себя лучше, корректировка своих негативных качеств.

2. Выявить интересы, способности, стремления, привязанности ребенка.

3. Воспитать способность анализировать себя.

Методика проведения диагностики.

Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком.

Педагог должен сидеть рядом и знакомить ребенка с каждым этапом (читать, заполнять пропущенные строки, ребенок рисует сам, так как в старшем дошкольном возрасте почти все дети еще не умеют читать и писать, а рисовать умеют и любят).

Ребенку должно представляться время для размышления, но помогать педагог не должен.

Вот моя семья

(нарисуй или приклей картинку)

Мой любимый цветок, дерево

(нарисуй)

Мое любимое животное

(нарисуй или приклей картинку)

Мои друзья

(нарисуй)

Если бы у меня была волшебная палочка, я бы…

Если бы полетел(а) в космос, то взял(а) бы с собой…

Напиши слова, которые тебе больше всего подходят…

Какой был, есть, будешь

(нарисуй)


Конспект занятия на знакомство через пантомиму.

Предлагаем детям принять какой-нибудь образ и невербальными средствами общения представить себя другим. Главное условие, которого должны придерживаться дети, - изображение себя, своих качеств через различные позы, мимику, не произнося ни слова.

Цель: Создание условий нетрадиционного знакомства.

Задачи:

1. Развивать креативность у детей.

2. Воспитывать способность раскрывать себя.

3. Способствовать нетрадиционному мышлению, развитию творчества.

Рефлексия.

При обсуждении акцент ставится на том:

- Легко ли было преподнести себя группе через пантомиму?

- Что получилось и, что нет?

- Что мешало и помогало?

- Все ли поняли ваш образ и то, что вы им хотели сказать?

Подводим итоги: при этом благодарим и хвалим детей за участие, за проявление себя. Стимулируем на развитие своих творческих способностей.

Игра

Ручеек

Игра проводится один раз в выбранной группе детского коллектива, в дальнейшем игравшая группа детей переходит в помощников-ассистентов, о новая группа детей включается в ручеек.

Цель: Осознание своего внутреннего мира через восприятие тактильных и слуховых ощущений, прочувствование своего места в данной группе коллектива.

Содержание

Игра проводится под музыку (музыкальное произведение выбирается по желанию ведущего, но с учетом успешной релаксации всей группы).

Дети, взрослые, бывшие участники этой игры выстраиваются в «ручеек» – встают в две шеренги лицом к лицу, образуя коридор.

Каждый участник игры вводится из другого помещения с завязанными глазами. Ведущий держит его за руки и ведет по коридору. Каждый участник «ручейка» прикасается к нему, – гладит его (дарит ему тепло своих рук).

Затем участнику развязывают глаза, и он встает в «ручеек», становится его участником. Ведущий ведет следующего участника, процесс заканчивается, когда все участники по очереди пройдут в «ручейке». После проведения игры все участники садятся в круг и идет обсуждение процесса.

Рефлексия:

- Что ты чувствовал, когда проходил по «ручейку»?

- Что было более приятно?

- Что не нравилось?

Особое внимание на анализ двух групп участников, ведущие «ручейка» и ведущие в «ручеек».

Для ведущих могут быть вопросы:

- Что ты испытывал, когда встречал человека для прохождения в «ручеек»?

- Какие эмоциональные силы ты вложил для того, чтобы человек почувствовал твою ласку?

Вопросы необходимо составлять индивидуально каждой группе, анализ чувствования необходимо проводить по желанию участника, очень чувствуя его эмоциональный настрой. Если ребенок отказывается говорить, оставить его наедине со своими чувствами и дать возможность послушать других.

Конспект занятия по игре «Дорисуй портрет»

Цель: Развитие коммуникативных связей в группе (на первом этапе), анализ каждым участником своего места в этой группе и отношения друг к другу.

I этап

Предложить каждому участнику нарисовать собственный портрет с последующим обсуждением в группе: «Что я хотел отобразить в собственном портрете?» (помыслы, стремления, желания).

Прорисовкой собственного портрета и его презентации участник раскрывает свой внутренний мир перед всей группой (если участник отказывается рисовать свой собственный портрет, предложить нарисовать сказочное животное, которое существует и также предложить рассказать о нем).

II этап

Более сложный рисунок, необходимо проводить, когда налажен полный контакт с участниками, и вы знаете, что никто друг друга не обидит.

