Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине: «Экономика таможенного дела» Специальность: 080502 «Экономика и управление на предприятии (таможня)»

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра экономики таможенного дела

Губин А.В., Лемешева Ж.С.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

по дисциплине: «Экономика таможенного дела»

Специальность: 080502 «Экономика и управление на предприятии (таможня)»

Москва

2011

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра экономики таможенного дела

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от 09.11.2010 г. №4)

Губин А.В., Лемешева Ж.С.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

по дисциплине: «Экономика таможенного дела»

Специальность: 080502 «Экономика и управление на предприятии (таможня)»

Москва

2011

Авторы:

А.В. Губин, профессор кафедры экономики таможенного дела, канд. экон. наук, доцент;

Ж.С. Лемешева, преподаватель кафедры экономики таможенного дела

Ответственный за выпуск

В.Н. Шаповалова, заведующий кафедрой экономики таможенного дела, канд. экон. наук, доцент

Рецензенты:

Е.Б. Крылова, зав. кафедрой менеджмента и предпринимательства ННОУ «Национальный институт бизнеса», докт. экон. наук, доцент;

Е.В. Лобас, зав. кафедрой экономической теории, канд. экон. наук, доцент

Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Экономика таможенного дела» состоят из семи разделов, которые отражают: основные этапы выполнения курсовой работы, рекомендуемую литературу, рекомендации по предотвращению типичных ошибок при написании курсовых работ, примерную тематику и примерные планы курсовых работ.

Предназначены для студентов очной и заочной форм обучения экономического факультета специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (таможня)».

© Российская таможенная академия, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………..........................................................................3

1. Этапы выполнения курсовой работы…........................................................5

2. Выбор темы......................................................................................................5

3. Оформление заявления о закреплении выбранной

темы за студентом………...................................................................................5

4. Составление списка литературы и её изучение............................................5

5. Составление плана работы.............................................................................5

6. Рекомендации по предотвращению типичных ошибок при написании курсовой работы……………............................................................................11

7. Рекомендуемая литература...........................................................................16

Приложения......................................................................................................19

Введение

Курсовая работа по дисциплине «Экономика таможенного дела» является частью самостоятельной подготовки студента по данной дисциплине, а также одной из форм контроля знаний студентов на заключительном этапе изучения дисциплины. Курсовая работа представляет собой исследование по избранной теме, материалы которого возможно использовать при подготовке выпускной квалификационной работы на выпускном курсе.

Цель курсовой работы заключается в систематизации, закреплении и расширении теоретических и практических знаний по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (таможня)».

Достижение указанной цели возможно на основе решения следующих задач:

- изучение научных, учебных и практических материалов по теме исследования;

- овладение методикой исследования вопросов темы курсовой работы;

- развитие навыков самостоятельной работы.

Курсовая работа должна отразить глубину теоретической подготовки студента, понимание рассматриваемого круга вопросов, способность самостоятельно использовать литературные источники, умение связывать теоретические положения с их практическим применением, формировать и обосновывать собственные выводы, логически и грамотно излагать свои мысли.

При подготовке курсовой работы практический материал и литературные источники должны быть проработаны и органически увязаны с избранной темой.

Оформление курсовой работы должно соответствовать требованиям, изложенным в Руководстве по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ, утвержденном приказом Академии от 15.01.10г. № 22.

1. Этапы выполнения курсовой работы

Процесс подготовки курсовой работы состоит из следующих этапов:

1. Выбор темы.

2. Оформление заявления о закреплении выбранной темы за студентом.

3. Составление списка литературы и её изучение.

4. Составление плана работы.

5. Согласование плана (структуры работы) с научным руководителем и утверждение им.

6. Подбор теоретического и практического материала по теме курсовой работы.

7. Предоставление первого варианта работы студентом.

8. Устранение замечаний научного руководителя.

9. Подготовка окончательного варианта курсовой работы студентом.

10. Защита курсовой работы.

2. Выбор темы

Студент может выбрать любую тему из приведенного перечня примерной тематики курсовых работ с учетом его интересов, накопленного опыта, а также специфики его будущей или настоящей профессиональной деятельности (см. приложение 1). Кроме того, при выборе темы курсовой работы студентам следует учитывать будущую тему выпускной квалификационной работы. В отдельных случаях студент имеет право самостоятельно предложить тему курсовой работы, не входящую в рекомендованный перечень работ. В данном случае необходимо предварительно согласовать выбираемую тему с научным руководителем для того, чтобы избежать возможности выбора темы, не отражающей проблематику данной дисциплины. Кроме того, согласование позволяет избежать выбора дублирующих тем. Не разрешается написание студентами из одной группы двух и более работ на одну и ту же тему.

3. Оформление заявления о закреплении выбранной темы за студентом

Выбранную тему курсовой работы студент должен оформить заявлением на имя заведующего кафедрой (см. приложение 2).

4. Составление списка литературы и её изучение

В процессе составления списка литературы необходимо обращаться к следующим источникам:

- списку литературных источников, указанных в рабочей программе дисциплины «Экономика таможенного дела» или пункте 5 данных «Методических указаний по выполнению курсовых работ»;

- библиографическим каталогам (в первую очередь электронным), имеющиеся в библиотеке Академии;

- перечню статей, опубликованных в последних номерах периодических экономических журналах за текущих год (рекомендуется просматривать статьи текущего периода, далее переходить к просмотру более ранних изданий);

- справочно-правовой системе «КонсультантПлюс», установленной в читальном зале Академии;

- интернет ресурсам.

При подборке источников информации следует, в первую очередь, обратить внимание на нормативно-правовые акты, регламентирующие таможенное дело. При этом целесообразно использовать СПС КонсультантПлюс, которая установлена в читальном зале библиотеки Академии. Следует работать только с действующими нормативными документами в последней редакции. Курсовые работы, в которых не использованы актуальные нормативные документы по таможенному делу, к защите допускаться не будут.

