Главная              Рефераты - Разное

С. С. Суразаков оставил глубокий след как один из талантливейших мастеров-педагогов высшей школы, как мудрый наставник молодежи, как трудолюбивый ученый-фольклорист, поэт огромного дарования, воспевший свою родину - реферат

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г.Горно-Алтайска».

Творчество С.С.Суразакова

Выполнила: Каменова Назгуль,

8 класс

Научный руководитель:

Елена Владимировна Бадакина

г. Горно-Алтайск

2009г.

Содержание.

Введение.

1. Сайдыс в мифах и легендах алтайцев.

2. Родословная С.С.Суразакова.

3. Творчество С.С.Суразакова, его вклад в алтайскую литературу.

4. Литературный музей имени С.С.Суразакова.

Заключение.

Приложение.

Литература.

Введение.

В последнее десятилетие в Республике Алтай при школах было создано много литературных музеев, посвященных алтайским писателям. Так, например в селе Ело Онгудайского района музей имени Э.М.Палкина, в селе Сайдыс Майминского района музей имени С.С.Суразакова.

С.С.Суразаков оставил глубокий след как один из талантливейших мастеров-педагогов высшей школы, как мудрый наставник молодежи, как трудолюбивый ученый-фольклорист, поэт огромного дарования, воспевший свою родину – Горный Алтай. Особенно его интересовал героический эпос алтайского народа. Именно вдумчивая кропотливая работа по записи героических сказаний способствовала тому, что С.С.Суразаков стал одним из теоретиков и алтайской сказительской школы. Все научные выводы и художественные переживания вызревали в тайниках его ума и души и выливались в книги. Поэтому-то читая их, начинаешь сопереживать автору, видеть методы и способы его исследовательской работы в науке и художественной литературе.

Изучение его творчества, родословной, изучение литературного музея ( с момента его создания и до сего дня) позволяет определить линии развития алтайской литературы.

При исследовании данного реферата поставила перед собой цель:

1.Рассмотреть творчество, изучить родословную С.С.Суразакова; рассмотреть литературный музей.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- изучить историю села, где родился и вырос С.С.Суразаков.

- изучить творчество писателя, его родословную;

- исследовать публицистическую линию литературного музея как отражения духа времени.

Задачей культуры, литературы в данном случае, становится накопление, анализ и передача будущим поколениям позитивных жизнеспособных традиций и знаний, а также объектов культурного наследия, которые являются ничем иным как материальными носителями этих знаний.

Сайдыс в мифах и легендах алтайцев.

В литературном музее с.Сайдыс содержатся материалы по истории создания села, усилиями энтузиастов-учителей, учащихся собраны этнографически-прикладная материальная культура, исторические материалы. Особенно познавательна история создания села в мифах и легендах алтайцев.

В мифе о Сайдысе рассказывается о том, как много веков назад монгольские завоеватели добрались до центра Горного Алтая, оказались на перевале Сартамыр. Увидели они зеленую, окруженную невысокими горами долину. Враги залюбовались красотой долины и решили отдохнуть у реки. В спешке ринулись в долину – в топкое болото. Красивая зеленая долина оказалась страшным болотом для монгольских лошадей, привыкших к твердой, песчаной почве. Тысячи монгольских лошадей завязли в болоте.

Местные жители, майминцы, увидев, как тонут лошади, с криком бросились на врагов: «Сай! Сай!», что в переводе означает «Коли! Коли!». Сотни пик майминских мужчин и женщин расправились с большинством завоевателей.

С тех пор зеленая долина называется Сайдыс (мы кололи). Перевал, где шла битва майминцев с монголами, бросившими на болоте лошадей, бежавшими, спасаясь от смерти, называется «Jуу-Ашкан» (Война прошла), а долину за перевалом от Сайдыса называют «Jуу-Чак» (Война).

До битвы с монголами Верхний Сайдыс назывался – Оро-Тон, Средний Сайдыс – Урен-Арт, Нижний Сайдыс – Ак-Кобы и Кайынзуур. Здесь и родился известный ученый, писатель Сазон Саймович Суразаков. Ак-Кобы – Белый лог, в этом месте каждый год цветет большое количество ромашек. Глянешь на поле, а оно белым-бело.

