Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальности 030301 «Психология» Красноярск, 2005

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

Психология управления

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальности 030301 «Психология»

Красноярск, 2005

Составитель: Титова Ольга Ивановна, доцент кафедры психологии

Психология управления: Метод. указ. по выполнению курсовой работы специальности 030301 – Психология / Сост. О.И.Титова. – Красноярск: СИБУП, 2005. – 30 с.

Содержат требования к структуре, объему и оформлению курсовой работы, к порядку ее выполнения и защиты, рекомендуемую тематику. Предназначены для студентов всех форм обучения (очная, заочная) специальности 030301 – Психология

ã Сибирский институт бизнеса, управления и психологии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Выбор темы курсовой работы 7

Теоретическая разработка темы 8

Составление программы исследования, формулирование задач и разработка или подбор методики 9

Интерпретация результатов исследования 12

Формулирование выводов 13

Структура курсовой работы 13

Требования к оформлению текста курсовой работы 16

Порядок защиты курсовой работы. 21

Критерии и их уровни при оценке курсовой работы 22

Приложение 24

Примерная тематика курсовых работ по

дисциплине «Психология управления» 26


Введение

Курсовая работа является квалификационной работой, подтверждающей уровень подготовленности студента, соответствующий требованиям, предъявляемым на определенном этапе обучения.

Курсовая работа представляет собой результат учебно-научной деятельности студента и является следствием самостоятельной разработки избранной проблемы. Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов в вузе, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решения профессиональных задач в ходе выполнения научного исследования по определенной теме.

Курсовая работа представляет собой документ по определенной форме отчетности, содержащий систематизированные сведения по определенной теме. Содержание и форма отчетности соответствует стандартам научного текста и, тем самым, курсовая работа представляет собой пример научного исследования, выполненного в соответствии с целями и задачами учебного процесса. В ней приводятся формулировки проблемы и исследовательских вопросов, обосновывается их актуальность, излагаются данные о степени изученности проблемы, ее состоянии на момент выполнения курсовой работы. Она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний. В ней содержатся научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы. Курсовая работа, таким образом, носит целостный, однородный и завершенный характер.

Целью выполнения курсовых работ является формирование навыков самостоятельного решения профессиональных задач

Задачами выполнения курсовых работ являются систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений и навыков по определенному комплексу учебных дисциплин.

При выполнении курсовых работ студент должен продемонстрировать способности по выдвижению и формулированию научной (рабочей) гипотезы; сбору и обработке информацию по теме; изучению и анализу полученных материалов посредством систематизации и обобщения имеющейся информации; самостоятельному решению поставленные задач исследования; формулированию и логическому обоснованию выводов, предложений и рекомендаций.

Особенности курсовых работ, выполняемых студентами различных годов обучения, проявляются в постепенном усложнении объектов, методов и задач исследования. Курсовые работы студентов 3 и 4 курсов отличаются между собой широтой охвата объектов исследования, уровнем аналитичности, формализации, структурирования и обобщения результатов исследования, широтой комплекса использованных методов.

Курсовые работы студентов 3 и 4 курсов наряду с аналитическим обзором должны содержать результаты обработки эмпирической информации с использованием различных методов научного исследования.

Целью курсовых работ по специализации «Психология управления» является выработка навыков проведения эмпирического научного исследования в области психологии управления и смежных с нею отраслей психологической науки и практики. Задачами курсовых работ по специализации являются овладение методами сбора и обработки эмпирической информации, сопоставление теоретических положений с данными, полученными в ходе эмпирического исследования, обобщение имеющейся информации, формирование выводов и рекомендаций.

Курсовая работа студента 3 курса выполняется как самостоятельное (в т.ч. и экспериментальное) исследование по теме, прежде всего – на основе систематизации, анализа и обобщения материалов научных литературных источников. Результаты работы оформляются на 30–40 машинописных страницах с выводами в объеме не менее 0,5 машинописных страниц. При необходимости в курсовой работе приводятся таблицы, графики, рисунки и иные средства наглядности представления результатов.

Курсовая работа студента 4 курса должна быть более методологически последовательной, с глубоким анализом значительного числа публикаций (40-60 отечественных и зарубежных монографических и периодических источников, включая источники Internet) и аргументированными выводами. Обязательным элементом такой курсовой работы является представление результатов эмпирического исследования, проведенного либо в форме научно-исследовательского поиска, либо в виде классического экспериментально-психологического исследования, либо путем проведения психологического анализа единичного случая. Представленные в курсовой работе результаты должны давать научное объяснение полученных эмпирических данных, характеристику сущности изучаемых объектов, процессов, явлений, анализ взаимосвязей с другими объектами и явлениями. Объем курсовой работы должен составляет не менее 35–45 машинописных страниц; выводы излагаются на 0,5–1,0 машинописных страницах.

