Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания (для студентов заочной формы обучения) 2007г

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО Тольяттинский политехнический колледж

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Методические указания и контрольные задания

(для студентов заочной формы обучения)

2007г.

Методическое указание составлено в

составлено в соответствии с

рабочей программой по дисциплине

«Правовое обеспечение

профессиональной деятельности»

для студентов заочного отделения

всех специальностей

Составитель: Захарова Ю.Е.

Рецензенты: Захарова С.С.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Тематический план
  3. Программа предмета, методические указания и вопросы для самоконтроля
  4. Методические указания по выполнению контрольной работы
  5. Задания на контрольную работу
  6. Литература

1. Пояснительная записка

На нынешнем этапе развития российского общества правовая культура становится необходимым элементом общей культуры человека. Только законопослушные граждане могут сделать свою страну благополучной и уважаемой в мировом сообществе. Успешная профессиональная деятельность по многим специальностям также в значительной степени зависит от умения ориентироваться в законодательстве и правильно его применять. Чем бы ни занимался человек, знание прав и обязанностей, умение защищать свои интересы и в то же время сотрудничать с другими людьми поможет ему занять в обществе место, соответствующее его способностям.

Методические указания по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», предназначенные для системы среднего специального образования, составлены на основе требований Государственного образовательного стандарта и в соответствии с рабочей программой по данному курсу.

По данной дисциплине предусматривается выполнение одной домашней контрольной работы, охватывающей все разделы рабочей учебной программы.

На установочных занятиях студентов знакомят с программой дисциплины, методикой работы над учебным материалом и выполнения контрольной работы.

Варианты контрольной работы составлены применительно к действующей рабочей программе по дисциплине. Выполнение контрольной работы определяет степень усвоения студентами изученного материала и умения применять полученные знания при решении практических задач.

Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения темам программы. Проведение практических занятий предусматривает своей целью закрепление теоретических знаний и приобретение необходимых практических умений по программе учебной дисциплины.

Учебный материал рекомендуется изучать в той последовательности, которая дана в методических указаниях:

- ознакомление с рабочим тематическим планом и методическими указаниями по темам

- изучение программного материала по рекомендуемой литературе

- составление ответов на вопросы самоконтроля, приведенные после каждой темы.

В результате изучения студент должен:

· иметь представление:

- о правовом положении субъектов правоотношений в сфере хозяйственной деятельности;

· знать:

- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

- основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие взаимоотношения физических и юридических лиц в процессе хозяйственной деятельности;

· уметь:

- защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством.

2. Тематический план

№ темы

Разделы и темы

1.

Введение

Раздел 1. Право и экономика

1.1.

Правовое регулирование экономических отношений

1.2.

Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности

Раздел 2. Труд и социальная защита .

2.1.

2.2.

Трудовое право как отрасль права.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

2.3.

2.4.

Трудовой договор.

Рабочее время и время отдыха.

2.5.

2.6.

Заработная плата.

Трудовая дисциплина.

2.7.

2.8.

Материальная ответственность сторон трудового договора.

Трудовые споры.

2.9.

3.1.

Социальное обеспечение граждан.

Раздел 3. Административное право

Административные правонарушения и административная ответственность .

3. Программа предмета, методические указания по темам и вопросы для самоконтроля

Введение.

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими общими гуманитарными и социально-экономическими, общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Значение дисциплины для процесса освоения основной профессиональной программы по специальности.

Методические указания

Приступая к изучению предмета необходимо знать о роли и месте дисциплины в системе профессионального образования, а также о значении знаний по дисциплине для процесса освоения основной профессиональной программы по специальности.

Раздел 1. Право и экономика

Тема 1.1. Правовое регулирование экономических

отношений

Рыночная экономика как объект воздействия права. Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки. Отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в РФ, их источники.

Методические указания

При изучении данной темы следует знать понятие и признаки предпринимательской деятельности, а также основные отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в РФ.

