Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению контрольной работы с использованием компьютерной обучающей программы Для студентов всех специальностей

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Методические указания

по выполнению контрольной работы

с использованием компьютерной

обучающей программы

Для студентов всех специальностей

II курса (первое высшее образование),

III курса (второе высшее образование) и ФНО, кроме специальностей «ГиМУ» 080504 (06.10.00) и «Маркетинг» 080111 (06.15.00)

МОСКВА 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Методические указания

по выполнению контрольной работы

с использованием компьютерной обучающей программы

Для студентов всех специальностей

II курса (первое высшее образование),

III курса (второе высшее образование) и ФНО, кроме специальностей «ГиМУ» 080504 (06.10.00) и «Маркетинг» 080111 (06.15.00)

Финансово-кредитный факультет

Кафедра экономической теории

Москва – 2008


Методические указания разработали:

Раздел 1, 2:

Кандидат экономических наук, доцент Белоусова И.Э

Кандидат экономических наук, доцент Таласила О.В.

Доктор технических наук,директор ЦНОТ Торопцов В.С.

Кандидат экономических наук, зав.лабораторией

компьютерных технологий в образовании ЦНОТ Григорович Д.Б.

Зав.лабораторией методического обеспечения ЦНОТ Галкина Л.А.

Раздел 3:

Кандидат экономических наук, доцент Белоусова И.Э

Кандидат экономических наук, доцент Таласила О.В.

Методические указания по выполнению контрольной работы обсуждены на заседании кафедры Экономической теории

Зав. кафедрой,

профессор Протас В.Ф.

Методические указания одобрены на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ.

Проректор по УМР, председатель НМС, профессор Дайитбегов Д.М.

БКК65,5

Ó Всероссийский заочный

финансово-экономический

институт (ВЗФЭИ), 2008


Введение

Студенты, изучающие дисциплину «Мировая экономика», согласно учебному плану сдают экзамен по данному курсу.[1] Допуском к этому итоговому контролю знаний является успешное выполнение контрольной работы и собеседование по ней. Выполнение контрольной работы является одним из этапов подготовки экономистов, одним из методов проверки самостоятельной работы студентов.

Выполнение контрольной работы имеет большое значение:

- во-первых , она закрепляет и углубляет знания студентов по изучаемой учебной дисциплине;

- во-вторых , приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой; учит находить в ней основные и дискуссионные положения, относящиеся к рассматриваемой проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал и на его основе делать обоснованные выводы;

- в-третьих , студент учится последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе проблем, изложенных в научной литературе; связывать общие теоретические положения с конкретной действительностью.

Кафедра экономической теории желает вам плодотворной работы в изучении дисциплины «Мировая экономика» и успешного выполнения контрольной работы.


1. Общие положения

Контрольная работа выполняется самостоятельно с использованием экспериментальной Интернет-версии компьютерной обучающей программы по дисциплине «Мировая экономика», размещенной на сайте института в разделе Учебные ресурсы .

Компьютерная обучающая программа (КОПР) предоставляет студентам целостную систему освоения учебного материала с использованием новых образовательных технологий.

КОПР включает в себя следующие материалы, необходимые для выполнения контрольной работы:

1. Теоретический материал.

2. Тесты для самоконтроля.

3. Задания контрольной работы , включающие в себя контрольный теоретический вопрос, два контрольных тестовых задания и задачу .

2. Методика выполнения контрольной работы

После теоретического лекционного курса и обсуждения вопросов на практических занятиях каждый студент выполняет индивидуальное задание. Следует тщательно подготовиться к выполнению контрольной работы. Положительный результат будет получен, если студент систематически посещает лекции, активно участвует в работе на семинарских занятиях, самостоятельно работает по программе курса. Успешное выполнение контрольной работы во многом зависит от правильной организации ее подготовки и написания, а также соблюдения основных требований, которые к ней предъявляются.

2 .1. Определение варианта контрольной работы.

Определение варианта контрольной работы осуществляется при помощи приведенной ниже таблицы. Вариант, по которому вы будете писать работу, должен соответствовать начальной букве вашей фамилии (например, студент Иванов – вариант № 9). Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без рецензирования .

Первая буква фамилии студента

Номер варианта

контрольной работы

Первая буква фамилии студента

Номер варианта

контрольной работы

А

1

П

15

Б

2

Р

16

В

3

С

17

Г

4

Т

18

Д

5

У

19

Е,Ё

6

Ф

20

Ж

7

Х

21

З

8

Ц

22

И

9

Ч

23

К

10

Ш

24

Л

11

Щ

25

М

12

Э

26

Н

13

Ю

27

О

14

Я

28

В разделе 3 настоящих методических указаний для каждого варианта приведены задания контрольной работы.

2.2. Подбор литературы для выполнения контрольной работы

Начинать работу нужно с подбора необходимой литературы. В первую очередь, это должны быть учебники и учебные пособия. Придерживайтесь рекомендуемого кафедрой списка литературы, так как он соответствует утвержденной программе курса «Мировая экономика». В других учебниках может не оказаться анализа современных мирохозяйственных процессов, отдельные точки зрения могут быть неправильными с позиций сегодняшнего дня.

Наряду с учебниками при написании контрольной работы можно пользоваться и периодическими изданиями, такими как: «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Мировая экономика и международные отношения», «Экономист», «ЭКО» и др. Публикуемые в периодической печати статьи и сообщения содержат четко и профессионально скомпонованный теоретический материал, отличаются оперативностью информации, обилием новых фактов и цифровых данных. При изучении материалов периодики обращайте внимание на последние события, используйте актуальные фактические данные и статистические обзоры.

В качестве основной литературы кафедра рекомендует следующие учебники и учебные пособия:

1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

2. Мировая экономика: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2006.

3. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.

4. Мировая экономика в вопросах и ответах. – М.: Вузовский учебник, 2006.

5. Протас В.Ф. Мировая экономика в схемах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – Гл. 20-25.

7. Мировая экономика. Компьютерная обучающая программа / Корпоративные образовательные ресурсы ВЗФЭИ - http://www.vzfei.ru/rus/learn_resource/corp_resurs.htm. Комплект компьютерных обучающих программ для студентов II курса (КОПР2).

Дополнительная учебная литература:

1. Александров Е.Л. Мировая экономика: Учебное пособие : Краткий курс, задания и упражнения, тесты. – Калуга: Эйдос, 2008.

2. Гоголева Т.Н., Ключищева В.Г., Хаустов Ю.И. Международная экономика. - М.: КНОРУС, 2005.