При выполнении курсовой работы необходимо помнить, что она не является пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки. Эта переработка не должна быть собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему или публицистическую статью, а всегда основываться на научной или учебно-научной проблеме и опираться на научные источники. С другой стороны, курсовая работа не может быть целиком простой компиляцией и составляться из фрагментов статей и книг. Она должна иметь структуру, наполненную научным содержанием (фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т.д.). В ней должно содержать нечто новое: обобщение изученной литературы, материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решения.

Цель курсовой работы по «Психологии управления»

Исследовать некоторые конкретные закономерности психологии управления, развивать практические навыки анализа управленческой деятельности.

Задачи выполнения курсовой работы:

- показать этапы развития психологических идей в науке управления;

- рассмотреть психологическое содержание функций управления и их взаимосвязь со структурой и особенностями деятельности, личности, коллектива;

- проанализировать характеристики и особенности личности и управленческой деятельности руководителя, обеспечить понимание основных факторов и условий их эффективности;

- апробировать уже изученные и освоить новые методики для исследования управленческих проблем и выработать научно–обоснованные рекомендации;

- показать роль информации в управленческом процессе и психологические детерминанты ее оптимизации;

- раскрыть психологические потенциалы и возможности повышения эффективности в принятии индивидуального и коллегиального управленческих решений;

- провести практические тренинги умений и навыков управленческой деятельности, характеристик и качеств обучающихся, необходимых для успешного руководства.

Выбор темы

Студент выбирает тему, предложенную руководителем, или определяет тему самостоятельно. При выборе темы следует руководствоваться:

- личным интересом к ней, осознанием ее актуальности, важности;

- возможностью практического и теоретического роста студентов по определенным вопросам психологии, повышение компетентности и профессионализма в ходе подготовки работы;

- пониманием возможностей использования конкретных методов и приемов исследования при выполнении работы;

- возможностью применения полученных знаний на практике в настоящей и будущей деятельности.

При выборе курсовой работы и оценке ее значимости очень важно понимание студентом и научным руководителем возможностей внедрения каких–либо элементов работы или ее результатов непосредственно в практику конкретного предприятия, организации социальной группы. На старших курсах подобный «задел» заметно увеличивает возможность распределения выпускника в эффективную фирму или компанию.

- Также желательно при определении темы курсовой работы предусмотреть возможность продолжения ее разработки в рамках будущей дипломной работы.

Для консультации студента определяется руководитель курсовой работы, который осуществляет ее текущее руководство. Руководство включает в себя оказание организационной и научно-методической помощи студенту в форме систематических консультаций в объеме 3 учебных часов, контроль за выполнением работы в соответствии с планом, проверку содержания и оформления завершенной работы.

Теоретическая разработка темы

Изучение состояния вопроса в научной литературе

Для понимания темы полезно сначала познакомиться с соответствующими главами учебника по психологии, статьями психологического словаря, а затем перейти к изучению рекомендованной литературы, поискам дополнительных источников, статей из психологических журналов и других периодических изданий, к изучению, т.е. к накоплению научной информации по теме;

Некоторые правила работы с литературой:

- не отвергать работы только потому, что их названия не полностью соответствуют изучаемой теме;

- внимательно просматривать все подбираемые источники;

- раскрывать для себя все незнакомые психологические термины:

- записывать возникающие вопросы,

- заканчивая чтение любой работы, поставить себе контрольные вопросы типа:

· какую главную мысль проводит автор?

· каковы его аргументы?

· какие положения он стремится обосновать?

· как можно возразить автору?

· что отсюда следует?

· как согласуется данная работа с другими источниками?

· какие теоретические и прикладные вопросы особенно значимы для моего исследования?

Изучение литературы не может быть сведено к механическому восприятию информации, а представляет собой целеустремленный активный процесс ее творческого освоения. Стоит помнить, что изучение нескольких источников, демонстрирующих возможность разноречивой и разноаспектной трактовки темы, столкновение с исключающими друг друга суждениями будет стимулировать выработку собственной точки зрения.

При чтении нескольких публикаций разных авторов студенту надлежит вычленить и сопоставить точки зрения, найти сходное и различное как в трактовке отдельных положений, так и в доказательстве их. Если студент работает над научной публикацией экспериментального характера, то следует обратить внимание на формулирование задач и использованную исследователем методику. В ходе чтения у студента должно сложиться представление о курсовой работе в целом; кроме того, он должен подойти к постановке конкретных задач.

Подготовка научного обзора по выбранной теме

Собранную научную информацию необходимо проанализировать, систематизировать, подготовить научный обзор по выбранной теме, обсудить его с руководителем.

Научный обзор по проблеме может быть построен двояко:

- в виде изложения истории изучения проблемы (какие этапы прошло исследование вопроса, что нового внесли те или иные исследователи);

- в виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности, при этом опять–таки делается краткий обзор разных взглядов).