Необходимо обратить внимание на источники права, регулирующие предпринимательскую деятельность.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение предпринимательской деятельности и наемного труда.
  2. Перечислите признаки предпринимательской деятельности, укажите связь между нею и наемным трудом.
  3. Какова цель предпринимательской деятельности? Чем доход предпринимателя отличается от дохода наемного работника?
  4. Что понимается под предпринимательским правом? Какие гарантии предпринимательской деятельности устанавливает Конституция РФ?
  5. Укажите основные направления и правовые источники регулирования предпринимательской деятельности.

Тема 1.2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.

Понятие и признаки субъектов предпринимательской деятельности. Виды субъектов предпринимательского права.

Право собственности. Правомочия собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Формы собственности по российскому законодательству.

Понятие юридического лица, его признаки. Организационно-правовые формы юридических лиц. Создание, реорганизация, ликвидация юридических лиц.

Индивидуальные предприниматели (граждане), их права и обязанности.

Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности: понятие, признаки, порядок.

Методические указания

Рассматривая вопросы темы, необходимо знать, что субъектами предпринимательской деятельности выступают физические лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица.

При изучении темы следует обратить внимание на то, как индивидуальные предприниматели и юридические лица приобретают статус субъектов предпринимательской деятельности и как его утрачивают.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите субъектов предпринимательской деятельности
  2. Сформулируйте понятие права собственности и перечислите его признаки
  3. Что входит в содержание права собственности и какие формы собственности предусматривает российское законодательство
  4. Что такое предпринимательская правоспособность гражданина, и в какой момент она возникает?
  5. Каковы условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя и каков порядок государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя?
  6. Дайте понятие юридического лица и охарактеризуйте его признаки
  7. Назовите учредительные документы юридических лиц и порядок их создания
  8. Сформулируйте понятие реорганизации юридических лиц и опишите ее формы.
  9. Что такое ликвидация и в чем ее отличие от реорганизации
  10. Что такое несостоятельность (банкротство)? Какие субъекты по действующему законодательству могут признаваться банкротами.
  11. Каковы признаки несостоятельности (банкротства) и при каких условиях должник считается неплатежеспособным?
  12. Перечислите основные виды процедур банкротства
  13. Что такое мировое соглашение в деле о банкротстве и каковы условия и последствия его заключения?

Раздел 2. Труд и социальная защита

Тема 2.1. Трудовое право как отрасль права.

Понятие трудового права. Источники трудового права. Трудовой кодекс РФ.

Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения. Структура трудового правоотношения. Субъекты трудового правоотношения.

Методические указания

При изучении вопросов темы необходимо знать понятие и основные источники трудового права в РФ, а также структуру и основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое труд? Какие отношения складываются в процессе труда, и каково их взаимодействие?
  2. Охарактеризуйте понятие и предмет трудового права
  3. Каковы особенности метода трудового права?
  4. Опишите систему трудового права
  5. Дайте общую характеристику Трудового кодекса РФ в сфере труда
  6. Каковы особенности системы источников трудового права РФ?
  7. Дайте понятие трудового правоотношения. Каково содержание трудового правоотношения?
  8. Что такое трудовая правосубъектность и каковы ее элементы?
  9. Каковы основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений?

Тема 2.2. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Общая характеристика законодательства РФ о трудоустройстве и занятости населения. Государственные органы занятости населения, их права и обязанности. Негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству граждан.

Понятие и формы занятости. Порядок и условия признания гражданина безработным. Правовой статус безработного. Пособие по безработице. Иные меры социальной поддержки безработных. Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан.

Методические указания

При изучении темы необходимо уделить особое внимание на виды государственных органов занятости населения, их права и обязанности.

Следует усвоить порядок и условия признания гражданина безработным, его права и обязанности. Уметь составить резюме для предоставления в службу занятости и в кадровые агентства.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какими причинами вызвана необходимость правового регулирования занятости и трудоустройства населения?
  2. Что такое занятость? Какие формы занятости Вам известны?
  3. Назовите основные права граждан в области занятости
  4. Перечислите органы занятости населения в РФ. Каковы функции этих органов и каковы их права?
  5. Какие граждане по закону считаются безработными? Каковы условия и порядок приобретения статуса безработного? Какие граждане не могут быть признаны безработными?
  6. Назовите признаки подходящей работы. Какая работа не может быть признана подходящей?
  7. Дайте общую характеристику правового статуса безработных
  8. Что такое пособие по безработице? Каковы его размер, порядок и продолжительность выплаты?
  9. В каких случаях выплата пособия приостанавливается, временно не производится? Укажите основания прекращения выплаты пособия.

