Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности

ПРИНЯТО

Ученым Советом

Протокол № __

от «__» __________ 2010 г.

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

___________Федулин А.А.

«__» _______2010 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

080401.65 «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ»

(Товароведение и экспертиза товаров в области стандартизации,

сертификации и управления качеством)

НА 2011 ГОД

Москва, 2010

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы составлены на основании ГОС ВПО.

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы рассмотрены и утверждены на заседании кафедры:

«Материаловедение и товарная экспертиза»

Протокол №___ «___» _____________2010 г.

Зав кафедрой Тюменев Ю.Я.

Разработчики программы

преподаватели кафедры:

к.т.н., профессор кафедры «Материаловедение и

товарная экспертиза» В.И. Стельмашенко

к.т.н., профессор кафедры «Материаловедение и

товарная экспертиза» Ю.Я. Тюменев

Согласовано:

проректор по учебной работе Н.Г. Новикова


Содержание

Общие требования к выпускной квалификационной работе

4

Выбор темы выпускной квалификационной работы

5

Структура и содержание выпускной квалификационной работы

6

Реферат

7

Введение

7

Методические указания по выполнению основных разделов выпускной

квалификационной работы

1.

Социально-экономический раздел

7

2.

Товароведно-экспертный раздел

8

Научно-исследовательский раздел

15

3.

Организационно-экономический раздел

21

Общие выводы и практические рекомендации

22

Список использованных источников

22

Приложения

23

Правила оформления выпускной квалификационной работы

23

Общие требования к изложению пояснительной записки

23

Условные обозначения, символы, единицы и требования

25

Написание формул

26

Иллюстрации

27

Таблицы

28

Приложения

29

Список использованных источников

30

Оформление графического материала

30

Список рекомендуемой литературы

30

Приложение 1

34

Приложение 2

35

Приложение 3

36

Настоящие методические указания предназначены для студентов, выполняющих выпускную квалификационную работу по специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров (в области стандартизации, сертификации и управления качеством), а также для руководителей и консультантов выпускных квалификационных работ.

В методических указаниях рассматриваются вопросы, связанные с выбором темы дипломных работ, требования к структуре и содержанию основных разделов выпускной квалификационной работы, правила оформления пояснительной записки выпускной квалификационной работы и ее графической части. Методические указания разработаны на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров.

При составлении настоящих методических указаний учтен положительный опыт, накопленный кафедрой «Материаловедение и товарная экспертиза» Московского государственного университета сервиса, кафедрой «Товароведение и товарная экспертиза» РЭА им. Г.В.Плеханова, кафедрой «Материаловедение и товароведение» Ивановской государственной текстильной академии.

Общие требования к выпускной квалификационной работе

Обязательным условием итоговой государственной аттестации выпускника является выполнение и защита выпускной квалификационной работы, которая является документированным результатом самостоятельной работы студента. Выпускная квалификационная работа выполняется для получения квалификации «Товаровед-эксперт» в форме дипломной работы.

Требования к содержанию выпускной квалификационной работы определяются требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров. Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, в которой выпускник показывает навыки самостоятельного решения профессиональных вопросов по товароведению и экспертизе потребительских товаров.

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) состоит из расчетно-пояснительной записки и графического материала, иллюстрирующего полученные результаты научного исследования.

В процессе дипломного проектирования студент совершенствует навыки творческого подхода к решению вопросов по товароведению и экспертизе потребительских товаров, а также в области стандартизации, сертификации и управления качеством и использует накопленные теоретические и практические навыки для обоснованного и эффективного решения задач дипломного проектирования.

Выбор темы выпускной квалификационной работы.

Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается кафедрой «Материаловедение и товарная экспертиза» применительно к специализации «Товароведение и экспертиза товаров в области стандартизации, сертификации и управления качеством». Выпускная квалификационная работа может выполняться по хоздоговорной или важнейшей государственной тематике, по грантам или заявкам предприятий, фирм и организаций.

Выпускная квалификационная работа может представлять собой глубокое научное исследование одной из основополагающих характеристик товаров - ассортиментной, количественной, качественной или стоимостной, или комплексную товароведную работу по изучению основополагающих характеристик. Глубину и полноту проработки отдельных основополагающих характеристик товарной группы определяет для студента научный руководитель.

Выпускная квалификационная работа должна охватывать актуальные направления товароведения и экспертизы потребительских товаров, к которым относятся следующие:

- характеристика и совершенствование ассортимента торговых предприятий;

- формирование оптимального ассортимента торгового предприятия;

- совершенствование ассортиментной политики торгового предприятия;

- товароведная характеристика товаров;

- изучение потребительских свойств и оценка уровня качества товаров;

- комплексная оценка потребительских свойств товаров;

- изучение и оценка свойств новых товаров;

- экспертиза качества, безопасности товаров;

- изучение изменений свойств товаров при хранении и оптимизации режимов и способов хранения;

- анализ способов и приемов фальсификации и разработка критериев идентификации;

- оценка конкурентоспособности товаров;

- совершенствование методов стандартизации и сертификации товаров.

При выполнении научного исследования индивидуальность тем дипломного проектирования обусловлена многообразием задач, стоящих перед предприятиями торговли. При проведении научного исследования может разрабатываться:

- совершенствование и разработка новых потребительских свойств товаров;

- разработка новых методов оценки и прогнозирования качества товаров, их идентификации, экспертизы и сертификации;

- разработка стратегии торгового обслуживания потребителя;

- совершенствование торговых процессов и оптимизация параметров процессов и используемых ресурсов;

- изучение соответствия потребительских свойств товаров требованиям, предъявляемым к ним,

- разработка современных методов и средств продвижения товара на рынке.

Структура и содержание выпускной квалификационной работы

Расчетно-пояснительная записка должна в краткой и четкой форме раскрывать творческий замысел дипломной работы, ее новизну, содержать анализ, обоснование и аргументацию принимаемых решений, а также указывать практическую значимость работы и другие материалы. Структура пояснительной записки выпускной квалификационной работы в зависимости от направления дипломной работы представлена в форме табл. 1:

Таблица 1

Товароведное направление

Научно-исследовательское направление

Титульный лист (приложение)

2) Задание на дипломное проектирование (приложение)

Реферат (аннотация)

Содержание

Введение

1.Социально-экономический раздел

2. Товароведно-экспертный раздел

2. Научно-исследовательский раздел

2.1. Ассортиментная характеристика товаров и их классификация

2.1. Аналитический обзор

Изучение покупательского спроса

2.2. Методика проведения исследования и оценка результатов эксперимента

2.2. Стоимостная характеристика то варов и оценка показателей ассортимента

2.3. Исследование качественных характеристик товаров

Выбор объекта исследования.

Выбор приборов и методов измерений

Характеристика методов первичной обработки результатов эксперимента.

Экспериментальные исследования потребительских свойств товаров

Выбор методов исследования

2.4. Товароведная экспертиза

2.3.Экспериментальная часть

Идентификация товаров

Подготовка и проведение предварительного эксперимента.

Экспертная оценка показателей качества товаров

Подготовка и проведение основного эксперимента

Анализ и систематизация полученных данных

Выводы по разделу.