Участники сидят в кругу, предлагается взять один фломастер и работать им до конца процесса. Каждый участник по сигналу ведущего начинает рисовать свой собственный портрет (в правом верхнем углу написать свое имя, в левом дату). Следующий сигнал обозначает передачу портрета другому участнику для дорисовки, так процесс рисования идет до тех пор, пока портрет не вернется к первоначальному автору.

Обсуждение:

- Каким я вижу себя в групповом, авторском исполнении моего портрета?

- Как ко мне относятся участники группы? Из чего я об этом узнал(а)?

- Нравится ли мне собственный портрет? Почему?

- Похож(а) ли я на самого(у) себя на портрете?

II Практический этап.

На этом этапе детям можно также предложить следующие игры: «Доброта», «Восточные стихи», «Пианино», «Какой он?», «Пересядьте все те, кто…» (см. приложение №9)

Конспект занятия по сказкотерапии.

I этап «Колобок» (русская народная сказка).

Всем хорошо известна сказка «Колобок», а сегодня мы предлагаем сочинить вам новую сказку на основе хорошо известной (с теми же героями).

Варианты:

- совместное сочинение по цепочке;

- индивидуальное сочинение;

- сочинение сказки в малых подгруппах.

Цель: создание новой сказки в соответствии с формированием понятия дружбы.

Задачи:

1. Развивать у детей чувство взаимопомощи, взаимодействия через сказку.

2. Воспитать нравственные качества, умение работать самостоятельно и в группе.

3. Развитие мышления.

Рефлексия:

- Как вам было легче работать вместе или отдельно?

- Чья сказка больше понравилась? Почему?

- Какого сочинения сказка вам нравится больше народного или собственного?

II этап Сказка «Добро и Зло»

1. Рассказать детям начало сказки «Добро и Зло». Их задача закончить сказку.

Цель : Создание окончания сказки, развитие креативности.

Варианты и задачи использовать те же, то и на I этапе.

Рефлексия:

- Как вам было легче работать вместе или отделно?

- Чья сказка больше понравилась? Почему?

- Какой образ сказки вас больше привлекает? Почему?

- Какой герой вам ближе?

2. Изотерапия.

a) Предлагаем детям создать образ доброго и злого героя, при этом дав им имена (индивидуально).

b) Нарисовать запомнившиеся фрагменты сказки (малая группа).

c) Изобразить сцену встречи доброго и злого героя (малая группа или индивидуально).

Рефлексия:

- Какого героя было изображать легче: доброго или злого? Почему?

- Почему именно этот фрагмент вам запомнился больше?

3. Пантомима

Изобразить доброго и злого героя, их встречу. Изобразить запомнившийся фрагмент сказки.

Рефлексия:

- Какого героя было легче изображать? Почему?

- Что получилось и не получилось при изображении герое сказки?

Экскурсия. Поход в лес.

(конспект занятия)

I этап.

Сначала проводим конкурс «Правила поведения на природе» (см. приложение №2).

Цель конкурса: Сформировать у детей правила поведения на природе.

Задачи:

1. Воспитать эстетические, нравственные качества, правила поведения.

2. Развить представления «что можно, а что нельзя», как вести себя на природе.

3. Дать основы поведения на природе.

Повторив или изучив все правила поведения, еще раз закрепляем материал.

II этап.

Идем на экскурсию в лес, по дороге, указывая на дерево или растение, птицу или насекомое, спрашиваем: «Знаете ли вы что (кто) это?» В случае положительного ответа дети рассказывают то, что знают. В случае отрицательного ответа, поясняем.

По дороге собираем лесной материал (шишки, листочки, веточки и т.д.)

III этап.

Предлагаем детям изготовить поделки из собранного в лесу материала. Устраиваем выставку.

Конспект занятия по разгадыванию кроссвордов.

Предлагается детям немного расслабиться, развлечься, но в то же время подумать или узнать что-то новое.

Цель: Дать детям возможность повторить или узнать немного нового через индивидуальное, групповое и микро-групповое разгадывание кроссвордов.

Задачи:

1. Развивать знания, умения детей взаимодействовать.

2. Воспитывать чувство сплоченности, взаимодействия или умение самостоятельно работать.

3. Дать возможность получения новых знаний.

Варианты:

- Самостоятельное разгадывание кроссвордов, проверка своих знаний.

- Разгадывание в малой группе.

- Совместная работа, предоставляющая возможность каждому предложить свой вариант ответа.