3. Ефимова Е.Г. Мировая экономика: Учебное пособие – М.: МГИУ, 2007.

4. Киреев А. Международная экономика. М.: Международные отношения, 1999.

5. Колесов В.П. Международная экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007.

7. Ломакин В.К. Мировая экономика: Практикум: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.

8. Международные экономические отношения / Под ред.Ливенцева Н.Н. - М.: Проспект, 2005.

9. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2008.

10. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М.: Экономистъ, 2003.

11. Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. Полякова В.В. и Щенина Р.К. - М.: КНОРУС, 2007.

12. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2002.

13. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: теория, принципы, политика. – М.: Экономика, 2001.

14. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика. - М.: Проспект, 2005.

Кроме перечисленной учебной литературы кафедра экономической теории рекомендует студентам в ходе подготовки и написания контрольной работы пользоваться следующей методической литературой:

1. Мировая экономика. Практикум для студентов II курса, студентов второго высшего образования и ФНО / Разработали Т.Н. Волкова, С.И. Цветкова. – М., 2002.

2. Мировая экономика: Методические указания по изучению дисциплины / Разработали С.И. Цветкова, О.В. Таласила. – М.: Вузовский учебник, 2006.

3. Методические указания по использованию корпоративных образовательных Интернет-ресурсов в учебном процессе для студентов I-VI курсов всех специальностей МУ-КОРСТ-2007. – М.: ВЗФЭИ, 2007.

Вся рекомендуемая литература (учебная и методическая) имеется в библиотеке на абонементе или в читальном зале.

После изучения подобранной литературы можно приступать к выполнению контрольной работы с использованием КОПР.

2.3. Структура выполнения контрольной работы с использованием КОПР

Перед началом выполнения контрольной работы студенту предлагается ознакомиться с теоретическим материалом, включенным в КОПР по дисциплине «Мировая экономика», а затем самому оценить свои знания, пройдя тесты для самоконтроля знаний в КОПР по всем темам курса. После этого можно приступить к выполнению заданий своего варианта контрольной работы.

Для вызова Интернет-версии КОПР по дисциплине «Мировая экономика» необходимо руководствоваться «Методическими указаниями по использованию корпоративных образовательных Интернет-ресурсов в учебном процессе» для студентов I – VI курсов всех специальностей.

Ознакомиться с электронной версией данных методических указаний можно на странице «Корпоративные образовательные ресурсы» раздела «Учебные ресурсы» официального сайта ВЗФЭИ, на которой также размещены краткие инструктивные материалы по вызову Интернет-версий КОПР. Если появятся изменения в порядке их вызова, они будут отражены на этой странице.

В меню содержания Интернет-версии компьютерной обучающей программы по «Мировой экономике» из комплекта КОПР2 присутствует гиперссылка «Задания контрольной работы (для студентов первого и второго высшего образования и студентов ФНО)» (она размещена в нижней части интерфейса меню):

По этой гиперссылке вызывается экранная страница, на которой студент должен ввести свою фамилию, после чего нажать клавишу Enter:

После этого автоматически определяется вариант контрольной работы и на экран выводится следующая информация:

· номер варианта контрольной работы для данного студента;

· гиперссылка «Шаблон контрольной работы в формате MS Word с заданиями варианта № ...»:

Работа с КОПР, предполагающая закрепление теоретического материала по темам курса и выполнение заданий для самоконтроля, осуществляется с помощью экранных кнопок и других элементов интерфейса, описанных во встроенной справке компьютерной обучающей программы, вызываемой по кнопке .

Содержащийся в КОПР теоретический материал дисциплины изложен в лаконичной форме, позволяет выделить основные понятия темы и закрепить знания, полученные на лекциях по «Мировой экономике», а также в ходе изучения основной и дополнительной литературы.

После изучения теоретического материала следует переходить к тестам для самоконтроля по каждой теме КОПР. После ответа на каждое задание студент может вызвать правильный ответ и сравнить его со своим. Если допущено несколько неправильных ответов, то рекомендуется вновь обратиться к теоретическому материалу данной темы, а затем снова пройти тесты для самоконтроля. Количество попыток выполнения заданий тестов для самоконтроля не ограничено.

После успешного прохождения тестов для самоконтроля можно приступать к выполнению заданий контрольной работы.

Ответ на контрольный теоретический вопрос предполагает изложение его сущности, дополненное, по мере необходимости, графиками, формулами и таблицами. Каждая таблица или график должны иметь сквозную нумерацию и снабжаться заголовком.

Целесообразно показать особенности того или иного явления в современных условиях, его последствия для мировой экономики (для этого используйте статьи из периодических изданий). Для более полного понимания и изложения вопроса воспользуйтесь рекомендованной литературой (см. раздел 2.2).

Следует избегать таких неопределенностей в тексте как “ в настоящее время объем иностраннных инвестиций в российскую экономику достиг...”, “в прошлом году миграционный прирост в России составил....” и т.п. Мировая экономика динамично развивается, поэтому фраза, выхваченная из контекста первоисточника, который был издан, допустим, в 2005 году без указания хронологического периода искажает представление о положение дел в современном мировом хозяйстве, т.е. мировом хозяйстве текущего года.

Ответы на контрольные тестовые задания предполагают выбор правильного варианта (или вариантов) ответа из нескольких предложенных. При этом выбор должен быть аргументирован – поясните, почему выбран тот или иной ответ. Выполнение теста без пояснений засчитывается с недочетами. Примеры ответов на тесты есть в Методических указаниях по изучению дисциплины «Мировая экономика» и в Практикуме по данному курсу (см. методическую литературу).

При решении задачи требуется не только написать ответ, но и показать ход ее решения, объясняя каждое действие решения задачи.

2.4. Порядок оформления работы

Контрольная работа должна быть определенным образом оформлена. Она должна содержать титульный лист (приложение №1), план работы (приложение №2), основную часть (ответы на теоретический вопрос и тестовые задания, решение задачи) и список использованной литературы (приложение №3).

Обратите внимание на правильное библиографическое описание используемых источников. Список литературы начинается с указания монографий и учебников в алфавитном порядке авторов или названий работ. Затем указываются статьи из периодических изданий.

Работа выполняется на компьютере. Набор текста осуществляется шрифтом Times New Roman, 14 через 1,5 интервала.

Рекомендуется воспользоваться упомянутым выше шаблоном контрольной работы в MS Word, который следует открыть из Интернет-версии КОПР, сохранить на Вашем компьютере и затем наполнять и редактировать.