3.Организационно-экономический раздел

Общие выводы и практические рекомендации

Список использованных литературных источников

Приложения

Графическая часть выпускной квалификационной работы выполняется на ватмане формата А1 в количестве 8-10 листов.

Методические указания по выполнению

разделов выпускной квалификационной работы

Реферат.

Текст реферата должен отражать объект исследования, цель работы, методы исследования, полученные результаты и их новизну, рекомендации по внедрению результатов работы, область применения, экономическую эффективность или значимость работы, прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

В начале реферата приводятся сведения об объеме дипломной работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных литературных источников.

В реферате должны быть указаны 15-20 ключевых слов, которые представляют собой наименования объектов области исследования в соответствии с темой выпускной квалификационной работы. Они представляют собой термины, имеющие наибольшее употребление в тексте пояснительной записки и необходимы для информационного поиска ключевых слов. Их пишут прописными буквами путем простого перечисления.

Введение

Введение должно отражать оценку современного состояния решаемой проблемы, обоснование и исходные данные для разработки темы.

Во введении должны быть показаны актуальность, новизна и практическая значимость темы, связь данной темы с другими научно-исследовательскими работами. Актуальность дипломной работы заключается в обосновании новизны и положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой задачи.

Если дипломная работа относится к разряду исследований, в основе которых лежит моделирование уже известных поисковых решений, то основная цель выполнения работ такого рода - поиск новых технических решений изучаемого объекта.

Во введении должны быть сформулированы цели и задачи работы.

1. Социально-экономический раздел

Выбор принятого направления исследования, сформулированного в теме дипломной работы, следует обосновать.

В основу разработки дипломной работы должны быть положены практические решения задач, стоящих перед торговыми предприятиями и организациями сферы сервиса в условиях рыночной экономики.

Жесткая конкуренция, широкий выбор товаров и услуг на рынке требуют решения задач, связанных с повышением конкурентоспособности товаров и услуг, их сертификацией и экспертизой, на основе повышения качества, снижения издержек производства, повышения экономичности и оперативности торгового обслуживания.

При обосновании необходимости проведения исследований, намеченных в дипломной работе, кратко излагают особенности деятельности торговых предприятий в условиях рыночной экономики, повышения эффективности торговых процессов как основного источника прибыли и экономического роста торгового предприятия, проблемы поддержания конкурентоспособности и качества товаров и услуг в условиях становления российской рыночной экономики, предпосылки возможного экономического подъема.

Затем отражают конкретные положительные результаты, которые могут быть получены в результате решения целей и задач, поставленных в дипломной работе. Например, положительный эффект может выражаться в улучшении качества товаров и торговых услуг, оптимизации ассортимента торгового предприятия и др. Сосредотачивая внимание на тех направлениях, которые будут решаться в дипломной работе, необходимо отразить их значение и связь с научно-техническим прогрессом.

Методические указания

по выполнению товароведно-экспертного раздела

выпускной квалификационной работы

2. Товароведно-экспертный раздел

Является основным разделом пояснительной записки выпускной квалификационной работы.

2.1. Ассортиментная характеристика товаров и их классификация

В этом подразделе приводится общегосударственная (в соответствии с ОКП) и товароведная классификация товаров исследуемой однородной группы и краткая характеристика видов и разновидностей товаров.

При описании общегосударственной классификации товаров студенты указывают класс ОКП, к которому относится исследуемая группа товаров, подклассы и признаки их классификации, группы товаров.

При описании товароведной классификации товаров следует составить схему классификации с указанием ступеней классификации, признаков на этих ступенях и глубины классификации при иерархическом методе

Описывая отдельные виды и разновидности товаров следует привести их основные отличительные признаки, преимущества и недостатки по сравнению с другими товарами аналогичного назначения. В заключении необходимо описать новые товары и перспективы развития ассортимента исследуемой товарной группы на основе анализа новейших достижений отечественного и зарубежного производства.

Изучение покупательского спроса

Для изучения и прогнозирования спроса следует использовать социологические и маркетинговые методы исследований.

Анкету опроса покупателей составляют таким образом, чтобы в нее входили вопросы относительно цены, качества и ассортимента товаров, частоты покупок, причин отказа от покупки и др. Методика анкетирования, форма матрицы обработки результатов опроса должны быть согласованы с руководителем дипломной работы. Однако следует заметить, что достоверность результатов прогнозирования спроса пропорциональна численности опрошенных покупателей. Для дипломной работы рекомендуемое количество покупателей должно быть не менее 30. Состав опрошенных должен наиболее полно представлять группы покупателей по полу, возрасту, социальному положению. Результаты прогнозирования спроса следует представить графически в форме круговой или столбчатой диаграммы (гистограммы).

2.2. Стоимостная характеристика товаров и оценка показателей ассортимента.

Для выполнения этого раздела дипломной работы предварительно в ходе преддипломной практики следует собрать информацию об ассортименте и ценах на товары исследуемой группы в торговых предприятиях. Желательно провести сравнительный анализ цен на аналогичные товары в торговых предприятиях различного уровня, например, в специализированном магазине, магазине смешанного ассортимента, торговом павильоне, на оптовом рынке. Информация собирается 2 раза с интервалом 20-30 дней (сроки определяет студент). Собранные данные следует представить в форме таблицы 2.

Таблица 2.

Перечень товаров (Шд )

Наименование торговой фирмы и сроки обследования

1

2

3

Исходные данные

Через

__ дней

Исходные данные

Через

__ дней

Исходные данные

Через __дней

1.

2.

3.

Примечание: Перечень товаров включает все наименования товаров, в том числе вид, подвид, а также упаковки и расфасовку. В графах, отражающих наименование конкретной фирмы, в строке с наименованием товара ставится цена на товар, имеющийся в продаже или знак « - », если товар отсутствует в продаже.

По данным табл.2 рассчитывают показатель средней цены и величины отклонений по ценам в % для исследованных предприятий торговли, а также выявляют тенденцию изменения цен с течением времени.

В результате анализа стоимостной характеристики товаров исследуемой группы следует выявить и обосновать виды товаров, имеющих повышенную и пониженную стоимостную характеристику, и объяснить причины ценовых колебаний в зависимости от вида товаров, вида торгового предприятия, сезонного фактора и др.

По данным табл.2 рассчитываются показатели ассортимента: широта, полнота, устойчивость, новизна, рациональность. Расчет показателей производится по формулам:

Кш = Шф / Шб · 100%, (1)

где Кш – коэффициент широты, %;

Шф – фактическая широта товаров разнородных и однородных групп;

Шб – базовая широта;

В качестве базовой широты Шб могут быть приняты:

1. Максимальное количество групп исследуемых товаров, обнаруженных во всех обследованных магазинах:

2. Количество групп товаров, регламентированных действующими стандартами (только для отечественных товаров);

3. Количество групп исследуемых товаров, предлагаемых на рынке (информацию можно получить из рекламных изданий).