При варианте №1 разгадывание носит соревновательный характер. При варианте №2 тоже способствует стимулу детей стать первыми, показать свои знания. При варианте №3 работа направлена на сотрудничество, взаимодействие.

Учитывая возраст (дети не умеют читать и писать) педагог должен помогать в этом. При варианте №3 кроссворд может быть начерчен на асфальте, песке, земле (если проводится на улице) или доске (если в помещении).

Рефлексия:

- Как вам было легче: вместе или самостоятельно?

- Что вы узнали нового или повторили?

- Как было интересно работать: одному или вместе?

III Результативный этап.

На этом этапе детям можно предложить следующие игры: «Доброта», «Волшебная рука» (см. приложение №9).

Упражнение «Паровозики»

(для всех возрастных групп)

Цель: Выявление сплоченности микрогруппы, взаимного доверия.

Задачи:

1. Развитие способности доверительного отношения в микрогруппе.

2. Воспитать у детей чувство ответственности.

3. Поднять настроение, сформировать чувства ответственности, доверия, сплоченности.

Ход игры:

Предлагаем детям разбиться на тройки. Каждая тройка представляет собой «поезд». «Паровоз» - идет первым с вытянутыми вперед руками, «вагон» – передает управление, «машинист» – управляет всем поездом. При этом у вагона» и «паровоза» завязаны (или закрыты) глаза. По окончанию игры подводим итоги: кто активно участвовал (тройка), кто внес что-то новое в правила, хвалим и благодарим за участие.

Рефлексия:

- Насколько было спокойно в роли «паровоза»? (он шел первым, но не знал куда).

- Насколько можно доверять «машинисту», «вагону»?

- Как это было – быть в роли «паровоза», «вагона», «машиниста»?

Изменения.

Дети могут меняться командами, могут вносить свои предложения. Управление может осуществляться как вербально, так и тактильно, а может в совокупности.

Результаты проекта.

Результатом реализации проекта предполагается:

1. Создание условий для эффективного осуществления прав и дружеского взаимодействия детей в различных видах творческой деятельности, для развития, организации досуга.

2. Создание условий для развития коммуникативных способностей ребенка.

3. Формирование у ребенка знаний об окружающем мире.

4. Позитивный результат в саморазвитии ребенка через активный процесс в сотворчестве с взрослыми, детьми, окружающим миром.

5. Формирование чувства ответственности, уважения друг к другу и окружающему миру.

Практическими результатами реализации проекта предполагается:

1. Экскурсия в лес.

2. Организация выставки творчества детей в результате экскурсии (поход в лес).

3. Издание авторской книги сказок детей.

4. Создание стенда по организации мероприятий по совместному творчеству детей.

5. Организация выставки рисунков детей.


Приложение №1

Игра – путешествие.

«По лесным тропинкам»

Ведущий :

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь мы свои!

Участвуют две команды: «Березка» и «Елочка». В командах по 10-15 человек.

I . Представление команд.

Команда

«Елочка»

Под широкой темной елью

Прошлогодней пахнет трелью.

Подойдешь ты к ней – иголки

Под подошвами скользят,

Ведь в обычае у елки

Круглый год менять наряд.

Ель знакома нам всем с детства, без нарядной елки и праздника нет. Круглый год ель зеленая. А почему? Да, потому, что листок-иголка живет 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года. Одни иголки опадают, а другие растут. Любят ель птицы. И медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живет ель до 1200 лет.

Команда

«Березка»

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, сколько стихов сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают мебель, фанеру. А береста, кора березы, готовая природная бумага.

II . Разминка команд.

Команде

«Елочка»

Назвать три породы лиственных деревьев.

Команде

«Березка»

Назвать три породы хвойных деревьев.

III. Конкурс «Грибная полянка»

Ведущий:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы.

Что это?

Берем по лукошку

И скорее в путь-дорожку.

Разбежались по полянке

Мухоморы и поганки,

Рыжики, боровики,

Чтобы сбить тебя с пути.

Задание командам:

Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить (грибы из папье-маше или из бумаги).

Команде

«Елочка»

Почему гриб подберезовик, так называется?

Команде

«Березка»

Почему гриб подосиновик так называется?

IV. Конкурс капитанов «Лесные жалобы»

Команде

«Елочка»

Ох, и не любят меня люди. Голос им мой не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что я беду приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я? (сова)

Команде

«Березка»

А меня все бояться, потому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку. А не враг. Кто я? (летуча мышь)

V. Конкурс «Животный мир леса»

Ведущий:

Все-все на свете, на свете нужны.