Гора Чаптыган издревле считается покровительницей рода чапты. Гора для этого рода считалась священной. Люди всегда поклонялись ей.

Раньше на горе был пожар, после чего на ней образовалось голое место, где до сих пор нет деревьев. Там, по семейным преданиям, прапрадед С.С.Суразакова совершал обряды поклонения Ульгеню – главному божеству алтайцев, «общался» с духами-покровителями рода. Удивительно могуча эта гора! Уже с подножья чувствуешь на себе ее завораживающую силу! Может быть, это исходит от воздуха, настоенного на темнозеленых пихтах и ветвистых кедрах, на малине и смородине, на душистых травах Алтая? Здесь кончается суета повседневной жизни и человек чувствует себя частицей Планеты, Космоса, Вселенной.

Есть об этой горе легенда:

Однажды соседняя гора Адаган поссорилась с Чаптыганом. После чего Адаган стал кидать камнями в Чаптыган, а Чаптыган – кедровым лесом. Гора Чаптыган начал гореть и там все сгорело.

С тех пор на горе Чаптыган много камней и мало деревьев.

Родословная С.С.Суразакова.

Про С.С.Суразакова известно и написано довольно много в основном о его творчестве и педагогической деятельности. Недостаточно раскрыта его общественная деятельность, и почти не изучена родословная семьи Суразаковых. В литературном музее собран материал о родословной семьи С.С.Суразакова до восьмого поколения.

Родословная начинается от шамана Jадыная. Он славился в северном Алтае, как шаман большой личности. Его боялись и уважали. Шаманы бывают разного направления: лечащие, ясновидцы,борющиеся с разными недугами, защищающие родовое племя. Jадынай шаман 18 века. В основном, все шаманы Суразаковых были лечащими шаманами, поэтому народ относился к ним с уважением. Свое мастерство Jадынай передал сыну Таjы. Третьим поколением был Суразак , внук Jадыная. Он был женат на красавице Пестиек из рода кергил. И от Суразака распространилась фамилия Суразаковых. Семьи алтайцев были в основном многодетные. Часть детей Суразака и Пестиека проживали в Шебалинском районе, основная семья проживала в двух селах Сайдыса, майминского района.

Главным родовым шаманом был Ебечек. Про шамана Ебечека ходили легенды. Люди были свидетелями во время камлания шамана Ебечека: от дымохода аила мог идти ливень со снегом в летнее время или вокруг аила появлялись белые или черные собаки. Женщины и дети видели пляшущих чертей. Ебечек, видимо, обладал большой силой гипноза.

Если собрать всех внуков и правнуков Jадыная , получится более тысячи человек. Главной особенностью родословия Суразаковых было шаманство, которое переходило из поколения в поколение.

Одним из ярких личностей был Кам Онопрой – чапты, о нем говорят, что среди людей он появлялся редко, в основном обитал в тайге, во время старолуния уходил в лес;у него за пазухой находилось немного соли, в руках- маленький топорик и охотничий нож.

И в зимнюю стужу, осенью и летом он проживал в тайге. По рассказам очевидцев он сумел приучить диких коз, маралих, одомашнил волчат, за счет их молока и мяса жил в лесу неделями. Больные люди его к себе не звали, а сами ходили к нему на лечение, Онопрой был сильным камом, охотники и местные жители его сильно боялись. Они старались с ним не встречаться. Самые назойливые охотники часто возвращались с пустыми руками, могли и заболеть. Так, Онопрой превращался в грозу охотников и, защищая диких зверей, он наводил ужас не только на местное население, но и на русских переселенцев охотников. Русские староверы говорили, что в начале 19 века его убили казаки из Бийска. По всей вероятности, проклятие Онопроя настигло убийц все их семьи стали болеть падучей оспой. Когда члены их семей стали болеть и умирать, староверы были вынуждены покинуть алтайские территории.