Кп = Пф / Пд · 100 %, (2)

где Кп – коэффициент полноты, %;

Пф – фактическое количество видов товаров однородной подгруппы;

Пд – базовая полнота;

Ку = Уф / Шд · 100 %, (3)

где Кш – коэффициент устойчивости, %;

Уф – количество наименований товаров однородной подгруппы, пользующихся устойчивым спросом (условно за критерий устойчивости следует считать наличие товара в продаже при начальном и конечном обследовании);

Шд – действительная широта, фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии;

Кн = Нф / Шд · 100%, (4)

где Кн – коэффициент новизны, %;

Нф – количество новых товаров, появившихся в обследованных торговых предприятиях, а также являющихся по мнению студента новыми.;

Шд – действительная широта;

Кр = (Кш · Квш + Кп · Квп + Ку · Кву + Кн · Квн )/4 (5)

где Кр – коэффициент рациональности, %;

Кв – коэффициент весомости.

Коэффициенты весомости Квш, Квп, Кву, Квн определяют экспертным методом. Для этого комиссии, состоящей из 6-7 экспертов (специалистов), предлагают перечень показателей ассортимента: Кш, Кп, Ку и Кн . В зависимости от значимости данных показателей для рациональности ассортимента исследуемой однородной группы товаров каждый эксперт присваивает каждому показателю определенный ранг. Наиболее важному из 4 указанных показателей присваивается ранг 1, наименее важному – ранг 4.

Rij = 0,5n (n +1) = 10. (6)

где n – количество рангов.

Результаты опроса экспертов целесообразно представить в форме таблицы 3.

Таблица 3.

Шифр экспертов

Ранговые оценки показателей

ассортимента

Сумма рангов

Кш

Кп

Ку

Кн .

1

2

3

10

10

10

Cумма рангов по вертикали, Si

mn - Si

Коэффициент значимости

γi = (mn - Si )/0,5mn(n-1)

Si - S

(Si – S)2

Для оценки согласованности мнений экспертов определяют коэффициент согласия W по формуле:

W = Σ(Si – S)2 / (1/12m2 (n3 – n) (7)

где m - число экспертов, n = 4.

Если коэффициент согласия W близок к 1 , то мнение экспертов согласовано. Для оценки значимости W находят расчетный критерий Пирсона χ2 по формуле:

χ2 = W m (п-1) = 4 W m. (8)

и сопоставляют его с табличным критерием Пирсона χ2 при числе степеней свободы S = п - 1= 3.

Таблица 4.

α

Число степеней свободы, S

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0,05

3,8

6,0

7,8

9,5

11,1

12,6

14,1

15,5

16,9

18,3

Если χ2 расч > χ2 табл. согласованность мнений считается существенной. Результаты анализа ассортимента однородной группы товаров представить в виде таблицы 5.

Таблица 5.

Показатели

ассортимента

Наименование торговых фирм

1

2

3

Даты проведения исследования

Коэффициенты:

- широты

- полноты

- устойчивости

- новизны

- рациональности

Результаты расчета структуры ассортимента представить в виде таблицы 6.

Таблица 6.

Перечень товаров

Наименование торговых фирм

1

2

3

Даты проведения исследования

1.

2.

3.

По результатам расчета показателей ассортимента необходимо сделать вывод о рациональности ассортимента в каждом из обследованных магазинов, оценить рациональность ассортиментной политики каждой торговой фирмы с учетом ее местонахождения, предполагаемого сегмента потребителей, наличия конкурентов, дать обоснованные рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики предприятий.

2.3. Исследование качественной характеристики товаров

Для написания этого подраздела дипломной работы следует изучить раздел «Требования к качеству» стандартов на исследуемую группу товаров и разработать номенклатуру потребительских свойств и показателей качества. Следует отнести регламентируемые стандартом показатели к одной из групп, входящих в номенклатуру потребительских свойств. Для изучения качественной характеристики исследуемой группы товаров следует провести экспериментальные исследования. Экспериментальная работа начинается с выбора объектов, методов и методик исследования.

Выбор объекта исследования

Выбор объекта исследования, то есть конкретных видов товаров, должен быть сделан студентами обоснованно, в соответствии с основной задачей и целью дипломной работы и сопровождаться основополагающей информацией об исследуемых товарах. Для проведения эксперимента следует выбрать не менее пяти видов товаров.

Выбор приборов и методов измерений

В этой части подраздела также следует привести обоснование выбранного метрологического обеспечения дипломной работы и методик выполнения измерений, дать описания методов и методик исследования, условия проведения эксперимента, привести характеристику измерительной аппаратуры. Обязательными при выполнении работ, связанных с ис­следованиями по оценке свойств исследуемых параметров, являются сведения о температурно-влажностных условиях испытаний, форме, виде, раз­мерах и количестве испытанных образцов. В случае проведения испытаний по негостированным методикам должны полностью приво­диться методики испытаний с указанием первоисточника, рекомендующе­го эти методики. При использовании гостированных методик можно ог­раничиться ссылками на соответствующий ГОСТ без приведения в тексте подробного описания методики. Это в первую очередь касается доста­точно известных методик.

Характеристика методов первичной обработки результатов эксперимента

В этой части подраздела также следует привести оценку точности и воспроизводимости испытаний и проведенной оценки, вида и точности использованных измерительных средств, экономичности выбора средств измерений (в том числе и нестандартных). Необходимо сделать оценку степени досто­верности результатов, привести способы расчетов с указанием формул. Должны быть указаны статистические методы оценки ошибок.

Экспериментальные исследования потребительских свойств товаров

Основной формой записи данных о свойствах товаров и материа­лов является таблица. Представление экспериментальных зависимостей в виде графиков или формул не должно заменять их представление в виде таблиц. Таблице данных должна предшествовать текстовая часть, содер­жащая описание процедуры эксперимента (объект и метод исследования, условия его проведения; аппаратура, в том числе измерительная; обра­ботка экспериментальных данных).

Табличная часть должна содержать данные, непосредственно полученные в экспе­рименте. Следует приводить результаты экспериментов в виде значений характеристик свойств товаров и материалов, погрешность приводимых данных. Количество экспериментально полученных данных должно быть достаточным для их независимой обработки и оценки их достовер­ности. Численные данные и физические константы, взятые из других ис­точников, должны быть ясно обозначены, источники их указаны.

2.4. Товароведная экспертиза

Идентификация товаров

В этом подразделе следует обобщить наиболее характерные для исследуемых товаров виды фальсификации, объяснить их причины. Разработать предложения по оперативному выявлению фальсифицированных товаров на основе идентификации.

Идентификация – важная часть экспертизы. Она проводится с целью установления соответствия представленного на экспертизу изделия требованиям, предъявляемым к данному виду продукции.

В этом разделе проводится ассортиментная идентификация товаров, в результате которой определяется соответствие наименования товара его ассортиментной характеристике, обуславливающей предъявляемые к нему требования.

Проводя качественную идентификацию, следует выявить наличие допустимых и недопустимых дефектов, а также установить градацию качества товара. Для стандартных товаров необходимо определить соответствие товара сорту, указанному на маркировке.

Критерии идентификации, позволившие отождествить наименование и уровень качества товаров, следует обосновать, выявив их соответствие следующим требованиям:

- типичность;

- объективность;

- сопоставимость;

- проверяемость;

- трудность фальсификации.