Необходимо обязательно использовать периодическую печать и Интернет-издания. Например, следует изучить последние номера журналов «Таможенные ведомости», «Таможня» «Таможенной регулирование. Таможенный контроль», «Таможенная политика на Дальнем Востоке», бюллетени ВНИКИ. Обычно в перовом номере журнала за год публикуется перечень статей за предыдущий год, что облегчает поиск. Поэтому начинать надо с просмотра самых последних номеров периодических изданий, которые обычно находятся в читальном заде на стендах, затем переходить к первым номерам за год.

При использовании материалов печатных источников следует сразу же записывать их полное библиографическое описание и номера страниц, с которых заимствуются цитаты, данные или мнения авторов. Это позволит формировать сноски в дальнейшем.

Значительный объем информации содержится на сайтах: ФТС России www.customs.ru, Комиссии Таможенного союза www.tsouz.ru, в информационно-консультационной системе "Виртуальная таможня" www.vch.ru, «Все о таможне» www.tks.ru, «Все для декларантов и участников ВЭД» www.alta.ru.

Например, официальный сайт ФТС России содержит информацию, которая может быть полезна при написании практической части курсовой работы. Во-первых, следует использовать материалы докладов о результатах и основных направлениях деятельности ФТС (далее ДРОНД), расположенных по ссылке: http://www.customs.ru/ru/activities/indexes//. Во-вторых, в разделе «Сведения о деятельности ФТС», необходимо использовать подраздел «Основные показатели, характеризующие деятельность ФТС России» http://www.customs.ru/ru/activities/Osnovnyepokazateli/. Там расположены сборники «Таможенная служба в … году», в которых кратко изложены данные по основным направлениям деятельности таможенной службы.

Данные по статистике внешней торговли и другим экономическим показателям целесообразно брать с сайта Федеральной службы статистики www.gks.ru.

Из зарубежных информационных ресурсов следует использовать сайты: Всемирной таможенной организации www.wcoomd.org, Всемирного таможенного журнала http://www.worldcustomsjournal.org.

В курсовой работе следует использовать только современные информационные документальные источники, действующие на текущий момент.

Общий список информационных источников не должен быть менее десяти наименований. Следует внимательно отнестись к составлению списка источников, каждый из которых обязательно должен быть использован в тексте курсовой работы. Соответственно, по тексту работы должны быть оформлены ссылки на используемые источники.

5. Составление плана работы

План курсовой работы призван способствовать более полному и логичному раскрытию и изложению выбранной темы. План составляется на основе предварительного ознакомления с аналитическими данными и учебно-методической литературой по теме курсовой работы. В процессе подготовки работы план может корректироваться по согласованию с руководителем курсовой работы.

Составными элементами плана курсовой работы по дисциплине «Экономика таможенного дела» являются:

Введение

Теоретическая часть

Практическая часть

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Примерные планы по некоторым темам курсовых работ приведены в приложении 3.

Введение содержит обоснование выбранной темы, её актуальность. Далее указываются цель курсовой работы, задачи, объект и предмет исследования, источники информации для проводимого исследования, использованные методы при написании работы.

В теоретической части работы раскрывается сущность той или иной темы. Излагается краткая характеристика уровня изученности и разработанности данной проблемы, отмечаются нерешенные задачи. Рекомендуется представить различные аспекты мнений некоторых авторов по изучаемой проблеме, дать им сравнительную оценку и изложить мнение автора курсовой работы. Цитаты и цифровые данные обязательно сопровождать сноской или ссылкой на источники с указанием его полных выходных данных.

Практическая часть курсовой работы служит для раскрытия умения студентом применять теоретические знания для анализа таможенной деятельности, т.е. он должен уметь выявить резервы повышения эффективности и разработать направления совершенствования таможенной деятельности.

Структуру работы рекомендуется формировать из двух глав, в каждой из которой сделать по два-три параграфа. В первой главе логично отразить теоретическую часть работы, а во второй - выполнить практическую часть. Не рекомендуется включать в состав главы большее количество параграфов, так как они становятся слишком маленькими по размеру. Главы нумеруются арабскими цифрами 1, 2. Параграфы 1.1. или 2.2., причем первая цифра обозначает номер главы, а вторая – соответственно номер параграфа. Поэтому не обязательно писать слово «глава».

Цифровой материал необходимо обобщать и представлять в аналитических таблицах. В теоретической и аналитической частях следует представлять иллюстративный материал по теме исследования (графики, схемы).

Заключение курсовой работы по данной дисциплине состоит из двух частей. В первой части кратко излагаются основные выводы по итогам проведенного исследования. Вторая часть - рекомендательная – может содержать перечень мер, способствующих решению поставленной проблемы.

Список рекомендуемой литературы оформляется в соответствии с требованиями, указанными в Руководстве по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ, утвержденном приказом Академии от 15.01.10г. № 22.

В приложения следует выносить материалы, которые имеют косвенное отношение к раскрытию темы курсовой работы, а также объекты, которые занимают страницу целиком, либо не помещаются на одной странице (например, очень большие таблицы). Приложения не учитываются в общем объеме работы. В тексте обязательно должны быть ссылки на приложения, в противном случае их наличие не обосновано.

Общий объем курсовой работы должен составлять тридцать - сорок страниц. Курсовые работы с объемом менее двадцати пяти страниц к защите допускаться не будут. В то же время оценки за курсовые работы с объемом более чем сорок страниц будут снижаться, так как автор не смог ограничить объем работы, сократив второстепенные положения, вынести избыточный материал в приложения.

На последней странице курсовой работы следует поставить дату окончания работы и подпись её автора.

В процессе написания курсовой работы студент регулярно консультируется с научным руководителем, отчитывается за проделанную работу. Это помогает избежать лишних ошибок и переделок работы. Подготовленная курсовая работа с отзывом научного руководителя предоставляется на кафедру экономики таможенного дела не позже недели до даты защиты.