Тема 2.3. Трудовой договор.

Понятие трудового договора, его значение. Стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Виды трудовых договоров.

Порядок заключения трудового договора. Документы, предоставляемые при поступлении на работу. Оформление на работу. Испытания при приеме на работу.

Понятие и виды переводов по трудовому праву. Отличие переводов от перемещения. Совместительство.

Основания прекращения трудового договора. Оформление увольнения работника. Правовые последствия незаконного увольнения.

Методические указания

При изучении темы необходимо уяснить понятие трудовой договор, его содержание и виды.

Следует знать, какие предъявляются документы при поступлении на работу, как происходит оформление на работу и увольнение с работы, а также правовые последствия незаконного увольнения.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое трудовой договор и каково его социальное и юридическое значение?
  2. Каковы основные признаки трудового договора.
  3. Что является содержанием трудового договора? Назовите виды условий трудового договора
  4. Назовите виды трудовых договоров
  5. В чем состоит принцип свободы трудового договора? Каков порядок заключения трудового договора? Какие документы должны быть представлены работником при поступлении на работу?
  6. Что такое испытание при приеме на работу, каковы его цель и юридическое значение?
  7. Что такое трудовая книжка, каковы ее значение и порядок ведения? Какие сведения вносятся в трудовую книжку?
  8. Что такое перевод на другую постоянную работу и в чем его отличие от перемещения?
  9. Что такое временный перевод на другую работу? Каковы его основания и условия?
  10. Что понимается под прекращением трудового договора?
  11. Каковы условия и порядок расторжения трудового договора работником по собственному желанию?
  12. Перечислите основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя
  13. Перечислите основания расторжения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Тема 2.4. Рабочее время и время отдыха

Понятие рабочего времени, его виды. Режим рабочего времени и порядок его установления. Учет рабочего времени. Понятие и виды времени отдыха. Компенсация за работу в выходные и праздничные дни.

Отпуска: понятие, виды, порядок предоставления. Порядок установления рабочего времени и времени отдыха для лиц, совмещающих работу с обучением.

Методические указания

При изучении темы следует ознакомиться с понятием рабочего времени, его видами и порядком установления, а также с видами отпусков и порядком их предоставления

Следует обратить внимание на льготы, установленные законодательством для лиц, совмещающих работу с обучением.

Вопросы для самоконтроля

  1. Сформулируйте понятие рабочего времени. Какие периоды в него включаются, а какие нет?
  2. Назовите виды рабочего времени и охарактеризуйте их
  3. Дайте понятие режима рабочего времени и общую характеристику его видов.
  4. Что понимается под временем отдыха? Какие виды времени отдыха существуют?
  5. Сформулируйте понятие отпуска и охарактеризуйте его виды
  6. Каков порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков?
  7. Что такое отпуск без сохранения заработной платы? В каких случаях работодатель вправе, а в каких обязан предоставить такой отпуск?
  8. Какие гарантии предоставляются работникам, совмещающим работу с обучением в учреждениях среднего профессионального образования?

Тема 2.5. Заработная плата.

Понятие заработной платы. Социально – экономическое и правовое содержание заработной платы государственное и локальное. Минимальная заработная плата. Индексация заработной платы. Системы заработной платы: сдельная и повременная. Оплата труда работников бюджетной сферы. Единая тарифная сетка.

Порядок и условия выплаты заработной платы. Ограничения удержаний из заработной платы. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий труда.