Дальше род продолжил Матвеяк, дед С.С.Суразакова. О Матвеяке люди говорят немного. Хотя он тоже был шаманом, но по-видимому, силой гипноза не обладал. Единственное, что наши бабушки из поколения в поколение передавали, что он был мастером сказаний благопожелания молодым. Молодожены перед свадьбой всегда ходили к шаманам.

Из слов создателя музея М.В.Опонгошевой, которая слышала от своего деда Бабаева Алексея Степановича, 1952 года рождения, что кам Jадынай считался камом сел Ынырги Сайдыса. Он жил за Чаптыганом. Его сын Тади с шестнадцати лет начал камланить и он мог влиять на погоду, например он останавливал дождь. Жена Tajи родом из с. Сайдыс. Всего у него было семеро детей. Шесторо из них были его детьми, а седьмой –Суразак был незаконным сыном Tajи. По алтайским законам отец должен был содержать незаконно рожденного сына до шестнадцати лет.

Когда Суразаку исполнилось шестнадцать лет, отец отправил его и свою жену из Ынырги. Жена Tajи привела Суразака в Сайдыс и со слезами попросила Бабая, чтобы он не усыновил, а выдал за Суразака свою единственную дочь Пестиек.

Кам Бабай внимательно выслушав, согласился выдать дочь за него и решил обучить Суразака шаманству, так как он заметил в нем необыкновенного мальчика. Мальчик был рыжий, с зелеными глазами, смелый, ловкий, умный. И кам Бабай сыграл очень важную роль в судьбе Суразака. Впоследствии Суразак станет известным камом-шаманом.

Старший сын Ебечек был сильным камом, он лечил людей и предсказывал будущее. Особенно хочется рассказать об отце Сазона – Сайму Суразакове. Из слов Марии Викторовны Бабаевой: У Матвеяка и Кадышкана родился сын Сайму. Она говорит, что хорошо знает его. Жену Сайму звали Майна Адарина, у них было шестнадцать детей. Сайму как и его родственники был камом. К нему приходило много людей лечиться.

Родословную С.С.Суразакова продолжают его дети, внуки и правнуки. Дочь – Елена живет в г. Томске, младший сын – Владимир в г. Владимире, а старший сын Александр живет в г.Горно-Алтайске.

Творчество С.С.Суразакова, его вклад в алтайскую литературу.

Исследовательский талант С.С.Суразакова проявился очень рано. В возрасте 24 года он блестяще защитил кандидатскую диссертацию по теме, которая волновала его с юношеских лет – героический эпос алтайцев. Интересное и самобытное решение этой проблемы в дипломной работе обратило внимание профессоров. За его научным ростом в студенческие годы внимательно следили видные филологи Московского государственного педагогического института им. В,И,Ленина, максимально способствовали проявлению его таланта. Его учитель и наставник, один из ведущих тюркологов нашей страны писал: « Мне как тюркологу пришлось наблюдать развитие способностей С.С.Суразакова, как писателя и ныне крупнейшего исследователя алтайского фольклора, от студенческих лет до полного расцвета его таланта». Рекомендуя его в докторантуру, Н.А.Баскаков подчеркнул, что «уже имеющиеся исследования С.С.Суразакова могли бы в своей совокупности представлять собой в своей целеустремленности и теоретической осмысленности фундаментальное исследование», и, что он и «в настоящее время, до выполнения нового труда, по наличию своих научных работ уже вполне достоин ученой степени доктора филологических наук». Этот отзыв Н.А.Баскаков заключил такими словами: «Его работы получили общесоюзное признание и стали известны за рубежом».

В самом деле, С.С.Суразаков автор шести фундаментальных книг и многочисленных статей по алтайскому фольклору и литературе. Он осуществил подготовку издания десяти томов свода алтайских героических сказаний, дал научный комментарий к каждому сказанию. Огромны его заслуги в подготовке научного издания «Маадай-Кара» в серии «Эпос народов мира».

Много внимания уделил С.С.Суразаков изучению поэтики эпоса: сюжету, композиции, языку и стиху.