И мошки не меньше, нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все подряд:

Кто делает мед

И кто делает яд!

Задание: Из отдельных разрезанных частей картинки собрать портрет животного (по 1 человеку от команды).

VI. Конкурс «Птицы – наши друзья»

Ведущий:

Так весело в густом лесу.

На ветках птицы распевают,

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

Задание:

Команде

«Елочка»

Назвать 3 зимующих птиц.

Команде

«Березка»

Назвать 3 перелетных птиц.

VIII. Совместное выступление «Берегите природу»

1. Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2. Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

3. Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие животные и растения стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

4. Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже, в нее записаны животные и нашей страны.

5. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране, в нее записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.

6. Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

7. Чтоб пустыни нагрянуться не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

8. Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

9. И тревога за жизнь неустанно:

Гибнут звери, птицы, цветы.

И гибнут люди беспрестанно,

Унося с собой часть красоты.

Так скорее под звездною сенью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите

Человека всех наций и рас!

Жюри оценивает конкурсы зеленым кружком за каждый правильный ответ. Дополнительные кружки даются команде, первой правильно справившейся с заданием. Побеждает команда, получившая в ходе игры больше кружков.

Приложение №2

Конкурс

«Правила поведения на природе»

М.И. Ухова, г. Бийск, республика Башкортостан.

Участники по очереди (в кругу) говорят правила поведения на природе.

1. Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито.

2. Нельзя шуметь, т.к. можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса.

3. Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их в вазу.

4. Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар.

5. Нельзя купаться, если водоем незнаком – там могут быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни на дне.

6. Нельзя пить не кипяченую воду из открытого водоема.

7. Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки.

8. Нельзя ловить бабочек, жучков и других мелких обитателей леса и т.п.

Приложение №3

«Мультвикторина»

Т.Н. Попова Тамбовская область.

1. Кто из героев любит произносить: «Ребята, давайте жить дружно!» (Кот Леопольд).

2. Популярный американский герой мультфильма. (Микки Маус).

3. Как звали старушку, любившую крыс? (Старуха Шопокляк).

4. Назовите имя мальчика, который на время оставил своих родителей, чтобы прожить в деревне со своими друзьями. (Дядя Федор).

5. Как дразнили рыжеволосого мальчика? (Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой).

6. Что говорили два мышонка в конце серии коту Леопольду? («Прости нас, Леопольд»).

7. Назовите адрес Карлсона. (крыша).

8. Что больше всего любил Карлсон? (варенье).

9. Что подарил Винни-Пух ослику на День рождения? (горшок без меда).

10. У кого были в гостях Винни-Пух и Пятачок рано утром? (у Кролика).

11. Куда отправился Айболит по телеграмме? (в Африку).

12. Что ответил Антошка, когда его позвали копать картошку? («Это мы не проходили, это нам не задавали…»).

Приложение №4

Зеленый мир.

На лугу (Виктор Кологрив)

Дорогой друг! Мы расскажем тебе о растениях и животных, которых можно встретить на лугу, в лесу и на речке.

Луг бывает большим – в поймах рек и маленьким – на лесных полянах. Маленький луг называют луговиной. Всякий луг и всякая луговина хранят в себе множество тайн.

Постарайся больше узнать о растущих на лугу цветах. Понаблюдай за животными, которые живут в лугах или приходят туда поесть сочной травы.

Свои наблюдения заноси в дневник. Они пригодятся тебе и в дальнейшем – помогут лучше понимать природу.

И еще – никогда просто так, без цели или под предлогом, что «они вредные», не лови и не дави всяких букашек, не пугай зверьков и птиц, не рви цветов.

В природе нет вредных животных и растений. Это мы, люди, считаем вредителями некоторых из них, потому что они нам иногда досаждают. Но в природе все взаимосвязано и целесообразно.

Растения.

Растений на Земле более 500 тысяч видов. На рост каждого из них влияют тепло, свет, вода, почва, ветер.

Почти все растения обожают ветер и есть за что. Он помогает им размножаться: опыляет цветки, рассеивает семена. Распространяют семена растений и животные: звери переносят их на своих шубах, птицы на перьях. А те растения, у которых семена спрятаны в коробочки, сами о себе заботятся. Если какая травинка заденет такую коробочку, она тут же выстрелит и разбросает семена вокруг.