Методические указания

При изучении темы необходимо обратить внимание на порядок определения размера вознаграждения работника за работу, в зависимости от условий его труда; а также ознакомится с порядком и условиями выплаты заработной платы.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое заработная плата и каково ее значение?
  2. Охарактеризуйте механизм правового регулирования заработной платы. Какие элементы он включает?
  3. Что такое минимальный размер оплаты труда и в чем его юридическое значение?
  4. Что такое тарифная система и каковы ее элементы?
  5. Назовите основные системы заработной платы
  6. Что такое премиальная система оплаты труда и как она используется?
  7. Как производится оплата в случае невыполнения работником трудовых обязанностей?
  8. Каков порядок выплаты заработной платы?

Тема 2.6. Трудовая дисциплина

Понятие трудовой дисциплины, методы ее обеспечения.

Понятие дисциплинарной ответственности. Виды дисциплинарных взысканий.

Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Порядок обжалования и снятия дисциплинарных взысканий.

Методические указания

При изучении темы необходимо уяснить понятие трудовой дисциплины и методы ее обеспечения.

Следует знать, понятие дисциплинарной ответственности и ее виды, а также порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок организации?
  2. Назовите методы обеспечения трудовой дисциплины.
  3. Что такое дисциплинарная ответственность и дисциплинарный проступок?
  4. Перечислите виды дисциплинарных взысканий.
  5. Каковы условия и порядок применения дисциплинарных взысканий

Тема 2.7. Материальная ответственность сторон трудового права.

Понятие материальной ответственности. Основания и условия привлечения работника к материальной ответственности. Полная и ограниченная материальная ответственность. Индивидуальная и коллективная материальная ответственность.

Порядок определения размера материального ущерба, причиненного работником работодателю. Порядок возмещения материального ущерба, причиненного работником работодателю.

Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику. Виды ущерба, возмещаемого работнику, и порядок возмещения ущерба.

Методические указания

При изучении темы необходимо уяснить понятие материальной ответственности и ее виды.

Следует знать порядок определения размера материального ущерба, причиненного работником работодателю и работодателем работнику.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте понятие материальной ответственности. В чем состоят ее особенности?
  2. Каковы особенности материальной ответственности работника? Что такое прямой действительный ущерб и упущенная выгода?
  3. Назовите виды материальной ответственности работников.
  4. Что такое полная материальная ответственность? Перечислите случаи полной материальной ответственности работников
  5. Охарактеризуйте способы определения размера причиненного работником ущерба.
  6. Дайте общую характеристику материальной ответственности работодателя перед работником. Назовите ее виды.

Тема 2.8. Трудовые споры

Понятие трудовых споров, причины их возникновения. Классификация трудовых споров.

Понятие и механизм возникновения коллективных трудовых споров. Порядок разрешения коллективных трудовых споров: примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж. Право на забастовку, порядок проведения забастовки. Незаконная забастовка и ее правовые последствия. Порядок признания забастовки незаконной.

Понятие индивидуальных трудовых споров. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: комиссии по трудовым спорам, суд. Сроки подачи заявлений и сроки разрешения дел в органах по рассмотрению трудовых споров. Исполнение решения по трудовым спорам.

Методические указания

При изучении темы следует обратить внимание на понятие трудовых споров и причины их возникновения.

Следует знать порядок разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров, а также уметь применять нормы трудового права для разрешения трудовых споров.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что понимается под трудовыми спорами? Перечислите признаки трудовых споров и их субъектов.
  2. Охарактеризуйте причины, условия и поводы возникновения трудовых споров.
  3. Перечислите виды трудовых споров.
  4. Сформулируйте понятие индивидуальных трудовых споров. Какими органами эти споры рассматриваются?
  5. Сформулируйте понятие коллективных трудовых споров. Назовите органы по урегулированию коллективных трудовых споров.
  6. Что такое забастовка? При каких условиях возможно объявление забастовки?
  7. Какие существуют ограничения права на забастовку?
  8. Какие гарантии устанавливает закон для работников, участвующих в забастовке?

Тема 2.9. Социальное обеспечение граждан.

Понятие социальной помощи. Виды социальной помощи по государственному страхованию (медицинская помощь, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременные пособия). Пенсии их виды. Условия и порядок назначения пенсии.

Методические указания

При изучении темы необходимо уяснить виды социальной помощи гражданам по государственному страхованию.