Экспертная оценка показателей качества товаров

Экспертная оценка проводится для тех показателей качества товаров, которые не целесообразно определять с помощью лабораторных методов испытаний. В зависимости от темы выпускной квалификационной работы по согласованию с руководителем проводится экспертная оценка эстетических свойств товаров, органолептических показателей – внешнего вида, вкуса, запаха, консистенции. В данном подразделе следует разработать анкету опроса экспертов и провести обработку результатов опроса экспертными математико-статистическими методами.

Анализ и систематизация полученных данных

Работа должна содержать анализ источников ошибок (случайных и систематических). Физические величины следует приводить в Международной сис­теме единиц (СИ) согласно ГОСТ 8.457 - 81. Однозначно определяемые величины (параметры) следует обозначать едиными символами и терми­нами.

В работе должна содержаться оценка эксперимен­тально полученных данных на основании сопоставления их с результата­ми других исследований. Необходимо указывать на особенности экспе­римента, которые могли быть причиной получения результатов, отлично­го от общего массива данных. В списке источников должны быть указаны источники, из которых были отобраны исходные данные, способы получения этих данных, ис­пользованные методики оценки достоверности, а также другие необхо­димые сведения.

Выводы по разделу

По второму разделу должны быть сделаны выводы и рекомендации (предложения), вытекающие из результатов работы, выполненной и обобщенной в соответствующем разделе.

Методические указания

по выполнению научно-исследовательского

раздела выпускной квалификационной работы

2. Научно-исследовательский раздел

2.1. Аналитический обзор

Подраздел, являющимся аналитическим обзором, должен иметь название, посвященное сути изложенного в нем материала. Нельзя использовать в качестве названия этого подраздела заголовки типа «Аналитический обзор» или «Обзор литературы» и т.п.

В аналитическом обзоре следует полно и систематизировано изложить сведения, которые позволяют объективно оценить научно-технический уровень данной работы, правильность выбранных путей, методов и средств достижения поставленной цели и эффективность работы в целом.

Обзор литературы проводится студентами для того, чтобы не повторить уже выполненные работы и глубоко разобраться в вопросах, связанных с темой работы. Студентам необходимо изучить не только учебную литературу, но и научные статьи в журналах, отчеты, монографии, патенты и др.

В аналитический обзор не следует механически в полном объеме включать конспекты по работам (статьям, монографиям). Такой обзор получается очень большим по объему, с множеством повторений.

В аналитический обзор надо включить лишь то новое, оригинальное (идеи, выводы, методы, приборы и т.д.), что содержит работа, и критические замечания с оценкой работы.

При написании аналитического обзора студент должен делать ссылки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты. Цитаты в тексте должны быть четко различимы. Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников.

По материалам аналитического обзора окончательно определяется уровень состояния вопроса по теме дипломной работы и появляется возможность уже конкретно и детально изложить цели и задачи исследования. По выводам аналитического обзора окончательно формулируются цели и задачи дипломной работы, выбирается направление в решении поставленных задач, составляется план исследования, формулируется порядок его выполнения.

2.2. Методика проведения исследования и оценка результатов

эксперимента

В данном подразделе необходимо обосновать выбор объектов исследования, дать их характеристику, изложить характеристику приборов и методики измерений, способы обработки экспериментальных данных и оценки достоверности полученных результатов, а также метода математического планирования эксперимента.

Выбор объекта исследования.

Выбор объекта исследования должен быть сделан обоснованно в соответствии с основной задачей и целью дипломного проектирования и сопровождаться детальным описанием используемых товаров. В большинстве случаев следует стремиться к ограничению разновидностей исследуемых товаров. Так в экспериментальных исследованиях по изучению влияния различных факторов на свойства материалов выбор большого числа факторов усложнит и резко увеличит объем работы. Для подобных исследований целесообразно выбирать материалы, различающиеся одним - двумя параметрами, но зато обязательно показать влияние этих параметров на свойства материалов.

В методических исследованиях для проведения эксперимента студентам следует выбирать три-пять видов товаров для сравнительной оценки различных известных методов.

Выбор приборов и методов измерений.

Приборы и методы, которые следует использовать для выполнения дипломной работы, обычно определяются при проведении литературного обзора. Следует выбирать стандартные методы и приборы измерений, изученные и освоенные в курсах «Квалиметрия и метрологическое обеспечение», «Стандартизация услуг и работ», «Сертификация и лицензирование услуг и работ» и др.

Стандартные методы и приборы, применяемые в работе, описывать не следует, достаточно сделать ссылку на соответствующий ГОСТ или дать принципиальную схему прибора. Если в работе используется установка, составленная из нескольких стандартных приборов, то в этом случае следует дать схему и ее краткое описание.

Усовершенствованные приборы и методики, а также методы, не зарегистрированные стандартом, необходимо описать подробно, указав их преимущества перед существующими методами.

В этой части подраздела следует привести обоснование выбранного метрологического обеспечения дипломной работы, оценку правильности и экономичности выбора средств измерений (в том числе и нестандартных) и методик выполнения измерений.

Характеристика методов первичной обработки результатов

эксперимента

Студенты указывают причины, вызывающие необходимость проведения первичной обработки экспериментальных данных и значимость ее результатов при изучении объекта исследования.

В этой части подраздела следует обосновать выбор одного из методов исключения резко выделяющихся экспериментальных данных, оценки соответствия фактического распределения результатов эксперимента нормальному закону распределения, определения числовых характеристик случайных величин, их точности и надежности.

Основные статистические характеристики: среднее, размах, дисперсию, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации, определяют классическим методом. Для характеристики неровноты свойств продукции рассчитывается величина доверительного интервала, указывающего на точность проведения испытаний. Доверительные интервалы определяют для среднего, среднеквадратического отклонения и коэффициента вариации с помощью критерия Стьюдента по соответствующим формулам.

Выбор методов исследования.

Выбор методов исследования должен определяться задачами научного исследования, свойствами объекта исследования и характеристиками самих методов. Как правило, при выполнении научного исследования используются методы математического планирования эксперимента.

Правильный выбор и обоснование метода математического моделирования объекта исследования является важной частью исследования.

При выборе метода математического моделирования объекта исследования следует руководствоваться следующими правилами:

Если фактор (входной параметр) и выходной параметр являются случайными величинами, то используют метод корреляционного анализа.

Если фактор (входной параметр) является достоверной (фиксированной) величиной, а выходной параметр - случайной величиной, то используют метод регрессионного анализа.

Метод определения регрессионной однофакторной математической модели студенты выбирают на основе определения подходящего вида регрессионной модели. Для этого используют информацию:

- вид взаимосвязи Y = f(X), устанавливаемый при теоретическом исследовании объекта или процесса на основе аналитического обзора;

- графическую взаимосвязь Y = f(X) между средними значениями выходного параметра для каждого уровня фактора;

- метод тождественности неразделенных разностей.

Метод определения регрессионной многофакторной математической модели следует выбирать на основе полного факторного эксперимента (ПФЭ), а в случае неадекватности полученной математической модели - рекомендуется проводить ротатабельный центральный композиционный эксперимент (РЦКЭ).

Многофакторное планирование эксперимента следует проводить для наиболее значимых 2-3 факторов, которые можно определить известными методами.

В некоторых случаях полезно применять для исследования не один, а два метода. Применение параллельных методов исследования позволяет осуществить взаимный контроль полученных результатов, выявить и устранить возможные ошибки отдельных методов.