В этот шаблон, изначально содержащий бланк титульного листа, план работы и задания конкретного варианта, необходимо вписать:

· данные о студенте и преподавателе,

· ответ на контрольный теоретический вопрос (объем ответа до 6-8 страниц), слишком большое превышение установленного объема является недостатком работы, поскольку свидетельствует о неумении отбирать и перерабатывать нужный материал, а также компактно и концентрированно излагать содержание вопроса.

· выполнение контрольных тестовых заданий, обоснование выбора ответов на контрольные тестовые задания. Отмечать правильные, по вашему мнению, варианты ответов на тестовые задания в данном шаблоне следует с помощью специально предусмотренных полей , внося в них символ «+»: ,

· решение задачи с обоснованием хода ее решения,

· список используемой литературы.

Оформленная работа представляется преподавателю в распечатанном виде на стандартных листах А4.

На последней странице работы студент должен расписаться и поставить дату ее сдачи на проверку.

2.5. Подготовка к собеседованию по контрольной работе

Выполненная работа сдается на кафедру Экономической теории своему преподавателю или лаборанту в установленные кафедрой сроки. Срок проверки работы – 2 недели с момента сдачи на кафедру.

Проверив работу, преподаватель на титульном листе отмечает "допущена к собеседованию" или "не допущена к собеседованию" , а в конце работы отмечает ее недостатки и дает вопросы к собеседованию.

Оценка "допущена к собеседованию" предполагает подготовку студентом ответов на вопросы и исправление указанных ошибок. Поскольку темы дисциплины взаимосвязаны, студент должен быть готов и к ответу на сопряженные и другие дополнительные вопросы. Поэтому при подготовке к собеседованию тщательно проработайте лекционный и учебный материал и, если возникают какие-либо затруднения, – обратитесь за консультацией к преподавателю (и сделать это нужно до собеседования). В случае "недопуска к собеседованию" студент сдает повторную работу по тому же варианту, учитывая все замечания преподавателя.

По результатам собеседования по контрольной работе ставится «зачет» или «незачет» . Оценку «незачет» студент получает в том случае, если не владеет материалом, не может правильно ответить на поставленные вопросы и не в состоянии дать объяснения своим письменным ответам.

Если студент не может сдать собеседование у преподавателя, он направляется на компьютерное тестирование по курсу «Мировая экономика». Получив в компьютерном зале справку о полученной оценке по тестированию, студент передает ее своему преподавателю и получает оценку "зачет" , что означает допуск к экзамену по дисциплине «Мировая экономика».

3. Варианты и планы контрольных работ

ВАРИАНТ 1

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Понятие, структура и субъекты мирового хозяйства.

Контрольные тестовые задания:

2. В основе формирования и развития мировой экономики лежит:

а) общность традиций и культур отдельных стран;

б) наличие общих границ между государствами;

в) ориентация стран на самообеспечение;

г) специализация и кооперирование государств.

3. Укажите показатели, используемые для оценки размеров международной трудовой миграции:

а) масштабы выбытий эмигрантов;

б) валовая миграция;

в) масштабы прибытий иммигрантов;

г) объем вывоза имущества эмигрантов из страны выбытия;

д) сальдо миграции;

е) количество денежных переводов работников-мигрантов в страну, из которой они выбыли.

Задача:

4. Американская компания экспортировала производственное оборудование (станки) в Ирландию по цене 10 тыс. евро (за один станок). Валютный курс составлял 1 евро = 1,5 доллара. Издержки производства одного станка составляли 11 тыс. долларов. Как изменилась прибыль экспортеров в долларах при повышении курса доллара на 20% ?

Список литературы.

ВАРИАНТ 2

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Международное разделение труда – основа формирования и развития мирового хозяйства.

Контрольные тестовые задания:

2. Иммиграционная квота – это:

а) суммарное количество эмигрантов и иммигрантов за год;

б) установленное законом предельное количество иммигрантов, которые могут въехать в какую-либо страну;

в) доля эмигрантов в численности постоянного населения страны;

г) разница между количеством иммигрантов и эмигрантов за год.

3. Отметьте валюты, за которыми официально был закреплен статус резервной валюты в рамках Бреттон-вудской системы:

а) японская йена;

б) доллар США;

в) российский рубль;

г) английский фунт стерлингов;

д) канадский доллар.

Задача:

4. Допустим, в России и США производятся два товара – оборудование и сырье. В США единица оборудования производится за 1 рабочий день, единица сырья – за 3 рабочих дня. В России единица оборудования производится за 4 дня, единица сырья – за 2 рабочих дня.

1) Какая страна и в чем обладает абсолютным преимуществом?

2) Какой из двух товаров США и России выгоднее покупать не на внутреннем, а на международном рынке?

Список литературы.

ВАРИАНТ 3

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Экономические ресурсы современного мирового хозяйства.

Контрольные тестовые задания:

2. Всемирная торговая организация является международной организацией:

а) созданной в качестве противовеса ГАТТ;

б) осуществляющей валютно-финансовые расчеты на еврорынках;

в) разрешающей военные конфликты;

г) международной организацией, консолидирующей миротворческие силы;

д) являющейся преемницей ГАТТ.

3. Девальвация валюты означает:

а) официальное повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной при фиксированных валютных курсах;

б) официальное понижение курса национальной валюты по отношению к иностранной при фиксированных валютных курсах;

в) переход к частичной конвертируемости национальной валюты.

Задача:

4. Ситуация на рынке труда в странах А и B определяется такими показателями:

Страна

Функция спроса на труд (DL ), млн. чел.

Функция предложения труда (SL ), млн. чел.

А

DL = 1000 – 5 WA

SL = 200 + 3 WA

B

DL = 1500 – 3 WB

SL = 300 + 5 WB

где WA и WB ,соответственно, – реальная заработная плата (ден. единиц в час.) в странах A и B.

1) Найти равновесный уровень реальной заработной платы и объем

занятости в обеих странах.

2) Каково потенциальное направление миграции рабочей силы и почему?

Список литературы.

ВАРИАНТ 4

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Классификация стран по уровню социально-экономического развития.

Контрольные тестовые задания:

2. Последствия международной трудовой миграции для страны-донора:

а) уменьшение безработицы;

б) «утечка умов»;

в) снижение в стране среднего уровня заработной платы;

г) увеличение объема производства ВВП.