6. Рекомендации по предотвращению типичных ошибок при написании курсовой работы

Приведем некоторые рекомендации для предотвращения типичных ошибок студентов при написании курсовых работ:

1. Использование материалов других авторов без сносок на источники. Это плагиат[1] , который выражается в публикации под своим именем чужого произведения или чужих идей, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Для преподавателя не составляет труда отделить текст студента от материалов других авторов. Работы без сносок к защите допускаться не будут. При формировании сносок указание на номер страницы обязательно . Сноски показывают уважение к читателю работы и позволяют быстро найти используемый источник.

Так как должно быть использовано не менее десяти источников, то на каждый из них должна быть сноска в тексте работы. Это дает ответ на вопрос о том, сколько сносок должно быть в работе - минимум десять сносок на десять разных источников. Так как источники упоминаются по нескольку раз, то на практике их значительно больше.

Иногда студенты используют вместо подстрочных сносок внутритекстовые ссылки. В курсовой работе по «Экономике таможенного дела» этого делать не следует , так как по сноскам будет оцениваться работа студента с источниками, в результате он не сможет в полной мере показать свое владение научным аппаратом и получить высокую оценку. Кроме того, внутритекстовые ссылки не освобождают от необходимости указывать страницу в источнике.

2. Часто студенты указывают неполные данные периодического издания. Начинать следует с фамилии и инициалов автора, названия статьи и только потом через две косые черты указываются исходные данные периодического издания. При этом обязательно указывается номер страницы, откуда взят использованный материал. При библиографическом описании журнала в списке использованных источников указывается номера страниц, на которых напечатана статья в журнале или сборнике статей (например, с.5-10).

2. При использовании интернет источников следует указывать не только название сайта, но и полный путь к веб-странице, который отображается в адресной строке интернет браузера. При этом указывается дата заимствования, так как интернет источники регулярно обновляются. Например: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011–2013 годы [Электрон. ресурс]. Режим доступа. World Wide Web. Официальный сайт ФТС России http://www.customs.ru/ru/activities/indexes//popup.php?id286=8812&i286=1, (по сост. на 15.11.2010). При помощи такой ссылки источник легко найти в сети Интернет. Если указать просто официальный сайт ФТС РФ www.customs.ru, то читатель будет обречен на длительный поиск информации. Указание даты заимствования необходимо, так как веб-страницы часто обновляются.

3. Ни в коем случае не следует скачивать тексты готовых курсовых работ. Обычно в таких работах содержатся устаревшие данные, типично использование не действующих документов. У студента возникнут проблемы с защитой такой работы, так как он не работал с первоисточниками, обязательно появятся одинаковые работы в разных группах. Такие работы к защите допускаться не будут. Кроме того, преподаватели дисциплины «Экономика таможенного дела» пользуются Интернет-сервисом AntiPlagiat.ru, который реализует технологию проверки текстовых документов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников.

4. Следует использовать только актуальные нормативно-правовые документы, то есть в их последней редакции с необходимыми изменениями и дополнениями. Для этого рекомендуется использовать СПС КонсультантПлюс. В списке использованных источников нормативные документы указываются по их иерархии: Конституция РФ, кодексы, федеральные законы, указы Президента, постановления правительства, подзаконные акты.

5. Не допускается отсутствие или использование устаревших эмпирических данных. При написании курсовых работ по экономике таможенного дела необходимо использование данных, которые могут быть представлены графически, в виде таблиц или цифр в тексте. В практической части работы должны обязательно присутствовать эмпирические данные позапрошлого года. Так, если работа выполняется в 2011 году, то обязательно наличие данных за 2009 год.

По некоторым работам возможны трудности с наличием эмпирических данных. В таких случаях можно использовать условные расчеты. Например, в темах посвященных оплате труда сотрудников, федеральных гражданских государственных служащих и работников таможенных органов можно приводить условный расчет заработной платы за месяц.

6. При построении структуры работы важно соблюдать логику изложения материала. Типичной ошибкой является наличие глав, не разделенных на параграфы. В главу необходимо включать минимум два параграфа. Если же глава не разделена на параграфы или состоит только из одного, то она лишена смысла – это не глава, а параграф.

Распространенной ошибкой является совпадение названия одной из глав или параграфов между собой или с темой работы. Название глав должны объединять в себе названия параграфов. Например, если первый параграф начинается со слова «Понятие…», а второй – «Классификация…», то глава будет называться «Понятие и классификация…». По содержанию и названию материал параграфа не может быть шире содержания главы.

7. Во введении студенты часто забывают или неправильно формулируют актуальность, цель и задачи темы. Актуальность должна формулироваться так, чтобы показать, почему данная проблема объективно важна для науки и практики. Не допускается субъективизм, например тема работы например тема выбирается студентом только потому, что она показалась ему интересной. Цель должна обязательно быть изложена в исследовательском ключе, содержать слова «провести анализ, изучить, исследовать, разработать, классифицировать». Далее формулируются задачи работы - это этапы исследования, которые должны быть проведены для достижения цели. Они должны соответствовать структуре работы, то есть их необходимо формулировать по названиям параграфов, придав им активную направленность. Например, если первый параграф начинается со слов «содержание и сущность…», то первая задача может звучать как «изучить содержание и сущность…».

Значительной сложностью для студента является определение объекта и предмета курсовой работы. Объект отражает область исследования и является, как правило, процессом. Предмет – характеристика объекта, которую мы хотим изучить, улучшить. Таким образом, предмет – часть объекта.

8. Работа должна быть аккуратно оформлена, находится в папке-скоросшивателе с прозрачной обложкой титульной страницы. Не следует использовать папку, где каждая страница помещается в отдельный прозрачный файл. Такую работу неудобно проверять, так как руководителю сложно делать пометки – приходится извлекать каждую страницу. Несшитые работы к защите допускаться не будет.