2.3. Экспериментальная часть.

Наименование экспериментальной части, содержание экспериментов должны полностью вытекать из целей и задач исследования. Проведенные экспериментальные исследования должны подтвердить теоретические предпосылки. Экспериментальная часть состоит из нескольких подразделов, каждый из которых должен иметь свое наименование и быть направлен на решение целей и задач, изложенных в подразделе 2.1. Экспериментальная часть может включать проведение предварительного и основного эксперимента. Проведение предварительного эксперимента позволяет выявить наиболее значимые факторы, влияющие на объект исследования. Основной эксперимент проводят после того, как окончательно выбраны факторы, уровни и интервалы их варьирования в соответствии с выбранным планом эксперимента.

Подготовка и проведение предварительного эксперимента

Предварительный эксперимент проводится студентами с целью выявления наиболее значимых факторов, определения погрешности измерения выходного параметра, доверительного объема его измерений и для проверки гипотезы о законе нормального распределения случайных величин выходного параметра.

В процессе предварительного эксперимента необходимо тщательно ознакомиться с приборами, проверить правильность их показания, отработать технику измерений, уточнить условия проведения опытов.

В ходе предварительного эксперимента выявляется необходимость в проведении дополнительных экспериментов, например, при низкой точности полученных результатов определяется объем измерений при проведении основного эксперимента.

При проведении предварительного эксперимента студенты должны точно соблюдать намеченную методику и принятые в соответствии с матрицей планирования условия опытов, несмотря на неожиданные результаты. Только после анализа полученных результатов следует исправлять методику проведения эксперимента - факторы, уровни и интервалы их варьирования, повторность опытов и т. п.

Подготовка и проведение основного эксперимента

После того, как проведена вся подготовительная работа, опробована установка и уточнена методика, окончательно выбраны факторы, уровни и интервалы их варьирования (табл.7), выходной параметр, повторность опытов, студенты приступают к проведению основного эксперимента.

По выбранной стандартной матрице планирования, студенты должны составить рабочую матрицу планирования (табл.8) и рандомизировать опыты по таблице случайных чисел.

Рандомизацию опытов рекомендуется проводить для предупреждения влияния монотонно изменяющихся и неподдающихся измерению воздействий.

Чтобы рандомизировать опыты, находят общее число опытов в эксперименте по формуле 9:

N = nm, (9)

где N - общее число опытов в эксперименте;

n - число опытов по стандартной матрице планирования;

m - повторность опытов.

По величине N находят случайный порядок N чисел по таблице случайных чисел /8/ и заносят их в таблицу 8 .

Таблица 7.

Наименование

фактора

Условное

обозначение фактора

Уровень варьирования

фактора

Интервал

варьирования

-1

0

+1

Примечание:

- 1 - кодированное значение нижнего уровня варьирования фактора;

0 - кодированное значение нулевого уровня варьирования фактора;

+ 1- кодированное значение верхнего уровня варьирования фактора;

- α - кодированное значение уровня варьирования фактора в «звездной» точке (для РЦКЭ);

+ α - кодированное значение уровня варьирования фактора в «звездной» точке (для РЦКЭ).

План проведения эксперимента

Таблица 8.

Номер опыта

Стандартная

матрица

Рабочая

матрица

Рандомизированный порядок

опытов

Результаты

эксперимента

Yu

S2 u

X0

X1

X2

X1

X2

1

2

1

2

1.

2.

n

Примечание:

Х0 -условное обозначение фиктивного факторов;

X1, X2 -условное обозначение факторов;

Yu -среднее экспериментальное значение в каждом u-том опыте;

S2 u -дисперсия результатов эксперимента в каждом u-том опыте.

Имея условия проведения опытов (табл.7) и матрицу эксперимента (табл.3), студент проводит основной эксперимент, занося получаемые в повторных опытах значения выходного параметра в табл.8.

Полученные результаты эксперимента обрабатываются соответствующим методом математического планирования эксперимента с целью построения математической модели процесса или объекта. Значимость коэффициентов регрессии проверяют с помощью критерия Стьюдента, адекватность полученного уравнения регрессии определяют с помощью критерия Фишера.

Если гипотеза об адекватности отвергается, то следует переходить к описанию процесса полиномом второго порядка на базе другого вида эксперимента. Например, при неадекватности линейной однофакторной регрессионной модели необходимо определить подходящий вид регрессионной модели известными методами и получить квадратичную однофакторную модель либо модель непараболического типа. При неадекватности многофакторной модели по данным ПФЭ следует проводить РЦКЭ.

В тех случаях, когда выбранные объекты исследования различаются по параметрам структуры и их нельзя изменять с заранее заданным интервалом, многофакторное планирование эксперимента не проводят и основной эксперимент выполняют как однофакторный, выявляя влияние на выходной параметр каждого фактора поочередно.

Графическое отображение результатов работы

При выполнении выпускной квалификационной работы полученное уравнение регрессии позволяет построить график математической модели (при проведении однофакторного регрессионного анализа, корреляционного анализа). Студентам следует построить также и графики доверительных интервалов для индивидуальных значений выходного параметра. Доверительные интервалы определяют степень отклонения расчетных значений выходного параметра от истинного его значения при каждом уровне фактора. Верхнюю, нижнюю границы доверительного интервала рассчитывают, предварительно определив доверительные ошибки расчетных значений выходного параметра для каждого уровня фактора по соответствующим формулам. Результаты экспериментальных исследований могут быть представлены в виде диаграмм, гистограмм и др. Графическое изображение является наиболее наглядным методом показа изученных закономерностей.

Анализ результатов работы

Получив математическую модель, студенты проводят ее анализ. По величине и знаку коэффициентов регрессии необходимо осуществить ранжирование факторов по силе и характеру их влияния на выходной параметр.

Кроме того, в этом разделе необходимо сравнить полученные результаты по силе и характеру влияния каждого фактора с выводами, известными из теоретических исследований, и объяснить, в случае несоответствия, причины его возникновения.

В результате анализа математической модели необходимо не только установить факт влияния какого-либо фактора, но и попытаться объяснить причину той или иной закономерности, дать теоретическое объяснение исследуемым явлениям и фактам. При этом все мысли и положения необходимо тщательно обосновать. После математической обработки экспериментальных данных приступают к их обсуждению. Путем анализа и обобщения выявляют определенные зависимости, закономерности, дают теоретическое объяснение явлениям и фактам. В случае невозможности проведения ПФЭ, анализ полученных данных проводят поочередно, выявляя влияние каждого параметра на выходной.

Выводы по разделу

В выводах подводятся итоги предварительного эксперимента, основного эксперимента, графического анализа результатов работы, результатов математического планирования эксперимента и разрабатываются практические рекомендации по применению полученных данных.

3. Организационно-экономический раздел

В организационно-экономическом разделе работы освещаются экономико­-организационные вопросы торговли, которые должны быть связаны с вопросами, рассматриваемыми в предыдущих разделах. Конкретный объем исследования, его цели и задачи согласовыва­ются с научным консультантом по экономико-организационному разделу.