3. К прямым капиталовложениям относится:

а) французский предприниматель приобретает на 100 тыс. долларов акции компании «Дженерал Моторз»;

б) он же покупает в Вашингтоне дом для проживания своей семьи;

в) французская компания сливается с американской и акционеры французской компании частично обменивают свои паи на акции американской фирмы;

г) итальянская компания строит завод в России по добыче и обогащению марганцевой руды.

Задача:

4. Допустим, в 2007 году при курсе 1 евро = 1,5 доллара австрийская фирма продала американским покупателям товар за 120 тыс. долларов и получила при этом 80 тыс. евро. Сколько евро за такой же физический объем продукции при прочих равных условиях получила бы австрийская фирма, если бы курс евро снизился до 1,25 долларов? Чему в этом случае равна валютная прибыль экспортера?

Список литературы.

ВАРИАНТ 5

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Всемирное хозяйство и национальная экономика.

Контрольные тестовые задания:

2. Зоны свободной торговли – это:

а) области, в которых не работает налоговое законодательство;

б) районы, где разрешен любой вид деятельности;

в) районы, не охваченные государственным таможенным режимом;

г) участки, где в большом объеме проводятся общественные работы;

д) обширные регионы, куда государство направляет прямые инвестиции.

3. Отметьте позитивные моменты деятельности ТНК в принимающих странах:

а) способствуют ускорению экономического роста;

б) устанавливают монопольные цены на продукцию;

в) внедряют передовую технологию в странах функционирования;

г) восполняют нехватку капитала, в котором нуждаются многие страны мира;

д) передача опыта в области организации труда;

е) диктуют свои экономические и политические условия;

ж) проводят политику «снятия сливок».

Задача:

4. В потребительскую корзину входят три продукта: А, В и С в количестве соответственно 5, 25 и 40 штук при следующих ценах:

Продукт

Цена

А

В

С

В долларах

3

1

0,5

В рублях

90

32

20

Рассчитайте паритет покупательной способности доллара по отношению к рублю.

Список литературы.

ВАРИАНТ 6

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Международная экономическая интеграция как этап эволюции мирохозяйственных связей. Важнейшие интеграционные структуры (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.).

Контрольные тестовые задания:

2. Вывоз из страны капитала в ссудной форме означает:

а) вложения в экономику той или иной страны с целью получения процента;

б) вложения в экономику той или иной страны с целью получения прибыли;

в) прямые и портфельные инвестиции в экономику зарубежных стран;

г) является частью вывоза предпринимательского капитала.

3. Если курс национальной валюты понизится, то это:

а) положительно скажется на условиях экспортной деятельности;

б) отрицательно скажется на условиях экспортной деятельности;

в) положительно повлияет на интересы импортеров;

г) отрицательно повлияет на интересы импортеров.

Задача:

4. Ситуация на рынке труда в странах А и B определяется такими показателями:

Страна

Функция спроса на труд (DL ), млн. чел.

Функция предложения труда (SL ), млн. чел.

А

DL = 120 – 6 WA

SL = 80 + 2 WA

B

DL = 140 – 2 WB

SL = 60 + 6 WB

где WA и WB ,соответственно, – реальная заработная плата (ден. единиц в час.) в странах A и B.

1) Найти равновесную ставку реальной заработной платы и объем

занятости в обеих странах.

2) Из какой страны в какую будут стремиться уехать наемные работники

и почему?

Список литературы.

ВАРИАНТ 7

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Глобализация мировой экономики как решающий фактор современных международных экономических отношений.

Контрольные тестовые задания:

2. Портфельные инвестиции – вложения капитала за границей – означают:

а) установление контроля над предприятием;

б) являются частью вывоза предпринимательского капитала;

в) вложения в ценные бумаги предприятий, финансовых и других организаций.

г) покупку земли и других форм недвижимости.

3. Валюта в широком смысле слова – это:

а) товар, выполняющий функции денег в мировом хозяйстве;

б) законное платежное средство на территории данной страны;

в) законное платежное средство на территории других стран;

г) средство, позволяющее свободно покупать доллары США.

Задача:

4. Производство товаров Х и У в странах А и Б в течение года составляет:


Страна

Продукт

А

Б

Х, кг в год

30

100

У, кг в год

60

80

1) Каковы относительные цены в странах при отсутствии внешней торговли?

2) В каких пределах могут колебаться мировые цены после установления торговых отношений? Каково направление специализации каждой страны?

Список литературы.

ВАРИАНТ 8

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Мировой рынок товаров и услуг и международная торговля.

Контрольные тестовые задания:

2. Отметьте нетарифные методы регулирования внешней торговли:

а) квотирование;

б) лицензирование;

в) таможенные пошлины;

г) добровольные ограничения экспорта;

д) санитарно-технические ограничения.

3. Решающее влияние на рост трудовой миграции окажет следующая характеристика принимающей страны (страны-реципиента):

а) географическое местоположение и размеры принимающей страны;

б) либерализация правил въезда в страну из-за рубежа;

в) повышение уровня реальной заработной платы в принимающей стране;

г) либерализация правил выезда из страны за рубеж.

Задача:

4. Ниже приведена карта спроса и предложения на швейцарские франки:

Цена франка в долл.

Объем спроса на франки, млн. франков

Объем предложения франков, млн. франков

0.80

300

400

0.70

320

370

0.60

340

340

0.50

360

310

0.40

380

280

1) Нарисуйте график равновесия валютного рынка Швейцарии.

2) Каков равновесный курс швейцарского франка? Каков равновесный валютный курс доллара?

3) Какое количество швейцарских франков будет куплено по равновесному курсу? Какое количество американских долларов будет куплено по равновесному курсу?

4) Если курс франка установится на уровне 0.40 долл. за франк, что будет наблюдаться на валютном рынке? Какие действия должен осуществить Центральный банк в этом случае, чтобы обеспечить равновесие валютного рынка?

Список литературы.

ВАРИАНТ 9

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Классические и современные теории мировой торговли.

Контрольные тестовые задания:

2. Укажите черты, согласно которым развивающиеся страны относятся к периферии мирового хозяйства:

а) сырьевая специализация;

б) низкий уровень развития производительных сил;

в) интенсивный тип экономики;

г) многоукладный характер экономики с преобладанием нерыночных отношений;

д) гибкая адаптация к мирохозяйственной конъюнктуре.

3. Основной причиной оттока рабочей силы из России является:

а) зарубежная деятельность ТНК;

б) низкий уровень реальной заработной платы в стране;

в) безработица;

г) религиозный фактор.