Насекомые.

Насекомые одни из самых древних животных на Земле. Если приглядеться к любому из них, то у каждого можно заметить по шесть ножек. Есть и еще общий признак – брюшко состоит как бы из колечек. Со спины они похожи на насечки. Вот вам и насекомое, от слова «насекать».

Природу без насекомых представить невозможно.

Загадка: Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук).

Птицы.

Птицы есть совсем маленькие, со стрекозу. Это – колибри. Есть очень большие, выше и тяжелее человека. Это – страус. Живут птицы там, где для них есть пища. Запросы же у птиц разные. Кто предпочитает зерно, как овсянка. Кто – рыбу, как баклан. Кто – семена деревьев, как кедровка. Но почти все птицы едят насекомых. Все птицы полезны.

Загадки:

- В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик).

- Спереди шильце, сзади вильце, снизу полотенце. (Ласточка).

Звери.

Всех зверей, за исключением ехидны и утконоса, называют млекопитающими, т.к. они не откладывают яиц или икринок, а рождают похожих на себя детенышей.

Интересно узнать повадки зверей, они, как и люди - одни смелые, другие – трусишки, смекалистые и не очень, трудолюбивые и лентяи.

Приложение №5

Это интересно!

Хомячки

Для многих любителей животных держать в доме хомячков стало так же обычно, как скажем, кошек или собак. Но наверняка не все хозяева этих милых и забавных зверьков знают, что их питомцы произошли всего лишь от одной семьи сирийского золотистого хомячка.

А произошло это вот так. Почти 70 лет назад сирийский зоолог, находясь в экспедиции, случайно наткнулся на незнакомого грызуна, раскопал нору и на глубине 2,5 метров нашел самку с детенышами. Ученый забрал зверьков с собой. Через год три самочки и один самец принесли ему 150 потомков. Так началось триумфальное шествие хомячков по всему миру. Из золотистого хомячка первоначальной окраски в результате разведения были выращены хомячки с разным цветом шерсти: пятнистой, бежевой, черной, серой и голубой, а также альбиносы.

Хомячки стали любимыми домашними животными. Они маленькие, смешные и чистые. Легко приручаются. Любят играть со своими хозяевами и показывать акробатические трюки.

Хомячков нужно содержать в прочной проволочной клетке или террариуме, т.к. деревянное жилище они могут прогрызть.

В природе хомячки живут в норах, которые разделены на спальню, кладовую, туалет.

Хомячки любят играть с картонными или пластмассовыми трубками.

Самочка рождает 6-12 крошечных детенышей. Они голые и слепые, но с хорошо развитыми резцами. Через 3 недели хомячки становятся самостоятельными.

Приложение №6

Это интересно!

Малиновки

Как только появляются первые проталины, в лесу начинают петь малиновки. Они вернулись с зимовки, и радуются теплому весеннему солнцу. Их звенящая, немного скрипучая песня заглушает все прочие лесные голоса. Но особенно хорошо и много поют малиновки на утренней и вечерней зорях. Поэтому у них есть еще одно название – зарянки.

В начале мая самочки малиновок строят гнезда, размещая их между корнями трухлявых пеньков, в трещинах стволов, в углублениях на земле под прикрытием травянистых растений или папоротников. Они откладывают в гнездо 5-7 розоватых с мелкими бурыми крапинками яиц. Через две недели появляются птенцы. Кормят их оба родителя, принося пищу более 300 раз в день! Питаются малиновки червяками, пауками, насекомыми, многоножками, которых собирают на земле, в лесной подстилке. В конце лета и осенью охотно склевывают ягоды и семена.

Птенцы подрастают быстро и вскоре покидают гнездо. Сначала они почти не летают, ловко бегают в траве, затаиваясь при малейшей опасности. Родители еще какое-то время продолжают о них заботиться, но как только птенцы окончательно взрослеют, расстаются с ними, чтобы приступить ко второй кладке. А птенцы первого поколения по одиночке начинают кочевать по лесу.

Малиновки приносят пользу, уничтожая множество вредителей. Поэтому желательно привлекать их в парки и сады, подкармливая в осеннее время и охраняя места гнездования весной.

Приложение №7

Природа моего края.

(конкурс рисунков)

Предлагается детям нарисовать природу родного края.

Оборудование: бумага А4, карандаши цветные, фломастеры, краски.