9. В соответствии с функциональной спецификой в научном стиле широко используется первое лицо множественного числа, означая так называемое «авторское мы»: «ниже мы приводим диаграммы» и никогда не используется первое лицо единственного числа, например «я считаю».

10. В заключении должны быть сделаны обобщающие выводы по работе. Обязательно следует указать, что цель написания курсовой работы достигнута и все задачи решены. При написании заключения необходимо в конце каждой главы или даже параграфа сделать резюмирующий вывод, далее эти выводы объединить. В результате, мы получаем заключение, действительно включающее все выводы по данной работе.

7. Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые документы

1. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17)

2. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании»

3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

6. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе".

7. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

8. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

9. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

10. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

11. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года").

12. Приказ ФТС РФ от 07.12.2007 № 1516 "Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств".

13. Приказ ФТС РФ от 10.03.2006 № 192 "Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации"

14. Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации".

15. Приказ ФТС РФ от 29.12.2007 № 1666 "Об утверждении методики расчета штатной численности таможенных органов Российской Федерации и их структурных подразделений".

16. Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. №52 О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет

Литература

Основная

1. Экономика таможенного дела: учебник/ Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов – Владивосток: ВФ РТА, 2006.

Дополнительная

1. Экономика таможенного дела: учебное пособие. М., РИО РТА, 2002.

2. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика – М., Питер, 2004.

Методические указания по написания курсовой работы разработаны при информационной поддержке компании СПС «КонсультатнПлюс».

Приложение 1

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

по дисциплине «Экономика таможенного дела» [2]

1. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли (На примере конкретного товара или рынка) .

2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли (На примере конкретного товара или рынка, см. приложение 3) .

3. Экономический механизм антидемпинговых мер во внешней торговле (На примере конкретного товара или рынка) .

4. Экономический механизм компенсационных мер во внешней торговле (На примере конкретного товара или рынка) .

5. Экономический механизм специальных защитных мер во внешней торговле (На примере конкретного товара или рынка) .

6. Сравнительный анализ преимуществ и ограничений таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли (На примере конкретного товара или рынка) .

7. Определение уровня тарифной защиты (На примере конкретной отрасли отечественной экономики или рынка) .

8. Экономическая сущность технических барьеров во внешней торговле (На примере конкретного товара или рынка) .

9. Направления развития таможенного дела (С использованием Концепции развития таможенных органов РФ, Стратегии ФТС до 2020 года, проблемно-целевых программ с участием таможенных органов, ведомственных целевых программ, концепций по развитию отдельных направлений таможенного дела. Количественные данные можно взять из ДРОНД).

10. Экономические цели и задачи таможенного регулирования (На основе целей Закона о таможенном тарифе, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, по каждой цели необходимо показать достигнутые результаты) .

11. Международная интеграция в области таможенного дела (В практической части следует разобрать одно из направлений интеграции: участие в международных организациях, международных экономических интеграционных объединениях, двустороннее сотрудничество в области таможенного дела, главное – показать экономический эффект интеграции) .

12. Зона свободной торговли СНГ и ее роль в экономической интеграции государств (Провести анализ проблем с примерами изъятий из режима свободной торговли, показать экономический эффект на основе статистики внешней торговли СНГ, учесть последние изменения) .

13. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана и его роль в экономической интеграции государств (Провести анализ перспектив и последствий для национальных экономик, использовать данные по взаимной торговле с сайта Комиссии Таможенного союза) .

14. Программно-целевой метод развития таможенного дела (На основе федеральных целевых программ, в которых участвует ФТС РФ и ведомственных целевых программ, необходимо использовать положения ДРОНД).

15. Развитие отдельных направлений таможенного дела на основе концептуального подхода (На основе Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации, Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств, материалов ДРОНД)

16. Материально-техническая база таможенных органов, ее структура и динамика (На примере строительства пунктов пропуска, таможенно-логистических терминалов, оснащения ТСТК, внедрения информационных технологий, необходимо использовать материалы ДРОНД) .

17. Анализ кадрового обеспечения таможенных органов РФ (Необходимо сделать анализ динамики и структуры кадрового обеспечения таможенных органов по трем категориям персонала, по возрасту, полу, уровню образования. Следует рассчитать коэффициенты оборота по приему, выбытию, текучести кадров, оценить производительность труда, использовать основные показатели деятельности ФТС и материалы ДРОНД).

18. Научно-технический прогресс в таможенном деле и его роль повышении эффективности таможенной деятельности (Следует сделать акцент на экономическом эффекте НТП, соотношении затрат и результатов, для примера можно взять совершенствование применения и внедрение ТСТК, информатизацию таможенных органов, использовать основные показатели деятельности ФТС и материалы ДРОНД).

19. Экономическая сущность и назначение основных фондов таможенных органов (В практической части необходимо, по возможности, подсчитать ряд показателей эффективности использования и движения основных фондов, таких как: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, коэффициентов экстенсивного, интенсивного, интегрального использования, обновления, выбытия) .

20. Организация тылового обеспечения в таможенном деле (В практической части необходимо раскрыть одно из направлений централизованного, децентрализованного или смешанного обеспечения таможенных органов каким-либо видом основных фондов или материалов, обязательно следует отразить процедуру закупок для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

21. Основные направления совершенствования материально-технического обеспечения таможенных органов (В практической части необходимо раскрыть одно из направлений совершенствования обеспечения таможенных органов каким-либо видом основных фондов или материалов, обязательно следует отразить процедуру закупок для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). .

22. Планирование штатной численности таможенных органов на основе анализа производительности труда (См. приложение 3) .

23. Оплата труда и социальное обеспечение сотрудников таможенных органов РФ (Сделать условный пример расчета оплаты).

24. Оплата труда и социальное обеспечение государственных гражданских служащих таможенных органов РФ (Сделать условный пример расчета оплаты).