Следует знать виды, условия и порядок назначения пенсий.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое право социального обеспечения? Каковы его принципы и задачи?
  2. Что такое трудовой стаж и каково его значение? Назовите виды трудового стажа и охарактеризуйте каждый из них.
  3. Дайте понятие пенсии и назовите основные виды пенсионного обеспечения в нашей стране.
  4. Перечислите виды пособий гражданам, имеющим детей. Укажите их размеры.
  5. Что такое пособие по безработице и как определяется его размер?

Раздел 3. Административное право

Тема 3.1. Административные правонарушения и административная ответственность

Понятие административного права. Субъекты административного права. Административные правонарушения. Понятие административной ответственности. Виды административных взысканий. Порядок наложения административных взысканий.

Методические указания

При изучении темы необходимо ознакомиться с субъектами административного права.

Следует знать виды административных взысканий и обратить внимание на порядок наложения административных взысканий, усвоить законность привлечения гражданина к административной ответственности.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте предмет и метод административного права, дайте его определение.

2. Что такое административная юрисдикция, административное принуждение, административная ответственность?

3. Назовите признаки административной ответственности.

4. Сформулируйте понятие административного правонарушения и его состава

5. Перечислите виды административных наказаний.

6. Кто уполномочен применять административные наказания?

7. Какова процедура привлечения к административной ответственности и рассмотрения дел об административных правонарушениях?

8. Как назначаются административные наказания? Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности?

9. Как возмещается имущественный и моральный вред, причиненный административным правонарушением?

10. В течении какого срока лицо считается подвергнутым административному наказанию?

4. Методические указания по выполнению контрольной работы

По данной дисциплине планируется выполнение одной контрольной работы.

Контрольная работа состоит из десяти вариантов. Каждый вариант контрольной работы содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание.

Изучать дисциплину рекомендуется последовательно по темам, в соответствии с рабочим планом и методическими указаниями к ним. Степень усвоения материала проверяется умением ответить на вопросы для самоконтроля, приведенные в конце темы.

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре шифра-номера личного дела студента.

При окончании номера на «0» выполняется вариант № 10, при последней цифре «1» - вариант № 1 и т.д.

При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

- в контрольную работу записывать контрольные вопросы и условия задачи. После вопроса должен следовать ответ на него. Содержание ответов должно быть четким и ясным.

- решение задачи следует сопровождать пояснениями и комментариями нормативно-правовых актов.

На каждой странице оставляются поля шириной 3-4 см для замечаний проверяющего работу. За ответом на последний вопрос приводится список использованных источников и литературы, указывается методическое пособие, по которому выполнялась работа, ставится подпись исполнителя и оставляется место для рецензии.

На обложке тетради указывается учебный шифр, наименование дисциплины, курс, отделение, индекс учебной группы, фамилия, имя и отчество исполнителя, точный почтовый адрес.

В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение.

Домашние контрольные работы оцениваются «зачтено» или «незачтено».

После получения прорецензированной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания преподавателя, повторить недостаточно усвоенный материал.

Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению.

Задания, выполненные не по своему варианту, не засчитываются и возвращаются студенту.

5. Задания на контрольную работу

Вариант № 1 .

  1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
  2. Организация занятости и трудоустройства населения в России.
  3. Задача. Решением местной администрации Васильевой был снижен брачный возраст до 17 лет, после чего она вступила в брак с Федоровым. В связи с предстоящим переездом к мужу, проживающему в другом поселке, она решила продать дом, перешедший к ней по завещанию. Поскольку никто из односельчан не изъявил желания приобрести дом для постоянного проживания, она договорилась с одним из соседей, Никитиным, о продаже ему дома на снос за сумму, эквивалентную 500 000 рублям. Узнав об этом, родители Васильевой заявили ей, что они возражают против этой сделки, так как цена очень низкая. По их мнению, дом вообще не следовало продавать на снос, поскольку он находится в хорошем состоянии и им удалось подобрать покупателя, желающего приобрести дом для постоянного проживания за большую сумму. Васильева ответила, что договор с Никитиным уже заключен и изменять его она не намерена. Тогда родители обратились с иском в суд о признании заключенной с Никитиным сделки недействительной как совершенной их несовершеннолетней дочерью без их согласия. Какое решение должен принять суд?