Посередине листа проведи ровную линию от края до края. Это – горизонт, черта, где небо как бы сливается с землей. В нижней части листа земля, вверху небо.

Дальше дети проявляют фантазию и рисуют кто, что хочет.

По окончанию работы проводим рефлексию. Дети говорят: почему они нарисовали именно такую природу, чем было удобнее рисовать и т.д.

Предлагаем детям устроить выставку для сравнения и анализ продуктов деятельности, ведь начало одинаково, но каждый проявил индивидуальность.

Приложение №8.

Кроссворд «О лете»


По горизонтали:

1. Никак не могу понять я:

Похожи кусты, как братья.

А ягоды у них разные –

Черные, белые, красные.

(смородина)

5. На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

(бабочка)

6. Растут у нас в лесочке

Лиловые звоночки.

(колокольчик)

7. Лето житель луговой

Встретил в шапке меховой.

(одуванчик)

По вертикали:

1. Ставят дома из травы и цветов,

И постепенно увозят с лугов.

(стог)

2. Росла на лугу –

Оказалась в стогу.

(трава)

3. «Пускай зима, - говорит Кузьма, -

А я на возу, лето везу»

(сено)

4. В желтой шапке набекрень

Головой вертит весь день.

(подсолнух)


Кроссворд «Овощи»


По горизонтали:

1. Под кустом в земле плоды –

Человеку за труды.

(картошка)

2. Привязан кустик к колышку,

На кустике – шары,

Бока, подставив солнышку,

Краснеют от жары.

(помидоры)

4. Нужнее всех из овощей

Для винегретов и борщей

Из урожая нового

Красавица лиловая.

(свекла)

6. Сколько стрел растет на грядках,

А стрельнуть нельзя ребяткам.

(лук)

По вертикали:

1. Воду пьет – себя торопит,

И растет, и листья копит.

Набирает вес кубышка,

В середине кочерыжка.

(капуста)

3. Все узнают молодца,

Что растет на грядке:

Он побольше огурца,

Толстый он и гладкий.

Тоже держится за плеть,

Приходите посмотреть.

(кабачок)

5. Играли в прятки ребятки с грядки,

И прямо с грядки попали в кадки.

(огурцы)


Кроссворд «Лесные загадки»

1

2

11


12

10

По вертикали:

1. За горами, за полянами,

За высокими лесами,

Хищник – ворчище,

Ночами рыщет, добычу ищет,

Зубами щелк, щелк. Кто это?

(волк)

2. Серый зверюшка, длинные ушки.

А хвостик – клубком,

Спит под кустом.

Там его дом.

Зима наступает –

Шубу меняет.

Кто его знает?

(заяц)

5. Круглый да гладкий,

Он рос не грядке.

На ветке висел

На солнышке зрел.

Белка нашла и в дупло принесла.

(орех)

7. На узкой дорожке –

Голова да рожки.

Кто так медленно ползет?

На себе свой дом везет?

(улитка)

9. Проворная зверюшка

Живет в дупле-избушке.

Целый день скок-поскок,

Сыскала грибок,

Нанизала на сучок –

Заготовила впрок.

(белка)

7. По чаще идет

Таежный хозяин –

Валежник ломает,

Пчел разоряет.

Что за зверь?

Кто угадает?

(медведь)

По горизонтали:

3. Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур персчитала.

И горлана-петуха

Унесла с собой в леса.

(лиса)

4. На поляне лесной,

Под могучей сосной

Стоит старичок

На нем бурый колпачок,

Колпачок на бочок

Кто в лесу бывает –

Тот его знает.

(боровик)

6. Стоит при дорожке

На тоненькой ножке.

Пестрой шляпкой покрыт

Несъедобен – ядовит.

(мухомор)

10. Кто на дереве сидит,

Клювом дерево долбит?

По рябине стук да стук –

Вылезай скорее, жук.

Будет птице на обед

Очень вкусный короед.

(дятел)

11. Растут на ней иголки,

Тонкие и колкие,

И шишки смолистые,

Липкие, душистые.

Она под Новый год

В гости к нам придет!

Стройная, пушистая,

С огнями золотистыми.

(елка)

12. Он похож на елку,

Шуба вся в иголках.

Бежит по дорожке.

Топ-топают ножки.

Мимо леса, мимо елок,

На спине пятьсот иголок.

Вдруг увидел волка,

Поднял все иголки.