Обзор любого вида должен представлять собой не компиляцию, а анализ и сопоставление работ; выявление данных, подтверждающих друг друга или противоречащих друг другу. При сопоставлении работ необходимо учитывать, какие конкретные факты получены и в каких экспериментах.

Обзор нужно заканчивать краткими выводами, содержащими:

- перечисление исследованных аспектов проблемы;

- результаты исследований;

- суть дискуссионных вопросов и новых аспектов, подлежащих изучению.

Составление программы исследования,

формулирование задач и разработка или подбор методики

Для того чтобы составить программу исследования, надо продумать, как при помощи доступных, надежных методов объяснить, проверить или подтвердить определенные факты, теоретические положения.

В программе выделяют две части: методологическую, процедурную.

Методологическая часть включает разработку программы исследования (постановка проблемы, задач, определение объекта и предмета изучения, уточнение основных понятий):

а) определение проблемы, объекта и предмета исследования:

- проблема – это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании; любая проблема характеризуется неясностью, неопределенностью и именно поэтому стимулирует исследовательскую мысль;

- объект – это некоторые реальные социальные, психологические явления, которые порождают проблему;

– предмет исследования – это тот угол зрения, под которым может быть изучен объект (например, объект – студенты академии, а их личностные характеристики являются предметом исследования).

б) определение цели, задач: цель – это предполагаемый основной ре зультат исследования, конкретное объяснение причин и условий возникновения рассматриваемой проблемы.

Формулирование задачи исследования и подбор методики

Цель исследования должна быть четко сформулирована и ясна студенту. Она может быть детализирована путем выделения частных задач. Задачи обычно касаются четырех аспектов курсовой работы:

1. Анализа теоретических положений, лежащих в основе работы;

2. Определения методик и процедуры исследования;

3. Анализа полученных результатов;

4. Формулирования выводов и (или) рекомендаций;

- выделение предмета исследования позволяет конкретно сформулировать цель (общую задачу), которая стоит перед студентом. Она может быть детализирована путем выделения частных задач.

в) формулирование гипотезы:

- построение некоторого предположения на основе имеющихся знаний о существовании какой–либо закономерности, причины явления или связи нескольких явлений; это – предположительный ответ на проблему исследования.

Гипотеза – направляющая научная идея, требующая дальнейшей проверки. Она – не простое предположение и в то же время еще не истина:

Истина – уже установленная закономерность, тогда как гипотеза еще ожидает подтверждения.

Выбор гипотезы важен, поскольку, во–первых, нельзя проводить исследование, не имея перед собой четких направлений и целей; во–вторых, от правильной постановки гипотезы зависит выбор методов исследования; в–третьих, только имея какую–то предварительную идею, можно определить, какие материалы и факты необходимо анализировать для усвоения проблемы.

Условия построения гипотезы:

- она должна быть проверяема при помощи наличных методических средств;

- она не должна включать слишком много ограничений и допущений;

Теоретическая проверка гипотезы – сопоставление предположения с имеющимися в научной литературе уже доказанными положениями, принципами.

Экспериментальная проверка гипотезы – оценка ее правильности или ложности – устанавливается опытным путем, на основе анализа данных, полученных в исследовании.

Процедурная часть программы включает в себя:

а) план организации исследования:

- указывается время и условия проведения опытов, критерии выбора испытуемых и их характеристики: возраст, пол, образование, количество, кратко рассматриваются процедуры исследования;

Составление рабочего плана представляет трудную, ответственную работу. Если план не продуман, составлен наспех, он потребует в дальнейшем многократных уточнений, исправлений и легко может привести к невыполнению исследования в срок.

б) определение методик исследования необходимо, поскольку они предрешают эмпирическую ценность исследования, возможности выполнения работы на должном уровне, в целом эффективность всей работы. Подчас недостаточная тщательность в выборе совокупности методов исследования приводит к необходимости повторения всей работы. Все методики должны быть валидными и надежными, или пройти соответствующую проверку исследованием.

Описание методик:

- в методику входит задание для испытуемых (инструкция, материал для работы), описание условий проведения опыта (эксперимент групповой или индивидуальный, длительность и т.д.), характеристика зависимых и независимых переменных.

Составляется перечень методик, указываются авторы; если методика оригинальна, то дается ее полное описание и инструкции к ней.

Выбор методов исследования зависит от следующих трех моментов:

-от предмета исследования;

-от цели;

-от технических возможностей.

Проведение опытной работы

· Овладение методикой.

· Проведение пилотажного (пробного) исследования; проведение опытной работы. Опытную работу по теме следует начинать с пробы на двух – трех испытуемых. Это позволяет выяснить, насколько удачно в содержательном отношении и по форме составлен опытной материал, проиграть ход опытной работы, увидеть на двух – трех примерах получаемый результат. После пробы студент вносит коррективы либо в содержание, либо в порядок проведения работы и после этого привлекает к выполнению задания большее количество испытуемых.