Этот раздел выполняется на практическом материале, полученном при прохождении торгово-товароведной и других видов практики. При написании этого раздела могут быть использованы статистические и другие данные, опубликованные в специальной литературе, ста­тистических сборниках и периодической печати.

В этом разделе так же, как и в других разделах работы должны быть представлены таблицы, графики, схемы, диаграммы и другой ил­люстративный материал.

При составлении этого раздела следует кратко описать торговое предприятие, дать его экономическую характеристику и провести эконо­мический анализ его деятельности, а также конкретно исследовать по­ставленную проблему. Необходимым условием написания этой части работы является критический подход к исследуемой проблеме с позиций поиска рекомен­даций по улучшению работы торгового предприятия.

Общие выводы и практические рекомендации

В дипломной работе в обязательном порядке должно содержаться общее заключение, состоящее, как правило, из выводов и рекомендаций (предложений), вытекающих из результатов проведенного ис­следования. Заключение является важнейшей неотъемлемой структурной ча­стью дипломной работы, в которой подводится итог проведенных иссле­дований.

В заключении должно содержаться краткое изложение основных результатов работы и их оценка, сделаны выводы по проделанной работе, даны предложения по использованию полученных результатов. В заключении следует указать, чем завершилась работа: получением научных данных о товарах, их уровне качества, конкурентоспособности, ассортиментной и стоимостной характеристиках; разработкой новых товаров, материалов, регламентов, технологических режимов, методик оценки качество и экспертизы товаров.

Если при завершении работы получены отрицательные результа­ты, то это также должно отражаться в заключении, в котором це­лесообразно указать пути и цели дальнейшей работы.

В общих выводах и практических рекомендациях необходимо дать оценку и обобщение результатов исследований, включающие оценку полноты решения поставленной задачи, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ. Оценка результатов дипломной работы должна быть количественной. Сравнение с известными решениями следует проводить по всем аспектам, в том числе и по эффективности.

Практическая ценность дипломного проектирования состоит в пригодности его выводов и положений для непосредственного практического использования при совершенствовании и интенсификации технологических процессов, а также при испытаниях и контроле качества материалов для изготовления и ремонта изделий.

Список использованных литературных источников.

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании расчетно-пояснительной записки. Список литературных источников должен быть составлен по установленным правилам. Для книг указываются фамилии и инициалы авторов, полное название работы, место издания, издательство, год издания и объем в страницах, для статей из журналов указывается фамилия и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания, год выпуска, номер журнала и номера страниц.

Приложения

В приложения следует включать материалы, связанные с выполнением дипломной работы, дополнительного или справочного характера.

В приложения могут быть включены таблицы вспомогательных данных, промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты, протоколы испытаний, описания приборов, применяемых при проведении испытаний и измерений, описания алгоритмов и программное обеспечение для решения задач дипломного проектирования с помощью ЭВМ и др.

Приложения следует оформлять как продолжение расчетно-пояснительной записки на последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок. В правом верхнем углу прописными буквами над заголовком должно быть написано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ».

Если приложений больше одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации.

Правила оформления

выпускной квалификационной работы

Общие требования к изложению пояснительной записки

Пояснительная записка оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105 - 95 и ГОСТ 7.32 - 2001 на листах формата А4, на одной стороне листа, с выполнением основной надписи по ГОСТ 2.104 - 68. Основная надпись первого листа каждого раздела текстового документа выпускной квалификационной работы должна иметь штамп (приложение 3а). Основная надпись последующих листов для чертежей (схем) и текстового документа дипломной работы может иметь штамп (приложение 3б). При отсутствии штампа на втором и последующих листах текстового документа дипломной работы страницы нумеруются в правом верхнем углу. Допускается. оформление пояснительной записки без выполнения основной надписи.

Текстовую часть пояснительной записки выполняют с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ. Текст печатается через полтора интервала, шрифт «Times New Roman Cyr», 14 кегль.

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту пояснительной записки и равен пяти знакам.

При написании текста необходимо оставлять поля следующих размеров: слева - не менее 30 мм, справа - не менее 10 мм, сверху - не менее 20 мм, снизу - не менее 20 мм. При оформлении на листах пояснительной записки рамки и основной надписи расстояния от рамки до текста имеют следующие значения: слева ­не менее 10 мм, справа - не менее 5 мм, сверху - не менее 15 мм, снизу – не менее 20 мм.

Наименование структурных элементов пояснительной записки «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» следует располагать в середине строки без точки в конце и писать с прописной буквы, не подчеркивая. Такие структурные элементы, как «Введение», «Заключение», «Список использованных источников не нумеруются.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце, а при наличии основной надписи - в одной из ее граф. Первым листом пояснительной записки является титульный лист, вторым - задание, номера страниц на них не ставятся. Нумерация начинается с содержания.

Вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы, знаки допускается только черными чернилами, пастой или тушью, при этом плотность вписываемого текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения и проверки, допускается исправлять аккуратной подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом. Повреждения листов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускается.

Текст пояснительной записки следует делить на разделы. Разделы могут делиться на пункты или подразделы и пункты. Пункты при необходимости могут делиться на подпункты.

При делении текста пояснительной записки на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт, подпункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты нумеруют арабскими цифрами и записывают с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой. Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точками. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте пояснительной записки точку не ставят.

Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки на конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовками раздела, подраздела, предыдущим и последующим текстом, а также между заголовками раздела и подраздела должно быть равно:

- трем интервалам - при выполнении пояснительной записки машинописным способом;

- не менее чем четырем высотам шрифта - при выполнении машинным способом;

Расстояние между строчками заголовков подразделов и пунктов принимают таким же, как в тексте. Каждый раздел пояснительной записки начинать с нового листа (страницы), при этом предыдущий лист должен быть использован полностью.

Условные обозначения, символы, единицы и термины

Текст записки должен быть кратким, четким и не допускающим различных толкований. Изложение текстового материала пояснительной записки рекомендуется выполнять от первого лица множественного числа («....принимаем ...», «...выбираем...»). При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо» и производные от них. В тексте должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии - принятые в учебной и научно-технической литературе.

Если в тексте работы принята специфическая терминология, то в конце его (перед списком использованных источников) должен быть перечень принятыx терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание пояснительной записки. В тексте пояснительной записки не допускается применять:

- для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов в русском языке;

- обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

- сокращения слов, кроме следующих сокращений: с. - страница; г. –

год; гг. - годы; мин. - минимальный; макс. - максимальный; абс. ­абсолютный; отн. - относительный, которые применяют с цифровыми значениями, а также общепринятых сокращений: т.е. - то есть; т.д. – так далее; т.п. - тому подобное; и др. - и другие; пр. - прочее; см. - смотри; номин. - номинальный; наим. - наименьший, наиб. ~ наибольший; св. ­свыше и других аббревиатур, установленных правилами русской орфографии, пунктуации, соответствующими государственными стандартами. Полное название должно быть приведено при первом упоминании в тексте пояснительной записки с указанием в скобках сокращенного названия или аббревиатуры, а при последующих упоминаниях следует употреблять сокращенное название или аббревиатуру;

- сокращенные обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в заголовках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы.