25. Оплата труда работников таможенных органов РФ (Сделать условный пример расчета оплаты) .

26. Управление рисками как способ повышения эффективности таможенной деятельности (Необходимо сделать акцент не на организации СУР, а на экономическом аспекте. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля (согласно Концепции СУР в таможенных органах РФ) .

27. Финансовое планирование в таможенных органах на основе бюджетирования, ориентированного на результат (Необходимо учесть, что основой системы финансового планирования потребности учреждения в бюджетных средствах теперь является государственное задание на оказание государственных услуг, а также положения бюджетной реформы, вступающие в силу с 2011 гола. Следует рассмотреть тему на примере конкретного таможенного органа или ФТС РФ, использовать материалы ДРОНД. Необходимо учесть положения бюджетной реформы, вводимые с 2011 года) .

28. Анализ и оценка эффективности деятельности таможенных органов РФ (На основе анализа контрольных показателей эффективности) .

29. Роль Всемирной таможенной организации в развитии таможенного дела в России (Следует проанализировать, каким образом конвенции, стандарты и рекомендации Всемирной таможенной организации влияют на развитие таможенного дела в РФ. Как пример, можно использовать Рамочные стандарты безопасности и облегчения международной торговли. Показать экономический эффект) .

30. Экономические нормы и нормативы, используемые при планировании хозяйственной деятельности таможенных органов (На примере норм расхода топлива и ГСМ, форменной и специальной одежды, табелей положенности) .

31. Анализ динамики и структура расходов на содержание таможенных органов РФ (См. приложение 3).

32. Экономическая роль околотаможенной инфраструктуры в таможенном деле (На примере таможенного перевозчика, таможенного брокера, складов временного хранения, таможенных складов, терминалов).

33. Внедрение систем электронного декларирования как средство повышения эффективности таможенного дела (См. приложение 3 ).

34. Международное сотрудничество ФТС РФ с таможенными службами и правоохранительными органами других стран как способ повышения эффективности таможенной деятельности (Необходимо оценить экономический эффект сотрудничества, в качестве примера можно использовать взаимодействие в области таможенного дела с ЕС ( OLAF , NCTS ), взаимодействие с членами Всемирной таможенной организации ( CEN , RILO ) .

35. Организационная структура и территориальное размещение таможенных органов РФ (С использованием Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации) .

36. Взаимодействие Федеральной таможенной службы РФ с другими правоохранительными органами и государственными организациями в сфере таможенного дела ((Необходимо оценить экономический эффект сотрудничества).

37. Использование экономических законов и закономерностей в таможенном регулировании и таможенной деятельности (Показать на примере закона спроса, закона предложения, закона убывающей доходности, закона возрастающих предельных издержек, закона возвышения потребностей) .

38. Система методов, критериев и показателей оценки эффективности таможенной деятельности (На основе контрольных показателей эффективности) .

39. Направления повышения эффективности таможенной деятельности (Можно использовать Концепцию развития таможенных органов РФ, Стратегию ФТС до 2020 года, проблемно-целевые программы с участием таможенных органов, концепции по развитию отдельных направлений таможенного дела, материалы ДРОНД. Обязательно показать экономический ).

40. Анализ эффективности таможенного контроля и пути его повышения (Рассмотреть экономический аспект на примере отдельного товара, вида транспорта или формы таможенного контроля).

41. Анализ использования информационных технологий в целях повышения результативности деятельности таможенных органов (Рассмотреть экономический аспект, примеры ЕАИС, ВИТС, предварительное информирование, электронное декларирование, технологию удаленного выпуска, международное сотрудничество NCTS , CEN , RILO , информационный обмен с OLAF ) .

42. Основные направления совершенствования организации труда в таможенных органах РФ (Рассмотреть как одно из направлений повышения производительности труда. Обязательно использовать положениями приказа ФТС России от 29.12.2007 № 1666 «Об утверждении методики расчета штатной численности таможенных органов РФ и их структурных подразделений»).

Приложение 2

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ О ЗАКРЕПЛЕНИИ

ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ ЗА СТУДЕНТОМ

Заведующему кафедры

экономики таможенного дела

Шаповаловой В.Н.

от Ф.И.О. студента

№ группы

З а я в л е н и е

Прошу закрепить за мной тему курсовой работы (название темы в кавычках) по дисциплине «Экономика таможенного дела».

Дата.

Подпись студента.

Приложение 3

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

по некоторым темам дисциплины

«Экономика таможенного дела»

ТЕМА «АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

При раскрытии данной темы необходимо проанализировать бюджетные расходы на содержание таможенных органов за последние пять лет. Можно использовать следующую структуру:

Введение

Глава 1. Планирование расходов и использование финансовых ресурсов таможенными органами РФ

1.1. Планирование расходов таможенных органов

1.2. Использование финансовых ресурсов таможенными органами

Глава 2. Структура и динамика расходов на содержание ФТС РФ (или, при наличии данных, по отдельному таможенному органу) за (желательно взять период не менее пяти последних лет)

2.1.Структура расходов

2.2. Динамика расходов

Заключение

Список использованной литературы

При формулировке актуальности темы следует показать значимость результатов деятельности таможенных органов, отразить их зависимость от расходов на содержание. В качестве цели работы следует принять анализ динамики и структуры расходов на содержание таможенных органов на конкретном примере.

В первой главе дается общая характеристика расходов таможенных органов. Источником финансирования таможенной системы являются ассигнования из федерального бюджета. Необходимо учесть положения бюджетной реформы, которые вступают в силу с 2011 года

Во втором параграфе необходимо рассмотреть направления распределения финансовых средств из федерального бюджета на содержание таможенных органов.

Во второй главе проводится анализ структуры и динамики расходов таможенных органов.