· Проведение исследования. Главное получить надежную и достоверную информацию. В ходе сбора первичной информации должна строго соблюдаться научная этика (использование полученных данных только в научных целях, устранение недостаточно качественной информации и т.д.).

· Обработка полученного материала:

- материал систематизируется;

- положения и факты работы проверяются на наличие расхождений и противоречий между ними;

Подготовив эмпирический материал, исследователь подвергает его последовательной обработке. Выделяют ряд стадий:

- описание способов обработки эмпирического материала, который будет получен в исследовании: логическая и количественная обработка собранных данных;

- математико–статистические способы анализа данных, позволяющие упорядочить, классифицировать результаты исследования с тем, чтобы придать им обозримый вид;

- таблицы, графики, схемы, которыми будет завершаться математико–статистическая обработка.

Интерпретация результатов исследования

Интерпретация полученных после обработки и анализа данных является творческим процессом, который не подчиняется четкой алгоритмизации и часто требует привлечения многих других данных теоретических и эмпирических исследований.

При обсуждении результатов (после математической и графической обработки) следует показать связь результатов опыта с научными данными в литературе, объяснить возможные отклонения полученных данных, показать, какие закономерности получены.

При анализе и обобщении полученных фактов необходимо логическое умозаключение. Анализируется завершенность каждой отдельной части работы и доказательность аргументации как по отдельным положениям, так и в масштабах исследования в целом.

Формулирование выводов

В конце интерпретации нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и содержательными.

Выводы рекомендуется формулировать возможно более тщательно, точно, не пропуская, не перегружая статистическими данными и частностями и не пытаясь включить в них, помимо утверждений, их обоснование.

В работе формулируются предложения и рекомендации по практическому применению выводов при решении конкретных задач. Как правило, необходимо учитывать не только существующие условия, но и те изменения, которые могут произойти в предмете и объектах исследования в ближайшем будущем.

В выводах показать:

- какие основные результаты получены в исследовании – с аргументированными ссылками на конкретные данные (таблицы, графики);

- как результаты соотносятся с литературными данными; их объяснение с точки зрения теоретических положений;

- практическое значение полученных результатов;

- по возможности, дать практические рекомендации.

Формулирование выводов является заключительной частью курсовой работы. В ней автор перечисляет основные положения, которые излагались и доказывались в работе. Выводы должны быть краткими и содержательными.

Структура курсовой работы

Структура текста должна отражать логику исследования. Это предполагает разделение текста на отдельные логически соподчиненные части, каждая из которых снабжается кратким и ясным заголовком, отражающим ее содержание.

Структура курсовой работы состоит из следующих частей: оглавление, введение, теоретическая глава, практическая глава, заключение, список использованной научной литературы, приложения.

Оглавление

Рекомендуется давать расширенное оглавление, помогающее получить полное представление о содержании работы и ее структуре.

Введение (2–3 стр.)

В нем обосновывается актуальность и выбор темы, описывается объект, предмет, цель, задачи исследования, гипотеза; отражаются ее цель, особенности содержания и структуры. В предисловии могут быть включены также сведения, расширяющие представление читателя о проблеме в целом, обзор публикаций по рассматриваемому вопросу.

Теоретическая глава (10–15 стр.)

Содержит обзор научной литературы и выводы; теоретический анализ вопроса дается с указанием источников.

Практическая глава (10–15 стр.)

Содержит:

а) описание методики и организации исследования ; объект и методы (описание эмпирических объектов исследования, методов, процедур пилотажа, проверки надежности получаемых данных, сбор первичной информации).Подробно и полно описать методику и указать особенности испытуемых, их количество, пол, возраст, условия проведения исследования.

б) результаты

описание и анализ полученных данных в соответствии с логикой поставленных задач и гипотез; результаты исследования должны быть представлены количественными данными, сведенными в схемы, таблицы, диаграммы (протоколы опытов, наблюдения даются в приложении к работе).

в) обсуждение результата, выводы. Все выводы должны быть аргументированы ссылками на конкретные данные (таблицы, графики).

В конце работы необходимо проанализировать возможные побочные факторы, снижающие достоверность выводов, сделать собственный вывод о возможных путях уточнения, проверки, расширения и использования полученных данных.

Заключение (2–3 стр.)

Подводит итоги выполненной работы. Можно дать краткие обобщения по каждой главе или сформулировать общие наиболее важные выводы. Заключение призвано в сжатой форме суммировать положения работы, еще раз повторить все признаки, взаимосвязи и взаимозависимости, которые в ней выявлены, дать объяснения полученным результатам и оценить их значение.