Задача:

4. Два одинаковых по своим качествам товара – российский и американский – стоят, соответственно, 300 тыс. рублей и 20 тыс. долларов. Номинальный обменный курс валюты США составляет 24 руб. / 1 доллар. Каков при этом реальный обменный курс?

Список литературы.

ВАРИАНТ 10

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Внешнеторговая политика государств: свободная торговля и протекционизм.

Контрольные тестовые задания:

2. Основным побудительным мотивом участия страны в международном разделении труда является:

а) получение новейшей информации о конкурентах;

б) передел сфер экономического влияния между странами;

в) получение экономических выгод;

г) доступ к источникам сырья и энергии;

д) политические мотивы.

3. Валютный курс в широком смысле – это:

а) цена денежной единицы страны, выраженная в золоте;

б) цена денежной единицы страны, выраженная в денежной единице

другой страны;

в) цена денежной единицы страны, выраженная в долларах США;

г) цена денежной единицы страны, выраженная в евро.

Задача:

4. На основании приведенных статей составьте платежный баланс страны, классифицируя каждую из операций как кредит или дебет :

Операции

Оценка, ден.ед.

Покупка резидентами страны А ценных бумаг иностранных фирм.

70

Импорт товаров и услуг в страну А

115

Экспорт товаров и услуг из страны А

135

Денежные переводы от фирм в страну А

50

Продажа ценных бумаг страны А иностранцам

75

Импорт золота в страну А

75

Список литературы.

ВАРИАНТ 11

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Международное регулирование внешней торговли. Всемирная торговая организация.

Контрольные тестовые задания:

2. Основными характеристиками открытой экономики принято считать:

а) либерализацию внешнеэкономических связей;

б) использование протекционизма в торговле с другими странами;

в) усиление таможенных барьеров;

г) свободный доступ к основным макроэкономическим сведениям отдельной страны.

3. Реальный валютный курс – это:

а) курс, по которому обменивают валюту участники внешней торговли;

б) прогнозируемый валютный курс;

в) курс, устанавливаемый Центральным Банком;

г) номинальный валютный курс, пересчитанный с учетом динамики цен в своей стране и в стране иностранной валюты.

Задача:

4. Две страны, А и В, производят один и тот же товар. До вхождения их в мировой рынок функции спроса и предложения тв этих странах имели следующий вид:

в стране А – функция спроса D = 8 – 2 Р, а функция предложения S = – 7 + 4Р;

в стране В функции спроса и предложения составили: D = 6 – Р, S = 3 + 2Р.

1) Какие цены будут в странах А и В до начала торгового обмена между ними?

2) В каких границах возможны колебания мировых цен при допущении, что данный товар на мировом рынке поставляют только указанные две страны?

3) Определите уровень мировой цены при включении стран А и В в мировой рынок.

4) Какая страна станет экспортером и какое количество экспортного товара она выставит на мировой рынок?

Список литературы.

ВАРИАНТ 12

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Виды, причины и показатели международной трудовой миграции.

Контрольные тестовые задания:

2. Укажите региональные интеграционные объединения:

а) МВФ;

б) НАФТА;

в) АТЭС;

г) ВТО;

д) Всемирный банк;

е) МОТ;

ж) ЕС;

з) АСЕАН.

3. Главным внешним признаком существования мирового рынка товаров и услуг является:

а) наличие иностранных продавцов и покупателей;

б) наличие внешнего спроса и предложения;

в) существование мирового экономического пространства;

г) передвижение товаров и услуг между странами;

д) наличие международной торговой организации;

е) возникновение международной конкуренции.

Задача:

4. Ниже приведена карта спроса и предложения на швейцарские франки:

Цена франка в долл.

Объем спроса на франки, млн. франков

Объем предложения франков, млн. франков

0.80

300

400

0.70

320

370

0.60

340

340

0.50

360

310

0.40

380

280

1) Нарисуйте график равновесия валютного рынка Швейцарии.

2) Каков равновесный курс швейцарского франка? Каков равновесный валютный курс доллара?

3) Какое количество швейцарских франков будет куплено по равновесному курсу? Какое количество американских долларов будет куплено по равновесному курсу?

4) Если курс франка установится на уровне 0,40 долл. за франк, что будет наблюдаться на валютном рынке? Какие действия должен осуществить Центральный банк в этом случае, чтобы обеспечить равновесие валютного рынка?

Список литературы.

ВАРИАНТ 13

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Мировой рынок труда, его особенности в современных условиях.

Контрольные тестовые задания:

2. Вопросами международного регулирования финансовых потоков занимаются следующие организации:

а) МВФ;

б) МОТ;

в) НАФТА;

г) ЕС;

д) Всемирный банк.

3. Если между США и Канадой установлен режим свободно плавающих валютных курсов и если спрос на канадские доллары растет, то это означает, что:

а) предложение канадских долларов снизилось;

б) цена канадского доллара в валюте США упадет;

в) предложение долларов США снизилось;

г) цена доллара США в канадской валюте упадет.

Задача:

4. В таблице представлены данные о спросе и предложении часов в США и Швейцарии.

Цена часов за 1 шт., $

Спрос в США,

тыс. шт.

Предложение в США,

тыс. шт.

Спрос в Швейцарии, тыс. шт.

Предложение в Швейцарии, тыс. шт.

10

110

0

80

30

20

90

20

50

50

30

70

40

35

65

40

60

60

20

80

50

50

80

5

95

60

40

95

0

105

Ответьте на следующие вопросы:

1) Каковы равновесные цены и количество продукции на рынках часов обеих стран при отсутствии внешней торговли?

2) Какая из стран будет экспортировать часы?

3) Какова цена равновесия на рынке часов при наличии внешней торговли?

Список литературы.

ВАРИАНТ 14

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Последствия трудовой миграции для страны-донора и страны-реципиента.

Контрольные тестовые задания:

2. Если страны обеспечивают отмену таможенных пошлин во взаимной торговле, вводят единый внешний тариф в отношении третьих стран, но сохраняют взаимные ограничения на движение капиталов и рабочей силы, то это:

а) зона свободной торговли;

б) таможенный союз;

в) общий рынок;

г) экономический союз.

3. К прямым инвестициям относятся:

а) германский концерн приобрел в России участок земли и строит на нем комбинат по добыче и обогащению марганцевой руды;

б) французские граждане покупают на бирже акции российских компаний;

в) крупный московский банк предоставляет правительству Азербайджана ссуду в 300 тыс. долл.;

г) норвежская фирма покупает контрольный пакет акций российской компании.