Вариант № 2.

  1. Правовой статус физических лиц (индивидуальных предпринимателей), как субъектов предпринимательской деятельности.
  2. Правовое положение безработных граждан.
  3. Задача. 17-летний Алексей Синицын после окончания средней школы поступил на работу в общество с ограниченной ответственностью. Через несколько месяцев к директору Общества пришел отец Синицына и рассказал, что сын неразумно расходует весь свой заработок на приобретение очень дорогих вещей, посещение ресторанов и т.п. В то же время семья испытывает материальные затруднения, поскольку в семье есть еще двое малолетних детей. К тому же мать Алексея не работает по причине инвалидности. Директор с пониманием отнесся к проблемам семьи и распорядился выдавать Алексею на руки только часть зарплаты, а оставшуюся часть выдавать его родителям. Правильно ли поступил директор?

Вариант № 3 .

  1. Юридические лица, как субъекты предпринимательской деятельности: понятие, признаки, виды
  2. Трудовой договор: понятие, содержание и виды
  3. Задача. В регистрационную палату обратилась группа граждан, желающих создать предприятие по ловле рыбы в Неве и Ладожском озере. Изучив представленные документы, юрист регистрационной палаты вернул документы заявителям, указав на следующие ошибки:

а) название предприятия – «Артель рыболовов»

б) учредительный договор подписан председателем и секретарем учредительного собрания артельщиков, а не самими участниками

в) в уставе не оговорены общий размер складочного капитала и количество членов артели, а указан лишь размер паевого взноса

г) согласно уставу председатель артели одновременно является председателем ее правления, а все члены правления являются членами наблюдательного совета с правом совещательного голоса, что также не соответствует закону.

Заявители обратились с жалобой к начальнику отдела регистрационной палаты, считая замечания юриста незаконными. Разрешите жалобу.

Вариант № 4 .

    1. Создание и учредительные документы юридического лица.
    2. Заключение трудового договора и оформление трудовых отношений .
    3. Задача. К фермерскому хозяйству Соловьева пристала корова. Поскольку корову нечем было кормить, фермер забил корову, мясо продал на рынке, а шкуру передал на кожевенный завод в обмен на изделия из кожи. Через два месяца объявился собственник коровы. К кому и какие требования он может предъявить?

Вариант № 5.

1. Реорганизация и ликвидация юридического лица: понятие и виды

2. Прекращение трудового договора

3. Задача . Два брата, Петр и Андрей, получили по наследству жилой дом. По договоренности между братьями Петр с семьей пользовался тремя комнатами, выходившими на южную сторону, а холостяк Андрей – двумя комнатами с окнами на север. Кухня в доме была общая. Андрей пожелал уехать на Север, в связи с чем подыскал покупателя на выделенную ему часть дома. Петр, однако, заявил, что не допустит продажи части дома постороннему лицу. При этом он ссылался на то, что между братьями была лишь устная договоренность о порядке пользования домом и что дом в натуре вообще разделить нельзя без существенной перепланировки. Вместе с тем от приобретения части дома, принадлежащей Андрею, Петр отказался, поскольку не имеет для этого средств, а трех комнат ему с семьей вполне достаточно. Нотариус отказался удостоверить договор купли-продажи и рекомендовал братьям для разрешения спора обратиться в суд. Решите дело.

Вариант № 6.

1. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц

2. Рабочее время и время отдыха

3. Задача. Супруги Андриановы во время совместной жизни приобрели автомашину «Волга». Спустя несколько лет Андрианов погиб в авиационной катастрофе. Его мать как наследница предъявила к Андриановой иск о разделе автомашины. Решением суда автомобиль был оставлен жене, а матери присуждена денежная компенсация, которую Андрианова ей выплатила. Впоследствии Андрианова продала машину. Узнав об этом, мать Андрианова предъявила иск о признании договора купли-продажи недействительным, поскольку он нарушает принадлежащее ей преимущественное право покупки автомобиля. Решите дело.