В библиографический список использованной литературы включаются только те источники, авторы которых процитированы в тексте курсовой работы или на них сделана соответствующая ссылка. Ссылка на литературный источник проставляется в конце предложения в квадратных скобках (например: Фрейд делил психику человека на две части: сознательную и бессознательную [23].). Точка в данном случае ставится после скобок. При оформлении этого списка следует придерживаться правил:

· список составляется либо в алфавитном порядке и тогда зарубежные публикации и интернет-источники следуют в конце, либо в том порядке, в котором автор делает ссылки в тексте курсовой работы;

· данные о литературном источнике должны включать в себя:

- для монографии - имя автора (или авторов), название работы, место издания, год издания и номера страниц. При этом указывается либо общее количество страниц в книге, если ссылка идет на всю работу в целом (например: Николаев В.Г. Основы антропологии. Красноярск: СИБУП, 2002. - 112 с.), либо номер страницы, содержащей цитату, которую приводит автор в своей курсовой работе (например: Николаев В.Г. Основы антропологии. Красноярск: СИБУП, 2002. С. 20.)

- для статьи из журнала или газеты - имя автора, название статьи, название периодического издания, год выпуска, номер издания, номера страниц (например: Позняков В.П., Титова О.И. Психологические отношения российских предпринимателей: гендерные особенности // Вестник РГНФ. 2002. № 3. С.3-19.)

- для работы из сборника трудов – имя автора публикации, ее название, название всего сборника, место и год издания, номера страниц (например: Парыгин Б.Д. Проблема готовности в социальной психологии // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. М., 1996. С.16.).

- для публикации в сети INTERNET указывается полный электронный адрес сайта, на котором находится указываемая Вами работа: http://www.neuro.net.ru/psychology/pub1018.html

Приложение

В него включают первичный материал исследования, вспомогательный материал, на который имеется ссылка в тексте.

Инструментарий, использованный в исследовании – методики, схемы наблюдения, кодировочные матрицы, первичные таблицы, статистические выкладки.

Могут быть помещены материалы, которые дополняют и иллюстрируют основной текст: копии документов, справочные таблицы, разработанные автором оригинальные материалы (памятки, программы, тексты бесед и т.п.).

Требования к оформлению текста курсовой работы

Курсовая работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Оформление курсовой работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым ЕСКД к текстовым документам. Текст работы может быть оформлен на компьютере на одной стороне стандартного листа формата А4 (210x297 мм) с полями: верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм, левое - 30 мм, правое - 10 – 15 мм.

Расстояние между двумя заголовками, а также заголовком и последующим текстом должно быть 15 мм. При оформлении дипломной работы на компьютере используются следующие параметры: шрифт – № 14 Times New Roman, междустрочный интервал – полуторный, красная строка – 12,5 мм.

Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения курсовой работы, допускается исправлять аккуратным заклеиванием или подчисткой и нанесением на том же месте исправленного текста. Повреждение листов, помарки и следы не полностью удаленного текста или графики не допускаются.

Нежелательно выделение фрагмента текста или отдельного слова жирным шрифтом, подчеркиванием или курсивом (в том числе и заголовка).

Нумерация страниц должна быть сквозной и проставляться в правом верхнем углу. Первой страницей является титульный лист. На титульном листе, задании, реферате, страницах с названием раздела, первой странице со списком использованной литературы номера страниц не проставляются, но считаются в общем порядке. Страницы, на которых расположены таблицы (рисунки) без текста, не нумеруются, но включаются в общую нумерацию. Страницы с приложениями не нумеруются и не включаются в общую нумерацию.

Содержание работы делится на разделы, подразделы и пункты.

Каждый раздел следует начинать с новой страницы. Разделы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться римскими цифрами без точки после цифры, также не ставится точка и после названия раздела (например: I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ).

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой, но без точки после номера подраздела и без точки после названия подраздела (например: 1.1 Подходы к анализу мотивации в работах отечественных психологов).

Пункты нумеруются арабскими цифрами. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой (например: 1.1.2 Представления о мотивации в работах А.Н.Леонтьева), точка после номера пункта и названия пункта не ставится.

При составлении содержания следует придерживаться следующего оформления:

ВВЕДЕНИЕ 5

I ПАМЯТЬ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 7

1.1 Физиологические основы памяти 7

1.2 Виды памяти 14

1.2.1 Оперативная память 14

1.2.2 Кратковременная память 15

1.2.3 Долговременная память 16

1.2.4 Генетическая память 16

II РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Приложение

Наименование разделов, подразделов и пунктов должно быть кратким и строго соответствовать содержанию основного материала дипломной работы.

"ВВЕДЕНИЕ", "СОДЕРЖАНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ" и наименование разделов записываются в виде заголовков прописными буквами с выравниванием по центру листа. Наименование подразделов записывают в виде заголовка строчными буквами (кроме первой прописной) с красной строки. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или нескольких предложений, их разделяют точкой. Недопустимо, если в конце листа располагается заголовок раздела или подзаголовок, а следующий за ним текст перенесен на другой лист. В этом случае рекомендуется перенести на следующий лист и подзаголовок.