Своим зарождением и утверждением алтайская наука о литературе также обязана С.С.Суразакову. Именно с его именем связано начало систематического и глубокого изучения истории алтайской художественной литературы. Особенно значителен его вклад в научную периодизацию алтайской литературы, в выявление и изучение творчества целого ряда писателей, имена которых до недавнего времени не были известны широкому кругу читателей, но которые сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии художественной мысли и литературы в Горном Алтае.

Рассмотрим рассказ «Кайчы». Тема – конфликт между бедными и богатыми людьми.

Идея заключается в том, что автор хотел показать через образ сказителя жизнь алтайского народа.

Главный герой рассказа сказитель Канакуш. Можно сказать, что это тип романтического героя. Он странник, у него нет домашнего очага. Единственный его друг, спутник жизни – его конь. Есть мотив дороги. Понятие дороги можно растолковать по разному: жизненная, неизвестность, бессмертие. В этом рассказе через мотив дороги описывается вся жизнь Канакуша. Он не простой, а духовный сказитель. А духовные сказители предвещали будущее. И об этом говорится в конце рассказа. Согласно преданию, когда сказители исполняют кай, то оживляется все вокруг, и это тоже подтверждается в рассказе.

В этом рассказе раскрывается образ зайсанов. Они презирали и наказывали тех, которые боролись за себя, за народ и презирали богатых, это показано, когда Канакуш победил Каракая на состязании, то зайсан Бултук несправедливо наказал Канакуша и наградил Каракая, подарил коня. Причиной тому послужило то, что Канакуш презрительно отзывался о Караты-Каане, который был очень жестоким и властолюбивым.

И о том, что в одной бедной семье родился сын-богатырь, который повзрослев отомстил за свой народ.

О рассказе С.С.Суразакова «Кайчы» своим мнением поделился А.С.Бабаяков: Со слов моего деда С.Ю.Бабаякова Сазон Саймович описывает реальных людей, одним из них является человек по имени Канакуш 1879 года рождения, жившим в Нижнем Сайдысе на месте Кайрымеес. Он был сказителем. Он приходил к нам в гости, ростом был невелик, любил бороться, был крепким человеком, занимался охотой. В то время не было радио, телевизора, поэтому люди могли ходить в гости на два-три дня. Когда он бывал в гостях у нас, то люди частенько приходили в гости к нам или приезжали на лошадях, чтобы посмотреть на него и послушать кай в его исполнении. Он мог камланить до утра, то есть рассказывать сказки. Голос у него был пронизывающим и завораживающим, поэтому кому было тяжело, забывали про свою боль. Иногда люди рассказывали ему о своей горькой жизни. Канакуш всех внимательно выслушивал, сочувствовал и успокаивал.

Сазон Суразаков рассказывает о людях, которые действительно проживали в его родном селе. В рассказе «Картыс» автор хотел показать жизнь рабочих людей, которые вкладывают в свой труд душу и жизнь так называемых «интеллигентных людей», через образ Картыса. Люди вроде Картыса умеют только выражаться красивыми, заумными словами. По мнению Картыса интеллигенты должны жить среди народа, для народа, управлять народом. В действительности они не испытали трудную жизнь народа.

Через портрет Картыса мы узнаем его образ жизни, поведение, характер.

Автор с особым пристрастием относится к людям, знающим старину, в беседах незаметно заставлял их повторять рассказанное. Наверное, из этих рассказов и научных очерков, дневников прошлого века складывались описания, бытовые сцены, трагикомические эпизоды.

Создание литературного музея имени С.С.Суразакова.

Каждый человек, индивидуально и коллективно в составе своей семьи и своего народа является наследником целого комплекса знаний и представлений, которые были накоплены нашими предками в течение тысячелетий.