В тексте пояснительной записки, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

- применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

- применять знак « 0 » для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»). При указании размера или предельных отклонений диаметра на чертежах, помещенных в тексте записки, перед размерным числом следует писать знак «0»;

- применятъ без числовых значений математические знаки, например: > (больше), < (меньше), = (равно), ~ (больше или равно), ~ (меньше или равно), # (не равно), а также знаки (номер), % (процент);

- применять индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера.

Римские цифры следует применять только для обозначения сорта (категории, класса и др.) изделия, валентности химических элементов, классов структурных групп, кварталов года, полугодия. В остальных случаях применяют арабские цифры. Римские цифры, даты, указанные арабскими цифрами, и количественные числительные, как правило, не должны иметь падежных окончаний.

Условные буквенные обозначения, изображения или знаки, а также условные графические изображения должны соответствовать принятым в действующем законодательстве и государственных стандартах. В тексте пояснительной записки перед первым обозначением параметра дают его пояснение. Символы, повторно используемые в тексте, расшифровке не подлежат; при повторном использовании в формуле сразу приводят числовое значение.

При необходимости применения условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте или в перечне обозначений.

Написание формул

Формулы нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Формулы, помещаемые в приложениях, нумеруют арабскими цифрами отдельной нумерацией в пределах каждого приложения, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой. Допускается сквозная нумерация формул в тексте.

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых математических операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х». На знаке деления перенос делать не рекомендуется.

Порядок изложения в пояснительной записке математических уравнений такой же, как и формул.

Иллюстрации

Графический материал помещают в текст для иллюстрации отдельных свойств (характеристик) объекта, а также для пояснения текста с целью его лучшего понимания.

На графический материал должна быть дана ссылка в тексте пояснительной записки.

При ссылках на графический материал следует писать «...в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «...в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела. Графический материал располагают непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые, или па следующей странице, а при необходимости - в приложении. Количество иллюстраций, схем, диаграмм должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации выполняются черным карандашом, тушью, пастой на нелинованной белой либо масштабно-координатной бумаге. Допускается использовать ксерокопии и кальки. Фотографии наклеивают на белую бумагу. Допускается выполнение рисунков компьютерной графикой.

Чертежи, рисунки, схемы, диаграммы и т.п., помещаемые в тексте, должны соответствовать требованиям межгосударственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации. Графический материал, за исключением графического материала приложений, следует нумеровать в пределах раздела арабскими цифрами, приводя эти номера после слова «Рисунок». Номер рисунка состоит в этом случае из номера раздела и порядкового номера рисунка, которые разделяют точкой. Если рисунок один, то его обозначают «Рисунок 1». Допускается сквозная нумерация графического материала. Графический материал каждого приложения нумеруют арабскими цифрами отдельной нумерацией, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения, разделяя их точкой. Слово «Рисунок» и его номер при водят под графическим материалом. Далее должно быть приведено его тематическое наименование, отделенное тире. При необходимости под графическим материалом помещают поясняющие данные. Слово «Рисунок» и наименование помещают после поясняющих данных.

Графический материал, как правило, следует выполнять на одной странице. Если он не умещается на одной странице, допускается переносить его на другие страницы. При этом тематическое наименование помещают на первой странице, поясняющие данные -- на каждой странице и под ними пишут «Рисунок..., лист.. .», если имеется несколько рисунков, и «Рисунок 1, лист...», если имеется один рисунок. Если в тексте имеется иллюстрация, на которой изображены составные части изделия, то на этой иллюстрации должны быть указаны номера позиций этих составных частей в пределах данной иллюстрации, которые располагают в возрастающем порядке, за исключением повторяющихся позиций.

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и сравнения числовых показателей (параметров, размеров и т.п.). Слева над таблицей размещают слово «Таблица». После него приводят номер таблицы.. При этом точку после номера таблицы не ставят. Далее приводят наименование таблицы, которое записывают с прописной буквы над таблицей после ее номера, Таблицы, за исключением таблиц приложений, арабскими цифрами в пределах раздела. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой. Если в пояснительной записке одна таблица, то ее обозначают «Таблица 1» или «Таблица В.1 », если таблица приведена в приложении В.

Допускается нумеровать таблицы сквозной нумерацией в пределах текста. На все таблицы пояснительной записки должны быть приведены ссылки в тексте записки. При этом пишут слово «таблица», а затем указывают ее номер.

Заголовки граф (колонок) и строк таблицы приводят, начиная с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков граф и строк точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Таблицы слева, справа, снизу, сверху, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Таблицу в зависимости от ее размера помешают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка, или на следующей странице. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа пояснительной записки. Если таблица выходит за формат страницы, то таблицу делят на части, помещая одну часть под другой, рядом или на следующей странице. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы (рисунок 3).

При делении таблицы на части слово «Таблица», ее номер и наименование помещают только над первой частью таблицы, а над другими частями приводят слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы. Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, то в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицы с небольшим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть рядом с другой на одной странице, отделяя их друг от друга двойной линией. Отдельные графы «Единицы измерения», «Примечание» в таблицу не включают. Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных, включенных в таблицу, порядковые номера указывают в первой графе (боковике) таблицы непосредственно перед их наименованием в соответствии с рисунком 4. Перед числовыми значениями величин и обозначением типов, марок и т.п. продукции порядковые номера не проставляют.

Если в большинстве граф таблицы приведены показатели, выраженные в одних и тех же единицах физических величин (например в миллиметрах, вольтах), но имеются графы с показателями, выраженными в других единицах физических величин, то над таблицей следует писать обобщенное наименование преобладающих показателей и единицу величины, общую для этих показателей, например, «Размеры в миллиметрах», а в заголовках (подзаголовках) остальных граф приводить обозначения других единиц физических величин после наименования соответствующего показателя в соответствии с рисунком 3.

Для сокращения текста заголовков и (или) подзаголовков граф отдельные наименования параметров (размеров, показателей) заменяют буквенными обозначениями, установленными ГОСТ 2.321, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте или графическом материале, например D - диаметр, Н - высота, L - длина. Параметры с одним и тем же буквенным обозначением, как правило, группируют последовательно, в порядке возрастания их номеров.

Приложения

В тексте пояснительной записки на все приложения должны быть ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте пояснительной записки. Приложения помещают в конце проекта (работы). Каждое приложение начинают с новой страницы с указанием в верхней части страницы (посередине) слова «Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ь, ы, которые приводят после слова «Приложение». Допускается обозначение буквами латинского алфавита, за исключением букв 1 и О. В случае полного использования букв русского или латинского алфавита допускается обозначение приложений арабскими цифрами. Если в пояснительной записке одно приложение, то оно обозначается «Приложение А».

Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Графический материал, таблицы и формулы также нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставят обозначение этого приложения. Приложения должны иметь общую с остальной частью пояснительной записки сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании пояснительной записки с указанием их буквенного обозначения и заголовков.

Список использованных источников

Источники в списке необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте, нумеруя их арабскими цифрами с точкой. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 - 84 по обязательной схеме. Сведения о книгах должны содержать: фамилии и инициалы авторов, заглавие книги, повторность издания, место и год издания, количество страниц. Библиографическое описание - совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам, необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.