Таблицы нумеруются последовательно в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком помещают надпись "Таблица" с указанием номера таблицы. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы (например: Таблица 3.4), точка после номера таблицы не ставится.

При переносе части таблицы на другой лист, оформление первой части сохраняется, над другими частями пишут слово "Продолжение", а на заключительной части - "Окончание" (например: Продолжение таблицы 3.4 или Окончание таблицы 3.4). Название таблицы является обязательным элементом табличного оформления данных, пишется строчными буквами (кроме первой прописной) без точки на конце и выравнивается по левому краю без отступления красной строки. Также в случае, если часть таблицы переносится на слеующий лист, после строки, содержащей название столбцов вводится еще одна строка, в которой столбцы нумеруются. При переносе части таблицы первой строкой значится строка, содержащая нумерацию столбцов, а строка, содержащая их название не проставляется.

Образец оформления таблицы

Таблица 3.4

Показатели успешности решения задачи в двух группах испытуемых

Количество испытуемых, решивших задачу

Количество испытуемых, нерешивших задачу

1

2

3

1 группа

60%

40%

2 группа

25,8%

74,2%

Окончание таблицы 3.4

1

2

3

3 группа

20%

80%

4 группа

35%

65%

Данные, которые представляются в графической форме, отличной от табличной (графики, диаграммы и т.д.) обозначаются как рисунки и нумеруются последовательно в пределах раздела (например: Рис. 1.2) без точки после нумерации. Название рисунка (также является обязательным элементом) пишется в одной строке с его номером строчными буквами (кроме первой прописной) без точки в конце. Номер и название рисунка располагается под ним, выравнивается по левому краю без отступления красной строки. Если название не помещается на одной строке, тогда оно переносится на следующую.


Образец оформления рисунка:

Рис. 1.2 Изменение уровня самооценки в группах

Формулы нумеруют цифрами в пределах раздела. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках.

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова "где" без двоеточия.

Образец написания формул

Расчет коэффициента корреляции Спирмена (одинаковые ранги отсутствуют)

rs=1-6*d2/(N*(N2-1)) (1.2)

где d2-сумма квадратов разностей между рангами;

N-количество испытуемых или признаков, участвовавших в ранжировании.

Все таблицы и рисунки размещают в тексте курсовой работы после первой ссылки на них. На все таблицы и рисунки должны быть ссылки в тексте (например: ... в табл. 3.4 ..., на рис. 1.2…) В повторных ссылках на таблицы и рисунки следует указывать в круглых скобках сокращенное слово "смотри" (например: ... (см. табл. 1.2)...).

При оформлении списков следует придерживаться следующего образца:

При проведении диагностики использовались методики:

- тест Стреляу;

- тест-опросник Айзенка;

- характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость

- характерологический опросник К.Леонгарда

или

1. Тест Стреляу.

2. Тест-опросник Айзенка.

3. Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость.

4. Характерологический опросник К.Леонгарда.

При оформлении ненумерованного списка: используемые маркеры должны быть единообразны по всему объему работы; пункт начинается со строчной буквы, в конце пункта ставится точка с запятой (;). При оформлении нумерованного списка: после номера пункта ставится точка, написание пункта начинается с прописной буквы, после пункта ставится точка. Список (нумерованный или с использованием маркеров) оформляется с отступлением красной строки (если пункт занимает более одной строки, вторая начинается без отступления).

Приложения оформляют как продолжение основных материалов курсовой работы. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение", если в пояснительной записке более одного приложения, их нумеруют последовательно (например: Приложение 1), точку после цифры не проставляют. Если приложение занимает более одного листа, то на втором и последующих листах пишут слово "Продолжение", а на заключительной части - "Окончание" (например: Продолжение приложения 1 или Окончание приложения 1). Рисунки, таблицы и формулы, помещаемые в приложении, нумеруют в пределах каждого приложения (например: Рис. 2, п. 1; Табл. 1, п. 3).

Порядок защиты курсовой работы.

Завершенная курсовая работа передается студентом на кафедру психологии за неделю до защиты для ее анализа. Принятие решения о допуске студента к защите курсовой работы осуществляется научным руководителем. Допуск студента к защите курсовой работы подтверждается подписью научного руководителя с указанием даты допуска.

При невыполнении требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсовой работы, научный руководитель возвращает ее для доработки. Студенты, несвоевременно подготовившие курсовые работы или получившие неудовлетворительную оценку, к экзаменационной сессии не допускаются. Курсовая работа может быть не допущена к ее защите также и при грубых нарушениях правил оформления работы.

Дата защиты курсовой работы определяется кафедрой и согласуется с деканатом.

Защита курсовой работы носит публичный характер и включает доклад студента, а также его обсуждение. В докладе студент освещает актуальность и профессиональную значимость темы, цель и задачи, объект и предмет работы, раскрывает сущность проблемы и свой вклад в ее решение, характеризует итоги проведенной работы, намечает перспективы работы над данной темой и пути внедрения результатов работы в практическую деятельность.