Стал на мячик он похож.

Кто это?

(еж)


Приложение №9

Картотека игр

Упражнение «Пересядьте все те, кто…»

Участники садятся по кругу. Водящий стоит в центре круга.

Инструкция : «Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак называет ведущий. Например, «пересядьте все те, кто любит мороженное». Участники меняются местами. При этом, кто стоит в кругу, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот кто останется без места, выходит в круг и продолжает игру».

Упражнение «Восточные стихи»

Для создания веселой атмосферы можно использовать сочинения восточных стихов. Детям объясняется принцип, по которому складываются восточные стихи, и предлагается побыть поэтами. Можно сочинять индивидуально, а затем зачитывать свои стихи, а можно сочинять всей группе вместе.

Правила «Восточного стихотворения»:

Главное слово (существительное).

Прилагательное, прилагательное.

Глагол, глагол, глагол.

Фраза, выражающая отношение.

Существительное (заключительная мысль).

Упражнение – игра «Я – Луноход»

Один участник (доброволец) начинает ползать на коленях и говорить: «Я – Луноход – 1». Тот, кто засмеется, становится следующим «Луноходом», ползает и говорит: «Я – Луноход – 2» и так далее, пока все участники станут «Луноходами».

Упражнение «Пианино»

Все усаживаются в ряд, кладут свои руки на колени ладонями вверх и закрывают глаза.

Таким образом, создается «клавиатура».

Вначале для ознакомления с игрой каждый из участников, ощутив касания пальцев преподавателя, быстро произносят то, в чем никогда не ошибаются – свое имя.

На втором этапе преподаватель может «раздать» детям различные звуки безотносительно к их высоте или длительности (звуки голосов птиц, животных, мелодии и звуки музыкальных инструментов и т.д.).

Наиболее сложным представляется этап, развивающий музыкальную память: участникам «даются» нотки октавы в ее последовательности, а преподаватель может «сыграть» мелодию.

Можно попробовать еще один вариант игры, при котором участники получают целые музыкальные фразы или слова, складывающиеся в обычные или забавные предложения по мере их «проигрывания» педагогом.

Импровизируйте в поиске радости.

Упражнение «Паутина»

Для прочувствованию сплоченности группы.

Материал – клубок ниток.

Инструкция : «Сядьте в круг. У каждого из вас сейчас есть возможность назвать свое имя и рассказать о себе».

Эту игру начинает ведущий. Он берет клубок ниток и сказав что-то о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок ребенку, сидящему напротив: («договориться» глазами) «Если хочешь, ты можешь назвать свое имя и что-нибудь рассказать о себе, если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему».

Таким образом, все дети оказываются в «паутине».

Поговорите с детьми на разные темы, которые могут способствовать групповой сплоченности.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы думает, почему мы составили такую паутину?

- Что нам помогло создать такую мощную паутину?

После обсуждения паутина распутывается: каждый участник возвращает клубок предыдущему, называя его по имени, пока клубок не вернется к ведущему.

В процессе распутывания нить может запутаться. Такую ситуацию можно прокомментировать с юмором, сказав, например, что члены группы уже «тесно связаны между собой».

Вопросы для обсуждения:

- Все ли высказались?

- Что почувствовали?

- Чьи рассказы заинтересовали?

- Трудно ли было говорить о себе?

- Кто в группе вызвал любопытство?

Упражнение «Какой он?»

Может использоваться для активизации участников, и как заключительное: позволяет стимулировать эмоции.

Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан.

Упражнение «Имя и движение»

Упражнение позволяет прочувствовать себя и свою принадлежность в группе, задействовав свое тело, дает возможность представить себя группе необычным способом.

Инструкция : «встаньте в круг. Сейчас каждый из вас, по кругу, сделает шаг вперед и сделает какое-то движение или встанет в какую-то позу, т.е. представит так себя и скажет свое имя. После этого все мы побудем этим человеком и на счет – раз, два, три! – все вместе повторим его имя и движение»

Можно продолжить упражнение – сделать еще круг, но «изображать» уже иное движение, которое отражает, каким бы ты хотел быть!»

Упражнение «Волшебная рука»

Инструкция: «На листе обводим свою руку. На пальчиках пишем свои хорошие качества, а на ладошке - то, что ты хотел бы изменить».

Обсуждение (рефлексия):

- Когда тебе было трудно говорить о себе: при поиске положительных качеств или отрицательных качеств?