Задача:

4. Что произойдет с ценой магнитофона (в долларах), если он продается в Германии за 150 евро, а цена 1 евро возросла с 1,4 до 1,5 доллара? Что, при прочих равных условиях, произойдет с экспортом магнитофонов из Германии в США?

Список литературы.

ВАРИАНТ 15

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Государственное и международное регулирование современной трудовой миграции.

Контрольные тестовые задания:

2. Мировая цена товара формируется на уровне:

а) внутренней равновесной цены в стране-экспортере;

б) внутренней равновесной цены в стране-импортере;

в) между внутренними равновесными ценами стран – экспортеров и импортеров.

3. Следующие сделки будут записаны в дебет платежного баланса России:

а) компания «Газпром» увеличила свою долю в уставном капитале немецкого концерна «Рургаз»;

б) английский банк купил акции российской компании «ЮКОС»;

в) Волжский автомобильный завод приобрел лицензию у компании «Фольксваген» на производство гидравлических усилителей рулевого механизма для автомобиля ГАЗ;

г) Россия предоставляет безвозмездную помощь Пакистану на восстановление зданий, пострадавших от землетрясения;

д) российский импортер получает заем в Экспортно-импортном банке США для оплаты приобретенной им в этой стране партии медикаментов.

Задача:

4. Допустим, курс доллара к евро составляет 1: 0,87, следовательно, один и тот же товар в США стоит, например, 400 долл., а в Германии 348 евро.

а) Какой экспортер получит дополнительный доход (США или Германия), если курс доллара искусственно понизится до 1:0,8?

б) Определите величину дополнительного дохода в национальной валюте.

Список литературы.

ВАРИАНТ 16

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Сущность, причины и формы международной миграции капитала.

Контрольные тестовые задания:

2. Сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами по обмену произведенных национальных продуктов – это:

а) интеграция;

б) международное разделение труда;

в) международная торговля;

г) глобализация;

д) платежный баланс.

3. Если курс национальной валюты повысится, то это:

а) положительно скажется на условиях экспортной деятельности;

б) отрицательно скажется на условиях экспортной деятельности;

в) положительно повлияет на интересы импортеров;

г) отрицательно повлияет на интересы импортеров.

Задача:

4. Экономика страны описана следующими данными:

Экспорт товаров составляет 251 млрд. долл.

Импорт товаров составляет 410 млрд. долл.

Экспорт услуг составляет 70 млрд. долл.

Импорт услуг – 72 млрд. долл.

Односторонние трансферты за границу – 14 млрд. долл.

Доходы от инвестиций – 36 млрд. долл.

Выплата процентов по зарубежным займам – 22 млрд. долл.

Отток капитала из страны – 74 млрд. долл.

Приток капитала в страну – 180 млрд. долл.

Используя эти данные:

1) Рассчитайте сальдо счета текущих операций и счета движения капитала.

2) Смоделируйте возможность достижения экономикой страны нулевого сальдо платежного баланса за счет изменения величины официальных валютных резервов страны.

Список литературы.

ВАРИАНТ 17

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Сущность мирового рынка капиталов. Мировые инвестиции и сбережения. Определение мировой равновесной ставки процента.

Контрольные тестовые задания:

2. Основной компонент в российском экспорте в настоящее время:

а) бытовая техника;

б) автомобили;

в) промышленное оборудование;

г) топливно-сырьевые ресурсы;

д) сельскохозяйственная продукция;

е) одежда и обувь;

ж) фармацевтическая продукция.

3. В условиях золотого (золотомонетного) стандарта:

а) государство регулировало международные расчеты;

б) платежный баланс регулировался стихийно;

в) английский фунт стерлингов и доллар США, наряду с золотом, осуществляли функции международного валютного резерва.

г) цена золота была неизменной и составляла 35 $ за 31,1 грамма.

Задача:

4. Ситуация на рынке труда в странах А и B определяется такими показателями:

Страна

Функция спроса на труд (DL ), млн. чел.

Функция предложения труда (SL ), млн. чел.

А

DL = 1000 – 5 WA

SL = 200 + 3 WA

B

DL = 1500 – 3 WB

SL = 300 + 5 WB

где WA и WB ,соответственно, – реальная заработная плата (ден. единиц в час.) в странах A и B.

1) Найти равновесный уровень реальной заработной платы и объем

занятости в обеих странах.

2) Каково потенциальное направление миграции рабочей силы и почему?

Список литературы.

ВАРИАНТ 18

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Роль транснациональных корпораций (ТНК) в мировом инвестиционном процессе. Последствия деятельности ТНК для принимающих стран.

Контрольные тестовые задания:

2. Теория Хекшера-Олина строилась на основе:

а) неравномерности распределения природных ресурсов между странами;

б) исторических традиций развития экономик стран;

в) различного уровня технологии в разных странах;

г) различной фактороинтенсивности и факторонасыщенности в разных странах.

3. Дефицит торгового баланса страны существует, если:

а) она продает товары за рубеж большей стоимости, чем приобретает оттуда;

б) она покупает за рубежом товары большей стоимости, чем туда продает;

в) она больше вкладывает капитала за рубеж, чем оттуда получает;

г) государственные расходы превышают налоговые поступления.

Задача:

4. Американская компания экспортировала производственное оборудование (станки) в Ирландию по цене 10 тыс. евро (за один станок). Валютный курс составлял 1 евро = 1,5 доллара. Издержки производства одного станка составляли 11 тыс. долларов. Как изменилась прибыль экспортеров в долларах при повышении курса доллара на 20% ?

Список литературы.

ВАРИАНТ 19

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Особенности современной миграции капитала и проблемы ее регулирования.

Контрольные тестовые задания:

2. Инструменты протекционистской политики используются государством для достижения таких целей, как:

а) защита новых («молодых») отраслей от воздействия конкуренции зарубежных предпринимателей;

б) рост занятости населения внутри страны;

в) предотвращение демпинга;

г) обеспечение национальной экономической безопасности;

д) стимулирование процессов конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке.

3. Торговый баланс представляет собой:

а) всю сумму годового экспорта товаров;

б) всю сумму годового импорта товаров;

в) разницу между стоимостью национального экспорта и импорта товаров;

г) разницу между стоимостью национального импорта и экспорта товаров.

Задача:

4. В потребительскую корзину входят три товара: А, В и С в количестве соответственно 10, 2 и 100 единиц штук при следующих ценах:

Товар

Цена

А

В

С

В валюте Х

100

1000

5

В валюте Y

4

200

1

Рассчитайте паритет покупательной способности валюты Х.