Вариант № 7.

  1. Понятие, признаки, содержание и форма гражданско-правового договора.
  2. Понятие и значение заработной платы. Системы оплаты труда.
  3. Задача. В соответствии с решением Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г №3-П признаны не соответствующими Конституции РФ нормы ч.2 ст.235 КЗоТ РФ и п.3 ст.25 Федерального закона «О профессиональных союзах», запрещающие увольнять по инициативе работодателя работников, являющихся членами выборных профсоюзных органов, без предварительного согласия профкома и вышестоящего профсоюзного органа.

В марте 2002 г. генеральный директор ОАО «Станкопром» вызвал к себе членов профсоюзного комитета и заявил, что если они будут мешать ему работать, то он уволит их по сокращению штатов (п. 2 ст.81 ТК РФ) Председатель профкома заметил, что в этом случае увольнение членов выборных профсоюзных органов в соответствии со ст.374 ТК РФ возможно только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа. В ответ на это генеральный директор сослался на вышеупомянутое решение Конституционного Суда РФ как имеющее высшую юридическую силу. Являются ли акты судебных органов источниками права?

Вариант № 8.

  1. Договор купли-продажи: понятие, стороны, виды, содержание
  2. Понятие и способы обеспечения трудовой дисциплины.
  3. Задача. Травкин приобрел в магазине музыкальных инструментов концертный рояль в кредит. На следующий день к директору магазина явилась жена Травкина и потребовала принять обратно рояль и возвратить полученную магазином сумму аванса. При этом она пояснила, что Травкин страдает шизофренией, состоит под наблюдением психоневрологического диспансера и в ближайшее время она намерена обратиться в суд с заявлением о признании его недееспособным. Приглашенный директором магазина продавец, сообщил, что поведение Травкина не давало ни малейшего повода заподозрить какую-либо психическую ненормальность. К тому же Травкин исполнил на весьма высоком профессиональном уровне несколько сложных отрывков из произведений Бетховена. Жена Травкина предъявила медицинскую справку, где отмечалось, что Травкин в течение ряда лет подвержен периодическим приступам шизофрении, которые за последние несколько месяцев участились, но в промежутках между ними он вполне способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Мог ли Травкин совершить данную сделку?

Вариант № 9.

1. Договор аренды: понятие, стороны, виды, содержание

2. Понятие дисциплинарной ответственности, виды дисциплинарных взысканий и порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

3. Задача. 16 ноября Крылов купил в универмаге костюм и ботинки, предварительно их примерив и внимательно осмотрев. Придя домой, Крылов снова стал примерять костюм, но фасон и расцветка костюма ему не понравились. Посоветовавшись с отцом, Крылов решил обменять костюм в ближайшее воскресенье, 21 ноября. Костюм Крылов больше не надевал. 20 ноября, возвращаясь с работы, Крылов споткнулся на лестнице, а потом обнаружил, что у одного из новых ботинок с носка отрывается подошва. 21 ноября Крылов пришел в универмаг и потребовал обменять костюм, а за ботинки возвратить деньги. Администрация универмага обменять костюм отказалась, ссылаясь на то, что костюм вполне доброкачественный, соответствующего размера и никаких серьезных причин для обмена нет. Что же касается ботинок, то администрация согласилась принять их обратно, но лишь в обмен на другую пару. Вправе ли Крылов обменять доброкачественный костюм, фасон и расцветка которого ему не понравились? Какие права имеет покупатель в случае выявления в купленной обуви дефектов производственного характера?

Вариант № 10.

1. Договор подряда: понятие, стороны, виды и содержание

2. Материальная ответственность сторон трудового договора

3. Задача: Супруга слесаря Белкина обратилась к директору завода «Прогресс», где тот работал, и просила оказать воздействие на мужа, который пропивает почти всю заработную плату. Директор распорядился ежемесячно выдавать заработную плату Белкина его супруге. Узнав об этом, Белкин обратился в КТС завода с требованием отменить это распоряжение, так как в организации работает он, а не его супруга. Может ли быть ограничена трудовая дееспособность работника при вышеизложенных обстоятельствах?