Порядок обсуждения курсовой работы предусматривает: ответы студента на вопросы членов комиссии и других лиц, присутствующих на защите, выступление научного руководителя, дискуссию по защищаемой курсовой работе.

Решение об оценке курсовой работы принимается членами комиссии по результатам анализа предъявленной курсовой работы, доклада студента и его ответов на вопросы.

Критерии и их уровни при оценке курсовой работы

Критерии

Уровни их оценки

низкий

(4 балла)

средний

(5–8 баллов)

высокий

(9 – 10 баллов)

1

2

3

4

Литература

А. Количество

Б. Анализ

До 10

10 –20

Свыше 25

Простой обзор

Обзор с кратким анализом

Критический анализ с собственными выводами

Формулирование основных позиций исследования

Недостаточная постановка цели, задач, выдвижение гипотезы и определение объекта

Адекватная формулировка целей, задач, гипотезы исследования; обоснование актуальности и предмета исследования

Безукоризненное формулирование основных позиций исследования

Теоретическая глава

А.Объем в страницах

Б.Качество

До 10 –––––

Перечисление и анализ известных подходов

10–15 –––––––

Наличие анализа современных положений

Свыше 16––––––

Анализ современных теорий, формулирование собственной позиции

Методы исследования

Использование 1–2–х научных методов исследования без их обоснования

Обоснование применяемых методов, четкое описание процедур их реализации

Использование комплекса методов с системным обоснованием.

1

2

3

4

Математическая обработка данных ис-следования

Выявление линейных взаимосвязей, вычисление процентов

Вычисление индексов и коэффициентов корреляции

Использование статистических пакетов: SPSS, STATISTIKA и др.

Прикладное исследование

Некорректное использование методик и процедур

Введение в исследовательскую процедуру элементов новизны и оригинальности

Творческое оригинальное проведение простого психологического эксперимента

Выводы

Краткие и общие выводы

Стремление к обоснованной детализации выводов

Четкое обоснование выводов по всем структурным элементам работы

Рекомендации

Рекомендации общего плана

Рекомендации, учитывающие некоторые особенности предмета исследования

Обоснованные детальные рекомендации, логично вытекающие из результатов исследования

Приложение 1

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И

ПСИХОЛОГИИ

Кафедра психологии

Курсовая работа

по дисциплине «Психология управления»

ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выполнил: Иванов И.И.

студент гр. _____

Проверил: _______________

«_____»____________200 г.

_______________________

(оценка и роспись)

Красноярск, 2005

Приложение 2

Рецензия

на курсовую работу студента ___________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Тема ________________________________________________________

_____________________________________________________________

Критерии

Уровень их оценки

низкий

средний

высокий

Литература:

Количество

Анализ

Формулирование основных позиций исследования

Теоретическая глава:

Объем в стр.,

качество

Методы исследования

Математическая обработка данных исследования

Прикладные исследования

Выводы

Рекомендации

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

Развитие психологии управления как науки

1. Развитие психологических идей в науке управления.

2. Психологические идеи в концепции управления Л. Джильбретт.

3. Психологические положения в работах классиков научного менеджмента: Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, А. Файоль и др. (можно по каждому из авторов).

4. Психологические аспекты экспериментов Э.Мэйо.

5. Структура мотивов А.Маслоу и ее использование в теории и практике управления.

6. Теории мотивации Ф.Херцберга и Д. Макгрегора и их развитие в современных концепциях управления.

7. Взаимосвязь концепций А.Маслоу, Ф.Херцберга и Д.Макгрегора в современных теориях управления.

8. Структура психологии управления у современных авторов (А.Л. Свенцицкий, М.И.Станкин., А.В.Карпов и др.).

Литература

1. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб.пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 584 с.

2. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: В 2 т. – М.: Прогресс, 1981. – Т.1. – 495 с., Т.2. – 512 с.

3. Промышленная социальная психология./ Под.ред. Е.С.Кузьмина, А.Л.Свенцицкого. – Л.: ЛГУ, 1982. – 205 с.

4. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебн.пособие. Ростов–на–Д. – М.: Феникс, 1997. – 512 с.

5. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. – Л.: ЛГУ, 1986. – 176 с.

6. Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. – СПб.: СПбГУ, 1999. – 224 с.

7. Управление – это наука и искусство / Файоль А. , Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. – М.: Республика, 1992. – 351 с.

Сущность управления и психологическое содержание его функций

1. Психологический алгоритм процесса управления.

2. Функциональный подход в управлении в интерпретации современных исследователей (А.С.Карпов, А.Л.Свенцицкий и др.).

3. Функция целеполагания и ее психологическое содержание.

4. Функция организации и ее психологическое содержание.

5. Функция контроля и ее психологическое содержание.

6. Память, мышление, интеллект и их значение в управленческой деятельности руководителя.