Список литературы.

ВАРИАНТ 20

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Мировая валютная система и ее эволюция.

Контрольные тестовые задания:

2. Какие ограничения импорта считаются тарифными:

а) введение импортных квот;

б) введение или повышение импортных пошлин;

в) установление национальных технических стандартов;

г) лицензирование импортной деятельности.

3. Укажите признак, не относящийся к общему рынку (региональному объединению):

а) единая экономическая политика стран соглашения;

б) свободное перемещение факторов производства внутри региона;

в) единые тарифы и квоты к третьим странам;

г) свободная торговля внутри региона.

Задача:

4. Используя свои ресурсы для производства товара Х и товара Y, страна А может произвести 80 единиц товара Х и 40 единиц товара Y. Страна В – 60 единиц товара Х и 60 единиц товара Y.

1) Каковы относительные цены товаров в стране А и стране В при отсутствии внешней торговли?

2) На производстве каких товаров должны специализироваться эти страны? В каких пределах могут колебаться мировые цены после установления торговых отношений?

Список литературы.

ВАРИАНТ 21

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Валютный курс и факторы, его определяющие.

Контрольные тестовые задания:

2. Наиболее высокий уровень экономической интеграции характерен для:

а) СНГ;

б) НАФТА;

в) ЕС;

г) стран ОПЕК;

д) АСЕАН.

3. Предпосылками для успешной интеграции России в мировое хозяйство являются:

а) проведение эффективной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность производства с импортозамещением;

б) высокая степень адаптированности к международным нормативно-правовым стандартам:

в) бесконтрольное и неограниченное открытие экономики для иностранных инвесторов;

г) повышение конкурентоспособности и эффективности российской экономики до уровня индустриально развитых стран;

д) проведение жесткой политики протекционизма.

Задача:

4. Допустим, в России и США производятся два товара – оборудование и сырье. В США единица оборудования производится за 1 рабочий день, единица сырья – за 3 рабочих дня. В России единица оборудования производится за 4 дня, единица сырья – за 2 рабочих дня.

1) Какая страна и в чем обладает абсолютным преимуществом?

2) Какой из двух товаров США и России выгоднее покупать не на внутреннем, а на международном рынке?

Список литературы.

ВАРИАНТ 22

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Сущность валютного рынка. Спрос и предложение валюты. Регулирование валютного курса.

Контрольные тестовые задания:

2. Что из перечисленного не является формой региональной интеграции:

а) таможенный союз;

б) двустороннее торговое соглашение;

в) общий рынок;

г) зона свободной торговли;

д) экономический союз.

3. Благоприятно отразится на условиях внешней торговли страны следующая тенденция:

а) более быстрый рост импортных цен по сравнению с экспортными;

б) одинаковая динамика экспортных и импортных цен;

в) более быстрый рост экспортных цен по сравнению с импортными.

Задача:

4. В потребительскую корзину входят три продукта: А, В и С в количестве соответственно 5, 25 и 40 штук при следующих ценах:

Продукт

Цена

А

В

С

В долларах

3

1

0,5

В рублях

90

32

20

Рассчитайте паритет покупательной способности доллара по отношению к рублю.

Список литературы.

ВАРИАНТ 23

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Торговый, расчетный и платежный балансы. Методы регулирования платежного баланса.

Контрольные тестовые задания:

2. Признаком интеграционной региональной зоны свободной торговли является:

а) единая экономичекая политика стран соглашения;

б) свободная торговля внутри региона;

в) свободное перемещение факторов производства внутри региона;

г) единые тарифы и квоты к третьим странам.

3. В настоящее время разрыв в уровнях экономического развития промышленно развитых и развивающихся стран по сравнению с серединой XX в:

а) не изменился;

б) сократился;

в) увеличился.

Задача:

4. Производство товаров Х и У в странах А и Б в течение года составляет:


Страна

Продукт

А

Б

Х, кг в год

30

100

У, кг в год

60

80

1) Каковы относительные цены в странах при отсутствии внешней торговли?

2) В каких пределах могут колебаться мировые цены после установления торговых отношений? Каково направление специализации каждой страны?

Список литературы.

ВАРИАНТ 24

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Проблемы интеграции России в мировое хозяйство.

Контрольные тестовые задания:

2. Свободная торговля как вид внешнеторговой политики:

а) поддерживает субъектов национальной экономики;

б) используется для сохранения экономической безопасности в период международной напряженности;

в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;

г) защищает новые отрасли, возникшие как результат НТП.

3. Международная трудовая миграция – это (выберите наиболее точный ответ):

а) выезд трудоспособного населения из данной страны за рубеж;

б) выезд из страны и въезд в страну трудоспособного населения по экономическим причинам;

в) выезд высококвалифицированных специалистов из данной страны за рубеж;

г) въезд трудоспособного населения в данную страну из-за рубежа.

Задача:

4. Ниже приведена карта спроса и предложения на рынке фунтов стерлингов:

Цена фунта (в долларах)

2,00

2,10

2,20

2,30

2,40

2,50

Объем предложения фунтов (в млн.)

160

170

180

190

200

220

Объем спроса на фунты (в млн.)

200

190

180

170

160

150

1) Федеральная Резервная Система США устанавливает валютный курс на уровне: 1 фунт стерлингов = 2,10 доллара. Должна ли ФРС в этой ситуации покупать или продавать фунты. Если да, то какое количество?

2) Что произойдет в этом случае с официальными валютными резервами США?

Список литературы.

ВАРИАНТ 25

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Внешняя торговля России: структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг.

Контрольные тестовые задания:

2. Международные экономические отношения включают:

а) международное движение рабочей силы;

б) национальные рынки стран;

в) международные авиалинии;

г) международную торговлю товарами и услугами;

д) международные валютно-кредитные отношения;

е) политические процессы, происходящие в определенных странах;

ж) международное движение капиталов.

3. ТНК – это:

а) корпорация, действующая в нескольких отраслях;

б) крупнейшая национальная фирма;

в) корпорация, головная компания которой имеет свои отделения во многих странах, осуществляя координацию и интеграцию их деятельности.