Библиографическое описание состоит из элементов, объединенных в области. Каждой области библиографического описания, кроме первой, предшествует знак точка и тире ( - ), который заменяют точкой, если область выделена шрифтом или записана с новой строки. Если первый элемент области отсутствует, точку и тире ставят перед последующим элементом, разделительный знак которого в этом случае опускают.

Оформление графической части

Расчетно-графическая часть выполняется на листах формата А1 и оформляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Рабочее поле чертежа должно иметь рамку, отстающую от кромки листа справа, сверху, снизу на 5 мм, а слева - 30 мм. В правом нижнем углу рабочего поля должен размещаться штамп, а над ним спецификация.

Основная надпись для графического материала приведена в приложении 3в.

Список рекомендуемой литературы

1. Товароведение и экспертиза промышленных товаров / под ред. Неверова А.Н.-М.: МЦФЭР, 2006 (Высшая школа).

2. 2.Райкова Е.Ю., Додонкин Ю.В. Теория товароведения. –М.: Академия, 2008.

3. 3.Арустамов Э.Л. Оборудование предприятий (торговля). - М.: Издат.дом «Дашков и К'», 2005. - 452 с.

4. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли : Учебник. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. - 448 с.

5. 5. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология, и проектирование торговых предприятий: Учебник. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.-336 с.

6. Стельмашенко В.И., Воронцова Н.В., Шушунова Т.Н. Методы и средства исследования в процессах оказания услуг. Практикум. –М.: ИД «ФОРУМ»- ИНФРА-М, 2007.-383 с.

7. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы- М.: НОРМА, 2003.

8. Садыкова Д. М. Механическая технология текстильных материалов. Учеб. пособие. - М.: Логос, 2001.-352 с.

9. Сероштан M.B., Михеева Е.Н. Качество непродовольственных товаров: Учеб. пособие. - М.: Издат. дом «Дашков и К°», 2000. - 164 с.

10. Теплов В.И. и др. / В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.Е. Боряев,В.А. Панасенко. Коммерческое товароведение: Учебник. - М.: Издат. Дом «Дашков и К'», 2000. - 620 с.

11. Орленко Л.В., Гаврилова Н.И. Конфекционирование материалов для одежды: Учебное пособие, М.:ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006 - 286 с.

12. Стельмашенко В.И., Розаренова Т.В. Материалы для одежды и конфекционирование. Учебное пособие. - М.: Академия, 2008, -319 с.

13. Информационные средства экспертизы качества изделий и услуг. Т.Н. Шушунова, В.И.Малых - М, МГУ сервиса, 2003 – 118 с.

14. Чечеткина Н.М. Экспертиза товаров. – М.: Издательство ПРИОР, 2000,- 272 с.

15. Николаева М.А.Сертификации потребительских товаров. М.: ОЦПКРТ, 2000.

16. Основы менеджмента. Учеб. пособие - Авторы - коллектив преподавателей кафедры МУПК. М.: Издательский дом Дашков и К., 2000.

17. Федеральный закон «О защите прав потребителей» // Российская газета. 25 янв. 1996.

18. Экспертиза швейных изделий. Методическое пособие. СТО ТПП 21-08-99

19. Лифиц И.М. Метрология, стандартизации и подтверждение соответствия. Учебник для вузов – М. : Юрайт, 2009.

20. Орленко Л.В. Товароведение и экспертиза пушно-мехового сырья, меха и меховых изделий: Лабораторный практикум. – ГОУВПО «МГУС». – М,, 2005.

21. Бузов Б.А., Алыменкова Н.Д. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности. Швейное производство. - М.:, Академия, 2004. – 443 с.

22. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. ­М.: ИНФРА-М, 2002. - 560 с.

23. Додонкин Ю.В. Таможенная экспертиза товаров: Учебник для студ. высш. учеб. заведений /Ю.В. Додонкин, И.А.Жебелева, В.И. Криштафович. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.

24. Технология производства потребительских товаров: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений: В 2-х ч. Ч.1: Непродовольственные товары / Т.И.Чалых, И.М.Щербакова, О.В.Фукина и др.; Под ред. д-ра хим. наук Т.И.Чалых. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

25. Шишкина И.В. Товароведение и экспертиза галантерейных товаров: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: ИЦ «Академия», 2003. -192 с.

26. Сенсорный анализ продовольственных товаров: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т. Г. Родина.- М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2004.-208 с.

27. Неверов А.Н. и др. Товароведение и организация торговли непродоволь­ственными товарами. Учебник для начального профессионального обра­зования. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 464 с.

28. Чалых Т.И., Коснырева Л.М., Пашкевич Л.А.Товароведение упаковоч­ных материалов и тары для потребительских товаров: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

29. Степень Р.А., Паршикова В.Н. Экология. Экологические проблемы това­роведения: Учебное пособие для ВУЗов - М.: ИЦ «Академия», 2004.- 240 с.

30. Царев В.И. Эстетика и дизайн непродовольственных товаров: Учебное по­собие для ВУЗов. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 224 с.

31. Иванова Т.Н. Термины и определения в области товароведения, экспер­тизы и технологии продовольственных товаров: Учебное пособие. ­ Орел, 2004.

32. Лабораторные и практические работы по товароведению и экспертизе промышленных товаров / Под ред. А.Н.Неверова. - М.: Издательский Центр «Академия», 2005.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет технологий и дизайна

Кафедра «Материаловедение и товарная экспертиза»

Допустить к защите

Заведующий кафедрой

___________________

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студента ________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

На тему ________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Состав дипломного проекта:

1. Расчетно-пояснительная записка на стр. ____

2. Графическая часть на ____ листах.

Расчетно-пояснительная записка к дипломной работе

Руководитель дипломной работы _________________________________

Консультанты ________ __________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

(уч.степень, уч.звание, Фамилия, И.О.)

Дипломник ____________

(Подпись)

« ___ » _____________20___ г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет технологий и дизайна

Кафедра «Материаловедение и товарная экспертиза»

Утверждаю

Заведующий кафедрой

___________________

«__»_______20__ г.

ЗАДАНИЕ

НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Студенту ____________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Тема работы _________________________________________________________ __ ___________________________________________________________________

Срок сдачи законченной работы _______________________________________

Исходные данные к работе ____________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Содержание расчетно-пояснительной записки __________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Перечень графического материала (с точным указанием обязательных

чертежей)____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Рекомендуемая основная литература ___________________________________

_____________________________________________________________________

Консультанты по работе с указанием относящихся к ним разделов работы

Раздел

Консультант

Дата выдачи задания _________________

Руководитель работы _________________

(подпись)

Оформление первого листа каждого раздела дипломной работы

1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Название подраздела

Текст подраздела……… ……………………… ……………… ……………… ………………… ……………………… … ………………………… …………….


ДР 791/4 от 27.03.09

Изм

Лист

№ докум

Подп.

Дата

Разработал

Иванова А.И.

Социально-экономический раздел

Лит

Лист

Листов

Руководитель

Петров И.Н

У

13

130

Консультант

Сидоров Г.Н.

ФГОУВПО «РГУТиС»,
каф. «Материаловедение и товар­ная экспертиза», грТЭД-5

Зав.кафедрой

Тюменев Ю.Я.

Рецензент