В первом параграфе анализируется соотношение удельного веса отдельных статей расходов и их изменение по годам. Для наглядности рекомендуется использовать графический способ анализа, который заключается в построении: графиков, диаграмм, гисторамм.

Во втором параграфе рассматриваются расходы таможенных органов в их динамике за последние пять лет. Это целесообразно сделать в виде графика или в виде таблицы. При этом желательно учесть темпы инфляции для оценки реальных расходов.

При подготовке курсовой работы по данной теме следует обязательно использовать Бюджетный кодекс РФ в последней редакции, законы о федеральном бюджете за последние пять лет, где содержатся данные по объемам расходов на таможенную службу (ведомственная классификация расходов), либо следует взять финансовые данные по конкретному таможенному органу (это может быть РТУ или таможня).

ТЕМА «ПЛАНИРОВАНИЕ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА»

В данной теме главным аспектом является изучение роли производительности труда, в том числе в планировании штатной численности таможенных органов. Так реализуется одна из основных функций оценки производительности труда – плановая. Но не следует забывать и про другие ее функции.

При раскрытии данной темы можно использовать следующую структуру:

Введение

1. Понятие производительности труда, ее факторы, показатели и методы измерения

1.1 Понятие производительность труда

1.2 Факторы, показатели и методы измерения производительности труда

1.3 Оценка производительности труда в таможенных органах

2. Планирование штатной численности таможенных органов

2.1. Нормативный метод планирования труда и нормативы штатной численности

2.2. Экспертно-аналитический подход

2.3. Метод технико-экономических расчётов

Заключение

Список использованных источников

Актуальность данной темы обусловлена тем, что производительность труда отражает использование наиболее ценного ресурса – труда, и является одним из важнейших показателей, который используется при планировании численности персонала организации. Целью данной работы должно быть изучение понятия производительности труда, ее показателей и факторов для планирования штатной численности таможенных органов. Эффективное использование кадрового потенциала таможенных органов является одним из важных проблем. Это связано с тем, что уровень эффективности решения задач, стоящих перед таможенной службой в условиях возрастания её роли в государственной политике России и в обеспечении экономической безопасности в значительной степени зависит от кадрового состава таможенных органов, а также от качества управления его деятельностью.

В первой главе рассматривается понятие, назначение, факторы и показатели производительности труда.

В первом параграфе можно рассмотреть соотношение экстенсивных и интенсивных характеристик труда, понятий производительности и интенсивности труда.

Во втором параграфе следует рассмотреть основные показатели производительности труда – выработку и трудоемкость, рассмотреть основные методы измерения производительности труда: натуральный, трудовой и стоимостной. Часть параграфа необходимо посвятить факторам производительности труда. Материально-технические факторы связаны с использованием новой техники, прогрессивных технологий, новых видов сырья и материалов.

Научно-технический прогресс - главный источник всестороннего и последовательного роста производительности труда. Социально-экономические факторы определяются качествами трудовых коллективов, их социально-демографическим составом, уровнями подготовки, дисциплинированности, трудовой активности и творческой инициативы работников, системой ценностных ориентацией, стилем руководства в подразделениях и на предприятии в целом и др. Кроме того, производительность труда обусловлена естественными и общественными условиями, в которых трудятся люди. В условиях развития в нашей стране рыночных экономических отношений возрастает значение таких общественных условий, которые стимулируют рост производительности труда. Среди них: повышение уровня безработицы, усиление конкуренции товаропроизводителей, развитие малого бизнеса и другие. Организационные факторы определяются уровнем организации труда и управления.

В третьем параграфе следует рассмотреть оценку производительности труда в таможенных органах. В таможенных органах, для измерения производительности труда, можно использовать следующие показатели в расчёте на одного работающего (непосредственно занимающихся таможенным оформлением): количество обработанных таможенных деклараций и других документов. Особенностью труда в таможенном деле является то, что на него влияют случайные, вероятностные факторы. Неравномерность перемещения грузов и пассажиров через таможенную границу во времени приводит в одних случаях к неизбежному снижению нагрузки, в других - к чрезмерной напряженности труда.

Во второй главе рассматривается планирование штатной численности в таможенных органах.

В первом параграфе изучается организационно-штатная структура таможенного органа как перечень самостоятельных подразделений с указанием общей штатной численности сотрудников, гражданских служащих, работников, их распределения по составу.

Во втором параграфе рассматривается нормативный метод планирования труда как основной в таможенных органах.

Во втором параграфе показываются возможности применения экспертно-аналитического подхода при планировании штатной численности персонала таможенных органов, он все больше используется в таможенных органах. Особое внимание следует уделить методике расчета штатной численности таможенных органов РФ и их структурных подразделений, изложенной в приказе ФТС России от 29.12.2007 № 1666, а именно разделу II Методики «Разработка Технологической карты трудоемкости исполнения операций на основе соответствующего Административного регламента», где описаны методы изучения затрат рабочего времени.

В третьем параграфе можно рассмотреть метод технико-экономических расчетов, который в основном используется для расчета штатной численности в подразделениях таможенной охраны.

При раскрытии данной темы необходимо использовать данные по кадровому составу таможенных органов, использовать нормативные документы, регламентирующие организационно-штатную работу в ФТС России.

ТЕМА «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФТС РФ С ТАМОЖЕННЫМИ СЛУЖБАМИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ДРУГИХ СТРАН»

Международное сотрудничество таможенной службы с таможенными службами и правоохранительными органами других стран может существенно повысить эффективность ее деятельности, что определяет актуальность данной темы.

В качестве цели данной работы следует избрать исследование международного таможенного сотрудничества таможенной службы России с зарубежными таможенными службами и правоохранительными органами в целях повышения эффективности таможенной деятельности.