В1980 году в с. Сайдыс Майминского района приехала работать заслуженный учитель России Опонгошева-Бабаева Мария Викторовна. Она стала создателем литературного музея им. С.С.Суразакова. В своих воспоминаниях учитель отмечает, что на это ее подтолкнула потеря ученого, педагога, поэта. Именно ему и посвятили этот музей, т.к. ученый, писатель был родом из этого маленького села Сайдыс. В этом же году при школе был создан первый совет музея, состоявшей из учеников. Цель создания музея изначально была памяти отличившихся личностей Горного-Алтая, а именно профессора, писателя С.С.Суразакова, но со временем достоянием музея стали материалы о других почетных людях: поэта, ученого Георгия Васильевича Кондакова, Мирона Васильевича

Мундус-Эдокова. Также литературный музей ставил цель: выявление и собирание музейных предметов, коллекций, их изучение. Осуществление просветительской работы

В музее хранятся материалы, фотографии, воспоминания, книги. Одна из таких книг это «Сын вечного Алтая», где собраны воспоминания о С.С.Суразакове. Из воспоминаний Зои Саймовны-сестры С.С.Суразакова: « Он был моложе меня на три года. У наших родителей, как и у многих алтайцев дети часто умирали в младенческом возрасте. Из шестнадцати детей остались только старший брат Масей, сестра Тойлу, Малка, Сойон, Зоя, Сазон, Токтой, Куйкачы. В школе Сазон проявил себя способным учеником. Он с шести лет вместе со мной ходил в школу, потому что дома его не с кем было оставлять. В классном журнале его имя не значилось. Но он охотно выполнял задания учителей и вскоре из-за исключительных способностей был переведен досрочно во второй класс.

Также в музее хранятся материалы о студенческих и военных годах. С 1942 года он вместе с Зоей учится в Московском Литературном институте имени Карла Либкнехта. В Москве все обязанности перешли Зое Саймовне как старшей сестре. Шла война. В ожесточенных боях за освобождение Смоленска Сазон Саймович был тяжело ранен в правую руку.

Содержательный материал литературного музея можно разделить на два больших блока: 1. этнографический - история села Сайдыс.

2. собственно историко-культурологический аспект, где ярко выделяются имена С.С.Суразакова, М.В.Мундус-Эдокова, Г.В.Кондакова.

Заключение.

Слишком рано оборвалась жизнь доктора филологических наук, профессора, известного алтайского поэта и прозаика, замечательного педагога, наставника молодых ученых, очень сердечного, доброжелательного Человека Сазона Саймовича Суразакова.

Он автор вузовских и школьных учебников по алтайской литературе и фольклору, замечательный художник слова, выпустивший шесть сборников поэтических и прозаических произведений, многие стихотворения известны всесоюзному читателю и стали хрестоматийными в лучшем смысле этого слова.

В творчестве С.С.Суразакова значительное место заняла поэтическая обработка и стилизация мотивов народных преданий, легенд, сказаний, песен, сказок. Умелое использование устной поэзии родного народа делает его произведения глубоко национальными и народными.

Знакомство с творчеством, родословной, с литературным музеем имени С.С.Суразакова привело нас к выводу, что без него трудно бы представить село Сайдыс, узнать многое из истории села, рассмотреть мифы и легенды алтайского народа проживающего на территории Сайдыса. При рассмотрении музея многое узнали о его создателе М.В.Опонгошевой-Бабаевой, которая до сих пор переживает о судьбе созданного ею музея. Было собрано много материала о родословной семьи Суразаковых, творческий путь С.С.Суразакова.

Материалы музея пополняются и по сей день руководителем и учителем истории Горного Алтая А.С. Бабаяковым, который постоянно старается пополнить литературную базу. Также для работы привлекаются школьники.

Цель музея – сохранить историю села, память великого сына Алтая.

Из материалов которые рассмотрели, можно сказать, что цели и задачи поставленные в начале исследовательской работы были достигнуты в полном объеме. Реферат был написан на базе литературы, находящейся в музее, в краеведении.

Практическая значимость реферата состоит в том, что эту работу можно использовать на уроках алтайской литературы, вечерах посвященных писателю, кружках.

Литература.

1. Казагачева З.С. «Зарождение алтайской литературы». Г-А.1972г.

2. Казагачева З.С. «Сын вечного Алтая». Г-А.1990г.

3. Каташ С.С. « Лик Алтая». Г-А. 2000г.

4. Суразаков С.С. « О развитии алтайской советской литературы».1960г.

5. Суразаков С.С. « Слово о моем Алтае». Г-А. 1985г.

6. Воспоминания М.В. Опонгошевой, А.С.Бабаякова.