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛАМ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1.

  1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
  2. Источники права, регулирующие предпринимательские отношения
  3. Понятие и структурные элементы предпринимательских правоотношений
  4. Понятие и признаки субъектов предпринимательской деятельности
  5. Виды субъектов предпринимательского права
  6. Понятие и содержание права собственности
  7. Право хозяйственного ведения
  8. Право оперативного управления
  9. Формы собственности по российскому законодательству
  10. Понятие и признаки юридического лица
  11. Понятие и виды правоспособности юридических лиц
  12. Виды юридических лиц
  13. Создание и учредительные документы юридического лица
  14. Порядок государственной регистрации юридических лиц
  15. Понятие и формы реорганизации юридических лиц
  16. Понятие и виды ликвидации юридических лиц
  17. Понятие и признаки банкротства юридических лиц
  18. Процедуры банкротства
  19. Понятие и способы защиты гражданских прав
  20. Понятие и виды экономических споров
  21. Порядок рассмотрения экономических споров
  22. Исковая давность

Раздел 2 .

  1. Понятие и предмет трудового права
  2. Метод, система и источники трудового права
  3. Понятие и структурные элементы трудовых правоотношений
  4. Трудовая правосубъектность работника
  5. Трудовая правосубъектность работодателя
  6. Понятие и формы занятости
  7. Органы занятости населения и их функции
  8. Порядок и условия признания гражданина безработным
  9. Понятие подходящей и неподходящей работы
  10. Правовой статус безработного
  11. Пособие по безработице. Порядок выплаты пособия
  12. Понятие и признаки трудового договора
  13. Содержание трудового договора
  14. Виды трудового договора
  15. Порядок заключения трудового договора. Форма трудового договора
  16. Оформление приема на работу. Трудовая книжка.
  17. Изменение трудового договора
  18. Прекращение трудового договора
  19. Понятие и виды рабочего времени
  20. Понятие и виды времени отдыха
  21. Понятие и виды отпусков
  22. Понятие и механизм правового регулирования заработной платы
  23. Тарифная система
  24. Порядок выплаты заработной платы. Защита заработной платы.
  25. Понятие и способы обеспечения дисциплины труда
  26. Понятие и виды дисциплинарной ответственности.
  27. Понятие и условия материальной ответственности
  28. Понятие и виды материальной ответственности работника перед работодателем.
  29. Понятие и виды материальной ответственности работодателя перед работником.
  30. Понятие, причины и условия трудовых споров
  31. Поводы возникновения трудовых споров. Виды трудовых споров.
  32. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС.
  33. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судебных органах
  34. Понятие коллективных трудовых споров. Органы по урегулированию коллективных трудовых споров.
  35. Понятие забастовки. Условия объявления забастовки
  36. Порядок проведения забастовки.
  37. Предмет, метод и система права социального обеспечения
  38. Понятие и виды трудового стажа.
  39. Понятие и виды трудовых пенсий в РФ.
  40. Понятие и виды пособий.

Раздел 3.

  1. Понятие и признаки административной ответственности
  2. Понятие и состав административного правонарушения
  3. Понятие и виды административных наказаний
  4. Органы, уполномоченные назначать административные наказания
  5. Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях.

7. Список используемых источников и литературы.

Нормативный материал

1.Конституция РФ

2. Гражданский кодекс РФ

3. Трудовой кодекс РФ

4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях

6. ФКЗ «О судебной системе РФ»

7. ФКЗ «О мировых судьях в РФ»

8.ФЗ «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров»

9. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

10. ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»

11. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»

Литература

Основная

Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник/ под ред. А.С. Аракчеева и Д.С. Тузова – М.,2002

Комментарий к Трудовому кодексу РФ (постатейный, научно-практический)/под ред. К.Я.Ананьевой М.,2002

Дополнительная

Абашин Э.А. Арбитраж: долги юридических лиц – М., 2002

Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Трудовое право: схемы и комментарии – М.,2000

Голованов Н.А. Юридические лица – Санкт – Петербург, 2002

Иванов В.Н. Как защитить свои права и законные интересы – М, 2002