Для раскрытия данной темы можно использовать следующую структуру:

Введение

Глава 1. Отношения таможенных органов России с таможенными органами других стран

1.1. Основы международного таможенного сотрудничества

1.2. Соглашения с иностранными государствами в области таможенного дела

Глава 2. Совместная деятельность Федеральной таможенной службы России с таможенными и правоохранительными органами других стран

2.1. Международный обмен информацией с участием ФТС России

2.2. Международное сотрудничество в борьбе с контрабандой наркотиков

Заключение

Список использованных источников

В первой главе рассматриваются отношения России с другими странами в области таможенного дела.

В первом параграфе рассматриваются основные принципы международного таможенного сотрудничества применительно к России.

Второй параграф содержит информацию о сотрудничестве в области таможенного дела, где необходимо привести данные о деятельности представительств ФТС за рубежом, рассмотреть двусторонние договоры в сфере таможенного дела с другими странами.

Во второй главе раскрывается содержание международного сотрудничества в области таможенного дела.

В первом параграфе рассматривается обмен информацией с участием ФТС РФ. Известно, что криминальные структуры, действующие в сфере внешней торговли, все более приобретают международный характер. Как показывает практика, значительная часть криминальных схем, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей и контрабанду, проходит свои подготовительные этапы за пределами нашей страны. Поэтому так важно взаимодействие таможенных служб мира в противодействии международной преступности. Сегодня акцент международных контактов переносится на получение своевременной оперативной информации, проведение многосторонних специальных международных операций, целью которых является выявление всей схемы криминального бизнеса, в том числе и источников финансирования экстремистских организаций различной направленности.

Стоит отметить, что Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК) ФТС России активно участвует в работе, проводимой МИД России по линии подготовки и подписания международных договоров и соглашений, направленных на координацию деятельности в сфере борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью. В общей сложности принято участие в согласовании и подготовке предложений более чем по 20 документам международно-правового характера антитеррористической направленности.

В настоящее время существующие современные информационные технологии контроля перемещения грузов позволяют анализировать товарные потоки и на ранней стадии выявлять рисковые поставки. По каналам международной правоохранительной сети «CEN», «RILO-Москва». Также необходимо рассмотреть оперативный обмен информацией с таможенными службами зарубежных стран о новых маршрутах перемещения контрабанды и малоизвестных способах ее сокрытия, в том числе наркотиков, оружия, товаров военного и двойного назначения и т.д. Это позволяет на практике реализовать принцип выборочного таможенного контроля в отношении поставок товаров группы «риска» и своевременно принимать меры по выявлению и предупреждению нарушений таможенного законодательства. Именно такая информация становится в дальнейшем основой для проведения выборочных досмотров, оперативно - розыскных мероприятий и специальных операций.

Второй параграф главы посвящен международному сотрудничеству в борьбе с контрабандой наркотиков. Борьба с контрабандой наркотиков всегда была одним из приоритетных направлений таможенной службы. В практику прочно вошли совместные международные операции «контролируемая поставка». Специальная система скрытого полицейского и таможенного контроля позволяет проследить все звенья преступной цепи, выявить и ликвидировать устоявшиеся международные каналы сбыта и транспортировки наркотиков.

Особое внимание при раскрытии данной темы следует уделить экономическому эффекту международного сотрудничества.

ТЕМА «ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

При раскрытии данной темы необходимо изучить сущность электронного декларирования, его значение в таможенных органах, а также показатели, отражающие эффективность электронного декларирования.

Можно использовать следующую структуру:

Введение

1.Общие принципы организации электронного декларирования

1.1.Организация электронного декларирования

1.2. Технология декларирования товаров в электронной форме

2. Влияние систем электронного декларирования на повышение эффективности таможенного дела

2.1. Показатели эффективности использования электронного декларирования

2.2. Особенности и проблемы внедрения электронного декларирования в таможенных органах

Заключение

Список использованных источников

Во введении следует обязательно обозначить актуальность, цель и задачи данной темы. При формулировке актуальности темы следует показать значимость внедрения в таможенные органы Российской Федерации электронной формы декларирования, которая является реализацией одного из основных положений Киотской конвенции, об упрощении и гармонизации таможенных процедур, способствует интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства. В качестве цели работы следует принять анализ внедрения систем электронного декларирования как средство повышения эффективности таможенного дела.

В первом параграфе первой главы дается обзор организации электронного способа декларирования.

Во втором параграфе описывается технология электронного декларирования товаров. Также необходимо рассмотреть программно-технические основы системы электронного декларирования. Программные комплексы электронного декларирования позволяют не только упростить и ускорить процессы таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, но и приводят к сокращению потока бумажных носителей, а так же к повышению качества таможенного контроля.

В первом параграфе второй главы целесообразно охарактеризовать показатели эффективности использования электронной формы декларирования.

Для таможенной службы РФ, как и таможенных служб всех государств, основной целью является создание условий минимизации угроз экономической и национальной безопасности государства, благоприятных условий для привлечения инвестиций при одновременном обеспечении всемирного содействия торговле.

Всемирная таможенная организация (ВТО) считает показателем высокого уровня развития таможенной службы использование предварительной информации.

Предполагается, что лица, представляющие предварительную информацию, характеризуются коэффициентом таможенной устойчивости (КТУ), который фактически определяет степень доверия к информации.

Определяющими показателями эффективности таможенной деятельности являются:

- рост количества постов, имеющих достаточную степень оснащенности для приема деклараций в электронном виде;

-увеличение доли электронных таможенных деклараций по отношению к общему массиву всех оформленных деклараций. Применение электронного декларирования позволяет существенно уменьшить поток бумажных документов, ускорить таможенное оформление документов и в целом повысить качество таможенного контроля. Электронное декларирование позволяет сбалансировать процессы упрощения и ускорения таможенных процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

Во втором параграфе второй главы необходимо описать особенности и проблемы внедрения электронного декларирования в таможенные органы.

При подготовке курсовой работы по данной теме следует обязательно использовать: приказ ФТС России от 10 марта 2006 г. №192 "Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации", приказ ФТС России от 24 января 2008 г. №52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет".