Задача:

4. На основании приведенных статей составьте платежный баланс страны «Дельта», классифицируя каждую из операций как кредит или дебет :

1) Экспорт нефти 6 млн. денежных единиц

2) Импорт зерна 5 млн. денежных единиц

3) Экспорт оборудования 2 млн. денежных единиц

4) Доходы от туризма иностранцев в «Дельте» 6 млн. денежных единиц

5) Денежные переводы иностранцам из «Дельты» 2 млн. денежных единиц

6) Покупка акций частных корпораций Франции 6 млн. денежных единиц

7) Покупка золота у иностранных граждан 1 млн. денежных единиц

На основании данных задачи составьте платежный баланс страны «Дельты», выделяя основные его разделы – текущий баланс и баланс движения капиталов.

Список литературы.

ВАРИАНТ 26

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Особенности регулирования внешнеторговой политики России. Россия и ВТО.

Контрольные тестовые задания:

2. Европейский союз представляет собой:

а) интеграционное политическое объединение европейских государств;

б) региональный хозяйственный комплекс с единым рынком и наднациональной системой регулирования экономического и политического развития;

в) таможенный союз европейских государств;

г) валютный союз европейских государств.

3. На современном этапе международного сотрудничества доминирует такой вид деятельности ТНК, как:

а) вывоз товаров и услуг;

б) вывоз капитала;

в) организация производства и сбыта непосредственно на зарубежных рынках.

Задача:

4. Допустим, что цена потребительской корзины страны А составляет 5000 франков, такой же показатель в стране Б равен 100 $. Определите:

1) Соотношение курсов валют этих стран;

2) Что произойдет с обменным курсом доллара, если в стране А в 2 раза возрастут товарные цены, а в экономике страны Б положение останется прежним?

3) Какая теория объясняет такое колебание курсов валют?

Список литературы.

ВАРИАНТ 27

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Место России на мировом рынке труда. Эмиграционные и иммиграционные потоки. Проблема «утечки умов».

Контрольные тестовые задания:

2. Укажите международные экономические организации:

а) МВФ;

б) НАФТА;

в) АТЭС;

г) ВТО;

д) Всемирный банк;

е) АСЕАН;

ж) ЕС;

з) МОТ.

3. Прямые иностранные инвестиции осуществляются в виде:

а) покупки ценных бумаг зарубежных компаний без права контроля за их деятельностью;

б) создания за рубежом собственного производства;

в) покупки государственных долговых обязательств за рубежом;

г) покупки контрольного пакета акций зарубежной компании;

д) предоставления кредита иностранным производителям.

Задача:

4. Ниже приведена таблица спроса на рубли.

Цена рублей в долл.

0.04

0.041

0.042

0.043

0.044

0.045

Объем спроса на рубли, млрд.рублей

200

190

180

170

160

150

Предположим, что в России устанавливается валютный курс 1 рубль –0.044 долл. Количество предлагаемых по этому курсу рублей равно 180 млрд.

2. Должен ли Центральный банк России продавать или покупать национальную валюту?

3. Если Центральный банк России должен покупать рубли, то где он может взять их необходимое количество?

Список литературы.

ВАРИАНТ 28

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Место России на мировом рынке капиталов. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Проблема «бегства» российского капитала за рубеж.

Контрольные тестовые задания:

2. Наиболее успешным в эпоху доминирования постиндустриальной экономики следует признать развитие стран, где наблюдается наличие:

а) значительных ресурсов полезных ископаемых;

б) интенсивного развития наукоемкого производства, внедрения информационных технологий;

в) плодородной почвы, благоприятных климатических условий;

г) высокой численности населения.

3. Условия торговли определяются как:

а) внешнеторговое сальдо;
б) отношение объема внешней торговли к ВВП страны;
в) отношение индекса экспортных цен к индексу импортных цен;
г) отношение индекса импортных цен к индексу экспортных цен.

Задача:

4. На основании приведенных статей составьте платежный баланс страны, классифицируя каждую из операций как кредит или дебет :

Операции

Оценка, ден.ед.

Покупка резидентами страны А ценных бумаг иностранных фирм.

70

Импорт товаров и услуг в страну А

115

Экспорт товаров и услуг из страны А

135

Денежные переводы от фирм в страну А

50

Продажа ценных бумаг страны А иностранцам

75

Импорт золота в страну А

75

Список литературы.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец оформления титульного листа

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика»

с использованием компьютерной обучающей программы

Вариант № _____

Преподаватель: _________________________________________

Студент II курса:

__________________________________________________

(Ф.И.О.)

__________________________________________________

(факультет)

__________________________________________________

(№ личного дела, № группы)

Москва – 200__


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец оформления плана работы

План работы

Стр.

Контрольный теретический вопрос ......................................................

Контрольные тестовые задания..............................................................

Задача........................................................................................................

Список литературы…………………….............................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Образец оформления списка использованной литературы

Список использованной литературы

1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007.

2. Мировая экономика: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

3. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2008.

4. Протас В.Ф. Мировая экономика в схемах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

5. Розинский И. Иностранные филиалы и национальные интересы // Вопросы экономики. - 2008.- № 5.

6. Супян Н. Транснациональные корпорации в начале XXI в.: экономическая мощь и социальная ответственность (опыт Германии) // Человек и труд. - 2008.- № 5.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение …………………………………………………………………………..2

1. Общие положения………………………………………….............…………..3

2. Методика выполнения контрольной работы

2.1. Выбор варианта контрольной работы......................................................4

2.2. Подбор литературы для выполнениия контрольной работы.................5

2.3. Структура выполнения контрольной работы..........................................7

2.4. Порядок оформления работы..................................................................12

2.5. Подготовка к собеседованию по контрольной работе..........................13

3. Варианты и планы контрольных работ.......……………………………..……14

Приложение №1. Образец оформления титульного листа .................................45

Приложение №2. Образец оформления плана работы .......................................46

Приложение №3. Образец оформления списка использованной литературы...46

Мировая экономика. Методические указания по выполнению контрольной работы с использованием компьютерной обучающей программы для студентов всех специальностей II курса (первое высшее образование), III курса (второе высшее образование) и ФНО, кроме специальностей «ГиМУ» 080504 (06.10.00) и «Маркетинг» 080111 (06.15.00). – М.: ВЗФЭИ, 2008.

Редактор_________________________________

Компьютерная верстка_____________________

Корректор _______________________________

Директор издательства_____________________

Подписано в печать _______________.Формат 60 х 90 1/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman Cyr.

Усл.п.л. ______.Тираж _____­­___ экз. Заказ №_______.

Редакционно-издательский отдел

Всероссийского заочного

финансово-экономического института (ВЗФЭИ)

Олеко Дундича, 23, Москва, Г-96, ГСП-5, 123995.


[1]