Литература

1. Брушлинский А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // – Психологический журнал. – Т. 21. – №6. – 2000. – С.5–11.

2. Драккер П. Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 200 с.

3. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 160с.

4. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебн.пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 584 с.

5. Кричевский Л. Если вы – руководитель. – М.: Дело, 1993. – 349 с.

6. Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. – СПб.: СПбГУ, 1999. – 224 с.

Личность в организации

1. Учет личностных характеристик в процессе управления.

2. Мотивация трудовой деятельности.

3. Оценка и самооценка как факторы активности личности в организации.

4. Факторы адаптации личности в организации.

5. Психологические механизмы действия моральных норм в предпринимательстве и бизнесе.

6. Неформальные нормы поведения в группе и их социально–психологическое значение.

Литература:

1. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: Наука, 1978. –311 с.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 975. – 304 с.

3. Обозов Н. Н. Психология менеджмента. СПб., 1997. – 153 с.

4. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. – 522 с.

5. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с.

6. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс, 1986. – 423 с.

7. Промышленная социальная психология / Под.ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. – Л.: ЛГУ, 1982. – 205 с.

8. Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. – СПб.: СПбГУ, 1999. – 224 с.

9. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер–Пресс, 1997. – 608 с.

Коллектив как объект и субъект управления

1. Психологические аспекты корпоративной культуры.

2. Социально–психологический климат коллектива и его слагаемые.

3. Конфликты в коллективе: причины и коррекция.

4. Коллектив как объект и субъект управления.

5. Психологическое значение формальной структуры организации.

6. Методы выявления неформальной структуры организации.

7. Сравнительная характеристика моделей группового развития.

8. Командообразование как социально-психологический феномен.

Литература

1. Донцов А. И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. – М.: МГУ, 1984. – 200 с.

2. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно–экономических изменений: – Дис….д–ра психол.наук. – М.: 1999. – 132 с.

3. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебн.пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 584 с.

4. Платонов Ю. П. Психология коллективной деятельности: Теоретико–методологический аспект. Л.: ЛГУ, 1990. – 184 с.

5. Промышленная социальная психология / Под.ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. – Л.: ЛГУ, 1982. – 205 с.

6. Развитие организации и HR-менеджмент / Сост. Л.М.Кроль, Е.А.Пуртова. – М.: Класс, 2004. – 368 с.

7. Харский К.В. Благонадежность и лояльность персонала/К. Харский. - СПб.: Питер, 2003.-496с.

8. Шакуров Р. Х. Социально–психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив.– М.: Просвещение,1990. –208 с.

Личность и деятельность руководителя

1. Различие формального и неформального лидерства в теории управления.

2. Общие психологические проблемы личности и деятельности руководителя в теории управления.

3. Курт Левин и его концепция стилей управления.

4. Индивидуально-психологические предпосылки стиля управления.

5. Развитие взглядов на сущность и типологию стилей управления в современных исследованиях.

6. Слагаемые авторитета современного руководителя.

7. Психологические аспекты формирования имиджа руководителя.

8. Психологические детерминанты конфликтов в управлении людьми.

9. Психологические проблемы принятия управленческого решения

Литература:

1. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М.: Дело, 1991. – 320 с.

2. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. – М.: Экономика, 1990 – 336 с.

3. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебн.пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 584 с.

4. Ковалев А. Г. Коллектив и социально–психологические проблемы руководства. – М.: Политиздат, 1978. ­ 279 с.

5. Кудряшова Л. Д. Каким быть руководителю. – Л.: Лениздат, 1986. – 160 с.

6. Кузьмин Е. С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. – Л.: Лениздат, 1974. – 167 с.

7. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. – Дубна: Феникс, 1997. – 176 с.

8. Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. – СПб.: СПбГУ, 1999. – 224 с.

9. Скотт П. Психология оценки и принятия решений. – М., 1998. – 410 с.

10. Сухоруков М.М., Исаков В.В. Психологические особенности принятия управленческого решения. – СПб., 1995.

Психологические аспекты обучения менеджеров

1. Коучинг в управленческой деятельности.

2. Технология кейс-стади в обучении менеджеров.

3. Деловая игра в обучении менеджеров.

4. Социально-психологические механизмы управления инновациями в японских фирмах.

5. Технология центра-оценки в оценке и обучении менеджеров.

Литература:

1. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники.-СПб.: Питер, 2003. - 204 с.

2. Стаут Санни. Управленческий тренинг. - СПб.: Питер, 2003.-256 с.

3. Нонака Икуджиро, Такеучи Хиротака. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.- ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 384с.

Ответственный редактор: Титова Ольга Ивановна, доцент кафедры психологии

Подписано в печать Сдано в производство

Формат 60х84 1/16 Бумага типографская.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,9

Изд. № Тираж 100 экз. Заказ №

________________________________________________________________ Редакционно-издательский отдел СИБУП.