ТЕМА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ»

При раскрытии данной темы можно использовать следующую структуру:

Введение

Глава 1. Назначение и классификация нетарифных мер регулирования

1.1.Понятие и назначение нетарифных мер регулирования

1.2.Классификация нетарифных мер регулирования

Глава 2.Экономические механизмы и эффективность нетарифных мер регулирования

2.1.Экономический механизм квотирования, лицензирования, экспортных субсидий

2.2.Эффективность использования нетарифных ограничений

Заключение

Список использованных источников

Во введении следует обязательно обозначить актуальность, цель и задачи данной темы. Актуальность данной темы обусловлена тем, что нетарифные средства внешнеторговой политики играют значительную роль в общем объеме регулирующих международную торговлю инструментов практически во всех странах, что происходит на фоне устойчивой общемировой тенденции снижения таможенно-тарифной защиты национальных рынков. Целью данной работы должно быть изучение различных видов нетарифных ограничений, их эффективности. В условиях все более активного участия России в мирохозяйственных процессах актуализируется задача защиты национальных интересов, обеспечения экономической безопасности страны. Меры нетарифного регулирования внешней торговли не всегда находили должное применение, что в совокупности с другими причинами, вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения в стране. Как показал опыт предшествующих лет, задачи регулирования внешней торговли с использованием нетарифных ограничений часто не решались продуманно и последовательно, а применению данных инструментов внешнеторговой политики в условиях либерализации ВЭД не уделялось должного внимания.

В первой главе рассматривается сущность и классификация нетарифных мер регулирования.

В первом параграфе можно дать определение нетарифных мер регулирования, кем и каким образом данные меры регулируются.

Меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Во втором параграфе следует рассмотреть классификацию нетарифных мер регулирования. Как известно, в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами.

Во второй главе необходимо рассмотреть экономические механизмы и эффективность нетарифных ограничений.

В первом параграфе целесообразно описать экономические механизмы квотирования, лицензирования и экспортных субсидий. Рассмотреть графики последствия квоты и эквивалентного тарифа, последствия экспортных субсидий. Дать определения следующим понятиям: «квотирование», «лицензирование», «экспортная субсидия», «квота», «тарифная квота», «эмбарго». Охарактеризовать механизм распределения лицензий государством; виды квот, виды субсидий.

Во втором параграфе следует рассмотреть эффективность использования нетарифных ограничений.

Нетарифные ограничения внешней торговли приводят к чистым потерям благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются практически всеми государствами, в том числе и Россией. Это можно объяснить во-первых тем, что при применении таких методов возникает эффект перераспределения дохода, значит, в результате, всегда некоторой группе населения или государству это будет выгодно. Во-вторых, нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, и, следовательно, нетарифные ограничения – мощный метод воздействия на внешнюю торговлю. В-третьих, такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами.

В практической части курсовой работы следует рассмотреть их использование на примере отдельного рынка или товара.

ТЕМА «ТАМОЖЕННЫЕ СОЮЗЫ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ»

Структура курсовой работы может быть следующей:

Глава 1. Таможенный союз как форма экономической интеграции государств

2.1. Понятие таможенного союза

2.2. Характеристика таможенного союза как интеграционного объединения и примеры таможенных союзов

Глава 2. Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и его роль в экономической интеграции государств

2.1. Этапы и направления формирования Таможенного союза

2.2. Анализ текущих результатов и экономических перспектив формирования Таможенного союза

Заключение

Список использованных источников

Во введении следует обязательно обозначить актуальность, цель и задачи данной темы. Актуальность данной темы заключается в том, что международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. Она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок.

Успешная экономическая интеграция способствует увеличению размеров рынка - проявление эффекта масштаба производства; распространению новейших технологий; возрастанию конкуренции между странами; происходит обеспечение лучших условий торговли; расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.

Цель данной курсовой работы – определить значение таможенных союзов в экономической интеграции государств.

В первом и втором параграфах первой главы следует изучить понятие таможенного союза, его основные характеристики и признаки.

Таможенный союз – это союз группы государств против третьих стран. Его основная цель – защита рынков стран-участниц. Этому способствует единый таможенный барьер, единство на переговорах с другими партнерами на мировой арене. Таможенный союз закладывает прочный экономический, правовой и институциональный фундамент для более высокой ступени интеграции. Во втором параграфе необходимо привести примеры зарубежных таможенных союзов, дать их сравнительную характеристику.

Характерные признаки таможенного союза — единая таможенная территория объединившихся в таможенный союз государств и отсутствие внутренних таможенных границ; единство таможенной политики составляющих таможенный союз государств; единые таможенные пошлины и сборы применительно к третьим государствам; распределение таможенных доходов в соответствии с установленными квотами. В результате в рамках таможенного союза существует свободное перемещение товаров, капиталов и услуг.

Во второй главе необходимо проанализировать этапы создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, а также роль таможенного союза в экономической интеграции государств. В данном случае Таможенный союз - форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В первом параграфе второй главы необходимо рассмотреть этапы и направления формирования Таможенного союза, а также проблемы, которые возникают из-за разногласий сторон. При этом необходимо изучить основополагающие документы Таможенного союза.

Во втором параграфе следует показать текущие результаты формирования Таможенного союза, его перспективы. Для этого необходимо использовать данные экономической статистики, в том числе по взаимной торговле.

При написании второй главы необходимо использовать документы и статистические данные с официального сайта Комиссии таможенного союза www.tsouz.ru.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

по дисциплине: «Экономика таможенного дела»

Специальность: 080502 «Экономика и управление на предприятии (таможня)»

Форма обучения: очная и заочная

Авторы

Алексей Владимирович Губин,

Жанна Сергеевна Лемешева

Издано в авторской редакции


[1] Плагиа́т — умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или мыслей или искусства или изобретения – прим. авт.

[2]